Дидактические игры с младшими школьниками. Сборник дидактических игр в начальных классах. Игра «Какие плоды на каком дереве растут?»

а) краткая характеристика

Предлагаемые художественно-дидактические игры и упражнения могут быть использованы, прежде всего, на уроке как для повторения закрепления уже имеющихся у детей знаний, так и для постижения нового в области изобразительного искусства.

Дидактическая игра создает условия для развития каждого ребенка, и о результатах познавательно-игровой деятельности можно судить не только тому, правильно ли ребенок выполнил то или другое задание, но и по его интересу к познаваемому материалу, готовности к самостоятельной творческой деятельности и оценка ее результатов. Игра активизирует познавательные процессы и способствует лучшему усвоению эстетических знаний, умений и навыков.

Структура дидактической игры такова: дидактическая задача, игровое действие, правило и результат. Для детей дидактическая задача подается в игровой форме и часто выражена в названии самой игры: например, «Какое дерево лист потеряло?», «Маска, чья ты?». Все структурные компоненты игры взаимосвязаны между собой, а отсутствие основных - игрового действия и правила - превращают игру в дидактическое упражнение. В основе игры - создание новой ситуации. Вначале это может происходить с помощью «оживления» игрушки, от лица которой сообщается игровая задача (например, найти ошибки в рисунке Незнайки), принятия на себя роли художника, мастера по росписи и т.д. В дальнейшем игровая ситуация создается лишь словесным настроем на познавательно-игровую деятельность. После этого работа учащихся освобождает от игрового смысла, чтобы не уводить в сторону от решения дидактической задачи.

При ознакомлении с новым игровым действием возможен пробный ход, в процессе которого учитель знакомит с правилами игры. Чтобы убедиться в том, что дети поняли игровое действие и задачу игры или упражнения, можно допустить умышленную ошибку, тем самым активизировать их мыслительную деятельность.

При разработке содержания и методики проведения игр и упражнений должна учитываться их связь с другими видами ученой деятельности на уроке. Они могут предварять изложение нового материала, организовывать поиск знаний, закреплять пройденное и служить повторением. Следовательно, место их на уроке может быть различным - в начале, в середине, в конце.

Место и роль каждой художественно-дидактической игры или упражнения определяют исходящие из содержания дидактической задачи. Так же продумывается их связь с другими формами учебной работы, возможные варианты усложнения или облегчения игровых задач, органическая взаимосвязь со всеми этапами урока. При этом четко выделяются те новые знания, умения и навыки, творческий опыт, которые нужно сформировать, основываясь на уже имеющихся.I

Главный методический принцип в использовании игр и упражнений -повторяемость игрового действия с различным содержанием как необходимое условие развивающегося эффекта.

Основу художественно-дидактических игр составили настольно-печатные и словесные игры. Все они основаны на принципе наглядности. Поэтому большое внимание нужно уделять оформлению дидактического материала.

Необходимо помнить, что главное условие успеха - это хорошее настроение игроков, их желание включится в игру и в решение учебной задачи, добиться хорошего результата.

б) примеры игр и упражнений

1. Игра-упражнение «Что бывает весной?».

Игра проводится на уроке тематического рисования.

Задача: развивать зрительную память и наблюдательность детей.

Материал: набор карт (репродукций) с изображением признаков разных времен года (например, капель, снегопад, листопад, ледоход на реке, поле цветов, заснеженные деревья, прилет птиц...)

Затем учитель показывает карты с изображениями признаков времен года. Когда дети видят признаки весны (капель, ледоход на реке, подснежник, ветка с распускающимися листочками и др.), они должны дружно хлопнуть в ладоши. Кто хлопнул неверно, выбывает из игры. К концу игры остаются самые внимательные и наблюдательные. В честь них может звучать веселая весенняя песенка.

Правило: игра проходит молча. Хлопать в ладоши участники должны только при демонстрации учителем карты с признаком весны.

Подобную игру можно провести на других уроках тематического рисования. Когда дети передают в рисунке, например, признаки осени или зимы.

2. «Новогоднее лото»

Игра проводится перед рисованием с натуры елочных игрушек.

Задача: научить обобщать форму предметов.

Материал: карты с изображением елочных игрушек простой, но выразительно формы; набор с изображением геометрических фигур на каждом.

Содержание: ребята раскладывают перед собой карты с изображением геометрических фигур. Учитель поочередно показывает карты с изображениями елочных игрушек. Дети должны отыскать в наборе изображение такой геометрической фигуры, форма которой соответствовала бы форме елочной игрушки. Правильно показанная карта откладывается от набора в сторону, неправильно показанная карта убирается в конверт набора. Выигрывает тот, у кого больше карт останется на парте.

Пробный ход: Учитель демонстрирует несколько елочных игрушек, ребята называют, какую геометрическую фигуру они напоминают.

3. Игра «В гостях у народных мастеров»

Игра проводится, когда дети уже знакомы с такими народными промыслами как Хохлома, Городец, Гжель, Дымково.

Задача: закрепить знания о народных промыслах, совершенствовать зрительную память.

Материал: репродукции или рисунки изделий (можно детские) народных промыслов; таблички с названиями «Городец», «Хохлома», «Гжель», «Дымково».

Содержание: вверху классной доски - таблички с названиями народных промыслов, внизу репродукции изделий. Игра начинается с создания игровой ситуации: мастера прислали свои изделия на выставку, но вот несчастье - в дороге потерялись таблички с названием промыслов. Детям предлагается определить, откуда и какие изделия присланы, и «расставить» их на полки с названиями народных промыслов.

Правило: каждый ряд расставляет изделия одного какого-нибудь промысла, например, первый - отыскивает изделия Хохломы, второй - Городца, третий - Гжели. Репродукции изделий прикрепляются над соответствующей табличкой.

Внизу доски остаются репродукции дымковских игрушек. Вопрос к классу: «Откуда привезли эти игрушки? Как они называются?» После «опознания» их помещают на «полку» с соответствующим названием (название до этого момента должно быть закрыто).

4. Игра - загадка «Ошибки Незнайки»

Игра проводится в начале урока, связанного с изображением дерева.

Задача: закрепить знания детей о строении дерева, развивать наблюдательность."

Материал: рисунки деревьев с ошибками в их строении.

Правило: Каждая команда - ряд по очереди называют и исправляют ошибку. За каждое правильное исправление ряд получает очко. Если игрок -представитель ряда неправильно определил ошибку или исправил ее, то очередь отвечать переходит к представителю другого ряда. Выигрывает команда, которая больше других набрала очков.

последнее изображение должно быть верным

5. Игра «Составь цветок» (разрезные картинки).

Игра проводится перед рисованием цветов с натуры.

Задача: развивать наблюдательность и зрительную память.

Материал: наборы резных картинок с изображением цветов на каждого учащегося.

Содержание: каждому участнику игры выдается пакет с карточками, на которых изображены составные части различных полевых и садовых цветов (ромашки, фиалки, тюльпана, одуванчика...). У каждого игрока находятся составные части 3-4 цветов. По просьбе учителя дети достают содержимое пакетов и начинают составлять из карточек-частей целый цветок. В это время может звучать песня о цветах. Выигрывает тат, кто быстро и правильно выполнит условие игры.

6. Кроссворд (для 1-х классов).

При составлении кроссвордов следует учитывать, что они должны быть связаны с целями и содержанием уроков изобразительного искусства; внешний вид и содержание их должны соответствовать возрастным особенностям детей. Для поддержания интереса к разгадыванию кроссвордов нужно придумывать различные способы изложения и оформления задания.

Планы - конспекты открытых уроков.

Педагог: Пучкова Е.В.

Тема урока: « Мы рисуем осень».

Цель урока: создать условия для сознательного выбора учащимися применения ими выразительных средств для передачи характерных признаков разных периодов осени.

Воспитательная задача: воспитывать у детей интерес к природе.

Образовательная задача: совершенствовать технику работы с красками (гуашь на цв. фоне).

Развивающая задача: развивать цветовидение.

Оборудование для учащихся:

гуашь, цветной фон (земля-небо), выполненный акварельными красками на прошлом уроке, кисти, палитра, баночка с водой, рабочая форма.

Оборудование для учителя:

игрушка - «Незнайка», иллюстрация картины И. Левитана «Осенний день. Сокольники», аудиозапись «Вальс осенних листьев», таблицы с изображением деревьев, разноцветные листья для игры.

План урока:

1. «Осенние месяцы». Введение в тему урока, выбор фона для рисунка (5 мин.).

2. Игра «Класс - лес» (оздоровительная пауза) (5 мин.).

3. Игра «Выбери деревья» (2 мин.).

4. Ставим опыт «Как получить коричневый цвет»? (2 мин.).

5. «Рисуем дерево». Практическая работа (10 мин.).

6. Игра «Листики» (динамическая пауза).

7. Ставим опыт «Как получить оранжевый и серый цвета»? (3 мин.).

8. «Рисуем листья». Практическая работа (10 мин.).

9. Подведение итогов (3 мин.).

Ход урока:

1. Учитель: Ребята, какое сейчас время года? А месяц? Кроме октября, какие ещё осенние месяцы вы знаете?

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Это я - Незнайка. Я нарисовал осень, и вот что у меня получилось (показывает рисунок). Художник Тюбик замучил меня насмешками, говорит, что я не знаю ничего об осени. А я с ним не согласен, я всё знаю! Осенью всегда грязно, холодно, тоскливо, всегда идёт дождь, никакого настроения нет! Ведь правда?

Учитель: В осени три месяца. Неужели они все одинаковые? Осень называют капризным временем года, и не случайно. Капризуля - осень меняет своё настроение не только каждый месяц, но даже каждый день.

Сейчас мы вспомним, какая разная бывает осень, и подключим наши глазки, ушки и ручки.

СЕНТЯБРЬ.

Иван Бунин.

Лес, точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

В этом месяце вы впервые пришли в школу, в 1 класс. Ещё чувствуется тепло уходящего лета. Все деревья окрасились в желтые, оранжевые, красные цвета. Природа спокойна и красива. Это время назвали «золотой» осенью.

Этот месяц нарисовал русский художник Исаак Левитан. Название «Осенний день. Сокольники». Посмотрите на картину. Что вы видите?

Осенний, ненастный день, но тихий и задумчивый. Осенняя тишина, грусть. Левитан стремился передать влажность воздуха ненастного осеннего дня: даль тает в дымке.

В октябре солнышко светит реже, а дожди идут чаще, листьев на деревьях мало. Дни короче и холоднее.

Осень в ноябре называют уходящей, поздней. На пятки осени наступает зима, лужицы по утрам затянуты льдом, иногда выпадает снег.

2. Игра «Класс-лес».

Ребята! А осень нас услышала! Я уже слышу её шаги. Сейчас зазвучит музыка, и осень-волшебница превратит вас в деревья.

(Встали. Звучит музыка «Вальс осенних листьев»).

Посмотрите: вы-стволы деревьев, ваши руки-толстые ветви, пальчики-тонкие веточки, они движутся в такт музыке. Руками покажем, как кружатся листья. Но…(музыка стала медленней) вдруг подморозило и пошёл снег. Стоп (музыка остановилась). Волшебство закончилось. Сели.

3. Игра «Выбери деревья».

Перед вами три рисунка - три дерева. Для какого месяца подходит каждое из них? Почему?

Какого цвета стволы деревьев? А у всех ли есть в наборе баночка коричневой гуаши? Нет. Что делать?

4. Ставим опыт:

на палитре смешиваем зелёную с красной краски.

5. Рисуем дерево:

на подготовленном на прошлом уроке фоне (земля-небо). Деревья нарисованы, но нет листьев.

6. Игра «Листики».

Детям выдаются листики разных оттенков, по очереди каждый прикрепит свой листик к тому дереву, к которому больше подходит по цвету (к сентябрьскому, к октябрьскому или ноябрьскому).

Сейчас нам в работе понадобятся цвета, которые опять есть не у всех. Это оранжевый, серый.

7. Ставим опыт:

на палитре смешиваем красную с желтой, белую с чёрной.

8. Рисуем листья:

мазочками на деревьях, на земле.

9. Подведение итогов.

Покажем Незнайке какой может быть осень разной, соберём на доске ваши работы.

Незнайка предлагает «прогуляться»: погреться на солнышке в сентябре, погрустить вместе с опадающими листьями в октябре, прислушаться к шуму ветра в ветках деревьев в ноябре.

Педагог: Пучкова Е. В.

План - конспект урока ИЗО в 1 классе.

Тема урока: «Золотое слово Хохлома».

Цель урока: углубить эстетические познания о творчестве художников из Хохломы.

Воспитательная задача: научать эмоционально откликаться на художественную сторону окружающего предметного мира.

Образовательная задача: закрепить умения детей рисовать хохломской орнамент, умение компоновать орнамент на разных по форме предметах.

Развивающая задача: развивать интерес и любовь к народному творчеству.

Оборудование для учителя: гуашь, кисть, шаблоны чашек, ложек, мисок, 3 ватмана, хохломская и не хохломская посуда, вырезанные из бумаги цветы (различных оттенков), методические таблицы «Народные промыслы», «Этапы изготовления хохломской посуды», ТСО (телевизор, видео- и аудиоаппаратура), видеофильм «Хохломская роспись», аудиокассета с записью русских народных наигрышей, игрушечный медвежонок.

Оборудование для учащихся: пр. карандаш, гуашь, кисть, баночка с водой.

План урока:

I. Организационный момент (5 мин.)

II. Повтор пройденного материала. Игра «Знатоки» (12 мин.)

III. Оздоровительная пауза «Прогулка по лесной поляне» (3 мин).

IV. «Сказка о птице Жар» (2 мин.).

V. Практическая работа «Подарок для Мишутки» (13 мин.)

VI. Подведение итогов (5 мин.)

Ход урока:

I. Под русские народные наигрыши ученики входят в класс, рассаживаются по группам. Учитель предлагает каждому ученику выбрать цветок, по цвету соответствующий настроению ученика на начало урока. На доске учитель прикрепляет отобранные цветы, создаётся «Цветущий луг»: «Посмотрите на получившийся «луг». Вот какое настроение у вас сейчас».

II. Показывая на выставленную хохломскую посуду, учитель говорит:

Выросла золотая травка на ложке,

Распустился красный цветок мальва на плошке.

Ягода клюква поспела на поварёшке,

Клюёт эту ягоду хохлатая птица - золотое перо.

Вы уже подумали, сказка началась? А это быль. Посмотрите на эту великолепную посуду. Как она называется? Почему?

Сейчас мы вспомним всё, что знаем о ней, а также продемонстрируем своё умение украшать разные вещи хохломской росписью.

Игра «Знатоки».

Ученики разделены на три группы. Каждая группа получает своё задание.

Первая группа: ученики получают таблицу «Народные промыслы». Надо найти фотографию посуды из Хохломы и ответить на вопрос: «По каким признакам вы определили это?»

Вторая группа: получает три предмета быта, только одно из них - хохломская посуда. Ученикам надо указать на хохломскую посуду и ответить на вопрос: «Почему вы так решили?»

Третья группа: должна перечислить этапы росписи травного орнамента «веточка» (ранее уже изученного), грамотно назвать составляющие орнамент элементы.

Учитель, иллюстрируя слова учеников, рисует веточку на доске.

Учитель: «Сейчас мы увидим, как делают хохломскую посуду и расписывают её. После просмотра вы должны перечислить все превращения, происходящие с посудой, прежде чем она станет «золотой».

Ученики просматривают поставленную учителем видеокассету «Хохломская роспись», затем отвечают на вопрос учителя, пользуясь таблицей «Этапы изготовления хохломской посуды».

III. Оздоровительная пауза «Прогулка по лесной поляне». Учитель: «Хохломские мастера учились красоте у природы. Давайте и мы «погуляем» по лесной поляне. Встали. Представили себя на красивой, залитой солнцем, лесной поляне. Посмотрели вверх - на «солнышко», потянулись вверх руками. Опустили руки. Оглянулись по сторонам: повернулись направо - потянулись, повернулись налево - потянулись. А что растёт на поляне? Давайте «нарвём цветов». Несколько раз наклоняемся и выпрямляемся: «рвём цветы». Какой красивый букет мы собрали! Полюбуемся цветами. Наклоны головы попеременно влево - вправо. Оздоровительная пауза закончена. Сели».

IV. «Сказка о птице Жар». Учитель: «А как же оно начиналось, это удивительное хохломское художество? Разное рассказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился в лесу, за Волгой, весёлый мужичок - умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Сварил себе пшённую кашу, и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он угостил её. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чаша стала золотой. Это, конечно, легенда, сказка. А начало золотой росписи идёт от древних мастеров - иконописцев».

V. Практическая работа «Подарок для Мишутки». Ученикам учитель предлагает приготовить «подарок для Мишутки» (игрушечного медведя): расписную посуду. Каждой группе выдаётся набор шаблонов (ложка, чашка, миска), которые необходимо украсить травным орнаментом, используя хохломскую палитру красок.

Учитель просит обратить внимание на соответствие узора и формы предметов: узкие части украшаются тонкими полосками орнамента, а широкие - наоборот.

VI. Подведение итогов. Расписанные шаблоны прикрепляются на листы ватмана, для каждой группы - отдельно, вывешиваются на доске.

Учитель: «Любуюсь я вашими работами и думаю, какое странное и весёлое слово хохлома. В нём и смех слышится, и восхищённое ОХ! И восторженное АХ! Я уверена - такая посуда понравится Мишутке. А своей маме вы хотели бы сделать такой подарок? Что вам понадобилось на уроке? А чему вы научились? Какое у вас самочувствие? Давайте опять выберем по цветку, совпадающему по цвету с вашим настроением на конец урока. Изменилось ли настроение?»

На соседней доске, рядом с «цветущим лугом», составленным вначале урока, появляется ещё один «луг», отражающий настроение класса на конец урока.

Педагог: Пучкова Е.В.

План-конспект урока ИЗО в 1 классе.

Тема урока: «Всё имеет своё строение».

Цель урока: развивать навыки работы с бумагой и ножницами.

Воспитательная задача: воспитывать аккуратность.

Образовательная задача: формировать умение видеть конструкцию - построение предмета, освоить навыки вырезания фигур из полосы, без размётки (круги, овалы, полукруги).

Развивающая задача: развивать мелкую моторику, развивать воображение.

Оборудование для учащихся:

Цветная бумага, ножницы, клей, рабочая форма.

Оборудование для учителя:

Цветная бумага, ножницы, клей, фотографии или рисунки животных и их схемы, составленные из геометрических фигур.

План урока:

I. Объяснение нового материала: 1. Правила пользования ножницами (2 мин.); 2. Игра «Угадай геометрическую фигуру» (оздоровительная пауза) (5 мин.).

II. Игра «Все имеет своё строение» (3 мин.).

III. Практическая работа (15 мин.).

IV. Игра «Геометрические фантазии» (15 мин.).

V. Динамическая пауза (3 мин.).

VI. Подведение итогов. Оценивание (2 мин.).

Ход урока:

I. Учитель: наш урок называется «Все имеет своё строение». Сегодня мы поговорим о геометрических фигурах, научимся вырезать их из полосы бумаги, без размётки, так же научимся составлять изображения животных из геометрических фигур.

Отгадайте загадку: два конца, два кольца, а посередине - гвоздик. (Это ножницы).

1. Правила пользования ножницами.

Чтобы работа с ножницами была безопасной, мы разучим правила пользования ножницами:

1. Когда ножницы не требуются, они должны находиться на парте, закрытыми, всегда острым концом от ученика. (Ученики выполняют это правило).

2. Если надо передать ножницы, то всегда делайте это кольцами вперёд. (Ученики выполняют это правило, обменявшись ножницами друг с другом. После этого выполняют правило №1).

2. Игра «Угадай геометрическую фигуру» (оздоровительная пауза).

Класс встает. Учитель произносит стихотворения и загадки про геометрические фигуры, а ученики угадывают их, «рисуя» руками по воздуху (каждую фигуру сначала правой рукой, затем левой).

Круг: Круг сова нарисовала. Ну конечно, это он: ни конца и ни начала, ни углов и ни сторон.

Полукруг: Нельзя сидеть без дела вам, продолжим курс наук: мы круг разделим пополам - получим полукруг.

Овал: Петя круг руками сжал - превратился круг в овал.

Треугольник: В треугольнике каждом видны три угла и три стороны.

Квадрат: Вот углы - четыре равных, равных столько же сторон. Наш квадрат, какой он славный, до чего ж квадратный он!

Прямоугольник: Два квадрата встали в ряд: раз квадрат и два квадрат. Волшебник их соединил - прямоугольник получил.

II. Игра «Всё имеет своё строение». Любое изображение можно составить из простых геометрических фигур. На доске вывешены рисунки животных и их схемы, составленные из геометрических фигур. Ученики должны к каждому рисунку животного подобрать соответствующую схему.

III. Практическая работа. Поэтапно повторяя действия за учителем, учащиеся нарезают из полосок бумаги (без размётки) круги, овалы, полукруги.

IV. Игра «Геометрические фантазии». Из нарезанных фигур ученики составляют фигурки животных. Приклеивают.

V. Динамическая пауза. Учащиеся наводят порядок на рабочем месте, собирают, выбрасывают обрезки бумаги.

VI. Подведение итогов.

Заключительное задание: оценка учениками своих работ. Учитель предлагает для этого каждому поставить на своей работе варианты отметок:


Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и в шесть, и в семь лет. Наблюдение физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются совсем) с режимом работы и учебной программой. При традиционной системе образования из этих детей, как правило, формируются отстающие и второгодники. В связи с этим представляем подборку игр, направленных на адаптацию к школьной жизни первоклассников.

Список имеющихся в данном материале игр по целям:

Давайте познакомимся.

Цель: знакомство детей с учителем и друг с другом.

Игру начинает учитель. Он объясняет детям, что в называемых им словах встречается буква, с которой начинается его имя (количество букв в словах не должно превышать 3-4). Задача ребят - отгадать, как зовут учителя. Тот из учеников, кто правильно назовет имя педагога, становится ведущим и продолжает игру, также вспоминая слова, в которых есть первая буква его имени. Игра проводится до тех пор, пока все дети не представятся.

Школьные загадки

Цель: ознакомление учеников со школьными принадлежностями, их происхождением, предназначением, правилами применения.

Учитель зачитывает загадки, дети называют отгадки и показывают (если есть возможность) соответствующие предметы в классе. Педагог перед началом игры обращает внимание ребят на правило поведения ученика - поднять руку для демонстрации готовности к ответу.

На страницах букваря Тридцать три богатыря. Мудрецов-богатырей Знает каждый грамотей. (Алфавит)

Знаки черные, кривые, От рожденья все немые. А как выстроятся в ряд - Сразу все заговорят. (Буквы)

Я все знаю, всех учу, Но сама всегда молчу. (Книга)

В этой узенькой коробке Ты найдешь карандаши, Ручки, кисти, скрепки, кнопки,

Что угодно для души. (Пенал)

Свою косичку без опаски Она обмакивает в краски. Потом окрашенной косичкой В альбоме водит по страничке. (Кисточка)

Разноцветные сестрицы Заскучали без водицы. Дядя, длинный и худой, Носит воду бородой. И сестрицы вместе с ним Нарисуют дом и дым. (Кисточка и краски)

В черном поле заяц белый Прыгал, бегал, петли делал. След за ним был тоже бел. Кто же этот заяц? - (Мел)

Сговорились две ноги Делать дуги и круги. (Циркуль)

Новый дом несу в руке, Дверца дома на замке. Тут жильцы бумажные, Все ужасно важные. (Портфель, книги, тетради)

Стоит чудесная скамья, На ней уселись ты да я. Скамья ведет обоих нас Из года в год, Из класса в класс. (Парта)

По черному белым Пишут то и дело. Потрут тряпицей - Чиста страница. (Школьная доска)

Мой класс

Цель: развитие умения пространственной ориентации в классе методом моделирования, составление и усвоение схемы класса.

Педагог раздает ученикам листы формата А4 и просит нарисовать схему класса (работа организуется в парах или в группах). Затем проводится коллективное обсуждение выполненных работ, учитель обращает внимание ребят на допущенные ошибки и неточности в пропорциях рисунков, отображении местоположения предметов мебели и оборудования класса и т. д.

Пантомима

Цель: ознакомление с понятием "режим дня ".

Учитель делит класс на микрогруппы, каждая получает задание придумать пантомиму на тему "Режим дня". Участники групп показывают жестами умывание, застилание постели, утреннюю гимнастику, завтрак, действия в школе и т. д. Остальные игроки должны угадать, что им демонстрируется. После игры проводится коллективная беседа о важности соблюдения режима дня.

Ежели вы вежливы

Цель: изучение правил вежливости и развитие коммуникативных умений при организации групповой работы.

Учитель делит класс на микрогруппы, каждая получает задание: назвать как можно больше вежливых слов; вспомнить, какие слова говорят при встрече (прощании); нарисовать вежливого (невежливого) человека; разыграть сценку "Вежливый мальчик"; придумать историю про лягушонка, которого друзья научили правилам вежливости и т. д.

Я и мы

Цель: развитие коммуникативных умений и навыков через ознакомление учеников с индивидуальной и коллективной формами ответа на поставленный вопрос.

Перед проведением игры учитель объясняет ребятам, что будет задавать вопросы, на которые они должны ответить или хором, или индивидуально.

Вопросы, требующие коллективного ответа:

  1. Вы учитесь в пятом классе?
  2. Наша страна называется Республика Беларусь (Россия?)?
  3. Сколько ног у человека?
  4. У вас сейчас второй урок?
  5. Вы сейчас спите?
  6. Кого в нашем классе больше - мальчиков или девочек?
  7. Сегодня выходной день?
  8. Мальчики носят юбки?
  9. Вы чистите зубы?
  10. Можно переходить дорогу на красный сигнал светофора?

Вопросы, требующие индивидуального ответа:

  1. Как тебя зовут?
  2. У тебя есть домашнее животное?
  3. Как называется улица, на которой находится твой дом?
  4. На каком этаже ты живешь?
  5. Кем работают твои родители?
  6. Ты любишь рисовать?
  7. Где ты отдыхал этим летом?
  8. У тебя есть братья или сестры?
  9. Сколько тебе лет?
  10. Чем ты любишь заниматься в свободное время?

Нарисуй словами

Цель: развитие и совершенствование речевых умений и навыков учеников в процессе составления словесного портрета.

Учитель предлагает ребятам по желанию составить словесное описание кого-нибудь из одноклассников, не называя его имени. Задача остальных учеников - отгадать, чей это словесный портрет.

Что на что похоже?

Цель: развитие умения различать и определять геометрические фигуры при выполнении упражнений на соотнесение сенсорных эталонов с окружающими предметами.

Перед проведением игры учитель называет и показывает детям геометрические фигуры разных цветов и размеров, объясняет, чем они похожи и какие имеют отличия. Затем педагог обращает внимание учеников на изображения различных предметов, имеющих форму определенной геометрической фигуры. Задача учеников - назвать геометрическую фигуру и еще несколько предметов такой же формы.

  1. Тарелка, часы, колесо, бублик, пуговица, торт, мяч. (Круг)
  2. Плитка шоколада, книга, дверь, блокнот, кирпич. (Прямоугольник)
  3. Кусочек торта, линейка-угольник, крыша дома, пионерский галстук. (Треугольник)
  4. Подушка, печенье, стол, коробка для компьютерного диска. (Квадрат)
  5. Яйцо, мыло, зеркало, стадион, скрепка. (Овал)

Похоже, да не то же

Цепь: обучение нахождению различий и общих свойств предметов.

Учитель демонстрирует детям карточки с иллюстративным материалом, ученики должны определить, какой из рисунков лишний.

Карточка 1: вертолет, птица, воздушный шар, самолет.

Карточка 2: красный тюльпан, желтая роза, желтый нарцисс, желтый ирис.

Карточка 3: фломастер, карандаш, мелок, ручка.

Карточка 4: Буратино, Незнайка, Емеля, Дюймовочка.

Карточка 5: лиса, слон, кенгуру, гиппопотам.

Карточка 6: санки, велосипед, коньки, лыжи.

Карточка 7: дуб, клен, яблоня, каштан.

Карточка 8: петух, цыпленок, курица, индюк.

Карточка 9: зеленый помидор, зеленое яблоко, огурец, капуста.

Карточка 10: машина скорой помощи, автобус, милицейская машина, пожарная машина.

Карточка 11: клевер, мать-и-мачеха, астра, одуванчик.

Карточка 12: стакан, кружка, чашка, ваза.

Карточка 13: плюшевый медведь, бурый медведь, гризли, белый медведь.

Карточка 14: лужа, снеговик, река, озеро.

Карточка 15: ложка, нож, тарелка, вилка.

Дидактические игры для старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Балдовская Гуля Рашитовна, воспитатель МБ ДОУ «Сказка» №385, г.Екатеринбург.
Описание материала:
Игра обогащает ребёнка знаниями, будит его фантазию и воображение, развивает умения и навыки, стимулирует развитие мышления, памяти, способствует психическому развитию в целом. Именно игра ведёт ребёнка от развлечения к развитию. В игре обучение детей протекает легче и быстрее.
В игре происходит становление личности ребёнка, развиваются черты его характера, формируется общительность, инициативность, активность.
В игре ребёнок получает массу удовольствий, развивается эмоционально.
Ребёнок впервые испытывает потребность в достижении успеха и понимает, что успех во многом зависит от старания.
Данный материал можно использовать на прогулке в детском саду и в пришкольном летнем лагере. Предназначен для учителей начальных классов, воспитателей старшей группы, студентов, родителей.
Цель: развитие памяти, речи, развитие фонематических представлений, совершенствование навыков составления и чтения слов, развитие математических способностей, уточнение знаний о геометрических фигурах, их закрепление, развитие навыка пересказа знакомой сказки.
Задачи: 1. Стимулировать развитие мышления, памяти, воображения, фантазии.
2. Формировать коммуникативные навыки
1. «Умные классики»
Оборудование: цветной мел, мешочки с карточками, контейнер с фишками или медальоны.
Педагог предлагает поиграть детям в необычные классики. На площадке цветным мелом чертятся традиционные классики, состоящие из шести квадратов.
Игроки выстраиваются в одну колонну друг за другом перед классиками. Все вместе игроки решают, как будут совершать передвижение: прыгая на обеих ногах, на одной ноге или меняя ноги.
Первый этап игры называется « +1». Играющий достаёт из мешочка карточку с цифрой (1,2,3,4) и, прыгая из квадрата в квадрат, решает примеры, причём в первом примере он прибавляет единицу к тому числу, которое написано у него на карточке. Например, у играющего на карточке число 2. Значит, он составляет и решает цепочку примеров 2+1=3, 3+1=4, 4+1=5, 5+1=6, 6+1=7, 7+1=8. Пройдя все квадраты и решив примеры, играющий получает фишку. Таким же образом на первом этапе действуют все игроки. Допустивший ошибку игрок не проходит первый этап и не получает фишку.
Второй этап игры называется «-1». Для этого этапа в мешочке лежат карточки с числами: 10,9,8,7. Например, у играющего на карточке число 9. Значит, он составляет и решает цепочку примеров 9-1=8, 8-1=7, 7-1=6, 6-1=5, 5-1=4, 4-1=3.
Третий этап называется «Подбери слова». Для этого в мешочке лежат карточки с буквами. Играющие, совершая прыжки, должны придумать слова, содержащие звук, соответствующий букве на карточке.
Четвёртый этап «Обобщения». Для него на карточках написаны слова-обобщения. Прыгая из квадрата в квадрат, играющий перечисляет слова на заданную тему.
В конце игры подводятся итоги. Побеждают игроки, прошедшие все этапы без ошибок и получившие по четыре фишки. Вместо фишек можно использовать медальоны.
2. «1, 2, 3,4, 5»
Оборудование: мяч среднего размера, мешочек с карточками.
Педагог предлагает детям образовать круг и с помощью любой считалки выбирает водящего. Водящий встаёт в центр круга и берёт в руки мешочек с карточками. По команде педагога дети начинают перебрасывать мяч по кругу (по часовой стрелке), произнося слова:
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Мяч бросай и не зевай,
Что покажут, называй.
После этого водящий достаёт из мешочка карточку, показывает её детям и называет (например, для дошкольного возраста подойдут такие обобщения: «овощи», «фрукты, «музыкальные инструменты», «лекарственные растения», « полевые цветы», « профессии», «насекомые», «спорт», «природные явления», « домашние животные», «дикие животные», «садовые ягоды», «лесные ягоды», «зимующие птицы», «перелётные птицы».
Для младшего школьного возраста обобщающие слова усложняются:
«реки», «моря», «озёра», «страны», «речные рыбы», «морские рыбы», «планеты», «марки машин», «животные жарких стран, «животные крайнего севера», «комнатные цветы», «садовые цветы» и т.д). Итак, обобщающие слова педагог выбирает, учитывая возраст детей.
Тот ребёнок, у которого в руках мяч, начинает ритмично подбрасывать его со словами: « Я знаю пять названий овощей: помидор -один, огурец-два, картофель-три, баклажан-четыре, патиссон-пять». После этого он перебрасывает мяч стоящему от него слева ребёнку. Водящий вновь достаёт, показывает и называет карточку. Дети, которые не смогли назвать пять предметов по предложенной теме, выбывают из игры.
Считалочка:
Тра-та-та! Тра-та-та!
Вот какая красота:
На горе стоит сосна,
На сосне сидит без сна
Пучеглазая сова,
Вот такая голова.
Всю ночь не спит,
За порядком следит.
А ты не следи,
Раз, два, три, выходи!

3. «Волшебное дерево»
Оборудование : разноцветные квадраты из картона или пластика с написанными на них слогами (ЗИ, МА, МА, ГА, ЗИН, ЛИ, СА, КА, ЧЕ, ЛИ, У, ЛИ, ЦА, МА, ЛИ, НА, ТРА, ВА, КАР, ТИ, НА, НЕ, БО, ДЕ, РЕ, ВО, ЛО, ПА, ТА, МО, ЛО, КО, КО, РО, ВА и т. д), разноцветные прищепки, ведёрки по числу детей.
Перед прогулкой педагог с помощью скрепок прикрепляет на ветви дерева или куста карточки со слогами.
Отрывок из стихотворения К.И. Чуковского открывает игру:
Как у наших у ворот
Чудо дерево растёт.
Затем дети вместе с педагогом гуляют по территории и ищут это чудо-дерево, удивляются, что на дереве «растут» карточки со слогами.
Педагог предлагает детям составить слова из слогов, которые висят на дереве (на кусте). Как только ребёнок составляет слово, педагог снимает карточки с дерева и кладёт ребёнку в ведёрко. Когда карточки на дереве закончатся, педагог предлагает расположиться на скамейке и сложить из слогов, которые лежат в ведёрках, слова. Дети составляют и читают слова. Побеждает тот ребёнок, у которого получилось наибольшее количество слов.
4. «Хитрые фигуры»
Оборудование: пары разноцветных геометрических фигур или парные предметные картинки, подбор их зависит от того в какой группе проводится игра.
Дети становятся в круг. С помощью считалочки выбирают водящего. Водящий становится в круг, смотрит, как педагог раздаёт геометрические фигуры, и запоминает, у кого какие фигуры в руках. Когда каждый ребёнок получит фигуру, педагог просит детей спрятать фигуры за спину и говорит следующие слова:
Ну а ты теперь води,
Быстро парочки найди!
Водящий подходит к любому играющему и просит показать фигуру, которая у него за спиной. Ребёнок показывает фигуру. Водящий должен показать ребёнка, у которого такая же фигура. Если он ошибается три раза, игра начинается сначала. Выигрывает, если правильно назовёт все пары.
Считалочка:
Динь-дон, динь-дон,
На полянке перезвон.
Колокольчики звенят,
Так приветствуя ребят.
Динь-дон, динь-дон,
Выходи из круга вон.

5. «Колечко»
Оборудование: колечко.
Педагог предлагает детям встать в круг и берёт в руки колечко. С помощью считалки выбирают водящего, он становится в круг. Педагог произносит текст и передаёт колечко ребёнку, стоящему справа. Дети подбирают слова, содержащие указанный педагогом звук ([з],[с],[к],[ш],[ч],[ц]) и передают колечко по кругу.
Педагог: Передай колечко другу,
Пусть бежит оно по кругу.
Передай колечко
Да скажи словечко.
У кого колечко, тот должен назвать слово, в котором содержится звук, который указал педагог. Далее игра продолжается. Задача водящего заключается в том, чтобы запомнить все слова, которые назвали дети. Если игра продолжалась 8 раз. В конце водящий должен назвать 8 слов на разные звуки.
Считалочка:
На скамье сидели в ряд
Волк и семеро козлят,
Царь Салтан и князь Гвидон,
Айболит, лиса и слон,
Дядя Стёпа, Несмеяна.
Назови всех без обмана.
По порядку сосчитай,
А не можешь –вылетай!

6. «Поляна сказок»
Педагог приглашает детей на Поляну сказок (на веранду), где предварительно развешаны иллюстрации сказок, рассказов. Можно вынести на прогулку магнитную доску. Дети вспоминают название, сказочных героев, сюжет сказки.
7. «Чей узелок»
Оборудование: узелок из ткани, повешенный на палочку.
Перед прогулкой педагог кладёт на видное место на прогулочной площадке узелок на палочке, в котором лежат муляжи овощей и фруктов.
Педагог предоставляет детям самим обнаружить на прогулочной площадке узелок. Он вместе с детьми удивляется тому, откуда взялся узелок, кто мог его оставить. Рядом с узелком дети находят письмо. Педагог вместе с детьми читает: «Дорогие ребята! Помогите мне, пожалуйста, разобраться с тем, где здесь овощи, а где фрукты. Чиполлино». Дети раскладывают овощи и фрукты в две разных ёмкости, предложенные педагогом. Затем педагог предлагает детям «сварить» компот из фруктов и щи из овощей.

Данная методика проведения дидактических игр поможет вам сделать прогулки интересными и разнообразными.

Современные дети уже в шесть с половиной лет становятся первоклассниками.

Психологами установлено, что шестилетний возраст – наиболее благоприятный период умственного развития и социальной подготовки детей.

Малыши легко запоминают то, что для них интересно, значимо, и с трудом усваивают то, что навевает на них скуку. Шестилетний ребенок остро нуждается в организации его умственной активности, т. к. он еще не обладает необходимыми навыками для того, чтобы самостоятельно заниматься учебной деятельностью. В связи с этим главная задача учителя при обучении первоклассников заключается в том, чтобы пробудить в каждом ребенке тягу к познанию, сформировать нравственно-волевую готовность к учебной деятельности, которая предполагает усвоение правил общения в коллективе, умение подчиниться требованиям взрослого, сознательное принятие норм поведения.

Младшим школьникам трудно понять приказы, запреты, призывы к долгу ученика, они не могут долго задерживаться на учебных задачах, им быстро надоедает однообразие. Они стремятся к игровой деятельности, которая требует от них сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение.

Большинство дидактических игр заключает в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: Кто верней и быстрей? Не зевать! Отвечать сразу! Значительная часть игр позволяет сделать то или иное обобщение, закрепить изученное правило, повторить полученные знания.

Однако игра должна быть не самоцелью, а средством развития интереса к учебе. Чтобы она выполняла эту цель, при ее организации необходимо придерживаться следующих принципов:


  1. Правила игры должны быть простыми и точно сформулированными, а материал игры – посилен для всех детей.

  2. Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию.

  3. В игре должен принимать активное участие каждый ребенок. Длительное ожидание своей очереди снижает интерес к игре.

  4. Подведение результатов игры должно быть четким и справедливым.
По характеру познавательной деятельности дидактические игры можно отнести к следующим группам:

  1. Игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу, например составляют узор по образцу и др.

  2. Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность. К этой группе относится большое число игр, направленных на формирование вычислительных навыков, например игра "Определи курс движения самолета".

  3. Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность учащихся, например игра "Контролеры".

  4. Игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность, например игра "Числа-перебежчики".

  5. Игры, включающие элементы поисковой деятельности. Так, в игре "Угадай-ка" дети сами формируют правило по рисунку, схеме и опорным словам.
Проведение игры требует большого мастерства от классного руководителя , педагога.

Предлагаю несколько примеров дидактических игр, которые я активно использую в организации учебной деятельности первоклассников на протяжении многих лет своей работы.

Игра "Попугайчики" развивает слуховую память, способствует правильному произношению звуков, правильному дыханию, артикуляции. Учитель начинает игру словами:

Мы – не девочки, не мальчики,
Все сейчас мы – попугайчики.
Попугай, не зевай,
Вместе с нами повторяй.

Учащиеся повторяют за учителем стихи и скороговорки.

Хорошая игра для развития речи и памяти "Добавь следующее". Ученик называет предмет и предает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет свое и т. д., например:


  1. Слон.

  2. Слон, тигр.

  3. Слон, тигр, лев и т. д.
Первое время детям под силу назвать по порядку только 2–4 слова, в конце года – уже 8–10 слов.

Игра "Кто у нас самый зоркий?" нацеливает на тренировку внимания и памяти, а игровые ситуации вовлекают в работу всех учащихся. Игра начинается со слов:

Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать.
В игре проверить можешь сам
Свое внимание к словам!

Задача детей: тщательно проверить написанное (предлагаются различные задания) и подчеркнуть все гласные (или мягкие, твердые, звонкие, глухие согласные), найти слово, в котором звуков больше, чем букв, или наоборот. Это обычные задания по тексту, но с игровым, несомненно, стимулирующим оттенком (кто же окажется зорким и увидит больше орфограмм?).

Внимание, наблюдательность и речь детей развивает игра "Художник". Ребенок, взявший на себя роль художника, говорит следующие слова:

Нарисую я портрет,
Только чей – пока секрет.
Отгадайте, вас прошу я,
Чей портрет рисую?

Художник дает устный портрет кого-нибудь из детей: "У него светлые волосы, голубые глаза, веселая улыбка. На нем коричневая рубашка, синие брюки" и т. п., а учащиеся должны догадаться, о ком идет речь.

Игра "Составь меню для Робина-Бобина-Барабека" ценна тем, что она связана с процессом познания, догадкой, поиском, игрой ума. Дети отлично знают персонаж произведения С. Маршака Робина-Бобина, который "скушал 40 человек и корову, и быка, и кривого мясника".

Начинается игра со слов:
Изменился человек, Робин-Бобин-Барабек.

Ведь представьте-ка вы сами:
Ест он фрукты с овощами.
10 килограммов он
Вносит за день в рацион.
Что ж при этом он съедает?
Кто ж из вас скорей узнает?

На плакате изображены фрукты и овощи. Под каждым рисунком пример на табличное сложение или вычитание в пределах 10. Задача детей: решить примеры и подобрать их пары так, чтобы сумма ответов составила 10 (потому что в условии игры сказано, что Робин-Бобин может съесть за день 10 кг фруктов и овощей). Например, под рисунком капусты написан пример "8 - 3", под рисунком моркови "7 + 1", под рисунком яблока "3 + 2" и т. д. Значит один из вариантов ответа: Робину-Бобину можно съесть капусту (в ответе 5) и яблоки (в ответе тоже 5), тогда в сумме получится 10.
Можно предложить детям не записывать выражения, а нарисовать схематично фрукт или овощ и в центре написать ответ.

Игру "Откроем замочек ключиком" я использую с целью знакомства с геометрическими фигурами и для развития внимания. У каждого учащегося ключик, на котором изображены геометрические фигуры (различные по цвету и по расположению). У меня несколько замочков с геометрическими фигурами. Дети подбирают к этим замочкам определенный ключик, который должен подойти правильным расположением геометрических фигур. В дальнейшем я модернизировала эту игру: вместо геометрических фигур на замочке расположила примеры, а на ключиках – ответы к этим примерам. Эта игра помогает в отработке вычислительных навыков.

С интересом принимается игра "Чудесный мешочек". Обычно мешочек приносит кто-либо из сказочных героев. В этот мешочек я помещаю буквы с магнитами. Дети на ощупь отгадывают и называют букву. Поместив буквы на магнитную доску, составляют из них слова. Иногда даю дополнительное задание: произвести слого-буквенный анализ или придумать предложение с этим словом.

В игре "Разрезанные буквы" перед учащимися ставится задача не только составить слова, но и буквы из их частей. Слова я разделила на три степени сложности: из одного, из двух открытых слогов и из двух закрытых слогов. Для составления слов и слогов использую такую игру, как"Вращающиеся диски". 3адача учащихся – вращая диски, подобрать к каждому слогу на левом диске слог с правого диска, чтобы получилось слово. Все полученные слова ребята записывают в тетрадь для печатания, используя при этом цветные авторучки.

Начиная игру "Определи курс движения самолета", учитель обращается к детям: летчик-командир придумал для вас задание. Он наметил курс движения самолета из одного города в другие. Самолет должен лететь над городами в указанном порядке от меньшего номера города к большему. Номер каждого города зашифрован (записан) примером. Надо расшифровать номера городов и показать линиями, как двигался самолет. Я буду выполнять роль летчика-командира, а вы – роль летчиков-курсантов.

Игровое действие выполняется поэтапно в соответствии с заданием:


  1. Расшифровать номера городов (решить примеры).

  2. Назвать номера городов по порядку от меньшего к большему.

  3. Показать линиями путь движения самолета.

  4. Назвать по порядку города, над которыми летел самолет.
Аналогично дети могут определять маршрут движения пароходов, машин и пр.

Для игры "Контролеры" учитель распределяет детей на две команды. От каждой команды по очереди вызывает к доске по одному контролеру. Они следят за правильностью ответов: один – за первой командой, другой – за второй.

По сигналу классного руководителя ученики первой команды начинают делать ритмичные наклоны влево и вправо и считают про себя до тех пор, пока учитель не остановит их, например хлопком. После этого они должны хором назвать, сколько наклонов было выполнено. Ученики второй команды по сигналу учителя также начинают делать наклоны, но продолжают счет, начатый первой командой. Например, если первая команда сделала 5 наклонов, то вторая начинает выполнять упражнения и считает: 6, 7, 8 и т. д. Затем по сигналу заканчивает упражнения и называет общее количество наклонов, выполненных двумя командами, например 8. В конце учащиеся должны назвать, сколько же наклонов выполнила вторая команда (ответ – 3).

Для игры "Числа-перебежчики" учитель делит класс на три команды (по рядам). По пять учеников от каждой команды получают карточки с цифрами и знаками действий. Дети по заданию учителя составляют пример на сложение, например 2 + 8 = 10. Учитель предлагает "числам" (ученикам) перебежать так, чтобы получился другой пример на сложение с этими же числами. Дети составляют другой "живой" пример на сложение, например 8 + 2 = 10. Все примеры, составленные детьми, учитель записывает на доске. На основе сравнения первой пары примеров дети делают вывод о переместительном свойстве сложения. Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее составит цепочку взаимосвязанных примеров и сделает вывод о переместительном свойстве сложения.

Овладение счетом, чтением, письмом – для детей большой труд. Успех его обеспечивается желанием учиться – это и есть психологическая готовность к учению. Я считаю, если дети учатся без принуждения, значит, учебная деятельность их организована правильно.

Дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания. Дидактические игры специально созданы педагогами для обучения детей. Это один из методов активного обучения дошкольников и учеников начальной школы, и это не случайно. Ребенок не будет сидеть и слушать нудную лекцию или доклад, он ничего не запомнит, потому что ему это не интересно. Ребенок любит играть. Поэтому педагогика соединила приятное с полезным, играя в дидактические игры, ребенок обучается, сам того не подозревая. Ему интересно. Он запоминает. Множество дидактических игр на совершенно разные темы мы предлагаем воспитателям и учителям начальных классов, а также родителям на сайте 7гуру.

  • Игра "Что где находится?"

    Детская игра-лото. Скачайте и распечатайте карточки для игры на цветном принтере. Разрезные карточки разрежьте. Ребенку предлагается найти предметы на игровых полях и рассказать, где они находятся относительно других.

  • Практически ежедневно ребенок сталкивается с разными видами транспорта, но при этом малышам сложно бывает назвать, наземный это транспорт или воздушный, а может быть водный. Эта дидактическая игра научит классифицировать транспорт, а также будет способствовать развитию речи и логического мышления.

  • Игра расширяет знания детей о животных, их домах. В комплект входят разрезные карточки с изображением животных и домиков, которые ребенку предлагается совместить и назвать, кто где живет.

  • Разложи подарки по коробкам. Дидактическая игра

    Дидактическая игра для детей дошкольников, в которой требуется разложить подарки по коробкам в соответствии с силуэтами на упаковках.

  • Собираемся на прогулку, одеваемся по сезону. Дидактическая игра

    Чтобы не простудиться и не перегреться, нужно правильно одеться. Одеться по погоде. Конечно же, одевая своего малыша на прогулку, вы говорите, какое время года на улице, какая погода и что нужно надеть. А чтобы закрепить эти знания, можно поиграть в такую игру.

  • Уборка в комнате: расставь по полочкам. Дидактическая игра

    Фактически, это та же дидактическая игра "Назови одним словом", но в несколько усложненном ее варианте. От ребенка требуется не только назвать группу похожих предметов (прежде всего по назначению), но самому из картинок собрать разрозненные предметы в группу и расставить их по нужным полочкам.

  • Цель: Дифференциация и автоматизация звуков в словах.

    Материал: сюжетная картинка, на которой нарисованы 2 ежа, держащие ручки от зонтиков (без верха); верх от зонтиков с картинками на дифференцируемые звуки.

    Ход игры: ребенку предлагается: одному ежику отобрать зонтики с одним звуком, а другому - с другим (зонтики разложены вперемешку на столе).

  • Прочитай по первым буквам - очень веселая и занимательная, и при этом развивающая навыки чтения игра для детей 5-6 лет. Это самые простые ребусы. Даны ряды картинок. Каждую картинку называем, выделяем, с какой буквы начинается название, и собираем из этих букв слово, ставя их по порядку слева направо.

  • Игра "Он, она, оно" для детей

    Игра «ОН – ОНА – ОНО» - является полезным примером дидактических игр по развитию речи, способствующих улучшению звуковой культуры речи, развитию мелкой моторики рук, а также развитию логического мышления и способности к формированию объяснения своего сделанного выбора. Правила игры заключаются в правильном подборе участниками карточек с изображениями персонажей и предметов, наименование и названия которых, должны быть упорядочены в соответствии с мужским, женскими, средним родами. Карточки размещаются на специальном поле, отдельным для каждого рода. После окончания сортирования карточек по родам, дети должны пояснить сделанный выбор.

  • Игра поможет развить зрительную память детей. Распечатайте карточки, на каждой из которых нарисовано несколько контуров разных предметов. Предложите ребенку проследить глазками по контурам и определить, какие предметы изображены на картинке.

  • Лото для детей "Веселые повара"

    Детское лото на тему приготовления пищи отлично подойдет в качестве развивающей игры для детей дошкольного возраста. Играем, как в обычное лото, а ребенок в это время сам того не подозревая, развивает в себе внимание и усваивает новые знания о том, как называются те или иные ингредиенты, блюда. А может быть ваш ребенок заинтересуется, как готовить такие блюда и станет в будущем великим шеф-поваром:)

  • Трудовое воспитание - это процесс организации и стимулирования трудовой деятельности детей, формирования у них трудовых умений и навыков, воспитания добросовестного отношения к своей работе, стимулирования творчества, инициативы и стремления к достижению более высоких результатов. Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и детском саду элементарных представлений о трудовых обязанностях. А начинаем мы формировать у ребенка эти представления, конечно же, через игру. Именно такие дидактические игры мы и представляем вам на этой страничке.

  • Дидактическая игра для детей "Кого мы видим в окошках"

    Играя, ребенок не только познает мир, но и учится правильно говорить. А учить этому поможет взрослый. Цель игры: Дифференциация и автоматизация звуков в словах Материал: многоэтажный дом из картона с вырезанными окошками; карточки картона по величине окошек с предметными картинками на одной стороне и раскрашенные в синий цвет с другой.

  • Игра "Чего не хватает?" (карточки)

    При поступлении в школу психолог обязательно даст ребенку такое задание - найти недостающий предмет на картинке и определить его в пустую клетку, то есть найти, чего в этой пустой клетке не хватает. Задание простое, даже проще, чем игра "Найди лишнее", в которой нужно знать обобщающие названия групп предметов (имена нарицательные), если понять логику. В каждом ряду или столбце должна прослеживаться некая последовательность картинок. Следующим ставится рисунок в соответствии с этой последовательностью. Но самые простые карточки к игре "Чего не хватает?" сделаны по принципу того, что в каждом ряду есть определенный набор вещей, а в последнем не хватает какой-то одной из них. Поиграем с детьми?

  • Расскажи сказку по картинкам. Мнемотаблицы для детей дошкольников

    Важно своевременно уделить внимание развитию речи ребенка, в частности научить его рассказывать о чем-то, то есть составлять связный рассказ. Начать лучше с чего-то знакомого, к примеру, со сказок, которые ребенку ни раз читали родители и, может быть, малыш даже знает их наизусть. Мы предлагаем вашему вниманию карточки с иллюстрациями к популярным детским сказкам, по которым с ребенком можно поиграть. В 3 года ребенку можно распечатать эти карточки или просто показывать на экране. Разрезать не нужно. Рассказать сказку, обязательно показывая пальчиком все события на рисунках.

  • Про диких животных для детей + карточки мнемотаблицы кто где живет и чем питается

    Что должен знать дошкольник про животных? Во-первых, дикое это животное или домашнее, животное леса, севера или Африки, то есть место обитания. Во-вторых, в каком "домике" живет животное, если оно дикое: это может быть нора, берлога, дупло или животное совсем не делает себе домика. В-третьих, чем это животное питается. Увлекательный рассказ - то, что нужно. И обязательно сопроводить этот рассказ о животных картинками, ведь мы же знаем, что зрительная память очень помогает в обучении дошкольника. Поговорим с ребенком о диких животных и покажем карточки, так малыши лучше заинтересуются темой и запомнят все подробности.

  • Игра "Четвертый лишний. Скоро в школу"

    Дети в старшей группе детского сада уже отлично понимают, что такое школа и что им предстоит научиться в ней писать и читать. Но, к сожалению, не все школьные принадлежности деткам знакомы. Игра четвертый лишний поможет не только познакомить ребят с различными школьными принадлежностями, но и развить логическое мышление и внимательность. Чтобы играть, нужно распечатать изображения. Каждый лист разрезаем на 4 карточки. Спрашиваем у ребенка:"Что лишнее в ряду? Почему? А для чего другие предметы? Как они называются?" Надеемся, игра окажется вам полезной.

  • Игра "Мой, моя, моё, мои"

    Забавно слышать от малышей, когда они говорят "моя папа" или "моё мяч", но это перестает быть забавным уже годам к четырем-пяти, когда ребенок должен уяснить, с какими словами употреблять моя, а с какими моё. Научить этому дошкольника поможет дидактическая игра. Нужно распечатать карточки. Разрезные картинки, соответственно, нарезать. Ребенок будет брать квадратики с предметами и складывать на соответствующую карточку в квадратное белое окошечко. Обязательно при этом проговаривать, к примеру: "рыбка моя".

  • Чтобы ребенок рос внимательным и чтобы в школе не обнаружились нарушения, связанные с вниманием и умением его концентрировать, с ребенком необходимо заниматься уже с малявочного возраста, а не дожидаться, когда ему стукнет 3-5 лет. Уже в год можно предложить ребенку такую игру: найти на картинках всех птичек или всех зайчиков. Игра улучшает концентрацию внимания у игрока, поскольку нужно не только отыскать все нужные предметы, но и запомнить, какие малыш уже показал, а какие еще нет.

  • Цель этих дидактических игр - помочь взрослым - родителям или воспитателю - подготовить малыша к школьному обучению, развить у него память, внимание, мышление. На каждой страничке малышу предлагается выполнить задание, задания рассчитаны на детей 4,5,6 летнего возраста (дошкольников). Мы надеемся, что эти занимательные задачки для ума помогут вашему малышу стать более внимательным и сообразительным.

  • Что перепутал художник? Дидактическая игра для детей

    Одно из важных умений человека, идущих через всю его жизнь и помогающих во многих жизненных ситуациях - умение логически мыслить и делать выводы. Вот такое умение, а еще наблюдательность и речь, мы и будем развивать у ребенка дошкольника в игре "Что перепутал художник?". Занимаясь, ребенок разовьет зрительное восприятие, память, связную речь. Игра состоит из карточек с картинками - небылицами.

  • Для начала расскажите ребенку, что же такое тень и когда она бывает. Когда любой не прозрачный предмет находится под источником света, он отбрасывает тень. Покажите на примере: включите лампу и поместите под нее любую игрушку. Почему это происходит? Предмет загораживает собой свет и поэтому за ним темно, это и есть тень. Затем распечатайте и разрежьте карточки, чтобы играть с ребенком. К каждой цветной картинке нужно подобрать ее пару - тень с тем же силуэтом.

  • Если родитель вовремя сам не расскажет ребенку, из чего сделано то-то и то-то, ребенок рано или поздно сам начнет задавать им этот вопрос. Это отлично! Есть повод обсудить, что из чего сделано. Вокруг нас так много веществ и такое многообразие материалов, что так сразу взрослый может и растеряться в объяснениях. Мы вам поможем.

  • Не каждый взрослый разбирается в спорте и хорошо знает все виды спорта, может назвать олимпийские, знает фамилии знаменитых спортсменов. А что уж говорить о детях. Будем исправлять это досадное недоразумение. Вашему вниманию предлагаются картинки с разными видами спорта, карточки эти - сочетание мультяшного героя и фотографии, как все это происходит в жизни. Картинки яркие и красивые, ребенку не должны они наскучить.

  • Детям предлагается поиграть в дидактическую игру "логические цепочки". Нужно составить карточки в правильной последовательности действий. Карточки разрезные, их нужно скачать, распечатать, разрезать по пунктиру и играть с ребенком. С малышами 2-3 лет можно играть онлайн, тогда ребенок будет просто показывать на экране пальчиком, а вы объяснять, почему эта картинка первая, вторая за ней и так далее.

  • Игра "Поиск предметов на картинке" для детей. Развиваем память

    Продолжаем развивать память наших малышей в игре. На этот раз вашему вниманию представляем игру по поиску предметов. Вам предлагается распечатать и разрезать карточки. На большом рисунке ребенок будет искать те предметы, которые изображены на маленьких карточках, и укладывать их на место, как в лото. Если нет возможности распечатать, можно поиграть в эту игру и онлайн, малыш будет просто находить необходимые предметы и показывать вам на экране пальчиком.

  • Игра "Найди отличия" для самых маленьких, в картинках

    Внимательность, порой, подводит многих ребятишек и даже взрослых людей, поэтому развивать ее нужно с раннего детства. Уже в 2 года малыш должен иметь осознавать понятия РАЗНЫЕ и ОДИНАКОВЫЕ, уметь находить отличия на картинках и называть их. 10 мелких отличий малыш, конечно, не найдет, да и не должен! Достаточно одного крупного различия. Учимся понятиям разный - одинаковый по картинкам, они разработаны специально для малышей и содержат только по одному отличию, которое ребенок должен заметить хотя бы в течение 10 секунд. А потом будет еще быстрее, вот увидите, как малыш с радостью тычет пальчиком в картинку сразу после вашей просьбы найти отличия.

  • Развивающие карточки для детей "Где чьи малыши?" (учим названия детенышей животных)

    Даже самым простым вещам малышу приходится учиться, многое нужно понять и запомнить, а родители и воспитатели обязаны помочь ребенку в этом нелегком процессе, обучая его в игровой форме. Тема сегодняшней нашей игры: "Где чьи малыши?". Нужно распечатать карточки с изображением животных, мам и их малышей. Карточки разрезаются по пунктирным линиям. Цель игры - подобрать по картинке к взрослому животному его малыша и малышей. Ребенок подбирает, а взрослый озвучивает название животного и его малыша.

  • В жизни все имеет свою противоположность: лето сменяется зимой, жара - морозом, день - ночью, радость переходит в печаль и наоборот. Чтобы ребенку было легче выразить словами то, что он думает, что видит и что чувствует, поможем ему разобраться в этих противоположностях. Карточки с картинками нам в этом помогут. Их можно скачать, распечатать и повесить на стенд или играть с ними, чтобы обучение прошло весело и без затруднений.

  • В обучении дошколят очень часто используются карточки с картинками, и математика не исключение. Как правило, цифра на них сопровождается изображениями предметов в том же количестве. Так ребенку проще запомнить саму цифру - он посчитает картинки и будет ассоциировать их количество с ней. На этой странице вы сможете скачать и распечатать красивые карточки с цифрами и числами от 0 до 10-ти.

  • Чем раньше вы начнете с ребенком заниматься умными играми, тем успешнее будет его обучение в коле, тем шире будет кругозор и понимание всех вещей и событий. Вроде бы, зачем маленькому ребенку учить названия фигур? А затем, что они нас окружают практически везде. Взгляните на домик - он квадратный, а крыша - треугольник. Круглое солнышко и круглая луна - наши верные спутники изо дня в день. Пирамидка похожа на треугольник, а яйцо на завтрак немного напоминает овал. Изучение с малышом фигур расширяет его кругозор. А в помощь маме и воспитателю - наши дидактические материалы, карточки, картинки.

  • Учим цвета: развивающие игры для самых маленьких

    Ребенок воспринимает разные цвета, уже впервые открыв глаза, и видит мир в красках. Вот только как же называются все эти краски? Их так много и создается впечатление, что все названия и не запомнить... Как научить ребенка различать цвета и выучить их названия? Об этом подробно в нашей статье.

  • Одним из довольно сложных на первый взгляд заданием для четырех- или пятилетнего ребенка является задачка на поиск недостающей фигуры в какой-либо закономерности. Но если немного потренироваться, закономерность ребенок сможет выявить легко, а, следовательно, с легкостью подберет и недостающую фигуру. Шестилетний ребенок с таким заданием должен справляться за несколько секунд.

  • Очень важно для успешного образования ребенка дать ему на ранних этапах обобщающие понятия, другими словами "как назвать группу предметов одним словом". Важно не столько для самого ребенка - он уяснит эти понятия с жизненным опытом, сколько для его поступления в школу - эти знания тщательно проверяются психологом и по их наличию или отсутствию преподаватели судят о развитии вашего чада. Так что не ударим в грязь лицом и выучим все эти понятия.

  • Танграм своими руками (схемы игры, фигуры)

    Танграм - старинная восточная головоломка из фигур, получившихся при разрезании квадрата на 7 частей особым образом: 2 больших треугольника, один средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. В результате складывания этих частей друг с другом получаются плоские фигуры, контуры которых напоминают всевозможные предметы, начиная от человека, животных и заканчивая орудиями труда и предметами обихода. Такого рода головоломки часто называют "геометрическими конструкторами", "головоломками из картона" или "разрезными головоломками".

    © Копирование допустимо только с прямой активной ссылкой на страницу с оригиналом статьи.
    При любых заболеваниях не занимайтесь диагностикой и лечением самостоятельно, необходимо обязательно обратиться к врачу - специалисту.
    Изображения обложек учебной литературы приведены на страницах сайта исключительно в качестве иллюстративного материала (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса РФ)
Статьи по теме: