Обзор игры State of Decay. State of Decay: системные требования и обзор игры

State of Decay - интересный проект от американских разработчиков в жанре хоррор. Для создания игры потребовалось около 3 лет. 2013 год как раз пришелся на пик популярности игр в жанре survival, поэтому разработчики подоспели со своим проектом вовремя. В данной статье вы узнаете все о State of Decay: системные требования, обзор геймплея и графическая составляющая игры будут описаны.

История создания

Изначально релиз игры планировался только на консоли от компании Microsoft - Xbox 360. История создания игры начинается в 2009 году, когда разработчики начали создание ММО в стиле хоррор. Однако эта идея в студии не прижилась. В итоге в 2011 году появился анонс о создании нового проекта под названием Class3. В 2012 году разработчики обнародовали новое название для своего детища - State of Decay. Системные требования для игры были представлены несколько позднее.

Было объявлено, что концепция игры изменилась с многопользовательской на одиночную, а к списку платформ добавилась еще и ПК. Игра вышла в свет 5 июня 2013 года на обеих платформах без каких-либо задержек.

О чем игра?

На фоне всех остальных проектов в жанре survival-horror данный проект выглядел весьма любопытно. Другие компании старались вывести свои проекты в данном жанре в развлекательное русло для компании. Тот же Left 4 Dead. Однако State of Decay обещали сделать совсем про другое. В этой игре вам предстоит не развлекаться, отстреливая толпы зомби со своими друзьями. Вам придется по-настоящему выживать и прятаться от врагов. Разработчики отдавали себе отчет о том, что игра может получиться слишком сложной.

Но несмотря на все трудности освоения геймплея, проект получил достаточно высокие оценки после релиза. Большинство игровых изданий оценили игру на твердую "восьмерку" по десятибальной шкале. Немного позднее вышли два дополнения к State of Decay. Системные требования для DLC остались теми же, что и для основной игры.

Механика

В игре вам предстоит взять под свой контроль не одного выжившего беженца, а целую группу людей. Этот элемент сразу привносит в геймплей немного тактики и планирования стратегии. Все персонажи делятся на классы со своими уникальными способностями. В игре присутствует динамичная смена времени суток, крафт предметов, возможность сооружения оборонительных строений для лагеря и многое другое.

Помимо индивидуальных способностей, у каждого персонажа имеется своя специализация (повар, механик и так далее). State of Decay сильно отличается от других подобных игр. Помимо полезных качеств и способностей, у персонажей могут появиться вредные привычки и отрицательные стороны. Например, алкоголизм, конфликтность и так далее. На все эти параметры влияет обстановка в лагере, отношения с другими группами выживших и прочие факторы, за которыми игроку придется постоянно следить. Вы должны не только развивать оборону и добывать ресурсы во враждебном мире зомби-апокалипсиса, но и решать простые человеческие проблемы, которые возникают при разногласиях в коллективе. Именно из-за этого игру можно пройти не один раз, и каждое прохождение будет не похоже на предыдущее.

После успеха первой части на анонсировали вторую часть State of Decay (системные требования пока держатся в тайне). Релиз новинки назначен на 2017 год. Перейдем к системным требованиям оригинала.

State of Decay: системные требования на ПК

Если игрокам на консоли от "Майкрософт" не приходится забивать голову системными требованиями, а владельцев "ПлейСтейшен" проект обошел стороной, то пользователям ПК придется обратить внимание на рекомендованные требования, прежде чем запускать игру на своем ПК. Для запуска необходимо иметь следующее железо: двухъядерный процессор "Интел" или АМД с частотой процессора не менее 2 ГГц, 2 Гб оперативной памяти, видеокарта на 256 Мб и 3 Гб для установки на жесткий диск. Таковы для игры State of Decay минимальные системные требования на ПК. Для наслаждения всеми красотами графического движка вам понадобится следующая конфигурация: четырехъядерный процессор Core i5 или аналог от АМД с частотой 2,5 ГГц, 3 Гб оперативной памяти, видеокарта с 512 Мб и 3 Гб свободного места на винчестере. Однако наличие такой конфигурации не гарантирует стабильное количество кадров в секунду на экране. Поскольку игра была перенесена с консоли Xbox, разработчики не позаботились о хорошей оптимизации проекта.

Для State of Decay системные требования максимальные являются, скорее, рекомендацией, нежели гарантией того, что игра будет стабильно работать на максимальных настройках графики.

Вам наконец-то удалось выбраться за пределы шумного, душного города на живописные просторы американской глубинки: небольшой городок с сельской местностью и фермами, горы, озёра, осенний лес. Невольно начинаешь думать о рыбалке, пеших прогулках и прочих прелестях неспешного, размеренного отдыха на природе, но буквально с первых же секунд, благодаря воплям вашего друга, находящегося в окружении пары-тройки неразговорчивых людей не самой первой свежести, желающих откусить от него хотя бы кусочек, становится понятно, что игра совсем не об этом.

С момента выхода State of Decay прошло около 4 лет, тем не менее всё ещё есть люди, которые о ней не слышали, либо слышали, но из-за большого количества багов, решили обойти её стороной. На сегодняшний день до идеала всё ещё далеко, но дела обстоят гораздо лучше, чем на старте, поэтому давайте разбираться, что такое State of Decay и с чем его едят.

Начнём с сюжета. Если говорить коротко, то его нет. Вместо него есть вполне предсказуемый план/цель- спастись от нашествия зомби. Соответственно есть и "пункты плана"- они же обязательные сюжетные задания, выполнение которых открывает новые возможности в игре и приближает вас к заветной цели. Такой подход органично сочетается с открытым миром, поскольку предоставляет бОльшую свободу действий: вы можете растянуть прохождение на овер 100 часов, просто оттягивая выполнение любого сюжетного задания, в том числе последнего, либо наоборот "пробежаться галопом" и установить собственный рекорд скорости прохождения. Отсутствие полноценного сюжета с лихвой компенсируется наличием дополнительных заданий. Одновременно они же являются "ложкой дёгтя": довольно однообразные, часто разбросаны по всей карте и в определённый момент активных заданий становится столько, что от одной мысли об их выполнении начинает дёргаться глаз. Конечно, выполнять их необязательно, но совсем игнорировать тоже не получится, по крайней мере безболезненно: будет падать боевой дух среди ваших выживших, можно будет недосчитаться нескольких персонажей и т.д..

О локациях много писать не буду- лишь прикреплю карту и упомяну, что почти вся местность доступна для исследования с самого начала игры.

Несмотря на наличие открытого мира, при первой же возможности включать в себе режим исследователя и стремглав мчаться на другой конец карты, чтобы разведать как можно больше, я настоятельно не рекомендую- в отличии от ГТА, Мафии и прочих игр с открытым миром, цена такого поступка может оказаться очень высокой. Здесь нет контрольных точек и возможности перезагрузки игры в случае неудачи, цена которой- жизнь одного из персонажей, поэтому заводить "любимчиков" себе дороже, к тому же бессмысленно, потому что переключаться между ними всё равно придётся довольно часто из-за их усталости. Места для отдыха есть на базе, которую можно улучшать по своему усмотрению, построив мед. пункт, склад, огород, мастерскую и пр., а так же, по мере прохождения игры, переместить в другое место. Обезопасить базу можно с помощью форпостов, которые также можно улучшать.


Для экономии сил и времени в игре есть транспорт, которого немного, как в плане разнообразия, так и в плане количества. Да-да- машины не спавнятся от слова совсем: если взял машину с определённого места, а потом разбил или бросил посреди поля, то новая не появится. За это огромный плюс в копилку реализма. С ресурсами почти такая же история, поэтому, если очень долго играть в игру, обязательно наступит момент, когда их будет невозможно найти, потому что всё, что было, уже давно найдено и использовано.


Теперь пройдёмся по ИИ, геймплею и прочим нюансам. Зомби довольно вялые и не очень активные (прям как задроты с малоподвижным образом жизни), но не стоит обольщаться: как только они вас заметят, то превращаются в олимпийских спортсменов- без ощутимой форы убежать почти нереально, через заборы перелазят не хуже и могут без сверх-усилий выломать дверь или окно. Вас может спасти только их тупость, близорукость и...удачно подвернувшаяся лестница, по которой они лазить не умеют. Но всё же самым главным оружием зомби является их количество, которым они с лёгкостью могут "задавить" даже самого прокачанного и хорошо вооружённого персонажа, поэтому стоит неоднократно подумать прежде, чем ввязываться в драку. Относительно количества стоит оговориться, что "толпа зомби" в игре насчитывает не больше 10 врагов, что, по меркам любителей игр и фильмов подобной тематики, очень мало, но на самом деле это не так (для пешего персонажа). Встретив толпу зомби, находясь в автомобиле, можно поиграть в "боулинг", но "кегли" не будут стоять на месте, а попытаются облепить вашу машину со всех сторон и нанести как можно больше повреждений, поэтому не стоит заигрываться, иначе в какой-то момент дальше придётся идти пешком.


Что касается общего количества зомбированных, то мы получаем ещё одну "ложку дёгтя", при чём большую. На фоне довольно жёсткой ограниченности ресурсов и транспорта, бесконечные "запасы" зомби выглядят несколько не к месту. В сочетании с изолированностью и малонаселённостью местности, в которой происходят действия игры, это ощущение только усиливается. Да, игра не претендует на звание симулятора, но всё же.

К сожалению, стоит признать, что остальные выжившие, не намного умнее зомби, при этом ещё и беспомощные (если не находятся под вашим присмотром). Приказ, доставить ранее найденные вами припасы, может легко вылиться в побочный квест по спасению, отправленного персонажа, даже, если эти самые припасы нужно принести из ближайшего к базе дома. Тут очень к месту пришёлся бы режим кооператива, но увы его нет (обещают добавить во второй части игры). Единственное, для чего годятся остальные нпс(кроме роли запасных и рабочих на базе),- это силовая поддержка. Всё-таки вдвоём гораздо легче драться, чем в одиночку, но опять же- многие "замесы" начинаются именно благодаря этим "помощникам".


Оружия много, но лучше бы уж разработчики брали качеством, а не количеством. Разницу между экземплярами одного типа оружия заметить настолько сложно, что его можно разделить на два вида: убойное и всё остальное. В угоду реалистичности, оружие может изнашиваться и ломаться, поэтому с собой желательно иметь запасное, что делать затруднительно из-за ограничений по весу и маленького инвентаря. Из модификаций доступна только возможность поставить глушитель, да и то не для всех. Стрелять тоже не очень удобно, но бывает и похуже.

Об аркадности игры постоянно напоминают и другие элементы, начиная с управления транспортом, заканчивая режимом боя, состоящим всего из пары кнопок, хотя последнее- это, скорее, напоминание о том, что перед нами консольный порт. Отдельного упоминания заслуживает, не очень дружелюбное по отношению к глазам, качество графики, но его можно "приручить" при помощи сторонних модов.

В итоге мы получили довольно противоречивую игру, где соседствуют элементы аркады и реализма, а зачатки интересного замысла воюют с кривой реализацией, из-за чего сложно дать однозначную оценку этому проекту. С одной стороны: "косяков" достаточно, чтобы навсегда стереть игру со своего компьютера и никогда больше не устанавливать, но с другой- есть немало интересных моментов, которые хотелось бы видеть в других играх и которые заставляют возвращаться в этот "загнивающий штат" снова и снова. Сказать, что State of Decay- моя самая любимая игра, мне не позволяет здравый смысл и наличие других хороших игр, но, если выбирать только из игр про зомби, то, пожалуй, так оно и есть.


Пять лет тому назад мир увидел первый эпизод сверхпопулярного телевизионного сериала «Ходячие мертвецы» (The Walking Dead) и окончательно съехал с катушек, требуя с каждым новым годом все больше развлечений, хоть как-то связанных с тематикой зомби-апокалипсиса. Наступила новая золотая эра оживших мертвецов с переосмыслением самих основ вперемешку с реалистичностью, насилием, грязью и отчаянием. Многие подхватили модную тенденцию, в том числе и молодая американская команда Undead Labs, решившая выпустить в 2013 году свой первый крупный проект State of Decay для домашней консоли Xbox 360. Неожиданно для всех игра стала самым настоящим хитом, а пресса и игроки поочередно нахваливали ее за увлекательный игровой процесс и огромное количество контента, предоставляемого за небольшую плату. И вот, спустя два года на полках магазинов появилось новое издание игры с громким подзаголовком Year One Survival Edition для Xbox One и PC. Удалось ли разработчикам исправить все проблемы и изъяны оригинала, да и суметь предложить своим поклонникам что-то действительно новенькое по сравнению с предыдущей версией? Хороший вопрос, на который мы попытаемся ответить в течение данной статьи.

Но начнем, пожалуй, с самого главного - цены вопроса и общего контента, а потом плавно перейдем к другим аспектами самой игры. Первое, о чем должен знать любой владелец версии игры для Xbox 360, то, что до 12 мая этого года он может рассчитывать на специальную скидку в размере 33% при покупке State of Decay: Year One Survival Edition, при условии, что использует один и тот же аккаунт Xbox Live. Если по прочтении данного обзора вы все-таки решитесь приобрести издание Day One Edition, то сразу же получите в качестве бонуса три незаменимые вещи: складной топорик с хорошими характеристиками, большой внедорожник и винтовку с подствольным гранатомётом. Стоит ли оно того? Определенно да, если вы планируете потратить больше двух часов в огромном мире State of Decay . Кроме того, вместе с самой игрой вы получите сразу два крупных дополнения Breakdown и Lifeline, и ряд других добавок, вроде тех же новых пушек и 25 эксклюзивных тачек.

Во всем же остальном, сам проект осталась примерно на том же уровне, что и два года назад, хоть разработчики и внесли ряд улучшений и доработок, которых так долго от них ждали. Основное действие игры разворачивается в самые первые дни после катастрофы, связанной с нашествием зомби всех мастей. Главным героем выступает обычный чернокожий паренек по имени Маркус Кэмпбелл, случайно оказавшийся в не том месте и не в то время. Вместе со своим лучшим другом Эдом Джонсом ему удается сбежать из родного городка и добраться до отдаленной церквушки, где и решили укрыться другие выжившие. Именно с этого момента игровой процесс медленно отходит от привычной схемы веселого истребления нежити в пользу настоящего симулятора выживания с построением собственной общины, способной дать отпор любой напасти.



Вы в буквальном смысле становится местным Риком Граймсом, которому нужно построить новую цивилизацию на обломках прежней. Путь лидера тернист и непрост, но если все делать правильно и умело использовать дипломатию, то рано или поздно любой выживший в округе будет считаться с вашим мнением и стараться попасть в вашу коммуну. Поначалу никто не будет воспринимать вашего героя серьезно, но парочка удачных вылазок за припасами и очистка прилегающих территорий от зомби принесут свои плоды в виде заветных пунктиков «влияния». Чем выше данный показатель - тем больше шансов, что вы сможете завербовать новых людей или подружиться с тем, кто изначально по каким-то своим соображениям недолюбливал вас. Каждый из второстепенных персонажей обладает своими сильными и слабыми сторонами, и их нужно активно использовать в своих целях, если хотите выжить в мире State of Decay.

Со временем, окружающих людей можно будет мысленно поделить на рабочих, охранников и добытчиков, и распределить их по нужным вам работам. Например, одних отправить на поиск нужных вам ресурсов, других на охрану захваченной территории, третьих на стройку лазарета или нового места для ночлега. В игре представлен обширный пригород и несколько прилегающий городков, и только вам решать, что делать дальше - выполнять новые сюжетные и дополнительные задания или же сосредоточить все свои силы на укреплении собственного форта ради будущих потомков. В мире State of Decay ресурсы (пища, оружие, лекарства, боеприпасы и многое другое) играют первостепенную роль и без некоторых из них ваши подопечные попросту не смогут выжить. И да, в этой игре нет волшебного воскрешения или специальных чекпоинтов, к которым можно вернуться, если что-то пойдет не так. Если персонаж умирает, то необратимо и навсегда, а на его место встает кто-то из ваших соплеменников.

Чтобы этого не произошло, нужно внимательно следить за двумя показателями-индикаторами, которые отвечают за выносливость и жизненные силы героя. Каждый из них не бесконечный и рано или поздно вам понадобятся небольшие передышки или «допинг» в виде еды, кофе, энергетиков. Последние также вредны, как и в жизни, поэтому злоупотреблять ими не стоит, если не хотите раньше времени слечь в кровать и поменять своего основного персонажа на другого. В то же время, выносливость расходуется при каждом совершаемом действии, а через несколько часов активной игры верхний порог запаса сил начнет медленно ползти вниз и уже не восстанавливаться, поэтому рано или поздно все равно придется делать рокировку между вашими сторонниками. И пока один будет отдыхать, второй спокойно займется поиском всего необходимого.



Дни сменяются ночами, а время в игре никогда не останавливается, даже если вы нажмете на кнопку меню, ища в своем дневнике нужные вам записи о товарищах. В темное время суток зомби становятся куда более кровожадными, а их количество в разы увеличивается за счет новых особей. Некоторые из них даже попытаются броситься вам на капот машины, но быстро улетят обратно благодаря близлежащим столбам или преградам. Вместе с тем, не стоит забывать, что любой автомобиль в игре можно сломать, а шум двигателя привлечет к себе лишнее внимание со стороны зомби, поэтому будьте аккуратны в своих желаниях. С другой стороны, в любом автомобиле есть вместительный багажник, в который можно складывать ненужные вам вещи или особо тяжелые упаковки с припасами. Как и в реальной жизни, наш герой не может таскать на себе больше, чем вмещают его карманы и большой рюкзак за плечами, поэтому на поздних этапах прохождения машина будет жизненно необходима.

Миссий в игре предостаточно: от обычных вылазок и помощи соседним коммунам до совершенно нового типа, связанного с поиском контейнеров одной сверхсекретной корпорации. Обыскивая заброшенные задания, магазины или ветеринарные клиники можно найти много чего интересного, не считая обычных припасов. Например, новые виды оружия или предметы, которые помогут отвлечь нежить (будильник или пачка петард). Любой поиск занимает какое-то время и его можно даже ускорить, нажав на соответствующую кнопку на контроллере, но стоит при этом помнить, что лишний шум всегда привлекает к себе нежеланных гостей. Нужно стараться быть тихими и незаметными при любом удобном случае, не бежать на амбразуру при виде огромной толпы зомби и спокойно развивать все доступные навыки, чтобы выйти, в конце концов, победителем на белом коне, а не глупцом, решившем пополнить армию мертвецов.

Теперь немного поговорим о двух дополнениях, входящих в состав Year One Survival Edition. Breakdown представляет собой набор испытаний, в котором не нашлось места толковому сюжету или интересным персонажам. Все что вам нужно сделать - починить фургон, спасти оставшихся людей и выехать за территорию зараженного города. Сложность растет пропорционально вашим навыкам и способности вовремя найти всех выживших, а играть можно, по сути, бесконечно, пока не надоест. Второе же дополнение Lifeline гораздо интереснее, ведь предлагает вам отдельную сюжетную кампанию, рассказывающую непростую историю одного специального подразделения солдат, пытающегося помочь выжившим добраться до точки эвакуации. Интересная интерпретация действий военных переплетается с непростым игровым процессом, требующим от вас холодного рассудка и умения делать десять дел сразу.



Что касается графической составляющей, то без сомнения новая версия практически по всем параметрам лучше оригинала с Xbox 360, демонстрируя на экранах телевизоров стандартное разрешение 1080p, более качественные текстуры, полностью переделанное освещение и увеличенную дальность прорисовки. Новая анимация персонажей радует своей естественностью и плавностью, а в доработанном общем интерфейсе теперь практически невозможно запутаться. Конечно, по современным меркам переиздание State of Decay не блещет выдающимися параметрами или самыми красивыми сельскими пейзажами на свете, но вряд ли это станет большой помехой для вас в получении приятных ощущений от самого игрового процесса. Общую же картину слегка портит только нестабильная частота кадров, которая в основном пытается держаться на уровне 30 fps, но при поездках на машинах или появлении большого количества зомби в одном кадре падает до уровня 20, а то и 15 кадров в секунду. Хорошо, что происходит это реже, чем в оригинале и уже не так сильно раздражает, как раньше. К сожалению, в последнюю очередь разработчики поработали над искусственным интеллектом напарников, поэтому не стоит удивляться, если кто-то из них вдруг решит побежать не туда, куда надо или не сядет к вам в машину, чтобы уехать куда подальше.

Не растерял свои талант и знаменитый датский композитор Йеспер Кюд, знакомый нашим читателям по великолепным саундтрекам к таким играм, как Darksiders II, Kane & Lynch: Dead Men, сериям Assassin’s Creed, Hitman и Borderlands. Специально к выходу данного издания лауреат престижной премии BAFTA решил сдуть пыль со всех своих инструментов и записал дополнительные треки, которые как всегда оказались ничуть не хуже оригинальных. Стоит отметить, что атмосферное музыкальное сопровождение к игре все еще играет немаленькую роль на фоне остальных составляющих и с первых же минут настраивает вас на нужный лад. Не стали обходить стороной разработчики и поклонников красивых достижений, а также заветной 1000G (в нашим случае 1500G), добавив практически тридцать новых трофеев, которых не было в версии для Xbox 360.



И как обычно, напоследок, нам хотелось бы рассказать вам об особенностях отечественной локализации, сделанной усилиями самой Undead Labs. Переиздание, как и версия для PC сопровождается только текстовым переводом (интерфейс и субтитры), но и этого вполне достаточно для комфортной игры. Правда, стоит при этом оговориться, что само качество текста не на самом высоком уровне из-за обилия мелких ошибок и традиционных ляпов в духе неправильного обращения к мужским или женским персонажам. Одним словом - тут явно не хватает жесткой руки профессионального редактора, который мог бы подправить все эти острые углы. Однако на финальную оценку проекта этот недостаток никак не повлияет, а вот на карму людей, отвечавших за локализацию - еще как.

Обзор написан по цифровой версии игры для Xbox One, предоставленной редакции российским отделением Microsoft. Все скриншоты, представленные в материале, сделаны напрямую с указанной системы.

Если уже речь зашла об открытом мире и о зомби, то сразу что приходит в голову, так это DayZ - мод для Arma 3 . Только по сравнению с Дэй Зи State of Decay совместила в себе все то, что не хватало ММО про зомби. Изначально игра тоже планировалась быть многопользовательской и позиционировалась именно так, но на деле она оказалась сингл игрой.

В случае, когда ты не фанат подобных игр. а больше любишь пошпилить на своем смартфоне или планшете, то приложение отлично подходит для мобильного геймера.

Многие игровые критики сопоставляют State of Decay с GTA . Здесь можно садиться в автомобили, кататься на них, врезаться в мертвецов и даже подобие покупки зданий, как в ГТА. Последнему отведена большая роль, но к этому мы вернемся чуть позже.

Большой упор разработчики сделали на выживание. Напролом пойти не получится и добрую часть геймплея игрок будет находиться в стелс режиме и собирать себе припасы. Конечно, можно пойти как Рэмбо, но пользы от этого будет мало.

Играй кем хочешь и когда хочешь


Как такового сюжета нет. В самом начале мы появляемся персонажем по имени Маркус, который вдруг понимает, что весь мир рухнул, а практически все люди превратились в кровожадных монстров. На деле персонаж он не главный. Студия UndeadLabs сделали такую фишку как в ZombiU - после смерти героя, мы играем за совершенно нового. Количество протагонистов зависит от того сколько мы спасем. По мере лазания в развалинах игрок должен собирать выживших и тащит их на базу. Не стоит забывать, что каждый человек со своими странностями и умениями. Например, можно найти доктора или же напротив - убийцу, и в один момент приходишь на базу, а там все мертвы.

Хоть мир и открытый, но State of Decay по своему линейна. Нас как будто невидимая рука ведет по направляющей, во все дополнительные задания никак не влияют на развязку. Тем не менее, жить в таком виртуально мире очень интересно. Здесь каждый дом, каждый предмет играют определенную роль. А не для красоты, как в других играх.

Мой дом - моя крепость


Теперь поговорим о самом интересном - убежище. Игроку предоставляется возможность переделать любое здание под свою базу, причем строить ее мы будем сами. Это выходит, чуть ли не на первый план. Ходя по улицам и домам, нужно собирать разные припасы и материалы для благоустройства территории.

Моя ломать, крушить и бить по голове


Общая оценка

9.2/10

Встреча с зомби проходит тоже на высоком уровне. Разработчики внедрили способность, как у Айзека из Dead Space и герой не стесняется топтать и откидывать зомби на пару метров. Обилие разнообразного орудия для умертвения мертвых приятно порадовало. Можно взять в руки грабли или же вооружится пулеметом, все зависит от того, что найдется на просторах виртуального мира.

State of Decay берет с места в карьер: стоит только исчезнуть загрузочному экрану, как вам придется отбиваться от стаи живых мертвецов и оттаскивать особо прыткого зомби от шеи лучшего друга. Робкая надежда найти спасение на посту береговой охраны быстро улетучивается — вместо вооруженных солдат там ютятся трое напуганных до смерти «гражданских». 15 минут спустя ревущая толпа ходячих трупов ворвется в дом и избавит выживших от необходимости бояться. Из рации в руке растерзанного мужчины вдруг послышится испуганное: «Па-ап?»

Локальная война Z

Герой связывается с дочкой погибшего мужчины и узнает, что та с горсткой выживших держит круговую оборону в городской церкви. О том, что случилось с ее отцом, персонаж тактично (а на самом деле из вполне корыстных побуждений) умолчит. По приезду выясняется, что уцелевшие — в списке деспотичный шериф, фанатичный священник, истеричная дамочка и прочие, не менее шаблонные персонажи — гостям совсем не рады. Горячий спор, пускать ли внутрь прибывших чужаков, чуть не кончается дракой. И даже напускному, приторному дружелюбию предводительницы выживших находится объяснение: вскоре она обманом заставляет героя рисковать жизнью, чтобы продлить свою.

Авторы отрабатывают заявленную тему без иллюзий насчет моральных качеств выживших. Когда наступит конец света, каждый будет сам за себя, а спасающих человечество героев не найдется. Это честный, без поблажек, симулятор выживания после глобальной катастрофы. Здесь нужно не столько зрелищно расчленять зомби, сколько заботиться о надежном убежище, регулярно запасаться на день грядущий едой, бензином и пенициллином, искать кровати и запчасти, бегать в соседний поселок за стройматериалами. Девизом игры могла бы послужить брошенная одним из обитателей церкви фраза: «И не вздумай брать больше, чем заслужил».

Оставшиеся десять часов тема пользы обществу будет в State of Decay центральной. Хочешь пользоваться предметами коммуны и вообще оставаться под их крышей — плати. Поскольку деньги тут уже ничего не значат, расплачиваться придется условными единицами той самой пользы — «влиянием». В рамках механики игры это означает, что за взятую из общих запасов новенькую биту и пистолет 45-го калибра с вашего «счета» будет списано некоторое количество влияния. Заслужить его можно спасением других выживших, помощью в обороне церкви либо банально выторговать за ресурсы, такую же биту или дробовик — в цене все, чем так или иначе можно отбиваться от зомби.

Ходячие менеджеры

Номинальный экшен от третьего лица после таких усложнений едва не превращается в сложный экономический менеджер. Вместо бесшабашного избиения зомби металлической битой и созерцания разлетающихся мозгов приходится вести в голове сложные расчеты и прикидывать, что бы загнать за десяток патронов нужного калибра и самодельный глушитель. Вот старый будильник, например, и детскую игрушку, дурацкого звенящего бегемотика, точно нужно оставить — пригодятся для отвлечения шагающих трупов. Стелс-нотки здесь неожиданно сильны: в большинстве случаев разумнее всего оказывается отвлечь мертвецов детской погремушкой, а самому тихонько прошмыгнуть мимо.

Мародерство — основное занятие после конца света. Нас то и дело просят достать что-нибудь полезное. Раздобудь лекарства — где-то по соседству была ветеринарная клиника. Найди еду — лезь на вышку мобильной связи и ищи взглядом продуктовый неподалеку. Отыщи топливо — заправка на окраине ждет. Без всего этого коммуне придет конец уже через пару дней. Ресурсы в дефиците не только у выживших, но и в мире вокруг. Как только вы вынесли из дома все мало-мальски ценное, на карте он тут же будет зачеркнут, мол, ловить тут больше нечего.

Потом еще придется ставить в убежище парник, строить мастерскую (машины имеют свойство ломаться, и их количество на карте также ограничено), и даже искать специальную литературу по земледелию и садоводству. State of Decay вновь притворяется менеджером — отдельная вкладка в меню отвечает за строительство. Герой берет на себя обязанности типичного председателя ТСЖ, только вместо прохудившейся крыши приходится латать оборону церкви — ставить новую сторожевую вышку, а вместо разборок с шумными соседями искать управу на зомби — устанавливать ловушку на отдаленных форпостах (которые до этого нужно еще построить). Усилиями игрока коммуна будет прирастать новыми выжившими, и со временем потребует переселения в более просторное и защищенное помещение.

Одни из вас

Переезд — пожалуй, самый сложный момент во всей игре. Но куда более примечательны сами выжившие, и все благодаря тому, что главного героя тут фактически нет, а смерть бесповоротна. Рано или поздно придется переключаться между всеми персонажами и выполнять разные задания разными героями. Герои же эти — самые обычные люди, а не матерые спецназовцы. Повар отчаянно мажет из пистолета, а нарядная блондинка, отродясь не державшая в руке ничего тяжелее помады, еле-еле отбивается от зомби сковородкой. Благодаря постоянным тренировкам оба со временем превратятся в опытных истребителей мертвецов, но их страхи и проблемы никуда не исчезнут. Повар рискует уйти в запой, а у дамочки может случиться нервный срыв.

За редкими исключениями, героев State of Decay не назовешь запоминающимися, но даже таким «плоским» персонажам хочется верить. Просто потому, что так же вел бы себя самый обычный человек, окажись он в друг в центре зомби-апокалипсиса. Рутинная борьба за выживание подчас оказывается и важнее, и увлекательнее центральной истории или второстепенных миссий (где нужно, например, помогать армии или незнакомому шерифу из соседнего городка). Самые яркие впечатления от State of Decay обычно связаны с пустяковыми, на первый взгляд, вылазками, которые превращаются в настоящее приключение.

Как-то раз пошли со столяром снять стресс и снести пару гниющих голов бейсбольной битой. Наткнулись на огромную стаю зомби. Чудом добежали до ближайшего дома, забаррикадировались и уже почти попрощались с жизнью — мертвецы выломали забитые досками окна, — как нашли в прикроватной тумбочке «Кольт» и смогли отбиться. Или вот история, как поход за горючим закончился проведенной на вышке сотовой связи ночью — пришлось ждать, пока разойдутся особо опасные твари. Или про то, как попытка спасти еще парочку людей закончилась… бесславной смертью на первом же повороте по дороге из убежища. State of Decay прекрасна в своей честности: в случае «реального» зомби-апокалипсиса вы ведь, скорее всего, погибнете во время поиска припасов, а не пытаясь спасти человечество.

* * *

На первый взгляд, State of Decay вышла в фантастически неудачное время — всего за пару недель до могла бы с таким же успехом стать кинокартиной или книгой, то State of Decay полностью оправдывает свой формат. Вы не стали бы смотреть фильм, где героя убивают на пятой минуте во время неудачной вылазки за тушенкой или читать повесть, которая заканчивается на седьмой странице благодаря стайке зомби, засевшей в ветлечебнице. А вот в рамках игры такие коллизии выглядят совершенно органично. State of Decay — это и вправду самый честный конец света.

Статьи по теме: