Настольная игра цивилизация. Насколько новое издание отличается от старого? Это игра по мотивам культовой компьютерной игры

«Цивилизация Сида Мейера» - это первая игра, которая бросается в глаза в нашем магазине благодаря своей очень большой коробке. Размеры упаковки вполне соответствуют содержанию: ведь внутри находится игра, описывающая всю историю народов на нашей планете.

«Цивилизация» - знаменитая игра, которая заставляет уже второе поколение учащихся с новым интересом подходить к изучению истории и служит прекрасным развлечением для друзей, желающих отлично провести время.

Это игра по мотивам культовой компьютерной игры?

Да, и именно эту версию создавал тот же человек - Сид Мейер - что и выпустил самую первую «Цивилизацию» в 1993 году.

Как играть в «Цивилизацию Сида Мейера»?

Обычно принято говорить, что игровой процесс напоминает все глобальные стратегии, относящиеся к классу: «развивайся, исследуй, захватывай», но это не совсем верно. Дело в том, что «Цивилизация» была как раз родоначальницей всех подобных игр - и какие-либо сравнения будут просто неуместны.

Игра ведётся на карте мира, где за каждый клочок земли будут вестись яростные войны - как и в известной нам истории. Дипломатия, наука и военное искусство, переплетаясь, рождают шедевр под названием «Цивилизация».

Ход игры примерно следующий: каждый игрок в начале игры получает по две территории, два легионера и два поселенца. Игроки по очереди передвигают свои фишки. Если на одной территории оказались боевые единицы игроков, которые находятся в состоянии войны - с помощью кубиков выясняется, кто победит.

В фазе торговли можно продать и купить все, что угодно, вплоть до города.

Победа достигается за счёт совокупности всех достижений вашей цивилизации - за каждое успешное действие в игре вы получаете очки, которые подсчитываются в самом конце.

Меняется ли игровое поле между играми?

И да, и нет. С одной стороны, карта мира всегда остаётся одной и той же - а с другой, ресурсы в каждой новой игре распределяются по-разному. Зачастую наиболее перспективные регионы из прошлой партии в новой оказываются практически никому не нужными - и наоборот.

Кроме ресурсов на карте также случайно распределяются маркеры событий (помните «избушки» из первой «Цивилизации»?), которые могут дать вам как приятный бонус, так и уничтожить все войска в регионе.

Разные типы местности оказывают существенное влияние на возможности развития поселений - и битва за плодородные участки на первых порах станет одним из приоритетов молодого народа.

Насколько сложно играть в «Цивилизацию»?

У игры есть два варианта правил: простой, подходящий для обучения и игры с неискушенными игроками, и сложный, отличающийся куда большей детализацией и интересностью (но требующий существенного опыта и не прощающий ошибок). Таким образом, вы, фактически, получаете две игры: «лёгкую» для компаний и «хардкорную» для игры с опытными противниками.

Как время влияет на игру?

С течением времени меняется как облик поселений, так и наука и войска. Вам предстоит провести свою империю от античности до нашего века, всячески защищая интересы своего народа.

Что конкретно лежит в этой огромной коробке?

  • Большая карта нашей планеты размером 36 на 46 дюймов (почти по размерам стандартного игрового стола в покер);
  • 784 пластиковые миниатюры (флот, армии четырёх эпох, поселения);
  • 78 карточек дерева наук и Чудес Света;
  • 61 карточка городов;
  • 64 карточки строений (определяющие возможности поселений);
  • Лист с игровыми деньгами;
  • 3 карточки плодородия;
  • Схема дерева наук;
  • Памятка игрока;
  • Два набора по два разноцветных кубика;
  • Набор правил.

Учитывая количество разных мелких предметов, создатели игры предположили, что часть из них может потеряться - и потому в качестве дополнительной защиты положили «прокси» и замены для износившихся или утерянных элементов.

Насколько хороша эта игра?

Это «Цивилизация Сида Мейера» - игра, которая служит примером в данной сфере на протяжении многих лет. Как вы думаете, она может позволить себе быть даже чуть менее, чем идеальной? Что касается официальной стороны - ещё в 2002 году она получила титул «Лучшая историческая игра года».

Настольная игра

Цивилизация Сида Мейера (Sid Meier"s Civilization: The Board Game)

13+Минимальный возраст 2–4Кол-во игроков 180–240 мин.Время игры

Товара нет в наличии.

К сожалению, игра снята с производства. Вместо неё ожидаем появления игры Цивилизация Сида.Мейера. Новый рассвет.

Мировая история за один вечер. Создайте и прославьте свою цивилизацию в веках, выбрав один из путей: добившись военной победы; скопив самый внушительный капитал; достигнув пика культурного развития или превзойдя соперников в научном развитии.

Наличие для доставки:

Описание игры

Видеообзор настольной игры Цивилизация Сида Мейера от Игроведа!

Если вам понравилась игра Цивилизация Сида Мейера, рекомендуем:

Отзывы и комментарии (495 )

    Отзыв | Ольга, Минск | 19.11.2018

    Спасибо бооьшое. В правилах указано, что карточки технологий открываются одновременно. И споры могут быть нешуточные.

    Отзыв | Ольга, Минск | 18.11.2018

    Здравствуйте, возник вопрос, если два игрока одновременно исследуют технологию пятого уровня. кому достается победа? спасибо

    Ответ от магазина Игровед: Ольга, здравствуйте. Победа присуждается игроку в соответствии с очередностью ходов в данном раунде. Т.е. несмотря на то, что фаза исследования происходит одновременно, в данной ситуации выиграет тот, кто ходил раньше.

    Отзыв | Ольга, Минск | 30.10.2018

    Здравствуйте, подскажите, пожалуйста. При покупке чуда маркер должен размещаться на карте таким образом чтобы он заменил все знаки на занятом квадрате либо маркер чуда имеет такую форму для того, чтобы знаками на карте также можно было пользоваться? спасибо!

    Ответ от магазина Игровед: Здравствуйте, Ольга! Маркер Чуда полностью заменяет все знаки на занятом квадрате.

    Отзыв | Сергей, Самара | 02.03.2018

    Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, действует ли бонус в защите (+4) от постройки стен вокруг города, если у атакующего есть технология паровой двигатель (открывает танки), или эта технология влияет только на очередность ходов в битве (в этом случае обороняющийся будет ходить первым)?

    Ответ от магазина Игровед: Здравствуйте, Сергей! Если имеется в виду технология ДВС (двигатель внутреннего сгорания), то бонус от постройки стен не учитывается, так как стены уничтожаются до начала боя (благодаря свойству технологии).

    Отзыв | Юрий, Королев | 02.02.2018

    Что-то ответа от Игроведа давно нет на предыдущие вопросы, попробую помочь: 1. С великого человека, банка или рудника монеты не добываются, а только контролируются, т.е. если банк, великий человек или рудник находится на окраине города, то на диске экономики количество монет увеличивается на единицу. Скаут может контролировать чужой банк, великого человека или рудник, но как только он оттуда уйдет, значение на диске экономики уменьшается. Жетоны (кругляшки) монет не добываются, а используются только в качестве маркеров для технологий «Гончарное дело, Печатный пресс, Свод законов, Демократия», а также для чуда света «Панамский канал». При выполнении условия технологии на карточку технологии кладется жетон монеты и одновременно увеличивается показатель на диске торговли. Это сделано для того, чтобы не нарушать предел в 4 монеты на вышеперечисленных технологиях. Кстати именно эти монеты могут быть использованы в качестве боевых трофеев. 2. Скауты не находящиеся на окраинах ваших городов являются фактически окраиной одного из городов и имеют возможность и собирать торговлю (в фазу торговли) и приносить молоточки, или ресурсы (шелк, благовония, зерно, железо). или культуру (в фазу города). Один скаут может быть прикреплен только к одному городу (что определяется по правилам в фазу старта, но для удобства игры все определяют в фазу города). 3. Ресурсоёмкие технологии можно применять только один раз за ход (ход состоит из пяти фаз), но можно использовать две похожие технологии в один ход. Например «Животноводство», которое за один ресурс «Зерно» дает три дополнительных молоточка и «Строительство», которое за один ресурс «Зерно» дает пять дополнительных молоточков. Применять за ход два раз технологию «Строительство» нельзя.

    Ответ от магазина Игровед: Юрий, благодарим за помощь с ответами! Мы разложили игру, чтобы их найти, и увлеклись:)

    Отзыв | lukminas | 11.01.2018

    Ещё один вапрос тусамую технологию можно использовать один раз толко, но это как, один раз за ход или с другим городом снова можно?

    Ответ от магазина Игровед: Здравствуйте! Ресурсоёмкие технологии можно применять только один раз за ход, но можно использовать две похожие технологии в один ход. Например «Животноводство», которое за один ресурс «Зерно» дает три дополнительных молоточка, и «Строительство», которое за один ресурс «Зерно» дает пять дополнительных молоточков. Применять за ход два раз технологию «Строительство» нельзя.

    Отзыв | lukminas, Kaunas | 10.01.2018

    Здравствуйте, могут ли скауты приносить одноразовыe монеты в казну от собственного или чужого городa пределa с зданием, великиx человек пока они стоят на них? И второй вопрос могут ли скауты давать другие ресурсы в фазе городa, если они в фазе в торговле уже работалы

    Ответ от магазина Игровед: Здравствуйте!
    1. С великого человека, банка или рудника монеты не добываются, а только контролируются, т.е. если банк, великий человек или рудник находятся на окраине города, то на диске экономики количество монет увеличивается на единицу. Скаут может контролировать чужой банк, великого человека или рудник, но как только он оттуда уйдет, значение на диске экономики уменьшается. Жетоны монет не добываются, а используются только в качестве маркеров для технологий Гончарное дело, Печатный пресс, Свод законов, Демократия, а также для чуда света «Панамский канал». При выполнении условия технологии на карточку технологии кладется жетон монеты и одновременно увеличивается показатель на диске торговли. Это сделано для того, чтобы не нарушать предел в 4 монеты на вышеперечисленных технологиях. Кстати, именно эти монеты могут быть использованы в качестве боевых трофеев.
    2. Скауты, не находящиеся на окраинах городов, являются фактически окраиной одного из городов и имеют возможность и собирать торговлю (в фазу торговли) и приносить молоточки, или ресурсы (шелк, благовония, зерно, железо), или культуру (в фазу города). Один скаут может быть прикреплен только к одному городу. Отзыв | Яков, Новосибирск | 12.09.2017

    Уважаемый Игровед, проконсультируйте, пожалуйста:

    1) У русских особое свойство - увеличенный на 1 предел соединения (ПС). Действует ли это особое свойство в течение всей игры или оно "схлопывается" после изобретения соответствующих технологий, увеличивающих ПС? Например, играя за русских, исходно ПС=3, открываем технологию "Каменная кладка" - ПС остается равным 3 или увеличивается до 4 ?

    2) похожий вопрос, но про особенность испанцев - +1 к походной скорости. Играя за испанцев, После открытия "Верховой езды" (или других подобных технологий) она останется равной 3 или будет 4 ?

    3) Увеличивает ли Великий человек Луи Пастер предел соединения до конца игры?
    Т.е. например было ПС=4, взяли Пастера, стало 5, открыли биологию - тогда ПС уже 6 ? (на карточке Биологии написано 5) То есть по русским правилам на воде, которая является одним из пяти типов ландшафта строить можно, а по иностранным нельзя. Где ошибка?

    Ответ от магазина Игровед: Здравствуйте, Юрий. Считаем, что следует руководствоваться оригинальными английскими правилами, на воде Чудо строить нельзя.

Сегодня мы хотим рассмотреть настольный вариант, без преувеличения, бессмертной компьютерной игры - Цивилизации Сида Мейера. Этот шедевр не нуждается в дополнительном представлении, с ним знакомы (и знакомы неплохо) миллионы и миллионы игроков по всему свету. Ну, а тем, кто еще не сподобился, настоятельно рекомендуем! Хотя, конечно, последние версии, приобретя в красочности, несколько утратили в геймплее...ну, да, впрочем, это уже дело вкуса.

Настольный вариант Цивилизация Сида Мейера (сразу уточним, что речь далее преимущественно пойдет о издании 2010 года, издание 2002 года считается значительно менее удачным), подобно ПК версии, может превратить вас в великого вождя и учителя. А может...и в самого великого лузера))).

Для того, что б не стать неудачником, управляйте своей страной и народом умно и рачительно. Развивайтесь, делая масштабные постройки и завоёвывая новые территории. Станьте самой великой Цивилизацией всех времён, создав невиданные технологии и подобно античным культурам, творите уникальные памятники искусства.

Очень много токенов и карточек! А вот с миньками явные проблемы....

Описание и сюжет

В игре время длится иначе. Когда для игроков проходит всего 2-3 часа, их цивилизации успевают прожить несколько столетий. Так вы сможете наблюдать за полноценным развитием своего народа, принимая в этом непосредственное участие.

Оформление очень красочное, что уж там

Настольная игра Цивилизация Сида Мейера использует своеобразную игровую механику, хорошо, впрочем, известную тем, кто играл в компьютерный вариант. Победить в ней вы сможете сразу несколькими путями, и каждый игрок может прославиться по-своему.

Быть может вы соберете самую невероятную армию, подобную той, какой был известен Александр Македонский. Или же совершите технологический прорыв и первым отправите своего человека в космос (технология 5го уровня). Выбирайте, что вам больше всего по душе.

Кто такой Сид Мейер и основные особенности игры

Неповторимой чертой игры можно считать её продуманность. Она не является упрощенной версией развития народа, все шаги придется делать, продумывая их до мельчайших деталей. Недостаточно просто развить хорошую армию, чтобы выиграть. Здесь учитывается и экономика вашего народа, которая влияет на её становление. Как и настоящая жизнь, она многогранна и все критерии влияют на целостное величие нации.

Кто же такой Сид Мейер? Это программист из Канады и дизайнер игр, который принимал непосредственное участие в разработке компьютерного варианта Цивилизация. По праву считается "отцом" данного направления игр.

"Крестный отец" Цивы собственной персоной)

Впрочем, в настольной версии он принимал участие в основном для сохранения "цивилизаторской" атмосферы. Главный разработчик настольного варианта - Гленн Дровер, работавший вместе с Сидом в в компании MicroProse.

В целом, настольный вариант является гибридом 5й и 6й версий компьютерной "Цивы".

Всего в игре Цивилизация Сида Мейера вы увидите шесть великих народов.

Участники могут выбрать:

  • знаменитую своими военными достижениями Россию,
  • резко вырвавшийся вперед в технологическом развитии Китай,
  • известную своей медициной Германию,
  • некогда великий Египет,
  • завоевавший пол мира Рим
  • и проникнутую торгашеским духом Америку.

Каждый из этих народов имеет специфические черты, которые помогут прийти их предводителю к победе. Все из них имеют огромный потенциал, чтобы стать безусловными лидерами в одном или нескольких направлениях. Выбирайте область развития в качестве цели, сопоставляя особые черты своего государства с возможностями продвижения именно в этом направлении.

Игровое поле

Стоит сказать пару слов о издании 2002 года. До выхода версии 2010 г. оно было весьма популярным, поскольку аналогов на рынке на тот момент не было.

Эта игра создана Кевином Уилсоном. Для нее издана целая серия дополнений:

  • Цивилизация от Начала Времен - первая изданная компьютерная игра, так же ставшая настольной. В ней вы можете пройти полный путь развития от первобытных людей, чья торговля выглядела скорее обменом ресурсами со своими соплеменниками, до наших времен, когда технологический прогресс достиг небывалых успехов. Набор совмещает несколько игр: обычное развитие от пещерного народа до современности и эпоху Возрождения. Третий вид игры - объединение этих мини-путей развития. Совмещать два вида развития не рекомендовано новичкам. Разработчики советуют для начала пройти их по отдельности, а потом испытать силы в объединенной версии.
  • С дополнением Цивилизация Удача и Слава для Сида Мейера вы сможете взаимодействовать с известнейшими людьми разных эпох. Здесь вы встретите и гениального ученого Альберта Энштейна, и известного итальянского путешественника Марко Поло, и других исторических личностей. Сможете пройти сражения с великими полководцами Сунь Цзы и Маршалом Жуковым, выстраивая замысловатые военные стратегии. Будьте внимательны, выбирая путь развития, ведь инвестировать можно в любое направление, будь то экономика, боевая техника или культура.
  • В наборе Цивилизация Mare Nostrum игроки будут управлять великими империями. Среди них: финикийское государство Карфаген, прославившийся неповторимой армией Рим, известная своей культурой Греция, сотворившая одно из величайших чудес света Египет и одни из самых значимых городов древней Месопотамии - Вавилон. Возводите строения, развивайте армию и следите за добычей ресурсов, чтобы именно ваш народ пришел к победе.
  • Настольная игра Сквозь века: Новая история цивилизации от Сержа Лаже приведет вас к немыслимому могуществу и богатствам. С набором Through the ages вы сможете ощутить себя настоящим политиком, выстраивая взаимоотношения с другими странами. Каждое действие здесь имеет свои последствия. Стоит оступиться и ваше развитие затянется на столетия. А умелое управление сделает подопечный народ самым знаменитым в истории.

Правила и цель игры

В версии 2010 года одновременно в развитии своих народов может принимать участие четыре человека. Минимальное количество игроков - два. Данная игра относится к разряду средней сложности, поэтому идти к величию в нем могут дети от тринадцати лет.

Один кон такой игры займет до двухсот сорока минут, тогда как ваша цивилизация уже успеет пройти сквозь века, добиваясь славы. Каждая из них хочет стать самой развитой нацией в истории.

В игре вы должны умело управлять ресурсами, как природными, так и человеческими, чтобы стать успешным правителем. Для этого придется приложить изрядно усилий, разведывая новые территории и развивая свои возможности в разных областях.

Каждая карта имеет свою специфику и по особому влияет на сиюминутную ситуацию на карте.

Правила настольной игры Цивилизация Сида Мейера нужно изучить заранее, ведь каждая карта имеет свою специфики и по особому влияет на сиюминутную ситуацию на карте. Здесь вам придется заботиться о населении, строя для них города, открывая учебные заведения и развивая их индивидуальные возможности. В настолке Цивилизация игре, википедия описывает, что игрок будут напрямую взаимодействовать с другими странами, решая какие отношения будут их объединять: дипломатические или напряженные, которые впоследствии столкнут вас в открытом бою.

Изначально ваша цивилизация выглядит очень неприглядно: один небольшой городок, отсутствие какого-либо технологического развития, а населении едва-ли доходит до тысячи человек. Из всего этого вам предстоит развить самую знаменитую империю, которую будут вспоминать во все эпохи. Игрокам придется следить за показателями демографии, ведь нужно минимизировать смертность и поднять рождаемость. Конечно, делать это нужно так, чтобы никто из новорожденных не жил в нищете и имел все инструменты для развития. Ведь главный ваш ресурс - люди.

На своем пути игроки встретят и другие народы. Одни из них будут настроены позитивно и станут вашими верными союзниками или даже примкнут к вам. Другие могут оказаться не столь дружелюбны и вступить с вами в бой, что оказывается особенно болезненным на старте. Каждый раз, когда игрок пополняет таким образом число своих людей, он получает специальную награду.

Самые масштабные события ожидают вас, когда произойдет столкновение двух или более великих империй. Тогда исход сражений будет зависеть только от степени развития вашего населения. Игроки будут дважды думать, прежде чем нападать на страну, чья армия превосходит их по численности и технологиям.

Кадры решают все

Описание хода игры

В этом наборе, в том числе с дополнением Цивилизация Удача и Слава, игроки будут вести свою страну к величию выполняя определенные действия, заданные каждой фазой игры. Каждый ход начинается с первого игрока, который выбирается в процессе подготовки к игре. Вне зависимости от выбора классической версии или Сквозь века настольной игре новой истории Цивилизации, вы пройдете через пять этапов развития:

  • В фазе Старта игроки выполняют начальные действия обусловленные началом хода. Также в этот момент допускается смена правления в стране, например с Деспотизма на Республику. После завершения всех предписанных действий, право хода передается игроку слева.
  • Торговля, предполагающая манипуляции с имеющимися ресурсами или приобретение новых.
  • На этапе Похода вы начинаете движение к неизведанным землям. Ходить игроки могут своими армиями или скаутами. Количество пройденных клеток должно соответствовать походным возможностям. Способность передвигаться на дальние дистанции придет игрокам по мере развития их технологий, к примеру, на скорость передвижения существенно влияет навык мореходства, ведь плыть на корабле гораздо быстрее, чем брасом. Именно в этой фазе Вы впервые столкнетесь с другими народами и заведет новых союзников или врагов. В ней же появится возможность завоевать или просто исследовать новую территорию.
  • В фазе Исследования игроки занимаются своим технологическим развитием. Особенность этого этапа в отсутствие первого ходящего, ведь делают открытия участники одновременно. Исследования считают оконченными, когда все игроки совершили все возможные на этот момент действия.

Варианты победы

Всего в настольной игре Цивилизация Сида Мейера можно победить четырьмя способами. Чтобы прийти к каждому из них, нужно выполнить определенные условия. Одни виды побед относятся к миролюбивым и определяются превосходством в развитии выбранного направления. Другие типы считаются более кровожадными и требуют насилия над другими странами.

Технологическая победа

Победить в игре путем технологического развития можно, обучив свою цивилизацию полетам в космос. Полет будет доступен только если Вам удастся достичь 5го уровня в пирамиде достижений в области науки.

Экономическая победа

Чтобы стать величайшим в этой области, игрок должен стать самой богатой державой, скопив пятнадцать монет. Именно они являются главным показателем экономического развития вашей империи.

Военная победа

Самым великим полководцам будет возможным прийти к победе путем захвата чужой столицы. Чтобы выиграть таким образом, игрок должен завоевать один главный город своего соперника, встретясь с ним в открытом бою.

Культурная победа

Получить лавры можно развивая искусство. Для этого игрок должен достигнуть максимальной отметки в шкале культуры. Чтобы добиться намеченной цели, тратьте свои накопленные очки на продвижение по соответствующему треку.

Комплектация

В набор игры Civilication The Board Game входит:

  • Игровое поле тридцать шесть на сорок шесть дюймов
  • Шесть пластиковых листов цивилизаций
  • 8 пластиковых литников коричневого цвета
  • Карта исследований и игровые монеты
  • Семьдесят восемь карт технологического развития и чудес света. Из них пятнадцать относятся к древним временам, десять к средневековью, десять технологий индустриального периода, восемнадцать технологий наших времен, семь чудес света древности, два бланка карточек-замен, пять чудес света индустриального времени и восемь чудес света наших дней
  • Шестьдесят один город, который вы сможете возвести
  • Шестьдесят четыре возможных постройки
  • Три карты плодородия
  • Одно дерево знаний
  • Карта-памятка
  • Игровые кости (четыре штуки)

Состав других тематических наборов, таких как Сквозь Века, может отличаться.

Особенности сражений

Боевые действия в игре имеют свою специфику. Для начала сражения армия должна попасть в другой квадрат, занятый людьми противника или его город. В случае, если нападаете вы, имеется дополнительное превосходство в виде неожиданности для врага. В первую очередь потенциал армии зависит от количества людей и развития военных технологий.

Чтобы определить победителя сражения игроки должны подсчитать очки, заработанные в ходе боевых действий. Исход определяется так же наличием на руках определенных карт, способствующих атаке и защите. Побеждая в каждом столкновении игроки получают соответствующие бонусы, которые могут быть использованы для развития вашего народа.

Технологии

Настоящий ужас и кошмар для игрока, не знакомого с ПК-версией. Разобраться будет непросто. В рамках данного обзора подробно осветить замутанное древо технолгий также не представляется возможным. Скажем только, что для изучения технологии следующего уровня нужно изучить на одну больше технологий предыдущего уровня (т.е., их должно быть минимум две).

Каждое исследование тратит заработанную прежде торговлю. Если у Вас в запасе есть монеты, одна карта торговли может быть сохранена. Полученные знания в первую очередь влияют на мощь вашего народа. Все они несут определенную выгоду для своей цивилизации.

Полученные технологии складываются в пирамиду развития. Каждое приобретенное знание открывает возможность создавать новые постройки и формировать невиданные ранее отряды. Например, выучив Свод законов игрок сможет сменить режим правления на Республику, открыв новую стезю развития своего государства. Самым последним уровнем в шкале развития технологий считается пятый - Космический полет. Именно он приводит к одному из способов победы.

Микроменеджмент

Экономика считается одной из ключевых областей на пути к становлению империей. Чтобы достичь высот в других направлениях, игроки должны будут развивать свой материальный потенциал. Даже если вы не собираетесь одержать победу путем Экономического господства, внимательно распределяйте ресурсы, чтобы зарабатывать очки и вкладывать их в другие области развития.

Стартовая позиция

Чтобы начать свой путь, игроки должны выполнить обязательные манипуляции по подготовке к своему становлению как предводителю народа.

  1. Если вы впервые открыли набор, необходимо осторожно выдавить жетоны, сделанные из картона.
  2. Диски, отвечающие за торговлю и экономику, скрепите с листами соответствующих цивилизаций.
  3. Если вы раньше не играли ни в одно развлечении из серии настольных игр Civilization, рекомендуем начать с упрощенной версии. Для этого уберите из игры Рим и Египет, а все маркеры и карты чудес света так же исключаются из кона.
  4. Каждый участник должен выбрать цивилизацию, которую будет вести к величию. Выбранный лист размещается на столе перед игроком. Взять их можно договорившись с другими участниками или вытянуть рандомом. Оставшиеся карточки наций отправляются в коробку.
  5. Всем раздается стартовый набор. Он состоит из шести армий и двух скаутов, трех городов (один из них будет столицей вашей страны), четыре маркера боевых технологий, тридцать шесть карт технологий. Обязательными к раздаче так же являются памятка, четыре карты правительства и лист-справка.
  6. Положите перед собой в развернутом виде особый планшет, отражающий ситуацию на торговом рынке. На него выкладываются: карточки отрядов (артиллерии, пехоты, отряды авиации и конные кавалерии), военные технологии (изначально они являются низшими), постройки (каждая из них имеет возможности улучшения) и чудеса (мировые памятники цивилизаций, относящиеся в древним и нынешним временам). Когда игроку выпадает карта Египтянина, при подготовке он получает одно случайное чудо света для своего рынка. Приключения раскладываются по временам (древнее, средневековое и современное). Карта культурного развития выбирается по изображению соответствующего вашей цивилизации вождя.
  7. Выложите ресурсы рядом со своим планшетом рынка. Жетоны берутся из расчета по одному на игрока. Каждый из них обозначает определенный вид ресурса.
  8. Домашние участки карты располагаются перед игроком в раскрытом виде. Какой стороной класть поле объяснят стрелки, указывающие направление. Лишние участки убираются в коробку.
  9. Известные личности перемешиваются и располагаются в закрытом виде рядом с планшетом. Также следует поступить с хижинами и деревнями.
  10. Вблизи рынка находятся специальные жетоны, отвечающие за культуры, полученные в бою раны и денежные единицы.
  11. Боевые бонусы, бедствия и возможности космического полета следует сложить рядом с рынком.
  12. Поскольку игра считается исторической, первый игрок определяется путем воспоминаний о древе своей семьи. Если познания игроков и предках небольшие, выбрать ходящего можно путем жеребьевки.
  13. Участники должны расположить свои столицы, выбрав один из четырех доступных квадратов на домашнем участке. На каждой мини-карте указано наиболее удачное расположение главного города. Оно обведено красным цветом.
  14. Прочитайте лист выбранной вами цивилизации и сделайте предписанные на них действия по подготовке к игре.
  15. Каждый народ изначально имеет одну развитую технологию, которая так же индивидуально описана в листе цивилизации. Указанное "достижение" достают из колоды и кладут перед собой так, чтобы оставалось место для будущего развития.
  16. Формы правления располагают стопкой. Верхняя карта кладется Деспотизмом кверху. Если вы играете за Россию, стартовой политикой будет Коммунизм, Рим в начале считается Республикой.
  17. Игрок набирает число дисков торговли, равное знакам, указанным на восьми окраинах его территории.
  18. Диск экономики выбирается в зависимости от золота, которое есть на старте у цивилизации. Финансовое развитие её может равняться нулю или быть внушительным, в зависимости от стартовых известных личностей и других уникальных особенностей выбранного народа.
  19. Рядом с листом своей цивилизации участник выкладывает резерв фишек, в который входят армии, скаут и один город. Этот список может быть пополнен, если вам выпадет Орошение.

Для меня «Цива» значит очень многое. В моей жизни есть 2 игры, которые нещадно съедали мое свободное время — это Цивилизация Сида Мейера и всяческие футбольные менеджеры типа Total Club Manager , FIFA Manager и Football Manager .

В 2006 году я, будучи студентом, купил себе четвертую часть компьютерной игры Sid Meier’s Civilization аккурат перед началом экзаменов, и это была моя самая веселая сдача экзаменов, потому что я сначала читал книги по предметам до 11 часов, а потом запускал «на часок» Циву и каждый час твердил себе, что вот сейчас точно последний раз похожу и пойду спать. В итоге ложился спать я в 5 часов утра, а в 7 часов поднимался и топал на экзамен в универ. После успешной сдачи сессии я все лето залипал в эту жутко приставучую, но дико классную стратегию. Да и потом долгое время покупал все новые Цивы с допами, пока не вышла 6 часть, на которую я все-таки махнул рукой и не так и не купил=)

Все эрудированные настольщики знают, что компьютерная Цива выросла из настольной. И спустя какое-то время новую Цивилизацию Сида Мейера в настольном формате решило выпустить издательство FFG. Случилось это в 2010 году. По поводу покупки этой настолки я очень сильно сомневался, т.к. все мои знакомые говорили, что база классная, но местами дырявая, поэтому для затычек очень нужны дополнения. И только собрав все вместе игра будет выглядеть по-настоящему крутой. За 8 лет я так и не решился на покупку этой игры, а сейчас уже, наверное, и поздно это делать, т.к. ее трудно достать.

Зато в 2017 году вышла новая версия игры под названием Sid Meier’s Civilization: A New Dawn . Российское издательство Hobby World издало эту игру на русском языке, и называется у них игра . На этот раз я решил не раздумывать над вопросом, связываться ли мне с этой игрой, и при первой возможности пригреб ее к рукам.

Сегодня я вам расскажу о том, стоит ли внимания новая настольная Цива Сида Мейера.

Наполнение коробки

Мне всегда интересно покопаться в коробке от FFG. Они любят выпускать бигбоксы и радовать гиков морем жетонов, планшетов, карточек и минек. Правда, в последние годы это издательство стало малость жадноватым, поэтому их коробки стали легче, чем были раньше. Как мне кажется, Новый рассвет — это именно такой современный вариант от FFG.

Внутри коробки вы найдете ставшие привычными для FFG диски и счетчики, планшеты предводителей, фрагменты игрового поля, 4 пачки карт действий для каждого игрока, карты дипломатии, городов, чудес света, миньки городов, столиц и караванов, а также целая куча разных мелких жетонов и 2 кубика D6.

Я точно не знаю, где печаталась игра, но судя по разноцветным кругляшам на зиплоках, все печаталось в Китае, откуда родом все оригинальные игры FFG. Качество компонентов очень хорошее. Карты под лен. Придраться не к чему — ставлю 5+.

Как лучниками валить танки?

А прежде чем начать рассказывать вам о том, что нужно делать в этой стратегической игре, я вам рекомендую отключить все ваши познания о компьютерной Циве, а также о настолке 2010 года. Новая Цива — это действительно что-то новое.

Действие игры происходит на местности, которую совместно собирают игроки во время подготовки игры. Каждый игрок получает планшет предводителя, с помощью которого ему предстоит выполнить 3 цели, ведущие к победе. Как только игрок выполняет 3 из 6 возможных целей, он сразу же побеждает в игре.

Игровое поле собирается из разных небольших фрагментов. У каждого игрока будет по 3 таких фрагмента. Разложив по очереди все части поля на столе, у вас получится один большой кусок единственной и неповторимой земли, поделенной на гексы. Одна клетка (гекс) соответствует одному из шести видов ландшафта — равнины, холмы, леса, пустыни, горы и вода. Гекс со звездочкой означает место для столицы одного из игроков, с которого нужно начинать завоевание мира.

Что еще есть на поле? Места респауна для варваров, которые рандомно бегают по карте и громят чужие города и караваны, жетоны ресурсов, места для городов-государств и несколько чудес природы, затерянных в горах.

Основной движок игры уникален (нигде не встречал его раньше). Абсолютно за все, происходящее в игре, отвечает ряд действий, состоящий из всего 5 карточек. Карты выкладываются под линейкой местности в строгом порядке, который можно найти на планшете предводителя. В свой ход нужно просто взять одну из карт ряда, сделать все, что написано на этой карте, сместить выбранную карту в начало ряда, передвинув карты с меньшими номерами вправо. Это одна из самых простых и клевых механик, которую я когда-либо встречал в настольных играх! Просто выбери карту — следуй ее тексту — смести ее в начало ряда.

Какие могут быть нюансы при этом? Чем дальше находится карта в ряду, тем эффективнее ее можно разыграть. Например, если взять карту с пятой позиции (горы), то это значит, что вам будет подконтрольна любая местность от равнин до гор (кроме воды). А если взять карту с первой позиции (равнины), то эффект карты будет значительно ослаблен возможностями.

Давайте подробнее остановимся на стартовых картах действий, на примере которых я объясню эффективность розыгрыша карты в том или ином положении в ряду. Каждая карта действий отвечает за конкретный тип действий. Культура позволяет класть на соседние с городом клетки жетоны контроля, присоединяя новую территорию и захватывая ценные ресурсы (чем выше номер карты, тем более сложные гексы можно захватывать). Наука увеличивает значение счетчика технологий игрока; при достижении определенных уровней, можно получать новые карты действий, которые выкладываются взамен старых (новые карты технологий более крутые, чем старые); чем выше номер карты, тем больше очков технологии получает игрок. Экономика позволяет двигать миньки караванов в города-государства и города других игроков, зарабатывая при этом ценные жетоны торговли и получая карты дипломатии (чем выше номер карты, тем более сложные местности может проходить караван). С помощью ремесла строят новые города или чудеса света, дающие ценные бонусы (чем выше номер карты, тем больше очков может потратить игрок на новое чудо света). Война либо усиливает жетоны контроля игрока, либо позволяет атаковать варваров, города-государства или чужие жетоны контроля (чем выше номер карты, тем больше показатель боевой силы игрока).

Теперь я расскажу немного о целях. Всего в игре есть 5 карт целей, но на игру выбираются любые 3. На каждой карте находится 2 цели, одну из которых нужно обязательно выполнить. Как правило, цели требуют владения двумя чудесами света одной категории, контроля некоторого количества жетонов, уничтожения нескольких городов-государств, размещения жетонов контроля в труднодоступных местах и т.д. Каждый игрок решает сам, какие цели ему лучше выполнять. Выполнив по одной цели с каждой карты, игрок побеждает.

Какие еще есть игровые нюансы? Ресурсы и чудеса природы позволяют игроку набирать больше очков, которые нужны для приобретения чудес света. Построенные чудеса света дают игрокам полезные бонусы, но их можно отвоевать, заняв клетку с построенным чудом света. Периодически нужно нападать на варваров, потому что те бесконтрольно гуляют по карте и могут уничтожить ваши жетоны, караваны и даже города. Жетоны торговли, которые можно зарабатывать в игре, усиливают свойства карт действий (можно получить больше очков передвижения, больше активируемых жетонов, больше боевой силы и т.д.), но каждая карта действий может иметь не больше трех таких жетонов (после активации жетоны сбрасываются). Фрагменты поля двусторонние, поэтому у игроков всегда есть много вариантов сборки игрового поля.

Правила действительно очень несложные, поэтому давайте скорее перейдем к впечатлениям.

Это та самая Цивилизация? Да, Цивилизация! Но не та самая

Почему я вас попросил забыть про все те Цивилизации Сида Мейера , которые вы знали раньше? Потому что Новый рассвет — это тоже игра-цивилизация, но не совсем Сида Мейера (или совсем не). От любых игр от FFG (да и от самой Цивы) всегда ждешь эпичности, полной загрузки мозгов и широчайших вариантов развития. Но именно на это чаще всего и ругались те настольщики, которые видели в предыдущей Циве минусы. Они ругались на большое количество нюансов, на продолжительность игры, на необходимость приобретения дополнений. Все замечания были учтены — так и получился Новый рассвет , она же новая игра-цивилизация, следующая новомодным трендам.

Когда я распаковал игру и увидел, что в коробке лежит всего один буклет правил, то очень удивился, т.к. у FFG нормой является 2 рулбука — в одном размещены правила, а в другом находятся пояснения к правилам и новые правила, про которые не написали в первом рулбуке. И ты только и делаешь, что листаешь туда-сюда эти две книги, а ведь очень хочется уже начать играть сразу и без ошибок. От правил новой Цивы я остался в восторге, т.к. их объем не очень большой и они прекрасно усваиваются после одной прочитки. Конечно, почитать еще раз правила не повредит, т.к. что-то может и ускользнуть от внимания, но главное, что понимание того, как нужно играть в эту настолку, приходит сразу же.

Игра состоит из многих разных компонентов, но не стоит на это обольщаться, т.к. сыграв половину первой партии вы сразу поймете, что главное в Новом рассвете — это механика розыгрыша карточек действий, а их всего 5 штук. Представьте себе, что за всю жизнедеятельность человека отвечает 5 кнопок. Нажал кнопку — поел, нажал другую — поспал. Вот то же самое происходит и в новой Циве. Выбрал карту — повоевал. Взял другую — расширил свою зону контроля. Особую крутость этому процессу придает линейка с нумерацией карт. Эта тоненькая и, казалось бы, совсем незаметная полосочка картона дает каждой карте действий новую цену. Есть большая разница, где лежит карта — в начале, в середине или в конце ряда.

Простой пример: вам нужно продвинуть караван до интересующего вас города. Если идти напрямик, то на это затратится 4 пункта движения. Но придется идти через горы, а карта действия, позволяющая двигать караваны, максимум позволяет пройти по лесам, а значит придется идти в обход, а это уже 7 пунктов движения, вместо 4. Поэтому желательно дождаться, когда нужная карта действия дойдет до крайней правой позиции.

Но тут еще один важный момент — если карта действий лежит в горах, то это не значит, что можно использовать только горы — вам доступны любые местности, которые располагаются левее по шкале. Горы — это как джокер, которому все дозволено.

Поэтому игрок в игре постоянно сталкивается с тяжелым выбором — использовать действие сейчас, но менее эффективно, или подождать и продвинуть его дальше, чтобы выполнить действие с максимальной выгодой. Но иногда нет смысла ждать, когда карта достигнет максимума по линейке, если вам выгодно применить действие в пустыне или даже в лесу. Когда я играл в эту игру, то некоторые игроки иногда об этом забывали, разыгрывая действия только с пятой позиции, хотя может быть выгоднее было бы использовать и карту, которая лежит левее.

Очень здорово, что карты действий можно улучшать. Это как бы и есть то самое дерево технологий из оригинальной Цивы, только оно работает не по цепочке (т.е. медленно, но верно), а может неожиданно качнуться до максимума. Максимальный уровень карт — четвертый. Передвигая стрелку на счетчике технологий, вы сначала сможете обменять пару карт на второй уровень, потом пару на третий и пару на четвертый. При этом не имеет значения, какого уровня изначально была карта. Т.е. если вам можно взять карту четвертого уровня, то вы спокойно можете обменять ее на карту первого уровня. Так что получается, что вот вы ходите по карте со стальным мечом, а потом вдруг осваиваете боевые самолеты. Но это произойдет все-таки не в начале игры, а ближе к концу, поэтому не стоит сразу расстраиваться, что в игре все развивается очень быстро.

Практически любой апгрейд одного из видов карты ведет к тому, что вы становитесь сильнее. Сыграв 4 партии, я так и не выбрал для себя оптимальный путь развития технологий. Разве что ближе к концу игры реже использую караваны, потому что у меня и так обычно полно жетонов торговли. Каждый игрок сам решает, что ему нужно быстрее развить. Каждый новый уровень карты оставляет прежние умения и добавляет новые. Вы сможете захватывать больше гексов, усилить боевую силу, получать больше жетонов торговли или ресурсов, вы будете легче получать карты чудес света и т.д.

Поле собирается из фрагментов, поэтому у игроков будет возможность перед партией собирать каждый раз новую карту. Это, конечно же, большой плюс, т.к. перед игрой никто из игроков не знает, с чем ему предстоит встретиться на карте. Может быть возле вашей столицы будет находится чудо природы, а может пристанище варваров или город-государство. Может быть ваша столица окажется в центре карты, а может и на ее краю.

О варварах хочется рассказать отдельно. Мне очень понравилось, как они реализованы. На некоторых участках поля есть точки респауна варваров, на которых появляются соответствующие жетоны варваров. За действия варваров отвечает специальный диск, который поворачивается на одно деление в начале хода любого игрока. Исходя из положения стрелки на диске варвары могут передвигаться, возрождаться на точке респауна или стоять. За передвижение отвечает специальный жетон направления набегов и кубик. Игрок бросает кубик и смотрит, за какое направление отвечает выпавшая цифра на жетоне набегов. Варвары при передвижении могут уничтожать жетоны контроля игроков, караваны и даже города. Поэтому если возле вас часто крутятся варвары, то вам необходимо приложить все усилия, чтобы их уничтожить (пока они не появятся на карте снова спустя несколько ходов=)).

В одной партии у нас была забавная ситуация, когда одному игроку очень не везло, т.к. возле него постоянно ошивались варвары, уничтожая его жетоны контроля и караваны. И когда в итоге был разружен его город, игрок так обиделся на варваров, что до конца игры искал их на карте и нещадно убивал или застраивал их точки респауна городами, чтобы те не могли возродиться=)

О картах целей. Мне нравится идея, что игроки выполняют 3 цели из возможных 6. Но все-таки стоит признать, что большинство целей просят игроков контролировать 2 чудеса света конкретных типов, и это сделать несколько проще, чем что-то другое. К тому же чудеса света дают приличные бонусы, за которые есть смысл побороться. Т.е. строить чудеса очень выгодно. Лично мне хотелось бы видеть в игре больше карт целей, и таких, какие меньше взаимодействуют с чудесами света.

В чудесах света мне понравился один прикольный момент. Их можно друг у друга отбивать. Когда вы строите чудо света, вы берете соответствующий жетон и подкладываете его под один из своих городов. Если ваш город разрушит другой игрок и на руинах возведет свой город, то чудо света не разрушается, а переходит под контроль другого игрока. Поэтому совсем необязательно думать, как находить очки для строительства чуда, ведь его можно просто забрать у соседа=)

Кстати, о конфликтности. Т.к. все события происходят на одном игровом поле, который масштабируется под количество игроков, то вы всегда будете чувствовать, что свободного места как бы не то чтобы мало, но и не то чтобы много. Т.е. на старте игры можно вполне мирно существовать со своими соседями. Но ближе к концу игры иногда вам не будет где развернуться. Вам захочется выйти к краю карты или к воде, появится желание поиметь чужое чудо света или что-нибудь еще. Я не могу сказать, что война — это необходимость в новой Цивилизации FFG . Но это отличный действенный метод развития. Среди моих друзей не очень принято действовать агрессивно без какой-нибудь конкретной подоплеки. Т.е. чтобы напасть на другого игрока, нужно иметь вескую причину, а не просто вредный характер=) Поэтому я сам стараюсь оттягивать атаку на другого игрока до последнего. Например, в последней партии мне не хватало одного чуда света до победы. Но оно было у соседа, чья боевая сила была гораздо хуже моей. Я понимал, что могу действовать агрессивно и через ход победить. А могу потратить 3 или 4 хода и сам построить нужное чудо. Я решил выбрать долгий путь. Но воевать на самом деле можно и прямо в самом начале игры. Главное, чтобы в этом был смысл.

Вообще новая Цива всячески поддерживает логику и мышление в действиях игроков. Ваша задача не завоевать весь мир или построить ракету и улететь на ней в космос, а выполнить одну из целей на одной карте целей и перейти к другой. Если вам нет смысла атаковать другого игрока, то не надо это делать. Пока двое игроков тупо мутузят друг дружку, всегда побеждает третий=) Поэтому игру можно спокойно назвать конфликтной, но иногда можно обойтись и без войны. Во время игры, кстати, некоторые игроки заключают между собой альянсы, иногда временные=) Так что тут все как в той самой компьютерной игре.

В качестве разнообразия игра может предложить разные фрагменты игрового поля, разные карты целей и разные планшеты предводителей. Что я могу сказать о предводителях? В игре их всего 8 штук. Предводители отличаются стартовой раскладкой карт действий и уникальным свойством. Разные стартовые раскладки карт нужны для того, чтобы действия игроков отличались друг от друга с самого старта. Уникальное свойство позволяет игроку делать что-то более эффективно. Например, давать бонус против варваров, двигать караваны из любого своего города, давать бонус к постройке чудес света, уменьшать требования к строительству городов и выставлению жетонов контроля. Честно говоря, некоторые свойства предводителей мне кажутся интереснее других, поэтому перед игрой я бы все-таки их драфтил, а не раздавал случайным образом.

Меня несказанно порадовала продолжительность игры. Где-то примерно за 2 часа заканчивается партия. При этом игрокам не надо ждать долго своего хода. Каждый игрок отыгрывает свое действие за 1-3 минуты и передает ход другому игроку. Провисаний в игре практически нету, а игроки чаще всего идут вровень. Правда, если кому-то не хватает выполнения одной цели, а кому-то нужны все три, то отстающему догнать лидера будет крайне сложно, поэтому нужно внимательно следить за целями.

Ну а теперь можно и перейти к минусам. Вы можете начинать бросаться в меня тапками, но я честно скажу, что объективных, мощных, очень критических минусов я в игре не нашел. Все партии игрались приятно и оставляли после себя хорошее послевкусие. Но всяких шероховатостей в Циве хватает, вот про них я и расскажу.

Т.к. задачей автора игры было урезание контента, чтобы игра была короче и проще, то некоторые элементы типичной игры-цивилизации были вырезаны. Например, в Новом Рассвете как-то туманно обрисовано ведение войны. Ни тебе минек, ни хотя бы жетонов войск. У вас есть просто жетоны контроля и города, из которых вы как будто проводите атаки. Все баталии производяться у вас в голове=) Нет понятия населения, нет сложной экономики. Но если бы все это было, то перед нами была бы совершенно другая игра, которая никак не справлялась с поставленными ей задачами.

Наверное, вы давно все в курсе, что FFG любит урезать базу, чтобы выпустить потом вдогонку кучу дополнений. Есть ли что-то такое в новой Циве? Честно говоря, и да, и нет. Нет, потому что я не чувствую, что получил некий обрубок. База очень хорошо играется. Но все-таки кое-чего я бы в нее добавил — новых предводителей, обязательно новые фрагменты поля, новые чудеса света и гораздо больше карт целей, которые завязаны не на чудесах. При этом, если все это добавить, игра не станет играться совершенно по-другому, она просто станет чуточку разнообразней. Но мне интересно было бы узнать, что нового автор планирует добавить в игру. Пока что она кажется немножко голенькой, но тем не менее играбельной и интересной. Все, что будет добавляться свыше, сделает игру более сложной.

Некоторые предводители немного сильнее других по свойствам.

Есть ощущение некой сухости игры. И может быть даже немного абстракции. Мне кажется, что из-за этого игра может понравиться больше олд скульщикам. Иногда мне кажется, что Новый рассвет больше похож на настольные игры, выходившие в 00-х, но это фича, а не баг!

Оформление спорное. Поле классное. К жетонам и крутелкам вроде тоже претензий у меня нету. А вот карты действий сделаны очень плохо. Они совершенно невзрачные и дико похожи друг на друга. Чудеса света нарисованы ужасно, а ведь это великие чудеса света в конце концов!!! И как их можно было так запороть? Жетоны чудес тоже лишь бы что и с боку бантик. Что-то FFG скатилось ниже своего уровня в этой игре.

Вывод

У меня нет богатого опыта знакомства с настольными цивилизациями, но я знаю, что практически все они перегружены нюансами и играются чудовищные для нового времени 4-5 часов. Если вы хотите взять игру, в которой нужно долго разбираться и собирать игроков, готовых потратить весь вечер на хорошую, но перегруженную нюансами настолку, то можете проходить мимо Нового рассвета .

Но меня эта игра действительно приятно удивила. Она дает ровно то, что и обещает. Никто меня не обманывал, что я получу ту же самую Циву 2010 года, но которая играется всего лишь за 2 часа. И кто бы что ни говорил — да, Новый рассвет — это именно игра-цивилизация! Но она проще по сравнению со своими конкурентами.

Играется Новый рассвет шикарно. Движок с карточками действий просто бесподобный. Мне очень хочется, чтобы на его основе появились и какие-нибудь другие игры. Да, может быть было бы круто, чтобы ряд состоял не только из 5 карт, а чуточку больше, чтобы уровней карт было не 4, а 5 или 6… Но это во мне говорит гик. На самом деле для хорошей настолки на 2 часа всего того, что есть в этой игре, достаточно.

Но часто играть в эту Циву меня не тянет. Сыграл раз, получил удовольствие и отложил на недельку-другую (а может и на месяц). Почему так? Честно говоря, сложно объяснить. Ничего прямо вот бомбического, кроме ряда карт, в игре вроде нету. Но мне нравится, что игра меня не грузит. Я как-то шел домой после работы и думал о том, с чем можно сравнить эту Циву. И у меня вдруг пошли ассоциации с одеждой. Я понял, что новая Цива для меня — это удобные джинсы. Простая, но удобная одежда, которую в кайф носить зимой и летом, гулять по городу, ходить в магазин и т.д. Но на бал золушка пойдет конечно же не в джинсах. А в бальном платье каждый день ходить не будешь. Надеюсь, вам понятна моя аналогия.

К нашим джинсам можно пришить разные карманы, сузить их или расширить, добавить каких-нибудь прибамбасов спереди и сзади, от чего они станут выглядеть еще круче. Вот этого я и жду в 2019 году от FFG и от Hobby World соответственно. Можно даже сказать, что это будет мой самый ожидаемый доп следующего года.

В общем, Цивилизация Сида Мейера: Новый рассвет — это неожиданно очень хорошая и лаконичная игра, которая имеет простые правила и быстрый игровой процесс. Однозначно я оставляю игру в коллекции, как самую быструю и ненапряжную циву, которая только есть в природе.

Если у вас есть какие-то вопросы по игре, я с удовольствием вам отвечу в комментариях.

С серией игр "Цивилизация" Сида Мейера я познакомился еще в конце 90"ых, застав еще первую часть, и уже тогда полюбив эту пошаговую стратегию, дающую возможность управлять историческим процессом, меняя его на свой лад. Прелесть этой игры не только в возможности "изменить прошлое" , победив фашизм в зародыше или приведя Ацтеков к мировому господству, но и в "реальном" шансе прикоснуться к истории, попытке разрешить те трудности, что стояли перед лидерами стран в различные эпохи. "Цивилизация" прекрасный, хоть и, безусловно, упрощенный симулятор управления человечеством.

Стоит ли говорить, что настольная версия "Цивилизации" давно манила меня? Я старался на нее не глядеть, рационализируя свои желания и говоря себе "Зачем тебе еще и настолка? Это та же самая игра" , взвешивал все за и против, пытался убедить себя, что за те же деньги можно купить что-то новое и не менее достойное. Но, как говорится, от судьбы не уйдешь. Прекрасным январским днем мой хороший друг вручил мне ее как новогодний подарок.


Коротко о главном
Настольная "Цивилизация" моделирует развитие мировых держав, их культурных и научных достижений. Нашлось место и для войн, великих людей и чудес света. Одержать победу, соответственно, можно так же несколькими способами. Это либо захват столицы одного из оппонентов, либо культурное/ научное/ экономическое доминирование.

В игре представлено шесть цивилизаций, имеющих различные особенности, и склонных к определенным типам побед: русские, немцы, римляне, китайцы, американцы и египтяне. Так, например, русские со старта обладают дополнительной армией, бонусом к производству и возможностью получать технологии оппонента, вторгаясь в его города, что делает их сильными как в военном, так и научном аспектах.

Основными игровыми элементами являются города, армии и скауты. Города приносят прибыль: очки производства, торговли, культуры и ресурсы. Производство необходимо для создания юнитов и построек, включая чудеса. Торговля отвечает за научное развитие цивилизации и так же может быть конвертирована в производство. Культура необходима для получения карт культурных событий, оказывающих сильное влияние на игровой процесс, и великих людей. Армии завоевывают вражеские города и сражаются с аборигенами, а скауты трудятся, обеспечивая родную страну необходимыми ресурсами, и основывают новые города. К слову, количество городов в настольной версии ограничено тремя. Причем для основания третьего потребуется изучить определенную технологию. Тем не менее, быстрая колонизация залог успешного развития экономики.

Пожалуй, главное отличие от компьютерной версии состоит в менее значимой связи между разными аспектами развития цивилизаций. Иными словами, здесь можно со старта настроиться на определенный тип победы и идти к нему, практически полностью игнорируя остальные пути. Правда, это чревато нападками со стороны оппонентов. И, что самое обидное, если выбранный путь к победе по какой-то причине окажется труднодостижимым, сменить его уже с середины игры будет затруднительно.

Правила игры не слишком сложны, но имеют много нюансов. А знание механики игры дает существенный бонус опытным игрокам. Качество исполнения компонентов на высшем уровне, впрочем, как всегда у FFG. Цвета яркие и сочные, а иллюстрации радуют глаз. К игре уже выпущено два дополнения, добавляющих возможность игры впятером, новые цивилизации, чудеса и культурные события, а так же опционально меняющие систему боя.

Боевая система
Необычным образом осуществлена механика боев. По карте перемещаются цветные флажки армий игроков, а сами войска представлены не в виде отдельных фигурок, а в виде карточек юнитов в руках участников. Причем не важно где находится каждая из доступных вам армий, резерв юнитов будет один на всех. Сами бои происходят по принципу "камень-ножницы-бумага", где юнит одного типа преобладает над другим. Пехота успешнее сражается против конницы, конница с легкостью побеждает артиллерию (или лучников), а артиллерия, в свою очередь, наиболее эффективна против пехоты. Так же в игре присутствует особый класс юнитов, открывающийся в современности - авиация. Авиация не имеет бонусов при сражении с остальными родами войск, но обладает самыми большими показателями силы.
Показатели силы обозначают как атаку юнитов, так и количество здоровья. Например, сила 2 значит, что воин нанесет врагу 2 единицы урона, но и сам погибнет, получив столько же. Атаки оппонентов разыгрываются одновременно, но бонус "козыря" позволяет нанести урон до ответа противника. Все юниты в игре могут быть улучшены с развитием технологий. Античные копейщики превращаются в средневековых пикинеров, стрелков 17-19 веков и современную мотопехоту. Причем, в отличии от компьютерной версии, этапы развития можно пропускать, сразу переходя к более сильному.

Но не все юниты одного типа одинаковы. Одни и те же войска могут различаться параметром силы на +/- 1 единицу. Я слышал много нареканий по этому поводу, сводящихся к типичному "Твоя катапульта победила мою более совершенную пушку!" . Но подобные случайности были в "Цивилизации" всегда и, как правило, отражают такие исторические реалии как сплоченность, крепость духа или умелое командование полководца. Хотя, как говорит сам Сид Мейер "Реалистичность - это такая штука, которую не задумываясь следует принести в жертву, если в игре реалистичность сковывает играбельность" .

Случайность и реиграбельность
Случайность в игре представлена не только параметрами военных юнитов, как было описано выше, но и картами культурных событий, параметрами великих людей и находками в хижинах и деревнях аборигенов. Игровое поле так же формируется из случайных полей, которые открываются уже в процессе игры. Территории отличаются наличием тех или иных ресурсов и присутствием коренных жителей.
По мере развития культуры, каждый игрок будет получать карты культурных событий, которые могут приносить определенный ресурс, отменять какое-либо из действий оппонента или открывать технологии. На определенных этапах развития цивилизация будет получать великих людей, дающих существенные бонусы, но определяемых случайно.
Так же в игре есть два типа ресурсов, которые можно получить только у аборигенов. Это уран и, как ни странно, шпионы. Шпионы, как полагается, позволяют саботировать действия противников. А уран обладает огромным потенциалом, но встречается крайне редко. С открытием необходимой технологии, уран можно использовать как для удвоения выработки всех своих городов, так и для нанесения ядерного удара, полностью уничтожающего чужой город, находящиеся в нем постройки, войска, великих людей и даже чудеса. Так что нахождение урана может стать роковой случайностью во всех смыслах этого выражения.

Итоги
Преимущества:


  • Игра не просто качественная адаптация своей компьютерной предшественницы, но и затягивающая настолка с оригинальной механикой.

  • Достаточно доступные правила для подобного рода игры.

  • Четыре пути к победе. Одержать победу можно не проведя ни одной битвы.

  • Отличное оформление и качество компонентов.

Недостатки:

  • Варианты побед несколько не сбалансированы. Научная и культурная победы достигаются явно быстрее экономической. Военная победа может быть легко достигнута только благодаря раннему рашу при успешном раскладе.

  • Резкое ускорение игрового процесса в финале, когда города начинают приносить огромное количество ресурсов, а чудеса делают победу еще более неотвратимой.

  • Невозможность смены пути развития. Если изначально вы избрали один путь развития, то уже с середины игры попытка достичь иного виды победы затормозит ваше развитие на несколько ходов, окончательно оставив вас среди отстающих.

  • 3-4 часа на партию.

  • Множество недомолвок как в русской, так и английской версии правил. Выручает штудирование FAQ и форума на официальном сайте .

Вынося вердикт, хочу отметить, что игра понравилась мне не только как заядлому Цивиломану, наигравшему не одну сотню часов в PC версии, но и как любителю настольных игр. И хотя опыт компьютерной версии дает неоспоримое преимущество начинающим игрокам, между настольной и компьютерной версией есть несколько существенных различий. И, на мой взгляд, главным и единственным минусом игры является ускоренный финал, не дающий как следует насладиться игровым процессом. Так одержать технологическую победу, запустив космический шатл, можно не изучая письменности, и с армией, состоящей из античных копейщиков.

Статьи по теме: