Виды спортивных и развлекательных игр для инвалидов. «Они полноценнее вас». Как компьютерные игры спасают жизнь инвалидов

Бадминтон - играют по обычным правилам на площадке 13´5 м, сетка на высоте 1,5 м, две команды по 1-2 человека.

Аналогичны правила игры в «теннис индиака », только здесь мяч из пластмассы с оперением перебрасывается через сетку теннисными ракетками (для настольного тенниса).

Баскетбол сидя - для инвалидов с ПОДА представляет два дополнительных требования к размеру и оборудованию:

Площадки обычного размера; должны быть зоны безопасности 2 м со всех сторон, а в торцах лучше 3 м. Соответственно минимальный размер площадки с зонами безопасности 32´16 м, а зала с учетом модульных размеров - 36´18 м.;

Корзина может быть на консольной опоре, когда основание опоры остается вне 3 м зоны безопасности. Опоры должны иметь мягкую защитную обшивку.

Предпочтительнее крепление щитов к стене или потолку. Команда состоит из 5 человек. Размер площадки 25,6´15,24 м (рисунок 4.51, схема Б).

Бочче - игра в шары для инвалидов с ПОДА. Цель игры - бросить (катнуть) шар, чтобы он остановился как можно ближе к шару меньшего размера, постоянно установленному на середине площадки для игры (рисунок 4.53, схема Г).

Боссель - игра в зале, аналог керлинга. Пол в зале должен быть идеально гладким. Правила игры напоминают бочче. В игре - 2 комплекта по 3 специальных биты на щетках и кубик. Игра идет на поле 12´16 м (рисунок 4.53, схема Д).

Волейбол сидя - для инвалидов с ПОДА. В момент игры на площадке находятся 6 человек. Играют сидя на полу без протезов (рисунок 4.51, схема А).

Размеры площадки: длина 10 м, ширина 6 м, высота сетки от пола у мужчин - 120 см, у женщин - 110 см, атакующая линия - 1,5 м от центральной линии, разделяющей поле пополам. Разметка площадки на рисунке 3. Длина сетки 6,5 м, ширина 1 м.

Гандбол через сетку - играют инвалиды-ампутанты - 2 команды по 6-10 человек, поле 30´10 м, сетка (шнур) на высоте 1,8-2 м от пола. Перед сеткой - зона 2 м, в которую нельзя заступать. «Воротами» является вся зона в торцах площадки, а верхняя граница «ворот» - шнур на высоте 2,4 м от пола.

Голбол - имеет определенные отличия от роллингбола, он намного динамичнее, быстрее. В этой игре могут участвовать абсолютно слепые спортсмены.

Команда состоит из 3 игроков. Защитники и вратарь являются одновременно и нападающими. Цель игры - забросить мяч в ворота противника (мяч должен катиться по полу).

Площадка для игры имеет размер 18´9 м. Ворота расположены вдоль лицевой линии. Опорные стойки круглой формы, подбитые войлоком, устанавливаются в крайних точках лицевой линии (h =1,3 м). Перекладина закреплена. Мяч - медицинбол.

Площадка делится на 3 сектора по 6 м и центральной линией на 2 части по 9 м. Каждая половина площадки в свою очередь разбивается на три зоны: защиты, нападения, среднюю.


В зоне защиты игроки располагаются вдоль линии ворот на специальных ориентировочных матах (1,5´2´0,02 м). Зона нападения - 3 м.

Все обозначения, линии ограничения должны быть шириной 5 см и иметь контрастную поверхность с полом, особенно в секторе команды, чтобы игроки имели возможность легко, на ощупь ориентироваться на игровом поле. Размер зала с учетом зон ориентации и безопасности - 18´30 м (рисунок 4.52, схема Б).

Квад-регби - уникальная спортивная игра для квадроплегиков. Играется на баскетбольной площадке, две команды по 4 человека. Цель игры - перенести мяч через линию ворот противника.

В кегли могут играть люди всех возрастов, с нарушением зрения и прикованные к инвалидному креслу. В кегли играют как в помещении (на коротком мате - свертываемом ковре), так и на открытом воздухе.

Мяч сидя - вариант волейбола для слепых. Размер площадки 10´8 м, делится посередине сеткой (h =2 м от пола). Мяч подается открытой рукой, возможно одно касание земли, до удара руками. Передвижение по площадке - скольжением, поэтому качество покрытия должно быть особенно высоким (рисунок 4.53, схема А).

Мяч с отскоком (прельбол) - близкая по смыслу игра. Играют 2 команды по 4 игрока, сетка высотой 0,4 м, площадка для игры 16´8 м. Играют стоя, удары по мячу кистью или локтевой частью руки. Отскок сначала от своей части площадки (рисунок 4.53, схема Б).

Мяч через шнур - развлекательная спортивная игра, близкая по смыслу к волейболу. Играют инвалиды-ампутанты: 2 команды по 4 игрока. Нельзя допускать падения мяча.

Ринг-теннис - теннис с кольцом. Играют, как правило, инвалиды-ампутанты и инвалиды с дефектами зрения. Игровая площадка 12´4 м, сетка посередине площадки на высоте 1,5 м. В игре 2 команды по 2 человека (рисунок 4.53, схема В).

Роллингбол - поле размером 24´12 м, делится средней линией на два квадрата 12´12 м. Ограничительные линии прокладываются по боковым и лицевым границам.

На каждой лицевой линии стоят ворота шириной 6 м и высотой 1,3 м. Перед линией ворот укладываются три ориентировочных мата одинакового размера (длина от 2 до 2,5 м, ширина 1 м) так, чтобы средний мат по своей длине лежал на 0,2 м от линии ворот посередине площадки, два внешних мата находятся на расстоянии 2,2 м от лицевой и не менее 2,5 м от боковых линий.

По обе стороны средней линии на расстоянии 3 м проводятся параллельные линии, ограничивающие площадь броска. В составе команды 5 игроков. Они разделяются на 3 линии - нападения, защиты и вратаря. Цель игры - забросить мяч в ворота противника (мяч должен катиться по полу).

По границе площадки должна идти полоса ориентации шириной 1,2 м и зона безопасности 1,2 м.

Торбол - команда для игры состоит из 3 игроков. Площадка для торбола имеет размер 16´7 м. Ворота длиной 7 м и высотой 1,3 м устанавливаются на лицевой линии.

На расстоянии 6 м от лицевой линии проводится параллельная ей линия, ограничивающая игровую зону. Размер игровой зоны 7´6 м. На 7метровой линии на высоте 40 см от пола натягивают шнур с колокольчиками по бокам, такой же шнур натягивается над центральной линией.

На расстоянии 2,2 м от линии ворот проводят линию штрафного броска параллельно лицевой линии. Все ограничительные линии должны быть шириной 5 см и быть легко осязаемы. Мяч - медицинбол.

Для облегчения ориентации внутри каждой игровой зоны располагают по три мата (2´1´0,02 м). Центральный мат располагают параллельно лицевой линии площадки на расстоянии 0,2 м по его длине. Два других мата располагают параллельно лицевой линии на расстоянии от нее 1,2 м, а их внешние боковые стороны должны совпадать с боковыми линиями площадки, а передние - с линией штрафного броска (рисунок 4.52, схема А). Мяч - резиновый, озвученный (0,5 кг).

Футбол на колясках - проводится согласно правилам американской ассоциации инвалидов. Поле для футбола - 55 м длиной, зоны у ворот (штрафные зоны) 7 м, зона начала игры 14 м. В команде по 6 игроков, есть 2 нападающих, которые могут играть руками (броски мяча вниз об поле, симулирующие удары). Остальные игроки маневрируют на колясках без права касания мяча руками.

Футбол-теннис - развлекательная игра для инвалидов-ампутантов. Играют две команды по 4 игрока. Прямоугольное поле 20´8 м делится сеткой высотой 1 м от пола. Разрешен переброс мяча любой частью тела, кроме рук.

Шоу-даун - одна из немногих спортивных игр, в которую слепые могут играть без посторонней помощи. Благодаря ей слепые могут обрести так нужное им чувство независимости, уверенности в своих возможностях. Игра появилась и получила наибольшее развитие в Канаде. Играют 2 человека.

Оборудование напоминает стол для настольного тенниса, по которому перекатывается мячик. Игровая поверхность 3810´1270 мм, борта стола высотой 254 мм. Углы закруглены на 162 мм от угла. На обоих концах стола - «ворота» размером 150´220´300 мм, глубиной 100 мм. Окраска стола зеленая. Столы могут быть переносными или стационарными. Высота стола над полом 990 мм. В центре стола устанавливается экран высотой 356 мм с закругленными углами, выполняющий роль ширмы при игре частично зрячих. Экран устанавливается на поперечный брусок, закрепленный на бортах посередине стола (рисунок 4.54).

Размеры помещения для игры в шоу-даун не менее 6´9 м. Помещение должно быть рассчитано на 1 стол, необходима тщательная акустическая обработка помещения, при игре требуется соблюдать тишину.

Ч то объединяет парализованного канадца Кена Уоррела, английскую девочку Сейду, рождённую с ДЦП, и незрячего американца Карлоса Васкеса? Особое отношение к видеоиграм. Для людей с ограниченными возможностями игры — нечто гораздо большее, чем просто развлечение.

Это была заурядная битва на выживание. Четыре геймера, разделившись на две команды, схлестнулись на арене ролевой игры World of Warcraft. Звенели мечи, ломались доспехи, полыхала магия. Двое рухнули на песок, двое остались стоять на арене. "Вас одолел мужчина, который играл ртом", — высветилось на экране сообщение от одного из победителей. Но это не было обманом или розыгрышем. Кен Уоррел, прикованный к постели уже много лет, действительно играл без рук.

Если бы 22 года назад Кену Уоррелу кто-нибудь сказал, что компьютерные игры однажды спасут ему жизнь, он бы рассмеялся. С какой стати пышущему здоровьем 28-летнему канадцу из города Нанаймо, примерному семьянину и отцу пятерых детей, тратить время на электронные безделицы? Лучше уж сыграть в хоккей с сыновьями, выбраться с семьёй на природу или просто покататься на коньках. Но всё изменилось одним роковым днем 1994-го, когда Кен стал жертвой несчастного случая на стройке. Плохо закреплённая труба сорвалась, пролетела пять этажей и ударила канадца по затылку, вдребезги разбив его каску, а вместе с ней — мечты и планы на будущее. Потерявшего сознание Уоррела госпитализировали.

Пробуждение было ужасным. Кен пытался кричать, но голосовые связки не слушались. Хотел подняться с больничной койки, но не мог пошевелить ни рукой, ни ногой. Так он и лежал — беспомощный сгусток сознания, заточённый в парализованном теле. Общаться с медперсоналом удавалось только при помощи морганий глазами: один раз — "да", два раза — "нет".

Диагноз врачей не оставлял надежды: у Кена квадриплегия. То есть полная утрата контроля над телом и конечностями, вызванная травмой позвоночника. Ему суждено оставаться парализованным ниже шеи до конца своих дней. Но Кен не хотел такой участи: лучше умереть… Когда неделю спустя к нему вернулась речь, он попросил отца отключить аппараты искусственного жизнеобеспечения. Отец отговорил Кена от самоубийства: "Давай подождём две недели. Если ты не переменишь решения, я подумаю, как выполнить твою просьбу".

Отсрочка оказалась спасительной. Уоррела навестили жена и дети. Когда он увидел родных, его планы изменились. "Я ни за что не отключу себя от аппаратов, — решил Кен. — Я хочу увидеть, как мои дети вырастут, создадут семью, заведут внуков". Так начались долгие годы его реабилитации. И пускай он отказался от мыслей о суициде, депрессия по-прежнему держала канадца мёртвой хваткой.

С каждым днём Кен отдалялся. Искры прежней жизни ещё теплились в нём, но постепенно превращались в пепел воспоминаний. Он никогда больше не сыграет воскресным днём с сыновьями в хоккей. Никогда не наденет костюм Санта-Клауса, чтобы поздравить семью на Рождество. Никогда не выберется с друзьями в спорт-бар на просмотр матча любимой команды "Филадельфия Флайерз". Никогда. Страшное слово "никогда".


Беспомощность давила сильнее стотонной плиты. Кен заперт в четырёх стенах больницы, его переворачивают, вытирают и пеленают, как грудного младенца. Когда чешется лицо, он не в силах самостоятельно унять зуд. Кормят с ложечки, словно ребёнка. Как не впасть в глубокое уныние? Как доказать себе и другим, что он ещё на что-то способен?

Ответы Уоррелу удалось получить в 1996-м, спустя два года после госпитализации. Средство от депрессии принесла сотрудница ванкуверского реабилитационного центра. "Кен, вот сюрприз, который, возможно, улучшит вашу жизнь. Это новая компьютерная игра — Diablo". Новость Уоррела обрадовала и озадачила: "Классно. Я люблю мечи, магию и всё такое. Но как я буду играть без рук?"

Руки и не понадобились. Революционный манипулятор Jouse, с которым познакомился Кен, предназначался для рта и работал по принципу всасывания и выдувания воздуха. Вместо стандартного компьютерного грызуна — мундштук, который нужно перемещать языком и зубами. Вместо клацаний по левой и правой кнопкам мыши — вдох и выдох через тот же мундштук.

Устройство создала в 1995 году канадская компания Compusult, чтобы парализованные люди (квадриплегия, церебральный паралич, мышечная атрофия) могли пользоваться компьютерными благами наравне со всеми. Как выяснилось, Jouse годился не только для работы, но и для развлечений.


Затратив на освоение манипулятора месяц, Кен, до трагедии притрагивавшийся к геймпадам всего-то пару раз, стал заядлым игроманом. Пока обездвиженный Уоррел лежал на кровати, его виртуальный двойник лихо рубил мечом чертей и скелеты в подземельях ролевого экшена Diablo.

"Эта игра вселила в меня уверенность и придала силы, необходимые для борьбы с недугом",

— Кен Уоррел.

Утихомирив Сатану в Diablo, Уоррел во второй половине 90-х принялся за другие хиты компании Blizzard. Вёл в бой отряды альянса, освобождая мир Warcraft II от нашествия орков. Колонизировал планеты и сражался с инопланетными тварями в StarCraft. Улаживал распри между ангелами и демонами в Diablo II.

В двухтысячных, с появлением широкополосного интернета и развитием MMORPG, жизнь Уоррела заблистала новыми красками. Странствия по бескрайним землям Азерота и битвы с монстрами в World of Warcraft наполнили его существование смыслом на многие месяцы и годы. Взаимодействуя с пользователями со всего мира, он больше не чувствовал себя больничным узником. В онлайне Кен мог покорять виртуальные вселенные плечом к плечу с сыновьями и друзьями.

К сожалению, не всем людям с ограниченными возможностями удаётся, подобно Кену Уоррелу, расцветить будни электронными развлечениями. Чем сложнее нарушение у человека, тем труднее подбор манипулятора и игровой платформы. Скажем, тот же Jouse (последняя версия, между прочим, стоит 1495 долларов) подходит не для всех парализованных. В отдельных случаях положение спасают маленькие компании, выпускающие модифицированные устройства. Так, контроллер Xbox One, адаптированный для левой руки, можно приобрести за $139,99, а геймпад для рта QuadStick обойдётся в $399.

Что же делать тем, кого жёсткая форма менингита в младенчестве лишила кистей? Или тем, кто может двигать только глазами? У производителей игрового оборудования нет ответов на подобные вопросы. Зато они есть у благотворительных организаций вроде британской SpecialEffect . Неравнодушные англичане из Оксфордшира творят чудеса, которые не снились всяким Гарри Поттерам: дарят магию игры людям с тяжелейшими нарушениями.

Голосовое управление, отслеживание движений глаз, педали для ног, джойстики для подбородка — инженерам и врачам SpecialEffect любая задача по плечу (страница с историями помощи не даст соврать ). Они, например, помогли девятилетней девочке Сейде с ДЦП, давно мечтавшей о видеоиграх, но имеющей проблемы с подвижностью пальцев. Решение? Геймпад увеличенного размера с особым расположением кнопок.

Теперь Сейда весело проводит время в Disney Infinity, перевоплощаясь в героев любимых мультфильмов. В реальном мире она не может встать с инвалидной коляски. В виртуальном — бегает, прыгает, летает! И полноценно взаимодействует с друзьями, забыв о физических ограничениях. "Я теперь тоже геймер!" — произносит Сейда в трогательном видеоролике.

"Дело не только в том, что игры ускоряют реабилитацию, возвращая давно утраченное веселье, — рассказывает представитель SpecialEffect Марк Сэвил. — Гораздо важнее, что они способствуют интеграции человека с нарушениями в социум. Взяв в руки геймпад, он перестаёт чувствовать изоляцию. Сегодня слово "геймер" означает принадлежность к многомиллионному сообществу".

Силу многомиллионного сообщества Кен Уоррел в полной мере ощутил в 2014 году, начав транслировать игровые сессии при помощи сервиса Twitch. Правда, в первый день стриминга канадцу было страшно: он не знал, как отреагирует аудитория на его приключения в Diablo III.

И вот, не в силах произнести ни слова, Кен наблюдал за цифрами на счётчике просмотров. Слёзы текли по его лицу. Слёзы счастья. Кен и помыслить не мог, что трансляция понравится сотням и даже тысячам зрителей. Незнакомые люди желали Кену здоровья и писали тёплые слова поддержки.

"Благодаря стримингу Кен всегда окружён вниманием сообщества. Не выходя из гостиной. Это как если бы мир заглянул к нему домой",

— Роб Эванс, друг Кена Уоррела.

Уоррел обрёл новое призвание, став стримером. Сейчас на его канале в Twitch 38 тысяч подписчиков. Для кого-то игры вроде Diablo III, World of Warcraft и Path Of Exile — лишь способ убить время. Кену же они помогают с оптимизмом смотреть в будущее. Впрочем, не только ему, но и другим людям с ограничениями: трансляции Кена вдохновляют на борьбу с собственными недугами. В этом канадец убедился уже на второй день новообретённой карьеры, поговорив по видеосвязи с таким же квадриплегиком, как и он сам. Собеседник не мог поверить, что без рук можно играть.


Вот как Уоррел вспоминает об этом событии: "Я поделился с ним опытом. И он сказал, что тоже закажет себе манипулятор Joust. Так было положено начало долгой дружбе. Это был важный момент — осознание того, что я кому-то помог. Моя жизнь обрела цель".

Разумеется, Кен Уоррел не единственный особенный стример. Таков, например, и 27-летний американец Мэтью Финк. Хотя у парня ампутированы руки и ноги (результат перенесённой в младенчестве инфекции), ему удаётся побеждать соперников в сетевых баталиях StarCraft II. Мэтью играет столь хорошо, что выступает в киберспорте. Невероятно, но он пользуется стандартной мышкой и клавиатурой. Демонстрация талантов — в этом видео . "Благодаря StarCraft II впервые в жизни у меня появилась возможность состязаться с обычными людьми на равных", — написал он на своей странице в сети Facebook.

29-летний американец Карлос Васкес — тоже профессиональный геймер. Он с детства влюблён в серию файтингов Mortal Kombat. Потеряв в десятилетнем возрасте зрение из-за глаукомы, Карлос не отказался от любимого увлечения. За годы тренировок невидящий американец так искусно освоил франчайз "Смертельная битва", что в 2014-м пробился на чемпионат EVO — самый крупный в мире турнир по файтингам. И даже выиграл два первых поединка в Mortal Kombat 9.

Как незрячему удаётся побеждать зрячих? За счёт развитого слуха. Васкес обнаружил, что в играх Mortal Kombat каждый персонаж, нанося удар, звучит по-особому. Чудеса боя вслепую — на канале Карлоса в YouTube .

Есть и русскоязычные особенные геймеры. 30-летний минчанин Александр Зенько, родившийся с ДЦП, проходит игры без рук. Только если у Кена Уоррела есть Jouse, белорусу приходится довольствоваться обычным компьютерным грызуном. Передвигая его подбородком.


Заботами неравнодушных программистов в 2014 году Александр обзавёлся утилитой, позволившей ему проходить с помощью мышки игры, рассчитанные на клавиатуру. Теперь Саша делится своим хобби с миром, выкладывая стримы по DOOM, Limbo, Super Meat Boy и другим хитам.

Вселенская несправедливость состоит в том, что стримерша Карина и подобные ей инфернальные порождения Интернета, о которых Лайф недавно писал , легко собирают сотни тысяч просмотров. Александр же довольствуется всего шестью сотнями подписчиков на канале YouTube и двумястами —


Доброго времени суток, дорогие читатели!
Вот и пришло время подвести черту под очередным материалом из серии «ТОП-10: твой выбор», темой которого стали лучшие игры про супергероев. Если кто пропустил начало, то напомним, что выбором десятки занимались исключительно наши пользователи, которые сначала предлагали свои варианты на форуме, а затем голосовали за лучший из них. Наша же задача теперь – рассказать о результатах в данном материале и, собственно, показать их в прилагаемом к статье видео. Чем и займемся.
Итак, встречаем – десятка лучших игр про супергероев по мнению наших пользователей!

DC Universe Online – зверь в данном конкретном топе не совсем обычный, по-своему редкий и уникальный. И дело тут даже не в жанровом соитии MMO-сферы и RPG с трикотажными костюмчиками. Все гораздо проще. Если титаны, восседающие чуть повыше, предлагают отыгрывать роль лишь определенного, единственного и неповторимого борца за правое дело, то безбрежный океан возможностей DC Universe Online дарует шанс покрыть белилами физиономию своего собственного персонажа, наделить его могущественными силами, вселяющим страх в сердца криминального отрепья именем и, наконец, лично подобрать для выпестованного за несколько минуток супергероя дизайнерский наряд.

Метрополис и Готэм в DC Universe Online это – обыденный антураж, большая песочница для маленьких, еще не нюхавших пороху героев, пытающихся достичь вершин славы, поравняться со статными золотодобытчиками комиксной твердыни DC, чьи живописные профили угадываются на счет раз. А на счет два – заставляют с головой погружаться в пусть и вымышленную, но все же живую супергеройскую вселенную, где ни один день не обходится без упоительных битв между добром и злом, в которых центральной силой являются взращенные руками игроков богатыри.

Маги и волшебники Sony Online Entertainment , возведшие немало притягательных MMO-миров, не ударили в грязь лицом и смогли умеючи передать в DC Universe Online всю квинтэссенция «супергеройского бытия» . Снимаем перед ними шляпы и поздравляем с тем, что им все-таки удалось запрыгнуть на ступеньку отплывающего от перрона поезда под названием «ТОП-10» .

Для отпрысков беспокойных 90-х Микеланджело , Донателло , Рафаэль и Леонардо – это отнюдь не исторические личности, корифеи культуры и искусства, вписавшие свои имена в длинную летопись человечества, а подвергшиеся мутациям и обитающие в витиеватой канализации Манхэттена представители черепашьего племени. Так уж получилось, что мультсериал Teenage Mutant Ninja Turtles , штурмовавший в 90-х российские и не только телевизионные каналы, прочно обосновался в памяти бесчисленного количества подростков, порой всем двором собиравшихся на просмотр любимого ТВ-детища.

Столь крепкая любовь к сериалу давно уже перехлестнула через край и разлилась по нивам других сфер развлекательной индустрии. Видеоигры – не исключение. За почти тридцать лет своего существования черепашки-ниндзя успели засветиться в туче самых разнообразных проектов, о которых многие поклонники по сей божий день вспоминают с благоговейным трепетом и искренней любовью. Да-да, мы смотрим именно на тебя, Teenage Mutant Ninja Turtles III: The .

Teenage Mutant Ninja Turtles: Video Game образца 2007-го года – лишь верхушка айсберга и весьма неплохой эксперимент по скрещиванию персидских ковров с манхэттенскими панцирями, удачно вписавшийся в интерьер фильма TMNT . Ubisoft неплохо поколдовала над тем, чтобы придать старым «черепашкам» более современное и актуальное содержание, отвечающее новомодным игровым веяниям. Собственно, за свое усердие и трудолюбие она и была вознаграждена девятым местом в нашем топе.

На протяжении нескольких лет в игровой жизни Человека-паука наблюдался безнадежный застой – халтурные «лепешки-по-фильмам» активно соскакивали с плиты Activision , украшали одноразовые тарелки жирными масляными пятнами и тут же отправлялись в рот наивных фанатов, продолжавших надеяться на чудо и повторение успеха ранних игр про «паучка» . Да вот незадача – молния напрочь отказывалась ударять в ту же самую воронку, а проекты с позывными от года к году продолжали терять очки престижа и приближаться к подвальному уровню кунсткамер, где обитают совсем уж беспросветные творения «по мотивам».

Spider-Man: Shattered Dimensions , дебютировавшая в 2010-м году, ни в коем разе не стала «самой лучшей» игрой про Человека-паука , но зато она подправила траекторию движения серии, поведя ее , навстречу оригинальным идеям, приличным игровым шестеренкам и инновациям. Четыре измерения, четыре игровых стиля и сразу четыре уникальных Человека-паука , окруженных чернильной обводкой и комиксной дымкой, – впервые за многие годы Shattered Dimensions смогла действительно удивить игроков чем-то новым, отличным от изгибов штамповочных лекал. Работяги из Beenox пошли не по пути наименьшего сопротивления, а попытались освежить, придать играм про Человека-паука новый креативный импульс, разбивающий стены конвейерного мышления.

Результат их усилий? Закономерный – высокие оценки и симпатии со стороны игроков, воздвигших своего фаворита на приличное восьмое место.

Marvel: Ultimate Alliance стала одним из последних «больших» и полностью самостоятельных проектов некогда легендарной студии Raven Software , а ныне – обычного штамповочного цеха, выпускающего многопользовательские карты для серии Call of Duty . К великому сожалению, обратить вспять печальную метаморфозу «из князи в грязи» уже невозможно, коммерческий успех CoD окончательно убедил Activision в том, что ей нужны не смелые эксперименты, а лишь проверенные временем рабочие лошадки. Реалии печальны – поклонникам умельцев из Software ничего не остается, кроме как укутаться теплыми воспоминаниями и предаться сладкой ностальгии.

Marvel: Ultimate Alliance является одним из приятных эпизодов, полыхающих в памяти многих игроков. Впитав в себя всю гибридную красу жанра экшен/RPG, продукт творческой мысли Raven Software предложил на суд взыскательного игрового сообщества не только воистину огромный ассортимент титульных персонажей Marvel , каждый со своими уникальными суперсилами и костюмчиками, но и дельную игровую механику, в одно мгновение обвевающую разум и волю своей понятностью, доступностью и в то же время притягательностью. Кооперативные забеги и выполнение миссий на пару с тройкой единомышленников – это, пожалуй, центральное достоинство Marvel: Ultimate Alliance , способное растопить лед в сердцах даже самых придирчивых граждан и заставить их неистово кричать «Браво!» .

Raven Software удалось выстругать феноменальный продукт, сплотивший под своими знаменами несколько десятков супергероев Marvel , который, более того, впоследствии обзавелся полноценным сиквелом. Жаль только, что третья часть Marvel: Ultimate Alliance уже вряд ли когда-нибудь появится на свет. Увы и ах, Activision больше не заинтересована в спонсировании подобных развлечений. Так что ностальгия – это единственная возможность вернуться в те дивные времена, когда Raven Software еще находилась на хорошем счету.

«Дурная Репутация» – во многом знаковый проект для Sucker Punch Productions , американской студии, всю свою сознательную жизнь взращивавшей игры с антропоморфными героями. Можно сказать, поворотный. Ведь в InFamous разработчики помахали ручкой легкому, мультяшному визуальному стилю, неизменно сопровождавшему Слая Купера , и потратили все свои художественные силы на воссоздание предельно реалистичной, отвечающей стилистике мрачных комиксов вселенной с сильным центральным персонажем – отнюдь не ловким енотом в кепке, а лысым представителем вида «человек разумный» , имеющим полное право называться супергероем.

Счастливчик Коул МакГрат получил от своих отцов-создателей полный комплект «электрических» сил, позволяющих ему, подобно громовержцу Зевсу , испепелять и поджаривать многочисленных недругов, параллельно вбирая в себя живительную энергию из какого-нибудь автомобильного аккумулятора. Творческий простор для использования рухнувшего на Коула супергеройского дара – город Эмпайр-Сити – вышел на удивление складно сложенным, разнообразным и подталкивающим к путешествиям местом. Укомплектованная дополнительными миссиями, влияющими на карму и внешний облик главного пострела, безделушками, раскиданными по урбанистическим джунглям, и разгуливающими по улицам бандами, InFamous смогла предложить чертовски горячительный экшен-коктейль, легко утоляющий жажду супергеройских приключений любого страждущего игрока.

InFamous была заслуженно обласкана критиками, продалась добротным тиражом и как результат – получила право обзавестись второй частью, которая логично усовершенствовала и обновила все механизмы оригинальной игры. Теперь же все идет к тому, что рано или поздно разработчики выкатят на всеобщее обозрение третью часть Infamous , которая, вне всяких сомнений, имеет недурственные шансы стать новым стандартом качества для всех супергеройских проектов.

The Punisher стала большим сюрпризом, эдакой приятной неожиданностью, заставшей игровую общественность врасплох. Студия Volition , уже успевшая к тому времени прославиться за счет серии космических симуляторов FreeSpace и научно-разрушительных игр с позывными Red Faction , никогда не пробовала свои силы на поприще создания проектов по фильмам и комиксам – для нее это был абсолютно новый опыт, проба пера, так сказать, которая нашла отражение в достаточно приличном, плотно скроенном продукте.

Впрочем, The Punisher не посчастливилось водрузить на свою голову корону «лучшей из лучших » – огрехи в игре имелись, линейность и примитивность пальбы по врагам рано или поздно набивали оскомину. Но один элемент вселенной The Punisher разработчики все же смогли передать со снайперской точностью – животный нрав Карателя , не стесняющегося использовать любые средства в войне с криминальным миром, поистине блистал в The Punisher , предлагая игрокам допрашивать бандюганов с особым пристрастием, за которым обычно следовала сцена расчленения, обезглавливания и прочие сочные эпизоды.

Своей жестокостью, дикой приземленностью и неполиткорректностью The Punisher снискала славу одного из самых запоминающихся супергеройских проектов образца 2005-го года. И что немаловажно, искренняя любовь к The Punisher все еще теплится в сердцах фанатов, даже несмотря на семь пролетевших с момента релиза лет. Volition имеет полное право гордиться своим первым и, к несчастью, последним изваянием на поприще «игр-по-мотивам» – пятое место в топе является тому наглядным свидетельством.

Так уж распорядилась судьба, но релиз X-Men Origins: Wolverine ознаменовал конец супергеройских будней для Raven Software . После того, как Росомаха в очередной раз отправился кромсать на части пухленький спецназ, студии удалось выпустить лишь Wolfenstein и Singularity , вслед за которыми разработчики попали в немилость, подверглись неоднократным процедурам чистки рядов и оказались на самом дне девелоперского бытия. Там, где нет места инструментам для превращения куска мрамора в изящную скульптуру, а есть лишь одинокий конвейер с пригвожденной табличкой .

Тем не менее, их лебединая песня – X-Men Origins: Wolverine – аршинными буквами вписала свое имя в историю индустрии и стала одним из лучших представителей «игр-по-фильмам» . Той самой ниши, от которой зачастую веет душком тотальной вторичности, скуки и издательской алчности. Raven Software выложилась по максимуму, чтобы продукт, приуроченный к премьере на больших экранах одноименного фильма, уверенно стоял на двух ногах, а не кряхтел и старчески опирался на голливудскую тросточку. X-Men Origins: Wolverine удалось наиболее полно, красочно и завораживающе раскрыть весь игровой потенциал, заложенный в суперспособностях Росомахи , начиная с впечатляющей регенерации содранных кусков плоти и заканчивая богатырской силой, с которой герой разрывает на части противников.

Словом, выглядела и игралась X-Men Origins: Wolverine очень солидно, ни о каком родовом проклятии «игр-по-фильмам» тут и речи быть не могло – кудесники из Raven Software действительно сотворили маленькое чудо, вплотную подобравшееся к тройке призеров. Чудо, которое, правда, не смогло спасти их от печальной участи быть низведенным до ранга обычных подмастерьев. Увы и ах, такова уж суровая реальность.

А вот и привет из лихих 90-х – игра, которая стала одним из символов эпохи Sega Mega Drive . Главным бриллиантом, украшающим корону старенькой консоли, в свое время уверенно вошедшей в уклад будничной жизни любого подростка. Ведь Comix Zone в отличие от прорвы тематических «супергеройских» проектов, ежемесячно шлепавшихся на полки магазинов, предлагала не просто превратиться во всесильного и непобедимого бойца, а стать частью интерактивного комикса. Пробежаться по череде разукрашенных и обведенных чернильными рамками фреймов, решить несколько головоломок и сразиться с грудой инопланетных захватчиков, используя все подручные средства.

Все это действо было украшено невероятно впечатляющей двухмерной графикой, продуманной и четко выверенной игровой механикой, не успевающей надоесть и предлагающей поистине тяжелые, захватывающие испытания, великолепной музыкой, а также непременными облачками с текстом, посредством которых главгерой Скетч Тернер общался с окружающим его нарисованным миром. Слившись воедино, краеугольные элементы Comix Zone явили миру один из самых уникальных проектов, посвященных как супергероям вообще, так и комиксам в частности.

Неудивительно, что о Comix Zone продолжают помнить по сей день – Sega времен расцвета 90-х обладала какой-то особенной магией, позволявшей ей вылепливать из, казалось бы, знакомых всем игровых элементов поистине монументальные творения. И пусть период славы Sega уже давно томится в надире, Comix Zone все еще жива в памяти многих людей, что не может не радовать. Третье место, бронза и наши искренние поздравления.

Летом 2009-го года разгорелась «эпичная» баталия – лбами столкнулись две игры, два произведения креативных сил Sucker Punch Productions и Radical Entertainment , концептуально очень схожих друг с дружкой. И там, и там – открытый мир, полная свобода действий, неотъемлемые побочные миссии и главные , наделенные суперспособностями. Множественные точки соприкосновения, впрочем, не стали смертельными ни для Infamous , ни для Prototype – каждый проект смог отлично проявить себя как в коммерческом плане, так и в чисто эстетическом.

В то время Infamous предлагала метаться между светлой и темной сторонами громовержца Коула , Prototype не особенно заставляла игроков подвергать переоценке свои нравственные качества. Напротив, сотрудники Radical Entertainment любезно предлагали выпустить на волю томящегося глубоко внутри зверя и подкормить свеженькой виртуальной плотью свое разрушительное эго, используя весь мутационный арсенал Алекса Мерсера – отнюдь не благородного принца на белом конце, а верного своим идеалам «потрошителя» , не чурающегося разрезать на кусочки врагов.

Radical Entertainment выстроила впечатляющую песочницу, которая легко утолит жажду «крови» любого игрока и даст редкий шанс почувствовать себя настоящим супергероем, способным не только плевать на законы всемирного тяготения, парить и бегать по отвесным стенам, но и кидаться машинами и уничтожать грузные вертолеты и танки практически голыми руками. За счет этого Prototype и смогла выделиться из толпы жанровых побратимов и стать чем-то особенным, действительно значимым.

Серебряная награда отправляется прямиком в лапы генетиков из Radical Entertainment .

Предсказатели и экстрасенсы не ошиблись. На вершине десятки «самых-самых» расположился безмолвный защитник Готэма. Детище британской студии Rocksteady уже давно и успешно кочует из топа в топ, занимает призовые места и купается в лучах славы, коммерческого успеха и зачаровывающих перспектив дальнейшего развития. И ведь не поспоришь с мнением большинства.

В Batman: Arkham City британцы выложились по полной, выжали из себя все творческие соки и вывели концепцию на принципиально новый уровень. Расширили и углубили боевую систему, раздвинули границы невидимых стен, солидно пополнили перечень гаджетов Бэтмена и элегантно ввели в повествование не только новых злодеев, но и «напарников» с острыми коготками. Словом, сделали все для того, чтобы Batman: Arkham City не просто удостоилась ярлычка «хорошее продолжение великолепной игры» , а была названа самодостаточным, амбициозным и на голову превосходящим оригинал проектом. Так оно и получилось.

Batman: Arkham City до сих пор разделяет и властвует в «супергеройской» нише, что нашло отражение и в нашем топе. Народ распорядился водрузить венец победителя на голову Batman: Arkham City , так что сегодня награда наивысшей пробы достается джентльменам из Rocksteady . Троекратное ура в честь британских триумфаторов!

Ну вот и все на сегодня по части текстов, однако впереди еще есть отменный видео-материал, который вы найдете чуть ниже. Нам же остается лишь сказать вам спасибо за участие и попрощаться до 1-го июня. С вами сегодня был Евгений “Mumby” Молодов .

Кроме того, напоминаем, что прямо в этот момент стартовал первый этап подготовки следующего материала из цикла «ТОП-10: Твой выбор», принять участие в котором вы можете . Темой стали самые ожидаемые игры нынешнего лета.

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида г. Чернушка"

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

методическое объединение воспитателей

Составила:

Зотова Е.В.

Воспитатель 1 квалификационной категории

В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая рассматривает игру как ведущий метод воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Согласно этой концепции, опора на игровую деятельность, игровые формы, приемы – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности.

Игра выполняет следующие функции: 1) общевоспитательную – усвоение норм и правил поведения, воспитание нравственных и волевых качеств, способности к сопереживанию, оказанию помощи, к коллективизму и дружбе. 2) познавательную – все сведения об окружающем ребенок получает через игры, познание социальных ролей.6 3) развивающую – осуществляется умственное и физическое развитие детей. 4) развитие речи.

Как форма организации жизни и деятельности детей с ОВЗ игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. В режиме дня обязательно должно быть время, когда дети могли бы спокойно развертывать игры, зная, что их не будут отвлекать и торопить.

Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу детей с нарушениями в развитии, формирует навыки самоорганизации.

Название

игры

Описание игры

Что коррегирует

Что формирует, развивает

Методика освоения детьми

Зоопарк

Все участники по очереди показывают движения, характерные для задуманного ими по условиям игры животного. Остальные пытаются отгадать. Затем участники объединяются в подгруппы по 2-3 человека. Ведущий, указывая на любую подгруппу, дает название животного. Участники, не сговариваясь, вместе изображают одно названное животное. Далее подгруппа также может изобразить какое-либо животное, а другие участники отгадывают – какое.

Коррекция эмоциональной отгороженности

Развитие воображения, раскованности в движениях

Количество: 4-10 человек

Дети садятся в круг. Один из учащихся показывает животное, остальные пытаются отгадать.

Где стереть?

На листе бумаги участники игры рисуют по «рожице». Затем, закрыв глаза повязкой, игрок должен стирать в той последовательности и только те фрагменты рисунка, которые назовет ведущий (например: сначала левый глаз, затем правое ухо, подбородок, нос, волосы и т.д.). Выигрывает тот, кто точнее выполнит задание.

Коррекция зрительного восприятия, мышления

развитие зрительной памяти, тренировка умения ориентироваться на плоскости

(для слабовидящих и нормально видящих детей)

Количество:4-10 человек.

На листе бумаги А4 дети рисуют рожицы-смайлики. Закрывают глаза. По команде ведущего стирают,

те фрагменты рисунка, которые называет ведущий

Котёл

«Котёл» - это ограниченное пространство в группе (например, ковёр). Участники на время игры становятся «капельками воды» и хаотично двигаются по ковру, не задевая друг друга. Ведущий произносит слова: «вода нагревается!», «вода становиться теплее!», «вода горячая!», «вода кипит!», … . Дети в зависимости от температуры воды меняют скорость движения. Запрещается сталкиваться и выходить за пределы ковра. Те, кто нарушает правила, выходят из игры. Победителями становятся самые, внимательные и ловкие.

Развитие координации движений

способствовать сплочению коллектива; снятию состояния агрессии; учить контролировать своё эмоциональное состояние;

Количество: неограниченно.

Участники встают на ограниченное пространство. По команде ведущего начинаются двигаться в хаотичном порядке в соответствии с командами ведущего. Главное условие –

не задевать друг друга, не выходить за пределы обозначенной территории.

Найди и промолчи

Дети, стоя, закрывают глаза. Ведущий кладёт предмет на видное для всех место. После разрешения водящего, дети открывают глаза и внимательно разыскивают его взглядом. Первый, кто увидел предмет, не должен ничего говорить или показывать, а молча садится на своё место. Так поступают и другие. Не нашедшим предмет, помогают так: все смотрят на предмет, а дети должны увидеть его, проследив за взглядом остальных.

Коррекция внимания, нетерпимости

развитие концентрации внимания; воспитание стрессоустойчивой личности; воспитание чувства товарищества

Количество: не менее 5 человек

Дети стоят в хаотичном порядке. Закрывают глаза.

Ведущий ставит какой-то новый предмет в комнате. Задача детей взглядом найти предмет.

Коробка переживаний(

релаксационное упражнение)

Ведущий показывает небольшую коробку и говорит: « В эту коробку мы соберём сегодня все неприятности, обиды и огорчения. Если вам что-то мешает, вы можете прошептать это прямо в коробку. Я пущу её по кругу. Потом я её заклею и унесу, а вместе с ней пусть исчезнут и ваши переживания.

коррекция речи, снятие психологического напряжения

снятие психологического напряжения; развитие умения осознавать и формулировать свои проблемы

Количество: не ограничено

Дети высказывают «в коробку» свои переживая, обиды,огорчения.

Тень

Один участник становится путником, остальные его тенью. Путник идёт через поле, а за ним на два шага сзади – его тень. Тень старается точь-в-точь скопировать движения путника. Желательно чтобы путник совершал движения: собирал грибы, срывал яблоки, перепрыгивал через лужи, смотрел вдаль из-под руки, балансировал по мостику и т. д

развитие двигательной координации

быстроты реакции; установление межличностных контактов

Количество: не ограничено.

Выбирается один ведущий, который становится путником. Остальные учащиеся – его тень.

Задача детей максимально точно повторять движения ведущего.

Властелины кольца

Потребуется кольцо диаметром 7-15 см (моток проволоки или скотча), к которому привязаны на расстоянии друг от друга три нитки длиной 1.5 – 2м каждая. Три участника становятся по кругу, и каждый берёт в руки нитку. Их задача: действуя синхронно, опустить кольцо точно на мишень – например, лежащую на полу монетку.

Варианты: глаза открыты, но переговариваться нельзя. Глаза закрыты, но можно переговариваться.

Коррекция координации совместных действий

Развитие коллектива, обучение поиску способов коллективного решения проблемы

Колочество:3-5 человек.

Участники становятся по кругу, держа в руках один конец веревки. А другой конец привязан к концу одного кольца.

Задача игроков опустить кольцо на мишень(бутылка, игрушка, монетка и т.д)

Создание рисунка

Все сидят в кругу. У каждого участника лист бумаги и карандаш или ручка. За одну минуту все что-нибудь рисуют на своих листах. Далее передают лист соседу справа, а получают лист от соседа слева. Дорисовывают что-нибудь за одну минуту и опять передают лист соседу справа. Игра идет пока лист не вернётся к хозяину. Затем все рассматривают и обсуждают.

коррекция мелкой моторики, развитие воображения

Количество: 4-8 человек.

Дети сидят в кругу.У каждого лист бумаги и карандаш. Каждый ребёнок рисует что-нибудь на своем листке в течении 1 минуты, затем по команде ведущего передает соседу по кругу.

Апплодисменты

(релаксационное упражнение)

Дети стоят в широком кругу. Воспитатель говорит: «Вы сегодня славно поработали, и мне хочется похлопать вам. Воспитатель выбирает одного ребёнка из круга, подходит к нему и, улыбаясь, аплодирует ему. Выбранный ребёнок тоже выбирает товарища, подходит к нему уже вдвоём с воспитателем. Второму ребёнку аплодируют уже вдвоём. Таким образом, последнему ребёнку аплодирует вся группа. Второй раз игру начинает уже не воспитатель

Коррекция эмоционально-волевой сферы

установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата

Количество: не ограничено.

Дети стоят в широком кругу. Начиная с ведущего,выбирают по одному и ребёнку и хлопают ему и т.д по цепочке, пока на «соберут» всех учащихся.

Кто кого

Группа делится на две части. Все начинают одновременно топать или хлопать. Выигрывает команда, которая хлопала или топала громче.

Коррекция нетерпимости по отношению к другим людям

снятие психологического и мышечного напряжения; создание хорошего настроения

Количество: не ограничено.

Дети делятся на две команды.

По сигналу ведущего ученики начинают выполнять определенную команду(топать, хлопать)

Подвижные игры для детей с ОВЗ

Об игре, игровом поведении и об играющих написано много как справедливого и верного, так и противоречивого и неточного. Широта интерпретации имеет бесконечное множество толкований – от мистических до научно-передовых. Игра – не порождение скоропроходящей моды, это феномен, отличающийся особым постоянством, объединяющим время, эпохи, поколения. Игра не поддается определению с помощью однозначной дефиниции, однако само понятие игры неразрывно связано со свободой, доброй волей, удовольствием, радостью. Игра – это неотъемлемый элемент жизни, человеческой культуры, связывающий поколения. Это явление изучают философы, социологи, психологи, биологи. Педагогика связывает игру и игровое поведение с процессами воспитания, образования и развития личности.

Психологической основой игры является господство чувств в душе ребенка, свобода их выражения, искренние смех, слезы, восторг, то есть та естественная эмоциональная сущность ребенка, которая ищет выражения как в физической, так и в психологической сферах.

Известно, что дети с различными отклонениями в состоянии здоровья (с патологией зрения, слуха, последствиями детского церебрального паралича, с проблемами интеллекта и др.) имеют разные физические возможности, и эту особенность необходимо учитывать при проведении подвижных игр.

Подвижная игра активизирует все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух, она приносит ребенку положительные эмоции. Все это вместе взятое и позволяет говорить об оздоровительном эффекте подвижных игр. Для ребенка с нарушением в развитии крайне важно, из каких двигательных действий состоит игра, с какой интенсивностью (напряженностью) она проводится, как отвечает на полученную нагрузку организм. Поэтому при подборе игр необходимо учитывать характер и глубину дефекта, реальные двигательные возможности ребенка и его индивидуальную реакцию на физическую нагрузку. Важно, чтобы величина нагрузки была доступной для ребенка и не вызывала у него перенапряжения.

Качество организации и проведения игры – от выбора до ее окончания – зависит от психологической готовности взрослого к этой деятельности, его педагогических знаний, опыта и умения общаться с детьми.

Искренность и доброжелательность, жизнерадостность и открытость, сопереживание и умение помочь, заметить успехи – вот те качества, которые притягивают детей, вызывают их симпатию и уважение к взрослому, а иногда являются главным мотивом участия в игре.

На психофизическое развитие ребенка большое влияние оказывает общение с тем взрослым, к которому он эмоционально привязан, с которым ему нравится общаться. Именно в игре создаются необходимые условия для возникновения и развития таких отношения.

  1. «Зоопарк»

Цель: развитие воображения, раскованности в движениях.

Количество игроков – 4-20 человек.

Инструкция. Все участники по очереди показывают движения, характерные для задуманного ими по условиям игры животного. Остальные пытаются отгадать. Затем участники объединяются в подгруппы по 2-3 человека. Ведущий, указывая на любую подгруппу, дает название животного. Участники, не сговариваясь, вместе изображают одно названное животное. Далее подгруппа также может изобразить какое-либо животное, а другие участники отгадывают – какое.

Методические указания. Игру можно повторять несколько раз.

  1. «Попробуй повторить»

Цель: развитие слуховой памяти, четкости речи.

Инструкция. Ведущий предлагает повторить за ним скороговорки, количество слов в которых постепенно увеличивается:

  • Дарья дарит Дине дыню.
  • Чащи чаще в нашей пуще, в нашей пуще чащи гуще.
  • В ночи не кирпичи лопочут на печи. Лопочут на печи в опаре калачи.
  • Кукушка кукушонку купила капюшон, кукушонок в капюшоне был очень смешон.
  • Шел Саша по шоссе, нес сушки в мешке. Сушку – Грише, сушку – Мише. Есть сушки – Проше, Васюше и Антоше. Есть две сушки – Нюше и Петруше.
  1. «Узнай по голосу»

Цель: развитие слуха и умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков – 5-20 человек.

Инструкция. Игра проводится в спортзале или на игровой площадке. Все играющие, взявшись за руки, образуют круг, водящий стоит в центре. Игроки по сигналу водящего начинают двигаться по кругу вправо (влево), приговаривая:

Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты загадку отгадай,

Кто назвал тебя, узнай.

С последними словами все останавливаются, и игрок, до которого во время движения по кругу водящий дотронулся рукой, называет его по имени изменённым голосом, так, чтобы тот его не узнал. Если водящий узнает игрока, они меняются ролями, если же он ошибся, то продолжает водить.

Методические указания.

  • Во время игры следует соблюдать полную тишину.
  • Водящий с остатком зрения или нормально видящий должны закрыть глаза или надеть повязку.

4. «Догоняй мяч»

Цель: развитие внимания, точности и согласованности движений.

Количество игроков – 10-12 детей.

Инвентарь: два озвученных мяча.

Инструкция. Игра проводится на игровой площадке. Все играющие образуют круг. Двум играющим, стоящим в кругу через 3-4 игрока друг от друга, выдается по мячу. По сигналу водящего играющие стараются как можно быстрее передавать мячи игроку справа, с тем, чтобы один мяч догнал другой. Когда это произойдет, игра начинается снова.

Методические указания.

  • Мячи можно только передавать, но не бросать.
  • Количество мячей можно увеличивать.
  • Передача мяча осуществляется на уровне пояса или груди.
  1. «Догони колокольчик»

Цель: развитие быстроты, ловкости, умения ориентироваться в пространстве.

Инвентарь: колокольчик.

Инструкция. Площадку для игры следует обозначить осязательными ориентирами. Из числа играющих выбирают две пары водящих. Одному из игроков дают в руки колокольчик. Игрок с колокольчиком убегает от водящих, а те стараются окружить его, сомкнув руки. Это может сделать одна или обе пары водящих.

Игрок с колокольчиком в момент опасности имеет право передать (но не бросить) колокольчик кому-либо из участников игры.

Пойманный игрок и тот, от которого он перед этим принял колокольчик, заменяют одну из пар водящих. Колокольчик вручают наиболее ловкому игроку, и игра продолжается.

Вариант (игра для слабовидящих и зрячих):

Вместо колокольчика используется колпак на голову. Ловить можно только того, у кого колпак на голове. Такая игра будет называться «Берегись, Буратино!».

Методические указания.

  • Пары следует комплектовать так: незрячий – ребенок с остатком зрения; зрячий – незрячий.
  • Играющим нельзя выходить за пределы площадки.
  • Всем играющим на площадке можно надеть озвученные браслеты (с колокольчиками и т.п.).
  • Если водящие пары разомкнут руки, убегающий игрок считается не пойманным.
  1. «Лучший нос»

Цель: развитие обоняния.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: несколько одинаковых пакетиков с разными пахучими веществами: апельсиновыми корками, кусочками яблока, чесноком, сыром, перцем, луком (очищенным), кусочком лимона и т.п.

Инструкция. Нужно предложить детям обнюхивать один пакет за другим на небольшом расстоянии. Кто даст больше правильных ответов, тот и победил.

Методические указания. Игру можно повторять 2-3 раза.

  1. «Где стереть?»

Цель: развитие зрительной памяти, тренировка умения ориентироваться на плоскости.

Количество игроков – 4-10 человек.

Инвентарь: бумага, карандаш, стирательные резинки.

Инструкция. На листе бумаги участники игры рисуют по «рожице». Затем, закрыв глаза повязкой, игрок должен стирать в той последовательности и только те фрагменты рисунка, которые назовет ведущий (например: сначала левый глаз, затем правое ухо, подбородок, нос, волосы и т.д.). Выигрывает тот, кто точнее выполнит задание.

Методические указания. Это игра для слабовидящих и нормально видящих детей.

  1. «Запрещенный цвет»

Цель: развитие быстроты двигательной реакции, внимания, навыков счета и произношения слов, умения различать цвет и форму геометрических фигур.

Количество игроков – 6-8 человек.

Инвентарь: 30-40 разноцветных геометрических фигур, вырезанных из картона (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники).

Инструкция. По игровой площадке разбрасываются геометрические фигуры. Ведущий называет цвет (например, красный). По сигналу все играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета. Выигрывает тот, у кого их больше.

Варианты

  1. Собрать только круги (цвет не имеет значения).
  2. Собрать треугольники красного цвета.
  3. Собрать как можно больше любых фигур, кроме зеленых.

Возможны и другие варианты.

Методические указания.

  • Победитель любого варианта игры демонстрирует свой результат, вслух пересчитывая собранные фигуры, а затем вслух (вместе с ведущим) называя их (квадрат, треугольник и т.д.). Также вслух называют и цвет фигур (красный, синий, желтый и т.д.).
  • Игровая площадка должна быть достаточно большой, чтобы обеспечить безопасность играющих и не допускать столкновений детей друг с другом при собирании фигур.
  1. «Веревочка»

Цель: развитие воображения, фантазии, мелкой моторики, координационных способностей.

Количество игроков – 10-12 человек.

Инвентарь: скакалка или веревочка не менее 1,5 метров в длину.

Инструкция. Каждому игроку ведущий раздает по веревке и дает команде задание – «нарисовать» определенную фигуру, например: лесенку, змейку, человечка, домик, кораблик, елочку и т.п. Выигрывает команда, наиболее точно изобразившая заданное.

Методические указания. Нагрузку можно увеличить, если проводить игру в виде эстафеты с передвижениями от места старта к месту «рисования».

10. «Поймай мяч»

Цель: развитие внимания, памяти, приобретение навыков в бросках и ловле мяча.

Количество играющих может быть любым.

Инвентарь: один мяч среднего размера.

Инструкция. Играющие располагаются по кругу. Водящий находится в центре. Подбрасывая вверх мяч, он называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если он поймал его, то возвращается на свое место, если же не поймал, то меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех бал водящим.

Методические указания.

  • От количества участников, стоящих в кругу, зависит темп игры.
  • Если играющие не знакомы, то до начала игры их нужно представить друг другу: каждый по очереди называет свое имя, а вся группа хором его повторяет.
  • Играющие могут свободно передвигаться по кругу.

11. «Что пропало»

Цель: активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти.

Оптимальное количество игроков – 5-10 человек.

Инвентарь: несколько предметов (игрушки, кегли, обручи, скакалка и др.).

Инструкция. На игровой площадке ведущий раскладывает 4-5 предметов. Дети в течении одной минуты рассматривают предметы, стараясь их запомнить. Затем по команде дети становятся спиной к игровой площадке, а ведущий в это время убирает один из предметов. Дети поворачиваются и называют пропавший предмет. Выигрывает тот, кто ошибется меньшее количество раз.

Варианты

  1. Увеличить количество предметов.
  2. Уменьшить время запоминания предметов.
  3. Убрать два предмета.

Методические указания. Для игры следует подбирать такие предметы, которые хорошо знакомы детям.

12. «Узнай друга»

Цель: развитие тактильных ощущений, слухового внимания, памяти, умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков – 8-12 человек.

Инвентарь. Повязки на глаза.

Инструкция. Одной половине детей завязывают глаза и дают им возможность походить по игровой площадке. Далее им предлагается, не снимая повязки, найти и узнать друг друга. Узнавать можно с помощью рук – ощупывая волосы, одежду. Затем, когда друг узнан, игроки меняются ролями.

Вариант: если игрок не может узнать другого ребенка при помощи ощупывания, можно предложить попытаться узнать его по голосу.

Методические указания. Следует позаботиться о том, чтобы игровая площадка была абсолютно ровной, иначе дети с завязанными глазами будут чувствовать себя неуверенно.

13. «Замок»

Цель: развитие у детей мелких мышц кисти, устной связной речи, памяти, воображения.

Инструкция.

14. «Голуби»

Цель: воспитание у детей навыков метания, развитие координации движений крупных и мелких мышечных групп, ловкости, глазомера.

Количество игроков – 2-10 человек.

Инвентарь: для игры изготавливаются бумажные «голуби» (самолетики и т.д.).

Инструкция. Дети соревнуются, у кого голубь полетит дальше.

Вариант: дети соревнуются со взрослыми.

Методические указания. Игра для детей 5-8 лет, интенсивность малая.

15. «Сидячий футбол»

Цель: развитие координации движений, укрепление мышц ног и туловища, тренировка меткости, быстроты реакции.

Играют две команды по 4-6 человек в каждой.

Инвентарь: мяч для футбола, кегли.

Инструкция. Дети сидят на полу, ноги согнуты в коленях и прижаты к животу. Одна шеренга располагается лицом к другой на расстоянии 2,5-3 метров.

Игрок движением ног вперед отбрасывает мяч сидящему напротив ребенку, тот ловит его руками, а затем ногами резко откатывает мяч своему партнеру. За неточный бросок мяча команда получает штрафное очко. Выигрывает команда, получившая меньше штрафных очков.

Варианты

  1. Ловить отбрасываемый мяч ногами.
  2. Прокатывать и ловить мяч только одной ногой.
  3. Сшибать мячом кегли, которые ставят на равном расстоянии между командами; за каждую сбитую кеглю команда получает призовое очко.

Методические указания. Игра для детей от 3 до 14 лет, нагрузка умеренная.

16. «Ходим в шляпах»

Цель: формирование правильной осанки, укрепление мышечного «корсета» позвоночника, развитие равновесия, ловкости, координации движений.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: «шляпа» для каждого игрока – мешочек с песком массой 200-500 г, дощечка, колесико от пирамиды.

Инструкция. Играющие стоят. Детям кладут на голову легкий груз – «шляпу». Проверив осанку детей (голова прямо, плечи на одном уровне, параллельны полу, руки спокойно лежат вдоль туловища), ведущий дает сигнал к ходьбе. Дети должны ходить обычным шагом по комнате или площадке, сохраняя правильную осанку. Выигрывает тот, у кого «шляпа» ни разу не упала и при этом он не нарушил осанку.

Варианты

  1. Детям предлагается не ходить, а пританцовывать.
  2. Пройти по извилистой линии, начерченной на полу мелом.
  3. Пройти по гимнастической скамейке или переступать через разные предметы на полу или на площадке (кегли, кубики, небольшие игрушки, камешки, шишки и т.п.).

Методические указания.

17. «Метание мешочков»

Цель: развитие меткости, координации движений, силы мышц конечностей и туловища.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: мешочки с песком, обруч (веревка).

Инструкция. Дети становятся в круг. В центре круга лежит обруч (веревка в форме круга). В руках у детей мешочки. После того как ведущий произносит: «Бросай!», все дети бросают свои мешочки. Ведущий отмечает, чей мешочек упал точно в круг. Задание повторяется 10 раз. Выигрывает тот у кого больше точных попаданий.

Вариант: каждый из играющих (поочередно) становится на линию, прочерченную на расстоянии 3-4 метров от стула, и бросает на него один за другим три мешочка так, чтобы все они остались лежать на стуле. Затем он передает мешочки следующему, который так же бросает их, и т.д. Выигрывает тот у кого больше точных попаданий.

Методические указания.

  • Мешочки можно бросать из любого положения (сидя, стоя), одной или двумя руками.
  • Если играют дети разного возраста, то малышей можно поставить ближе к цели, а старших детей дальше от нее.

18. «Солнышко»

Цель: развитие быстроты и точности движений.

Играют не менее 15 человек.

Инвентарь: эстафетные палочки или теннисные мячи.

Инструкция. В центре начерчен круг. Все играющие делятся на пять команд и выстраиваются боком к центру круга. Получается своеобразное солнышко с лучами. Каждый луч – команда. Игроки, первые от центра круга, держат в руках эстафетные палочки. По сигналу они бегут по кругу и передают эстафету игроку, стоящему теперь первым в своей команде. Прибежавший встает в шеренгу на место ближе к центру. Когда начинавши игру окажется с краю и получит эстафетную палочку, он поднимает ее, показывая, что команда закончила игру.

Методические указания.

Во время бега запрещается касаться стоящих игроков, мешать совершающим перебежки. За нарушение правил начисляются штрафные очки.

19. «Бездомный щенок»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции и точности движений.

Количество игроков – 7-9 человек.

Инвентарь: 6-8 стульев, на один меньше количества играющих.

Инструкция. Стулья ставят по кругу, сиденьями наружу. Участники игры, стоящие по кругу с внешней стороны, по сигналу бегут вправо (влево). По свистку каждый старается занять место, но, поскольку стульев меньше, один игрок остается без места. Он выбывает, а из круга убирают еще один стул. Выигрывает тот, кто остается последним.

Методические указания. Игра средней интенсивности, может повторяться несколько раз.

20. «Мяч по кругу»

Цель:

Количество игроков – 5-15 человек.

Инвентарь: волейбольный мяч.

Инструкция. Играющие образуют круг и рассчитываются на первый-второй. Первые номера – одна команда, вторые номера – другая. Два рядом стоящих игрока – капитаны, в руках у них по мячу. По сигналу капитаны передают мяч по кругу игрокам своей команды, то есть через одного. Мяч должен как можно быстрее вернуться к капитану.

Методические указания. Можно условиться и передавать мяч три раза по кругу. Если мячи столкнулись, игру продолжают с этого момента.

21. «Эстафета с обручем»

Цель: развитие внимания и точности движений.

Количество игроков – 10 человек.

Инвентарь: обручи.

Инструкция. Играющие образуют круг по пять человек, они выстраиваются шеренгами друг против друга. Расстояние между игроками в командах 1,2-2 шага. Первому (капитану) в каждой команде дают обруч. По свистку капитаны пропускают обруч сверху вниз через себя, опускают его, а затем передают соседнему игроку. Тот делает то же самое, передает третьему и т.д.

Методические указания.

  • Игра длится до тех пор, пока обруч не вернется к капитану.
  • Выигрывает команда, которая быстрее закончила игру и не совершила ошибок.
  • Игра проводится 3-4 раза.

22. «Сбей кеглю»

Цель: обучение дифференцировке усилий, развитие глазомера, точности движений.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: кегли, кубики, игрушки.

Инструкция. Перед каждым участником на расстоянии 2-3 метров стоят предметы: кегли, кубики, игрушки. Необходимо сбить предмет, прокатив мяч по полу. Выигрывает тот, кто сбил предметы большее число раз.

Методические указания. Игра малой интенсивности, может повторяться неоднократно.

23. «Шишки, желуди, орехи»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции, точности движений.

Количество играющих – более шести.

Инструкция. Играющие встают по трое, один за другим, лицом к центру, где стоит водящий. Первые в тройках – «шишки», вторые – «желуди», третьи – «орехи». По сигналу водящий произносит любое из трех названий, например «орехи». Все играющие «орехи» должны поменяться местами. Водящий стремится встать на любое освободившееся место. Если ему это удается, то игрок, оставшийся без места, становится водящим. Можно выкрикнуть два названия и даже три. Побеждает тот, кто ни разу не был водящим.

Методические указания. По желанию детей эту игру можно проводить несколько раз.


Статьи по теме: