Шахматы для дошкольников: какая польза и как научить. Шахматная школа Анатолия Карпова. Школа раннего развития «Парк детского периода»

Выбирая ребенку занятие вне дома: кружок, секцию, организовывая семейный досуг, мудрые родители вспомнят о шахматах. Прославленный советский педагог Василий Сухомлинский говорил: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти». Это не просто слова: результаты исследований показывают, что дети, занимающиеся этой игрой, лучше обучаются, более организованны и уравновешенны.

Из этой статьи вы узнаете

Польза шахмат для детей

Весь перечень качеств, развитию которых способствует древняя игра, трудно передать. Вот несколько основных преимуществ:

  • Развитие способности рассуждать и мыслить логически . Игра требует обдумывания каждого шага, навыка предвидеть возможную реакцию партнера, умения решать многоцелевые задачи.
  • Игра в шахматы может влиять на рост творческих способностей и фантазии . Во время игры работают оба полушария головного мозга, что повышает умение нестандартно мыслить.
  • Закрепление спортивных навыков : длительное пребывание в статическом положении формирует усидчивость, выносливость, внимательность, умение правильно проигрывать и стремление к победе. Игра требует собранности и сдержанности.

Занятия шахматами улучшают память , учат ответственности и самостоятельности . Не зря многие детсады вводят дополнительные занятия по этому виду спорта в качестве подготовки к школе.

Для чего вы хотите научить ребенка шахматам?

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

Когда начинать обучение

Споры, со скольких лет обучать игре, не дают однозначного ответа.

  • С правилами игры знакомят, начиная с 3 лет , когда дети живо интересуются всем вокруг.
  • В 4 года у ребенка лучше развиты навыки общения.
  • В 5 лет обученный ребенок уже сможет предвосхитить ход соперника.
  • Многие из гроссмейстеров осваивали азы игры, впервые взяв в руки шахматы в этом возрасте, а 6 - 7-летними уже были достойными противниками взрослым игрокам.

Известно фото будущего гроссмейстера Хосе Рауля Капабланка, где он четырехлетним играет с отцом.

Но цели вырастить нового чемпиона ставить не стоит. Лучше ввести игровую форму обучения.

Главное - на любом этапе заинтересовать малыша. По возможности начинать обучение детей шахматам лучше в домашних условиях. Во-первых, родители лучше знают, чем можно увлечь чадо, во-вторых, нет привязанности к режиму, в-третьих, укрепляются семейные узы и экономится бюджет.

Как заинтересовать малыша игрой

Как известно, запретный плод - сладок. Используйте этот принцип следующим образом. До того, как познакомить ребенка с шахматами периодически доставайте игру, расставляйте фигурки, можете даже сыграть несколько партий с членом семьи или друзьями на глазах у малыша.

На его вопросы и просьбы поиграть отвечайте, что это для детей постарше и, что он обязательно сможет поиграть в нее, но позже, когда подрастет. После этого убирайте игру подальше, чтобы ребенок не смог ее достать сам.

Важно ! Будьте непреклонны и не идите на встречу просьбам ребенка дать ему игру. Помните, что в эти минуты его желание будет расти и ваш ребенок скоро начнет мечтать познакомиться с шахматами поближе.

Через некоторое время (от 2 недель до двух месяцев) торжественно сообщите ребенку, что он уже подрос и готов приобщиться к этой великой игре. Но первое знакомство должно быть непродолжительным (не более 10 минут ). Дайте ребенку возможность потрогать фигуры, доску, позадавать вам вопросы, но приступать к обучению правилам игры нужно на следующем занятии, которое тоже должно быть непродолжительным (не более 10-15 минут ).

Таким образом, ваш ребенок будет с нетерпением ждать первого знакомства с шахматами и каждого последующего занятия. Помните, что все люди и особенно дети ценят то, что в дефиците.

Также вы можете заинтересовать ребенка, дав ему посмотреть мультик про шахматы, например «Фиксики».

Правила игры

От первого урока во многом зависит, заинтересуется ли малыш игрой. Хорошо вначале детям просто наблюдать за состязанием родителей или близких людей, это своеобразный подготовительный период.

При возникновении интереса можно придумать сказку о шахматной стране, в которой ведутся сражения. Цель игры - лишить возможности двигаться короля противника.

Бой ведется по особым правилам, и у каждой фигуры есть положение на доске и преимущественные возможности:


Это интересно ! Во времена Средневековья ферзь был одной из самых слабых фигур. Особыми полномочиями его наделила королева Испании Изабелла, придумав новые правила.

Процесс обучения

К обучению лучше подготовить малыша заранее, дать посмотреть мультфильм про шахматы, рассказать их историю. На первых уроках дайте описание действующим фигурам, познакомьте с их возможностями и отличием от других. Каждой лучше посвятить отдельное занятие.

Потом покажите, как они действуют в связке друг с другом. Так как нежелательно, чтобы занятия длились больше двадцати минут, на это может уйти целый год.

На этом этапе важно часто играть с ребенком, например в «Угадай фигурку »: малышу с завязанными глазами дают предмет, а он должен угадать названия фигур. Или попросить перечислить все отличия одного персонажа игры от другого.

Нужно приучать малыша правильно расставлять все предметы на доске. Как только он запомнит, как действуют основные «герои», где их место на доске, можно пошагово обучать правилам игры. На первых порах рекомендуется устраивать сценки с небольшим количеством фигур.

Маленький шахматист, освоивший азы, должен понять основные принципы:

  • Всегда обеспечивать прикрытием своего короля .
  • Давать на съедение персонажей игры можно только, если их жертвуют в пользу удачного хода .
  • Чем слабее фигура, тем ближе к центру она должна стоять.
  • Желательно играть всем шахматным войском . Игрушечная армия сильна полным составом, к тому же у каждой фигуры своя роль, малыш должен это понимать.
  • Ценность фигур – разная : ладья дороже, чем пешка, а король хоть и влиятелен, но беспомощен. Желательно первой нейтрализовать шахматную королеву противника.

Многим малышам не нравится черный цвет фигурок. Нужно объяснить, что белый имеет только одно преимущество: дает право первого хода.

На заметку ! Сначала можно поиграть только пешками, затем предложить сыграть несложные этюды с участием других фигурок.

Когда ученик освоит все правила, познакомьте его с основными шахматными понятиями: что такое рокировка, гамбит и как разыгрывать этюды.

В видеоролике ниже опытный детский тренер по шахматам рассказывает с чего начать и на чем сфокусировать ребенка при обучении игре на первых порах.

Если ребенок не хочет играть, не настаивайте. Лучше сохранить интерес к процессу, чем получить быстрые результаты. Обучение под давлением принесет вред вместо пользы и удовольствия.

  • Победа в игре будет стимулом, но часто поддаваться крохе не надо , иначе он решит, что дальше обучаться нет необходимости. Но если он все время будет в проигрыше, быстро потеряет интерес к шахматам.
  • Лучше играть с определенной периодичностью и продолжительностью занятий. На первых порах они должны носить краткий характер.
  • Заинтересовывайте дополнительно : рисуйте и лепите фигурки, смотрите мультфильмы про шахматы. Подготовительным этапом к игре в шахматы могут быть занятия шашками.
  • Полезно после игры обсуждать ее ход , какие были совершены ошибки, а какие действия были удачными. Нелишней будет своевременная подсказка.
  • Нужно отмечать успехи ребенка , хвалить за нетривиальные решения.
  • Дошколятам в турнирах участвовать не стоит : проигрыш может травмировать детскую психику.
  • Полезно рассказывать сказки о шахматных фигурках . Можно водить кроху на занятия в кружок или использовать компьютерные программы, но лучше, если он будет обучаться у близких людей. На образ жизни дошколенка больше всего влияет именно родительская модель поведения.

На заметку! Многие преподаватели советуют приобрести набор с крупными деревянными фигурами, покрытыми блестящим лаком: малыши от них в восторге.

Посмотрите, как проводит свое обучение опытный тренер и на чем он акцентирует внимание ученика.

Людям, обучающим ребенка, стоит тоже развивать свои умения и опыт, во-первых, он начнет задавать вопросы, во-вторых, вскоре бывший новичок может перерасти учителя.

Какой учебник выбрать

В настоящее время существует немало учебных пособий? а также онлайн книг по игре в шахматы для детей. Преподавание по ним помогает достичь нужного эффекта. Выберите методику из следующих:

Важно ! Никакая самая лучшая книга или инструкция не дадут эффекта, если обучение детей шахматам не будет носить систематического характера. Чем перебирать методики, лучше тщательно изучить одну из них.

Если в детском садике действует кружок, запишите сына или дочь в него. Видеоуроки и мастер-классы из интернета тоже могут быть полезны. Главное, чтобы время, проведенное дошкольником за компьютером, не превышало рекомендованное. Дидактические материалы, книги – все это будет работать, если родители искренне поддерживают желание ребенка обучиться шахматным премудростям.

Юный шахматист, играя даже эпизодически, в дальнейшем легче освоит математику и прочие точные науки. Влияние игры на формирование личности трудно переоценить. Станет кроха гроссмейстером или нет, не угадать, но то, что он вырастет самостоятельным, научится побеждать и проигрывать, анализировать и принимать решение - однозначно.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Здравствуйте друзья. С вами папа Жорика, Александр Борисов и сегодня я расскажу вам про обучение шахматам детей, а именно о том, как нужно ПРАВИЛЬНО обучать детей играть в эту игру, чтобы не получилось так как получилось у 90% родителей.

Сначала их дети просят научить играть в шахматы, им все так интересно, все нравится, родители видят, что у ребенка горят глаза, а потом БАЦ.

Шахматные фигурки валяются по всей квартире, ребенку они не интересны и на вопрос «А давай-ка поиграем в шахматы», он говорит что-то вроде, — «Ой нееее, я устал. Не хочу, надоело, болит голова», и все в этом духе.

Ну как же так. Ведь ребенок в начале так сильно хотел научиться играть, а потом желание куда-то пропало... Вот так вот и пропадают великие гроссмейстеры, которыми бы восхищались миллионы людей во всем мире...

Маленький чемпион мог бы совсем скоро стоять на пьедестале славы с медалью на шее и кубком в руках, имея какой-то шахматный разряд или даже звание КМС/МС по шахматам. Родители и родственники ребенка могли бы гордиться и восхищаться им. Награды остались бы на долгую память на всю жизнь. НО!!!

Повторю, получилось так же, как получилось у 90% родителей. Ребенок отказался от шахмат и у него нет больше ни какого желания ими заниматься.


КТО ВИНОВАТ? ОН? НЕТ — ВИНОВАТЫ РОДИТЕЛИ И ПЕДАГОГИ

Не нужно сваливать все на ребенка. Виноваты вы и точка. Вы не сумели заинтересовать ребенка игрой, вы не сумели его замотивировать не бросать шахматы, вы не сумели правильно объяснить ему правила игры.

Стоп. Вы сами не умеете играть? Это не предлог. Ребенка можно научить играть даже без умения играть в шахматы самому. Вот и ваш ребенок будет играть уже через 1-2 недели. А мы идем дальше.

Сейчас я хочу рассказать вам о ДВУХ самых жестоких ошибках родителей и педагогов, которые ставят жирную точку в шахматной карьере их детей.

ОШИБКА №1 — РОДИТЕЛИ И ПЕДАГОГИ СРАЗУ ЖЕ НАЧИНАЮТ ОБЪЯСНЯТЬ ПРАВИЛА ИГРЫ.

Это в корень не верный подход. 90% успеха при обучении детей шахматам является не умение правильно донести до ребенка правила игры, а умение привить ему любовь к шахматам. Чтобы он сам хотел ими заниматься, учиться, чтобы он сам просил — давай поиграем.

Я сейчас задам 100 разным людям вопрос, — «С чего нужно начать обучение ребенка игре в шахматы?» и уверяю вас, все как один скажут — ну наверное с правила хода фигур и расстановки фигур на доске =) НЕТ!

И сейчас вы спросите меня, — «Ну так что делать? Как привить любовь к игре?». На самом деле есть множество интересных приемов. Но описывать все их здесь очень долго, мне не хватит и 100 страниц. Все их я рассказал в видеокурсе, ссылку на который дал вам выше.


Просто сейчас из этой статьи я хотел бы вам дать главную мысль — не надо сразу сажать ребенка за доску и объяснять правила игры и как ходят фигуры. Некоторые родители в придачу еще и так загрузят ребенка, что тот скажет, «А не пошли ка бы эти шахматы... куда-то по дальше»...

Гарантию даю вам 99%, то большинство детей бросят заниматься шахматами при вот таком вот подходе. И пропадут будущие чемпионы.

Мой вам совет. Если вы хотите обучить шахматам детей, то не торопитесь, ознакомьтесь с видеокурсом и опираясь на знания из него, вы сразу же будете действовать правильно и ваш ребенок будет реально фанатеть от шахмат. Проверено уже и не на одном ребенке.

ОШИБКА №2 — РОДИТЕЛИ ОТДАЮТ РЕБЕНКА В ШАХМАТНУЮ ШКОЛУ

Это так же не верный подход и я говорил о нем уже много много раз. Во-первых ваш ребенок может не найти общий язык с тренером или же другими учениками школы, у него могут появиться недоброжелатели и т.д.

Так же если ребенок на начальном этапе часто проигрывает, а в школе он БУДЕТ проигрывать, так как придет в школу и будет играть с игроками, которые уже давно обучаются (даже если тренер сказал, что группа новичков).

Новичков то новичков, но поверьте, в группы новичков приходят ребята уже с хорошим уровнем подготовки.

Одна женщина мне тут написала недавно и попросила посоветовать в какую школу отдать ребенка, чтобы там его научили играть. Я ей сказал, что лучше вам научить ребенка играть самой. На что она мне ответила, — «Как так, а разве не специалист должен обучать детей?».


Вот вы мне скажите, неужели какой-то там специалист лучше знает вашего ребенка чем вы сами? Поняли о чем это я? Ребенка обучать должен именно сам родитель и в стенах родного дома, при чем правильно, чтобы у ребенка не было отторжения от шахмат.

Как это делать правильно я так же рассказал в обучающем курсе «Как научить ребенка играть в шахматы ».

И я считаю, что я имею право учить родителей тому как нужно проводить обучение шахматам детей, потому что у меня есть ребенок который в 4 года уже стоял на пьедестале шахматных соревнований. Ребенок, который в 4 года знает множество дебютов, ловушек, умеет записывать партию, имеет 2 юношеский разряд и рейтинг почти 1300 пунктов ЭЛО.

Ребенок, который обошел на чемпионате мира более 100 игроков в таблице, возраст которых был 6-8 лет. Жорик сегодня побеждает детей, у которых за спиной по 70 шахматных турниров. Я думаю тут больше нечего добавить...

Вы скажете, что мол это скорее всего дар какой-то, талант и все в этом духе, но нет. Я как и большинство других родителей могу сказать, да мой ребенок энергичный, не может сидеть на месте, у него как будто моторчик в одном месте, но это не мешает ему играть в шахматы и побеждать.



И в заключение этой статьи у меня к вам есть последнее обращение и пожелание.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок рос интеллектуально развитым, умным, смышленым, способным держать удар в любой жизненной ситуации, не плакать и не стонать, когда во взрослой жизни ему будет туго и появятся какие-то проблемы, то НАУЧИТЕ ЕГО ИГРАТЬ В ШАХМАТЫ .

И научите его играть в них САМОСТОЯТЕЛЬНО. Аккуратно, может даже медленно, но верно. Не стоит отдавать ребенка в школу шахмат как в камеру хранения, с ложным мнением, — «Вот я какой хороший родитель, отдал ребенка на шахматы — теперь он вырастет умным».

Повторю, пол года-год, дайте окрепнуть ему в шахматном мастерстве дома, а потом уже ведите в школу. Чтобы пришел и побеждал всех, кто там занимается.

Например у нас Жорик пришел в шахматный клуб и играл с ребятами, которым по 8-9 лет и которые занимаются уже 2-3 года. Он обыгрывает всех. Почему? Потому что шахматное мастерство формируется дома в самостоятельном изучении шахмат, а не в секции, где, как часто это бывает, дети галдят, балуются и кидаются друг в друга фигурками.

Согласен, что шахматные школы — это все хорошо, это очень здорово и полезно для детей, но НЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СТАНОВЛЕНИЯ! На начальном этапе школа опасна.

Задумайтесь над моими словами дорогие родители и педагоги. Кстати та методика, о которой я рассказываю в видеокурсе подойдет так же и для детей дошкольного возраста. Даже для дошколят 3-4 года.

Успехов вам! Взращивайте будущих чемпионов!

С уважением, Александр Борисов

Шахматная доска-поле боя или волшебный мир приключений.

Ах , этот упоите л ьный мир шахматных турниров. Где в воздухе в и тает сосредоточенность, то восхитительное место, где кажется , сама мысль , концентрируясь , руководит игрок ами , передвигая фигуры на поле.

В 80-е года великие шахматисты не уступали по свое й популярности известным актерам. В стране было , буквально , поголовное увлечение шахматами от мала до велика. Сегодня интерес к шахматам не менее велик . Ничего удивительного я в этом не нахожу, поскольку шахматы одна из немногих настольных игр, уходящая своими корнями в средн е вековый мудрейший мир востока, способствует развитию логиче с кого мышления, синхронизации левого и правого полушария головного мозга, вниман и я, памяти, воображения, словом практически всех психических пр о цессов.

Уровень развития психических процессов у ребенка прямо пропорцеонален уровню его успеваемости в школе и при да л ьнейшем его обучении. Поэтому шахматы , как инструмент развития психических п р оце с сов у ребенка рассматривается весьма положительно.

И если вы настроены научить ребенка играть в шахматы, то это весьма разумно с вашей стороны. Логич н о , тут же у в ас возникнет вопрос, - как? Каким образом кроху научить такой сложной игре ? Без паники, все решаемо. Ниже мы р а ссмотрим , каким образом ваше чадо может не в таком уж д алеком будущем составить вам партию в шахматы. 1. Не все возрасты одинаково полезны.
2. Умеешь сам научи другого , не умеешь, обратись к тому, кто знает .
3. Задачи обучения и их решения .
4. Задача №1. Как пробудить интерес?
5. Задача №2. Как помочь познать, но не запутать?
6. Задача №3. Как научить ходить?
7. Задача №4. Как об ъя снять правила игры?
8. Если ребенку уже 10 лет, используем те же решения?
9. Видеоуроки по шахматам для начинающих

Не все возрасты одинаково полезны

Давайте начнем с малого , но гл а вного . С какого возраста можно обучать ребенка шахматам ? Не сочтите меня вульгарной, но мне на ум так и просятся слова одной героини фильм ,- «В принципе , и зайца можно научить курить».

Так я отвечу родителям , желающим обучать ребенка этой игре с двух лет (хотя , таких при м еров множество и весьма ус пешных). Здесь есть одно большое НО . Я вас просто прошу и умоляю , в погоне за , так называемым развитием ребенка со всех сторон и во что бы то ни стало, ради хвальбы перед знакомыми, компенсации своих нереализованных планов, не л и шайте ребенка детства, этого мимолет н ого счастл и вого момента жизни. Пусть учится в простых , доступных его возрасту вещах.

Поверьте , в песочнице тоже много всего интересного, ваши совм е стные выходы на природу и рассказы сказок на ночь, го ра здо больше принесут пол ь зы развити ю вашего малыша, чем сложная, треб у ющая больших умственных затрат игра. Решать , конечно , вам , но я посчитала нужным ва м об этом сказать.
10 лет - это оптимальный возраст для н ача ла обучени я шахматам детей, ребенок уже немного окреп и физически и психологически , в поле его интересов с успехом можно уже добавить шахматы.
5-6 лет - если вам уж си л ьно хочется, то можно попробовать, но т о гда усилий с ваше й сто р оны потребуется гораздо больше.

Умеешь сам - научи другого , не умеешь - обратись к тому, кто знает

Есть два варианта развития событий.

Если вы ребенка настроены обучать сами, то есте с т в енно , вы должны уметь играть в шахматы . А иначе , как можно научить другого тому, ч то не умеешь и не пони м аешь сам, согласитесь - н е логично. Следовательно , если вы не умеете играть в шахматы - обратитесь в детские центры , где такие услуги предоставляют, но опять , если вы загорелись этой идеей , то и сами учитесь. Это же не одноразовая акция.

Пр о шел курс обучения , и до свидания . З ачем учили, куда деньги выкинули непонятно. Естественно , что любой приобретенный ребенком навык , необходимо закреплять , в том числе и умение играть в шахматы. Ну , разве не чудесно провести вечер не у телевизора, а сразиться с ребенком в шахматы. Вы не находите?

Так что , тем , кто пойдет к специалистам мы говорим в этой статье до свидания с настойчивым пожеланием обучиться игре самим. А с играющими родителями ведем разговор дальше. Понятно , если вы умеете играть, то вам не нужно объяснять правила. Но , очень часто бывает такое, - могу, и г раю , а научить не знаю как.

Т ак вот , мы п о стараемся дать вам решения к каждой из поставленных вами задач , при обучении ребенка игре в шахматы.

Задачи обучения и их решения

Задача №1 . К ак пробудить интерес ?

Решение:

Здесь все зависит от вашей фантазии . Я могу предложить следующий вариант .

Ну , куда сегодня мы без мультиков, пригодятся они нам и здесь.

Как бы , ненароком , случайно включите ребенку мультик про шахматы, это могут быть «Фиксики» , как ва риант .

Смотрите вместе , иногда комментируя .

После просмотра мультика , случайно в с помните , что где-то у вас есть настоящие шахматы, кот о рые вам подарил ваш пр а-пра дедушка , или бабушка, не принципиальный момент. Главное загадочности побольше . Достаете с дальней полки ваш « рояль в кустах » - шахматы. Хорошие большие, карманный вариант не подойдет.

Вместе с ребенком откройте коробку и дост а ньте фигуры, де лайте это таинственно , попросите малыша обр а щаться с ними аккуратно, пос к ольку шахматы это великое сокровище семьи , если обращаться с ними небрежно, они могут обидеться и исчезнут ь. Р асставьте их на доске , очень обзорно расскажите , что это за фигуры. На пример: слуги , короли, кони , д ва враждующих войска , м ожете придумать им названия.

Это все не должно затянуться по времени и стать утомительным. П редложите ребенку все у брать под предлогом подготовки ко сну.

Идеально , конечно на ночь рассказать малышу сказку про двух про шахматы (ваша фантазия д о лжна работать по полной) . Дальше следите за ре а кцие й ребенка . Е сли ему одновалентно , и он перебивает вас вопросами про то , когда вы ему разрешите поиграть в компьютерную игру, то не гоните коней и приост а н о вите позна ние шахмат .

Д озир о ванно вводите при нем ваши игры в шахматы с кем - либо, играйте при этом эмоционально и старайтесь , что бы ребенок непременно был рядом. Н ичего не моти в ирует детей лучше , чем яркий пример своих родителей! Е сли и это не работает , тогда отложите обучение на неопределенн ы й срок. Возможно , ребенку необходимо повзрослеть.

Если же малыш явно заинтересовался, то идем дальше.

Задача №2 К ак помочь познать, но не запутать!

Решение:

Договоримся сразу , в се ваши уроки не должны пр е вышать максимум 30 минут, если видите , что интерес теряется, прекращайте занятия !

Сохраняя всю ту же т а инственность , что и при первом знакомстве , н ачните рассказывать ребенку о значении фигур. Причем , не надо консперации, дав а ть им вымышленные имена. Н азывайте всех сразу своими настоящими именами. Что бы потом в голове ребнка не возникла путаница. Единственное , что вы можете использовать метод ассоциаций.

Н апример:

Король - потому что на голове корона и он один , в стране не может быть двух королей .

Ферзь - пусть будет королевой , это , думаю , не будет великая ошибка , то - же одн а , то - ж е в короне, гл а вная помощница короля .

Ладья – их двое, они мужественные , мощные офицеры, они достойны защищать короля.
Слон - т о - же защитник короля, но более тайный, можно провести п а ралел л ь, что он весь закутан в одежду, только шапочка торчит, поэтому и тайный.

Конь - ну тут все понятно (не промахнешься).

Пешки это солдаты, поэтому их много, поэтому они очень маленькие.

Ну , вот как-то так.

Пусть ребенок берет каждую фигуру в руки , повторяя ее название, старайтесь сразу , что бы каждая фигура становилась на свое место.

В завершении занятия п оиграйте с ребенком в игру «У гадай что пропало? »

Ребенок отворачивается , а вы убираете любую фигуру с доски , повернувшись , о н должен назвать , что вы убрали. Потом поменяйтесь рол я ми. В процессе обучения можете менять фигуры местами и просить ребенка оценить правильно ли расставлены они на доске.

Думаю , с одного занятия малыш четко не запомнит название и расположение фигур. С разу скажу, что вам необходимо на с т р оится на длительны курс обучения (хотя , каждый ребенок индивидуален, у кого - то быстрее пойдет, кому - то потребуется времени больше) .

П ри необходимости с м отрите сами , занятие следует повторить еще раз.
В любом случае каждое следующее начинать с закрепления материала предыдущего.

Задача №3 . Как научить ходить ?

Решение:

Изучайте ходы поочередно с каждой фигурой, не месите все сразу.

Сначала устройте прогулку пешкам. С олдаты идут в поход. Здесь вам пригодится миф «О живой доске » . После того , как вы объяснили ребенку , как ходит пешка , вместе с ним прогуля йтесь несколько раз ими по доске. Попросите малыша самому по очереди походит ь каждой пешкой.

Если он делает неправильно доска вдруг «о живает » и начинается « земл я тр я сение » и л и она по дает « сигнал тревоги » (здесь все за висит ваших артистических способностей). Д етям это нравится , они смеются, исправляя свои ошибки. Согласитесь, что это лучше, чем ваши монотонные замечания: неправильно , так не ходят.


Этот прием вы можете применять и при начальной расстановке ф иг ур, если ребенок ошибается , доска может реагировать бурно.

И так , по очереди , шаг за шагом , вы объясняете , по каким « тропинкам » ходят фигуры. Здесь коней не гоните. Превращайте каждое заняти е в путешествие по шахматной стране сказочных героев. Кстати , таинственность никто не отменял. Не забывайте извлекать и убирать шахматы очень бережно. Пусть это будет своеобразный ритуал нача л а и конца занятия.

Задача №4 . Как об ъя снять правила игры ?

Р ешение

Только после того, как ваш реб е нок у в еренно называет фигуры, на зыва ет их место расположение , куда и как они могут передвигаться , вы можете начать объ я снять правила игры.

Не делайте это заумными словами.

Условно - две великие страны (добро и зло, монстры и мутанты, ну черные и белые тоже пойдут) начинают сражение. Победит та страна , которая захвати т короля. Н ачинайте игру. Сразу в игре отрабатывайте навыки ликвидации вражеских фигур. Сценарий игры видите вначале так, что бы вы победили, что бы ребенок понял , как это происходит . П отом м о тивируйте на успех вашего будущего грос с мейстера.

И так , шаг за шагом , игру за и г рой , ваш ребенок начнет уверенно двигаться по шахматной стране.
Помните, никакого насилия !! Только жи в ой интерес . Р ебенок д о лжен сам теребить вас достать шахматы из тайного места. Игра может стать серьезной м о тивацией - сейчас доделаем уроки и будем играть, сейчас уберем твою комнату и начнем игру и т.д.

Если ребенку уже 10 лет используем те же решения?

Все эти решения описаны , конечно , для деток 5 -7 лет.

Они , конечно , подойдут и для 10 летнего ребенка, но в более конкретной форме.

Здесь можно ставить четкие задачи ну , в обще м, более по-взрослому. Хотя , десятилетние - еще дети и так же любят играть.


Самый лучший и опти м альный вариант обучения повзрослевших детей - это наглядный п риме р . Если в доме заведена традиция играть в шахматы , и ребенок привлекается , вначале в качестве зрителя , а пот о м и уча с тн и ка , процесс обучения будет очень органичным, как само собой разуме ю ще е ся.

Когда я готовила эту статью, просто рад и интереса , я спросила у своих взрослых сыновей , умеют ли они играть в шахмат ы (просто в нашей семье это был не принято) . И, о боже, они оба умеют !! . На вопрос откуда – о тветом было - прадед научил. Дело в том, что на летние каникулы я отправляла детей к прадедушке . И гры в шахматы, лото с соседями у них во дворе были заведены. Д ети были непременными участниками этих посиделок , было им тогда примерно от 7-12 ле т . Вот так легко и непринужденно и прошло их обучение.

Периодически , играя в шахматы , ваш ребенок, в дальнейшем сможет легче осваивать точные науки. Станет ваш малыш великим шахматистом или нет, не так уж и важно, но то , что он научится самостоятельно мыслить, будет стремиться побеждать и при этом выигрывать, делать анализ ситуаций и принимать решение – это совершенно точно .

Поэтому , дорогие родители , садитесь на коня желания обучать, берите копье терпения и отправляйтесь не завоевывать, нет, а нести знания в трепетный и трогательный мир вашего ребенка, самое главное делайте это с любовью и тогда у вас все получится!

Ниже видеоуроки по шахматам для начинающих

В одной из своих статей я рассказывала, как обучить малыша с нуля азам игры в шахматы . Но освоить правила шахмат – это только начало большого пути.

Если ребенок уже знает, как ходят фигуры, интересуется шахматами, а ваших знаний недостаточно – лучше доверить обучение профессионалам. Примерно с 4 лет его можно записать в шахматный кружок – он может быть расположен в ближайшем Доме детского творчества, в шахматном клубе или даже в школе. Там он сможет играть в турнирах и даже получить разряд.

Но специалисты не советуют детям дошкольного возраста часто участвовать в соревнованиях – проигрыши могут негативно повлиять на неокрепшую психику.

Даже если вы записали ваше чадо в шахматную секцию, не забывайте про занятия дома.


Шахматные уроки по возрасту

В 2-3 года

В этом возрасте крохе еще тяжело освоить большую шахматную доску. Поэтому можно самостоятельно смастерить или нарисовать поле боя для малышей. Клетки этой доски должны быть крупные, их должно быть намного меньше, чем на обычной доске.

Вместо стандартных фигур можно сделать фигурки зверей – волков, зайцев, медведей. Ходы зверюшек должны быть простыми – все в одном направлении, но на разное количество полей. Можно учиться «съедать» фигуры. Важно донести для малыша примерные условия игры, пусть и в таком измененном виде.


В 4 года

В 4 года ребенок – самостоятельная личность. В этом возрасте можно научить его настоящим правилам шахмат, но лучше делать это в игровой форме, не давить и заставлять играть насильно. Он еще неспособен долго удерживать внимание, поэтому занятия должны быть короткими, не больше получаса. Можно показать интересный мультик на эту тему или рассказать сказочную историю о шахматных фигурах.

Посмотрите с малышом мультик с Фиксиками.

Маленьким детям хорошо включить в занятие физкультминутку, как-то связанную с игрой – например, приседания с понравившейся шахматной фигурой на ладони.

В 5-6 лет

В этом возрасте родители чаще всего приводят детей в шахматные секции. Ребенок уже готов к освоению шахматной игры в полном объеме. После обучения основным законам шахмат, нужно начинать учить делать ходы «правильно», то есть, делать сильные ходы – ставить фигуры в центр доски, нападать, защищаться при атаке.

Но пятилетний малыш все равно еще маленький, поэтому не забывайте и про детские методы обучения – обучающие сказки, забавные стихи, помогающие запомнить правила.

Существуют разные методики обучения детей дошкольного возраста, но в них общее то, что главная деятельность малыша в этом возрасте – игровая. Поэтому обучать необходимо только в форме игры.


Дети школьного возраста (старше 7 лет)

Осваивайте шахматную науку в полной мере – решайте задачи, тренируйте лучшие тактические приемы (например, вилка, связка и другие), рассказывайте интересные факты о шахматах. Вам придется и самому научиться сильно играть – многие дети в этом возрасте уже серьезные соперники.

Первое занятие лучше посвятить рассказу о происхождении шахмат – шахматной легенде, адаптированной под возраст обучающегося.

На втором занятии объясните, что доска – это поле боя, а фигуры – войска. Расскажите, чем занимается в армии каждая фигура. Пешки – это пехота, кони – конница, слоны – это войско на слонах, ладьи – лодки, ферзь – полководец, король – генерал.


Например, можно рассказать сказку о пешке, которая сумела преодолеть все трудности и стала ферзем. Или нарядить какую-нибудь фигуру, сделать ей домик на доске, охотиться за ней.

Чтобы закрепить знания о фигурах, сыграйте в игры:

  • «Волшебный мешочек» (пусть ребенок на ощупь определит, какую фигуру он вытащил);
  • «Что общего?» (нужно сравнить две фигуры – чем они похожи и чем отличаются, например, цвет, верхняя часть и другое).

На следующем уроке выучите правильную расстановку фигур и не забудьте ее повторить. Если малыш затрудняется расставить фигуры на последующем занятии, можно сделать это с подсказками, помочь ему. Потом объясните правила игры, понятия шах, мат, сильный ход.

Малыш должен понять, что в шахматах не всегда побеждает тот, у кого больше фигур.

Сыграйте первую партию. До этого можно играть ограниченным числом фигур – теми, чьи ходы вы уже изучили.


Основы стратегии

Ребенку старшего дошкольного и школьного возраста нужно доступно объяснить основы стратегии, которые должен знать каждый шахматист:

  • Всегда думайте о защите своего короля. Если он попадется «в ловушку», партия закончится. Поэтому, даже нападая на фигуры соперника, позаботьтесь о безопасности своей главной фигуры. Например, сделайте рокировку и спрячьте ее в угол доски.
  • Не «зевайте» фигуры – не отдавайте их просто так.

Каждая фигура имеет определенную цену, о которой нужно рассказать ребенку:

  • Пешка стоит 1 очко;
  • Конь и слон – по 3 очка;
  • Ладья – 5 очков;
  • Ферзь – 9 очков;

Король бесценен, ведь если ему мат, партия заканчивается.

Малышу можно показать цену фигур на примере пешек или любых других вещей – например, конь стоит 3 пешки (конфеты), ладья – 5 пешек (конфет).

  • Контролируйте центр доски. Фигуры, стоящие в центре, сильнее тех, что на окраине. Они имеют больше простора – вариантов ходов и нападений. Поэтому желательно «захватывать» центр – ставить туда, например, пешек и коней, которые не могут ходить на большие расстояния. А дальнобойными фигурами – слонами, ладьями, ферзем – можно держать его под контролем издалека, нападая на центральные поля.
  • Используйте в игре все шахматные фигуры. Если какие-то из них будут «отдыхать», оставаясь на своих первоначальных местах, вам может не хватит сил для атаки. Все войско должно участвовать в игре, в этом случае победа не заставит себя ждать.


Правила шахматных турниров

Ребенку необходимо объяснить правила шахматных турниров, и использовать их дома. Очень важное правило – «тронул – ходи», «взялся – бери» – если потрогал фигуру, нужно делать ход ей. Если это вражеская фигура, необходимо ее съесть, если такой ход возможен.

Кроме этого, турниры всегда проводятся со специальными шахматными часами, на которых можно установить любой контроль. Если время кончилось, ты проиграл. Приобретите часы и иногда играйте дома с ними.

Но не увлекайтесь слишком быстрыми шахматами (например, по 5 минут). Ребенок должен думать и анализировать позицию, при таком контроле это невозможно.


Как играть с ребенком

  • Не стремитесь всегда выиграть малыша – так он может расстроиться и быстро потерять интерес к игре, иногда можно свести партию вничью или даже проиграть.
  • Не проигрывайте часто – ребенок привыкнет постоянно побеждать и будет болезненно относиться к проигрышу. Можно дать небольшую фору – фигуру, чтобы игра была равной.
  • Полезны разборы ошибок после партии – какие ходы малыша хорошие, а какие не очень.
  • Играйте с ребенком как можно чаще, и он станет сильным соперником.
  • Хвалите его даже за маленькие достижения – нашел сильный ход, сумел сделать ничью, решил задачку.


Не требуйте от ребенка сразу стать чемпионом.

Пользу шахмат и влияние на развитие трудно переоценить – они отлично развивают логику и абстрактное мышление, учат усидчивости и настойчивости в достижении целей. Поэтому, даже если ребенок не станет сильным шахматистом, игра непременно поможет ему лучше учиться. Например, многие шахматисты – хорошие математики, ведь алгоритм решения математических и шахматных задачек очень похож.

Шахматы также учат ответственности – ребенок должен самостоятельно выбрать, какой ход на доске ему сделать, и он сам отвечает за последствия выбора.


Как заинтересовать?

Многие родители задаются вопросом, как заинтересовать ребенка шахматами, если он не проявляет особого желания в них играть? Точной инструкции тут быть не может. Можно купить большую и красивую шахматную доску (чем меньше ребенок, тем больше фигуры), вместе с малышом рассмотреть фигуры. Рассказать, что они все – это войско, где пешки – солдаты.



Если уже знакомы с основами шахмат, можно поиграть в околошахматные развивающие игры, подходящие для 2 детей. Например, игра на истребление пешек. На доску ставятся только пешки, и соперники играют только ими. Чтобы победить, необходимо съесть все пешки противника.

Можно провести эстафету – кто быстрее и правильней расставит фигуры. Можно сшить, нарисовать, слепить шахматные войска, придумать другие задания.

Когда кто-то в семье играет в шахматы – например, папа, дедушка, ребенок может сам попросить его научить – здесь важен личный пример. Тот, кто умеет играть, может провести небольшой мастер-класс.

Если после всех ваших уловок ребенок не заинтересовался игрой, лучше вернуться к ней через несколько месяцев.

Не нужно заставлять играть, вреда от этого будет больше, чем пользы.

Студент Стаж 1 год

от 800 руб / час

свободен Связаться

Репетитор по шахматам

Английским языком я начал заниматься еще в дошкольном возрасте. Тогда меня обучал мой любимый дедушка, бывший дипломат. Любовь к языку и культуре у Развернуть меня появилась уже тогда. Всю жизнь я хотел отправиться в англоговорящие страны, пообщаться с людьми, посмотреть на то, о чем рассказывают на уроках вживую, но я боялся. И все-таки я решился и вот теперь не могу остановиться. Я жил в США, Англии и Австралии суммарно три года. И с тех пор я повышаю свой уровень каждый день. Помимо английского я увлекаюсь экономикой(моя специальность и мое хобби), юриспруденцией и психологией. Люблю играть в шахматы (КМС) и часто пишу песни, в том числе на английском языке.Я с полной уверенностью могу сказать, что влюблен в английский язык и готов передать эту любовь вам!.P.S. В последнее время я часто замечаю, что люди предпочитают репетиторов женского пола. Честно говоря, я хоть и понимаю, почему так происходит, однако категорически с этим не согласен. Я, будучу мужчиной, могу сказать, что занимаюсь репетиторством не только ради денег, но и потому, что репетиторство приносит мне огромное удовольствие. И мой вам личный совет, не стоит ставить пол основным критерием при поиске репетитора.

Занимается сын (10 лет). Задача была научить его не бояться говорить, чего репетитор добился. На занятии они свободно общаются только на английском языке. Развернуть У преподавателя очень хорошая английская речь. Все отзывы (15)

Шахматы

Дети 1-3 года Дети 4-5 лет Дети 6-7 лет Школьники 1-11 классов Студенты Взрослые

м. Перово

Шахматы

Школьники 1-11 классов Студенты Взрослые

Сергей Алексеевич

Студент Стаж 5 лет

от 1 000 руб / час

свободен Связаться

Репетитор по шахматам

У репетитора, у ученика, дистанционно

Окончил школу с золотой медалью.Результаты ЕГЭ:русский язык – 95,математика – 95,физика – 94,информатика Развернуть – 88.Победитель и призер муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку. Победитель и призер регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике и физике Победитель олимпиады "Покори Воробьевы Горы" по математике. Победитель олимпиады "Физтех" по математике и физике. Призер интернет-олимпиады школьников по физике. Призер олимпиады "Профессор Жуковский" по физике. Призер муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике.Преподавал математику в летних лагерях.Опыт репетиторства с 2014 года.

Со слов клиента: "С репетитором проведено 1 занятие, все замечательно, ребенку понравилось, они разобрали все задачи, педагог хорошо объясняет, и мы сдали Развернуть практически на 5". Все отзывы (14)

Волейбол Легкая атлетика Физическая культура Фитнес-инструктор Шахматы Шашки

Дети 4-5 лет Дети 6-7 лет Школьники 1-11 классов Студенты Взрослые

м. Бауманская

Антон Андреевич

Школьный преподаватель Стаж 6 лет

от 1 500 руб / час

свободен Связаться

Репетитор по шахматам

У ученика, дистанционно

Кандидат в мастера спорта по шахматам (КМС);Занимаюсь с детьми в школе, а также в садике;Большой опыт работы с маленькими детьми.

Очень хороший репетитор. Быстро нашел контакт с ребенком. Очень доступно и понятно объясняет темы. Мы очень довольны, что Антон Андреевич занимается с Развернуть нашим сыном. Все отзывы (9)

Шахматы Шашки

Дети 4-5 лет Дети 6-7 лет Школьники 1-11 классов Студенты

м. Каширская (замоскворецкая)

Марат Леонардович

Частный преподаватель Стаж 8 лет

от 900 руб / час

свободен Связаться

Репетитор по шахматам

У ученика, дистанционно

Занятия состоят из трех двадцатиминуток. Первая - для теории, вторая - для решения задач, третья - для консультационных партий. Постоянно ввожу в занятия Развернуть элементы из интеллектуальных игр: шашки и го. Решение задач по шашкам и го держит концентрацию внимания на протяжении всего учебного процесса и открывает шахматы с различных сторон, что способствует очень быстрому прогрессу в приобретении навыков игры.

С Маратом Леонардовичем занимается сын (10 лет). Педагог всегда пунктуален. Никогда не подводил. Могу сына с ним оставлять, потому что доверяю. Человек Развернуть серьезный. Спуску сыну не дает. Сын его уважает, как педагога. Отсюда у ребенка появилось желание готовиться к предмету. Я вижу, что занятия дисциплинируют ребенка. Стал лучше играть. Пытается простроить свои ходы. Предполагает действия соперника. Рекомендую данного педагога.

Статьи по теме: