Конспект проведения сюжетно-ролевой игры в старшей группе «Путешествие в Африку. Сюжетно - ролевая игра "морское путешествие" Конспект сюжетно ролевой игры экспедиция в африку

Сюжетно – ролевая игра «Путешествие в Африку» для детей старшей группы. Конспект

Автор. Апатенко Наталья Николаевна, воспитатель
Место работы: МБДОУ № 5 «Незабудка» г. Старый Оскол, Белгородской области.
Описание материала: предлагаю вам конспект сюжетно-ролевой игры на тему «Путешествие в Африку». Сюжетно-ролевая игра рассчитана на детей в возрасте 5-6 лет. Данный материал будет полезен воспитателям детских садов работающий с детьми старшего дошкольного возраста.

Сюжетно – ролевая игра «Путешествие в Африку»

Программное содержание:
Побуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания об окружающей жизни.
Расширить и углубить знания детей о жизни животных Африки, познакомить с повадками некоторых из них.
Формировать умение считаться с мнением и интересами товарищей по игре.
Воспитывать смелость, выносливость, любовь к животным.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций с изображением природы и животных Африки.
- Чтение книг: Б. Житков «Мангуста», Р. Киплинг «Маугли», К. Чуковский «Доктор Айболит», С. Сахарнов «Что я видел в Танзании».
Оборудование: напольный конструктор, штурвал, грамзапись «Звуки прибоя», «Звуки природы», картинки природы и животных Африки, пища, питьевая вода, подарки и лакомства для зверей, фрукты, картинка Индии.
Ход сюжетно-ролевой игры:
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним сказку Корнея Чуковского «Доктор Айболит». О ком говорится в сказке? (Ответы детей) . Правильно, про доктора Айболита, который лечил зверей. Сегодня я предлагаю вам вместе с доктором Айболитом отправиться в далекую Африку, чтобы проверить все ли там в порядке. Вы, согласны? (Да).
Воспитатель: Для того, чтобы отправиться в наше увлекательное путешествие нам нужно построить корабль. Предлагаю незамедлительно приступить к работе. (Дети строят большой корабль под руководством воспитателя) .
Воспитатель: Наш корабль готов. Необходимо выбрать капитана, который наберет команду верных помощников. (Выбор капитана).

Воспитатель: Нам нужно взять все необходимое для дальней дороги: пищу, питьевую воду, подарки и лакомства для зверей. (Происходит погрузка).
Воспитатель: Ребята, мы забыли самое главное. Нам необходимо пригласить с собой доктора Айболита. Сейчас я его вызову. (Звонок по телефону, появляется доктор).
Доктор: Здравствуйте, ребята! Я с удовольствием отправлюсь с вами в путешествие.
Воспитатель: Капитан, приглашайте всех на борт.
Капитан: Все заняли свои места? (Ответы детей). Тогда я объявляю об отплытии. Полный вперед!
(Корабль «плывет» по водным просторам).
Воспитатель: Ребята, наш корабль подошел к берегам Индии. А вы знаете, что здесь жил славный мальчик Маугли. (Ответы детей). Мальчик воспитывался в волчьей стае. Он был смелым и очень добрым.
Воспитатель: Капитан, мы должны продолжить наш путь и держать курс на Африку.
Доктор: Нам нужно спешить и убедиться все ли там в порядке.
Капитан: Полный вперед! (Корабль «плывет» дальше).
Воспитатель: Мы подошли к берегам Африки. Ребята, какое чудо, все звери живы и здоровы и встречают нас. (Высаживаемся на «берег»).
Доктор: Какие они все радостные, веселые, бодрые. Ребята, звери приготовили для вас несколько сюрпризов. (Сюрпризный момент).
Воспитатель: Доктор, мы очень рады, что фламинго станцевали нам свой очаровательный танец, а гепард устроил соревнование по бегу, ведь он самый лучший бегун. Но наши ребята тоже не подвели, и в соревнованиях победила дружба. Потом нас принял царь зверей – лев. Он нам позволил погладить себя и от удовольствия закрыл глаза и чуть – чуть помахивал хвостом. Добродушный слон устроил нам настоящий душ. Со смешными обезьянками мы поиграли в прятки.
Доктор: Ребята, у вас так много друзей: страусы, носороги, дикобраз, зебра, огромный питон и даже крокодил. Они, хотят угостить вас бананами, ананасами, кокосовым молоком. (Угощение).
Воспитатель: Спасибо вам, милые звери, но мы прибыли к вам тоже не с пустыми руками. Наши дети хотят спеть для вас и станцевать. (Исполняется несколько номеров) . А еще, мы приготовили для вас, много подарков и лакомств. (Дети раздают угощение) .
Доктор: Милые звери спасибо вам за гостеприимство.
Воспитатель: Нам пора возвращаться домой. Капитан, пора возвращаться.
Капитан: Всем занять свои места. Полный вперед! (Корабль «плывет» по волнам).
Воспитатель: Ребята, я вижу родные берега.
Доктор: Капитан, мы приблизились к берегу.
Капитан: Стоп, машина! (Высадка на берег).
Воспитатель: Доктор, спасибо Вам, что приняли участие в нашем путешествии. Я рада, что мы целые и невредимые вернулись домой. А вы, ребята? (Ответы детей).
Доктор: Я очень рад был с вами попутешествовать, но настала пора прощаться. До свидания.
Дети: До свидания!
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие, но я уверена, что впереди нас ждет много новых приключений и открытий.

Сюжетно-ролевая игра на тему: «Морское путешествие в Африку».

Цель: активизация познавательной деятельности, формирование умения детей отражать в игре свои впечатления, полученные от ознакомления с окружающей действительностью.

Образовательные задачи: формировать у детей умение творчески развивать сюжет, объединять несколько сюжетов одним содержанием, используя накопленный личный опыт о жизни и труде людей, закрепить знания о профессиях взрослых на корабле. Закреплять знания о морских путешествиях, растительном и животном мире морей и океанов. Продолжить знакомство с животными жарких стран. Совершенствовать умение детей создавать и использовать атрибуты, готовить обстановку для игры, действовать в соответствии с сюжетом, чётко выполнять цепочку игровых действий.

Развивающие задачи: развивать интерес к игре. Совершенствовать двигательную активность. Развивать речевое и ролевое взаимодействие, связную монологическую и диалогическую речь. Развивать память, мышление, творческое воображение.

Воспитательные задачи: формировать положительные взаимоотношения между детьми в процессе игры; воспитывать у детей культуру поведения; уважение к труду морского флота.

Активизация словаря: кок, акваланг, аквалангист, утопающий, морская звезда, бескозырка, штурман, трап, аборигены.

Методы и приёмы: создание проблемной ситуации в ходе игры, беседа, использование ИКТ.

Предварительная работа:

    Чтение художественной литературы о морях и морских путешествиях: А. Барто «Кораблик», А. Некрасова «Маяк», М. Большинцова «Новые пароходы», «Пароход смелый», С. Я. Моршак «Три моряка».

    Беседы: «О морях и кораблях», «Профессия моряка», «Животные жарких стран».

    Просмотр презентации «Морские обитатели», «Путешествие на корабле» и мультфильма «Приключения Бонифация».

    Прослушивание муз. композиций «Капитан улыбнитесь», «Катерок», «Я – смелый капитан», «Шум моря».

    Рисование и лепка рыбок, морских обитателей.

    Аппликация «Кораблик».

    Д/и «Кто кем работает?»

    Рассматривание атрибутов и иллюстраций на морскую тему.

    Конструирование кораблей из строительного материала и конструктора «Лего». Выкладывание парохода из мозайки.

    Изготовление атрибутов.

Атрибуты к игре: нос корабля, штурвал, стулья, трап, якорь, набор морских животных, игрушки животных жарких стран, спасательный круг, лодка, удочка, ведро для утопающего. Игровой маркер (кабинет доктора), медицинский халат, матроски, бескозырки для матросов, фуражки, костюм для капитана, бинокль, атрибуты для повара.

Основной сюжет: «Морское путешесвие в Африку».

План игры:

    Организационный момент . Мотивация – «Поможем обезьянке Чите побывать на родине – в Афике. Загадка про пароход.

    Распределение ролей по назначению.

    Разыгрваются сюжеты:

- «Осмотр врача»;

- «Приобретение билетов на пароход»;

- «Путешествие на пароходе «Дружба»;

- «На морском дне», «Спасение дельфина»;

- «Спасение утопающего»;

- «Приготовление обеда»;

- «На материке» (физкультминутка);

- «Возвращение домой».

Ход игры.

В.: - Ребята, посмотрите, у нас в гостях обезьянка Чита, сейчас она живёт в зоопарке, но мечтает побывать на своей родине. А вв знаете где её родина?

Дети: - Тёплые страны, Африка.

В.: - Вы совершенно правы. А вы хотели бы помочь нашей обезьянке и отправиться в путешествие в Африку?

(ответы детей)

В.: - На чём можно путешествовать?

Дети: - На самолёте, на поезде, на машине, на корабле и т.д.

В.: - А на чём мы отправимся путешествовать вы скажете сами, если отгадаете загадку:

Паровоз без колёс!

Вот так чудо паровоз!

Не с ума ли он сошёл –

Прямо по морю пошёл!

(пароход)

В.: Африка находится среди морей и океанов. И поэтому мы отправимся путешествовать на пароходе.

В.: Но для того, чтобы отправиться в путешествие, нам нужна команда. Мы должны договориться, кто кем будет. Я (воспитатель) буду диспетчером и буду вам помогать в игре.

Итак, команда выбрана.

Капитан – у него форма, капитанская фуражка, бинокль.

Штурман – он в тельняшке, бескозырке, будет управлять штурвалом, чтобы плыл наш пароход.

Юнга – в тельняшке, пилотке с колокольчиком (будет звонить по 3 раза перед отплытием и мыть пол на пароходе) у него есть ведро и швабра.

Врач – у него имеются медикаменты, халат, колпак, орудие труда.

Кок – у него есть все необходимое для приготовления еды.

Рыбалов-утопающий – возьмите лодку, удочку и займите своё место.

Кассир – займите своё место за кассой.

Девочки (два чел.) – прошу взять гимнастические палки, натянутые голубой тканью, будите имитировать море.

Остальные дети будут пассажирами.

В.: - Внимание, говорит диспетчер (говорит в рупор). Уважаемые пассажиры, просим приобрести билеты для путешествия.

(Дети подходят в кассу за билетами).

В.: - Все ранги раздали. И так, начнём!

Капитан: - Команда, стройся! Мы сегодня с вами отправимся в тёплые края и посетим Африку. Увидим морских обитателей и животных жарких стран.

Капитан: - Доктор, осмотреть команду и доложить!

Доктор: (врач всех слушает) - Команда здорова!

Капитан: - Ну, что же, команда наша готова. Пароход «Дружба» ждёт нас в порту. Команда, занять свои места!

(Раздаётся гудок парохода три раза. Заставка парохода)

Диспетчер: - Уважаемые пассажиры, проходите на свои места, согласно купленным билетам.

(Юнга звонит в колокольчик три раза)

Капитан: - Поднять якорь!

Матрос: - Есть поднять якорь! (поднимает)

Капитан: - Убрать трап!

Матрос: - Есть убрать трап! (убирает)

Капитан: - Полный вперед! Лево руля!

Диспетчер: - Наш корабль «Дружба» отправляется по маршруту «Морское путешествие в Африку». Счастливого плавания.

Девочки (два человека) имитируют море с тканью синего цвета.

Ребенок (читает стихотворение)

Море, море, море!

В нем соленая вода,

Кто бывал на море –

Не забудет ни когда.

Капитан: - Лево руля! Право руля! Держим курс прямо!

Диспетчер: - Уважаемые пассажиры, давайте полюбуемся морским пейзажем. Какое огромное море, даже не видно берегов. Какая прозрачная голубая вода!

(1ая картинка на экране: «Бескрайнее море» с музыкальным сопровождением песни «Кораблик» из мультфильма «Приключения Бонифация»).

Диспетчер: - Обратите внимание на спокойное море, как солнце переливается в лёгких волнах.

(заставка морских животных – осьминоги, черепахи, морской конек, еж, крабы и т.д.)

Диспетчер: - Подводные обитатели из морских глубин поднялись выше со дна морского и греются на солнышке.

(Дети рассматривают и называют морских животных)

(Картинка – заставка на экране «Чайки над морем». Звукозапись «Крик чаек»)

Диспетчер: - Как раскричались чайки, наверное что-то случилось!

(заставка «Дельфины в море»)

Капитан: (смотрит в бинокль) – Внимание, слева по борту вижу дельфина. Он запутался в сетях. Ему требуется помощь! Как мы можем ему помочь?

(ответы детей)

(Дельфина нужна нужно спасти, освободить от сетей).

Капитан: - Лево руля! Стоп машина! Опустить якорь! Аквалангист, приступить к спасению дельфина. (аквалангист спускается на морское дно, выпутывает дельфина из сетей. Матрос бросает аквалангисту спасательный круг и вытягивает его на пароход, вся команда помогает вытягивать его за веревку). Врач, осмотреть аквалангиста. Всё-ли у него в порядке после ныряния!

(врач осматривает аквалангиста, измеряет температуру, слушает и докладывает капитану)

Врач: - Товарищ капитан, аквалангист здоров.

Капитан: - Объявляю вам благодарность за спасение дельфина! Право руля! Держим курс на юг! Море спокойное. Полный вперед!

Штурман: - Есть полный вперед!

Капитан: - Кок, доложите меню на обед!

Кок: - Есть доложить меню! На первое Уха, на второе макароны по флотски и компот.

Капитан: - Накормите пассажиров и моряков.

Диспетчер: - Уважаемые пассажиры. Просим Вас посетить наше кафе и попробовать полезную и вкусную еду. (звучит тихая музыка)

Штурман: - Надвигается шторм! (заставка «Шторм», шум моря)

Капитан: - Матросы, займите свои места! Надвигается огромная волна! Сбавить обороты!

Штурман: - Есть сбавить обороты!

Диспетчер: - Уважаемые пассажиры! Держитесь крепче! Волна может смыть в море! (дети изображают качку корабля)

Девочки (два человека) бурное море.

(На экране появляется видеоклип «спокойное море»)

Капитан: - Все на месте? (Смотрит в бинокль) Человек за бортом. Бросить спасательный круг! Стоп машина!

Штурман: - Есть стоп машина!

Капитан: - Опустить якорь!

Матрос: - Есть опустить якорь!

(Матросы бросают спасательный круг и на канате спасают утопающего)

Капитан: - Врач, провести осмотр утопающего и доложить!

Врач (осматривает утопающего и докладывает) Товарищ капитан, всё в порядке!

Капитан: Объявляю всем благодарность за хорошую службу! (обращается к утопающему) Что случилось, как вы покали в море?

Утопающий: - Здесь неподалёку есть остров, я рыбачил, налетел сильный ветер, лодка перевернулась и меня унесло в море. Большое спасибо за помощь.

Капитан: - Поднять якорь! Полный ход! (смотрит в бинокль) Держим курс на остров!

(Заставка «Море и остров с пальмами»)

Капитан: - Мы приближаемся к острову, я вижу там людей! Стоп машина! Опустить якорь! Спустить трап!

Матрос: - Есть спустить трап!

Диспетчер: - Все желающие могут сойти на остров и осмотреть его! (Заставка «Африка»)

(Штурман остаётся на пароходе, остальные выходят на берег. Рассматривают фрукты, животных и догадываются что попали на один из африканских островов. Обезьянка очень рада.

(Заставка жирафа, слона, зебры)

Физкультминутка.

(Звучит песня «У жирафа пятна, пятна, пятнышки везде…»)

Капитан: - Пора отправляться в обратный путь! Все на корабль! (Все прощаются, благодарные островитяне передают корзинку с фруктами).

(Раздаётся 3 гудка. Все проходят на пароход.)

Юнга звонит в колокольчик 3 раза.

Капитан: - Поднять якорь! Убрать трап!

Штурман: - Есть убрать трап!

Капитан: - Полный ход! Держим курс домой!

Штурман: Вижу на горизонте наш порт!

(Раздаётся 3 гудка)

Капитан: - Стоп машина! Опустить якорь! Спустить трап!

Пассажиры и команда, сойти на берег! Наше путешествие закончено! Спасибо за хорошее плавание! (Команда строится, пассажиры выходят и благодарят команду и капитана за хорошее путешествие).

(Обезьянку кому-нибудь поручить доставить в зоопарк).

Последним с корабля уходит капитан.

Язык проекта:

Исследование

Цель

на основе выхода из проблемной ситуации, в игровой форме дать первоначальные представления о материке Африка, об особенностях флоры и фауны, о жителях и культуре данного континента.

Гипотеза

Сюжетно-ролевая игра обеспечивает более полное погружение ребенка в материал. Ребенок не только «вдоволь» играет, так как это не маловажный фактор в жизни дошкольника, но и обучается материалу, который ребенок в дошкольном возрасте обязан знать, с легкостью (играючи).

Оборудование и материалы

магнитофон, компьютер, мультимедийная техника, игрушки, лего «Животные жарких стран», лего «Народы мира», песочница, лампа, фен, мультфильм «Сафари с Кузей», глобус, политическая карта мира, карта «Животный и растительный мир Африки», краски, кисти, пластилин, цветная бумага, картон, ножницы обои, холлы.

Зачем в исследовании нужны материалы других участников

Для точного сбора данных и обмена опытом

Протокол проведения исследования

I этап - постановка проблемы, определение цели, задач проектной деятельности

II этап - организация деятельности в рамках проекта.

III этап – заключительный

Мотивация

Во время обмена новостями (после того, как дети выскажут свои новости) в группу входит почтальон показывает необычное письмо – адресовано группе «Пчелка». В письме Айболит сообщает ребятам, что все звери в Африке заболели непонятным вирусом, и помочь им могут только семена необычного растения, которое растет у жителей племени «Тумба-юмба». Айболит просит ребят достать эти семена и привести ему.

Вопрос детям: Будем ли помогать Айболиту? Почему? Что нам для этого надо сделать? Что мы знаем об Африке? Что нужно узнать? Как можно добраться в Африку? Что для этого нужно? На чем мы поедем в Африку? Почему?

Дети принимают решение, отправится в путешествие.

II этап - организация деятельности в рамках проекта и проживание проекта

В проживании темы проекта можно выделить два вида событий. Одни задают смысл совместной деятельности и создают эмоционально-нас ыщенные представления детей о тех или иных культурных традициях, областях знаний. Другие – создают необходимые условия для обобщения детского опыта, его осознания и рефлексии. Сначала создаются условия для погружения детей в тему. Каждый ребенок должен увидеть разнообразные эмоционально-при влекательные возможности собственного участия, в общем, для всех деле. Затем дошкольник овладевает знаниями и способами их применения в деятельности, вместе со взрослыми пробует применять полученные знания и умения в разнообразных ситуациях. После чего создаются условия для того, чтобы ребенок стал реальным субъектом освоенной им деятельности. Активные помощники и участники проектной деятельности – родители. Именно они помогают создать в группе необходимую развивающую среду по теме проекта: приносят из дома, имеющиеся у них предметы, книги, альбомы, помогают в изготовлении костюмов , декораций, пособий.

С воодушевлением приняв это приглашение, начинаем сборы в дорогу.

Нужна карта, чтоб понять, где находится Африка. Находим Африку на карте и намечаем маршрут, выбираем транспорт для путешествия.

Беседа о документах, билетах. Приступаем к изготовлению паспортов.

Беседа о возможных непредвиденных обстоятельствах, опасностях, таящихся в незнакомой местности.

Готовим рюкзаки с легкой летней одеждой, обязательно панамки от солнца, солнцезащитные очки, крем от загара, мазь от укуса насекомых, аптечку,

засушенные фрукты и орехи, а самое главное – воду. Почему?

Знакомимся с климатическими условиями Африки, проводим эксперименты.

В один из дней первой недели готовим «сухой паек» для путешествия - резать и сушить сухарики.

В конце второй недели отправляемся на экскурсию в Африку. Выбираем транспорт – самолет. Воспитатель – пилот. Презентация «Африка».

Экскурсия по саванне. Пикник в пустыне. Под финиковой пальмой нашли корзину с финиками – подарок африканских друзей.

В течении всего времени реализации проекта:

Изучаем географическое положение и климат Африки.

Изучаем растительный и животный мир Африки. (Презентация)

Изготавливаем макет саванны и макет пустыни. (Из коробок и цветной бумаги)

Просмотр мультфильмов «Крошка Енот», «Доктор Айболит»…

Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме «Африка»

Составление описательных рассказов и заучивание стихов о животных – обитателях Африки

Домашнее задание: вместе с родителями нарисовать любое африканское животное и придумать про него сказку. Оформить детскую книжку-малышку. (Забавные сказки вышли)

Дидактические настольные игры: «Кто, где живет? », «Где, что растет? », «Обитатели жарких стран»

Рисование животных, обитающих в Африке + Раскраски

Решение проблемных ситуаций: «Как можно сварить суп без кастрюли? », «Как можно испечь яйцо без огня? », «Как можно напиться без чашки? », «Как спастись от тигра? », «Из чего можно построить укрытие от солнца, от дождя? », «Как найти верную дорогу домой? », «На чем лучше всего отправляться в Африку? »

Развивающие вопросы: Как ты думаешь, Африка далеко или близко от нас? Как ты считаешь, там такая же погода как у нас? А какая? Ты слышал когда-нибудь, какие там животные живут? Какие птицы? Они сидят в клетках?

Люди похожи на нас? Чем похожи, чем не похожи? От кого ты слышал, откуда узнал, где увидел, кто прочитал? Что тебе показалось особенно необычным, интересным? Как ты думаешь, почему кактусы растут в Африке? Почему там так много птиц, животных?

Почему африканцы не покупают шубы? Как ты думаешь, как они чувствовали бы себя в нашей стране? Что бы их удивило? Что им понадобилось бы больше? Шляпа, солнечные очки или шапки и шубы? Как ты думаешь, шарф пригодился бы в Африке? Чего бы тебе больше захотелось в Африке мороженого или горячего молока?

Представь себе жаркое-жаркое солнышко и ни одной капельки дождя, что будет? Что почувствуют растения, животные, люди?

Работа в центрах

ЦЕНТР НАУКИ

Подготовить карту, схему маршрута путешествия; узнать как можно больше о том месте, куда отправляются в путешествие; решить, что нужно взять с собой и почему; выяснить, какие там могут быть опасности; учиться пользоваться компасом; сделать схему пути.

Взвесить всех детей до путешествия, после путешествия.

Работа с календарем. Отсчет дней путешествия вести от начала темы. Во время работы в центре считать, сколько дней уже путешествуют, зарисовывать события.

ЦЕНТР КНИГИ

Составить план путешествия; записать рассказы «Что я думаю о путешествиях». Писать письма родителям из путешествия; оформить альбом с «фотографиями», рассказами, рисунками; написать слова по теме; прочитать сказки разных стран. Воспользоваться услугами почтальона: запечатать в настоящие конверты письма, рисунки и «фотографии» детей и отправить их родителям.

ЦЕНТР СТРОИТЕЛЬСТВА

Построить все, что нужно для путешествия: машину, корабль, плот.

ЦЕНТР ИСКУССТВА

Сделать сувениры для любимых пап и мам «из путешествия» - шляпа, кувшинчик, открытка.

Рисовать свои портреты:

а) на память перед «отъездом» в путешествие;

б) из Африки во время путешествия;

в) после возвращения из путешествия;

Изготовить бинок ли, подзорную трубу из рулончиков от туалетной бумаги.

Сделать аппликации птиц, украсить

Сделать коллаж «Африка»

Рисовать (дорисовывать, раскрашивать) животных.

ЦЕНТР КУЛИНАРИИ

Подготовить «сухой паек» для путешествия - резать и сушить сухарики; упаковывать чай, сахар; укладывать корзину с припасами; устроить пикник, учиться использовать одноразовую посуду.

ЦЕНТР ДВИЖЕНИЯ(физкультурный зал)

Подвижные игры

Мотивация: путешественники должны быть сильными, выносливыми, решительными, находчивыми, готовыми помочь друг другу.

Игры, помогающие проявлять такие качества, но это НЕ могут быть игры-соревновани я на скорость.

«По камушкам через болото», «По бревнышку через пропасть», «Спасаем малышей от тигра», «Спасаемся от ливня».

Индивидуальные тренировки по карточкам с заданиями для средних, старших детей:

Вверх-вниз по лестнице 5 раз

Подбросить и поймать 10 раз

Прыгнуть через скакалку 10 раз

Пролезь под воротиками 6 раз туда и обратно

Пройти по скамейке 4 раза

Физкультурные занятия в форме серии упражнений на полосе препятствий; упражнений на тренажерах; серии подвижных игр; тренировочного похода.

Утренняя гимнастика в игровой форме, имитация движений животных.

ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ

Беседа с медсестрой по теме «На воде, на солнце»;

учимся оказывать первую помощь при солнечных ожогах, порезах, тепловых ударах.

III этап – завершающий

Итоговое мероприятии проекта – поход в Африку, встреча с вождем племени «Тумба-Юмба» и его женой, со сказочными синими жирафами, обмен подарками и получения заветных семян.

Дорожная карта проекта

Программное содержание

понедельник

Получение письма, изготовление паспортов

Познакомить с понятием «паспорт- документ удостоверяющий личность», закреплять или учить даты рождения детей. Закреплять знания о своей стране, о ее государственных символах, о своем месте жительстве, о Москве. Закреплять или формировать навык написания цифр и букв, своего имени и фамилия.

Африка на карте, выбор маршрута и вида транспорта

Повторение сторон света, знакомство с Африкой, ознакомление с картой и глобусом в контексте построения маршрута из своего города в определенную страну и город африканского континента;нахождение местоположения Африки относительно полюсов Земли. Закрепление видов транспорта, обобщающие слова, формирование умения самостоятельно искать нужное решение и выбирать из предложенных лучшее.

Конструирование самолета, чтение энциклопедий и книг про Африку. Просмотр презентации.

Развивать умение находить строительные формы среди другого материала; закреплять представления детей о транспорте умение выделять части самолета; совершенствовать умение ориентироваться в пространстве; развивать коммуникативные навыки, умение работать группами, сохраняя доброжелательное отношение друг к другу, приходить на помощь в нужный момент. Создание
благоприятной атмосферы для самостоятельного изучения животного и растительного мира Африки

Письмо из географического общества, изучение флоры и фауны Африки, работа в центре «Науки», опыты с песком.

  • Познакомить детей с особенностями пустыни, ее растительным и животным миром. Показать детям взаимосвязь между внешним видом растений и животных и условиями жизни в пустыне.Вызвать у детей интерес к обитателям Земли. Обогащение словарного запаса детей. Работа по
    словообразованию: лев-львица-львён ок и т.д. Развитие внимания, памяти; формирование навыков логического мышления. Формирование навыка проектно- исследовательско го умения. Формирование навыка ставить проблемные вопросы. Активизировать мышление, интерес к знаниям и инициативу детей. Учить детей опытным путем доказывать свои предположения и гипотезы.

Знакомство и изучение флоры и фауны джунглей и саванны. Продуктивная деятельность.

Продолжать знакомить и изучать животный и растительный мир Африки. Проследить взаимосвязь внешнего вида животных и растений и среды их обитания. Выявление характерных для африканского континента климатических особенностей. Развитие умения вырезать по шаблонам из цветной бумаги животных стран Африки (слон, жираф, зебра, львица, крокодил), для создания композиции, передающей африканскую природу, развитие мелкой моторики и мышления по средствам дополнения аппликации деталями, подрисовкой.

понедельник

Работа в центре «Строительства», завершение работы по изготовлению транспортного средства «самолета»

Совместная деятельность с детьми, развитие навыков коммуникации, работа по командам, помощь малышам. Изучение основных частей самолета и их название, закрепление профессий, связанных с гражданской авиацией, обобщающие слова, развитие пространственног о мышления и творческого воображения.

Продолжение изучения флоры и фауны Африки, работа в центрах «Здоровья», «Искусства». Изготовление макета «Растительный и животный мир Африки». Сочинение сказок.

Закрепление правил, связанных с нахождением на солнце, к чему может привести перегревание, как одеваться. Знакомство с приемами первой помощи при солнечном ударе, перегреве, укусах насекомых и укусах медуз. Формирование практического навыка работы с бумагой, развитие эстетического вкуса, мелкой моторики, любознательности, внимания, воображения, памяти, мышления, речи.
Закрепление знания о разных природных зонах при создании макета.
Совершенствовани е ролевого диалога, участие всех детей в подгрупповом взаимодействии, в планировании и преобразовании природных зон в соответствии с заданием.

Письмо из географического общества, с просьбой помочь Джону найти его дом.

Воспитание интереса и уважения к людям разных стран и национальностей, к их культуре и деятельности; формирование представления о планете Земля и жизни людей на планете; учить находить отличительные особенности людей, живущих в разных странах и частях света; воспитывать чувство патриотизма, толерантного отношения к жителям Земли; закреплять умение ориентироваться на карте и глобусе. Знакомство с некоторыми народностями населяющими Африку их бытом и традициями и культурой.

Посылка от Джона, с благодарностью за помощь и с подарком. Подарок - джембе. Африканские музыкальные инструменты. Строительство корабля. Знакомство с «морскими» профессиями.

Закрепление представлений детей о водном транспорте умение выделять части корабля; совершенствовать умение ориентироваться в пространстве; конструировать форму корабля из разных деталей и конструкторов. Развитие коммуникативных навыков, инициативы, умения выбирать. Закрепление профессий капитан, юнга, кок, матрос, механик, штурман, врач и распределение ролей между детьми.

Знакомить с культурой Африки традиционными музыкальными инструментами. Сравнение африканских узоров и рус. нар. росписей, найти объяснения в чем разница.

Работа в центре «Искусства» и «Кулинария», сдача экзаменов профессору географического общества Умникову Г.А. Мастер класс по изготовлению маракасов.

Первая проверка готовности детей к поездке в Африку. Сдача «экзаменов» «строгому» и очень умному профессору Умникову Г.А. Отгадывание головоломок, задач, загадок, знание маршрута, правил поведения, проверка паспортов.

Подсчет и заготовка продуктов для похода.

Развитие мелкой моторики, творческого мышления и воображения, умения работать с картоном и крупами, развитие звуко-высотного слуха и ритма.

понедельник

Работа в центре «Здоровья», центре «Математики». Подготовка к походу, разработка правил.

Разработка правил безопасного поведения в походе в Африку и запись, или рисование схем. Изготовление средств безопасности: «жилетов» и пилоток. Знакомство с оптическими приборами - цель и предназначение. Изготовление биноклей.

Изготовление подарков жителям племени «Тумба- юмба»

Закрепление знаний о народных промыслах, изготовление чайников и их роспись в технике гжель. Упражнение в счете и умении измерять расстояния. Измерительные приборы – цель, где могут использоваться.

Физическая подготовка, умение лазить по лесенкам, работать в паре, подлазить, прыгать в дину и высоту.

Проверка готовности к путешествию, получение виз. Разрешений от родителей.

Закрепление и повторение пройденного по теме Африка.

Путешествие в Африку, рефлексия.

Утренние сборы. Путешествие с проблемными ситуациями. Встреча с вождем племени Тумба-юмба. Получение подарков. Обмен мнениями

Автор: Шумилина Евгения Николаевна
воспитатель МБДОУ д/с общеразвивающего вида №53
г. Волжский, Волгоградская область
Описание работы: Предлагаю Вам сценарий летнего развлечения для детей среднего дошкольного возраста «Путешествие в Африку». Данная методическая разработка будет интересна воспитателям, музыкальным руководителям, инструкторам по физической культуре, работающим с возрастной категорией 5-7 лет
Цель: Создать в детском саду радостную торжественную атмосферу праздника.
Образовательные задачи: Знакомить детей с Африкой, её обитателями, растительностью и климатическими особенностями.
Воспитательные задачи: Воспитывать дружеские отношения детей в группе. Воспитывать волевые качества, целеустремленность, выдержку, поддерживать в детях желание и умение преодолевать препятствия.
Оздоровительные задачи: Вызвать благоприятный эмоционально психологический микроклимат. Контроль за чередованием различных видов физической нагрузки в течении всего развлечения.
Материал и оборудование: корабль (модуль), штурвал, капитанская шапка и бескозырки; сундук с одеждой папуасов, атрибуты к эстафетам (фрукты, бананы, 1 большое ведро с водой, 2 мелких бассейна, 2 маленьких ведерка, 2 мяча, ленточки по количеству детей для игры «Ловишки», камень с рисунком, музыкальное сопровождение: «Я морячка, ты моряк», «Чунга-Чунга»
Предварительная работа: чтение произведения «Бармалей» К.И.Чуковский,
рассматривание иллюстрацию о животных, о видах транспорта, о фруктах. Сюжетно-ролевая игра «Пароход»
Место проведения: площадка детского сада

Методическая разработка сценария летнего развлечения «Путешествие в Африку» для детей среднего дошкольного возраста

Ход проведения:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Вы любите путешествовать!
Дети: Да
Воспитатель: А вы знаете что есть такая страна Африка? Я предлагаю отправиться в эту Жаркую Волшебную страну. Как мы можем до неё добраться?
Дети: На самолете, пароходе, корабле.
Воспитатель: Давайте отправимся в Африку на пароходе
(на участке расположен модуль парохода)
Воспитатель: Сейчас мы отправимся в далекое путешествие. Одеваем морскую форму и превращаемся в настоящих моряков. Давайте выбирем с Вами капитана. Все запрыгивают на корабль. Ну что, в путь!
(под песню «Я морячка, ты моряк»)
Воспитатель: Земля! Вот мы и приплыли!
Воспитатель: Ребята, а кто живет на этом острове?
Дети: папуасы
Воспитатель: А хотите превратиться в них? Посмотрите, что это у меня? (сундук) Давайте его откроем и посмотрим, что там? (костюмы папуасов)
Ребята, а вы хотите стать настоящими дикарями? (ответы детей)
Воспитатель: Вот это я понимаю: настоящие папуасы! Я предлагаю всем нам исполнить танец и песню «Чунга-чанга»
(по показу воспитателя дети выполняют движения)
Воспитатель: Ребята, поете вы хорошо, а загадки отгадывать вы любите?
(воспитатель загадывает загадки Веры Аношиной про животных, обитающих в Африке)

Ноги – два и два столба,
Шланг пожарный возле рта,
Два клыка могучих, длинных
(по-другому, это бивни).
Умница, красавец он,
Знают все, что это… слон .

Этот быстрый хищник, зверь,
Перегонит всех, поверь.
Он жестокий, очень сильный,
Мчит быстрей автомобиля.
Встретишь, будешь сам не рад –
Этот зверь не кот,… гепард .

Неуклюжа, тихоходна,
Носит дом с собой в походах,
В нём живет одна без страха
И соседей… черепаха .

В Африке толстяк живёт,
У него огромный рот,
В зной весь день сидит в воде,
Думает лишь о еде.
Травку тоннами жуёт
Ненасытный… бегемот .

А у жителя саванны
Рост большой – он очень странный:
Шея длинная и рожки,
На подъёмный кран похож он,
Он пятнист, красив… Тот прав,
Кто назвал его… жираф .

На корягу он похож,
Зубы острые, как нож.
Он лежит, зарывшись в ил,
Злой и страшный… крокодил .

Полосатая лошадка,
Словно для письма тетрадка.
На полосочках, друзья,
Ничего писать нельзя.
Кто ответит самый первый,
Как зовут лошадку?… Зебра .
Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданием! А играть вы любите? Сейчас вы примете участие в спортивных эстафетах. Ребята, а какой самый популярный фрукт растет в Африке? (банан) Вот сейчас мы поиграем в игру с бананами. А называется она
«Собери бананы»
Ребята делятся на 2 команды, из корзины с различными фруктами дети должны отобрать только бананы.
Воспитатель: Ребята, а скажите так как Африка – очень жаркая страна, что здесь важнее всего?(вода) Правильно. Вода в Африке на вес золота. И сейчас поиграем в игру с водой:
«Игра с водой»
Из большей емкости дети двумя маленькими ведрами должны заполнить свои емкости.
Воспитатель: Ребята, а помимо бананов, что за фрукт растет в Африке? (кокос) А сейчас представьте, что наши мячи заменят нам кокосы и мы будем метать в цель.
Игра «Попади в цель»
Воспитатель: Ребята, в Африке очень много диких хищных животных, которые очень быстро передвигаются, поэтому мы должны быть быстрыми и ловкими. Сейчас мы это проверим…
Игра «Ловишки»
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Посмотрите, что это (камень с меловым изображением) А что на нем изображено? (ответы детей) , а что это может обозначать? Этот рисунок похож на наскальную надпись древних людей, которая обозначает, что где-то здесь находятся сокровища! Этот знак на рисунке (крестик) обозначает место нахождения сокровищ. Давайте с Вами попробуем отыскать это место.
Дети с воспитателем находят клад с угощением. (бананы)
Воспитатель: Друзья мои, нам пора отправляться домой. Кто же теперь у нас будет командиром? (предложения детей, выбор капитана корабля) Вперед!
(под музыкальное сопровождения дети «возвращаются» на участок)
Воспитатель: Ну вот мы и вернулись домой. Понравилось Вам наше путешествие? Что запомнилось больше всего? И где нам это может пригодиться?


Всероссийский фестиваль педагогического творчества
2016-2017 учебный год
Номинация:
«Педагогические идеи и технологии: дошкольное образование»
Название работы:

Автор
воспитатель
высшей категории
Киселёва Светлана Михайловна
Место выполнения работы:
Хабаровский край
г. Комсомольск на Амуре
МДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному развитию детей «Березка» № 80
Сюжетно – ролевая игра «Путешествие в Африку» или «Как мы помогали Айболиту»
Сюжетно - ролевая игра рассчитана на детей старшего дошкольного возраста
Цель: формировать у детей творчески развивать сюжет, используя накопленный личный опыт.
Задачи:
Учить отбирать необходимые для игры костюмы, атрибуты.
Учить действовать с воображаемыми объектами, использовать предметы заменители.
Учить распределять роли действовать согласно принятой на себя роли.
Учить осуществлять игровые действия по речевой инструкции.
Воспитывать дружеское отношение друг к другу, определять характеры героев,
оценивать их поступки.
Ход:
Воспитатель – Ребята, а Вы хотите поиграть?
Дети:
Воспитатель – А можно я с Вами тоже поиграю?
Дети:
Воспитатель – Тогда закройте глаза и посчитайте до пяти, у меня для Вас есть секрет.
(дети закрывают глаза и считают до пяти, в это время воспитатель надевает морскую фуражку, воротник и вешает бинокль)
Вы узнали, кто я? Почему?
Дети:
Воспитатель – Да, я моряк. Я много плавал, всюду побывал. У меня есть о чем рассказать Вам, ребята. Хотите услышать рассказ о том, как я путешествовал по Африке?
Показ Книги К.И. Чуковского «Доктор Айболит» (открывает книгу, а в ней таинственное письмо, воспитатель обращает внимание на это письмо)
Кто его написал? (читает)
«Дорогие дети! Пишет Вам доктор Айболит!
Я сейчас в Африке, лечу больных зверей!
Мне очень нужна ваша помощь, не хватает лекарств,
Нужны врачи! Я слышал, что дети в детском саду
Играют в больницу, умеют лечить.Приезжайте, дети,
В Африку скорей и спасите наших малышей!»
Воспитатель – Какое грустное письмо! Да, надо что-то делать…
Дети:
Воспитатель – Ребята, Айболит просит Вас помочь ему. Хотели бы Вы отправиться в путешествие в Африку и помочь доктору Айболиту?
- А дорогу в Африку Вы знаете?
Дети:
Воспитатель – Я не врач, лечить не умею, но на правах моряка я смогу показать дорогу в Африку. Ребята, а кто построил такой замечательный корабль?
Дети:
Воспитатель – Да-а, на таком корабле я всегда мечтал отправиться в путешествие.
Но кто же нам нужен в пути? Ребята, помогите!
Дети:
Воспитатель – (говорят) Капитан, Матросы – Помощник капитана, Кок, Механик
Врачи- три человека
Остальные- пассажиры.
Воспитатель – Путь нам предстоит трудный, Что нам понадобится в пути?
(Врачи надевают халаты, готовят лекарства, инструменты.Кок делает запасы воды. Почему? В море вода соленая.
Моряки надевают воротники. Матросы готовят трап, якорь, столярный рабочий инструмент и т.д.)Команды капитана:
- Подать трап. Убрать трап.
-Пассажиры, поднимайтесь на корабль.
-Спустить якорь! Поднять якорь!
- Полный вперед! Лево руля! Право руля!
-Какие звери живут в Африке?
- какие рыбы и самые большие животные живут вморе?
(Кит, дельфины, хищная акула, называю рыбу)
- Что за птица летает над морем?
(чайка)
(звучит фонограмма морского прибоя, крики дельфинов, крики китов. Дети вслушиваются в звуки моря и его обитателей. Воспитатель отмечает, что солнце палит, и очень хочется пить, побуждая кока позаботиться о пассажирах.)Воспитатель - Что-то небо хмурится, ветер поднялся. Ребята, а Вы боитесь, когда на море шторм?... Давайте мы все вместе обнимемся, возьмемся за руки!...
Чувствуете, что вместе мы сильные, дружные, и ничего не страшно?...(звучит фонограмма шторма на море, дети сплачиваются)
Воспитатель – Смотрите, небо посветлело, солнышко пробивается сквозь облака! Я вижу остров! Это Африка!
(фонограмма морского прибоя с африканскими ритмами и звуками)
Команды капитана – Спустить якорь!
Подать трап! Пассажиры выходите!
Воспитатель – Ребята, а где же доктор Айболит? Да, наверное, он занят, у него много работы!
А Вы, правда, умеете лечить и играете в больницу?
Дети:
Воспитатель – Кому помогает Айболит в Африке?
Дети: (называют африканских животных: обезьяны, бегемоты, слоны, змеи и др. Врачи достают с багажного отделения корабля медицинские чемоданчики, сумки и раскладывают все на столах.)
Воспитатель – Да-а, врачи у нас есть, а где же взять зверей?
(дети сами вызываются)
А у Вас получится? Покажите, как болели животные в Африке?
(больных животных усадить под пальмой, а матросы отправляются ремонтировать корабль)
Нам нужна помощь!
(врачи действуют самостоятельно)
Воспитатель - всех зверей вылечили врачи?
Покажите, какие Вы здоровые! Вы танцевать любите?
(дети вместе с воспитателем танцуют танец «Чунга-чанга под фонограмму)
ОБРАТНЫЙ ПУТЬ
Итог игры:
Расскажите, во что мы играли?
Какие роли Вы исполняли в игре?
Что делали Ваши герои?
Понравилась Вам игра? Молодцы!
Ребята, пока Вы играли в больницу, я гулял по берегу моря, собирал ракушки, и встретил Доктора Айболита. Он очень спешил, но передал Вам «письмо-загадку».
Милые дети! Огромное спасибо, что Вы
Не побоялись трудного путешествия и помогли мне!
Загадка- почему болят животики, зубки, горлышки?»….
Доктор Айболит знал, что Вы правильно отгадаете и в следующее путешествие пригласил Вас в Африку научить зверей делать зарядку

Статьи по теме: