Дети играют в словесные игры. Картотека по развитию речи (старшая группа) на тему: Словесные игры для детей старшего дошкольного возраста

19.02.2015 . 2 комментария

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ ПО ДОРОГЕ ДОМОЙ

В нашем современном, скоростном мире все меньше места остается для живого общение. Все постоянно куда-то спешат, в том числе и родители малышей, девчонок и мальчишек, которые так нуждаются в простом общении со своими все время занятыми родителями. А ведь порой, чтобы , поиграть с ним, с пользой для его воспитания и развития, не так уж много времени и нужно.

Вот, например, по дороге в детский сад или домой можно не только расспросить ребенка о прошедшем дне, занятиях, которые ему понравились, его удачах и неудачах, обсудить то, что ребенку интересно, но и поиграть с ним.

Очень большой плюс таких словесных игр в том, что никаких игровых атрибутов они не требуют, а развивающий эффект от них большой. А какое живое, эмоциональное, интересное и полезное общение может получиться!

Наша младшая дочка (зовут ее Маргарита) с удовольствием играет в такие словесные игры, когда мы идем в детский сад, домой или куда-либо. Она с удовольствием предлагает игру, вносит свои творческие коррективы. А мы с радостью наблюдаем, как с каждым разом набор любимых игр расширяется, а правила усложняются.

В какие же словесные игры можно поиграть в дороге?

На мой взгляд, список подобных игр огромен, если не сказать бесконечен. Мы, например, постоянно придумываем новые, а старые изменяем и усложняем.

Вот некоторые примеры словесных игр. Возможно вам, уважаемые читатели, они пригодятся. А, может быть, вы поделитесь своими вариантами словесных игр, расскажете о своих любимых подобных играх в своих комментариях.

Словесные игры

Игра «Придумай рифму»

Игроки по очереди задают друг другу по одному слову, к которому необходимо придумать рифму. Можно придумывать сразу несколько таких слов и объединять затем их в несложные . Получается в итоге очень весело.

Например, заданное слово «цветок». Придумываем: листок, платок, венок.

Рифмовки:

Сорву я душистый цветок.

Добавлю к нему я листок.

Сплету я красивый венок.

И одену его на платок. 🙂

Или еще варианты: Повешу его на крючок. Положу его на пенек. Уберу его я в кулек.

Вы сами, уважаемые читатели, можете убедиться, что возможности для усложнения и семейного творчества безграничны.

Словесная игра «Отгадай число»

Одним игроком задумывается число от 1 до 10 (20, 100), что зависит от уровня подготовки ребенка, а второй его угадывает. Когда называется неверный вариант числа, нужно сказать «нет - больше» или «нет - меньше». Чем быстрее будет угадано задуманное число, тем «круче» результат. Числа загадываются игроками поочередно.

Игра «Сосчитай машины»

Если ваш путь домой или куда-либо проходит вдоль или недалеко от дороги, можно посчитать машины, которые вы увидите. Если машин не очень много, можно считать, называя их марки и цвет. Если машин очень много, можно вести подсчет по заданным параметрам. Например, «сегодня будем считать, сколько увидим черных автомобилей» или «сколько навстречу проедет грузовых машин».

Следующая словесная логическая игра «Узнай, что (кого) я задумал»

Один игрок задумывает слово (существительное): предмет, живое существо, явление и пр. Другой или другие игроки должны отгадать задуманное слово. Можно задавать любые вопросы, на которые будут получены односложные ответы: «да», «нет» или «и да, и нет». Чем меньшее количество вопросов понадобится для угадывания нужного слова, тем «продвинутей» игрок. Если отгадывают сразу несколько игроков, побеждает тот, который задаст итоговый вопрос. Потом победитель и ведущий меняется местами.

Эта игра способствует развитию умения классифицировать, ориентироваться в различных понятиях, предметах и их признаках, развивает .

Приведу пример 1.

Задумано слово «вода».

Вопросы: Это предмет? (Нет)

Это живое? (И да, и нет)

Это есть дома? (Да)

Это есть на кухне? (Да)

Это нужно для приготовления пищи? (Да)

Это жидкое? (Да)

Это вода? (Да! Угадал!)

Задумано слово «кукла».

Вопросы: Это живое? (Нет)

Это предмет? (Да)

Это есть у меня дома? (Да)

Это мебель? (Нет)

Это игрушка? (Да)

Это игрушка для девочки? (Да)

Это кукла? (Да! Угадала!)

Такие цепочки ответов-вопросов могут быть очень различными и по размеру, и по содержанию.

Эта игра подойдет людям практически любого возраста, начиная со среднего дошкольного (хотя, есть продвинутые малыши…).

Игра «Назови 3 (5) предметов»

Эта игра также помогает развить . Она расширяет словарный запас и кругозор ребенка.

Игроки по очереди задают друг другу задания: «Назови 3 (5) видов фруктов, названий сказок, видов воздушного транспорта, головных уборов, предметов мебели и т. д.». Список заданий практически не имеет конца, а их количество и сложность зависит от возраста и кругозора играющих.

Словесная игра «Ты поедешь на бал?»

Эту игру из детства (или ее вариации) многие взрослые смогут вспомнить. Основное правило игры – «да» и «нет» не говори, черное и белое не носи. Ведущий начинает с вопроса: «Ты поедешь на бал?». А потом можно задавать разнообразные вопросы: На машине? На карете? На чем? Какого цвета платье? А туфли черные? И т. д. Игрок, нарушивший правило, выбывает из игры или меняется местом с ведущим.

«Скажи какой»

Предлагается слово (существительное), к которому нужно придумать как можно больше признаков. Кто назовет больше прилагательных, тот и выиграл. Делать это можно по очереди. Тогда победителем будет тот, кто придумает и назовет признак последним.

Например, «цветок» (садовый, полевой, душистый, ранний, весенний, любимый, желтый, пестрый, большой, махровый, долгожданный, капризный, комнатный и т. д. Одних цветовых оттенков можно назвать бесчисленное множество).

Угадай, кто позвал

Дидактическая задача. Упражнять слуховой анализатор, воспитывать внимание, память, дружеское отношение к своим сверстникам, желание играть вместе.

Игровые правила. Не смотреть на детей, отгадывать только по голосу того, кто позвал, правильно назвать его имя. Называть имя громко, голос изменять нельзя.

Игровое действие. Поиск того, кто позвал.

Ход игры . Дети стоят в кругу Воспитатель объясняет правила игры:

— Да, — отвечают дети.

— Но мы видели их, когда они говорили. А в игре тот, кто будет отгадывать, закроет глаза и только по голосу отгадает и назовет имя того, кто его позвал.

После этого воспитатель приглашает к себе одного из играющих. Он подходит и закрывает глаза (или становится спиной к детям), а в это время водящий, которого раньше выбирают считалочкой, подходит к кому-либо из участников игры и притрагивается к нему. Тот громко называет имя, зовет его.

— Кто позвал тебя? — спрашивает воспитатель.

Тот, кого позвали, называет имя товарища. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли отгадывающего.

В процессе этой игры дети лучше узнают друг друга и запоминают имена. Игра способствует сближению ребят, поэтому целесообразно проводить ее в начале года.

Игра с пальчиками

Дидактическая задача. Приучать слушать речь, понимать, о чем говорится в потешке; соотносить слова с действиями пальцев.

Игровое правило. Пальцы загибать только после определенных слов.

Игровое действие. Имитация движений.

Ход игры . Воспитатель рассматривает на своей руке пальцы, говоря:

— Это большой палец, а это поменьше, а вот совсем маленький — мизинчик. Все они живут рядышком, как родные братья. Послушайте потешку про эти пальчики!

Пальчик-мальчик, Воспитатель показывает большой палец и, обращаясь к нему, на соответствующие слова загибает по очереди другие пальцы.

Где ты был? —

С этим братцем —

В лес ходил,

С этим братцем —

Щи варил,

С этим братцем —

С этим братцем —

Песни пел!

— Какую песенку он пел с маленьким братцем? — спрашивает воспитатель, обращаясь к детям.

Дети называют какую-либо знакомую песню («Серенькая кошечка», «Калинка»), и пальчики «пляшут» (дети поднимают руки и «пританцовывают» пальчиками).

Воспитатель может использовать и другую потешку о пальчиках. Поочередно загибая свои пальцы, он говорит:

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик — прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Остается один большой палец. Обращаясь к нему, воспитатель говорит:

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди.

После небольшой паузы, разгибая все пальцы и поднимая вверх руку, он весело заканчивает:

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

Игру с пальцами можно провести и так:

Ну-ка, братцы, за работу, Обращаясь ко всем пальцам, дотрагивается до большого пальца.

Покажи свою охоту.

Большаку дрова рубить, Дотрагивается до указательного пальца, делая логическое ударение на слове «тебе».

Печи все тебе топить,

А тебе воду носить, Показывает на средний палец.

А тебе обед варить, Обращается к безымянному пальцу.

А малышке песни петь, Мизинец «пляшет» и «поет» любимую знакомую детям песенку.

Песни петь да плясать,

Родных братьев забавлять.

При повторном проведении этих игр воспитатель активизирует речь детей, чтобы они сами дополняли предложения словами «в лес ходил», «щи варил», «кашу ел» и др., а потом, когда запомнят всю потешку, они могут играть самостоятельно.

Коза рогатая

Дидактическая задача. Учить слушать стихотворение до конца, реагировать на слово-сигнал воспитателя; воспитывать внимание детей, быстроту реакции.

Игровые правила. Убегать только после слова «забодает», возвращаться на прежнее место по сигналу воспитателя: «Бегите ко мне!»

Игровое действие. Имитация движений.

Ход игры. После того как дети вспомнят сказку «Волк и семеро козлят» и рассмотрят иллюстрации к ней (увидят рожки на голове козы), воспитатель предлагает им поиграть.

Дети стоят лицом к воспитателю. Педагог говорит им:

— Сейчас мы поиграем в козу рогатую. Я буду коза, а вы — козлятки. Когда я скажу слово «забодает», вы будете убегать от козы в другой угол комнаты.

Воспитатель медленно приближается к детям, приговаривая:

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая

За малыми ребятами.

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп,

Кто каши не ест,

Молока кто не пьет —

Забодает,

забодает,

забодает.

При слове «забодает» дети убегают от козы, а коза их догоняет.

На следующий раз на роль козы можно выбрать кого-либо из детей. Хорошо, если в группе есть шапочка-маска козы. Это вызовет больший интерес к игре, желание быть в ней водящим.

Заинька

Дидактическая задача . Продолжать учить детей согласовывать слова стихотворения с действиями, воспитывать у детей доброжелательность.

Игровое правило. Заинька может выбежать из круга только после того, как попляшет.

Игровые действия. Зайчик выбирается считалочкой. Имитация движений.

Ход игры . Дети вместе с воспитателем становятся в круг. После того как считалочкой выбрали зайчика и он вошел в круг, дети ходят по кругу и приговаривают:

Заинька, по сеничкам

Гуляй, погуливай!

Серенький, по новеньким Зайчик ходит в кругу как хочет.

Погуливай, гуляй! —

Некуда заиньке выскочити,

Некуда серому выпрыгнути.

Заинька, поскачешь —

Выскочешь,

Серенький, попляшешь —

Выпустят.

Воспитатель с детьми напевает мелодию плясовой, все хлопают в ладоши, а зайчик пляшет. После этого зайчика выпускают из круга и выбирают нового. Игра повторяется 2 — 3 раза.

На птичьем дворе

Дидактическая задача. Закрепить знания детей о том, как кричат домашние животные, развивать правильное звукопроизношение.

Игровое правило . Все громко хором произносят звуки, подражая птицам, после слов «с утра», «у пруда», «посреди двора», «вверху» и др.

Игровое действие. Звукоподражание.

Ход игры . Воспитатель предлагает детям вспомнить, как кричат гуси, куры, утки. Дети хором произносят: «кря-кря-кря», «га-га-га», «ко-ко-ко» и др. Воспитатель говорит:

— Вот хорошо, вы все вспомнили, как по-разному кричат домашние птицы. А как воркует голубь?

Если дети затрудняются, педагог сам произносит: «грру-грру- у-грру-грру».

— А сейчас послушайте стихотворение,— продолжает воспитатель.— Когда я буду называть разных птиц, вы кричите, как они. Будьте внимательны!

Воспитатель Дети

Наши уточки с утра … Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда... Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора … Бал-бал-бал! Балды-бал!

Наши гуленьки вверху … Грру-грру-у-грру-грру-у!

Наши курочки в окно … Кко-кко-кко-ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Ранним-рано поутру

Нам споет... Ку-ка-ре-ку!

В следующий раз воспитатель, проводя эту игру, делит всех детей на группы, давая им названия: «уточки», «гуси», «индюки», «курочки», «гуленьки» и «петушки». «Наши уточки с утра»,— говорит воспитатель, а дети-уточки отвечают: «Кря-кря-кря!» и т. д. Петушок в конце громко поет: «Ку-ка-ре-ку!» И на этом игра кончается.

Не следует делать большой перерыв между первым и вторым вариантом игры, чтобы дети не забыли слова и звуки.

В процессе этой игры у ребят воспитывают выдержку. Всем хочется покричать и как уточки, и как гуленьки, но, согласно правилам, крикнуть можно только один раз вместе со своей подгруппой.

У медведя во бору

Дидактическая задача . Развивать двигательную и речевую активность детей; умение соотносить свои действия со словом; быстро реагировать на словесный сигнал; упражнять в произношении звука р; развивать выдержку.

Игровые правила . Медведь громко рычит. Только после долгого звука р-р-р дети могут убегать. Воспитатель помогает тому из детей, кто еще не произносит звук р.

Игровые правила . Имитация прогулки детей в лес, бег по сигналу.

Ход игры. Дети сидят на стульях. Воспитатель говорит:

— Дети, сегодня мы поиграем в игру, которая называется «У медведя во бору». Посмотрите на эту картинку. (Показывает картинку, на которой изображен медведь в лесу.) Вот какой медведь живет в лесу. «Р-р-р», — рычит медведь. Давайте все так порычим. (Дети произносят: «Р-р-р!».) Как тихо! Наверное, медведь еще далеко. Давайте порычим громче. (Дети громче произносят звуки.) Как громко рычал Кирилл! Он и будет сейчас медведем. Садись сюда. (Уводит медведя в сторонку.) Здесь ты будешь жить. А мы с вами, дети, пойдем в лес и будем собирать грибы, ягоды. Как только медведь зарычит, мы сразу же побежим домой, но убегать раньше, чем медведь зарычит «р-р-р», нельзя. Такое правило в этой игре.

У медведя во бору Все имитируют сбор грибов и ягод, медленно приближаясь к лесу, где живет медведь.

Грибы, ягоды беру,

А медведь сидит

И на нас рычит:

«Р-р-р!» Дети убегают, а медведь их догоняет.

Воспитатель следит за тем, чтобы все дети подходили близко к медведю. Называет тех, кто старается все время держаться сзади всех ребят, подальше от медведя, помогает им преодолеть страх. «Будь смелым, Вася! Не отставай от детей. А когда медведь зарычит, скорее беги, не отставай от всех ребят», — так подбадривает воспитатель тех, кто еще не может преодолеть свой страх перед медведем, боится быть пойманным. Хорошо, если есть шапочка для медведя.

Конь

Дидактическая задача . Развивать речь у детей; упражнять их в правильном звукопроизношении; воспитывать внимание, согласованность действий.

Игровое правило . Соотносить движения со словами стихотворения.

Игровые действия. Выбор командира; имитация бега лошадок; остановка по сигналу.

Ход игры. Воспитатель ставит в колонну всех детей, впереди боец. На него надевают шапочку-буденовку.

— Дети, сейчас, мы будем играть так: Кирилл будет бойцом, а мы — все его лошадки. Куда скажет буденовец, туда поскачут и все лошадки. Вспомните стихотворение, которое мы с вами учили о коне. (Стихотворение разучивалось ранее.) Сначала лошадки бегут медленно, потом все быстрее и быстрее, а после слова тпру останавливаются, — заканчивает объяснение правил и хода игры воспитатель.

Топ-топ-топ! Дети скачут по комнате, имитируя бег лошадки. Бег все время убыстряется.

Ты скачи, в галоп..

Ты лети, конь, скоро-скоро,

Через реки, через горы.

Все в галоп, в галоп.

Гоп-гоп-гоп!

«Тпру», — говорит воспитатель вместе с ведущим бойцом Дети останавливаются и тоже произносят: «Тпру...»

При повторении игры считалочкой выбирают другого бойца. А он потом по своему желанию называет себе замену, т. е. в игре используются разные приемы выбора ведущего.

Петушок

Дидактическая задача. Развивать речевую активность детей; упражнять их в правильном звукопроизношении; закрепить знания о петушке.

Игровое правило . Петушок кричит только после слов «детям спать не даешь».

Игровые действия . Выбор петушка короткой считалочкой, звукоподражание, имитация движений.

Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Посередине стоит стул для петушка. Воспитатель обращается к детям:

— Дети, посмотрите, чья это шапочка? (Показывает яркую шапочку петушка.) Да, это петушок, давайте поиграем с ним. Сейчас мы выберем петушка считалочкой, на кого она укажет, тот и будет петушком.

Выбирают при помощи считалки петушка. Ему надевают шапочку, и воспитатель говорит тихо (на ухо), что, когда он сядет на стул, должен громко пропеть «ку-ка-ре-ку!», как петушок. Петушок садится на стул и громко кукарекает. Затем воспитатель и дети произносят слова:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь?

Что ты громко поешь?

После слов «что ты громко поешь?» воспитатель предлагает петушку несколько раз прокукарекать. Затем выбирают нового петушка.

Воспитатель работает над выразительностью речи детей, учит выделять интонацией слова золотой, масляна, шелкова, а также вопрос по содержанию текста стихотворения, громко и певуче произносить «ку-ка-ре-ку!». Игра повторяется 3 — 4 раза.

Хохлатка

Дидактическая задача . Упражнять детей в выразительном чтении стихотворения; закрепить знания о повадках курицы- наседки.

Игровое правило. Дети прибегают к воспитателю только после сигнала — слов: «Куда, куда? Вернитесь! Не смейте убегать!»

Игровые действия . Имитация гуляющих цыплят; звукоподражание; бег по сигналу в одном направлении.

Ход игры. Воспитатель показывает картинку, на которой изображена курочка с цыплятами, рассказывает, как любит своих цыплят курочка, как они гуляют, выходят щипать траву, ищут червячков.

— Послушайте, дети, я вам прочитаю стишок об этой курочке. Ее называют хохлаткой. Посмотрите, вот у нее хохолок торчит. Видите? Поэтому ее и называют хохлаткой.

По дворику хохлатка,

По дворику мохнатка

С цыплятами идет.

Чуть дети зазеваются,

Шалят и разбегаются,

Сейчас к себе зовет:

«Куда? Остановитесь!

Куда, куда? Вернитесь!

Не смейте убегать!»

Давайте теперь поиграем. Я буду курочка-хохлатка, а вы мои цыплятки. Пойдем гулять. Когда я скажу: «Вернитесь! Не смейте убегать!» — вы все прибежите ко мне.

Курочка с цыплятками гуляют по двору: ходят, собирают зернышки, затем расходятся в разные стороны.

Воспитатель приговаривает слова потешки. Дети стараются повторять за ней. Когда дети разойдутся по всей комнате, воспитатель останавливается и, обращаясь к ним, произносит:

Куда? Остановитесь!

Куда, куда? Вернитесь!

Не смейте убегать!

Цыплятки бегут к своей маме.

Игру можно повторить 3—4 раза.

Сова

Дидактическая задача. Приучать детей слушать стихотворение, понимать его смысл и действовать по сигналу.

Игровое правило. Дети убегают от совы только после слов «как полетит!».

Игровые действия . Имитация движений совы, птиц, спящих и летающих; ловля птиц.

Ход игры . Дети, взявшись за руки, становятся в круг. Воспитатель считалкой выбирает сову. Она садится на стул в середине круга.

Слова воспитателя и детей

В лесу темно, Дети ходят по кругу.

Все спят давно. Остановившись, изображают спящих птиц.

Все птицы спят,

Одна сова не спит,

Летит, кричит.

Совушка-сова, Сова показывает, какая у нее большая голова. Вертит головой, смотрит по сторонам.

Большая голова,

На суку сидит,

Головой вертит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг — как полетит!

Услышав слова «как полетит!», дети убегают, а сова их догоняет.

Желательно, чтобы до игры воспитатель показал картинку с изображением совы, рассказал об этой птице.

Уточка

Дидактическая задача . Приучать детей действовать в соответствии со словами стихотворения; углублять их знания об уточке.

Игровые правила . Громко задают вопросы уточке все дети; отвечает только одна уточка. Все дети выполняют те движения, которые делает уточка.

Игровые действия . Диалог утят с уточкой, имитация движений, подражание уточке; действия по словесному сигналу.

Ход игры . Воспитатель показывает игрушки — большую уточку и маленьких утят, рассматривает их с детьми, рассказывает о том, что уточки любят плавать. Впереди всегда плывет уточка, а за ней утята.

— Послушайте, дети, стихотворение про уточку:

— Уточка луговая,

Серая, полевая,

Где ты ночку ночевала?

— Под кустиком, под березкой.

Сама утя хожу,

Детей своих вожу,

Сама утя поплыву,

Детей своих поведу.

Давайте теперь поиграем. Уткой будет Лена (выбирают девочку постарше), а мы будем ее детки-утята.

Дети становятся в колонну и, обращаясь к уточке, произносят (вместе с воспитателем):

— Уточка луговая,

Серая, полевая,

Где ты ночку ндчевала?

Лена (вместе с воспитателем):

— Под кустиком, под березкой.

Сама утя хожу,

Детей своих вожу,

Сама утя поплыву,

Детей своих поведу.

Лена становится впереди колонны. Дети то идут за ней по комнате, переваливаясь с ноги на ногу, то плывут, делая круговые движения руками перед грудью.

Затем выбирают другую уточку, и игра продолжается.

Птички

Дидактическая задача. Упражнять детей в умении согласовывать слова и действия; продолжать активизировать речь детей.

Игровые правила. Дети-птички должны согласовывать свои движения со словами стихотворения. Птички выбирают по своему желанию других птичек.

Игровые действия. Имитация движений птиц; выбор новых птичек; использование шапочек для птиц.

Ход игры . Воспитатель обращается к детям:

— Послушайте новое стихотворение про птичек:

Летели две птички,

Собой невелички.

Как они летели,

Все люди глядели.

Как они садились,

Все люди дивились.

Кто хочет быть птичками? (Желающим воспитатель надевает шапочки птичек.) Мы все сядем на стульчики в сторонку и будем смотреть, как птички полетят, а потом сядут, посидят рядышком и полетят назад.

Дети и воспитатель произносят слова потешки, а птички выполняют соответствующие действия. Затем они выбирают новых птичек, и игра повторяется. Игру можно повторить несколько раз.

Солнечные зайчики

Дидактическая задача. Упражнять детей в чтении стихотворения в сочетании с движениями.

Игровые правила. Пока дети читают стихотворение, они стоят на месте, следят за тем, как зайчики бегают по стене. Ловить солнечный зайчик можно только после слов «убежал на потолок».

Игровое действие. Дети ловят солнечного зайчика.

Ход игры . Воспитатель с помощью маленького зеркала пускает солнечного зайчика и произносит стихотворение:

Солнечные зайчики

Играют на стене,

Поманю их пальчиком,

Пусть бегут ко мне.

Ну, лови, лови скорей.

Вот он, светленький кружок,

Вот, вот, вот — левей, левей!

Убежал на потолок.

Дети ловят зайчика на стене. Пусть воспитатель направит его пониже: дети любят подпрыгивать, стараясь поймать зайчика. Эта игра вызывает у детей большую радость, особенно если удастся поймать солнечного зайчика рукой.

Птицы и автомобиль

Дидактическая задача . Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения.

Игровые правила . Бегающие врассыпную по комнате дети- птички улетают только после слов «берегись, посторонись!». Каждая птичка должна найти свое гнездышко и сесть в него.

Игровые действия . Бег врассыпную, поиск своего гнездышка, имитация движений, использование атрибутов автомобиля (руль, шапочка с изображением автобуса или легковой машины). Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: — Посмотрите, какой у меня руль. Я буду автомобилем, а вы птичками. Вы будете летать и прыгать на полянке (указывает на середину комнаты).

Прилетели птички, Дети-птички «летают» и прыгают.

Птички-невелички,

Весело скакали,

Зернышки клевали. Садятся на корточки, стучат пальчиками об пол.

Воспитатель поворачивает в руках руль, гудит и приговаривает:

— Автомобиль по улице бежит, пыхтит, спешит, гудок гудит. Тра-та-та, берегись, посторонись!

Дети-птички убегают от автомобиля. При повторении игры дети произносят слова вместе с воспитателем.

Вороны

Дидактическая задача . Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения; упражнять в правильном произношении звука р, учить говорить то громко, то тихо.

Игровые правила . Все движения надо выполнять только в соответствии со стихотворением; слова «кар-кар-кар» произносить по-разному: когда вороны летают — громко, когда засыпают — тихо.

Игровые действия . Имитация движений летающих, а затем засыпающих птиц; звукоподражание.

Ход игры. Дети изображают ворон, они стоят посреди комнаты и выполняют движения в соответствии с текстом, который говорит нараспев воспитатель. Слова «кар-кар-кар» произносят все дети.

Вот под елочкой зеленой Дети бегают по комнате, размахивая руками, как крыльями.

Скачут весело вороны:

«Кар-кар-кар!» (Громко.)

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

«Кар-кар-кар!» (Громко.)

Только к ночи умолкают Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.

И все вместе засыпают:

«Кар-кар-кар!» (Тихо.)

Игра проходит хорошо в том случае, если дети не раз наблюдали за вороной, за ее повадками: как широко она расправляет при полете крылья, как громко кричит.

Пчелки

Дидактическая задача . Упражнять детей в диалогической речи, в правильном произнесении звука ж; учить действовать по словесному сигналу.

Игровые правила . Медведь догоняет улетающих пчелок только после звука «ж-ж-ж!». Пчелки стараются не попадаться медведю, поэтому улетают из леса. Кто за кругом, того ловить нельзя.

Игровые действия . Имитация летающих пчел; звукоподражание; бег; ловля «насекомых».

Ход игры. Воспитатель предлагает детям поиграть:

— Помните, мы видели пчелок на клумбе с цветами? Как они жужжали? (Дети вспоминают.) Пчелки собирают мед на цветах. Мишка-медведь тоже любит мед. Он подходит к домику- улью, где живут пчелки, и хочет забрать оттуда их мед. Пчелки его не пускают, прогоняют. А он их ловит. Но пчелки быстро улетают от него. Я буду пчелка-мама. Вы будете пчелки-дети. Мишку мы сейчас выберем считалочкой: «Раз, два, три, медведем будешь ты!».

На водящего надевают шапочку-маску. Медведь становится в стороне.

Слова пчелки-мамы

Полетели пчелки Пчелки улетают (дети бегают по комнате, размахивая руками) и жужжат. Пчелки летят в улей (угол комнаты). Медведь направляется туда же.

Собирать мед с цветочков.

Мишка-медведь идет,

Мед у пчелок унесет,

Пчелки, домой!

Слова пчелок-детей

Этот улей — домик наш, Пчелки машут крыльями, прогоняя медведя, и улетают от него.

Уходи, медведь, от нас:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж! Медведь старается их поймать.

Дети-пчелки улетают за круг, очерченный на полу.

Для продолжения игры с помощью считалочки выбирается новый медведь.

Курочка-рябушечка

Дидактическая задача. Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию; упражнять их в правильном звукопроизношении.

Игровые правила. Курочка должна громко, быстро отвечать на вопросы детей.

Игровые действия . Выбирают считалочкой курочку-хохлатку, надевают ей шапочку. Дети на вопрос: «Как цыплятки просят пить?» — громко произносят: «Пи-пи-пи!»

Ход игры. Воспитатель показывает картинку с изображением рябенькой курочки и объясняет, почему ее называют «рябушечкой», затем предлагает детям поиграть. Считалочкой выбирают курочку. Воспитатель надевает ей шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы. Курочка отвечает на них по подсказке воспитателя:

— Курочка-рябушечка, куда ты пошла?

— На речку.

— Курочка-рябушечка, зачем ты пошла?

— За водичкой.

— Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?

— Цыпляток поить.

— Курочка-рябушечка, как цыплятки просят пить?

— Пи-пи-пи-пи! (Это произносят все дети.)

При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям: «Давайте все вместе спросим у курочки, куда она пошла». Дети вместе с воспитателем, стараясь воспроизвести вопросительную интонацию, спрашивают: «Курочка-рябушечка, куда ты пошла?» И т. д. Лучше выбирать курочкой детей застенчивых, робких, молчаливых, чтобы они преодолевали эти качества характера.

Еду-еду

Дидактическая задача . Развивать у детей речевую активность, упражнять их в умении соотносить действия со словами, в правильном звукопроизношении, воспитывать согласованность действий.

Игровое правило . Изменять движения только в соответствии с текстом стихотворения.

Игровые действия . Звукоподражание, имитация езды на лошадке, действия по сигналу.

Ход игры. Воспитатель читает детям стихотворение, спрашивает, понравилось ли оно, и предлагает поиграть — всем вместе поехать к бабушке и дедушке. Но перед тем как повторить стихотворение, воспитатель спрашивает: «Как цокают копыта у лошадей?» Дети цокают: «Цок-цок-цок».— «Как мы остановим лошадку?» «Тпр-р-р»,— произносят дети. Затем воспитатель ставит детей в круг друг за другом, читает им стихотворение, а дети, «натянув вожжи», движутся по кругу, производя действия в соответствии со словами стихотворения.

Еду-еду Дети скачут галопом.

К бабе, к деду

На лошадке

В красной шапке.

Для этой игры хорошо иметь в группе красную шапку для ездока и вожжи для лошадок. Усвоив игру, дети в дальнейшем самостоятельно играют в нее во время прогулки.

Игры подобного рода удобны тем, что они не нуждаются в реквизите (если он нужен, то минимальный), их можно использовать в любом месте и в любое время. Устными играми можно как разнообразить праздник, так и просто занять часы в утомительной дороге или в долгой очереди. Такое развлечение может стать не только интересным времяпрепровождением, но и хорошим стимулом для умственного и речевого развития ребенка.

Города

Это, пожалуй, самая известная игра всех времен и народов нашей страны. Первый игрок называет любой город, следующий участник придумывает город на конечную букву предыдущего, например: МосквА - АрхангельсК - Курск.

Как вариант, можно усложнить игру: произносить названия городов определенной страны.

Еще одна игра в города перекликается с игрой «Я знаю…», где продолжением начальной фразы «Я знаю» могут быть совершенно разные варианты: пять названий городов на букву Р, пять городов Германии, пять городов Сибири и т.п. Главное - называть все пять не сбиваясь и не делая пауз.

Песни

Здесь участвуют как отдельные участники, так и команды. Первый игрок или команда запевают любую песню (1-2 строчки), соперники должны пропеть ответ - песню, начинающуюся на последнюю букву предыдущей. Эта веселая игра хороша на праздниках и в компаниях, где любят петь. Таким образом можно устроить настоящий концерт, пропевая песни полностью.

Три истории (правда или вымысел)

Каждый участник по очереди рассказывает две реальных истории, произошедших с ним, и одну вымышленную. Задача остальных - угадать, какая из них не правда. Желательно рассказывать вымышленную историю так, чтобы сразу сложно было догадаться, какая из трех - сочиненная.

Ассоциации

Ведущий выходит из комнаты, а остальные участники загадывают имя любого игрока. Задача ведущего - угадать этого человека, задавая вопросы-ассоциации, например:

«На кого из птиц похож этот человек: на пингвина, на воробья или на павлина?», «Если бы этот человек был домом, это была бы многоэтажка, коттедж или избушка?», «Этот человек: мак, роза или незабудка?»

Найди цвет

Это игра на быстроту. Ведущий пишет на листке имена игроков и за каждый быстрый ответ ставит балл возле имени ответившего. Задача участников как можно быстрее найти и показать загаданный ведущим цвет (в предметах быта, в одежде, в природе и т.д.) в ближайшем окружении.

Усложненный вариант игры: загадываются цвета с оттенками, например, светло-зеленый, грязно-розовый. Также можно загадывать редко произносимые названия цветов: лиловый, оливковый, хаки и т.п.

Для школьников будет полезна такая игра на английском или другом языке, который они изучают.

Найди загаданный предмет

Из всего, что доступно взгляду, ведущий загадывает один предмет. Игроки по очереди задают наводящие вопросы, чтобы отгадать его. На вопросы можно отвечать только «да» или «нет». Каждый игрок может в свой ход сделать что-то одно: либо задать наводящий вопрос, либо предположить, что за предмет загадан. Если игрок неправильно предполагает предмет, то следующий ход он пропускает. Победивший меняется местами с ведущим и загадывает новый предмет.

Эта игра учит внимательно слушать, анализировать и делать выводы, ведь с помощью вопросов, заданных другими участниками, в свой ход можно угадать предмет.

Я никогда не…

Для этой игры понадобятся спички или другие мелкие предметы, которые можно брать и отдавать.

Каждому участнику раздается по 10 спичек (семечек, бусинок, палочек и т.п.). Игроки по очереди произносят фразу: «Я никогда не…» и продолжают ее каким-то фактом из своей жизни. Важно, чтобы это утверждение было как можно уникальнее и как можно меньше участников могли сказать о себе то же самое. Как только игрок произносит свою фразу, все остальные, кто не может о себе сказать этого, отдают ему по одной спичке.

Например, если вы скажете: «Я никогда не был пилотом на самолете», вы, скорее всего, не получите не одной спички, т.к. никто из игроков тоже не был пилотом. Но, если вы скажете: «Я никогда не ездил на велосипеде» - будьте уверены, что спичек вам дадут много. Близкие друзья, хорошо знающие друг друга, будут следить за тем, чтобы не было хитрости и обмана, т.к. некоторые факты сложно проверить у малознакомых участников игры.

Сумка

Эта игра развивает память и внимание. Первый участник начинает игру фразой: «Я беру сумку и кладу в нее…» дальше он продолжает, произнося любой предмет, например, яблоко. Следующий человек повторяет все сказанное предыдущим, но добавляет еще один свой предмет: «Я беру сумку и кладу в нее яблоко, носки». И так далее игра продолжается по кругу. Каждый запнувшийся выходит. Последний оставшийся участник, сумевший произнести без запинки всю цепочку, выигрывает.

Сочинялка

Эта забавная игра, если поймать волну вдохновения, очень повеселит ее участников. Задача проста: первый игрок произносит первую фразу стиха, второй - следующую и так далее. Самое главное - соблюдение рифмы. Для интереса можно записывать произведение, которое получается у сочинителей.

Упростить эту игру можно, раздав каждому по слову, которое будет рифмоваться со словом соседа. Тогда не будет напряжений с придумыванием рифмы: каждый сочиняет «начинку» строки. Например, из слов: любовь-морковь, слезы-розы может получиться такой стишок:

В сердце у меня любовь

Вырастает, как морковь.

Потому и лью я слезы -

Для полива милой розы.

Синонимы

Это игра для школьников и их родителей. Придумывается любое слово (лучше - глагол). Участники по кругу начинают произносить его синонимы. Пауз быть не должно, поэтому остановившийся выходит из игры. Выигрывает последний оставшийся участник.

Цепочка синонимов будет длиннее, если вставлять в нее образные понятия, например: бежать - лететь, работать - горбатиться и т.п. Также можно использовать не только одно слово, но и выражения, которые будут отражать тот же смысл: плакать - лить слезы, собираться - мылить лыжи.

Продолжи слово

Вариант 1. Играют два человека. Первый произносит половину любого слова, второй должен продолжить его и назвать все слово. Например:

Первый: «Пере..»

Второй: «…права. Гор…»

Первый: «од… Удо…» и т.д.

Побеждает тот, кто сумеет продержаться, не запнувшись.

Вариант 2. Игра для компании. Участники делятся на 2 команды, засекается три минуты и за это время команды должны придумать как можно больше слов с начатого слога. Побеждает та команда, у которой будет больше слов. Например, нужно придумать продолжение части слова «ком…»: коммунизм, коммунальщик, комната, комбайн, компания, комик, команда и т.п.

Расшифруй песню

Ведущий выходит из зала, все загадывают известную песню. Когда ведущий войдет, он должен, задавая любые вопросы (не относящиеся к песне), понять, что загадали участники. Каждый участник должен вставить в свой ответ одно слово из песни. Следующим ведущим становится тот игрок, на котором песня была узнана.

Например, загадана песня «Ой, цветет калина в поле у ручья»:

Ведущий: Какая сегодня погода?

1-й игрок: Ой, кажется, будет дождь.

Ведущий: Что ты сегодня ел на завтрак?

2-й игрок: У меня под окном цветет подсолнух, я ел семечки из него.

Ведущий: Какого цвета твоя рубашка?

3-й игрок: Если сравнить цвет моей рубашки с растениями, она будет примерно как калина. И т.п.

Важно составлять такие предложения, с которыми ведущий не сразу догадается, о какой песне идет речь.

Изменять падеж, число, склонение, спряжение слов нельзя: они должны оставаться в той форме, в которой стоят в песне.

Игры на смекалку

В этих играх участники должны догадаться, по какой схеме действует ведущий.

От креста к параллели

Все садятся вокруг на стулья. Берется фант (любой предмет), который будет удобно передавать. Ведущий начинает игру, передавая фант любому участнику, со словами: «От креста к параллели». Участник должен передать его любому другому игроку, правильно сказав: от креста к параллели, или от параллели к кресту. Задача игроков угадать, что за система действует в этой игре: когда они кресты, а когда параллели.

На самом деле, ответ предельно прост: когда человек сидит на стуле, положив ногу на ногу, он - крест, а, когда обе его ноги стоят параллельно, он - параллель. Поэтому один и тот же участник может быть десятки раз и крестом и параллелью.

Предупредите игроков, чтобы первые, догадавшиеся о системе игры, и убедившиеся, что они действительно поняли все верно, не рассказывали сразу об этом остальным участникам. Можно только сказать: «Я понял», продолжать играть и ждать, когда догадаются остальные.

Я беру с собой в поход…

Ведущий говорит начальную фразу: «Я беру с собой в поход…» и дальше произносит какой-то предмет. Игроки один за одним начинают пробовать так же что-то взять с собой и называют свои предметы. Ведущий должен сказать: можно брать их или нельзя, а участники тем временем должны догадаться, по какому принципу можно брать вещи в поход.

Вариантов здесь может быть очень много (их можно придумать самим): от простых, до сложных. Все будет зависеть от возраста игроков. Например, можно брать в поход предметы:

1. начинающиеся или заканчивающиеся на определенную букву:

Ведущий: «Я беру с собой в поход кружку».

1-й игрок: «Я беру с собой в поход коляску».

2-й игрок: «Я беру с собой в поход клюшку».

2. состоящие из определенного материала (только металлические или только деревянные):

Ведущий: «Я беру с собой в поход иголку».

1-й игрок: «Я беру с собой в поход ложку».

2-й игрок: «Я беру с собой в поход монету».

3. начинающиеся на первую букву имени игрока:

Ведущий (Ваня): «Я беру с собой в поход варенье».

1-й игрок (Лена): «Я беру с собой в поход лыжи».

2-й игрок (Слава): «Я беру с собой в поход соль».

4. только съедобные (или только несъедобные).

5. только те, что находятся вокруг игроков. И т.д.

Детектив

Ведущий говорит, что у него есть детективная история, сюжет которой игроки узнают, задавая наводящие вопросы. Ведущий имеет право отвечать только «да», «нет» и «не знаю», а участники должны догадаться, по какой схеме дает ответы ведущий.

Например:

1-й игрок: «Это было в большом городе?»

Ведущий: «Да».

2-й игрок: «На дворе стоял апрель?»

Ведущий: «Не знаю».

3-й игрок: «Жильцы услышали выстрел?»

Ведущий: «Да».

Секрет этой игры на смекалку заключается в следующем: когда вопрос оканчивается на гласную, ведущий говорит: «Да», когда - на согласную: «Нет», когда на мягкий знак: «Не знаю».

Фото - фотобанк Лори

Тру-ля-ля

Играющие начинают счет вслух от одного до ста, по очереди называя числа. Задача игроков — вместо чисел, которые делятся на 7 или включают слово «семь» в свое название, говорить слово «тру-ля-ля» (можно придумать любую другую смешную фразу; а вместо 7 выбрать другую цифру, например, 4). Тот, кто ошибается — выбывает из игры. Оставшиеся участники начинают счет сначала. Вести счет надо быстро, тогда промахи случаются часто, и игра получается очень веселой. Победителем становится тот, кто ни разу не ошибся.

Земля, воздух, вода, огонь

Интересная словесная игра для детей на быстроту мышления. Участники игры образуют круг, в середину которого встает водящий. Он бросает по очереди мяч или воздушный шарик игрокам, называя одну из стихий: земля, воздух, вода или огонь. Если водящий сказал слово «Земля!», то тому, кто поймал мяч, нужно быстро (пока водящий считает до пяти) назвать какое-либо домашнее или дикое животное; на слово «Вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы или водного животного; на слово «Воздух!» – названием птицы (летающего насекомого). При слове «Огонь!» все должны помахать руками. Тот, кто ошибается или не может назвать животное – выбывает. Повторять названия животных, рыб и птиц нельзя.

Словесный волейбол

В этой игре участники, встав в круг, бросают друг другу мячик или воздушный шарик. При этом тот игрок, кто бросает, называет любое имя существительное, а тому, кто ловит мяч, нужно назвать подходящий по смыслу глагол, например: солнце – светит, собака – лает и т.д.. Если игрок называет неподходящий глагол, он выбывает из игры.

На все вопросы – один ответ

Заранее нужно приготовить карточки с названиями различных предметов домашнего обихода. Это могут быть кухонные принадлежности, бытовые приборы, хозяйственные и другие предметы, например: сковорода, кастрюля, пылесос, утюг, веник, швабра и т.д.

Игроки садятся в круг. Ведущий подходит к каждому участнику и предлагает вытянуть из шляпы (коробки) бумажку с названием предмета. Когда все разберут карточки, ведущий встает в центр круга, и начинается игра. Ведущий задает игрокам по очереди самые разнообразные вопросы, а игроки должны отвечать на эти вопросы только названиями доставшихся им в карточках предметов (дополнительно разрешается использовать только предлоги). Правила: нужно отвечать на вопросы очень быстро, при этом тому, кто беседует с ведущим, запрещается смеяться, в то время как остальные участники могут специально смешить его.

Варианты вопросов и ответов:

  • Как тебя зовут? – Швабра.
  • А чем ты по утрам чистишь зубы – Пылесосом.
  • Как называется твоя прическа? – Мочалка.
  • А кто твои друзья? – Сковородки.
  • У тебя вместо глаз что? – Ложки.

Главная задача ведущего — придумать такие вопросы, ответы на которые невольно вызывает смех как у конкретных игроков, так и у всех остальных участников. Засмеявшийся игрок выбывает из игры. Побеждает самый невозмутимый участник, который умеет сдерживать свои эмоции.

Ответы невпопад

Суть игры: на любые вопросы ведущего нужно очень быстро, не задумываясь, отвечать любым предложением, не имеющим отношение к заданному вопросу. Например, ведущий спрашивает: «Не правда ли, сегодня замечательная погода?» Игроку нужно ответить что-то в таком духе: «Мне кажется, сегодня суббота». Если он ошибается или отвечает односложно (например, говорит «да», «нет», «правда» или «неправда»), то выбывает из игры. Одному участнику игры нельзя задавать подряд больше трех вопросов. Задача ведущего — постараться запутать игрока. Например, он спрашивает: «Не правда ли, сегодня замечательная погода?» Игрок отвечает: «Мне кажется, сегодня суббота». Ведущий: «Сегодня суббота?» Играющий: «Я люблю ходить в кино». Ведущий (быстро): «Ты любишь ходить в кино? Раз, два…». Играющий по инерции: «Да» — всё, он проиграл в диалоге и выбывает!

Сосиска

В эту простую веселую игру, не требующую никакого дополнительного реквизита, можно играть сидя за столом. Выбирается водящий, который задает всем по очереди самые разные вопросы. Задача игроков — давать один и тот же ответ: «сосиска» или родственные слова: «сосисечный», «сосисечно» и т.д. Главное — отвечать с самым серьезным лицом. Тот, кто первый засмеется, выбывает из игры. Побеждает игрок, который до конца справится со своими эмоциями и не поддастся на провокации ведущего. Смех в процессе игры гарантирован!

Задом наперёд

Весёлая подвижная игра для детей. Ведущий называет участникам слова, обозначающие названия предметов, а игрокам нужно можно быстрее этот предмет отыскать и вручить ведущему. Сложность заключается в том, что все предметы ведущий называет «задом наперёд», например: чям, акжол, агинк, алкук (мяч, ложка, книга, кукла). Веселье для детей гарантировано!

Вы поедете на бал?

Веселая словесная игра на быстроту реакции для небольшой компании. Суть игры: участникам нельзя смеяться (и даже улыбаться!), а также произносить слова: «да», «нет», «черное» и «белое». Нарушивший эти условия отдает ведущему игры фант — любой имеющийся у него предмет, после чего выбывает из игры. Когда в игре уже не остается ни одного игрока, все, отдавшие фанты, выкупают их, выполняя веселые задания, придуманные ведущим.

Игра начинается с того, что ведущий подходит к каждому игроку по очереди со словами: «Вам барыня прислала голик да веник, да сто рублей денег, велела не смеяться, не улыбаться, «да» и «нет» не говорить, черное, белое не носить. Вы поедете на бал?»

Примеры возможных диалогов с ошибками игроков:

  • — Вы поедете на бал?
  • — Поеду.
  • — А может, дома останетесь?
  • Нет , поеду. Ой…
  • — Какого цвета будет ваше платье? Белого?
  • — Желтого.
  • — Тогда шляпа, конечно же, будет белая?
  • — Не белая , а розовая. Ой…
  • — Вы поедете в карете?
  • — Скорее всего, в карете
  • — Что вы оденете на бал?
  • — Красивое платье.
  • — Черное?
  • — Голубое.
  • — Его сошьют специально для этого бала?
  • — Конечно.
  • — И вы будете на балу самой неотразимой дамой?
  • — Обязательно.
  • — И будете целоваться со всеми подряд?
  • Нет! Ой…

Во время игры ведущий старается рассмешить того, кто отвечает; кроме того, он задает вопросы так, чтобы как можно скорее были произнесены запретные слова, и играющие расплатились за это фантами.

Как часто вы играли в детстве в устные игры в слова? А часто ли играете в них сейчас со своими детьми, внуками или племянниками? Эти развлечения совсем не требуют каких-либо атрибутов – альбомов, книг, игрушек, карандашей. Главное, чтобы работала мысль!

В разных ситуациях, например, в долгой дороге или во время ожидания своей очереди такие словесные игры очень выручают. Кроме того, они развивают логику, мышление, тренируют память и расширяют кругозор. Польза от них двойная или даже тройная... Поэтому можно смело использовать их, например, при подготовке ребенка .

Устные игры в слова для детей

Игра в горо да и не только

Она хорошо знакома многим. Вкратце напомню ее суть. В начале игры один участник называет название любого города, а второй – называет город на последнюю букву. И так по очереди называются города по последней букве предыдущего города (Москва – Астрахань – Новгород – Душанбе и так далее). Если слово заканчивается на «ь» или «ы», то берется предпоследняя буква.

Но в эту игру в ее классическом варианте не смогут играть маленькие дети, так как городов они знают очень мало. А смысл игры все-таки очень хороший. Поэтому с малышами можно не ограничивать тему. То есть можно называть абсолютно любые слова, главное, чтобы они отвечали на вопрос «что? » или «кто? » (стул – ложка – абрикос – слон и так далее).

Тему для игры можно выбирать любую – животные, растения, одежда. Но, конечно, чем шире тема, тем больше выбор слов. В результате у ребенка развивается способность связывать между собой звук и букву, а также приобретается навык грамотности. По ходу игры обязательно нужно поправлять ребенка и объяснять, почему, например, на конце слова «друг » стоит «Г», а не «К» и как подобрать проверочное слово в случае сомнения. Получается ненавязчивая подготовка к школе.

Игра «Отгадай слово» — I вариант

Смысл заключается в том, что один игрок загадывает про себя определенное слово (имя существительное), которое означает какой-то предмет или явление. Второй человек с помощью наводящих вопросов должен отгадать его. Первый должен отвечать на вопросы только односложно: «да» или «нет». Но иногда допускается уточнять ответ. Например, если загадан автомобиль, то на вопрос: «Это сделано из металла? », можно ответить: «Да, но не только из него ».

Вопросы могут быть самые разные: «Это живое? », «Оно больше кошки? », «Съедобное? », «Я его могу сейчас увидеть? » и так далее. Иногда слово отгадывается буквально через 3-4 вопроса, а иногда так и не отгадывается – игроку приходится сдаваться (((.

Игра «Отгадай слово» — II вариант

Первый играющий называет любое слово, например, СТОЛ . Второй должен придумать свое, начинающееся на две последние буквы: ОЛ ЕНЬ, но вслух его не произносит, а дает наводящую информацию: «Он живет в лесу и него есть рога». Когда второй игрок отгадает слово, то загадывает новое: ЕН ОТ и дает ему объяснение. Можно заранее условиться, что такая игра в слова не будет учитывать некоторые буквы (ь, ы, й) при составлении слова.

«Спой песню»

Чтобы играть в эту игру необходимо иметь некоторый песенный запас или хотя бы помнить пару строчек из песен. Выбирается любая тема. По опыту могу сказать, что удобной является тема с растениями – про цветы и деревья песен много, есть что вспомнить.

Правила заключаются в том, что игроки по очереди напевают несколько строчек из песни, в которой звучит выбранная тема (например: «То березка, то рябина…», «В лесу родилась елочка…», «Миллион, миллион алых роз…» и так далее). Тот, кто не может вспомнить и напеть очередную песню – проигрывает. Эта игра – хороший повод, чтобы познакомить ребенка с новыми, еще не известными ему песнями.

«Слова-двойники»

Устные игры в слова в дороге могут быть самыми разными, например, придумывание слов-метаморфоз. Для начала необходимо выбрать несложное слово и в качестве первого хода поменять в нем одну (любую) букву: Р ОЗА — К ОЗА. Количество букв в слове должно оставаться всегда постоянным. Затем ход переходит к другому участнику и он в свою очередь меняет букву, например, КОЗ А – КОР А и так далее.

«Шпионские шифровки»

Эта словесная игра заключается в том, что один игрок называет слово (желательно имя существительное в единственном числе), а второй расшифровывает его. Для этого на каждую букву должно приходиться свое слово и при этом все слова должны быть связаны по смыслу в целое предложение. Например:

Н – нарисовала

У — утром

Р – ровный

О — округлый

К — каравай

Маленьким детям можно предложить более короткие слова: МЕЛ (Маша ела лапшу), КОТ (кит осьминога тянул). Ну и, конечно, расшифровкой нужно заниматься по очереди – по-честному!

Игра в слова-антонимы

Малышам можно даже не говорить термин «антоним», а объяснить правила проще. К каждому слову необходимо подобрать противоположное по смыслу: горячий – холодный, веселый – скучный, сладкий – кислый, сухой — мокрый. Один называет слово, второй подбирает антоним. Затем второй называет свой вариант, а первый – ищет антоним и так далее.

«Вот так зверь»

Развлечение основано на принципе образования сложных слов (самолет, молоковоз, универмаг, домохозяйка). Это правило русского языка как раз и можно упомянуть в игре, ведь слов очень много и у каждого своя история образования и происхождения.

Суть заключается в том, что по очереди из двух предложенных слов нужно составить новое. Слова при этом рождаются необычные и детей, особенно маленьких, такое занятие очень смешит. Подобным образом получается не только известный всем чебургена, но и елкозуб, головоног, ведрокит, ручколет и многие другие непонятные инопланетные существа.

«Найди лишнее»

Один игрок предлагает второму несколько слов, которые объединены общим смыслом. При этом среди них должно быть одно, которое не укладывается в этот смысл. Например: теплоход, лодка, карета, плот.

Второй игрок должен вычислить лишнее звено. Для детей постарше эту игру уже можно усложнять.

Например: трава, крокодил, заяц, авокадо.

Или: ящерица, утконос, черепаха, питон.

«Чей это звук?»

Эта словесная игра (даже скорее звуковая) предназначена для самых маленьких. Ее условием является отгадать кому или чему принадлежит издаваемый звук. Лучше не ограничиваться только «речью» животных (мяу, иа, рррр..., ку-ка-ре-ку), а использовать также звуки природы и техники (шшш… — шелест листьев, кап-кап – дождь). Тут уж как фантазия заработает Главное – не стоит отрицать ответ ребенка, если он не совпадает с вашим, ведь, например, звук «тртртр» может издавать и трактор, и мотоцикл, и швейная машинка.

«Снежный ком»

Первый человек предлагает любое слово, например, ежик . Второй добавляет к нему свое подходящее слово: ежик проснулся . Далее при каждом переходе хода необходимо добавлять по одному слову так, чтобы получалось осмысленное продолжение:

ежик проснулся и

ежик проснулся и разбудил

ежик проснулся и разбудил всех

ежик проснулся и разбудил всех зверей

Такое развлечение иногда бывает длинным, но зато в результате может получиться смешная сказка или забавный рассказ.

Игры «Муха» и «Нофелет»

Эти две устные игры уже описаны в одной из предыдущих в Rich Копилке. Если есть интерес, то загляните туда по ссылке. Обе они помимо занимательного времяпрепровождения помогут потренировать мозг и улучшить его работу, а это полезно не только детям, но и нам, взрослым.

Вот такие занятия с детьми помогают скоротать время, когда под рукой нет игрушек или телевизора. Можно придумывать и свои словесные игры для детей в дороге, а не ограничиваться только игрой «отгадай слово», «расшифровкой» или «придумай антоним».

Интересного общения с детьми вам! Надежда Горюнова

Статьи по теме: