Отчет по теме брейн ринг заповедными тропами. Брейн ринг по экологии. Сколько лет живут лошади

Внеклассное мероприятие

Экологическая игра

«Брейн-ринг»

«Наш дом – природа»

Подготовила: учитель начальных классов

Капусткина Е.В.

Цели:

  1. расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру, раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы;
  2. воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней;
  3. воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы;

Ход занятия

Организационный момент.

Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом.

Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: на речке, в поле, в лесу и на полянке. Побываем в гостях у животных, растений. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры.

Просмотр презентации о лесе.

Выбираются 3 команды.

I. Первая станция. «Времена года».

Четыре ковра рукодельницы ткут
Один за другим их на землю кладут
Белый зеленый, пестрый и желтый.
Ответ здесь мудреный.
Его не нашёл ты?
(Времена года)

Пришла, улыбнулась - утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели,
Река пробудилась, растаяли льды,
Наряд белоснежный надели сады.
Взревев за работу взялись трактора.
И птицы пропели: "Вить гнезда пора!"
(Весна)

Прошла по лугам, по полям и лесам,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома.
Сказала: "За мною нагрянет зима!"
(Осень)

Тройка-тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром.
(Зима)

Оно за весною к нам в гости идет.
С собою приносит немало забот.
Горячие, долгие дарит деньки,
Чтоб зрели скорей на полях колоски.
Велит нам обильный собрать урожай.
Румяный, душистый испечь каравай.
(Лето)

II. Вторая станция. «Царство растений».

Ведущий. Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?

Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.

1-й конкурс. Викторина «Узнай растение».

Каждая команда внимательно слушает вопрос.

  1. На какие группы можно разделить все деревья? (Хвойные и лиственные).
  2. Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик).
  3. Какие деревья называют вечнозелеными ? (Ель, сосну). Почему?
  4. Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).
  5. Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).
  6. На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).
  7. Какой газ выделяют растений? (Кислород).
  8. Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник).
  9. Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).

2-й конкурс. Кто больше составит слов из слова ПРИРОДА. (У каждой команды лист и карандаш. Род, пир, ода, дар, ар, пора, ад, ирод, и др. ).

3-й конкурс. Игра «Четвёртый лишний».

Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?

  1. Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …
  2. Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …
  3. Липа, осина, клён, яблоня. Так как …
  4. Груша, слива, тополь, вишня. Так как …
  5. Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …

Загадки

  1. Русская красавица,
    Всем нам очень нравится.
    Бела она, стройна,
    Одежда зелена. (
    Береза ).
  2. Прямо в небо рвутся, ввысь;
    Ты внимательно всмотрись:
    Не березы, не осинки,
    Нет листочков, есть хвоинки. (
    Ели ).
  3. Вот бочонок с шапочкой,
    С дерева упал.
    Год прошел – и деревцем
    Маленьким он стал. (
    Желудь ).
  4. Ветви над рекой склонила,
    В реку смотрится уныло. (
    Ива ).
  5. Осень тихая настанет,
    Дивным дерево то станет:
    Листья – звезды яркие,
    Золотые, жаркие. (
    Клен ).
  6. Летом знойным зацветет –
    Сразу пчел к себе зовет.
    Круглые листочки,
    Светлые цветочки.
    Вкусен, сладок их нектар...
    Кто-то дерево узнал? (
    Липа ).

4-й конкурс. Игра «Угадай дерево».

Ведущий показывает картинку с листочком определенного дерева, а участники должны назвать это дерево.

5-й конкурс. Игра « Узнай растение по описанию ».

1. Сегодня полянка золотисто-желтая от этих цветов, завтра - бело-пушистая. Желтые цветы превращаются в белые головки, а с головок слетают белые пушинки. (Одуванчик).

2. Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков-красная ягода. Не бери ее в рот - она ядовита. (Ландыш).

3. Это растение появляется ранней весной, только на проталинах сойдет снег. Первыми появляются цветы - ярко-желтые, похожие на одуванчики. Позже покюываются листья- широкие, плотные, темно-зеленого цвета. Очень необычные эти листья. Верх гладкий, блестящий, холодный, а низ листа мягкий, покрытый пушком, теплый. Отсюда и название этого растения. А вы догадались, как оно называется? (Мать-и-мачеха)

4. Это растение с широкими листочками с жилками. Листик почти круглой формы. Летом это растение цветет: выбрасывает длинные, жесткие "стрелы" с мелкими, невзрачными цветочками. Это растение любит расти вдоль дороги, за что и получило свое название. А нам оно помогает лечить раны, останавливать кровь. Догадались, что это? (Подорожник).

6. А в этом растении в ход идет все: и "вершки", и "корешки". Выращивают его на грядке. Белые дольки-"зубчики" сидят в земле. А над землей видны зеленые стрелы. Их можно добавлять в салат. У растения горький вкус и резкий запах, которые убивают вредных болезнетворных микробов. Особенно полезно есть "зубчики" зимой, чтобы защитить себя от гриппа. В них также много витаминов. Узнали, что это? (Чеснок)

II. Вторая станция. «Царство Животных».

Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. Послушайте стихотворение Б. Заходера.

Ведущий: Приближается зима. Сейчас мы вспомним, как готовились наши лесные жители к зимним холодам. Давайте посмотрим инсценировку В.Орлова « Осеннее задание» .

С утра в лесу
Над нитью серебристой
Хлопочут паучки-телефонисты.
И вот уже от елки
До осинки,
Как провода
Сверкают паутинки.

Паучок 1:

Внимание!
Внимание!
Послушайте
домашнее задание!

(Снимает телефонную трубку).

Паучок 2:

Алло! Медведь!
Вы слышите?

Медведь : Да! Да!

Паучок 1:

Уже не за горами
Холода!
Пока зима не подошла
К порогу,
Вам нужно срочно
Подыскать берлогу!

Звенят звонки
У белок и ежей
От верхних и до нижних этажей.

Паучок 2:

Проверьте поскорей
Свои кладовки –
Хватает ли запасов
Для зимовки?

Звенят звонки
У старого болота.

Паучок 1:

У цапель все готово
Для отлета?

Цапли: К отлету все готово!

Паучок 2:

В добрый час!
В апреле снова
Ожидаем вас!

Паучок1: Алло, зайчата!

Паучок 2:

Идет зима,
Скорей меняйте шубки!

Звенят звонки
У липы и у клена.

Паучок 1:

Алло! Скажите,
Кто у телефона?

Муравьи :

Алло!
У телефона Муравьи.

Паучок 2:

Закройте
Муравейники свои!

Паучок 1: Скажите, это речка?

Речка : Речка, речка!

Паучок 2:

А почему для раков
Нет местечка?

Речка:

Это враки!
Я покажу вам,
Где зимуют раки!

Паучок 1:

Алло?! Ребята!
Добрый день, ребята!
На улице уже холодновато!
Пора для птиц
Вывешивать кормушки –
На окнах, на балконах,
На опушке.
Ведь птицы – наши добрые друзья,
А про друзей нам
Забывать нельзя!

Ведущий: Ребята, как вы думаете, почему паучки обратились и к вам с просьбой? На нашей планете много животных, но некоторые из них занесены в красную книгу, т.к. они могут исчезнуть совсем. Поэтому главная задача человека сохранить и приумножить животный мир. Мы продолжаем наши конкурсы

1-й конкурс. Викторина «Лесные загадки».

  1. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы ).
  2. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы ).
  3. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери ).
  4. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки ).
  5. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук ).
  6. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока ).
  7. Скачет зверюшка:
    Не рот, а ловушка.
    Попадут в ловушку
    И комар, и мушка. (
    Лягушка ).
  8. Над рекою он в полёте,
    Этот чудо-самолётик.
    Над водой парит он гладкой,
    На цветке его посадка. (
    Стрекоза ).
  9. На спине я дом ношу,
    Но гостей не приглашу:
    В костяном моём дому
    Место только одному. (
    Черепаха ).
  10. Лежит верёвка,
    Шипит плутовка,
    Брать её опасно –
    Укусит. Ясно? (
    Змея ).

2-й конкурс. «Забавные зверюшки».

Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?

  1. Цапля
  2. Собачка.
  3. Медведь.
  4. Заяц.

IV. Четвёртая станция. «Экологическая».

Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. Вот послушайте стихотворение о горе – туристах, которые пришли отдохнуть в лес.

"Фенологические приметы".

Ведущий читает небольшие рассказы о явлениях в природе, а участники должны найти фенологические ошибки (явления, которые не характерны для этого времени года.)

В первое воскресенье сентября собрался Коля с дедушкой в лес по грибы. Хорошо осенью в лесу. Накануне прошел дождь, и солнце блестит на цветах и листьях черемухи. В небольших водоемах резвятся головастики. Скоро они превратятся в лягушек. Набрал Коля с дедушкой грибов-рыжиков, земляники полное лукошко и, довольный, пошел обратно домой.

Хорош лес в конце апреля! На согретых солнцем косогорах появились первые цветы: мать-и-мачеха, фиалка, ветреница. В воздухе чувствуется сладковатый запах цветущей липы. А вот и первые грибы - сморчки, подосиновики. Вот из кустов раздалось мелодичное пение. "Это галка, -закричал Ваня, - она только на днях прилетела из теплых краев".

Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? Это следы ежа.

Прогулка. (С.Михалков )

Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят, и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Там и тут пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло.
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костёр, бумагу жгли –
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо
– Эй, ребята! – крикнул Дима, –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода,
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костёр.
В футбол играли –
Веселились, как могли:
Пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели…
Отдохнули – и ушли!
И остались на поляне
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки –
Две размокшие баранки –
Словом мусора гора.
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не нашли!

– Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?

– А как бы вы поступили на месте этих туристов?

– Какой вред наносят люди таким поведением?

– Какие ещё источники загрязнения природы вы знаете? (Дети перечисляют ).

Конкурс «Правила друзей природы».

– Вспомните правила друзей природы?

СЦЕНАРИЙ БРЕЙН – РИНГА ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

«ЭКОЛОГИЯ И МЫ»

Звучит музыкальная заставка к передаче «Брейн-ринг». В зале собираются участники игры и зрители. Команды рассаживаются в первых рядах. Звучат фанфары. Выходят ведущие.

1 Ведущий : Добрый день, дорогие друзья!

2 Ведущий: Здравствуйте, участники игры, болельщики и зрители!

1 Ведущий : 2017 год был объявлен в России годом экологии, поэтому сегодня на Брейн-ринге мы будем говорить о проблемах окружающей среды. Вы не только продемонстрируете свои знания, но и почувствуете себя частичкой природы и ее защитниками.

2 Ведущий: В наше время вопрос формирования экологического сознания, экологического мышления очень актуален. Почему? Я хочу ответить словами стихотворения С. Михалкова «Стон Земли»

Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,
Не год, не два, а миллиарды лет,
Я так устала… Плоть моя покрыта
Рубцами ран – живого места нет.

Терзает сталь мое земное тело,
И яды травят воды чистых рек,
Все то, что я имела и имею,
Своим добром считает человек.

1 Ведущий :

Зачем друг друга люди так боятся,
Что позабыли о самой Земле?
Ведь я могу погибнуть и остаться
Обугленной песчинкой в дымной мгле.


И не случайно грозные вулканы
Выплескивают с лавой боль Земли…
Очнитесь, люди!
Призовите страны,
Чтобы меня от гибели спасти!

2 Ведущий : Наш дом - Земля - в опасности. Горы мусора, отравленные реки, вырубленные леса... Удобства людей оказались бедой для природы, значит, надо жить иначе, следовать таким правилам, которые будут оберегать все живое на Земле.
1 Ведущий: И кто, если не вы, должны спасти нашу прекрасную планету для будущих поколений. Это ответственная миссия и справиться с ней без экологических знаний невозможно.
2 Ведущий : Итак, мы начинаем игру. (Музыка). За звание лучших умов школы сегодня будут бороться команды 9 – 10 классов. Поприветствуем их аплодисментами! (Бодрая музыка)

Я приглашаю участников занять свои игровые места.

На сцену приглашается команда ___________ (Представление поимённо)
На сцену приглашается команда ___________ (Представление поимённо)

1 Ведущий: И, конечно, самая интеллектуальная команда - команда жюри! Представление жюри. Ваши аплодисменты!
Напомню правила: Игра состоит из 5 раундов. Каждый раунд включает в себя вопросы по различным категориям (темам). Время на обсуждение составляет 30 секунд. По истечении времени подается звуковой сигнал и команды называют свой вариант ответа. Первой отвечает команда, которая раньше другой подняла свой сигнальный флажок.

2 Ведущий : За правильный ответ команда получает 1 балл. Неправильный ответ - 0 баллов, право ответа переходит той команде, которая подняла флажок позже. Команда, набравшая большее количество баллов, становится победителем. Пожелаем всем удачи!

1 Ведущий:

1 раунд «Вопросы по номинациям»

Экология

1. Это форма кислорода, которая состоит из трех атомов. Он образует в верхних слоях атмосферы слой толщиной от 19 до 35 км. Этот слой защищает жизнь на Земле. Озон; защищает от проникновения сильной солнечной радиации.

2. Почему ставится вопрос о нехватке пресной воды, хотя наша планета на 71% поверхности залита водой?
Пресной воды на планете около 2%.

3. Что называют чёрным списком? Чёрный список - международный список вымерших видов животных и растений, от которых остались лишь чучела, скелеты, тушки, рисунки и гербарии.

4. Что такое «смог»? Смог - скопление вредных газообразных, аэрозольных веществ в атмосфере, а также частиц сажи и пыли.

5. Лишайники широко распространены в природе, но почти не встречаются в городах. Почему? Лишайники своего рода индикаторы чистого воздуха, а воздух города загрязнён.

6. Сжигание огромного количества природного топлива приводит к увеличению содержания в атмосфере углекислого газа метана, что приводит к постепенному потеплению климата. Смесь пыли и газов действуют аналогично покрытию теплицы, хорошо пропускают солнечные лучи, но препятствуют выходу теплового излучения с поверхности. Какую глобальную проблему этот процесс создает? Парниковый эффект

Ботаника

1. Какое растение кормит, лечит, одевает, наказывает? Что вы о нем знаете? (Крапива)

2. Какую кашу можно сварить из будущего веника? (Пшенную)

3. В какие цветы Зевс превратил любопытных людей, которые подглядывали из-за кустов за богиней Афродитой в то время, когда она купалась ? (Анютины глазки или фиалка трехцветная)

4. Какой цветок считается символом Солнца и символом Японии?
(Хризантема)

5. Обезьянье дерево – именно так переводится название этого широко распространённого в Африке растения. Мякоть его плодов используется для приготовления лимонада. Отсюда ещё одно название растения – лимонадное дерево. Так какое же растение скрывается за этими названиями? (Баобаб)

6. Часто это растение называют “зеленой коровой”, потому что из его семян делают молоко, сыр, простоквашу, творог, а также масло, заменители какао и шоколада. О каком растении идет речь? (Соя)

Зоология

1.Это очень пугливая и осторожная птица. Всю свою жизнь проводит высоко на деревьях. Очень красивая и заметная. Возможно, поэтому с юга она прилетает позже других птиц, когда на деревьях уже шумит листва, и улетает раньше всех, пока еще листья не опали. Самец поет удивительно красиво, а самка издает звуки, напоминающие визг кошки, поэтому ее называют и флейтой, и лесной кошкой. (Иволга)
2. Какой представитель кошачьих умеет ловко подражать голосу оленя, заманивая его? Он же может переплывать реки. (Тигр)

3. При массовом отстреле хищных птиц (филинов, ястребов) численность куропаток и тетеревов снижается; при уничтожении волков снижается численность оленей. Чем это можно объяснить? (Хищник оказывает регулирующее воздействие на популяцию жертвы, уничтожая больных и ослабленных особей. При уменьшении численности популяции хищников происходит уменьшение численности популяции жертвы)

4 .Русское название этого животного происходит от арабского слова, в переводе означающего «нарядный». Впервые в Европу это животное было завезено Юлием Цезарем в 46 г. до н.э. А что это за животное, если римлянам оно напоминало смесь верблюда и леопарда? (Жираф)

5.Эти птицы были завезены в Австралию из Южной Африки в 60-е годы 19 века. Знатоки утверждают, что мясо этой птицы напоминает телятину, кожа имеет отличное качество, а перья время от времени входят в моду. Что это за птица? (Страус)
6. В мультиках и сказках зайца часто называют косым. За что его так называют? (У зайца глаза выпуклые и находятся по бокам головы. Это дает ему обозрение на 360°. Благодаря этому зайцы спасаются от погони)

История

1. Первым законом об охране окружающей среды считают вердикт английского короля Эдуарда I, принятый в 1273 году. Данным указом запрещалось использование каменного угля для отопления жилищ. Кто из российских царей издал указ об охране окружающей среды и ввел систему наказаний за его невыполнение? (Петр I)

2 . Как назывался обычный боевой порядок немецких рыцарей, которые воевали в 1242 г. на Неве с русскими войсками под руководством Александра Невского? (Свинья)

Физика
1. Каким физическим явлением пользуется заяц, убегая от лисы и делая резкие прыжки в сторону?
(Явление инерции: лиса по инерции пробегает вперёд и только потом поворачивается.)
2. Каким образом киты, моржи, тюлени, живущие в воде с вечно плавающими льдами, постоянно сохраняют высокую температуру тела – 38 – 40 градусов? (Существует подкожный жировой слой, который препятствует быстрой потере тепла; жир, как известно, относится к плохим проводникам тепла ).

География.
1. Где на Земле грибы бывают выше окружающих деревьев ? (Тундра)
2. Названия каких городов нашей страны созвучны названиям животных? (Орёл, Воронеж)

Литература.
1. “Проказница Мартышка, Осёл, Козёл да косолапый Мишка затеяли сыграть квартет. Достали нот, баса, альта, две скрипки и сели на лужок под липки – пленять своим искусством свет”. Перечислите, к каким отрядам принадлежат названные герои? (Отряд хищные – медведь; приматы – мартышка; парнокопытные – козёл; непарнокопытные – осёл).
2. Назовите произведения школьной программы, в которых речь идёт о животных или герои похожи на животных . (“Каштанка”, “Хамелеон”, “Му-Му”, “Белый пудель”).


2 Ведущий: Каждой команде я прочитаю четверостишие одного из известнейших русских поэтов. Ваша задача – назвать его имя.

1.Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса.
(А. Пушкин)

2. Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
(С. Есенин)

3. Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
(Ф.Тютчев)

4. Ласточки пропали, а вчера зарей
Все грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон за той горой.
(А. Фет)

2 Ведущий: Подводим итоги 1 раунда и переходим ко 2 раунду

2 раунд «Соревнования капитанов»

«Да» или «Нет»

  1. …крокодилы могут взбираться на деревья? (Да )
  2. …змеи могут совершать прыжки до метра в высоту? (Да )
  3. …стрижи даже спят на лету? (Да )
  4. …голубые розы растут только в Китае? (Нет )
  5. …зеленый картофель настолько ядовит, что может убить ребенка? (Да )
  6. …на зебрах водятся полосатые блохи? (Нет )
  7. …сазан может забраться в океан? (Нет )
  8. …медведь может зимой потолстеть? (Нет )
  9. …нормальный пульс человека 70-80 ударов в минуту? (Нет )

10… спать на голодный желудок так же вредно, как и переедать? (Да )

1 Ведущий: Подводим итоги двух раундов. Жюри выставляют оценки командам.

Общая сумма баллов за 2 конкурса

Команда 9 классов……

Команда 10 класса…...

3 раунд «Живые барометры»

2 Ведущий: Вам предлагается стать предсказателями, т.е. по сегодняшнему состоянию природы угадать завтрашнюю погоду.

(1 минута на выполнение)

Команда 9 классов

Багряные зори… (к ветру)
Дым столбом… (к морозу)
Утром на траве роса… (дождя не будет)
Длинные сосульки… (к затяжной весне)
Грачи рано прилетели… (весна теплая будет)
Рыба выскакивает из воды… (к дождю)

Команда 10 классов

Вечером с реки поднимается пар… (завтра пойдет дождь)
Бледный цвет луны… (признак плохой погоды)
Иней на деревьях… (к морозу)
Вечером сильно стрекочут кузнечики, кричат лягушки… (будет ясно)
Кошка свернулась клубочком… (к похолоданию)

Ворона кричит зимой… (к метели)

1Ведущий: Переходим к 4 раунду

«Загадки - иллюстрации»

Воспринимать красоту природы помогают репродукции картин известных художников. В этом задании вы сможете проявить свои знания произведений изобразительного искусства (Игрокам предлагаются репродукции картин известных художников, писавших пейзажи. Необходимо определить автора и название произведения)

  1. Иван Иванович Шишкин «РОЖЬ»;
  2. Алексей Кондратьевич Саврасов «Грачи прилетели»;
  3. Исаак Ильич Левитан «Март»;
  4. Игорь Эммануилович Грабарь «Февральская лазурь»;
  5. Архип Иванович Куинджи «Берёзовая роща»;
  6. Аркадий Александрович Пластов «Первый снег».

«Звуки музыки и природы»

1. Прослушать запись и определить природные звуки (птицы и животные).

2. Прослушать музыкальный отрывок, назвать автора и произведение.

2 Ведущий: Подводим итоги 4 раунда. Сумма баллов за 4 раунда. (Итоги подводят члены жюри). Переходим к последнему, решающему раунду.

Финал. 5 раунд « Представление экологических наказов»

Написать по 3 наказа, призыва, лозунга к современным и будущим поколениям по охране окружающей среды. Например:

Не стройте дворцы в лесах и на озёрах, иначе наши правнуки будут жить в каменных джунглях.

Необходимо ставить фильтры на выхлопные трубы машин. В случае невыполнения ввести штрафные санкции. Ограничить въезд загрязнённого транспорта в город.

Пока команды выполняют задания финала, проводится игра со зрителями.

Игра со зрителями.

1. Как по-китайски будет звучать словосочетание «Большой ветер»? (тайфын, тайфун)

2. Сколько человек играли на музыкальных инструментах в басне Ивана Андреевича Крылова "Квартет"? (ни одного)

3. Что есть у каждого слова, растения и уравнения? (корень)

4. В чем сходство рыбьей чешуи и ствола дерева?
(и на чешуе, и на стволе есть годовые кольца)

5. В Нью-Йоркском зоопарке находится каменный павильон с бронированными стеклами, на котором красуется надпись: “Здесь находится самое опасное животное на Земле”. Угадайте содержимое павильона. (Там установлено зеркало. Неужели вы подумали, что в “самом правовом государстве мира” могли посадить в клетку человека?)

6. Бабочка эта «сухопутная»: летает над лесными полянами и опушками. А имя у неё - «морское» (адмирал)

Представление наказов. Итоги.

1 Ведущий: Объявляется подведение итогов членами жюри. А пока жюри подводит итоги, для вас - музыкальная пауза.
Победители игры:

1место-команда ……..класса

2место- команда………класса

Награждение: Вручение грамот. Поздравления команд.

2 Ведущий: Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Другой планеты у нас не будет! Всего вам доброго! Успехов! До новых встреч!

Егорова Анжелика Юрьевна,

Педагог-организатор, учитель музыки

ФГКОУ "Средняя общеобразовательная школа №24" МО РФ


Цель:

  • развитие интеллектуальных способностей в области экологии, творческого потенциала и экологической культуры школьников
  • воспитание чувства коллективизма

Задачи:

  • способствовать углублению знаний обучающихся по экологии, показать важность экологических проблем в природе, влияние на экологическую ситуацию каждого человека
  • развивать у обучающихся умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации
  • развивать речь учеников, познавательную активность.

Оборудование и вспомогательные материалы:

  • Столы для команд
  • Компьютер, интерактивная доска
  • Фонари
  • Музыкальное оформление

Ведущий: Добрый день, уважаемые участники, повелители мыслей! Знатоки всего и вся! Мы рады приветствовать вас в этом зале на Экологическом Брейн-ринге! Я рада, что все мы собрались, сегодня у нас необычное мероприятие.. мероприятие посвященное естественной тяге молодежи, да и человека вообще- к Познанию..Познанию мира, Познанию Жизни, познанию Самого Себя.

Название игры Брэйн-ринг произошло от англ. brain — мозг

И нашими главными действующим лицами в этом зале будут, конечно команды знатоков из экологических объединений.

Ну что же, давайте поприветствуем повелителей мысли, команды которые сегодня будут участвовать.

(каждая команда под музыку входят, машут руками, занимают свои места)

Знания, умения широко мыслить, слушать свою команду, рисковать и находить верный ответ — это все то, что вам пригодиться сегодня.

А теперь прошу капитанов представить свои команды в следующем порядке:

1.Название команды,

2. Капитан команды

3. Девиз команды

Поддержим команду Аплодисментами!

Итак, знакомство состоялось, но прежде, чем мы начнем, представим, конечно, многоуважаемое и компетентное жюри, на плечи которых ложится весьма важная миссия- оценивание ваших, уважаемые команды, ответов.(В состав жюри входят учителя начальных классов биологии, географии)

А теперь, Внимание правила игры:

  • В игре принимают участие команда из 5 человек.
  • Игра состоит из 2 раундов, которые содержат вопросы на разные темы, связанные с экологией
  • В соответствии с установленной очередностью каждая команда имеет право выбора одного вопроса.
  • На обдумывание ответа предоставляется 60 секунд. (секундомер)
  • По истечении 60 секунд отвечает команда, выбравшая вопрос. В случае неверного или неполного ответа, вопрос разыгрывается между 2-мя командами, первыми нажавшими на кнопку. Нажимать кнопку можно в течение 60 секунд, предоставленных для обдумывания ответа. Соответственно, команде, чей сигнальный фонарь загорится первым, будет предоставлена возможность первыми озвучить свой вариант ответа и т.д. В зависимости от полноты и верности ответа меняется и количество начисления баллов
  • Порядок озвучивания ответа командой следующий: Капитан встаёт, называет свою команду и представляет того, кто будет отвечать на вопрос , например: «Команда «......», на вопрос отвечает Иванова Екатерина» (желательно называть полные имена). Говорить может только ОДИН человек, никаких подсказок со стороны команды быть не должно.
  • Только три первые команды, быстрее всех нажавшие на кнопку, имеют возможность представить свою версию ответа.
  • Пользование телефонами и другими средствами поиска информации- запрещено.
  • В случае передачи информации о верных ответах другим командам, все команды дисквалифицируются из турнира.

Прошу соблюдать правила игры!

Итак, поехали! Теперь пора приступить к игре. Мы желаем всем успехов в состязании. Пусть победит сильнейший!

Внимание на экран! Команда ….. выбирает сначала тему вопроса, затем балл.

В первом туре разыгрываются вопросы по темам: «Вода вокруг нас», «Растения», «Юмор», «Экологический календарь»

Вода вокруг нас

Растения

Юмор

Экологический календарь

« Вода вокруг нас»

5 баллов- Сможет ли человек прожить без воды 100 дней (нет)

10 баллов - Какие животные на 90 % состоят из воды (медуза)

15 баллов- Всегда ли можно утолить жажду, если вокруг много воды?(нет, она может быть солёной)

20 баллов - Какое животное способно выпить 250 литров воды за раз?

(Верблюд)

«Юмор»

5 баллов - Какие камни в море? (мокрые)

10 баллов - На каких полях не растет трава? (На полях шляпы)

15 баллов - Зачем вода в бутылке?(За стеклом)

20 баллов - Что есть у сосны, тополя, осины, а у берёзы нет? (буква о)

«Растения»

5 баллов - Какое дерево называют символом России? (Береза)

10 баллов - Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листья? (Лиственница)

15 баллов - Какой цветок до сих пор считают символом Японии и самого Солнца? (Хризантема)

20 баллов - Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).

«Экологический календарь»

Музыкальная пауза

Как яблоко на блюдце,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Всё исчерпать до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников.
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зёрна,
Одной судьбы родня.
Нам пировать позорно
В счёт будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.

Во втором туре разыгрываются вопросы по темам: «Животные», «Пословицы», «Загадки», «Человек и экология».

Животные

Пословицы

Человек и экология

«Животные»

5 баллов - Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).

10 баллов - Самая большая обезьяна? (Горилла)

15 баллов - Когда у совы появляются совята?(Июнь)

20 баллов - Когда бельчата начинают впервые грызть орехи и шишки?(на 40-й день)

«Пословицы»

5 баллов - Завершите пословицу: «Весна красна цветами, а осень…

(плодами).

10 баллов - Завершите пословицу: «Кто не сажал дерева, тому не лежать в…..» (тени)

15 баллов - Объясните смысл пословицы «Много леса - береги, мало леса - посади»

20 баллов - Объясните смысл пословицы «Не беречь поросли, не видать и дерева »

«Загадки»

5 баллов - Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живёт, кур в деревне крадёт.(Лиса)

10 баллов - Вот бочонок с шапочкой,
С дерева упал.
Год прошел - и деревцем
Маленьким он стал. (Желудь ).

15 баллов - Вот в траве приметные
Шляпки разноцветные.
Вспомни ты их имя,
Но не ешь сырыми! (Сыроежки).

20 баллов - Волны к берегу несут
Парашют - не парашют
Не плывёт он, не ныряет,
Только тронешь - обжигает. (Медуза).

«Человек и экология»

Прослушав информацию, дать ответ - о чем идёт речь:

5 баллов-

1. Всегда черного цвета.

2.Этого много в городе, особенно где есть заводы и фабрики.

3.Это очень вредно.

4.У человека вызывает болезни, а одежда его делается грязной.

5.Этого много при горении. (Сажа)

10 баллов-

1. Из нее делают очень много игрушек.

2.Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сделать.

3.Предметы, изготовленные из нее, мало весят.

4.Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.

5.Ее нельзя выбрасывать, т. к. она сама по себе в природе не разлагается.

(Пластмасса)

15 баллов-

1.Ее изобрели китайцы.

2.У нас ее получают из дерева.

3.Она легко горит.

4.Из нее получается очень много мусора.

5.На ней обычно рисуют или пишут.

(Бумага)

20 баллов

1.Его делают из песка.

2.Чаще всего оно прозрачное.

3.Когда падает, оно разбивается.

4.Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

5.Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.

(Стекло)


Полный текст материала Экологический брейн-ринг; 4 класс смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Экологический брейн-ринг в детском саду «Будь природе другом!» с использованием ИКТ для детей 5-7 лет

Цель: создание условий для развития самореализации воспитанников в интеллектуально - развивающей деятельности; содействие развитию интеллектуально - творческих способностей воспитанников.
Задачи:
Образовательные: Закрепить у детей знания о культуре поведения в природе и умение правильно оценивать поступки окружающих.
Развивающие: Развивать логическое мышление детей через решение проблемных ситуаций. Развивать речь детей, познавательную активность.
Воспитывающие: Воспитывать экологическую культуру дошкольников. Воспитывать чувства коллективизма.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно -эстетическое развитие, физическое развитие.
Материалы и оборудование: мультимедийная установка; колокольчик, 2 флажка, дидактический материал, аудиозаписи, 3 контейнера, черный ящик, семена растений, наборы цветной бумагиВводная часть
Ведущий: Добрый день, знатоки! Уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас на нашей интеллектуальной игре «Брейн-ринг»! Надеемся, что сегодня мы с вами увидим яркие игры, услышим интересные, полные ответы наших эрудитов. Желаем всем удачи!
Послушайте правила игры. Игра состоит из 6 раундов, в каждом раунде по несколько вопросов. Ведущий читает вопрос, звучит сигнал колокольчика, команды обсуждают, поднимают флажок и отвечают на вопрос. Право ответа принадлежит команде, первой поднявшей флажок.
Если ответ правильный, команда получает один жетон (очко), если ответ не правильный, то вторая команда продолжает обсуждение и дает свой ответ. Если правильного ответа нет ни у одной команды, то вопрос переходит зрителям и болельщикам в зале. Поэтому каждый может сегодня себя проявить в игре. Болельщики и зрители во время обсуждения вопросов не должны подсказывать. Команда, набравшая набольшее количество жетонов становится победителем брейн-ринга, занимает 1 место. Сегодня здесь присутствуют члены жюри - Елена Алексеевна и воспитатели, именно они, определят победителей игры.
Представляем игроков команд!
1команда - команда «Почемучки»
2 команда – команда «Гномики»

Основная часть. (25-30 мин.)
Видеозапись «Год экологии в России» - 20 сек.
Социальный ролик для детей «Сохраним природу России» - 1 мин. 12 сек.

Ведущий: Первый раунд. Разминка «Угадай-ка» (сопровождается видеозаписью, дети разгадывают видео-загадки) – 7 мин.
Земляника
Желуди
Грибы
Ель
Ландыш
Шишки
Черника

Ведущий: Второй раунд. «Музыкальный калейдоскоп» (сопровождается аудиозаписью, дети разгадывают «звуки природы») – 3 мин.
Необходимо узнать природное явление (сообщество) по звуку и показать на фотографии свой ответ.
Дождь (ливень)
Гроза (раскаты грома)
Метель (ветер)
Снег (мороз)
Лес (парк)
Море (океан)

Ведущий: Третий раунд. «Планета в опасности» - 2 мин. 30 сек.
Видеозапись «Почему раздельный мусор спасет планету» – 1 мин. 30 сек.

Из предложенного «мусора» (отходов), 1 команда - собирает в контейнер смешанный мусор, 2 команда - пластик и стекло

Ведущий: Четвертый раунд. «Черный ящик» - 1 мин.
Вопрос: «Что находится в ящике? Слушаем внимательно: в нем находится то, что может спать долго, спать до тех пор, пока не появится тепло, свет, вода. Отгадайте, что же находится в ящике?»
В ящике находятся семена растений. Зимой вся земля покрыта снегом, холодно. И семена могут спать долго, укрытые снежным одеялом. Но придет весна, пригреет солнце, побегут ручьи и семена проснутся и оживут. Семена растений начнут прорастать, ведь у них будет и тепло, и свет, и вода

Ведущий: Пятый раунд. «Зеленая аптека» - 2 мин.
Видеосюжет «Лекарственные растения» - 1 мин.
Доктор Айболит (презентация) спрашивает название лекарственного растения и при каких болезнях его можно использовать.
Ромашка
Подорожник
Одуванчик
Мята
Календула
Ведущий: Шестой раунд. «Внимание! Внимание!» - 2 мин. 30 сек.
Видеоролик «Растения и животные Красной книги» - 1 мин. 35 сек.
Ведущий: Красная книга – это справочник об исчезающих животных и растениях. Почему именно красный цвет? Сигнал, опасность… Действительно - красный цвет – сигнал тревоги и запрета, понятный людям всего мира. Всех животных и растения, которые занесены в эту книгу, необходимо охранять. Люди создают заповедники, парки, в которых охота запрещена.
Выбрать из листов цветной бумаги какого цвета страницы Красной книги?

Ведущий: Вот и закончилась наша игра! Вы показали хорошие знания о природе. А теперь, пока жюри подводит окончательные итоги, предлагаю интересные вопросы.

Загадки для болельщиков
1. Над цветком порхает, пляшет, веерком узорным машет. (бабочка)
2. С ветки на тропинку, с травки на былинку
Прыгает пружинка, зеленая спинка. (кузнечик)
3. На цветок жужжа садится, чтоб нектаром насладиться.
Он мохнатенький, как ель. На пчелу похожий… (шмель)
4. Из-за него бьют себя, из-за него бьют тебя.
Нос у него долог, голос звонок. (комар)
5. Ходит над нами вверх ногами, с нами обедает – всего отведает.
Станешь гнать – начнет жужжать. (муха)
6. На цветок она садится, не устав с утра трудиться.
Людям воск и мед дала, беспокойная… (пчела)
7. Кто в лесу без топоров строит избу без углов. (муравей)
8. Тонко кружево плету, не заметишь на лету.
Кто в мою попался сеть, в ней останется висеть. (паук)
9. Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. (стрекоза)
10. Тлю с ветвей она съедает, и в саду нам помогает,
На листок усевшись ловко, это… (божья коровка)

«Лесные заморочки»
1. Как называется дом птицы?
2. Как зовут «руки» птицы?
3. Как называются птичьи дети?
4. «Рот» птицы?
5. Когда люди вывешивают скворечники?
6. Какое дерево считается национальным деревом России? тополь берёза ель
7. Какую птицу называют лесным доктором? синица поползень дятел
8. Что положить в кормушку синице? снегирю? (сало; ягоды рябины)
9. Без чего человек не может прожить и нескольких минут? пища вода воздух

Видеосюжет «Удивительная природа» - 2 мин.
Жюри подводит итог игры. Награждение команд.

«Экологический брейн- ринг» для школьников среднего звена.

Цели: 1. Пополнять запас знаний детей в области экологии;

2. Раскрыть экологическую проблему, воспитывать уважение и любовь к природе;

3. Развивать память детей, мышление, логику, смекалку.

В трёх командах участвует по 5 человек. Каждой команде было дано задание заранее придумать девиз к теме игры и изготовить нагрудные знаки.

Среди болельщиков объявлен конкурс: изобразить плакат на тему охраны окружающей среды. Плакаты будут оцениваться жюри по 2-х- бальной системе. Болельщикам младшего звена даётся задание: с помощью пантомимы изобразить какое-то животное или птицу.

Игра «Настроение».

Попрошу команды представиться и озвучить свои девизы. (команды располагаются по цвету столов: красный, синий и зелёный).

Ребята, сегодня мы проводим с вами экологический брейн- ринг. А кто может сказать: что такое экология? (в переводе с греч.яз. слово «экология» означает «учение о доме». Речь идёт о «природном доме», который есть у каждого растения, животного, человека).

Командам раздаются колокольчики, которыми они будут сигнализировать готовность к ответу.

1 тур

В роднике вода всегда. А откуда в нём она? (Родник питают подземные воды)

Почему растения в лесу друг другу не мешают расти? (Растут ярусами)

Почему сломанная ветка засыхает? (прекращается её питание)

Жюри оценивает ответы по 2-х-бальной системе. После 1 тура чтение стих-я «Земля- наш общий дом»

Мы речь свою ведём о том,

Что вся Земля- наш общий дом-

Наш добрый дом, просторный дом-

Мы все с рождения в нём живём.

Ещё о том ведём мы речь,

Что мы наш дом должны беречь.

Давай докажем, что не зря

На нас надеется Земля!

Решению мелких, но зато насущных экологических задач посвящена наша сегодняшняя игра.

2 тур

Почему посещение лесов и парков туристами пагубно сказывается на состоянии леса?

К каким последствиям приведёт полное и внезапное исчезновение всех насекомых?

Косить траву надо от середины к краям луга. Почему? (чтобы звери и птицы могли убежать)

Жюри оценивает и подводит промежуточные итоги. В это время проводится игра со зрителями: 1. Изображение зверей с помощью пантомимы (2 балла зарабатывает команда, первая угадавшая правильно животного.

2. Судьи оценивают плакаты по 2-х-бальной системе.

3 тур- Загадки.

Над рекою, над долиной повисла белая холстина. (туман)

Пушистая вата плывёт куда-то… (облака)

На дворе переполох- с неба сыплется горох. (град)

4 тур

Объясните понятие «мыльные воды» (это воды водоёмов, загрязнённые моющими средствами)

Чем опасен лесу неубранный туристами мусор: бумага, стекло, банки, бутылки, сигареты? (из-за не потушенной сигареты может возникнуть пожар. А мусор загрязняет лес: бумага разлагается 2 года, консервная банка- 70 лет, полиэтиленовый пакет- 100 лет.)

Вы увидели гнездо птицы. Как правильно себя вести? (не вытаптывать траву у гнезда, не трогать яйца, не брать птенцов в руки)

Музыкальная пауза (исполнение песни на тему экологии). Во время муз. Паузы жюри подводит итоги.

Я надеюсь, что это время мы потратили не зря! Мы вспомнили о том, что «наш общий дом» необходимо беречь, сохранять природу и её обитателей. Думаю, что каждый из вас сделал для себя свои правильные выводы!

Озвучивание победителей. Награждение.

Статьи по теме: