Детские народные игры на масленицу. Игра на санках «Кто устоит?». Обряды на богатую жизнь

Масленица - веселый, озорной праздник, который любят как дети, так и взрослые. В эти дни можно вдоволь наесться блинов, прокатиться с горок и поучаствовать в народных развлечениях. Праздничные мероприятия проводятся во всех населенных пунктах, а также в детских образовательных учреждениях. Устроить веселье можно и самостоятельно, пригласив друзей и приготовив заранее забавные конкурсы на Масленицу.

Немного истории

Изначально Масленица была языческим праздником, знаменующим собой приход весны. В эти дни из соломы мастерили чучело зимы и торжественно сжигали его. На столах было много вкусных блюд, что символизировало надежду людей на богатый урожай. Главным лакомством являются блины - прообраз солнца, тепла. С принятием православия праздник трансформировался в религиозный. Справляется он перед Великим Постом.

Традиционными конкурсами на Масленицу были кулачные бои "стенка на стенку", штурм с ее уничтожением, шутливые поединки, во время которых народ помогал весне одолеть зиму. По деревням ходили ряженые, устраивались задорные пляски. Обязательным развлечением было катание с гор. Кто проедет дальше всех, у того в новом году, согласно поверью, уродится самый длинный лен.

Сценарий на Масленицу

Как организовать веселый праздник для дружной компании? Прежде всего следует выбрать подходящий сценарий. На Масленицу можно устроить театрализованное представление, в котором примут участие скоморохи, Зима и Весна, сказочные персонажи. В крайнем случае можно обойтись одним задорным ведущим. Он будет проводить конкурсы, в промежутках рассказывая о традициях празднования Масленицы.

Собравшихся разделите на две команды: "зимнюю" и "весеннюю". Предложите им помериться силой. Зима не хочет просто так уступить свое место. Весна должна доказать, что достойна этой чести и готова выдержать все испытания.

Конкурсы на Масленицу на улице

Если погода позволяет, праздник проводится на свежем воздухе. Игры должны быть подвижными, чтобы гости не замерзли на морозе. Для конкурсов на Масленицу вам потребуется инвентарь: двое санок, две метлы, кегли или небольшие пластиковые бутылки с водой, два прутика.

  1. Зима - лучшее время для игры в снежки. Предложите командам сначала скатать как можно больше снежков за определенное время, а затем сбить ими мишени (кегли, бутылки).
  2. Гонки на санках. Два игрока садятся спиной друг к другу и стараются как можно быстрее преодолеть дистанцию. Обратно бегут, везя санки за собой. В эстафете должны принять участие все члены команды.
  3. В ряд ставятся кегли. Участники, оседлав метлу, "змейкой" оббегают их. На обратном пути нужно поставить на место сбитые кегли и передать помело следующему игроку.
  4. На определенном расстоянии от команд рисуются два круга. Игроки по очереди подбегают к ним, чертят лучик прутиком и возвращаются назад, передавая эстафету следующему участнику. Побеждает та команда, которая быстрее нарисует солнышко.
  5. Салки. Собравшиеся дружно делают зарядку, повторяя движения за ведущим. Внезапно он выкрикивает название команды, например: "Зима!" Ее игроки стараются догнать и осалить как можно больше своих соперников, которые спешат скрыться в заранее начерченном "домике". Те, кого удалось коснуться, выбывают из соревнования. Игра продолжается, пока на поле не останутся члены только одной команды.

Конкурсы в помещении

После забав на улице времена года мирятся. Морозная Зима соглашается уступить место яркой, цветущей Весне. Всех присутствующих приглашают на горячий чай с блинами.

В помещении также можно провести ряд конкурсов для детей. На Масленицу они могут быть связаны с традиционным кушаньем.

  • Заранее запаситесь картонными "блинами". Спрячьте их в неожиданных местах и предложите малышам отыскать заготовки.
  • С найденными "блинами" устройте эстафеты. Предложите детям преодолеть дистанцию прыжками, зажав картонные круги между колен. Затем положите их на голову. Самый сложный вариант - пронести "блины" на животе, встав в положение "каракатицы" (с опорой на стопы и ладони).
  • Приготовьте полосу препятствий, разложив "блины" в ряд на небольшом расстоянии друг от друга. Дети должны перепрыгнуть через них. Затем устройте забег, огибая "блины" "змейкой".
  • Разложите на полу "блины". Их должно быть на один меньше, чем игроков. Под музыку дети танцуют, а когда она остановится, спешат взять "блин". Кому это не удалось, выбывает. Количество игроков и "блинов" уменьшается с каждым разом.

Помимо конкурсов, на Масленицу можно развлечься катанием с гор, хороводами, загадками. С детьми изготовьте фигурку куклы из палок, веника и старой одежды. В конце праздника ее сжигают, а вместе с ней сгорают все обиды, проблемы и недовольства.

Масленица в православном христианстве предшествует началу Великого поста, ее второе название – мясопустная неделя.

Празднование Масленицы из года в год происходит в разные дни, но строго за семь дней до начала православного поста.

Празднование в народе начиналось с субботы, которую называли малой Масленкой.

В этот день было принято всем детям кататься на санях с горок, а взрослые при этом подмечали, чей ребенок проедет дальше, — считалось, что в его семье будет самый большой урожай льна.

Традиций связанных с еще дохристианским значением праздника, именовавшегося тогда Комоедица, было очень много, а самыми веселыми из них являлись игры на Масленицу, вот некоторые из них:

1) Снежный тир . В специально построенном для развлечений зимнем городке устанавливали мишени, в которые люди метали снежки. Они представляли собой щиты из досок размером метр на метр, с нанесенными на них концентрическими окружностями. И начиналось веселое соревнование.

Правила такие же, как и в летнем варианте, но во-первых команды соперницы стоят спиной друг к другу, а во-вторых – на скользком льду или снегу это соревнование выглядит куда зрелищнее и забавнее.

3) Стенка на стенку . В нашем ослабевшем и прорастающем толерантной заразой обществе такие развлечения не в чести, но раньше, когда люди были здоровее и веселее эта игра была весьма популярна.

«Бойцы» делились на две команды, около часа раззадоривали друг друга насмешками над соперниками и боевым кличем, а потом сходились в рукопашной схватке.

Тяжелых увечий старались друг другу не наносить, но зато одежда участников состязания восстановлению не подлежала.

Играют в нее дети, они становятся в круг, держа руки за спинами. Ведущий – «Заря» ходит с ленточкой позади них и читает считалочку, с последними словами которой кладет свою ленточку на плечо одному из участников.

Игрок, на которого попала ленточка, хватает ее и вместе с «Зарей» начинает бежать по кругу, но в разные стороны. Тот, кто не успеет занять свободное место, сам становится ведущим и игра повторяется.

5) Малечина-калечина . Игроки выбирают водящего, берут в руки по небольшой палочке и читают считалку. Как только произнесены последние слова, каждый должен поставить палочку на свою ладонь или на палец и стараться продержать ее как можно дольше.

Выигрывает тот, чья палочка упадет последней. Ведущий вправе давать игрокам задания, например, пройтись или присесть, удерживая при этом палочки в равновесии.

. Водящий читает специальную считалку, при этом давая задания игрокам, к примеру – спеть, станцевать, попрыгать. Все должны выполнять эти задания, кто не справляется или справляется недостаточно хорошо, отдает свой фант водящему.

Игра прекращается, как только в руках у водящего окажутся пять фантов. Каждый из тех игроков, чьи фанты попали туда, должны их выкупить, выполняя различные смешные задания, на какие только хватит фантазии у водящего. После того, как будет выкуплен последний фант, выбирают нового водящего и игра повторяется сначала.

7) Петушки . На небольшой площадке чертится круг, в него заходят двое игроков. Каждый из них стоит на одной ноге, согнув другую в колене и придерживая за пятку рукой. Побеждает тот, кто сможет вытолкнуть соперника за пределы круга, толкать можно только плечами.

В наши дни перечень игр, к сожалению, сужается, но, все же, они продолжают быть непременным атрибутом этого веселого и древнего праздника, наравне с блинами, сжиганием чучела Зимы и катанием на санках.

Кроме того забавы, соревнования и игры сохраняют гуляющий люд от мороза, ведь на Масленицу не редки довольно серьезные холода, не смотря на то, что она олицетворяет встречу весны и наступление теплых деньков.

Так как настала приятная пора оттепели, все выходят на улицу, у всех появляется больше жизненной энергии. Соответственно, её нужно направить в приятное русло, поэтому и устраиваются игры для детей и конкурсы на Масленицу, вот несколько из них:

  • «Платочек» - подвязанные на разной высоте платочки срываются с прыжка мальчиками, после чего они дарят их приглянувшимся девочкам.
  • «Петушки» - в начерченном кругу парни, стоя на одной ноге, пытаются вытолкнуть друг друга за его пределы без использования рук.

Метание валенка

Суть игры заключена в названии.
Мол, прощай, валенок!
Метание на дальность, точность, близость падения второго валенка от первого.
Подходит и для большого зала, но лучше, конечно, для улицы.

Бег с препятствиями

В эстафете участвуют двое парней.
Этапы:

  • Надеть русскую рубаху
  • Подпоясаться кушаком
  • Съесть банан
  • Свистнуть
  • Поцеловать красавицу

Красавица одна. Ее целует тот, кто первым прошел предыдущие этапы.

Вариант:
Такого рода эстафету можно проводить и летом, скажем, в лагере.
На пляже парням надо на бегу к воде: снять бейсболку, куртку, рубашку, кроссовки, брюки, нырнуть в воду. Кто первый?

«Горелки»

Игpающие встают паpами дpуг за дpугом. Впеpеди всех на pасстоянии двух шагов стоит водящий – гоpелка. Игpающие наpаспев говоpят слова:

«Гоpи, гоpи ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подолее,
Гляди в поле,
Едут там тpубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо:
Звезды гоpят,
Жуpавли кpичат:
— Гу, гу, убегу.
Раз, два, не воpонь,
А беги, как огонь!»
После последних слов дети, стоящие в последней паpе, бегут с двух стоpон вдоль колонны. Гоpелка стаpается запятнать одного из них. Если бегущие игpоки успели взять дpуг дpуга за pуки, пpежде чем гоpелка запятнает одного из них, то они встают впеpеди пеpвой паpы, а гоpелка вновь гоpит.
Игpа повтоpяется.
Если гоpелке удается запятнать одного из бегущих в паpе, то он встает с ним впеpеди всей колонны, а тот, кто остался без паpы, гоpит.
Пpавила игpы:
Гоpелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игpоков сpазу же, как только они пpобегут мимо него.

«Плетень»

Всех участников делят на две команды и выстраивают в две шеренги друг напротив друга.
Участники заплетают «плетень» – берутся за руки через одного, перекрестно.
Участники первой команды шагают навстречу другой команде, которая в это время стоит на месте, и говорят: «Машу все мы поздравляем и здоровья ей желаем!». Вторую половину фразы они говорят, шагая назад. То же делает потом другая команда. Затем все выстраиваются в затылок и идут за ведущим, который старается идти так, чтобы все запутались. Как только ведущий хлопает в ладоши, обе команды становятся на свои места и снова заплетаются в «плетень».
Обычно после этого появляются «лишние» руки.

«Филин и Пташки»

Перед началом конкурса дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать. Например, голубь, ворона, галка, воробей, синица, гусь, утка, журавль и др. Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, придумывают, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал. На сигнал «Филин!» все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином. Дома птиц и дом филина нужно располагать на возвышении. Птицы улетают в гнездо по сигналу или как только филин поймает одну из них.

«Метла на лбу»

А теперь попробуйте, как можно дольше поносить на лбу метлу.

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые —
За водой пошла.
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.

«Корчага»

Жеребьевкой выбираются корчага и водящий. Корчагу накрывают платком и сажают в центр круга, образуемого участниками игры. Водящий по секрету от корчаги дает всем играющим названия: «птичка», «цветок» и т. п. Затем он встает возле корчаги и вызывает по очереди каждого из игроков, произнося его новое имя. Вызванный подходит к сидящему, слегка ударяет его рукой и, возвратившись на место, хлопает в ладоши. После этого водящий снимает с корчаги платок и спрашивает, кто его ударил. Если водящий отгадает, на его место садится ударивший, если нет, корчага остается в центре круга, и игра продолжается.

Ольга Пигарева

Если вы собираетесь провести развлечение на Масленицу в группе, где немного места, то предлагаю несколько игр и забав из своего опыта работы. Я проводила их со своими детьми разных выпусков на масляничных посиделках с родителями.

1. Забава «Чугунок» (для старшего дошкольного возраста). Оборудование: ухват и чугунок. Задача участника: пронести чугунок по заданному маршруту и не уронить. Эта забава очень нравиться мальчишкам. Им кажется, что это легко. Но во время выполнения вдруг понимают, что не так-то просто это сделать, что чугунок вот-вот упадет, нужна сноровка и сила, чтобы удержать ухватом чугунок во время движения и донести до печки.


2.Забава «Испеки свой блинчик» (для всех возрастов).

Оборудование: вырезанные из картона черного цвета сковороды на каждого ребенка на который уже приклеен круг белого цвета меньшего диаметра, цветные карандаши или мелки. Задача участников: нарисовать свой «особенный» блин. По завершению забавы все блины затем вывешиваются на всеобщее обозрение. После развлечения каждый забирает домой свое творчество и дарит маме.



3.Забава «Веселые музыканты» (для всех возрастов).

Оборудование: глиняные или деревянные свистульки или детские народные инструменты. Самые задиристые мальчишки тоже хотят посвистеть в свистульки. Но не просто посвистеть. А сыграть знакомую мелодию, например, «Жили у бабуси два веселых гуся». В этом году наши родители подарили нам много детских деревянных инструментов. Так что оркестр на Масленицу нам обеспечен.


4. Забава «Коза-дереза» (для всех возрастов). Оборудование: народная кукла-оберег Коза. Коза считалась на Руси символом веселья, радости, богатства, здоровья и жизнеспособности. Ее украшали ленточками и бантиками. Каждая ленточка - загаданное желание, козу старались задобрить, чтобы жизнь в новом году была веселой и беззаботной. Коза - кукла радости, веселья. Оберег хорошего настроения. Своими колокольчиками она словно дарит свое веселье и жизнерадостность и отгоняет тоску и печаль из сердца. Когда я ее вношу,то спрашиваю: «А какую потешку вы знаете про козу?». И дети начинают рассказывать «Идет коза рогатая». В конце потешки «бодаю» козой всех по кругу и даю куклу самому серьезному или расстроенному ребенку. Теперь его задача следить, чтобы все веселились, иначе Коза того «забодает».


5.Забава «Петрушка» (для всех возрастов).

Оборудование: говорящая кукла Петрушка. Появление игрушки – сюрприз для детей. Петрушка- балагур, потешник, весельчак. Он пришел в гости к детям повеселить их. Ведь без Петрушки не обходилось ни одно народное гуляние. Нажимаю на живот куклы и оттуда слышится: «Я – веселая игрушка, а зовут меня – Петрушка!». Обычно Петрушка загадывает веселые загадки с ответами в рифму, типа «Днём и ночью петушок что там носит?. (Гребешок, предлагает станцевать. Так как наступил год Петуха, в этом году Петрушка предложит малышам станцевать танец Петушков (импровизацию - изобразить как бы танцевали петушки на нашем празднике) под очень ритмичную музыку. А для старших дошкольников может провести игру «Петушиный бой».


6. Игра «Петушиный бой» (для старшего дошкольного возраста). Оборудование: мел. Рисуется круг. Выбираются два ребенка. Это – петушки. Входят в круг. Каждый из играющих встает на одну ногу, а другую в это же время сгибает в колене и поддерживает за пятку одной рукой. Задача участников игры заключается в том, чтобы вытолкнуть противника из круга, причем, не используя при этом руки и стоя в это время на одной ноге.

7. Русская игра «Почта». Оборудование: нет.

Это игра-диалог. Ее нужно разучить заранее. Тогда будет веселее играть. Вообще в эту игру можно играть когда хотите и где хотите.

Ведущий: Тук-тук!

Дети: Кто там?

Ведущий: Почта!

Дети: Откуда?

Ведущий: Из города!

Дети: А что в городе делают?

Ведущий: хлопают в ладоши!

Дети начинают хлопать в ладоши. А ведущий через минуту начинает игру заново, но после слов "А что в городе делают?", дает другое задание и так до бесконечности.

8. Можно провести игру «Где мы были, мы не скажем, а что делали -покажем». Выбирается ведущий. Он выходит за дверь. А все договариваются, что они будут изображать и зовут ведущего. Тот входит и спрашивает: «Где вы были? Что вы делали?». Все хором ему отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем» и показывают без слов. Задача ведущего- отгадать, что изображают.

7. Закончить развлечение можно показом инсценировки русской народной сказки. В нашем случае это была сказка «Волк и козлята» . Оборудование: декорации и шапочки героев. Все дети были в русских народных костюмах.


Публикации по теме:

Описание педагогического опыта «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности» Многолетний опыт работы в дошкольном учреждении убедил меня в том, что самое трудное для дошкольников – это развитие связной речи у каждого.

Дидактические игры при ознакомлении дошкольников с неживой природой (из опыта работы) Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Знакомство с магнитным конструктором мы начали с младшей группы. Магнитный конструктор способен предоставить широчайшие возможности для.

Игры и упражнения для гиперактивных детей 5–6 лет Гиперактивные дети импульсивны, чрезмерно возбудимы, они не умеют сдерживать свои желания, управлять своим поведением. Им свойственна двигательная.

Как кусочки сладкой ваты Белый снег летит куда-то И на радость детворе Покрывалком во дворе Белый снег ложиться И опять кружиться Не боюсь.

Катание по шестам

Старейшая игра, распространенная в Марийском крае России. (Игра северных народов России на масленицу).

Длинные, гладко обструганные жерди (бревна) укладываются на расстоянии 1 метра параллельно друг от друга и обливаются водой, чтобы покрылись льдом и были скользкие. Протяженность таких «рельсов» — от 50 до 200 метров. Жерди лучше укладывать под наклоном. Если они укладываются на слишком крутом склоне, то водой их можно и не поливать, главное, чтобы были они сами гладкие.

Участвуют в игре, как дети, так молодежь и взрослые. Конечно же, стоит позаботиться о безопасности детей. Для этого достаточно следить, чтобы была дистанция между катающимися и возможность удачного мягкого падения вокруг жердей (свежее насыпанные сугробы, копны соломы или даже маты, никаких камней и острых предметов).

Участники должны быть распределены по парам (желательно одной комплекции: роста и веса). Двое игроков становятся на лежащие параллельно скользкий шесты, взявшись за руки (плечи, талию друг друга), и катятся по ним под уклон. Задача – проехать донизу, не упав. Для этого требуется не только умение сохранять равновесие, но и согласованность действий напарников. Наиболее умелые в этой игре изобретают новые способы скатываться вниз (не только на ногах, как-то по особому поддерживать друг друга, комичные позы и так далее). Все это делает катание по шестам веселым для участников и зрелищным для зрителей. Конечно же, лучшие получают не только одобрительные возгласы и аплодисменты зрителей, но и призы.

Взбирание по шестам

Этот вариант ранее описанной игры считается русским. Только вот один шест гладкий, а другой – нет. И двое не катятся вниз, а взбираются вверх, где их ждет награда.

Напротив скользкого шеста наверху закрепляется какой-нибудь приз (большая игрушка, что-то не тяжелое из бытовой техники и так далее), до которого легко достать, если взошел наверх.

Двое участников так же становятся друг напротив друга, держась друг за друга. Один взбирается по скользкому шесту, стараясь добраться до приза, а другой не только взбирается по своему не скользкому и так же наклоненному шесту вверх, а еще и поддерживает другого. Достать приз должен тот, кто движется по скользкому шесту.

Зрители напряженно болеют. Много эмоций вызывает момент, когда участники добрались до приза, но не смогли его взять, скатившись вниз. В конце пути сложность состоит в том, что участник, стоя на скользком шесте, должен перестать держаться за своего товарища, так как руки нужны, чтобы взять приз, достаточно большой по размеру (одной рукой взять трудно).

Хитрые участники-мужчины на скользкий шест в свои партнеры берут хрупкую девушку или даже ребенка. В этом случае, взбираясь по шесту, мужчина буквально несет своего легкого партнера (но на вытянутых вперед руках!)

Биляша

Игра имеет тюркские корни, название не переводится. В нее могут одинаково играть, как дети, так и подростки, как молодежь, так и взрослые, женщины и мужчины вместе или отдельно.

Все участники игры делятся на две команды. Чертятся две параллельные линии на расстоянии 4-х метров друг от друга. Игроки двух команд становятся лицом друг другу, выстраиваясь в длинные шеренги по своим линиям. Вызвавшийся по собственному желанию игрок одной из команд с криком «Биляша!» бежит к другой команде, каждый участник которой вытягивает вперед правую руку. Подбежавший, схватив кого-нибудь за руку, старается перетянуть соперника через площадку за свою линию. Если он перетянет его, то делает своим «пленником», ставя позади себя. Если не перетянет, а сам окажется за чертой другой команды, то становится (как «пленник») за спиной своего победителя. Затем игрока высылает другая команда. Он тоже хватает за руку соперника, которого надеется перетянуть за свою линию. Особенно стремится перетягивать того, у кого есть «пленник», чтобы в случае победы освободить его. Так команды по очереди высылают своих игроков. Игра кончается тем, что одна команда постепенно перетягивает к себе тех соперников. Во время игры команды подбадривают своих игроков, скандируя их имена.

Для перетягивания можно выбирать любого игрока противоположной команды, никто не должен отдергивать вытянутую вперед руку. Перетягивать можно лишь одной рукой, не помогая второй. Освобожденный «пленник» возвращается на свое место в команде.

Если в обеих командах одинаковое количество игроков, которых не больше пяти, можно выбрать судью из зрителей, который будет внимательно следить за выполнением правил игры, и перетягивать может ни один игрок из команды, а все игроки одновременно. Чтобы игра не затягивалась, можно использовать звук гонга как для начала перетягивания, так и для его окончания. Кто не сумел перетянуть соперника, то возвращается на свое место ни с чем. А новый удар гонга объявляет о том, что теперь перетягивать будут игроки противоположной команды.

Далеко ли бежать?

Детская славянская игра. Игра начинается с распевной считалки, например «Чинчики-резинчики» или «Шел баран». Водящий – «голень». Он становится спиной ко всем игрокам и наклоняется вперед. У каждого игрока в руках небольшая украшенная палочка. Раньше, в старину, каждый ребенок сам вырезал для себя палочку и украшал ее. Кто резьбой, кто лентами и бусами, кто раскрашивал, а у кого была палочка даже из метала или связана из соломы. Короче, у каждого – своя. Все дети безошибочно знали хозяина палочки. Сейчас палочки для игры можно раздать, но они должны быть разные. Все аккуратно кладут свои палочки на спину водящего. Один игрок поднимает палочки по очереди и спрашивает водящего: «Далеко ли этому пану бежать?» А водящий отвечает: «До магазина» или «Вокруг дома» и так далее. То есть каждый участник игры, забирая свою палочку со спины «голеня», получает конкретное задание. Все бегут одновременно. Добежал до названного места, скажем до второй скамейки в парке, стукнул об нее палочкой и назад. Кому дальше бежать достанется, кому – ближе. Кто умеет быстро бегать, кто – нет. Выигрывает прибежавший обратно первым. Кто последний прибежит, тот и «голит». Теперь ему на спину кладут свои палочки и его спрашивают – этому пану далеко ли бежать?

В игре могут участвовать дети разных возрастов, мальчики и девочки. Кроме того, в игру включаться, как и выбывать из нее, можно в любое время. То есть играть можно хоть целый день, постоянно меняя состав участников, не прекращая игру ни на минуту.

Разрывные цепи

Считается, что игра имеет русские корни.

Участники двух команд становятся друг напротив друга на расстоянии не менее 6 метров, чтобы можно было разбежаться. Они образуют две параллельные «цепи», взявшись за руки. Участники одной из команд громко скандируют: «Крепка ли ваша цепь?» Друга команда так же хором отвечает: «Крепка!» Первая команда опять произносит хором: «Проверить шлем богатыря!» Один из участников первой команды бежит ко второй и старается разорвать сцепленные руки игроков. Если ему это удалось, то он уводит сразу двух игроков команды-соперницы, руки которых сумел разорвать, в свою команду. Вновь прибывших игроков принимают и ставят в цепь по своему усмотрению. Если ему это не удалось, то он становится в цепь команды-соперницы. Далее игра продолжается. Теперь вторая команда произносит слова: «Крепка ли ваша цепь?» А первая команда отвечает: «Крепка!» Вторая команда: «Проверить шлем богатыря!» Теперь игрок второй команды бежит и старается разорвать «цепь» первой команды. И так далее игра продолжается до тех пор, пока все участники одной команды не перейдут в цепь другой.

Важное условие: нельзя разбивать локтями, бежать и пробовать разорвать «цепь» может любой участник команды, можно пытаться разорвать руки любых игроков, сцепленные руки нужно держать крепко, не сгибая локтей, игроки не должны сближаться друг с другом, увидев, что именно их руки хотят разрывать, можно хитрить, меняя направление бега (бежать так, чтобы соперники думали, что именно в этом месте будет игрок разрывать их цепь, а он вдруг резко бежит к другим играющим).

Игра одинаково подходит для любого возраста и пола игроков. Возможны семейные команды.

Тили-рам

В игре участвуют две команды игроков. Это аналог игры «Разрывные цепи». Игроки в двух командах крепко держат друг друга за вытянутые в стороны руки – «цепь». Команды стоят друг напротив друга на расстоянии 10-15 м лицом друг к другу. Первая команда говорит: Тили-рам, тили-рам, кого вам, кого вам?» Другая команда называет любого игрока из первой команды. Названный бежит и старается прорвать цепь второй команды. Потом команды меняются ролями. Если игрок разорвал цепь, то он возвращается в свою команду, захватив с собой тех двух игроков, между которыми цепь он прорвал. Все три игрока становятся в команду на места, указанные игроками. Игроки указывают те места, чтобы цепь была крепче. Если вызванный игрок не смог разорвать цепь, то он встает в ту команду, с цепью которой не справился. Таким образом одна команда становится длиннее, а другая короче по количеству игроков. Та команда, которая растеряет большее количество игроков считается побежденной. Другой вариант окончания игры: после 6-8 вызовов команды перетягивают друг друга через черту. Выигрывает та команда, которой удалось перетянуть соперницу на свою сторону от черты.

Подбрось кольцо шпажкой и поймай на шпажку

Детская спортивная игра.

Для игры дети делятся на звенья, которые выстраиваются в шеренгу на расстоянии 2 м одно от другого. На звено дается шпажка и 5 колец разного диаметра. По сигналу взрослого направляющий со шпажкой и кольцами в руках выходит на 4 шага вперед, делает поворот налево (направо), надевает кольцо на конец шпажки и подбрасывает его высоко вверх, стараясь затем поймать на шпажку (разрешается 5 попыток). Затем направляющий оставляет кольцо и шпажку на полу, осаливает по руке очередного игрока и становится на свое место. Ребенку разрешается выбирать кольцо нужного диаметра, менять на более удобное. Выигрывает звено, которое меньше роняет колец и быстрее выполняет задание.

Не дай попасть в обруч

Эта игра является вариантом выше описанной игры. Больше подходит для детей.

Дети делятся на четыре звена. Звенья выстраиваются шеренгами напротив друг друга на расстоянии 2 – 2,5 метров. Интервал между играющими – 1 метр, между звеньями – 2 метра. Перед двумя шеренгами у самых ног лежат шесть обручей (у ребят 1-го и 3-его звеньев) и кольца (у ребят 2-го и 4-го звеньев) и у всех в руках шпажки. По команде дети 1-го и 3-его звеньев бросают поочередно с помощью шпажки кольца в сторону играющих 2-го и 4-го звеньев, стараясь попасть в обруч. Задача с помощью шпажки помешать попасть кольцу в обруч. Затем ребята меняются ролями. Каждое попадание кольца внутрь обруча оценивается в одно очко, а пойманное на шпажку – 2 очка. Звено-победитель определяется по наибольшей сумме набранных очков.

Повращай кольцо на шпажке

Еще одна детская и малоподвижная игра с использованием шпажки и колец.

Вариант 1: Каждому из участников игры дается кольцо и шпажка. Одновременно по команде дети надевают кольцо на шпажку и вращают его, выполняя круговые движения шпажкой. Затем звучит сигнал «Стоп!» или другой. Дети прекращают выполнять вращение. У кого кольцо соскочило со шпажки до сигнала «Стоп!», то проиграл. Игру можно повторять до тех пор, пока не останется один или несколько «непобедимых» участников.

Вариант 2: Вместо словесных сигналов используйте звучание музыки: с началом звучания вращение начинается, с окончанием – прекращается. У кого упало кольцо со шпажки или съехало на руку во время звучания музыки до ее остановки, выходит из игры.

Кто первый доберется до приза

Малоподвижная игра. Для нее понадобится трехметровая лента (шнур), на концах которой закрепляются палочки 30см. Палочки могут быть как-то украшены. На середине ленты закрепляется приз (игрушка, что-то из канцелярских товаров и так далее.) Главное то, что приз не должен быть тяжелым. Двое игроков наматывают ленту на деревянные палочки. Побеждает тот, кто быстрей приблизится к призу. Как правило, кто быстрее ленту смотает, добравшись до приза, то тот приз и забирает.

Эта игра одинаково подойдет игрокам любого возраста и любой комплекции.

Защити корзину от мячей

Малоподвижная игра. Игроки становятся в круг. У каждого мяч. В центре круга корзина и водящий с ракеткой. Игроки по очереди бросают мяч, стараясь попасть в корзину, а водящий ракеткой отбивает его. Одновременно может играть большое количество участников. В этом случае их стоит разделить на 2 и более кругов и устроить соревнование между командами.

Хороший защитник получает приз. Игра подходит для игроков любых возрастов. Можно в корзину положить приз, который нужно защитить. Сумел – приз забрал. Можно придумать и любую другую завязку для игры (почему нужно защищать корзину).

Хлопушка

Малоподвижная игра.

К любой опоре, например, к ветке дерева, к турнику, к люстре, на уровне плеч ребенка подвешивается надутый бумажный пакет, край его затянут веревкой.

Играющий встает на расстоянии пяти шагов от него, ему завязывают глаза.

По сигналу «начали» ребенок делает вперед пять шагов, останавливается и быстро сближает руки. Если пакет оказывается между ладоней, то он хлопнет с выстрелом.

Правила: Можно делать только пять шагов, хлопать только после остановки и только один раз.

Игра считается детской, но ее с успехом можно использовать и среди молодежи. Вместо бумажного пакета это может быть воздушный шарик, который нужно проткнуть спицей. Шарик лопается, и из него выпадает приз, который может забрать удачливый игрок.

Влезь на столб

Ограничений по половому или возрастному признаку эта игра не имеет. Но чаще испытывают свои силы юноши.

Для игры понадобится высокий гладкий столб (не менее 3-х метров в высоту). На самой вершине висит приз. Это может быть что угодно: от игрушки до дорогой техники. Задача состоит в том, что каждый желающий должен влезть на столб и достать приз. Чем столб выше, тем игроку труднее сделать это.

Можно поставить несколько столбов разной высоты. В зависимости от высоты столба будет зависеть и ценность приза. Кроме того, в этом случае участников разного возраста и разной комплекции будет больше.

Для усложнения задания столб в разных местах может быть полит водой, что сделает его скользким в этих местах. Скользкое место не должно превышать 50 см шириной, иначе игроку будет почти невозможно его преодолеть.

Катание на саночках

К большим саням, которые везут лошади или какое-либо автоматическое средство передвижения, прикрепляются маленькие саночки. Лошади скачут (едет автомобиль) не останавливаясь, везя за собой эти саночки. Задача – запрыгнуть в саночки и проехать в них.

1 Вариант: Проехать в саночках определенное расстояние.

2 Вариант: Для большего интереса в эти саночки можно положить приз. Кто сумел запрыгнуть, тот и сумел забрать приз.

Условие: транспортное средство едет, не останавливаясь с одной скоростью.

Рыбки

Французская народная игра. Обычно играют дети, но может проводиться и для семейных команд игроков.

Соревнуются одновременно 2-3 команды с равным числом игроков. Каждый участник получает бумажную (картонную, пластмассовую) рыбку (длина 25 см, ширина 6 – 7 см). На хвостике закреплена лента (шнурок) длиной около 1 м (для детей, для взрослого, конечно же, длиннее). Конец ленты должен быть заправлен за пояс так, чтобы рыбка свободно касалась пола – «плавала», когда игрок ходит. Лента должна быть заправлена не крепко, а так, чтобы легко выскальзывала из-за пояса, когда на рыбку наступить. У каждой команды рыбки определенного цвета.

По сигналу ведущего игроки начинают шагом передвигаться по всей площадке, стараясь наступить на рыбку соперника и в то же время не дать поймать свою. Игрок, чью рыбку сорвали, выходит из игры. По истечении условного времени игра останавливается, ведущий подсчитывает число выбывших. Побеждает та команда, у которой останется больше рыбок.

Рыбак

Еще одна детская игра. Для игры нужна веревка 2-3 м длиной и вбитый в землю колышек или столбик. Один конец веревки крепко крепится к колышку, например, петлей. Все дети строятся в большой круг вокруг колышка, не держась за руки. Они – «рыбки». Выбирается водящий – «рыбак». Он берет свободный конец веревки, натягивает веревку. При этом рука, которой он крепко держит веревку, должна быть опущена вниз. Водящий должен оказаться за кругом детей. Он бежит с веревкой вокруг круга детей. При приближении веревки дети прыгают через нее. Задетые веревкой дети выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока в кругу не останется 1 — 3 игроков. Затем выбирается новый рыбак, возможно из числа не пойманных рыбок.

Перетягивание каната

Понадобится длинная и толстая веревка (канат). Чертятся две линии, за которыми встают игроки двух команд (в командах равное количество игроков). Две команды участников становятся друг напротив друга в колонны и берутся за канат. Чертится линия. На канате отмечается его середина. По сигналу игроки тянут канат – каждая команда в свою сторону. Побеждает та команда, которая смогла перетянуть с помощью каната всех игроков команды-соперницы за свою линию.

Луна или солнце

Начало игры служит вместо считалки. Выбираются два капитана, которые тихо между собой договариваются, кто из них луна, а кто – солнце. К ним по одному подходят остальные желающие участвовать в игре. Тихо, чтобы другие не слышали, каждый говорит, за луну он или за солнце. Ему так же тихо отвечают, в чью команду он должен встать. Так игроки образуют две команды (количество игроков определяет жребий), которые выстраиваются в две колонны (игроки за своим капитаном). Команды перетягивают друг друга через черту между ними.

Бой мешками

Подобные игры в разной интерпретации существуют у разных народов мира.

Для этой игры понадобится горизонтально установленное бревно (толстая перекладина) на высоте от земли не менее 1 м. (чтобы ноги земли не касались) Двое участников садятся на бревно верхом лицом друг к другу на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Каждый из участников берет в руки по мешку, набитому пухом, ватой, соломой или сеном. Игроки бьют друг друга этими мешками. Задача состоит в том, чтобы сбить мешком с бревна соперника, а самому остаться сидеть на бревне.

Участвовать могут игроки всех возрастов. Если бревно достаточно длинное, то на нем могут одновременно соревноваться несколько пар игроков.

Два Мороза

На противоположных сторонах площадки отмечаются линиями дом и детский сад. Все дети с начала в доме. Двое водящих – Морозы по середине площадки. С двух сторон.

Оба Мороза: Мы два братца молодые,

Два Мороза удалые.

Первый Мороз: Я – Мороз-Красный нос.

Второй Мороз: Я – Мороз-Синий нос.

Оба Мороза: Кто из вас решится –

В путь-дороженьку пуститься?

Дети: Не боимся мы угроз,

И не страшен нам Мороз!

После этого дети бегут из дома в детский сад, а Морозы их пытаются осалить – «заморозить». Те дети, до которых Морозы дотронулись, считаются «замороженными». Они остаются на месте стоять не подвижно.

Игра повторяется. Теперь дети перебегают из детского сада домой и так далее. Детям разрешается выручать замороженных детей, коснувшись их рукой во время перебежки.

После четырех перебежек можно выбрать новых Морозов.

Ловля птиц на лету

Старинная русская народная игра. Среди других игр и конкурсов являлась неотъемлемой частью празднования Масленицы. Играют дети. Весенней считалкой:

Тили-тели,

Птички пели,

Взвились –

К лесу полетели,

Стали птички гнезда вить,

Кто не вьет –

тому водить!

(русская народная)

Выбирается водящий-ловишка. Остальные все дети изображают птиц. Птиц можно изображать самых разнообразных. Это зависит от знаний детей о птицах и их предпочтениях. Кто-то может представлять себя журавлем, кто-то уткой, кто-то соловьем и так далее. Если есть возможность, то дети могут использовать соответствующие шапочки-маски. Все дети-птицы, стараясь не терять характерные движения выбранной птицы, проговаривают слова-дразнилки для ловишки:

Мы – птички-невелички,

Любим по небу летать,

Ты попробуй нас догнать!

Ловишка бегает за детьми, стараясь осалить как можно больше. Осаленный выбывает из игры.

__________________________________________________________________________________

Статьи по теме: