Тематический контроль глобус и географическая карта. «Глобус модель Земли. Географическая карта. А теперь более сложные вопросы

Мы ответим на следующие вопросы.

1. Чем географические карты отличаются от глобуса?

Глобус - это объемная модель Земли. Карта - это обобщенное изображение земной поверхности, выполненное на плоскости, в масштабе, при помощи условных знаков.

К неоспоримым достоинствам глобуса можно отнести следующие:

Глобус по сравнению с картой более нагляден. Он показывает шарообразную форму Земли.

Сохранено взаимное расположение относительно друг друга полюсов, а так же меридиан и параллелей.

На всех участках глобуса масштаб одинаков.

Не искажаются формы объектов и их пропорции.

Карта может демонстрировать зрителям как всю планету, так и отдельные материки, страны, части света, области, города, улицы. Географические объекты, их площади и расстояния между ними передаются на глобусе без искажений, в отличие от изображения на карте.

2. Почему географические карты более широко используются людьми различных профессий, чем глобус?

Карты нашли широкое применение у людей. Благодаря им можно познакомиться с рельефом местности без непосредственного контакта с нею. Карты активно используют в качестве помощников при ориентировании в путеводителях для туристов, в кораблевождении и даже космонавтике! Нужны они и при разработке полезных ископаемых, в военном деле и строительстве. Иными словами, географические карты используются практически во всех областях.

3. Как определяют направления на стороны горизонта на мелкомасштабной географической карте?

К мелкомасштабным картам относят карты, построенные в масштабе мельче 1:1 000 000. При создании карты производится строгий отбор того, что на ней будет изображено и писано. На карте направления определяются с помощью градусной сети.

Градусная сеть Земли - система меридианов и параллелей.

Все точки одного меридиана имеют одну и ту же долготу, а все точки параллели - одинаковую широту. Чем мельче масштаб карты, тем обычно реже наносятся линии градусной сети.

Для определения направления на заданный предмет необходимо использовать азимут. Азимут - угол между направлением на север и направлением на заданный предмет местности, величину которого выражают в градусах и отсчитывают от севера вправо, по ходу часовой стрелки.

4. Что нужно сделать, чтобы определить расстояние между объектами на географической карте?

Чтобы определить по карте расстояние между точками местности (предметами, объектами), пользуясь численным масштабом, надо измерить на карте расстояние между этими точками в сантиметрах и умножить полученное число на величину масштаба.

Например, на карте масштаба 1:50000 (величина масштаба 500 м.) расстояние между двумя ориентирами составляет 4,2 см. Следовательно, искомое расстояние между этими ориентирами на местности будет равно 4,2 * 500 = 2100 м.

Небольшое расстояние между двумя точками по прямой линии проще определить, пользуясь линейным масштабом. Для этого достаточно циркуль-измеритель, раствор которого равен расстоянию между заданными точками на карте, приложить к линейному масштабу и снять отсчет в метрах или километрах.

Мы узнаем правила работы с контурными картами, выполним задания на контурной карте, начнем составлять свою карту мира.

1. От глобуса к географическим картам

Впишите пропущенные слова в определение.

Географические карты - уменьшенное масштабное изображение земной поверхности, которые показывают положение, состояние и связи природных и общественных объектов и явлений.

2. Масштаб географической карты

Сравните масштабы школьного глобуса и карт полушарий и России в школьном атласе. Запишите масштабы в порядке их возрастания.

Вывод. Масштаб изображения Земли на глобусе меньше (больше, меньше), чем масштаб изображения Земли на карте полушарий.

3. Работа с географической картой

Стрелки направлены вдоль линий параллелей, вдоль экватора и широты.

Определите географические координаты точек, обозначенные на карте Восточного полушария знаком (.), подпишите их на карте.

Убедитесь, что на карте полушарий область наименьших искажений находится в центральных частях кругов карты.

Измерьте протяженность Индийского океана вдоль экватора (И) двумя способами.

И = (98° в. д. - 42° в. д.) × 111,3 км = 56° × 111,3 км = 6232,8 км

И = 5 см: 1/200 = 5000 км

Значение длин, определенные двумя способами: линейки, градусной сетки.

Измерьте протяженность территории России вдоль параллели 60° с. ш. (Р) двумя способами.

1) По градусной сетке (истинное значение протяженности):

Р = (170° в. д. - 30° в. д.) × 55,8 км = 140° × 55,8 км = 7840 км

2) С помощью линейки и масштаба:

И = 14 см: 1/200 = 14000 км

Значения длин, определенные двумя способами: линейки, градусной сетки.

Определите по координатам географические объекты. Заполните таблицу.

По карте России с помощью линейки и масштаба определите расстояние от Москвы до Азовского и Белого морей.

От Москвы до Азовского моря 1002 км.

От Москвы до белого моря 835 км.

Сравните полученные значения с данными учебника о тех расстояниях, полученных при измерении с помощью линий градусной сетки.

Вывод. Наиболее точные результаты измерений получены с помощью градусной сетки и вычислений.

Школа географа-следопыта

Впервые я увидела настоящий глобус в школе на уроке географии. Тогда он мне не показался чем-то удивительным, на первый взгляд карта как карта, просто нанесенная на вращающийся шар. Осознание важности глобуса пришло несколько позднее. Для того, чтобы выяснить в чем же отличия глобуса от карты, нужно рассмотреть и то, и другое в отдельности.

Что такое карта

Географическая карта – это значительно уменьшенное изображение в плоскости. Это одно из наиболее важных изобретений.

Карты нашли широкое применение у людей. Благодаря им можно познакомиться с рельефом местности без непосредственного контакта с нею. Карты активно используют в качестве помощников при ориентировании в путеводителях для туристов, в кораблевождении и даже космонавтике! Нужны они и при разработке полезных ископаемых, в военном деле и строительстве . Иными словами, географические карты используются практически во всех областях.


Что такое глобус

Итак, как мы уже выяснили, первым изображением Земли была карта. Глобус появился значительно позднее, после того, как люди пришли к умозаключению о шарообразности нашей планеты.

Глобус – это мини-копия Земли. История его создания уходит глубоко в древние времена. Примерно во втором веке до нашей эры ученым Кратесом Малосским был разработан самый первый примитивный глобус. Этот ученый очень любил поэму «Одиссеи». Он взялся раскрасить шар по всем маршрутам, по которым проходил его любимый герой. Получилось примитивно, но тем не менее это был самый настоящий глобус, соответствующий уровню знаний тех времен, и по достоинству оцененный нашими современниками.


Самый большой в мире глобус создали в Америке. Его диаметр равен 12,6 м , что соответствует высоте четырехэтажного дома!

Преимущества глобуса

К неоспоримым достоинствам глобуса можно отнести следующие:

  • Глобус по сравнению с картой более нагляден. Он показывает шарообразную форму Земли.
  • Сохранено взаимное расположение относительно друг друга полюсов , а так же меридиан и параллелей .
  • На всех участках глобуса масштаб одинаков .
  • Не искажаются формы объектов и их пропорции .
  • 1. 17.09.05 г. 4 «Б» класс
  • 2. Тема «Мир глазами географа. Глобус и географическая карта».
  • 3. Цель и задачи урока: а) сформулировать представление о глобусе и географической карте. Закрепить умение работать с картой и глобусом.
  • б) развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
  • 4. Содержательный компонент урока:
    • -материал соответствует требованиям программы и поставленной цели;
    • -информативная ёмкость урока значительная: большой объем теоретического и фактического материала. Поэтому необходимо в ходе урока подробнее останавливаться на новых понятиях, совместно с учениками делать выводы.
    • -в процессе урока были использованы все принципы дидактики: обучающая, развивающая, воспитательная.
    • -тип урока - раскрывающий содержание темы.

Структура урока:

  • 1) организационный момент - 3 мин.
  • 2) проверка домашнего задания (индивидуальная работа по определению созвездий - устно, тест «Звездное небо» - письменно) - 10 мин.
  • 3) объяснение нового материала (изучение карты полушарий и глобуса, заполнение схем, работа с учебником, в ходе объяснения беседа с классом) - 22 мин.
  • 4) подведение итогов (выводы по новому материалу, выставление оценок).

Домашнее задание записано на доске.

Структура урока разрабатывалась в соответствии с целями урока, принципами дидактики, содержанием учебного материала.

  • 5. Методический компонент урока
  • - в соответствии с целью урока, содержанием учебного процесса, принципами дидактики были использованы следующие методы обучения:
    • а) словесный (рассказ, объяснение, беседа)
    • б) печатно-словесный (работа с учебником)
    • в) наглядный (использовались глобус и карта полушарий).

В ходе урока наиболее эффективным оказался наглядный и словесный методы.

Критерии оценки учащихся:

«5» - материал излагается в полном объеме. Ученик демонстрирует навыки самостоятельного анализа, умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и процессами, хорошо развитую речь.

«4» - материал излагается не достаточно большом объеме, чтобы судить о том, что он усвоен. Ученик демонстрирует навыки анализа, однако это вызывает у него определенные затруднения. Изложение материала развернуто, но встречаются некоторые неточности.

«3» - ученик указывает достаточные знания, но они не носят системного характера. Навыки анализа и систематизации знаний отсутствуют. Речь бедна.

6. Деятельность преподавателя.

В начале урока преподавателем были обозначены цели и задачи урока, что сориентировало учащихся на усвоение нового материала. В ходе объяснения нового материала преподаватель пытался установить обратную связь с учащимися, подтверждая теоретические рассуждения наглядностями (глобусом, картой). Резюмируя, преподаватель неоднократно обращался с вопросами к учащимся. Вопросы были направлены на: воспроизведение материала, понимание, применение. Задавались учащимся дифференцировано. Вопросы задавались разной степени сложности. Ответы по качеству были разные, в зависимости от успеваемости ученика.

7. Деятельность учащихся.

Учащиеся проявили живой интерес пир проведение урока. Учитель давал возможность учащимся самостоятельно формулировать выводы по ходу урока, сильных затруднений эта работа не вызывала у ребят.

Поставленные цели и задачи урока достигнуты.

Урок прошел динамично, в хорошем темпе.

Конспект урока.

  • 1. Сформулировать представление о географии, о глобусе и географической карте.
  • 2. Карточки с индивидуальным заданием раздаются каждому ученику с изображением созвездий и их названиями, нужно соотнести созвездие к названию. Далее пишем тест «Звездное небо»(8)
  • - Выбери верное утверждение:
    • 1. Галактика, в которой мы живем, называется…
    • а) туманность Андромеды;
    • б) большое Магелланово облако;
    • в) млечный путь.
    • 2. Звезда - это…
    • а) раскаленный газовый шар;
    • б) холодный шар, состоящий из твердых веществ.
    • 3. Созвездия - это …
    • а) группы звезд, изменяющие свои очертания;
    • б) группы звезд, не изменяющие свои очертания.
    • 4. Звезда Сириус находиться в созвездии…
    • а) скорпион;
    • б) большой пес;
    • в) большая медведица;
    • г) телец.
    • 5. Полярная звезда всегда находится на…
    • а) юге;
    • б) западе;
    • в) севере;
    • г) востоке.
    • 6. Самые яркие звезды имеют… цвет:
      • а) красный;
      • б) голубой;
      • в) желтый;
      • г) белый.

Ответы к тесту: 1)в, 2)а, 3)б, 4)в, 5)б, 6)в.

3. Сегодня мы посмотрим на мир глазами географов. Нам предстоит выяснить, что такое география. Прочитайте, что об этом говориться на стр.22 учебника.

География - это наука о земле. В переводе с греческого она означает «землеописание». Это слово образовалось из двух слов: «ге» - земля и «графо» - пишу. Географы - это специалисты по географии. География объясняет, почему земля такая круглая, почему в одних районах лежит снег, а в других - жаркое лето, почему в одних странах ловят рыбу, а в других добывают нефть.

Какие изобретения человека помогают нам путешествовать по планете? Это глобус и географическая карта.

Глобус имеет форму шара, немного приплюснутого. На глобусе есть синий, желтый, коричневый, зеленый, белый цвета. Синий - это вода, желтый, коричневый, зеленый - суша, белый - лед. Глобус покрыт линиями, будто сеткой. При вращении на месте остаются полюса: северный и южный.

Главный пояс земли - это экватор. Остальные горизонтальные линии расположены относительно друг друга, их называют параллелями. Вертикальные линии, соединяющие полюса, называются меридианами. На глобусе указаны материки и океаны. Сколько океанов на земном шаре? Назовите, (тихий, атлантический, индийский, северный ледовитый). Что вы можете сказать о материках? Материков шесть: Евразия, Африка, северная Америка, южная Америка. О создании глобуса вы прочитаете в учебнике на стр.24. Так как глобусом пользоваться в путешествие неудобно, люди придумали изображать поверхность земли на плоскости, т. е. изобрели географическую карту. Перечислите уже известные вам карты (физическая, политическая, карта полушарий). Обратите внимание на масштаб карты, он нам показывает, сколько километров на местности соответствует одному сантиметру на карте.

  • 4. Опрос: а) что изучает, география и почему её так назвали?
  • б) какие географические карты вам известны?
  • в) расскажите о сходствах и различиях глобуса и карты полушарий.
  • г) что такое масштаб карты?
  • 5. Д/з: стр.22-29.

Ответить на вопросы «Проверь себя».

Выполнить задания 1, 2.

Вспомните:

1. Какие виды изображения земной поверхности вам известны?

Ответ: Глобус, карта, чертеж, фото, рисунок.

2. Чем отличаются указанные вами виды изображения земной поверхности?

Ответ: Способом и методом изображения земной поверхности.

Как вы думаете:

1. Можно ли карту назвать моделью Земли?

Ответ: Да, можно. Карта – это представление мира на плоскости, для удобства и компактности.

Проверим знания:

1. Что такое глобус?

Ответ: Глобус – трехмерная модель земного шара, на котором изображены все имеющиеся на поверхности земли объекты: материки и океаны, острова и полуострова, моря и заливы.

2. Что такое географическая карта?

Ответ: Географическая карта – чертеж, изображающий земную по-верхность.

3. Что обозначается на географической карте оттенками синего цвета?

Ответ: Водные объекты – океаны, моря, реки, озера и пр.

4. Что обозначается на географической карте оттенками зеленого, желтого, коричневого цвета?

Ответ: Зеленый и желтый цвет на карте – равнины. Самые низкие равнины обозначены зеленым цветом, а желтым – приподнятые. Ко-ричневым цветом обозначаются горы.

А теперь более сложные вопросы:

1. Чем отличается глобус от географической карты?

Ответ: Глобус - предмет довольно громоздкий, он не складывается. Карта удобнее, на ней изображено большее количество информации, чем на глобусе.

2. Почему на географической карте отражено больше разной информации, чем на глобусе?

Ответ: Карты бывают разные – политические, физические, стран и городов мира. А на глобусе отражены лишь некоторые материки и города.

3. Как с помощью географической карты можно изучать историю географических открытий?

Ответ: На карте великих географических открытий помещены сведения о маршруте открывателей.

4. Почему на карте появляются искажения изображения земной поверхности?

Ответ: Земная поверхность – это поверхность шара. А карта – плоская поверхность. Нельзя так просто взять и развернуть сферическую поверхность на плоскую, так как возникнут пустоты. Их заполняют «растягивая» изображение. Поэтому и появляются искажения.

От теории к практике:

1. Укажите сходства и отличия фотографического изображения земной поверхности, выполненного с поверхности Земли, борта самолета, борта космического корабля. Результаты работы занесите в таблицу, перечертив ее в тетрадь. Сформулируйте вывод о достоинствах и недостатков каждого из видов фотографических изображений.

2. Фотография с поверхности Земли.

Фотография с поверхности Земли имеет больший охват, чем с борта самолета, но меньший, чем с борта космического корабля.

3. Фотография с борта самолета.

Фотография с борта самолета имеет большую детализацию изображения, чем фотография с поверхности Земли или борта космического корабля. Но при этом охватывает меньше объектов на изображении, чем фотография с космического корабля или поверхности Земли.

4. Фотография с космического корабля.

Является наиболее масштабной, но и, в свою очередь, менее детали-зированной.

Статьи по теме: