Режиссерская игра в средней группе. Конспект проведения режиссерской игры для средней группы "теремок". Игра «Песенное творчество»

иришка Тотмина
Конспект режиссерской игры для подготовительной группы «День рождения мамы»

г. Славянск -на- Кубани.

Режиссерские игры в подготовительной группе " День рождения мамы "

Цель :

Развивать у детей интерес к режиссерским играм , помочь создать игровую обстановку. Развивать умение подбирать игровой материал. Обогащать творческие способности детей. Активизировать диалогическую речь детей, воображение, мышление. Воспитывать дружеские взаимоотношения у детей в процессе игры .

Задачи :

Развивать умение следить за сюжетом, не упуская важных деталей.

Развивать монологическую речь, развивать камуникативные навыки,

Учить детей внимательно слушать рассказы детей, дополнять и оценивать их.

Формировать активность, самостоятельность.

Воспитывать любовь к отечественному кинематографу.

Материал :

Банты и кукла, кепка и машинка, муляжи цветов, муляжи овощей и фруктов, цветов, детская посуда, игрушечная кухня, листы для рисования, цветные карандаши, фломастеры.

Предварительная работа : Подбор необходимых атрибутов для игры .

Здравствуйте ребята, я пришла к вам в гости чтобы посмотреть есть ли среди вас будущие актеры, а как это проверить? Нужно просто поиграть! Но, прежде чем начать игру предлагаю вам внимательно прослушать мой рассказ.

День рождения .

Вы помните, что у мамы завтра день рождения ? - спросил Петя братика Рому и сестричку Лизу. Петя был старшим братом и следил за тем, чтобы все было в порядке.

Рома кивнул головой. Лиза виновато улыбнулась : она была еще маленькая и, конечно, забыла про мамин праздник.

Давайте решим, что мы подарим нашей маме,- предложил Петя.

Хорошо, - согласились Рома и Лиза. им стало очень интересно, что же они вместе выбирут.

Давайте подарим маме игрушечную машину, -сказал Рома. - Я недавно видел одну красивую машину в магазине. Отличная машина! Я думаю, ее надо подарить маме. Мы с мамой будем вместе играть! Мы сможем перевозить грузы из одной комнаты в другую.

Нет, нет, маме совсем не нужна машина, - возразила Лиза. - Лучше подарим маме куклу. ЕЕ можно укладывать спать и причесывать ей волосы. А еще она может говорить "мама". Она как раз подойдет нашей маме!

Петя сначала рассмеялся, потом нахмурился :

Вы это здорово придумали -подарить маме то, что хотите сами! Но в таком случае вы дарите подарки не маме, а себе. Да хотите еще, чтобы мама с вами играла! Это самый настоящий эгоизм.

А что такое эгоизм?- поинтересовалась Лиза.

Эгоизм- это когда ты заботишься только о себе и не думаешь о других, любишь только одного себя. - Пояснил Петя.

Нет, мы не любим только себя, мы любим маму!- закричали Лиза и Рома. А Лиза даже всхлипнула и добавила : Маму жалко!

Хорошо, строго сказал Петя. - Даю вам вторую попытку. Ну- ка подумайте хорошенько, чем мы можем порадовать нашу маму.

Рома задумался, Лиза вздохнула.

Ну ладно,- Петя улыбнулся,- я вам помогу. Наша мама любит цветы! Так?

Да, да! - обрадовались дети. - Давайте подарим маме цветы. Они такие же красивые, как наша мама. Папа поможет нам их выбрать!

А еще мы можем для мамы что- нибудь нарисовать для мамы нарисовать , - добавил Рома.

И спеть маме песенку, - захлопала в ладоши Лиза.

И вот наступил мамин день рождения . На столе стояли цветы. на стене висели яркие рисунки. Дети очень старались, им очень хотелось, чтобы их рисунки маме понравились. Лиза нарисовала маму в нарядном платье. Вот такую! Рома нарисовал машину. У нее в кузове лежал огромный торт. Вот такой! Торт занимал весь кузов!

А Петя нарисовал всю семью вместе : это мама, это папа, это Лиза, это Рома, а это вот и он сам, Петя. А это их любимые кошка Мяука и черепашка Чапа. И сейчас все они были вместе. Нарядные Петя, Рома и Лиза дружно пели песенку, которую сами сочинили. Мама была счастлива : ведь она получила самые лучшие в мире подарки!

На день рожденья маме

Устроим праздник сами!

Подарим маме розы

И нежные мимозы,

Мы их поставим в вазу.

Ах, как красиво сразу!

Суть нашей игры заключается в том , что вам нужно проиграть этот рассказ или придумать свой, какой подарок можно подарить маме.

Прежде чем вы начнете игру, давайте вспомним кто такой Петя?

Что хотел подарить Рома, а что Лиза?

Покажите, какие лица были у ребят когда Петя сообщил им о дне рождении мамы ?

Какими стали их лица когда Петя рассказал им об эгоизме?

Теперь режиссер распределит между вами роли. Подходите к столу и выбирайте необходимые костюмы для своего героя и нужные принадлежности.

(Дети распределяют между собой роли и выбирают костюмы и начинают играть.)

Итог игры :

Ребята, понравилась ли вам наша игра?

Что понравилось? Что было трудно?

Кому удалось соблюдать все правила в игре?

Давайте похлопаем друг другу за наш актерский успех!

Мне очень понравилось, вы все молодцы.

Публикации по теме:

Действующие персонажи: Взрослые: Ведущая Дед Мороз Кикимора Леший Вьюга Дети: Снеговик Снегурочка Снежинки Лешие Бабки-Ёжки.

Конспект НОД «День рождения села Александровского» для детей подготовительной к школе группы МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Конспект режиссерской игры в разновозрастной группе «Гуси-лебеди» Конспект режиссерской игры в разновозрастной группе «Гуси -Лебеди». Тема: «Гуси -Лебеди». Цель: обогащение содержания режиссерских.

Конспект занятия по режиссерской деятельности «Мой первый мультфильм» в подготовительной к школе группе Конспект занятия по режиссерской деятельности «Мой первый мультфильм» в подготовительной к школе группе. Воспитатель д/с №3 г. Славянска.

Режиссерская игра дошкольника- это игра в процессе которой ребенок создает игровые ситуации с игрушками. Предметно-игровая среда для режиссерских.

Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр . В них, как и во всех творческих играх, есть мнимая или воображаемая ситуаци я. Ребенок прояв­ляет творчество и фантазию, придумы­вая содержание игры, определяя ее учас­тников (роли, которые «исполняют» игрушки, предметы). Предметы и игрушки используются не только в своем непос­редственном значении, но и в переносном, когда они выпол­няют функцию, не закрепленную за ними общечеловеческим опытом (диванная подушка становится бегемотом, а пояс от маминого махрового халата - змеей в режиссерской игре в зоопарк; кубики разных размеров превращаются в учителей и детей в игре в школу; из карандаша получается дирижерс­кая палочка или микрофон для куклы-певицы).

Само название режиссерской игры указывает на ее сход­ство с деятельностью режиссера спектакля , фильма . Обыч­но режиссер решает, какой фильм или спектакль он будет ставить, какой возьмет сценарий, что внесет в него от свое­го прочтения и осмысления. Ребенок сам создает сюжет игры, ее сценарий . Взяв какую-либо тему (урок в школе, праздник в детском саду), малыш развивает ее в зависимо­сти от того, как понимает отображаемое событие, что счи­тает наиболее значимым для себя.

В основе сценария лежит непосредственный опыт ребен­ка : он отражает событие, зрителем или участником кото­рого был сам (выступление артистов на площади города, автодорожное происшествие, лечение в кабинете доктора, празднование дня рождения).

Нередко сюжетом игры ста­новятся знания, почерпнутые ребенком из просмотренно­го мультфильма, прочитанной ему книги, рассказов дру­гих людей (режиссерская игра в школу под влиянием рас­сказов старшего брата-ученика). Для этих игр в их развитой форме свойственны комбинирование впечатлений из лич­ного опыта ребенка с тем, что он узнал из книг, наблюде­ний, мультфильмов , причудливое соединение реального и вымышленного.

Сюжеты режиссерских игр представляют собой цепочки действий (кукла поет в микрофон, другая -аккомпанирует, по окончании выступления - обе кланяют­ся, затем выходит «новая певица»; автомобильчики едут по трассе, сталкиваются, происходит авария). Отдельные эпи­зоды (сцены) в игре ребенок придумывает, затем исполня­ет, действуя за персонажи (игрушки, предметы), говоря за каждого, или объясняя все, что происходит.



В режиссерской игре речь - главный компонент . Часто она звучит как «дикторский текст за экраном ». Например, Лиза разыгрывает день рождения куклы Маши: «Маша сказала гостям «спасибо» за подарки, гости сразу стали садиться за стол. Маша наливает всем чай». Помимо описательных выс­казываний используются и оценочные : «Гости хорошие, они принесли Машеньке много подарков. А волчонок был жад­ный: он подарок принес, но не отдал Маше».

В ролевых режиссерских играх ребенок использует ре­чевые выразительные средства для создания образа каж­дого персонажа : меняются интонация, громкость, темп, ритм высказываний, логические ударения, эмоциональная окрашенность, употребление различных суффиксов, зву­коподражаний .

Так, изображая семейную сценку с ребен­ком-капризулей, Наташа говорит за него, за бабушку и за папу. За ребенка она говорит тоненьким голоском с тре­бовательными нотками: «Дайте другую кашу! Эта против­ная!», за куклу-бабушку - ласково с упрашивающими ин­тонациями: «Поешь, поешь, Вовочка!», за папу - сурово, громко, подчеркнуто медленно: «Это что за капризы? Каша не нравится? Другую варить никто не собирается! Быстро все съесть!»

В режиссерской игре часто используется много персона­жей (куклы-зрители в концерте, машинки и другие виды транспорта на городской трассе, ученики в классе), но «активно действующих» , т.е. тех, которых ребенок переставляет, «свя­зывает» отношениями, обычно бывает не более трех-четырех .

Их количество возрастает в совместной режиссерской игре , возникающей у детей в среднем и преимущественно в стар­шем дошкольном возрасте. В такой игре каждый из участни­ков действует за одного-двух персонажей.

Особенностью режиссерской игры является то, что парт­неры (игрушки, их заместители) - неодушевленные предме­ты и не имеют своих желаний, интересов, претензий . Есте­ственно, что такое игровое общение для маленького ребен­ка легче, чем общение со сверстниками, в котором необходимо учитывать позицию, настроение партнеров, ис­кать с ними общий язык. Малыш исподволь готовится к этому общению, овладевая в режиссерской игре умением «видеть» картину игры, планировать ее, исходя из замыс­ла , который зарождается у него в голове раньше, чем он начнет выполнять игровые действия. Происходит то, что особенно ценил в детских играх К.Д.Ушинский: ребенок учится распоряжаться своими силами.

У детей в среднем и старшем дошкольном возрасте ре­жиссерские игры претерпевают изменения разного харак­тера. Прежде всего, меняется содержание .

У детей 4-5 летсодержание режиссерских игр разнообразнее , чем у малы­шей. В них находят отражение знакомые сказки, мультфиль­мы, а вот события личной жизни используются реже. Дети легко соединяют в одной игре знания и сведения, получен­ные из разных источников. Появляются новые персонажи (герои мультфильмов), возрастает их число, более отчет­ливо выделяются главные и второстепенные действующие лица.

У детей 6- 7 летсодержание игр динамичное, с пре­обладанием собственного литературного творчества . Дети любят обыгрывать измененные собственной фантазией зна­комые сказки, мультфильмы, вносят в содержание игры много вымышленного.

Режиссерские игры возникают как индивидуальная дея­тельность и остаются такими в раннем и младшем дошколь­ном возрасте. Режиссерские игры в одиночку наблюдают­ся и у старших дошкольников, особенно когда ребенок мало контактирует со сверстниками (часто болеет, не посещает дошкольное учреждение) или испытывает трудности в об­щении с другими воспитанниками группы в силу индиви­дуальных особенностей (замкнут, застенчив, имеет дефек­ты речи и др.).

В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте воз­никают совместные режиссерские игры. Объединения детей обычно немногочисленны - 2-3 человека. Дети вместе при­думывают сюжет, подбирают или мастерят необходимые игрушки, предметы, исполняют роли (каждый за своего персо­нажа).

Другими словами, в совместной режиссерской игре ярко выражен сюжетно-ролевой характер . Таким образом, ре­жиссерские игры создают реальные предпосылки для возник­новения сюжетно-ролевой игры . Но с появлением последней режиссерские игры не исчезают: взаимообогащаясь, допол­няя друг друга, оба вида игр присутствуют в жизни ребенка и за рубежом дошкольного возраста.

Руководство режиссерскими играми затрудняется в силу преобладания индивидуальных форм, а также присущего им интимного характера. Поэтому важнейшее условие для развития режиссерских игр - создание детям индивидуаль­ного пространства, обеспечение места и времени для игры.

Обычно ребенок - ищет для игры уголок, защищенный от взоров наблюдателей (детей, взрослых). Дома дети любят играть под столом, особенно, если удает­ся накинуть на него одеяло, поставить вокруг стулья или кресла. В дошкольном учреждении дети пытаются уединить­ся для игры в спальне, раздевальной комнате, а на участке - за кустами, верандой и т.д. К сожалению, типовые про­екты зданий не учитывают потребность ребенка в индиви­дуальной игре. Но во многих дошкольных учреждениях (в нашей стране и за рубежом) предпринимаются попытки организации соответствующих условий для развития игры : единое пространство групповой комнаты «разбивают» спе­циальной расстановкой мебели; вносят легкие ширмы, эк­раны, которые дети ставят по своему желанию.

Внедряются и некоторые архитектурные новации : в групповой ком­нате встраиваются одно-, двух- и трехэтажные возвышения, соединенные галереей, лестницами с перилами, уютные ниши, подиумы и т.п. Используется крупное игровое обо­рудование (домики, загородки, террасы, вагончики), что дает ребенку возможность уединиться, но не чувствовать себя полностью изолированным от сверстников.

Учитывая преимущественно индивидуальный характер режиссерских игр, педагог прибегает к опосредованному ру­ководству деятельностью ребенка. Умелым подбором игро­вого материала, внесением новой игрушки, которая отве­чает интересам малыша, стимулируется возникновение игры.

Так, услышав, что Саша с увлечением рассказывает о том, как он ходил вчера в зоопарк, педагог предлагает ему набор мелких животных с вопросом: «Каких животных ты видел? Расскажи и покажи». Возникает игра в зоопарк, требуется сделать клетки для животных, в ход идет строи­тельный материал, затем используются фигурки людей (по­сетители, служащие).

Внимательный педагог воспользуется обсуждением деть­ми мультфильма, прочитанной книги таким образом, что­бы натолкнуть их на отражение впечатлений и знаний в режиссерской игре. Иногда уместно предложить ребенку: «Покажи, пожалуйста, что там случилось с Винни-Пухом в гостях у Кролика». Можно рассмотреть с ребенком иллюс­трации в книге, попросить рассказать, а затем показать, что делают персонажи. Такие педагогические приемы способ­ствуют появлению у ребенка желания обыграть ситуацию с помощью игрушек, предметов.

Для того чтобы дети «видели» игру до ее начала, целесо­образно вовлекать их в сотворчесгво с педагогом. Пригла­шение к сотворчеству может выглядеть по-разному: «Да­вай сочиним вместе сказку о петушке»; «Придумаем с то­бой вместе, как будем праздновать день рождения куклы Маши»; «Я начну сказку, а ты ее закончишь»; «Я расскажу историю, а ты ее покажешь» ит.п.

Подбор игрового материла для режиссерских игр - необхо­димое условие для их развития. Сюжетные игрушки, близость их содержания детскому опыту, оперативное внесение но­вых игрушек в зависимости от впечатлений ребенка - все это входит в круг педагогического руководства режиссерской игрой детей младшего и отчасти среднего дошкольного воз­раста. Новую по содержанию игрушку педагог сначала обыг­рывает сам, чтобы показать возможность ее включения в знакомый сюжет.

Например, игрушку Айболита воспитатель предлагает после чтения сказки К. Чуковского и показывает действия, связанные с образом доктора.

В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают ис­пользовать мелкие игрушки, хорошо вписывающиеся в иг­ровое поле, которое становится более детализированным, содержательным. На данном этапе формируется обобщен­ное представление о многих явлениях, предметах окружаю­щего мира. Поэтому дети охотно используют игрушки-за­местители, многофункциональные игрушки. Подобные игрушки, как идругие предметы для режиссер­ской игры, дошкольники могут мастерить сами (по пред­ложению педагога, с его участием, привлекая к этой рабо­те своих родителей и т.д.). Воспитатель продумывает хра­нение игрового материала. Важно, чтобы дети могли самостоятельно подбирать все необходимое (фигурки лю­дей, животных, домики, уличное оборудование и др.), а по окончании игры - убирать на место.

Целесообразно воздерживаться от прямых указаний, заме­чаний в адрес играющего ребенка. Лучше прибегать к поста­новке проблемного задания («Подумай, как твой Незнайка может оказаться на Луне?»), наводящего вопроса («Не пора ли кукле Маше ложиться спать?»). Однако следует помнить, что и такое вмешательство в режиссерскую игру должно быть тактичным, учитывающим особенности ребенка, чтобы не привести его игру к разрушению.

28. ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ .

Ольга Агеева
Режиссерские игры в детском саду

Режиссерские игры в детском саду необходимо организовывать в следующих целях :

Научить детей свободно общаться, легко вступать в диалог;

Показать, что такое речевой этикет;

Научить детей говорить выразительно, осмысленно, выслушивать собеседников;

Показать детям, что такое «принимать решения» , создавая искусственные ситуации, в которых необходимо сделать выбор.

Для проведения режиссерских игр необходимы специальные атрибуты – герои и декорации, с помощью которых ребенок сможет воспроизводить придуманную им ситуацию. Воспитатель может только задавать ему тему, подсказывая в некоторых моментах. Лучшая режиссерская игра в старшей группе – это кукольный театр, в котором ребенок сможет дать волю своему воображению и показать настоящее представление всем одногрупникам. Особенности режиссерских игр в детском саду

Игры малышей разного возраста имеет свои особенности.

Режиссерская игра в младшей группе имеет очень простой сюжет. Все действия производятся над одним персонажем, которого кормят, купают, одевают, выводят на прогулку и т. д.

По мере приобретения навыков, игры усложняются . И режиссерская игра в средней группе отличается уже большим разнообразием. Героев становится больше. А в основе сюжета просматривается хорошо знакомая малышу сказка или просмотренный намедни мультик. Появляются оценочные суждения – злой волк, трусливый зайчик и т. д.

Кроме ролевых игр, ребенок начинает осваивать сюжетно-ролевые. Т. е. в игре уже могут принимать участие другие дети.

Режиссерская игра детей в старшей группе приобретает большую динамику. Малыши чаще используют предметы-заместители. Так, одна игрушка может наделяться разными качествами и выполнять совершенно разные роли.

Не теряют своей актуальности режиссерские игры и в подготовительной группе. Играя, малыши с удовольствием продолжают совершенствовать свои навыки и испытывают счастье от творчества.

Режиссерские игры в ДОУ (дошкольном общеобразовательном учреждении) помогают всестороннему развитию ребенка и способствуют полноценному развитию личности.

Режиссерская игра в младшей группе

Маленькие дети в возрасте 2-3 лет ни всегда самостоятельно способны играть в задуманные взрослыми игры . Не стоит навязывать им свой сюжет, а для начала воспитателю следует показать наглядный пример, объяснив, как играть, управляя героями и придумывая сценариий.

Режиссерская игра «Колобок»

Отличным наглядным примером режиссерской игры в младшей группе может стать воспроизведение сказки. За пример можно взять несложную русскую народную сказку «Колобок» , которая наверняка будет известна каждому ребенку в группе. Для начала самостоятельно подготовьте куклы главных героев сказки. В том случае, если у вас нет кукол, то вы можете сделать всех героев из бумаги, создать импровизированный театр и управлять в нем тем, как будет разворачиваться сюжет. Важно, чтобы Колобок, Баба, Дед, Лиса, Волк и Медведь имели каждый свой характер, передавайте их настроение голосом, дыханием, другими звуками, чтобы они смогли ожить в воображение ваших маленьких зрителей.

Постарайтесь полностью воспроизвести весь сюжет сказки, а в заключительной части подведите итог, рассказав, чему научила эта сказка детей. Проведя такое показательно выступление, вы наглядно дадите понять, что такое режиссерская игра , это наверняка заинтересует детей и они начнут импровизировать. Прекрасная режиссерская игра в средней группе, это игра в «Семью» , в ходе которой педагог сможет узнать, какую роль ребенок отдает семье в своей жизни, как себя в ней чувствует.

Режиссерские игры в ДОУ профессиональной направленности

Режиссерские игры в ДОУ профессиональной направленности – это лучшая возможность рассказать детям о разных профессиях, дать понять, что «все профессии нужны – все профессии важны!» . Лучше всего проводить такие режиссерские игры в подготовительной группе, за тему можно взять игры во врачей , учителей, садовников, поваров и др.

Правильно организованная режиссерская игра помогает рассказать о многом новом и неизведанном, развивать детское воображение и мышление, что очень важно на всех этапах взросления.

Режиссерская игра – это разновидность сюжетной игры , специфика которой заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер , строя и развивая сюжет, управляя игрушками и озвучивая их. С психологической точки зрения режиссерская игра представляет собой «воображение в действии» (Е. Е. Кравцова) .

Д. Б. Эльконин назвал режиссерские игры особым типом индивидуальной игры ребенка . В силу своего своеобразия они представляют особый интерес для психологии детской игры , так как именно в режиссерской игре проявляются личностные особенности ребенка.

" Режиссерская игра представляется тем сплавом, в котором социальное и индивидуальное предстают в диалектическом переплетении и доступны наблюдению и контролю". У режиссерской игры исключительные возможности в плане применения ее для диагностики с целью последующей коррекции личностного развития детей. (Гаспарова Е. М. 1989) .

Режиссерская игра свидетельствует о том, что ребенок активно присваивает культуру, отображая то, что представляет для него первостепенную ценность. Создавая и озвучивая предметный мир, ребенок воплощает собственные замыслы, свое видение окружающей действительности. Поэтому режиссерская игра – важнейший фактор социализации дошкольника и в тоже время одно из немногих средств, которые позволяют взрослому узнать, каковы ценностные ориентации ребенка, что его волнует, интересует.

Ребенок, подобно режиссеру представляет , как будут взаимодействовать разные персонажи, что в результате этого произойдет. Он смотрит на воображаемые события и оценивает их с разных позиций. Научившись действовать с разных точек зрения в режиссерской игре , ребенок легче овладевает общением со сверстниками как самоценной деятельностью.

Предметный мир режиссерской игры чрезвычайно многообразен : это и игрушки, и разнообразные предметы, на которые ребенок переносит функции тех игрушек, которых не хватает для реализации сюжета. Это свидетельствует о том, что в режиссерской игре ребенок овладевает способностью переноса функций с одного предмета на другой, появляется механизм замещения, благодаря которому идет становление подлинной игры – символической деятельности.

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад № 50

Конспект режиссерской игры

Для детей старшего дошкольного возраста:

«Мишкин День Рождения»

Воспитатель: Ермакова А.С.

Ковров,2011

Цели:

Воспитывать дружеские взаимоотношения у ребят в процессе игры

Формировать навык ребят действовать по готовому сюжету, строить диалоговое общение с партнером

Развивать конструктивные способности (планирование деятельности).

Развивать умение подбирать игровой материал, распределять игрушки

Развивать интерес к режиссерским играм

Обогащать игровой опыт детей, опыт взаимодействия с игрушками.

Развивать творческие способности детей.

Активизировать речь детей, воображение, мышление.

Оборудование: конверт с письмом, игрушки (медведь, заяц, лиса, пчелы, улей) ,

моно поля (цветочная поляна, лес), мелкий конструктор, кукольная посуда

Ход игрового взаимодействия:

Ребята играют в группе. Входит воспитатель, в руках у него конверт

Воспитатель : Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо. Хотите его прочитать?

Дети: Да!

Дети садятся рядом с воспитателем на ковре.

Воспитатель : Это письмо нам прислали ребята старшей группы из детского сада

№ 6. Вот,что они пишут:

«Здравствуйте ребята! Мы в детском саду очень любим играть. У нас есть много интересных игрушек. Вчера мы придумали интересную историю.

У медведя Топтыгина было день рождения! Он пригласил на праздник своих друзей- зайку и лисичку. Друзья стали думать, что подарить Мишке на День рождения! Зайка сказал: « Придумал! А давай мишке подарим мед!» Лиса спросила: « А где мы его найдем?» Тогда заяц ответил « Мы сходим на цветочную поляну и попросим пчел собрать цветочный нектар, а потом сделать мед.» . Веселые зайка и лиса отправились через лес на цветочную полянку. Когда звери пришли на полянку, они увидели пчел, которые кружили над цветами. И тогда лисичка спросила у пчелы « Здравствуйте! А вы не могли бы дать нам немного меда в подарок нашему другу?»

Пчела ответила:« С удовольствием». Все пчелы дружно принялись собирать нектар. Потом они сделали из него мед и отдали зайцу с лисой. Звери поблагодарили пчел и отправились в гости к медведю. Мишка был очень рад такому подарку. Он усадил гостей за стол и стал угощать сладостями. Замечательный получился день рождения!!!»

Ребята, а у вас может получиться такая история? Есть ли у вас такие игрушки? Напишите нам, пожалуйста, ответ!

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, а у нас с вами может получиться такая игра? Есть ли у нас такие игрушки?

Дети : Да! У нас есть такие игрушки!

Воспитатель: Ребята, давайте сначала определим, что нам нужно для игры и где с вами мы будем играть?

Дети определяют удобное место для игры (либо стол, или ковер и пр.)

Дети: Для игры нам нужны игрушки- заяц, медведь, лиса, пчелы. Еще нужен улей, цветочная поляна и пр.

Дети подбирают соответствующее оборудование. Далее происходит проигрывание предложенной ситуации.

После игры воспитатель совместно с детьми оценивает игру

Воспитатель: У вас все получилось замечательно! Вы отлично со всем справились! Вам понравилась эта игра? А как вы думаете, интереснее играть одному или с друзьями?

Ответы детей

После игры (или на следующее утро) воспитатель с детьми пишут ответ на письмо.


^ КАРТОТЕКА РЕЖИССЁРСКИХ ИГР

РЕКОММЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ РЕЖИССЁРСКИХ ИГР И К ПРОЦЕССУ РАБОТЫ НАД РОЛЬЮ.

Составление словесного портрета героя;

Фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;

Сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой;

Анализ придуманных поступков;

Работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации;

Подготовка театрального костюма;

Использование грима для создания образа.

Игры направленные на развитие сюжетосложения


Карточка №1

Игра «Сотворение чуда»

Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатийных способностей. Необходимые приспособления: «волшебные палочки» - карандаши, веточки или любой другой предмет.

Описание игры: дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка». Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могут тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке)», - или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).

Комментарий: эгоцентризм - одна из характерологических особенностей детей-дошкольников. Им не свойственно сильно переживать по поводу чувств другого. Поэтому развитие эмпатий и децентрации, умения понять чувства другого, посочувствовать ему - одна из основных задач в воспитании дошкольников.

Карточка № 2

^ Игра «Зоопарк»

Цель: развитие коммуникативных способностей, умение распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов.

Описание игры: интереснее играть командами. Одна команда изображает разных животных, копируя их повадки, позы, походку. Вторая команда - зрители - они гуляют по «зверинцу», «фотографируют» животных, хвалят их и угадывают название. Когда все животные будут угаданы, команды меняются ролями.

Комментарий: нужно стимулировать детей к тому, чтобы они передавали повадки того или иного животного, а также по своему желанию наделяли его какими-либо чертами характера.
Карточка №3

^ Игра «На мостике»

Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости.

Описание игры: взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик - полоска шириной 30-40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон навстречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не переступать через черту, иначе играющий считается свалившимся в пропасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что когда он остался один, мостик перевернулся). Пока два ребенка идут по «мостику», остальные за них активно «болеют».

Комментарий: приступив к игре, дети должны договориться о темпе движения, следить за синхронностью, а при встрече на середине мостика - аккуратно поменяться местами и дойти до конца.

Карточка№4

^ Игра «Ладонь в ладонь»

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.

Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.

Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.

Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения.

Педагогические ситуации, разрешаемых с помощью режиссерской игры
Карточка№1

«Погружение в сказку»

Ц: учить создавать воображаемую ситуацию.
«Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки. Создание воображаемой ситуации. Например, посмотреть на вещи, стоящие в группе, используя «волшебный ритуал» (зажмурить глазки, вдохнуть, с выдохом открыть глазки и осмотреться) или «волшебные очки». Затем привлечь внимание детей к какой-либо вещи: скамейка (Не с нее ли упало яичко?), миска (Может в этой миске испекли Колобок?) и т.д. Затем детей спрашивают, узнали ли они из какой сказки эти вещи.

Карточка №2.

«Специальное» зеркало.

Ц: учить проигрывать различные эмоциональные состояния.
Чтение и совместный анализ сказок. Например, проводится беседа, направленная на знакомство с эмоциями и чувствами, затем - выделение героев с различными чертами характера и идентификация себя с одним из персонажей. Для этого во время драматизации дети могут смотреться в «специальное» зеркало, которое позволяет видеть себя в различные моменты театрализованной игры и с успехом используется при проигрывании перед ним различных эмоциональных состояний.

Карточка№3

«Интересные эпизоды из сказки».

Ц: учить проигрывать отрывки из сказки по замыслу режиссёра.

Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением воспитателем и детьми нравственных качеств и мотивов действий персонажей.

Карточка№4

«Мы-режиссёры».

Ц: учить режиссёрской игре.
Режиссерская игра со строительным и дидактическим материалом.
Карточка№5

«Рисование картинок».

Ц: учить рисовать сюжет к картинке по замыслу режиссёра.

Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

Карточка№6.

«Правила в играх».

Ц: учить усваивать нравственные правила и задачи по замыслу режиссёра..
Словесные, настольно-печатные и подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач в свободной деятельности детей после занятия.
Карточка№7

«Сюжеты в играх».

Ц: учить составлять сюжеты по замыслу режиссёра.

Если необходимо ввести проблемные игровые ситуации, то режиссерские игры могут проводиться в двух вариантах: с изменением сюжета, сохранив образы произведения или с заменой героев, сохранив содержание сказки.
Карточка №8.

«Рак – отшельник».

Цель: учить выбирать сюжет; создавать сценическое пространства.

^ Действующие лица : Рак-отшельник, морская роза, медуза, водоросли, краб, мурена, дельфины.

Игровые действия: Рак-отшельник, главное действующее лицо, ищет друга. Морская роза-, красавица, всегда печальна, тоже ищет друга. Медуза: очень высокомерна, ни с кем не хочет дружить. Краб: немного хвастлив и все­гда готов повеселиться. Мурена: злая ры­ба, живет в своей норе, никого не хочет видеть, не желает ни с кем дружить, в обитателях моря видит только источ­ник пропитания. Дельфины: дружная добрая пара, помогают всем морским жителям подружиться.

^ Описание сюжета:

Солнце, песок, море. Рак-отшельник печален, море кажется ему серым. Про­плывающие мимо дельфины советуют ему найти друга - тогда мир станет яр­че. Рак-отшельник принимает их совет и пытается подружиться с медузой, но та остается равнодушной к его просьбе и уплывает. В поисках друга он встреча­ет разных обитателей моря (краб, муре­на), которые очень заняты собой и ни с кем не хотят дружить. Печальный рак подплывает к водорослям и встречает там прекрасную морскую розу. Она то­же страдает от одиночества. Рак-от­шельник предлагает ей свою дружбу, и роза не отказывает ему. Они танцуют вместе и очень счастливы.

^ Основные моменты режиссерской игры:

*Выбор сюжета: Для данной режиссерской игры выбрана сказка Б. Зоходера «Рак-отшельник и роза». На первом этапе сказка была прочитана детям, и каждый ребенок выбрал себе роль того персонажа, который ему понравился.

*Создание сценического пространства: На сцене с помощью декораций, музыки создана атмосфера моря, где разворачивается действие сказки, очень важный момент режиссерской игры. Чем ярче, интереснее сценическое пространство, тем легче увлечь детей сюжетом сказки, игрой-спектаклем

*Создание сценического образа «Я» - не «Я»: В игре-спектакле «Рак-отшельник роза» сделана попытка создать пластические образы морских обитателей, создания образов были использованы такие элементы театрального искусства, как костюм и грим.

*Действие в соответствии с сюжетом сказки: Перед детьми ставится следующая задача - делать на сцене не то, что я хочу, а действовать в образе и по сюжету, т. е. я делаю то, что делает мой персонаж, Методом театральных этюдов, с помощь игры-импровизации воспитатель на репетициях помогает ребенку понять.

Конспект игры «Лунтик»

Цель: формировать чувство принадлежности к группе; помогать каждому ребенку чувствовать себя более защищено, преодолевать трудности в общении

Оборудование: игрушка – Лунтик, фломастеры, контур фигуры Лунтика, мягкие игрушки: белочка, ежик, ширма, атрибуты для оформления: бумажные лилии, плоскостные деревья, настенные зеркала.
^ Предварительная работа.

Беседа о мультипликационном фильме про Лунтика и его друзей. Выучить песню с музыкальным руководителем “Лунтик”. Муз. и слова И. Пономаревой
Ход игры.

Педагог Далеко за семью морями, в жаркой стране поселилось необычное животное. Рано утром оно просыпается и радуется солнышку. Но пока оно спит. Закройте глазки и представьте себе сказочное животное. Но вот солнышко взошло, животное открыло глазки и смотрит на вас (в руках у психолога игрушка – Лунтик).

Открывайте глазки

Солнышко припекает, и животное подставляет жарким лучам свои ладошки, мордочку, спинку. Радуется и улыбается

Покажите, как животное радуется.

Дети исполняют песню “Лунтик” Педагог Он предлагает нам, отправится в путешествие по сказочной стране. Садитесь в паровоз

^ Игра “Паровозик с именем”

(Цель: уметь работать в паре и договариваться).
Правила:

дети сцепившись за плечи друг друга двигаются по залу. Этот поезд не простой, его вагончики очень дружные, они крепко держаться друг за друга, никто не отстает, но никто и не убегает вперед. Вставайте друг за другом, положите руки на плечи.“ Паровоз”, который изображает ребенок меняется по сигналу педагога (называется имя ребенка).
Педагог

Вот наш паровоз остановился у озера. Подойдите к озеру (дети подходят к зеркалу), посмотрите в него. Лунтик тоже увидел свое отражение. Как вы думаете, ребята, он обрадовался или испугался? Ему понравилось свое отражение? Покажите как он обрадовался, испугался, удивился (показ пантомимы).

^ Раздается гудок паровоза.

Игра “Паровозик с именем”

Педагог Наша следующая остановка на лесной полянке. Слышите, кто-то ругается?
Из-за ширмы появляется белочка и еж.
Белочка: Я с тобой играть не буду! Ты меня обижаешь!
Еж: Да я тебя не обидел, а просто толкнул
Белочка: Смотри, сколько ребят к нам в гости приехало. Ты их тоже всех будешь обижать, толкать и обзывать?
Еж: А эти ребята сами могут обижать не только меня и тебя, но и друг друга. Правда, ребята?
Ответы детей.
Педагог

В дружбе очень важно уметь договариваться друг с другом. Ведь даже лучшие друзья иногда спорят друг с другом, но никто не обижается, так как они умеют найти общий язык. Мы можем показать Ежику, как нужно договариваться.
Лунтик для вас приготовил подарки – рукавички. Я разложу пары рукавичек с одинаковым рисунком, но не раскрашенные. Вы поднимите рукавичку и найдете себе пару. С помощью трех карандашей разного цвета постараетесь как можно быстрее раскрасить рукавички совершенно одинаково (педагог при необходимости оказывает помощь в процессе работы).
Наша игра заканчивается, я предлагаю подарить ваши рукавички лесным жителям, чтобы они не ссорились.
Дети дарят рукавички белочке и ежику.
^ Правила драматизации (по Р. Калининой)

^ Правило индивидуальности . Драматизация - это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом.

Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на вопросы взрослого являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему.

^ Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети.

Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев.

^ Правило свободы выбора . Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка - см. правило индивидуальности) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.

^ Правило помогающих вопросов . Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием необходимо обсудить, «проговорить» каждую роль. В этом вам помогут вопросы: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?

^ Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?

Атрибутика (декорации) помогает детям погрузиться в сказочный мир, лучше почувствовать своих героев, передать их характер. Она создает определенное настроение, подготавливает маленьких артистов к восприятию и передаче изменений, происходящих по ходу сюжета. Атрибутика не должна быть сложной, дети изготавливают ее сами.
Конспект режиссёрской игры по сказке «Гуси лебеди» в старшей группе
Справка : к режиссёрским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок (или взрослый) не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.
^ Программное содержание :


  1. Продолжать совершенствовать навыки детей в управлении настольными куклами, совершенствовать исполнительское мастерство, выразительность в передаче образов героев сказки.

  2. Развивать устойчивый интерес к игре-драматизации, умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку;

  3. Закреплять умение бесконфликтно общаться в ходе подготовки к драматизации сказки.

Предварительная работа:
1.Чтение сказки «Гуси-лебеди», беседы по содержанию сказки;
2. заучивание скороговорок на четкость дикции;
3. дыхательные тренинги;
4. беседы на тему: «Запомни театральные слова», «Разные жанры сценической речи», «Второстепенные персонажи», «Интонация главных героев»;
5. подготовка реквизита.
Материал и оборудование: воздушный шарик; реквизит для показа сказки: изба + задний план, куклы сестры и братца, печка, яблоня, речка, изображение леса, избушка Бабы-яги, отдельные деревья, гуси-лебеди, ежик.

Ход:
^ 1.Игровая мотивация
Педагог : Ребята, к нам в окно залетел воздушный шарик, он так напуган. Говорит, что за ним гнались Гуси-лебеди, шипели, кричали. Ребята, может такое быть? Какую историю мы знаем про гусей-лебедей и можем рассказать Шарику? (сказка «Гуси-лебеди»)
Педагог (Шарику): А знаешь, Шарик, мы с ребятами не только её расскажем, но и сможем показать тебе в нашем театре. А ты удобно располагайся и смотри.
^ 2. Организация настольного театра
Педагог: Ребята, прежде чем мы начнем показ, расскажите, кто участвует в спектакле? (режиссер, актеры,художник, музыканты и т.д.) Кто такой режиссер? (Он самый главный в театре, выбирает актеров, показывает куда расставить декорации, соблюдает последовательность событий и т. д).
Педагог: Вот сейчас мы и выберем режиссера.
Педагог и дети выбирают режиссёра
Педагог: А теперь режиссер раздаст карточки с символами героев сказки. В соответствии с вашими ролями, режиссер вас расставит на игровом столе. (карточки затем убираются в коробку).

Статьи по теме: