Картотека игр для родителей. Картотека развивающих игр с детьми раннего возраста. Игра «Помнишь ли ты?»

«Укрась бабочку»

Цели:

Учить детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятия много - один, большой - маленький. Развивать мелкую моторику.

Материалы:

Бабочки разных цветов, вырезанные из картона, круги разных размеров и цветов.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям бабочек и говорит, что они прилетели к ним в гости. Рассказывает, что бабочки принесли с собой кружки разных цветов и хотят, чтобы дети украсили их крылышки. Воспитатель предлагает помочь бабочкам. Вначале он просит каждого ребёнка выбрать кружки одного цвета из предложенных четырёх. При этом предлагает поочередно то одному, то другому малышу выбрать кружки понравившегося цвета. После того как все дети выберут, воспитатель раздаёт им силуэты бабочек и предлагает украсить их.

В конце игры воспитатель хвалит всех детей за то, что они украсили бабочек и они стали ещё красивее.

«Почини одежду зайчатам»

Цели:

Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник). Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.

Материалы:

Силуэты одежды, вырезанные из картона геометрические фигуры.

Ход игры:

Появляется зайчиха с корзинкой и плачет.

Воспитатель: Почему ты плачешь зайчиха?

Зайчиха: Купила я своим зайчатам подарки – шорты и юбочки. А пока шла по лесу, задела за куст – они и порвались. (Показывает шорты и юбки из картона).

Воспитатель: Не плачь, зайчиха, мы тебе поможем. Дети давайте подберём заплатки и залатаем дырки. На что похожи дырки на юбочках и шортах?

Дети: на треугольник, квадрат и круг.

Воспитатель: Правильно.

Зайчиха кладёт шорты и юбочки на «пеньки»(столы), на которых заранее разложены заплатки. Дети подходят к столам и выполняют задание. Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, какого цвета заплатку он поставил, и на какую геометрическую фигуру она похожа.

Зайчиха: Большое дети, вам спасибо!

« Спрячь мышку».

Цели:

Продолжать знакомить детей с шестью основными цветами, учить различать их. Развивать быстроту реакции, внимание, мышление. Закреплять знания о животных.

Материал:

Демонстрационный: листочки бумаги шести цветов(20 – 15), посредине белый квадрат(8-8), на которых нарисована мышка (мышкин домик), квадраты тех же шести цветов – дверцы (10х10), большая картонная игрушка – кошка, мягкая мышка.

Раздаточный: такой материал меньшего размера - цветные листы 10х8, белые квадраты на них 5х5, цветные квадраты.

Ход игры:

Смотрите, ребята, какая маленькая у нас сегодня гостья. Кто это, правильно, мышка. Какая она маленькая, пушистенькая, серенькая. Погладьте ее. Дети по очереди гладят мышку.

А вы знаете, где живет мышка? В норке. От кого прячется мышка? От кошки. Смотрите, нет ли где кошки, а то наша мышка боится. Поможем мышкам спрятаться в норке? Сейчас мы поиграем с вами в игру «Спрячь мышку».

Cначала мы вместе научимся в нее играть. У меня Мышкины домики. Расставляю три домика на демонстрационной доске, радом кладу шесть квадратов шесть цветов. Видите в окошко, выглядывают мышки.

Чтобы спрятать мышку надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка увидит где окошко, откроет его и съест мышку.

Вызываю по очереди трех детей и предлагаю им по очереди закрыть три окошка, выясняю, все или окошки хорошо закрыты.

Если кто – то допустил ошибку, вызываю ребенка для её исправления. Достаю спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей».

«Пойду, поищу, где здесь живет мышка. Дети вы не видели мышку?» Кошка уходит не найдя мышку. Детям раздается по одному листочку – «мышиному домику» (сидящим рядом даю листочки разных цветов) и по шесть квадратов всех цветов. « А теперь вы спрячьте своих мышек, пока кошка спит. Выберите из квадратов, которые лежат на ваших тарелочках квадрат такого же цвета, как и домик вашей мышки».

Когда все дети выполнили задание, кошка снова «идет на охоту». Иду крадущимся шагом с кошкой на руках, прохожу по рядам и смотрю, у кого мышка плохо спряталась. При этом даю возможность ошибшимся детям. Исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой.

Все сегодня хорошо играли, все спрятали мышек, только некоторые ребята ошиблись (указываю, какие именно ошибки были допущены). В следующий раз они обязательно хорошо спрячут мышек.

Игры с бельевыми прищепками.

Цели:

Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками - развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста.

Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета.

Кроме того, игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу. Они стимулируют речевую активность детей.

Ход игры:

Взрослый: Отгадайте загадку.

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

Дети: Это рыбка. Взрослый: (показывает картинку с изображением рыбки). Правильно, это рыбка. Посмотрите на картинку и покажите, где у рыбки глазик?

Дети показывают глазик

Взрослый: А где у нее ротик?

Дети показывают на рисунке ротик рыбки.

Взрослый: А где у нее хвостик и плавники?

Дети показывают хвостик и плавники.

Взрослый: А теперь давайте сами сделаем рыбок.

Детям необходимо выбрать подходящие по цвету прищепки и добавить каждой рыбке хвостик и плавники.

Взрослый: Отгадайте, кто это такой:

На спинке иголки, длинные, колкие.

А свернется в клубок - ни головы, ни ног.

Дети: Это ежик. Взрослый: (показывает картинку с изображением ежа). Правильно, это ежик. Покажите, где у него глазки, носик, ушки?

Дети показывают.

Взрослый: Давайте поможем нашему ежику найти иголочки.

Взрослый дает ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Дети прикрепляют к спинке ежика прищепки.

Взрослый: (поглаживая ежика по его новым иголкам). Ой! Какой ежик стал колючий!

А вот новая загадка.

Колкую, зеленую срубили топором.

Красивую, зеленую принесли к нам в дом.

Дети. Это елочка.

Взрослый: Да, это елка, но она плачет. Она потеряла все свои иголочки. Не плачь, не плачь, елочка! Мы тебе поможем.

Взрослый раздает детям вырезанные из зеленого картона треугольники. Дети выбирают из коробки зеленые прищепки и «возвращают» елке ее иголочки.

Взрослый: (поглаживая елку). Ой! У елки иголки колки!

Взрослый: А где же солнышко? Оно потеряло свои лучики. Какого цвета лучики у солнца?

Дети. Желтого.

Взрослый: Правильно. Давайте поможем солнышку. Солнышко, выгляни, жёлтое, высвети.

Полянка

Цели:

Учить группировать предметы по цвету.

Устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов.

Учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные».

Ход занятия:

Воспитатель: Дети хотите погулять? Под музыку идем гулять. Приходим “на полянку”. Ой, куда мы попали?

А как ты догадался? Правильно.

В лесу растут травка, деревья, цветы. Это не просто цветы, а домики для бабочек.

Сейчас, я каждому из вас дам картонную игрушку бабочку. Звучит музыка. Дети давайте “полетаем” со своими бабочками. А теперь бабочки устали. Посадим бабочек на свои домики. Будьте внимательны! Каждая бабочка должна сесть на свой домик. Посадили.

Игра помогает в игровой форме выучить или закрепить выученные цвета.

Повторить можно с листочками разного цвета.

Игра-шнуровка.

Игровое пособие направлено на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий.

Является хорошей подготовкой руки к письму, тренирует усидчивость, часто такая игра успокаивает ребенка.

В этой игре не забыто также и развитие воображения: "вышивание" условных контуров по ассоциации с реальными предметами - основа для развития абстрактного мышления, обобщений свойств, "видения сути предмета".

Ловкость рук я развиваю

Со шнуровкою играю.

Тренирую логику

И мелкую моторику!

Дидактические игры по методике М.Монтессори

«Светофор», «Мишка».

Цель:

Побуждать ребенка к самостоятельной деятельности; формировать цветовое представление, выработать навык завинчивания крышек.

Развивать мелкую моторику рук, сенсорику, связную речь.

Обогащать словарный запас.

Можно использовать следующие упражнения с пробками - дети раскручивают и закручивают пробки от пластиковых бутылок к их горлышкам.

Для закрепления цвета прикручивают разноцветные пробки к соответствующим по цвету горлышкам.

Подбери чашки к блюдцам.

Цели:

Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивать мелкую моторику, внимание.

Материалы:

Наборное полотно, блюдца и чашка разных цветов.

Ход игры:

В магазин сначала привезли блюдца. Продавцы расставили их по полкам. На верхнюю полку поставили вот такие блюдца (показывает)

Какие? (Ответы детей).

На нижнюю – вот такие. Какого они цвета? (Ответы детей). Одинакового ли цвета блюдца на верхней полке и на нижней? (Ответы детей).

Потом привезли чашки. Давайте поможем продавцам подобрать к блюдцам нужные чашки. Они должны быть такого же цвета, как блюдца.

Воспитатель кладёт на стол картонные плоские чашки. Ребёнку он поручает подобрать чашки к блюдцам.

Одобряет действия ребёнка, который, посмотрев внимательно на блюдца, отбирает все нужные чашки. Спрашивает, какого они цвета.

Бусы

Цель:

укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие усидчивости

Материалы:

пуговицы различной величины и цвета; бусинки разной формы, величины, материала; проволока, леска, тонкая нитка.

Ход:

Ведущий предлагает ребёнку сделать бусы. Можно предложить сделать бусы по образцу, а пуговицы подобрать по форме и цвету. Возможно, и сам ребёнок может предложить свой вариант изготовления бус. После этого ребёнок приступает к созданию бус.

Заплети косичку

Цель:

развивать умение плести косичку в три пряди, укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, воспитание усидчивости и терпеливости в работе.

Ход:

Воспитатель прикрепляет жгутики (маленькие сплетённые косички) к стенду или к столу, так чтобы верхние концы были закреплены вместе или на близком расстоянии друг от друга, а нижние остались свободными. Вместе с ребёнком рассмотреть косички у куклы или у кого-нибудь из детей, показать как из закреплённых «прядей» можно плести такие же косички. Затем предложить ребёнку попробовать самостоятельно сплести косичку.

«Разложи фигуры по местам!»

Цель:

Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Учить подбирать нужные формы разными методами.

Материалы:

Плоские геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники). Рамка-вкладыш Монтессори.

Ход:

Выньте фигурки из углублений и поиграйте с ними: «Вот весёлые разноцветные фигурки. Это круг, он катится – вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)». Затем предложить детям разложить фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».

Раздайте детям по одной фигурке и предложите по очереди найти место для каждой из них. Когда малыши разложат фигурки, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают». Затем ещё раз покажите и назовите все фигурки, не требуя от детей повторения. Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя её сюжет.

«Найди окошко для фигурки»

Цель:

Учить детей соотносить форму деталей с формой отверстия.

Ход:

Игра проводится с участием 3-4 детей. Воспитатель раскладывает на столе геометрические фигуры и раздаёт детям карточки с рельефными конторами. Воспитатель предлагает рассмотреть карточки и обвести пальчиками конторы окошек.

Какая фигура подойдёт для твоего окошка?

Если ребёнок выбирает неправильно фигуру, дать возможность убедиться в том, что она не подходит и предложить выбрать следующую. Когда ребёнок найдёт подходящую, следует похвалить его, продемонстрировать остальным игрокам, что окошко закрылось и предложить ему самостоятельно несколько раз открыть и закрыть окошко. Затем следующий ребёнок подбирает фигуру для своего окошка.

Название игры: «Вместе играем»

Цель: учить детей взаимодействию и вежливому обращению друг с другом

Возраст: 3-4 года

Материал: парные игрушки (шарик – желобок, паровозик – вагончик, машинка – кубики)

Ход игры: Воспитатель раздает детям игрушки, расставляет детей парами, предлагает поиграть вместе. Затем он помогает каждому из детей выполнять предметно-игровые действия в соответствии с назначением каждой игрушки. В конце игры воспитатель фиксирует, кто с кем играл, называя каждого ребенка по имени: «Аня играла с Дашей – катали шарик, Дима играл с Васей – возили паровозик, Петя играл с Леной – нагружали и возили кубики в машине».

Название игры: «Кто говорит?»

Цель: развитие внимания к партнеру, слуховое восприятие

Возраст: 5-6 лет

Ход игры: Дети стоят в полукруге. Один ребенок - в центре, спиной к остальным. Дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить, обращаясь по имени к задавшему вопрос. Он должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого ребенок узнал, занимает его место.



Название игры «Вопрос - ответ»

Цель : развивать у детей умение отвечать на вопросы партнера.

Возраст : 5-7

Ход игры: Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнеру. Партнер, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задает собственный вопрос и т.д. (например: «Как поднять себе настроение?» - «Радостное». «Где ты был в воскресенье?» - «Ходил с папой в гости». «Какую игру ты любишь?» - «Ловишки» и т.д.).


Название игры: Обзывалки

Цель : развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.

Возраст : 4-5 лет.

Необходимые приспособления : мячик .

Ход игры : детям предлагается , передавая друг другу мячик , обзывать друг друга необидными словами , например названиями овощей или фруктов , при этом обязательно называть имя того , кому передается мячик : «А ты , Лешка - картошка », «А ты , Иришка - редиска ». Обязательно предупредить детей , что на эти обзывалки нельзя обижаться , ведь это игра . Завершать игру обязательно хорошими словами : «А ты , Маринка - картинка », «А ты , Антошка - солнышко » и т. д.

Мячик передавать нужно быстро , нельзя долго задумываться .

Комментарий : перед началом игры можно провести с детьми беседу об обидных словах , о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться .

Название игры: Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай

Цель : развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.

Возраст : 3-4 года.

Ход игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно. «Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним ».

«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».


Название игры: Интервью

Цель: развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог.

Возраст: 4-5 лет .

Количество играющих: 3 и более человек.

Необходимые приспособления: стул .

Ход игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они - взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д. Комментарий: на первых этапах игры дети часто затрудняются подборе вопросов. В этом случае взрослый роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым».

Название игры: «Салют»

Цель : Обучать детей находить способы самовыражения в группе, в том числе путем речевого общения, развивать умения снятия напряжения, воспитывать желание адекватно проявлять положительные эмоции и воспринимать других.

Возраст: любой

Материалы : лист цветной бумаги, салфетки, ножницы.
Ход игры : Дети выбирают для себя материал, затем в течении нескольких минут рвут его на мелкие кусочки(либо нарезают ножницами), подготовив, таким образом, материал для салюта. После этого каждый ребенок подбрасывает вверх свои кусочки – изображает свой салют, а также рассказывает о нем: чем его салют отличается от других, в честь какого он праздника, а остальные ему хлопают и высказывают свое одобрение, хвалят автора.

Итог: вывод – все мы разные, но каждый заслуживает внимания и уважения.

Игра: «Ладонь на ладонь»

Цель : Обучать детей эффективному взаимодействию,

развивать умения согласовывать действия с партнером, воспитывать чувство коллективизма.

Возраст: 4-5 лет

Ход игры: Педагог объясняет детям правила.

Дети прижимают ладошки друг к другу и таким образом двигаться по группе, где можно установить разные препятствия, которые пара должна преодолеть. Это может быть стул или стол. В определенный момент дети должны суметь договориться о дальнейшем действии. В игре может участвовать пара взрослый-ребенок. Итог : дети делятся впечатлениями – что им показалось сложным и что помогает в преодолении трудностей.

Игра: «Меняемся пуговицами»

Цель : Побуждать детей договариваться друг с другом, учить сотрудничать, воспитывать желание сотрудничать друг с другом.

Возраст: 5-6 лет

Материал : 50 пуговиц по 10 разного цвета, шаблоны с цветным узором.
Ход игры: Ведущий перемешивает пуговицы и затем раздает каждому участнику шаблон и 10 пуговиц (число пуговиц определяется количеством участников). Каждый ребенок должен собрать из пуговиц по шаблону узор определенного цвета. Для этого ему придется обмениваться пуговицами с другими детьми, и соответственно, строить речевое общение и сотрудничать.

Итог: вывод – умение договариваться и сотрудничать с другими очень важны для успеха в каком-либо деле. Обсуждение пословицы: «Один в поле не воин».


Название игры: «Давай поговорим»

Цель : развитие коммуникативных навыков.

Возраст: любой .

Количество играющих: 2 или больше человек.

Ход игры: играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать... (волшебником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предположение и завязывается беседа.В конце можно спросить,кем бы хотел стать ребенок, нонельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.

Я предлагаю на этой странице собрать игры, в которые можно играть в домашних условиях. Игры, которые будут не только развивать малыша, но и смогут поднять настроение всем членам семьи. Ведь игра для ребенка – это его бОльшая часть жизни. И если ее не поддерживать и игнорировать, ребенок не будет развиваться гармонично. Ведь в игровой форме дети учатся развивать социально-коммуникативные связи, можно корректировать эмоционально-волевую сферу (поведение). Предполагаю, что бОльшая часть игр будет проводится, не только в домашних условиях, но и на улице. Среди этой галереи можно будет выбрать игры с учетом гендерного воспитания, с учетом возраста. И они будут подспорьем для семьи и помогут сплотиться и узнать друг друга лучше. http://сайт/ Я защищаю свои авторские права

На этой странице собраны игры, в которые можно играть в домашних условиях. Игры, которые будут не только развивать малыша, но и смогут поднять настроение всем членам семьи. Ведь игра для ребенка – это его бОльшая часть жизни. И если ее не поддерживать и игнорировать, ребенок не будет развиваться гармонично. Ведь в игровой форме дети учатся развивать социально-коммуникативные связи, можно корректировать эмоционально-волевую сферу (поведение). Предполагаю, что бОльшая часть игр будет проводится, не только в домашних условиях, но и на улице. Среди этой галереи можно будет выбрать игры с учетом гендерного воспитания, с учетом возраста. И они будут подспорьем для семьи и помогут сплотиться и узнать друг друга лучше.







    Игры-разминки, игры-знакомства

    «КОМПЛИМЕНТЫ»

    Стоя в кругу, дети и родители берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

    1. Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово.

    2. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.

    «УЛЫБКА»

    Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку (по очереди).

    ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ВАЛЕРИЯ.

    Участники встают в круг. Первый участник называет свое имя и прилагательное, характеризующее его (игрока) и начинающееся с той же буквы, что и его имя. Например: Великолепная Валерия, Интересный Игорь и т. д. Второй участник называет словосочетание первого и говорит свое. Третий же участник называет словосочетания первых двух игроков и так до тех пор, пока последний участник не назовет свое имя.

    «ВЕСЁЛЫЙ МЯЧ» (В КРУГУ)

    «Вот бежит весёлый мячик быстро-быстро по рукам. У кого весёлый мячик, тот сейчас расскажет нам!» (мячик передаётся из рук в руки)

    СНЕЖНЫЙ КОМ.

    Участники берутся за руки, образуя круг. Начинает игру первый игрок, называя свое имя. Второй участник по кругу повторяет имя первого участника и говорит свое. Третий участник повторяет имена первых двух и называет свое имя. И так игра длится до тех пор, пока последний человек не назовет все имена, включая свое.

    ИМЯ - ДВИЖЕНИЕ. (ПО ПРИНЦИПУ СНЕЖНОГО КОМА)

    Участники встают в круг. Начинает игру ведущий, он говорит: «Меня зовут Маша, и я умею делать вот так (показывает какое - то оригинальное движение). Второй участник повторяет имя и движение первого: «Её зовут Маша, и она умеет делать вот так…, а меня зовут Игорь, и я умею делать вот так (показывает своё движение). Третий участник повторяет имена и движения двух предыдущих и добавляет своё, и так до тех пор, пока последний участник не назовёт своё имя и не прибавит к нему движение.

    А Я ЕДУ, А Я ТОЖЕ, А Я ЗАЯЦ.

    Участники игры сидят на стульях по кругу, одно место - не занято никем. В центре - водящий. Все участники во время игры пересаживаются по кругу против часовой стрелки. Игрок, сидящий около пустого стула, пересаживается на него со словами "а я еду". Следующий игрок - со словами "а я тоже". Третий участник говорит "а я заяц" и, левой рукой ударяя по пустому стулу, называет имя человека, сидящего в кругу. Тот, чьё имя произнесли, должен как можно быстрее перебежать на пустой стул. Задача водящего - успеть занять стул быстрее того, кого назвали. Кто не успел, становится водящим. Игра начинается сначала.

    «АВТОПОРТРЕТ»

    Педагог предлагает родителям создать свой автопортрет и представить его всем присутствующим. Портрет можно нарисовать. Родители могут выбрать несколько предметов, которые представляют их как личность, как специалистов, и с их помощью представить себя окружающим.

    «ТРИ ПРЕДМЕТА»

    Каждый из участников должен положить на стол три предмета, которые есть у него под рукой или в сумке. Его сосед, глядя на эти предметы, должен определить склонности и интересы их владельца.

    «БИНГО»

    Разговаривая друг с другом, родители находят среди участников собрания людей, в чем-то на себя похожих, например: родился в феврале; любит тихие вечера; имеет большую коллекцию марок; нравится зима; любит море и т. д. Участникам нужно найти как можно больше людей, которые имеют схожие с ними качества.

    «ПРЕДМЕТ МОЕГО ДЕТСТВА»

    На столе раскладывают различные предметы. Это могут быть мячик, кукла, записка и др. Каждый выбирает для себя тот предмет, который связан с его детством, и рассказывает соответствующий эпизод из своей жизни.

    МОЛЕКУЛА - ХАОС.

    Участники изображают броуновское движение молекул. Встречаясь, здороваются и знакомятся друг с другом. По команде вожатого: " Молекула по 2, по 3 и т. д.", игроки разбиваются на группы по 2, 3 и т. д. человек. Как только звучит команда: " Хаос", участники вновь начинают двигаться как молекулы. Таким образом, игра продолжается.

    ЗДОРОВАЛКИ.

    Всем участникам необходимо здороваться с каждым за руку и при этом говорить: «Привет, как дела?» говорить только эти слова и больше ничего. В этой игре есть главное условие: здороваться с кем - либо из участников, вы можете освободить свою руку только после того, как другой рукой вы начнёте здороваться с кем - то ещё. Иными словами нужно непрерывно быть в контакте с кем - то из отряда.

    КЛУБОЧЕК

    Играющие становятся в круг. Клубочек перебрасывается от одного играющего другому, сообщая своё имя и увлечение. После того как клубочек полностью размотается (не останется играющих без нитки) - клубочек сматывают, по средствам называния имени и увлечения того, от кого пришла нить клубочка. Тот от кого начал разматываться клубочек должен назвать имя и увлечение последнего, кому пришла нить. О правилах сматывания клубочка заранее сообщать нельзя.

    Игры на снятие тревожности, эмоциональностимулирующие.

    "БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ"

    Все участники стоят в кругу. Закрыв глаза, все начинают двигаться произвольно в разных направлениях; разговаривать нельзя; по хлопку ведущего останавливаются и открывают глаза.

    Снова закрывают глаза и проделывают ту же процедуру, но при этом еще издают жужжание; по хлопку останавливаются и открывают глаза.

    Анализ упражнения - ответы на ряд вопросов.

    Какие чувства возникают в первом и втором случае?

    Что мешало движению?

    Что помогло не сталкиваться?

    Наиболее частыми бывают такие ответы:

    а) "преобладает чувство тревоги, страха";

    б) "возникают ощущения неловкости".

    Следует сравнить ощущения в ходе упражнения с ощущениями, когда участники попадают в новые компании, непривычные ситуации. Такое сравнение помогает понять и сформулировать причину тревожности и страха в общении. Неудач больше у тех, кто концентрирует внимание в большей степени на себе, чем на окружающих.

    «КОРЗИНА ЧУВСТВ»

    Педагог предлагает «поместить в корзину чувств» свои переживания по теме или проблеме собрания. Например, на собрании по адаптации педагог предлагает родителям:

    «Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на дне которой находятся самые разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытывать человек. После того, как Ваш ребенок порог детского сада, в Вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все Ваше существование. Сейчас мы будем передавать эту корзину и я попрошу Вас рассказать о ваших впечатлениях за 2 первые недели посещения ДОУ».

    «СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИКИ»

    Дети и родители становятся в круг, протягивают правую руку вперёд, к центру, соединяя её с руками других участников.

    Левую руку протяните к солнышку, возьмите у него часть тепла и положите в своё сердечко. Пусть это тепло согревает вас и всех, кто рядом с вами.

    «МЯЧ РАДОСТИ»

    Участники стоят в кругу.

    «МЫ ТЕБЯ ЛЮБИМ»

    Все участники встают в круг. Каждый ребёнок по очереди выходит в центр. Его хором три раза называют по имени. Затем хором проговаривают фразу «Мы тебя любим». Можно назвать ребёнка каким-нибудь ласковым прозвищем (солнышко, зайчик).

    «НА ЧТО ПОХОЖЕ НАСТРОЕНИЕ?»

    Игра проводится в кругу. Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает, какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т.д. Интерпретируя ответы детей, помните, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.

    Игры на определение лидерства.

    В организационный период группы необходимо выявить лидеров, чтобы в дальнейшем облегчить выборы органов родительского самоуправления.

    КАРЕТА.

    Участникам необходимо построить карету из присутствующих людей. Посторонние предметы использованы быть не могут. Во время выполнения задания ведущему необходимо наблюдать за поведением участников: кто организовывает работу, к кому прислушиваются другие, кто какие «роли» в карете себе выбирает. Дело в том, что каждая «роль» говорит об определенных качествах человека:

  • Крыша - это люди, которые готовы поддержать в любую минуту в сложной ситуации;
  • Двери - ими обычно становятся люди, имеющие хорошие коммуникативные способности (умеющие договариваться, взаимодействовать с окружающими):
  • Сиденья - это люди не очень активные, спокойные;
  • Седоки - те, кто умеет выезжать за чужой счет, не очень трудолюбивые и ответственные;
  • Лошади - это трудяги, готовые «везти на себе» любую работу;
  • Кучер - это обычно лидеры, умеющий вести за собой;

Если участник выбирает себе роль слуги, который открывает дверь или едет сзади кареты, такие люди также имеют лидерские качества, но не хотят (не умеют) их проявлять, готовы больше к обеспечению тыла (либо это так называемые «серые кардиналы»).После того, как карета готова, участники садятся в круг, обсуждают как прошла игры, все ли нашли себе место в ходе построения кареты, все ли чувствовали себя комфортно, а затем ведущий объясняет им значение тех «ролей», которые они выбрали.Примечание: если группой руководит и распределяет роли один человек, то значения названные выше не будут отражать качеств данных людей.

Статьи по теме: