Поменяйтесь местами те кто цель упражнения. Коммуникативные игры для детей. Игры на общение. Ритуалы завершения групповой работы

Экология жизни. Дети: Важно чтобы при организации игр не было соревновательных или директивных элементов, если ребёнок не хочет участвовать - не стоит заставлять его

Данные игры и упражнения я применяю во время групповых и индивидуальных занятий с детьми 5-8 лет. Они нравятся большинству детей и являются достаточно эффективными техниками, если работать последовательно. Важно чтобы при организации игр не было соревновательных или директивных элементов, если ребёнок не хочет участвовать - не стоит заставлять его. Рано или поздно он присоединится к игре сам.

Игра «Комплименты»

Эта игра повышает самооценку и акцентирует внимание детей на положительных качествах участников группы.

Ход игры: Вызывается первый желающий, он выходит за дверь комнаты. Ведущий записывает все комплименты, которые высказывают игроки в адрес основного участника, помечая, кто сказал конкретный комплимент. Группу ведущий предупреждает о том, что все комплименты должны быть только искренними, т.е. те свойства характера и качества личности которые действительно присущи основному участнику. Основной участник возвращается в комнату, и ведущий зачитывает весь список. Затем ведущий останавливается на каждом комплименте отдельно, а задача игрока угадать, кто из группы сказал комплимент. Игрок может назвать 3-х человек. Если угадал, то ему приплюсовывается балл за проницательность. Игра проводится как конкурс на самого проницательного.

Игра «Настроение и походка»

Игра направлена на снятие напряжения и мышечных зажимов.

Ход игры: Взрослый показывает движения и просит изобразить настроение: «Покапаем, как мелкий дождик, а теперь – как тяжелые, большие капли. Полетаем как воробей, а теперь – как орел. Походим как старая бабушка, попрыгаем как веселый клоун. Пройдемся как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Задумчиво пройдемся как рассеянный человек.

Проективное рисование «Подружись со своей тревогой»

Игра развивает творческое воображение , снимает эмоциональное напряжение.

Ход работы: Предложить ребёнку нарисовать страх (тревогу) в виде кляксы. Для этого листок бумаги сложить пополам, потом разогнуть и одну половину, измазать краской, лучше использовать темные тона. Потом снова сложить лист пополам разгладить, и снова развернуть – получится клякса. Можно спросить ребёнка: «страшная ли клякса?», «Как можно сделать её красивой (смешной)?» Предложить дорисовать ей позитивные черты (добрые глаза, бусы, бантик) или превратить её во что-нибудь хорошее.

Театрализованная игра "Насос и мяч"

Расслабляет максимальное количество мышц тела.

Ход игры: дети разбиваются на пары, в которых один- большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Его товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком "с". С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук "с", он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго "с" выпрямилось туловище, после третьего - у мяча поднимается голова, после четвертого - надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса. Из мяча с силой выходит воздух со звуком "ш". Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Затем дети меняются ролями.

Игра «Ветер дует на того..»

Игра даёт представления детям о общих интересах, сплачивает группу.

Ход игры: ведущий встаёт в центр круга и говорит: ветер дует на того, у кого косички, (кто любит мороженое, кто не любит математику и т.д). Дети, которые считают, что это про них подбегают в центр круга, к ведущему, другие остаются на месте. Затем ветер дует в другую сторону (ведущий просит детей занять свои места). Когда все сели на стулья ведущий называет следующую характеристику. Так можно играть 5-10 минут. Вариант игры: «поменяйтесь местами те, кто…»

Игра «Я дарю тебе»

Повышает самооценку, снимает мышечное напряжение.

Дети сидят или стоят в кругу, ведущий устанавливает зрительный контакт с одним из детей и говорит: «Имя, я дарю тебе котёнка (цветок, солнце, машину и т.д.)» при этом старается сделать движение, как будто бы он действительно передаёт этот предмет. Второму игроку в это время нужно принять подарок так, как будто это действительно котёнок (цветок и т.д.) Затем тот, кто принял подарок должен установить визуальный контакт со следующим игроком и тоже передать ему подарок. Игра длится до тех пор, пока все участники ни получат подарки.

Практически все предложенные игры и упражнения можно проводить также и со взрослыми.опубликовано

, взаимодействие родителей с детьми , психологический тренинг для родителей , тренинг для детей и родителей

В настоящее время особую актуальность в работе школьного психолога приобрели вопросы, связанные с взаимоотношениями взрослых и детей внутри семьи.

Тренинг, предлагаемый вашему вниманию, представляет собой второй этап программы обучения взрослых навыкам партнерского общения с детьми. Предполагается, что взрослые участники группы получили соответствующую подготовку на занятиях тренинга родительской эффективности (см. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок-2004”, раздел “Служба сопровождения”, Сацердова С.Н. “Тренинг родительской эффективности в системе работы школьного психолога”).

Целью данного тренинга является формирование навыков сотрудничества взрослого с ребенком на основе развития доверительных отношений в семье.

Тренинг предназначен для родителей учеников 1-3-х классов. В реальной работе, учитывая возрастные, интеллектуальные, личностные особенности участников группы, он может быть модифицирован для родителей старших дошкольников или младших подростков.

Тренинг рассчитан на 4 встречи продолжительностью 2 часа каждая с очередностью 1 раз в неделю. Состав группы 4 – 6 пар “родитель – ребенок”, то есть 8-12 человек.

В основе программы лежат методические разработки Ю.Б. Гиппенрейтер, И.М. Марковской, К. Фопеля, О.В. Хухлаевой.

После прохождения тренинга каждый участник будет уметь:

  1. Устанавливать теплые, доброжелательные отношения в семье и заботиться об их сохранении.
  2. Оказывать психологическую поддержку партнеру по общению.
  3. Учитывать при достижении собственных целей цели партнера по общению, даже если партнер – ребенок.
  4. Находить эффективные решения конфликтных ситуаций по типу “выиграть – выиграть”.
  5. Выбирать продуктивную стратегию общения осознанно и компетентно.

Проведение занятий предполагает помещение с наличием свободного пространства и стенами, к которым легко крепятся рисунки. В комнате должны быть несколько столов, стулья по количеству участников, магнитофон. Для проведения некоторых упражнений понадобятся бумага, цветные карандаши (фломастеры), скотч (кнопки), клубок ниток, повязки на глаза, свеча.

Общие замечания ведущему:

  • Данный вариант тренинга является игровым, так как дети младшего школьного возраста довольно быстро устают от групповых занятий и не имеют опыта рефлексии. Ведущему нужно внимательно следить за состоянием участников группы. Иногда есть смысл прервать упражнение, продолжив его с другими участниками после короткого отдыха или энергетической разминки.
  • Предметом обсуждения в группе являются взаимоотношения родителей и детей, возникающие во время выполнения упражнений; стратегии общения, которые выбирают партнеры (сотрудничество, соперничество, игнорирование и т.д.); новый эмоциональный опыт. Ведущему важно учитывать возраст детей, темперамент и личностные особенности участников, чтобы, с одной стороны, провести анализ упражнения, а, с другой стороны, не затянуть его, превратив в нудное мероприятие.
  • В программе подробно описано первое занятие, поскольку оно является самым важным для установления эмоционального контакта между участниками группы и ведущим. В дальнейшем приводится перечень и описание упражнений. В некоторых случаях даны ссылки на соответствующие источники.

Занятие 1

Цель: знакомство детей и родителей между собой, установление дружелюбной атмосферы в группе, активизация коммуникаций в семье.

Тем участникам, кто пришел на занятие раньше других, можно предложить нарисовать рисунки на темы “Автопортрет”, “Дружеский шарж на самого себя”, “Чем я люблю заниматься в выходные дни” и т.д. Это снижает эмоциональное напряжение, создает взаимный интерес у детей и взрослых, настраивает на дальнейшее общение. Перед началом занятия рисунки развешиваются на стенах комнаты.

1. Упражнение “Круг знакомств” (20 мин.)

Оборудование: доска для записей, пушистый клубок ниток.

Часть 1. Участники группы садятся в круг. Ведущий задает вопрос: “Как вы думаете, кто сегодня здесь собрался?” и записывает на доске варианты ответов – мамы и дети, люди, взрослые и не очень, и т.д. Когда вариантов набирается достаточно много, ведущий предлагает: “Давайте знакомиться!”, и начинается вторая часть упражнения.

Часть 2: игра “Паутинка”. В руках у ведущего – клубочек пушистой пряжи. Начиная знакомство, ведущий называет свое имя, обматывает конец нити вокруг своей ладони и перекатывает клубок кому-нибудь из детей. Каждого ребенка ведущий просит не только назвать свое имя, но и рассказать о своей маме (папе), для того, чтобы по описанию можно было угадать, кто из сидящих в кругу людей – его родитель. Можно задавать разные вопросы, например:

  • Какая твоя мама?
  • Что она любит делать?
  • Что ей нравится, что ей не нравится?

Взрослый, в руках которого оказался клубочек, рассказывает о своем ребенке. Прежде, чем перекатить клубочек следующему рассказчику, каждый член группы обматывает нитью свою ладонь так, чтобы “паутина” была более-менее натянута. Когда клубок возвращается к ведущему, он спрашивает: “На что похоже то, что у нас получилось?”. Ответов бывает много – сеть, паутина, звездочка, грибница и т.д. Ведущий обращает внимание группы на то, что в жизни наши взаимоотношения с близкими и друзьями напоминают подобное переплетение нитей.

В конце упражнения клубок сматывается в обратном порядке, при этом необходимо еще раз повторить все имена, чтобы участники запомнили их.

2. Упражнение “Поменяйтесь местами те, кто…” (10 мин.)

Ведущий убирает свой стул и встает в центр круга.

Инструкция: сейчас я скажу некое утверждение. Те из вас, к кому это утверждение относится, должны будут встать и быстро поменяться местами. Те, к кому это утверждение не относится, остаются сидеть на своих местах. Итак, поменяйтесь местами те, кто пришел сюда сегодня… кто любит мороженое… у кого есть брат.

Когда правило игры станет понятным всем в группе, ведущий при очередной смене мест занимает чей-нибудь стул. Оставшийся без стула участник группы становится ведущим.

Такая игра хорошо поднимает настроение в группе и сближает участников.

3. Принятие групповых правил (10 мин.)

Оборудование: большой лист бумаги, фломастеры, скотч или кнопки.

Ведущий говорит о необходимости принятия правил и предлагает каждому участнику выразить свое отношение к правилам: согласен с принимаемым правилом – подними большой палец вверх, не согласен – опусти палец вниз и расскажи, чем, по-твоему, это правило не подходит для тебя или группы.

Примерный перечень правил:

  • На занятии может говорить только один человек.
  • Говорить можно только в круг, нельзя шептаться с соседом.
  • Другим людям, даже близким, можно рассказывать только о том, что делал или чувствовал на тренинге ты сам. Нельзя рассказывать о том, как вели себя или что говорили другие участники группы.
  • Старайся участвовать во всех упражнениях.
  • Позаботься о себе сам: устал сидеть – тихонько встань, захотел попить – сделай это, не мешая другим, и т.д.

Правила лучше фиксировать в виде рисунков-символов на плакате. Это вполне может сделать кто-либо из участников группы. Плакат крепится к стене на все время работы группы.

4. Упражнение “Знакомство руками” (20 мин.)

Оборудование: повязки на глаза по числу пар, магнитофон, кассета с записью спокойной музыки.

Участники садятся на стулья в два круга: внутренний и внешний. Дети во внутреннем кругу сидят спинами друг к другу, перед каждым ребенком лицом к нему садится во внешний круг взрослый. Далее этот способ расстановки участников будем называть “каруселькой”.

Инструкция: сейчас мы попробуем необычный способ общения – руками. Взрослые, пожалуйста, завяжите детям глаза. Вернитесь на место. Закройте глаза, сделайте три спокойных вдоха и выдоха (включите музыку). Протяните вперед руки, найдите руки своего партнера. Поздоровайтесь с ними, познакомьтесь, подружитесь (все команды даются неторопливо). А теперь – поборитесь, поссорьтесь… и снова помиритесь, попросите прощения. А теперь – поблагодарите и попрощайтесь. Взрослые, откройте глаза и пересядьте на один стул вправо. Вам предстоит новая встреча. Закройте глаза, протяните вперед руки и т.д.

5. Перерыв 5 мин.

6. Упражнение “Рисунок вдвоем” (30 мин.)

Оборудование: листы бумаги формата А4, наборы цветных карандашей по числу пар, скотч или кнопки для крепления рисунков, магнитофон и кассета с записью спокойной музыки.

Инструкция: сейчас вы будете работать в парах родитель – ребенок. Я предлагаю каждой паре нарисовать рисунок, который будет называться “Наш дом”. Бумага и карандаши уже лежат на столах, найдите, пожалуйста, себе место (за каждым столом работает только одна пара). У вас есть 15 мин., чтобы выполнить задание, но вам нельзя договариваться о том, что вы будете рисовать, и вообще говорить друг с другом! После того, как все закончат, каждая пара представит свое произведение.

Во время выполнения упражнения ведущий может включить спокойную музыку.

На представлении работ (15 мин.) ведущий просит ребенка рассказать, как был нарисован рисунок, кто был инициатором идей, что помогало или мешало работе, каким образом договаривались о прорисовке деталей. Обсуждаются также те особенности взаимодействия родителей и детей, которые проявлялись на различных этапах выполнения задания: сотрудничество, соперничество, ориентация на интересы партнера или их игнорирование.

7. Завершение занятия (10 мин.)

Ритуал, который необходимо проводить в конце каждого занятия. Ведущий просит всех сесть в круг и по очереди коротко ответить на вопросы:

  • Что тебе запомнилось из сегодняшнего занятия?
  • Что показалось необычным?
  • Что для тебя было особенно трудно выполнить?
  • Если тебе было скучно, что в следующий раз ты сможешь сделать по-другому, чтобы изменить это отношение?

Такая практика чрезвычайно важна, поскольку делит ответственность за происходящее в группе между ведущим и участниками.

8. Родительский круг (10 мин.)

Если есть возможность сразу обсудить с родителями проведенное занятие, то предметом обсуждения могут быть типичные формы взаимодействия между детьми и родителями; отношения, возникающие между ребенком и взрослым во время выполнения упражнений; неожиданные для родителя поведенческие проявления ребенка в группе и т.п.

Занятие 2

Цель: формирование представлений о невербальных средствах общения, развитие умения понимать партнера без слов, развитие навыков сотрудничества.

1. Приветствие ведущего, актуализация важных для участников моментов прошлого занятия, определение задач сегодняшней встречи (10 мин).

2. Упражнение “Договорись взглядом” (5 мин.)

Инструкция: сейчас каждый из вас мысленно выберет себе партнера. Вам нужно будет договориться с ним глазами и одновременно встать со стульев (или поменяться местами, если участники не сидят, а стоят в кругу). Помните, пожалуйста, что кивать головой, подмигивать, махать руками запрещается.

Примечание ведущему: если упражнение идет легко, то после его завершения можно просто предложить обобщить, какие наши действия способствуют установлению контакта. Однако, довольно часто в группе есть дети, которые не могут включиться в эту игру. В этом случае игра приостанавливается, и анализ проводится сразу.

3. Упражнение “Волшебный ящик” (15 мин.) – см. , часть 2, стр. 45

Цель: тренировка воображения, развитие способности понимать жесты и движения.

4. Упражнение “Зеркало” (10 мин., выполняется в “карусельке”)

Оборудование: магнитофон, кассета с записью ритмичной музыки.

Инструкция: сейчас вы сможете потренировать и свое воображение, и свое умение внимательно наблюдать за партнером. Сначала те, кто стоит во внутреннем кругу, будут зеркалом. Их задача – точно повторять движения, которые показывают партнеры, стоящие во внешнем кругу. Потом вы поменяетесь ролями.

Во время упражнения ведущий может включить ритмичную музыку.

5. Упражнение “Старенькие бабушки” (15 мин.) – см., стр. 43

Оборудование: повязки на глаза по числу пар, две длинных веревки или мел.

6. Перерыв 5 мин.

7. Упражнение “Угадай, чьи руки” (20 мин.)

Оборудование: повязки на глаза по числу пар.

Инструкция: сначала дети наощупь определяют, кто кем является, пытаясь угадать имя. Затем родители находят с завязанными глазами руки своего ребенка. Подробнее см. , стр. 103.

8. Упражнение “Мигалки” (5 мин.)

Инструкция: вам нужно разбиться на пары. Один человек из пары садится в круг, другой встает за его стулом. Руки у стоящих спрятаны за спиной. Перед одним из стоящих – пустой стул, это – водящий. Задача водящего – переманить к себе кого-нибудь из сидящих, подмигнув ему. Задача стоящих участников игры – удержать своего седока, положив руки ему на плечи. Если седок все-таки перебежал, то прозевавший становится водящим. Через некоторое время вы поменяетесь ролями.

9. Упражнение “Пальчики-предлагалки” (15 мин., выполняется в “карусельке”)

Часть1. Инструкция: сейчас вы будете встречаться в карусельке без слов. Если вы показываете партнеру кулак, то остаетесь на месте, всем существом демонстрируя, что вы отвергаете партнера. Если вы показываете партнеру один палец – значит, просто остаетесь без контакта; два пальца – рукопожатие и улыбка; три пальца – почти объятие, четыре – свободные объятия; пять – тесная близость (осуществление каждого выбора надо наглядно показать). Если в паре несогласованность в выборе, то контакт осуществляется по меньшему выбору.

Часть 2. Инструкция: каждый человек, стоящий во внутреннем кругу, обращается к своему партнеру со словами: “Я вижу в тебе…” и в течение 30 сек. говорит, а партнер только слушает. Затем те, кто стоят во внешнем кругу, обратятся к своим партнерам с такой же фразой. Когда они закончат говорить, то сделают шаг вправо, и произойдет смена пар.

После нескольких смен пар проводится аналогичное упражнение, начинающееся со слов “Мне нравится в тебе…”.

Часть 3. Повторяется первая часть упражнения.

10. Завершение занятия (10 мин.)

11. Родительский круг (10 мин.)

Занятие 3

Цель: развитие навыков сотрудничества в паре взрослый – ребенок, развитие умения работать в группе.

2. Упражнение “Монстр” (10 мин.) – см. , часть 2, стр. 83

Цель: развитие умения устанавливать контакт с помощью взгляда.

Примечание ведущему: перед началом игры нужно договориться, каким образом звать на помощь взрослых – “тетя Лена” или по имени-отчеству, что слишком долго. Обычно все охотно соглашаются называть себя по имени.

3. Упражнение “Сладкая проблема” (10 мин.) – см. , часть 1, стр. 132

Цель: развитие умения принимать совместные решения путем переговоров, учитывая как свои интересы, так и интересы партнера.

Оборудование: салфетки по числу пар, пачка печенья.

4. Упражнение “Корабль среди скал” (25 мин) – см. , часть 2, стр. 104

Цель: развитие умения сотрудничать в паре родитель – ребенок.

Оборудование: повязка на глаза.

5. Перерыв (5 мин.)

6. Упражнение “Ночной поезд” (20 мин.) – см. , часть 3, стр.70

Оборудование: повязки на глаза по числу участников.

7. Упражнение “Остров” (10 мин.)

Оборудование: два газетных листа, склеенных скотчем.

Инструкция: представьте себе, что произошло кораблекрушение, и вы – оставшиеся в живых пассажиры корабля. Перед вами – небольшой островок, размером буквально с газету, я ее сейчас положу на пол. Очень интересно, сможете ли вы разместиться на этом островке?

Примечание для ведущего: в начале игры газета свободно вмещает всех участников. После того, как группа легко разместилась на газете, ведущий говорит: “Очень хорошо! Но произошло наводнение, и островок уменьшился – газета складывается пополам. Как вы поступите теперь? Ни рвать, ни раздвигать газету нельзя”. Затем газета складывается вчетверо, и т.д.

8. Упражнение “Щепки на реке” (10 мин.) – см. , часть 3, стр. 96

Цель: развитие сплоченности группы.

9. Завершение занятия (10 мин.)

10. Родительский круг (10 мин.)

Занятие 4

Цель: развитие навыков межличностного общения, получение обратной связи от участников, завершение работы группы.

1. Приветствие ведущего, актуализация важных для участников моментов прошлого занятия, определение задач сегодняшней встречи (10 мин.)

2. Упражнение “Смеяться запрещается” (5 мин.) – см. , часть 2, стр. 28

3. Упражнение “Преодолей препятствие” (15 мин.)

Оборудование: стулья и столы для сооружения “препятствия” посредине комнаты.

Инструкция: сейчас вся группа соберется у одной из стен. Каждому из вас нужно добраться до противоположной стены. Для этого необходимо преодолеть препятствие. Можно это делать всей группой сразу, можно по очереди. После того, как все участники соберутся на той стороне, мы обсудим, как вы это делали.

4. Упражнение “Мост над пропастью” (15 мин.)

Оборудование: длинная веревка.

Инструкция: сейчас вы будете работать в паре “родитель – ребенок”. Пожалуйста, договоритесь, какая пара начнет работать первой, второй и т.д. Первая пара останется здесь, остальные выйдут за дверь, будут ждать своей очереди.

Дальнейшая инструкция дается по очереди каждой входящей паре: представьте, что вы – путешественники, находитесь сейчас в разных точках маршрута (участники расходятся довольно далеко друг от друга), и в один прекрасный момент своего путешествия вы оказываетесь по разные стороны вот этого моста (между участниками кладется на пол длинная веревка). Мост довольно узкий, река под ним бурная и холодная. Каждому из вас нужно перейти мост и, не задерживаясь, двигаться по своему маршруту дальше. Как вы будете это делать?

5. Упражнение “Аплодисменты по кругу” (10 мин.) – см. , часть 4, стр. 111

Цель: повышение уровня групповой сплоченности, снятие эмоционального напряжения.

6. Перерыв 5 мин. Упражнение “Дрожащее желе” (5 мин.) – см. , часть 2, стр.31

Цель: формирование позитивного настроя на предстоящую совместную деятельность.

7. Упражнение “Волшебный круг” (10 мин.) – см. , часть 3, стр. 87

Цель: развитие взаимного доверия в группе.

8. Упражнение “Создание статуи” (10 мин.) – см. , часть3, стр.85

Цель: развитие навыков межличностного общения.

9. Упражнение “Открытка” (30 мин.)

Оборудование: плотная бумага формата А4, карандаши, фломастеры.

Инструкция: каждый участник складывает лист бумаги пополам, кладет на внешнюю сторону “открытки” свою ладонь, обводит ее карандашом и пишет внутри “руки” свое имя. Открытки одновременно передаются соседу слева, который должен написать что-нибудь внутри. Открытки передаются до тех пор, пока каждый не напишет по предложению остальным.

10. Упражнение “Последняя встреча” (10 мин.)

Оборудование: магнитофон, кассета с записью спокойной музыки, свеча, зажигалка.

Инструкция: встаньте, пожалуйста, в большой круг. Я включу музыку, а вы закройте глаза, сделайте три спокойных вдоха и выдоха. Представьте себе, что наши встречи в группе закончились, вы идете домой. Вспомните, какими вы пришли на первое занятие, чего ожидали от группы. Вспомните самые неожиданные, самые смешные, самые трогательные моменты. Подумайте о том, что вы не сказали группе, но хотели бы сказать. Через минуту у вас будет возможность это сделать (пауза). Сделайте глубокий вдох, откройте глаза и скажите это.

Примечание ведущему: к этому моменту нужно зажечь свечу. Ведущий говорит слова благодарности кому-то из участников и передает ему горящую свечу. Когда выскажутся все желающие, и свеча побывает в руках у каждого члена группы, ведущий произносит заключительные слова, протягивает свечу на ладони в центр круга, жестами просит группу подойти ближе и единым выдохом задуть свечу.

Список литературы

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: МАСС-МЕДИА, 1995. – 240 с.
  2. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: ООО Издательство “Речь”, 2000. – 150 с.
  3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. – М.: Генезис, 1998.
  4. Хухлаева О.В. Лесенка радости. Коррекция негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте. Методическое пособие для психологов детского сада и начальной школы. – М.: Изд-во “Совершенство”, 1998. – 80 с.

Детские коммуникативные игры, а также игры на общение на детском сайте Твой ребенок.ру!

Семейно-социологический опрос

Данное игровое упражнение состоит из трех взаимосвязанных этапов:

1-й этап: Каждый из игроков, "вооружившись" ручкой и бумагой, в течение определенного времени обходит всех участников праздника, задавая каждому один и тот же вопрос, записывая ответ, имя, фамилию и еще какие-либо данные (знак Зодиака, хобби, любимая телепередача и т.п.) отвечающего.

Таким образом, если на празднике, к примеру, пятнадцать человек, то у каждого "семейного социолога" должно быть четырнадцать ответов. В опрос можно включить также и тех, кто непосредственно не участвует в игре.

То есть у незнакомых людей в первые же минуты нахождения на празднике появляется "официальный повод" для общения и знакомства и они получают первую информацию друг о друге, на основе которой начинают или продолжают строиться их дальнейшие взаимоотношения.

Здесь, как и в любом другом игровом упражнении, возможны различные подходы: 1) организатор игры может заранее подготовить какие-то вопросы для участников, ответы на которые могут пригодиться ему в дальнейшем, например, для проведения какой-нибудь викторины или любого другого конкурса;

2) сами участники определяют вопрос, ответ на который они хотели бы узнать у всех (данный подход безусловно "силен" тем, что игроки могут проявить инициативу, заинтересованность и самостоятельность, но, с другой стороны, существуют здесь и различные "минусы", например, не исключено, что многие вопросы у разных участников могут повторяться, а это может сделать сам процесс и результаты игры менее привлекательными).

2-й этап: Анализ полученных результатов, в ходе которого участники готовят короткое выступление перед всеми по своему вопросу (вернее, по ответам на него), т.е. они могут подсчитать процентное соотношение ответов, просто количество одинаковых ответов; систематизировать ответы по возрастному, половому, семейному и прочим признакам; сделать какие-либо свои выводы (в том числе шутливые), основанные на полученных данных и т.п.

3-й этап: Непосредственно выступление с докладом, т.е. у выступающих появляется возможность "показать себя", а у "зрителей" - просмотреть небольшую творческую программу.

Данные "социологического опроса" можно использовать затем при подготовке различных стенгазет или остроумных информационных листков, вывешиваемых здесь же, на празднике и т.п.

Моя "визитная карточка"

Это игровое упражнение по форме проведения напоминает всем известную игру "Снежный ком".

Участники игры садятся в круг. Один из них, например, говорит "Меня зовут Миша, я люблю пельмени"; следующий говорит "Меня зовут Андрей, пельмени я тоже люблю, особенно со сметаной, но еще я люблю играть на гитаре"; третий говорит "Меня зовут Сергей Владимирович, пельмени я не люблю, так как недавно съел их очень много; на гитаре играть не умею, хотя мечтаю научиться, но зато я хорошо играю в футбол" и т.д. То есть каждый из участников, выступающих с "визиткой", сначала повторяет все вышесказанное, но по отношению к себе, а затем добавляет еще что-то свое. Таким образом, все имеют возможность сказать о себе и узнать о других.

Варианты:

Компот.

Участники располагаются в кругу. Их задача - приготовить некий "компот". Сделать это можно следующим образом: первый участник называет какой-либо фрукт (или ягоду), который он кладет в "коллективный компот", при этом называемый им фрукт (или ягода) должен начинаться на ту же букву, что и его имя (или фамилия), например, Ира - ирга, Гена - груша, Лена - лимон и т.д. Каждый участник должен сначала назвать имена тех, кто уже положили в "компот" что-либо и что именно они туда положили, а потом уже назвать своё имя и тот фрукт (или ягоду), который он собирается положить, например: "Сергей положил смородину, Аня - абрикос, Кирилл - калину, Илья - изюм, меня зовут Антон и я положу в "компот" алычу".

Участники называют компоненты, необходимые для приготовления "супа": Михаил - мясо, Павел - перец, Владимир - воду, Люба - лавровый лист, Коля - крупу, Рита - рыбу, Оля - огурцы и т.д.

Кругосветное путешествие.

Участники называют страны, которые они хотели бы посетить: Игорь - Италия, Галя - Греция, Саша - Судан, Петр - Парагвай, Маша - Мексика, Лена - Люксембург, Яна - Япония и т.д. Можно дополнительно поставить условие, что участники должны называть только те страны, которые они действительно хотели бы посетить.

Профессиональное обучение.

Участники называют профессии (специальности), которым они хотели бы обучиться: Слава - сантехник, Полина - педагог, Андрей - актер, Женя - журналист, Оксана - окулист и т.д. Здесь также можно дополнительно поставить условие, согласно которому участники должны называть только те профессии, которым они действительно хотели бы обучиться.

Я возьму с собой в поход

Участники называют предметы, которые могут быть необходимы в туристическом походе: Роман - рюкзак, Костя - коврик, Петр - палатку, Таня - топор и т.д.

Пресс-конференция

Всем участникам игрового упражнения выдаются небольшие карточки, на которых они пишут по одному вопросу (или несколько), обращенному к кому-либо из участников праздника. Затем все карточки собираются организатором игры, который зачитывает вопросы, а те из игроков, кому адресованы эти вопросы, всячески на них отвечают.

Вопросы могут не подписываться - в этом случае игру можно назвать "Анонимная пресс-конференция". Данный момент позволяет делать игру более интересной, так как (об этом свидетельствует опыт) вопросы становятся более интересными и прямыми, особенно, когда дети задают вопросы своим родителям, но тогда педагогу необходимо отслеживать, чтобы не прозвучало вопросов, которые могли бы обидеть кого-либо из участников игры, типа

"Почему Аня такая толстая?" и т.п. Организатор игры, в зависимости от ситуации, может комментировать вопросы или ответы, но, делая это, необходимо быть корректным и чутким, чтобы случайно не обидеть кого-нибудь из участников.

Цифровая биржа

Игра рассчитана на 10-15 человек. Каждому участнику выдается определенное количество (например, десять) небольших карточек (это могут быть просто мелко нарезанные бумажки), на каждой из которых проставлены или проставляются участниками цифры от 1 до 10.

Задача игроков заключается в том, чтобы собрать 10 карточек с одной какой-нибудь цифрой. Побеждает тот, кто сделает это самым первым.

Как показывает опыт, данная задача усложняется, в первую очередь, тем, что иногда несколько человек начинают собирать одну и ту же цифру, в результате чего обязательно проигрывают, если кто-то не уступит.

В процессе игры необходимо договариваться с людьми, у которых есть собираемая цифра, осуществляя своеобразный "бартер", т.е. меняя "ненужные" цифры на "нужные".

Варианты:

Коллекция.

Каждому участнику выдается по 10 небольших карточек, после чего ведущий называет 10 различных областей (фрукты, птицы, рыбы, страны, напитки и т.д.), из которых участники и выбирают то, что написать на карточках. Например, ведущий говорит "Овощи", следовательно, каждый участник может написать на одной из карточек название того или иного овоща. После того, как участники заполняют все 10 карточек, организатор игры ставит перед ними задачу: собрать посредством обмена (так же, как и в предыдущем упражнении) какую-либо определенную область: 10 карточек с названиями фруктов, 10 карточек с названиями птиц, 10 карточек с названиями рыб и т.д.

При этом можно, в зависимости от количества и (или) потенциальных возможностей участников, ставить различные условия выполнения поставленной игровой задачи, например, собирать можно только неповторяющиеся названия (если участник собирает названия фруктов, то у него не должно быть нескольких карточек "яблоки" или "киви", а только неповторяющиеся названия) - в этом случае, конечно, выполнить задание будет значительно сложнее, но при этом участники должны стараться быть по-возможности оригинальными, используя достаточно необычные варианты. Опыт проведения данной игры показывает, что если в первый раз, выбирая, к примеру, какое-либо дерево, многие из участников пишут на карточках преимущественно "береза", "дуб", "тополь", т.е. наиболее известные участникам деревья, то затем, в последующих играх, они стараются быть более оригинальными, выбирая менее привычные для них породы деревьев: бук, граб, ясень, баобаб и т.п.

Собери картинку (текст).

Для этой игры необходимо заранее приготовить несколько старых журналов и газет (так, чтобы на каждого участника приходилось по одному листу из какого-либо одного журнала). Каждый лист разрезается на 10 (можно больше или меньше) частей. Затем все получившиеся части перемешиваются и каждый участник вытягивает 10 частей из общей кучки. После того, как все части будут вытянуты, организатор игры дает команду и участники начинают собирать тот или иной из разрезанных журнальных листов, обмениваясь (как и в предыдущих упражнениях) по принципу "один на один".

Можно попросить участников, чтобы они написали на листах какие-либо тексты, например, стихи или поздравления имениннику. В этом случае, после того, как листы будут разрезаны и розданы, каждый должен собрать именно свой лист или (что, конечно же, значительно сложнее и предполагает знание почерков друг друга) лист какого-либо определенного человека.

Побеждает тот, кто первым правильно сложит лист.

Участники произвольно двигаются по игровой площадке, изображая "броуновское движение". Они - "атомы". По команде ведущего "Молекулы по три!" все участники быстро разбиваются на группы по три человека в каждой. "Атомы", не успевшие стать частью "молекул", либо выходят из игры (в этом случае игра продолжается до тех пор, пока не останется два-три игрока), либо выполняют какие-то творческие задания.

Эту игру можно использовать и как составную часть или этап каких-либо более продолжительных игр и упражнений (см. игровое упражнение "Социальные роли") или мероприятий (например, когда на каком-либо празднике большое количество людей нужно быстро разбить на команды по 5 человек в каждой).

Фруктовый салат

Эта веселая игра рассчитана минимум на 12 человек. Участники игры должны сесть в круг так, чтобы у каждого было свое определенное место, например, если участников игры 12 человек (не считая организатора), то и стульев должно быть столько же. Ведущий становится в центр круга и называет 3-4 (в зависимости от количества участников) вида фруктов: бананы, яблоки, апельсины, груши. Каждый участник должен выбрать себе один из видов (можно раздать участникам игры карточки, на которых обозначен какой-либо фрукт, чтобы предотвратить неравное деление). После того, как каждый участник игры выбрал себе какой-либо фрукт, ведущий начинает игру.

Ход игры: Ведущий громко называет какой-либо из обозначенных фруктов, после чего те игроки, что выбрали названный ведущим фрукт, должны быстро поменяться местами. Ведущий стремится занять освободившееся место. Участник игры, которому не хватило места, становится ведущим. Если ведущий говорит слова "Салат" или "Тарелка", то местами должны поменяться все участники игры.

Варианты:

Букет.

Участникам предлагается выбрать один из 4-х (либо больше) названных ведущим цветков (например, "розы", "ромашки", "фиалки" и "пионы"). Далее игра развивается так же, как и предыдущая, т.е. ведущий быстро называет какой-либо из цветков, после чего те из участников, кто выбрал названный цветок, должны быстро поменяться местами. Если ведущий говорит "Букет", то местами меняются все. Задача организатора игры также состоит в том, чтобы успеть занять освободившееся место.

Почта.

Как и в предыдущей игре, участники сидят или стоят в кругу, в центре которого располагается ведущий. Каждый участник игры называет какой-либо город: Москва, Тюмень, Париж, Сочи и др. Названия городов не должны повторяться. Ведущий громко и быстро говорит: "Я пишу письмо из Тюмени в Москву", после чего игроки, выбравшие эти города, должны успеть поменяться местами. "Успеть", потому что ведущий, в свою очередь, тоже стремится занять освободившееся место. Участник игры, оставшийся без места, становится ведущим.

"Оё-ёй!".

Всем участникам, стоящим или сидящим в кругу, даются номера, то есть, если участников - 12 человек (вместе с ведущим), то и номеров тоже должно быть 12 (с 1 до 12). Номера не должны повторяться. Ведущий называет два каких-либо номера (из тех, что задействованы в игре). Участники, играющие под названными номерами, чтобы увидеть друг друга, должны громко закричать "Оё-ёй!", хлопая себя при этом по ногам или в ладоши, после чего они должны успеть поменяться местами. Ведущий стремится занять освободившееся место. Участник игры, не успевший занять какое-либо место, становится ведущим.

"Поменяйтесь местами те, кто..."

Ведущий громко говорит "Поменяйтесь местами те, кто умеет водить машину (умеет плавать, считает себя умным, делает по утрам зарядку, любит читать фантастику, больше трех раз смотрел фильм "Служебный роман", пишет стихи, умеет играть на гитаре, серьезно занимается спортом и многое другое)". Преимущество данного варианта, в сравнении с вышеприведенными, состоит в том, что, во-первых, в данной игре невозможно предугадать то, сколько человек в той или иной ситуации пожелает поменять место (ведь невозможно заранее предсказать, сколько человек (и кто) считают себя умными людьми), что делает игру более напряженной и интересной, а, во-вторых, участники игры или наблюдающие за ней, могут узнать друг о друге много интересного.

Данные игры не требуют какой-либо специальной подготовки и проводить их могут сами ребята. Проходят они, как правило, в веселой и непринужденной обстановке и очень нравятся как детям и подросткам, так и молодым людям и даже взрослые в них играют с удовольствием.

Остров.

При подходе к проведению данной игры также возможны различные варианты и, в первую очередь, это касается вопроса разделения (или не разделения) участников на группы, то есть, либо все участники праздника могут участвовать в создании одного Острова (в этом случае желательно, чтобы количество участников не превышало 10 - 15 человек), либо группа может быть разделена на две или несколько микрогрупп. Организатором этого игрового упражнения определяется:

  • количество микрогрупп и участников игры в каждой микрогруппе;
  • какие участники и в какую микрогруппу попадают, например, женская и мужская группы, детская и взрослая, каждая семья - это отдельная микрогруппа и др.;
  • внести ли в игру дополнительный элемент соревновательности (т.е. сделать что-то вроде конкурса на "самый-самый" Остров), чтобы таким образом стимулировать творчество и активность участников или играть "на интерес".

Суть игры: Каждой микрогруппе выдается лист ватмана и карандаши (ручки, фломастеры) и ставится задача - создать (нарисовать вид сверху) остров. То есть участники определяют и рисуют его форму (конфигурацию), ландшафт (ручьи, горы, реки, озера, леса), какие-то объекты (населенные пункты, отдельные дома и строения, стратегические и промышленные объекты и т.п.). Ими также определяется и фиксируется количество и состав людей, населяющих остров, общественный строй и государственное устройство, полезные ископаемые, промышленность, сельское хозяйство и многое другое.

Если над созданием острова работала одна группа, то представитель ее или все участники должны защищать свой проект перед "специальной комиссией", состоящей из тех, кто не принял участие в игре и отвечая на их вопросы. Если же микрогрупп было две или несколько, то защита проектов может проходить перед оппонентами, которые также могут комментировать защищаемый проект и задавать его создателям различные, в том числе и каверзные, вопросы. Во втором случае возможны следующие подходы к финалу игры: либо перед членами всех групп ставится задача - на основе уже имеющихся проектов создать единый проект (сделать это будет очень нелегко, особенно в том случае, если проекты будут различаться между собой по каким-то принципиально важным признакам), либо выбрать из всех проектов "самый-самый" (возможны также всякого рода номинации: "самый отдыхающий остров", "самый красивый остров" и т.п. и каким-то образом поощрить их создателей (например, дать им самый большой кусок праздничного пирога).

Волшебные тройки

Участники игры разбиваются на группы по три человека в каждой (сделать это можно, сыграв в "Атомы - молекулы"). Затем организатор игры сообщает задание: тройка должна выработать общее решение, например, когда, где все члены тройки должны встретиться, для того, чтобы купить какой-либо (какой?) подарок и пойти к кому-либо (к кому именно?) в гости. Но ситуация осложняется тем, что каждый участник лишен одного из каналов восприятия или передачи информации: один слепой, зато он слышит и говорит; другой глухой, но может видеть и двигаться; третий немой: он все видит и слышит, но при этом не может говорить. Для полноты ощущений можно предложить участникам завязать глаза, заткнуть уши, закрыть рот ладонью и т.д.

Игра учит ценить то, к обладанию чему многие привыкли - различные каналы восприятия мира. Кроме того, игра развивает взаимопонимание, стремление искать и способность находить выходы из тупиковых ситуаций.

Молчаливое рисование

Участники игры делятся на несколько групп по 5-7 человек (желательно, чтобы количество участников в группах было равным). Каждой группе выдается по листу ватмана. Листы ватмана прикрепляются скотчем к столам, за которыми участники игры работают (если столов нет или их мало, то можно прикреплять листы к полу или к стенам). Всем участникам выдаются кисточки и краски (можно давать цветные карандаши, фломастеры, маркеры, но кисточки с красками - это самый лучший вариант).

По условию игры участники должны (ни в коем случае не договариваясь заранее) молча (можно предложить, чтобы они одной рукой закрывали рот) в течение определенного времени (5-10 минут) нарисовать что-либо.

Можно поставить условие, что картина должна быть целостной, а не состоять из отдельных и ничем не связанных рисунков. Также можно заранее оговорить тематику групповых картин ("Лето", "Космос", "Идеальный дом", "Наша квартира", "Наша семья" и др.). Желательно, чтобы процесс "молчаливого рисования" сопровождался какой-либо музыкой (например, рок-н-роллом), подходящей к ситуации.

По окончании работы участники должны придумать названия к своим картинам. Также необходимо, чтобы все участники (внутри групп или все, если их немного) рассказали о своих ощущениях и впечатлениях, которые у них были вызваны данной игрой.

Лучшие (на взгляд ведущего, жюри или самих участников) картины могут быть награждены. Все картины можно вывесить где-нибудь здесь же украсив таким образом пространство праздника.

Кудашов Г.Н., Заместитель директора по научно-методической работе ГАУ ДОД ТО "Областной центр дополнительного образования детей и молодежи", преподаватель ТюмГУ, руководитель молодёжного социально-творческого объединения "Искра", кандидат педагогических наук.

Цель: активизация участников группы.

Продолжительность: 5-10 минут

Ход проведения: участники сидят в общем кругу. Ведущий просит встать и найти себе новое место в кругу всех тех, кто обладает определенными характеристиками, например:

· имеет светлые волосы;

· имеет пуговицы на ботинках;

· считает себя добрым;

· в черных туфлях.

· любит играть в теннис.

· любит собак и т.п.

Пока участники меняются местами, ведущий занимает один из освободившихся стульев.

Участник, оставшийся без стула, становится ведущим. Игра продолжается 5-10 минут (до тех пор, пока группа не придет в активное работоспособное состояние).

Инструкция: Сейчас мы с вами выполним задание, которое требует от нас не только внимательности, но и быстроты реакции. Для этого мы уберем один стул. Я назову определенную характеристику, те, кому она подходит, должны встать со своих мест и поменяться местами. Тот, кто не успеет занять место, становится ведущим.

Вопросы:

· Как вы себя чувствуете?

· Что нового вы узнали о себе (или других) выполняя это задание?

Задание «Правила безопасного поведения в лесу во время разведения костра, обнаружении очага пожара»

Цель: знакомство участников с правилами безопасного поведения в лесу («Обращение с огнем»).

Необходимый материал: карточки (3 комплекта) с правилами безопасного поведения (Приложение 2).

Продолжительность: 20 минут

Ход выполнения: ведущий предлагает разделиться на три группы. Каждой группе раздается комплект карточек-правил. Школьникам предлагается познакомиться с содержанием карточек и разделить их на группы (классифицировать) по принципу: «Правила поведения при разведении костра в лесу», «Правила поведения при обнаружении пожара», «Правила поведения в очаге пожара», «Правила тушения небольших очагов пожара». После проведенной работы проводится ее анализ и обсуждение.

Инструкция : Сейчас вам нужно разделиться на три подгруппы. Каждая подгруппа получает набор карточек, на которых прописаны правила безопасного поведения в лесу в случае пожара. Ваша задача познакомиться с этими правилами и разделить их следующим образом: «Правила поведения при разведении костра в лесу», «Правила поведения при обнаружении пожара», «Правила поведения в очаге пожара», «Правила тушения небольших очагов пожара». Чтобы вам было удобнее работать, в каждой группе будут свои листочки-ориентиры с общим названием этих правил. Время работы 5 минут.

Вопросы:

· Как вы считаете, что такое лесной пожар?

· Какие могут быть причины его возникновения?

· Каковы последствия пожара в лесу?

· Как нужно себя вести, что бы предотвратить возгорание?

· Что можно сделать, если случилось небольшое возгорание?

· Что делать при обнаружении возгорания большой площади?

· Удалось ли вам разделить карточки-правила на предложенные группы?

Упражнение «Волна потягиваний»

Цель: снятие напряжения в группе, сконцентрировать общее внимание.

Продолжительность: 5 минут

Ход выполнения: все сидят в кругу. Ведущий медленно потягивается. Когда он закончит, человек стоящий слева от него, начинает медленно потягиваться, затем потягивается следующий участник и т. д., - таким образом, по кругу проходит волна потягиваний.

Инструкция : Сейчас я первым начну медленно потягиваться, ваша задача быть внимательным и, как только я закончу свое потягивание, стоящий слева от меня начнет делать то же самое – и так все по очереди.

Вопросы:

· Что у нас с вами получилось?

· Как вы себя чувствуете?

Задание «Правила поведения в лесу, в случае если человек заблудился…»

Цель: знакомство участников с правилами безопасного поведения в лесу («Если заблудился…»).

Необходимые материалы: кубарики (стикеры), ручки, информационные листы с правилами безопасного поведения (Приложение 3).

Продолжительность: 10 минут

Ход выполнения: ведущий раздает каждому участнику группы части кубарика (или стикеры) и ручки. Предлагается самостоятельно сформулировать правила безопасного поведения, в случае если человек заблудился и записать их - каждое правило на отдельно взятом листочке. После этого всем вместе предлагается разложить получившиеся правила так, чтобы их было всем видно. Если правила повторяются, то их складывают в общую стопу. Данная форма работы позволяет наглядно увидеть, какие правила знают большинство школьников, а какие нет. После обсуждения полученных результатов ребятам раздаются информационные листы, на которых прописаны правила «Что делать, если заблудился…».

Инструкция: Лето - особенная пора, когда поход в лес является одним из лучших способов спасения от городской жары и суеты. Здесь можно просто отдохнуть с семьей или друзьями, собрать грибы или ягоды, чем многие из нас и занимаются. Однако, к сожалению, и в таких безобидных и на первый взгляд простых занятиях таится угроза. Есть люди, не способные хорошо ориентироваться в лесных массивах, и возможность заблудиться среди них особенно высока.

Сейчас каждый из вас возьмет по несколько листочков-стикеров и ручки. Ваша задача самостоятельно подумать и написать (каждому индивидуально!) правила поведения человека, который заблудился в лесу. На каждом листочке записывайте только одно правило! На выполнение этой части задания вам дается пять минут…

Теперь каждый из вас озвучит те правила, которые он написал, и наклеит на доску так, чтобы их всем было видно. Если правила повторяются, то мы будем их клеить вместе (в одну стопку)…

Давайте посмотрим, что у нас с вами получилось и насколько мы информированы о том, как нужно себя вести в случае, если мы заблудились в лесу.

Вопросы:

· Как можно предотвратить подобную ситуацию?

· Знаете ли вы как ориентироваться в лесу?

· Что можно взять за ориентир в лесу?

Упражнение «Вопросы и ответы»

Цель: закрепление полученных в ходе занятия знаний.

Необходимые материалы: планшеты, клейкие листочки Post-it (стикеры), ручки.

Продолжительность: 15-20 минут

Ход работы: все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека, каждая мини-группа получает планшет и набор листочков Post-it. Каждая мини-группа должна в течение 5 минут придумать максимум вопросов по теме занятия (не менее 5), каждый вопрос разборчиво написать на отдельном листочке Post-it и наклеить на планшет. После этого мини-группы меняются планшетами и отвечают на полученные вопросы. Группам дается 5 минут на подготовку, после чего один представитель из каждой мини-группы рассказывает всем, какие вопросы они получили, и какие ответы на них придумали.

Инструкция: Сейчас мы снова разделимся с вами на небольшие группы. Для выполнения этого задания я даю вам планшет, набор листочков Post-it (стикеров) и ручки. Каждой группе нужно составить не менее 5 вопросов по теме нашего занятия, записать их на отдельных листочках и наклеить на планшет. Уточняю – каждый вопрос на отдельном листочке! Время работы – 5 минут. Время пошло…

Теперь группы поменяются своими планшетами и ответят на те вопросы, которые они получили. На это вам дается также 5 минут…

Вам нужно между собой договориться, выбрать одного представителя из каждой группы, который расскажет всем, какие вопросы вы получили, и какие ответы на них придумали.

Вопросы для обсуждения:

· Что получилось во время выполнения данного задания, и с какими трудностями вы столкнулись?

· Какие правила вам легче было воспроизвести, и о каких правилах вы забыли?

Упражнение «Дерево впечатлений»

Цель: получение обратной связи, подведение итогов.

Продолжительность : 5-10 минут

Спасибо всем за ваше внимание и продуктивную работу.

С помощью этой веселой подвижной разминки можно легко снять скованность и усталость участников, также оно предоставляет материал для дальнейшего обсуждения сходства между членами группы. Упражнение может быть приостановлено в любой момент, поэтому его хорошо проводить после перерывов, когда еще не все участники вернулись. Оно также помогает включиться в работу, настроиться на продолжение тренинга, повысить концентрацию внимания. Кроме того, с его помощью можно разбить стереотип размещения участников в кругу, вынудив их изменить расположение в пространстве и по-новому взглянуть на окружающий их мир.

Все участники сидят в кругу на стульях. Ведущий убирает свой стул и говорит, что он сейчас назовет одно качество или предмет, и те, у кого это качество (предмет) есть, должны будут поменяться местами. Участники должны стараться как можно быстрее занять освободившиеся стулья. Тот, кто не успевает занять место, становится ведущим. Каждый новый кон игры начинается словами «Пустйэ поменяются местами те, кто...».

Сначала имеет смысл вводить в игру простые признаки.

мер, ведущий может предложить поменяться тем, у о светлые волосы, у кого в одежде присутствует красный К°ет кто любит проводить свободное время с друзьями, и т. д. В дальнейшем формулировки могут быть более сложными, ебуюшими рефлексии участников и предоставляющими определенную диагностическую информацию. Например, меняются те, для кого свобода самовыражения важнее продвижения по карьерной лестнице; для кого в работе важнее коллектив, а не выполняемые обязанности, и др. Можно сформулировать инструкцию и таким образом, чтобы подчеркнуть, что участники получают шанс лучше узнать друг друга, а не только подвигаться и посоревноваться в скорости перемещения внутри круга.

Если тренер сочтет необходимым провести после данного психогимнастического упражнения обсуждение, оно может касаться того, какие из признаков оказались наиболее характерными для группы в целом, а какие носили менее универсальный характер.

Источник: Авидон И., Гончукова О.. Тренинги формирования команды. Материалы для подготовки и проведения. СПб.: Речь. - 280 с.. 2008 {original}

Статьи по теме: