Виды игр и их классификация в педагогике. Игра, виды игр учебно-методический материал на тему Содержание и виды игр

На чтение 24 мин. Просмотров 2.6k.

Коротко остановимся на классификации развивающих игр-заданий

  1. Развивающие игры на сенсорные способности дошкольников. К ним можно отнести игры на развитие цветоощущения, зрительного и тактильного восприятия, распознавание геометрических форм и размеров, при этого довольно сложных конфигураций.
  2. Игры, развивающие мелкую моторику. Например, зарисовка и обведение фигур и разных узоров. Это можно делать, использую различные трафареты. Тут также уместно отметить развивающие игры графического характера.
  3. Задания и упражнения на развитие основных психических процессов, которым относят память, внимание. Это могут быть модификации игры «Что изменилось?».
  4. Игры, развивающие мышление ребенка. В такой серии игр у дошкольника развиваются способности к анализу, синтез, пространственное воображение, логическое мышление. В таких игра, как правило, закладываются на начальном этапе математические представления, развиваются такие мыслительные операции, как классификация и обобщение. Полным ходом в процессе игр, которые нацелены на придумывание разнообразных символов, формируется абстрактное мышление.
  5. Также можно отметить развивающие игры, формирующие фантазию, речь и т.д.

Развивающие игры на развитие мелкой моторики у дошкольников старшей группы

Игра «Нанизывание».
Цель: развивать мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия: картинки с животными, игровые часы.

Описание: дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать свое животное, не называя его, по такому плану:

  1. Внешний вид.
  2. Чем питается.

Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

Игра «Сравни предметы».

Цели: развивать наблюдательность; расширять словарь за счет названий деталей и частей предметов, их качеств.

Игровой материал и наглядные пособия: вещи (игрушки), одинаковые по названию, но отличающиеся какими- то признаками или деталями, например: два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т. д.

Описание: воспитатель сообщает, что в детский сад принесли посылку: «Что же это?» Достает вещи: «Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас — о другой. Рассказывать будем по очереди».

Например:

  1. У меня нарядный фартук.
  2. У меня рабочий фартук.
  3. Он белого цвета в красный горошек.
  4. А мой — темно-синего цвета.
  5. Мой украшен кружевными оборками.
  6. А мой — красной лентой.
  7. У этого фартука по бокам два кармана.
  8. А у этого — один большой на груди.
  9. На этих карманах — узор из цветов.
  10. А на этом нарисованы инструменты.
  11. В этом фартуке накрывают на стол.
  12. А этот надевают для работы в мастерской.

Игра «Кто кем был или что чем было».

Цели: активизировать словарь; расширять знания об окружающем мире.

Описание: кем или чем раньше был цыпленок? (Яйцом.) А лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т. д.?

Игра «Назови как можно больше предметов».

Цели: активизировать словарь; развивать внимание.

Описание: дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают.

Назвавший слово делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто правильно и четко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь.

Игра «Подбери рифму».

Цель: развивать фонематический слух.

Описание: воспитатель объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них звучащие похоже. Предлагает помочь подобрать слово.

По дороге шел жучок,

Песню пел в траве… (сверчок).

Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

Игра «Назови части предмета».

Цели: обогащать словарь; развивать умение соотносить предмет и его части.

Игровой материал и наглядные пособия: картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы.

Описание: воспитатель показывает картинки:

1-й вариант: дети по очереди называют части предметов.

2-й вариант: каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части.

Развивающие игры для обучения грамоте дошкольников старшей группы

Игра «Узнай, кто какие звуки издает?»

Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок (жук, змея, пила, насос, ветер, комар, собака, паровоз).

Описание: воспитатель показывает картинку, дети называют изображенный на ней предмет. На вопрос «Как звенит пила, жужжит жук и т. д.» ребенок отвечает, а все дети воспроизводят этот звук.

Цель: развивать слуховое восприятие.

Описание: водящий становится к детям спиной, и все они хором читают стихотворение, последнюю строчку которого произносит один из детей по указанию воспитателя.

Если водящий угадывает его, указанный ребенок становится водящим.

Примерный материал:

  1. Мы немножко поиграем, как ты слушаешь, узнаем.
    Постарайся, отгадай, кто позвал тебя, узнай. (Имя водящего.)
  2. К нам кукушка в огород залетела и поет.
    А ты, (имя водящего), не зевай, кто кукует, отгадай!
    Ку-ку-ку!
  3. Сел петух на забор, закричал на весь двор.
    Слушай, (имя водящего), не зевай, кто петух у нас, узнай!
    Ку-ка-реку!

Игра «Угадай звук».

Цель: отрабатывать четкость артикуляции.

Описание: ведущий произносит звук про себя, четко артикулируя. Дети по движению губ ведущего угадывают звук и произносят его вслух. Угадавший первым становится ведущим.

Игра «У кого хороший слух?».

Цель: развивать фонематический слух, умение слышать звук в слове.

Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок.

Описание: воспитатель показывает картинку, называет ее. Дети хлопают в ладоши, если слышат в названии изучаемый звук.

На более поздних этапах воспитатель может молча показывать картинку, а ребенок проговаривает название картинки про себя и реагирует так же.

Воспитатель отмечает правильно определивших звук и тех, кто не смог его найти и выполнить задание.

Игра «Кто в домике живет?».

Цель: развивать умение определять наличие звука в слове.

Игровой материал и наглядные пособия: домик с окошками и кармашком для выкладывания картинок, набор предметных картинок.

Описание: воспитатель объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [л].

Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них тех, в названиях которых есть звук [л] или [л’].

Каждая правильно выбранная картинка оценивается игровой фишкой.

Примерный материал: еж, волк, медведь, лиса, заяц, лось, слон, носорог, зебра, верблюд, рысь.

Игра «Кто больше?».

Цель: развивать умения слышать звук в слове и соотносить его с буквой.

Игровой материал и наглядные пособия: набор известных уже детям букв, предметные картинки.

Описание: каждому ребенку раздается карточка с одной из известных детям букв. Воспитатель показывает картинку, дети называют изображенный предмет. Фишки получает тот, кто услышит звук, соответствующий его букве. Выигрывает набравший большее количество фишек.

Игра «Вертолина».

Цель: развивать умение подбирать слова, начинающиеся с заданного звука.

Игровой материал и наглядные пособия: два фанерных диска, наложенных друг на друга (нижний диск закреплен, на нем написаны буквы; верхний диск вращается, в нем вырезан узкий, шириной с букву, сектор); фишки.

Описание: дети по очереди вращают диск. Ребенок должен назвать слово на ту букву, на которой останавливается сектор-прорезь.

Выполнивший задание правильно получает фишку. В конце игры количество фишек подсчитывается, определяется победитель.

Игра «Лого».

Цель: развивать умения выделять первый звук в слоге, соотносить его с буквой.

Игровой материал и наглядные пособия: большая карточка лото, разделенная на четыре квадрата (в трех из них изображения предметов, один квадрат пустой) и карточки-покрышки с изученными буквами для каждого ребенка; для ведущего набор отдельных маленьких карточек с изображениями тех же предметов.

Описание: ведущий берет из набора верхнюю картинку и спрашивает, у кого есть этот предмет.

Ребенок, имеющий на карточке лото данную картинку, называет предмет и первый звук в слове, после чего закрывает картинку карточкой соответствующей буквы. Выигрывает тот, кто первый закрыл все картинки на карточке лото.

Примерный материал: аист, утка, ослик, хвост, сом. роза, лампа и т. д.

Игра «Цепочка».

Цель: развивать умение выделять первый и последний звук в слове.

Описание: один из детей называет слово, рядом сидящий подбирает новое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ребенок ряда и т. д.

Задача ряда: не разорвать цепочку. Игра может проходить как соревнование. Победителем окажется тот ряд, который дольше всех «тянул» цепочку.

Игра «Где спрятался звук?».

Цель: развивать умение устанавливать место звука в слове.

Игровой материал и наглядные пособия: у воспитателя набор предметных картинок; у каждого ребенка карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная с гласным звуком, синяя с согласным).

Описание: педагог показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов на карточке, в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке.

Игра «Где наш дом?».

Цель: развивать умение определять количество звуков в слове.

Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок, три домика с кармашками и цифрой на каждом (3, 4, или 5).

Описание: дети делятся на две команды. Ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, считает количество звуков в произнесенном слове и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в слове.

Представители каждой команды выходят по очереди. Если они ошибаются, их поправляют дети другой команды. За каждый правильный ответ засчитывается очко, выигравшим считается тот ряд, игроки которого наберут большее количество очков. Эту же игру можно проводить индивидуально.

Примерный материал: ком, шар, сом, утка, муха, кран, кукла, мышка, сумка.

Игра «Чудесный мешочек».

Игровой материал и наглядные пособия: мешочек из пестрой ткани с различными предметами, в названиях которых два-три слога.

Описание: дети по порядку подходят к столу, вынимают из мешочка предмет, называют его.

Слово повторяется по слогам. Ребенок называет количество слогов в слове.

Игра «Телеграф».

Цель: развивать умение делить слова на слоги.

Описание: педагог говорит: «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы их по очереди будете передавать по телеграфу в другой город».

Первое слово педагог произносит по слогам и сопровождает каждый слог хлопками. Затем он называет слово, а вызванный ребенок самостоятельно произносит его по слогам, сопровождая хлопками.

Если ребенок неправильно выполнил задание, телеграф ломается: все дети начинают потихоньку хлопать в ладоши, испорченный телеграф можно починить, то есть произнести слово правильно по слогам и отхлопать.

Развивающие игры по математике для детей старшей группы

Игра «Будь внимателен».

Цель: закреплять умение различать предметы по цвету.

Игровой материал и наглядные пособия: плоские изображения предметов разного цвета: красный помидор, оранжевая морковь, зеленая елка, синий шар, фиолетовое платье.

Описание: дети стоят полукругом перед доской, на которой размещены плоские предметы.

Педагог, называя предмет и его цвет, поднимает руки вверх. Дети делают то же самое. Если цвет назван педагогом неправильно, дети не должны поднимать руки вверх.

Тот, кто поднял руки, проигрывает фант. При разыгрывании фантов детям можно предложить задания: назвать несколько красных предметов, сказать, какого цвета предметы на верхней полке шкафа, и т. д.

Игра «Сравни и заполни».

Цели: развивать умение осуществлять зрительно-мыслительный анализ; закреплять представления о геометрических фигурах.

Игровой материал и наглядные пособия: набор геометрических фигур.

Описание: играют двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображениями геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаком вопроса, положив в них нужную фигуру.

Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Игру можно повторить, расположив по-другому фигуры и знаки вопроса.

Игра «Заполни пустые клетки».

Цели: закреплять представление о геометрических фигурах; развивать умения сопоставлять и сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки.

Игровой материал и наглядные пособия: геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) трех цветов.

Описание: играют двое. Каждый игрок должен изучить расположение фигур в таблице, обращая внимание не только на их форму, но и на цвет, найти закономерность в их расположении и заполнить пустые клеточки со знаками вопроса.

Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Затем игроки могут поменяться табличками. Можно повторить игру, по-иному расположив в таблице фигуры и знаки вопроса.

Игра «Чудесный стаканчик».

Цель: учить определять место заданного предмета в числовом ряду.

Игровой материал и наглядные пособия: 10 стаканчиков из-под йогуртов, небольшая игрушка, помещающаяся в стаканчик.

Описание: на каждый стаканчик наклеить цифру, выбрать водящего, он должен отвернуться. За это время спрятать под один из стаканчиков игрушку. Водящий поворачивается и угадывает, под каким стаканчиком спрятана игрушка. Он спрашивает: «Под первым стаканчиком? Под шестым?» И т. д., пока не угадает.

Можно отвечать подсказками: «Нет, больше», «Нет, меньше».

Игра «Праздник в зоопарке».

Цель: учить сопоставлять число и количество предметов.

Игровой материал и наглядные пособия: мягкие игрушки, счетные палочки (пуговицы).

Описание: поставить перед ребенком игрушки животных. Предложить их «покормить».

Воспитатель называет число, а ребенок выкладывает перед каждой игрушкой нужное количество палочек (пуговиц).

Игра «Длинномер».

Цель: закреплять понятия «длина», «ширина», «высота».

Игровой материал и наглядные пособия: полоски бумаги.

Описание: педагог загадывает какой-нибудь предмет (например шкаф) и делает узкую бумажную полоску, равную его ширине.

Чтобы найти отгадку, ребенку надо будет сравнить ширину разных предметов, находящихся в комнате, с длиной полоски. Потом можно загадать другой предмет, измерив его высоту, и следующий, измерив его длину.

Игра «Пройди в ворота».

Игровой материал и наглядные пособия: карточки, «ворота» с изображением чисел.

Описание: детям раздаются карточки с разным числом кругов.

Чтобы пройти в «ворота», каждому необходимо найти пару, то есть ребенка, число кругов которого в сумме с кругами на собственной карточке даст число, показываемое на «воротах».

Игра «Разговор чисел».

Цель: закреплять прямой и обратный счет.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с числами.

Описание: дети-«числа» получают карточки и становятся друг за другом по порядку. «Число 4» говорит «числу 5»: «Я меньше тебя на один». Что же «число 5» ответило «числу 4»? А что сказало «число 6»?

Игра «Не зевай!».

Цели: закреплять знание счета от 1 до 10, умение читать и записывать числа.

Игровой материал и наглядные пособия: числовые карточки, фанты.

Описание: детям раздаются карточки с цифрами от 0 до 10. Педагог рассказывает сказку, в которой встречаются разные числа. При упоминании числа, которое соответствует цифре на карточке, ребенок должен ее поднять.

Кто не успел быстро выполнить это действие, тот проигрывает (он должен отдать фант).

В конце игры проводится «выкуп» фантов (решить задачу, задачу-шут- ку, отгадать загадку и др.).

Материал из Летний лагеря

Человек есть “человек играющий”, homo ludens.

ИГРА - Один из видов деятельности человека. Игру можно рассматривать как непреднамеренное самообучение.

Основные функции игры в жизни человека

  • Упражнение . В игре осуществляется ориентировочно-исследовательская деятельность, позволяющая определить и закрепить оптимальные формы поведения в различных жизненных ситуациях. Игра служит упражнением во всех видах человеческой деятельности - физической, художественной, интеллектуальной, социальной, учебной и т.д.
  • Изменение отношений с действительностью . В игре моделируются условия, отличные от условий деятельности в реальной действительности. В действительности человек осуществляет реальную деятельность с реальной ответственностью за ее результаты. Для ребенка игра предоставляет возможность выбора и принятия ответственности, что является для него самым значимым в игре. Феномен этого качества игры состоит в том, что для детей игра создает возможность смоделировать условия реальной действительности, а взрослым, напротив, дает возможность “уйти” от этих условий.
  • Способ управления эмоциональным состоянием . Эмоции отражают степень удовлетворения потребностей человека. В то же время эмоциональные состояния могут быть созданы без непосредственного включения в деятельность. Игра является одним из наиболее эффективных способов управления эмоциональным состоянием. Благодаря своим значимым функциям в жизни человека игра является мощным средством воздействия на него.

Значение игры для ребенка

  • Самоанализ . В игре ребенок постоянно сравнивает себя с другими детьми, сопоставляет, анализирует и на основе этого анализа корректирует свое поведение. Это касается не только его физических качеств, но и таких, как ум, смелость, коммуникабельность.
  • Достижение эмоциональной близости . Игра дает больше возможностей для достижения важной для ребенка эмоциональной близости, путем его вовлечения в совместную значимую деятельность.
  • Развитие прогностических функций . В игре у ребенка развиваются важные прогностические функции поведения. Для ребенка очень сложно предположить результаты своих действий и деятельности в целом, поскольку в основном их результат отнесен на неопределенное будущее, в то время как результат игры известен в “ближайшем будущем”.
  • Приобретение социального опыта , В игре ребенок приобретает опыт улаживания конфликтов, справедливого распределения результатов совместной деятельности, опыт распределения социальных ролей.
  • Развитие воображения . Игра развивает воображение ребенка. Эта функция игры особенно важна для детей дошкольного возраста. Воображение позволяет ребенку приобретать опыт, устанавливая взаимоотношения между предметами и явлениями действительности.
  • Преодоление комплексов и страхов . В игре детям легче преодолеть собственные страхи, поскольку моделируемая действительность управляется тем, кто ее моделирует.
  • Ощущение полноценности собственного бытия . Одной из важнейших проблем для подростка является его отчужденность от мира взрослых. Этот мир непонятен, загадочен, запретен и в то же время привлекателен. Игра способствует созданию детьми своего особого мира, отличного от мира взрослых. В этом мире есть свои правила, традиции, свой язык, секреты, тайны, особые отношения. В эмоционально-психологическом смысле наличие такого особого мира уравнивает взрослых и детей.

Значение игры для взрослого человека

Среди значений игры для взрослого человека, помимо перечисленных, следует указать возможность манипулятивного воздействия на других людей . Игра часто становится инструментом в руках мошенников и авантюристов. Так же особо выделяется игровой компонент в реальной деятельности взрослого человека. Под игровым компонентом понимаются действия, которые только имитируют подлинные, реальные, ответственные отношения с окружающим миром.

Классификация игр

  • По месту и условиям проведения . Подвижные на открытом воздухе, комнатные, компьютерные и т д.
  • По целям проведения . Обучающие, тестовые, тренинговые, развивающие, развлекательные, азартные и др.
  • Комплексные игры .
    • Сюжетно-ролевые игры . В основе этих игр лежит некий сценарий, сюжет, согласно которому распределяются ролимежду участниками. В основе такой игры могут быть книжные сюжеты.
    • Тематические ролевые игры . Игры, в которых сюжет развивается самостоятельно, а задана только тема игры (например, игра “в войну”).

Малые игры

Черты игр:

  • Свободная развивающая деятельность
  • С творческим назначением.
  • Эмоциональная приподнятость.
  • Наличие прямых и косвенных правил.

Классификация игр:

  • По содержанию поставленных задач:
    1. на знакомство
    2. на сплочение
    3. розыгрыши
    4. познавательные
    5. развлекательные
  • По форме: - танцы
    1. интеллектуальные
    2. эстафеты
    3. тренинги
  • По месту проведения:
    1. на воздухе
    2. в воде
    3. в помещении
  • По количеству участников:
    1. индивидуальные
    2. командные
  • По составу участников:
    1. возрастные
    2. по половому признаку
  • По скорости и времени проведения:
    1. сезонные
    2. игры-минутки
    3. кратковременные
    4. длительные
  • По степени активности:
    1. малоподвижные
    2. подвижные
    3. «сидячие»
  • По наличию реквизита
    1. с реквизитом
    2. без реквизита
  • По уровню организации:
    1. спонтанные
    2. управляемые
    3. стихийные

Задачи игр:

  • Радость общения
  • Развитие воображения
  • Воспитание решимости

Игра занимает особое место в жизни и деятельности детей, облегчает процесс передачи социально ценных отношений, позволяет включиться в общение, дает возможность научиться проигрывать сложные жизненные ситуации, с которыми в будущем предстоит столкнуться. Посредством игры создается коллектив, через игру выстраиваются правила поведения и взаимоотношения в коллективе. Игры развивают творческие способности, игра является отличным инструментом для Вас в работе с детским временным коллективом и главное - научиться этим инструментом пользоваться. Чтобы правильно подобрать игру нужно ответить на ряд вопросов:

1. Какая цель игры или, другими словами, для чего Вы её проводите:

  • создание и развитие коллектива;
  • выявление и развитие талантов и способностей (интеллектуально - познавательные игры, спортивные игры, упражнения на снятие зажимов);
  • занять паузу.

2. Возраст, на который вы собираетесь проводить игру:

  • младший,
  • средний младший,
  • средний старший,
  • подростковый.

Многие игры интересные для детей старшего возраста малышам покажутся очень сложными и, наоборот, многие игры, в которые с удовольствием играют малыши, для старших будут не интересны.

3. Условия, которыми Вы располагаете для проведения игры:

  • помещение или улица,
  • территория передвижения,
  • возможность сидеть в кругу,
  • актовый зал,
  • спортивная площадка.

4. На какой стадии находится формирование коллектива:

  • знакомство,
  • построение структуры,
  • изменение или подтверждение структуры,
  • распада.

Согласитесь, неразумно играть в середине смены в игры на знакомство, а при первой встрече проводить элементы веревочного курса.

5. Количество участников игры:

  • до 10 человек,
  • до 20 человек,
  • до 30 человек,
  • до 40 человек, и больше…

6. Какими канцелярскими и спортивными товарами Вы располагаете:

  • бумага, ручка, скрепки, маркеры
  • мячи, обручи, скакалки
  • песок, водоросли, галька

7. Сколько у Вас свободного времени для проведения игры:

  • 5 минут,
  • 10 минут,
  • 30 минут,
  • 2 часа

8. Какой итог игры Вам нужен:

  • победители,
  • номинации,
  • одобрение,
  • глубокий анализ.

Под любой из заданных параметров можно подобрать игру. Есть игры, которые требуют подготовки и поэтому, при планировании вашей работы с напарником, заранее подбирайте игры на следующий день и не забывайте закладывать время на подготовку, если она нужна. Умение правильно проводить планирование смены, дня, игры станет для Вас важным помощником не только в вожатской работе, но и в жизни.

Все игры можно сгруппировать по нескольким параметрам, создав определенную систему классификации игр. Классифика­ция игр дает основание уточнить системы совпадения игр того или иного целевого назначения, позволяет ориентироваться в многообразии игровых объектов, их осмысленного использования.

Природа игры определяется по основным аспектам. Игра - это условность, которая может проявляться как условность состя­заний, условность представления. Функционирование игры как самостоятельного явления обеспечивается системой правил, оп­ределяющих нормы. Игра как самостоятельное явление культуры занимает определенное место, имеет особый механизм встраива­ния. Сущность игры заключается в апробации, закреплении, вы­явлении некоторых норм отношений между людьми.

В туристской деятельности игры выходят на новый уровень, включая разнообразие использования и результативность. За ос­нову классификации игр берется человеческая деятельность, от­ражающаяся в играх с ее вертикальными и горизонтальными свя­зями от досуговой до интеллектуальной деятельности, взаимо­проникая друг в друга, имея свои модели, структуры, функции, элементы и результаты (рис. 6.2).

Игры можно классифицировать по внешним признакам: со­держание, форма, место проведения, состав и число участников, степень регулирования и управления, наличие аксессуаров игры.

Определяющей стороной игры как таковой является содержа­ние, которое может быть основанием для классификации игр (рис. 6.3). Содержание дает основание подразделять игры на са­мобытные (цельные) и комплексные, органично объединяющие игры разного вида.

Некоторые игры выделяются в самостоятельные типовые груп­пы: детские игры всех типов; игры-празднества; игровой фольк­лор; игровые театрализованные действа; тренинги и упражнения; анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые конкурсы, эста­феты и старты; свадебные обряды, игровые обычаи; мистифика­ция, розыгрыши, сюрпризы, карнавалы, маскарады; игровые аук­ционы и др. Вместе с тем существует множество других классификационных признаков, позволяющих объединить игры по опреде­ленным основаниям:

    по времени проведения игры - сезонные (зимние, весен­ние, летние, осенние);

    по продолжительности - длительные, временные, кратковременные, игры-минутки;

    по месту проведения - настольные (застольные), комнатные, уличные, дворовые, на воздухе, на местности, празднич­ные, эстрадные;

    по составу участников (по полу и возрасту) - для дошколь­ников и младших школьников, для студентов, для девочек и маль­чиков, для мужчин и женщин, молодежные;

    по числу участников - одиночные, индивидуальные, пар­ные, групповые, командные и массовые;

    по степени регулирования и управления - плановые (организованные менеджером), стихийные, импровизированные (орга­низованные спортивным инструктором), экспромтные (спонтан­ные);

    по наличию аксессуаров - игры без предметов и с предмета­ ми, компьютерные игры, игры-автоматы, игры-аттракционы.

В основе классификации по внутренним признакам игры лежат способности индивида к игре (воображение, подражание, обо­собленность, состязательность, перенесение, повторение, слия­ние с природой, импровизация, имитация, риск, интенсивность поведения в игре).

В системе классификации модельно-социальных форм разли­чают игры состязательного, театрального, поэтического, дипло­матичного, военного характера, а также игры-правосудие, т.е. боевые, любовные, подражательные, социальные, драматические игры. В основе такой классификации лежит идея состязательности.

Физические игры, построенные на движении, можно подразде­лить на две группы: подвижные (игры, разные по содержанию, организации и сложности правил, среди которых можно выде­лить сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы) и спортив­ные (городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, фут­бол, хоккей и др.).

К шоу-играм относятся конкурсы (относительно интеллекту­альные игры, построенные на вопросах и ответах и имеющие воз­растную специфику - для школьников, молодежи и взрослой аудитории) и викторины (интеллектуальная игра, в которой на вопросы могут отвечать несколько человек - команда; при этом вопросы викторины содержат познавательную информацию, свидетельствующую о наличии у участников определенной эрудиции. Викторины различаются по составу участников - семейные, ин­дивидуальные, групповые, а также по тематике - музыкальные, литературные).

Игра является самым популярным видом психологической ра­боты как с детским, так и со взрослым контингентом туристов. Трудно в одном игровом действии совместить все элементы игры, объять весь ее потенциал. Выделяют игровые пространства пяти видов, которые по отдельным параметрам могут перепле­таться друг с другом:

игровые оболочки, когда игра используется как некоторое об­рамление, общий фон какой-либо работы (путешествие на поезде от станции к станции, внутренние движения от уровня к уровню, международная туристская конференция с проходящими в ее рамках мастер- классами);

игра-переживание - более сложный вид игры, связанный с необходимостью включаться в отношения, выстраивать их, обра­щаться к своему собственному «Я» (для такой игры можно приду­мать множество игровых пространств - необитаемый остров, фан­тастические миры мужчин и женщин, неосвоенная планета, до­историческое время, применив театральные и сценические атри­буты);

    игра-драма, которую можно применить в отелях, на туристских базах, в кемпингах, в которой значительная часть времени уходит на вживание участников в их роли и ситуацию с примене­нием самых разнообразных приемов (внешний антураж, элементы костюмов, оформление помещения, театральные декорации, световые и музыкальные эффекты, определение участниками сю­жетных статусов ролей);

    деловые игры, направленные на освоение, осмысление инструментальных задач, связанных с построением реальной деятельности, достижением конкретных целей, структурированием системы деловых отношений участников (они могут носить неслож­ный сюжетный характер, решая сугубо инструментальные задачи или иметь вид «организационного семинара», «организационной игры»; перспективным направлением являются «проектные игры», задача которых состоит в формировании проектного мышления участников, умении работать с поставленной проблемой);

психологическая акция - игровая среда, создаваемая в про­странстве коллектива на определенное время, особенностью ко­торой является ненавязчивость и необычность (имеет собственное содержание, свои правила и намеченный результат, девиз кото­рых может быть заключен в выражении «жизнь богаче, чем вы ее воспринимаете»).

Особым, творческим процессом является создание большой психологической игры, начинающейся с осознания проблемы и вытекающих из нее психологических задач, определения вида игры с учетом особенностей группы, опыта участия игроков в психо­логических процедурах, степени доверия друг к другу и ведущему и др. Залогом успешности игры являются создание, поиск, под­бор подходящего сюжета и конструирование сценария игры, ход которой зависит от опытности аниматора. Сюжеты могут быть вол­шебными (погружающими участников игры в миры, подобные реальному миру), метафорическими (погружающими участников игры в миры, подобные реальному), реальными (основанными на логике нашего собственного мира, в котором нет ни волшеб­ства, ни «чужой» логики, ни парадоксов).

Принимая роль и некоторые правила поведения в игре, логику поступков или их последствий, игроки погружаются в игру.

В проведении праздников как анимационных программ боль­шое значение имеет использование народных игр. Народные игры являются самой доступной формой развития художественного твор­чества. В игровых ситуациях формируются песенное, фольклор­ное, танцевальное творчество и элементы народного театра, в них ярко проявляется характер, темперамент, демонстрируются кос­тюмы, украшения, фольклорные атрибуты.

Народные игры классифицируются по месту проведения (в помещении, на природе, на стадионе и т.п.), сезонности (весен­ние, летние, зимние, осенние), возрасту и категории. Они бывают:

    подвижные (бег, прыжки, физические упражнения);

    атрибутивные (с различными предметами - игрушками, мя­чами, веревками, обручами, палками);

    традиционные (в основе которых лежат словесные формулы, прибаутки, поговорки, шутки, присказки);

    драматические (предполагают наличие художественного об­раза, действия, диалога, движения);

    спортивные (соревнования, состязания, танцевальные дви­жения, йога, тренировка физических способностей);

    Орнаментальные (сопровождающиеся песнями, музыкальны­ми композициями, основным жанром которых является хоровод);

    производственные или деловые (изображение различных эпи­зодов производственной деятельности и времяпровождения - охота, рыбалка, обслуживание);

    бытовые (отличительной чертой является наличие песенного, музыкального и танцевального сопровождения, придающего ха­рактер хоровода; подразделяются на общественные, воспроизводящие исторические события и военные действия, и семейные, отражающие сцены семейной жизни, любовные страдания и т. п.);

Интеллектуальные игры (шахматы и шашки).

Видоизменение игр основано на социальных изменениях в структуре и поведении различных социальных групп, но их клас­сификация может быть основана на трех основных уровнях:

    демографическом (по составу и числу участников - детские, взрослые, одиночные, парные, групповые и т.п.);

    психолого-педагогическом (по принципу доминирующих спо­собностей - интеллектуальные, состязательные, компьютерные и т.п.).

Игровая деятельность представляет собой многогранную па­литру возможностей проявления в различных сферах жизни и куль­туры, особенно на основании проведения анимационных программ в духе народности (по принципу народных праздников, особен­ности которых связаны с народным календарем и были рассмот­рены ранее).

В дошкольной педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно-печатные, словесные.

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия

труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умения называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки о них; правильно произносить звуки речи). Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета, по какому - либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлечённого, логического мышления.

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях («Кукла Наташа заболела», «Устроим кукле комнату»), о литературных произведениях («11у-тешествие в страну сказок»), о нормах поведения («Что такое хорошо и что такое плохо», «В гостях у куклы Маши»).

Для детей младшей группы даются предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как дети этой группы ещё не могут находить слабозаметные различия между предметами.

В средней группе для использования в игре берутся такие предметы, где разница между ними становится менее заметной. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождение отсутствующего предмета. Играя, дети приобретают умение складывать целое из частей, нанизывать предметы, выкладывать узоры из разнообразных форм.

В играх с куклами у детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества, скажем заботливое отношение к партнёру по игре-кукле, которое переносится затем и на своих сверстников, старших ребят.

Разнообразные игрушки широко используются в дидактических играх.

В игрушках ярко выражены их цвет, форма назначение, величина, материал из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определённых дидактических задач, например, отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики), или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, в строителей, в больницу и др. Здесь происходит активизация знаний о материале, из которого делаются игрушки, а также знания о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которые дети отражают в своих играх. С помощью дидактических игр с подобным содержанием воспитателю удаётся вызвать у детей интерес к самостоятельной игре. Подсказать им замысел игры с помощью отобранных игрушек.

Игры с природным материалом всегда вызывают у детей живой интерес, желание играть. Семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки-всё это постоянно используется воспитателем в работе с детьми при организации и проведении дидактических игр. Воспитатель проводит некоторые игры во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями, при этом закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, классификация) и наряду с этим воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук. Что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребёнка к письму, изобразительной деятельности, т. е. к будущему обучению в школе.

Настольно-печатные игры содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода. Участие в игре требует выдержки, строгого выполнения правил и доставляет детям много радости.

Для детей старших групп интересны настольно-печатные игры, в которых отражены явления природы, представлены разные виды транспорта. Эти и подобные им игры требуют от детей припоминания и применения знаний, усвоенных на занятиях, в процессе наблюдений на экскурсиях. Ценными и интересными для старших детей являются игры, в содержании, игровых действиях и правилах которых имеется элемент соревнования в ловкости, точности, быстроте, сообразительности. В каждом детском саду должны быть наборы самых разнообразных игр и созданы условия для свободного доступа детей к ним во время, отведенное для самостоятельной деятельности.

Особую группу составляют игры-забавы, В них ярко выражен элемент необычного, неожиданного, смешного, содержатся шутка, безобидный юмор. Основное их назначение - повеселить, позабавить детей, порадовать их.

Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре - на хождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету, и по фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся одна от другой. Затем задание усложняется: ребёнок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: например, найти среди всех картинок два самолёта, два яблока. И самолёты, и яблоки, изображённые на картинках, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.

Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «что растёт в саду (в лесу, в огороде)?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Или игра «А что было потом?»: дети подбирают иллюстрацию к какой-либо сказке с учётом последовательности развития сюжетных действий.

Запоминания состава, количества и расположения картинок. Игры переводят так же, как и с предметами. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания.

Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знания о количественном и порядковом счёте, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, внизу, сбоку впереди и д.р.), умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, о их содержании.

Составления разрезных картинок и кубиков. Задача этого виды игр - учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, а также усложнение и содержание, сюжета картинок. Если в младшей группе картинки разрезают на 2-4 части, то в средней и старших группах целое делят 8-10 частей. При этом для игр в младшей группе на картинке изображается один предмет: игрушка, предметы одежды и др. для более старших детей на картинке изображается уже сюжет из знакомых детям сказок, художественных произведений. Основное требование заключается в том, чтобы предметы на картинках были знакомы детям. Наличие целой картинки облегчает решение задачи. Поэтому для младших групп необходимо давать детям целую картинку для рассматривания, прежде чем будет дано задание - сложить целую картинку из её частей.

Описание рассказа о картине с показом действий, движений. В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество.

Здесь часто ребёнок, для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, прибегают к имитации движений, скажем рабочего, или к подражанию движениям животного, его голосу. Это игры с детьми младшего возраста.

В более старших группах решаются задачи посложнее: одни дети изображают движение, нарисованное на картине, другие - отгадывают, кто нарисован на картине, что делают там люди.

В этих играх формируются такие ценные качества личности ребёнка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

Словесные игры

Большое значение в речевом развитии детей имеют словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова, Дети учатся воспринимать произведения народного творчества: потешки, прибаутки, сказки. Выразительность речи, приобретенная в ходе этих игр, переносится и в самостоятельную сюжетную игру,

Игровые действия в словесных дидактических играх побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуков и слов.

Воспитатель добивается, чтобы дети внимательно слушали, точно и правильно называли предметы, учит их по громкости определять, например, кому принадлежит голос — взрослому животному или его детенышу.

Познавательный опыт детей раннего возраста, приобретенный в процессе дидактических игр, оказывает существенное влияние ни обогащение их знаний о свойствах и назначении предметов, На расширение представлений об окружающем мире. В дидактических словесных играх дети приобретают очень ценный в педагогическом отношении опыт драматизации, эмоционального сопереживания и переживания.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как здесь требуется использование приобретённых ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети должны самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывать по описанию, находить признаки сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях и др.

Словесные игры чаще используются в целях формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и чётко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребёнок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевертышами, часть из которых доступна и малышам в силу образности речевого оформления, построенного на диалоге, близости по содержанию детскому опыту. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создается эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатываются быстрота реакции, умение понимать юмор.

Для детей 4-6 лет создаются новые виды словесных игр. Интересны игры, в которых дети решают игровую задачу (узнают время года и различают его признаки в игре «Какое время года?»; называют профессии в игре «Кем быть?», определяют то или иное событие в игре «Когда это бывает?» и т.п.) при восприятии фрагментов из литературных произведений (стихи А.С.Пушкина. И.Никитина, И.Сурикова, С.Маршака, Д. Родари), которые читает (наизусть). Подобные игры ценны тем, что учат, слушан, поэтический текст, воспитывают эстетические переживания, развивают образное мышление.

Не меньшее педагогическое значение имеют игры-загадки, игры-предположен и я («Что было бы, если бы?..»), разработанные А. И. Сорокиной: они стимулируют воображение, развивают логическое мышление, речь. В книге «Чего на свете не бывает?» (под ред. О.М.Дьяченко, Е. Л. Агаевой. М., 1991) представлены словесные игры, которые помогут ребенку научиться сочинять сказки («Шкатулка сказок», «Про что сочиним"."»), разбираться в реальных и нереальных ситуациях («Бывает, не бывает?»).

Итак, по характеру используемого материала дидактические игры делятся на три группы: игры с предметами, настольно печатные игры и словесные игры.

Ценность игр с предметами в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.

По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета, по какому - либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлечённого, логического мышления.

Настольно-печатные игры разнообразны, но содержанию, обучающим задачам, оформлению.

Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

Исследованиями доказана также эффективность использования словесных дидактических игр в воспитании самостоятельности мышления. Активизируя мышление, игра воздействует на эмоции детей. Показано значение словесных дидактических игр в воспитании индивидуальных качеств ребенка в его умственной деятельности.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 Белочка»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ВИДЫ ИГР И ИХ РОЛЬ В ЖИЗНИ, ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Воспитатель Е.Л. Самойлова

2014

Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе становиться ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Уже на ранних и в младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, чем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношения детей, на воспитание активной позиции. В игре постепенно развивается целенаправленность действий. Важно, чтобы воображение каждого ребёнка было направленно на осуществление этой цели. Под руководством воспитателя дети постепенно приучаются определять некоторую последовательность действий, намечать общий ход игры.

Выделяются несколько классов игр:

  • творческие (игры по инициативе детей);
  • дидактические (игры по инициативе взрослых с готовыми правилами);
  • народные (созданные народом).

Творческие игры составляют наиболее насыщенную типовую группу игр для дошкольников. Творческими их называют потому, что дети самостоятельно определяют цель, содержание и правила игры, изображая чаще всего, окружающую жизнь, деятельность человека и отношения между людьми.

Творческие игры имеют важнейшее значение для всестороннего развития ребенка. Через игровые действия дети стремятся удовлетворить активный интерес к окружающей жизни, перевоплощаются во взрослых героев художественных произведений. Создавая, таким образом, игровую жизнь, дети верят в её правду, искренне радуются, огорчаются, переживают.

Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре развиваются ценные для будущего школьника качества: активность, самостоятельность, самоорганизация.

Творческие игры в свою очередь делятся на:

Сюжетно – ролевые (с элементами труда, с элементами художественно-творческой деятельностью).

Театрализованная деятельность (режиссерские игры, игры – драматизации).

Конструкторские.

Сюжетно – ролевая творческая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание. Значительная часть творческих игр – это сюжетно – ролевые игры в «кого-нибудь» или «во что-нибудь». Причём в игре эти действия или события воспроизводятся "понарошку", в воображаемой ситуации. Создать её помогают игрушки и самые обычные предметы, которые, как по взмаху волшебной палочки, приобретают игровой смысл. Стул может стать поездом или самолётом, обрывки бумаги - едой или деньгами, старый мамин халат - плащом волшебника и так далее.

Ролевая игра - путь освоения смыслов и обогащения чувств ребенка.

Что происходит с ребёнком, когда он играет в маму или папу? Становясь в игре мамой, ребёнок примеривает на себя не только действия мамы (например, укачивание малыша), но и её чувства и эмоциональные отношения: заботу и нежность, ласку и строгость. Ребёнок всегда сопереживает герою, роль которого он играет, а потому он как бы проживает в своём воображении события, происходящие с героем, и приобщается к его опыту, вбирает его в свою душу.
Прожитые в игре чувства обогащают репертуар эмоционального реагирования малыша - испытав их "понарошку" в игре, он приобретает способность переживать эти чувства и в "реальной" жизни. После того как малыш ощутил себя в игре тем, кто заботится о других, ему будет легче проявлять заботу в повседневной жизни. Таким образом, игра оказывается первой школой человеческих чувств. Для обозначения такого игрового превращения в другого человека в психологии был введён термин идентификация, т.е. отождествление себя с кем-то. Идентифицируясь с тем, чью роль он играет, ребёнок как бы вбирает в своё "я" его способы поведения, его цели и смыслы действия, его чувства и переживания. Отождествляя же себя с кем-то, ребёнок развивает внутренний, смысловой план действия, обогащая тем самым своё "я" и выстраивая своё сознание. Поэтому не будет преувеличением сказать, что в ролевой игре ребёнок строит себя.
Игра как способ переживания эмоционально-напряжённых ситуаций
Ещё одна очень важная функция ролевой игры заключается в том, что в ней ребёнок имеет возможность переработать обуревающие его эмоциональные впечатления и "отыграть" эмоциональное напряжение.
Разыгрывая то, что сильно взволновало, обрадовало или даже испугало и рассердило его, ребёнок овладевает этим впечатлением и встраивает его в свою картину мира. Игра хороша тем, что она позволяет ребёнку преобразовать ситуацию: например, самому встать на место страшного персонажа, победить обидчика, продлить или многократно воспроизвести радостное событие.
Особую роль выполняет игра в переработке любых эмоциональных напряжений. Играя в маленького зайчонка, который боится лисы, но успешно от неё удирает, малыш проживает свои реальные страхи (например, страх темноты) и, преодолевая их в игре, учится справляться с ними и в "реальной" жизни. Ведь хотя все события разыгрываются "понарошку", эмоциональный опыт, который накапливает при этом ребёнок, вполне реален.
Ролевые игры - школа общения
Ролевые игры учат ребёнка основам трёх очень важных видов человеческого общения -
ролевого , делового и дружеского .

Ролевое общение - это общение людей как носителей определённых социальных ролей: продавца и покупателя, врача и пациента, клиента и банковского служащего и так далее. Это общение строится по чётко определённым правилам и нормам, которые определяют, как вступить в контакт, что уместно сказать в той или иной ситуации, как закончить общение.
Играя в дочки-матери, в магазин, в школу, в посещение врача или в приём гостей, ребёнок знакомится со многими повседневными ролями. И благодаря этому он увереннее себя чувствует с настоящими гостями или у настоящего врача, и ему становится легче общаться в реальных ситуациях ролевого взаимодействия.
Деловое общение - это умение договариваться с другими людьми, убеждать их и находить взаимоприемлемые решения спорных вопросов.
Играя в ролевые игры с другими детьми, ребёнок должен договариваться с ними - о том, во что играть и кто кем будет в игре, о том, как будут развиваться события и чем всё закончится. Чем сложнее игра, тем больше в ней моментов, по которым надо договариваться и находить общие решения. Как правило, чем больше ребёнок играет в ролевые игры с другими детьми, тем больше у него навыков делового общения и тем увереннее он себя чувствует в ситуациях, где надо кого-то убеждать и с кем-то договариваться. Впрочем, бывают и исключения - прежде всего в тех случаях, когда ребёнок, играя с другими детьми, привыкает подчиняться более напористым партнёрам. Именно поэтому так важно, чтобы сначала совместную игру детей организовывал взрослый, который учил бы детей договариваться, умерял бы пыл тех, кто стремится всегда командовать, и помогал бы более робким высказывать своё мнение.
Ролевые игры учат детей ещё одному очень важному виду общения -
дружескому .
Это общение, в которое люди вступают не ради достижения каких-то целей, а ради него самого, ради удовольствия от эмоциональной близости с другим человеком и возможности разделить с ним свои чувства, ради радости совместной деятельности и чувства, что тебя понимают, принимают и, если будет надо, поддержат. Конечно, играя в ролевые игры с другими детьми, ребёнок только начинает учиться дружескому общению, но это начало очень важно. Ибо именно оно закладывает потребность в дружеском общении и побуждает к нему стремиться в отношениях с другими людьми.

Театральная деятельность - один из видов творческой игровой деятельности, которая связана с восприятием произведений театрального искусства и изображением в игровой форме полученных представлений, чувств, эмоций. Они разделяются на 2 основные группы: режиссёрские игры и игры - драматизации.

В режиссёрской игре ребёнок как режиссёр и одновременно голос за кадром организовывает театрально – игровое поле, актёрами и исполнителями в котором являются куклы. В другом случае актёрами, сценаристами и режиссерами являются сами дети, который во время игры договариваются о том, кто какую роль исполняет, что делает.

Игры - драматизации создаются по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления. План игры и последовательность действий определяется предварительно. Такая игра более сложна для детей, чем наследование того, что они видят в жизни, потому, что нужно хорошо понимать и чувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произведения (последовательность, развертывания действий, реплик персонажей), это и является особенным значений игр – драматизации – они помогают детям больше понимать идею произведения, чувствовать его художественную ценность, положительно влияют на развитие выразительности речи и движений.

Детское творчество особенно ярко проявляется в играх – драматизациях. Чтобы дети могли передать соответствующий образ у них надо развивать воображение, учить ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями. В процессе работы у детей развивается воображение, формируются речь, интонация, мимика, двигательные навыки (жесты, походка, поза, движения). Дети учатся сочетать в роли движение и слово, развивают чувство партнёрства и творческие способности.

Ещё один вид – конструкторские игры . Эти творческие игры направляют внимание ребёнка на разные виды строительства, содействуют приобретению конструкторских навыков организации, привлечению их к трудовой деятельности. В конструкторских играх ярко проявляется интерес детей к свойствам предмета, и желанием научиться работать с ним. Материалом для этих игр могут быть конструкторы разные видов и размеров, природный материал (песок, глина, шишки и др.), из которого дети создают различные вещи, по собственному замыслу или по заданию воспитателя. Очень важно, чтобы педагог помог воспитанникам совершить переход от бесцельного нагромождения материала к созданию продуманных построек.

В процессе конструкторских игр ребёнок активно и постоянно создаёт что-то новое. И видит результаты своего труда. У детей должно быть достаточно строительного материала, различных конструкций и размеров.

Материал для конструкторских игр:

  • Природный материал (листья, шишки, снег, глина, песок)
  • Искусственный материал (мозаика, бумага, модульные блоки, конструкторы различных видов и размеров).

При всём разнообразии творческих игр они имеют общие черты: дети самостоятельно или при помощи взрослого (особенно в играх – драматизациях) выбирают тему игры, развивают её сюжет, распределяют роли между собой, выбирают необходимые игрушки. Все это должно происходит в условиях тактичного руководства взрослого, направленного на активизацию инициативы детей, развитие их творческой фантазии.

Игры с правилами. Эти игры дают возможность систематически упражнять детей в становлении у детей определённых привычек, они очень важны для физического и умственного развития, воспитания характера и воли. Без таких игр в детском саду сложно было бы проводить образовательно-воспитательную работу. Игры с правилами дети усваивают от взрослых, друг от друга. Много из них передаётся из поколения в поколение, однако воспитатели, выбирая игру обязательно должно учитывать требования современности.

Дидактические игры способствуют, главным образом развитию умственных способностей детей, поскольку содержат умственное задание, в решении которого и есть смысл игры. Они также способствуют развитию органов чувств, внимания, логического мышления. Обязательным условием дидактической игры являются правила, без которых деятельность приобретает стихийный характер.

В хорошо продуманной игре именно правила, а не воспитатели, руководят поведением детей. Правила помогают всем участникам игры находиться и действовать в одинаковых условиях (дети получают определённое количество материала, определяют последовательность действий игроков, очерчивают круг деятельности каждого участника).

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребёнка (физическое воспитание, умственное воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, развитие коммуникативности).

Виды дидактических игр:

  • игры с предметами;
  • настольно-печатные игры;
  • словесные игры.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В них решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются в определении предмета по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Настольно - печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото и др. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. При проведении таких игр у детей развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительное восприятие

В младших группах игры со словами направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.

Особенно важны словесные игры для детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют формированию мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач: развивают умение внимательно слушать взрослого, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и чётко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с заданием. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом, что является важным в подготовке дошкольников к школьному обучению.

Словесные игры наиболее сложны: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки.

При организации дидактических игр детей следует учитывать, что уже с 3 – 4 лет ребенок становится активнее, действия его сложнее и многообразнее, у него возрастает стремление самоутвердиться; но при этом внимание малыша ещё неустойчиво, он быстро отвлекается. Решение же задач в дидактических играх требует от него большей, чем в других играх, устойчивости внимания, усиленной мыслительной деятельности. Отсюда для маленького ребёнка возникают известные трудности. Преодолеть их можно через занимательность в обучении, т.е. использование дидактических игр, повышающих интерес малыша к занятиям, и, прежде всего, дидактической игрушке, которая привлекает внимание яркостью, интересным содержанием. Важное значение имеет сочетание в игре умственной задачи с активными действиями и движениями самого ребёнка.

Игра не только выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребёнка, но и формирует определённые свойства личности. Игровой метод даёт наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения.

Подвижные игры важны для физического воспитания дошкольников, потому, что способствуют их гармоническому развитию, удовлетворяют потребность малышей в движений, способствуют обогащению их двигательного опыт. Подвижные игры бывают: с бегом, с прыжками, с перестроениями, с ловлей, с метанием, с лазанием.

По методике Э. Вильчковского с детьми дошкольного возраста проводят две разновидности подвижные игр – сюжетные игры и игровые упражнения (несюжетные игры)

В основу сюжетных подвижных игр положен опыт ребёнка, его представления движениями, характерными для того или иного образа. Движения, которые выполняют дети во время игры, тесно связаны с сюжетом. Большинство сюжетных игр коллективные, в них ребёнок учится согласовывать свои действий с действиями других об окружающем мире (действий людей, животных, птиц), который он отображает игроков, не капризничать, действовать организованно, как этого требуют правила.

Игровые упражнения характеризуются конкретностью двигательных задач, в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой детей. Если в сюжетных подвижных играх основное внимание игроков направлено на создание образов, достижение определенной цели, точное выполнение правил, что часто приводит к игнорированию чёткости в выполнении движений, то во время выполнения игровых упражнений дошкольники должны безукоризненно выполнять основные движения.

Народные игры – это игры, пришедшие к нам из очень давних времён и построенные с учетом этнических особенностей. Они - неотъемлемая часть жизни ребенка в современном обществе, дающая возможность усвоить общечеловеческие ценности. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создать взрослый. В народной игре отображается жизнь людей, их быт, национальные традиции, они способствуют воспитанию чести, смелости, мужественности. Они бывают индивидуальные, коллективные, сюжетные, бытовые, сезонно – обрядовые, театрализованные игры, игры - ловишки, игры забавы, игры – аттракционы.

Спецификой народных игр является их динамичность. В них обязательно содержится игровое действие, которое побуждает ребёнка к активности: либо к простому наследованию действий по тексту, либо к выполнению комплекса действий в хороводе.

Ушинский подчёркивал ярко выраженную педагогическую направленность народных игр. По его мнению, каждая народная игра содержит в себе доступные формы обучения, она побуждает детей к игровым действиям, общению с взрослыми. Характерной особенностью народных игр является обучающее содержание, которое подаётся в игровой форме.

Тяжело переоценить ту огромную роль, которую играют национальные игры в физическом и моральном воспитании детей. С давних времён игры были не только формой проведения досуга и развлечений. Благодаря им формировались такие качества как сдержанность, внимательность, настойчивость, организованность; развивались сила, ловкость, быстрота, выдержка и гибкость. Поставленная цель достигается через разнообразные движения: ходьбу, прыжки, бег, метание и т.д. Слайд 2

«Игра – это огромное светлое пятно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский

Классы игр творческие игры по инициативе детей дидактические игры по инициативе взрослых с готовыми правилами народные созданные народом

Творческие игры КОНСТРУК-ТОРСКИЕ РЕЖИССЁРСКИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ХУДОЖЕСТВЕННО -ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИГРЫ - ДРАМАТИЗАЦИИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРУДА СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫЕ ТЕАТРАЛИЗО-ВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Сюжетно-ролевая игра Ролевая игра - путь освоения смыслов и обогащения чувств ребенка Игра как способ переживания эмоционально-напряжённых ситуаций Ролевые игры - школа общения Ролевые игры учат ребёнка основам трёх очень важных видов человеческого общения - ролевого, делового и дружеского.

Театрализованные игры Режиссерские игры ребёнок как режиссёр и одновременно голос за кадром организовывает театрально – игровое поле, актёрами и исполнителями в котором являются куклы; актёрами, сценаристами и режиссерами являются сами дети, которые во время игры договариваются о том, кто какую роль исполняет, что делает. Игры драматизации создаются по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления; план игры и последовательность действий определяется предварительно; воспитатель является активным участником таких игр

Конструкторские игры Материал для конструкторских игр ПРИРОДНЫЙ ИСКУССТВЕННЫЙ листья шишки снег Глина, песок, камни модульные блоки конструкторы различных видов и размеров мозаика бумага

ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОДВИЖНЫЕ Игры с построениями перестроениями Игры с метанием и ловлей Игры с бегом Игры с лазаньем Игры с прыжками настольно-печатные игры игры с предметами словесные игры

Дидактическая игра - средство всестороннего воспитания личности Физическое воспитание Умственное воспитание Нравственное воспитание Трудовое воспитание Развитие коммуникативности Эстетическое воспитание

НАРОДНЫЕ ИГРЫ индивидуальные коллективные сюжетные бытовые игры – ловишки игры забавы сезонно – обрядовые игры – аттракционы Театрализованные игры

ИГРОВАЯ ПОЗИЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ I ЭТАП ПАРТНЕР ПО ИГРЕ II ЭТАП ПОМОЩНИК III ЭТАП НАБЛЮДАТЕЛЬ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Статьи по теме: