Дидактические игры и их роль в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Картотека игр «Дидактические игры для старшего возраста по развитию мыслительных операций у детей

Татьяна Захарова
Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста

Введение

Умственное воспитание ребенка, как справедливо подчеркивал А. Н. Леонтьев, нельзя рассматривать в разрыве от психического развития, от богатства интересов, чувства других черт, образующих его духовный облик.

Концепция дошкольного воспитания ориентируют педагогов на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса детского сада через «…реализацию специфических возрастных возможностей психического развития дошкольников… в соответствующих возрасту видах деятельности… », а также на поиск эффективных методов повышения качества дошкольного образования , с целью качественной подготовки детей к школе .

Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей , формируются и развиваются основные психические процессы и свойства личности.

Так, в период младенчества (до 1 года, ведущим видом деятельности является непосредственно-эмоциональное общение; в раннем детстве (от 1 года до 3 лет) – предметная деятельность; в дошкольном (от 3-6,7 лет) – игровая.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - есть, своего рода, средством познания ребенком действительности.

Именно поэтому психологи и педагоги-практики разработали принципы, содержание и методы умственного воспитания детей , позволяющие повысить обучающий эффект образования, что по сути является дидактической игрой .

1. Основные функции дидактической игры

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление : она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста , и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах : игры – занятия и дидактические или автодидактические игры . В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.

С помощью игр – занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть . Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры .

Дидактическая игра используется при обучении детей математике , родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала : учебное (познавательное) и игровое (занимательное) . Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры . Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх – занятиях, собственно дидактических играх ) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознании этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребенка игра, если ее правила и содержание хорошо ему известны. Дети любят игры , хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Подтверждением этому могут служить народные игры , правила которых детям известны : "Краски", "Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем", "Наоборот" и др. В каждой такой игре заложен интерес к игровым действиям. Например, в игре "Краски" нужно выбрать какой-либо цвет. Дети обычно выбирают сказочные и любимые цвета : золотой, серебряный. Выбрав цвет, ребенок подходит к водящему и на ухо шепчет ему название краски. "Скачи по дорожке на одной ножке" - говорит водящий тому, кто назвал краску, которой нет среди играющих. Сколько здесь интересных для детей игровых действий ! Поэтому дети всегда играют в такие игры .

Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер : например, воспитатель, как и все участники игры "лото", получает карточку и старается выполнить задание в срок, радуется, если выиграет, т. е. является равноправным участником игры . Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры как на занятиях , так и вне их.

Дидактические игры , рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетно – ролевым играм : умение взять на себя определённую роль, выполнить правила игры , развернуть её сюжет.

Дидактические игры имеют большое значение для обогащения творческих игр старших детей . Такие игры , как "Умные машины", "Молочная ферма", "Кому, что нужно для работы", не могут оставить ребят равнодушными, у них появляется желание играть в строителей, хлеборобов, доярок.

Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребёнка.

Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, армии, профессии, трудовой деятельности.

Знания об окружающей жизни дают детям по определённой системе. Так, ознакомление детей с трудом проходит в такой последовательности : детей сначала знакомят с содержанием определённого вида труда, затем- с машинами, помогающими людям в их труде, облегчающими труд, с этапом производства при создании необходимых предметов, продуктов, после чего раскрывают перед детьми значение любого вида труда.

С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей . Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом , формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

Дидактические игры развивают речь детей : пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, "Назови одним словом" или "Назови три предмета". Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию - главная задача многих словесных игр.

В процессе игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. В игре "Угадай, что мы задумали" необходимо уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами "да" или "нет".

Нравственное воспитание. У дошкольников формируется нравственное представление о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношении со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. В воспитании нравственных качеств личности ребёнка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры . В работе с детьми младшего возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение детьми культурно- гигиенических навыков.

Использование дидактических игр в работе с детьми более старшего возраста решает несколько иные задачи – воспитание нравственных чувств и отношений.

Трудовое воспитание. Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Например, в игре "Кто построил этот дом" дети узнают о том, что прежде чем построить дом архитекторы работают над чертежом и тд.

Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр .

Эстетическое воспитание. Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям : игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформленными. Такие игрушки привлекают внимание, вызывают желание играть с ними.

Физическое воспитание. Игра создаёт положительный эмоциональный подъём, вызывает хорошее самочувствие, и вместе с тем требует определённого напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками , где развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, а это сказывается на умственном развитии, на подготовке руки к письму, к изобразительной деятельности, т. е. к обучению в школе.

2. Основные виды игр

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида : игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры .

Игры с предметами

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками : цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются : ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др., что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

В старшей группе используют такие предметы, в которых разница между ними становится ее заметной. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения соответствующего предмета. Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы, выкладывать узоры из разнообразных форм.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет упражнять детей в решении определенных дидактических задач , например отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики, или игрушки, необходимые для различных творческих игр : для игры в семью , строителей и др. Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удается вызвать интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игр с помощью отобранных игрушек.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр , как "Чьи это детки?", "От какого дерева лист?", "Собери букет из осенних листьев", и др. Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки . В сюжетно-дидактической игре дети выполняют определенные роли, продавца, покупателя в играх типа "Магазин", пекарей в играх "Пекарня" и др. Игры -инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях "Путешествие в страну сказок", о нормах поведения "Что такое хорошо и что такое плохо?".

Настольно-печатные игры

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей . Они разнообразны по видам : парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых : две шапочки, одинаковые по цвету, фасону и др. Затем задание усложняется : ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу : найти среди всех картинок два самолета. Самолеты, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.

Подбор картинок по общему признаку. Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре "Что растет в саду (лесу, городе?" дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по одному признаку картинки. Или игра "Что было потом?": дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности сюжета.

Запоминание состава, количества и расположения картинок. Например, в игре "Отгадай какую картинку спрятали" дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую их них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знания о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе, умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.

Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. В старших группах целое делят на 8 – 10 частей. Для старших на картинке изображается сюжет из знакомых сказок, художественных произведений, знакомых детям.

Описание, рассказ о картине с показом действий, движений. В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу : развивать не только речь детей , но и воображение и творчество. Часто ребенок, для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картине, прибегает к имитации движений, или подражанию движениям животного, его голосу. Например, в игре "Отгадай кто это?" дети изображают действие, нарисованное на картине, другие отгадывают кто нарисован на картине, что делают там люди, например, пожарники тушат пожар, моряки плывут по морю, строители строят дом и др.

В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

Словесные игры .

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам.

Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах , но особенно они важны в воспитании и обучении , так как способствуют подготовке детей к школе : развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре группы.

В первую из них входят игры , с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений : "Отгадай-ка?", "Магазин", "Да – нет" и др. Вторую группу составляют игры , используемые для развития у детей умения сравнивать , сопоставлять, делать правильные умозаключения : "Похож – не похож", "Кто больше заметит небылиц?". Игры , с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе : "Кому что нужно?", "Назови три предмета", "Назови одним словом", и др. В особую четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора : "Испорченный телефон", "Краски", "Летает – не летает" и др.

3. Структура дидактической игры

Обязательными структурными элементами дидактической игры являются : обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.

Дидактическая задача

Определяя дидактическую задачу , надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления детей о природе , об окружающих предметах, о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности в связи с этим можно формировать средствами данной игры (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость и др.) .

Например, в известной всем игре "Магазин игрушек" дидактическую задачу можно сформулировать так : "Закрепить знания детей об игрушках , их свойствах, назначении; развивать связную речь, умение определять существенные признаки предметов; воспитывать наблюдательность, вежливость, активность". Такая дидактическая задача поможет воспитателю организовать игру : подобрать игрушки, разные по назначению, по материалу, внешнему виду; дать образец описания игрушки, вежливого обращения к продавцу и т. д.

В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, развитию памяти, в других – мышления, в третьих - внимания. Воспитатель заранее должен знать и соответственно определять дидактическую задачу . Так игру "Что изменилось?" использовать для упражнений в запоминании, "Магазин игрушек" - для развития мышления, "Отгадай что задумали" - наблюдательности, внимания.

Игровые правила

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за отрицательного результата. Важно, определяя правила игры , ставить детей в такие условия , при которых они получали бы радость от выполнения задания.

Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируется корректность, доброжелательность, выдержку.

Игровые действия

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Например, в игре "Так бывает или нет?" правилами игры требуется : заметить в стихотворении "Это правда или нет?" Л. Станчева :

Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А замой среди ветвей

Га-га-га пел соловей.

Быстро дайте мне ответ –

Это правда или нет?

Игра проводится так часто, что дети по очереди, подняв руку, называют все замеченные небылицы. Но чтобы игра была интереснее и все дети были активны, воспитатель вводит игровое действие, тот, кто заметил небылицу по ходу чтения стихотворения, кладет перед собой фишку. В этом стихотворении шесть небылиц. Значит, у победителя будет шесть фишек. Он получит приз.

Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Иногда и дети, готовясь к игре, вносят свои предложения : "Давайте мы спрячем, а кто-нибудь будет искать!", "Давайте я считалочкой выберу водящего!"

"Узнай элементы узора".

Дидактическая задача . Уточнить и закрепить представления об основных элементах какой-либо росписи, учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.

Материал. Большие карты, украшенные какой-либо росписью, в нижней части, которых три-четыре свободных окошка. Маленькие карточки с отдельными элементами узора, среди которых варианты росписи, отличающиеся цветом, деталями.

Игровые правила. Определить какие из предложенных карточек с изображением элементов росписи подходят к элементам узора основной карты.

Ход игры . Получив большую карту и несколько маленьких, внимательно рассмотрев их, играющие выбирают те элементы, которые встречаются в узоре, и выкладывают их в пустые окошки. Ведущий следит за правильностью выполнения задания.

Варианты. Игрокам выдают большие карты, у ведущего – маленькие. Он показывает карточки по одной. У кого из игроков найдется такой элемент в узоре на большой карте, забирает его себе. Выигрывает тот , кто быстрее соберет все элементы своего узора.

Игрокам выдают большие карты, маленькие – у ведущего. Чтобы получить нужную карточку игрок должен описать ее, например : "Мне нужна карточка на красном фоне, на которой есть черная смородинка". Если задание он выполнил точно и правильно, ведущий выдает ему карточку. Если в описании допустил ошибки пропускает ход.

До начала игры воспитатель составляет комплект из трех – четырех карточек, элементы которого соответствуют узору одного из изделий. Большие карты перемешиваются. Их задача : к имеющемуся набору элементу подобрать карту с изделием. Выигрывает тот , кто выполнил задание.

Заключение

Внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (Леонтьева А. Н., Эльконина Д. Б.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Эльконин ДБ подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития.

В свою очередь, методологическо-теоретические основы дидактической игры , ее роль, место в системе педагогического воздействия рассмотрены известными педагогами прошлого и настоящего. Над проблемой использования дидактической игры как средства формирования и развития познавательной активности работали Тихеева Е. И., Леонтьев АН, Эльконин Д. Б., Крупская Н. К., Венгер Л. А., Богуславская З. М., Дьяченко О. М. ,.Веракса Н. Е., Смирнова Е. О., Бондаренко А. К., Михаленко-Короткова Н. С. и др. Каждый из названных представителей науки внес свой неоценимый вклад в вопросы теории и практики дидактической игры , каждый из них рекомендовал её использование для достижения разных целей, для решения разных дидактических задач , но взгляды на сущность дидактической игры остаются одинаковыми и обозначено её явное влияние на развитие личности ребенка-дошкольника , в целом.

В данной работе рассмотрено использование дидактической игры как способа руководства познавательной деятельностью детей старшего дошкольного возраста с этой целью осуществлен анализ психолого-педагогической литературы, осуществлен отбор содержания дидактических игр с целью построения системы работы по применению дидактических игр как способа руководства познавательным развитием дошкольника .

Список использованной литературы

1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду . Пособие для воспитателей детского сада. – М., 2010- с. 154

2. Венгер Л. А. Программа «Развитие» / Методические рекомендации для воспитателей. М., ред. от 2011г. – 230с.

3. Венгер Л. А., О. М. Дъяченко. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возрасте . М., ред от 2012г. - с. 110

4. Детство : Программа развития и воспитания детей в детском саду /В . И. Логинова, Т. И. Бабаева, Академия. 2010.- 362с.

5. Каличенко А. В., Микляева Ю. В Развитие игровой деятельности дошкольников . ,2009- с. 221

6. Логинова В. И., Саморукова П. Г. Дошкольная педагогика . Ч. 1 : Инфра, 2008 – с. 235

7. Максакова А. И. Учите детей играя : Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателей детского сада : ИНФРА, 2011 – с. 115

8. Программа воспитания и обучения в детском саду / Васильева М. А, Изд : Академ плюс - 287с

9. Сорокина А. И., Батурина Е. Г. Игры с правилами в детском саду : сборник дидактических и подвижных игр . Дрофа 2008.- с. 263

10. Удальцова А. И. Дидактические игры . Пособие для студентов заочников дошкольных факультетов педагогического института/ А. И. Удальцова, Эксмо 2012 –с. 458

11. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А Практикум по дошкольной психологии/ Г . А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина, Изд : Словарь 2011, с. 140

Игра « Вершки и корешки»

Цель: закреплять в речи детей обобщающие понятия. У одних овощей мы едим то, что находится на поверхности земли (вершки), а у других- то, что растет в земле (корешки).

Участники: дети старшей группы.

Образовательные области:

— познание

— коммуникация

Игровые правила. Искать свой вершок или корешок можно только по сигналу. С одним и тем же игроком вставать в пару все время нельзя, надо искать и другую пару.

Игровые действия. Поиск пары; составление целого растения.

Ход игры.

Вариант 1. После уборки урожая на своем огороде взрослый собирает детей, показывая им, какой хороший урожай они вырастили, хвалит их за полезный труд. Затем уточняет знания детей о том, что у одних растений бывают съедобные корни — корешки, у других плоды — вершки, а у некоторых растений съедобны и вершки и корешки. Взрослый объясняет правила игры:

— Сегодня мы поиграем в игру, которая так и называется «Вершки и корешки». У нас на столе лежат вершки и корешки растений — овощей. Мы сейчас разделимся на две группы: одна группа будет называться вершки, а другая — корешки. (Дети далятся на две группы.)



ТЕМА:Страна "Выдумляндия".

ЦЕЛЬ: Повторить с детьми что такое небылицы. учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их, воспитывать умение отличать реальное от выдуманного. Учить детей самостоятельно придумывать небылицы, включая их в свой рассказ, развивать фонтазию детей. Развивать правильную речь и обогощать словарный запас ребенка.

МАТЕРИАЛ:.игровые фишки (для подсчета правильных ответов, иллюстрации к сказкам.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭПАП:

Перед началом игры я спрашиваю детей- знают ли они, что такое небылицы, где они их слышали. Я напоминаю, что небылицы -это выдумка, то чего не бывает в жизни. Небылицы часто встечаются в сказках. (обращаю внимание детей на выставку иллюстраций к сказкам). Предлагаю ребятам вспомнить какую-нибудь выдуманную историю из сказок. Дети смотрят на картинки и вспоминают:- "что звери не могут разговаривать", -"Красная Шапочка не могла выйти из брюха волка", -"рыбка не может исполнять желания".

2. ХОД ИГРЫ:

ВОСПИТАТЕЛЬ: и так начнем разминку, я вам прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь заметить в нем выдуманные истории-небылицы. (я читаю детям стихотворения Л. Станчева "Это правда или нет".

Дети замечают и называют небылицы: виноград зимой не созревает, коно рогатым не бывает, летом он не может прыгать в снегу.

воспитатель. все поняли правила игры.?

А теперь начнем игру.

(я сажаю детей за столы таким образом что бы бвло удобно им откладывать фишкидети)

воспитатель: я прочитаю вам стихотворения К. И. Чуковского "ПУТАНИЦА".В нем будет много небылиц. Я прошу вас слушать внимательно и постараться запомнить как можно больше выдуманных историй. Кто заметит небылицу, тихонько положит фишку рядом. Кто заметит больше небылиц тот и выиграет. Фишку вы кладете только тогда когда ты сам заметил небылицу. Неподсматривайте друг к другу.

Я читаю стихотворение медлено, выразительно, акцентрируя места с небылицами. После чтения задаю вопросы детям.

воспитатель:скажите ребята, как вы думаете почему стихотворение называется путаница?

Кто может повторить запомнившиеся истории?

Какая небылица тебе понравилась больше всего (слежу за темчто бы дети давали свои ответы без повторений) .

Чем тебе понравилась эта небылица?

А что бы было бы если это была бы не выдуманная история?

Почему такого не может произойти в жизни?

В конце игры я подвожу итог, подсчитываю фишки, хвалю тех детей которые старались и принимали активное участие отвечая на мои вопросы. Обращаю внимание на то что если дети положили больше фишек чем небылиц, то они не справились с правилами игры и предлагаю им быть более внимательными в другой раз.

воспитатель: понравилась вам игра ребята? Было очень интересно и весело. Писатели и поэты создавали много интересных и веселых стихов, сказок, рассказов. Мы с вами уже много их знаем и сами можем попробывать сочинить смешной рассказ. Попробуем?

Сначала послушайте мой раззказ. (я придумываю любую смешную выдуманную историю)

А теперь вы постарайтесь придумать любой рассказ который мог произойти с вами или вашими друзьями

(я внимательно слушать рассказы детей. помогать в постоновке правильных предложений.)

МОЛОДЦЫ. все справились.

Ребята, а дома нарисуйте пожалуста понравившуюся вам историю или придумайте и нарисуйте свою небылицу.

www.maam.ru

Дидактическая игра «Математические цветочки» для детей старшего дошкольного возраста

Задачи: Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта; закрепление состава числа в пределах 10; развитие сообразительности, логического мышление; закрепление цветов спектра.

Материалы к игре: Много разноцветных лепестков, на которых наклеены цифры от 1 до 10, серединки цветов с цифрами, цветные кружочки с цифрами от 0 до 10 для добавления к лепесткам, чтобы получилась нужная сумма.

Все лепестки и цифры заламинировала для прочности, чтобы игра долго радовала моих ребят.

Игровые действия:

Нужно составить цветочек из отдельных лепестков так, чтобы их количество соответствовало цифре, написанной на кружочке (серединке) будущего цветка. Лепестки выложить вокруг серединки по порядку, начиная с 1.

Цвет серединки и цифры на лепестках окрашены в один цвет для того, чтобы дети быстрее и правильнее справлялись с заданием.

Затем нужно на каждый лепесток добавить недостающую цифру, чтобы сумма на лепестке составила число, написанное на серединке цветочка.

Во время игры дети закрепляют навыки счёта в пределах 10, учатся называть числа в прямом и обратном порядке, определять пропущенное число, раскладывать число на два меньших

Дети с удовольствием играют в эту игру. Обучение проходит в веселой, занимательной и доступной форме.

www.maam.ru

Дидактические игры для развития эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста

Знать и чувствовать – важнейшая отличительная черта разумного человека. Уловить едва заметную улыбку или почувствовать раздражение собеседника, сдержать обиду или разделить радость с другом – всё это и есть мир наших чувств и эмоций.

Распознавание и передача эмоций, при всей кажущейся простоте, - достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенного уровня развития. Детей необходимо учить выражать свои эмоции, чувства. Учить понимать чувства и эмоции другого человека (как взрослого, так и сверстника). Ведь непонимание другого человека ведёт к страхам, переживаниям, скованности, неловкости, а, в связи с этим, враждебности, неадекватности поведения, отчуждённости.

Предлагаю Вашему вниманию дидактические игры, сделанные своими руками, направленные на развитие понимания эмоционального состояния человека во всех его проявлениях и умения детей выражать свои эмоции.

Игра «Альбом настроений»

Цель: развивать умение понимать различные эмоции, воспитывать и вызывать у детей ответные реакции и переживания в определенных жизненных ситуациях.

Как-то раз, перебирая старые книги и журналы, в моей голове появилась идея вырезать из них иллюстрации и дать им «вторую жизнь». Я разложила их по группам, каждая из которых создавала определённое настроение: радость, грусть, страх, злость, удивление, покой… Дома нашёлся альбом времён моего детства, там и расположились иллюстрации – каждая в своём разделе. Началом всех разделов стали пиктограммы (схематическое изображение эмоций) и отрывки сказок К. И. Чуковского.

В конце альбома я вклеила иллюстрации, создающие разные эмоции, перемешав их – задание на закрепление.

Ребятишки с удовольствием отгадывали эмоции по фрагментам сказок, рассматривали иллюстрации, рассказывали, какое настроение они у них вызывают и почему. Кроме этого, после работы с таким альбомом, детям можно дать домашнее задание – найти и принести из дома какие-либо иллюстрации, создающие определённое настроение. Таким образом, создать «Альбом настроений» вместе с ребятами.

Игра «Мимический кубик»

Цель: учить детей по схеме узнавать эмоциональное состояние и изображать его с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.

Этот кубик – палочка выручалочка в развитии эмоционального мира детишек, они очень любят с ним играть. Вариантов использования такого кубика очень много.

Первый вариант: Один ребенок кидает кубик и изображает в жестах и мимике выпавшую на кубике эмоцию, а остальные участники угадывают ее, затем картинка на кубике показывается остальным.

Второй вариант: Дети делятся на две группы: одни получают кубик, другие – карточки с изображением эмоций (пиктограммы) .

Ребенок первой группы кидает кубик и изображает эмоцию, а ребенок второй группы – выбирает карточку-пиктограмму, ей соответствующую.

Третий вариант: Дети произносят какую-либо фразу с интонацией, выпавшей на кубике. Например, фразу: «Скоро наступит весна».

Четвёртый вариант: К «Мимическому кубику» добавляется кубик с изображением животных.

Дети кидают оба кубика и произносят отдельные фразы или фразы из стихотворений, подражая голосу выпавшего животного и изображая его настроение (например, говорят фразу «Завтра я иду в гости» так, как сказала бы грустная лиса) .

Пятый вариант: к «Мимическому кубику» добавляется кубик с изображением каких-либо действий.

Дети кидают оба кубика и изображают действие с определённым настроением (например, гладят бельё с сердитым настроением). По ходу игры с детьми идёт обсуждение, почему можно быть сердитым во время глажки белья…

Четвёртый и пятый варианты игры наиболее сложные, их можно проводить тогда, когда дети научились справлять с заданиями каждого вида кубика по отдельности.

Игра «Разноцветные конверты»

В игре участвует группа детей количеством до 10 человек. Каждый ребёнок получает комплект из 7 карточек-пиктограмм, обозначающих основные эмоции (радость, страх, удивление, грусть, слёзы, покой, злость, каждый своего цвета. Дети раскладывают карточки перед собой и выполняют различные задания.

Вариант 1.

Цель: учить различать основные эмоциональные состояния персонажей и соотносить их с графическими изображениями.

Описание. Педагог показывает иллюстрации, на которых изображены дети, звери, сказочные персонажи в разном настроении.

Необходимо найти пиктограмму, соответствующую показанной карточке.

Можно в ходе игры просить детей вспомнить или придумать ситуацию (вспомнить эпизод сказки, в которой у показанного персонажа могло возникнуть то или иное настроение.

Вариант 2.

Цель: учить различать эмоциональные состояния по интонации голоса, мимике и соотносить их с графическими изображениями.

Описание. Педагог произносит какую-либо фразу с разной мимикой и эмоциональной окраской («Наступила осень» - грустно, «У меня скоро День рождения! » - весело, «Я не буду с ним играть! » - сердито и так далее). Детям необходимо найти подходящую пиктограмму.

Усложнение игры: педагог показывает любую пиктограмму из своего комплекта, дети самостоятельно придумывают подходящую к ней фразу и произносят её с необходимой интонацией и мимикой.

Вариант 3.

Цель: учить различать разнообразную по характеру музыку и соотносить её с графическими изображениями.

Описание. Педагог включает фрагменты музыки, создающие разнообразное настроение, дети находят и поднимают подходящую пиктограмму (можно использовать фрагменты классических произведений Чайковского, Шопена, Бетховена, Моцарта, Шостаковича и другие)

Надеюсь, что эти игры пригодятся в работе педагогам дошкольных учреждений!

www.maam.ru

Познакомить детей с символической, фантастической аналогией, методом фокальных объектов.

Игра "Что в круге" по теме группа - детский сад - улица - город.

Группа - в ней игрушки, мебель, посуда... дети.

Группа в детском саду - что еще есть в детском саду - кухня, прачечная, медицинский кабинет, музыкальный зал и т.д.

Игра на поиск закономерностей "Найди лишнее". Детям даются карточки с изображениями чего-то одновидового по теме "группа, детский сад" с включением одного предмета из другой системы

Найти лишнее и объяснить почему "это" липшее. Аргументы поисков могут быть разные. В конце продумать, как этот предмет связать с этой системой.

Какими символами можно обозначить помещения, кабинеты в детском саду - придумать и нарисовать на карточках.

Спеть первый куплет песни "Хорошо у нас в саду".

Анализ, что в детском саду нравится, что не нравится. Почему?

Вот бы детский сад - сказочный. Что там было бы? Что делали бы дети?

Все возможные варианты жизни подвергать с детьми анализу - хорошо или плохо. Кому? Когда? Почему?

Где находится детский сад - улица, город. Что еще есть на улице, в городе.

Предложить придумать совсем сказочную группу, используя метод фокальных объектов. Детям объясняем суть метода, что свойства одного, выбранного предмета переносим на другой, в данном случае - группу.

В конце обсуждения - дети с воспитателем составляют рассказ из самых интересных моментов, придуманных детьми.

Игра «Перевертыш»

Цель.Закрепить системный (компонентный, функциональный) подход, знакомя детей с детским садом. Обыграть привила безопасности в детском саду, на участке

Познакомить детей с приемом «Наоборот".

Познакомить детей с куклой-мальчиком, которая все делает наоборот. Что его не попросишь, все переворачивает, все делает не так.

Воспитатель предлагает познакомить куклу с детским садом. Можно тот, который в группе, а можно пойти по детскому саду (зависит от количества детей и организованности) .

По ходу "экскурсии", кукла все время нарушает технику безопасности - то прыгает по ступенькам, то влезает на стол, то хватает какие - то электрические приборы и т.д.

Дети с помощью воспитателя объясняют, почему так нельзя делать.

В группе составляют общий рассказ: "Что было бы, если... (с уклоном в безопасность жизни в саду) .

В конце занятия предложить оставить куклу у нас, ведь с ним где-то может что-то случится, а у нас он будет помогать все делать наоборот, когда нужно что-то изменить. Как назовем его: Незнайка - Неумейка, Наоборот, Перевертыш?

У нас в старшей группе был Перевертыш.

Тема «Город»

Цель. Системный подход по теме "город". Выявить особенности своего города.

Подводка к выявлению противоречий, анализируя с разных сторон обстоятельства, объекты.

Закрепить использование приемов фантазирования.

Подвести к принципу однородности предметов, используя метод фокальных объектов.

Игра «Назови, что видишь?»

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и произносит какое-либо обобщающее слово. Дети с закрытыми глазами, называют, что они "видят", когда слышат что слово.

Например, воспитатель произносит слово "Детский сад". Дети перечисляют: группа, воспитатель, дети, кухня, прогулка... Любой аналог, который возникает при этом слове.

Воспитатель произносит слова - группа, участок, улица, город

Игра "Посмотрим в окно ".

Детям предлагается рамка большого окна. Или "окно", сделанное из большой коробки. Предложить, открыв "окно", выглянуть в город или заглянуть в какое-либо помещение.

Что бы дети там увидели? Придумать маленькое описание на эту тему. Рассказать друг другу содержание увиденного.

Игра «Волшебники – помощники в городе»

Что было бы, если в наш город пришли волшебники-помощники.

Что стило бы с улицами, домами, киосками, скамейками, деревьями.....

"Эти изменения можно показать наглядно, сделав макеты домов из полоски бумаги, сложенной гармошкой. По мере увеличения дома - гармошка растягивается вверх - дом увеличивается в высоту; или в стороны - дом увеличивается в длину. То же самое с киосками, скамейками, остановками и т.д.

При оживлении всему прибавляются характерные детали оживления: ноги, руки, крылья, рот, глаза...

Игра "Посмотрим в окно" (усложнение) .

Все эти изменения обсуждаются с точки зрения - хорошо, плохо всему окружающему.

Предложить изменить наш город, сделав его похожим на... (взять овощи, фрукты, что-либо из растительного мира, из пищи) . Какой теперь будет город. Можно изменения по ходу обсуждения наносить на макет (не обязательно) . Обговорить, что будет в таком случае с самими домами, сжителями. Придумать название городу и жителям.

Главное показать детям хорошие и плохие стороны, когда все кругом из одного какого-либо материала.

Придумать начало и окончание истории: " ...и в поисках соли весь дом перерыв, пришел в магазин он, а там перерыв..." Отрывок из Ренаты Мухи.

Один из вариантов может быть (если сами не дойдут, можно подсказать) - весь город из соли......

В конце предложить нарисовать то, что больше всего понравилось в измененном городе. Дать название своему зафиксированному городу.

Игра "Паучок"

Познакомить детей с игрой "паучок", учить их анализировать любую ситуацию, предмет с двух противоположных сторон.

Игра на поиск закономерностей "Найди лишнее

Рассказать детям, что наш оживший детский сад, ушел в лес.

Теперь он там стоит - живет. Ему там нравится. Почему? Что в этом для детского сада хорошего?

Можно составить макет детского сада в лесу - используя любой материал в группе.

Предложить детям поселиться в этом детском саду, обговаривая с ними, что в этом будет нам хорошего, что плохого (удобно - неудобно) . Родителям? Машине, привозящей продукты в детский сад? Летом, осенью, зимой?

Анализ проводится в виде паучка, разбросавшего свои лапки на доске, где фиксируется весь анализ, все наиболее интересные высказывания детей, подхваченные воспитателем и записанные или (если возможно) обозначенные символами.

Детям показывается сама схема - как будто паучок раскинул свои ножки, а каждая ножка смотрит - хороша или плоха эта ситуация. Куда поставит, там увидит. Предложить обозначить ножки паучка разными цветами, чтоб сразу было видно, какая видит только хорошее, какая плохое.

Делаем все вместе макет паучка из бросового материала.

Игра "Паучок"

Х 1.1. Много деревьев, много места. Всегда чистый воздух.

П 1.1. Далеко от домов. Долго ехать, идти.

Х 2.1. Можно спрятаться, побегать. Будешь здоровым.

П 2.1. Все время стукаешься о деревья. Не докричишься до товарищей. Можно простудиться.

Х З. I. Много увидишь пока дойдешь, доедешь

П 3.1. Надо рано вставать. Поздно возвращаться домой.

X I.2. Близко от дома

П 1.2. Мало места гулять. Мишины рядом.

Х 2.1. Можно подольше поспать.

П 2 2. Сразу идешь домой, не погуляешь.

Х 3 2. Можно наблюдать за машинами. Нет деревьев, не стукаешься.

П 3 2. Не побегаешь. Все толкаются.

Когда сделан, обыгрывается "прогулка на участке" или сам участок (по выбору детей) .

Одни из вариантов неудобства гуляния на участке - дождь.

Как погулять в дождь, не намокнув. (Зонтов у нас нет) . Варианты решения принимаются фантастические и реальные. В реальном варианте можно обговорить, что в нем удобно, что неудобно. Сможем ли мы его использовать сейчас или когда-нибудь.

Игра «Точка зрения»

Учить функциональному подходу к окружающему миру.

Закрепить эмпатическое отношение ко всему окружающему, познакомить детей с игрой "Точка зрения".

Учить использовать приемы при решении возникших задач.

Анализ с детьми по игре "Паучок" осени, дождя. Поговорить о функциях дождя.

Как человек скрывается от дождя, прячется от дождя.

Как к этому относится дождь. Ведь дождь тоже что-то думает, о чем мечтает.

Но наш дождик уже отрастил волосы, тот был летний, а наш – какой? Осенний. Что думает осенний дождик, поливая деревья. Дома?

Детей, взрослых? Кого ему нравится поливать больше? А что думают дома, дороги, кусты, деревья, когда идет дождь.

Распределить роли среди детей, предложить рассказать, что они думают, чувствуют.

Во время обдумывания хорошо включить тихую "моросящую" мелодию.

Сделать макет дождика, проведя аналогию его с окружающими предметами и с отсутствующими. Отметить его характерные признаки. Как на макете нашего города показать, что дождь то есть, то его нет.

Если нарисуем, не: сможем убрать...

Обыграть макет дождя, переходя постепенно с одного предмета на другой - сделав из группы - город. Дети небольшими фразами говорят, что в этот момент чувствует дождик, а что этот превращенный предмет.

А дома дождик бывает? Что это?

Загадать загадку -

Материал с сайта nsportal.ru

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра на усвоение характера музыки

Игровой материал.

Демонстрационный:Плоские фигурки из картона, разрисованные в русском стиле.

Ход игры.

Детям раздают по одной карточке. Музыкальный руководитель исполняет «Баю-бай» Витлина, «Во саду ли в огороде», русская народная музыка. Дети, слушая музыку, определяют, что делать?

Под спокойную музыку качают матрешек, под веселую музыку матрешки пляшут.

Предварительный просмотр:

Игра для развития звуковысотного слуха

Игровой материал.Четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих) . На больших карточках изображены: гусь, утка, курица, птица; на маленьких - утята, гусята, цыплята, птенчики в гнездышке.

Ход игры.

Дети сидят полукругом напротив воспитателя, у каждого по одной маленькой карточке.

Музыкальный руководитель предлагает поиграть и начинает рассказ:

«В одном дворе жили курица с цыплятами, гусь с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались.

Мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку) : «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (поет на репервой октавы) .

Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря-кря, мы здесь» (поют на звуке лявторой октавы) .

Музыкальный руководитель забирает у ребят карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!» (поет на репервой октавы) . Игра продолжается, пока все птицы не найдут своих детей.

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра на развитие чувства ритма

Демонстрационный:Гусеница, выполненная из яркой бумаги-самоклейки с одной стороны и бархатной бумаги с другой (головка и несколько разноцветных отдельных животиков) .

Ход игры.

Придумать гусенице имя.

1. Педагог выкладывает на фланелеграфе головку гусеницы и предлагает детям придумать ей имя. Например: ДА-ША. Прохлопать разными вариантами, протопать, проиграть на музыкальных инструментах этот ритм.

2. Педагог выкладывает над головой гусеницы из кружочков или других фигур ритмическую формулу имени гусеницы. В дальнейшем это делают дети.

3. Приставить к головке два животика гусеницы.

Проговорить, прохлопать, проиграть на музыкальном инструменте (по выбору ребенка) получившийся ритмический рисунок.

4. Усложнение:разделить детей на две команды. Одна команда отхлопывает в ладоши ритмический рисунок одного животика, другая отшлепывает по коленям ритмический рисунок другого.

По теме:

Картотеку подготовила и выполнила: воспитатель Котова Ольга Александровна.

«ПОДБЕРИ ИГРУШКУ ТАНЮШКЕ»

Задачи:Закреплять представления о предметах быта, которыми можно/нельзя играть; развивать внимание; воспитывать чувство взаимопомощи.

Оборудование:

  • игровая карта с изображением девочки и «веселых» человечков;
  • картинки с изображением различных предметов быта и игрушек.

Ход игры:Воспитатель предлагает помочь Танюшке выбрать из предметов, показываемых веселыми человечками, те, которыми можно играть; объяснить, почему нельзя играть остальными.

«РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ОПАСНО - НАЙДИ»

Задачи:Закреплять представления об источниках опасности в доме; развивать сообразительность, внимание; воспитывать чувство товарищества.

Оборудование:Макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки) .

Ход игры:Воспитатель или ребенок отворачивается и считает до 3-5 (при необходимости до 10) , а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.

«ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ВЕЩАХ?»

Задачи:Расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества.

Оборудование:

  • четыре игровые карты с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара;
  • картинки с изображением различных бытовых предметов.

Ход игры:В игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них берет себе по игровой карте с изображением «травмы». Воспитатель (в дальнейшем ребенок) является ведущим. Он поочередно поднимает картинку с изображением предмета.

Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку. При отборе ребенок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.

«СОЕДИНИ ПО ТОЧКАМ»

Задачи:Закреплять представления об источниках опасности в быту; развивать мелкую моторику, закреплять навыки пользования карандашом, умение вести линию по точкам; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Оборудование:Листы с изображением контуров предметов (из точек) .

Задание:Соединить точки, раскрасить и рассказать, чем опасен данный предмет.

«ДОМИК УЛИТКИ»

Задачи:обобщать представления детей о правилах безопасного поведения; развивать охранительное самосознание; воспитывать чувство сотрудничества, закреплять навыки счета.

Оборудование:

  • игровое поле с изображением улитки, внутри домика которой нарисованы различные предметы домашнего обихода;
  • фишки;
  • кубик.

Ход игры:Дети по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку на столько делений, сколько точек выпало на кубике. Каждый играющий рассказывает о картинке, на которой стоит его фишка: что изображено, правила обращения с этим предметом.

«УГАДАЙ, КАКОЙ ЗНАК?»

Задачи:упражнять детей в умении различать дорожные знаки, закреплять знания детей о правилах дорожного движения; воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Оборудование:Кубики с наклеенными на них дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, указательными и знаками сервиса.

Ход игры:

1-й вариант.Ведущий приглашает по очереди к столу, где лежат кубики. Ребенок берет кубик, называет знак и подходит к детям, у которых уже есть знаки этой группы.

2-й вариант.Ведущий показывает знак. Дети находят этот знак на своих кубиках, показывают его и рассказывают, что он обозначает.

3-й вариант.Играющим раздают кубики. Дети внимательно изучают их. Далее каждый ребенок рассказывает о своем знаке, не называя его, а остальные отгадывают этот знак по описанию.

«ПО ДОРОГЕ»

Задачи:Закрепить знания о различных видах транспорта; тренировать внимание, память.

Оборудование:картинки грузового, легкового транспорта, фишки.

Ход игры:Перед поездкой договоритесь с детьми, кто какой вид транспорта будет собирать (для наглядности можно раздать картинки грузового и легкового транспорта, также можно взять специализированный транспорт: милиция, пожарные, скорая помощь и т.д.) . По дороге дети обращают внимание на машины, называя их и получая за это фишки. Кто больше соберет, тот и выиграл.

«НАЙДИ НУЖНЫЙ ЗНАК»

Задачи:Продолжать закреплять знания дорожных знаков, средства регулирования дорожного движения.

Оборудование:20 картонных карточек (пазлы) . На одних половинках карточек изображены дорожные знаки, на других – соответствующие им дорожные ситуации.

Ход игры:

1-й вариант.Ведущий отбирает карточки со знаками одного вида (или нескольких видов, если они малочисленные) . Половинки карточек с изображением дорожной ситуации ведущий раздает детям, а элементы со знаками раскладывает на столе лицевой стороной вверх. Затем он называет вид дорожных знаков и рассказывает об их общем значении. После этого ведущий предлагает детям найти общие внешние черты данного вида знаков (цвет, форма и т.д.) . Дети должны найти среди имеющихся у них элементов подходящую половинку карточки.

2-й вариант.Все половинки карточек со знаками дети делят поровну. Элементы с дорожными ситуациями перемешивают и кладут в центре стола лицевой стороной вниз. Дети по очереди берут карточки и подбирают их под свои.

Выигрывает тот, кто первым найдет подходящие половинки для всех своих карточек.

«МЫ-ПАССАЖИРЫ»

Задачи:Уточнить знания детей о том, что все мы бываем пассажирами; закрепить правила посадки в транспорт и высадки из него.

Оборудование:Картинки с дорожными ситуациями.

Ход игры:Дети берут по одной картинке и рассказывают, что на них нарисовано, объясняя, как надо поступать в той или иной ситуации.

«РАЗРЕЗНЫЕ ЗНАКИ»

Задачи:Развивать умение различать дорожные знаки; закрепить название дорожных знаков; развивать у детей логическое мышление, глазомер.

Оборудование:Разрезные знаки; образцы знаков.

Ход игры:

Ребенку сначала предлагают вспомнить, какие знаки дорожного движения он знает, а затем по образцу просят собрать разрезные знаки. Если ребенок легко справляется, то ему предлагают собрать знаки по памяти.

«ИГРА В СЛОВА»

Варианты игры:

1. Хлопните в ладоши, услышав слово, относящееся к светофору. Объясните выбор каждого слова: три глаза, стоит на улице, красный свет, стоит дома, перекресток, голубой свет, одна нога, желтый свет, помощник пешехода.

2. Хлопните в ладоши, услышав слово, относящееся к пассажиру. Объясните свой выбор: автобус, маршрут, остановка, дорога, купание, чтение, сон, билет, кондуктор, перелет на самолете, пешеход, сиденье, салон, кровать.

3. Составьте рассказ со словами: утро, завтрак, дорога в школу, тротуар, булочная, аптека, перекресток, надземный переход, светофор, школа.

«ХОРОШО – ПЛОХО»

Задачи:формировать представления о полезных и вредных свойствах огня. Развивать логическое мышление, память, внимание.

Ход игры:

Ребёнку показывается картина, изображающая различные виды применения огня (и хорошего и плохого) . Детям раздают карточки с изображением огня и предметов, связанных с огнём (спички, дрова, газовая плита, керосиновая лампа и т.д.) дети должны расположить карточки на картине – в нужное место.

  • Как правильно вызвать пожарных?
  • Что делать, если во время пожара нет возможности вызвать пожарных, и пути из дома отрезаны пожаром?
  • Можно ли заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных?
  • Что нужно делать, если в доме запахло газом?
  • Можно ли прятаться в шкафу или под столом во время пожара?
  • Можно ли поджигать тополиный пух?
  • Можно ли во время пожара устраивать сквозняк, открывая одновременно все окна и двери?
  • Можно ли использовать лифт во время пожара в доме?
  • Что нужно спасать во время пожара в первую очередь: деньги, документы или себя?
  • Как правильно покинуть задымлённое помещение?
  • Можно ли играть со спичками и зажигалками и почему?

«НАЗОВИ ПРИЧИНЫ ПОЖАРА»

Задачи:Формировать знания о причинах пожара. Развивать внимание, память, речь. Воспитывать ответственность.

Ход игры:

Из предложенных воспитателем сюжетных картинок (дети собирают осенние листья, дети вешают горящие свечи на ёлку, мальчик в шкафу играет спичками, дети поливают цветы и т. д.) ребёнок должен выбрать те ситуации, которые могут стать причиной пожара и аргументировать свой ответ, за что получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек к концу игры.

Виктория Дмитриева

Дидактические игры предназначены как для индивидуальной так и для подгрупповой работы с детьми 5 – 7 лет. Неоценимая помощь воспитателям, родителям, учителю-логопеду.

Применяются в образовательной области «Коммуникация».

Способствуют:

обучению грамоте (согласование числительных с существительными; образование существительных единственного и множественного числа; образование существительных родительного падежа единственного числа);

пополнению и расширению словарного запаса;

развитию фонематического слуха детей (автоматизация звука и дифференциация смешиваемых звуков в произношении);

развитию слоговой структуры слова;

развитию звукового анализа и синтеза, а также памяти, внимания, мышления.

Все игры можно легко выполнить своими руками.

Дидактическая игра "Посчитай- ка"

Цель: учить детей согласовывать числительные с существительными.

Оборудование: сюжетная картина «Смешарики», цветные картинки в количестве по 5 штук.

Ход игры: Перед ребёнком лежит сюжетная картинка, например, «Крош дарит Нюше цветы» и выкладываются еще картинки. Ребёнок должен сосчитать сколько же предметов подарил еще Крош Нюше. Например, один барабан, два барабана, три барабана, четыре барабана, пять барабанов. Логопеду, работая над автоматизацией определённого звука, в этой игре можно целенаправленно подобрать соответствующие картинки, для его автоматизации. Игра будет полезна вдвойне тем, что направлена на развитие грамматического строя речи и развитие фонематического слуха одновременно.

Дидактическая игра "Чего не ста ло"

Цель: учить детей образовывать существительные родительного падежа

единственного числа

Оборудование: сюжетная картинка, цветные картинки в любом количестве.

Ход игры:

Вариант 1. Играют взрослый и ребёнок.

Перед ребёнком лежит сюжетная картинка, например «В гостях у Чебурашки». Сказочный герой Муравей приходит в гости к Чебурашке с подарками. Ребёнок раскладывает подарки по комнате. Ребёнок перечисляет их, рассматривает. Затем даётся время на запоминание ребёнку. После этого предлагается закрыть ребёнку глаза. В это время взрослый убирает одну картинку или переворачивает её дном вверх. Задаёт ребёнку вопрос: «Чего не стало?». Ребёнок открывает глаза, разглядывает и отвечает, например: «Не стало смородины» и так далее.

Вариант 2. Ребёнок-ребёнок.

Принцип игры тот же. Только играют двое детей. Каждый по очереди является ведущим. Один ребёнок закрывает глаза, второй прячет картинку. И наоборот, меняются ролями. Детям очень интересно угадывать и прятать картинки. Игра проходит быстро и занимательно.

Если работать над автоматизацией определённого звука, то можно подобрать соответствующие картинки. Игра также полезна тем, что направлена на развитие грамматического строя речи и развитие фонематического слуха одновременно.



Дидактическая игра "Звуковые ча сы"

Цель: развивать фонематический слух и звуковой анализ слова

Оборудование: нарисованные часы на бумаге с картинками вместо цифр, стрелки.

Ход игры:

Вариант 1. Играют взрослый-ребёнок.

Ребёнку предлагается рассмотреть часы и найти картинки с заданным звуком, например, «З». Ребёнок двигает обе стрелки на часах, выбирая тем самым сразу две правильные картинки (заяц-арбуз). Детям старшего дошкольного возраста (с 6 до 7 лет) предлагается еще дополнительно задание на определение звука в слове (начале, середине, конце слова).

Вариант 2. Ребёнок-ребёнок (дети старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет). Принцип игры тот же. Только играют двое детей. Каждый по очереди является ведущим. Один ребёнок загадывает звук, второй ищет и расставляет стрелки. И наоборот, меняются ролями.


Дидактическая игра «Волшебный шк аф»

Цель: развивать слоговую структуру слова, автоматизировать звук в словах

Оборудование: сюжетный герой, нарисованный шкаф, цветные картинки.

Ход игры: Пират спрятал в шкафу предметы. Ребёнку необходимо перечислить их и определить в каждом слове количество слогов, прохлопывая каждое слово. Пример: ма-трёш-ка. Прохлопав слово три раза, ребёнок определяет тем самым количество слогов.

Логопед может подобрать заранее картинки с определённым звуком, для его автоматизации.



Дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания. Дидактические игры специально созданы педагогами для обучения детей. Это один из методов активного обучения дошкольников и учеников начальной школы, и это не случайно. Ребенок не будет сидеть и слушать нудную лекцию или доклад, он ничего не запомнит, потому что ему это не интересно. Ребенок любит играть. Поэтому педагогика соединила приятное с полезным, играя в дидактические игры, ребенок обучается, сам того не подозревая. Ему интересно. Он запоминает. Множество дидактических игр на совершенно разные темы мы предлагаем воспитателям и учителям начальных классов, а также родителям на сайте 7гуру.

  • Разложи подарки по коробкам. Дидактическая игра

    Дидактическая игра для детей дошкольников, в которой требуется разложить подарки по коробкам в соответствии с силуэтами на упаковках.

  • Собираемся на прогулку, одеваемся по сезону. Дидактическая игра

    Чтобы не простудиться и не перегреться, нужно правильно одеться. Одеться по погоде. Конечно же, одевая своего малыша на прогулку, вы говорите, какое время года на улице, какая погода и что нужно надеть. А чтобы закрепить эти знания, можно поиграть в такую игру.

  • Уборка в комнате: расставь по полочкам. Дидактическая игра

    Фактически, это та же дидактическая игра "Назови одним словом", но в несколько усложненном ее варианте. От ребенка требуется не только назвать группу похожих предметов (прежде всего по назначению), но самому из картинок собрать разрозненные предметы в группу и расставить их по нужным полочкам.

  • Цель: Дифференциация и автоматизация звуков в словах.

    Материал: сюжетная картинка, на которой нарисованы 2 ежа, держащие ручки от зонтиков (без верха); верх от зонтиков с картинками на дифференцируемые звуки.

    Ход игры: ребенку предлагается: одному ежику отобрать зонтики с одним звуком, а другому - с другим (зонтики разложены вперемешку на столе).

  • Прочитай по первым буквам - очень веселая и занимательная, и при этом развивающая навыки чтения игра для детей 5-6 лет. Это самые простые ребусы. Даны ряды картинок. Каждую картинку называем, выделяем, с какой буквы начинается название, и собираем из этих букв слово, ставя их по порядку слева направо.

  • Игра "Он, она, оно" для детей

    Игра «ОН – ОНА – ОНО» - является полезным примером дидактических игр по развитию речи, способствующих улучшению звуковой культуры речи, развитию мелкой моторики рук, а также развитию логического мышления и способности к формированию объяснения своего сделанного выбора. Правила игры заключаются в правильном подборе участниками карточек с изображениями персонажей и предметов, наименование и названия которых, должны быть упорядочены в соответствии с мужским, женскими, средним родами. Карточки размещаются на специальном поле, отдельным для каждого рода. После окончания сортирования карточек по родам, дети должны пояснить сделанный выбор.

  • Игра поможет развить зрительную память детей. Распечатайте карточки, на каждой из которых нарисовано несколько контуров разных предметов. Предложите ребенку проследить глазками по контурам и определить, какие предметы изображены на картинке.

  • Лото для детей "Веселые повара"

    Детское лото на тему приготовления пищи отлично подойдет в качестве развивающей игры для детей дошкольного возраста. Играем, как в обычное лото, а ребенок в это время сам того не подозревая, развивает в себе внимание и усваивает новые знания о том, как называются те или иные ингредиенты, блюда. А может быть ваш ребенок заинтересуется, как готовить такие блюда и станет в будущем великим шеф-поваром:)

  • Трудовое воспитание - это процесс организации и стимулирования трудовой деятельности детей, формирования у них трудовых умений и навыков, воспитания добросовестного отношения к своей работе, стимулирования творчества, инициативы и стремления к достижению более высоких результатов. Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и детском саду элементарных представлений о трудовых обязанностях. А начинаем мы формировать у ребенка эти представления, конечно же, через игру. Именно такие дидактические игры мы и представляем вам на этой страничке.

  • Дидактическая игра для детей "Кого мы видим в окошках"

    Играя, ребенок не только познает мир, но и учится правильно говорить. А учить этому поможет взрослый. Цель игры: Дифференциация и автоматизация звуков в словах Материал: многоэтажный дом из картона с вырезанными окошками; карточки картона по величине окошек с предметными картинками на одной стороне и раскрашенные в синий цвет с другой.

  • Игра "Чего не хватает?" (карточки)

    При поступлении в школу психолог обязательно даст ребенку такое задание - найти недостающий предмет на картинке и определить его в пустую клетку, то есть найти, чего в этой пустой клетке не хватает. Задание простое, даже проще, чем игра "Найди лишнее", в которой нужно знать обобщающие названия групп предметов (имена нарицательные), если понять логику. В каждом ряду или столбце должна прослеживаться некая последовательность картинок. Следующим ставится рисунок в соответствии с этой последовательностью. Но самые простые карточки к игре "Чего не хватает?" сделаны по принципу того, что в каждом ряду есть определенный набор вещей, а в последнем не хватает какой-то одной из них. Поиграем с детьми?

  • Расскажи сказку по картинкам. Мнемотаблицы для детей дошкольников

    Важно своевременно уделить внимание развитию речи ребенка, в частности научить его рассказывать о чем-то, то есть составлять связный рассказ. Начать лучше с чего-то знакомого, к примеру, со сказок, которые ребенку ни раз читали родители и, может быть, малыш даже знает их наизусть. Мы предлагаем вашему вниманию карточки с иллюстрациями к популярным детским сказкам, по которым с ребенком можно поиграть. В 3 года ребенку можно распечатать эти карточки или просто показывать на экране. Разрезать не нужно. Рассказать сказку, обязательно показывая пальчиком все события на рисунках.

  • Про диких животных для детей + карточки мнемотаблицы кто где живет и чем питается

    Что должен знать дошкольник про животных? Во-первых, дикое это животное или домашнее, животное леса, севера или Африки, то есть место обитания. Во-вторых, в каком "домике" живет животное, если оно дикое: это может быть нора, берлога, дупло или животное совсем не делает себе домика. В-третьих, чем это животное питается. Увлекательный рассказ - то, что нужно. И обязательно сопроводить этот рассказ о животных картинками, ведь мы же знаем, что зрительная память очень помогает в обучении дошкольника. Поговорим с ребенком о диких животных и покажем карточки, так малыши лучше заинтересуются темой и запомнят все подробности.

  • Игра "Четвертый лишний. Скоро в школу"

    Дети в старшей группе детского сада уже отлично понимают, что такое школа и что им предстоит научиться в ней писать и читать. Но, к сожалению, не все школьные принадлежности деткам знакомы. Игра четвертый лишний поможет не только познакомить ребят с различными школьными принадлежностями, но и развить логическое мышление и внимательность. Чтобы играть, нужно распечатать изображения. Каждый лист разрезаем на 4 карточки. Спрашиваем у ребенка:"Что лишнее в ряду? Почему? А для чего другие предметы? Как они называются?" Надеемся, игра окажется вам полезной.

  • Игра "Мой, моя, моё, мои"

    Забавно слышать от малышей, когда они говорят "моя папа" или "моё мяч", но это перестает быть забавным уже годам к четырем-пяти, когда ребенок должен уяснить, с какими словами употреблять моя, а с какими моё. Научить этому дошкольника поможет дидактическая игра. Нужно распечатать карточки. Разрезные картинки, соответственно, нарезать. Ребенок будет брать квадратики с предметами и складывать на соответствующую карточку в квадратное белое окошечко. Обязательно при этом проговаривать, к примеру: "рыбка моя".

  • Чтобы ребенок рос внимательным и чтобы в школе не обнаружились нарушения, связанные с вниманием и умением его концентрировать, с ребенком необходимо заниматься уже с малявочного возраста, а не дожидаться, когда ему стукнет 3-5 лет. Уже в год можно предложить ребенку такую игру: найти на картинках всех птичек или всех зайчиков. Игра улучшает концентрацию внимания у игрока, поскольку нужно не только отыскать все нужные предметы, но и запомнить, какие малыш уже показал, а какие еще нет.

  • Цель этих дидактических игр - помочь взрослым - родителям или воспитателю - подготовить малыша к школьному обучению, развить у него память, внимание, мышление. На каждой страничке малышу предлагается выполнить задание, задания рассчитаны на детей 4,5,6 летнего возраста (дошкольников). Мы надеемся, что эти занимательные задачки для ума помогут вашему малышу стать более внимательным и сообразительным.

  • Что перепутал художник? Дидактическая игра для детей

    Одно из важных умений человека, идущих через всю его жизнь и помогающих во многих жизненных ситуациях - умение логически мыслить и делать выводы. Вот такое умение, а еще наблюдательность и речь, мы и будем развивать у ребенка дошкольника в игре "Что перепутал художник?". Занимаясь, ребенок разовьет зрительное восприятие, память, связную речь. Игра состоит из карточек с картинками - небылицами.

  • Для начала расскажите ребенку, что же такое тень и когда она бывает. Когда любой не прозрачный предмет находится под источником света, он отбрасывает тень. Покажите на примере: включите лампу и поместите под нее любую игрушку. Почему это происходит? Предмет загораживает собой свет и поэтому за ним темно, это и есть тень. Затем распечатайте и разрежьте карточки, чтобы играть с ребенком. К каждой цветной картинке нужно подобрать ее пару - тень с тем же силуэтом.

  • Если родитель вовремя сам не расскажет ребенку, из чего сделано то-то и то-то, ребенок рано или поздно сам начнет задавать им этот вопрос. Это отлично! Есть повод обсудить, что из чего сделано. Вокруг нас так много веществ и такое многообразие материалов, что так сразу взрослый может и растеряться в объяснениях. Мы вам поможем.

  • Не каждый взрослый разбирается в спорте и хорошо знает все виды спорта, может назвать олимпийские, знает фамилии знаменитых спортсменов. А что уж говорить о детях. Будем исправлять это досадное недоразумение. Вашему вниманию предлагаются картинки с разными видами спорта, карточки эти - сочетание мультяшного героя и фотографии, как все это происходит в жизни. Картинки яркие и красивые, ребенку не должны они наскучить.

  • Детям предлагается поиграть в дидактическую игру "логические цепочки". Нужно составить карточки в правильной последовательности действий. Карточки разрезные, их нужно скачать, распечатать, разрезать по пунктиру и играть с ребенком. С малышами 2-3 лет можно играть онлайн, тогда ребенок будет просто показывать на экране пальчиком, а вы объяснять, почему эта картинка первая, вторая за ней и так далее.

  • Игра "Поиск предметов на картинке" для детей. Развиваем память

    Продолжаем развивать память наших малышей в игре. На этот раз вашему вниманию представляем игру по поиску предметов. Вам предлагается распечатать и разрезать карточки. На большом рисунке ребенок будет искать те предметы, которые изображены на маленьких карточках, и укладывать их на место, как в лото. Если нет возможности распечатать, можно поиграть в эту игру и онлайн, малыш будет просто находить необходимые предметы и показывать вам на экране пальчиком.

  • Игра "Найди отличия" для самых маленьких, в картинках

    Внимательность, порой, подводит многих ребятишек и даже взрослых людей, поэтому развивать ее нужно с раннего детства. Уже в 2 года малыш должен иметь осознавать понятия РАЗНЫЕ и ОДИНАКОВЫЕ, уметь находить отличия на картинках и называть их. 10 мелких отличий малыш, конечно, не найдет, да и не должен! Достаточно одного крупного различия. Учимся понятиям разный - одинаковый по картинкам, они разработаны специально для малышей и содержат только по одному отличию, которое ребенок должен заметить хотя бы в течение 10 секунд. А потом будет еще быстрее, вот увидите, как малыш с радостью тычет пальчиком в картинку сразу после вашей просьбы найти отличия.

  • Развивающие карточки для детей "Где чьи малыши?" (учим названия детенышей животных)

    Даже самым простым вещам малышу приходится учиться, многое нужно понять и запомнить, а родители и воспитатели обязаны помочь ребенку в этом нелегком процессе, обучая его в игровой форме. Тема сегодняшней нашей игры: "Где чьи малыши?". Нужно распечатать карточки с изображением животных, мам и их малышей. Карточки разрезаются по пунктирным линиям. Цель игры - подобрать по картинке к взрослому животному его малыша и малышей. Ребенок подбирает, а взрослый озвучивает название животного и его малыша.

  • В жизни все имеет свою противоположность: лето сменяется зимой, жара - морозом, день - ночью, радость переходит в печаль и наоборот. Чтобы ребенку было легче выразить словами то, что он думает, что видит и что чувствует, поможем ему разобраться в этих противоположностях. Карточки с картинками нам в этом помогут. Их можно скачать, распечатать и повесить на стенд или играть с ними, чтобы обучение прошло весело и без затруднений.

  • В обучении дошколят очень часто используются карточки с картинками, и математика не исключение. Как правило, цифра на них сопровождается изображениями предметов в том же количестве. Так ребенку проще запомнить саму цифру - он посчитает картинки и будет ассоциировать их количество с ней. На этой странице вы сможете скачать и распечатать красивые карточки с цифрами и числами от 0 до 10-ти.

  • Чем раньше вы начнете с ребенком заниматься умными играми, тем успешнее будет его обучение в коле, тем шире будет кругозор и понимание всех вещей и событий. Вроде бы, зачем маленькому ребенку учить названия фигур? А затем, что они нас окружают практически везде. Взгляните на домик - он квадратный, а крыша - треугольник. Круглое солнышко и круглая луна - наши верные спутники изо дня в день. Пирамидка похожа на треугольник, а яйцо на завтрак немного напоминает овал. Изучение с малышом фигур расширяет его кругозор. А в помощь маме и воспитателю - наши дидактические материалы, карточки, картинки.

  • Учим цвета: развивающие игры для самых маленьких

    Ребенок воспринимает разные цвета, уже впервые открыв глаза, и видит мир в красках. Вот только как же называются все эти краски? Их так много и создается впечатление, что все названия и не запомнить... Как научить ребенка различать цвета и выучить их названия? Об этом подробно в нашей статье.

  • Одним из довольно сложных на первый взгляд заданием для четырех- или пятилетнего ребенка является задачка на поиск недостающей фигуры в какой-либо закономерности. Но если немного потренироваться, закономерность ребенок сможет выявить легко, а, следовательно, с легкостью подберет и недостающую фигуру. Шестилетний ребенок с таким заданием должен справляться за несколько секунд.

  • Очень важно для успешного образования ребенка дать ему на ранних этапах обобщающие понятия, другими словами "как назвать группу предметов одним словом". Важно не столько для самого ребенка - он уяснит эти понятия с жизненным опытом, сколько для его поступления в школу - эти знания тщательно проверяются психологом и по их наличию или отсутствию преподаватели судят о развитии вашего чада. Так что не ударим в грязь лицом и выучим все эти понятия.

  • Танграм своими руками (схемы игры, фигуры)

    Танграм - старинная восточная головоломка из фигур, получившихся при разрезании квадрата на 7 частей особым образом: 2 больших треугольника, один средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. В результате складывания этих частей друг с другом получаются плоские фигуры, контуры которых напоминают всевозможные предметы, начиная от человека, животных и заканчивая орудиями труда и предметами обихода. Такого рода головоломки часто называют "геометрическими конструкторами", "головоломками из картона" или "разрезными головоломками".

    При любых заболеваниях не занимайтесь диагностикой и лечением самостоятельно, необходимо обязательно обратиться к врачу - специалисту.
    Изображения обложек учебной литературы приведены на страницах сайта исключительно в качестве иллюстративного материала (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса РФ)

Статьи по теме: