Психологическая игра пьяница. Клод штайнер игры, в которые играют алкоголики. Психологические игры Алкоголика со специалистами

Многие люди замечают, что отношения в семьях, где есть больные алкоголизмом или наркоманией, носят какой-то стандартный и циклический характер. Постоянно повторяются те или иные ситуации, создается впечатление, что члены семьи больных зависимостью вместе с ними самими постоянно разыгрывают один и тот же спектакль с одними и теми же ролями.

В середине 20 века канадский психиатр Эрик Берн описал ряд стандартных схем поведения больных зависимостью и их окружения и назвал их «играми», основываясь именно на этом впечатлении заданности и на определенных правилах, которые соблюдаются в таких системах поведения и которые очень похожи на правила игр, в которые вполне осознанно играют взрослые или дети (спортивные игры, карточные, прятки, Дочки-матери и т.д. и т.п.).

Сегодня мы начнем разбирать основную психологическую игру, которую регулярно используют больные зависимостью от психоактивных веществ - ПАВ (алкоголь, наркотики) и их ближайшее окружение.

Игра называется – «АЛКОГОЛИК» . Длительность ее может занимать практически всю жизнь больного человека, а иногда и всю жизнь тех, кто с таким человеком живет. Важно понимать, что при разборе игры «Алкоголик» нет необходимости ориентироваться в биохимических нарушениях в работе головного мозга у больного зависимостью от ПАВ, описание социального аспекта поведения больного зависимостью (Алкоголика или Наркомана), и человека помогающего продолжать ему потребление ПАВ, - вот, что рассматривается, в первую очередь, при анализе этой игры. Так же, в структуре этой игре нет смысла рассматривать социальное функционирование алкоголиков, добившихся благодаря своему пьянству, полной или выраженной деградации личности, т.к. никаких оправданий своему алкогольному/наркоманическому поведению и дальнейшему потреблению алкоголя или наркотика они, часто, уже не ищут.

Данная игра, игра «Алкоголик», требует наличия как минимум четырех основных ролей, и, возможно, одной дополнительной роли.

Основные роли, необходимые для проведения игры:

  • Алкоголик.
  • Преследователь.
  • Спаситель.
  • Простак (он же Подстрекатель).
  • Посредник (дополнительная Роль).

Роль посредника наиболее важна для игры «Наркоман». В такой игре Посредник - человек, поставляющий наркотики, часто занимающийся этим профессионально и для поддержания рынка сбыта может активно провоцировать отказавшихся от потребления наркоманов на возобновление наркотизации.

Роль – Алкоголик.

Основная задача Алкоголика/Наркомана в этой игре - пить/потреблять. Для этой задачи привлекаются все окружающие алкоголика люди, особенно те, кто в состоянии исполнять или уже исполняет определенные Роли в игре. Дополнительные исполнители Ролей привлекаются в игру Алкоголиком именно для того, чтобы оправдать свое собственное пьянство.

Роль Преследователя характеризуется тем, что из этой роли осуществляется постоянный контроль за Алкоголиком/Наркоманом. Преследователь ругает и поучает Алкоголика, что, естественно, вызывает протест у Алкоголика. Свой протест Алкоголик обычно выражает возобновлением или усилением пьянства. Преследователь порождает своим «преследованием», якобы, «оправданную» обиду Алкоголика на прессинг. Чувство обиды из-за поведения Преследователя полностью помогает Алкоголику оправдать свое пьянство, а так же оправдать алкоголизацию/наркотизацию и перед другими участниками (ролями) игры.

Особый интерес и даже азарт вызывает у Алкоголика возможность обмануть Преследователя и напиться, несмотря на активный контроль с его стороны. А потом манипулировать им, уже создавая чувство вины у самого исполнителя роли Преследователя, ссылаясь на его «слабость» и «неспособность» проконтролировать поведение Алкоголика. Можно перевести Преследователя в роль Спасителя, например, разыграв тяжелое похмелье или ломки, или же рассказать душещипательную историю о том, почему Алкоголик потребляет.

Спаситель – занимается «спасением» Алкоголика . Он постоянно спасает Алкоголика от тех проблем, которые Алкоголик же сам себе и создал. Спаситель приводит Алкоголика и его одежду в порядок после предыдущих пьянок («Что подумают обо мне люди, если Алкоголик будет плохо выглядеть?»); занимается уговорами о прекращении пьянства и рассказами о его вреде; «похмеляет» Алкоголика в «тяжелые минуты» похмелья, отпрашивает с работы, если тот не в состоянии выйти на работу на следующий день после выпивки (отгулы за свой счет, врач может выдать больничный и т.д.); кормит и одевает его, даже если тот давно не работает и не приносит денег (или почти все заработанное пропивает) и т.д. и т.п. Спаситель, таким образом, помогает Алкоголику не сталкиваться с проблемами, с реальностью и истинным положением вещей вокруг пьющего, постоянно решая все возникающие проблемы вместо самого Алкоголика. Из-за такого поведения Спасителя Алкоголик может до конца своих дней даже не догадываться, что у него есть проблемы с потреблением алкоголя и что эти проблемы – не только головная боль и похмелье по утрам.

В ответ на уговоры и всяческую «спасительную» заботу, Алкоголик регулярно дает обещания и расписки, что пить больше не будет. Однако он так же любит «подводить» и Спасителя, напиваясь после очередного обещания ему «больше никогда, ни за что не напиваться».

Он имеет от этой игры со Спасителем несколько «вознаграждений»:

Переключить исполнителя роли Спасителя на исполнение роли Преследователя, после чего обидеться на Преследователя и продолжить уже «обоснованное пьянство» без какого-либо чувства вины перед «заботливым и добрым Спасителем»;

Вызвать у Спасителя чувство вины, доказав в очередной раз свою «неисправимость», а так же показав Спасителю его неспособность помочь Алкоголику отказаться от потребления алкоголя. Такие действия со стороны Алкоголика, вызывают у Спасителя чувства бессилия и вины. Спаситель предается «страданиям» по поводу вышеназванных чувств и чтобы загладить ту самую «вину» перед Алкоголиком начинает его жалеть. Этим-то и пользуется Алкоголик, что бы опять же продолжить пьянство: «Пожалейте меня – из-за вас же пью!».

Добиться, благодаря вышеназванным действиям, практически полного контроля над Спасителем за счет предсказуемости его поведения (так положено по Роли), и манипулировать им для продолжения своего относительно безнаказанного пьянства, по своему усмотрению, то играя на чувстве вины Спасителя из-за «неспособности» помочь Алкоголику бросить пить, то провоцируя его на исполнение роли Преследователя.

Простак – очередная роль в игре «Алкоголик ».

Простак имеет две ролевых функции:

1. он верит абсолютно всем объяснениям Алкоголика, особенно если тот просит деньги на что-то очень нужное, хотя и ясно, что на выпивку, верит всем объяснениям и причинам, которыми Алкоголик оправдывает свое пьянство;

2. он сам сподвигает Алкоголика на пьянство, прямо или косвенно предлагая выпить или провоцируя Алкоголика на алкоголизацию (например, учащением скандалов).

Простак, верящий всем россказням, позволяет Алкоголику чувствовать себя «умнее других», тем самым, поддерживая его самообман относительно тех проблем, которые есть у больного алкоголизмом из-за потребления. Простак-провоцирующий пытается, если он сам алкоголик, с помощью провокации разделить ответственность за пьянку («все пили – и я пил...»). Провокацией часто занимаются родственники и близкие больных зависимостью, которые на словах хотят, чтобы потребление прекратилось, а на самом деле хотят продолжения игры. Способы их провокаций не отличаются разнообразием:

  • они покупают спиртное и хранят его на самых видных местах в доме, где есть Алкоголик;
  • уговаривают больного алкоголизмом пойти в гости туда, где будут пить спиртное;
  • начинают сами более активно потреблять спиртные напитки именно в тот момент, когда зависимый воздерживается от употребления;
  • предлагают алкоголику выпить спиртное дома в праздник («ты просто выпей, но не напивайся!»);
  • и т.д.

Теперь наступила пора выяснить, кто среди окружающих Алкоголика людей исполняет роли Спасителя, Преследователя и Простака.

Преследователь. Обычно, эту роль исполняют: матери/отцы, жены/мужья, братья и сестры, дети, и т.д., короче, все родственники, а так же милиция, сотрудники на работе, друзья, те, кто участвует в лечении алкоголизма, и многие другие люди, окружающие Алкоголика в его жизни.

Спаситель . Эту роль исполняют все те же лица, что перечислены выше.

Простак . Опять приходится сталкиваться с теми же персоналиями.

Исполнение близкими Алкоголика ролей Преследователя и Спасителя с точки зрения здравой логики можно понять – и та и другая роль направлены на борьбу с алкоголизацией и ее последствиями. Пусть неумело, неэффективно, но понятно, зачем эта борьба идет и на что направлена. Однако для чего близким Алкоголика роль Простака, необходимо, пожалуй, детально разобрать. В роли Простака явно прослеживается потакательство Алкоголику в его потреблении алкоголя (фактически дается разрешение), а иногда и откровенная провокация его на продолжение пьянства. Несомненно, такое поведение не ведет к улучшению семейных и иных взаимоотношений и, конечно же, не способствует прекращению потребления алкоголя самим Алкоголиком.

Что бы понять мотивы провоцирующего потребление алкоголя поведения у родных Алкоголика (роль Простака), необходимо разобраться с тем, какие «вознаграждения» получают те, кто исполняет роль Спасителя и Преследователя.

Возможно, люди незнакомые с транзактным анализом не могут полностью владеть терминологией, используемой в этом виде психотерапии, но они могут иметь вполне четкое представление о последствиях некоторых поступков, которые ухудшают человеческую жизнь. Примером может служить знание о том, что произойдет с человеком, если он откажется от общения с другими людьми или не сможет с ними наладить контакт. Чувство одиночества – самое тягостное чувство, которое испытывают люди, потерявшие контакт с окружающими. Чувство одиночества столь мучительно, что может привести человека либо к сумасшествию, либо к гибели. Соответственно, умение планировать общение с другими людьми можно назвать одним из жизненно важных человеческих умений. Игры, даже те, которые приводят людей к саморазрушению, тоже способ планировать и совершать контакты. Пусть эти контакты опасны, непродуктивны и схематичны, но они позволяют удовлетворить потребность в общении с себеподобными и уменьшить (или создать иллюзию уменьшения) боль от чувства одиночества. Это и есть первое преимущество от игры Алкоголик.

Кроме того, у играющих в игру Алкоголик, а именно исполнителей ролей Спаситель и Преследователь, есть возможность найти людей, которые так же играют в этой игре те же роли и готовы обсуждать детали и нюансы такого способа взаимодействия. В рамках такого обсуждения окружение Алкоголика – одни Преследователи и Спасители, могут получать социальное одобрение от других Преследователей и Спасителей.

Примеры вознаграждений Преследователя. Подтверждение внутренней социальной позиции, например, «Заместитель бога на земле». Нетрудно заметить, что Родственник Алкоголика, находясь в этой роли, всегда все знают и всегда правы. Кроме того, очень легко найти внешние социальные контакты со специфическим окружением по темам: «Все вокруг пьют», «Никому нельзя доверять», «А, я его (ее) поймал(а)...», «Представляешь, какой ужас...» и т.д. При этом, получая не только интерес к своей персоне и своей социальной позиции, но и достаточно эмоционально насыщенное проведение времени с единомышленниками.

Примеры вознаграждений Спасителя. Подтверждение внутренней социальной позиции, например, «Святая мученица (мученик)». Темы внешних социальных контактов: «Другая его бы бросила...», «Живут не для себя...», «Ну, почему это случается только со мной...», «Кому он еще нужен...», «Он такой дурачок...», «Без меня он пропадет...», «Он опять меня обманул...», «Он у меня - особый случай...», «Он так любит (любил) выпить...». Ну и далее все тоже, что и у Преследователя.

Если есть социальное одобрение, то такое поведение, несомненно, хочется повторять.

Когда Алкоголик бросает надолго пить и начинает постепенно поднимать свой социальный статус, его родные и близкие начинают так же постепенно лишаться всех перечисленных выше «вознаграждений». Учитывая то, что люди не любят менять годами и поколениями наработанные схемы поведения (и Роли в том числе), самый простой способ вернуть все на свое уже привычное место - не дать больному алкоголизмом перестать исполнять роль Алкоголика. Вот тут-то и годятся все трюки, которые используют Простаки, для того чтобы Алкоголик снова начал пить, от «слепой» веры во что угодно, до прямой провокации Алкоголика на потребление.

С уважением, Наталия и Владимир Батищевы.

1. «Алкоголик»

Тезис . В анализе игр не существует ни алкоголизма, ни алкоголиков, а есть роль Алкоголика в некоторой игре. Если основной причиной чрезмерного потребления спиртного являются, например, физиологические нарушения, то это относится к ведению врача-терапевта. Объект анализа в предлагаемой нами игре совсем другой те социальные трансакции, которые влечет за собой злоупотребление спиртным. Эту игру мы назвали «Алкоголик».

В полностью развернутом виде эта игра предполагает пять участников, но некоторые роли могут быть совмещены, так что игра может начаться и закончиться при участии всего двух игроков. Центральная роль, роль Водящего, – это сам Алкоголик, которого мы будем называть иногда Уайт. Наиболее важный партнер – Преследователь. Эту роль, как правите, играет представитель противоположного пола, чаще всего супруга (супруг). Третья роль – Спаситель, ее обычно играет лицо того же пола, часто врач, который принимает участие в пациенте и вообще интересуется проблемами алкоголизма. В классической ситуации доктор «успешно излечивает» алкоголика от дурной привычки. После шести месяцев полного воздержания от спиртного доктор и пациент поздравляют друг друга, а на следующий день Уайта находят под забором.

Четвертая роль – Простак. В литературе эта роль обычно принадлежит хозяину закусочной или любому другому человеку, который дает Уайту спиртное в кредит или предлагает ему деньги в долг и при этом не преследует его и не пытается спасать. В жизни эту роль может, как это ни странно, играть мать Уайта, которая дает ему деньги и нередко сочувствует ему, потому что его жена, то есть ее невестка, не понимает своего мужа. При таком варианте игры Уайт должен иметь какое-то правдоподобное объяснение на вопрос, зачем ему нужны деньги. И хотя оба партнера прекрасно знают на что он в действительности их потратит, они делают вид, будто верят его объяснению.

Иногда Простак перерастает в другую роль – не самую существенную, но вполне соответствующую ситуации – Подстрекателя, Славного малого, который часто предлагает спиртное Уайту, даже тогда, когда он не просит «Пойдем, выпьем по стаканчику» (скрытая трансакция «И ты еще быстрее покатишься под гору»).

Во всех играх, связанных со спиртным, есть еще одна вспомогательная роль, которая принадлежит профессионалу – бармену, буфетчику, то есть человеку, поставляющему Уайту спиртное. В игре «Алкоголик» он – пятый участник, Посредник, основной источник спиртного, который, кроме того, вполне понимает алкоголика и в каком-то смысле является главным человеком в жизни любого наркомана. Разница между Посредником и другими игроками в основном та же, что между профессионалами и любителями во всякой игре. Профессионал знает, когда нужно остановиться. Так, в некоторый момент хороший бармен может отказаться обслуживать Алкоголика, который таким образом теряет источник спиртного, до тех пор пока не найдет более снисходительного Посредника.

На начальных стадиях игры три вспомогательные роли может играть жена. В полночь супруга – Простак. Она раздевает мужа, варит ему кофе и позволяет срывать на себе зло. Утром она становится Преследователем и поносит его за беспутную жизнь. Вечером она превращается в Спасителя и умоляет мужа отказаться от дурных привычек. На более поздних стадиях, иногда в связи с ухудшением физическою состояния, Алкоголик может обходиться без Преследователя и Спасителя, но он терпит их, если они одновременно соглашаются создавать ему жизненно необходимые условия. Уайт может, например, неожиданно пойти в какую-нибудь душеспасительную организацию и даже согласиться «быть спасенным», если там ему дадут бесплатно поесть. Он может выдержать как любительский, так и профессиональный разнос, если надеется после получить подачку.

В соответствии с анализом игр мы считаем, что само по себе потребление спиртного если и доставляет Уайту удовольствие, то лишь попутно. Его главная задача – достижение кульминации, которой является похмелье.

Алкоголик воспринимает похмелье не столько как плохое физическое состояние, сколько как психологическую пытку. Два любимых времяпрепровождения пьющих -«Коктейль» (сколько пили и что с чем смешивали) и «На следующее утро» («Послушайте, как мне было плохо») В «Коктейль» играют по большей части люди, которые пьют лишь на вечеринках или от случая к случаю. Многие алкоголики предпочитают как следует сыграть в психологически нагруженную игру «На следующее утро».

…Некий пациент (Уайт), приходя на консультацию к психотерапевту после очередною загула, обрушивал на свою голову потоки ругательств; психотерапевт в ответ молчал. Позже, будучи участником психотерапевтической группы, Уайт вспоминал эти визиты и с самодовольной уверенностью приписывал все свои бранные слова психотерапевту. Когда алкоголики в терапевтических целях обсуждают свою ситуацию, их, как правило, интересует не проблема выпивки как таковой (очевидно, в основном они упоминают о ней из уважения к Преследователю), а последующие мучения. Мы считаем, что трансакционная цель при злоупотреблении спиртным, кроме удовольствия от самой выпивки, состоит еще и в том, чтобы создать ситуацию, в которой Ребенка будет на все лады распекать не только собственный внутренний Родитель, но и любая родительская фигура из непосредственного окружения, принимающая достаточно большое участие в Алкоголике, чтобы пойти ему навстречу и подыграть в его игре. Поэтому и терапию в этой игре надо направлять не на привычку выпивать, а на устранение стремления алкоголика потакать своим слабостям и заниматься самобичеванием, которые наиболее полно проявляются в игре «На следующее утро». К этой категории не относятся, однако, запойные пьяницы, которые морально не страдают после похмелья.

Существует также игра «Непьющий алкоголик», в которой Уайт проходит все стадии финансового падения и социальной деградации, хотя он совсем не пьет. Однако он делает в игре те же ходы и требует того же состава «актеров», которые должны ему подыгрывать. В этой игре основное действие тоже происходит «следующим утром». Сходство между этими играми доказывает, что это действительно игры. Игра «Наркоман» очень похожа на «Алкоголика», но еще более драматична и зловеща. Она развивается быстрее и более впечатляюще. По крайней мере в нашем обществе большая нагрузка в ней приходится на Преследователя (который всегда наготове). Спасители и Простаки в этой игре встречаются крайне редко, зато роль Посредника становится еще важнее.

В США существует множество организаций, принимающих участие в игре «Алкоголик». Многие из них словно проповедуют правила игры, объясняют, как надо играть роль Алкоголика: опрокидывайте рюмочку до завтрака, тратьте на выпивку деньги, предназначенные на другие нужды, и т.д. Кроме того, они объясняют функции Спасителя. Например, «Анонимные алкоголики» 14 ведут эту игру, стараясь привлечь алкоголика на роль Спасителя.

Бывшим Алкоголикам отдается предпочтение, потому что они знают правила игры и поэтому лучше умеют подыгрывать другим, чем люди, никогда раньше в эту игру не игравшие. Сообщалось даже о случаях, когда вдруг кончался «запас» Алкоголиков, с которыми нужно было проводить работу, после чего некоторые члены организации снова начинали пить, поскольку у них без контингента погибающих, нуждающихся в помощи, не было другого способа продолжать игру.

Существуют организации, цель которых – улучшить положение других игроков. Некоторые из них оказывают давление на супругу, чтобы заставить ее сменить роль Преследователя на роль Спасителя. Нам кажется, что ближе всего к идеальной терапии подошла организация, которая работает с детьми подросткового возраста, имеющими родителей-алкоголиков. Она стремится помочь ребенку полностью выйти из игры родителей. Смена ролей здесь не подходит.

Психологическое исцеление алкоголика может быть достигнуто, на наш взгляд, только бесповоротным его выходом из игры, а не простой сменой ролей. В некоторых случаях этого удавалось достичь, хотя вряд ли можно найти что-нибудь более интересное для Алкоголика, чем возможность продолжать игру. Замена ролей вынужденным образом может оказаться другой игрой, а не свободными от игр взаимоотношениями.

Так называемые исцеленные алкоголики часто представляют собой не слишком вдохновляющую компанию; они сами скорее всего понимают, что жизнь у них скучная, они постоянно подвергаются соблазну вернуться к старым привычкам. Критерием исцеления от игры, на наш взгляд, является такая ситуация, при которой бывший алкоголик может выпить в обществе без всякого риска для себя.

Из описания игры видно, что у Спасителя чаще всего имеется сильный соблазн играть в свою игру: «Я всего лишь пытаюсь помочь вам», а у Преследователя и Простака – в свою: в первом случае – «Посмотри, что ты со мной сделал», во втором – «Славный малый». После возникновения большого числа организаций, занятых спасением алкоголиков и пропагандирующих мысль, что алкоголизм – это болезнь, многие алкоголики научились играть в «Калеку». Акцент сместился с Преследователя на Спасителя, с установки «Я грешник» на «Что вы хотите от больного человека». Польза от такого сдвига весьма проблематична, так как с практической точки зрения это едва ли помогло уменьшить продажу спиртного запойным пьяницам. Однако для многих людей США «Анонимные алкоголики» все еще представляют один из лучших подступов к тому, чтобы излечиться от потворства своим слабостям.

Антитезис . Хорошо известно, что в игру «Алкоголик» играют всерьез и бросить ее трудно. В одной из психотерапевтических групп была женщина– алкоголик, которая сначала почти не принимала участия в деятельности группы, пока, на ее взгляд, она не познакомилась с членами группы достаточно близко, чтобы выступить со своей игрой. Она попросила сказать ей, что о ней думают члены группы. Поскольку до сих пор поведение ее было вполне приятным, то большинство высказалось о ней в благожелательном тоне. Но женщина стала протестовать: «Я совсем не этого хочу. Я хочу знать, что вы на самом деле обо мне думаете». Из ее слов было ясно, что она напрашивается на порочащие ее замечания. После того как другие члены группы отказались выступать в роли Преследователя, она пошла домой и сказала мужу: если она выпьет еще хотя бы один раз, то он может разводиться с ней или пусть отправляет ее в больницу. Муж обещал сделать так, как она просит. В тот же вечер эта женщина напилась, и муж отправил ее в больницу.

В приведенном примере пациенты отказались выступать в роли Преследователей, а именно этого ждала от них женщина. Она не смогла вынести подобное антитезисное поведение членов группы, несмотря на то, что все окружающие старались подкрепить то минимальное понимание ситуации, которого ей удалось достичь. А дома она смогла найти человека, охотно играющего необходимую ей роль.

Тем не менее в других случаях бывает вполне возможно так подготовить пациента, что он все же сумеет бросить игру. Психотерапевт может попытаться применить лечение, в процессе которого он откажется брать на себя роль Преследователя или Спасителя. Мы считаем, что с терапевтической точки зрения будет столь же неправильно, если он возьмет на себя роль Простака и разрешит пациенту пренебречь финансовыми обязательствами или простой пунктуальностью. Трансакционно правильная терапевтическая процедура состоит в следующем: после тщательной подготовительной работы психотерапевту советуем занять позицию Взрослого, заключившего договор с пациентом, и отказаться играть какие-либо другие роли в надежде на то, что пациент сможет соблюсти воздержание не только от спиртного, но и от игры. Если же пациенту это не удастся, то рекомендуем направить его к Спасителю.

Применять антитезис особенно трудно, так как почти во всех западных странах запойный пьяница часто является для благотворительных организаций долгожданным объектом порицания, тревоги или щедрости. Поэтому человек, вдруг отказавшийся играть какую-либо из ролей игры «Алкоголик», скорее всего вызовет общественное негодование. Разумный подход может представлять даже большую угрозу для Спасителей, чем для Алкоголиков, что иногда плохо влияет на процесс лечения.

Однажды в одной нашей клинике группа психотерапевтов, серьезно занимавшаяся игрой «Алкоголик», пыталась вылечить пациентов, разрушив их игру. Как только стратегия психотерапевтов стала очевидной, благотворительный комитет, субсидировавший клинику, постарался изгнать всю группу и в дальнейшем при лечении этих пациентов не обратился ни к одному из ее членов за помощью.

Родственные игры . В игре «Алкоголик» есть интересный эпизод: «Выпьем по рюмочке». Нам указал на него один наблюдательный студент, специализирующийся в промышленной психиатрии. Уайт и его жена (непьющий Преследователь) отправляются на пикник вместе с Блэком (партнером) и его женой (оба – Простаки). Уайт угощает Блэков: «Выпьем по рюмочке!» Если они соглашаются, то это дает Уайту свободу выпить еще четыре-пять рюмок. Отказ Блэков выпить делает игру Уайта очевидной. В этом случае, по законам совместной выпивки, Уайт должен почувствовать себя оскорбленным, и на следующий пикник от подыщет себе уже более сговорчивых компаньонов. То, что на социальном уровне кажется щедростью Взрослого, на психологическом уровне является просто дерзостью, поскольку Уайт путем открытого подкупа добивается от Блэка Родительской подачки под самым носом миссис Уайт, которая бессильна воспротивиться этому. На самом-то деле миссис Уайт соглашается на такое мероприятие, делая вид, будто «бессильна» воспротивиться мужу. Ведь ей так же хочется, чтобы игра продолжалась, и она играла бы роль Преследователя, как этого хочется и мистеру Уайту (с той только разницей, что он хочет продолжать играть роль Алкоголика). Легко представить себе ее упреки мужу на следующее утро после пикника. Этот вариант игры чреват осложнениями, особенно, если Уайт – начальник Блэка по службе. Вообще-то говоря. Простаки не так уж и просты. Часто это одинокие люди, которые могут многое выиграть от хорошего отношения к алкоголикам. Например, хозяин закусочной, играющий роль Славного малого, расширяет таким образом круг своих знакомств; к тому же в своей компании он может приобрести репутацию не только щедрою человека, но и прекрасного рассказчика.

Один из вариантов Славного малого появляется, например, тогда, когда человек просит у всех совета, ищет возможности, как лучше всего кому-то помочь. Это пример хорошей, конструктивной игры, которую следует всячески поощрять. Противоположность этой игры – роль Крутого парня, в которой человек ищет способы как можно сильнее причинить людям боль и ущерб. И хотя, возможно, он никого и никогда не увечит, но окружающие начинают ассоциировать его с такими «крепкими парнями», которые «играют до конца». А он греется в лучах этой славы. Французы называют такой экземпляр fanfarone de vice (фанфароном зла).

Анализ Тезис : «Ну и гадок же я был! Посмотрим, сможете ли вы меня остановить».

Цель : самобичевание.

Роли : Алкоголик, Преследователь, Спаситель, Простак, Посредник.

Иллюстрации : «Посмотрим, поймаешь ли ты меня». Прототипы этой игры обнаружить довольно трудно из-за ее сложности. Однако дети, особенно дети алкоголиков, часто проделывают маневры, типичные для Алкоголиков. Играя в «Посмотрим, поймаешь ли ты меня», дети лгут, прячут вещи, напрашиваются на порочащие их замечания или ищут людей, готовых им помочь. Они находят, например, благожелательного соседа, который раздает подачки, и т. д. Самобичевание при этом как бы откладывается на более поздний возраст.

Социальная парадигма : Возрослый – Взрослый; Взрослый: «Скажите мне, что вы обо мне думаете на самом деле, или помогите мне бросить пить»; Взрослый: «Буду с вами откровенен».

Психологическая парадигма : Родитель – Ребенок; Ребенок: «Посмотрим, сможешь ли ты меня остановить»; Родитель: «Ты должен бросить пить, потому что…»

Ходы : 1) провокация – обвинение или прощение; 2) потворство своим желаниям – гнев или разочарование.

«Вознаграждения »: 1) внутреннее психологическое – а) выпивка как процедура – бунт, утешение, удовлетворение желания; б) «Алкоголик» как игра

– самобичевание; 2) внешнее психологическое – избегание сексуальной и других форм близости; 3) внутреннее социальное – «Посмотрим, сможешь ли ты меня остановить»; 4) внешнее социальное – времяпрепровождения «На следующее утро», «Коктейль» и т. д.; 5) биологическое – попеременный обмен выражениями любви и гнева; 6) экзистенциальное – «Все меня хотят обидеть».

2. «Должник»

Тезис . «Должник» – это не просто игра, это нечто большее. В Америке игра «Должник» для многих людей становится сценарием, планом на всю жизнь. Впрочем, то же самое происходит, например, в джунглях Африки, где родственники юноши покупают ему за огромную цену невесту и он на многие годы становится их должником.

В США, в наиболее цивилизованных районах, господствует, по существу, такой же обычай, только вместо невесты чаще всего новобрачным покупается дом. Если необходимую сумму не дают родственники, то на этот случай существует банк.

Таким образом, и африканский юноша с болтающимся в ухе амулетом на счастье, и американский с каким-нибудь подобным амулетом – оба молодых человека вдруг могут почувствовать, что в их жизни появилась «цель». Большой праздник – свадьба или новоселье – происходит ведь не тогда, когда долг выплачен, а в момент займа. Например, по телевизору чаще всего рекламируют не мужчину средних лет, который наконец-то выкупил закладную, а человека молодого, въезжающего в новый дом со своей семьей и гордо размахивающего только что подписанными бумагами, которые свяжут его по рукам и ногам на все годы наибольшего расцвета его жизни. А после того, как все его долги – закладная, страховка, обучение детей в колледже – будут выплачены, он начинает представлять собой «проблему»: «почтенный гражданин», которому общество должно обеспечить не только материальный комфорт, но и новую «цель». Если этот человек практичен и расчетлив, то он может превратиться из великого должника в великого кредитора, но такое в США случается сравнительно редко.

Пока я пишу эти строки, на подоконник вползает мокрица. Если перевернуть ее на спинку, она приложит отчаянные усилия, чтобы снова очутиться на ногах. И все это время у нее будет «цель». Но вот ей удалось перевернуться, и мы словно видим победное выражение ее «лица»! Она уползает, а я пытаюсь представить себе, как могла бы она на ближайшем сборище мокриц рассказать свою историю и молодые мокрицы смотрели бы на нее с восхищением, как на насекомое, которое добилось своего в жизни. И в то же время к ее самодовольству примешивается оттенок разочарования. Теперь, когда ей удалось всего достичь, жизнь кажется бесцельной. Может быть, она еще вернется назад в надежде повторить сей подвиг. Надо бы пометить ее спинку чернилами, чтобы можно было ее узнать если она вдруг рискнет вернуться. Невольно подумаешь: «Отважное насекомое эта мокрица. Неудивительно, что этому виду – несколько миллионов лет».

Тем не менее большинство молодых американцев относятся к своим закладным всерьез только в период стресса. Если у них возникает состояние депрессии или они находятся в неблагоприятной финансовой ситуации, то долговые обязательства могут поддерживать человека, даже спасти его от некоторых опасных действий, вплоть до таких трагических, как самоубийство. Обычно же молодые американцы лишь слегка поигрывают в «Если бы не долги». И только небольшая их часть играет в полную силу, превращая игру «Должник» в дело всей своей жизни.

В игру «Попробуй получи с меня» (ППСМ) обычно играют молодожены. Эта игра строится таким образом, что игрок «выигрывает» независимо от ее исхода. Так, Уайты (супруги) покупают в кредит всевозможные товары и услуги

– дешевые или дорогие, в зависимости от того, из какого они социального круга и как их учили играть родители и дедушки с бабушками. Если после нескольких слабых попыток получить очередной взнос кредитор сдается, то Уайты могут и дальше пользоваться купленным вполне безнаказанно. В этом смысле они выигрывают. Если же кредитор начинает действовать более энергично, то они получают удовольствие одновременно и от того, что заставляют его погоняться за ними, и от самих покупок. Однако игра начинается всерьез, когда кредитор вознамерится во что бы то ни стало добиться уплаты взноса. Чтобы получить свои деньги, ему придется прибегнуть к крайним мерам, которые включают и элементы принуждения, например кредитор подъезжает к дому Уайтов на ревущем грузовике, кузов которого ярко размалеван большими буквами: «Агентство по сбору взносов».

В этот момент в игре наступает перелом. Уайт понимает, что ему скорее всего придется выкладывать деньги. Однако из-за оттенка принуждения, появившегося в его взаимоотношениях с кредитором (чаще всего он знаменуется «третьим предупреждением» от сборщика взносов: «Если Вы не прибудете в наше учреждение в течение сорока восьми часов…»), Уайт чувствует себя вправе возмутиться, и переключается на один из вариантов игры: «Ну что, попался, негодяй!» В этом случае он выигрывает, демонстрируя всем, какой алчный и безжалостный человек сборщик взносов, ни одному слову которого нельзя верить.

Два наиболее очевидных «вознаграждения» при этом следующие: 1) выигрыш укрепляет жизненную позицию Уайта, которая является замаскированной формой установки «Все кредиторы – люди алчные»; 2) Уайт сильно выигрывает во внешнем социальном плане, поскольку теперь он может открыто поносить кредитора перед своими друзьями, не боясь потерять собственного статуса Славного малого. Кроме того, он может попытаться в дальнейшем обеспечить себе внутреннее социальное «вознаграждение», войдя в открытый конфликт с кредитором. Помимо всего прочего, это оправдывает его злоупотребление системой кредитных платежей: если все кредиторы таковы, как он убедился, то с какой стати вообще платить взносы кому бы то ни было?

Мелкие землевладельцы иногда участвуют в игре «Кредитор», точнее, в ее разновидности: «Попробуй не заплати мне» (ПНЗМ). Любители играть в ППСМ и ПНЗМ легко узнают друг друга, и поскольку игра сулит им трансакционные «вознаграждения» и азарт погони, то контакт с противником в глубине души доставляет им большое удовольствие. Независимо от того, кому достанутся деньги, оба в конечном счете помогают друг другу подготовить и укрепить свою позицию для игры «Ну почему такое случается именно со мной?».

Различные игры, связанные с деньгами, обычно имеют очень серьезные последствия. И если наше описание таких игр выглядит поверхностным, как утверждают некоторые читатели, то это происходит совсем не потому, что оно касается мелочей, а потому, что оно в основном вскрывает мелочные мотивы, которыми руководствуются люди в весьма серьезных делах.

Антитезис . Очевидный антитезис в игре ППСМ – потребовать немедленной уплаты наличными. Однако у хорошего игрока в ППСМ есть способы обойти такое требование, причем эти способы не срабатывают только на совсем уж бесчувственных кредиторах. Антитезис в игре ПНЗМ – честность и своевременная уплата взноса. Поскольку игроки в ППСМ и ПНЗМ – во всех смыслах профессионалы, у любителя, вступившего с ними в игру, шансов выиграть столько же, сколько при игре с профессиональными картежниками. Но хотя любитель выигрывает редко, он по крайней мере может получить удовольствие просто от участия в игре. По традиции в обе эти игры люди играют без тени юмора. И ничто не приводит профессионала в большее замешательство, чем смех, которым его жертва-любитель встречает исход игры. В финансовых кругах такое поведение считается совершенно недопустимым.

3. «Бейте меня»

Тезис . В этой игре обычно участвуют люди, которые ведут себя так, будто на них написано: «Пожалуйста, не бейте меня». Искушение почти всегда непреодолимо, поэтому после вполне естественного исхода Уайт жалобно восклицает: «Но ведь весь мой вид ясно говорил: „Не бейте меня“!» После этого он чаще всего недоуменно добавляет: «Ну почему такое случается именно со мной?» (ПТСМ). С клинической точки зрения игра ПТСМ может интроецироваться и надеть маску стандартного клише из игры «Психиатрия»: «Когда я нахожусь в состоянии стресса, я совершенно не в себе». Один из элементов в игре ПТСМ является результатом, который я называю гордостью наизнанку: «Мои несчастья лучше ваших». Эта черта часто наблюдается у параноидальных личностей.

Если люди из непосредственного окружения Уайта его не «бьют» из-за своей доброты, возможно, из-за установки «Я только пытаюсь помочь вам» или условностей и правил, принятых в данном кругу, то поведение Уайта постепенно становится все более и более провокационным, причем до тех пор, пока он не перейдет все границы и не заставит свое окружение пойти ему навстречу. К этой категории могут относиться некоторые покинутые женщины, а также люди, которых постоянно увольняют с работы.

Соответствующая игра, распространенная среди женщин, называется «Поношенное платье». Эти женщины, часто весьма благовоспитанные, из хороших семей, прилагают максимум усилий, чтобы выглядеть убого и жалко. Они тщательно следят за тем, чтобы по разным «уважительным» причинам их доходы не превышали уровня, едва достаточного для пропитания. Если им вдруг «свалится на голову» наследство, то рядом почти всегда находится предприимчивый молодой человек, который поможет им от него избавиться, подсунув взамен акции какого-нибудь сомнительного предприятия (или что– нибудь в этом же роде). В повседневной жизни очень часто это бывает Мамина подруга, которая всегда готова дать благоразумный Родительский совет, так как она вообще живет жизнью других людей. Такие женщины играют в ПТСМ молча, и только их стоическое поведение словно говорит «Ну почему такое случается именно со мной?»

Интересный вариант этой же игры можно наблюдать у хорошо приспособленных к жизни людей, которым постоянно сопутствует успех, часто превышающий их собственные ожидания. В таких случаях ПТСМ может подвести человека к серьезным, конструктивным размышлениям и даже к развитию его личности в самом лучшем смысле этою слова. Тогда игра может обрести вид «Что хорошего я сделал, чтобы заслужить все это?»

4. «Ну что, попался, негодяй!» (НУПН)

Тезис . Эту ситуацию (НУПН) в ее классическом виде можно наблюдать во время игры в покер. Уайт получает самые лучшие карты, например четыре туза. В этом случае если он любит играть в НУПН, то его куда больше волнует то, что Блэк теперь всецело в его власти, чем предстоящая ему хорошая игра ичи крупный выигрыш.

…Уайту нужно было установить в своем доме водопроводное оборудование. Прежде чем дать водопроводчику «добро», он тщательно обсудил с ним стоимость всех работ и материалов. Они сговорились о цене, а также о том, что дополнения в счет вноситься больше не будут. Когда водопроводчик оформлял счет, то он включил в него несколько больше денег, так как ему пришлось заменить один лишний клапан: примерно четыре доллара при общей стоимости работ в четыреста долларов. Получив счет, Уайт пришел в ярость. Он позвонил водопроводчику и потребовал объяснений. Водопроводчик не собирался сдаваться. Тогда Уайт написал ему длинное письмо, в котором подвергал критике его честность, этические принципы и отказывался платить по счету, пока не будет снята надбавка. В конце концов водопроводчику пришлось уступить.

Довольно скоро стало ясно, что и Уайт, и водопроводчик играли в какие– то игры. Во время переговоров они оценили, на что каждый из них способен. Водопроводчик, предъявляя счет, сделал провокационный ход. Поскольку он уже раньше связал себя словом, то правда была не на его стороне. А Уайт почувствовал себя вправе дать полную волю своей ярости. Вместо того, чтобы достойно, в соответствии со Взрослыми стандартами, которые он сам себе установил, обсудить всю ситуацию, высказав, может быть, искреннее недоумение, Уайт воспользовался этой возможностью для огульной критики всей жизненной позиции водопроводчика. Внешне их спор, казалось, происходил на уровне Взрослый – Взрослый: вполне законное деловое обсуждение заранее оговоренной суммы. Но на психологическом уровне это были взаимоотношения между Родителем и Ребенком: Уайт воспользовался тривиальным, хотя и социально приемлемым поводом, чтобы дать волю ярости, накопившейся за многие годы, и излить ее на своего оппонента, которого он считал мошенником, то есть Уайт поступил точно так же, как повела бы себя его мать в подобной ситуации. Он быстро распознал установку, лежащую в основе его собственных действий в предложенной игре (НУПН), и понял, что в глубине-то души он был в восторге от провокационного хода водопроводчика. Затем Уайт вспомнил, что с раннего детства он не оставлял без внимания подобные случаи несправедливости, всегда с восторгом, хватался за них и искал от этого максимальную выгоду. В случаях, которые остались у него в памяти, он мог забыть провокационный ход, но зато помнил во всех деталях все последующее «сражение». По всей видимости, водопроводчик в их ситуации играл в разновидность игры «Ну почему такое случается именно со мной?» (ПТСМ).

Игра НУПН рассчитана на двух игроков, и ее следует отличать от игры «Подумайте, какой ужас!» (ПКУ), в которой Водящий стремится обнаружить несправедливость, чтобы пожаловаться третьему лицу; поэтому игра включает трех игроков: Агрессора, Жертву и Доверенное лицо. Девиз этой игры – «Беда никогда не приходит одна». Доверенное лицо обычно играет в ту же игру.

Хотя ПТСМ и рассчитана также на трех игроков, но Водящий в ней пытается установить собственное превосходство по количеству обрушивающихся на него несчастий и с негодованием отвергает попытки других неудачников соперничать с ним.

Игра НУПН имеет также профессиональный коммерческий вариант для трех игроков, а именно шантаж. В более-менее скрытой форме она существует и как супружеская игра только для двух участников.

Антитезис . Наилучшим антитезисом будет корректное поведение. Если человек имеет дело с игроком в НУПН, то при первой же возможности ему следует подробнейшим образом оговорить все детали взаимоотношений и в дальнейшем строго их придерживаться. Например, во взаимоотношениях между врачом и пациентом с самого начала необходимо четко оговорить вопрос об оплате, например в случае пропуска или отмены консультации. И особенно надо быть аккуратным в финансовых вопросах. Если возникает непредвиденное осложнение, то антитезисное поведение в таких случаях помогает сдаться элегантно, без всякого спора, пока врач не будет готов заняться самой игрой. В обыденной жизни деловые взаимоотношения с игроками в НУПН всегда представляют собой известный риск. С женами таких людей следует обращаться вежливо и корректно, избегая малейшего флирта, ухаживания или знаков пренебрежения. Особенно это надо учитывать тогда, когда сам муж поощряет подобные действия.

Анализ Тезис : «Ну что, попался, негодяй!»

Цель : оправдание.

Роли : Жертва, Агрессор.

Иллюстрации : 1) «На этот раз я тебя поймал»; 2) ревнивый муж.

Социальная парадигма : Взрослый – Взрослый; Взрослый: «Посмотрите, вы поступили неправильно»; Взрослый: «Сейчас, когда вы мне на это указали, я и сам это вижу».

Психологическая парадигма : Родитель – Ребенок; Родитель: «Я следил за тобой в надежде, что ты оплошаешь»; Ребенок: «На этот раз ты меня поймал»; Родитель: «Да, и ты почувствуешь всю силу моей ярости».

Ходы : 1) провокация – обвинение; 2) защита – обвинение; 3) защита – наказание.

«Вознаграждения »: 1) внутреннее психологическое – оправдание ярости; 2) внешнее психологическое – помогает избежать осознания собственных недостатков; 3) внутреннее социальное – НУПН; 4) внешнее социальное – они всегда готовы воспользоваться твоей глупостью; 5) биологическое – обмен воинственными трансакциями, обычно между лицами одного пола; 6) экзистенциальное – никому нельзя доверять.

5. «Посмотри, что я из-за тебя сделал» (ПЧЯТС)

Тезис . В своей классической форме эпо супружеская игра, ей смело можно присудить первый приз по количеству разбитых браков. Однако в нее могут -также играть и родители с детьми и сотрудники на работе.

1. ПЧЯТС первой степени . Уайт не желает ни с кем общаться, занимаясь какой-то работой, которая поглощает его целиком и изолирует от других людей. Возможно, что в этот момент он просто хочет, чтобы его оставили в покое. Однако его уединение вдруг нарушает жена или кто-нибудь из детей. Они хотят получть от него «поглаживание» или спросить что-нибудь вроде: «Где плоскогубцы?» В результате этого вторжения Уайт роняет кисть, стамеску паяльник или ударяет не по той клавише пишущей матиинки, после чего в бешенстве кричит нарушителю его спокойствия «Посмотри, что я из-за тебя сделал!» Поскольку такие ситуации повторяются из года в год, семья все больше привыкает к такой его реакции и знает: когда он поглощен каким-то делом, то его лучше не трогать. Разумеется, оплошность Уайта вызвана совсем не вторжением другого человека, а его собственным раздражением. Он только рад происшествию, потому что оно позволяет ему выгнать из своей комнаты незваного посетителя. К сожалению, маленькие дети очень легко перенимают эту игру, поэтому она с легкостью передается от поколения к поколению. Удовлетворение и «вознаграждение», которые эта игра приносит людям, бывают тем очевиднее, чем более провокационными методами ведется сама игра.

2. ПЧЯТС второй степени . Когда игра ПЧЯТС является не просто защитным механизмом, используемым от случая к случаю, а образом жизни человека, тогда Уайт женится на женщине, которая играет в «Я всего лишь пытаюсь помочь тебе» или в какой-нибудь близкий вариант этой игры. Он с легкостью передоверяет жене решение всех проблем. Часто это происходит под маской тактичности или галантности. Муж может любезно дать право жене выбрать, куда пойти пообедать или какой фильм посмотреть. Если выбор окажется удачным, то он тоже получит удовольствие. В противном случае он может прямо или косвенно упрекнуть жену: «Ты меня в это втянула» (простой вариант ПЧЯТС). Или, например, супруг может полностью доверить жене вопросы воспитания детей, оставив себе роль простого исполнителя. Если же с детьми возникнут осложнения, то он прибегнет к игре ПЧЯТС в чистом виде. На основе этого фундамента, заложенною еще много лет назад, он сможет обвинть жену во всех неудачах их детей. В этом случае ПЧЯТС – не самоцель, а лишь ход, попутно приносящий мимолетное удовольствие, в таких играх, как «Ну, что я тебе говорил!» или «Посмотри, что ты наделала!».

Профессиональный игрок, который пытается облегчить бремя психологических нагрузок с помощью ПЧЯТС, будет играть в нее и на работе. В этой ситуации слова обычно заменяются страдальческим, обиженным взглядом. А игрок, прикидываясь демократичным или просто разумным администратором, просит своих подчиненных вносить предложения. Для него это способ занять неприступную позицию, с которой он может терроризировать своих подчиненных. Любая его ошибка может быть приписана им и тем самым обращена против них. Если же эта стратегия применяется по отношению к вышестоящим работникам (то есть ошибки приписываются им), то она становится саморазрушительной и может привести к неприятностям, вплоть до увольнения. В этом случае для обидчивых людей это только часть игры «Ну почему такое случается именно со мной?», а для людей, склонных к депрессии, – это часть игры «Опять я за старое» (обе входят в категорию «Бейте меня»).

3. ПЧЯТС третьей степени . В эту игру всерьез играют в основном параноики, вовлекая в нее достаточно неосторожных людей, которые станут давать им советы («Я только стараюсь помочь вам»). В этих случаях игра может принимать опасный оборот и даже оказаться фатальной. Игры «Посмотри, что я из-за тебя сделал!» (ПЧЯТС) и «Это ты меня втянула» (ЭТМВ) прекрасно дополняют друг друга, так что их сочетание образует классическую основу для скрытого игрового контракта во многих семьях. Проиллюстрируем этот контракт следующим примером.

…Миссис Уайт по обоюдному согласию с мужем вела семейный бюджет и платила по счетам из их совместного счета в банке, так как мистер Уайт был «не в ладах с цифрами». Раз в несколько месяцев банк уведомлял их о перерасходе, и мистеру Уайту приходилось улаживать этот вопрос. Пытаясь выяснить причину перерасхода, он часто обнаруживал, что миссис Уайт совершила дорогую покупку, не поставив его в известность. Узнав об этом, мистер Уайт в бешенстве разыгрывал ЭТМВ, а его жена в слезах признавала справедливость его упреков и обещала, что больше подобное не повторится. Некоторое время все шло гладко, а затем вдруг появлялся представитель кредитора, чтобы потребовать уплаты по давно просроченному счету.

Мистер Уайт, ничего не зная об этом счете, спрашивал у жены, что все это значит. Тогда она начинала свой раунд ПЧЯТС, утверждая: это он во всем виноват. Поскольку муж запретил ей делать перерасходы, то она могла свести концы с концами, только не заплатив по этому большому счету и скрыв от мужа напоминания кредитора.

Игры между супругами продолжались около десяти лет, причем каждый подобный инцидент завершался заверениями, что он будет последним и отныне все пойдет по-другому. И в самом деле, все шло по другому… несколько месяцев. Во время психотерапевтического сеанса мистер Уайт без всякой помощи со стороны консультанта очень разумно проанализировал свою игру и сам разработал эффективное лечение. Он и жена по взаимной договоренности перевели счет в банке на его имя. Миссис Уайт продолжала вести их семейную бухгалтерию и выписывать чеки, но мистер Уайт первым просматривал счета и контролировал предстоящие платежи. Таким образом ни перерасходы, ни напоминания от кредиторов не могли пройти мимо него и оба супруга принимали участие в решении семейных финансовых проблем. Лишившись удовлетворения и «вознаграждений» от игр ПЧЯТС – ЭТВМ, Уайты сначала были в растерянности, но затем им пришлось найти более конструктивные и честные способы доставлять друг другу удовольствие при общении.

Антитезис . Антитезис в ПЧЯТС первой степени – оставить игрока в покое, а в ПЧЯТС второй степени – заставить Уайта самого принимать решение. Игрок первой степени может в результате почувствовать себя всеми покинутым, но вряд ли рассердится; игрок второй степени, если его заставят взять инициативу на себя, может помрачнеть и надуться, так что систематическое применение антитезиса может иметь неприятные последствия. Антитезис в игре ПЧЯТС третьей степени следует доверять только квалифицированному профессионалу.

Частичный анализ . Цель этой игры – оправдание своего поведения. Игра легко перенимается детьми. Бросается в глаза внешнее психологическое «вознаграждение» (уход от ответственности); угроза неизбежной близости часто ускоряет ход игры, поскольку «справедливый» гнев представляет собой хороший повод избежать интимных взаимоотношений. Жизненная позиция: «Я ни в чем не виноват».

Давайте вспомним старого доброго Эрика Берна. Многие слышали. Чем же он так прославился? Этот американский психолог и психиатр создал свою систему "анализа взаимодействий", который изучает поведение человека в его ближайшем окружении. Он считал, что люди могут взаимодействовать из позиций: Родитель, Взрослый , Ребенок. И описал игры, в которые играют люди. Эти игры повторятся по кругу, некоторые всю жизнь. Эти игры отравляют открытое, позитивное и честное взаимодействие между людьми, между партнерами. Его одна из книг так и называется "Игры, в которые играют люди". Почитайте, книга немного сложная для восприятия, но интересная.

В каждой игре существует выигрыш. Сейчас я вам опишу игру "на всю жизнь".
"Алкоголик". В этой игре 5 участников, но и при 2 она тоже может разыгрываться. Алкоголик и Преследовать (человек противоположного пола). Есть ещё Спасатель, того же пола, что и А. Чаще всего это врач - "Я всего лишь пытаюсь помочь".
Простак - человек, который не спасает и не преследует А., человек, который даёт спиртное или деньги в долг (объяснения, зачем А. деньги могут быть разными, но они всегда идут на спиртное). Эту роль, как ни странно, может играть мать А. Потому что она его "понимает", а невестка нет. Посредник - основной источник смиртного, человек, который понимает А.
Жена А. может сыграть и три роли. Вот приходит А. пьяным домой, жена
становится Посредником, переодевает мужа, варит кофе, позволяет на себе сорваться. Утром она уже Преследователь - "Посмотри, что ты со мной сделал". Она ругает его за такую жизнь. Вечером жена уже Спаситель и просит бросить вредную привычку, пойти лечиться.
Главная задача А. - это не выпивка как таковая, а похмелье. Оно воспринимается как психологическая пытка. Но именно за ним он приходит снова и снова, рассказывая, как ему было плохо. Это связанно с его внутренним Ребенком, который привык, что внутренний Родитель или другая родительская фигура его корит, критикует, обвиняет, и соответственно поддерживает его игру. Поэтому основная работа с А. направлена на устранение стремления потакать своим слабостям и самобичеванию.

Замена ролей тут не поможет (часто бывшие А. работают с нынешними А., тем самым став Спасителями), нужен бесповоротный выход из игры. В книге Берна описан интересный случай, когда женщина ходила на психотерапевтическую группу и, когда она познакомилась с ее участниками поближе, попросила их высказаться о ней. Все высказались о ней в приятном тоне, тогда она запротестовала и потребовала, чтобы они сказали правду, явно напрашиваясь на негатив. Но участники группы отказались быть Преследователями. Тогда она пришла домой и заявила мужу: "Если я выпью ещё хоть раз, то разводись со мной или отправляй в больницу". В этот же вечер она напилась и муж её отправил в больницу. К сожалению, выйти из этой игры трудно. Потому что, участники игры всегда будут искать привычную реакцию окружающих, как в примере с женщиной.

Необходимое предуведомление: с трансактного анализа началось моё увлечение психологией в далёком-далёком 1993 году. Но: трансактный анализ я специально не изучала, в парадигме трансактного анализа я не работаю, трансактный анализ я не люблю. Сердце моё навеки отдано экзистенциально-гуманистическому подходу. Однако нелюбимые нами направления затем и существуют, чтобы в определённый момент явиться и со всей чёткостью обозначить то, о чём привычный язык умалчивает или говорит обиняками.

Итак, знакомьтесь: Клод Стейнер, американский трансактный аналитик, который всесторонне исследовал описанную ещё Эриком Берном увлекательную психологическую игру "Алкоголик ". Все, конечно, читали "Игры, в которые играют люди", но я всё-таки позволю себе немного процитировать хрестоматийный текст:

В полностью развернутом виде эта игра предполагает пять участников, но некоторые роли могут быть совмещены, так что игра может начаться и закончиться при участии всего двух игроков. Центральная роль, роль Водящего , - это сам Алкоголик, которого мы будем называть иногда Уайт. Наиболее важный партнер - Преследователь . Эту роль, как правило, играет представитель противоположного пола, чаще всего супруга (супруг). Третья роль - Спаситель , ее обычно играет лицо того же пола, часто врач, который принимает участие в пациенте и вообще интересуется проблемами алкоголизма. В классической ситуации доктор "успешно излечивает" алкоголика от дурной привычки. После шести месяцев полного воздержания от спиртного доктор и пациент поздравляют друг друга, а на следующий день Уайта находят под забором.
Четвертая роль - Простак . В литературе эта роль обычно принадлежит хозяину закусочной или любому другому человеку, который дает Уайту спиртное в кредит или предлагает ему деньги в долг и при этом не преследует его и не пытается спасать. В жизни эту роль может, как это ни странно, играть мать Уайта, которая дает ему деньги и нередко сочувствует ему, потому что его жена, то есть ее невестка, не понимает своего мужа...
Во всех играх, связанных со спиртным, есть еще одна вспомогательная роль, которая принадлежит профессионалу - бармену, буфетчику, то есть человеку, поставляющему Уайту спиртное. В игре "Алкоголик" он - пятый участник, Посредник , основной источник спиртного, который, кроме того, вполне понимает алкоголика...

Естественно, супруга может играть сразу несколько ролей: когда наш Алкоголик приползает на бровях домой, она встречает его в роли безропотного Простака , позволяющего над собой куражиться, утром отыгрывает Преследователя , обрушиваясь на пропойцу с гневными укорами, а вечером принимает образ Спасителя и вызывает врача-опохметолога. В годы повального самогоноварения жена могла выступать и в роли Посредника , изготавливая тот самый алкоголь, которым её супруг и упивался до полусмерти, если не до смерти. При этом неподделен оставался и её гнев в роли Преследователя , и жалость к похмельному страдальцу в роли Спасителя . При этом ни Преследователь, ни Простак, ни даже Спаситель не улучшают состояние Алкоголика, а напротив, поддерживают его в зависимости. Вокруг Алкоголика по самому свойству болезни складывается эта игра, и единственный смысл лечения как зависимости, так и созависимости состоит в отстранении от неё. Какие правила Стейнер предлагает нам, чтобы не вовлекаться в игру "Алкоголик".

1. Как определить, являетесь ли вы Спасителем по отношению к Алкоголику? Проще простого. Если вы три раза и более предложили помощь, а Алкоголик её отверг, вы - Спаситель. Алкоголики, да и вообще химически зависимые - непревзойдённые мастера игры в "Да, но..." Не пытайтесь переиграть и победить их на их поле. Вместо этого сделайте одно предложение, другое, дайте Алкоголику время на обдумывание. Если Алкоголик их не принимает - прекращайте предлагать. Насильно мил не будешь.

2. Не организовывайте встречу с врачом для Алкоголика. Либо продинамит, поставив вас в неловкое положение, либо будет считать, что вы ему/ей за это должны. Точно так же и врач-нарколог, который договаривается о встрече с больным алкоголизмом через третье лицо (обычно через жену или маму), - потенциальный Спаситель и/или Преследователь.

3. Никогда не убирайте и не прячьте алкогольные напитки в доме. Не ищите потайные места. Исключение здесь может быть одно: если вас просит прятать от него/неё выпивку сам/а Алкоголик. Никогда не покупайте спиртное, не наливайте спиртное, не предлагайте спиртное Алкоголику. Себе - можно. Другим членам семьи - можно. Алкоголику - нельзя.

4. Правило кота и повара: не теряйте времени на долгие проникновенные обсуждения алкогольной проблематики с пьяным Алкоголиком. Человек никогда не свинья, но метать перед ним бисер не всегда полезно.

5. Не одалживать Алкоголику на выпивку! Как распознать, на выпивку ли просит Алкоголик? Легко запоминающееся правило на что ни просит Алкоголик, он/она просит на выпивку. Соседям и друзьям: не стоит разрешать Алкоголику приходить к вам домой в пьяном виде. Спокойно так, доброжелательно: Зайди, пожалуйста в другой раз. И дверь закрывается.

6. Алкоголику - никаких одолжений и авансов до тех пор, пока он активно не включится в борьбу со своей болезнью. А то они это любят: ты меня не пили, корми и уважай, а то я пить бросать не согласный. А вот если будешь угождать и ублажать, может быть, подумаю. Буль-буль.

7. Ошибочно видеть в Алкоголике только хорошее, когда он трезвый, и только дурное, когда он пьян. Алкоголик - такая же цельная личность, как и все другие люди. Это не коварная водка делает его яростным безумцем или рыдающей размазнёй. Это определённая грань его натуры получает индульгенцию "я выпил, теперь мне можно". А уж что можно, каждый выбирает для себя.

8. Незамалчивайте и не засмеивайте алкогольные проблемы. Говорите о них. Открыто сообщайте, что вам не нравится, что вас злит, что беспокоит. Не для того, чтобы Алкоголик внял/а и изменился/ась. Не внимет и не изменится. Для того, чтобы выразить свои чувства.

9. Универсальное правило: не хотите чего-то делать для Алкоголика - не делайте. Любые благодеяния через не хочу - это путь к бесславной роли преследователя.

10. Пункт, противоречащий всем остальным, и в то же время созвучный: никогда не воспринимайте Алкоголика безнадежным созданием. Как только у Алкоголика возникает хотя бы минимальный интерес к преодолению своего недуга, вы будете наготове с предложением помощи. Но что главное в любой поддержке? Не переусердствовать! Помните, ваша доля должна составлять не более пятидесяти процентов, половины. Нельзя стать здоровыми и непьющими вместо кого-то. Будьте предельно осторожны. Берегите себя.

(По книге В. Завьялова и Ц. Короленко "Личность и алкоголь")

Любая зависимость - это акт отчуждения человека от окружающей его действительности, ключевым фактором при этом является страх принятия себя и страх близости.

Э. Бёрн писал:

Некоторые счастливые люди обладают свойством, которое выходит за пределы всех классификаций поведения. Это свойство - «включенность» в настоящее. Другое их свойство, гораздо более важное, чем любое предварительное планирование, - спонтанность. У них есть нечто куда более ценное, чем игры, - близость.

Одной из форм зависимости является алкоголизм. Но речь пойдет об алкоголизме отнюдь не с физиологической точки зрения, а как о нарушении социальной и психологической адаптации посредством выполнения определенного сценария.

Специфика ролей

Игра «Алкоголик» имеет бытовой характер, но при определенных обстоятельствах она может стать игрой на всю жизнь.

Как правило, в данной игре участвует пять игроков:

  • Алкоголик
  • Покровитель
  • Избавитель
  • Преследователь
  • Подстрекатель

В игре ощущение некоторой эйфории, некой легкости и расслабленного состояния не является самоцелью. Э. Берн писал в книге «Игры, в которые играют люди»: «Анализ игры показывает, что сама выпивка является лишь попутным удовольствием, доставляющим дополнительные преимущества; это процедура, ведущая к подлинной кульминации игры, которой является похмелье». Похмелье рассматривается в данном случае не как физический процесс, а как акт самобичевания при осознании слабости внутреннего стержня «алкоголика» перед зависимостью. Второй участник игры: «преследователь». Чаще всего эту роль выполняет жена «алкоголика». Главная функция «преследователя» кроется в осуществлении контроля над «алкоголиком». Если у «алкоголика» нет жены, то роль преследователя может выполнять его мать. Также такой вариант возможен, если мама «алкоголика» обладает сильным авторитарным характером, в таком случае, мать может одновременно исполнять роль и «пре6следователя», и «покровителя».

«Преследователь» вызывает протест со стороны «алкоголика», который вызван постоянными упрёками и попытками заострить внимание на проблеме. Эти «преследования» дают «алкоголику» возможность оправдать свою зависимость. В некоторых случаях у «алкоголика» в попытках преодолеть давление со стороны «преследователя» возникает особый азарт, приобретающий аспект «поймай меня, если сможешь».

«Спаситель» избавляет «алкоголика» от тех неприятностей, которые возникают из-за его зависимости: помогает вернуться в форму после пьянки. Таким образом, у «алкоголика» не возникает потребности самому справляться с последствиями своего пьянства, следовательно, он не несет в данной ситуации ответственности.

«Избавитель» - обычно эту роль выполняет врач.

«Подстрекатель», как правило, это «добрый» малый, который может предложить выпить «за компанию».

«Покровитель» всегда готов выслушать и поддержать «алкоголика».

Анализ игры

В данной игре «алкоголик» ярким воплощением эго-состояния Ребёнка. Ему присущи такие проявления, как протест, стремление оправдать себя, стремление получить удовольствие, самобичевание, т.е. получения удовольствия от своих страданий.

Любая игра - это система, с тесно связанными межу собой элементами (участниками). Для участников игры сложно отказаться от намеченного хода событий. В случае игры «алкоголик» имеет место быть следующий вариант развития событий: «алкоголик» справляется со своей проблемой, не употребляет алкоголь длительный промежуток времени. Казалось бы, проблема решена, все прекрасно, но у участников игры при этом возникает некий диссонанс, потому что больше нет необходимости выполнять свою роль. Игроки, дабы не выходить из своей зоны комфорта, начинают провоцировать «алкоголика» вернуться к своей роли. Это может проявляться в каких-то тонких намёках, так и в прямом призыве к употреблению алкоголя. Как правило, этим провокатором является «подстрекатель», но в некоторых случаях функция «подстрекателя» может исходить и от других участников игры.

Бёрн писал:

«Психологическое лечение алкоголика состоит также в том, чтобы заставить его совсем бросить игру, а не просто сменить одну роль на другую. Иногда этого удается добиться, хотя и нелегко подыскать Алкоголику другое занятие, столь же интересное для него, как продолжение игры. Поскольку классическим признаком алкоголика является страх перед близостью, заменой будет скорее другая игра, а не свободные от игр отношения. Так называемые излеченные алкоголики часто представляют собой в общественном смысле малоинтересных партнеров; их жизнь, по-видимому, лишена сильных впечатлений, что постоянно сбивает их на прежнюю дорогу. Критерий действительного «излечения от игры» состоит в том, чтобы бывший Алкоголик мог выпить в компании, не подвергая себя риску. Обычное лечение «полным воздержанием» рассматривается специалистами по анализу игр как неудовлетворительное. Поэтому терапия этой игры должна быть сосредоточена не на выпивке, а на «следующем утре» - на самооправдании посредством самобичевания».

Клод Штайнер в своей книге «Игры, в которые играют алкоголики» даёт объяснение истокам поведения людей, зависимых от алкоголя. Штайнер посредством практических «инструментов» обусловливает возможности преодоления проблемы алкоголизма, что свидетельствует об эффективности анализа сценариев как психологической терапии при лечении данной формы зависимости.

Литература:
  1. Бёрн Э. Игры, в которые играют люди.
  2. Бёрн Э. Психика в действии.
  3. Штайнер К. Игры, в которые играют алкоголики.
Статьи по теме: