Загадки, которыми леонардо да винчи развлекал придворное общество. Настольная игра загадка леонардо

В нём отмечается, что ЗЛ — это неплохой абстрактный филлер, предлагающий игроку сразу три варианта игры: базовый набор, база с дополнениями, а также игра по альтернативным правилам Quintis Fontis.

«Загадка Леонардо» - это карточный филлер для 2-4 человек, который выпускает проект «Правильные игры».

Прямо скажу, я не знаю как соотносится дата появления этой игры на прилавках с истерией вокруг «Кода да Винчи» Брауна, но не могу не отметить, что игра оформлена очень хорошо. Просто и со вкусом. Рисунки Леонардо на обертке коробки и картах будоражат воображение, и вообще на них приятно смотреть. Правда, тематика игры с ее механикой никак не связана. Но какому филлеру это серьезно мешало?

Игра состоит из таких вот загадочных карт, главный элемент которых - символы в верхем левом углу. В ходе партии карты перед участниками располагаются крестом (у каждого свой хм… крест, да). Вот так:

На своем ходу разрешено заменить одну из карт в кресте другой - из руки (карты в руку потом добираются). При этом надо стараться, чтобы по вертикали или по горизонтали образовался ряд из одинаковых символов. Скажем, три лошади или три цветка. Если удалось собрать такую комбинацию, вы получаете ключ - маркер с изображением только что составленных символов (собрали три птицы - получаете ключ птицы). Кто первым соберет семь разных ключей - выигрывает.

Ключевой нюанс - карта, которую вы заменяете, не уходит в сброс, а меняет соответствующую карту соседа слева. И в итоге сбрасывается именно его карта. Смотрите на рисунок выше: игрок меняет верхнюю карту в своем «кресте»; его старая верхняя карта заменяет карту соседа; замененная карта соседа сбрасывается.

Таким образом, в этой игре идет постоянное взаимодействие между участниками. Желательно карты выкладывать так, чтобы у вас комбинации складывались, а у соседей наоборот - «разваливались».

В общем, получается такой себе match-3 (вы же играли в казуальные компьютерные игры в стиле «3 в ряд» - color lines или bejeweled?) на небольшом поле и с конкуренцией между игроками.

Кстати, известно, что игры «3 в ряд» очень любят девушки и женщины. Моя жена не исключение, и в правилах «Загадки Леонардно» она разобралась моментально. Хотя, услышав о возможности разрушать комбинации соперника, нахмурилась - мол, «добрая» игра какая! Сейчас как начнем друг другу строить козни и способствовать «укреплению» мира в семье. Но в первой же партии я был разгромлен в пух и прах - 7 ключей против моих 2-ух.

Проанализировав дебют и сыграв еще несколько партий, мы пришли к выводу, что в «Загадке Леонардо» первоочередную роль в победе играет все-таки госпожа удача, а не умение разрушить комбинацию оппонента. Если карта «пошла», то палки в колеса противнику вставлять бесполезно - он все равно будет получать новые ключи практически на каждом ходу.

Поэтому, я бы не назвал «Загадку» жесткой игрой. Взаимодействие тут не лежит в основе механики, а поддерживает азарт (весьма успешно). Кстати, партии проходят очень быстро. 15-20 минут и можно раскладывать кресты заново, для следующей игры. Рандомность, конечно, многим не понравится. Но я лично ничего против нее не имею. Тем более, что редкий карточный филлер обходится без нее.

«Загадка Леонардо» предусматривает вариант игры с дополнениями - новыми картами, которые раскладываются по углам креста. Тогда персональные игровые поля превращаются в квадраты 3х3 карты:

В таком случае, комбинации символов можно уже собирать и по вертикалям, и по горизонталям, и по диагоналям. Для выигрыша надо получить девять разныхключей и поначалу кажется, что сделать это можно будет очень быстро. Ведь возможных комбинаций - море.

Но при игре с дополнениями партии наоборот растягиваются по времени. Карт перед вами больше, оценивать «раскладку» надо дольше, а если еще стараться учитывать момент взаимодействия с соперником (те самые перекладывания карт соседу), то можно запросто впасть в analysis paralysis.

Поэтому в варианте с дополнением игра больше напоминает пасьянс. Каждый собирает ключи на своем поле, не слишком заботясь о том, какие карты отправляются оппонентам (больно уж хлопотно это). А взаимодействие происходит путем применения карт действий - они могут срабатывать в начале или конце хода и иметь разный эффект. Скажем, позволить сыграть больше карт, запретить сопернику использовать карты действий, заставить противника сбросить ключи и т.д.

С дополнением игра менее динамичная и не такая азартная, но все равно неплохая. С ролью непритязательного семейного развлечения, которое можно разложить после ужина, она справляется отлично. Иными словами, «Загадка Леонардо» предназанчена для тех, кого принято называть не-игроками. Или тех, кто хочет приобщиться к настолкам, но начинает желает с самого простого. А если им будет мало дополнения, можно попробовать третий, более комплексный вариант правил - «Quintis fontis».

«Великий Леонардо Да Винчи любил загадки и любил детей. Бывало понабежит к нему детишек, окружат его со всех сторон, а он им: «Без окон без дверей полна горница людей?». А они ему наперебой: «Огурец, огурец!». Или подожди, какие загадки? Какие дети?»

Загадки нам скорее задаёт небезызвестный Сергей Мачин в соавторстве с Алексеем Пахомовым нежели великий художник. Именно они являются авторами игры. Да Винчи лишь любезно предоставил свои эскизы и чертежи для дизайна карточек и коробки. Это третья игра в моей коллекции компании «Правильные игры », отличается ли она от Зельеварения , кто лучше рисует – Доре или Леонардо Да Винчи, нам это и предстоит выяснить.

А начну я издалека, подержу немного темп статьи. Когда-то давно на прилавке магазина настольных игр я увидел бустера игры Загадка Леонардо . Вот не знаю почему, но я почему-то решил, что это скорее всего локализация зарубежной игры. Мне почему-то не верилось, что эскизы Да Винчи могут использовать и в России. Чуть позже я узнал, что игра всё-таки российская, распространяется она бустерами, в игре нужно что-то собирать. Но дальше мой интерес не пошёл выяснять нюансы игры. Неколлекционная игра на бустерах звучала как-то странно. Помню, что потом вышло дополнение к игре в виде одной коробочки – Novem оно называлось. Как-то так повелось у нас в клубах, что основное внимание сосредоточено на ККИ, поэтому обычные настолки не пользуются популярностью. Вот наверное одна из причин, почему я не обратил внимания на игру.

Суть базового набора, вышедшего в 2007 году, сводилась к получению в игре Ключей. Ключ даётся тому, кто собирает комбинацию из 3 одинаковых символов. Эти символы находятся на картах игрока, карты выкладываются в виде креста (3 карты по горизонтали и вертикали). Игрок получает 10 карт в начале игры. Во время своего хода он меняет одну карту из руки на карту из его креста на столе. И эту вынутую карту игрок передаёт соседу слева, который должен тут же заменить карту на своём кресте на полученную, причём в том же месте, из которого и заменилась карта первого игрока. Т.е. таким образом можно сделать полезное себе и подкинуть бяку соседу. За 3 символа в одном ряду на кресте игрок получает карту Ключа с этим символом. Кто первым получит 7 таких ключей, тот и выиграл.

А это поле действия самой первой игры Загадки Леонардо

Дополнение принесло игре карточки с 3 символами на них (были только с двумя), а ещё карточки действий. Ну и при игре с дополнением немножко изменились правила.

Спустя 3 года после выхода оригинальной игры выходит новая коробочка со старым названием и допиской в конце. «Загадка Леонардо. QUINTIS FONTIS ». По названию понятно, что это что-то новое в старой одежде=) Но так как в старое я не играл, то для меня игра получилась абсолютно новой. Поэтому с удовольствием открою коробку т потестирую настолку.

Вот это приятный сюрприз

Коробка была для меня сюрпризом. Я к привык к тем, которые были у Зельеварения и Ордонанса , с откидывающейся крышкой. Они при активном открывании и пользовании имели свойство деформироваться и в конце концов рваться (я ещё в Зельеварении держал все дополнения к игре). Так вот передо мной более удобная коробка-пенал, поэтому такой вариант у меня гораздо дольше сохраниться в целом виде, а это несомненно радует.

Достаём внутреннюю часть коробки с компонентами, и что мы там находим: 67 карточек (с двумя видами рубашек), невыдавленные маленькие картонки ключей, 1 каунтер/токен, листочек с правилами и рекламка «Правильных Игр ».

Лишнего места в коробке нету, так и должно быть. Правильно=)

У карт 2 разные рубашки.

Карты из базы и дополнения

Это потому что часть из них принадлежат основной игре 2007 года, а остальные из дополнения. Качество у них средненькое, к сожалению. Ещё из дополнения карточки вроде ничего, а вот базовые карты шершавые, тонкие, так что советую сразу купить протекторы к ним. Карты делятся на два вида – с символами и карты действий. Обычно на картах изображены 2 символа, но на некоторых есть 3. Все эти карты не содержат ничего кроме рисунков, и арт у них классный. Сами символы находятся в левом верхнем углу, а остальную часть занимают наброски и эскизы великого художника. Честно говоря, в отличие от Ордонанса , в этой игре я часто отвлекался на картинки, может потому что сам окончил художественное заведение и интересуюсь искусством, а может быть потому что это просто так на всех влияет сама загадка Леонардо=)

На этой карте целых 3 символа

Можно было бы назвать игру языконезависимой, если бы не несколько карт с текстом, они же карты действий. С помощью этих карт можно набрать в руку новые карточки, выбросить ключи у других игроков по вашему выбору и т.д.

Карта действия

Собираемые ключи представлены в виде маленьких картонок. Они носят скорее декоративный характер, т.е. на игру никак не влияют. Порою к подобным элементам игры относятся как к мелочи, не издавая никаких отдельных компонентов, надеясь, что игроки сами придумают, как считать ключи. Правильные игры решили пожалеть нас и выпустили ключи отдельными карточками. Картон у ключей очень тонкий, но они принимают неактивное участие в игре, поэтому за них переживать не приходится. На ключах нарисованы символы (такие как и на картах), по одному на каждую сторону. Всего таких картонок 36. Видов символов 12.

Сами карты интересно порассматривать во время игры

Токен, он именуется в игре как «Вето», является обычным фишкой, у меня он зелененького цвета. Я так понял, что они разные могут попасться, так как на коробке изображён красненький.

Правила умещаются на двустороннем листочке.

Осталось самое главное – изучить правила и в бой=)

Играть можно от 2 до 4 человек. Все карты замешиваются в одну колоду, тасуется, каждый игрок берет 6 карт, определяется первый игрок и можно начинать играть.

Игра происходит на поле, состоящем из квадрата 5х5 карт.

Поле загадок

В начале игры этого поля нету, его выкладывают по ходу игры сами игроки. Размер поля строго должен выдерживаться, т.е. не получится положить 6 карт в ряд, можно 4 или 3, но 6 и больше нельзя. Первый игрок кладёт любую карту на стол, второй игрок должен положить рядом (можно по диагонали, но обязательно рядом) другую карту, но которая не содержит в себе тех символов, которые есть на карте, которая была сыграна в предыдущем ходе.

На своём ходе игрок может сделать одно из трёх:

— выложить карту на свободное поле по выше описанному принципу;

— положить свою карту поверх выложенной карты. Но при этом нужно, чтобы на этих картах был хотя бы один одинаковый символ;

— заменить карту из руки на карту со стола. Но опять же с условием, что на этих картах есть одинаковый символ.

После чего ход игрока заканчивается, и если у него на руке меньше 6-и карт, он должен добрать одну, чтобы было ровно 6.

Как в игре получают ключи? Если после того, как вы выложили на стол карту, в ряде по горизонтали или вертикали получилось 3 одинаковые символа, вы получаете карту-ключ с этим символом. Чтобы получить ещё один ключ с таким символом, игроку придется собрать уже 4 одинаковых символа в ряд. Потом 5.

Карты ключей. Россыпью

Если получилось собрать символы по горизонтали и вертикали – игрок получает сразу 2 ключа.

Игра заканчивается, когда кто-либо из игроков собирает 7 ключей. Либо когда заканчиваются карты в колоде.

Правила, как вы видите, весьма просты и незатейливы. Можно с лёгкостью объяснить их любому новичку. Вот и я, когда ознакомился с компонентами и правилами, решил, что игра достаточно казуальная, и она для тех, кто любит игры попроще. Но тем не менее попробовать собрать символы в ряд хотелось как можно скорее.

Игрок собрал 3 котика в одному ряду, за что и получил ключ. Даже вето ему не помешало

Игрок положил свою карту на карту на столе, чем заблокировал удачный ряд для соперников

Игра мною тестировалась только при 2 игроках, поэтому как играется втроём или вчетвером я могу лишь догадываться. С самого начала всё кажется очень простым – карт на поле мало, все комбинации с двумя символами легко находятся на поле, поэтому и решения по поводу куда поставить фишку вето не возникает. Основная цель игры сводится к тому, чтобы обеспечить себе на следующий ход 100% линию из символов и получить ключ, и не дать оппоненту собрать такую же линию на его ходу. Помешать можно так – линию закрыть карточкой, если позволяет поле, или положить по верху карты другую карту, тем самым убрав нужный сопернику символ в ряду. Ну и активно использовать фишку вето.

Но чем дальше расширяется наше поле, тем сложнее играть. Символов на поле становится очень много, за каждым из них трудно уследить. И это кстати приносит большой фан от игры. Хотя есть одно важное замечание – игроки начинают больше думать над ходом. Мне как-то ещё более-менее повезло с приятелем по игре, а вот есть же такие игроки, которые будут ход обсасывать очень долго, пока не решатся походить. Можно конечно класть карты от балды, но это прямой путь к проигрышу. Так что чем ближе конец, тем всё больше похоже на шахматы, когда твой ход может быть ошибкой и следствием последующего проигрыша.

А ещё Правильные игры не забыли про зип-локи для основных карт и карт ключей

Пришло время подвести итог. Я люблю подобного рода игры, в которых заключается и раскладывание, и логика, и взаимодействие между игроками (т.е. когда ходы игроков влияют на ходы их соперников). С каждым новым ходом игра набирает обороты, она усложняется и от этого интерес только возрастает. Реиграбельность большая. Потому что одинаковых партий не может быть из-за рандомности символов на картах. За вечер можно смело сыграть несколько партий. Да и вообще в игру можно перекинуться как дополнительное игровое блюдо до или после большой сложной другой игры. Возраст так же не влияет на восприятие Загадки Леонардо – и взрослые и дети одинаково могут играть в неё. Из минусов отмечу возможный даунтайм в игре ближе к её концу. Карточки немного хлипковаты, но зато очень нравится коробка. Есть ещё вопрос по карте Interference of order (у меня английский вариант игры). Не понятно, как она точно играется. Потому что как я понял, она выкладывается на стол до конца игры и владелец этой карты может выбросить ключ у любого игрока, если у того игрока ключей будет больше. Я понимаю один раз можно сыграть за партию эту карту, но если до конца игры, то удовольствие от игры будет сомнительным, как мне кажется. Не могу сказать, что больше мне нравится – Зельеварение или Загадка Леонардо , потому что Зелье прошло испытание временем, но Загадка однозначно мне нравится и мы будет частенько в неё играть.

Трое Искателей склонились над столом. Перед ними были разложены чертежи и рисунки, созданные рукой Великого Леонардо. Искатели пытались понять скрытый в них смысл. Им стало уже очевидно, что секрет кроется в расположении рисунков. Но точная их связь и нужная комбинация оставались загадкой. Вот один из Искателей сместил чертеж с изображением цветка, и символы на бумаге совпали. Вне всяких сомнений - искомый ключ найден! Глаза исследователя торжествующе блеснули. Он вновь переместил рисунок - для других Искателей вскрытый им фрагмент шифра останется недоступным. Но сам он запомнил его до мельчайших подробностей - это первый ключ, один из семи, необходимых для прочтения шифра. Он обретет их первым и раскроет Загадку Леонардо.

Интересная настольная игра - для всех, кто любит настольные игры, искусство, тайны и загадки, шифры.

Каждый игрок получает в начале партии десять карт, пять из которых он должен расположить перед собой в форме креста. Карты кладутся на стол взакрытую, затем игроки одновременно вскрывают карты.

На каждой карте в левом верхнем углу расположены так называемые символы Ключа . Это два изображения, которые повторяются на нескольких картах. Если на картах в кресте игрока один и тот же символ повторяется на трех картах по горизонтали или по вертикали, игрок получает карточку Ключа с изображением совпавшего символа.

Побеждает игрок, первым собравший семь разных Ключей.

Игрок может изменять карты в своем кресте, используя оставшиеся в руке карты и те карты, которые он получает в процессе игры из колоды. Заменить можно любую карту в своем кресте, причем заменяемая карта перейдет к игроку слева и заменит карту в его кресте, в той же зоне, что и у игрока (например, это может быть верхняя карта, левая карта или карта в центре). Таким образом, игрок может изменить состав не только своего креста, но и состав карт креста оппонента.

За ход можно заменить только одну карту; если в результате игроку удалось получить сочетание из трех повторяющихся символов в кресте - он получит новый Ключ.

Дополнительный Ключ можно также получить, собрав пять одинаковых символов на всех картах креста.

Обратите внимание, что все изображения в игре - это оригинальные рисунки Леонардо да Винчи . Они подобраны таким образом, чтобы соответствовать основному мотиву карты, задаваемому символами Ключей.

Количество игроков: от 2 до 4 человек.

Продолжительность игры: 30 - 45 минут.

Возраст: от 12 лет.

Загадка Леонардо. Quintis Fontis - пятый ключ

Quintis Fontis (от латинского пятый ключ) - это Загадка Леонардо, рассчитанная. Её главное отличие - игроки выстраивают линии из одинаковых символов на одном общем поле, а не на личных рабочих столах. Quintis Fontis - это любительский вариант правил для настольной игры Загадка Леонардо, который оказался настолько удачным, что приобрёл официальный статус и увидел свет отдельным изданием.

Правила Quintis Fontis также разрешают получить один и тот же ключ несколько раз и позволяют накладывать вето на розыгрыш карт с определёнными изображениями.

"Загадка Леонардо. Quintis Fontis - пятый ключ" - это новая версия уникальной игры Загадка Леонардо, посвященной гению Леонардо да Винчи и пронизанной духом его творчества.

В игре "Загадка Леонардо. Quintis Fontis - пятый ключ" выигрывает тот игрок, кто первым обретет семь Тайных Ключей. Ключ получает игрок, первым собравший последовательность из трех, четырех или пяти одинаковых символов, изображенных на картах. В процессе игры участники сами формируют из карт игровое поле, дополняя и изменяя его.

Эта увлекательная логическая игра развивает стратегическое мышление, внимательность, учит всесторонне анализировать ситуацию и предугадывать действия оппонента.

В наборе: 62 карты.

С дополнением Загадка Леонардо становится увлекательнее и разнообразнее. За счёт того, что теперь игроки оперируют большим числом карт - как на руке, так и на столе, - они получают возможность планировать свои действия на несколько ходов вперёд.

Оригинал взят у drumsmen в "Император загадок" - Леонардо да Винчи

Он родился в 1452-м и умер в 1519 году. Отец будущего гения, Пьеро из Винчи, богатый нотариус и землевладелец, был известнейшим человеком во Флоренции, но мать Катерина — простой крестьянской девушкой, мимолетной прихотью влиятельного сеньора. В официальной семье Пьеро не было детей, поэтому мальчик с 4—5 лет воспитывался при отце с мачехой, тогда как родную его мать, как было принято, поспешили выдать с приданым за крестьянина...

Красавец мальчик, отличавшийся при этом необыкновенным умом и приветливым характером, сразу стал всеобщим баловнем и любимцем в доме отца. Этому отчасти способствовало то обстоятельство, что первые две мачехи Леонардо были бездетны. Третья жена Пьеро, Маргарита, вступила в дом отца Леонардо, когда ее знаменитому пасынку было уже 24 года. От третьей жены сеньор Пьеро имел девять сыновей и двух дочерей, но никто из них не блистал «ни умом, ни мечом».

В 1466 году, в 14-летнем возрасте, Леонардо да Винчи поступил учеником в мастерскую Вероккьо. Удивительно: 20 лет от роду он был уже провозглашен мастером. Леонардо брался за многие предметы, но, начав изучать их, скоро бросал. Можно сказать, что больше всего он учился у себя самого. Не обошел своим вниманием и музыку, в совершенстве овладев игрой на лире.

Современники вспоминают, что он «божественно пел свои импровизации». Однажды даже сам изготовил лютню особой формы, придав ей вид конской головы и богато украсив серебром. Играя на ней, он настолько превзошел всех музыкантов, собравшихся при дворе герцога Людовико Сфорца, что «очаровал» его на всю жизнь.

Леонардо, кажется, не был ребенком своих родителей, не был он флорентийцем и итальянцем, да и был ли он земным человеком? Этот супергений начала итальянского Возрождения настолько странен, что вызывает у ученых не просто изумление, а почти благоговение, смешанное с растерянностью. Даже общий обзор его возможностей повергает исследователей в шок: ну не может человек, имей он хоть семь пядей во лбу, быть сразу гениальным инженером, художником, скульптором, изобретателем, механиком, химиком, филологом, ученым, провидцем, одним из лучших в свое время певцов, пловцом, создателем музыкальных инструментов, кантат, наездником, фехтовальщиком, архитектором, модельером и т.д.

Поражают и его внешние данные: Леонардо был высок, строен и так прекрасен лицом, что его называли «ангелом», при этом сверхчеловечески силен (правой рукой — будучи левшой! — мог смять подкову). В то же время его менталитет кажется бесконечно далеким не только от уровня сознания современников, но и от человеческого вообще.

"Портрет Леонардо да Винчи в молодости". Литография. 1820 г. Гравер H. C. Selous.

Леонардо, например, полностью контролировал свои чувства, практически не проявляя эмоций, характерных для обычных людей, всегда сохранял удивительно ровное настроение. Более того, отличался каким-то странным холодом бесчувствия. Он не любил и не ненавидел, а понимал, поэтому не только казался, но и был равнодушен к добру и злу в человеческом смысле (помогал, например, завоеваниям чудовищного Чезаре Борджиа), к безобразному и прекрасному, которые с одинаковым интересом изучал как нечто данное, внешнее.

Наконец, по свидетельству современников, Леонардо был бисексуалом. Сегодня трудно точно судить, почему он сначала «изучал» науку любви с флорентийскими дамами, млевшими от этого красавца и умницы, а затем сосредоточился на гомосексуальных отношениях.

Существует документ-донос, в котором именно да Винчи обвиняется в запрещенном тогда гомосексуализме. Аноним обвиняет его и еще трех мужчин в активной содомии над неким Джакопо Салтарелли, 17 лет, братом ювелира.

Им всем грозило наказание — смерть на костре. Первое заседание состоялось 9 апреля 1476 года. Оно ничего не дало: суд требовал доказательств, заявленных свидетелей; их не было. Суд перенесли на 7 июля. Новое расследование — и на этот раз окончательный оправдательный приговор. Тем не менее, когда Леонардо стал мастером, он окружил себя писаными, небездарными красавцами, которых брал в ученики. Фрейд считает, что его любовь к ним была чисто платонической, но эта мысль кажется бесспорной далеко не всем.

Был ли он человеком? Способности и возможности Леонардо являлись, несомненно, сверхъестественными. Например в «Дневниках» да Винчи имеются наброски птиц в полете, для выполнения которых необходимо было располагать по меньшей мере материалами замедленной киносъемки! Он вел очень странный дневник, обращаясь в нем к себе самому на «ты», отдавая распоряжения и приказы себе как слуге или рабу: «прикажи показать тебе...», «ты должен показать в своем сочинении...», «прикажи сделать две дорожные сумки...»

Складывается впечатление, что в да Винчи жили как бы две личности: одна — всем известная, дружелюбная, не лишенная некоторых человеческих слабостей, и другая — невероятно странная, скрытная, никому не известная, которая командовала им и распоряжалась его поступками.

Леонардо да Винчи. Витрувианский человек.

Ко всему прочему да Винчи обладал способностью предвидеть будущее, которая, возможно, даже превосходила пророческий дар Нострадамуса. Его знаменитые «Пророчества» (вначале — серия записей, сделанных в Милане в 1494 году) рисуют устрашающие картины грядущего, многие из которых либо уже были нашим прошлым, либо сейчас являются нашим настоящим.

Судите сами: «Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать » — речь, несомненно, идет о телефоне. «Люди будут ходить и не будут двигаться; будут говорить с тем, кого нет, будут слышать того, кто не говорит » —телевидение, запись на магнитофон, воспроизведение звука. «Люди... будут собственной особой мгновенно разбегаться по разным частям мира, не двигаясь с места » — передача телеизображения.

«Ты увидишь себя падающим с великих высот без всякого вреда для тебя» — очевидно прыжки с парашютом. «Будут погублены бесчисленные жизни, и в земле будут сделаны бесчисленные дыры » —тут, скорее всего, провидец говорит о воронках от авиабомб и снарядов, которые действительно погубили бесчисленные жизни.

Леонардо даже предвидел путешествия в космос: «И многие наземные и водяные животные поднимутся между звезд...» — запуск живых существ в космос. «Многочисленны будут те, у кого будут отняты их маленькие дети, которых будут свежевать и жесточайшим образом четвертовать!» — прозрачное указание на детей, части тела которых используются в банке органов.

Леонардо практиковал специальные психотехнические упражнения, восходящие к эзотерическим практикам пифагорейцев и... современной нейролингвистике, дабы обострить свое восприятие мира, улучшить память и развить воображение. Он как будто знал эволюционные ключи к тайнам человеческой психики, еще далеко не реализованной и в современном человеке.

Так, один из секретов Леонардо да Винчи заключался в особой формуле сна: он спал по 15 минут каждые 4 часа, сокращая таким образом свой суточный сон с 8 до 1,5 часа. Благодаря этому гений экономил сразу 75% времени сна, что фактически удлинило его жизнь с 70 до 100 лет! В эзотерической традиции аналогичные методики известны с незапамятных веков, но они всегда считались настолько секретными, что, как и другие психо- и мнемотехники, никогда не предавались гласности.

Изобретения и открытия да Винчи охватывают все области знания (их более 50!), полностью предвосхищая основные направления развития современной цивилизации. Расскажем лишь о некоторых из них. В 1499 году Леонардо для встречи в Милане французского короля Людовика XII сконструировал деревянного механического льва, который, сделав несколько шагов, распахивал свою грудную клетку и показывал внутренности, «заполненные лилиями».

Ученый является изобретателем скафандра, подводной лодки, парохода, ластов. У него есть рукопись, в которой показывается возможность погружения на большую глубину без скафандра благодаря использованию особой газовой смеси (секрет которой он сознательно уничтожил). Чтобы ее изобрести, необходимо было хорошо разбираться в биохимических процессах человеческого организма, которые совершенно не были известны в то время!


Рисунок Леонардо да Винчи.

Это он первым предложил устанавливать на бронированных кораблях батареи огнестрельных орудий (подал идею броненосца!), изобрел вертолет, велосипед, планер, парашют, танк, пулемет, отравляющие газы, дымовую завесу для войск, увеличительное стекло (за 100 лет до Галилея!).

Да Винчи изобрел текстильные машины, ткацкие станки, машины для изготовления иголок, мощные подъемные краны, системы осушения болот посредством труб, арочные мосты. Он создал чертежи воротов, рычагов и винтов, предназначенных поднимать огромные тяжести, — механизмы, которых не было в его время.

Поразительно, что Леонардо подробно описывает эти машины и механизмы, хотя их и невозможно было сделать в то время из-за того, что тогда не знали шарикоподшипников (но сам Леонардо знал это — сохранился соответствующий рисунок).Иногда кажется, что да Винчи просто хотел узнать как можно больше об этом мире, коллекционируя информацию. Что он с ней делал? Зачем она ему была нужна в таком виде и в таком количестве? Ответа на этот вопрос он не оставил.

Странным образом даже занятия Леонардо живописью кажутся со временем все менее и менее значительными. Не будем говорить о его шедеврах, известных всему миру, скажем только об одном, хранящемся в Виндзоре удивительном рисунке, изображающем какое-то неземное существо. Черты лица этого существа повреждены от времени, но можно угадать их поразительную красоту. В этом рисунке привлекают внимание огромные и очень широко расставленные глаза. Это не ошибка художника, а сознательный расчет: именно эти глаза производят парализующее впечатление. Принято считать, что это изображенная художником Беатриче великого поэта Данте, но земные женщины анатомически не бывают такими...

В Королевской библиотеке Турина хранится знаменитый автопортрет Леонардо да Винчи — «Портрет самого себя в преклонном возрасте». Он не датирован, но, как полагают эксперты, был написан около 1512 года. Это очень странный портрет: не только зритель в разных ракурсах воспринимает выражение и черты лица Леонардо совершенно по-разному, но и фотографии, сделанные даже с небольшим отклонением камеры, показывают разного человека, который то меланхоличен, то высокомерен, то мудр, то просто нерешителен, то предстает дряхлым стариком, измученным жизнью, и т.д.

Большинству людей гений известен как создатель бессмертных художественных шедевров. Но его ближайший друг Фра Пиетроделла Новеллара замечает: «Занятия математикой настолько отдалили его от живописи, что один только вид кисти приводит его в бешенство ».

И еще он был прекрасным фокусником (современники говорили откровеннее — маг). Леонардо мог вызывать из кипящей жидкости многоцветное пламя, вливая в нее вино; легко превращал белое вино в красное; одним ударом ломал трость, концы которой были положены на два стакана, не разбив ни один из них; наносил на конец пера немного своей слюны — и надпись на бумаге становилась черной.

Чудеса, которые показывал Леонардо, настолько впечатляли современников, что его всерьез подозревали в том, будто он служил «черной магии». К тому же возле гения постоянно находились странные, сомнительной нравственности личности, вроде Томазо Джованни Мазини, известного под псевдонимом Зороастр де Перетола, — механика, ювелира и одновременно адепта тайных наук.

Последние дни Леонардо

Франциск I не был интеллектуалом на троне: он отдавал предпочтение женщинам, турнирам, пышным празднествам и красивой одежде. Но даже если он и не всегда понимал великого старца, которого сумел приблизить к своему двору, все же он испытывал восхищение перед его гением и смиренно выказывал ему почтение.

Когда Леонардо в 1516 или 1517 году прибыл в королевский замок в Амбуазе, расположенном примерно в ста шестидесяти километрах к юго-западу от Парижа на реке Луаре, ему сразу был присвоен титул «Первый художник, инженер и архитектор Kороля» - не потому, что от него ждали каких-то новых работ, а за то, что он уже сделал. Франциск отвел ему апартаменты в уютной усадьбе Клу, находящейся менее чем в километре от дворца, и часто навещал его там, считая, что полному сил двадцатидвухлетнему королю гораздо легче навестить больного шестидесятичетырехлетнего художника, чем тому просить аудиенции.

Неизгладимое впечатление, которое Леонардо произвел на своего покровителя, засвидетельствовано записками Бенвенуто Челлини, двадцать четыре года спустя приехавшего на службу во Францию.

В своих «Воспоминаниях» Челлини пишет о Леонардо, что «король Франциск столь глубоко любил его великие таланты и испытывал столь великое удовольствие, слушая его речи, что в году было очень мало дней, которые бы он провел без бесед с ним... Он говорил, что не верит, что на земле когда-либо жил человек столь обширных знаний, как Леонардо, причём в области не только скульптуры, живописи и архитектуры, но и философии, потому что он был великим философом».

Бенвенуто Челлини

В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его усадьбе; описание этого визита было сделано секретарем кардинала Антонио де Беатисом:

«10 октября 1517 года монсиньор и иже с ним посетили в одной из отдаленных частей Амбуаза мессэра Люнардо Винчи, флорентийца, седобородого старца, которому более семидесяти лет, — самого превосходного художника нашего времени.

Он показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писанную с натуры по просьбе брата Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи, другую — святой Иоанн Креститель в молодости и третью - Святая Анна с Марией и младенцем Христом; все в высшей степени прекрасные.

От самого мастера в связи с тем, что у него в то время была парализована правая рука, уже нельзя было ожидать новых хороших работ». В тексте также упоминается «огромное количество томов, написанных просторечным языком», в которых речь идет об анатомии, гидравлике, машинерии и других предметах: эти тома, «если их опубликовать будут полезным и чрезвычайно занимательным чтением».

Секретарь кардинала ошибся: в это время Леонардо было вовсе не за семьдесят, а шестьдесят пять лет, хотя он и выглядел древним старцем. Вполне вероятно, что правая рука его действительно была парализована после удара, но скорее всего секретарь не знал, что Леонардо левша и поэтому вполне способен работать, о чем свидетельствуют его поздние записи, сделанные твердым, ясным почерком.

Что касается трех упомянутых картин, то «Святой Иоанн Креститель и «Св. Анна с Марией и младенцем Христом» идентифицируются без труда, а вот «некая флорентийская дама», по мнению большинства исследователей, — это «Мона Лиза». Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий Джулиано Медичи не имел никакого отношения к Моне Лизе. Но вполне вероятно, что секретарь, перегруженный работой и впечатлениями, обронил имя Медичи по небрежности.

Несмотря на болезнь и постоянное внимание короля Франциска (который любил приходить к художнику без предупреждения приблизительно с такими словами: «Расскажи мне о душе»), Леонардо ухитрялся кое-что делать в Амбуазе. Почти вероятно, что он больше не занимался живописью, разве что добавлял штрих-другой к уже закопченным картинам, тем, что были у него под рукой.

Его интересовала прокладка каналов в долине Луары и ее притоков: сохранилось его два гидрографических рисунка с названиями французских рек. Возможно, он рисовал планы, а может быть, даже руководил закладкой фундамента огромной крепости, которую Франциск задумал строить в Роморантене. Вероятно, Леонардо принимал участие и в подготовке придворных празднеств. Правда, его последний рисунок костюма датируется временем около 1512 года -перед тем как он покинул Милан и уехал в Рим, однако вполне возможно, что некоторые эскизы он сделал во Франции около 1517 или 1518 года.

В описаниях мистерии, поставленной в близлежащем от Амбуаза замке Блуа, присутствует механический лев, которого вряд ли кто-либо, кроме Леонардо, смог бы придумать и сконструировать. Огромный лев, очевидно, приводимый в движение пружинами, сделал несколько шагов навстречу королю, как будто собираясь на него напасть. Когда король ударил его жезлом, он остановился, грудь его раскрылась, и все увидели белые французские лилии на голубом поле.

Реконструкция механического льва, созданного Леонардо да Винчи по заказу папы Льва X для французского короля Франциска I

О других занятиях Леонардо во Франции известно очень мало. Можно себе представить, что он, как некий престарелый Просперо, мирно погружался в дремоту, переходя из жизни в смерть. Среди его последних рисунков есть один, похожий на автопортрет: на берегу реки сидит старик, погруженный в столь глубокое созерцание, что, кажется, только последняя труба архангела сможет пробудить его.

Он умер 2 мая 1519 года, через год после того, как написал завещание, по которому свои рисунки и бумаги оставлял Франческе-Мельцн, кое-какие деньги — сводным братьям, а виноградник близ Милана — Салаи.

Как только Леонардо был опущен в могилу, смутная дымка таинственности, окружавшая его имя при жизни, стала гуще. Со времен, она превратилась в облака, на которых он был вознесен. Его стали обожествлять.

Через тридцать один год после смерти Леонардо Вазари представил его потомкам так:

«Величайшие достоинства, которыми когда-либо oбладал человек, как ниспосланные свыше, так и врожденные, — или нет, все же сверхъестественные, чудесным образом соединившиеся в одном человеке: красота, грации, талант — были таковы, что, к чему бы этот человек, столь счастливо одаренный, ни обращался, любое его действие было божественно; он всегда оставлял всех других людей позади, и это воочию доказывало, что он ведом рукой самого Господа».

Несмотря на всю скурпулезность, с какой Вазари постарался описать жизнь Леонардо, он тем не менее рассказал о его смерти абсолютно тенденциозно, соответственно тому «божественному образу», который пытался нарисовать: «Тогда с ним случился припадок, предвестник смерти. Король встал и приподнял его голову, чтобы помочь ему; он делал все возможное, чтобы облегчить ему боль. Леонардо, поняв, что никогда не сможет удостоиться большей чести, отдал Богу душу на руках короля. Его божественный дух его покинул ».

Франциск I у умирающего Леонардо да Винчи

На самом деле король Франциск в день смерти Леонардо был очень далеко от его дома, в резиденции Сен-Жермен-ан-Лейе под Парижем. Однако версия Вазари была живуча, и по этой версии художник оказывался столь же велик, как и король, а может быть, даже еще более. По этой версии все, к чему прикасалась рука Леонардо, достойно восхищения и бесценно. Этой точки зрения придерживался не только Вазари, но и многие биографы поздних времен.

Когда оказалось, что небольшое количество работ Леонардо не может удовлетворить тех, кто не сомневается в его непререкаемом авторитете, появилось огромное количество копий и бледных подражаний, претендующих на то, чтобы их принимали за оригиналы. Со временем причисление Леонардо к лику святых стало общим делом.

Леонардо да Винчи принято считать одним из гениев итальянского Возрождения, что и отдаленно не соответствует истине. Он уникален: ни до него, ни после в истории не существовало подобного человека, гениального во всем! Кем же он был?..

В этом и состоит наибольшая загадка. Одни современные исследователи считают Леонардо посланцем инопланетных цивилизаций, другие — путешественником во времени из отдаленного будущего, третьи — жителем параллельного, более развитого, чем наш, мира. Кажется, последнее предположение наиболее правдоподобно: слишком хорошо знал да Винчи мирские дела и грядущее, которое ждет человечество, которым он сам был мало озабочен...

Чтобы обострить свое восприятие мира, улучшить память и развить воображение, Леонардо практиковал специальные психотехнические упражнения, восходящие к эзотерическим практикам пифагорейцев и - представьте себе! - современной нейролингвистике. Он как будто знал эволюционные ключи к тайнам человеческой психики. Так, один из секретов Леонардо да Винчи заключался в особой формуле сна: он спал по 15 минут каждые 4 часа, сокращая таким образом свой суточный сон с 8 до 1,5 часов. Благодаря этому гений экономил сразу 75 процентов времени сна, что фактически удлинило его время жизни с 70 до 100 лет!

Мастерская Мастера

И через пять столетий загадки и тайны гения эпохи Возрождения не перестают удивлять наших современников.

Итальянские исследователи недавно обнаружили тайную мастерскую Леонардо да Винчи. Она находится в здании мужского монастыря Св. Аннунциаты в самом центре Флоренции. Монахи из ордена Служителей Девы Марии сдавали некоторые монастырские комнаты именитым гостям. О существовании мастерской было известно давно из разных документов, известно было также, что Леонардо останавливался в этом монастыре. Но искусно запечатанные комнаты обнаружить было непросто. За распечатанной дверью оказалась лестница, датируемая 1430 годом, работы флорентийского скульптора и архитектора Мичелоццо Бартоломео. Эта лестница вела в пять комнат, в которых обитал Леонардо со своими учениками. В обители великому ученому были предложены отличные условия, поскольку он был уже знаменит. Самая большая комната с двумя окнами была спальней. Кроме нее была еще смежная потайная комната, где Мастер работал сам. Остальные комнаты служили мастерской для Леонардо и его учеников, которых было 5-6 человек. Некоторые подробности говорят о том, что в их числе был и повар.

Местонахождение мастерской было идеальным. Монастырская библиотека содержала коллекцию из почти 5000 рукописей, очень интересовавших да Винчи. Неподалеку находился госпиталь Св. Марии, где он мог заниматься анатомированием трупов.

Бесспорным доказательством того, что в мастерской занимался Леонардо, стали находящиеся в ней фрески. Они вызывают ассоциации с другими работами мастера с первого взгляда. Компьютерные исследования эти ассоциации целиком подтверждают.

Кстати сказать, семья богатого купца Франческо дел Джокондо имела в монастыре Св. Аннуциаты часовню. Вполне возможно, что именно в монастыре великий живописец повстречал жену купца, Лизу Черардини. Молодая женщина послужила художнику моделью для написания знаменитой Джоконды.

Он или она?

Над разгадкой тайны улыбки Моны Лизы исследователи бьются уже много лет. Едва ли не каждый год находится ученый, сообщающий: «Тайна раскрыта!» Некоторые считают, что разница восприятия выражения лица Джоконды зависит от личных психических качеств каждого. Кому-то оно кажется грустным, кому-то задумчивым, кому-то лукавым, кому-то даже злобным. А некоторые считают, что Джоконда вовсе даже и не улыбается! Другие ученые считают, что дело в особенностях художественной манеры автора. Якобы Леонардо так по-особому накладывал краски, что лицо Моны Лизы постоянно меняется. Многие настаивают на том, что художник изобразил на полотне себя в женском обличье, оттого и получился такой странный эффект.

Есть версия, что художник, который якобы был бисексуалом, нарисовал не себя, а своего ученика и помощника Джиана Джакомо Капротти, который находился рядом с ним в течение 26 лет. В пользу этой версии приводят тот факт, что Леонардо оставил эту картину ему в наследство, когда скончался в 1519 году.

Отдельного внимания требуют мнения медиков. Стоматолог и по совместительству эксперт по живописи Джозеф Борковски считает, что выражение лица Моны Лизы типично для людей, потерявших передние зубы. А японский доктор Накамура обнаружил поражение уголка левого глаза Джоконды и сделал вывод, что она предрасположена к сердечным заболеваниям и страдает астмой. Еще одну версию - о параличе лицевого нерва - выдвинули отоларинголог Азур из Окленда и датский врач Финн Беккер-Христиансен, который предложил обратить внимание на то, что Джоконда правой стороной улыбается, а левой гримасничает. Кроме того, он обнаружил у Моны Лизы даже симптомы идиотизма, мотивируя их непропорциональностью пальцев и отсутствием гибкости в руке. Зато, по мнению британского врача Кеннета Кила, на портрете просто-напросто передано умиротворенное состояние беременной женщины.

Говорят, что именно модели Джоконды великий художник обязан своей смертью. Что многочасовые изнурительные сеансы с ней извели великого мастера, поскольку сама модель оказалась биовампиром. Об этом говорят и поныне. Как только картина была написана, великого художника не стало.

Всем известно, что Леонардо был левшой, писал справа налево в зеркальном изображении. Ранние его записи абсолютно не читаемы, но со временем зеркальное письмо Леонардо обрело определенную форму, характерный, хотя и малоразборчивый почерк. Установив начертания отдельных букв, некоторые исследователи научились читать его обыкновенно, справа налево. Казалось бы - ключ найден! Но неразборчивость почерка - это полбеды. Леонардо еще имел привычку писать по слуховому методу, то разделял слоги одного слова, то неожиданно слеплял несколько слов в одно. Прибавьте к этому необъятность знаний, доступных только специалистам разных областей. Все это не могло не вводить исследователей в заблуждения. Вот поэтому почти все тайны гения остаются для человечества неразгаданными.

Загадки без отгадок

Среди прозаических произведений Леонардо есть загадочные «Предсказания», представляющие собой своеобразную игру в загадки и разгадки. Скорее всего, он готовил их для развлечения придворного или светского общества. Леонардо давал словесное описание явления, верное отдельными признаками, которое, по возможности, расходилось с сутью описываемого. При этом самая обыденная вещь превращалась в свою противоположность. Слушатель же должен был узнать вещь и назвать ее по имени. Задача да Винчи в том и состояла, чтобы, с одной стороны, как можно больше разъединить описание признаков вещи с действительным ее обликом, а с другой - не разорвать связи между ними.

Вот, например, как Леонардо да Винчи зашифровал загадку «О запеленутых младенцах»: «О морские города! Я вижу вас, ваших граждан, как женщин, так и мужчин, туго связанных крепкими узами по рукам и ногам людьми, которые не будут понимать ваших речей, и вы сможете облегчать ваши страдания и утрату свободы лишь в слезных жалобах, вздыхая и сетуя промеж самих себя, ибо тот, кто связал вас, вас не поймет, ни вы их не поймете ».

Нечто подобное было написано им о сосущих детях: «Многие Франческо, Доминико и Бенедетто будут есть то, что не раз поедалось другими по соседству, и пройдет много месяцев, пока они смогут говорить ».

«О, сколько будет таких, которым не будет дозволено родиться », - так писал он о яйцах, из которых не вылупятся цыплята.

Во многих загадках имеется зашифрованный пророческий смысл. Исследователи считают, что некоторые головоломки им удалось разгадать. К примеру:

«Будет по воздуху носиться зловещий пернатый род; они нападут на людей и зверей и будут питаться ими с великим криком. Они наполнят свое чрево алой кровью » - предсказание, считают знатоки, очень похоже на создание воздушных летательных аппаратов, самолетов и вертолетов.

«Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать » - что это, как не предсказание изобретения телефонной, телеграфной и радиосвязи?

«Многих можно будет видеть несущимися на больших животных в быстром беге на погибель собственной жизни и на скорейшую смерть. По земле будут видны животные разного цвета, несущие людей к уничтожению их жизни » - автомобили и всевозможная бронетехника.

«Много будет таких, кто будет двигаться один против другого, держа в руках острое железо; они не будут причинять друг другу иного вреда, кроме усталости, ибо насколько один будет нагибаться вперед, настолько другой будет отклоняться назад. Но горе тому, кто попадет на середину между ними, потому что он в конце концов окажется разрезанным на куски » - двуручная пила.
«Много будет таких, кто будет свежевать свою мать, переворачивая на ней ее кожу, используя для этого ужасного зверя » - сельскохозяйственные машины. К этому же относится и другое изречение: «Видно будет, как переворачивают землю вверх дном и смотрят на противоположные полусферы и открывают норы свирепейших зверей».

«Шкуры животных будут выводить людей из молчания с великими криками и ругательствами » - мячи для спортивных игр сделаны из кожи.

А вот предсказания о возможных катаклизмах, связанных с потеплением: «Морская вода поднимется на высокие вершины гор, к небесам и снова упадет на жилища людей. Видно будет, как самые большие деревья лесов будут несомы неистовством ветра с востока на запад ».

Но есть у Леонардо да Винчи и такие загадки, перед которыми исследователи теряются. Может быть, вам удастся расшифровать их?

* Разверзнется: Выйдут из земли звери, облеченные в тьму, которые с удивительными наскоками будут наскакивать на человеческую породу, а она зверскими укусами, с пролитием крови будет ими пожираться.

* Люди будут ходить, и не будут двигаться; будут говорить с тем, кого нет, будут слышать того, кто не говорит.
* Будут погублены бесчисленные жизни, и в земле будут сделаны бесчисленные дыры. Тогда большая часть людей, оставшихся в живых, выбросят вон из своих домов прибереженное ими пропитание на вольную добычу птицам и наземным животным, нисколько о нем не заботясь. Люди будут выбрасывать из собственных домов те припасы, которые предназначались для поддержания их жизни.
* Вернется время Ирода, ибо невинные младенцы будут отняты у своих кормилиц и умрут от великих ранений от руки жестоких людей.
* Много будет таких народов, которые будут прятать себя, своих детей и свои припасы в глубине темных пещер, и там, во мраке, они будут кормить себя и свою семью в течение многих месяцев без всякого искусственного или природного света.
* Видно будет, как в воздухе на огромнейшей высоте огромные змеи сражаются с птицами.
* Большей части мужского рода не будет дозволено размножаться, так как у них будут отняты семенники.

Поспешишь - людей насмешишь

Леонардо да Винчи никогда не спешил закончить произведение. Он считал, что незаконченность - обязательное качество жизни. Окончить - значит убить! Медлительность творца была удивительной, он писал свои полотна годами. Мог сделать два-три мазка и удалиться на много дней из города, например, благоустраивать долины Ломбардии или создавать аппарат для ходьбы по воде. Почти каждое из его значительных произведений - «незавершенка». Многие были испорчены водой, огнем, варварским обращением, но художник никогда не исправлял повреждений, словно давал право жизни вмешиваться в его творчество, что-то подправлять.

Добро = Зло

Создавая фреску «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи очень долго искал идеальные модели. Иисус должен воплощать Добро, а Иуда, решивший предать его на этой трапезе, - Зло.

Леонардо много раз прерывал работу, отправляясь на поиски натурщиков. Однажды, слушая церковный хор, он увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа и, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него несколько набросков и этюдов.

Прошло три года. «Тайная вечеря» была почти завершена, однако Леонардо так и не нашел подходящего натурщика для Иуды. Кардинал, отвечавший за роспись собора, торопил художника, требуя, чтобы фреска была закончена как можно скорее.

И вот после долгих поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве человека - молодого, но преждевременно одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного. Времени на этюды уже не было, и Леонардо приказал своим помощникам доставить его прямо в собор. С большим трудом его притащили туда и поставили на ноги. Человек толком не понимал, что происходит, и где он находится, а Леонардо запечатлевал на холсте лицо человека, погрязшего в грехах. Когда он окончил работу, нищий, который к этому времени уже немного пришел в себя, подошел к полотну и вскричал:

Я уже видел эту картину раньше!
- Когда? - удивился Леонардо.
- Три года назад, еще до того, как я все потерял. В ту пору, когда я пел в хоре, и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник написал с меня Христа:

Изобретения гения

Леонардо был прекрасным фокусником (современники называли его магом). Он мог вызывать из кипящей жидкости многоцветное пламя, вливая в нее вино; легко превращал белое вино в красное; одним ударом ломал трость, концы которой положены на два стакана, не разбив ни один из них; наносил на конец пера немного своей слюны - и надпись на бумаге становится черной. Чудеса, которые показывал Леонардо, настолько впечатляли современников, что его всерьез подозревали в служении «черной магии». К тому же возле гения постоянно находились странные, сомнительной нравственности личности, вроде Томазо Джованни Мазини, известного под псевдонимом Зороастр де Перетола, - хорошего механика, ювелира и одновременно адепта тайных наук:

Леонардо многое шифровал, чтобы его идеи раскрывались постепенно, по мере того, как человечество до них «дозреет». Ученые только в прошлом году, спустя пять столетий после смерти Леонардо да Винчи, сумели разобраться в проекте его самодвижущейся тележки и построить ее. Это изобретение можно смело назвать предшественником современного автомобиля.

Сделанные да Винчи изобретения и открытия охватывают все области знания (их более 50!), полностью предвосхищая направления развития современной цивилизации. В 1499 году Леонардо для встречи французского короля Людовика XII сконструировал деревянного механического льва, который, сделав несколько шагов, распахивал свою грудную клетку и показывал внутренности, «заполненные лилиями». Ученый является изобретателем скафандра, подводной лодки, парохода, ластов. У него есть рукопись, в которой показывается возможность погружения на большую глубину без скафандра благодаря использованию особой газовой смеси (секрет которой он сознательно уничтожил). Чтобы ее изобрести, необходимо было хорошо разбираться в биохимических процессах человеческого организма, которые совершенно не были известны в то время! Это он первым предложил устанавливать на бронированных кораблях батареи огнестрельных орудий (подал идею броненосца!), изобрел вертолет, велосипед, планер, парашют, танк, пулемет, отравляющие газы, дымовую завесу для войск, увеличительное стекло (за 100 лет до Галилея!). Да Винчи изобрел текстильные машины, ткацкие станки, машины для изготовления иголок, мощные подъемные краны, системы осушения болот посредством труб, арочные мосты. Он создал чертежи воротов, рычагов и винтов, предназначенных поднимать огромные тяжести, - механизмы, которых не было в его время. Поразительно, что Леонардо подробно описывает эти машины и механизмы, хотя их и невозможно было сделать в то время из-за того, что тогда не знали шарикоподшипников (но сам Леонардо знал это - сохранился соответствующий рисунок). Иногда кажется, что да Винчи просто хотел узнать как можно больше об этом мире, коллекционируя информацию. Зачем она ему была нужна в таком виде и в таком количестве? Ответа на этот вопрос он не оставил.

Статьи по теме: