Картотека по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Развивающие игры с песком для детей с нарушениями речи. Логопедические игры в песочной стране. Упражнения с детьми в песочнице

Картотека игр с песком по развитию речи для старшего дошкольного возраста.

«Один – много»
Цель: научить образовывать множественное число имен существительных.
Оборудование: песочница, мелкие игрушки или предметные картинки.
Ход игры: взрослый прячет игрушки или картинки в песке, ребёнок должен достать любую из них назвать в единственном числе, а затем во множественном. Например: «Огурец - огурцы, стул -стулья, ложка-ложки».

«Разноцветная фантазия»
Цель: упражнять детей в умении подбирать существительные к прилагательному.
Оборудование: песочница, жетоны разного цвета.
Ход игры: взрослый прячет жетоны в песке, дети по очереди достают жетон и подбирают существительные, обозначающие предметы данного цвета. Например, ребёнку попался жетон белого цвета, он называет слова: снег, мел, сахар, соль и т.д.

«Что лишнее?»
Цель: формировать умение детей определять место звука в слове (начало, середина, конец).
Оборудование: песочница с влажным песком, набор мелких игрушек: машина, морковь, сумка, медведь, дом, сом, и т.д.
Ход игры: песочница делится на три зоны, дети строят в каждой зоне домик. В одном живут слова со звуком [м], [мь] в начале слова, в другом – слова со звуком [м], [мь] в середине слова, в третьем – слова со звуком [м], [мь] в конце слова. Из набора игрушек дети выбирают и распределяют предметы по домикам.

«Игры с песком»
Цель: упражнять детей в умении образовывать однокоренные глаголы с приставками (на, вы, пере, до); расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: песочница с сухим песком, ёмкости и миски для игры с песком.
Ход игры: вначале проводится беседа о свойствах сухого песка. Затем ребёнку предлагается поиграть с песком. Во время действий ребёнка с песком воспитатель задаёт ему вопросы: «Что ты сейчас делаешь?» (Насыпаю песок в стаканчик; высыпаю песок из тарелки; пересыпаю песок из одной миски в другую; досыпаю песок в этот стакан). После этого ребёнок может поиграть самостоятельно.

«Помоги Незнайке»
Цель: формировать умение детей рассказывать о животном, описывать его внешний вид; способствовать развитию связной речи.
Оборудование: песочница с сухим песком, предметные картинки с дикими животными, схема для составления рассказа, письмо от Незнайки.
Ход игры: воспитатель сообщает детям, о том, что им пришло письмо от Незнайки и зачитывает его: «Здравствуйте дорогие ребята! Помогите пожалуйста составить рассказ об одном из животных, живущем в лесу. Я хочу принять участие в конкурсе «Моё любимое животное». Для этого я должен сочинить рассказ об этом животном, но у меня не получается. Я надеюсь, что вы мне поможете.» Затем педагог предлагает детям по очереди отыскать любое животное в песке и составить описательный рассказ опираясь на схему. Во время выполнения задания педагог помогает детям при помощи наводящих вопросов. Игра продолжается до тех пор пока все дети не расскажут о своём животном.

«Отгадай загадку и найди отгадку»
Цель: способствовать развитию мелкой моторики рук, тактильных ощущений, мышления, внимания, речи; закреплять умение детей отгадывать загадки.
Оборудование: песочница с сухим песком, предметы – отгадки.
Ход игры: воспитатель прячет все предметы до начала игры в песочнице. Затем предлагает отгадать загадки, тот кто правильно отгадывает загадку имеет право найти отгадку в песке на ощупь. Если он находит не правильно, ему может помочь кто другой из детей. Когда все предметы – отгадки будут найдены ребята могут продолжить самостоятельные игры с ними в песке.

«Найди друга»
Цель: способствовать развитию звуковой культуры речи, мышления, внимания, фонематического слуха; закрепить представления детей о том, что звуки бывают твёрдые и мягкие.
Оборудование: песочница с влажным песком, предметные картинки с изображением бабочки, коровы, лягушки, петуха, медведя, кита, белки, павлина, мышки и лошади.
Ход игры: педагог достаёт из коробки картинки (бабочка, корова, лягушка, петух, медведь) и раздаёт их детям. Затем предлагает: - Сделайте домики для этих животных, скоро к ним в гости придут их братья. (Дети выполняют.) Далее педагог достаёт из коробки следующие картинки (белка, кит, павлин, лошадь, мышка) и говорит: - Как же нам узнать, где, чей братец? Для этого давайте произнесём названия животных и выделим первый звук в этих словах. - кит - [к"] – он пойдёт в гости к корове, первый звук в этом слове [к]; [к] и [к"] – братцы.
Дети по очереди называют тех, кто изображён на картинках, выделяют первый звук и подбирают пару. Вывод: Чем различаются данные пары звуков? (Твёрдые – мягкие.)

«Чьё всё это?»
Цель: формировать умение детей согласовывать слова – предметы и слова – признак в нужном числе и падеже. Пополнять словарный запас. Способствовать развитию логического мышления.
Оборудование: песочница с сухим песком, фигурки домашних животных.
Ход игры: детям предлагается достать из песка фигурку любого из животных, после этого задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: Чей хвост? Чьё ухо? Чья голова? Чьи глаза? Например: корова – коровий, коровье, коровья, коровьи.

Игры на подносе с песком.
«Солнышко»

Цель: упражнять детей в умении образовывать однокоренные слова, активизировать словарь.
Ход игры: предложить ребёнку нарисовать солнышко при этом проговорить потешку:

Утром солнышко проснулось,
Осторожно потянулось,
Лучикам пора вставать –
Раз, два, три, четыре, пять

После того как ребёнок выполнит задание предложить ему назвать слова похожие на слово «солнце»
Например: Солнечный, солнышко, солнечная, подсолнух.

«Рыбка»
Цель: обогащать речь детей существительными, обозначающими названия рыб; способствовать развитию мелкой моторики пальцев.
Оборудование: поднос с песком.
Ход игры: педагог загадывает ребёнку загадку: « В воде она живёт,
нет клюва, а клюёт». Ребёнок должен отгадать загадку и нарисовать отгадку.

После этого поговорить с ребёнком о том какие ещё есть рыбы (морские, пресноводные), где они живут и т.д. затем предложить самостоятельно нарисовать известных рыб.

«Жук»
Цель: закреплять правильное, отчётливое произношение звука [ ж].
Оборудование: поднос песком.
Ход игры: предложить детям вспомнить ранее разученное стихотворение:

Жук, жук пожужжи,
Где ты прячешься, скажи?
- Жу, жу,жу,жу
Я на дереве сижу
-Жук, жук, покажись!
Надо мною покружись!
- Жу, жу, жу, жу
Я летаю и кружу.
Затем предложить нарисовать жука на песке.

«Сотри лишнее».
Цель: способствовать развитию связной речи, умение объяснять свой выбор; тренировать логическое мышление.
Оборудование: поднос с песком.
Ход игры: воспитатель рисует на песке три объекта – геометрические фигуры, простые предметы, легко узнаваемые по очертаниям, например, лист, цветок и рыбку. Детям предлагается стереть лишний предмет, объяснить, почему именно этот предмет «лишний» и, по желанию, продолжить ряд (например, лист-цветок-дерево).

Разогревающие игры

«Здравствуй, песок!»

Цель: снижение психофизического напряжения.

Ход игры: воспитатель просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:

Дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

Легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;

Дотрагивается до песка всей ладошкой - внутренней, затем тыльной стороной;

Перетирает песок между пальцами, ладонями.

Дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло - холодно», «приятно - неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.

«Песочный дождик»
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Оборудование: песочница с сухим песком.
Ход игры: педагог говорит: « Ребята, в песочной стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит».

Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

«Песочный ветер» (дыхательное)
Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.
Оборудование: песочница с сухим песком.

Ход игры: дети учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.

Данное упражнение можно комбинировать с ароматерапией (однако ароматерапию имеют право использовать психологи, прошедшие определенную подготовку в этом направлении). Ребенок вдыхает запах специально подобранной для него ароматической смеси (тонизирующей или расслабляющей). При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.

«Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
Оборудование: песочница с сухим песком.

Ход игры: педагог говорит: «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - «жучки здороваются»).

«Кроказябла» - дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

Логопедические игры с песком

В методической разработке представлена подборка игр с песком для детей дошкольного возраста.

Она объединяет упражнения, направленные на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений, на повышение концентрации внимания, развитие логики и речи. В данной системе эти упражнения стабилизируют эмоциональное состояние детей, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для развития речи, произвольного внимания и памяти. Ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации. Важно, что эти игры открывают потенциальные возможности ребенка, развивая его творческий потенциал и фантазию.

Данный материал может быть использован учителями-логопедами, учителями-дефектологами воспитателями и родителями при развитии звуковой стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи у детей с различными нарушениями речи.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ с песком

Известно, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Массируя на кистях рук акупунктурные точки, можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь рук и мозга. Чем выше двигательная активность пальцев, тем лучше развита речь.

Известны работы В.М. Бехтерева об этой области. В развитии мелкой моторики, тактильных ощущений и мышления песок незаменим. Игра с песком развивает у детей диалогическую речь, они учатся правильно строить предложения, согласовывать существительные с прилагательными, числительными, подбирать уменьшительно-ласкательные формы, классифицировать предметы.

Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

· игры с песком положительно влияют на общее развитие ребенка,

·позволяют корректировать общие речевые нарушения у детей,

·усиливают личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

· ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

· - значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;

· - на занятиях нет места монотонности и скуке;

· - более легко проходит адаптационный период, напряжение и страх исчезают.

Развитие диафрагмального дыхания.

Перед началом игр по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:

· Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком».

· Выдыхай медленно и плавно.

· Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой;

«Выровняй дорогу»

От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой;

«Что под песком?»

Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение;

«Ямка»

Ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке;

«Помоги зайцу»

В песке делается три-четыре углубления - «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца;

«Дорога к другу»

На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой;

«Секрет»

В песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное;

«Добрый великан»

Из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь;

«Путешествие»

На песке легкие пластмассовые игрушки: ящерица, змейки, жуки. С помощью воздушной струи ребенок передвигает фигурки до заданного места;

«Буря»

Во влажном песке выкапывается углубление и заполняется водой. Ребенок длительной сильной воздушной струей вызывает «бурю»;

пропедевтика и коррекция фонетико - фонематических нарушений речи.

Артикуляционные упражнения.

«Лошадка»

Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» или по воде.

«Индюки»

Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка или по воде.

«Качели»

Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку или по воде в том же направлении.

«Часики»

Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку или по воде.

«Накажи непослушный язычок»

Губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку или воде.

Автоматизация звуков.

«Сильный мотор»

Произносить звук р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения - рисовать на песке или на воде букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

«Слабый моторчик»

Произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку, воде.

«Горочка»

Набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.

«Дорожка»

Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку или воде ладошками.

«Совпадение»

Логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш: мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

Развитие фонематического слуха и восприятия.

«Спрячь ручки»

Прятать руки в песок, услышав заданный звук.

«Слоговые дорожки»

Рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.

«Два города»

Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.

"Мой город".

Цель.

Развитие фонематического восприятия.

Оборудование:

Песочница, фигурки и конструктор для постройки города.

Ход игры.

Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

пропедевтика и коррекция лексико-грамматических Нарушений речи

«строители» (2-3 занятия)

Цель.

Учить правильно употреблять в речи грамматические категории:

· -предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;

· -приставочные глаголы: ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ;

· -наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.

Оборудование:

Песочница с песком, игрушки: фигурки людей, машины, домики.

Ход игры.

Логопед предлагает ребенку построить в песочнице город, затем расселить жителей, достроить дома, перестроить их, проговаривая свои действия, придумать и рассказать историю одного из жителей поход в гости).

«Чего не стало»

Цель.

Закрепление использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа.

Оборудование:

Песочница с влажным песком.

Ход игры.

Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.

«Подбери слово»

Ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (шарик - легкий, блюдце - пластмассовое).

«Родные слова»

Цель.

Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в образовании и употреблении родственных слов.

Оборудование:

песочница с песком, песочные часы.

Ход игры.

В игре с песком при демонстрации отдельных действий образуются родственные слова:- песок, песочек, песочница, песочные (часы), а для детей 7 лет в пассивный словарь вводится идиоматическое выражение «пропесочить» кого-то.

«Я делал - я сделал»

Цель.

Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в употреблении глаголов первого лица единственного числа настоящего и прошедшего времени (закапываю - закапывал, откапываю - откапывал).

Оборудование:

Песочница с мокрым песком, плоскостные фигурки.

Ход игры.

Логопед перед занятием прячет в песке фигурки и предлагает ребенку откапать, комментируя свои действия (я откапываю игрушку, я откапал игрушку, это слоник и т.п.)Затем логопед предлагает ребенку самому закопать игрушки в песок, проговаривая свои действия(я закапываю…, я откапываю … и т.п.)

«Зверюшки на дорожках»

Цель.

Учить детей пользоваться моделями - уметь соотносить картинки с определенными знаками. Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в употреблении единственного и множественного числа имен существительных. Закреплять знания о диких животных и их детенышах.

Оборудование:

Песочница с мокрым песком, плоскостные фигурки деревьев, елочек, пней, игрушка лягушонок, цветные картонные кружки - модели, обозначающие диких животных: оранжевый - лиса, белый - заяц, серый - волк, коричневый - медведь и т. д.

Ход игры.

Логопед показывает игрушечного лягушонка, рассказывает, что он живет в болоте. Он очень любит путешествовать, но он еще совсем маленький и глупый. лягушонок заблудился и забрел в лес. Кто же встретился ему в лесу?

Логопед с детьми рассматривают цветные модели, определяют, какой цвет соответствует обитателям леса. Детям предлагается выбрать себе животных и спрятать их за деревьями. Логопед берет на себя роль лягушонка, который встречает разных лесных обитателей, вступает с ними в диалоги.

«Волшебный клад»

Цель.

Упражнять в ориентировке в пространстве, согласно словесным указаниям. Развивать умение работать в песке пальчиками и находить спрятанные игрушки. Добиваться четкого проговаривания окончаний слов. Воспитывать самостоятельность, уверенность в себе, сообразительность.

Оборудование:

Песочница с мокрым песком, «волшебный клад», набор игрушек из «киндер-сюрприза», плоскостные зрительные ориентиры, кукла-волшебница.

Ход игры.

В руках логопеда - кукла-волшебница из Страны Чудес. Логопед говорит, что волшебница очень любит делать сюрпризы. Пролетая над волшебным полем (песочницей), она заколдовала его, спрятав там много интересных сюрпризов. Но это еще не все. Где-то спрятан волшебный клад. Искать надо двумя пальчиками, строго по указаниям волшебницы. Победит тот, кто первым отыщет и сюрпризы, и клад. Дети ищут по одному, проговаривая вслух план поиска клада.

Связная речь

При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. На начальном этапе работы над сложными предложениями следует использовать сопряженную и отраженную речь.

«Дорисуй картинку и составь предложение»

Логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка - дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.

«Начни предложение»

Ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу. (и наоборот)

«Друзья»

При рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).

«Что случилось?»

При создании картины на песке ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горько плачет, потому что ее шарик лопнул»;)

«Две игрушки»

На песке ребенок рисует два предмета (мяч и воздушный шар). Составляя диалог (меняя голос) от имени предметов, он сравнивает их, подрисовывая в процессе речи песочную картинку.

Воздушный шар. Я круглый.

Мяч. Я тоже

Шар. Если меня ветерок подхватит, я полечу

Мяч. А если по мне ударят - я высоко подскачу.

Шар. На мне нарисован красивый цветок.

Мяч. А я украшен разноцветными полосками

Шар. Меня надувают воздухом.

Мяч. И у меня внутри воздух.

пропедевтика и коррекция нарушений слоговой структуры слова

«Полоски»

Ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.

«Исправь ошибку»

Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

«Раздели слово на слоги»

Ребенок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.

пропедевтика и коррекция дисграфии и дислексии

подготовка к обучению грамоте

ЦВЕТЫ НА КЛУМБЕ

Цель.

Оборудование:

Песочница, игрушечные цветы или нарисованные цветы на подставках.

Ход игры.

Логопед: Дети, сегодня наша песочница по взмаху волшебной палочки превратится в цветочную клумбу.

(зачитывает стихотворную инструкцию).

На клумбе здесь растут цветы необычайной красоты.

Любуются все их цветеньем, вдыхают запах с наслажденьем.

На клумбе три бороздки проведем, названия цветов на слоги разобьем!

Один слог в верхнюю сажаем, два слога в центре оставляем.

Три слога - в третью грядку. Теперь сажаем по порядку.

Односложные слова: мак

Двухсложные слова: роза, тюльпан, пион, ирис, нарцисс, астра.

Трехсложные слова: ромашка, василек, лилия, гвоздика.

После выполнения задания ведущий задает детям следующие вопросы.

1. Опиши цветок по цвету, форме.

2. Где растет этот цветок?

3. Какие цветы больше всего нравятся тебе, маме, папе, бабушке?

Дети вместе сочиняют сказку о цветах.

"Построй ступеньки".

Цель.

Научить детей определять количество слогов в словах.

Оборудование:

Песочница, домики с 1,2 и 3 окошками, картинки с изображением предметов.

Ход игры.

На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из картинок,. Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя - двухсложные; с тремя окнами - трехсложные.

анализ слова и предложения

«НАЧЕРТИ НА ПЕСКЕ»

Логопед чертит на песке схемы предложений разной степени сложности. Дети придумывают соответствующие предложения и наоборот. Логопед произносит предложение, а дети чертят соответствующую схему.

«Напиши на песке»

Ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, и их читает. (или логопед пишет, а ребенок читает.) Логопед предлагает детям написать на песке слово (1,2-сложное), а затем превратить его в другое заменив один звук (букву) (РАК-МАК).

Логопед пишет на песке слово, пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Дети угадывают задуманное слово, дописывают буквы.

развития мелкой моторики пальцев и кистей рук

Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики.

Положить ладони на песок или воду, почувствовать полное расслабление пальцев.

Погрузить пальцы в песок или в воду, сжимать и разжимать кулачки.

Погрузить пальцы в песок или в воду, сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.

Погрузить пальцы в песок, и легкими движениями создавать «волны».

Погрузить пальцы в песок и попеременно чередовать упражнения для пальцев («ушки-рожки», «один пальчик-все пальчики»).

При выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в песок.

«Веселые соревнования»

Цель.

Упражнять в согласовании движений пальцев рук со словами. Развивать у детей дух соревнования, стремление добиваться поставленной цели. Воспитывать чувство сопереживания за своих товарищей, умение достойно побеждать и проигрывать.

Оборудование:

Песочница (или ящик) с сухим песком, таблички с надписями «Старт», «Финиш», разноцветные пластмассовые пробки (препятствия).

Ход игры.

Логопед предлагает детям разделиться на две команды, самостоятельно придумать названия. Воспитатель говорит, что для того, чтобы наши пальчики могли красиво рисовать, лепить, мастерить, их надо тренировать. Детям предлагается бегать наперегонки пальчиками. При этом произносить слова:

Побежали вдоль реки

Пальцы наперегонки.

Бежать пальчики должны от таблички «Старт» до таблички «Финиш». В конце игры команды получают медали.

«Нарисуй картинку пальцами»

Цель.

Развивать творчество, фантазию детей, умение пальцами изображать задуманное. Формировать умение абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя в рисунке основное. Развивать мелкую моторику руки. Формировать и совершенствовать речь.

Оборудование:

Песочница с мокрым песком, палочки, камушки, веточки для украшения «песочных» рисунков.

Ход игры.

Логопед предлагает детям вспомнить, на чем рисуют художники свои картины. Предлагает представить, что все мы художники по «песочным» картинам, а вместо кистей у нас - пальчики. Устраивается конкурс «песочных» картин. Педагог добивается проговаривания вслух действий детей. Украшают работы бросовым материалом. Вместе выбирают победителя. Вручается приз.

Используемая литература:

1. Грабенко Т.М., Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия.-СПб.:ИСП иП, 1998.

2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. - СПб.: Детство-Пресс, 2002.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. - М.: Речь, 2003.

4. Игры в логопедической работе с детьми: Кн. для логопеда. Ред.- сост. В.И. Селиверстов.-.Просвещение, 1987.

5. Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития//Дошкольная педагогика.-2006.-№1.

6. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005

Текущая страница: 1 (всего у книги 4 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Ольга Сапожникова, Елена Гарнова
Игры с песком для обучения пересказу детей 5–7 лет
Методические рекомендации

© Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В., текст, 2016

Введение

Возможности применения песочницы до конца не раскрыты и поистине безграничны. Песочницей в работе могут пользоваться психолог, педагог, организовавший изостудию, учитель-дефектолог для организации альтернативной коррекционной работы, воспитатели. Можно с уверенностью сказать, что песочница представляет собой новый, интерактивный и недорогой психолого-педагогический ресурс. На его основе можно предложить и организацию дополнительных, в том числе платных образовательных услуг.

Игры с песком развивают мелкую моторику, стимулируют речевую активность, способствуют пополнению и автоматизации лексического запаса. Песочница предоставляет возможность наглядного показа практического применения грамматических форм и категорий, а также позволяет многократно упражняться в их употреблении. Конечно, на базе педагогической песочницы можно успешно и динамично в атмосфере сюжетно-ролевой и одновременно дидактической игры развивать фонематическое восприятие и фонематический слух, проводить автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков.

Самым главным показателем развития речи служит связная речь. Именно связное высказывание сильнее всего нарушено при общем недоразвитии речи, причем страдает предикативная, содержательная и фонетическая его сторона. Прием моделирования в песочнице дает возможность наполнить речь ребенка конкретным производимым действием, прокомментировать свои собственные реальные манипуляции с неким предметом, что поможет дошкольнику активизировать свой пассивный словарь. Кроме того, созданная ситуация в значительной мере помогает сконцентрироваться на главном, способствует развитию диалогической речи как предтечи развернутого монологического высказывания.

Еще один этап и прием развития связной речи, в том числе у детей с речевой патологией, – пересказ. Органичное сочетание литературной основы и возможности смоделировать и проиграть описанную ситуацию помогает лучше ее запомнить, развивает речь, мышление и воображение.

Все, что нужно для появления фразы, – добрый, компетентный педагог, ящик, песок, небольшие игрушки, сказка или рассказ.

Несколько слов о пересказе

Для педагогов, работающих с детьми, имеющими речевые нарушения, наиболее актуальна образовательная область «Речевое развитие» ФГОС ДО. В ее задачи входят овладение речью как средством общения и культуры, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, а также ознакомление с книжной культурой, детской художественной литературой, понимание на слух текстов различных жанров.

Таким образом, и у детей с нормативным речевым развитием, и у дошкольников с речевыми нарушениями необходимо развивать диалогическую речь и формировать понимание текстов и жанров детской литературы. Решение этих задач отражает целевые ориентиры ФГОС ДО, направленные на развитие творческой и социально-активной личности, что подразумевает умение общаться.

Пересказ художественного произведения, вытекающий из ознакомления с ним, показывает уровень его восприятия и понимания, отражает когнитивные умения, а также указывает на сформированность эмоциональной сферы в случаях, когда необходима субъективная оценка персонажей и их поступков.

Кроме того, пересказ художественных произведений совершенствует связную речь, развивает выразительность детской речи. Пересказ – связное выразительное воспроизведение текста прослушанного художественного произведения.

В настоящее время существуют различные классификации пересказа. Как правило, за основу берется его объем и степень самостоятельности. Приведем классификацию, которая представляется нам наиболее развернутой.

Виды пересказа:

– подробный (пересказ близко к тексту);

– по частям или одной части (фрагмента);

– с изменением лица;

– по аналогии;

– пересказ-инсценирование, который осуществляется с помощью игрушек или настольного театра, очень хорошо подходит как для младших, так и для старших дошкольников.

В работе с нормативно развивающимися детьми в ДОО наиболее часто используется подробный пересказ. Педагоги используют его, в первую очередь, как средство развития памяти и для формирования представления о связной речи, предлагая некий высокохудожественный и, как правило, труднодоступный детям образец. Такой вид пересказа предполагает необходимость четко выдерживать временную последовательность событий, отражать в своей речи специфику лексики произведения и его жанра, зачастую непривычную. Кроме того, ребенок не имеет динамической и наглядной поддержки, все это создает дополнительные трудности при пересказе. Они становятся непреодолимым препятствием в том случае, если дошкольник отягощен нарушениями психофизического развития. Существенно улучшают качество пересказа живость, эмоциональность подобранного художественного произведения.

Основные требования к тексту для пересказа:

– полноценное и доступное содержание;

– разнообразие жанров;

– четкая композиция;

– простой, но богатый язык;

– небольшой объем.

Язык произведений должен быть доступным детям, отличаться понятной лексикой, короткими, четкими фразами, без сложных грамматических форм, ярким и выразительным, содержать элементы диалогической речи, что способствует развитию коммуникативной ее функции и выразительности. Содержание должно быть понятным детям, близким их опыту, а герои отличаться яркими чертами характера. Важно, чтобы сюжетная линия состояла из ряда последовательных событий с достаточно жесткой временной последовательностью.

Наибольшую трудность для дошкольников представляют тексты-описания.

Занятие по пересказу имеет логически выдержанную типовую структуру (В. В. Гербова, Э. П. Короткова, A. M. Бородин).

Учитывая специфику дошкольников с речевыми нарушениями, мы хотели бы обратиться к опыту обучения пересказу с системными нарушениями речи при использовании методики «цепного текста» В. К. Воробьевой. Ребенок подбирает из банка картинок те, которые относятся к его сюжету, и с помощью педагога формирует рассказ, обозначая первое и последнее слово с номинативной функцией. Таким образом, имея перед глазами зрительную поддержку в виде первого и последнего слова, а также в виде последовательности изложения, дошкольник-логопат только лишь подбирает слово-предикат. В результате использования схемы предложения и рассказа дети учатся понимать сущность последнего, который характеризуется, по мнению В. К. Воробьевой, наличием его объекта и обязательной предикативной стороны. Дошкольники получают положительный опыт рассказывания и мощный эмоциональный посыл от ситуации успеха.

А вот и песочница…

Ящик с песком и поднос с игрушками, активно используемый в психотерапии и психоаналитике последователями К. Г. Юнга, оказался пока невостребованным в педагогической практике. И действительно, теоретическое основание Юнга было удачно модифицировано Д. Калф и М. Ловенфельд в успешный метод «Sandplay» (сэндплей). Начатый как диагностический «Erica-метод», или «тест мира», разработанный Ш. Бюлер, позднее был преобразован М. Ловенфельд в «технику мира» и окончательно разработан Д. Калф. В настоящее время этот способ общения с миром и самим собой на бессознательно-символическом уровне, повышающий уверенность в себе и открывающий новые пути развития, применяется в работе с представителями различных возрастных групп.

Для исследования и моделирования используется ящик, дно и борта которого окрашены в приятный небесно-голубой цвет, символизирующий небо и воду. Допускается и нежно-зеленый цвет, который успокаивающе действует на большинство людей. Размер стандартного ящика – 50×70×8 см. Данные параметры позволяют видеть всю площадь песочницы, а глубина удерживает достаточное количество песка и воды, не давая им свободно покидать ее пределы.

Однако в ДОО могут использоваться ящики и других размеров. Например, для организации групповых занятий разумно иметь большую песочницу размером 100×140×10–12 см. В индивидуальной работе оправдана малая песочница размером 25×35×5 см. Для обеспечения безопасности при изготовлении ящика используются только неопасные материалы, соединение рекомендуется пазово-шпоночное, без гвоздей. Однако ящик должен удерживать воду или мокрый песок (вода достигает дна). Для устойчивости и удобства снизу можно установить опору, но не ножки. Если для работы с песком нет отдельного помещения, и ящик находится в группе, рекомендуется закрывать его крышкой. В этом случае ящик превращается в столик или постамент, что экономит место в помещении группы.

В методе «сэндплей» используется не только песок, но и вода. Песок далеко не так однороден, как может показаться на первый взгляд. Начнем с того, что он бывает различным по цвету. Речь идет о неокрашенном, натуральном песке (черный вулканический песок на Камчатке или белый песок Санторини).

Песок может иметь добавки в виде глины, мела, ракушечника и быть без них. Удивительно наблюдать, как изменяются тактильные ощущения в зависимости от добавок. Например, глина заметно добавляет тяжести, ракушечник – сухости и т. д.

Многое зависит от величины песчинок: в некоторых случаях они очень мелкие, как пылинки, а в других – вполне ощутимые, довольно крупные и видимые невооруженным глазом. Ну, и конечно, песок различается по материалу, из которого он изготовлен. Приобретать песок лучше сертифицированный, в зоомагазинах. За ним необходимо ухаживать.

СанПиН не дают указаний насчет того, как обрабатывать песок. Поэтому его можно промывать, высушивать и прокаливать при температуре 90–100 °C, поскольку материал может слипаться, плавиться, а образовавшиеся кристаллики могут повредить кожу. Песок считается гипоаллергенным материалом, но тем не менее при работе с детьми с ОВЗ следует уточнить наличие или отсутствие у них противопоказаний к действиям с этим материалом. Песок не рекомендуется использовать в работе с детьми с нарушениями интеллектуального развития, так как они не всегда следуют правилам, что представляется опасным для их жизни и здоровья. А вот дети с синдромом Дауна, имеющие тонкую кожу, кроме того могут повредить ее при самых обычных манипуляциях в песочнице.

Довольно трудно в педагогической работе с детьми избежать взаимодействия с водой. Поэтому мы считаем целесообразным обзавестись несколькими песочницами. В одной из них можно держать влажный (промоченный до глубины в 1,5–3 см) или мокрый песок, а в другой – сухой. Для развития тактильной чувствительности можно также наполнить ящики песком разной фракции.

Конечно, можно применять и местный песок, продезинфицировав его должным образом. В любом случае, несмотря на крайне осторожное и экономное использование, запасы песка необходимо будет периодически пополнять.

Для занятий необходим также поднос с игрушками. Все нужные для работы предметы можно расположить по темам на открытых, свободно обозреваемых стеллажах или полках. Для занятия их можно выкладывать на отдельно стоящий стол, если проход к стеллажам представляется затруднительным. Необходимость брать со стола игрушки и предметы обеспечивает двигательную активность дошкольников во время занятия. Игрушки должны представлять все разнообразие предметного, растительного и животного мира. Помимо реальных изображений здесь должны быть и представители сказочного мира, и «волшебные» предметы. Если нужные игрушки трудно найти, можно сделать фигурки из картона и заламинировать их. Подробнее мы поговорим об этом позднее, когда будем рассматривать методику работы в песочнице с детьми.

Метод «сэндплей» предполагает некие правила взаимодействия с песком, представляющиеся обоснованно разумными и в педагогической практике. К ним относится закрепление за ребенком определенного места у борта песочницы. Соблюдение этого правила дает возможность правильно диагностировать созданную картину миру, которая условно делится на знаковые временные зоны. Так, у правши слева всегда будет зона прошлого (эмоций, событий), а справа – зона будущего, которая у детей выражена очень слабо, поскольку они живут настоящим. Еще одно правило: нужно соблюдать правильное соотношение времени построения и времени обсуждения созданной картины. Нельзя не сказать и еще об одном правиле: обязательно должна использоваться ритуальная фигурка в качестве посредника между человеком и его внутренним миром, между ним и внешним миром. Она выступает заинтересованным, доброжелательным наблюдателем или описывает созданную человеком картину, а может молчать, но подчас выступает в роли провокатора, трикстера. Это определяется задачами данного этапа психологического консультирования или анализа.

В последнее время стали появляться новые приемы работы в песочнице. В частности, прием моделирования, в основе которого лежит не столько констатация текущего психического состояния, сколько поиск выхода из затруднительных ситуаций, наведение мостов между прошлым и настоящим, настоящим и будущим, позитивное движение вперед. Применение данного приема открывает возможности для использования песочницы в педагогическом образовательном процессе.

Организация работы с детьми в педагогической песочнице

В книге представлены занятия, которые можно проводить в песочнице. Однако мы рекомендуем начать работу с ознакомления с песком, песочницей и правилами поведения. Количество детей зависит от размера ящика. Так, вокруг стандартной песочницы могут свободно встать 3–5 дошкольников, а около большой – до 15 человек. Понятно, что малая песочница рассчитана не более чем на двух человек. При расчете не следует забывать о том, что потребуется место для символической ритуальной фигурки.

Опыт освоения пространства песочницы носит ярко выраженный социальный характер. В ходе занятий проявляются «лидеры», «агрессоры», «серые кардиналы», ощущается эмоциональный климат данной группы.

Правила формулирует ритуальный персонаж, лучше известный детям. Им может быть любая игрушка. У нас это Черепашка, но ее легко можно заменить на любого реального жителя пустыни или сказочного героя из восточных сказок (Маленький Мук, Алладин, принцесса Будур и т. п.). Можно придать животным человеческие черты (для организации коммуникации) и сказочные титулы (Царь Верблюдов, Королева Змей и т. д.) для придания веса их словам и распоряжениям. Тем не менее в интересах темы предлагается использовать тематические фигурки, которые обозначают и настраивают детей на восприятие определенных знаний.

Ритуальный персонаж – хранитель, руководитель некой Песочной страны, поэтому обладает определенными правами. В частности, через него формулируются и транслируются правила. Несмотря на «царственный» или «сказочный» статус, правила излагаются в виде просьб, а не приказов, которые тяжело воспринимаются детьми и мешают установлению легких доверительных отношений. Правила должны быть простыми, понятными, по возможности не содержать частицу не и их не должно быть много. С нашей точки зрения, правила должны выглядеть таким образом.

«Я долго собирал(а) песчинки и прошу вас беречь их. Давайте стряхивать их с рук и игрушек обратно в песочницу».

«Я люблю, когда в моей песочнице живут дружно и дети и игрушки. Чужие постройки тоже бережем, как и свои».

«Со стола можно брать каждый раз только одну игрушку или предмет, чтобы всем хватило».

«По окончании работы каждый убирает за собой игрушки и предметы, разглаживает песок: ему ведь тоже надо отдохнуть».

«Игрушки, которые здесь собраны, мои друзья, и я прошу вас оставлять их со мной, даже если они вам очень понравились, чтобы вы и другие дети тоже могли в них играть».

В зависимости от специфики педагога эти правила могут выражаться в стихотворной форме, которая прекрасно воспринимается дошкольниками. Сначала правила сообщаются ритуальным персонажем, но затем их повторяют сами дети. Это способствует развитию фразовой речи и памяти. Можно воспроизводить правила по цепочке или «подсказывать». Начинать вспоминать правила надо с детей, которые испытывают трудности в удержании или воспроизведении информации.

В случае нарушения правил (а это связано с вопросом установления границ) хранитель Песочной страны может закрыть песочницу. Для этого используется темный непрозрачный платок. Такое действие сильно влияет на детей, поскольку тактильные ощущения очень приятны, и дошкольники тяжело переживают преждевременное завершение занятия.

Есть свой кодекс поведения и у символической ритуальной фигурки. Она может располагаться на бортике песочницы, парить над поверхностью песка, вплотную приближаться к предметам и постройкам, зависать на уровне глаз персонажа, но никогда (даже по неоднократному и настойчивому приглашению ребенка) не опускаться на поверхность песка. Это развивает в ребенке понимание неприкосновенности его личной территории.

Занятие в песочнице условно можно разделить на три части: вводную (ритуал входа), основную и заключительную (ритуал выхода).

Ритуал входа – своего рода организационный момент – позволяет ввести ребенка в учебную задачу, настроить на решение образовательных задач. Принимая во внимание концепцию о приоритете тактильного вида восприятия дошкольников (примерно 60 %), начиная занятие с контакта с песком, можно подготовить детей к продуктивному взаимодействию. Задания мы предлагаем несложные, обеспечивающие приятные ощущения и ситуацию успеха. Здесь же целесообразно вспомнить правила поведения в песочнице. Продолжительность вводной части не превышает 5–7 мин.

Основная часть занимает больше времени: дети знакомятся с игровым сюжетом или выполняют задания. Время занятия с песком можно увеличить на 5–10 мин (в зависимости от возраста) по сравнению с обычным занятием. Дополнительное время может занять перемещение детей за игрушками, отдых и расслабление через стереотипные манипуляции с песком.

В основной части функции педагога выполняет ритуальный персонаж, который дистанцирует взрослого от группы детей. Для этого педагогу достаточно выдвинуть ритуальную фигурку и слегка изменить голос. Такая смена ведущего благотворно влияет на детей, позволяет раскрепоститься, погрузившись в сказочную атмосферу. В отличие от педагога, символическая фигурка может подсказать забытое или ключевое слово, задать вспомогательный вопрос и обязательно найдет возможность похвалить ребенка, если не за результат, то за совершенные усилия. Конечно, при планировании занятия с использованием песочных техник педагоги решают не только задачи, связанные с образовательной областью «Речевое развитие», но и другие когнитивные и/или нравственные, эмоциональные задачи.

Ритуал выхода по времени сравним с вводной частью (не более 5–7 мин). Он завершает занятие. Здесь подводятся итоги, происходит финальное обсуждение темы. Ритуальный персонаж благодарит детей за проведенное время, выполненные задания и прощается с ними. После ритуала выхода педагог, который снова активирован, может попросить детей рассказать о занятии, а также инициировать уборку в песочнице.

Такое деление довольно условное, но нам оно представляется разумным, исходя из нашего опыта организации занятий детей в песочнице.

В отношении обучения пересказу хотим добавить, что хорошо использовать пересказ-инсценировку. Мы знакомим детей с художественным произведением через проигрывание сюжета, что способствует лучшему запоминанию и конкретизации глаголов и действий. После этого предлагаем сделать пересказ. В зависимости от индивидуальных особенностей дошкольников, для создания ситуации успеха, педагог через ритуальную фигурку – ведущего может предложить начать, продолжить или завершить пересказ текста с одновременным проигрыванием сюжета несколько раз. Для разнообразия можно ввести пересказ от другого лица, менять имена, клички главных героев, разыгрывать сюжет по ролям или предложить придумать другое окончание художественного произведения.

В конце каждого занятия необходимо разбирать песочницу, чтобы дать детям возможность немного отдохнуть, подвигаться и сменить деятельность. После этого ритуальный персонаж задает параметры пересказа.

Самые большие затруднения у дошкольников вызывают временные ориентировки. Поэтому временную последовательность и временные характеристики, которые имеются в литературной основе пересказа, мы не изменяли. Мы также учитывали первичный речевой дефект и не создавали детям дополнительных сложностей. Однако предлагаем коллегам, работающим с детьми без речевых или иных аномалий развития, попробовать сменить время года, суток и другие временные показатели.

Об игрушках

Как и было обещано, подробнее остановимся на предметном оснащении педагогических песочных техник.

Первое, что следует помнить: игрушек никогда не бывает много! Какую бы коллекцию предметов и фигурок вы не собрали усилиями всего персонала, все равно их бывает недостаточно. Несмотря на правило и все ваши ухищрения, игрушки магическим образом будут исчезать. Всеми правдами и неправдами дети будут уносить их, пряча в трусы и сжимая в потных кулачках. Зачастую дошкольники обретают в виде игрушки или предмета защитника или друга. Поэтому так же, как и песок, коллекцию игрушек и предметов надо постоянно пополнять.

Наш выбор игрушек и предметов не случаен, следует обзавестись несколькими фигурками, обозначающими одно и то же. Например, хорошо иметь несколько лошадок разных по размеру, цвету, находящихся в разных позах. Мы рекомендуем не только использовать фигурки по количеству детей, но и предоставлять право выбора той или иной игрушки. Это же относится к предметам: домам, лодкам и т. д. Выбор, как известно, формирует ответственность.

Таким образом, в вашей коллекции игрушек должны быть люди (разных возрастов, обоих полов, реальные и сказочные персонажи), животные (реальные и сказочные), растения, предметы социализации (транспортные средства, посуда), «волшебные» предметы.

Можно собирать человечков из наборов ЛЕГО или киндер-сюрпризов. Украсят вашу коллекцию игрушки с различными эмоциональными выражениями. В наборах ЛЕГО представлены, в том числе, люди различных национальностей, что позволяет расширять представления о мире и сформировать толерантность.

Отдельную группу игрушек составляют монстры. Их роль прекрасно выполняют фигурки вымерших динозавров, большие насекомые, а также актуальные для нынешнего поколения детей страшилы, например, покемоны, бакуганы и т. д. В качестве монстров у части детей выступают реальные хищники, поэтому запаситесь всеми видами кошачьих. Вообще же запросы этой группы прекрасно удовлетворяют наборы «Зоопарк».

В группу игрушек «Растения» входят любые деревья, кустарники, деревянные, пластмассовые, бумажные, в том числе сделанные своими руками. Из наборов ЛЕГО можно взять зеленый покров, подойдут и фигуры деревьев из различных видов театров. С детьми сразу оговорите, что лес вполне можно обозначить несколькими деревьями.

Из киндер-сюрпризов можно взять и различные виды посуды, одежды. Не составит труда собрать парк автомобилей, немного сложнее найти городской транспорт. Также в коллекции игрушек должны быть различные постройки, мосты, символы, знаки. Мы изготавливаем их самостоятельно, равно как и лодочки. Не следует забывать о емкостях для хранения: сундуках, коробочках, вазонах, мешочках.

Группа игрушек, с которой в детском саду точно не возникнет проблем, – «волшебные» предметы. Наконец, сломанная бижутерия, испорченные пуговицы, сувенирные сокровища, камешки, ракушки, кусочки коры, а также плоды – шишки, желуди, каштаны и др. смогут послужить делу воспитания и образования. Именно эти сокровища и выполняют роль эзотерических предметов, символизирующих тайные знания.

Для развития воображения дошкольников совершенно не обязательно добиваться достоверности. Вполне достаточно поверхностного сходства.

Многое можно сделать своими руками, в том числе ландшафты. А чтобы показать реку, море или любой другой водоем, вполне достаточно сделать в толще песка контур и разгрести песок до появления голубого дна. «Море» или «океан» получаются, если отодвинуть песок от любого борта песочницы, а река представляется в виде более или менее тонкой извилистой голубой полоски. Если же вы хотите сделать гору, надо ладонями сформировать на песке возвышение.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

С давних времен, в Европейском фольклоре известен мифологический персонаж “Песочный человек”. Согласно поверьям, он сыплет заигравшимся детям в глаза волшебный песок, заставляя их засыпать. Он успокаивал шалунов, он - властелин снов и бессознательного и посредник в этом мире.

И в нашем современном мире тоже есть место необычному и удивительному явлению, такому - как песок. Это поистине волшебная субстанция, способная заземлять отрицательную энергию, гармонизировать внутренний мир людей и стабилизировать эмоциональный фон. Предметы и явления, связанные с песком, необычны: “песочные часы”- символ течения, изменения и развития; “песок в пустыне” - это неземные пейзажи и миражи. Песок способен трансформировать и трансформироваться и именно на эти его особенности мы опираемся в своей работе.

“Дети миллениума” - так принято называть современных детей, отличаются особым восприятием и мировоззрением. Эти изменения не случайны: таковы запросы современного общества, новые образовательные стандарты, программы развития и обучения. Современные дети живут в условиях запретов и ограничений; дворовые компании, игры на воздухе плавно перетекли в игры в помещении, причем игры зачастую не групповые, а одиночные с использованием компьютеров, игровых приставок, мобильных телефонов. Следствием такого образа жизни являются сильные изменения в сфере личностного взаимодействия в развитии интеллекта нарушения физического развития детского организма.

В начальной школе и в старшем дошкольном возрасте, наши дети стремительно движутся к новому статусу, новым правилам и законам социума. Но готовы ли они к таким переменам? Все чаще психологи и логопеды сталкиваются с проблемой школьных неврозов, синдромом СДВГ, тревожными, агрессивными детьми. Справиться с поведенческими нарушениями помогут игры, так как игра решает педагогические задачи быстрее и прочнее, чем какое-либо другое средство. Дети младшего школьного возраста в играх, так же как и дошкольники, реализуют не только разнообразные впечатления и знания, но и основные духовные потребности.

“Помню, как тягостно стало у меня на душе, когда мы поняли, что больше не будем играть… Нам было 12 или 13 лет, тогда и закончилось наше детство” - это слова известной писательницы Астред Линдгрен, которая точно уловила в своей судьбе потерю значимой деятельности в жизни каждого. Но зачем терять, когда можно эту деятельность трансформировать и развивать. Из игры рождается творчество. В процессе игры. Создаются неограниченные возможности строить, фантазировать, изменять пространство вокруг себя, развиваться интеллектуально и эмоционально. Но современные дети, закрытые в квартирах и в образовательных учреждениях, не имеют места и времени для игры. Наши дети не в 12 лет теряют детство, а гораздо раньше. Желание учиться и желание играть мирно сосуществуют у детей на протяжении старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Игра особенно уместна и даже необходима в обучении первоклассников-левшей, когда становление учебной деятельности происходит с большими проблемами из-за недостаточного развития произвольного внимания, зрительного восприятия и памяти, пространственного ориентирования, сенсорно-двигательных координаций и нарушения развития мелкой моторики.

В нашей работе, используя возможности песка, мы даем детям возможность строить модель миниатюрного мира в любимой и знакомой им деятельности-ИГРЕ. Подобные переживания всегда позитивны. Песочные игры оказывают гораздо больший эффект, чем стандартные формы обучения, своей доступностью и возможностью преподносить процесс диагностики и развития в завуалированном и приятном для ребенка ракурсе.

Игры в песочнице развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук ребенка. Помогают освоить плоскостное и объемное пространство, а также решить многие особенности психического развития младших школьников.

В младшем школьном возрасте все еще большинство детей остаются кинестетиками, у которых ведущим каналом развития являются разного вида ощущения. Школьный процесс обучения чаще всего ориентирован на зрительные и слуховые каналы восприятия. Так как тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека и тесным образом связана с мыслительными операциями и познанием мира, то именно через игру ребенок быстрее учится самоанализу и умению понимать себя и окружающих. Играя с песком, стабилизируется эмоциональное состояние ребенка - исчезает страх ошибки, ведь ошибку можно в любой момент исправить. Работая над моторикой, развивая тактильно-кинестетическую чувствительность нельзя забывать и про речь – необходимо постоянно подключать озвучивание каждого действия, производимого ребенком сначала взрослым, а потом самим играющим – таким образом происходит работа по развитию артикуляционного аппарата, словаря, грамматики, связной речи.

Песок дает возможность “оживлять” предметы и символы: буквы, цифры, геометрические фигуры.

Структура занятий в песочнице

Предлагаемые занятия рассчитаны на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Проводятся они индивидуально или по подгруппам до 3-х человек. Время занятия составляет от 30 до 40 минут в зависимости от сложности задания и количества детей, задействованных в занятии.

Занятие состоит из трех частей.

Вводная часть: настрой на контакт, создание эмоционального настроя, взаимодействие с песком.

Основная часть: элементы сказки и импровизации, элементы речевых навыков, игры на развитие познавательных функций, рисунки на песке.

Заключительная часть: закрепление полученных знаний, ситуации успеха, общего положительного настроя, свободная деятельность, уборка песочницы, разравнивание кистью или ладонью песка.

Предлагаем вашему вниманию 6 блоков игровых заданий в песочнице.

1. Знакомство и манипуляции

- Самостоятельное осваивание ребенком песочницы - ребенок перебирает пальцами песок, оставляет отпечатки ладоней на песке, точечное рисование пальчиком и т.д.

- Физкультминутка “Рыбки” - имитация движений рыбок в воде:

Рыбки плавали, плескались волнообразные движения ладоней

В мутной тепленькой воде: ребро ладони касается песка

То сожмутся, разожмутся, сжимаем и разжимаем руку в кулак

То зароются в песке. закапываемся пальчиками в песок

- Самомассаж рук с использованием массажного мячика – катаем мячик по песку вперед- назад, влево-вправо, по кругу. Выполняем сначала ведущей рукой, потом ведомой, а затем двумя руками одновременно.

- “Импровизированный рисунок” – используя массажный мячик, катая мяч ладошкой, создаем рисунок. Сначала выполняем ведущей рукой, потом – ведомой, а после – двумя одновременно.

- “Поймай солнечный луч” – используя фонарик-указку, водим световым лучом по песочнице, ребенок должен, не отрывая пальчика от песочницы, пройти путь светового луча. Можно менять руки.

2. Знакомство с пространством песочницы

- “Моя ладошка” - поставь отпечаток своей ладошки в верхнем правом углу; в нижнем левом и т.д. Сначала выполняется инструкция ведущей рукой, затем ведомой, а потом – двумя одновременно.

- “Кладоискатель” - в песочнице прячется геометрическая фигура или буква из магнитной азбуки и сообщается ребенку ее “координата” (Например: “Клад спрятан в верхнем левом углу”). Ребенок должен найти клад и на ощупь определить, что он нашел.

- “Найди пару” - в песке закопаны пары одинаковых букв или фигур, ребенок на ощупь должен найти 2 одинаковые.

- “Садовник” - “сажаем” растения (используем фигурки из Киндер-сюрприза) – цветы в нижний левый угол, а деревья - в правый верхний.

- “Соседи” - педагог предлагает выполнить инструкцию. Например: “Нарисуй треугольник справа от круга. Что у тебя нарисовано слева, а что справа?”…

- “Пожарный” - по углам песочницы стоят дома, ребенок управляет пожарной машиной, едет на пожар и тушит поочередно верхний правый дом, затем нижний левый дом и т.д.

- “Транспорт” - по углам песочницы 4 города, используя различные виды транспорта, перевозим пассажиров и грузы из одного города в другой по инструкции педагога.

3. Развитие вазомоторного восприятия

- “Морской пейзаж” - Педагог произносит текст, ребенок движениями рук по песку, имитирует слова. Обращаем внимание на настроение, силу нажима, и интенсивность. Выполняем задание всей кистью, потом 4-мя, 3-мя, 2-мя пальцами и наконец – указательным.

На море штиль, море спокойно горизонтальные линии слева направо

Подул легкий бриз, море зарябило небольшие волны слева направо

Ветер усилился, появились волны волны средней высоты слева направо

На море начался шторм высокие, крутые волны слева направо

Но вдруг выглядывает солнце и море снова спокойно, разравнивание игрового поля

- “Изменчивая погода” - с сопровождением текста имитируются движения. Сначала выполняются движения всей кистью, затем, постепенно убирая пальчики, выполняем задание только указательным пальцем. Подключаем эмоциональное подкрепление и положительную мотивацию.

Пошел дождь вертикальные полосы сверху вниз

Подул ветер косые линии справа налево, сверху вниз

Подул порывистый ветер косые пунктирные линии

Посыпал град быстрые точечные движения

Пошел снег рисуем маленькие снежинки указательным пальцем

Снова вышло солнце выравнивание песка на игровом поле

- “Лабиринты” - ребенку предъявляются нарисованные на песке лабиринты; задача – пройти по лабиринту, не задев его боковых сторон.

- “Клубок” - Бабушка наматывает клубок ниток – из центра песочницы выполняем спиральные движения по песку, как бы наматываем клубок. Бабушка разматывает клубок – от одного из бортов песочницы выполняем спиральные движения к центру.

- “Узоры” - на песке нарисована часть узора, ребенку необходимо продолжить узор слева направо и в обратном направлении, или сверху вниз и в обратном направлении. Движения выполняются ведущей, а затем ведомой рукой.

4. Речевое сопровождение (устная речь)

Каждое движение ребенка должно озвучиваться. Можно использовать потешки и скороговорки с чередованием темпа и громкости произнесения. Здесь можно опять повторить некоторые задания из предыдущих блоков, но с проговариванием, например: “Морской пейзаж”, “Изменчивая погода”…

- “Найди клад по карте” - на листе бумаги предлагается карта движения, ребенок должен ее озвучить, затем выполняет поиск клада в песочнице, проговаривая каждое свое действие и шагая пальцами.

- “Спрячь клад” - ребенок прячет в песке фигурку, от исходной точки указывает путь до клада, называя направление и количество шагов.

- “Проложи дорожку к домику буквы” - педагог называет направление и количество шагов, а ребенок выполняет инструкцию с проговариванием.

- “Дорисуй букву или фигуру” - на игровом поле нарисована часть фигуры или буквы, надо нарисовать недостающую часть.

5. Письменная речь

- “Закопанная ладошка” - ребенок должен угадать букву или геометрическую фигуру, которую напишет взрослый через песок.

- “Где живет буква” - ребенок пишет буквы, которые предлагает ему педагог по “координатам”. Например: “Напиши букву Н в левом верхнем углу”.

- “Гиганты и карлики” - ребенок пишет букву от огромной (во все поле), до крохотной. Это задание выполняем всей кистью, затем 4-мя, 3-мя, 2-мя и указательным пальцем ведущей и ведомой руки.

6. Игры-импровизации

- “Клякса” - на игровом поле есть какое-то пятно, из него предлагается ребенку сделать понятный рисунок.

- “Шарж” - нарисована на игровом поле буква, надо нарисовать из нее веселую картинку.

- “Сказка в песке” - ребенку предлагается самому придумать небольшую сказку, используя героев и предметы из Киндер-сюрприза.

- “Лягушата в песочнице” - рисуя дугами лягушат, придумывается по ходу рисования сюжет.

В.А. Сухомлинский сказал: “Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”. Действительно, рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга человека. Песок производит раздражение кожных рецепторов своими острыми песчинками, тем самым почти на протяжении всего занятия, осуществляется массаж кистей рук ребенка. Игровые занятия с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, развивают его высшие корковые функции, такие как: память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность и, конечно же, речь, - таким образом, игры в песочнице обеспечивают мощное воздействие на интеллект ребенка.

Невозможно пересчитать песчинки в песке, так и с занятиями в песочнице можно придумать неограниченное количество заданий, перенести стандартные диагностические и развивающие методики в пространство песка и творчества. Надеемся, наш материал поможет вам сделать процесс обучения более креативным и эффективным! Желаем удачи!

Статьи по теме: