Игры с детьми по экологии. "экологические игры и упражнения для детей дошкольного возраста". Экологическая игра «зеленые карты»

Игры по экологии для детей дошкольного возраста могут иметь сюжет, роли, правила, а могут и содержать только задание. Есть игры, где действия играющих обусловлены текстом, определяющим их характер действий и последовательность.

В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, рас­тениях и животных. В дидактических предметных играх используются различные предметы природы (листья, фрукты, овощи и др.). В таких иг­рах уточняются, конкретизируются и обобщаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.

Дидактические настольно-печатные игры помогают детям систе­матизировать и классифицировать знания о растениях, животных и явле­ниях неживой природы.

Дидактические словесные игры проводятся, как правило, для за­крепления знаний детей о свойствах и признаках тех или иных предметов окружающего мира.

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. В некоторых отражаются явления неживой природы.

Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связан­ные с природой. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и в повседневной жизни. А игровые упражнения на­правлены на закрепление полученных знаний. Многие упражнения имеют сюжетный характер. Это делает их интересными для детей.

Развлечения типа игры-забавы, игры-соревнования, хороводы в условиях природы родного края помогают углублять нравственное и эстетическое чувс­тво детей. Для того чтобы дети не переутомлялись, есть малоподвижные игры.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на ребенка, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие качества. Через игру дети теснее соприкасаются с природой. Они учатся ее любить, бережно к ней относиться.

Часть 1. Игры для детей первой младшей группы

«Воробушки и кот» Подвижная игра

Дети-воробушки прячутся в свои гнездышки (за линию, в кружки, на­рисованные на земле) на одной стороне площадки. На другой стороне пло­щадки греется на солнышке кот. Как только кот задремлет, воробушки вы­летают на дорогу, перелетают с места на место, ищут крошки, зернышки (дети приседают, стучат пальцами по коленям, как будто клюют). Но вот просыпается кот, мяукает и бежит за воробушками, которые улетают в свои гнёзда.

Сначала роль кота исполняет воспитатель, а затем кто-нибудь из детей.

«Вышли дети в сад зелёный» Сюжетная игра

Вышли дети в сад зеленый танцевать, танцевать. Стали гуси удивленно гоготать, гоготать.

- Га-га-га, га-га-га! -- вторят дети-гуси. Все остальные танцуют. Серый конь заржал в конюшне:

«И-го-го, и-го-го!

Для чего кружиться нужно,

Для чего, для чего?».

- И-го-го, и-го-го! - подражает ребенок коню. И корова удивилась:

«Му-му-му, му-му-му! Что вы так развеселились, Не пойму, не пойму?».

- Му-му-му, му-му-му! - вторит другой ребенок.

Движения, имитирующие поведение гусей, коня и коровы, может под­сказать воспитатель, но могут придумать и сами дети.

«Зимний хоровод» Хороводная игра

Особенности игры и ее воспитательное значение Участие в хороводе сближает малышей друг с другом и дает им возмож­ность представить красоту зимней природы. Как и в предыдущих играх, дети выполняют ритмические движения под поэтический текст. Движения должны быть очень выразительными, образными и дополнять слова, что является новым для детей.

В предлагаемом тексте есть два важных момента: описание зимнего пейзажа и того, что происходит в жизни ребенка в это время года.

Игра соответствует радостному настроению детей, которые увидели первый снег, она помогает глубже прочувствовать и осознать это событие. Описание игры и приемы ее проведения

Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют хоровод. Дви­гаясь по кругу, они хором произносят текст и сопровождают его движени­ями.

Вот пришла зима-зима, Зима-зимушка, зима. Выпал беленький снежок, Выпал снег холодный. (два раза)

На дорожках снег лежит, На деревьях снег висит, Крыши побелели, Вот как побелели. (два разгО крыши домов. Надо шубки надевать И сапожки обувать, Стало холодненько, Ох как холодненько! (два раза)

«Мы Осенние листочки» Подвижная игра

В руках у детей веточки с осенними листочками. Мы листочки, мы листочки, Мы осенние листочки. Мы на веточках сидели, Ветер дунул - полетели. Мы летали, мы летали. Все листочки так устали. Перестал дуть ветерок, Все уселися в кружок. Ветер снова вдруг подул И листочки с веток сдул Все листочки полетели

И на землю тихо сели.

«Рыбки живые и игрушечные: сравнение внешнего вида» Дидактическая игра

Игра может быть использована в ясельной - средней группах. Дидактическая цель: дать детям представление о строении рыбы, ос­новных частях ее тела. Дети рассматривают рыбок в аквариуме, воспита­тель задает вопросы: какое тело у рыб? Где голова? Где хвост? Какой он? Что у рыбок на голове? Где у них спина, а где брюшко? Что еще есть у рыб?

Воспитатель раздает всем игрушечных рыб, предлагает рассмотреть их со всех сторон, обвести игрушку пальчиком по контуру. Показать и обвес­ти по очереди все части тела.

Воспитатель уточняет: Голова спереди, хвост сзади, плавники на спи­не, хвосте, брюшке. Спина сверху, брюшко снизу. На голове рот, глаза, жа­берные крышки». Спрашивает, чем рыбка-игрушка отличается от рыбок в аквариуме. Предлагает детям самим играть с рыбками.

Бегают по комнате, размахивая веточками.

Присаживаются на корточки.

Снова разбегаются, машут.

«Сравнение живой и игрушечной птичек» - игра, аналогичная преды­дущей, проводится с детьми ясельной - средней групп.

Часть 2. Игры для детей второй младшей группы

«Где спряталась матрёшка»

Игровое упражнение

Цель: закрепить у детей названия растений, воспитывать любоз­нательность, находчивость.

Описание: Растения, находящиеся в группе, располагают так, чтобы они были хорошо видны, и к ним можно было легко подойти. Одному из детей завязывают глаза платком. Воспитатель прячет плоскую матрешку под рас­тением. Ребенка освобождают от платка, он находит матрешку и говорит название растения.

«Где спряталась рыбка?»

Игровое упражнение

Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия рас­тений, расширять словарный запас .

Материал: голубая ткань или бумага (пруд), несколько видов растений, камушки, ракушки, палочки, коряга.

Описание: Детям показывают маленькую рыбку (рисунок, игрушку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза. «Как же найти рыбку? - спрашивает вос­питатель. - Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И говорит, на что похож тот предмет, за которым «спряталась» рыбка. Дети отгадывают.

«Где что найдешь?»

Дидактическая игра

Цель: закрепить у детей умение самостоятельно и свободно группиро­вать предметы по их назначению. Учить их помогать друг другу.

Игровое задание: расставить предметы по местам.

Правила игры: найти предмету место среди близких ему по примене­нию. Поставить предмет на место по сигналу.

Материал: предметы или картинки, изображающие" посуду, одежду, кухонные принадлежности, оборудование для игровой площадки или ме­дицинского кабинета.

Ход игры: в комнате расставьте «шкаф для посуды», «шкаф для одежды», «шкаф для игрушек», «медицинский кабинет», «игровую площадку», «кух­ню» и др. Обратите внимание детей на то, что все они пока пусты. Попроси­те детей помочь вам разложить предметы (или картинки) по местам. Дети разбирают предметы (картинки), внимательно рассматривают их, думают, куда что положить.

Когда все вещи разложены, разделите детей на небольшие группки (2- 3 человека), которые решают, все ли предметы (картинки) лежат на своем месте. Лишние картинки дети забирают и потом все вместе думают, куда их надо определять.

«Кто быстрее найдёт берёзу, ель, дуб»

Игровое упражнение

Цель: найти дерево по названию.

Правило: бежать к названному дереву можно только по команде «Беги!».

Описание: Воспитатель называет хорошо знакомое детям дерево, име­ющее яркие отличительные признаки, и просит детей подбежать к нему. Например:

- Кто быстрее найдет березу?

- Раз, два, три - к березе беги!

Дети должны найти дерево и подбежать к любой из берез, растущих на участке, где проводится игра.

«Мои друзья»

Дидактическая игра

Цель: закрепить знания детей о домашних животных (как выглядят, что едят). Формировать гуманное отношение к ним.

Игровое задание: накормить своих друзей-животных. Правила игры: выбрать корм для определенного животного.

Материал: игрушки или большие картинки с изображением домашних животных. Маленькие картинки, на которых нарисован различный корм.

Ход игры: в начале игры прочитайте детям стихотворение С. Капути- кян «Маша обедает». Игрушки или большие картинки расставьте так, что­бы они были хорошо видны. Под ними разложите маленькие картинки, но так, чтобы изображенный на них корм не подходил животному. Выступая в роли разных животных, попросите детей накормить их. Попробуйте вместе с детьми подражать голосам животных. Заставьте детей задуматься: «Поче­му животные, хотя и голодны, не едят?». Оказывается, они едят строго оп­ределенный корм. Попросите детей помочь вам накормить животных. Если картинка подобрана правильно, кто-нибудь из детей, выступая от имени животного, выразит удовольствие и наоборот. При этом дети должны ими­тировать звуки, которые издают те или иные животные.

Вариант.

Дети делятся на группы. У каждого картинка с изображением какого- нибудь животного. Посреди стола разбросаны картинки с кормом. Дети по очереди берут их и предлагают своим животным. Выигрывает тот, кто пра­вильно подберет корм.

Можно использовать следующие стихи, загадки:

Кони, кони, как живете?

Кони, кони, что жуете?

- Хорошо пока живем,

На лугу траву жуем.

Куры, куры, как живете

Куры, куры, что жуете?

- Хорошо пока живем,

Но, простите, не жуем!

Мы клюем проворно

На дорогах зерна.

Козы, козы, как живете?

Козы, козы, что клюете?

- Хорошо пока живем,

Но, простите, не клюем.

А дерем мы поутру

С молодых осин кору!

Как вы, кролики, живете? Что вы, кролики, дерете?

- Хорошо пока живем, Но, простите, не дерем А грызем мы ловко Свежую морковку.

Вы, котята, как живете? Вы, котята, что грызете

- Хорошо пока живем Но, простите, не грызем. Пьем мы понемножку Молоко из плошки.

Птицы, птицы, как живете? И чего из плошки пьете

- Хорошо пока живем, Но из плошки мы не пьем А поем мы песни вам

По утрам и вечерам!

В. Степанов

«Найди пару» Дидактическая игра

Дидактическая задача: найти предмет по сходству. Игровые действия: поиски похожего предмета.

Правила: искать пару только по сигналу. Пару составляют дети, у кото­рых одинаковые листья.

Материал: листья 3-4 деревьев в соответствии с количеством детей. Ход игры

Воспитатель раздает детям по одному листику и говорит: «Подул ветер, все листочки полетели». Услышав эти слова, дети начинают бегать по пло­щадке с листьями в руках. Затем педагог дает команду: «Раз, два, три - пару найди!». Каждый должен встать рядом с тем, у кого в руках такой же лист.

Часть 3. Игры для детей средней группы «Берегите воду»

Игровое упражнение. Игра-соревнование

Педагогические задачи : научить детей не лить воду без нужды, беречь ее. Содержание и методика: игроков делят на 2 команды. Ребят каждой ко­манды выстраивают в ряд на расстоянии вытянутых рук. Около первого игрока стоит ведро с водой - это колодец. Первые игроки черпают воду маленьким ведерком и передают его по эстафете. Последние поливают ого­род (можно выливать в ведро с надписью «огород»). Похвалы заслуживает та команда, которая меньше расплескала воды. Когда вода будет полностью использована, игрок, стоящий у колодца, сообщает: Мы носили воду, воду От колодца к огороду.

П. Воронько

Советы педагогу: знак, который бы означал, что кран следует закрывать плотно, повесьте в умывальнике. Выучите стихотворение С.Я. Маршака: Бережливым будь с водой Шевельни опять рукой И, как только воду взял, Хорошенько кран закрой!

«Где чей дом?» Дидактическая игра

Оборудование: картинки с изображением различных животных и их «домов». Ход игры

Воспитатель читает стихотворение: Воробей живет под крышей. В теплой норке - домик мыши. У лягушки дом - в пруду. Домик пеночки - в саду Эй, цыпленок, где твой дом? - Он у мамы под крылом!

И предлагает вспомнить, кто где живет. Для этого показывает изображе­ние животного, а дети должны выбрать изображение его «дома», и наоборот.

Вариант.

Игру можно проводить с мячом

«Живая или неживая природа»

Дидактическая игра

Цель: закрепить представления детей об объектах живой и неживой природы.

Воспитатель называет объект живой или неживой природы. Если на­зван объект живой природы, дети двигаются. (Например: названо дере­во - поднимают руки, «растут», если животное - прыгают и т.д.) Если назван объект неживой природы - дети замирают на месте.

«Какая сегодня погода?»

Дидактическая игра

Цель: учить детей обозначать знаками разные состояния осенней погоды.

Игровые действия: придумывание условных обозначений разных со­стояний погоды, сообщение жителям города сведений о погоде.

Правила: сообщать сведения о погоде жителям города, используя ри­сунки с условными обозначениями только после того, как воспитатель даст определенные сведения.

Ход игры

Воспитатель рассказывает детям о том, что с помощью простого рисун­ка можно обозначать что угодно, в том числе и погоду. Объясняет, что такие рисунки используются для составления специальных карт погоды, которые вывешиваются в портах - для экипажей кораблей, уходящих в плавание, и в аэропортах - для летчиков, ведущих самолеты, и пассажиров. Затем, педагог предлагает детям придумать, как можно обозначить ясный солнеч­ный день; когда все небо в тучах (пасмурный); дождливый день; ветреный день и т.д. Детям предоставляется возможность сначала самим выполнить задание. Если у них не будет получаться, подбираются отдельные картинки или делаются небольшие рисунки с изображениями солнца, тучи, дождя, волны, склоненного ветром дерева. Все рисунки должны быть очень про­стыми и легко узнаваемыми.

Когда рисунки будут готовы и дети поймут, как обозначают с их по­мощью погоду, можно поиграть в бюро прогнозов погоды. Воспитатель

дает сведения о погоде, а ребята сообщают их жителям города (кук­лам), используя рисунки с условными обозначениями. Например, педагог объявляет, что пошел дождь, а ребенок подбирает карточку с дождинками. Затем наступает его очередь, и он может сказать, что дождь перестал, выглянуло солнце, и рисунок тогда подбирает воспи­татель.

Постепенно имеющиеся изображения дополняются новыми. Детям предла­гается обозначить те изменения погоды, которые еще не встречались в игре.

Игру можно усложнить: изобразить 2-3 значка на одной карточке (сол­нце и ветер, дождь и тучи и т.д.).

«Кто знает, пусть продолжает»

Словесная игра

Вариант 1.

Воспитатель называет обобщающее слово, а дети - слова, относящиеся к данному значению.

Воспитатель: Насекомые - это...

Дети:... муха, комар, ...

Воспитатель: Рыбы - это...

Дети: .. карась, щука,...

Вариант 2.

Воспитатель называет видовое понятие, а дети обобщающее слово.

Воспитатель: Муха, комар - это...

Дети:... насекомые.

Воспитатель: Золотая рыбка, карась - это...

Дети:... рыбы.

Часть 4. Игры для детей старшей группы

«Весной, летом, осенью»

Дидактическая игра

Подготовка к игре: воспитатель приготавливает три большие картинки с изображением весны, лета и осени и маленькие, на которых нарисованы растения, цветущие весной, летом, осенью.

Дидактическая задача: уточнить знания детей о времени цветения от­дельных растений (например: нарцисс, тюльпан - весной, золотой шар, астры - осенью и т.д.); учить детей классифицировать по определённому признаку, развивать их память, сообразительность.

Игровое действие: игра может быть проведена так же, «как и когда это бывает?», «Угадай, что где растет».

«Вкусная и полезная пища»

Дидактическая игра

Цель: учить детей распределять продукты по степени их полезности для организма человека; закреплять представления детей о разнообразной пище для человека (богатой витаминами, вкусной и полезной).

Материал: картинки с изображением разнообразных продуктов пита­ния - овощи, фрукты, конфеты, мясо и т.д. (пособие «Заходи в супермар­кет»), Дети выбирают из всех продуктов те, в которых много витаминов и которые полезны для здоровья человека, особенно весной (фрукты, овощи, зелень).

«Где спрятано растение?»

Дидактическая игра

Дидактическая задача: запомнить расположение предметов, найти из­менения в их расположении.

Игровые действия: поиски изменений в расположении растений.

Правило: смотреть, что убирает воспитатель, нельзя.

Оборудование: для первой игры нужно 4-5 растений, для после­дующих - до 7-8.

Ход игры

Вариант 1

Комнатные растения ставят на столе в один ряд. Всех детей, сидящих полукругом, воспитатель просит хорошо рассмотреть и запомнить расте­ния и их расположение, а затем закрыть глаза. В это время педагог меняет растения местами (вначале два растения, а затем два-три). «А теперь от­кройте глаза и скажите, что изменилось, - предлагает он. - Какие рас­тения переставлены? Покажите, где они стояли раньше». (Дети показы­вают.)

Вариант 2.

Одно растение можно убрать. А остальные сдвинуть так, чтобы не было видно, какого растения не стало. Дети должны назвать спрятанное растение.

Примечание

Детям, испытывающим затруднения в игре, воспитатель помогает орга­низовать ее. Для этого предлагает 2-3 ребятам поиграть отдельно от всех. Детские стулья (4-5 штук) ставят по кругу, на каждом из них - растение. Один ребенок стоит в середине и отгадывает, другой переставляет расте­ния (Следует обратить внимание детей, чтобы осторожно обращались с растениями).

«Кто кем будет?»

Дидактическая игра

Ребенок отвечает на вопросы взрослого: «Кем будет (или чем будет)... яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, же­лезо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый и т.д.?». При обсуждении ответов ребенка важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например, из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница. За одну игру можно разобрать 6-7 слов.

Вариантом этой игры является игра «Кем был?». Смысл этой игры за­ключается в том, чтобы ответить на вопрос, кем (чем) был раньше: цыпле­нок (яйцом), лошадь (жеребенком), корова (теленком), дуб (желудем), рыба (икринкой), яблоня (семечком), лягушка (головастиком), бабочка (гусени­цей), хлеб (мукой), шкаф (доской), велосипед (железом), рубашка (тканью), ботинки (кожей), дом (кирпичом), сильный (слабым) и т.п. Можно давать другие слова, требующие от ребенка понимания перехода одного качества в другое. Каждому слову рекомендуется подбирать варианты ответов.

«Кто летает, прыгает, плавает?»

Дидактическая игра

Подготовка к игре: педагог подбирает картинки с изображением знако­мых детям животных, птиц, насекомых, пресмыкающихся, которые могут быть классифицированы по принципу: «летают», «прыгают», «плавают». Изображение должно быть реалистичным, четким, без лишних деталей. К игре должны быть также приготовлены 3 цветных квадрата (крута, треу­гольника), условно обозначающих классификацию: «летают» - зеленый, «прыгают» - желтый, «плавают» - синий.

Дидактическая задача: уточнить знания детей о способах передвижения животных; развивать умение классифицировать по этому признаку; разви­вать внимание, память.

Игровое действие: дети выбирают трех звеньевых, которым воспита­тель дает по одному условному знаку, например квадраты разного цвета (у кого квадрат, дети не знают). Всем остальным он раздает картинки с изображением животных. По команде ведущего дети, у которых картинки с изображением тех, кто лает, собираются вокруг звеньевого, держащего, например, зеленый квадрат; с изображением тех, кто прыгает, - вокруг звеньевого с желтым квадратом; тех, кто плавает, - вокруг звеньевого с синим квадратом.

Правила игры: дети не должны знать заранее, какого цвета квадрат у звеньевого. Звеньевой поднимает квадрат по команде ведущего.

Часть 5. Игры для детей подготовительной группы

«Вырастим яблоки»

Дидактическая игра

Цель: учить свободно и правильно использовать знания о способах и последовательности работ в саду. Воспитывать уважение к садоводам, бе­режное отношение к результатам их труда.

Игровые задания: «вырастить» яблоки.

Правила игры: приступать к каждому виду работ своевременно. Допол­нять друг друга, не повторяясь.

Материал: румяные крупные яблоки. Сюжетные картинки примерно такого содержания: садоводы сажают саженцы яблонь в заранее приго­товленные ямки; белят стволы яблонь в саду; собирают яблоки и грузят на машины; обрезают ветви; цветущий сад. Ловушки для вредителей. Фиш­ки в виде яблок. Над нижним бортиком доски нарисуйте клетки (по числу картинок).

Ход игры

Дети рассматривают и нюхают яблоки. Им не терпится полакомиться ими. Но... их угостят, если они захотят стать садоводами.

Раздайте сюжетные картинки (по одной на двух детей). Внимательно рассмотрев их, дети решают, когда они должны включиться в общий рас­сказ.

Что прежде всего делает садовод? Возможно, дети поднимут несколько картинок. Пусть сообща решат, какую работу в саду надо начинать первой. Выбранную картинку выставляют на первой клетке доски. Желающие мо­гут рассказать об этой работе, но при условии, что каждый сообщит что- то новое, не повторяя другого. За всякое новое сообщение дается фишка. Потом дети выбирают следующую картинку. Не влияйте на их выбор даже в том случае, если нарушается последовательность садовых работ. Но кар­тинку поставьте на место в ряду, оставляя клетку для картинки, изображаю­щей предшествующий этап работы в саду. Это послужит детям сигналом о том, что выбор ошибочен, и побудит их найти картинку, которая должна заполнить пустую клетку.

Когда картинка займет свое место, начинайте коллективный разговор о ней, как описано выше. Иногда приходится самому воспитателю начинать рассказ: «Посадил садовник яблоневый сад...», а дети продолжают.

Уместно привести стихи-загадку: Я раскрываю почки, В зеленые листочки Деревья одеваю, Посевы поливаю, Движения полна, Зовут меня... (весна)

Наконец урожай выращен и собран, дары садов прибыли к детям. На­стало время угостить их яблоками. Но сначала загадки: Само с кулачок, красный бочок. Тронешь пальцем - гладко, А откусишь - сладко, (яблоко)

Я румяную матрешку от подруг не оторву, Подожду, пока матрешка упадет сама в траву, (яблоко)

Потом вместе с детьми вспомните, сколько труда стоит вырастить эти сочные вкусные плоды.

Определяя самые интересные сообщения детей по ходу игры, на­граждайте их фишками. Выигрывает набравший наибольшее количество фишек.

При повторении игры используйте другие картинки, придумайте новые ситуации.

«Загадывание желаний»

Словесная игра

Цель: помочь детям выразить свою индивидуальность, высказывая са­мые заветные мечты, и в то же время учить их соизмерять свои действия с окружающей природой, с действиями товарищей, как бы вписывая в об­щий сюжет свои элементы. Закрепить знание экологической заповеди «Не навреди».

Ход игры

Детей хорошо расположить по кругу. Пусть представят себе, что здесь сбываются все желания. Каждый ребенок по очереди загадывает такие же­лания, например:

- Если бы я был котом, я бы...

- Если бы я был каким-нибудь зверьком, я бы...

- Если бы я стал птицей, я бы...

- Если бы я стал насекомым, я бы...

- Если бы я был цветком, я бы...

- Если бы я стал деревом, я бы...

- Если бы я был слоном, я бы...

Каждый ребенок составляет небольшой рассказ, продумывая свою жизнь в этой роли. Можно заранее договориться - реальные или фантас­тические рассказы составляем. Когда дети освоят эту игру, можно объеди­нить «желания». Каждый следующий загадывающий свое желание ребенок может вписываться в сюжет предыдущего рассказа и т.д.

«Консервный завод»

Дидактическая игра

Содержание знаний: рассказать детям о том, что на консервном заводе овощи и фрукты перерабатывают для дальнейшего хранения. Из фруктов и ягод варят варенье, делают соки. Овощи идут на консервы для супов, салатов, фрукты и овощи иногда сушат для приготовления разных блюд. Прежде чем отправить на переработку, овощи и фрукты сортируют. Самые спелые отбирают для соков.

Дидактическая задача: определить спелость плодов по внешнему при­знаку (окраске, величине, плотности), сгруппировать овощи и фрукты по степени спелости.

Правила: разносить овощи и фрукты по цехам можно, только правильно отобрав и объяснив, какие из них зрелые, а какие нет. Определить, из чего можно приготовить соки, что законсервировать или отправить сушить.

Оборудование: на трех-четырех столах ставят «вывески» цехов: сухоф­руктов, соков, консервов, варенья. На столы вместо вывесок можно поста­вить готовые продукты: сухой компот, томатный сок, консервированные овощи или фрукты, варенье.

Ход игры

Дети исполняют роли заведующего и рабочих. Заведующий складом выдает продукты и распределяет их по цехам в зависимости от степени зрелости: самые спелые - на сок, спелые мягкие - на варенье, спелые плотные - на компоты, остальные - сушить. Он старается правильно отобрать продукты и дать точные объяснения рабочим, какие плоды брать, а какие нет, в какой цех их относить. Рабочие отбирают и сортируют ово­щи и фрукты, помня полученные указания и ориентируясь на вывеску. Остальные наблюдают и проверяют правильность выполнения заданий, оценивают работу.

«Экосистемное домино»

Дидактическая игра

Место: групповое помещение.

Материалы: плотная бумага, цветные фломастеры, карандаши, ножни­цы.

Понятия и взаимосвязи: пищевая цепь, хищник - жертва, производи­тель - потребитель. Стабильность экосистем.

Мотивация: побеседуйте с детьми об определенной экосистеме дети должны выяснить, какие животные и растения относятся к ней. а какие бы в ней не выжили.

Задание: выберите растения и животных, проживающих в да ной эко­системе (лес, луг, поле), запишите (зарисуйте) их в заранее заготовленные таблички в форме домино.

Ход игры

Ведущий заранее готовит таблички для записи животных и растений по количеству играющих в группах. После рассказа о данной экосистеме дети называют как можно больше названий ее обитателей. Потом всей группой составляют разветвленную пищевую цеп; как минимум из 10 животных (растений). В произвольном порядке записывают их названия в заготов­ленную таблицу. Таблицу разрезают на карточки домино. Правила такие же, как и в обычном домино. Карточки можно прикладывать со всех сто­рон, учитывая реальные взаимосвязи.

«Энергия»

Дидактическаяигра

Цель: дать детям представление о биоценозе луга, отметить различия между двумя местами обитания - лесом и лугом. Познакомить детей с пи­щевыми отношениями между живыми существами, ввести понятие «пи­щевая цепь».

Реквизит: куклы, тарелка с печеньем.

Схема занятия:

1. Показать детям кукольный спектакль «Кто самый важный на лугу?» После спектакля обсудить важность совместного проживания раз­ных существ, их взаимосвязь друг с другом. Особое внимание уделить рас­смотрению пищевых связей.

2. Предложить поиграть в игру «Пищевая цепочка», раздав детям роли персонажей кукольного спектакля.

Ход игры

Действующие лица: солнце (1 человек), трава (6 человек), мышка (3 че­ловека), лиса (1 человек).

Перед началом игры обсудите роль солнца в спектакле.

Солнце берет в руки тарелку с печеньем (12 штук) и передает «энергию» траве - по две штуки каждой травинке. Одно печенье каждая травинка съедает - эта «энергия» расходуется на поддержание жизненных процес­сов травинки, а второе передает мышкам. Часть «энергии» (одно печенье) мышка расходует на себя, а часть (второе печенье) отдает лисе. Таким об­разом, у лисы оказывается три печенья. Часть «энергии» лиса расходует, а оставшуюся часть может передать тому, кто сможет ее съесть.

После игры обязательно обсудить с детьми процесс передачи энергии. Кто получил энергию непосредственно от солнца? Только трава может по­лучать энергию от солнца! Сколько бы лисы и мыши ни загорали, есть им все равно хочется. Кто получил энергию от травы? Мыши - травоядные животные. Кто получил энергию от мышей? Лиса - плотоядное живот­ное.

Изготовить коллективный коллаж «Луг». Разделить детей на несколько групп и раздать им наборы картинок с изображением разных растений и животных. Предложить каждой группе сделать коллективный коллаж на тему «Луг», наклеив на лист бумаги изображения только тех животных и растений, которые живут на лугу постоянно. В завершение предлагается нарисовать лес таким, каким он был в начале игры (или наклеить рисун­ки).

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА

«Мы живем на планете – Земля»

Добрый вечер, уважаемые гости. Мы приветствуем вас на экологической игре «Мы живем на планете Земля». Сегодня мы собрались вместе, чтобы еще раз подумать, поразмышлять о таком важном процессе, как охрана природы. Чтобы охранять природу, нужно хорошо ее знать. Этой теме мы и посвящаем нашу игру. Главными действующими лицами будут команды:______________________

Оценивать работу команд сегодня будет жюри в составе, которого работают:

Методист ЦДТ – Загребельная О.Б., педагог д/о – Сундукова Л.В.

Итак, мы начинаем игру.

1 КОНКУРС – «ВОПРОС - ОТВЕТ»

20.Какая птица в мире самая большая? (Страус)

Группа островов (Архипелаг)

МУЗЫКАЛЬНЫЙ №

Слово жюри за 1 конкурс

Назвать 5 съедобных грибов, ядовитых растений, хищных птиц, полевых цветов, певчих птиц, деревьев растущих на территории России.

3 КОНКУРС – «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КОНВЕРТЫ» (конверты с вопросами)

МУЗЫКАЛЬНЫЙ №

Слово жюри – за 2 конкурс и общий итог за первые 2 конкурса

Вопросы команде 1.

Почему у журавля один птенец?

(Журавли откладывают по два яйца, но птенец у них остается один. Вылупившиеся птенцы тут же начинают жестокую драку, пока один не убьет другого. И самое страшное здесь то, что родители стоят рядом и безразлично наблюдают за этим убийством.)

Почему волка называют санитаром леса?

(Поедает первым делом больных и ослабленных животных)

Вопросы команде 2.

Когда раки линяют?

(Линяют раки, когда панцирь становится тесен. Это происходит где-то в конце осени. А тесен он им по простой причине – растут раки.)

Почему ласточки перед дождем летают низко?

(Они ловят насекомых, которых холодный воздух прибивает к земле)

Вопросы команде 3.

Зачем змеи язык показывают.

(Не подумайте, что это они вас дразнят. Это они воздух «ощупывают», добычу ищут. А что, вынюхивают, «несут» на языке в рот.)

Почему при безоблачном небе морозы бывают сильнее?

(Облака для земли все равно, что одеяло, они не дают остыть земле)

4 КОНКУРС «САМЫЙ – САМЫЙ»

1.Самое высокое дерево.

Акация

ЭВКАЛИПТ

Дуб

АМАЗОНКА

Волга

Миссисипи.

3.Самый длинный день в году.

Ливийская

Калахари

САХАРА (Находится в Африке)

5.Самое соленое море

МЕРТВОЕ

Красное

Черное

6.Самый короткий день в году

КРОКОДИЛ

Слон

медведь

8.Самое сладкое дерево наших лесов

осина

Ясень

ЛИПА

Марс

ЮПИТЕР

Земля

10.Самое быстрое морское животное

ДЕЛЬФИН

Кит

морской котик

Крапива

БАМБУК

розмарин

12. Самое глубокое озеро в России и в мире.

БАЙКАЛ (Глубина 1620 м, длина 636 км, наибольшая ширина 81 км)

Гурон

Мичиган

13.Самое мелководное море на Земле

Охотское

Баренцево

АЗОВСКОЕ

5 КОНКУРС – «СЛОВЕСНЫЙ ЛАБИРИНТ» (названия рек)

МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР

Слово жюри – за 3, 4 конкурсы и общий итог предыдущих 4х конкурсов

ПРЕНД (Днепр)

МУРА (Амур)

ГОЛАВ (Волга)

НАЕЛ (Лена)

ЗАТЕМ (Темза)

ЛАУР (Урал)

НАДУЙ (Дунай)

ВЕНА (Нева)

РЕТЕК (Терек)

МАКА (Кама)

ШТЫРИ (Иртыш)

ЛАВИС (Висла)

МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР

Оценки за 5 конкурс, подведение итогов экологической игры.

Природа – наше богатство, и не случайно писатель Михаил Пришвин сказал: «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода; птице – воздух; зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

ПОЛОЖЕНИЕ

О проведение экологической игры для старшеклассников

«Мы живем на планете Земля»

Цель: расширение и углубление знаний о живой природе, развитие познавательного интереса учащихся, их творческих способностей.

Дата и место проведения: 18 марта 2011г. Актовый зал ЦДТ ст. Ладожской.

1 КОНКУРС – «ВОПРОС - ОТВЕТ»

Каждая команда отвечает на 15 вопросов – за каждый правильный ответ команде присуждается один балл. Максимальная оценка за конкурс 15 баллов.

2 КОНКУРС – «ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ» - назвать 5 съедобных грибов, ядовитых растений, хищных птиц, полевых цветов, певчих птиц, деревьев растущих на территории России. Максимальная оценка за конкурс – 10 баллов (5+5).

3 КОНКУРС – «ТЕМНАЯ ЛОШАДКА»

Каждая команда получает конверт, содержащий по два вопроса. За каждый правильный ответ - 1 балл. Максимальная оценка за конкурс 2 балла.

4 КОНКУРС «САМЫЙ – САМЫЙ»

Командам предлагаются вопросы и варианты ответов – задача выбрать правильный ответ, за который присуждается 1 балл. Максимальная оценка -13 баллов.

5 КОНКУРС – «СЛОВЕСНЫЙ ЛАБИРИНТ»

Расшифровать названия рек. За каждое расшифрованное название присуждается 1 балл. Максимальное количество баллов - 12 баллов.

ПРЕНД -

ПРЕНД -

МУРА -

МУРА -

ГОЛАВ -

ГОЛАВ -

НАЕЛ -

НАЕЛ -

ЗАТЕМ -

ЗАТЕМ -

ЛАУР -

ЛАУР -

НАДУЙ -

НАДУЙ -

ВЕНА -

ВЕНА -

РЕТЕК -

РЕТЕК -

МАКА -

МАКА -

ШТЫРИ -

ШТЫРИ -

ЛАВИС -

ЛАВИС -

Назвать 5 съедобных грибов

____________________________________

Назвать 5 ядовитых растений

____________________________________

Назвать 5 хищных птиц

____________________________________

Назвать 5 полевых цветов

____________________________________

Назвать 5 певчих птиц

____________________________________

Назвать 5 деревьев растущих на территории России.

___________________________________

1 КОНКУРС – «ВОПРОС - ОТВЕТ»

1.Трава от 99 болезней? (Зверобой)

2.На следу, каких хищных зверей нет когтей? (Кошки, рыси)

3.Кто может пить ногой? (Лягушка)

4.Кто собирает яблоки спиной? (Еж)

5.Пингвин – это птица или животное? (Птица)

6.Какая ягода бывает красной, черной, белой? (Смородина)

7.У кого каждый день растут зубы? (У бобра, зайца)

8.У какого дерева ствол белый? (У березы)

9.Какая птица выше всех летает? (Орел)

10.Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)

11. Какой снег тает быстрее – чистый или грязный? (Грязный)

12.Чем стрекочет кузнечик? (Ногой о крыло)

13.Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Умирает)

14.Какое дерево весной дятла поит? (Береза)

15.Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка)

16.Название, какого растения говорит, где оно живет? (Подорожник)

17.Кто бежит, выставляя вперед задние ноги? (Заяц)

18.Кравожадный хищник наших лесов? (Волк)

19.Перед какой погодой птицы перестают петь? (Перед дождливой)

20.какая птица в мире самая большая? (Страус)

21.Когда еж не колется? (Когда только родился)

22.Зимуют ли птицы в скворечниках? (Нет, там холодно)

23.Дерево – символ нашей Родины? (Береза)

24. Сколько крыльев у жука? (Четыре)

25.Где у кузнечика ухо? (На ноге)

26.Что теряет лось каждую зиму? (Рога)

27.Сколько ног у паука? (Восемь)

28.Какую птицу наших лесов называют лесным доктором? (Дятла)

29.Кто из животных бегает быстрее всех. (Гепард, более 100 км в час)

30.У кого глаза на рогах, а дом на спине? (У улитки)

31.Какая рыба носит имя человека? (Карп)

32.Кто это – Алиса и Базилио? (Лиса и кот)

33.Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (Зрячими)

34.Дышит ли цыпленок в яйце? (Дышит)

35.Кто тяжелее – самая большая акула или слон? (Акула)

36.Что делает зимой еж? (Спит)

37.Весной или летом цветет сирень? (Весной)

38.Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)

39. Растет ли дерево зимой? (Нет)

40.Умеют ли тигры плавать? (Да)

41. Какую траву любят кошки? (Валериану)

42.Лысеющий на ветру цветок? (Одуванчик)

43.Название, какого растения связывают со звоном? (Колокольчик)

44.Лошадь в тельняшке. (Зебра)

45.У какого животного цвет жира зеленый? (У крокодила)

Какую ягоду называют «родной сестрой малины»? (Ежевику)

У кого самый чуткий нос? (У бабочки)

Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (Лисичка)

У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

Прилет, каких птиц означает начало весны? (Грачи)

Часть водной оболочки земли? (Море)

Сильная буря на море? (Шторм)

Группа островов (Архипелаг)

Крупный населенный пункт. (Город)

Дорога через горный хребет (Перевал)


Предлагаемые дидактические игры экологического содержания легки в изготовлении и могут быть использованы в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Они имеют четкую структуру:

Название;

Описание дидактического материала;

Методику проведения, а отдельные игры - несколько вариантов проведения.

«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БАШНЯ «ЛЕС»

Цель: познакомить детей с понятием «пищевая цепь» и дать представление о цепях питания в лесу.

Материал:

Первый вариант - плоскостной: набор карточек с иллюстрациям по четыре в каждом (например, лес - растение - травоядное животное - хищник);

Второй вариант: - объемный: четыре разных по величине кубика, на каждой грани которых - иллюстрации леса (лес - гриб - белка - куница; лес - ягоды - еж - лиса; лес - цветок - пчела - медведь; лес - желуди - дикий кабан - волк; лес - береза - майский жук - еж; лес - сосновая шишка - дятел - филин и т.д.)

Методика проведения: на первом этапе дети играют совместно с воспитателем, начинают игру с любого кубика.

Воспитатель: «Это гриб, где он растет?» (В лесу.) «Кто из зверей питается в лесу грибами?» (Белка.) «Есть ли у нее враги?» (Куница.) Далее ребенку предлагается составить пищевую цепь из названных объектов и объяснить свой выбор. Показать, что если убрать один из компонентов пищевой цепи (например, гриб), то вся цепочка расподается.

На втором этапе дети играют самостоятельно. Им предлагается составить свою экологическую башню.

На третьем этапе организуются игры-соревнования: кто быстрее составит башню, в которой есть, например, еж или волк.

«ПИРАМИДА «ПТИЦЫ»

Цель: сформировать знания о простейших цепях питания птиц в природе, закрепить знания об условиях, необходимых для роста растений и жизни животных.

Материал:

Первый вариант - плоскостной: набор карточек разного цвета (желтых, синих, красных, черных), моделирующих условия, необходимые для роста растений и жизни животных; наборы из трех карточек с различными иллюстрациями растений и птиц (например, сосна - сосновая шишка - дятел).

Второй вариант - объемный - набор из семи кубиков, где первый-четвертый кубики разного цвета, обозначающие условия, необходимые для жизни растений и животных; пятый - растения; шестой - корм птиц; седьмой - птицы (например,: рябина - ягоды рябины - снегирь; ель - еловая шишка - клест; дуб - желуди - сойка; водоросли - улитка - утка; трава - кузнечик - аист).

Методика проведения: по аналогии с «Экологической башней «Лес». Однако при составлении пирамиды необходимо обратить внимание на следующие правила: разноцветные кубики расставляются горизонтально, а три кубика с иллюстрациями растений и животных выставляются на эту горизонталь вертикально, один на один, с целью показа пищевых цепей в природе.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЛУКОШКО «АПТЕКА АЙБОЛИТА»

Цель: и их использовании человеком, упражнять в их распознавании на иллюстрациях.

Материал: плоскостное лукошко с красно-зеленым крестиком на одной из сторон, набор иллюстраций лекарственных растений (подорожник, зверобой, ромашка, шиповник, крапива и др.).

Методика проведения: воспитатель загадывает детям загадки о лекарственных растениях. Ребенок находит в лукошке иллюстрацию, называет растение и объясняет, почему его называют «зеленым доктором». Аналогично можно проводить игры с экологическими лукошками на темы: «Цветы луговые», «Первоцветы», «Ягоды», «Грибы» и др.

«ЗООЛОГИЧЕСКИЙ СТАДИОН»

Цель: закрепить знания детей о различных видах животных, их питании и месте обитания в природе.

Материал: планшет, на котором по кругу изображены две беговые дорожки, старт, финиш и девять ходов; в центре стадиона шесть секторов с иллюстрациями животных: один - скворец, две - ласточки, 3 - пчела, 4 - муравей, 5 - медведь, 6 - белка. На отдельных карточках - иллюстрации корма для данных животных и их убежищ (скворечник, муравейник, улей, берлога, дупло и др.). В наборе имеется также кубик для определения хода.

Методика проведения: в игре участвуют два ребенка. С помощью кубика они поочередно определяют сектор с заданием и делают по три хода: первый - назвать животное, второй - определить корм для данного животного, третий - назвать его убежище в природе. Выигрывает тот, кто первым придет к финишу.

«ЗЕЛЕНЫЕ КАРТЫ»

Цель: упражнять детей в соответствии .

Материал: набор игральных карточек из 36 штук, каждая окрашена с обратной стороны зеленым цветом, а на лицевой - иллюстрации различных животных и растений, которые составляются таким образом, чтобы в итоге сложилось 18 пар (животное - корм для него).

Методика проведения: в игре принимают участие от двух до шести детей. Каждому ребенку раздается по 6 карточек. Заранее проверяется, есть ли среди них такие, которые можно составить в пары. При правильном ходе ребенка карточки откладываются. Количество карт постоянно пополняется до шести, пока они не закончатся. Выигрывает тот, кто первым выйдет из игры или у кого останется меньшее количество карточек.

«ПРОГУЛКА В ЛЕС»

Цель: сформировать , расширить знания детей о правилах поведения в лесу, упражнять в распознавании предупреждающих и запрещающих экологических знаков.

Материал: планшет с изображением лесной поляны с несколькими тропинками, на которых размещены предупреждающие знаки; силуэты детей, которых можно перемещать по тропинкам; набор запрещающих экологических знаков в конверте (например, не рвать ландыши; не топтать грибы, ягоды; не ломать ветви деревьев; не разрушать муравейники; не разводить костры; не ловить бабочек; не кричать; не включать громкую музыку; не разорять птичьи гнезда и др.).

Методика проведения: в игре может участвовать группа детей, которые отправляются в лес на прогулку. На первом этапе следует провести ребят по тропинке, рассказать, что на ней находится, выставить соответствующие экологические знаки, помогающие соблюдать правила поведения в лесу.

На втором этапе дети самостоятельно путешествуют по лесным тропинкам, где расставлены различные экологические знаки. Игроки должны объяснить по ним правила поведения в лесу. За правильный ответ - фишка. Побеждает тот, кто наберет максимальное количество фишек.

«ЛЕСНИК»

Цель: закрепить ; упражнять в распознавании предупреждающих экологических знаков.

Материал: набор предупреждающих экологических знаков треугольной формы с изображением лесных объектов (ландыш, муравейник, гриб съедобный и несъедобный, ягоды, бабочка, паутина, птичье гнездо, еж, костер, скворечник и др.).

Методика проведения: дети поочередно выполняют роль лесника, который выбирает один из экологических знаков, лежащих в перевернутом состоянии на столе, и знакомит участников игры с лесными объектами, которые этот знак представляют; рассказывает, как следует вести себя в лесу, находясь рядом с данными объектами.

И. Комарова, Н. Ярошева

Человечество, увлекшись научно-техническим прогрессом, забыло, что каждое его достижение больно ударяет по природе. Загрязнение окружающей среды, уничтожение птиц, растений, животных влечёт за собой опасные последствия и для человека. К сожалению, люди не задумываются о результатах своей деятельности. Предлагаемый вариант экологического занятия - ролевой игры с детьми — поможет заострить их внимание на актуальных проблемах природы. Занятие проводится в виде судебного процесса над человеком. Конечно, требуется предварительная подготовка. Необходимо выбрать обвинителя, защитника, обвиняемого, свидетелей с обеих сторон, судью и присяжных заседателей.

«Имеет ли человек право на жизнь?»

Цели: показать детям влияние прогресса и цивилизации на природную среду и узнать, как человек может уменьшить вред, наносимый им природе.

Участники: учащиеся 8-11 классов. Из их числа назначаются: судья (им может быть и взрослый), обвиняемый, обвинитель, защитник, свидетели, присяжные заседатели. Каждый участник готовит свою роль, подбирает факты для обвинения или защиты.

Обязанности участников: судья - ведет судебный процесс, предоставляет слово по очереди защите и обвинению.

Обвиняемый - это собирательный образ человека, уничтожающего природу. Он может не только оправдываться и выслушивать обвинения, но и вносить предложения по устранению причин обвинения.

Обвинитель - природа, заранее готовит и предъявляет факты нанесения вреда природе человеком. От того, какие факты предъявляет обвинитель, защитник готовит свидетелей обвинения.

Защитник - это может быть просто человек, это может быть собирательный образ - цивилизация, прогресс и т. п. Он готовит свидетелей защиты, в зависимости от фактов, которые предъявляет природа. Конечно, обвинение и свидетелей защиты надо готовить заранее.

Свидетели обвинения - сообщают суду конкретные факты нанесения вреда природе.

Свидетели защиты - отвергают или оправдывают обвинения.

Присяжные заседатели - выносят решение в конце процесса, обязательно аргументируя его.

Возможные варианты процесса

Обвинитель. Природа говорит о том, что человек не имеет права на жизнь, так как он отравил реки сточными водами, например, с бумажных комбинатов, загрязняет воздух

выхлопными газами автомобилей, дымом от сжигания мазута, убивает животных из-за меха и т. п.

Выступают свидетели обвинения.

Рыбы рассказывают о том, как они погибают.

Растения, птицы о невозможности дышать воздухом, загрязнённым ядовитыми веществами.

Животные рассказывают о том, как их убивают из-за меха.

Свидетели защиты оправдываются.

Например:

Писатель, журналист газеты говорят о невозможности жить без бумаги;

Директор ТЭЦ- о необходимости тепла для людей;

Автовладелец - о необходимости транспорта, как средства передвижения человека;

Охотник - о необходимости теплой одежды зимой.

После выступления свидетелей слово предоставляется

человеку. Он может просто согласиться и признать вину, может подтвердить необходимость совершаемых действий, но может сказать, что он уже предпринимает и что готов предпринять для охраны природы. Сразу же в зале суда он может, например:

Охотника сделать директором зверофермы и не убивать диких животных в лесу, а разводить их для своих нужд;

Директору ТЭЦ предложит перейти па другую энергию - солнца, ветра и т. п.;

Автовладельцу перевести машину на газ. И т. д.

Природа принимает или не принимает предложения, обосновывая свой отказ. Может спрашивать у обвиняемого, почему это не было сделано раньше и т. п.

Затем суд присяжных выносит приговор. Судья может согласиться с ним или нет, обязательно указав причину своего решения.

Конечно, данное занятие будет результативным при серьёзной подготовке к нему, при достаточном количестве экологических знаний у участников «судебного процесса». Выступления свидетелей обвинения могут быть дополнены видеоматериалом.

Игра «Что мы знаем об отходах?»

Цели:

♦ выяснить, что знают учащиеся об отходах;

♦ научить их правильно обращаться с отходами;

♦ показать, какой вред наносят отходы окружающей среде;

♦ познакомить учеников с видами отходов и способами их утилизации.

Ход игры-викторины

Разделить детей на 3 команды. В процессе игры-викторины команды могут заработать баллы, по которым и определяется победитель. Задания могут даваться отдельно каждой команде, а могут всем командам одновременно, в данном случае побеждает та команда, которая быстрее ответит.

Задание 1.

Каждая команда рассказывает о том, какие бывают отходы. Одна - в быту, вторая - в легкой промышленности, третья - в тяжелой промышленности. Побеждает та команда, которая назовет в своей отрасли больше отходов.

Задание 2.

Всем командам называется материал, из которого состоят отходы, например - бумага, железо, пластик и т. п. Им надо ответить, какой из них в природе разлагается дольше всех.

Задание 3.

Кроме вреда химического, отходы наносят вред физический. Команды должны назвать как можно больше примеров такого вреда. (Например, стекло может стать причиной пореза и т. д.)

Задание 4.

Команды должны сказать, что из предложенных вариантов обращения с отходами приносит наименьший вред: сжигание, захоронение в оврагах, утилизация на полигонах ТБО.

Задание 5.

Команды придумывают, как сократить количество отходов в различных отраслях. Например, по тому же принципу, что и в первом задании.

Задание 6.

Команды должны отвечать по очереди, что должен делать человек, чтобы земля не покрылась свалками. Побеждает та команда, которая назовет больше примеров.

В конце каждого задания ведущий комментирует ответы учащихся, называет правильные, присуждает баллы.

Тема: «Каждый должен беречь природу» интеллектуальная игра

Цель: воспитывать интерес к природе и её обитателям.

Расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру;

Воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней;

Воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.

Оборудование: плакат с изображением ствола дерева

зелёные листочки

мультимедийная презентация

Ход занятия

Организационный момент.

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нём солнце,

дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,

Весенний звон ручья,

Живёшь в том светлом доме ТЫ

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нём.

ПРИРОДОЮ родной земли

Зовётся этот дом.

Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир природы, побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы нашей экологической игры. В этой игре сможет поучаствовать каждый. За участие и правильные ответы вы будете получать зелёные листочки, которые в финале занятия украсят наше дерево знаний.

I. Первая станция. «Царство растений».

Ведущий. Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?

Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.

Итак, в путь. Первая станция нашего путешествия «Царство РАСТЕНИЙ».

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему?» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое – пчелою забралось в цветок,

А третье – лягушкою скок в ручеек.

«Что?» мышкой шныряет под листьями в норах,

«Кто?» ищет в кустах притаившийся шорох

Сидит «отчего?» на зеленом листке.

«Куда?» полетело верхом на жуке.

«Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень.

Вопрос за вопросом, и так –целый день!

Мы с вами, друзья, по тропинке идем

Ответы искать под зеленым шатром.

1-й конкурс.

Викторина «Узнай растение».

Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик).

Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?

Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).

На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).

Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник).

У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).

Он у дороги к дому весь в пыли торчит,

И путнику больному ранки заживит. Что это за трава? (подорожник)

Ученик:

Подорожник широко используется в медицине. Его прикладывают к ранке, пьют отвар из листьев при кашле, желудочных заболеваниях. Если вы заболели, доверяйте лекарственным растениям

– Молодцы, ребята!

2-й конкурс.

Какие листья и плоды на дереве растут?

Лист берёзы – берёзовый.

Лист липы – …

Лист клёна – …

Шишка ели – …

Плод дуба – …

Лист дуба – ….

Лист осины – …

Лист ивы – …

Шишка сосны – …

Плод яблони – …

3-й конкурс.

Игра «Четвёртый лишний».

Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?

Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …

Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …

Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …

Осина, липа, дуб, ель. Так как …

Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …

Липа, осина, клён, яблоня. Так как …

Груша, слива, тополь, вишня. Так как …

Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …

II. Вторая станция. «Царство Животных».

Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу.

На нашей планете много животных, но некоторые из них занесены в красную книгу, т.к. они могут исчезнуть совсем. Поэтому главная задача человека сохранить и приумножить животный мир. Мы продолжаем наши конкурсы

1-й конкурс.

Викторина «Живые загадки».

Что человек делает для сохранения животного мира?

Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).

Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).

Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).

Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).

Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).

У кого на сучке кладовая? (У белки).

Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).

Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).

Есть на речках лесорубы

В серебристо-бурых шубах

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины. (Бобры).

Скачет зверюшка:

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка).

На спине я дом ношу,

Но гостей не приглашу:

В костяном моём дому

Место только одному. (Черепаха).

Лежит верёвка,

Шипит плутовка,

Брать её опасно –

Укусит. Ясно? (Змея).

2-й конкурс.

«Жалоба»

Поступили жалобы от разных животных на людей. Вам предстоит узнать. Кто жалуется, сказать, обоснованы ли жалобы.

№2. Сама знаю, что я не красавица болотная. Люди от меня шарахаются, не любят мой голос. Мальчишки меня пинают. Не всем же быть красавицами. Зато польза от меня огромная. (лягушка)

№3. Очень часто люди охотятся на меня, расставляют капканы. Правда, бываю я, иногда виноват. Могу овец задрать. Но ведь в лесу я немалую пользу приношу. (волк)

Мой помощник приготовил несколько интересных фактов из жизни животных.

Ученик:

Журавлиха откладывает два яйца. Птенцы высиживаются отдельно. Один отцом, другой – матерью в двух гнездах. Позже семья собирается вместе.

Гнездо белки – надежное убежище от холода. На улице температура -10, -15, в гнезде – +10, +15.

Разные животные спят по-разному: мышь – 13 часов, белка, хомяк – 14 часов, крот, еж – 8-19 часов, лось – 6 часов.

III. Третья станция. «Царство Грибов».

Ведущий. Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт станция.

По дорожке, по тропинке

В лес за ними мы идём.

Если место попадётся,

То лукошко наберём. (Грибы).

Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.

1-й конкурс.

«Грибники».

Назвать правила сбора грибов.

2-й конкурс.

«Собери грибочки».

– Кто больше соберёт грибов.

3-й конкурс. «Собери пословицу».

«Грибок к грибку – наберёшь и лукошко»

“Любопытные факты о грибах”.

Белка заготавливает до 600 г. сухих грибов.

Шляпочные грибы вырастают за 3-6 дней, погибают через 10-14 дней. Быстрее всех вырастает подберезовик.

Во время Великой отечественной войны в полевых госпиталях использовали гриб-трутовик вместо ваты.

IV. Четвёртая станция. «Экологическая».

– Ребята, что такое «экология»?

Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. Вот послушайте стихотворение о горе – туристах, которые пришли отдохнуть на природе.

– Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?

– А как бы вы поступили на месте этих туристов?

– Какой вред наносят люди таким поведением?

– Какие ещё источники загрязнения природы вы знаете? (Дети перечисляют).

Конкурс

«Правила друзей природы».

Подумайте и закончите фразу:

Если ты встретил на тропинке птенца…

Если набрёл на земляничную поляну…

Если на твоём пути встретился большой муравейник…

Если ты взял с собой походный приёмник…

Если ты увидел на поляне красивые цветы…

– Вспомните правила друзей природы. (Называют правила по очереди).

1. Нельзя сорить и бросать мусор.

2. Нельзя рвать цветы и травы охапками. Среди них могут оказаться очень редкие или лекарственные, которые могут пригодиться людям или животным, Цветами лучше любоваться в лесу, ведь дома в вазе они не будут радовать нас долго.

З. Деревья и ветки ломать ни в коем случае нельзя.

4. Нельзя сбивать мухоморы, т.к. ими питаются животные и птицы.

5. Да и громко петь и кричать тоже нельзя, потому что можно напугать лесных жителей.

6. Нельзя брать домой маленьких животных и птенчиков.

7. Нельзя разорять муравейники, так как муравьи - санитары леса.

9. Нельзя разводить костер без надобности! Костер нужен для того, чтобы приготовить еду или обогреться. Дети не должны разводить костёр без старших.

Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.

– Вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир ПРИРОДЫ. Вы старались, многие получили листочки, пусть зазеленеет наше дерево.

(Дети выходят и наклеивают листочки на дерево)

Статьи по теме: