Интересные факты о шахматах. Всё самое интересное в одном журнале. Игры со временем

Космос пахнет жареным бифштексом и сваркой. А Луна - пороховой гарью. Таким почуяли космос астронавты NASA. Российские космонавты с зарубежными коллегами солидарны. У космоса есть запах! В отличие от астронавтов, российские космонавты отмечают, что космический запах на земной не похож. Да и сравнивать его сложно. Другое дело - станция. Здесь как в жилом доме. Запахи самые разнообразные. От технических - аппаратуры, обшивки, до привычно земных - борща и мяса.

Космос пахнет жареным бифштексом и сваркой. А Луна пороховой гарью. Таким почуяли космос астронавты NASA. Российские космонавты с зарубежными коллегами солидарны. У космоса есть запах!

Хотя и говорят, что в космосе запахов быть не может, но космонавты утверждают обратное. в открытом космосе, в первые секунды, если понюхать свое обмундирование, запах космоса всё-таки можно уловить. Эта перчатка хотя в космосе и бывала, но вот космический запах, кажется, выветрился, остался лишь земной. Резиной пахнет.

"Между этими двумя люками пахнет невесомостью, пахнет космосом", - восклицает космонавт Максим Сураев, открывая люк нового модуля, который совсем недавно пристыковали к .

В отличие от астронавтов, российские космонавты отмечают, что . Да и сравнивать его сложно.

"Год после полета, а я так и не нашел запах, который хоть как-то походил именно на тот, который вдыхаешь сразу, как только выходишь в космос. Все космонавты говорят: это необычный запах. Это так и называется - запах космоса", - поясняет Герой России, .

"Это больше похоже на озоновый запах. Чистый, как будто гроза прошла", - находит своё сравнение ещё один Герой России, .

Другое дело - станция. Здесь как в жилом доме. Запахи самые разнообразные. От технических - аппаратуры, обшивки, до привычно земных - борща и мяса.

"Некоторые виды пищи откроешь и их "слышно" в другом конце станции. Чувствуется запах еды. Например, солянки", - отмечает .

Правила гигиены на станции особые. Как показала практика, в космосе человек потеет гораздо больше, чем на Земле. За шесть часов работы в безвоздушном пространстве космонавты теряют до двух килограммов веса. Когда-то на станции "Мир" можно было принять душ и даже попариться. Но космонавты отказались от этих привилегий. Хлопотно, мешает невесомость. Так что сейчас в банный день космонавты обтираются влажными полотенцами.

Средства космической гигиены - шампунь, зубная паста - специальные, и имеют слабые запахи. А вот парфюм на орбите строго запрещён.

"Бывали случаи, находили одеколоны, но это сильно раздражает…" - признаётся Александр Калери.

Вот такие вентиляторы по всей станции: система воздухоотвода обеспечивает перемешивание воздуха на станции.

Дмитрий Кузьмич не знает чем пахнет космос, но про атмосферу на станции сам рассказывает космонавтам. Он - инструктор по системам жизнеобеспечения. От резких запахов на МКС есть специальная система очистки воздуха. Станция буквально напичкана различными мини-вентиляторами, чтобы не было "застоя" воздуха. А это пострашнее резкого парфюма соседа.

"Если не будет на станции вентиляции, не будет перемешивания воздуха, тогда человек в невесомости будет находиться в облаке углекислого газа. Его уровень будет повышаться, а человек будет чувствовать себя все хуже и хуже", - рассказывает научный сотрудник отдела систем жизнеобеспечения ЦПК им. Ю.А. Гагарина Дмитрий Дедков.

На станции - запахи Земли в дефиците. Всё искусственное. Поэтому космонавтам приготовили сюрприз: в положили мандарины и веточку ели. Так что запах Нового года экипаж 23-й экспедиции точно почувствует.

#факт Автоматические станции, побывавшие на Марсе, хорошо изучили состав почвы красной планеты. Она состоит преимущественно из смеси серы, магния, железа и различных соединений хлора. Вся эта субстанция в виде мельчайших частичек пыли многочисленными пылевыми бурями перемещается по поверхности и поднимается в атмосферу планеты. Вряд ли кто-либо на Земле представляет, как пахнет эта смесь. Но, вполне возможно, уже в ближайшем будущем аромат Марса сможет ощутить любой желающий. А всё благодаря специальной технологии под названием «Headspace», которая активно внедряется в парфюмерный бизнес. Данная технология при помощи спектрального анализа собирает информацию о содержащихся в объекте изучения химических соединениях и пытается воссоздать идентичный запах, над которым затем работают профессиональные парфюмеры, улучшая его. Но в случае с марсианской атмосферой улучшения вряд ли понадобятся – ведь задача заключается в том, чтобы воссоздать истинный аромат Марса, каким бы неприятным для человеческого носа он ни был. Чтобы получить запах, наиболее похожий на марсианский, необходимо в одной из следующих миссий к красной планете отправить на борту автоматической станции чувствительный спектрометр, который передал бы максимально детализированную информацию о составе атмосферы на Землю. По словам специалистов, они с нетерпением ждут реализации данной задумки, а пока пытаются представить, каким же будет тот самый марсианский запах. Большинство из них сходится во мнении, что Марс будет обладать слегка едким запахом серных соединений, через который иногда будет проступать небольшой сладковатый оттенок. В настоящий момент Марс привлекает к себе все больше внимания со стороны космических держав. В борьбу за его покорения включаются новые государства, и количество запускаемых к Марсу летательных аппаратов возрастает. Возможно, с помощью одного из них и удастся реализовать идею с повторением марсианского аромата. Конечно, запах четвертой от солнца планеты пытаются воспроизвести не ради забавы, а для вполне конкретных целей. Если оптимистичные прогнозы ученых сбудутся, и человечество все-таки сможет основать колонию на Марсе, то специфичный запах марсианской почвы будет постоянно преследовать космонавтов во время их проживания. Поэтому лучше изучить его влияния на здоровье человека и его нервную систему заранее. Это интересно: сейчас на орбите вокруг Марса летает пять искусственных спутников, а два марсохода работают непосредственно на поверхности красной планеты. Пожалуй, самым известным из них является «Curiosity», который постоянно радует землян новыми снимками с далекой планеты.

1. Происхождение названия

Шахматы произошли от древнеиндийской игры 6-го века "чатуранга", чье название переводится с санскрита как «четыре подразделения войска», что включает в себя пехоту, конницу, слонов и колесницы, которые представлены в шахматах пешкой, конем, слоном и ладьей.
В 7-м веке игра пришла в Персию и была переименована в "шатрандж". Именно от персидского языка произошло название шахматы. Игроки говорили «Шах» (от персидского «король») атакуя короля соперника, и «Шах мат» (с персидского - «король умер»).

2. Шахматный автомат, который всех надул

В 1770 году, венгерский изобретатель Вольфган фон Кемпелен создал шахматный автомат. Машина представляла собой фигуру «турка» в человеческий рост, который сидел за огромным деревянным шкафчиком, чьи двери открывались, демонстрируя публике сложные механизмы.
Механическая рука двигала фигуры по полю, и обыграла таких знаменитых противников, как Наполеон Бонапарт и Бенджамин Франклин.
Как оказалось много лет спустя, шахматный автомат не был машиной. Внутри автомата находился шахматист, который двигался внутри и скрывался, когда публике показывали сложные механизмы умной «машины».

Самая короткая шахматная партия называется "дурацкий мат", состоящий из двух ходов: 1. f3 e5 и 2. g4 Qh4++. Ничья или проигрыш может также произойти и до того, как игроки начинают делать ходы, как в случае определенного сценария в турнирной таблице, так и в результате того, что игрок не пришел на игру.
Самая продолжительная шахматная партия была сыграна между Иваном Николичем и Гораном Арсовичем в Белграде в 1989 году. Она длилась 20 часов 15 минут, за игру было сделано 269 ходов, и она закончилась вничью. Теоретически партия может длиться еще дольше, но после введения правила 50-ти ходов, это число можно как-то ограничить.

4. Шахбокс

Гарри Каспаров однажды сказал, что «шахматы - это муки разума». Видимо поэтому кто-то решил объединить шахматы с физическими испытаниями, создав шахбокс. Голландский художник Ипе Рубинг стал родоначальником шахбокса, после того как увидел идею сочетать шахматы и бокс в одной книге-комиксе.
В шахбоксе чередуются раунды шахмат и бокса и ее девизом является «Сражения происходят на ринге, а войны ведутся на доске».
Шахбокс приобретает все большую популярность и находится под управлением Всемирной организации шахбокса.

5. Динамический ферзь

Шахматная фигура Ферзь или королева претерпела множество изменений за всю историю шахмат. Начиналось все с того, что она могла ходить только по одной клетке по диагонали, в дальнейшем она передвигалась на два поля, а потом все дальше, как конь.
Теперь же эта фигура может двигаться, как по диагонали, так и по горизонтали, и по вертикали. Сначала она была советником или премьер-министром короля. Но в дальнейшем она стала самой сильной фигурой в шахматах.

6. Шахматы вслепую

Шахматы вслепую - это вариант игры, при которой игрок делает все ходы, не глядя на шахматную доску. Как правило, в игре присутствует посредник, который перемещает фигуры.
Шахматы вслепую являются впечатляющей способностью, которой обладают многие сильнейшие игроки в шахматах. Один из рекордсменов в шахматах вслепую стал венгерский шахматист Янош Флеш, который сыграл с 52 противниками одновременно с завязанными глазами и выиграл 32 игры.

7. Бесконечные возможности

После трех ходов с каждой стороны существует больше девяти миллионов возможных позиций. Американский математик подсчитал минимальное количество неповторяющихся шахматных партий и вывел "число Шеннона".
Согласно этому числу количество возможных уникальных партий превышает число атомов в видимой Вселенной. Число атомов оценивается как 10^79, а число уникальных шахматных партий составляет 10^120.

8. Сила шахматных компьютеров

Шахматные компьютеры сейчас являются важной частью шахмат. Чемпион мира Гарри Каспаров, считающийся сильнейшим игроком в истории шахмат, проиграл компьютеру Deep Blue в 1997 году, и это стало настоящим шоком для всего мира шахмат.
В 2006 году, чемпион мира Владимир Крамник был повергнут компьютером Deep Fritz, что еще раз подчеркнуло мощь шахматных компьютеров. Сегодня шахматные программы часто используются игроками для анализа и улучшения игры, и их часто ставят наравне с гроссмейстерами.

9. Шахматные часы - чтобы не заснуть

Вначале шахматные партии играли без часов. При этом игроки могли играть много часов, а то и суток подряд, доводя друг друга до изнеможения. В 1851 году во время турнира по шахматам, помощник судьи зафиксировал, что «партия не была завершена по причине того, что игроки, в конце концов, уснули».
После этого через год на международном турнире ввели контроль времени в виде песочных часов, а в 1883 году появились первые механические шахматные часы, созданные британцем Томасом Уилсоном.

10. Шахматы и наш мозг

Психологи часто упоминают шахматы, как эффективный способ улучшить свою память. Это также позволяет решать сложные задачи и продумывать идеи.
Неудивительно, что шахматы стали рекомендовать в борьбе с болезнью Альцгеймера.
Многие люди считают, что шахматы - игра для тех, кто от природы обладает высоким интеллектом. Это отчасти так, но вы также можете существенно повысить свой интеллект, играя в шахматы. Более того, исследования показали, что шахматы активизируют оба полушария мозга, улучшают творческие способности, концентрацию, критическое мышление и навыки чтения.

Вам захотелось стать гроссмейстером по шахматам? Честно скажем, для достижения цели вам понадобится знать чуточку больше, чем приведённые ниже факты. Однако шахматы - это одна из самых известных стратегических игр на на нашей планете, их история насчитывает несколько столетий и чрезвычайна интересна сама по себе.

Родиной шахмат считается Индия, эпоха государства Гуптов (около 1400 лет назад). Оттуда игра попала в Эраншахр (территория современных Ирана и Ирака), затем на Ближний Восток, в Европу.

Первый ход пешки на две клетки вместо одной был придуман в Испании в 1280 году.

Китайский император Суй Вэнь-ди однажды казнил двух заморских шахматистов, услышав, как они называли одну из фигур императором. Ярость Суй Вэнь-ди вызвало упоминание высокого титула правителя Поднебесной в простой игре.

Первое упоминание шахмат в Америке относится к 1641 году и связано с городом Эстер Синглтон, где в то время жили голландские поселенцы. А первый шахматный турнир в США состоялся в Нью-Йорке в 1857 году.

Самый долгий по времени ход принадлежит бразильцу Франсиско Троису: на его обдумывание шахматист потратил два часа и двадцать минут.

Первая партия «Космос - Земля» состоялась 9 июня 1970 года. Её сыграли экипаж космического корабля Союз-9 и представители центра подготовки космонавтов на Земле. Игра закончилась вничью.

Первоначально ферзь мог двигаться только на одну клетку по диагонали, затем на две. Так продолжалось до тех пор, пока королева Изабелла Испанская не приказала сделать ферзя (а в Европе его называют королевой) самой сильной фигурой на доске.

Самая старая из записанных шахматных партий относится к 900 году – это была игра между багдадским летописцем и его учеником.

Легендарный учёный Алан Тьюринг написал первую в мире компьютерную программу для игры в шахматы в 1951 году. Так как в то время не было машины, способной обработать эту программу, для тестовой игры Тьюрингу пришлось самому выполнять алгоритмические вычисления, делая в несколько минут один ход.

«Deep Blue» стала первой программой, проигравшей гроссмейстеру в ноябре 1988 года. Однако девять лет спустя она же выиграл две партии в матче с Гарри Каспаровым в 1997 году и стал также первой машиной, теперь уже обыгравшей человека.

Самый старый из сохранившихся наборов шахмат был найден на острове Льюис в Северной Шотландии. Он датируется XII веком нашей эры, и предположительно создан в Исландии или Норвегии. Его оригинальное исполение послужило образцом для волшебных шахматных фигур в фильме «Гарри Поттер и философский камень».

Эммануэль Ласкер оставался чемпионом мира по шахматам дольше всех в истории: 26 лет и 337 дней, с 1894 по 1921 годы.

Второй книгой, напечатанной на английском языке вслед за рассказами о Троянской войне, стал труд о шахматах.

В 1561 году испанский священник Руи Лопес де Сегура написал книгу «Об изобретательности и искусстве игры в шахматы», которая стала первым серьезным изучением этой игры. С именем Руи Лопеса связано создание испанского дебюта, так как наибольшее внимание в своем труде Лопес уделял именно началу игры.

Шахматы часто приводятся врачами в пример эффективного средства улучшения памяти. Также эта игра тренирует ум путём решения сложных логических задач, поэтому она рекомендуется для борьбы с болезнью Альцгеймера.

Название «шахматы» происходит от персидских слов «шах» и «мат», которые часто переводятся как «король умер», хотя более точным эквивалентом было бы выражение «король в ловушке» или «королю не убежать».

В 1972 году во время матча Фишер-Спасский в Рейкъявике советская делегация подозревала претендента Фишера в использовании различных электронных и химических устройств для того, чтобы вывести чемпиона мира из равновесия. Стул Спасского охранялся круглосуточно, а после игр был отправлен в лабораторию, но ничего необычного в нем найдено не было.

Филлипинский мальчик Алехин Нури стал самым молодым мастером ФИДЕ в мире. Сейчас ему 9 лет.

В английском языке слово rooky, обозначающее выдающего шахматиста, происходит от «rook» - ладья. Как правило, ладьи вступают в игру ближе к эндшпилю и вместе с ферзем являются самыми сильными фигурами.

Складная шахматная доска была изобретена в 1125 году священником-шахматистом. Церковь запрещала священникам играть в шахматы, поэтому изобретательный пастор просто складывал доску пополам, чтобы она казалась похожей на лежащие друг на друге книги.

Шахматные часы были изобретены Томасом Уилсоном в 1883 году, до этого времени использовались песочные часы. Современный вид шахматные часы приобрели к 1900 году, когда был придуман механизм переключения.

В 1985 году Гарри Каспаров стал самым молодым чемпионом мира по шахматам в возрасте 22 лет и 210 дней. До сих пор тринадцатый чемпион мира признаётся многими экспертами величайшим шахматистом в истории.

Самый продолжительный по количеству ходов матч был сыгран между шахматистами Николичем и Арсовичем в Белграде в 1989 году. Партия продолжалась 20 часов 15 минут и завершилась ничьей. За игру было сделано 269 ходов. После этого матча ФИДЕ ввела правило 50 ходов: если за 100 ходов ни одна фигура не была взята, игроки не имеют права более затягивать игру и объявляется ничья.

Однако теоретически в самой длинной шахматной партии может быть 5 949 ходов.

Число возможных уникальных шахматных партий больше числа электронов во всей вселенной. Количество мельчайших частиц материи составляет около 10 в 79 степени, в то время как число неповторяющихся шахматных комбинаций более 10 в 120 степени.

Невероятные факты

1. Откуда произошло название?

Шахматы произошли от древнеиндийской игры 6-го века чатуранга , чье название переводится с санскрита как "четыре подразделения войска", что включает в себя пехоту, конницу, слонов и колесницы, которые представлены в шахматах пешкой, конем, слоном и ладьей.

В 7-м веке игра пришла в Персию и была переименована в шатрандж . Именно от персидского языка произошло название шахматы. Игроки говорили "Шах" (от персидского "король") атакуя короля соперника, и "Шах мат" (с персидского "король умер") .


2. Шахматный автомат, который всех надул

В 1770 году, венгерский изобретатель Вольфган фон Кемпелен создал шахматный автомат. Машина представляла собой фигуру "турка" в человеческий рост, который сидел за огромным деревянным шкафчиком, чьи двери открывались, демонстрируя публике сложные механизмы.

Механическая рука двигала фигуры по полю, и обыграла таких знаменитых противников, как Наполеон Бонапарт и Бенджамин Франклин.

Как оказалось много лет спустя, шахматный автомат не был машиной. Внутри автомата находился шахматист , который двигался внутри и скрывался, когда публике показывали сложные механизмы умной "машины".


3. Самая короткая и самая длинная шахматная игра

Самая короткая шахматная партия называется дурацкий мат , состоящий из двух ходов: 1. f3 e5 и 2. g4 Qh4++. Ничья или проигрыш может также произойти и до того, как игроки начинают делать ходы, как в случае определенного сценария в турнирной таблице, так и в результате того, что игрок не пришел на игру.

Самая продолжительная шахматная партия была сыграна между Иваном Николичем и Гораном Арсовичем в Белграде в 1989 году. Она длилась 20 часов 15 минут, за игру было сделано 269 ходов , и она закончилась вничью. Теоретически партия может длиться еще дольше, но после введения правила 50-ти ходов, это число можно как-то ограничить.


4. Шахбокс

Гарри Каспаров однажды сказал, что "шахматы – это муки разума". Видимо поэтому кто-то решил объединить шахматы с физическими испытаниями, создав шахбокс. Голландский художник Ипе Рубинг стал родоначальником шахбокса, после того как увидел идею сочетать шахматы и бокс в одной книге–комиксе.

В шахбоксе чередуются раунды шахмат и бокса и ее девизом является "Сражения происходят на ринге, а войны ведутся на доске" .

Шахбокс приобретает все большую популярность и находится под управлением Всемирной организации шахбокса.


5. Динамический ферзь

Шахматная фигура Ферзь или королева претерпела множество изменений за всю историю шахмат. Начиналось все с того, что она могла ходить только по одной клетке по диагонали, в дальнейшем она передвигалась на два поля, а потом все дальше, как конь.

Теперь же эта фигура может двигаться, как по диагонали, так и по горизонтали, и по вертикали. Сначала она была советником или премьер-министром короля.

Но в дальнейшем она стала самой сильной фигурой в шахматах .


6. Можно ли играть в шахматы вслепую?

Шахматы вслепую – это вариант игры, при которой игрок делает все ходы, не глядя на шахматную доску . Как правило, в игре присутствует посредник, который перемещает фигуры.

Шахматы вслепую являются впечатляющей способностью, которой обладают многие сильнейшие игроки в шахматах. Один из рекордсменов в шахматах вслепую стал венгерский шахматист Янош Флеш , который сыграл с 52 противниками одновременно с завязанными глазами и выиграл 32 игры.


7. Бесконечные возможности

После трех ходов с каждой стороны существует больше девяти миллионов возможных позиций. Американский математик подсчитал минимальное количество неповторяющихся шахматных партий и вывел число Шеннона.

Согласно этому числу количество возможных уникальных партий превышает число атомов в видимой Вселенной . Число атомов оценивается как 10^79, а число уникальных шахматных партий составляет 10^120.


8. Сила шахматных компьютеров

Шахматные компьютеры сейчас являются важной частью шахмат. Чемпион мира Гарри Каспаров, считающийся сильнейшим игроком в истории шахмат, проиграл компьютеру Deep Blue в 1997 году, и это стало настоящим шоком для всего мира шахмат.

В 2006 году, чемпион мира Владимир Крамник был повергнут компьютером Deep Fritz , что еще раз подчеркнуло мощь шахматных компьютеров. Сегодня шахматные программы часто используются игроками для анализа и улучшения игры, и их часто ставят наравне с гроссмейстерами .


9. Шахматные часы - чтобы не заснуть

Вначале шахматные партии играли без часов. При этом игроки могли играть много часов, а то и суток подряд, доводя друг друга до изнеможения. В 1851 году во время турнира по шахматам, помощник судьи зафиксировал, что "партия не была завершена по причине того, что игроки, в конце концов, уснули ".

После этого через год на международном турнире ввели контроль времени в виде песочных часов, а в 1883 году появились первые механические шахматные часы, созданные британцем Томасом Уилсоном .


10. Шахматы и наш мозг

Психологи часто упоминают шахматы, как эффективный способ улучшить свою память. Это также позволяет решать сложные задачи и продумывать идеи. Неудивительно, что шахматы стали рекомендовать в борьбе с болезнью Альцгеймера.

Многие люди считают, что шахматы - игра для тех, кто от природы обладает высоким интеллектом. Это отчасти так, но вы также можете существенно повысить свой интеллект, играя в шахматы. Более того, исследования показали, что шахматы активизируют оба полушария мозга, улучшают творческие способности, концентрацию, критическое мышление и навыки чтения .

Статьи по теме: