Дидактическая игра для школьников со сценарием. Воспитательный и обучающий потенциал игры. «Что сначала, что потом»

Современные дети уже в шесть лет становятся первоклассниками.

Психологами установлено, что шестилетний возраст – наиболее благоприятный период умственного развития и социальной подготовки детей.

Младшим школьникам трудно понять приказы, запреты, призывы к долгу ученика, они не могут долго задерживаться на учебных задачах, им быстро надоедает однообразие. Они стремятся к игровой деятельности, которая требует от них сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 9 000+ профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

Большинство дидактических игр заключает в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: Кто верней и быстрей? Не зевать! Отвечать сразу! Значительная часть игр позволяет сделать то или иное обобщение, закрепить изученное правило, повторить полученные знания.

Однако игра должна быть не самоцелью, а средством развития интереса к учебе. Чтобы она выполняла эту цель, при ее организации необходимо придерживаться следующих принципов:

  1. Правила игры должны быть простыми и точно сформулированными, а материал игры – посилен для всех детей.
  2. Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию.
  3. В игре должен принимать активное участие каждый ребенок. Длительное ожидание своей очереди снижает интерес к игре.
  4. Подведение результатов игры должно быть четким и справедливым.

По характеру познавательной деятельности дидактические игры можно отнести к следующим группам:

  1. Игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу, например составляют узор по образцу и др.
  2. Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность. К этой группе относится большое число игр, направленных на формирование вычислительных навыков, например игра "Определи курс движения самолета".
  3. Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность учащихся, например игра "Контролеры".
  4. Игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность, например игра "Числа-перебежчики".
  5. Игры, включающие элементы поисковой деятельности. Так, в игре "Угадай-ка" дети сами формируют правило по рисунку, схеме и опорным словам.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! Учебная программа: Организация и контроль качества образовательной деятельности в ДОО . За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Проведение игры требует большого мастерства от классного руководителя , педагога.

Предлагаю несколько примеров дидактических игр, которые я активно использую в организации учебной деятельности первоклассников на протяжении многих лет своей работы.

Игра "Попугайчики" развивает слуховую память, способствует правильному произношению звуков, правильному дыханию, артикуляции. Учитель начинает игру словами:

Мы – не девочки, не мальчики,
Все сейчас мы – попугайчики.
Попугай, не зевай,
Вместе с нами повторяй.

Учащиеся повторяют за учителем стихи и скороговорки.

Хорошая игра для развития речи и памяти "Добавь следующее". Ученик называет предмет и предает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет свое и т. д., например:

  1. Слон.
  2. Слон, тигр.
  3. Слон, тигр, лев и т. д.

Первое время детям под силу назвать по порядку только 2–4 слова, в конце года – уже 8–10 слов.

Игра "Кто у нас самый зоркий?" нацеливает на тренировку внимания и памяти, а игровые ситуации вовлекают в работу всех учащихся. Игра начинается со слов:

Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать.
В игре проверить можешь сам
Свое внимание к словам!

Задача детей: тщательно проверить написанное (предлагаются различные задания) и подчеркнуть все гласные (или мягкие, твердые, звонкие, глухие согласные), найти слово, в котором звуков больше, чем букв, или наоборот. Это обычные задания по тексту, но с игровым, несомненно, стимулирующим оттенком (кто же окажется зорким и увидит больше орфограмм?).

Внимание, наблюдательность и речь детей развивает игра "Художник". Ребенок, взявший на себя роль художника, говорит следующие слова:

Нарисую я портрет,
Только чей – пока секрет.
Отгадайте, вас прошу я,
Чей портрет рисую?

Художник дает устный портрет кого-нибудь из детей: "У него светлые волосы, голубые глаза, веселая улыбка. На нем коричневая рубашка, синие брюки" и т. п., а учащиеся должны догадаться, о ком идет речь.

Игра "Составь меню для Робина-Бобина-Барабека" ценна тем, что она связана с процессом познания, догадкой, поиском, игрой ума. Дети отлично знают персонаж произведения С. Маршака Робина-Бобина, который "скушал 40 человек и корову, и быка, и кривого мясника".

Начинается игра со слов:
Изменился человек, Робин-Бобин-Барабек.

Ведь представьте-ка вы сами:
Ест он фрукты с овощами.
10 килограммов он
Вносит за день в рацион.
Что ж при этом он съедает?
Кто ж из вас скорей узнает?

На плакате изображены фрукты и овощи. Под каждым рисунком пример на табличное сложение или вычитание в пределах 10. Задача детей: решить примеры и подобрать их пары так, чтобы сумма ответов составила 10 (потому что в условии игры сказано, что Робин-Бобин может съесть за день 10 кг фруктов и овощей). Например, под рисунком капусты написан пример "8 - 3", под рисунком моркови "7 + 1", под рисунком яблока "3 + 2" и т. д. Значит один из вариантов ответа: Робину-Бобину можно съесть капусту (в ответе 5) и яблоки (в ответе тоже 5), тогда в сумме получится 10.
Можно предложить детям не записывать выражения, а нарисовать схематично фрукт или овощ и в центре написать ответ.

Игру "Откроем замочек ключиком" я использую с целью знакомства с геометрическими фигурами и для развития внимания. У каждого учащегося ключик, на котором изображены геометрические фигуры (различные по цвету и по расположению). У меня несколько замочков с геометрическими фигурами. Дети подбирают к этим замочкам определенный ключик, который должен подойти правильным расположением геометрических фигур. В дальнейшем я модернизировала эту игру: вместо геометрических фигур на замочке расположила примеры, а на ключиках – ответы к этим примерам. Эта игра помогает в отработке вычислительных навыков.

С интересом принимается игра "Чудесный мешочек". Обычно мешочек приносит кто-либо из сказочных героев. В этот мешочек я помещаю буквы с магнитами. Дети на ощупь отгадывают и называют букву. Поместив буквы на магнитную доску, составляют из них слова. Иногда даю дополнительное задание: произвести слого-буквенный анализ или придумать предложение с этим словом.

В игре "Разрезанные буквы" перед учащимися ставится задача не только составить слова, но и буквы из их частей. Слова я разделила на три степени сложности: из одного, из двух открытых слогов и из двух закрытых слогов. Для составления слов и слогов использую такую игру, как "Вращающиеся диски". 3адача учащихся – вращая диски, подобрать к каждому слогу на левом диске слог с правого диска, чтобы получилось слово. Все полученные слова ребята записывают в тетрадь для печатания, используя при этом цветные авторучки.

Начиная игру "Определи курс движения самолета", учитель обращается к детям: летчик-командир придумал для вас задание. Он наметил курс движения самолета из одного города в другие. Самолет должен лететь над городами в указанном порядке от меньшего номера города к большему. Номер каждого города зашифрован (записан) примером. Надо расшифровать номера городов и показать линиями, как двигался самолет. Я буду выполнять роль летчика-командира, а вы – роль летчиков-курсантов.

Игровое действие выполняется поэтапно в соответствии с заданием:

  1. Расшифровать номера городов (решить примеры).
  2. Назвать номера городов по порядку от меньшего к большему.
  3. Показать линиями путь движения самолета.
  4. Назвать по порядку города, над которыми летел самолет.

Аналогично дети могут определять маршрут движения пароходов, машин и пр.

Для игры "Контролеры" учитель распределяет детей на две команды. От каждой команды по очереди вызывает к доске по одному контролеру. Они следят за правильностью ответов: один – за первой командой, другой – за второй.

По сигналу классного руководителя ученики первой команды начинают делать ритмичные наклоны влево и вправо и считают про себя до тех пор, пока учитель не остановит их, например хлопком. После этого они должны хором назвать, сколько наклонов было выполнено. Ученики второй команды по сигналу учителя также начинают делать наклоны, но продолжают счет, начатый первой командой. Например, если первая команда сделала 5 наклонов, то вторая начинает выполнять упражнения и считает: 6, 7, 8 и т. д. Затем по сигналу заканчивает упражнения и называет общее количество наклонов, выполненных двумя командами, например 8. В конце учащиеся должны назвать, сколько же наклонов выполнила вторая команда (ответ – 3).

Для игры "Числа-перебежчики" учитель делит класс на три команды (по рядам). По пять учеников от каждой команды получают карточки с цифрами и знаками действий. Дети по заданию учителя составляют пример на сложение, например 2 + 8 = 10. Учитель предлагает "числам" (ученикам) перебежать так, чтобы получился другой пример на сложение с этими же числами. Дети составляют другой "живой" пример на сложение, например 8 + 2 = 10. Все примеры, составленные детьми, учитель записывает на доске. На основе сравнения первой пары примеров дети делают вывод о переместительном свойстве сложения. Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее составит цепочку взаимосвязанных примеров и сделает вывод о переместительном свойстве сложения.

Овладение счетом, чтением, письмом – для детей большой труд. Успех его обеспечивается желанием учиться – это и есть психологическая готовность к учению. Я считаю, если дети учатся без принуждения, значит, учебная деятельность их организована правильно.

Дидактические игры для старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Балдовская Гуля Рашитовна, воспитатель МБ ДОУ «Сказка» №385, г.Екатеринбург.
Описание материала:
Игра обогащает ребёнка знаниями, будит его фантазию и воображение, развивает умения и навыки, стимулирует развитие мышления, памяти, способствует психическому развитию в целом. Именно игра ведёт ребёнка от развлечения к развитию. В игре обучение детей протекает легче и быстрее.
В игре происходит становление личности ребёнка, развиваются черты его характера, формируется общительность, инициативность, активность.
В игре ребёнок получает массу удовольствий, развивается эмоционально.
Ребёнок впервые испытывает потребность в достижении успеха и понимает, что успех во многом зависит от старания.
Данный материал можно использовать на прогулке в детском саду и в пришкольном летнем лагере. Предназначен для учителей начальных классов, воспитателей старшей группы, студентов, родителей.
Цель: развитие памяти, речи, развитие фонематических представлений, совершенствование навыков составления и чтения слов, развитие математических способностей, уточнение знаний о геометрических фигурах, их закрепление, развитие навыка пересказа знакомой сказки.
Задачи: 1. Стимулировать развитие мышления, памяти, воображения, фантазии.
2. Формировать коммуникативные навыки
1. «Умные классики»
Оборудование: цветной мел, мешочки с карточками, контейнер с фишками или медальоны.
Педагог предлагает поиграть детям в необычные классики. На площадке цветным мелом чертятся традиционные классики, состоящие из шести квадратов.
Игроки выстраиваются в одну колонну друг за другом перед классиками. Все вместе игроки решают, как будут совершать передвижение: прыгая на обеих ногах, на одной ноге или меняя ноги.
Первый этап игры называется « +1». Играющий достаёт из мешочка карточку с цифрой (1,2,3,4) и, прыгая из квадрата в квадрат, решает примеры, причём в первом примере он прибавляет единицу к тому числу, которое написано у него на карточке. Например, у играющего на карточке число 2. Значит, он составляет и решает цепочку примеров 2+1=3, 3+1=4, 4+1=5, 5+1=6, 6+1=7, 7+1=8. Пройдя все квадраты и решив примеры, играющий получает фишку. Таким же образом на первом этапе действуют все игроки. Допустивший ошибку игрок не проходит первый этап и не получает фишку.
Второй этап игры называется «-1». Для этого этапа в мешочке лежат карточки с числами: 10,9,8,7. Например, у играющего на карточке число 9. Значит, он составляет и решает цепочку примеров 9-1=8, 8-1=7, 7-1=6, 6-1=5, 5-1=4, 4-1=3.
Третий этап называется «Подбери слова». Для этого в мешочке лежат карточки с буквами. Играющие, совершая прыжки, должны придумать слова, содержащие звук, соответствующий букве на карточке.
Четвёртый этап «Обобщения». Для него на карточках написаны слова-обобщения. Прыгая из квадрата в квадрат, играющий перечисляет слова на заданную тему.
В конце игры подводятся итоги. Побеждают игроки, прошедшие все этапы без ошибок и получившие по четыре фишки. Вместо фишек можно использовать медальоны.
2. «1, 2, 3,4, 5»
Оборудование: мяч среднего размера, мешочек с карточками.
Педагог предлагает детям образовать круг и с помощью любой считалки выбирает водящего. Водящий встаёт в центр круга и берёт в руки мешочек с карточками. По команде педагога дети начинают перебрасывать мяч по кругу (по часовой стрелке), произнося слова:
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Мяч бросай и не зевай,
Что покажут, называй.
После этого водящий достаёт из мешочка карточку, показывает её детям и называет (например, для дошкольного возраста подойдут такие обобщения: «овощи», «фрукты, «музыкальные инструменты», «лекарственные растения», « полевые цветы», « профессии», «насекомые», «спорт», «природные явления», « домашние животные», «дикие животные», «садовые ягоды», «лесные ягоды», «зимующие птицы», «перелётные птицы».
Для младшего школьного возраста обобщающие слова усложняются:
«реки», «моря», «озёра», «страны», «речные рыбы», «морские рыбы», «планеты», «марки машин», «животные жарких стран, «животные крайнего севера», «комнатные цветы», «садовые цветы» и т.д). Итак, обобщающие слова педагог выбирает, учитывая возраст детей.
Тот ребёнок, у которого в руках мяч, начинает ритмично подбрасывать его со словами: « Я знаю пять названий овощей: помидор -один, огурец-два, картофель-три, баклажан-четыре, патиссон-пять». После этого он перебрасывает мяч стоящему от него слева ребёнку. Водящий вновь достаёт, показывает и называет карточку. Дети, которые не смогли назвать пять предметов по предложенной теме, выбывают из игры.
Считалочка:
Тра-та-та! Тра-та-та!
Вот какая красота:
На горе стоит сосна,
На сосне сидит без сна
Пучеглазая сова,
Вот такая голова.
Всю ночь не спит,
За порядком следит.
А ты не следи,
Раз, два, три, выходи!

3. «Волшебное дерево»
Оборудование : разноцветные квадраты из картона или пластика с написанными на них слогами (ЗИ, МА, МА, ГА, ЗИН, ЛИ, СА, КА, ЧЕ, ЛИ, У, ЛИ, ЦА, МА, ЛИ, НА, ТРА, ВА, КАР, ТИ, НА, НЕ, БО, ДЕ, РЕ, ВО, ЛО, ПА, ТА, МО, ЛО, КО, КО, РО, ВА и т. д), разноцветные прищепки, ведёрки по числу детей.
Перед прогулкой педагог с помощью скрепок прикрепляет на ветви дерева или куста карточки со слогами.
Отрывок из стихотворения К.И. Чуковского открывает игру:
Как у наших у ворот
Чудо дерево растёт.
Затем дети вместе с педагогом гуляют по территории и ищут это чудо-дерево, удивляются, что на дереве «растут» карточки со слогами.
Педагог предлагает детям составить слова из слогов, которые висят на дереве (на кусте). Как только ребёнок составляет слово, педагог снимает карточки с дерева и кладёт ребёнку в ведёрко. Когда карточки на дереве закончатся, педагог предлагает расположиться на скамейке и сложить из слогов, которые лежат в ведёрках, слова. Дети составляют и читают слова. Побеждает тот ребёнок, у которого получилось наибольшее количество слов.
4. «Хитрые фигуры»
Оборудование: пары разноцветных геометрических фигур или парные предметные картинки, подбор их зависит от того в какой группе проводится игра.
Дети становятся в круг. С помощью считалочки выбирают водящего. Водящий становится в круг, смотрит, как педагог раздаёт геометрические фигуры, и запоминает, у кого какие фигуры в руках. Когда каждый ребёнок получит фигуру, педагог просит детей спрятать фигуры за спину и говорит следующие слова:
Ну а ты теперь води,
Быстро парочки найди!
Водящий подходит к любому играющему и просит показать фигуру, которая у него за спиной. Ребёнок показывает фигуру. Водящий должен показать ребёнка, у которого такая же фигура. Если он ошибается три раза, игра начинается сначала. Выигрывает, если правильно назовёт все пары.
Считалочка:
Динь-дон, динь-дон,
На полянке перезвон.
Колокольчики звенят,
Так приветствуя ребят.
Динь-дон, динь-дон,
Выходи из круга вон.

5. «Колечко»
Оборудование: колечко.
Педагог предлагает детям встать в круг и берёт в руки колечко. С помощью считалки выбирают водящего, он становится в круг. Педагог произносит текст и передаёт колечко ребёнку, стоящему справа. Дети подбирают слова, содержащие указанный педагогом звук ([з],[с],[к],[ш],[ч],[ц]) и передают колечко по кругу.
Педагог: Передай колечко другу,
Пусть бежит оно по кругу.
Передай колечко
Да скажи словечко.
У кого колечко, тот должен назвать слово, в котором содержится звук, который указал педагог. Далее игра продолжается. Задача водящего заключается в том, чтобы запомнить все слова, которые назвали дети. Если игра продолжалась 8 раз. В конце водящий должен назвать 8 слов на разные звуки.
Считалочка:
На скамье сидели в ряд
Волк и семеро козлят,
Царь Салтан и князь Гвидон,
Айболит, лиса и слон,
Дядя Стёпа, Несмеяна.
Назови всех без обмана.
По порядку сосчитай,
А не можешь –вылетай!

6. «Поляна сказок»
Педагог приглашает детей на Поляну сказок (на веранду), где предварительно развешаны иллюстрации сказок, рассказов. Можно вынести на прогулку магнитную доску. Дети вспоминают название, сказочных героев, сюжет сказки.
7. «Чей узелок»
Оборудование: узелок из ткани, повешенный на палочку.
Перед прогулкой педагог кладёт на видное место на прогулочной площадке узелок на палочке, в котором лежат муляжи овощей и фруктов.
Педагог предоставляет детям самим обнаружить на прогулочной площадке узелок. Он вместе с детьми удивляется тому, откуда взялся узелок, кто мог его оставить. Рядом с узелком дети находят письмо. Педагог вместе с детьми читает: «Дорогие ребята! Помогите мне, пожалуйста, разобраться с тем, где здесь овощи, а где фрукты. Чиполлино». Дети раскладывают овощи и фрукты в две разных ёмкости, предложенные педагогом. Затем педагог предлагает детям «сварить» компот из фруктов и щи из овощей.

Данная методика проведения дидактических игр поможет вам сделать прогулки интересными и разнообразными.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №54

Г. ТОМСК

Дидактические игры для младших школьников

( из опыта работы Яркеевой Галины алексеевны )

Именно в начальной школе закладываются основы учебной деятельности учащихся. Принуждение ребёнка к учебе может повлечь за собой то, что он невзлюбит класс, книгу, самого педагога. Для предупреждения этой проблемы в работе учителя можно использовать игровые формы активизации детей. Малыши легко запоминают то, что для них интересно, и с трудом, то, что навевает на них скуку. В связи с этим главная задача учителя – пробудить в каждом ребёнке тягу к познанию.

Младшим школьникам трудно понять приказы, запреты, призывы к долгу ученика. Они стремятся к игровой деятельности, которая требует сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение.

Большинство дидактических игр заключает в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: Кто верней и быстрей! Не зевай! Отвечай сразу! Значительная часть игр позволяет сделать то или иное обобщение, закрепить изученное правило, повторить полученные знания.

Однако игра должна быть не самоцелью, а средством развития интереса к учебе. Чтобы она выполняла эту цель, при ее организации необходимо придерживаться следующих принципов:

1. Правила игры должны быть простыми и точно сформулированными, а материал игры – посилен для всех детей.

2. Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию.

3. В игре должен принимать активное участие каждый ребенок. Длительное ожидание своей очереди снижает интерес к игре.

4. Подведение результатов игры должно быть четким и справедливым.

1. Игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу, например составляют узор по образцу и др.

2. Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность. К этой группе относится большое число игр, направленных на формирование вычислительных навыков, например игра «Определи курс движения самолета».

3. Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность учащихся, например игра «Контролеры».

4. Игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность, например игра «Числа - перебежчики».

5. Игры, включающие элементы поисковой деятельности. Так, в игре «Угадай - ка» дети сами формулируют правило по рисунку, схеме и опорным словам.

Предлагаю примеры дидактических игр, которые я использую в организации учебной деятельности младших школьников на протяжении многих лет работы на всех предметах.

Игра «Попугайчики» развивает слуховую память, способствует правильному произношению звуков, правильному дыханию, артикуляции . Учитель начинает игру словами:

Мы – не девочки, не – мальчики,

Все сейчас мы – попугайчики.

Попугай, не зевай,

Вместе с нами повторяй.

Учащиеся повторяют за учителем стихи и скороговорки.

Хорошая игра для развития речи и памяти «Добавь следующее ». Ученик называет предмет и передает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет свое и т. д. например:

2. Слон, тигр.

3. Слон, тигр, лев и т. д.

Первое время детям под силу назвать по порядку только 2 -4 слова, через некоторое время уже 8 – 10 слов.

Игра «Самый зоркий»

Нацеливает на тренировку внимания и памяти, а игровые ситуации вовлекают в работу всех учащихся. Игра начинается со слов:

Чтоб ошибок избежать,

Зоркость будем развивать.

В игре проверить можешь сам

Свое внимание к словам!

Задача детей: тщательно проверить написанное (предлагаются различные задания) и подчеркнуть все гласные (или мягкие, твердые, звонкие, глухие согласные), найти слово, в котором звуков больше, чем букв, или наоборот. Это обычные задания по тексту, но с игровым стимулирующим оттенком (кто окажется зорким и увидит больше орфограмм?)


Игру «Откроем замочек ключиком»

я использую с целью знакомства с геометрическими фигурами и для развития внимания. У каждого учащегося ключик, на котором расположены геометрические фигуры (различные по цвету и по расположению). У меня несколько замочков с геометрическими фигурами. Дети подбирают к этим замочкам определенный ключик, который должен подойти правильным расположением геометрическим фигур. В дальнейшем я модернизировала эту игру: вместо геометрических фигур на замочке расположила примеры, а на ключиках - ответы к этим примерам. Эта игра помогает в отработке вычислительных навыков

С интересом принимается игра «Чудесный мешочек». Обычно мешочек приносит кто – либо из сказочных героев. В этот мешочек я помещаю буквы с магнитами. Дети на ощупь отгадывают и называют букву. Поместив буквы на доску, составляют из них слова. Можно дать дополнительное задание – произвести слого – буквенный анализ или придумать предложение с этим словом. В мешочек можно поместить цифры, геометрические или шахматные фигуры и придумать задания.

игра «На лугу»

Эту игру хорошо проводить с детьми на лугу или на поляне. Во время прогулки понаблюдайте вместе с детьми за жизнью разных насекомых: бабочек, стрекоз, мух, кузнечиков, пчёл и т. д. Потом каждый ребёнок должен выбрать насекомое, которое ему понравилось больше всего, понаблюдать за ним, дать ему имя, например, кузнечик Миша или бабочка Красавица, и составить рассказ о его жизни.

Когда дети выполнят это задание и снова соберутся вместе, каждый должен рассказать о своём насекомом, называя его только по имени. Остальные ребята пытаются угадать, о каком насекомом идёт речь. Рассказ можно вести от своего имени, предоставив себя бабочкой или кузнечиком. Можно добавлять к рассказу жесты или показать его в виде пантомимы.

На следующем после прогулки занятии можно нарисовать насекомых, которых дети увидели, и продолжить игру. Разделите детей на пары и предложите им составить диалоги от имени насекомых, короткие рассказы о том, как они встретили друг друга на лугу, или небольшие сценки. Если детям трудно справиться с этим заданием, педагог берёт несколько рисунков и сначала составляет диалоги или рассказы сам, показывая рисунки.

Например: Встречаются на цветке пчёлка и кузнечик.

Здравствуй, сестрица, послушай мою песенку.

Некогда мне тебя слушать, мне надо нектар собрать с этого цветка.

Но эта песенка как раз про то, какой этот цветок красивый.

Дело не в красоте, а в сладком нектаре.

Но цветку так понравилась моя песня о его красоте, что он сразу наполнился сладким нектаром…

Эту игру можно провести командами. Ребята делятся на две или несколько групп. Выигрывает группа, которая составит больше рассказов про разных насекомых. Потом можно предложить детям составить общий рассказ для группы и разыграть его. Если сценки получатся интересными, можно составить из них небольшой спектакль и показать его другим детям.

Эту игру можно провести и в комнате, предварительно показав детям слайды или иллюстрации с различными насекомыми, сопровождая их рассказами и стихами.

игра « Опиши цветок »

Разделите детей на две группы. Все дети из первой группы получают по открытке с разными цветами, растениями или деревьями. Потом каждый ребёнок из первой группы пишет на доске качества и признаки, которыми обладает его растение. Члены группы могут помогать ему, но при этом не должно называться само растение.

Дети из второй группы по качествам должны отгадать, о каком растении идёт речь. Можно задавать дополнительные вопросы, если группа не может догадаться сразу. Потом группы меняются ролями.

Другой вариант игры, когда всем детям раздаются открытки с разными цветами, растениями или деревьями; но при этом открытки повторяются так, чтобы у трёх-четырёх детей, сидящих в разных местах, были одинаковые растения.

Каждый составляет описание своего растения. Затем спросите детей по очереди зачитать сделанные ими описания, а все остальные пытаются отгадать описываемое растение. Очень интересно сравнить различные ощущения детей, особенно, если вы подберёте изображения одного и того же растения или дерева в разные времена года.

игра «Вы пришли в лес»

Дети вытягивают карточки с различными лесными ситуациями. За несколько минут дети должны написать, что они предпримут в своей ситуации. Примерные ситуации:

На лесной опушке вы неожиданно встречаете медведя.

На одной из лесных тропинок вы находите птенцов, но гнезда, из которого они выпали, поблизости нет.

Началась гроза, а вы заблудились.

Затем все листочки собираются. Педагог по очереди зачитывает ситуации и ответы детей. Дети пытаются отгадать имя попавшего в ту или иную ситуацию.

Можно разделить детей на группы и каждой группе дать одинаковые ситуации за более короткое время.

Можно предложить одну и ту же ситуацию всем детям. Затем интересно сравнить ответы детей, так как в них очень ярко будут отражаться их характеры.

игра «Если в лесу беда»

Попросите детей быстро ответить на вопросы. Педагог диктует вопросы, а дети сразу же должны писать свои ответы. На каждый ответ даётся не больше трёх-пяти минут. Например:

Если все птицы улетят из леса, что произойдёт с другими обитателями?

Если деревья к весне не распустятся?

Если осенью листья не опадут?

Если засохнут все лесные ручьи?

Если в лесу не будет насекомых?

Если летом всё время будут идти дожди?

Если в лесу не будет лесника?

Если в лесу не будет ягод и грибов?

Если зимой не будет снега?

Если дети затрудняются ответить на вопросы быстро, педагог может сначала продиктовать все вопросы, а затем дать время на обдумывание.

Это задание должно выполняться группами детей. Результаты ответов групп сравниваются. Побеждает группа, которая ответила на вопросы быстрее и интереснее.

игра «Этажи леса»

Попросите детей представить, что лес – это многоэтажный дом. Каждый ребёнок должен написать сочинение на тему: "Кто на каком этаже живёт". Дети могут нарисовать многоэтажный дом и расселить в нём обитателей леса. Побеждает самый интересный многоэтажный дом. Затем дети должны рассказать другим о своём многоэтажном лесном доме и объяснить, почему они решили поселить тех или иных обитателей леса на разные этажи дома.

Это задание дети могут выполнять группами.

После того как дети выполнят это задание, задайте им вопросы:

Что вы предпримите, если на первом этаже вашего дома случится пожар?

Если зальёт верхний этаж дома?

Если сломается одна из стен дома?

Если дома будет очень холодно?

Если в доме не будет воды?

Если жители разных этажей дома перессорятся между собой?

Если в дом зайдут нежданные гости?

Попросите детей написать план спасения жителей лесного дома в той или иной ситуации.

игра «Как мы спасаем лес»

Попросите детей представить себя лесниками. Затем предложите им ситуацию: в лесу начался пожар. Дети должны написать план спасения леса от пожара. Это задание дети могут выполнять группами. Побеждает тот, чей план лучше.

Ситуации могут быть самыми разными: птицы стали гибнуть в лесу; в лесу раздались выстрелы и т. д.

На уроках я также использую интерактивные дидактические игры – тренажеры по русскому языку , математике. Дети с удовольствием играют и учатся, отрабатывают знания таблицы умножения, орфограммы по русскому языку(см. приложение)

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Дидактические игры в школе [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Дидактические игры крайне важны на каждом этапе школьного обучения. Игровые методики в школе отличаются подходом и ориентацией на определенный возраст учащихся.

Понятие дидактической игры

Современная педагогика немыслима без дидактики. Дидактические игры являют собой один из важнейших элементов образовательного процесса. Они позволяют превращать уроки и занятия из рутины в интересные мероприятия, посредством которых значительно улучшается процесс восприятия учебного материала.

В современной науке существует несколько трактовок такого понятия, как дидактическая игра. Приведем самое актуальное и распространенное.

Дидактические игры – это обучающие игры, которые способствуют лучшему усвоению содержания учебного материала и развитию общеучебных умений и навыков. Иначе говоря, – это специально создаваемые или приспособляемые для целей обучения игры .

Дидактические игры обладают рядом характерных признаков, к числу которых можно смело отнести следующее:

  1. преднамеренность,
  2. планируемость,
  3. наличие учебной цели,
  4. наличие предполагаемого результата, который может быть обособленным.

В процессе дидактической игры педагогически значимый результат может быть непосредственно связан с созданием материальных продуктов учебно-игровой деятельности. В рамках проведения дидактической игры ее цели достигаются посредством решения игровых задач.

Виды дидактических игр

В современной педагогике имеет место несколько подходов к классификации дидактических игр. На рисунке 1. представлена одна из распространенных классификаций. Каждый вид дидактической игры , представленной на рисунке обладает рядом характерных особенностей.

Рисунок 1. Классификация дидактических игр №1

Игры-путешествия подобно сказкам насыщены чудесами и фантастическими событиями. Игра-путешествие отражает реальные факты или события следующим образом: обычное раскрывается через необычное, простое – через загадочное, трудное – через преодолимое и т.д.

Игры-путешествия зачастую ошибочно отождествляются с экскурсиями. Существенное различие их заключается в том, что экскурсия – форма прямого обучения и разновидность занятий.

Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры-предположения "Что было бы..?" или "Что бы я сделал...", "Кем бы хотел быть и почему?", "Кого бы выбрал в друзья?" и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка.

Игры-загадки направлены на развитие мышления у детей. Кроме того, игры-загадки объединяют детей, и тренирую командные виды взаимодействия в рамках учебного процесса.

Игры-беседы основаны на взаимодействии взрослого с ребенком, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей.

Другой подход базируется на том, что в педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида. Они изброжены на рисунке 2.

Рисунок 2. Классификация дидактических игр №2

Теперь обратимся к описанию каждого из видов дидактических игр согласно классификации №2. Так, в играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься интеллектуальным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности интеллектуальной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Дидактические игры в младшей школе

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.

Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися.

Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив. Игры необходимы для развития младшего школьника.

Рисунок 3. Игровая деятельность в младшей школе

Использование дидактических игр как средство обучения младших школьников определяется рядом причин:

  1. игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения в младшем школьном возрасте, поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;
  2. освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно;
  3. имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно произвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления.

Литература

  1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. – М.: Педагог. 2011
  2. Горкин А.Г. Большая педагогическая энциклопедия Том II. – М.: Педагог 2000
  3. Дроздовский В.П., В.И.Спадарщ., Н.И.Данильченко Преодолеть пропасть – М.: Просвещение, 1999
  4. Терский В.Н., Кель О.С. Игра. Творчество. Жизнь. – М.: Просвещение, 2006.
  5. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн.: Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – М.: Владос, 1999.
  6. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении – М.: Просвещение, 2002
  7. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М.: Просвящение, 2003.
  8. Немов Р. С. Психология. Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение, 2009

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Использование дидактических игр как средство обучения младших школьников определяется рядом причин:

  1. игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения в младшем школьном возрасте (Л.С. Выготский), поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;
  2. освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно;
  3. имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно произвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов;
  4. недостаточно сформирована познавательная мотивация. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Существуют значительные трудности адаптации при поступлении в школу. Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

П.С. Жедек.

«На стадионе»

Знаете ли вы, - говорит учитель первоклассникам, что на футбольных и хоккейных матчах все время изучают русский язык? Не верите? Какое слово они кричат, когда хотят, чтобы команда забила гол? (Шайбу). Правильно. Давайте и мы крикнем так, как кричат болельщики на стадионе. (Ученики скандируют шай-бу! Шай-бу) Болельщики кричат слово по слогам.

Здесь вводится термин, который детям надо запомнить и потом не спутать с уже известным и очень похожим – термином «слово».

Слоги, - продолжает учитель, - это те кусочки, на которое делится слово. А что кричат болельщики, когда команда забила гол? (Молодцы!) Правильно, они кричат: ма-ла-цы! Ма-ла-цы! Учитель дает образец произношения.

Необходимо обратить внимание на то, что при произнесении слова по слогам должно сохраняться орфоэпическое произношение. Это требование часто нарушается сначала учителями, а вслед за ними и учениками.

Для знакомства со вторым признаком слога может быть полезна такая обучающая игра или ее интерпретация – на усмотрение учителя.

Учитель произносит: [ка] – Понятно, что я хотела сказать? (Нет.) Дальше учитель произносит: [ро]. – А теперь, понятно? (Опять нет.) Аналогично: [ва]. (Непонятно.) – Что я произнесла: слово или отдельные слоги? (Слоги.) А теперь я соединю их вместе и произнесу: «корова». Теперь, понятно? (Да.) Вывод, который дети делают вместе с учительницей: когда произносились отдельные слоги, было непонятно. Как только слоги соединились, получилось слово.

На этом же этапе работы целесообразно поменяться ролями учителю с несколькими учениками или с приемом «доскажи словечко» прочитать стихотворение Э.Успенского, а затем продолжить такую же игру.

Что за ли? Что за мон?

Никакого смысла.

А как скажут лимон –

Сразу станет кисло!

Что за ки? Что за но?-

Людям не известно.

А как скажут кино –

Сразу интересно.

Что за хал? Что за ва?

Вот еще одна загадка.

А как скажут халва –

Сразу станет сладко.

Во время игры учитель может использовать «ловушку» и досказать такой слог, при котором слова не образуются. Следует обратить внимание детей на то, что не любые слоги могут соединиться и образовать слово.

Можно чередовать индивидуальную работу и групповую, использовать, например, работу в парах или по рядам при выполнении такого упражнения - игры.

Учитель произносит слово, а ученики – другое, поменяв слово местами. Здесь также уместно использование слов – «ловушек», при перестановке слогов, в которых нового слова не образуется. Например, рады - …, шина -…, нора -…, пора -… .

Одновременно с введением понятия «слог» первоклассникам сообщается и его условный рисунок (знак), которым они будут пользоваться. Усвоение понятия «слог» невозможно без одновременной отработки способа действия при делении слов на слоги. Традиционными способами выделения слогов и определении их количества считаются произнесение слова с хлопками и прием упора тыльной стороны ладони в подбородок. Первый способ требует ответа до решения задачи: хлопнуть столько раз, сколько в слове слогов, – поэтому он может быть использован позднее как дополнительный.

Второй прием тоже не может считаться универсальным, так как не все слова, например, синий или птицы – могут быть правильно разделены на слоги с его помощью. И здесь опять незаменимым окажется прием скандирования, а игра «На стадионе» поможет освоить слог как произносительную единицу и одновременно отработать способ слогоотделения.

Важность понятия «слог» состоит еще в том, что он является основной единицей чтения, поэтому одна из задач обучения грамоте – формирование у детей правильного способа чтения – плавного по слогового. Чтобы прочитать слово, ребенку необходимо:

  • опознать буквы каждого слова;
  • определить, как они читаются в каждой позиции;
  • осуществить плавное слоговое чтение;
  • осознать прочитанное.

Первоклассники должны осознанно пользоваться особенностями слогового (позиционного) принципа русской графики. Вариант прочтения буквы зависит от ее окружения, то есть от позиции в слове. Поэтому и рассуждение ребенка при чтении открытого слога должно быть таким: «Чтобы прочитать слог, смотрю на вторую букву. Если эта буква а (о, у, ы), то она командует, что первую букву надо читать твердо».

Для того чтобы такие рассуждения ребенок проводил осознанно, чтобы они в конечном итоге способствовали формированию прочного навыка чтения, рекомендуется игра "Буква в окошке", использованием пособия "абак", где первой должна появиться буква гласного в правом окошке. Именно она и определит вариант прочтения буквы слева. Организовать такую игру учитель может со всем классом, по рядам парами и т. д.

Для тренировки первоклассников в чтении прямых слогов, кроме такой подвижной таблицы, учителя используют карточки отдельных букв и слогов, а также стационарные слоговые таблицы, такие как, например слоговые таблицы из «Читалочки» Л.Ф.Климановой, которые одновременно могут быть и игровым полем.

Ва

Па

Та

Ми

Са

Ма

Ле

Ня

Ли

ша

Подобные слоговые таблицы позволяют не только потренировать детей в чтении, но и воспитать внимание к слову, его лексическому значению и звукобуквенной форме.

Особый вариант слоговых таблиц представляют собой карточки, выполненные в виде домино. Играть можно всем классом, парами, группами из трех-пяти человек. С такими же карточками можно предложить и другие игры:

  1. Незнайка нес слово, но по дороге растерял слоги. В руках у него остался только первый слог «на» и последний «ка» (выставляются на наборное полотно). Помогите Незнайке.

Дети вставляют карточку или карточки и читают получившиеся слова. Здесь учителю необходимо правильно отреагировать на ошибку ученика. Недостаточно сказать: «Неправильно, подумай!» - и убрать карточку. Слог надо оставить и прочитать получившееся, обращая внимание детей на то, что слово не составилось;

  1. учитель показывает карточку со слогом, дети его читают про себя, а в слух произносят слог, который получился в результате того, что они поменяли буквы местами.

Игра способствует усвоению звуковой и буквенной форме слога. Одновременно с умением читать у детей формируется и умение писать. Поскольку письмо, как и чтение слоговое, то естественно, основной единицей письма должен стать слог. По этому после формирования у первоклассников умения писать отдельные буквы и их соединения переходят к обучению письму, слогов и слов. При этом основным методическим приемом будет послоговая диктовка (слог записывается одновременно с его проговариванием). Такая диктовка является своеобразным алгоритмом, и тренировать детей в выполнении последовательности определенных действий, целесообразно в коллективной игре.

Во время общей работы, один ученик (или учитель) может начать комментарий, а остальные – продолжить. На более позднем этапе обучения правила игры учитель может изменить и предложить детям найти ошибку в комментарии, обнаружить и восстановить пропущенное действие. Только тогда, когда учитель убедится в том, что все дети овладели алгоритмом записи слога, он может допустить переход на шепотное комментирование.

«Родственные слова»

Цель: закрепить знания о родственных словах.

Если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы приседаете. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов будет названо.

Лес – лесник, река – ручей, стена – потолок, кот – котик, сад – садовый, дом – домашний, дом – дым, поле – полюшко, гриб – грибной, обед – стол.

«Приставка»

Цель: закрепить полученные знания о приставках.

На доске записаны слова:

Делать, сделать, написать, писать, подписать, вез, отвез. Вывез, привез, занес, нес, перенес, вынес.

При указании на слова, в которых есть приставка, ученики поворачиваются друг к другу лицом и обмениваются хлопками, если в словах приставки нет, ученики приседают.

«Суффикс»

Цель: закрепить полученные знания о суффиксах.

На доске написаны слова:

Гора – горка, лес – лесок, поле – полюшко, сом – сомище, внук – внучек, город – городок, мяч – мячик, слово – словечко.

При указании на слово, в котором нет суффикса, дети приседают. Если в слове есть суффикс – поднимают руки вверх.

Назовите суффиксы из данных слов, которые вы запомнили.

«Однокоренные слова»

Цель: активизировать у учащихся знания об однокоренных словах.

Если произносятся однокоренные слова, дети поворачиваются друг к другу лицом и хлопают в ладоши, если форма одного и того же слова - приседают.

Маленький – маленькая; маленький – малыш; маленький – мальчик; мальчик – мальчику; варенье – вареньем; варенье – сварил; поварил – варит; повар – повара.

«Эхо»

Цель игры: усвоение классификации согласных.

Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Один ученик громко произносит звонкий соглас ный. Другой, как эхо, вторит ему потише, назы вая парный глухой. Если назван звонкий непар ный согласный, ведущий указывает на это - ученик выбывает из игры. Побеждают те ученики, которые в паре правильно назвали согласные.

Если было задано на дом, познакомиться с по нятием тембра голоса, то уместно будет прове рить задание, поиграв в конкурс пародистов.

«Знают все свои места!»

Цель: закрепить знания ряда чисел от1 до 10.

Учащиеся строятся на площадке в шеренгу. Каждый получает карточку с примером типа: 5 – 2; 8 + 2; 3 + 4… С результатом от 0 до 10. по сигналу или по команде учителя «Разойдись!» дети расходятся по площадке и дружно говорят:

У ребят порядок строгий,

Знают все свои места.

Ну, трубите веселее:

Тра-та-та, тра-та-та.

За это время учитель на площадке в разных местах крепит карточки с цифрами от 0 до 10.

После сигнала учителя дети быстро занимают свои места, согласно решенному примеру.

«Передай кубик»

Цель: закрепить знание ряда чисел.

На первую парту каждого ряда ставится пластмассовый цветной кубик.

По сигналу учителя кубик передается каждому ученику по очереди, с названием чисел по порядку, пока не возвратится обратно на первую парту. Затем точно так же передают кубик с названием чисел по убыванию, называя каждое предыдущее число.

Ряд, закончивший передачу кубика первым, побеждает.

Игра повторяется 2-3 раза.

«С листками календаря»

Цель:

Всем играющим прикалывают на грудь по листку из отрывного календаря. Листки надо подбирать так, чтобы играющие могли выполнить следующие задания:

  1. Собрать команду, состоящую из пяти одинаковых дней недели (вторников, четвергов или пятниц и т.п. – записать пример на сложение, используя цифры на листках и решить его, после чего громко назвать получившееся число.
  2. Собрать команду, состоящую из всех семи дней недели (числа должны идти по порядку). Побеждает команда, вставшая в шеренгу первой.
  3. Найти вчерашний день (например, «пятое сентября» ищет «четвертое сентября» и т.п.). Побеждает команда, которая нашлась первая.
  4. Собраться так, чтобы образовался год 2000 (1998, 2005 и т.д.).
  5. Собраться так, чтобы сумма чисел на листках равнялась круглым числам (10, 20, 30, 40 и т. д.).

«Микрокалькулятор»

Цель: закрепление знания состава числа первого десятка.

Мы устали от сложения

И тетрадки спрятали,

Дайте нам для ускорения

Микрокалькуляторы.

Дети делятся на две команды. Игроки решить пример на карточке, пробежать эстафету и взять в конце пути в корзине столько предметов, какой ответ получился при решении примера на карточке. Например, 3 – 2 = 1, значит, игрок берет 1 предмет.

Примеры на карточках:

Команда 1 Команда 2

5 – 3 8 + 2

6 – 4 10 – 3

8 – 1 7 + 2

3 + 4 8 – 6

7 + 3 9 – 7

У каждой команды должно получиться в конце эстафеты по 30 предметов.

«Парная игра»

Цель: развивать умение соотносить плоскостные геометрические фигуры и их контуры.

Ученикам раздают плоскостные геометрические фигуры и контуры этих фигур. Дети, держа в руках фигуры, выстраиваются в шеренгу. По команде учителя они ищут себе пару согласно своей фигуре (плоскостная должна соединиться с контурной).

«Придумай предложение»

Педагог произносит какую-либо фразу, а ребенок повторяет ее и продолжает. Хорошо, если в игре принимает участие несколько учеников. Тематика может быть самой разнообразной. Например: 2 класс тема «Путешествие по России». Педагог может предложить детям собрать чемоданы в дорогу:

Педагог: «Я собираюсь в дорогу, беру чемодан…»

1 ученик: «Я собираюсь в дорогу, беру чемодан, кладу в него рубашку…»

2 ученик: «Я собираюсь в дорогу, беру чемодан, кладу в него рубашку, брюки…»

3 ученик: «Я собираюсь в дорогу, беру чемодан, кладу в него рубашку, брюки, свитер…»

4 ученик: «Я собираюсь в дорогу, беру чемодан, кладу в него рубашку, брюки, свитер, расческу…»

«Сочини рассказ»

Ученикам предлагается придумать рассказ. Один из участников игры должен произнести первую фразу, другой – повторить её и добавить следующую, и т.д

Например:

1 ученик: «Жил-был в Антарктиде пингвин.»

2 ученик: «Жил был в Антарктиде пингвин. Однажды он пошел на прогулку» и т.д

«Подбери синоним»

Сначала педагог объясняет ученикам, что одно и тоже явление или предмет можно назвать разными словами. Такие слова, сходные по значению, и есть синонимы.

Педагог: «Заяц трусливый. А как еще можно его назвать?»

Ученик: « Пугливый, боязливый, робкий, несмелый»

Педагог: « Волк злой. А как еще его можно назвать?»

Ученик: «Сердитый, свирепый, жестокий»

Педагог: «Винни Пух смешной. А какими еще словами его можно назвать?»

Ученик: «Веселый, забавный, потешный»

«Подбери омоним»

Сначала педагог объясняет ученикам, что одно и тоже слово обозначает разные понятия. Например коса – это и сплетенные пряди волос, и сельскохозяйственное орудие, и узкая полоска земли, отходящая от берега. После этого можно предложить ученику самостоятельно подобрать омонимы к различным словам. Например:

Педагог: «Какие значения есть у слова «лук»?»

Ученик: «Съедобное растение, оружие для метания стрел»

Педагог: «Что означает слово «ключ»?»

Ученик: «инструмент для открывания замка, родник, музыкальный знак»

Можно обсудить с детьми значения таких слов как игла, ручка, нога, нос, язык и т.д.

«Подбери антоним»

Сначала нужно рассказать ребенку о том, что ко многим словам можно подобрать противоположные по смыслу, то есть антонимы.

Затем следует ввести в игру сказочного персонажа, например колобка, который очень любит искать антонимы. Дети передают колобка друг другу заканчивая при этом начатую фразу, например:

Ночью темно, а днем…

Компот жидкий, а кисель…

Мороженое холодное, а чай…

Слон большой, а муравей…

Башня высокая, а избушка…

Камень твердый, а глина…

Шоколад сладкий, а перец…

Сказки бывают смешные и …

«Потерянные слова»

Педагог читает ученикам стихотворение, но при этом намеренно не договаривает последнее слово в строчке, таким образом, предлагает им самостоятельно подобрать рифму. Возможно с первого раза кому-то не удастся правильно подобрать слово. В этом случае этим детям требуется помочь. Для этой игры прекрасно подходит стихотворение Даниила Хармса «Очень страшная история»:

Доедая с маслом булку,

Братья шли по переулку.

Вдруг на них из закоулка

Пес большой залаял гулко.

Сказал младший: «Вот напасть,

Хочет он на нас напасть.

Чтоб в беду нам не попасть,

Псу мы бросим булку в пасть».

Все закончилось прекрасно.

Братьям сразу стало ясно,

Что на каждую прогулку

Надо брать с собою булку.

«Сочини стихотворение»

Дети младшего школьного возраста вполне способны сочинять простые стихи. Подобные упражнения прекрасно помогают развивать речь и образное мышление. Педагог должен придумать две первые строчки стихотворения, а ученик – продолжение.

Игра "Попугайчики" развивает слуховую память, способствует правильному произношению звуков, правильному дыханию, артикуляции. Учитель начинает игру словами:

Мы – не девочки, не мальчики,
Все сейчас мы – попугайчики.
Попугай, не зевай,
Вместе с нами повторяй.

Учащиеся повторяют за учителем стихи и скороговорки.

Хорошая игра для развития речи и памяти "Добавь следующее". Ученик называет предмет и предает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет свое и т. д., например:

  1. Слон.
  2. Слон, тигр.
  3. Слон, тигр, лев и т. д.

Первое время детям под силу назвать по порядку только 2–4 слова, в конце года – уже 8–10 слов.

Игра "Кто у нас самый зоркий?" нацеливает на тренировку внимания и памяти, а игровые ситуации вовлекают в работу всех учащихся. Игра начинается со слов:

Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать.
В игре проверить можешь сам
Свое внимание к словам!

Задача детей: тщательно проверить написанное (предлагаются различные задания) и подчеркнуть все гласные (или мягкие, твердые, звонкие, глухие согласные), найти слово, в котором звуков больше, чем букв, или наоборот. Это обычные задания по тексту, но с игровым, несомненно, стимулирующим оттенком (кто же окажется зорким и увидит больше орфограмм?).

Внимание, наблюдательность и речь детей развивает игра "Художник". Ребенок, взявший на себя роль художника, говорит следующие слова:

Нарисую я портрет,
Только чей – пока секрет.
Отгадайте, вас прошу я,
Чей портрет рисую?

Художник дает устный портрет кого-нибудь из детей: "У него светлые волосы, голубые глаза, веселая улыбка. На нем коричневая рубашка, синие брюки" и т. п., а учащиеся должны догадаться, о ком идет речь.

Игра "Составь меню для Робина-Бобина-Барабека" ценна тем, что она связана с процессом познания, догадкой, поиском, игрой ума. Дети отлично знают персонаж произведения С. Маршака Робина-Бобина, который "скушал 40 человек и корову, и быка, и кривого мясника".

Начинается игра со слов:
Изменился человек, Робин-Бобин-Барабек.

Ведь представьте-ка вы сами:
Ест он фрукты с овощами.
10 килограммов он
Вносит за день в рацион.
Что ж при этом он съедает?
Кто ж из вас скорей узнает?

На плакате изображены фрукты и овощи. Под каждым рисунком пример на табличное сложение или вычитание в пределах 10. Задача детей: решить примеры и подобрать их пары так, чтобы сумма ответов составила 10 (потому что в условии игры сказано, что Робин-Бобин может съесть за день 10 кг фруктов и овощей). Например, под рисунком капусты написан пример "8 - 3", под рисунком моркови "7 + 1", под рисунком яблока "3 + 2" и т. д. Значит один из вариантов ответа: Робину-Бобину можно съесть капусту (в ответе 5) и яблоки (в ответе тоже 5), тогда в сумме получится 10.
Можно предложить детям не записывать выражения, а нарисовать схематично фрукт или овощ и в центре написать ответ.

Игру "Откроем замочек ключиком" я использую с целью знакомства с геометрическими фигурами и для развития внимания. У каждого учащегося ключик, на котором изображены геометрические фигуры (различные по цвету и по расположению). У меня несколько замочков с геометрическими фигурами. Дети подбирают к этим замочкам определенный ключик, который должен подойти правильным расположением геометрических фигур. В дальнейшем я модернизировала эту игру: вместо геометрических фигур на замочке расположила примеры, а на ключиках – ответы к этим примерам. Эта игра помогает в отработке вычислительных навыков.

С интересом принимается игра "Чудесный мешочек". Обычно мешочек приносит кто-либо из сказочных героев. В этот мешочек я помещаю буквы с магнитами. Дети на ощупь отгадывают и называют букву. Поместив буквы на магнитную доску, составляют из них слова. Иногда даю дополнительное задание: произвести слого-буквенный анализ или придумать предложение с этим словом.

В игре "Разрезанные буквы" перед учащимися ставится задача не только составить слова, но и буквы из их частей. Слова я разделила на три степени сложности: из одного, из двух открытых слогов и из двух закрытых слогов. Для составления слов и слогов использую такую игру, как "Вращающиеся диски". 3адача учащихся – вращая диски, подобрать к каждому слогу на левом диске слог с правого диска, чтобы получилось слово. Все полученные слова ребята записывают в тетрадь для печатания, используя при этом цветные авторучки.

Начиная игру "Определи курс движения самолета", учитель обращается к детям: летчик-командир придумал для вас задание. Он наметил курс движения самолета из одного города в другие. Самолет должен лететь над городами в указанном порядке от меньшего номера города к большему. Номер каждого города зашифрован (записан) примером. Надо расшифровать номера городов и показать линиями, как двигался самолет. Я буду выполнять роль летчика-командира, а вы – роль летчиков-курсантов.

Игровое действие выполняется поэтапно в соответствии с заданием:

  1. Расшифровать номера городов (решить примеры).
  2. Назвать номера городов по порядку от меньшего к большему.
  3. Показать линиями путь движения самолета.
  4. Назвать по порядку города, над которыми летел самолет.

Аналогично дети могут определять маршрут движения пароходов, машин и пр.

Для игры "Контролеры" учитель распределяет детей на две команды. От каждой команды по очереди вызывает к доске по одному контролеру. Они следят за правильностью ответов: один – за первой командой, другой – за второй.

По сигналу классного руководителя ученики первой команды начинают делать ритмичные наклоны влево и вправо и считают про себя до тех пор, пока учитель не остановит их, например хлопком. После этого они должны хором назвать, сколько наклонов было выполнено. Ученики второй команды по сигналу учителя также начинают делать наклоны, но продолжают счет, начатый первой командой. Например, если первая команда сделала 5 наклонов, то вторая начинает выполнять упражнения и считает: 6, 7, 8 и т. д. Затем по сигналу заканчивает упражнения и называет общее количество наклонов, выполненных двумя командами, например 8. В конце учащиеся должны назвать, сколько же наклонов выполнила вторая команда (ответ – 3).

Для игры "Числа-перебежчики" учитель делит класс на три команды (по рядам). По пять учеников от каждой команды получают карточки с цифрами и знаками действий. Дети по заданию учителя составляют пример на сложение, например 2 + 8 = 10. Учитель предлагает "числам" (ученикам) перебежать так, чтобы получился другой пример на сложение с этими же числами. Дети составляют другой "живой" пример на сложение, например 8 + 2 = 10. Все примеры, составленные детьми, учитель записывает на доске. На основе сравнения первой пары примеров дети делают вывод о переместительном свойстве сложения. Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее составит цепочку взаимосвязанных примеров и сделает вывод о переместительном свойстве сложения.


Статьи по теме: