Решать шахматные этюды. Шахматные задачи онлайн. Этюды для развития счёта
Подробности
Шахматные задачи - этюды
Особой областью творческой деятельности в шахматах называют шахматную композицию, в которую входят:
- шахматные этюды и
- задачи.
Обратите внимание: на сайте сайт есть примеры:
- с ответами;
- с решениями.
Шахматные задачи и этюды с решениями создаются для того, чтобы каждый игрок смог проанализировать ходы и не допустить ошибок в будущем. Примеры берутся из партий, сыгранных кем-то (как правило, известными гроссмейстерами) ранее.
Шахматные этюды и задачи - очень интересное, захватывающее и увлекательное времяпрепровождения. Мы уже говорили о том, что интеллектуальные игры:
- развивают мышление, логику;
- повышают IQ;
- являются профилактикой болезни Альцгеймера.
Что касается этюдов, то это новый уровень мастерства в шахматах. Это задачи (с ответами, с решениями и без них), в ходе которых игрок сражается за победу своих фигур (по умолчанию белых). Шахматные этюды решают те, кто, так сказать, уже на ты с интеллектуальной игрой. Число ходов здесь предсказать невозможно. Игра длится до тех пока, пока:
- одна из сторон «в бою» не потеряет все фигуры;
- одному из королей не поставят мат.
Шахматные этюды и задачи помогают юным игрокам пробиться в лидеры. Решать их рекомендуется систематически. В шахматах, как и в большом спорте, нужны постоянные тренировки. Иначе навыки не станут привычкой. После длительного перерыва в занятиях вы вряд ли сможете сразу решать шахматные этюды и задачи - разве что если те будут с ответами. Чтобы вернуть «интеллектуальную форму», придется возвращаться на начальный уровень и снова «копаться» в заданиях для новичков.
Предупреждаем: в онлайн-школе Chesslives не предлагают играть бесплатно, зато за небольшую плату учат профессионализму и настоящему мастерству в шахматах!
Звоните по указанному на сайте номеру и записывайтесь на занятия!
Под шахматной композицией понимают вид человеческой деятельности, возникшей из шахмат, результатом которой является некоторая шахматная позиция с заданием и решением. Эти шахматные позиции удовлетворяют ряду критериев, а именно:
- Позиция должна быть легальна (то есть существует последовательность ходов, которые приводят к данной позиции из начального положения);
- Позиция должна быть экономичной (то есть не должно быть фигур, не участвующих в решении);
- Задание должно выполняться единственным образом (требование единственности решения);
- Решение должно выражать некоторую идею;
- Решение должно быть красивым.
Последний пункт требования является самым абстрактным, однако по такому же критерию оценивают и шахматную партию.
Шахматная композиция делится на две большие группы – шахматные задачи (позиции с требованием поставить мат в определённое число ходов) и шахматные этюды (позиции на выигрыш или ничью). Особенности требований к задачам и этюдам делают их идеальным средством тренировки шахматистов. Шахматную композицию используют в следующих случаях:
- Обучение матованию
- Демонстрация простейших комбинационных мотивов
- Демонстрация типичных комбинаций
- Расчет вариантов
- Развитие комбинационного зрения
- Обучение правильному оцениванию позиции
- Изучение эндшпиля
На начальном этапе подготовки шахматистов тренера предпочитают ученикам давать задачи – это приучает учеников видеть и ставить маты. Предпочитаются малофигурные задачи в силу лёгкости позиции. Обычно предлагаются задачи на мат в 2 хода. Когда возникает необходимость продемонстрировать некоторые типичные шахматные приёмы матования – предлагают задачи с большим числом фигур. (см. диаграммы 1-8)
Когда ученик получает некоторые навыки в матовании, наступает этап развития комбинационного зрения. Комбинационное зрение необходимо развивать на всех этапах обучения. Часто комбинационное зрение сводится к узнаванию знакомых или похожих позиций, что позволяет быстро рассчитывать варианты. Определять знакомый рисунок позиции проще всего, когда обучаемый воспринимает только фигуры, участвующие в комбинации.
Д.1 мат в 2 хода | Д.2 мат в 2 хода |
Д.3 мат в 2 хода | Д.4 мат в 2 хода |
Д.5 мат в 3 хода | Д.6 мат в 4 хода |
Д.7 мат в 7 ходов | Д.8 мат в 12 ходов |
Простейшие этюды, демонстрирующие типичные тактические приёмы
В этом случае ученику подбираются задания с коротким решением, в котором ярко выражена демонстрируемая идея. Обычно этюды с коротким, но запоминающимся решением показывают тактические идеи, на которых основаны комбинации. Эффективность использования шахматной композиции в данном случае обуславливается требованиям к ней, а именно: она представляет некоторую шахматную идею в художественном и экономичном виде. Это позволяет ученику при ознакомлении с идеей не отвлекаться.
На диаграмме 9 черные проводят отвлечение, однако в ответ белые проводят комбинацию привлечения + сброс материала. На диаграмме 10 реализовано привлечение с целью выигрыша фигуры (или выгодный размен). Диаграмма 11 – вычищение линии / поля. На диаграмме 12 представлено перекрытие.
Д.10 выигрыш |
|
Д.11 выигрыш | Д.12 выигрыш |
Этюды для развития счёта
При развитии счёта вариантов у шахматиста, тренер подбирает задания с длинным, но форсированным решением, либо с решением, побочные варианты в котором очень коротки (не превышают, например, 3 ходов – зависит от уровня шахматиста).
Диаграмма 13 показывает пример длинного форсированного варианта. Однако, не стоит забывать о том, что у соперника бывают тихие промежуточные ходы, также создающие угрозу. Например, как на диаграмме 14.
Д.13 выигрыш | Д.14 выигрыш |
Д.15 выигрыш | Д.16 выигрыш |
Эндшпильные этюды, для демонстрации шахматных законов
Особая группа этюдов – так называемые эндшпильные (аналитические) этюды. Изучение этих этюдов формирует у шахматиста базу так называемых «точных позиций». Эти этюды помогают оценивать правильно окончания, а также указывают стратегии, которых надо придерживаться для достижения цели. Такие этюды часто не рекомендуется решать, но обязательны к разыгрыванию, для того чтобы шахматист ознакомился с идеей этюда и запомнил её. Следует заметить, что эндшпильные этюды регламентируют не только общие принципы разыгрывания окончаний, но также показывают и «исключения» из правил. Тренер должен подбирать задания, демонстрирующие типичные эндшпильные приёмы, «точные» позиции (по определению Марка Дворецкого), а также демонстрировать способы борьбы против этих приёмов, в зависимости от особенностей позиции.
Д.17 выигрыш | Д.18 выигрыш |
Д.19 ничья | Д.20 ничья |
Диаграммы 17-20 показывают некоторые типичные приёмы, характерные для пешечных эндшпилей.
Этюды с оценкой позиции
Одним из важнейших этапов в развитии ученика является обучение правильной оценке позиции. Умение правильно оценивать позицию существенно влияет на выбор ходов-кандидатов, и, как следствие, сокращает дерево вариантов. В этом случае подходят любые этюды, но для начинающих шахматистов рекомендуется подбирать задания с хорошо видными слабостями сторон.
Д.21 оценить позицию | Д.22 оценить позицию |
О пользе знаний тем шахматной композиции
Шахматная композиция шагнула далеко вперёд в области чередования тактических моментов и выстраивания из них комбинаций. Поэтому имеет смысл ознакомиться с этими идеями шахматистам, чтобы в дальнейшем применять эти идеи. Например, стратегическая школа в композиции работает с комбинациями тактических моментов: блокированиями, перекрытиями, отвлечениями и т.д.
Также надо обратить внимание на тематику логической школы, суть которой состоит в том, что при попытке проведения плана некоторой стороной, у противника находится защита. Тогда проводится предварительный план, уничтожающий эту защиту.
Д.23 Мат в 2 хода. тема Новотного | Д.24 ход белых |
Д.25 Мат в 4 хода | Д.26 ход белых |
Д.27 выигрыш | Д.28 Бронштейн - Ботвинник, 1951, ход черных |
Не смотря на то, что современная задачная композиция довольно сильно оторвана от практики, она может быть использована при обучении младших разрядов, и даже рекомендуется. Этюдная же композиция всегда была мощным средством совершенствования шахматистов на любом этапе. Она рекомендовалась как известнейшими тренерами, так и гроссмейстерами. В своё время гроссмейстер Лев Полугаевский сказал так: «Только решив 100 этюдов я почувствовал себя готовым к борьбе за шахматную корону».
Выводы
При подведении итогов лекции можно сделать следующие выводы:
Шахматная композиция полезна для обучения шахматистов-практиков, так как она предлагает широкий арсенал средств, который позволяет охватить различные аспекты шахматного образования. За годы развития шахматной композиции было составлено около 70 000 этюдов и 300 000 задач. Все эти этюды и задачи доступны в специальных базах этюдов и задач. Достоинство этих баз в том, что они хорошо структурированы – а это позволяет с большим успехом найти подходящий пример на тему, чем при поиске позиции из 5 миллионов партий. Кроме того, теория эндшпиля тесно связана с этюдной композицией – часто ценные теоретические исследования в области эндшпиля проводились этюдистами – ими же были составлены этюды, демонстрирующие итоги исследований.
Библиография
- Ботвинник М.М., Аналитические и критические работы: Статьи и воспоминания, ФиС, 1987
- Полугаевский Л.А., Рождение варианта, ФиС, 1977
- Пожарский В., Шахматный учебник в этюдах, Феникс, 2005
- Пожарский В., Школа шахмат., Феникс, 2007
- Дворецкий М., Перваков О., Этюды для практиков, Новости, 2009
- Владимиров Я., 1000 шедевров шахматной композиции, АСТ, 2005
- Дворецкий М.И., Учебник эндшпиля, Факт, 2006
- Умнов Е., Что такое шахматная композиция, ФиС, 1954
- База шахматных задач –
Эта задача составлена в 1907 году Константином Гавриловым. Нужно отметить, что это был великолепный шахматный композитор тех времен, который составлял отличные двухходовки. Одну из таких мы предлагаем решить и вам. Белые начинают и ставят мат.
Надеемся, у всех отличное настроение - наши соотечественники радуют нас отличной игрой! "Золото" и "Серебро" на командном чемпионате мира, да еще и Никита Витюгов показал хорошую игру. Очень рады за всех! А пока решаем этот этюд. Белые начинают, как уже сказано в условии, и выигрывают.
Шахматные задачи онлайн
Наш сайт уникальный в своем роде, потому что предоставляет нашим пользователям возможность для решения задач по шахматам в режиме online. У пользователей есть выбор задач:- мат в 1 ход
- мат в 2 хода
- мат в 3 хода
- мат в 4 хода
- мат в 5 ходов
- выигрыш
К тому же, наши пользователи, имеют ряд привилегий. Вы можете написать нам на почту и попросить дополнить тот или иной раздел задач. Мы постараемся сделать это максимально быстро, буквально в течение нескольких дней, а иногда и на следующий день, в зависимости от загруженности запросов.
Решение задач - это очень хороший способ повышения уровня игры шахматиста. Те, кто только начинают вступать в этот , будут познавать новые позиции, а вследствие смогут применить их в серьезных партиях. А шахматисты более высокого уровня, могут оттачивать и повышать уровень своей игры, путем повторения, а порой и изучения новых позиций.
Шахматные задачи не только стимулируют интерес к игре в шахматы, но и развивают логическое мышление, что немаловажно для развития ребенка в принципе.
. Например, вы можете подготавливать интересные задачи к следующему уроку с учеником, брать какие-то позиции с нашего сайта. В конце концов, вы даже можете с учеником решать ту или иную задачу прямо на нашем портале.
Расскажу не много о себе, на данный момент я занимаюсь с учеником, которому 5 лет. С самого начала наших занятий у него был третий разряд. Занимаюсь я с ним не очень долгое время, и по специальной методике, которая включает решение шахматных задач на каждом уроке. Я заметил, что никакие другие задания по шахматам, не привлекают его так, как шахматные задачи. Он всегда относится к их решению с радостью, и всегда ждет времени, когда же мы начнем уже их решать. Неделю назад он выступил в турнире, и выполнил норму второго разряда. Я уверен, это в первую очередь благодаря тому, что он решал шахматные задачи. Тренера могут взять это на заметку.
Шахматные этюды. Шахматный этюд - есть шахматное задание, в котором надо добиться победы или ничьей. Этюд должен иметь только одно решение. В этюде, как правило, всегда начинают белые. Шахматная эстетика и красота в этюдах являются главными элементами. Чем больше красоты, тем лучше этюд. Критерии, по которым можно судить, что конкретный этюд есть "хороший этюд" включают, среди прочих вещей: неожиданность, скрытность, жертвы, корректность, подготовка, парадокс, единая идея, оригинальность.
- Подготовка означает, что успех заключительной тактической операции был достигнут в значительной степени за счет предшествующей стратегической игры.
- Парадокс означает, что имеет место быть ряд вещей, которые нарушают "обычную практику" в шахматах.
- Неожиданность означает высокую эффективность ходов в достижении чего-то существенного, например, мата или значительного материального преимущества.
- Скрытность означает, что ход (обычно ключевой ход) не выдает решение сразу.
- Жертвы - например, обмен сильной фигуры на более слабую, но также может означать, например, уход фигуры с сильной позиции на формально более слабую.
- Корректность просто означает, что решение работает против любой защиты. (Такое бывает, но не всенда в реальных партиях.)
- Единая идея означает взаимодействие между всеми фигурами к достижению единой цели (например, мат, выигрыш материала, контроль пространства).
- Оригинальность означает нечто такое, чего решатель этюда невстречал ранее, и, следовательно, при решении не может полагаться на имеющейся у него опыт.
Простой, но красивый этюд. Белые выигрывают. Как?
Шахматная красота :: Шахматный портал на сайт (перевод с английского шахматного портала на USA2017.com). Шахматы - лучшая игра в мире. Шахматы тренируют мозг, чтобы он работал лучше, а душу делают счастливее. Сегодня шахматам обучают детей во всем мире. Многие школы имеют свои шахматные клубы и проводится моного турниров специально для школьников. Турниры проводятся регулярно во многих странах, в США, например, они организуются такими организациями как Американская Шахматная Федерация и Национальная Школьная Шахматная Организация. Что касается меня лично, я считаю, шахматы сегодня, это скорее искусство, а не спорт.
Шахматный вьювер :: Шахматный вьювер позволит вам просматривать шахматные партии в популярном формате pgn. PGN (Portable Game Notation) это популярный компьютерный формат для записи шахматных партий (ходы и соответствующую информацию). Многие шахматный программы понимают этот очень популярный формат благодаря тому, что он представляет собой простой текст на английском языке.
Тест: только пешки. :: Главный вопрос шахмат - как закончится партия, если белые и черные будут делать лучшие ходы? Выиграют белые? Ничья? Или выиграют черные? Насчет выигрыша черных - это была не гипотеза, это была шахматная шутка. Упростим задачу, оставив на доске только пешки. Ну и королей, понятно дело. Куда же без них. Теперь делаем лучшие ходы за обе стороны и наблюдаем результат.
Если вы планируете вернуться сюда позднее...
Пожалуйста, запомните эту страничку -
URL: http://сайт/chess/etudes/
Спасибо за посещение этой странички и внимательное отношение к ее контенту и дизайну. Удачи и успеха!