Конкурсная программа "Мы – друзья природы". Сценарий экологической игры

МБУ ДО ДДТ г. Гуково.

Городская игровая программа для младших школьников. Сценарий экологической игры «Дом под крышей голубой»

Все команды построились на площади.

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «Раненая птица»

ВЫХОДИТ ВЕДУЩАЯ: Здравствуйте, дорогие друзья! Общероссийское экологическое общественное движение «Зеленая Россия» объявило о старте Всероссийского субботника «Страна моей мечты» . Ведь страна – это наш общий дом, и только от нас с вами зависит, будет ли в нашем доме чисто, светло и уютно! Сегодня, 16 сентября в субботнике принимает участие вся наша страна. Это событие стало настоящим праздником. В разных городах проходят субботники, экоуроки, мастер- классы и экологические игры.
И поэтому, сегодня мы с вами собрались здесь, на площади Победы у Дома детского творчества для участия в городской экологический игре — квесте «Дом под небом голубым!».

Правила нашей игры:

1. В игре участвуют 12 команд.

Каждой команде предстоит побывать на 6 игровых станциях. На каждой игровой станции вас, ребята, встретят педагоги Дома детского творчества.

Успех на каждой станции будет разный – некоторые команды получат зеленые жетоны, некоторые — синие или светло- зеленые жетоны, После прохождения всех этапов игры – капитаны команд предоставляют свои жетоны главному судье игры – методисту Зайцевой Наталье Викторовне. Каких жетонов окажется у команды больше – то место и займет она в нашей игре. Зеленых больше – 1 место, синих – второе, светло- зеленых – третье.

Каждая команда будет передвигаться по станциям – по своему маршрутному пути.
Приглашаются капитаны для получения маршрутных листов.

ВСЕМ УДАЧНОЙ ИГРЫ!

1 СТАНЦИЯ «ЭСТАФЕТА С КОЛЬЦАМИ»

Оборудование: линия старта, 2 игровых поля (нарисованный квадрат на асфальте – 3 м х3м, с ячейками 30см х30 см, в ячейках буквы) на расстоянии 7 метров от старта. Каждому игроку выдается одно пластмассовое или фанерное кольцо.

Ведущий: Ребята, перед вами игровое поле, задача каждого игрока добежать до игрового поля найти одно название зверя, птицы или рыбы, положить кольцо на первую букву этого слова и вернуться назад, передав ход следующему игроку. Выигрывает та команда, которая нашла на игровом поле 6 слов (слов больше)- названий животных и пришла на финиш первой. Победитель получает золотой жетон, 2 команда серебряный жетон. Если команда, нашла на игровом поле меньше 6 слов – бронзовый жетон.

К М Е Д В Е Д Ь Д А
А О В М А П 3 А Я Ц
Б А Р А Н Ш О К Т Ы
А Г К О 3 Ё Л О С Ь
А X К Р О Т В О Л К
В О Р О Б Е Й С О М

2 СТАНЦИЯ «ЛЕС»

Оборудование: большие кубики- 5х5, на них таблички с профессиями,2 столика, карточки с предметами. Время на выполнение задания 2 минуты.

Ведущий: ЛЕС – наше богатство! ЛЕС – это зеленый наряд нашей Земли. Там, где лес – всегда чистый воздух. ЛЕС – это дом для зверей и птиц. ЛЕС – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, грибы, ягоды.

Карточки с профессиями — музыкант, врач, столяр, химик, кораблестроитель.

1. Краска.
2. Пихтовое масло
3. Книги.
4. Камфара.
5. Атласы и карты.
6. Газета.
7. Ароматизаторы.
8. Пробки.
9. Клей.
10. Украшения.
11. Глюкоза
12. Уголь древесный.
13. Пианино.
14. Пластмасса
15. Строительные материалы.
16. Карандаши.

Ведущий раздает жетоны: если задание выполнено правильно — золотой жетон, серебряный – если остались карточки или сделаны ошибки.(не более 2),бронзовые более 2.

3 СТАНЦИЯ «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗООПАРК»

Оборудование: аккордеон, маски или головные уборы животных (например: лиса, кошка, утка, зебра, лев, корова и т.д.)

ВЕДУЩИЙ: (Принимает участие одна команда) Ребята, представьте, что в зоопарке состоится концерт. Подберите «артистов» для исполнения знакомой песни так, как это могли бы сделать ансамбль в составе … (это ваш выбор). Переоденетесь в животных и пойте знакомую песню голосами этих животных.

Команда получает золотой жетон – если получился очень хороший номер, если не очень дружно- серебреный жетон, совсем слабое исполнение- бронзовый жетон.

4 СТАНЦИЯ «ПО ГРИБЫ»

Оборудование: Большие пластмассовые бочонки, кегли, карточки грибов

ВЕДУЩИЙ (2 команды): Представьте себе, что вы пошли по грибы в лес, гуляете по лесу и видите, что в лесу очень много мусора, конечно вы, как истинные экологи, соберете мусор – закопаете его в ямы, но большие емкости, которые вы нашли в лесу заберете собой. Ваша задача – оправится по грибы, перекатывая бочонок между деревьями (кегли), собрать все грибы полезные грибы, и не собрать один опасный гриб, под деревьями и кустами и благополучно вернуться домой.

Эстафета двух команд. Победитель – получает золотой жетон, команда пришедшая второй – серебренный, а те кто сбил кегли — бронзовый.

5 СТАНЦИЯ «ЧИСТОТА- КРАСОТА»

Оборудование: кубики с надписями отходов, 8 контейнеров разного цвета.

ВЕДУЩИЙ (2 команды): Во многих цивилизованных странах – существует раздельный способ сбора мусора. На улицах стоят мусорные контейнеры разных цветов. В них складывают соответствующий мусор. Вы тоже сегодня попробуйте это сделать. Задание: Перед вами 4 контейнера разного цвета.

1. Белый (значок «Книга») – бумага, газеты, журналы, картон.
2. Желтый (значок «Банка) – банки, бутылки, пластик, металл.
З.3еленый (значок «Сосиска»)– пищевые отходы.
4. Черный – (значок «Череп и молния») опасные отходы. (батарейки, лампочки, сломанные телефоны.)

На кубиках написаны названия отходов. Кубики разложены по площадке.

По команде – каждая команда складывает мусор по контейнерам. Время выполнения задания 1 минута.

БУМАГА
ГАЗЕТА
ЖУРНАЛ
КАРТОННАЯ КОРОБКА ИЗ ПОД ОБУВИ
БАНКА
БУТЫЛКА ИЗ ПОД ЛИМОНАДА
ПЛАСТИКОВАЯ БУТЫЛКА
СЛОМАННАЯ ДЕТСКАЯ МАШИНКА
БАТАРЕЙКА ИЗ ФОНАРИКА
ЛАМПОЧКА
СЛОМАННЫЙ ТЕЛЕФОН
БАНАНОВАЯ КОЖУРА
ФАНТИКИ
ОГУРЦЫ
КОЖУРА АПЕЛЬСИНА
ПАКЕТ ИЗ ПОД МОЛОКА
СУХОЙ ХЛЕБ
ЗАСОХШИЕ ПИРОЖКИ
БАТАРЕЙКА ОТ ЧАСОВ
КУСОК ПИРОЖНОГО
СТАРЫЙ БУТЕРБРОД
ОГРЫЗОК ЯБЛОКА

Победитель — кто больше и без ошибок соберет и разложит мусор по контейнерам. Серебряный жетон – до 5 ошибок, более 5 ошибок – бронзовой жетон

6 СТАНЦИЯ «ПИРАМИДА»

Оборудование: цветные (желтые и зеленые) цилиндры и квадратные дощечки, с наклеенными картинками животных.

ВЕДУЩИЙ (2 команды): Все животные разговаривают по — своему. Корова – мычит, мышка пищит и т.д.

На расстоянии 5 метров разложены цилиндры и фанерки.

Задача — как только ведущий скажет – кто так говорит: например – кто из животных «воет», 1 член каждой команды бежит, находит предмет (цилиндр или дощечку) с соответствующим животным и приносит предмет с картинкой к старту, второй слушает какое слово скажет ведущий повторяет тоже самое. Всего 12 животных нужно угадать команде, т.е. каждому ребенку придется сбегать 2 раза. Затем команда строит башню из принесенных предметов. Победитель – первым построил пирамиду и без ошибок правильно определили всех животных и быстрее всех построили пирамиду. Если допустили более 5 ошибок – бронзовый жетон.

Порядок вопросов:

1. Голубь – воркует
2. Змея — шипит
3. Гусь – гогочет
4. Овца – блеет
5. Коза – мекает
6. Лев – рычит
7. Рыба- булькает
8. Лошадь – ржет
9. Белка — цокает
10. Курица — кудахчет
11. Пчела – жужжит
12. Сова — ухает

7 СТАНЦИЯ «ЛАБИРИНТ»

Оборудование: нарисованный мелом на асфальте лабиринт в виде цветка, 5 квадратов разного цвета.

ВЕДУЩИЙ (одна команда): Задача команды – пройти лабиринт всей командой, не наступив на черту — найти 5 квадратов разного цвета за 30 секунд, затем принести квадраты ведущему. На каждый цвет квадрата придумать 2 овоща или фрукта – которые будут соответствовать цвету квадратов.

Желтый – лимон, банан, перец, алыча, картофель
Красный- помидор, перец, вишня, черешня
Зеленый – капуста, огурец, зелень петрушки, укропа, сельдерея, киви, авокадо, айва, горох
Оранжевый – морковь, облепиха, перец, тыква, апельсин, мандарин
Фиолетовый – баклажан, свекла, слива, алыча, перец,базилик.

Если уложились по времени и назвали овощи и фрукты – золотой жетон, не уложились, но назвали – серебряный, не уложились и не назвали – бронзовый жетон

СТАНЦИЯ ДОБРЫХ ПОМЫСЛОВ «СПАСЕМ ПЛАНЕТУ!»

Оборудование: ватман A 2 , фломастеры, мольберты (4)

Создание плакатов по охране природы:

1. «Берегите лес!»
2. «Берегите воду!»
3. «Соблюдайте чистоту!»
4. «Земля наш дом»
5. «Сохраним воздух!»
6. «Сохраним мир вокруг себя!»
7. «Не опоздай спасти планету!»

Ведущий: Ребята, просим вас построится на своих местах и показать всем экологические плакаты, которые у вас получились! Все большие молодцы! Фото на память!

Ведущий: Уважаемые игроки, начинаем награждение.

Награждение грамотами

Наша игра подошла к концу. Расскажите всем, друзьям, родителям, одноклассникам, что вы стали участниками Всероссийской акции «Зеленая Россия», которая сегодня проводилась по всей стране. Ведь наша страна – наш общий дом под крышей голубой- и только от нас зависит каким он будет! Любите и берегите нашу планету!

Игровые станции:

1. «Эстафета с кольцами» — педагог Ревина М.Ю.
2. «Станция добрых помыслов» — педагог Семенова М.А.
3. «По грибы» — педагог Югова М.В.
4. «Красота — чистота» — педагог Пинкина Л.Б.
5. «Пирамида» — педагог Боброва М.А.
6. «Лабиринт» — педагог Кузнецова Н.А.

Музыкальное сопровождение.

Ведущий: Здравствуйте, сегодня мы с вами отправимся в уникальное заочное путешествие (сопровождение слайдов природы), очень интересное и познавательное. Ребята, все вы, наверно, любите природу, читаете книги о животных, растениях, о явлениях природы. Вы наблюдаете за окружающим миром и знаете много интересного о нашей родной природе. В пути вам пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Вы должны помогать друг другу, а не винить за неудачи или ошибки. Действуйте дружно, весело, и вам будет сопутствовать удача.

В нашей сегодняшней игре принимают участие команды…

Поприветствуйте, пожалуйста, друг друга.

Давайте представим, ребята, что мы отправляемся в путешествие, а куда?... Послушайте загадку и отгадайте.

Богатырь стоит богат, угощает всех ребят:

Сашу – земляникой, Таню - костяникой,

Оленьку – орешком, Диму – сыроежкой,

Катеньку – малинкой, Васю – хворостинкой….

Догадались, ребята, что это за чудо – богатырь? (Лес)

Лес – это деревья, кустарники, травы; лес – это дом для огромного количества его обитателей. Но главное, без чего не может быть леса, это без …(деревьев). Конечно, деревья растут не только в лесу, но и в городе, и мы встречаем их каждый день. Но не все ребята хорошо знают названия деревьев, и я хочу проверить ваши знания.

Конкурс «Наши деревья»

Перед вами лежат карточки с изображением и названием деревьев. Я буду задавать вопросы, а вы должны, посоветовавшись в течение 30 секунд, дать один ответ, подняв карточку.

    Какое дерево цветёт первым? (верба)

    Какое дерево даёт сладкий сок? (берёза):

    Из какого дерева делают корабельные мачты? (сосна);

    Какое дерево чаще всего высаживают в городах? (липа);

    Из какого дерева делают спички? (осина);

    Из какого дерева делают пианино? (ель);

    Какое дерево один раз в год приносит много радости детям? (ель);

    Какое дерево используется для изготовления лыж? (берёза)

Конкурс «Природоохранные знаки»

Ребята, мы с вами часто бываем в лесу, а знаете ли вы правила поведения в лесу?

Для следующей игры приглашаются по три человека от каждой команды. В течение 3 минут игроки должны выбрать из 10 предложенных картинок только те, которые изображают правильное поведение в лесу. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Пока ребята работают с карточками, мы поиграем с остальными участниками команд.

Мы с вами ходим в лес, гуляем по лугам и полянам, слышим голоса птиц, зверей и домашних животных. Удивительное многообразие. Человек – говорит, а как общаются животные? (Хоровые ответы)

Медведь – рычит, ревёт.

Голубь – воркует.

Гусь – гогочет.

Овца – блеет.

Олень – ревёт, трубит.

Лошадь – ржёт.

Лиса –лает.

Корова – мычит.

Волк – воет.

Мышь – пищит.

Ворона – каркает.

Хорошо, ребята! Наверно наши участники уже готовы и мы продолжим игру.

Подведение итогов конкурса «Природоохранные знаки»

Ведущий: Молодцы ребята! Знаете, как правильно вести себя в лесу, а лесных обитателей вы знаете? Я хотела бы проверить ваши знания о животных.

Команде №1

1.Серовато, зубовато, по полю рыщет,

Телят, ягнят ищет. (волк)

2. Кто из лесных зверей летом гуляет, зимой отдыхает? (медведь, барсук, ёж)

Команде №2

1. Какой лесной житель сушит себе грибы и ягоды на деревьях? (белка)

2.Назовите самого хитрого зверя в русских народных сказках? (лиса)

Конкурс «Литературный аукцион»

Ведущий: А теперь проведем аукцион, не обычный, а литературный! Вам необходимо называть поочередно сказку или литературное произведение, в котором упоминаются животные. Например: «Лиса и журавль». Какая команда называет последней, та и побеждает. Наш конкурс проходит, пока текут песочные часы.

Та команда, которая последней назвала сказку получает 3 балла.

Ведущий: Молодцы ребята! Вы знаете много произведений о животных. А сейчас я хотела бы узнать, знакомы ли вы с птицами, которые живут рядом с нами. Трудно им приходится особенно зимой и, наверное, многие бы не выжили. Но к счастью есть ребята, которые изготавливали кормушки и подкармливали птиц в течение зимы. Птицы в благодарность помогают нам избавляться от вредителей, спасая наш урожай.

Ну-ка вместе, не зевайте,

Дружно, громко отвечайте!

(Задать вопросы командам по очереди)

1.Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад-вперёд по пашне вскачь,

А зовётся птица..(грач)

2. Верещунья, белобока, а зовут её ….(сорока)

3. Чик-чирик! К зёрнышку - прыг.

Клюй, не робей! Кто же это?...(воробей)

4.На окне дремала птица. Галка, галка! Что вам снится?

Отвечала птица сонно: «Я не галка. Я… (ворона).»

Ведущий: Молодцы, ребята! А сейчас я объявляю «Блиц - турнир».

Мне нужно по три человека от каждой команды, которые хорошо знают всё о птицах. Вы должны молниеносно ответить на 5 вопросов, за каждый правильный ответ – 1 балл. Команды отвечают по очереди.

Вопросы для блиц – турнира:

1.Какие птицы живут рядом с человеком? (воробьи, вороны, галки, ласточки, синицы, скворцы) .

2.Птица - символ мира? (голубь)

3.Птица, ловящая насекомых в воздухе и строящая своё гнездо их глины? (ласточка)

4.У какой птицы самый длинный язык? (у дятла – 15 см.)

5.Птица с абсолютно чёрным опереньем? (ворон)

6. Какие птицы гнездятся в дуплах? (дятлы, скворцы, синицы)

7.Птицы, которые выводят птенцов зимой? (клесты)

8.Птица – рыболов? (баклан, пеликан, чайка, гагара, цапля, зимородок)

9.Какая птица не умеет летать? (страус)

10. Назовите самую маленькую птичку? (колибри)

Ведущий: Молодцы ребята, кто же не любит цветы: лесные, луговые, полевые, садовые? А вы их любите? А знаете их?

У меня есть чёрный ящик, угадайте по описанию, какой цветок лежит в нём?

Игра «Чёрный ящик» (каждая команда слушает описание цветка, лежащего в ящике, затем совещается в течение 1 минуты и пишет свой ответ на листе бумаги)

«Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков созревает красная ягода. Но не берите её в рот – она ядовита. Да и всё растение ядовито, но препараты из листьев, цветков, семян – это лекарственные средства, которые улучшают работу сердца. Подумайте хорошо посоветуйтесь командой и напишите свой ответ на листке. Хочу добавить, что это растение взято под охрану».

(Ответ: Ландыш. Показать цветок из ящика.) И лекарство и яд. Прямо как в сказке о живой и мертвой воде.

За правильный ответ – 3 балла.

Ведущий: Кстати, а вы знаете, что на земле произрастает огромное количество растений? Именно растениям и посвящен наш следующий конкурс.

Мне нужно для этого конкурса три участника от каждой команды, кто любит и знает растения.

Игра «Определи растение» Игроки должны в течение 2 минут сопоставить 10 карточек с изображением растения и названием.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Ведущий: В летнее время вы часто ходите в походы и вам просто необходимо знать, какая будет погода. Обычно мы узнаём по радио, телевидению. Ну а как нам обойтись без них, как в лесу узнать о погоде, кто нам подскажет? Живые барометры. Кого мы так называем?

Итак, конкурс «Живые барометры» (За каждый правильный ответ – 1 балл)

Номера от 1 до 8 команды выбирают по очереди.

1.Воробьи сидят, нахохлившись – будет дождь.

2.Пчёлы с раннего утра стремительно летают – будет солнечный день.

3.Сова кричит – к холоду.

4.Кузнечики стрекочут – день будет ясный.

5.Голуби разворковались – будет ясная погода.

6.Ласточки летают над землёй низко – жди дождя.

7. Лягушки с вечера долго кричат – к холодной погоде.

8. Одуванчики закрылись – к дождю.

Ведущий: Вот видите, как легко можно узнать какая будет погода, если быть наблюдательным и любить природу. А кстати, вы, наверно знаете много песен о природе? Давайте мы с вами попоём. Каждая команда поочерёдно будет напевать по куплету или по припеву из песни, в которой поётся о птицах, цветах, зверях, насекомых, природе и т.д.

Конкурс «Знатоков песен о природе»

Та команда, которая последняя споет песню о природе – получает 3 балла.

Подведение итогов игры, подсчёт баллов.

Награждение победителей .

Молодцы ребята! Мы говорили с вами о деревьях, животных, птицах, растениях, насекомых, явлениях природы. Мы должны знать обо всём, что нас окружает, чтобы это сохранить и сберечь.

Экологическая конкурсная игровая программа

«Земля – наш общий дом»

Программа проходит под девизом:

«Мы хотим от человека всю природу оградить»

Место проведения: актовый зал

Время проведения: 1 час

Оборудование:

Иллюстрации с изображением лекарственных растений, зверей, птиц;

аудиозапись «Звуки природы»;

фрагментов песен из мультфильмов про животных и птиц;

презентация по теме «Запрещающие знаки»;

карточки с запрещающими знаками;

заповеди юного эколога;

цветные карандаши, фломастеры, бумага;

цветные салфетки, ножницы, клей.

объявление, пазлы на тему лекарственные растения, таблички со словом «ответ»,

Оформление:

    Зал оформлен плакатами и высказываниями.

    Выставка книг по экологии.

    Красная книга.

Ход программы

Вступление: (звучит музыка «Звуки природы)

Ведущий 1:

Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи её полей;
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши:
Она – твой давний
Добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги её напропалую.
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она – одна. В. Шефнер

Ведущий 1:

Добрый день, девчонки и мальчишки! Добрый день, уважаемые взрослые! Я рада вас приветствовать на конкурсно-игровой программе «Всё это называется природой».

Все мы - жители Земли. Мы шагнули в 21 век, имея множество достижений в области техники науки, искусства, образования. Но наряду с достижениями у человечества появились и большие проблемы. К числу самых волнуемых относятся проблемы экологии.

Ведущий 2:

Чтобы сохранить природу, а заодно и самим уцелеть, люди стали очень серьёзно изучать законы живой природы. Так возникла наука ЭКОЛОГИЯ. Это слово составлено из двух греческих слов: «ойкос» - «дом» и «логос»- «наука». Значит, можно сказать, что экология – это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нём жить.

Запомните заповеди юного эколога:

    не только смотри, а наблюдай,

    не шуми, а слушай и понимай,

    не обижай, не мешай, а помогай братьям нашим меньшим – насекомым, птицам, животным.

Кто выполнит эти заповеди, тот станет юным экологом, то есть защитником природы.

Ведущий 1:

Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей от боли, взывающей о помощи. Сегодня каждый человек должен знать, чем мы обязаны растениям и животными и как сохранить всё живое на Земле.

Надеюсь, что конкурсная игровая программа «Земля – наш общий дом» , поможет нам с вами ещё раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь.

Для того чтобы начать нашу программу я хотела бы представить наше многоуважаемое жюри.

Впереди нас ждут конкурсы и развлечения для команд.

Итак, начнём!

Играть будут 4 команды. Сейчас мы с ними познакомимся.

Представление команд. Команды занимают место за столом.

Ведущий 2:

Сегодня мы с вами совершим путешествие вместе с паровозиком из Ромашково. Узнаем много интересного и познавательного! Ну что, оправляемся в путешествие? Тогда в путь!

Станция 1 «Природная аптечка»

Ведущий 2:

Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы загадки. Команды будут отвечать по очереди. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.

    Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня. (Крапива)

    Золотая середина и лучи идут кругом.

Это может быть, картина –

Солнце в небе голубом? (ромашка)

    Вся в белое платье одета,

В сережках в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной. (береза)

    Кто ни прикасается, за того цепляется,

Привязчивый и колкий, кругом торчат иголки (репей, или лопух)

    Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный,

Из кисти белоснежной. (ландыш)

    Тонкий стебелек у дорожки,

На конце его сережки.

На земле лежат листки – маленькие лопушки.

Нам он, как хороший друг,

Лечит раны ног и рук. (подорожник)

    Растет зеленый кустик

Цветы ангельские,

Когти дьявольские –

Дотронешься укусит. (шиповник)

    Такого модника как этот

Ещё не видела земля,

Он очень любит среди лета

В пуховой шапке щеголять. (одуванчик)

После загадок командам раздаётся пазл о лекарственных растениях.

Конкурс для болельщиков «Лекарственное растение»

Пока участники команд собирают пазлы, болельщикам каждой команды раздаётся изображение лекарственного растения (одуванчика), который нужно собрать из заготовок. Какая команда болельщиков быстрее?

За правильно собранный одуванчик и быстроту «их» команде приплюсовывается дополнительные баллы. Ну всё замечательно, все справились с заданиями на 1-ой станции! И мы отправляемся на следующую станцию!

Станция 2 «Музыкальная»

Ведущий 1:

На этой станции командам нужно угадать мелодию из известных песен о природных явлениях, растениях, животных и т.д. Отвечает та команда, которая первая поднимет табличку «Ответ», если команда не даёт правильный ответ, ответить может следующая команда. Всё замечательно, все справились с заданиями на 2-ой станции! И мы отправляемся на следующую!

Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки.

Станция 3. «Загадки из земли»

Ведущий 2:

Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы интересные загадки. Отвечает та команда, которая первая поднимет табличку «Ответ». Если команда не даёт правильный ответ, ответить может следующая команда.

    Очень прочен и упруг, строителям – надёжный друг.

Дома, ступени, постаменты красивы станут и заметны. (Гранит.)

    Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу – она понадобится сразу. (Глина.)

    На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спички. (Природный газ.)

    Он очень нужен детворе, он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже, и он в стекле расплавлен даже. (Песок.)

    Без неё машина даже километра не пройдёт,

Самолёты, вертолёты не отправятся в полёт,

Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (Нефть.)

    Росли на болоте растения… А теперь это топливо и удобрения. (Торф.)

    Она варилась долго в доменной печи,

Чтоб потом нам сделали ножницы, ключи. (Железная руда.)

    А ну, скорей снимите шляпу!
    Я дочь космического папы.
    И вездесуща и легка, -
    Я лед, я пот, я - облака.
    Я иней, чай, бульон, туман,
    Река, ручей и океан.
    Когда я злюсь, то закипаю;
    А от мороза - застываю. (Вода)

Всё замечательно, все справились с загадками на 3-ей станции! И мы отправляемся на следующую станцию «Экологические знаки»!

Станция 4 «Экологические знаки»

Ведущий 1:

Мы имеем право, пользоваться природными богатствами. Это право закреплено конституцией РФ, но многие люди все, же не умеют или не хотят бережно относиться к природе! Обратите внимание на запрещающие знаки на экране. Как вы думаете что они обозначают?

Ведущий 2:

Подумайте, чтобы, вы, не разрешали делать людям, чтобы не губить природу. Изобразите свой запрещающий знак природы. (Командам вручается бумага и фломастеры)

А пока команды выполняют задание, я хочу, обратить внимание болельщиков на цифры и факты.

Зачитывается текст «Знаешь ли ты...», который помещен на доске. Команды предоставляют и защищают свои знаки. Прикрепляют их к доске. Ведущий комментирует. Всё замечательно, все справились с заданиями на 4-ой станции! И мы отправляемся на следующую станцию!

Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки.

Станция 5 «Расшифруйте криптограмму»

Ведущий 1:

Каждая команда получит шифровку. Её нужно расшифровать. Каждая буква приближает вас к итоговой фразе, которую зашифровали.

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги. Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки.

Игра с болельщиками

Каждый получает карточку с изображением животного. Игрокам необходимо объединиться по группам, но нужно определить, по какому признаку, надо собраться в группу. Всё прекрасно, все справились с заданиями на 5-ой станции! И мы отправляемся на следующую станцию!

Станция 6 «Жалоба»

Ведущий 2: Я предлагаю вам вытянуть одну из карточек с текстом «жалобы» животного или растения и определить, о ком идет речь, и какую пользу оно приносит.

Жалоба №1.

Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами!

А польза от меня людям большая.

Жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.

Жалоба № 2

На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы, же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть головой вниз. А обижают нас незаслуженно.

Летучая мышь. Она охотится только ночью, но польза от неё огромна. Она уничтожает насекомых.

Жалоба № 3

«Ох, и не любят меня люди. Голос, видите ли мой им не нравится и глаза говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это?
Если бы ни я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Днём я сплю, а ночью на охоту вылетаю».

Ответ: Сова.

Сова с 1964 г. находится под охраной государства. Одна сова ловит за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 т. зерна.

Жалоба № 4

Ох, а мне как порой несладко приходится. Все меня обходят стороной, обижают меня. Говорят, что я злая и жгучая, сорняком обзывают. А из меня ведь и суп можно сварить, и салат приготовить. И как лекарственное средство я незаменима для того, чтобы волосы густыми да красивыми были, а отвар из меня- хорошее средство от кашля и полезен для желудка. Ответ: крапива

Всё отлично, все справились с заданиями на 6-ой станции! И мы отправляемся на следующую станцию! Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки.

Станция 7 «Птичий базар»

Ведущий 1:

Вы знаете, что с приходом осени многие птицы улетают на юг, чтобы пережить холодное время и бескормицу. И только весной они могут нас порадовать своим пением и звучным щебетом, когда прилетают обратно, чтобы свить гнёзда и вывести птенцов. И лишь немногие остаются с нами коротать долгую зиму. Я предлагаю вам угадать птицу по голосу. Сейчас мы посмотрим насколько вы внимательны и наблюдательны, как хорошо знаете голоса птиц!

Всё отлично, все справились с заданием на 7-ой станции! И мы отправляемся на следующую станцию! Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки.

Станция 8 «Капитаны»

Ведущий 2:

На этой станции мы приглашаем капитанов от каждой команды. Задача капитанов: как можно больше назвать перелётных птиц. Они становятся на одинаковом расстоянии от жюри и по очереди называют птиц, делая шаг вперёд. Побеждает тот, кто первым дойдёт до столика жюри. Всё отлично, все справились с заданием на 8-ой станции! И мы отправляемся на следующую станцию! Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки и раздает жетоны.

Станция 9 «Расшифруйте словосочетание»

Ведущий 1:

Каждая команда получает словосочетание которое необходимо расшифровать.

АГИНК ЯАНСАРК. (Красная книга.)

Ведущий 2:

Не только люди обладают даром речи. Говорят и книги. Есть такая книга, которая не просто говорит, она кричит, только не каждый ее слышит. Это - КРАСНАЯ КНИГА. На ее страницах записаны имена исчезающих животных и растений. Красный цвет - сигнал запрета, понятный людям всего мира: остановись, человек! Подумай, почему каждый день на планете становится все меньше животных и растений! Оставь после себя не кучу мусора, а посаженное дерево, чистую реку, спасенную птицу. Услышь тех, кто зовет на помощь. В этом тебе поможет КРАСНАЯ КНИГА.

Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки. Жюри подводит окончательные итоги. Объявляется и награждается команда победитель.

Ведущий 1:

Друзья! Вот и подошла к финалу наша конкурсно-игровая программа «Земля – наш общий дом». Надеюсь, что она поможет нам с вами ещё раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь.

Природа – наше богатство, сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и долг.

Вдумайтесь в содержание призыва к вам писателя Михаила Пришвина. «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значить охранять Родину».

Ведущий 2:

Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась

И была на ягодах роса!

Мы хотим, чтоб солнце грело

И березка зеленела,

И под елкой жил смешной колючий еж.

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил веселый дождь!

Ведущий 1:

Давайте будем беречь планету!

Во всей Вселенной красивей нету,

Во всей Вселенной она одна,

Что будет делать без нас она!

Заключительная песня со всеми командами!

МЫ ХОТИМ, ЧТОБ ПТИЦЫ ПЕЛИ

Мы хотим, чтоб птицы пели, чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса.

Чтобы речка серебрилась, чтобы бабочка резвилась

И на ягодах сверкала хрусталем роса.

Мы хотим, чтоб солнце грело, и березка зеленела,

И под ёлкой жил смешной колючий ёж,

Чтобы белочка скакала, чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил веселый золотистый дождь.

Приложение

Задание на станции№ 5 «Расшифруйте криптограмму»

У О Р Г А Е Д И П Б

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

10 6 3 6 4 8 - ____________________

9 3 8 3 2 7 1 - _______________________

Используя шифр, найди слова, спрятанные за этими цифрами. Запиши.

У О Р Г А Е Д И П Б

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

10 6 3 6 4 8 - ____________________

9 3 8 3 2 7 1 - _______________________

Используя шифр, найди слова, спрятанные за этими цифрами. Запиши.

У О Р Г А Е Д И П Б

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

10 6 3 6 4 8 - ____________________

9 3 8 3 2 7 1 - _______________________

Используя шифр, найди слова, спрятанные за этими цифрами. Запиши.

У О Р Г А Е Д И П Б

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

10 6 3 6 4 8 - ____________________

9 3 8 3 2 7 1 - _______________________

Сценарий мероприятия «Зеленое царство Берендея» для учащихся начальной школы

Шелягина Анна Вячеславовна, педагог-организатор МБУ ДО СЮН, г. Новокузнецк.

Мероприятие посвящено теме леса и предназначено для учащихся начальной школы. Его основная задача - воспитание бережного и ответственного отношения к лесным ресурсам через актуализацию знаний детей о значении леса в жизни человека, правилах поведения в природе, растениях леса и т.д.
Данный конкурс может быть использован учителями начальной школы, педагогами дополнительного образования, педагогами-организаторами для разработки и проведения классных часов, внеурочных занятий, тематических праздников.
Ход мероприятия.
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Приветствуем вас на нашем мероприятии, которое сегодня посвящается лесу. Кто может мне ответить: «Что же такое лес?» (ответы детей). Правильно, верно. А я отвечу вам на этот вопрос одной увлекательной историей. Послушайте, пожалуйста.
Сказка «Как один художник решил нарисовать лес».

Один художник решил нарисовать лес.
-Что такое лес? - размышлял он. - Конечно деревья.
Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похоже
они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и
положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а
через некоторое время увидел сухие стволы.
-Это не лес!- послышался голос старичка - лесовичка из угла
картины.
-Без цветов, без трав - не лес!
Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.
-А насекомых нарисовал? - опять послышался голос лесовичка.
Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.
-Нужны птицы, а еще - кусты и ягоды, - не унимался старичок -
лесовичок. Дорисовал, но все равно лес стал чахнуть.
-Нарисуй жабу и ящерицу!
-Нет! - сказал художник.
Долго спорили, и художник согласился и еще дорисовал много разных зверей.
Было темно, и художник хотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье - то фырканье.
-Вот это лес! - сказал старичок и исчез. А может, и не исчез, а
притаился за кустом или за деревом. Ведь прячутся в нем тысячи
жителей. И все они и есть лес.
(Авторы: Брыкина Н.Т.,Жиренко О.Е.,Барылкина Л.П.)
Лес - это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу.
(Выбегает Незнайка).
Незнайка: (запыхавшись) Ох, еле успел! Как же вы про меня–то забыли?! Я тоже в лес пойду!
Ведущий: А ты готов к такому походу, Незнайка?
Незнайка: Тоже мне! Велика важность! Готов, конечно! Вот, даже рюкзак взял!
Ведущий: Одного рюкзака мало будет, Незнайка!
Незнайка: Что ж вы раньше не сказали? Я б еще чемодан прихватил!
Ведущий: Да ты не понял, Незнайка! В лес не чемодан нужно брать! А хорошее настроение и обязательно - багаж знаний!
Незнайка: А что все остальные взяли с собой в лес?
Ведущий: А вот давай у самих ребят и спросим, как они к походу подготовились.
1.Домашнее задание: представление команд
«Лесные робинзоны», «Берендеи», «Лесовички»,
«Хранители лесных сокровищ», «Знатоки леса».


Посмотри, Незнайка, какие дружные команды у нас на станции натуралистов. Таких любителей леса не страшно в поход брать, уж они-то не подведут!
Незнайка: Ой, ой, ой! Подумаешь! (Копошится в рюкзаке). Зато у меня много вкусненького: жвачка, конфетки, кока- кола! Всю дорогу жевать можно! И магнитофон есть, в лесу слушать, чтобы не скучно
было!
Ведущий: Эх, Незнайка! Страшно тебя с таким набором в лес–то пускать. Ты же себя вести в природе не умеешь.
Незнайка: Чего?! Я - то не умею? Да я все знаю! Надо в лесу погромче разговаривать, чтобы не заблудиться или музыку слушать на полную катушку, чтоб медведь не напал! Если холодно - костер посильнее развести...
Ведущий: Ох, Незнайка, Незнайка! Придется тебя многому научить.Поможете, ребята? Давайте, напомним нашему незадачливому путешественнику, как следует себя вести в природе.
Конкурс - эстафета «Правила поведения в лесу».


1.Не ломать ветки деревьев, не рубить деревья.
2.Не шуметь в лесу.
3.Не оставлять в лесу мусор.
4.Не оставлять не потушенным костер. Не разжигать его вблизи деревьев.
5.Не рвать цветов и редких растений.
6.Собирая грибы, ягоды, орехи, оставлять плоды другим - обитателям леса.
7.Не разорять муравейники.
8.Не брать домой лесных животных.
9.Не разорять птичьи гнезда.
10.Не ловить красивых насекомых.
11.Ходить по тропинкам.
12.Весной не брать с собой собак - они могут поймать еще неокрепшее потомство лесных зверьков и птиц и др.
13.Не заезжать в лесную зону на автомобилях.
Ведущий: Молодцы, друзья! Теперь ты понял, Незнайка, как себя в лесу вести следует?
Незнайка (застенчиво): Кажется, понял.
Ведущий: Что ж, тогда можно в лес за новыми знаниями и впечатлениями отправляться.
Разбежались грибы по лесному откосу,
Перестал врачевать умный дятел березу.
Шаловливый ручей что-то быстро лепечет.
На ладонь мне отчаянно прыгнул кузнечик.
Совещаются тихо о чем-то травинки.
Муравей, как разведчик, изучает ботинки.
И захлопали радостно листья в ладоши:
К нам пришел человек! И не злой, а хороший!

Незнайка (машет руками): Ой, ой, ой! Кто это в меня вцепился?!
(отряхивается). Это же колючки! Вот противный репей, прицепился! И зачем он только здесь растет, только мешает. Пусть бы росли в лесу ромашки да огоньки. А вот репей здесь совсем лишний!
Ведущий: Это почему же он лишний, Незнайка?
Незнайка: А потому что ромашки и огоньки - красивые, а лопух - он и есть лопух!
Ведущий: В природе лишнего не бывает, дружок! Но с цветами лесными лопуху, конечно, не тягаться. Хотя и лопух – растение полезное. А я предлагаю сейчас нашим ребятами самим выбрать лишнее растение или животное в ряду других.
III. Конкурс «Выбери лишнее».
Участники получают конверты с наборами рисунков:
1.береза, рябина, осина, лиственница. (лиственница - хвойное дерево)


2.кукушка, синица, свиристель, поползень.(кукушка-перелетная птица)


3.бурундук, еж, медведь, белка .(белка зимой не спит)


4.подорожник, медуница, мята, вороний глаз .(вороний глаз - ядовитое растение)


5.белый гриб, подберезовик, подосиновик, бледная поганка .(поганка - ядовитый гриб)


Каждая команда должна найти среди своих картинок лишнюю и объяснить, почему она не может стоять в ряду с другими.
Дополнительные вопросы к участникам:
1.Почему лиственница стоит между лиственными и хвойными деревьями? (сбрасывает на зиму иголки)
2.Чем кукушка вообще отличается от всех птиц нашего края? (не выводит потомства сама)
3.Как белка проводит зиму? (делает запасы загодя)
4.Какие еще, кроме вороньего глаза, вы знаете, ядовитые лесные растения, в названиях которых звучит упоминание животного? (волчье лыко)
5.Как отличить поганку от съедобного гриба? (это ядовитый гриб с белой шляпкой на тонкой ножке с волнистой юбочкой)
Ведущий: Ты видишь, Незнайка, сколько всего интересного наши ребята о лесе знают.
Незнайка (заносчиво): Подумаешь! Знайки - зазнайки!
Ведущий: Не знайки, а знатоки! И вовсе не зазнайки. Ведь наши ребята готовы и с другими своими знаниями поделиться! Верно,ребята? Давайте и с нашим героем поделимся!
V. Викторина «Мы о лесе знаем всё».
Вопросы:
1.Какой лес шумит, а какой шелестит? (шелестит лиственный лес,а хвойный лес шумит, гудит. Когда дует ветер, листья деревьев соприкасаются друг с другом и создают звук, похожий на шепот. Хвоинки не соприкасаются друг с другом, но задерживают поток воздуха, создавая гул).
2.Почему лесные дороги после дождя не просыхают намного дольше, чем в городе? (В лесу ветер задерживается кронами деревьев, потому циркуляция воздуха идет медленнее и испарение воды замедляется).
3.Можно ли в лесу вырубать дуплистые деревья? (Нельзя. В дуплах живут лесные обитатели: птицы, белки, летучие мыши и другие обитатели).
4.Какая земляника слаще: та, которая растет под деревьями, или та,которая на открытой поляне? (Образование крахмала и сахара в плодах земляники протекает только при участии света. При недостатке света сахара будет образовываться меньше. Поэтому слаще земляника вырастет на поляне).
5.Почему в сосновом лесу на земле можно увидеть много отмерших сучьев? (Сосна - светолюбивое растение. Сучья этих деревьев получают мало света и отмирают. А зеленеют только верхушки деревьев.)
Незнайка: А я зато про лес поговорку знаю!
Ведущий: Это какую же, Незнайка?
Незнайка: Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит! Вот!
Ведущий: Молодец, Незнайка! А объяснить, что она означает сможешь?
Незнайка: Конечно! Это значит, что как бы вкусно волка человек не кормил, а в лесу ему все равно лучше. Волк - ведь дикое животное, в лесу его дом.
Ведущий: Ах, какой ты, Незнайка, сообразительный! Ты прав. Лес необходим в природе. Ведь в нем живет столько живых существ: птицы, звери, насекомые, лягушки, ужи... Без леса им не прожить. А теперь мы вместе с ребятами подумаем, для чего еще нужен лес. «Почему мы с лесом дружим, почему он всем нам нужен?»
V. Конкурс «Почему мы с лесом дружим, почему он всем нам нужен»
Каждой команде предлагается набор слов из известных пословиц и поговорок о лесе. За одну минуту команда должна «восстановить» поговорку и объяснить её экологический смысл.
1.Защищает, помогает, лес, ветра, от, урожаю. (Лес от ветра защищает, урожаю помогает.) Лес - наш друг; задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
2.Не губи, леса, много, леса, береги, мало, леса, посади, нет.(Много леса - не губи, мало - леса - береги, нет леса - посади.)Лес - наше богатство! Человек должен беречь лес и пополнять природные ресурсы: не рубить деревья, а сажать их.
3.Радует, зеленый, взгляд, наряд. (Зеленый наряд радует взгляд.) Леса имеют и эстетическое значение в жизни человека. Лес восхищает свой красотой, богатством, поражает своим разнообразием. Человек, побывавший в лесу, чувствует себя бодрым, умиротворенным, радостным.
4.Чем, в, дров, дальше, лес, тем, больше. (Чем дальше в лес, тем больше дров).Чем глубже заходишь в лес, тем гуще он становится, увеличивается количество деревьев, не всегда можно пройти такую чащобу, пробраться через бурелом. Обычно в таких местах и заготавливают дрова, добывают древесину.
5.Жить, леса, голодному, возле, не быть. (Возле леса жить - голодному не быть). Лес - это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.
Незнайка: А я и не знал, что лес так важен для человека и в природе!
Ведущий: Как же не знал, Незнайка? Без леса ни одно существо не выживет. Ведь лес - это еще и настоящая фабрика кислорода!
Без леса мы просто бы не смогли дышать, ведь растения на свету производят кислород и поглощают углекислый газ. А мы все дышим кислородом.
Незнайка: Ой, а я об этом не подумал. Зато я теперь твердо знаю, что лес надо беречь, уважать и любить.

Экологическая конкурсно-игровая программа

«Всё это называется природой»

Программа проходит под девизом:

«Мы хотим от человека всю природу оградить»

Цели:

    Воспитание внимательного, бережного отношения к природе, Земле, чувства ответственности за нее.

    Развитие наблюдательности и мыслительной деятельности учащихся.

    Воспитание творческого отношения к решению экологических проблем.

    Формирование ответственности за свои действия и поступки.

    Развитие речи и эстетического вкуса.

Планируемые результаты:

    Привить познавательный интерес к изучению особенностей природы родного края.

    Заложить основы природоохранного поведения.

Место проведения: актовый зал

Время проведения: 1 час

Оборудование:

Иллюстрации с изображением лекарственных растений, зверей, птиц;

аудиозапись «Звуки природы»;

фрагментов песен из мультфильмов про животных и птиц;

презентация по теме «Запрещающие знаки»;

карточки с запрещающими знаками;

заповеди юного эколога;

цветные карандаши, фломастеры, бумага;

цветные салфетки, ножницы, клей.

Оформление:

    Зал оформлен плакатами и высказываниями. (Приложение № 1 7 )

    Выставка книг по экологии.

    Красная книга.

Ход программы

Вступление:

(звучит музыка «Звуки природы)

Чтец:

Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи её полей;
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши:
Она – твой давний
Добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги её напропалую.
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она – одна.

В. Шефнер

Запомните заповеди юного эколога:

    не только смотри, а наблюдай,

    не шуми, а слушай и понимай,

    не обижай, не мешай, а помогай братьям нашим меньшим – насекомым, птицам, животным.

Кто выполнит эти заповеди, тот станет юным экологом, то есть защитником природы.

Ведущий:

Добрый день, девчонки и мальчишки! Добрый день, уважаемые взрослые! Я рада вас приветствовать на конкурсно-игровой программе «Всё это называется природой».

Все мы - жители Земли. Мы шагнули в 21 век, имея множество достижений в области техники науки, искусства, образования. Но наряду с достижениями у человечества появились и большие проблемы. К числу самых - волн уемых относятся проблемы экологии.

Чтобы сохранить природу, а заодно и самим уцелеть, люди стали очень серьёзно изучать законы живой природы. Так возникла наука ЭКОЛОГИЯ. Это слово составлено из двух греческих слов: «ойкос» - «дом» и «логос»- «наука». Значит, можно сказать, что экология – это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нём жить.

Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей от боли, взывающей о помощи. Сегодня каждый человек должен знать, чем мы обязаны растениям и животными и как сохранить всё живое на Земле.

Надеюсь, что конкурсно-игровая программа «Всё это называется природой». поможет нам с вами ещё раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь.

Для того чтобы начать нашу программу я хотела бы представить наше многоуважаемое жюри. (Представление жюри) Оценивать наше жюри будет по пятибалльной системе. Впереди нас ждут конкурсы и развлечения для команд. За участие команды будут получать жетоны. Итак, начнём!

Играть мы с вами будем двумя командами: Кузнечики и Васильки.

Прошу команды представиться.

Представление команд. (Приложение № 1).

Команды занимают место за столом.

Ведущий:

Наша программа будет проходить по станциям. Путь вы узнаете, если правильно выполните задание.

Команды получают конверты с заданиями.

Ведущий:

Распределите слова в два столбика по принципу «живая - неживая природа»:

солнце, мальчик, ягода, небо, вода, камни, гриб, рыбка, заяц, ливень, почва, дерево. (Приложение № 2)

Жюри оценивает конкурс.

Каждая команда получает маршрутный лист, в который она будет заносить свои баллы. (Приложение № 3, 4)

Станция 1 «Природная аптечка»

Ведущий:

Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы загадки. Команды будут отвечать по очереди. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.

    Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня. (Крапива)

    Золотая середина и лучи идут кругом.

Это может быть, картина –

Солнце в небе голубом? (ромашка)

    Вся в белое платье одета,

В сережках в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной. (береза)

    Кто ни прикасается, за того цепляется,

Привязчивый и колкий, кругом торчат иголки (репей, или лопух)

    Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный,

Из кисти белоснежной. (ландыш)

    Тонкий стебелек у дорожки,

На конце его сережки.

На земле лежат листки – маленькие лопушки.

Нам он, как хороший друг,

Лечит раны ног и рук. (подорожник)

    Растет зеленый кустик

Цветы ангельские,

Когти дьявольские –

Дотронешься укусит. (шиповник)

    Такого модника как этот

Ещё не видела земля,

Он очень любит среди лета

В пуховой шапке щеголять. (одуванчик)

После загадок командам раздаётся пазл о лекарственных растениях.

Конкурс для болельщиков «Лекарственное растение»

Пока участники команд собирают пазлы, болельщикам каждой команды раздаётся изображение лекарственного растения (одуванчика), который нужно собрать из заготовок. Какая команда болельщиков быстрее?

За правильно собранный одуванчик и быстроту «их» команде приплюсовывается дополнительные баллы. (Приложение № 6)

Станция 2 «Музыкальная»

Ведущий:

Командам нужно угадать мелодию из известных песен о природных явлениях, растениях, животных и т.д. Отвечает та команда, которая первая поднимет табличку «Ответ». Если команда не даёт правильный ответ, ответить может следующая команда . (Приложение № 7)

Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки и раздает жетоны.

Станция 3. «Загадки из земли»

Ведущий:

Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы интересные загадки. Отвечает та команда, которая первая поднимет табличку «Ответ». Если команда не даёт правильный ответ, ответить может следующая команда .

    Очень прочен и упруг, строителям – надёжный друг.

Дома, ступени, постаменты красивы станут и заметны. (Гранит.)

    Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу – она понадобится сразу. (Глина.)

    На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спички. (Природный газ.)

    Он очень нужен детворе, он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже, и он в стекле расплавлен даже. (Песок.)

    Без неё машина даже километра не пройдёт,

Самолёты, вертолёты не отправятся в полёт,

Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (Нефть.)

    Росли на болоте растения… А теперь это топливо и удобрения. (Торф.)

    Она варилась долго в доменной печи,

Чтоб потом нам сделали ножницы, ключи. (Железная руда.)

    А ну, скорей снимите шляпу!
    Я дочь космического папы.
    И вездесуща и легка, -
    Я лед, я пот, я - облака.
    Я иней, чай, бульон, туман,
    Река, ручей и океан.
    Когда я злюсь, то закипаю;
    А от мороза - застываю. (Вода)

Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки и раздает жетоны.

Станция 4 «Экознаки»

Ведущий:

Мы имеем право, пользоваться природными богатствами. Это право закреплено конституционно, но многие люди все, же не умеют или не хотят бережно относиться к природе (обращается внимание участников на запрещающие знаки, прикрепленные к доске).

Повторяем правила поведения в природе, объяснив знаки. (Приложение № 8)

Ведущий:

Подумайте, что бы вы не разрешали делать людям, чтобы не губить природу. Изобразите свой запрещающий знак природы. (Командам вручается бумага и фломастеры)

А пока команды выполняют задание, я хочу, обратить внимание болельщиков на цифры и факты.

Зачитывается текст «Знаешь ли ты...», который помещен на доске. (Приложение №9)

Команды предоставляют и защищают свои знаки. Прикрепляют их к доске. Ведущий комментирует.

Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки и раздает жетоны.

Станция 5 «Расшифруйте криптограмму»

Ведущий:

Каждая команда получает шифровку. Её нужно расшифровать, для этого нужно отгадать четыре ключевых слова. Каждая буква в этих ключевых словах приближает вас к итоговой фразе, которую зашифровали.

12, 3, 2, 3, 11, 15, 9, 3, 1 – 10, 5, 6, 3, 12, 8, 11, 5, 13, 1, 13, 14, 8.

Ключевые слова:

1, 2, 3, 4, 5 – третий день недели. (Среда.)

6, 7, 8, 9, 5 – учреждение, где ученики получают знания. (Школа.)

10, 8, 11, 15 – нижние конечности человека. (Ноги.)

12, 8, 13, 14, 5 – верхняя лиственная часть у картофеля, моркови, свеклы. (Ботва.)

Ответ: Береги лес – наше богатство.

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги. (Приложение № 10)

Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки и раздает жетоны.

Игра с болельщиками

Каждый получает карточку с изображением животного. Игрокам необходимо объединиться по группам, но нужно определить, по какому признаку, надо собраться в группу. (Приложение № 11)

Станция 6 «Жалоба»

Ведущий предлагает вытянуть одну из карточек с текстом «жалобы» животного и определить, о ком идет речь, и какую пользу оно приносит.

Жалоба №1.

Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами!

А польза от меня людям большая.

Ответ:

Жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут. (Приложение № 12)

Жалоба № 2

На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы, же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть головой вниз. А обижают нас незаслуженно.

Ответ:

Летучая мышь. Она охотится только ночью, но польза от неё огромна. Она уничтожает насекомых. (Приложение № 13)

Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки и раздает жетоны.

Станция 7 «Птичий базар»

Ведущий:

Вы знаете, что с приходом осени многие птицы улетают на юг, чтобы пережить холодное время и бескормицу. И только весной они могут нас порадовать своим пением и звучным щебетом, когда прилетают обратно, чтобы свить гнёзда и вывести птенцов. И лишь немногие остаются с нами коротать долгую зиму.

Ведущий предлагает распределить картинки с названием птиц под соответствующими названиями (перелётные или зимующие).

Журавль, ворона, лебедь, синица, ласточка, клёст, соловей, дятел, кукушка, скворец, сорока, утка, сова. (Приложение № 14)

Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки и раздает жетоны.

Станция 8 «Капитаны»

Выходят капитаны от каждой команды. Они становятся на одинаковом расстоянии от жюри и по очереди рассказывают о роли птиц в природе и значении их для человека, делая шаг вперёд. Побеждает тот, кто первым дойдёт до столика жюри.

Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки и раздает жетоны.

Станция 9 «Расшифруйте словосочетание»

Каждая команда получает словосочетание которое необходимо расшифровать.

АГИНК ЯАНСАРК. (Красная книга.)

(Приложение № 15)

Ведущий:

Не только люди обладают даром речи. Говорят и книги. Есть такая книга, которая не просто говорит, она кричит, только не каждый ее слышит. Это - КРАСНАЯ КНИГА. На ее страницах записаны имена исчезающих животных и растений. Красный цвет - сигнал запрета, понятный людям всего мира: остановись, человек! Подумай, почему каждый день на планете становится все меньше животных и растений! Оставь после себя не кучу мусора, а посаженное дерево, чистую реку, спасенную птицу. Услышь тех, кто зовет на помощь. В этом тебе поможет КРАСНАЯ КНИГА.

Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки и раздает жетоны.

Жюри подводит окончательные итоги.

Объявляется и награждается команда победитель. (Приложение № 16)

Ведущий:

Друзья! Вот и подошла к финалу наша конкурсно-игровая программа «Земля – наш общий дом». Надеюсь, что она поможет нам с вами ещё раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь.

Природа – наше богатство, сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и долг.

Вдумайтесь в содержание призыва к вам писателя Михаила Пришвина. «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значить охранять Родину».

Чтец:

Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась

И была на ягодах роса!

Мы хотим, чтоб солнце грело

И березка зеленела,

И под елкой жил смешной колючий еж.

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил веселый дождь!

Чтец:

Давайте будем беречь планету!

Во всей Вселенной красивей нету,

Во всей Вселенной она одна,

Что будет делать без нас она!

Литература

    Сквозь призму природы / авт.-сост.: В.Н.Юхновская, А.А.Варакса. – Мозырь: Содействие, 2009

    Делиться радостью со всеми: В 3ч.: Сценарии школьных праздников / авт.-сост.: К.В.Лавринович. – Мозырь: Белый ветер, 2010

    Внеклассные мероприятия: 4 класс. / авт.-сост.: О.Е.Жиренко, Л.Н.Яровая, Т.И.Цибина. – М.:ВАКО, 2007

    Загадки -

    http://stranamasterov.ru (аппликация «Одуванчик»)

    http://www.audiopoisk.com/artist/detskie-pesni/ (детские песни)

    http://nsportal.ru

    http://www.proshkolu.ru

Статьи по теме: