Настольная игра лиса и гуси правила. Из мудростей Старого лиса. Лиса и гуси (правила игры)
В современном спорте чистым называют того спортсмена, который сумел не попасться на допинге. Да и во времена рыцарей идеалы честного поединка были не в почете. «Лиса и гуси», самая популярная игра средневековой Европы, никогда не ставила соперников в равные условия.
19 мая 2013 года, Оркскик, графство Ланкашир, Великобритания. Девушка играет в хнефатафл на фестивале исторической реконструкции
В сказке братьев Гримм есть строки: «Как-то раз проголодалась лиса и решила подкрепиться. Вышла она на полянку в лесу. Видит, что пасется на поляне стадо жирных гусей. Обрадовалась рыжая плутовка и говорит гусям: „Что ж, удачно я вас нашла, сейчас съем всех, одного за другим“». И неясно, то ли сказка описывает настольную игру, любимую в Средневековье, то ли игра была создана по ее мотивам. В сказке гуси обманули лису. В игре у них тоже есть шанс.
«Лисьи шахматы» - целая веха в истории настольных игр. Во-первых, в них состязаются два игрока, которые изначально поставлены в неравные условия. Одному достается единственная, но очень сильная фигура, другой получает много слабых фишек. Во-вторых, именно в этой игре появилось взятие прыжком, хорошо знакомое всем по шашкам.
Создавая военные игры (предтечи нынешних шашек и шахмат), эллины и римляне придерживались мнения, что на доске все воины равны, поэтому они не могут поражать друг друга в схватке один на один. Для взятия нужно было зажать вражескую шашку в клещи между двумя своими. Скандинавы (именно они придумали «лису и гусей») пошли другим путем. В игре хнефатафл отряд воинов-телохранителей стремился вывести с доски конунга (военачальника), а группа захватчиков пыталась его поймать. Оставшийся в одиночестве конунг должен был иметь возможность обороняться, а из одной фишки клещи не сделаешь. Видимо, поэтому скандинавам пришлось придумать взятие прыжком.
В другой игре под названием «рефскаук» телохранителей и вовсе не осталось. Появилась лиса, которая может ходить в любую сторону и рубить фишки противника, и безобидные гуси, которые ходят только вперед и вбок. Задача лисы - съесть гусей, цель гусей - запереть лису.
Рефскаук и хнефатафл впервые упоминаются в исландских сагах XII века. За последующие полтора столетия «лисьи шахматы» становятся самой популярной игрой в Европе. Их символика была близка и понятна каждому: лиса олицетворяла феодала, берущего свое по праву сильного, а гуси - мелких землевладельцев. В списке покупок английского короля Эдуарда IV (1461–1483) упомянуты «две лисицы и двадцать шесть гусей из серебра», то есть два игровых комплекта. В XVI веке игра уже была во Франции: Франсуа Рабле одним из первых упомянул ее в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль».
«Лиса и гуси», «лиса и куры», «лиса и собаки», «лиса и овцы» - такое разнообразие родственных игр неслучайно. Дело в том, что классический вариант с одной лисой и тринадцатью гусями не сбалансирован, преимущество в нем всегда на стороне гусей. Стремясь сделать игру честной, европейцы придумали множество вариантов досок и правил. Две лисы, обязательные взятия, поля с дополнительными перекрестьями и крепостями - ничего из этого не помогло полностью уравнять шансы сторон на победу. Поэтому «лисьи игры» тренируют не только тактическое мышление, но и стрессоустойчивость.
«Лиса и гуси»
Правила игры
В игре участвует 13 гусей и одна лиса. Играющий лисой ставит свою фишку куда захочет.
Первый ход делают гуси. Фишка гуся ходит на один шаг в любом направлении по вертикали или по горизонтали и не может причинить вреда лисе. Наискосок гуси не ходят. Во избежание путаницы диагонали принято рисовать пунктиром или другим цветом (как правило, красным, в тон лисьего меха).
Лиса ходит на любое соседнее поле, по всем линиям разметки, в любом направлении. Если фишка гуся стоит вплотную, а поле за нею свободно, лиса может перепрыгнуть ее и съесть. За один ход лиса имеет право съесть сразу несколько гусей, как в шашках. При этом есть необязательно.
Лиса выигрывает, если на доске осталось 4 гуся или меньше - считается, что при таком количестве они не могут запереть лису. Гуси побеждают, если лисе некуда сделать ход. Обычно играется два раунда с обменом сторонами.
Гандикап
В игру можно добавлять гусей или лис, чтобы уравнять шансы.
ВАРИАНТЫ
Асальто
В конце XVIII века хнефатафл напомнил о себе самым неожиданным образом: в игру вернулся элемент стратегии. Одно крыло доски превратилось в форт, который штурмуют враги. По одной из версий, игра возникла во Франции и ассоциировалась со взятием Севастополя в 1855 году, но называют ее по-испански - асальто («нападение»).
Двое стражников защищают форт, а 24 захватчика пытаются занять все его девять полей. Первый ход делают захватчики.
Захватчики не рубят и ходят вперед, вбок или вперед по диагонали. Внутри форта они ходят только вперед или вбок.
Стражники ходят в любом направлении по линиям разметки и обязаны рубить захватчика, если за ним пустое поле. Когда позиция позволяет, стражник может и должен сбить нескольких врагов за раз.
Игра заканчивается, когда захватчики заняли все девять полей в форте или когда стражники срубили 15 захватчиков.
Солитер
Наборы для солитера обычно портативные. Фишки собираются в коробочку, а крышка служит полем
Легенда гласит, что некий французский граф, заключенный в Бастилию, придумал игру на доске для «лисы и гусей», чтобы не сойти с ума от одиночества. Развлечение известно под названием солитер (от французского solitaire - «одинокий»). В XVII веке солитер был очень популярен во Франции при дворе «короля-солнца» Людовика XIV.
Все поля заполняют фишками, оставляя свободным одно, после чего фишки едят друг друга. В идеале должна остаться одна, но добиться этого не так-то просто - ходы без рубки запрещены. В Советском Союзе такую головоломку выпускали под названием «йога», и старшее поколение, возможно, еще помнит эти круглые коробочки, похожие на пудреницы.
Скандинавы играли в хнефатафл на квадратных досках размером 5х5 или 5х9 клеток. Фишка ставилась в клетку, как в шашках или шахматах .
Позже игра впитала в себя элементы популярной в Европе «мельницы». Фишки стали ставить на перекрестья линий. Классическая доска для «лисы и гусей» крестообразная с 33 пунктами. Но вариантов полей существует великое множество.
Фрагмент рунического камня эпохи викингов, найденного в Окелбу, Швеция , изображающий мужчин, играющих в настольную игру
Фигурки конунга и стражников для игры в хнефатафл. Найдены на севере Исландии , хранятся в Национальном музее в Рейкьявике
Игровое поле с изображениями лис и гусей. Относится к 1879 году. Хранится в Бодлианской библиотеке Оксфордского университета
Доска для «лисьих игр» из средневековой Испании . Белые камни символизируют гусей, а черный - хищника
Каменная фигурка конунга для игры в хнефатафл изображает воина-викинга в полном обмундировании. Скандинавия, Средние века
Среди разработчиков игр скандинавский хнефатафл оказался популярнее, чем общеевропейские «лиса и гуси». Его можно найти под именами Hnefatafl и Viking Chess - «шахматы викингов»
Фото: Alamy / Legion-media (x3), Diomedia, iStock (x2), Berig (CC-BY), Digital Bodleian (cc-by)
Одна из древнейших европейских игр. Хотя похожие игры встречались в Азии, они все же немного отличались от европейской.
Эта игра также называется "Лисица и куры" - Fuchs im Huhnerhof (Германия), Schaap en wolf (Голландия), Lupo e pecore (Италия).
ПРАВИЛА ИГРЫ
Для игры потребуется игровая доска или поле, 13 (15, 17) шашек светлого цвета -гуси, и одна темная - лиса. Один игрок играет за гусей, второй за лисицу.
Начальная расстановка шашек на игровом поле выглядит так: гуси занимают нижнюю позицию, поля на доске отмечены зеленым цветом. Шашка лисы занимает любое свободное поле.
Ходы в игре делаются по тому же принципу, как и в шашках. Первый ход принадлежит гусям. Ходы выполняются по очереди, лиса и гуси передвигают свои шашки на свободные поля. Причем гуси имеют право ходить только по горизонтали и вертикали, а лисица может передвигаться еще и по диагонали.
Во время игры игроки преследуют разные цели. Игрок, играющий за лису, стремится «съесть» как можно больше гусей, порепрыгивая через них на свободную клетку. Убитые гуси снимаются с доски. За один ход лиса может убить несколько гусей, как в шашках, сняв их с доски.
Выигрывают гуси, когда лисице некуда ходить. Гусям перепрыгивать через лису нельзя, поэтому игрок, играющий за гусей, старается устроить лисе ловушку, загнав ее в угол. Если лиса не может сделать ход, то игру она проигрывает, но если лиса сумеет сократить число гусей в стае до того количества, которое не в состоянии её поймать (6 и менее) или просто съест всех гусей, то одерживает верх. При правильной игре гусей лиса проигрывает.
Правила. Лиса и гуси (Лисица и куры)
Эта игра была очень популярна в Средние века в Европе. Хотя похожие игры встречались в Азии, они все же немного отличались от Европейской.
Для игры нужно 13 (17) шашек светлого цвета (гуси) и одна темная (лиса). Один игрок играет за гусей, второй за лисицу.
- Шашки на игровой доске ставятся определенным образом. Гуси занимают нижнюю позицию, поля на доске отмечены зеленым цветом. Шашка лисы занимает любое свободное поле.
- Гуси начинают ходить первыми. Лиса и гуси ходят по очереди передвигая свои шашки на свободные поля.
- Во время игры игроки преследуют разные цели. Игрок играющий за лису стремится «съесть» как можно больше гусей, а игрок, играющий за гусей старается устроить лисе ловушку так, чтобы ей не куда было ходить. Причем гуси имеют право ходить только по горизонтали и вертикали, а лисица может передвигаться еще и по диагонали. Лиса поедает гусей перескакивая через них на свободное поле, причем за один ход она может съесть нескольких гусей, как в шашках, сняв их с доски.
- Выигрывают гуси, когда лисице некуда ходить, или лисица, когда на игровой доске остается шесть и меньше гусей, так как таким количеством запереть лисицу проблематично.
В эту игру можно играть с количеством гусей 13, 15 и 17 шашек. В этом случае гусиные шашки располагаются внизу и по бокам. Есть вариант игры с двумя лисицами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по образовательной области Познание,разделФЭМП "Алёнушка и Гуси-лебеди"
В данном разделе, данного НОД ставится програмное содержание, такое как. Учить детей устанавливать соотношения цифр с предметами разной величины. Закрепить представление детей...
Презентация проекта Интеллектуально развивающие, настольные игры и головоломки.
Цель - развить пространственное мышление, научить решать логические задачи, воспитать аккуратность, целеустремленность и усидчивость....
Лиса и гуси это одна из древнейших европейских игр. Фрагмент игрового поля находили в Дании датированный 400 лет до.н.э. и это являлось первым свидетельством находки игры Tafl или "Королевский стол", как она называлась.
Она часто упоминалась в исландских сагах начала 14 века. Викинги брали игру с собой в походы, благодаря чему она получила широкое распространение в Европе.
На снимке 19-го века исландские Гуси и лисы платы в Музее народной Skogar, Южной Исландии. Овец из овечьей кости.Игра лиса и гуси является продолжением развития игры Tafl в современном её виде.
Правила игры
Начальная расстановка фишек на игровом поле выглядит как на картинке ниже. Для игры потребуется игровая доска или поле (можно нарисовать), 17 фишек одного цвета - это будут гуси (в ранних вариантах 13 фишек) и 1 фишку другого цвета - это буде лиса.
Ходы в игре делаются по тому же принципу, как и шашках. Фишки могут двигаться по вертикали, горизонтали или диагонали за один ход на одну свободую клетку. Первый ход принадлежит гусям. Фишка-лиса ходит аналогично. Ходы выполняются по очереди, по свободным клеткам.
Цель фишки-лисы съесть всех гусеи, порепрыгивая через них на свободную клетку. Убитые гуси снимаются с доски. За одн ход лиса может убить несколько гусей.
Цель гусей загнать лисицу в угол, откуда ей уже не выбраться. Перепрыгивать через лису нельзя. Если лиса не может сделать ход то, она игру проигрывает, но если она сократит число гусей в стаи до того количества, которое не в состоянии её поймать или просто съест всех гусей, то одерживает верх. При правильной игре гусей лиса проигрывает.
Елена Михайлова
Конспект подвижной игры «Лиса и Гуси» открытое занятие
МБДОУ «Детский сад №16» г. Канаш
Конспект подвижной игры «Лиса и гуси » («Тилепе хурсем» ).
Выполнила воспитатель
Михайлова Е. Г
Задачи :
Образовательная : Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия. Совершенствовать двигательные навыки. Учить выполнять игровые действия. Воспитательная : Воспитывать чувство товарищества. Воспитывать бережное отношение к традициям чувашского народа, желание играть в народные игры .
Развивающая : Развивать социальные навыки; умение работать в группе, у
читывать мнения партнёра. Развивать силу, ловкость, быстроту реакций.
Оборудование : коробочка с палочками по количеству детей (одна отличается по цвету,шапочка лисы.
Восп : Дети, посмотрите сколько гостей пришли к нам. Давайте их поприветствуем.
Дети : Здраствуйте
Восп.: (Воспитатель подходит к детям) Дети, какие загадки о животных вы знаете? (дети загадывают по очереди загадки и отгадывают их – 4- 5 загадки) .
Восп : Я тоже хочу загадать вам загадку. Послушайте. (загадываю загадку о лисе, гусях) .
Летом, осенью, зимой
Идет по тропочке лесной.
След хвосточком заметает.
А как её зовут, кто знает (лиса )
Правильно, какие вы внимательные, еще послушайте загадку.
Травку щиплет - не корова,
И шипит, но не змия.
Подскажите право-слово,
Как зовут его друзья (гусь)
Восп : И эту загадку отгадали без труда. А вы знаете подвижную игру «Лиса и гуси » ? Хотите в нее поиграть? Кого нам нужно выбрать? Сначала нам нужно выбрать «лису» . А как мы можем выбрать лису? Правильно с помощью жеребьевки и с помощью считалки. Давайте выберем ее с помощью жеребьевки. Паша, какую жеребьевку можешь предложить ты?
Реб : Взять столько одинаковых палочек по цвет, сколько участников игры . На одной поставить метку. Все палочки положим в коробку, перемешаем. Затем игроки по очереди возьмут по одной палочке. Кто вытянет жребий с условной меткой, тому и быть «лисой» .
Восп : Хорошо так и поступим. А кто может напомнить правила игры ?
1 реб : Гуси должны «ходить» гусиным шагом
2 реб :Когда появляется лиса , гуси должны собраться вкружок.
3 реб : Лиса ловит гусей дотрагиваясь до него рукой.
4 реб : Кого поймали, становится Лисой.
Восп : Молодцы, все правила вспомнили. Начнем играть. (выбирается Лиса с помощью жеребьевки – в коробочку кладем палочки по количеству детей, одну палочку помечаем).
«Лиса и гуси »
Среди игроков выбирают лису, остальные – гуси . Гуси выходят на лужайку пощипать травку, ходят гусиным шагом . Неожиданно появляется лиса со словами :Как выскочу, как выпрыгну,пойдут клочки по закоулочкам. И гуси с криком «га-га-га» собираются в кружок.
Лиса : «Сейчас я вас съем!»
Гуси : «Не ешь нас!»
Лиса : «Съем!»
Гуси : «Послушай, какую песню мы поём : «Га-га-га!»
Гуси поют песню и улетают. Лиса их ловит . Пойманный игрок становится лисой. (игру проводим 2 раза)
Восп : Какая веселая игра. И лиса у нас была ловкая , хитрая,хорошо двигалась, ловила гусей дотрагиваясь рукой. Гуси были внимательные , быстрые, бегали по всему залу. Дети, а эту игру можно еще поиграть на чувашском языке. По чувашский она будет называться «Тилепе хурсем» ,что означает : Тиле-Лиса ,а Хурсем-Гуси .
Восп : А давайте все вместе произнесем название игры на чувашском языке «Тилепе хурсем» . Правильно «Тилепе хурсем» называется игра. Правила игры мы с вами помним . А лису мы будем выбирать с помощью чувашской считалки.
Восп : (читает считалку на чувашском языке. Выбираем лису.)
Вт влтрен хушшинче
Сар кайк чппи пур,
Эс те чипер, вл та чипер,
Чн чиперри, сик те тух!
Проводим игру. «Тилепе хурсем»
Лиса : «Эп сире сисе яратап!» «Сейчас я вас съем!»
Гуси : «Ан тив пире!» «Не ешь нас!»
Лиса : «Сиетеп!» «Съем!»
Гуси : «Пирен юрра итлесе пах : «ки-как!» «Послушай, какую песню мы поем : «Га-га-га!»
Гуси поют песню и улетают. Лиса говорит слова «Менле сиксе тухатап, тытса сисе яратап» .- «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам и их ловит. Пойманный игрок становится лисой. (игру проводим 2 раза)
Восп : (воспитатель дает оценку проведенной игры ) .Понравилась вам игра? Мы играли дружно давйте споеи песню про дружбу.
Песня : Крепко, крепко за руки возьмемся.
Вместе, вместе другу улыбнемся.
Пойте с нами весело друзья.
О том, что жить на свете
Без дружбы нам, нельзя
Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля
Вместе, с нами хлопайте в ладоши
Праздник – удивительно хороший
Рады будем встречи мы опять.
И песенку о дружбе с вами напевать.
Публикации по теме:
Консультация «Руководство по проведению подвижной игры» Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма. Ценность.
Подвижные игры - одно из основных средств физического воспитания и развития детей. Огромную потребность детей в движении необходимо удовлетворять.
Конспект подвижной игры «Пузырь» с детьми средней группы Цель: Задачи: научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.
Конспект проведения подвижной игры в подготовительной группе «Мороз - красный нос» Задачи: 1. Совершенствовать умения детей в быстром беге по прямой, перебегая с одной стороны площадки на другую, 2. Развивать умение увертываться.
Организация подвижной игры на прогулке в разновозрастной группе детей 3–4 лет Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с. Михайловка Саратовского района Саратовской области» ОРГАНИЗАЦИЯ.