Маски для детей для спортивных игр распечатать. Инструменты и материалы. «Маски для подвижных игр»

Карнавальные маски из бумаги своими руками: мастерим с детьми. Мастер-классы для детей дошкольного возраста, конспекты для педагогов, коллекция идей.

Карнавальные маски из бумаги своими руками: мастерим с детьми

В этой статье Вы найдете 5 мастер-классов по изготовлению карнавальных масок из бумаги вместе с детьми:

  1. Маска в технике торцевания из бумаги,
  2. Мастер-класс по изготовлению маски -ободка из бумаги (примерный сценарий и пошаговый мастер-класс)
  3. Мастерская Деда Мороза и изготовление масок детьми вместе с родителями (примерный сценарий и пошаговый астер-класс)
  4. Мастер-класс по изготовлению каранавальной маски в технике папье-маше вместе с детьми.
  5. Мастер-класс по выполнению простой маски из бумаги или картона.

Все мастер-классы подготовлены для вас читателями сайта «Родная тропинка» — участниками конкурса сайта «Родная тропинка» и бесплатного журнала для родителей и педагогов

Мастер-класс 1. Маска в технике торцевания из бумаги своими руками

Торцевание из бумаги — это техника аппликации, в которой на основу — рисунок наклеиваются мелкие кусочки бумаги. В этом мастер-классе мы узнаем, как можно использовать эту технику в изготовлении маски зайца своими руками вместе с ребенком.

Инструменты и материалы

Для изготовления карнавальной маски зайца нам понадобятся:

  1. Белый картон
  2. Салфетки (разных цветов)
  3. Ножницы, канцелярский нож
  4. Клей-карандаш
  5. Простой карандаш
  6. Черный фломастер.

Как сделать карнавальную маску зайчика вместе с детьми: пошаговое описание

Шаг 1. На картоне бумаги нарисуем мордочку зайки или распечатаем готовый шаблон маски. Вырезаем маску.

Шаг 3. Далее берем клей и начинаем творить. Придумываем, какие части мордочки зайчика будут объемными и приклеиваем на них шарики из салфеток близко друг к другу. Пушистые части мордочки выполняем с помощью кусочков ваты.

Шаг 4. Фломастером прорисовываем глазки и реснички зайца на маске. Карнавальная маска готова!

Мастер-класс 2. «Новогодняя маска — ободок Снеговик.

Мастерская Деда Мороза»

Ход проведения мастер-класса для детей по изготовлению карнавальных масок из бумаги «Снеговик»

Под музыкальное сопровождение (песня «Новогодние игрушки») в группу входят дети.

Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Приближается Новый год! Это волшебный праздник, который одинаково сильно ждут и дети, и взрослые. Чтобы новогодний праздник получился веселым и запоминающимся – мы должны к нему хорошо подготовиться. Сегодня мы пригласили Вас в нашу творческую мастерскую и предлагаем сделать новогоднюю поделку – маску. Смотрите, что я обнаружила возле нашего детского садика – какой большой мешок! И к нему было прикреплено письмо. Давайте я его открою и прочту, что там написано (читает):

«Здравствуйте, дорогие ребята и воспитатели детского сада!
За окошком снег идет,
значит, скоро новый год!
Собираюсь к вам на праздник,
Буду долго к вам идти,
По заснеженным полям,
по сугробам, по лесам…
Принесу вам ёлочку в заснеженных иголочках.
С Новым годом вас поздравлю,
И подарки вам оставлю.
Вы ж без дела не сидите,
Украшайте группу снежинками, хлопушками,
гирляндами, игрушками
узорами морозными, серебряным дождем,
флажками разноцветными, рисунками приметными…

Поэтому по всей стране российской я издаю Указ:
всем детским учреждениям открыть без промедления, без всякого сомнения
«Мастерские Деда Мороза»
Пусть все приходят клеить, и лепить, и вырезать…
Всех зовите в мастерские!
До скорого свидания, друзья!»

Воспитатель: Вот какой нужный указ издал дедушка Мороз! А что же там в мешке? Давайте откроем! (Дети и воспитатель открывают мешок). Посмотрите, сколько всего нам передал Дедушка Мороз — и ножницы и цветную бумагу, вату, пластилин, клей и шаблон. Попробуем угадать: на кого похож этот шаблон? (дети отвечают). Конечно, на снеговичка.

Сейчас девочки расскажут нам стихотворения про снеговика:

Три шара, ведро, морковка
И для глаз- два уголька;
Палки-руки вставим ловко:
Клеим мы снеговика.

На дворе полно снежка.
Я слепил снеговика.
Руки, ноги, голова,
Нос- морковка, глаза два.
Нарисую краской рот.
Пусть порадуется народ!

Воспитатель: Молодцы, девочки! А теперь мы немного поиграем. Физкультминутка «Снеговик»:

Лепим мы снеговика-
(Дети показывают все, о чем говорят)
Шляпу, нос, глаза, бока.
Он не мал и не велик
(приседают, встают)
Вышел славный снеговик!
(Руки ставят на пояс,повороты корпусом Влево — вправо)

Давайте мы вместе сделаем новогоднюю поделку – маску снеговика. Давайте мы вместе сделаем новогоднюю поделку – маску снеговика. Далее воспитатель показывает детям этапы изготовления маски — ободка «Снеговик». Дети выполняют маску. Как сделать маску снеговика с детьми младшего дошкольного возраста представлено на пошаговых фото ниже.

Шаг 1. Обводим шаблон снеговика.

Шаг 2. Вылепить из пластилина нос снеговика, сделать глазки, пуговицы. Способом размазывания пластилина по контуру детали выполнить ведро.

Шаг 3. Намазать снеговика клеем — карандашом. Приклеить пушистую вату.

Шаг 4. Украсить снеговика снежинками.

Воспитатель: Какие молодцы! Какие красивые снеговики у нас получились. Давайте вместе в наших карнавальных масках сфотографируемся и отправим Дедушке Морозу фотографию. Он будет очень доволен, что вы сделали такие красивые поделки и что мы все ждем наступления Нового года. Заканчивается мастер- класс «Мастерская Деда Мороза. Маска Снеговик» чаепитием.

Мастер-класс 3.

Творческая мастерская для детей и родителей «Делаем маски с детьми» (для детей с 3 лет совместно со взрослыми)

Материалы и инструменты для изготовления маски:

  • Ножницы
  • Карандаши
  • Цветной картон
  • Перламутровый гель
  • Декоративные украшения
  • Ленточки или резинки
  • Стразы и бисер

Сценарий мастер-класса: 1. Вводная часть мастер-класса.

  • Организационный момент, приветствие.
  • Озвучивание темы занятия.
  • Беседа о масках.
  • Демонстрация образцов.
  • Объяснение технологии изготовления изделия.
  • Техника безопасности при работе с ножницами.

— Добрый день, уважаемые гости. Мы очень рады видеть вас здесь, в нашей группе. Посмотрите, как мы с детьми оформили группу к новогоднему празднику! Новый год один из самых весёлых праздников, в Новый год происходят чудеса. ак вы веселитесь на Новый год? — Отгадайте загадки. Ведущий задает одну загадку про маскарад с ответом — рифмой, например:

Был у каждого наряд.
Удался наш … ? (маскарад).

Лица новые у всех,
Слышен громкий детский смех,
Шляпы, платья из бумаги,
Деревянные там шпаги,
Будто сказочный парад
Этот праздник … (маскарад).

Выходят 3 ребёнка в масках (образцы) и рассказывают стихотворения. Родители должны угадать своих детей.

1-ый ребёнок:

Разноцветный, яркий, шумный
Новогодний маскарад
И забавному костюму,
И веселой маске рад.

2-ой ребёнок:

От веселых превращений
Мир становится иным:
Добрым, сказочно-волшебным,
Остроумным и смешным.

3-ий ребёнок:

Новогодний карнавал
Лица масками скрывал
И в костюмах маскарадных
Целый вечер танцевал!

Ведущий рассказывает историю карнавала: «Карнавал как вид народного гулянья с уличными шествиями и театрализованными играми живет во многих странах. Главные атрибуты любого карнавала — костюмы и маски, которые помогают скрыть социальные различия и уравнять каждого на время празднества. В России рядиться и веселиться в масках разрешили только в Рождество и Масленицу. Инициатором маскарадов в России был Петр I - страстный любитель рядиться. В 1721 году было устроено пышное уличное костюмированное шествие». Маску можно не только купить в магазине, но и сделать ее самим из самых разных материалов: бумаги, кожи, ткани, папье-маше. Взрослые и дети рассматривают образцы масок. Мы предлагаем вам сегодня смастерить маску. Попробуйте создать свой шедевр. И пусть полет вашей творческой фантазии поможет вам.

Ведущий объясняет технологию изготовления маски:

Шаг 1. Рисуем контуры маски на картоне. Или обводим шаблон маски. Вырезаем.

Шаг 2. Делаем разметку отверстий для глаз, вырезаем их.

Шаг 3. Украшаем основу маски декоративным материалом.

Шаг 4. Прикрепляем к карнавальной маске резинку или ленточку.

Ведущий мастер-класса напоминает детям и взрослым правила техники безопасности при работе с ножницами:

  1. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть закрыты (сомкнуты).
  2. Передавать ножницы нужно кольцами вперед с закрытыми (сомкнутыми) лезвиями.
  3. Ножницами нужно пользоваться аккуратно, нельзя ими размахивать чтобы не поранить соседа.

2. Основная часть мастер-класса. Практическая работа по изготовлению новогодней маски. Оформление изделия. Самое трудное позади, и наши маски почти готовы. Давайте оставим маски, пусть они немного подсохнут.

Ведущий проводит физкультминутку для детей.

Вот студеною зимой
Ветер дует ледяной
(Дети машут руками, изображая ветер)
И вздымает снега тучу.
Он суровый и могучий.
(Дети выполняют круговые движения руками как зимний вихрь)
Зайцы прячутся в кустах.
Даже хитрая лиса
(Дети садятся в глубокий присед нанесколько секунд, потом встают. Как будто они зайки, которые прячутся от лисички)
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит.
(Дети выполняют движения руками, показывая падение снега)
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах.
(Потягивания - руки в стороны.)
Скачет по полю лиса.
(Прыжки.)
Ну а мы чуть-чуть пройдемся
(Ходьба.)
И домой к себе вернемся.
(Дети садятся за столы.)

А сейчас самое интересное – мы начнём украшать наши карнавальные маски. Способов украсить маски существует множество – всё зависит от вашей фантазии и ловкости рук, самый популярный способ украшения маски – наклеивание различных аксессуаров. В качестве украшений можно использовать всё что лежит перед Вами на столах.

3. Заключительная часть творческой мастерской:

  • Коллективный анализ творческих работ
  • Уборка рабочих мест.

Ведущий благодарит детей и взрослых. Полезный совет: хорошо будет в конце мастер-класса устроить настоящий карнавал под новогоднюю музыку, поиграть всем вместе, потанцевать.

Мастер-класс 4: карнавальная маска из папье-маше

Еще одна традиционная техника изготовления масок, доступная детям с 6 лет и старше — это техника папье-маше. В этой технике можно вылепить маску любой, самой причудливой формы. Как можно сделать маску из папье-маше из обычного рулона…туалетной бумаги Вы узнаете из этого пошагового видео. К изготовлению папье-маше можно привлечь и малышей. Конечно, им будет еще сложно вылепить маску, но они с удовольствием будут ее раскрашивать акриловыми красками.

Пример детской карнавальной маски в технике папье-маше

Вот какую маску сделала из бумаги в технике папье-маше Дарья Холина (6 лет). Воспитатель — Рим Елена Анатольевна (МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №75 «Сказка» Московская область, Сергиево-Посадский район, с.Шеметово, м-н Новый).

Как сделать такую маску:

Шаг 1. Сделать слепок из пластилина — основу для выполнения маски. Нужно выполнить ту форму маски, которую Вы желаете изготовить. При этом нужно особое внимание уделить слепку носа и глаз. это очень важно.

Шаг 2. Слой за слоем укладываем куски бумаги (туалетная бумага) на основу при помощи клея ПВА. Таких слоев должно быть 5-6 (для прочности изделия).

Шаг 3. Через 2-3 дня, после высыхания маски, придаем ей нужный цвет, украшаем и вдеваем резинку по размеру головы. Вот что получилось у шестилетней Даши.

Мастер-класс 5. Простая карнавальная маска из бумаги

Совсем не обязательно делать сложную маску. Самую простую маску из бумаги можно сделать очень просто и быстро, а ее изготовление доступно даже малышам.

Вот примеры таких масок.

Пример маски №1

Первую маску сделала Кристина Шматкова, 6 лет. Воспитатель — Абашева Юлия Мансуровна (МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №75 «Сказка» Московская область, Сергиево-Посадский район, с.Шеметово, м-н Новый).

Как сделать такую маску быстро и просто:

Шаг 1. Придумать образ маски для ребенка.

Шаг 2. Вырезать маску из плотного картона.

Шаг 3. Украсить аппликацией и пайетками. Вдеть резинку по размеру головы ребенка.

Маска готова!

Совет 1. Такие маски можно сделать и на основе готового шаблона. В этом случае распечатывается картинка маски на принтере и вырезается ножницами. Она наклеивается на плотный картон. По сторонам маски делаются дыроколом отверстия для резинки. В маску вставляется резинка по размеру головы ребенка.

Совет 2. К маске можно пришивать детали. В этом случае вырезается деталь для изнаночной стороны маски, которая по форме точно повторяет контур маски. Швы прячутся под эту деталь.

Совет 3. Любую маску можно раскрасить. Лучше раскрашивать маски акриловыми красками, т.к. они прочные и не пачкаются в дальнейшем. Маску можно будет хранить и использовать и в последующие годы.

Пример маски №2

Вот еще пример простой карнавальной маски из бумаги, выполненной из картона. Маска была нарисована на картоне, вырезана по шаблону. Далее ребенок раскрашивает маску. По краям делаются отверстия для резиночки и она вставляется в маску. Можно идти на карнавал.

Эти карнавальные маски из бумаги выполнены детьми из детского сада ГБОУ Лицей 1564 д/о Радуга совместно с родителями. Педагоги — Кишка Надежда Алексеевна и Магомедова Сайгибат Абдулкадыровна.

Веселого вам маскарада! Путь сделанные своими руками карнавальные маски радуют вас, ваших детей, друзей и близких! До новых встреч на Родной тропинке!

Еще идеи по изготовлению своими руками карнавальных костюмов для детей Вы найдете в рубрике .

«Маски» - Школа костюма. Коллективная работа Костюмы для танцевального номера. Карнавальная маска 18 века Тенгерекова Лида, 13 лет, 7 отряд. Маска к костюму 19 века Конюхова Анна, 12 лет, 7 отряд. Карнавальная маска 18 века Конкина Таня, 16 лет, 10 отряд. Маска к костюму 19 века Долганенко Кира, 11 лет, 1 отряд.

«Тюменский театр кукол и масок» - Предпочтение отдается классикам: Н. В. Гоголь, К. Гольдони, К. Гоцци, А.С. Пушкин, В. Гауф, Х.-К. В штате театра – на 1 января 2004 г. 17 актеров. Гастроли театра. Андерсен, Шарль Перро, Сельма Лагерлеф. Главный художник с 1991 г. – Сергей Михайлович Перепелкин. О театре. История Тюменского государственного театра кукол и масок.

«Подвижные игры» - Сплотить детский коллектив. Подвижные игры. Подготовительный создание учебно – методической, материально технической и учебно – спортивной базы. Цель проекта: Задачи: Шаги реализации проекта. Умение объективно оценивать поступки других. Умение работать в команде. Умение контролировать свои поступки.

«Развивающая среда в детском саду» - Кабинеты администрации ДОУ. Обязательным условием является учет рекомендаций Роспотребнадзора, направленных на безопасность питания. Кабинет психолога. Прогулочные участки. Пять групповых помещений. Организованы места для свободной деятельности, книжные уголки, уголки природы. Питание в нашем саду 5-и разовое.

«Обучение и развитие детей» - Умственное развитие Устная и письменная речь. Речевое и эмоциональное общение Типы поведения в ситуации фрустрации. Тест Векслера (детский вариант). Кризис 7 лет е. Развитие психических функций Восприятие. Особенности общения: Место ребенка в системе общественных отношений. Методический материал. Развитие психических функций Память.

«Развивающая среда» - После реализации проекта. Реализация модульного проекта кабинет логопеда "Алмазная штольня". Цели и задачи проекта. Значение предметно - развивающей среды. До реализации проекта. Показатели результативности. Детский сад - пространство развития ребенка. Реализация модульного проекта физкультурного зала.

Кузьминых Алевтина Егоровна,

воспитатель МДОУ ДС "Буратино"

с. Красноселькуп

педагогический опыт – 37 лет

Самый распространенный вид детского творчества - театральная деятельность. Она близка и понятна дошкольникам, потому что связана с игрой. Дети входят в образ, играя любые роли, стараясь подражать тому, что видели и что их интересует, и получают от этого огромное эмоциональное наслаждение.

Предлагаю вам путешествие в театральный мир, а точнее в мир масок, которые необходимы нам в работе для театральных представлений, подвижных игр.

Маски можно изготовить самостоятельно. Для изготовления масок необходимо: цветной картон (каждого нужного цвета по 2 листа); клей ПВА (клей «Момент» и др.), ножницы, простой карандаш, краски, цветная бумага. И, конечно же, ваше творчество и фантазию.

Приложение:

Для масок (пес, кот, волк, свинья, белка, заяц, лиса, медведь) требуется одна выкройка. А вот уши и мордочки - у всех разные.

На выкройке вы встретите такие значки, которые обозначают:

Штриховка – наносить клей

Пунктирная линия – сгиб

Сплошная линия – разрез

Воспользовавшись простейшими выкройками, изготавливаем маски. Итак, приступаем к работе.

План изготовления масок:

  • Перевести выкройку на выбранный цветной картон, вырезать, разрезать по указанным линиям.



  • Сначала склеиваем между собой выкройку головы с мордочкой (например, медведя), т.к. на плоскости стола это будет делать удобнее.
  • Дальше формируем объем головы. Склеиваем на макушке разрезанные части. Получилась голова.
  • Берем уши и приклеиваем на отведенное для них место.
  • Маска почти готова.
  • Настало время оживить маску: приклеить (нарисовать) глаза, нос. Возможно, нанести мазки краской (карандашами, фломастерами) – шерстка животного. Вот тут вам и пригодится творчество и фантазия.

Маска ежика:

* У ежика к выкройке дорисовываются иголки-колючки.

* Вырезается по контуру.

* Вырезаются мордочка и ушки.

* Затем приклеивается сначала мордочка.

* Потом ушки, ободок.

* Осталось оживить маску (глаза, носик – аппликация; на иголочки нанести краску и чуть приподнять). Здесь у вас в очередной раз понадобится ваша фантазия.

* Маска готова.

Маски птиц:

- Маски птиц можно изготовить аналогично. Только у птиц – клювы (они разные по форме).



- Птиц можно изготовить и так:

* Вырезается двойной трафарет птицы (сороки), раскрашивается (или выполняется аппликацией).

* Головы склеиваются.

* Вырезается ободок.

* Птицу приклеивают на ободок с двух сторон – голова вперед.

Таким способом можно изготовить любую птицу (воробья, синицу, снегиря и др.).

При изготовлении масок птиц у вас в очередной раз может разгуляться ваша

фантазия!





Буду очень рада, если маски вам пригодятся в работе с детьми.

Желаю творческих успехов!

Литература:

1. «Кукольный театр - дошкольникам» - Т.Н Караменко, Ю.Г. Караменко. Москва «Просвещение» 1982 г.

2. «Сказки и пьесы для семьи и детского сада» - Татьяна Рик. Москва, 2008г.

3. «Театр кукол» - Надежда Войдинова. Москва, Профиздат, 2008г.

4. «Дошкольное воспитание» - журналы.

5. «Театральная деятельность в детском саду – А.В. Щеткин. Москва. Издательство «Мозаика-синтез» - 2007 г.

6. «Музыкальный руководитель» - журналы.

7. «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки» - журналы.

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002306

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Мир детства как таинственный и чудесный остров. Его населяют персонажи сказок, герои фильмов. Любимые герои становятся образцами для подражания. С удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные образу черты.

Благодаря игре, дети уносят с собой во взрослую жизнь замечательные свойства своих игр - бескорыстие и товарищество, доброту и смелость, мечтательность и творчество, юмор и добродушие, веру и верность, правду и честь.

В практике воспитания большое значение приобрели театрализованные игры. Творец по природе, активное от рождения существо, ребёнок, играя, осваивает мир, моделирует отношения, пробуя себя в различных ролях. Игровая деятельность служит ему основой для участия в других видах деятельности: учебной, трудовой.

Театрализованная игра предполагает создание воображаемой ситуации. Для ребёнка, вступающего в игру, чрезвычайно важны внешние знаки, помогающие вообразить себя тем или иным героем, войти в образ и удержаться в нём какое-то время. В качестве таких знаков, выразительно и однозначно характеризующих определённый образ, могут выступать маски. Поэтому огромную роль в подготовке к театрализованным играм приобретают изобразительная деятельность и ручной труд, в процессе которых дети изготавливают маски.

Маски, добрые и злые, весёлые и грустные, комические и трагические - весь этот богатейший зрительный материал необходим детской душе. Мы не вправе отторгнуть это искусство, ибо оно постоянно влечёт к себе детей, вызывая эстетический интерес. Маска - предельно обобщённый, иносказательный образ. Образ-маска обнажает сущность характера. Как часто, к сожалению, восприятие детей замыкается на внешней форме маски. Необходимо раздвинуть горизонты их представлений о маске, разжечь у них интерес. Маски необходимо рассматривать как элемент игры (театрализованной, подвижной и т.д.), неотъемлемый её атрибут. Это живой, увлекательный материал, который поможет детям по-новому осмыслить искусство маски, глубже понять её значение, теснейшую связь с художественно-образной формой.

Маска поможет сделать образы героев ярче, лучше понять содержание игры, ориентироваться в её развитии. «Примеривание на себя» различных масок, ролей очень благотворно влияет на детскую психику: способствует развитию образа идеального и реального «Я», познанию потенциала собственной личности, помогает наладить контакт с окружающими. Атрибутика (элементы костюмов, маски, декорации) помогут ребёнку погрузиться в сказочный мир, лучше почувствовать своих героев, передать их характер. Она создаёт определённое настроение, подготавливает маленьких артистов к восприятию и передаче изменений, происходящих по ходу сюжета, способствует познанию потенциала собственной личности, помогает наладить контакт с окружающими.

Надевая маску и превращаясь в хитрую лису, зайку, мышку или медведя, ребёнок словно бы пропускает через себя поступки и действия этих персонажей. Где-то в подсознании он ощущает позицию автора и сквозь её призму даёт собственную оценку действиям этих персонажей, усваивая таким образом как нормы общественной морали, так и эстетическую, образную природу искусства.

Особую актуальность приобретает процесс изготовления масок и участие детей в театрализованных играх в связи с приближающимися праздниками. И каждый раз приходится думать, как сделать маску, как создать ребёнку праздничное настроение. Кстати, последнее - самое главное! Какой прок в костюме, маске, если он стоил ребёнку слёз и испорченного праздника?!

Примерно за месяц до праздника предложите детям открыть творческую мастерскую. Соберите в коробку (папку) различные предметы: картон простой и гофрированный, крепированную и обычную плотную бумагу, фольгу, цветные лоскутки, кусочки поролона, нитки, тесьму, верёвку, бусы, ёлочную мишуру, а также природный материал в виде шишек, листьев, желудей и т.п. Следите, чтобы все предметы имели приятный вид. Постоянно пополняйте коробку новыми материалами. Все эти «сокровища» рассмотрите с ребёнком. Определите, какую маску будете делать, какие материалы для этого понадобятся. Подготовьте к работе ножницы, клей, иголки с нитками, линейку и т.д. Сделайте основу маски. Помогите ребёнку оформить её по своему желанию, используя материал, который находится в коробке. Поощряйте творческие замыслы детей!

В руках юных художников оживут бумага, картон, ткани, природный материал, всё то, из чего можно изготовить маску. Поиск художественных форм не будет в отрыве от содержания. Дети по-своему перевоплотят воспринятый образ, многое домыслят в нём. В результате вы сможете увидеть удачное творческое воплощение замыслов юных художников.

Роль игры в становлении и развитии ребенка переоценить невозможно. Именно в игре ребенок познает окружающий мир, его законы, учится жить по правилам. Все дети обожают двигаться, прыгать, скакать, бегать наперегонки. Подвижные игры с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, для которой характерно своевременное и точное выполнение заданий, связанных с правилами, обязательными для всех участников. Подвижная игра — это своего рода некое упражнение, с помощью которого дети готовятся к жизни.

Подвижные игры имеют огромное значение в жизни ребенка, так как представляют собой незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире. Также они влияют на развитие мышления, смекалки, сноровки, ловкости, морально волевых качеств. Подвижные игры для детей укрепляют физическое здоровье, обучают жизненным ситуациям, помогают ребенку получить правильное развитие.

Подвижные игры для дошкольников

Подвижные игры для младшего дошкольника

Дети младшего дошкольного возраста в игре, как правило, подражают всему, что они видят. В подвижных играх малышей, как правило, проявляется не общение со сверстниками, а отображение той жизни, которой живут взрослые или животные. Дети в этом возрасте с удовольствием летают как воробушки, прыгают как зайчики, взмахивают руками как бабочки крылышками. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр детей младшего дошкольного возраста несут в себе сюжетный характер.

  • Подвижная игра "Мыши водят хоровод"

Цель: развивать двигательную активность

Описание: перед началом игры необходимо выбрать водящего — «кота». Кот выбирает себе «печку» (ею может послужить скамейка или стул), садится на нее и закрывает глаза. Все остальные участники берутся за руки и начинают водить хоровод вокруг кота со словами:

Мыши водят хоровод,
На печи дремлет кот.
Тише мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите,
Вот проснется Васька кот —
Разобьет наш хоровод!»

Во время произнесения последних слов кот потягивается, открывает глаза и начинает гоняться за мышами. Пойманный участник становится котом, и игра начинается сначала.

  • Игра "Солнышко и дождик"

Задачи: научить детей находить свое место в игре, ориентироваться в пространстве, развивать умение выполнять действия по сигналу воспитателя.

Описание: Дети сидят в зале на стульчиках. Стульчики — это их «дом». После слов воспитателя: «Какая хорошая погода, идите гулять!», ребята встают и начинают двигаться в произвольном направлении. Как только педагог скажет: «Дождь пошел, бегите домой!», дети должны прибежать к стульям и занять свое место. Воспитатель приговаривает «Кап - кап - кап!». Постепенно дождь утихает и воспитатель говорит: «Идите гулять. Дождь кончился!».

  • Игра "Воробушки и кот"

Задачи: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, увертываться от водящего, убегать, находить свое место.

Описание: На земле нарисованы круги — «гнездышки». Дети — «воробушки» сидят в своих «гнездышках» на одной стороне площадки. На другой стороне площадки расположился «кот». Как только «кот» задремлет, «воробушки» вылетают на дорогу, перелетают с места на место, ищут крошки, зернышки. «Кот» просыпается, мяукает, бежит за воробушками, которые должны улететь в свои гнезда.

Сначала роль «кота» выполняет воспитатель, потом — кто-нибудь из детей.

  • Подвижная игра "Воробушки и автомобиль"

Еще одна игра для детей 3-5 лет про воробушков.

Задачи: приучить детей бегать в разных направлениях, начинать движение или менять его по сигналу ведущего, находить свое место.

Описание: Дети — «воробушки», сидят в своих «гнездышках» (на скамейке). Воспитатель изображает «автомобиль». Как только воспитатель произнесет: «Полетели воробушки на дорожку», дети поднимаются со скамейки и начинают бегать по площадке. По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите воробушки в свои гнездышки!» — «автомобиль» выезжает из «гаража», а дети должны вернуться в «гнезда» (сесть на скамейку). «Автомобиль» возвращается в «гараж».

  • Игра "Кот и мыши"

Существует множество игр для детей с участниками котами и мышами. Вот одна из них.

Задачи: Эта подвижная игра помогает развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в беге по разным направлениям.

Описание: Дети — «мыши» сидят в норках (на стульях вдоль стены). В одном из углов площадки сидит «кошка» — воспитатель. Кошка засыпает, и мыши разбегаются по залу. Кошка просыпается, мяукает, начинает ловить мышей, которые бегут в норки и занимают свои места. Когда все мыши вернуться в норки, кошка еще раз проходит по залу, затем возвращается на свое место и засыпает.

  • Подвижная игра для дошкольников "У медведя во бору"

Задачи: развивать скорость реакции на словесный сигнал, упражнять детей в беге, развивать внимание.

Описание: Среди участников выбирают одного водящего, который будет «медведем». На игровой площадке начертить два круга. Первый круг — берлога медведя, второй круг — дом для остальных участников игры. Начинается игра с того, что дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.

Как только дети произнесли эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и ловит детей. Тот, кто не успел добежать до дома и был пойман «медведем», становится водящим («медведем»).

  • Через ручеек (подвижная игра с прыжками)

Задачи: Научить правильно прыгать, ходить по узенькой дорожке, держать равновесие.

Описание: На площадке чертятся две линии на расстоянии 1,5 — 2метра одна от другой. На этом расстоянии рисуются камешки на определенном расстоянии друг от друга.

Играющие стоят у черты — на берегу ручейка, они должны перейти (перепрыгнуть) его по камешкам, не намочив ног. Те, кто оступился — намочил ноги, идут сушить их на солнышко — садятся на скамейку. Затем снова включаются в игру.

  • Игра "Птички и кошка"

Задачи: Учить соблюдать правила игры. Реагировать на сигнал.

Описание: для игры понадобятся маска кошки и птичек, начерченный большой круг.

Дети встают по кругу с внешней стороны. Один ребенок становится в центре круга (кошка), засыпает (закрывает глаза), а птички впрыгивают в круг и летают там, клюют зерна. Кошка просыпается и начинает ловить птиц, а они убегают за круг.

  • Игра "Снежинки и ветер"

Задачи: Упражнять в беге в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу.

Описание: По сигналу «Ветер!» дети — «снежинки» — бегают по площадке в разных направлениях, кружатся («ветер кружит в воздухе снежинки»). По сигналу «Нет ветра!» — приседают («снежинки упали на землю»).

    Подвижная игра "Найди себе пару"

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу, быстро строиться в пары.

Описание: Участники стоят вдоль стены. Каждый из них получает по флажку. Как только воспитатель подаст знак, дети разбегаются по площадке. После команды «Найди себе пару», участники, имеющие флажки одинакового цвета, объединяются в пары. В игре должно участвовать нечетное количество детей и в конце игры один остается без пары.

Все эти подвижные игры можно с успехом использовать для игры в детском саду в группе или на прогулке. Дети разного возраста: от малышей 3-х лет до детей средней группы 4-5 лет с удовольствием играют в них.

  • Подвижные игры для детей 5-7 лет

У детей 5-6, 6-7 в лет характер игровой деятельности несколько меняется. Теперь их уже начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное. Однако подражательность и имитация не исчезают и продолжают играть немаловажную роль в жизни старшего дошкольника. В эти игры можно также играть в детском саду.

  • Игра "Медведь и пчелы"

Задачи: упражняться в беге, соблюдать правила игры.

Описание: участники делятся на две команды — «медведей» и «пчел». Перед началом игры «пчелы» занимают места в своих «ульях» (ульями могут послужить скамейки, лесенки). По команде ведущего «пчелы» улетают на луг за медом, а в это время «медведи» забираются в «ульи» и лакомятся медом. Услышав сигнал «Медведи!», все «пчелы» возвращаются в «ульи» и «жалят» (салят) не успевших убежать «медведей». В следующий раз ужаленный «медведь» уже не выходит за медом, а остается в берлоге.

    Игра "Горелки"

Задачи: упражнять в беге, реагировать на сигнал, соблюдать правила игры.

Описание: В игре принимают участие нечетное количество детей, которые становятся парами и держатся за руки. Впереди колонны находится водящий, который смотрит вперед. Дети хором повторяют слова:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо —
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз! Два! Три! Беги!

Как только участники произнесут слово «Беги!», стоящие в последней паре в колонне отпускает руки и бегут вдоль колонны вперед, один с правой стороны, другой — с левой. Их задача — выбежать вперед, встать перед водящим и снова взяться за руки. Водящий, в свою очередь, должен поймать кого-то из этой пары до того момента, как они возьмутся за руки. Если получится поймать, то водящий с пойманным образует новую пару, а участник, оставшийся без пары, теперь будет водить.

  • Подвижная игра "Два мороза"

Известная многим игра для дошкольников с простыми правилами. Задачи: развивать торможение у детей, умение действовать по сигналу, упражняться в беге.

Описание: На противоположных сторонах площадки располагаются два дома, обозначенные линиями. Игроки размещаются с одной стороны площадки. Воспитатель выбирает двух человек, которые станут водящими. Они располагаются посередине площадки между домами, повернувшись лицом к детям. Это два Мороза — Мороз Красный нос и Мороз Синий нос. По сигналу воспитателя «Начали!» оба Мороза произносят слова: «Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я — Мороз Красный Нос. Я — Мороз Синий Нос. Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?» Все играющие отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т.е. коснуться рукой. Те из ребят, которых коснулся Мороз, застывают на месте и остаются так стоять до конца перебежки. Замороженных пересчитывают, после чего они присоединяются к играющим.

  • Игра "Хитрая лиса"

Цель: развивать ловкость, быстроту, координацию.

Описание: С одной стороны площадки чертится линия, тем самым обозначается «Дом лисы». Воспитатель просит закрыть глаза детей, которые расположились по кругу. Педагог обходит за спинами детей образованный круг, дотрагивается до одного из участников, который с этого момента становится «хитрой лисой».

После этого педагог предлагает детям открыть глаза и, посмотрев вокруг, попытаться определить, кто же является хитрой лисой. Далее дети спрашивают 3 раза: «Хитрая лиса, где ты?». При этом, спрашивающие смотрят друг на друга. После того, как дети спросили третий раз, хитрая лиса прыгает на середину круга, поднимает руки вверх и кричит: «Я здесь!». Все участники разбегаются по площадке кто куда, а хитрая лиса пытается кого-нибудь поймать. После того, как 2-3 человека пойманы, педагог говорит: «В круг!» и игра начинается снова.

  • Игра "Ловля оленей"

Задачи: упражняться в беге в разных направлениях, ловкости.

Описание: Среди участников выбираются два пастуха. Остальные игроки — олени, располагающиеся внутри очерченного круга. Пастухи находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего, пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те стараются увернуться от мяча. Олень, в которого мяч попал, считается пойманным и выходит из круга. После нескольких повторений подсчитывает количество пойманных оленей.

    Игра "Удочка"

Задачи: развивать ловкость, внимание, быстроту реакции.

Описание: участники располагаются по кругу. В центре находится водящий — воспитатель. Он в руках держит веревочку, на конце которой привязан небольшой мешочек с песком. Водящий вращает веревочку по кругу над самой землей. Дети подпрыгивают таким образом, чтобы веревочка не задела их ног. Те участники, которым веревочка задела по ногам, выбывают из игры.

  • Игра "Охотники и соколы"

Задачи: упражняться в беге.

Описание: Все участники — соколы, находятся на одной стороне зала. Посередине зала находятся два охотника. Как только воспитатель подаст сигнал: «Соколы, летите!» участники должны перебежать на противоположную сторону зала. Задача охотников поймать (запятнать) как можно больше соколов, прежде чем те успеют пересечь условную линию. Повторить игру 2-3 раза, после чего сменить водящих.

    Игра "Паук и мухи"

Описание: в одном из углов зала кружком обозначается паутина, в которой находится паук — водящий. Все остальные ребята — мухи. Все мухи «летают» по залу, жужжат. По сигналу ведущего «Паук!» мухи замирают. Паук выходит из укрытия и внимательно осматривает всех мух. Тех, которые пошевелятся, он отводит в свою паутину. После двух-трех повторений, подсчитывается количество пойманных мух.

    Подвижная игра "Мышеловка"

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу.

Описание: Два участника становятся лицом друг к другу, соединяют руки и поднимают их выше. После этого оба хором говорят:

«Как нам мыши надоели, все погрызли, все поели!
Мышеловку мы поставим и мышей тогда поймаем!»

Пока участники говорят эти слова, остальные ребята должны пробежать под их сцепленными руками. На последних словах ведущие резко опускают руки и ловят кого-то из участников. Пойманный присоединяется к ловцам и теперь их становится трое. Так постепенно мышеловка растет. Участник, оставшийся самым последним, является победителем.

Подвижные игры для школьников 7-9, 10-12 лет

Школьники тоже любят играть в игры на переменках или прогулках. Мы подобрали игры, в которые можно играть на прогулках на продленке или на уроках физической культуры в 1-4 классах. Правила игры становятся немного сложнее, но основные задачи игр: тренировка ловкости, реакции, быстроты, общее физическое развитие и умение сотрудничать с ребятами.

Многие подвижные игры универсальны: в них могут играть и мальчики, и девочки. Можно разделить детей на группы девочек и мальчиков или по другому принципу.

    Игра "Бездомный заяц"

Цель: развивать внимательность, мышление, быстроту и выносливость.

Описание: Из всех участников выбираются охотник и бездомный заяц. Оставшиеся игроки — зайцы, чертят каждый себе круг и встают в него. Охотник пытается догнать убегающего бездомного зайца.

Заяц может спастись от охотника, забежав в любой круг. При этом, тот участник, который стоит в этом кругу, должен сразу же убегать, так как теперь он становится бездомным зайцем, и охотник ловит теперь его.

Если охотник зайца поймал, то пойманный становится охотником.

  • Подвижная игра "Ноги от земли"

Задачи: учиться соблюдать правила игры.

Описание: Водящий вместе с другими ребятами ходит по залу. Как только воспитатель произнесет: «Лови!», все участники разбегаются, стараясь взобраться на любое возвышение, где можно поднять ноги над землей. Осалить можно только тех, у кого ноги на земле. По окончании игры подсчитывается количество проигравших и выбирается новый водящий.

    Игра "Пустое место"

Задачи: развивать скорость реакции, ловкость, внимательность, способствовать улучшению беговых навыков.

Описание: участники образуют круг, а водящий располагается за кругом. Дотрагиваясь до плеча одного из игроков, он тем самым вызывает его на соревнования. После этого водящий и тот участник, которого он выбрал, бегут вдоль круга в противоположных направлениях. Тот из них, кто первым займет пустое место, оставленное выбранным игроком, остается в кругу. Оставшийся без места становится водящим.

  • Подвижная игра "Третий лишний"

Задачи: развивать ловкость, быстроту, воспитывать чувство коллективизма.

Описание: Участники прогуливаются по кругу парами, взявшись за руки. Расстояние между парами 1,5 — 2 метра. Двое водящих, один из которых убегает, другой догоняет. Убегающий игрок в любой момент может встать впереди любой пары. В этом случае, задний игрок пары, перед которой он встал, становится тем, кого догоняют. Если все же игрока удалось догнать и осалить, то водящие меняются ролями.

  • Игра "Перестрелка"

Задачи: развивать ловкость, внимательность, быстроту реакции.

Описание: проводится игра на волейбольной площадке. Отступив на 1,5 метра от лицевой линии внутрь зала, проводится параллельная ей линия, чтобы образовалось нечто вроде коридора. На другой стороне также проводится дополнительная линия.

Участники делятся на две команды, каждая из которых размещается на своей половине площадки от средней линии коридора. В обоих командах необходимо выбрать капитана. Заходить на территорию соперника нельзя. Каждый игрок, у которого оказался мяч, старается попасть им в своего соперника, не заходя при этом за среднюю линию. Засаленный игрок отправляется в плен и находится там до тех пор, пока игроки его команды не перекинут ему в руки мяч. После этого игрок возвращается в команду.

Подвижные игры на прогулке

Гуляя с детьми в детском саду или на продленке в начальной школе, воспитателю нужно чем-то занять детей: отличным решением является организация подвижных игр во время прогулки. Сначала воспитатель знакомит детей с различными играми, а в дальнейшем дети сами, разделяясь на группы, смогут решить, в какую игру они хотят играть. Игры на свежем воздухе оказывают благотворное влияние на развитие детского организма и укрепление иммунитета. И время прогулки летит незаметно.

Перед началом игры воспитателю нужно обратить внимание на состояние игрового поля: нет ли лишних предметов, осколков и всего того, что может помешать детям играть и создаст травмоопасную обстановку — к сожалению, не только на улице, но и на площадке школы или детского сада можно найти много мусора.

  • Игра "Поезд"

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, закреплять навык построения в колонну. Упражнять в ходьбе, беге друг за другом.

Описание: Дети строятся в колонну. Первый ребенок в колонне представляет собой паровоз, остальные участники — вагоны. После того, как воспитатель дает гудок, дети начинают двигаться вперед (без сцепления). Вначале медленно, затем — быстрее, постепенно переходя на бег, произносят «Чу - чу - чу!». «Поезд подъезжает к станции», — говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются. Воспитатель вновь дает гудок, движения поезда возобновляется.

  • Подвижная игра "Жмурки"

Задачи: воспитание ловкости, выработка умения ориентироваться в пространстве, наблюдательности.

Описание: для проведения игры необходимо свободное пространство. Выбирается водящий, которому завязывают глаза и выводят на середину площадки. Водящего поворачивают несколько раз вокруг собственной оси, после чего он должен поймать любого игрока. Пойманный становится водящим.

  • Игра "День и ночь"

Задачи: упражнять в беге в разных направлениях, действовать по сигналу.

Описание: Все участники делятся на две команды. Одна команда «день», другая — «ночь». Посередине зала чертится линия или кладется шнур. На расстоянии двух шагов от проведенной линии, спиной друг к другу стоят команды. По команде ведущего, например, «День!» команда с соответствующим названием начинает догонять. Дети из команды «ночь» должны успеть убежать за условную черту, пока их не успели запятнать соперники. Побеждает та команда, которая успеет запятнать большее количество игроков из противоположной команды.

  • Игра "Корзинки"

Задачи: упражнять в беге друг за другом, развивать скорость, быстроту реакции, внимательность.

Описание: Выбираются двое ведущих. Один из них будет ловцом, другой — беглецом. Все оставшиеся участники делятся на пары и берутся за руки, создавая что-то наподобие корзинки. Игроки разбегаются в разные стороны, а ведущие разделяются, ловец пытается догнать беглеца. Беглец должен бегать между парами. Корзинки не должны поймать беглеца, а для этого он называет имена участников корзинки, к которой подбегает.

  • Игра "Хватай, убегай"

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу.

Описание: Воспитатель находится в центре круга. Кидает мяч ребенку и называет его имя. Этот малыш ловит мяч и кидает его обратно взрослому. Когда же взрослый кидает мяч вверх, все дети должны убежать в «свое» место. Задача взрослого — попытаться попасть в убегающих детей.

В этой статье мы привели 29 подвижных игр с подробным описанием правил игр. Надеемся, что данный материал поможет организовать игры детей в школе на переменах и уроках физической культуры, на прогулке в ДОУ и ГПД.

Составитель : Оксана Геннадьевна Борщ, учитель начальных классов, заместитель директора по воспитательной работе.

Статьи по теме: