Методика "придумай игру". Настольная игра "Лабиринт". #16 - Перерыв

Часто мамы в общении жалуются, что сложно придумать игру или развивающее занятие для ребенка, особенно тематическое. Многие говорят: «У меня нет фантазии», «Я не могу придумывать игры», «Я не знаю, во что еще новенькое поиграть», «Есть тема, которую хочу пройти с ребенком, но не знаю, как ее обыграть».

Спешим всех мамочек успокоить. Фантазия есть у всех. Просто у некоторых она дремлет… Вот ее мы и предлагаем вам разбудить с помощью нехитрого упражнения. Ведь для того чтобы фантазия работала, ее нужно тренировать.

Особенные сложности вызывает необходимость что-то придумать «здесь и сейчас», фантазировать в ограниченных условиях или заранее заданных рамках, быть готовыми быстро изменять задуманное исходя из изменяющихся обстоятельств. То есть в условиях, в которых мамы находятся постоянно. Согласитесь, сложно придумать на ходу игру, например, про космос, о котором вы только что читали или смотрели фильм, или ребенок задал вопрос, а вы хотите поддержать интерес и закрепить тему. А если в это время вы на кухне готовите ужин? А второй ребенок просит\требует чего-то другого? Ситуация осложняется многократно, и у многих мам просто опускаются руки: «Я не смогу…», «Нет времени»…

Упражнение условно назовем «Лошадь и Кастрюля». Почему? Сперва ответьте на вопросы: Мысли зашевелились? Потекли аналогии? Думаем над связью этих понятий?

Да? Здорово… Нет? Не беда. Сейчас будем тренироваться.

Итак, условия задачи.

Например, вы хотите провести игру\занятие по теме «Лошади». Предположим, что вы находитесь в данный момент на кухне и хотели бы, чтобы дети играли здесь же, под присмотром. Теперь нам нужно найти достаточно безопасный предмет, на игры с которым вы согласны сами и, вероятно, не откажутся\заинтересуются дети. Допустим, на глаза вам попалась пустая кастрюля, и вы знаете, что можете достать из шкафа еще одну при необходимости.

Определились. Кастрюля.

Задача: Нам нужна игра «про лошадь», в которой можно использовать кастрюлю.

Заработала мысль?

Теперь вспоминаем, решаем, какие обобщенные варианты занятий\сфер развития есть: мелкая и крупная моторика, сенсорное развитие, речь и ролевые игры, подвижные игры\физическое развитие, навыки самообслуживания, развитие внимания\памяти, интеллектуальное развитие\развитие кругозора, эмоционально-личностное развитие, творчество, музыкальное развитие и т.д.

Разбиваем задачу на составляющие. Что можно делать с лошадью и кастрюлей? Первое, самое очевидное, кормить и поить.

Следующая наша мысль. Что можно сделать с кастрюлей?

Варианты игр:

  • что-то насыпать\положить.

В кастрюлю можно насыпать крупу и запрятать туда любые предметы, которые есть под рукой. Эти предметы в игре у нас будут играть роль яблок\морковок\сахара для лошадки. Задача – отыскать в крупе еду для лошадки. Можно положить и посторонние предметы — тогда кроме развития мелкой моторики, ребенок займется еще и сортировкой. А можно завязать глаза и вытаскивать\угадывать предметы на ощупь. А может быть вы уже ищите не еду для лошадок, а самих лошадок? А лошадки у нас разные и едят разное по цвету, форме или другим признакам?

А может быть ваша лошадка устала, и ей хочется поспать? Вот и чудесная конюшня для лошадок из кастрюльки.

Вот лошадки выспались, и им хочется побегать? Але-оп! На манеже выступают лошадки. Переворачиваем кастрюлю и водим лошадку по кругу

  • что-то налить.

А может быть лошадка захотела пить? Или вы моете лошадке продукты\достаете упавшие в пруд яблоки для лошадки? И вы наливаете в кастрюлю воды и вылавливаете из нее предметы ложкой.

Надоел бардак в детской? Устали без конца собирать игрушки за ребенком?

  • что-то перелить\пересыпать из кастрюли в кастрюлю\чашку.

А может быть нужно напоить\накормить лошадку, и вы переносите корм ложками\чашками из одной кастрюли «амбара» в «лошадкино корыто» чашку\тарелку\другую кастрюлю. Вдруг лошадка у вас капризная или «математическая», и выпивает только 20 ложек или ровно литр воды? Вот уже, помимо моторики, мы присоединяем и прикладную математику, измеряем емкость кастрюли, решаем примеры на сложение и вычитание.

  • по кастрюле можно постучать.

Прекрасно, наша лошадка учится цокать. Послушайте, как громко стучат ее копытца. Ай, кажется, одно копыто плохо стучит, нужно сводить нашу лошадь к кузнецу и подковать копыто. Как красиво получилось! Теперь наша лошадка сможет принять участие в конном параде\марше. Можно постучать под музыку, выбивать определенный ритм, повторять друг за другом и т.д.

  • в кастрюлю можно что-то кидать.

Ага! Посмотрите, как наша лошадка\кастрюлька разевает рот! Она очень хочет есть. Кто быстрее покормит лошадку и закинет ей в рот «яблочко»\мячик\комочек бумаги?

  • в кастрюле можно что-то спрятать и закрыть крышкой.

Ура! У нас фокусы. Угадайте, в каком из домиков\трейлеров находится лошадка? Ах, наш караван пришел в движение. Все домики\трейлеры перепутались. Где же теперь лошадка?

  • кастрюлю можно двигать.

Посмотрите, как ловко наша лошадка тянет такую большую «телегу» или «повозку»\кастрюлю.

  • кастрюлю можно надеть, например, на голову.

Вуаля, и наша лошадка готова к рыцарскому поединку. Вот и сам рыцарь в шлеме. Какой грозный у него вид!

  • дно кастрюли можно обвести на бумаге и получить круг.

Представляем вам лошадку на арене цирка! Какой прекрасный рисунок\аппликация. Или можно вырезать этот круг из бумаги и сложить пополам. Получится чудесное седло для лошадки. Давайте его украсим.

Вы видите, сколько игр получилось? Не всегда получается придумать столько игр сразу, но это и не требуется. Для тренировки попробуйте возвращаться к этому упражнению между делом в течение дня, тогда в критический момент «здесь и сейчас» — 2-3 игры вы точно сможете предложить с ходу и\или трансформировать их по ходу дела.

Конечно, озвученные игры и тема самые простые, многие подходят для малышей, но их нетрудно усложнить и добавить необходимые элементы.

«Лошадь и Кастрюля» — это условная тема. Для отработки фантазии лучше начинать с простых\односоставных тем и обычных предметов, которые есть у вас дома, и с которыми вы разрешаете играть детям. Постепенно можно усложнять темы.

Теперь возьмем сложную тему, например, «Космос», а предмет оставим тот же — «Кастрюля».

Тема «Космос» абстрактная и непонятно, как в нее играть. Разложим ее на составляющие: ракеты, полеты, космонавты, звезды и т.д. Теперь задача звучит как «Ракета и Кастрюля», «Космонавт и Кастрюля», «Звезды и Кастрюля». Завертелась мысль? Отлично. С ходу всплывает идея шлема астронавта из кастрюли, отсеков ракеты из кастрюли, куда нужно собрать все, что понадобиться для полета, ракету\кастрюлю можно украсить и отправить в полет.

А может быть наша кастрюля\кастрюли – это астероиды? Осторожнее, астронавт, держи курс, не задевай астероиды. А вот и далекие звезды\планеты\кастрюли. Начнем изучение планет. Итак, данная планета\звезда состоит на 100% из алюминия. У нее характерная кастрюлевидная форма. Данная планета\звезда находится в галактике\созвездии под названием… Давайте зарисуем расположение звезд в нашей галактике\созвездии. Кажется, наша планета\звезда без названия. Давайте придумаем ей имя! Смотрите, вот еще одна планета\звезда. Она белая. Внутри у нее тоже алюминий, зато сверху поверхность покрыта эмалью. Никаких признаков воды, атмосферы и наличия живых существ. Планета необитаема.

После такой тренировки вы без труда в нужный момент придумаете пару-тройку игр по нужной теме исходя из имеющихся условий.

Конечно, кастрюля для этого упражнения выбрана неслучайно. Необычное сочетание темы и предмета заставляет нашу фантазию быстрее раскрываться. После небольшой тренировки попробуйте придумывать игры со стандартными развивающими игрушками\предметами: пирамидкой, кубиками, блоками Дьенеша, счетными палочками, любимой игрушкой ребенка и т.д. Эти предметы сложнее для придумывания игр, поскольку у вас (и, возможно, у ребенка) уже сформированы стереотипы игр с ними, они более нейтральные, не «цепляют» фантазию.

Очень удобно составить список предметов для игр, список тем и список обобщенных направлений развития (мелкая и крупная моторика, сенсорное развитие, речь и ролевые игры, подвижные игры\физическое развитие, навыки самообслуживания, развитие внимания\памяти, интеллектуальное развитие\развитие кругозора, эмоционально-личностное развитие, творчество, музыкальное развитие и т.д.). Если написать эти три списка на отдельных листочках бумаги и двигать их относительно друг друга, могут получиться интересные сочетания. Различные комбинации этих трех составляющих способны положить начало неограниченному числу игр. Сочетайте, пробуйте, творите.

Хотите попробовать? Тогда вот домашнее задание:

Выбирайте одну из задачек для тренировки фантазии! Задачка попроще – тема «Доктор» + Мяч. Задачка посложнее – тема «Погодные явления» + Блоки Дьенеша.

Предлагайте ваши варианты игр в комментариях! Запустим нашу фантазию в полет!

Как известно, просиживание детей перед компьютером не слишком-то хорошо сказывается на их здоровье. Гораздо лучше увлечь ребенка настольной игрой – яркой и красочной, с захватывающим сценарием и необычными героями. Сегодняшняя наша подборка – о настольных играх для детей. Но не о тех, которые можно купить в магазине, а о других, которые вы можете сделать самостоятельно. Даже если у вас дома уже имеется несколько игр, мы рекомендуем попробовать изготовить еще одну или несколько собственноручно, взяв за основу понравившийся вам сценарий. Конечно, производство действительно красочной и увлекательной игры - процесс весьма трудоемкий. Однако самодельная игра будет полностью соответствовать предпочтениям вас и вашего малыша — начиная от персонажей и заканчивая оформлением игрового поля.

Первый и самый важный момент, от реализации которого зависит качество игры, - это ее идея. Хорошо, если Вы, приступая к созданию своей настольной игры, уже примерно представляете, какой она будет. Можно сделать настольную «ходилку», «квест», «стратегию» или более простые, но от этого не менее увлекательные – шахматы, крестики-нолики, лото, домино и другие игры.

Определитесь с масштабом игры. Здесь есть нюанс: если Вы придумываете игру для малыша, тогда делайте игровые детали крупными и располагайте игру на полу. Младшим школьникам и подросткам будут интереснее настольные игры на бумаге, в которые можно играть, расположившись за общим столом.

Создайте эскизы игрового поля, фишки, карточки, кубики, необходимые фигурки, купюры и прочие мелочи. На данном этапе следует также позаботиться о дизайне игры и о том, как Вы украсите игровое поле, подготовив все необходимые для этого рисунки, наклейки и стикеры.

На этапе тестирования эскиза привлеките максимальное количество участников , чтобы сделать игру интересной для всех. В процессе игры подмечайте недочеты и старайтесь их исправить. Возможно, кто-то из участников предложит более интересные варианты ходов или оформления. Просто позвольте будущим игрокам участвовать в их создании, и они сами придумают основные правила!

После внесения всех предложений и корректив разукрасьте игру, вырежьте все необходимые фишки, фигурки, купюры, подсказки и т.п., соберите героев игры и оформите игровое поле.

Идеи

Теперь несколько слов о том, какую игру можно сделать. Тема игры будет зависеть от интересов Вашего ребенка и увлечений Вашей семьи. Чаще всего придумывают настольные «бродилки» или «квесты» с героями любимых сказок и мультфильмов, когда на пути героя встречается множество преград, которые следует преодолеть, чтобы завершить миссию.

Можно сделать игру по принципу «художника» , когда нужно дорисовывать своему персонажу те или иные части тела, которые игрок вынимает по жребию. Получается очень фантастично и весело.

Идея 1: Крестики-нолики

Крестики-нолики – одна из известных игр, в которую могут играть как дети, так и взрослые. Основной принцип заключается в том, что два противника заполняют квадраты крестиками и ноликами, тщательно просчитывая логику своего соперника.

Если ваш ребенок не умеет или не любит рисовать, эта игра придется ему по душе. Один из простых вариантов этой реквизита для игры – подготовить заранее фишки с крестиками и ноликами. Фишки можно сделать из любых материалов, а поле выполнить на ткани. Для девочек подойдет поле в форме сердца и фишки разных цветов тоже в виде маленьких сердечек.

В последнее время пользуются популярностью поделки из фетра. Этот материал очень удобен в рукоделии, так как его края не осыпаются. Вам нужно только вырезать фишки и сделать поле. Можете аккуратно по краю сделать стежки для украшения поля и фишек.

Если хотите играть в крестики-нолики во время приема пищи, сделайте игру на магнитах. Возьмите 4 палочки из под мороженого, покрасьте их краской, а потом склейте их так, чтоб получилось поле для игры. На обратную сторону нужно приклеить магниты. Отдельно сделайте фишки с маркировкой ноликов и крестиков. К ним также необходимо приклеить магнитики. Такой вариант игры можно прикрепить на холодильник и играть во время еды.

Идея 2: «Поиск сокровищ»

Поиск сокровищ – только один из вариантов сценария игры-бродилки. На самом деле можно придумать любой сюжет – кошки-мышки, кругосветное путешествие, игра по мотивам любимой сказки и т.д. Основной реквизит – игровое поле с клетками и кубик, при броске которого фигурка героя передвигается на определенное число клеток. Клетки могут содержать задания или «подвохи» — например, при попадании на определенную клетку игрок перемещается на несколько шагов назад или пропускает ход.

Для изготовления игры понадобится 8 листов бумаги формата А4, скотч, линейка, небольшой круглый предмет диаметром 3-5 см, например, крышка, цветные карандаши и набор фломастеров. Листы бумаги раскладываются аккуратно по 4 в ряд. Для того, чтобы карту можно было складывать, оставляем щели между листами. На каждый лист ставим груз в виде книги, чтобы они не сдвигались и склеиваем все листы вдоль каждого ряда скотчем. Получается большой бумажный прямоугольник.

Переворачиваем карту и начинаем ее заполнять. С помощью карандаша намечаем будущий маршрут ходов, располагая направления сверху вниз. Остановки рисуем в виде кружочков с помощью крышечки. Расстояния между кружочками должны быть небольшие – 3-4 см. Затем соединяем все кружочки с помощью линейки. Все линии обводим яркими цветными карандашами и фломастерами.

Все пустые места на карте можно заполнить рисунками на выбранную тематику. Хорошо, если в рисовании принимает участие вся семья. Родители могут сами придумать рисунки, а ребенку дать разукрасить. Также можно воспользоваться красивыми стикерами.

После подготовки поля придумываем правила игры и вписываем их в кружочки. Например, в некоторых местах можно добавить бонусные шаги, а в некоторых штрафные, которые заставят участника вернуться на несколько шагов назад.

После того, как карта готова, ее можно полностью обклеить скотчем. Так она надолго сохранится. В таком виде карту можно брать с собой и в гости и на улицу. В качестве фишек можно использовать игрушки из шоколадных яиц, а также любые мелкие предметы, такие как гладкие камешки, каштаны и т.д. Кубик делается из картона, а можно и купить готовый.

Идея 3: Пазл «Географическая карта»

Пазлы – картинки, которые нужно составлять из кусочков – известны каждому малышу. Те, которые продаются в магазинах – зачастую не очень хорошего качества, распечатанные на картоне и разрезанные стандартным образом. А когда-то давно пазлы были намного интереснее! Придумал их англичанин Джон Спилсбери в 1761 году. Торгуя географическими картами, он изобрел новое учебное пособие. Спилсбери стал наклеивать географические карты на основу из кедра и красного дерева и разрезать полученную картину на множество кусочков различной формы. Каждый из кусочков содержал небольшую часть географической информации, и, собирая по частям нужные участки, ученики изучали географию. В дальнейшем пазлы начали использовать для изучения других предметов.

Мы предлагаем создать пазл для изучения географии нашей страны. Купите контурную карту Украины и раскрасьте с ребенком каждую область страны в свой цвет. Попутно можно написать на каждом регионе несколько интересных фактов или нарисовать известный символ региона – например, львовскую ратушу, Карпатские горы или крымские пляжи. После можно наклеить карту на лист плотной бумаги или картон, разрезать на квадратные или фигурные части и собирать ее как пазл.

Вместо карты Украины можно также создать пазл, посвященный Европе или всему миру. Если Вы или Ваш ребенок увлекаетесь рисованием – можно попробовать нарисовать карту самому или даже придумать вымышленные государства со своей историей, народами и обычаями.

Идея 4: «Монополия»

«Монополия» – одна из самых популярных настольных игр на планете. Ее придумали в 1934 году в США, и с тех пор у нее появилось огромное количество поклонников по всему миру, поскольку в нее интересно играть как детям, так и взрослым. Вариаций «Монополий» в мире очень много, однако собственноручно произведенная игра несомненно станет «хитом» Вашей домашней игротеки, ведь она будет сделана в соответствии с Вашими личными предпочтениями, с уникальным игровым полем, фишками, героями и купюрами.

Для игрового поля лучше всего подойдет плотный ватман, который впоследствии нужно будет проклеить скотчем, чтобы игра была долговечной. На ватмане чертим замкнутое игровое поле, которое можно украшать по своему вкусу. Размеры поля, форму и количество игровых клеток определяете Вы сами. Уровень сложности полностью зависит от Вас, точно так же, как и сюжет, и специфика игры.

После того, как игровое поле готово, а все необходимые отметки нанесены, нарисуйте собственные фишки, купюры и карточки с условиями. Придумывание названия валюты, разработка эскиза купюр, их изготовление доставят радость Вам и Вашему ребенку на несколько вечеров!

Не забудьте выбрать подходящие фигурки: пусть каждый игрок сделает свою фигурку самостоятельно или подберет подходящую из имеющихся в каждом доме мелочей.

Отдельно стоит проработать и правила игры, адаптируя их по своим предпочтениям и уровню подготовки игроков. Правила могут как упрощать, так и усложнять игру в зависимости от того, насколько опытные игроки в нее играют. Изготовьте отдельную карточку со сводом всех правил, чтобы во время игры избежать споров.

Идея 5: «Алиас»

«Алиас» или «Скажи иначе» — увлекательная развивающая игра для детей. В процессе игры ребенок сможет научиться доносить мысли до людей, развивает словарный запас, учится слушать и понимать окружающих. Отличная настольная игра для развития речи. В обычный игровой комплект, который продается в интернет магазинах, входит игровое поле, песочные часы, кубик, фишки и карточки, на которых слова не только написаны, как во взрослой игре, но и нарисованы. В варианте игры, сделанном своими руками, можно обойтись без песочных часов, время можно считать с помощью секундомера на телефоне.

Алиас – командная игра: чем больше человек, тем интереснее будет в нее играть. Приготовьте игровое поле, разложите стопками карточки, разделитесь на команды и можно начинать.

Идея игры состоит в том, чтобы объяснить как можно больше слов партнерам по команде, пока бежит песок в песочных часах, и дойти до финиша первым.

Игроки по очереди передвигают свои фишки по полю на количество точек, показанных на кубике. При этом в процессе каждого хода игрокам необходимо вытащить карточку из стопки и постараться объяснить окружающим, что там изображено. Объяснять нужно другими словами, слово с карточки говорить нельзя. Другие же игроки должны понять, какое слово им пытаются объяснить. При этом игрок может изображать слово звуками («мяу», «гав-гав»), попробовать подобрать синонимы или даже антонимы.

Если слово угадано, то игрок сможет в свой следующий ход опять передвигать фишку и объяснять новые слова, если же нет, то в следующий свой ход игрок будет объяснять слова без передвижения фишки.

Игровое поле для Алиаса достаточно простое, и нарисовать его самим не составит особого труда. Можно вообще обойтись без него – просто засчитывать очки или рисовать галочки: у кого больше галочек или длиннее столбик с правильными ответами, тот и выиграл.

Самое главное в этой игре — карточки. Их лучше изготовить из плотного картона. Картинки можно вырезать из старых журналов или нарисовать самому. Количество карточек в игре можно не ограничивать и впоследствии «расширять» колоду, добавляя новые интересные картинки по мере нахождения. Для одной карточки необходима одна картинка, обозначающая определенное слово или понятие. Это слово лучше написать на карточке, чтобы игрок мог сориентироваться, что его нельзя использовать при объяснении.

Идея 6: «Блошки»

Блошки — старинная славянская игра. Раньше их изготавливали из дерева или мастерили из пуговиц определенной формы. Но, к сожалению, не всегда дома есть такое количество нужных пуговиц, поэтому мы предлагаем сделать игрушку чуть-чуть по другому и из тех материалов, которые дома наверняка есть у каждого. Себестоимость этой игры минимальна, время изготовления — 10 минут, зато веселья и удовольствия — на целый день. Игра развивает мелкую моторику рук и навыки игрового общения.

Для игры нам понадобится фасоль (желательно двух цветов), картонная коробка из-под конфет, две монеты по 5 или 50 копеек, фломастеры и цветная бумага, небольшой кусочек фетра или другого плотного материала.

Из плотного материала вырезаем два кружочка. В качестве шаблона можно использовать кофейную чашку. Разрисовываем или обклеиваем цветной бумагой внутреннюю сторону коробки из-под конфет (необходимо, чтобы у игрового поля были бортики, иначе фасолины будут улетать с него). Делаем разметку игрового поля наподобие футбольного (можно обойтись и без разметки — пофантазируйте вместе с ребенком). Готово!

Как играть: если на край фасоли нажать монеткой, то фасоль подпрыгнет, как живая блошка. Прыгают фасолинки хорошо с мягкой поверхности, для этого и предусмотрены диски из фетра. Это свойство прыгучести и положено в основу народной игры. А дальше уже идут варианты: попасть блошкой в миску, накрыть своей блошкой блошку соперника (это если блохи деревянные и большие), у кого дальше прыгнет блошка и т.д. В нашем варианте игры основная задача – попасть своей блошкой в ворота противника.

Игроки располагаются перед полем и стараются попасть в ворота противника. Если игрок попадает на свой цвет на поле, можно забрать фасолинку с поля и в очередной ход ею воспользоваться, если фасоль осталась на поле противника, но в ворота не попала — очко не присуждается и фасоль остается на месте, если же игрок забивает гол в свои ворота — очко засчитывается противнику. Играют до тех пор, пока не кончатся фасолевые блошки. Количество фасолин можно варьировать.

Идея 7: «Гонки червячков»

«Гонки червячков» — это настольная игра для детей 4-8 лет. Оригинальную игру можно купить в интернет-магазине, но мы предлагаем сделать ее своими руками, так как для ее изготовления не нужны особые игровые аксессуары. Для изготовления игры понадобится картон, фломастеры и несколько наборов из семи одинаковых по цвету фишек – можно использовать пуговицы, шашки или даже драже из M&M’s.

Из картона вырезаем жетоны (карточки) и проставляем на них цифры от 4 до 7, плюс жетон со знаком «Х». Таких комплектов делаем столько же, сколько будет участников. Каждый комплект раскрашиваем в цвет, соответствующий цвету набора фишек. Также из картона вырезаем полоску с надписью «Финиш». Все, игра готова!

Как играть: каждому участнику выдается набор фишек и комплект жетонов этого же цвета.Фишки расставляются на старте в рядок, в виде червячков. Перед первым ходом происходят торги между участниками. Каждый выбирает вслепую один жетон из своего набора и выкладывает на линию старта цифрой вниз. После того как все жетоны выложены, они вскрываются и определяется, кто ходит первым и на сколько ходов передвигает своего червячка. Каждый участник в игре передвигает червячка на такое количество ходов, которое написано на жетоне. Право первого хода достается тому, у кого на жетоне самая маленькая цифра. Если открываются два жетона с одинаковыми цифрами — владельцы жетонов пропускают ход. Владелец жетона со знаком «Х» ходит на любое количество ходов (от 2 до 7), к тому же может передвинуть линию финиша дальше (но не ближе). После хода отыгранные жетоны откладываются в сторону и могут вернуться к владельцам только через ход.

Методика "Придумай игру"

Ребенок получает задание за 5 мин придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экс­периментатора:

1. Как называется игра?

2. В чем она состоит?

3. Сколько человек необходимо для игры?

4. Какие роли получают участники в игре?

5. Как будет проходить игра?

6. Каковы правила игры?

7. Чем должна будет закончиться игра?

8. Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдель­ных участников?

Оценка результатов

В ответах ребенка должна оцениваться не речь, а содержание придуманной игры. В этой связи, спрашивая ребенка, необходи­мо помогать ему - постоянно задавать наводящие вопросы, ко­торые, однако, не должны подсказывать ответ.

Критерии оценки содержания придуманной ребенком игры в данной методике следующие:

1. Оригинальность и новизна.

2. Продуманность условий.

3. Наличие в игре различных ролей для разных ее участников.

4. Наличие в игре определенных правил.

5. Точность критериев оценки успешности проведения игры.

По каждому из этих критериев придуманная ребенком игра может оцениваться от 0 до 2 баллов. Оценка в 0 баллов означает полное отсутствие в игре любого из пяти перечисленных выше признаков (по каждому из них в баллах игра оценивается от­дельно). 1 балл - наличие, но слабая выраженность в игре дан­ного признака. 2 балла - присутствие и отчетливая выражен­ность в игре соответствующего признака.

По всем этим критериям и признакам придуманная ребен­ком игра в сумме может получить от 0 до 10 баллов. И на основе общего числа полученных баллов делается вывод об уровне раз­вития фантазии.

Выводы об уровне развития

Инструкция

Сегодня много спорят о раннем развитии. Мнения противоречивы. Но даже если вы ярый противник этого явления, то это вовсе не означает, что ваш ребенок должен расти совсем без внимания. Ведь развитие – это не только иностранные языки или обучение и чтению. Развитие – это нечто больше. Это адаптация к миру, знакомство с ним во всех его проявлениях. Это формирование мышления, логики, восприятия, фантазии, творчества… Именно этому и способствуют игры и .

Для начала внимательно понаблюдайте за своей дочкой. Необходимо понять, что ее интересует. Отступитесь от устоявшихся стереотипов, что должны в обязательном порядке играть в куклы. Это не так. Многие с удовольствием наряжают , а юные леди – гоняют машинки и стреляют . Все мы разные, со своими предпочтениями. И с этими предпочтениями следует считаться. Только при таком подходе игры для девочки будут действительно развивающими.

Предположим, ваша дочка любит проводить время с вами на кухне. Отлично! Предложите ей приготовить что-то вместе. Придумайте оригинальный . Главное – дать ребенку принять самое активное участие в обсуждении ингредиентов и процессе их смешивания. Это способствует развитию фантазии. Кроме того, вы сможете привить ребенку полезные знания о технике безопасности, правилах обращения с огнем . Или же немного поэкспериментировать. На кухне сделать это проще простого - налейте в формочку воду и поставьте ее в морозилку. А затем изучите, что происходит с жидкость при воздействии холода и как она ведет себя после того, как постоит при комнатной температуре.

На самом деле, вариантов может быть много. Придумать развивающие игры несложно. Сама жизнь подталкивает нас к интересным находкам. Надо быть лишь чуточку внимательнее к происходящему вокруг. Поймите: то, что кажется вам обыденным и простым, для ребенка – чудо. Он пока не понимает даже самых элементарных вещей. И задача родителей – объяснить их ему наглядно.

Если у вас совсем ничего не получается самостоятельно, воспользуйтесь профессиональной помощью. Поищите игры для девочки в интернете или отдайте вашу дочку в школу раннего развития. Благо таковых сегодня предостаточно. Возможно, после посещения пары занятий у вас появятся мысли насчет того, как придумать развивающие игры для девочки. Вдумчиво понаблюдайте за действиями профессионального педагога во время занятий с малышами. Вы почерпнете много интересного, а некоторые игры сможете проводить в дальнейшем уже в домашних условиях.

Современные мамы успевают всё и везде. Необходимость успевать уделить время хозяйству, родным и близким, себе и большую часть посвятить ребенку делает из женщины супермаму. Очень важно играть с ребенком. Это поможет не только развлечь его и занять на некоторое время, но еще и обучить чему-то новому. С интересными, увлекательными играми ребенок никогда не будет скучать, и при этом будет учиться и развиваться.

К сожалению, не у всех мам есть достаточно времени на подготовку и создание игр, а многие этого просто не умеют. Но если вы прочитаете статью, то узнаете, как придумать игру для своего чада.

Домашние и развивающие игры

Стоит отметить, что одна и та же игра становится для ребенка скучной, даже если она и заинтересовала малыша сначала. Для того чтобы разнообразить игру и сделать её интереснее, существует несколько приёмов:

  1. Можно разнообразить даже самое неинтересное занятие - чтение или счет, используя яркие картинки и игрушки.
  2. Вовлеките в игру всех домашних. Сделайте так, чтобы малыш понял, что он будет играть не один - чем больше людей, тем веселее.
  3. В игре задействовать можно не обязательно заранее заготовленный реквизит. Подойдет все, что есть в доме - макаронные изделия, крупы, палочки, пустые баночки, игрушки ребенка. Можно расставлять их по цвету или по размерам - это интересно, и при этом ребенок будет учиться.

Игры на улице

Все мы играли на улице в простейшие игры, которые подойдут и для современных детей.

  1. "Сломанный телефон". Ребята садятся в ряд. Сидящий с левого края участник говорит какое-либо слово на ухо своему соседу. Тот, в свою очередь, говорит то, что услышал, следующему человеку. И так до последнего человека. Если до последнего игрока дойдет неверное слово, то телефон "сломался". Все сидят в том же положении и начинают заново. Если на выходе получилось верное слово (то, которое говорили), то водящий меняется.
  2. "Прыгунки". Рисуем мелом поле и делим его на 10 равных частей. Берем камешек и бросаем его на цифры, начиная с единицы. Если камень попадает в поле квадрата, то надо прыгнуть на это поле и бросать камешек дальше. При промахе следует уступить ход другому игроку. Таким образом можно выучить счет до 10.
  3. Для детей постарше подойдут "Классики". Рисуем мелом на асфальте квадратики таким образом: сначала один, над ним еще один, затем сверху пририсовываем прямоугольник, горизонтальные стороны которого больше вертикальных, и делим его пополам, затем снова чертим один квадрат (по центру прямоугольника), потом - прямоугольник и т. д. Всего должно получиться 10 клеток. Пишем в них цифры от 1 до 10. Бросаем камешек на первую цифру и, если он попадает в поле клетки, прыгаем через все поле туда и обратно (при прыжках чередуем ноги: прыгаем одной ногой на одиночную клетку, на две ноги - на спаренные клетки; на последних клетках разворачиваемся и прыгаем в начало, не забывая подобрать камешек). При попадании ноги за границу клетки передаем ход другому игроку.
  4. "Море волнуется раз...". Игроки бегают в произвольном порядке и изображают морских обитателей: рыбок, морских коньков, русалок. Водящий произносит фразу: "Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три... морская фигура замри!". Все ребята должны замереть на месте в том положении, в котором их застала команда "замри". Кто пошевелится, тот и водящий.
  5. "Съедобное-несъедобное". Водящий кидает мяч и при этом говорит какое-либо слово. Если выражаемый словом предмет съедобный, то нужно поймать мяч, если несъедобный - отбить. Тот, кто поймал несъедобное, становится водящим. Эту же игру можно разнообразить и вместо мяча использовать резиночку. Игроки встают в круг и растягивают на ногах одну резинку. Игроки, если слышат от ведущего "несъедобное" слово, быстро выпрыгивают из резинки, если "съедобное", - остаются внутри.
  6. "Светофор". Игроки выстраиваются в ряд, ведущий выходит вперед и, отворачиваясь, называет какой-нибудь цвет. Игроки, у которых в одежде есть названный цвет, беспрепятственно проходят на другую сторону. Те, у кого нет данного цвета, пытаются пробежать на свою сторону. Ведущий ловит их. Кого поймали, тот и водит.

Спортивные игры

Вы всегда можете поиграть с ребенком в футбол, баскетбол, бадминтон, лапту, еще можно устроить мини-эстафету с его друзьями. Пробуйте разнообразить игры и придумывать свои правила там, где это нужно.

Статьи по теме: