В какие игры играют алкоголики. Игры на всю жизнь. Игры в которые играют родственники алкоголиков

ИГРЫ НА ВСЮ ЖИЗНЬ

Все игры при обычных социальных условиях оказывают на судьбу игроков важное и, возможно, решающее влияние; но некоторые из них гораздо чаще, чем другие, становятся делом всей жизни и чаще вовлекают непричастных к играм наблюдателей. Эту группу игр мы назовем "играми на всю жизнь". В нее входят "Алкоголик", "Должник", "Ударь меня", "Попался, сукин сын!", "Смотри, что я из-за тебя сделал" и их основные варианты. С одной стороны, они граничат с супружескими играми, с другой - с играми преступного мира.

1. "АЛКОГОЛИК"

Тезис. В анализе игр нет такого понятия, как "алкоголизм" или "алкоголик", но есть роль в игре определенного типа, которая называется "Алкоголик". Являются ли причиной пьянства биохимические или физиологические отклонения от нормы (эта точка зрения пока еще не доказана) - этим вопросом пусть занимаются врачи-терапевты. Мы занимаемся анализом игр, и интересует нас совсем другое - социальные транзакции, которые связаны со злоупотреблением спиртным. Отсюда название игры "Алкоголик".

В полном виде эта игра рассчитана на пятерых участников, хотя один игрок может исполнять и несколько ролей, так что игра может начинаться и заканчиваться с двумя участниками. Центральная роль - роль Алкоголика, начинающего игру, исполняется Уайтом. Основная второстепенная роль - роль Преследователя, которую обычно играет лицо противоположного пола, чаще всего супруга (супруг). Третья роль - роль Спасителя, обычно исполняемая лицом того же пола; часто это семейный врач, который интересуется пациентом и проблемами алкоголизма. В классической ситуации врач успешно избавляет алкоголика от его пагубного пристрастия. После того как Уайт в течение полугода не брал в рот ни капли, они поздравляют друг друга. А на утро Уайт валяется в канаве.

Четвертая роль принадлежит Простаку. В литературном произведении обычно это деликатный человек, который одалживает Уайту деньги, бесплатно дает ему сэндвич или чашку кофе и не пытается ни преследовать, ни спасать его. В жизни эту роль обычно исполняет мать Уайта, которая дает ему деньги и часто поддакивает ему, когда он говорит, что жена его не понимает. Общаясь с Простаком, Уайту приходится искать правдоподобное объяснение, зачем ему деньги. Причем оба делают вид, что верят ему, хотя оба знают, на что он потратит большую часть денег. Иногда Простак начинает исполнять и другую роль, не самую существенную, но тоже характерную для ситуации, - роль Подстрекателя, "хорошего парня", который снабжает спиртным, даже когда его не просят: "Пойдем выпьем (и покатишься вниз еще быстрее)".

Вспомогательный персонаж любой алкогольной игры - профессионал, например бармен или продавец спиртного. В игре "Алкоголик" это пятая роль - роль Посредника, непосредственного поставщика спиртного, который понимает язык алкоголиков и является важнейшим персонажем в жизни пьяницы. Разница между Посредником и остальными игроками - это разница между профессионалом и любителями в любой игре: профессионал знает, когда нужно остановиться. В определенный момент хороший бармен отказывается обслуживать алкоголика, который оказывается лишенным припасов, если только не отыщет более снисходительного Поставщика.

На начальных стадиях "Алкоголика" все три второстепенные роли может исполнять жена: в полночь она в роли Простака раздевает героя, подает ему кофе и позволяет вымещать на себе зло; утром в роли Преследователя бранит мужа за его поведение; и вечером, натянув маску Спасителя, молит мужа отказаться от спиртного. На более поздних стадиях, когда физическое состояние мужа обычно ухудшается, он может обходиться без Преследователя и Спасителя, но может и терпеть их, если они служат дополнительным источником выпивки. Уайт может явиться в благотворительную организацию и позволить "спасти" себя, если ему там дадут бесплатно поесть; или может стерпеть разнос, любительский и профессиональный, если только потом получит подаяние.

Исходя из современного уровня знаний, мы утверждаем, что вознаграждение в "Алкоголике" (как это характерно для игр вообще) получается там, где большинство исследователей вовсе не ожидает его обнаружить. Анализ данной игры свидетельствует, что сама выпивка является лишь дополнительным удовольствием на пути к истинной кульминации - похмелью. То же самое в игре "Растяпа": сами промахи, привлекающие наибольшее внимание и приносящие удовольствие Уайту, для него лишь способ, ведущий к главному - к получению прощения Блэка.

Для Алкоголика похмелье не столько физическая боль, сколько психологическая пытка. Две любимых формы времяпрепровождения пьющих: "Коктейль" (сколько выпили и что смешивали) и "А на следующее утро" (я расскажу тебе о своем похмелье). В "Коктейль" играют люди, пьющие на вечеринках. Многие алкоголики предпочитают психологически более жесткое "А на следующее утро", и такие организации, как "Анонимные алкоголики", предоставляют им для этого неограниченные возможности.

Пациент, посетивший психотерапевта после загула, обычно ругательски себя ругает; психотерапевт слушает молча. Позже, пересказывая этот эпизод в психотерапевтической группе, Уайт заявляет, что это психотерапевт его отругал. Когда в психотерапевтической группе обсуждают алкоголизм, для большинства алкоголиков интересно не пьянство - они говорят о нем только из уважения к Преследователю, - а их последующие страдания. Транзакционная цель пьянства, помимо личных удовольствий, которые оно приносит, - создать ситуацию, в которой Ребенок мог бы быть строго отруган не только внутренним Родителем, но и любой оказавшейся поблизости и снисходящей до брани родительской фигурой. Поэтому терапия в этой игре должна сосредоточиться не на самом пьянстве, а на следующем после запоя утре: нужно отучить алкоголика заниматься самобичеванием. Однако встречаются сильно пьющие люди, у которых не бывает похмелья; они к настоящей категории не относятся.

Существует также игра "Непьющий алкоголик", в которой Уайт проходит процесс финансовой или социальной деградации без бутылки, делая ту же последовательность ходов и нуждаясь в тех же вспомогательных ролях. И здесь главное - следующее утро. Это сходство между "Непьющим алкоголиком" и обычным вариантом "Алкоголика" подчеркивает, что в обоих случаях это игра: например, в обоих случаях имеет место процедура потери работы. "Наркоман" также аналогичен "Алкоголику", но эта игра куда более зловещая и драматичная, она разворачивается быстрее и приводит к более серьезным потерям. По крайней мере в нашем обществе она сильно зависит от Преследователя, который всегда наготове. Простаки и Спасители встречаются гораздо реже, зато резко возрастает роль Посредника.

Существует множество организаций, вовлеченных в игру "Алкоголик" - национальных, международных и местных. Многие публикуют правила этой игры. Почти все объясняют, как играть роль Алкоголика: выпей до завтрака, потрать на выпивку деньги, предназначенные для других целей, и т.д. Они также объясняют функции Спасителя. Например, в "Анонимных алкоголиках" Уайт продолжает участвовать в той же игре, только ему предлагают попробоваться в роли Спасителя. Предпочитаются бывшие Алкоголики, потому что они знают правила игры и лучше подготовлены для вспомогательных ролей, чем те, кто никогда раньше не участвовал в этой игре. Известны также случаи, когда запас бывших Алкоголиков в организации иссякал и ее члены возобновляли пьянство: другого способа продолжить игру в отсутствие людей, которых надо спасать, у них не было.

Существуют также организации, цель которых - улучшить положение других игроков. Некоторые настаивают на том, чтобы супруги сменили роль Преследователя на роль Спасителя. Та организация, которая ближе остальных подошла к теоретическому идеалу лечения, работает с детьми алкоголиков: этим молодым людям помогают выйти из игры вообще, а не просто сменить роль.

Психологическое излечение самого алкоголика тоже заключается в отказе от игры, а не в смене роли. В некоторых случаях этого удавалось достичь, хотя это трудно: самому Алкоголику ничто так не интересно, как продолжение игры. Поскольку он боится близости, способ заключается в замене одной игры другой, а не в поиске жизни, вообще свободной от игр. Часто так называемые излеченные алкоголики не очень интересны в обществе, они сами испытывают недостаток жизненных интересов и постоянно испытывают искушение вернуться к прежней жизни. Критерий подлинного "исцеления от игры" таков: бывший алкоголик способен выпить на вечеринке, не подвергая себя опасности. Обычное "полное воздержание" не удовлетворяет аналитика игры.

Из описания этой игры видно, что у Спасителя существует сильное искушение сыграть в "Я только пытаюсь вам помочь", у Преследователя - в "Посмотри, что ты со мной сделал", и у Простака - в "Славный малый". С увеличением числа организаций, утверждающих, что алкоголизм - это болезнь, алкоголики учатся играть в "Деревянную ногу (калеку)". Закон, который особенно интересуется такими людьми, склонен поддерживать такую точку зрения. Акцент сместился с Преследователя на Спасителя, от "Я грешник" к "А что можно спросить с больного?" (это часть общей для современности тенденции поворота от религии к науке). С экзистенциальной точки зрения смещение это сомнительно, а практически оно ничуть не уменьшило количество спиртного, продаваемого пьяницам. Тем не менее "Анонимные алкоголики" для большинства все еще олицетворяют терапию, не лишенную сочувствия.

Антитезис . Хорошо известно, что в "Алкоголика" обычно играют всерьез и расстаться с этой игрой очень трудно. В одном случае пациентка, страдавшая алкоголизмом, почти не участвовала в работе психотерапевтической группы, пока не решила, что достаточно знает участников, чтобы начать свою игру. Она попросила их сказать все, что они о ней думают. Поскольку вела она себя нормально, о ней говорили разные приятные вещи, но она возразила: "Я хочу не этого. Мне нужно знать, что вы думаете на самом деле". Она совершенно ясно давала понять, что ей нужны критические замечания. Но члены группы отказались выступать в роли Преследователя. Тогда, вернувшись домой, эта женщина сказала мужу, что если она еще раз напьется, он должен будет либо развестись с ней, либо отправить в лечебницу. Он пообещал, в тот же вечер она напилась, и он отправил ее в больницу. В приведенном примере остальные члены группы отказались выступать в роли Преследователей, которую отвела им миссис Уайт. Такое антитезисное поведение она не смогла вынести, хотя все пытались помочь ей глубже понять ситуацию, в которой она оказалась. А дома она нашла человека, согласившегося играть нужную ей роль.

В других случаях, однако, удается успешно подготовить пациента к отказу от игры и попытаться достичь подлинного исцеления, причем терапевт при этом отказывается играть роли Преследователя или Спасителя. Столь же неверно с терапевтической точки зрения принимать роль Простака, позволяя пациенту пренебречь своими финансовыми и другими обязательствами. Правильная терапевтическая процедура с транзакционной точки зрения в том, чтобы после тщательной подготовки занять позицию Взрослого и отказаться вообще участвовать в игре в любой роли, надеясь, что пациент выдержит не только воздержание от алкоголя, но и вообще конец игры. Если он не сможет это сделать, его следует направить к Спасителю.

Антитезис особенно труден, поскольку закоренелый алкоголик в большинстве западных стран рассматривается как желанный объект порицания, заботы или щедрости, и тот, кто отказывается играть одну из таких ролей, рискует вызвать общественное негодование. Рациональный подход может оказаться для Спасителей еще более непереносимым, чем для самих Алкоголиков, и иногда это связано с самыми нежелательными последствиями для терапии. В одной клинике группа сотрудников серьезно интересовалась игрой "Алкоголик" и пыталась добиться полного исцеления путем отказа от игры, а не просто помогая пациентам. Как только это стало ясно, благотворительный комитет, финансировавший клинику, отказался от услуг этих сотрудников, и больше никого из них не приглашали для помощи этим пациентам.

Родственные игры. В игре "Алкоголик" есть интересный эпизод, который называется "Выпьем по одной". На него впервые обратил внимание один проницательный студент, занимавшийся вопросами промышленной психиатрии. Уайт и его жена (непьющий Преследователь) отправляются на пикник с Блэком и его женой (оба Простаки). Уайт говорит Блэку: "Выпьем по одной!" Если они выпьют по одной, у Уайта появляется разрешение на четыре или пять. Если Блэк отказывается выпить, это раскрывает игру Уайта. По правилам пьющих Уайт должен почувствовать себя оскорбленным и для следующего пикника найдет себе более сговорчивого компаньона. То, что на социальном уровне кажется щедростью Взрослого, на психологическом оказывается дерзостью: Ребенок Уайта получает Родительское снисхождение со стороны Блэка путем открытого подкупа под самым носом у миссис Уайт, которая бессильна что-либо сделать. На самом деле миссис Уайт только делает вид, что бессильна, поскольку согласилась на всю эту затею: она так же стремится к продолжению игры, исполняя роль Преследователя, как мистер Уайт - в роли Алкоголика. Легко представить себе, как она будет его обвинять на следующее утро. Если Уайт - босс Блэка, вариант может быть связан с дальнейшими осложнениями.

В целом Простак не так прост, как кажется по этому названию. Простаки - часто одинокие люди, которые много получают от того, что бывают добры к Алкоголикам. Например, хозяин закусочной, играющий в "Славного малого", таким образом не только приобретает много знакомств и репутацию щедрого человека в своем социальном кругу, но и считается отличным рассказчиком.

Кстати, один из вариантов "Славного малого" разыгрывается, когда человек у всех спрашивает совета, как ему лучше помочь людям. Это пример веселой и конструктивной игры, которую стоит поддерживать. Ее противоположность - "Крутой парень", который берет уроки насилия и спрашивает совета, как причинить людям больше боли. Хотя советы никогда не осуществляются на практике, игрок имеет право ассоциироваться с настоящими крутыми ребятами, которые играют в эту игру всерьез, и может купаться в отраженном свете их славы. Это представитель породы, которую французы называют un fanfaron de vice .*

* Развратник на словах. - Прим. пер.

Анализ

Тезис. Какой я был отвратительный. Посмотрим, сможешь ли ты меня остановить.

Цель. Самобичевание.

Роли. Алкоголик, Преследователь, Спаситель, Простак, Посредник.

Динамика. Оральная депривация.

Примеры. 1. Попробуй поймать меня. Прототип трудно соотнести с самой игрой из-за его сложности. Однако дети, особенно дети алкоголиков, часто пользуются маневрами, характерными для алкоголиков. Дети, играющие в "Попробуй поймать меня", лгут, прячут вещи, напрашиваются на брань, ищут тех, кто им посочувствует, и обычно находят сердобольную соседку, дающую им подачки, и т.д. Самобичевание при этом часто откладывается на последующие годы. 2. Алкоголик и его круг.

Социальная парадигма. Взрослый - Взрослый.
Взрослый: "Скажи, что ты на самом деле обо мне думаешь, или помоги мне прекратить пить".
Взрослый: "Я буду с тобой откровенен".

Психологическая парадигма. Родитель - Ребенок.
Ребенок: "Попробуй поймать меня".
Родитель: "Ты должен перестать пить, потому что..."

Ходы. 1. Провокация - обвинение или прощение. 2. Снисходительность - гнев или разочарование.

Выгоды. 1. Внутренняя психологическая - а) пьянство как процедура - бунт, утешение и удовлетворение желания; б) "Алкоголик" как игра - самобичевание (возможно). 2. Внешняя психологическая - возможность избежать половой и других форм близости. 3. Внутренняя социальная - "Посмотрим, сможешь ли ты меня остановить". 4. Внешняя социальная - "А на следующее утро", "Коктейль" и другие способы времяпрепровождения. 5. Биологическая - чередующийся обмен проявлениями любви и гнева. 6. Экзистенциальная - "Все хотят меня обидеть".

2. "ДОЛЖНИК"

Тезис. "Должник" больше чем игра. В Америке она для многих становится сценарием, планом всей жизни, точно так же как в джунглях Африки или Новой Гвинеи. Там родственники молодого человека за огромную цену покупают ему невесту, и он на всю жизнь оказывается в долгу. У нас есть такой же обычай, по крайней мере в наиболее цивилизованных частях страны, только у нас вместо, платы за невесту - кредит за дом, и если родственники не могут помочь, роль кредитора выполняет банк.

Таким образом, и молодой человек в Новой Гвинее, который для достижения успеха подвесил к уху старые ручные часы, и молодой человек в Америке, для достижения успеха нацепивший на запястье новенький хронометр, - оба чувствуют, что приобрели "цель" в жизни. Большой праздник - свадьба или новоселье - происходит не тогда, когда заем выплачен, а когда он взят. Телевидение, например, воспевает не человека средних лет, который наконец выплатил все по закладной, а молодого человека, который вместе с семьей переселяется в новый дом, гордо машет только что подписанными документами, которые связывают его на большую часть самых продуктивных лет жизни. После того как выплачены все долги - закладная, плата за обучение детей в колледже, страховка, - он считается "почтенным гражданином", которому общество должно предоставить не только материальный комфорт, но и новую "цель". Как и на Новой Гвинее, если он умен, он может из должника превратиться в кредитора, но так случается относительно редко.

Когда я пишу эти строки, по моему столу ползет мокрица. Если ее перевернуть на спину, можно видеть, какие огромные усилия она прилагает, чтобы снова встать на ноги. В этот промежуток времени у нее есть "цель жизни". И когда мокрица переворачивается, кажется, можно почти увидеть выражение торжества у нее на "лице". Мокрица уползает, и можно представить себе, как она рассказывает свою историю на следующей встрече мокриц и смотрит на молодых ракообразных свысока, как добившаяся своей цели. Но к ее самодовольству примешивается оттенок разочарования. Теперь, когда она достигла вершины, жизнь кажется лишенной цели. Может быть, мокрица вернется, надеясь повторить свой триумф; стоит пометить ее спинку чернилами, чтобы узнать, когда она решится рискнуть. Смелое ракообразное эта мокрица. Неудивительно, что живет многие миллионы лет.

Однако большинство молодых американцев серьезно относятся к своим закладным только в минуты стресса. Если они испытывают депрессию или экономическая ситуация ухудшается, долговые обязательства могут удержать их от опрометчивых поступков, иногда даже от самоубийства. Большинство их играет в легкую игру "Если бы не долги", но в остальных отношениях они наслаждаются жизнью. Только немногим выпадает жребий сыграть в "Должника" в полную силу.

"Попробуй получи" (ПП) - это обычно игра молодых семейных пар; она строится так, что игрок получет свое при любом исходе. Уайты в кредит приобретают всевозможные вещи и услуги, дешевые или роскошные, в зависимости от воспитания и от того, как их приучили играть родители, дедушки и бабушки. Если после нескольких тщетных попыток получить долг кредитор отказывается от усилий, Уайты безнаказанно пользуются полученным, и в этом смысле получают то, ради чего играли. Если кредитор начинает действовать энергичнее, Уайты наслаждаются тем, что заставляют его побегать за ними, и одновременно пользуются приобретенным. Жесткую форму игра приобретает в том случае, если кредитор намерен во что бы то ни стало получить долг. Здесь обычно включаются элементы принуждения - обращение к нанимателям Уайта или появление у его дома шумного пестрого грузовика, на котором большими буквами написано "Агентство по сбору взносов".

В этот момент в игре происходит поворот. Уайт понимает, что ему, вероятно, придется заплатить. Но из-за элемента принуждения, в большинстве случаев выраженного "последним предупреждением" сборщика ("Если вы в течение сорока восьми часов не появитесь в конторе..."), Уайт считает себя вправе возмутиться; теперь он переключается на вариант "Попался, сукин сын!" В этом случае он тоже побеждает, демонстрируя, что кредитор жаден, безжалостен и недостоин доверия. Две наиболее обычных выгоды при этом таковы: 1) укрепляется экзистенциальная позиция Уайта, которая представляет собой замаскированную форму "Все кредиторы - алчные люди", и 2) Уайт извлекает большую внешнюю социальную выгоду, поскольку теперь имеет право в кругу друзей открыто обвинять кредитора, не утрачивая своего статуса "славного малого". Он может извлечь и внутреннюю социальную выгоду при встрече с самим кредитором. Вдобавок это оправдывает его злоупотребление системой кредитования: если все кредиторы таковы, как этот, зачем вообще платить?

Мелкие землевладельцы часто играют в игру "Кредитор" в форме "Попробуй не заплати" (ПНЗ). Игроки в ПП и ПНЗ обычно сразу узнают друг друга и, так как предвидят взаимные транзакционные выплаты и удовольствия, легко вступают в контакт. Независимо от того, кто выигрывает в финансовом смысле, оба укрепляют свои позиции, играя впоследствии в "Почему со мной всегда так?"

Игры, связанные с деньгами, могут иметь очень серьезные последствия. Некоторые говорят, что наши описания этих игр выглядят поверхностными. Так происходит не только потому, что мы описываем всякие мелочи, а потому, что обнаруживаем мелочные мотивы в делах, к которым люди привыкают относиться серьезно.

Антитезис . Очевидный антитезис к ПП - требование немедленной платы наличными. Но у хорошего игрока в ПП есть способы обойти это препятствие, которые действуют на всех, кроме самых закаленных кредиторов. Антитезис к ПНЗ - честность и своевременная уплата. Поскольку закаленные игроки в ПП и ПНЗ - настоящие профессионалы в полном смысле этого слова, у любителя столько же шансов выиграть у них, как и в спорте у любителя против профессионала. Хотя любитель выигрывает редко, он по крайней мере может наслаждаться участием в игре. Поскольку по традиции к обеим играм относятся серьезно, ничто так не расстраивает профессионала, как смех, которым любитель встречает печальный исход. В финансовых кругах такое считается совершенно недопустимым. В известных автору случаях смех над должником, случайно встреченным на улице, действует на него так же обескураживающе и раздражающе, как игра в "Антирастяпу" против игрока в "Растяпу".

3. "УДАРЬ МЕНЯ"

Тезис. В этой игре обычно участвуют люди, у которых словно на лбу написано: "Пожалуйста, не бейте меня". Искушение почти непреодолимо, и, когда наступает естественный результат, Уайт жалобно восклицает: "Но ведь написано же "Не бейте меня!" И, не веря самому себе, добавляет: "Почему со мной всегда такое?" (ПСМВТ). Клинически ПСМВТ может быть диагностировано как клише из игры "Психиатрия": "Когда у меня стресс, я совершенно не в себе". Один игровой элемент в ПСМВТ можно определить как гордость наизнанку: "Мои несчастья хуже твоих". Эта черта часто наблюдается у параноиков.

Если Уайт окружен людьми, которых удерживает от удара доброта, или участие в игре "Я только пытаюсь тебе помочь", или социальные условия, или правила организации, поведение Уайта становится все более провокационным, пока он не переходит границы и не вынуждает их сделать ему одолжение. К этой категории могут относится всякого рода изгои, проститутки и те, кто постоянно теряет работу.

Соответствующая игра, принятая у женщин, называется "Поношенное платье". Женщины, часто из благополучных семей, прилагают все усилия, чтобы выглядеть жалкими. Они стараются, чтобы их доходы - по "уважительным" причинам - не превышали прожиточного минимума. Если им сваливается на голову наследство, всегда находятся предприимчивые молодые люди, которые помогают от него избавиться, давая взамен акции какого-нибудь несуществующего предприятия или что-то подобное. В просторечии такую женщину называют "маминой подругой", всегда готовой дать рассудительный Родительский совет и живущей жизнью других. Их игра ПСМВТ бессловесна, и только манеры и поведение как бы говорят: "Почему со мной всегда так?"

Интересная разновидность ПСМВТ связана с хорошо приспособленными людьми, которых постоянно встречает успех, часто превышающий их собственные ожидания. Здесь ПСМВТ может привести к серьезным и конструктивным размышлениям и к росту личности в самом лучшем смысле, если приобретет форму "Чем я в действительности это заслужил?".

4. "ПОПАЛСЯ, СУКИН СЫН!"

Тезис. В классическом виде можно наблюдать во время игры в покер. У Уайта непобедимое сочетание карт, например четыре туза. В таком случае, если Уайт игрок в ПСС, его больше занимает тот факт, что Блэк полностью в его руках, чем то, что он может выиграть деньги.

Уайту необходимо починить в доме канализацию. Он тщательно проверяет расчеты водопроводчика, прежде чем согласится. Наконец договорились о цене; договорились и о том, что дополнительные расходы не будут вноситься в счет. Когда водопроводчик представляет счет, он включает в него несколько дополнительных долларов за клапан, который также пришлось заменить, - примерно четыре доллара, при стоимости всей работы в четыреста. Уайт приходит в ярость, звонит водопроводчику по телефону и требует объяснений. Водопроводчик не сдается. Тогда Уайт пишет ему длинное письмо, обвиняя в нечестности и неэтичности, и отказывается платить по счету, если не будут исключены дополнительные четыре доллара. Водопроводчик в конечном счете уступает.

Вскоре становится очевидным, что и Уайт, и водопроводчик играли в игру. В ходе переговоров они поняли возможности друг друга. Водопроводчик совершил провокацию, представив счет. Поскольку Уайт взял с него слово, водопроводчик в данном случае явно не прав. Уайт считает себя вправе изливать на него всю силу своего гнева. Вместо того чтобы, как подобает Взрослому, провести приличные переговоры, Уайт начинает критиковать весь образ жизни водопроводчика. Внешне это спор Взрослого и Взрослого, законное обсуждение договоренной платы. На психологическом уровне это диалог Родителя со Взрослым: Уайт воспользовался банальным, но социально приемлемым поводом, чтобы излить накопившуюся за многие годы ярость на своего противника, которого считает мошенником. Он ведет себя так, как вела бы в аналогичной ситуации его мать. Он сразу узнаёт предложенную игру ПСС и сознаёт, насколько благоприятной для него является провокация со стороны водопроводчика. Уайт может вспомнить, что с раннего детства его всегда задевали подобные несправедливости, он встречал их с радостью и выжимал из них все, что возможно. Во многих случаях, которые ему вспоминаются, он даже забывал о первоначальной провокации, но в мельчайших подробностях помнил весь ход схватки. Очевидно, водопроводчик играет какой-то вариант "Почему со мной всегда так?" (ПСМВТ).

ПСС - игра, рассчитанная на двоих участников, и ее следует отличать от "Какой ужас!" (КУ). В КУ инициатор игры ищет несправедливости, чтобы иметь возможность пожаловаться на них третьему участнику. Таким образом, это игра на троих: в ней действуют Агрессор, Жертва и Доверенное лицо. В КУ играют под девизом "Несчастье нуждается в сочувствии". Доверенное лицо - обычно человек, который тоже играет в КУ. ПСМВТ - тоже игра на троих, но в ней инициатор пытается доказать свое превосходство по числу и размаху несчастий и негодует на соперничество со стороны других неудачников. В коммерческом варианте ПСС - это игра профессионалов, рассчитанная на троих участников, и называется она шантажом. В более или менее утонченных формах ее можно проводить как супружескую игру с двумя участниками.

Антитезис. Лучший антитезис - это правильное поведение. Если имеешь дело с игроком в ПСС, нужно при первом же столкновении подробнейшим образом обсудить все детали отношений и в дальнейшем строго придерживаться принятых правил. В клинической практике, например, нужно сразу договориться о цене пропущенной встречи или преждевременного прекращения лечения; следует также принять дополнительные предосторожности, чтобы не допустить никаких ошибок при оформлении документов и при учете. Если возникают непредвиденные неприятности, антитезис требует уступить без спора и подождать момента, когда терапевт будет готов иметь дело с этой игрой. В повседневной жизни отношения с игроками в ПСС всегда связаны с рассчитанным риском. К жене такого человека следует относиться вежливо, но избегать малейших проявлений галантности или флирта, особенно если эти проявления одобряются мужем.

Анализ

Тезис. Попался, сукин сын!

Цель. Оправдание.

Роли. Жертва, Агрессор.

Динамика. Гнев ревности.

Примеры. 1. На этот раз я тебя застукал. 2. Ревнивый муж.

Социальная парадигма. Взрослый - Взрослый.
Взрослый: "Смотри, что ты наделал".
Взрослый: "Теперь, когда ты привлек к этому мое внимание, я вижу, что ты прав".

Психологическая парадигма. Родитель - Ребенок.
Родитель: "Я все время слежу за тобой и жду, когда ты ошибешься".
Ребенок: "На этот раз ты меня поймал".
Родитель: "Да, и на этот раз ты почувствуешь всю силу моего гнева".

Ходы. 1. Провокация - обвинение. 2. Защита - обвинение. 3. Защита - наказание.

Выгоды. 1. Внутренняя психологическая - оправдание гнева. 2. Внешняя психологическая - возможность избежать осознания своих недостатков. 3. Внутренняя социальная - ПСС. 4. Внешняя социальная - они всегда готовы поймать тебя. 5. Биологическая - обмен гневными транзакциями, обычно между людьми одного пола. 6. Экзистенциальная - людям нельзя доверять.

5. "СМОТРИ, ЧТО Я ИЗ-ЗА ТЕБЯ СДЕЛАЛ"

Тезис. Это классический пример супружеской игры, и ей принадлежит первое место в соревновании на самую распространенную причину разводов; но в эту игру могут играть также дети, и родители, и сотрудники по работе.

  1. Первая степень СЧЯИТС. Уайт, не желая ни с кем общаться, занимается делом, которое изолирует его от людей. Возможно, он хочет только, чтобы его оставили в покое. Однако его одиночество нарушает жена или кто-нибудь из детей, они ждут поглаживания или спрашивают о чем-нибудь, например: "Где плоскогубцы?" Помеха заставляет Уайта выронить кисть, стамеску или напильник, ударить не по той клавише пишущей машинки, в результате он яростно обрушивается на того, кто ему помешал, и кричит: "Смотри, что я из-за тебя сделал!" Если так будет продолжаться год за годом, члены семьи постепенно учатся не трогать Уайта, когда он занят. Конечно, ошибка вызвана не вмешательством, а его собственным раздражением, и Уайт только рад происшествию, которое дает ему право выгнать посетителя. К несчастью, эту игру легко усваивают дети, и поэтому она передается от поколения к поколению. Чем более провокационными методами ведется игра, тем яснее скрытое удовлетворение и выгода, которые она приносит.
  2. Вторая степень СЧЯИТС. Если СЧЯИТС - основа образа жизни, а не изредка используемый защитный механизм, Уайт женится на женщине, которая играет в "Я только пытаюсь помочь тебе" или одну из родственных игр. В таком случае Уайту легко переложить всю ответственность на ее плечи. Часто это делается под маской тактичности или галантности. Уайт вежливо или почтительно предоставляет жене решать, куда пойти обедать или какой фильм посмотреть. Если все получается удачно, он наслаждается выбором. Если нет, он может во всем обвинить ее, сказав: "Смотри, во что ты меня втянула!" - это простой вариант СЧЯИТС. Или он может взвалить на жену всю тяжесть решений, связанных с воспитанием детей, приняв на себя роль исполнителя; если с детьми возникают проблемы, он прибегает к игре в СЧЯИТС в чистом виде. Это дает основания много лет упрекать мать во всех неудачах детей. В этом случае СЧЯИТС не самоцель, а лишь промежуточный ход к тому, чтобы заявить: "Что я тебе говорил?" или "Смотри, что ты со мной сделала".

    Профессиональный игрок, который с помощью СЧЯИТС освобождается от психологических нагрузок, может играть в эту игру и на работе. В таких случаях слова обычно заменяются долгим, полным страданий взглядом. Игрок, притворяясь "демократом" или под видом "новых методов управления", просит помощников высказать предложения. Для него это способ занять неприступную позицию, с которой он терроризирует подчиненных. Любую свою ошибку он может объяснить тем, что послушался их. Если игра используется против старших по должности (обвинение их в своих ошибках), она ведет к самоуничтожению, например к увольнению, а в армии - к переводу в другую часть. В таком случае это компонент игры "Почему со мной всегда так?" с обидчивыми людьми или "Я опять за старое" - со склонными к депрессии (обе игры относятся к группе "Ударь меня").

  3. Третья степень СЧЯИТС. В жесткой форме в СЧЯИТС играют параноики против тех, кто был настолько неосторожен, что дал им совет (см. "Я только пытаюсь вам помочь"). Такая игра может стать опасной, а в некоторых случаях даже смертельной.

"Смотри, что я из-за тебя сделал" (СЧЯИТС) и "Ты меня в это впутал" (ТМВЭВ) - игры дополняющие, так что комбинация СЧЯИТС-ТМВЭВ - это классическая основа скрытого игрового контракта многих браков. Такой контракт можно проиллюстрировать таким случаем.

По взаимному согласию миссис Уайт вела семейный учет и платила по счетам, беря деньги с их общего счета в банке, потому что мистер Уайт "слаб в арифметике". Каждые несколько месяцев их извещают о перерасходе счета, и мистеру Уайту приходится договариваться с банком. Когда он попытался выяснить причину перерасходов, выяснилось, что миссис Уайт совершала дорогостоящие покупки, не сообщая об этом мужу. Когда это становится известно, мистер Уайт в праведном гневе играет в ТМВЭВ, а жена со слезами принимает его выговор и обещает, что больше такого не случится. Некоторое время все спокойно, но затем неожиданно появляется агент кредитора и требует оплатить давно просроченный счет. Мистер Уайт, который ничего не знал об этом счете, спрашивает о нем у жены. Она начинает играть в СЧЯИТН, говоря, что это его вина. Так как муж запретил ей делать перерасход, она могла свести концы с концами, только скрыв от него этот свой долг.

Такая игра продолжалась в течение десяти лет на том основании, что каждый случай - последний и больше такое не случится, отныне все пойдет по-другому. Что и делалось - несколько месяцев. Обратившись к психотерапевту, мистер Уайт очень проницательно, без всякой помощи со стороны врача, проанализировал эту игру и сам же предложил средство от нее. По взаимному согласию счет в банке был переведен только на его имя. Миссис Уайт продолжала вести учет и делать покупки, но теперь мистер Уайт первым видел счета и контролировал их оплату. Таким образом, ни долги, ни перерасходы не могли пройти мимо него, и теперь расчет семейного бюджета производился совместно. Лишившись удовлетворения и выгод СЧЯИТН-ТМВЭВ, Уайты вначале чувствовали себя неловко и были вынуждены отыскать более честные и конструктивные способы взаимного общения.

Антитезис. Антитезис к игре СЧЯИТН первой степени - оставить игрока в покое, второй степени - предоставить самому Уайту принимать решения. У игрока первой степени может возникнуть реакция одиночества, но редко - гнева; игрок второй степени начнет дуться, если вынужден будет брать на себя инициативу, так что систематическое использование антиСЧЯИТН может иметь неприятные последствия. Антитезис СЧЯИТН третьей степени должен осуществляться под руководством опытного профессионала.

Частичный анализ

Цель игры - оправдание своего поведения. Динамически ее мягкая форма может быть сопоставлена с преждевременным семявыделением, жесткая форма - с гневом, основанным на "страхе кастрации". Хорошо заметен внешний психологический знак (стремление избежать ответственности); игру часто ускоряет угроза интимной близости, поскольку "оправданный" гнев помогает избежать половых отношений. Экзистенциальная позиция - "Меня не в чем винить".

Игры, в которые играют люди [Психология человеческих взаимоотношений] Берн Эрик

1. «Алкоголик»

1. «Алкоголик»

Тезис. В анализе игр нет такого понятия, как «алкоголизм» или «алкоголик», но есть роль в игре определенного типа, которая называется «Алкоголик». Являются ли причиной пьянства биохимические или физиологические отклонения от нормы (эта точка зрения пока еще не доказана) - этим вопросом пусть занимаются врачи-терапевты. Мы занимаемся анализом игр, и интересует нас совсем другое - социальные транзакции, которые связаны со злоупотреблением спиртным. Отсюда название игры «Алкоголик».

В полном виде эта игра рассчитана на пятерых участников, хотя один игрок может исполнять и несколько ролей, так что игра может начинаться и заканчиваться с двумя участниками. Центральная роль - роль Алкоголика, начинающего игру, исполняется Уайтом. Основная второстепенная роль - роль Преследователя, которую обычно играет лицо противоположного пола, чаще всего супруга (супруг). Третья роль - роль Спасителя, обычно исполняемая лицом того же пола; часто это семейный врач, который интересуется пациентом и проблемами алкоголизма. В классической ситуации врач успешно избавляет алкоголика от его пагубного пристрастия. После того как Уайт в течение полугода не брал в рот ни капли, они поздравляют друг друга. А на утро Уайт валяется в канаве.

Четвертая роль принадлежит Простаку. В литературном произведении обычно это деликатный человек, который одалживает Уайту деньги, бесплатно дает ему сэндвич или чашку кофе и не пытается ни преследовать, ни спасать его. В жизни эту роль обычно исполняет мать Уайта, которая дает ему деньги и часто поддакивает ему, когда он говорит, что жена его не понимает. Общаясь с Простаком, Уайту приходится искать правдоподобное объяснение, зачем ему деньги. Причем оба делают вид, что верят ему, хотя оба знают, на что он потратит большую часть денег. Иногда Простак начинает исполнять и другую роль, не самую существенную, но тоже характерную для ситуации, - роль Подстрекателя, «хорошего парня», который снабжает спиртным, даже когда его не просят: «Пойдем выпьем (и покатишься вниз еще быстрее)».

Вспомогательный персонаж любой алкогольной игры - профессионал, например бармен или продавец спиртного. В игре «Алкоголик» это пятая роль - роль Посредника, непосредственного поставщика спиртного, который понимает язык алкоголиков и является важнейшим персонажем в жизни пьяницы. Разница между Посредником и остальными игроками - это разница между профессионалом и любителями в любой игре: профессионал знает, когда нужно остановиться. В определенный момент хороший бармен отказывается обслуживать алкоголика, который оказывается лишенным припасов, если только не отыщет более снисходительного Поставщика.

На начальных стадиях «Алкоголика» все три второстепенные роли может исполнять жена: в полночь она в роли Простака раздевает героя, подает ему кофе и позволяет вымещать на себе зло; утром в роли Преследователя бранит мужа за его поведение; и вечером, натянув маску Спасителя, молит мужа отказаться от спиртного. На более поздних стадиях, когда физическое состояние мужа обычно ухудшается, он может обходиться без Преследователя и Спасителя, но может и терпеть их, если они служат дополнительным источником выпивки. Уайт может явиться в благотворительную организацию и позволить «спасти» себя, если ему там дадут бесплатно поесть; или может стерпеть разнос, любительский и профессиональный, если только потом получит подаяние.

Исходя из современного уровня знаний, мы утверждаем, что вознаграждение в «Алкоголике» (как это характерно для игр вообще) получается там, где большинство исследователей вовсе не ожидает его обнаружить. Анализ данной игры свидетельствует, что сама выпивка является лишь дополнительным удовольствием на пути к истинной кульминации - похмелью. То же самое в игре «Растяпа»: сами промахи, привлекающие наибольшее внимание и приносящие удовольствие Уайту, для него лишь способ, ведущий к главному - к получению прощения Блэка.

Для Алкоголика похмелье не столько физическая боль, сколько психологическая пытка. Две любимых формы времяпрепровождения пьющих: «Коктейль» (сколько выпили и что смешивали) и «А на следующее утро» (я расскажу тебе о своем похмелье). В «Коктейль» играют люди, пьющие на вечеринках. Многие алкоголики предпочитают психологически более жесткое «А на следующее утро», и такие организации, как «Анонимные алкоголики», предоставляют им для этого неограниченные возможности.

Пациент, посетивший психотерапевта после загула, обычно ругательски себя ругает; психотерапевт слушает молча. Позже, пересказывая этот эпизод в психотерапевтической группе, Уайт заявляет, что это психотерапевт его отругал. Когда в психотерапевтической группе обсуждают алкоголизм, для большинства алкоголиков интересно не пьянство - они говорят о нем только из уважения к Преследователю, - а их последующие страдания. Транзакционная цель пьянства, помимо личных удовольствий, которые оно приносит, - создать ситуацию, в которой Ребенок мог бы быть строго отруган не только внутренним Родителем, но и любой оказавшейся поблизости и снисходящей до брани родительской фигурой. Поэтому терапия в этой игре должна сосредоточиться не на самом пьянстве, а на следующем после запоя утре: нужно отучить алкоголика заниматься самобичеванием. Однако встречаются сильно пьющие люди, у которых не бывает похмелья; они к настоящей категории не относятся.

Существует также игра «Непьющий алкоголик», в которой Уайт проходит процесс финансовой или социальной деградации без бутылки, делая ту же последовательность ходов и нуждаясь в тех же вспомогательных ролях. И здесь главное - следующее утро. Это сходство между «Непьющим алкоголиком» и обычным вариантом «Алкоголика» подчеркивает, что в обоих случаях это игра: например, в обоих случаях имеет место процедура потери работы. «Наркоман» также аналогичен «Алкоголику», но эта игра куда более зловещая и драматичная, она разворачивается быстрее и приводит к более серьезным потерям. По крайней мере в нашем обществе она сильно зависит от Преследователя, который всегда наготове. Простаки и Спасители встречаются гораздо реже, зато резко возрастает роль Посредника.

Существует множество организаций, вовлеченных в игру «Алкоголик» - национальных, международных и местных. Многие публикуют правила этой игры. Почти все объясняют, как играть роль Алкоголика: выпей до завтрака, потрать на выпивку деньги, предназначенные для других целей, и т. д. Они также объясняют функции Спасителя. Например, в «Анонимных алкоголиках» Уайт продолжает участвовать в той же игре, только ему предлагают попробоваться в роли Спасителя. Предпочитаются бывшие Алкоголики, потому что они знают правила игры и лучше подготовлены для вспомогательных ролей, чем те, кто никогда раньше не участвовал в этой игре. Известны также случаи, когда запас бывших Алкоголиков в организации иссякал и ее члены возобновляли пьянство: другого способа продолжить игру в отсутствие людей, которых надо спасать, у них не было.

Существуют также организации, цель которых - улучшить положение других игроков. Некоторые настаивают на том, чтобы супруги сменили роль Преследователя на роль Спасителя. Та организация, которая ближе остальных подошла к теоретическому идеалу лечения, работает с детьми алкоголиков: этим молодым людям помогают выйти из игры вообще, а не просто сменить роль.

Психологическое излечение самого алкоголика тоже заключается в отказе от игры, а не в смене роли. В некоторых случаях этого удавалось достичь, хотя это трудно: самому Алкоголику ничто так не интересно, как продолжение игры. Поскольку он боится близости, способ заключается в замене одной игры другой, а не в поиске жизни, вообще свободной от игр. Часто так называемые излеченные алкоголики не очень интересны в обществе, они сами испытывают недостаток жизненных интересов и постоянно испытывают искушение вернуться к прежней жизни. Критерий подлинного «исцеления от игры» таков: бывший алкоголик способен выпить на вечеринке, не подвергая себя опасности. Обычное «полное воздержание» не удовлетворяет аналитика игры.

Из описания этой игры видно, что у Спасителя существует сильное искушение сыграть в «Я только пытаюсь вам помочь», у Преследователя - в «Посмотри, что ты со мной сделал», и у Простака - в «Славный малый». С увеличением числа организаций, утверждающих, что алкоголизм - это болезнь, алкоголики учатся играть в «Деревянную ногу (калеку)». Закон, который особенно интересуется такими людьми, склонен поддерживать такую точку зрения. Акцент сместился с Преследователя на Спасителя, от «Я грешник» к «А что можно спросить с больного?» (это часть общей для современности тенденции поворота от религии к науке). С экзистенциальной точки зрения смещение это сомнительно, а практически оно ничуть не уменьшило количество спиртного, продаваемого пьяницам. Тем не менее «Анонимные алкоголики» для большинства все еще олицетворяют терапию, не лишенную сочувствия.

Антитезис . Хорошо известно, что в «Алкоголика» обычно играют всерьез и расстаться с этой игрой очень трудно. В одном случае пациентка, страдавшая алкоголизмом, почти не участвовала в работе психотерапевтической группы, пока не решила, что достаточно знает участников, чтобы начать свою игру. Она попросила их сказать все, что они о ней думают. Поскольку вела она себя нормально, о ней говорили разные приятные вещи, но она возразила: «Я хочу не этого. Мне нужно знать, что вы думаете на самом деле». Она совершенно ясно давала понять, что ей нужны критические замечания. Но члены группы отказались выступать в роли Преследователя. Тогда, вернувшись домой, эта женщина сказала мужу, что если она еще раз напьется, он должен будет либо развестись с ней, либо отправить в лечебницу. Он пообещал, в тот же вечер она напилась, и он отправил ее в больницу. В приведенном примере остальные члены группы отказались выступать в роли Преследователей, которую отвела им миссис Уайт. Такое антитезисное поведение она не смогла вынести, хотя все пытались помочь ей глубже понять ситуацию, в которой она оказалась. А дома она нашла человека, согласившегося играть нужную ей роль.

В других случаях, однако, удается успешно подготовить пациента к отказу от игры и попытаться достичь подлинного исцеления, причем терапевт при этом отказывается играть роли Преследователя или Спасителя. Столь же неверно с терапевтической точки зрения принимать роль Простака, позволяя пациенту пренебречь своими финансовыми и другими обязательствами. Правильная терапевтическая процедура с транзакционной точки зрения в том, чтобы после тщательной подготовки занять позицию Взрослого и отказаться вообще участвовать в игре в любой роли, надеясь, что пациент выдержит не только воздержание от алкоголя, но и вообще конец игры. Если он не сможет это сделать, его следует направить к Спасителю.

Антитезис особенно труден, поскольку закоренелый алкоголик в большинстве западных стран рассматривается как желанный объект порицания, заботы или щедрости, и тот, кто отказывается играть одну из таких ролей, рискует вызвать общественное негодование. Рациональный подход может оказаться для Спасителей еще более непереносимым, чем для самих Алкоголиков, и иногда это связано с самыми нежелательными последствиями для терапии. В одной клинике группа сотрудников серьезно интересовалась игрой «Алкоголик» и пыталась добиться полного исцеления путем отказа от игры, а не просто помогая пациентам. Как только это стало ясно, благотворительный комитет, финансировавший клинику, отказался от услуг этих сотрудников, и больше никого из них не приглашали для помощи этим пациентам.

Родственные игры. В игре «Алкоголик» есть интересный эпизод, который называется «Выпьем по одной». На него впервые обратил внимание один проницательный студент, занимавшийся вопросами промышленной психиатрии. Уайт и его жена (непьющий Преследователь) отправляются на пикник с Блэком и его женой (оба Простаки). Уайт говорит Блэку: «Выпьем по одной!» Если они выпьют по одной, у Уайта появляется разрешение на четыре или пять. Если Блэк отказывается выпить, это раскрывает игру Уайта. По правилам пьющих Уайт должен почувствовать себя оскорбленным и для следующего пикника найдет себе более сговорчивого компаньона. То, что на социальном уровне кажется щедростью Взрослого, на психологическом оказывается дерзостью: Ребенок Уайта получает Родительское снисхождение со стороны Блэка путем открытого подкупа под самым носом у миссис Уайт, которая бессильна что-либо сделать. На самом деле миссис Уайт только делает вид, что бессильна, поскольку согласилась на всю эту затею: она так же стремится к продолжению игры, исполняя роль Преследователя, как мистер Уайт - в роли Алкоголика. Легко представить себе, как она будет его обвинять на следующее утро. Если Уайт - босс Блэка, вариант может быть связан с дальнейшими осложнениями.

В целом Простак не так прост, как кажется по этому названию. Простаки - часто одинокие люди, которые много получают от того, что бывают добры к Алкоголикам. Например, хозяин закусочной, играющий в «Славного малого», таким образом не только приобретает много знакомств и репутацию щедрого человека в своем социальном кругу, но и считается отличным рассказчиком.

Кстати, один из вариантов «Славного малого» разыгрывается, когда человек у всех спрашивает совета, как ему лучше помочь людям. Это пример веселой и конструктивной игры, которую стоит поддерживать. Ее противоположность - «Крутой парень», который берет уроки насилия и спрашивает совета, как причинить людям больше боли. Хотя советы никогда не осуществляются на практике, игрок имеет право ассоциироваться с настоящими крутыми ребятами, которые играют в эту игру всерьез, и может купаться в отраженном свете их славы. Это представитель породы, которую французы называют un fanfaron de vice .

Анализ:

Тезис. Какой я был отвратительный. Посмотрим, сможешь ли ты меня остановить.

Цель. Самобичевание.

Роли. Алкоголик, Преследователь, Спаситель, Простак, Посредник.

Динамика. Оральная депривация.

Примеры:

1. Попробуй поймать меня. Прототип трудно соотнести с самой игрой из-за его сложности. Однако дети, особенно дети алкоголиков, часто пользуются маневрами, характерными для алкоголиков. Дети, играющие в «Попробуй поймать меня», лгут, прячут вещи, напрашиваются на брань, ищут тех, кто им посочувствует, и обычно находят сердобольную соседку, дающую им подачки, и т. д. Самобичевание при этом часто откладывается на последующие годы.

2. Алкоголик и его круг.

Социальная парадигма. Взрослый - Взрослый.

Взрослый: «Скажи, что ты на самом деле обо мне думаешь, или помоги мне прекратить пить».

Взрослый: «Я буду с тобой откровенен».

Психологическая парадигма. Родитель - Ребенок.

Ребенок: «Попробуй поймать меня».

Родитель: «Ты должен перестать пить, потому что…»

Ходы. 1. Провокация - обвинение или прощение. 2. Снисходительность - гнев или разочарование.

Выгоды. 1. Внутренняя психологическая - а) пьянство как процедура - бунт, утешение и удовлетворение желания; б) «Алкоголик» как игра - самобичевание (возможно). 2. Внешняя психологическая - возможность избежать половой и других форм близости. 3. Внутренняя социальная - «Посмотрим, сможешь ли ты меня остановить». 4. Внешняя социальная - «А на следующее утро», «Коктейль» и другие способы времяпрепровождения. 5. Биологическая - чередующийся обмен проявлениями любви и гнева. 6. Экзистенциальная - «Все хотят меня обидеть».

Из книги Здоровый и счастливый ребенок. Пусть утенок станет лебедем! автора Афонин Игорь Николаевич

Из книги Лечение алкоголизма автора Штайнер Клод

Глава 2 Может ли алкоголик вернуться к социальной выпивке? Как вы увидите во время дальнейшего чтения, мой ответ на этот вопрос менее важен, чем может показаться. Однако я полагаю, что должен ответить на него ради множества людей, имеющих дело с алкоголизмом, и из уважения к

Из книги Путь к изменению. Трансформационные метафоры автора Аткинсон Мэрилин

Кто такой алкоголик? Один из трудных вопросов в терапии алкоголизма: является ли тот или иной игрок алкоголиком? ПГ игроки обычно отрицают то, что они - алкоголики, и зачастую обижаются на подобное предположение.Ниже приведены типичные примеры бесед с ПГ игроками. Каждый

Из книги автора

Алкоголик из Челябинска Разрешите рассказать вам историю, которая приключилась в Челябинске, в России, в начале 1990-х гг. Там, на демонстрационном тренинге, который был частью программы по болезненным зависимостям для психологов, мне пришлось работать с молодым

Всё о том же, извините, навязчиво. Просто собираю всё в одном месте. Цитата из Берна, старая книжка -"Игры, в которые играют люди". Всё очень спорно, когда-то мой на эту теорию критика написана была, но тут интересны некоторые практические наблюдения, а отдельные места - просто блеск как хороши. И не напрягайтесь терминами – они очень шатки и интуитивно понятны, а также извините – сохраняю протестантско-маркетинговую конкретность первоисточника.
Поиграем?
"...можно наблюдать в игре "Алкоголик": каковы бы ни были психологические корни пьянства (если таковые вообще имеются), в терминах анализа игры выпивка - это просто ход в игре с окружающими. Выпивка может доставлять удовольствие и сама по себе, но суть игры не в этом, что прекрасно показывает вариант игры - "Непьющий алкоголик"; она происходит по тем же правилам и приводит к тому же выигрышу, что и основной вариант игры, но без всяких бутылок.
Одна из функций игр - удовлетворительное структурирование времени; кроме того, многие игры совершенно необходимы некоторым людям для поддержания душевного здоровья. У этих людей психическое равновесие столь неустойчиво, а жизненные позиции столь шатки, что стоит лишить их возможности играть, как они впадут в безысходное отчаяние. Иногда это состояние может даже послужить причиной психоза. Такие люди яростно сопротивляются любым попыткам проведения антитезиса. Подобные ситуации можно часто наблюдать в супружеских взаимоотношениях, когда улучшение психического состояния одного из супругов (например, отказ от деструктивных игр) влечет за собой быстрое ухудшение состояния другого супруга, для которого игры были важнейшим средством поддержания равновесия. Поэтому при анализе игр необходимо соблюдать известную осторожность. К счастью, свободная от игр человеческая близость, которая по сути есть и должна быть самой совершенной формой человеческих взаимоотношений, приносит такое ни с чем не сравнимое удовольствие, что даже люди с неустойчивым равновесием могут вполне безопасно и даже с радостью отказаться от игр, если им посчастливилось найти партнера для таких взаимоотношений. "
А вот собственно, игра, правила. Алкоголик
"В анализе игр не существует ни алкоголизма, ни алкоголиков, а есть роль Алкоголика в некоторой игре. Если основной причиной чрезмерного потребления спиртного являются, например, физиологические нарушения, то это относится к ведению врача-терапевта. Объект анализа в предлагаемой нами игре совсем другой - те социальные трансакции, которые влечет за собой злоупотребление спиртным. Эту игру мы назвали "Алкоголик".
В полностью развернутом виде эта игра предполагает пять участников, но некоторые роли могут быть совмещены, так что игра может начаться и закончиться при участии всего двух игроков. Центральная роль, роль Водящего, - это сам Алкоголик, которого мы будем называть иногда Уайт. Наиболее важный партнер - Преследователь. Эту роль, как правило, играет представитель противоположного пола, чаще всего супруга (супруг). Третья роль - Спаситель, ее обычно играет лицо того же пола, часто врач, который принимает участие в пациенте и вообще интересуется проблемами алкоголизма. В классической ситуации доктор "успешно излечивает" алкоголика от дурной привычки. После шести месяцев полного воздержания от спиртного доктор и пациент поздравляют друг друга, а на следующий день Уайта находят под забором.
Четвертая роль - Простак. В литературе эта роль обычно принадлежит хозяину закусочной или любому другому человеку, который дает Уайту спиртное в кредит или предлагает ему деньги в долг и при этом не преследует его и не пытается спасать. В жизни эту роль может, как это ни странно, играть мать Уайта, которая дает ему деньги и нередко сочувствует ему, потому что его жена, то есть ее невестка, не понимает своего мужа. При таком варианте игры Уайт должен иметь какое-то правдоподобное объяснение на вопрос, зачем ему нужны деньги. И хотя оба партнера прекрасно знают, на что он в действительности их потратит, они делают вид, будто верят его объяснению. Иногда Простак перерастает в другую роль - не самую существенную, но вполне соответствующую ситуации - Подстрекателя, Славного малого, который часто предлагает спиртное Уайту, даже тогда, когда он не просит "Пойдем,выпьем по стаканчику" (скрытая трансакция "И ты еще быстрее покатишься под гору").
Во всех играх, связанных со спиртным, есть еще одна вспомогательная роль, которая принадлежит профессионалу - бармену, буфетчику, то есть человеку, поставляющему Уайту спиртное. В игре "Алкоголик" он – пятый участник, Посредник, основной источник спиртного, который, кроме того, вполне понимает алкоголика и в каком-то смысле является главным человеком в жизни любого наркомана. Разница между Посредником и другими игроками в основном та же, что между профессионалами и любителями во всякой игре.Профессионал знает, когда нужно остановиться. Так, в некоторый момент хороший бармен может отказаться обслуживать Алкоголика, который таким образом теряет источник спиртного, до тех пор пока не найдет более снисходительного Посредника.На начальных стадиях игры три вспомогательные роли может играть жена.В полночь супруга - Простак. Она раздевает мужа, варит ему кофе и позволяет срывать на себе зло. Утром она становится Преследователем и поносит его за беспутную жизнь. Вечером она превращается в Спасителя и умоляет мужа отказаться от дурных привычек. На более поздних стадиях, иногда в связи с ухудшением физическою состояния, Алкоголик может обходиться без Преследователя и Спасителя, но он терпит их, если они одновременно соглашаются создавать ему жизненно необходимые условия. Уайт может, например, неожиданно пойти в какую-нибудь душеспасительную организацию и даже согласиться "быть спасенным", если там ему дадут бесплатно поесть. Он может выдержать как любительский, так и профессиональный разнос, если надеется после получить подачку.
В соответствии с анализом игр мы считаем, что само по себе потребление спиртного если и доставляет Уайту удовольствие, то лишь попутно. Его главная задача - достижение кульминации, которой является похмелье. Алкоголик воспринимает похмелье не столько как плохое физическое состояние, сколько как психологическую пытку. Два любимых времяпрепровождения пьющих -"Коктейль" (разговоры - сколько пили и что с чем смешивали) и "На следующее утро" ("Послушайте, как мне было плохо") В "Коктейль" играют по большей части люди, которые пьют лишь на вечеринках или от случая к случаю. Многие алкоголики предпочитают как следует сыграть в психологически нагруженную игру "На следующее утро": некий пациент (Уайт), приходя на консультацию к психотерапевту после очередною загула, обрушивал на свою голову потоки ругательств; психотерапевт в ответ молчал. Позже, будучи участником психотерапевтической группы, Уайт вспоминал эти визиты и с самодовольной уверенностью приписывал все свои бранные слова психотерапевту. Когда алкоголики в терапевтических целях обсуждают свою ситуацию, их, как правило, интересует не проблема выпивки как таковой (очевидно, в основном они упоминают о ней из уважения к Преследователю), а последующие мучения. Мы считаем, что трансакционная цель при злоупотреблении спиртным, кроме удовольствия от самой выпивки, состоит еще и в том, чтобы создать ситуацию, в которой Ребенка будет на все лады распекать не только собственный внутренний Родитель, но и любая родительская фигура из непосредственного окружения, принимающая достаточно большое участие в Алкоголике, чтобы пойти ему навстречу и подыграть в его игре. Поэтому и терапию в этой игре надо направлять не на привычку выпивать, а на устранение стремления алкоголика потакать своим слабостям и заниматься самобичеванием, которые наиболее полно проявляются в игре "На следующее утро". К этой категории не относятся, однако, запойные пьяницы,которые морально не страдают после похмелья.
Существует также игра "Непьющий алкоголик", в которой Уайт проходит все стадии финансового падения и социальной деградации, хотя он совсем не пьет. Однако он делает в игре те же ходы и требует того же состава "актеров", которые должны ему подыгрывать. В этой игре основное действие тоже происходит "следующим утром". Сходство между этими играми доказывает, что это действительно игры. Игра "Наркоман" очень похожа на "Алкоголика", но еще более драматична и зловеща. Она развивается быстрее и более впечатляюще. По крайней мере в нашем обществе большая нагрузка в ней приходится на Преследователя (который всегда наготове). Спасители и Простаки в этой игре встречаются крайне редко, зато роль Посредника становится еще важнее.
В США существует множество организаций, принимающих участие в игре "Алкоголик"))). Многие из них словно проповедуют правила игры, объясняют, как надо играть роль Алкоголика: опрокидывайте рюмочку до завтрака, тратьте на выпивку деньги, предназначенные на другие нужды, и т.д. Кроме того, они объясняют функции Спасителя. Например, "Анонимные алкоголики" ("Анонимные алкоголики" - организация, получившая распространение в США и многих других странах мира) ведут эту игру, стараясь привлечь алкоголика на роль Спасителя

Что такое психологические игры. Алкоголизм и наркомания как психологическая игра. Виды психологических игр при алкоголизме и наркомании. Лечение алкоголизма и наркомании как выход из психологических игр.

Психологическая игра – это такое взаимодействие с людьми, в котором явной является одна цель взаимодействия (так называемая социальная цель), однако главной является другая скрытая от самого человека, неосознаваемая цель (психологическая цель). То есть в психологической игре человек видит одну причину своих поступков, в то время как на самом деле им руководили совершенно другие подсознательные причины.

Психологические игры появляются во взаимодействии людей из-за того, что существуют неудовлетворенные потребности, прямое удовлетворение которых по каким-либо причинам невозможно. Наиболее частой причиной психологических игр является неудовлетворенная потребность в близости. Например, супружеская пара состоит из людей, которые не научились давать и принимать позитивное внимание. Однако потребность в близости остается, и тогда супруги стараются получить внимание друг от друга негативным способом – с помощью скандала. Скандал в данном случае и является психологической игрой: декларируемая осознанная цель для скандала одна (повод), настоящая причина – неудовлетворенная потребность обоих супругов в близости. Психологические цели игр могут быть совершенно различные: эмоциональная регуляция, снятие ответственности, поднятие самооценки, структурирование времяпровождения и т.д.

Более глубоко психологическую игру можно описать с помощью схемы личности человека Взрослый, Родитель, Ребенок (Д). В этой модели предполагается, что личность человека состоит из трех уровней: Внутренний Взрослый (выполняет функции ответственности, реалистичной оценки проблем, принятия решений, построения планов и т.д.), Внутренний Родитель (выполняет социальные функции регуляции социально-моральных норм и ценностей, шаблонов социального поведения и социальных навыков и т.д.), Внутренний Ребенок (функции спонтанности, близости, эмоциональной энергии и т.д.). Основой для психологической игры является конфликт между Внутренним Родителем (Р) и Внутренним Ребенком (Д). Так некоторые потребности Д могут быть под «родительским» запретом. Тогда Д создает ситуацию, в которые эти потребности удовлетворяются в обход запретов Р не прямым, а косвенным образом. Например, в детстве человек получил «родительский запрет» на выражение прямой агрессии и недовольства («Нужно быть вежливым!»). Тогда у человека остается неудовлетворенной потребность в защите своих границ и отстаивания своих прав. В таком случае во взрослом возрасте он может начать «играть» в психологические игры, в которых удовлетворяется его потребность в выражении агрессии непрямым способом. Например, если он станет начальником, на работе он может неосознанно давать подчиненным невыполнимые задачи, после провала которых он получает «психологическое право» выражать им агрессию. Подобным образом непрямое выражение агрессии с помощью психологических игр будет происходить и в семье. В этой модели также легко объясняется главный вред от психологических игр. Так как любая психологическая игра прежде всего преследует обход запретов Р, то в конце игры всегда следует расплата – наказание от Р к Д за нарушение этих запретов (пусть и непрямое). Обычно расплатой являются негативные чувства, но могут быть и материальные потери, урон здоровью, психике и т.д.

Распознать психологические игры, в которые вы играете, можно задав себе несколько вопросов:

1. Какое взаимодействие повторяется у вас в похожих вариантах с разными людьми и в разных социальных ситуациях, оставляя при этом негативные чувства?

2. Какая обычная последовательность ходов в этом взаимодействии (я-он, я-он и т.д.)?

3. Какую цель вы обычно декларируете (явная социальная цель) для своего поведения в этом взаимодействии?

4. К каким негативным чувствам обычно приводит это взаимодействие (это и есть расплата за нарушение Родительских запретов)?

5. Как вы после этой негативной ситуации взаимодействия «заботитесь» о себе или делаете что-то для себя: даете возможность себя пожалеть, повысить свою самооценку, делаете для себя что-то приятное и т.д.? Это и есть истинная неосознанная цель (психологическая цель) вашей игры.

Вот несколько примеров психологических игр: 1.) «Все из-за тебя…» Человек делает ошибку, а потом винит другого в неудаче (не замечая своей ответственности). Психологическая цель – возвышение над другим человеком. 2.) «Пни меня…» Человек нападает на других, чтобы затем оказаться в ситуации ответной агрессии. Скрытая цель – понять, что «мир не справедлив», поднятие самооценки. 3.) «Да… но…» Человек просит помощи, чтобы затем ее обесценить. Скрытая цель – возвышение над другими, «я сделаю вас!»

У зрелой личности нет надобности в психологических играх, так как такой человек способен достигать близости и удовлетворять свои психологические потребности открыто.

Последовательностью выходом из психологической игры является:

1.) Осознание психологической игры, ходов в ней и ситуаций, в которой она возникает.

2.) Осознание скрытых психологических целей в игре, какие неудовлетворенные потребности в этой игре удовлетворяются косвенным, непрямым путем.

4.) Поиск других способов удовлетворения психологических потребностей.

5.) Проработка «родительских» запретов, которые запрещали прямое удовлетворение психологических потребностей.

Часто осознание психологических игр и выход из них возможен только в процессе психотерапии.

В свое время психологи направления Транзактного Анализа (ТА) описали проблемы алкоголизма и наркомании с помощью психологических игр. Вернее, они определили алкоголизм, наркоманию и другие зависимости как один видов психологической игры, где явно постулируется одна цель (например, удовольствие от употребления), а скрытая цель совершенно другая (к примеру, получение негативной близости в семье).

Так основать ТА Эрик Берн описал психологическую игру Алкоголик. В полном виде эта игра на пять игроков, но при этом один человек может исполнять несколько ролей, так что минимальное количество участников сводится к двум. Роли в игре: Алкоголик, Преследователь (чаще всего супруга или супруг), Спаситель (например, врач-нарколог, который «лечит» пациента), Простак (обычно друг, который может одолжить деньги), Посредник (продающий алкоголь, алкогольные корпорации). Игра начинается с того, что Алкоголик соглашается на лечение и идет к Спасателю, который его «успешно» избавляет от алкоголизма (к примеру, кодирует). После «успешной» кодировки на год Алкоголик не пьет, к примеру, около двух пяти месяцев. А потом «неожиданно» Алкоголик уходит в запой. В доме появляются скандалы, проводится компания по спасению Алкоголика, в итоге которой его отправляют на новый курс лечения (новую кодировку, реабилитационный центр и т.д.). А потом все повторяется сначала. Простак обычно в этой ситуации одалживает Алкоголику деньги, бесплатно поит его и не пытается ни преследовать, ни спасать его. Иногда Простак начинает выполнять и другую роль, не самую существенную, но тоже характерную для ситуации, – роль Подстрекателя, «хорошего парня», который обеспечивает спиртным, даже когда его не просят: «Пойдем выпьем». В игре «Алкоголик» роль Посредника – это непосредственный поставщик спиртного, который понимает язык алкоголиков и является самым важным персонажем в жизни пьяницы. В игре Алкоголик все три роли, кроме самого Алкоголика, может исполнять жена: в роли Простака она помогает ему решить проблемы, вызванные употреблением, отпрашивает на работе, раздает долги; в роли Преследователя бранит мужа за его поведение; в роли Спасителя уговаривает мужа отказаться от спиртного вымаливая у него обещание не пить. Берн утверждает, что вознаграждением в «Алкоголике» сама выпивка вовсе не является, она лишь средство на пути к истинной цели – похмелью и другим негативным последствия употребления. В этом состоянии Алкоголик получает негативное внимание и близость (которые он не получал в трезвом состоянии), снимает с себя ответственность (которую ему было сложно нести в трезвости), выражает косвенным образом агрессию (наказывает других своим пьянством) и т.д. В таком случае, выходом из игры и, собственно лечением алкоголизма с точки зрения ТА, будет осознание психологической игры всеми ее участниками и получение удовлетворения психологических потребностей другими, неразрушительными способами.

Клод Штайнер (ученик и последователь Эрика Берна) описал еще три игры, в которых участвует алкоголь: «Пьяный и гордый», «Пьяница», «Алкаш».

Игра «Пьяный и гордый». В этой игре есть три роли: Алкоголик, Преследователь, Простак, причем роли Преследователя и Простака попеременно играются одним лицом. Алкоголик в игре «Пьяный и гордый» подсознательно стремиться к тому, чтобы довести другого игрока до состояния крайнего гнева, чтобы он почувствовали свое бессилие. В состоянии алкогольного опьянения Алкоголик может пропить всю зарплату, потерять ценные вещи, изменить жене (причем так, чтобы она узнала) и т.д. Когда после протрезвения жена начинает его ругать, Алкоголик искренне извиняется, испытывая при этом сильные чувства вины и стыда, и обещает, что такого больше не повторится. У жены-Преследователя есть две альтернативы: либо она примет извинения и переходит в роль Простака, или продолжает оставаться в роли Преследователя. А поскольку Алкоголик: 1.) искренне раскаивается с полной подавленностью, стыдом и виной; 2.) он действительно делал все эти вещи в состоянии сильного алкогольного опьянения и себя не контролировал, то долгое преследование кажется абсолютно неприемлемым, превращая жену в безжалостную стерву. Алкоголик рано или поздно получает прощение, а через некоторое время все повторяется сначала. Истинная психологическая цель игры, это возможность выражать агрессию. Следует напомнить, что тут, как и в игре Алкоголик все ходы в игре делаются абсолютно бессознательно, Алкоголик начинает пить, искренне считая, что в этот раз он ничего не натворит и все проконтролирует, после пьянки он совершенно искренне извиняется, испытывая вину и стыд, жена совершенно искренне ему верит (хотя подобное повторялось не один раз).

«Пьяница». Игра является реакцией на отсутствие теплого внимания и сексуальную холодность партнера. В нее Алкоголик играет обычно с партнером, который не способен проявлять тепло и спонтанную сексуальность. Тут пьянство Алкоголика выгодно партнеру тем, что пока пьянство продолжается, его собственная эмоциональная неполноценность и асексуальность не приносят явных проблем. Эта игра обычно разыгрывается на три роли: Алкоголик, Спаситель (супруг или супруга) и почти всегда присутствует специалист, который играет или Спасителя, или Простака. Алкоголик в игре «Пьяница», по сути, выпрашивает внимание. Так как супруга (или супруг) обычно не обеспечивает его ими, он довольствуется теми, которые дорого ему обходятся в процессе спасения от пьянства. В то время как Алкоголик в «Пьяном и гордом» обычно пьет вне дома, Алкоголик в «Пьянице» обычно пьет в домашней обстановке.

«Алкаш». В игре «Алкаш» Алкоголик, зарабатывает внимание и участие путем доведения себя до состояния физического истощения. Его готовность пожертвовать собой приводит к угрозе для жизни, что практически вынуждает других заботиться о нем. В подобных обстоятельствах те, кто приходит к нему на помощь, в основном играют роль Посредников. В подобную игру играют наркоманы, доводя себя до состояния разрушения, чтобы попасть в реабилитационный центр (эта цель, опять таки, подсознательная).

Можно, на самом деле, описать гораздо больше психологических игр, где участвует употребление психоактивных веществ. Употребление, когда оно достигло разрушающих размеров, всегда является психологической игрой, где явной целью является употребление, хотя на самом деле употребление является средством достижения других, подсознательных целей.

Вот краткое описание различных психологических игр при алкоголизме и наркомании, которые я отмечал в своей психологической практике:

  1. «Тусовка». Психологическая цель – принадлежность к коллективу. Алкоголик или наркоман начинает употреблять ради того, чтобы почувствовать принадлежность к коллективу. Выход из игры – присоединиться к коллективу, для принадлежности к которому нет необходимости в употреблении (во многом на таком принципе работает эффект групп взаимопомощи наподобие Анонимных Алкоголиков или Анонимных Наркоманов). С психотерапевтической точки зрения тут необходима работа с родительским запретом «Не принадлежи!».
  2. «Вот он Я!» Психологическая цель – получение внимания. Зависимый употребляет, чтобы получить негативное внимание. Выход из игры – искать трезвые способы получения внимания. Психотерапия – работа с запретом «Не будь близким!».
  3. «Я сделаю вас!» Психологическая цель – выражение протеста, получение свободы. Употребление является борьбой за свою самостоятельность. Выход из игры – учиться защищать свои границы и быть самостоятельным без психоактивных веществ. Психотерапия – работа с запретом «Не будь взрослым!» и с запретом на выражение агрессии.
  4. «Я накажу вас!» Психологическая цель – наказание значимых лиц. Употребление выступает способом наказания близких за что-то. Выход из игры – учиться выражать агрессию и недовольство прямым способ. В психотерапии необходима работа с запретом на выражение агрессии.
  5. «С меня взятки гладки!» Психологическая цель – снятие с себя ответственности. Алкоголик или наркоман, когда в жизни происходит ситуация со слишком большой ответственность, начинает употреблять, чтобы избавиться от нее, говоря этим как будто «Что с меня взять, алкоголика-наркомана». Выход из игры – учиться нести ответственность. Психотерапия – работа с запретами «Не будь взрослым!», «Не достикай!».
  6. «Я накажу себя!» Психологическая цель – выполнение детского послания «Я должен быть наказан!». Зависимый употребляет ради самонаказания за что либо (за какой-то проступок либо достижение, которое противоречило Родительским запретам, либо просто так). Выход из игры – учиться самопрощению. Психотерапия – работа с аутоагрессией, запретами «Не будь собой!», «Не будь!», «Не достигай!», «Не делай!».
  7. «Я убью себя!» Психологическая цель – выполнение детского послания «Умри!». Зависимый употребляет, по сути, ради самоубийства. Выход из игры – получить внутреннее разрешение для себя «Живи!». Психотерапия – работа с запретом «Не живи!».

Лечением алкоголизма и наркомании с точки зрения Транзактного Анализа и теории психологических игр является не простое прекращение употребления, а отказ от психологической игры в употребление: осознание неудовлетворенных потребностей, родительских запретов, их психотерапевтическая проработка и поиск нового «неигрового» взаимодействия с другими. Сложностью в психотерапии зависимостей является то, что к проработке родительских запретов можно приступить не ранее года трезвости (а обычно только на 3-4 году трезвости), а до этого времени человеку нужно как-то воздерживаться от употребления. Тогда в практике работа разбивается на два этапа: первое время идет консультационная работа, главной целью которой является стабилизация трезвости (также для удержания трезвости можно пользоваться помощью групп взаимопомощи или центров реабилитации), а только уже потом переходят к более глубокой психотерапевтической работе. К сожалению, многие, достигнув более-менее длительного срока ремиссии, забывают, что истинной целью лечения алкоголизма и наркомании является не воздержание от алкоголя и наркотиков, а «Окейная» жизнь без психологических игр и способность нормально напрямую удовлетворять свои потребности и реализовывать свои ценности. А без этого любая ремиссия будет нестабильной и всегда будет присутствовать большая вероятность рецидива употребления.

С уважением, практический психолог Денис Старков http://www.starkov.kiev.ua/

Статьи по теме: