Развивающие игры для детей кубики. Конспект занятия в первой младшей группе «Дети играют в кубики. Какие бывают кубики

Каких только игр не существует на свете! Есть игры подвижные, для которых нет лучше места, чем лесная полянка. Есть игры дворовые: им непременно нужна большая компания детворы. Есть настольные, которые уместятся на самом обычном столе… Но есть особая категория игр, для которых необходимо достаточно большое пространство, но при этом двор, пляж или лесная полянка не подойдут. А подойдет чистая, теплая поверхность, на которой можно посидеть и даже полежать, по которой легко катать машинки и мячики, где можно строить города и дороги и где так здорово устроить веселую борьбу с папой… Речь пойдет об играх на ковре. О самых простых домашних затеях, для которых не нужна особая подготовка, которые не таят в себе сложных сценариев, но которые любят все ребятишки без исключения. Особенно когда за окном трещит мороз и выбраться на прогулку удается не так часто, как летом. Итак, будем вспоминать игры, знакомые с детства. И конечно, придумывать новые, свои…

Ехала машина темным лесом

Не стоит думать, что игры с машинками интересны только мальчикам. Большинство маленьких девочек машинками тоже очень даже интересуются. Особенно если мама или папа предложат интересную игру. Для игр на ковре лучше подбирать машинки с крупными колесами, чтобы их можно было легко катать или инерционные. А уж сколько игр с ними можно придумать!

Игры на полу для детей 1-2 лет

C горки! Горку можно соорудить из наклоненной гладильной доски и скатывать с нее машинки на пол. Пусть малыш скатит по очереди все машинки из своего автопарка: тяжелые будут ехать быстрее, легкие - медленнее. Разнообразьте игру, выкладывая на пути машинок разные препятствия. Остановит ли машинку легкая картонная коробочка на пути? А большая книжка? Эта нехитрая игра даст малышу простор для экспериментов, поможет получить самые первые знания о свойствах предметов.

«Поймай меня!» Привяжите к машинке или любой игрушке на колесиках длинную веревку. Оставьте игрушку в комнате, где играет малыш, а сами спрячьтесь за угол и медленно потяните за веревочку. Пусть малыш поползет или пойдет за игрушкой, стараясь ее схватить. Игрушка немного поводит кроху по дому, а потом даст себя поймать. Иначе кроха может и расстроиться!

Игры на полу для детей 2-3 лет

Гонки . Малышу наверняка понравится идея узнать, какая из его машинок самая шустрая. Соберите на полу весь автопарк, обозначьте линию старта и выстройте на ней все машины. Теперь по очереди запускаем каждую машинку вперед и смотрим, какая уехала дальше. Можно поиграть и чуть иначе. Обозначив финиш, продолжаем запускать по очереди все машинки до тех пор, пока одна из них не достигнет финиша. Определяем тройку лидеров и строим для них пьедестал почета из кубиков.

Чудо-трасса. Из кубиков, конструктора, коробочек, книг, листов картона, линеек и других подручных средств сооружаем на ковре трассу для машинок. Добавим на пути шлагбаумы из карандашей, мосты из линеек, гаражи из коробок, парковки, заправки, зоны отдыха… Собираем машинки и отправляемся в путешествие.

Катится-покатится

Как правило, мы воспринимаем мяч как уличную игрушку. И это верно: в квартире слишком много хрупких предметов, которые жалко разбить. Но мы не станем наши мячики бросать - мы будем катать их по ковру, развивая ловкость и координацию движений.

Игры с мячом для детей 1-2 лет

«Ты мне, я тебе». Эта совсем простая игра, но малыши ее просто обожают. Усядьтесь с сыном или дочуркой на пол лицом друг к другу (ноги нужно расставить пошире в стороны) и начинайте катать небольшой мячик, стараясь прикатить его точно в руки: вы - малышу, а малыш - вам. Чтобы усложнить игру, сядьте подальше друг от друга. А еще можно играть одновременно двумя мячами. Если рассказать крохе, что мячик - это колобок, можно катать его, приговаривая потешку из сказки: «Я колобок-колобок, на сметанке мешон…»

С горки! Устройте горку из подручных средств - дощечки, большой книги, крышки от коробки, гладильной доски, приподняв один конец. Покажите малышу, как положить наверх горки маленький мячик, чтобы он скатывался вниз. Пусть теперь малыш попробует сам. А потом вы будете мячик катить, а кроха - стараться его поймать внизу.

Катится - не катится. А теперь пусть малыш попробует скатить с горки кубик. Получится ли у него так же, как с мячиком?

Игры с мячом для детей 2-3 лет

Боулинг. Это замечательная домашняя игр, прекрасно развивающая ловкость, моторику, координацию движений. Если у вас нет покупных кеглей, их с успехом заменят полулитровые пластиковые бутылки, наполовину заполненные водой и хорошо закрученные. Расставляем их в ряд, а затем по очереди с малышом катим мячик по полу, стараясь попасть по кеглям. Расстояние до мишеней увеличиваем постепенно.

Городки. Ну и что, что городки у нас будут не совсем настоящими! Все равно весело! Сначала строим вместе с малышом разные фигурки из кубиков или строительного набора, а затем сбиваем их мячиком, который катим по полу.

Веселое строительство

В арсенале игрушек любого малыша непременно должно найтись место самым обычным кубикам. Не имеет большого значения, будут они пластмассовые или деревянные (хотя деревянные предпочтительнее: все-таки натуральный материал). А еще можно строить разные постройки на полу можно из подручных материалов - стульев, коробок, диванных подушек… Ну как, поиграем в строителей?

Игры с кубиками для детей до года

Кубик на кубик. В самые первые игры с кубиками можно начинать играть с малышом, который уже умеет сидеть. Сначала мама строит башенки на глазах у малыша. А потом и малыш захочет попробовать поставить кубик на кубик. Это получится у него не сразу. Ведь даже захватить кубик ручкой для грудничка непростая задача.

«Бах!» Мама строит башню, а малыш с радостным визгом ее ломает. Для крохи это не просто веселая игра, но и возможность побольше узнать о свойствах предметов и понять причинно-следственные связи. Вот только башенка была целой, но если ударить по ней рукой, то кубики рассыплются, разлетятся по всей комнате…

Игры с кубиками для детей 1-2 лет

«Чух-чух». Соорудите «поезд», поставив два кубика один за другим. Теперь толкайте задний кубик в сторону малыша, чтобы оба кубика двигались. При этом можно приговаривать: «Чух-чух-чух…» Пусть и малыш построит такой же паровоз и пробует повторять за мамой: «Чух-чух, пых-пых!» А потом построим «поезд» из трех кубиков-вагончиков, а потом еще длиннее, и еще… Пусть малыш попробует управлять таким длинным составом из кубиков. Это не так-то просто! А потом посадите на один из кубиков игрушку. Нужно двигать кубики так, чтобы пассажир не свалился.

Дома и гаражи . Просто строить из кубиков не так интересно, как строить что-то важное и нужное. Например, домик. Или гараж для машинки. И не просто домик, а домик для зайчишки, которого хитрая лиса выгнала из избушки. И не просто гараж, а гараж вот для этой, самой любимой синей машинки… Пусть малыш пробует строить сам. Лучше не вмешиваться в его работу, а строить рядом что-то свое. Кроха будет следить за действиями мамы и повторять.

Дорожка. Можно не только строить дома из кубиков, но и выкладывать ими дорожки. Длинные-предлинные. По дорожкам могут бегать игрушки или ездить машинки. А еще «походите» по ним пальчиками.

Паровозик. Поставьте в ряд несколько стульев. Это будет поезд. Усадите на стулья пассажиров из числа любимых игрушек. Сначала машинистом побудет мама. Она будет сидеть на первом стуле-паровозе и изображать, как поезд движется: «Чух-чух-чух, ту-ту!» А потом побыть машинистом попробует малыш. Пусть попробует попыхтеть, как настоящий паровоз.

Игры с кубиками для детей 2-3 лет

Цветные дорожки. Подросшему малышу предложите не просто построить из кубиков дорожку, но и придерживаться определенной последовательности цветов. Сначала пусть построит только желтую дорожку. Или только синюю. А потом попробуем чередовать кубики. Например: кубик синий, кубик красный, и снова синий.

Выше и ниже. Постройте башню из нескольких кубиков, а малыш пусть сделает две другие, чтобы одна была выше вашей, а другая ниже. Это будут башенки для мышки и жирафа. Точно так же можно разбираться с понятиями «длиннее» и «короче», выкладывая из кубиков длинные и короткие дорожки.

Зоопарк. Постройте вместе с малышом зоопарк. В ход пойдут кубики, детальки строительного набора, коробки и т.п. Выкладываем вольеры (забор-оградку из кубиков), строим «скалы», придумываем «бассейны» для водоплавающих животных. Потом заселяем зоопарк игрушечными зверями. Дальше можно разыгрывать массу сюжетов: кормим зверушек, организовываем посещение зоопарка куклами, перевозим зверей на машинах из вольера в вольер, играем в «Звери убежали» и т.д.

Мебельная фабрика. Пусть малыш попробует соорудить из деталей строительного набора мебель для игрушек: стол, кресло, кроватку, табурет, пуфик. Потом поиграйте с этой самодельной мебелью вместе.

«Не упади!» Игра эта простая, но очень веселая. Строя башню вместе с малышом, ставьте кубики один на один по очереди. Ставить нужно осторожно, чтобы башенка не развалилась. Кто поставил последний, «критический» кубок и завалил башню - тот проиграл. Ему собирать разлетевшиеся по всему полу кубики…

Чья башня выше? А это - игра-соревнование. Кому удастся построить из кубиков самую высокую башенку - маме, папе или малышу? А, может, дедушке?


Игрушечная история

Игры с мягкими, резиновыми, пластмассовыми игрушками отлично подходят для дома. Усаживайтесь с малышом на мягком ковре, пододвигайте поближе коробку с игрушками и начинайте играть. Во что? Пусть подскажет фантазия…

До года

Все в коробку! Поставьте посередине ковра коробку с игрушками. Пусть малыш сначала все игрушки из нее вытащит, а потом покажите ему, как сложить игрушки обратно. Увлекшись, кроха может проделывать такую операцию несколько раз подряд. А что, если вместо одной коробки поставить две или даже три?

«Прыг-скок». Возьмите несколько мягких игрушек, подберите подходящие стихотворения или потешки. Усадите малыша на ковер, сядьте рядом. Возьмите одну игрушку, показывайте малышу, как она ходит по ковру, и рассказывайте о ней стишок. А потом пусть малыш попробует ее «поводить».

Котенок

Хоть котенок и игрушка,
У него есть хвост и ушки,
Носик розовый, блестящий.
Он совсем как настоящий!

Львенок

Львенок мой совсем не злой,
Потому что цирковой.
Он слегка похож на кошку,
А рычит лишь понарошку.

Лисичка

Хвост пушистый у лисички,
Черный носик и реснички,
Шубка всем зверям на диво
Поглядите, как красива!
(Ю. Каспарова)

1-2 года

Теремок. Расположившись на ковре, сложите в коробку несколько подходящих игрушек, затем вытаскивайте из коробки по одной и рассказывайте малышу сказку: «Вот мышка-норушка бежит. Кто-кто в теремке живет?» Сказка может быть любая: и «Репка», и «Колобок», и даже придуманная мамой на ходу, исходя из наличия «в хозяйстве» тех или иных персонажей. Показывайте малышу, как игрушки выполняют разные действия - бегают, прыгают, машут лапкой, спят… Меняйте тембр голоса под каждого героя, стремитесь получать от маленького зрителя эмоциональный отклик.

Веселая сортировка. Соберите в кучу на ковре все имеющиеся в наличии игрушки. Расскажите малышу, что зайчики хотят дружить с зайчиками, куколки - с куколками. Пусть кроха разделит игрушки на группы. Можно сделать несколько импровизированных столов из коробок и рассаживать каждый вид игрушек за свой стол. Пусть малыш при этом старается называть игрушку или произносит звукоподражание: «ав-ав», «мяу-мяу»…

Цветные перестановки . А теперь наши игрушки решили рассесться по цветам: за одним столом - белые, за другим - синие и т.д. Сначала помогайте малышу рассаживать игрушки правильно. Ближе к двум годам он будет легко справляться с этим самостоятельно.

2-3 года

Кукла идет гулять. Эта простая и полезная игра будет учить малыша аккуратности и любви к порядку, развивает речь, расширяет знания об окружающем мире. Приготовим куклу и одежду для нее и придумайте место для прогулки. Разложите на ковре импровизированные дорожки, постройте из кубиков домики, магазин, игровую площадку и т.п. Расскажите малышу, что кукла собирается на прогулку. Пусть малыш выберет из кукольного гардероба те вещи, которые ей понадобятся, а затем оденет куклу. Поощряйте малыша проговаривать свои действия: «Это платье. Надеваю платье на куколку…» Когда кукла будет готова, ведите ее на прогулку. По пути кукла может зайти в магазин, покачаться на качелях, сходить в зоопарк, зайти в кафе, встретить других кукол и зверей. А может, она выйдет на прогулку с собачкой? После прогулки кукла возвращается домой и переодевается в домашнюю одежду. Пусть малыш ее переоденет и аккуратно сложит одежду. Дальше можно покормить куклу, уложить спать или поиграть в сюжетную игру. Например, в «день рождения».

Магазин. Ваш малыш с удовольствием подхватит предложенную мамой сюжетную игру в магазин. Сейчас в детских супермаркетах продается множество аксессуаров для такой игры. Но даже без них организовать игру совсем не сложно. Собираем всевозможные коробочки из-под продуктов, пластмассовые овощи, конфеты и прочие подходящие «товары» для продуктового магазина. В хозяйственном магазине можно «продавать» детскую посудку, в мебельном - игрушечную мебель. Собачки, кошечки и прочие подходящие зверята станут товарами зоомагазина и т.п. Можно даже организовать на ковре целый супермаркет! В качестве денег могут выступать каштаны, желуди, ракушки, камешки, нарезанная цветная бумага. Пожалуй, подготовка к игре не менее увлекательна, чем сама игра. А теперь поиграем. Ну, кто первый будет продавцом?

Очередь. Выстройте на ковре очередь за лакомствами из игрушек. Командуйте малышу: «Первым в очередь стал мишка, вторым - пингвин, третьим - собачка, за ней - зайка…» Пусть малыш внимательно посмотрит на очередь, затем закроет глаза. Мама тем временем меняет местами мишку с собачкой. Малыш открывает глаза и пытается вспомнить первоначальный порядок. Игру можно усложнять, добавляя в очередь новые игрушки, меняя одни на другие и т.п. Так будем тренировать память, развивать внимание, мышление, сосредоточенность.

Полоса препятствий

Устроить дома полосу препятствий совсем не сложно. В ход пойдут стулья, диванные подушки, игрушки, коробки, кубики… Малыши очень любят подобные игры. К тому же, они прекрасно развивают ловкость, координацию движений, моторику и… смекалку!

До года

Тоннель. Из большой коробки можно сделать замечательный тоннель для умеющего ползать крохи. Он стает для него хорошим спортивным тренажером. Для этого вырежьте у коробки дно и верх. Посадите малыша на пол у одного конца тоннеля, сами сядьте с другой стороны и позовите кроху. Можно разнообразить игру, завесив ваш конец тоннеля полотенцем.

Баррикада. Это игра для малыша, уже уверенно ползающего на четвереньках. Устройте посередине комнаты «завал» из подушек и больших мягких игрушек (он не должен быть слишком высоким!). Можно использовать и коробки-тоннели из предыдущей игры. Затем сядьте на другой стороне комнаты и позовите малыша. Пусть постарается пробраться к вам, перелезая через препятствия.

1-2 года

Подземное путешествие. Для подросшего путешественника можно смастерить длинный тоннель сразу из нескольких коробок, склеив их скотчем. Вот это получится по-настоящему захватывающее приключение!

Канатоходец . Выложите на ковре дорожку из длинной ленты. Пусть малыш постарается по ней пройти, как канатоходец в цирке. Для большего сходства пусть возьмет в руки веер. Сначала выкладываем прямую дорожку. А затем усложняем задание: делаем повороты, петли и зигзаги.

2-3 года

Препятствия на дороге. Разложите на полу кубики в одну линию на некотором расстоянии друг от друга. Пусть малыш представит, что он маленький автомобильчик. Ему нужно пройтись змейкой, «объезжая» каждое из препятствий. Между кубиками можно не только ходить, но и бегать, прыгать и даже ползти.

Скачки. Помните, как мы строили барьеры для игрушечных лошадок? А теперь пусть лошадкой побудет малыш. Его задача - пробежать всю дистанцию по ковру и перепрыгнуть через препятствия из кубиков, не развалив их.

Болото. Разложите на ковре на небольшом расстоянии друг от друга подушки. Расскажите малышу, что ковер - это болото, а подушки - кочки. Задача малыша - перебраться через болото, прыгая по кочкам-подушкам. При этом можно весело квакать, представляя себя маленьким зеленым лягушонком.

«Помоги мишке». Игра похожа на предыдущую. Но теперь малышу нужно не просто перебраться через «болото», но еще и помочь игрушкам. Усадите на ковер несколько игрушечных зверят. Пусть теперь малыш берет в руки одну из игрушек. перебирается на другую сторону «болота», а потом возвращается за следующей.

Веселая дорожка. Возьмите листы цветного картона и обведите свои ладони и ступни - правые и левые, а затем вырежьте. Из вырезанных фигурок сделайте дорожку, разложив следы в произвольном порядке. А теперь предложите малышу пройти по этой дорожке руками и ногами, чтобы ладошки и ступни совпадали со “следами”. Здесь малышу потребуется ловкость, быстрота реакции, умение ориентироваться в пространстве. Чем младше ребенок, тем короче и проще должна быть дорожка.

Кубики - одна из самых простых и привычных игрушек. Но это не означает, что их нельзя использовать для развития как мышления, так и творческих способностей малыша. Обучая его игре с кубиками, мы тренируем его наблюдательность, память, внимание, а так же развиваем изобретательность и фантазию.

Начать можно уже в один год - просто покажите, как один кубик ставить на другой, чтобы получилась башенка. Вряд ли ребёнка в этом возрасте заинтересует процесс строительства - скорее всего, он будет стремиться разрушать, а не помогать вам строить. Что ж, энергию разрушения тоже можно направить в нужное русло - дайте малышу в руки мячик, и пусть он попытается сбить кубики именно им, а не рукой (настоящий боулинг!) Потом попробуйте увлечь ребёнка процессом сбора кубиков: пусть их нужно сложить в корзинку для, например, куклы. Кукла будет очень радоваться и каждый раз говорить «спасибо». Такое упражнение хорошо развивает моторику и координацию. А если кубики будут располагаться в разных частях комнаты, то ваш малыш заодно потренируется в ходьбе.

Когда ребёнок научится хорошо удерживать кубики руками, можно всё-таки попробовать увлечь его постройкой разных сооружений. Не обязательно начинать с домика - пусть это будет просто «дорожка», ведущая от одной куклы к другой. Не стоит требовать от ребёнка самостоятельной работы, он ещё слишком мал, лучше организуйте совместную игру. Например, действуйте по очереди, а когда малыш устанет - закончите работу за него. Обязательно обыграйте построенное сооружение - пусть по дорожке «пройдет» кукла. Если вы построили башню - пусть на неё «взберётся», например, мишка.

В возрасте старше 2 лет кубики послужат хорошим подспорьем в обучении понятиям цвета, размера, количества. Начать можно с элементарного «больше - меньше». Возьмите, к примеру, красные и синие кубики. Каких больше? Чтобы ответить на этот вопрос, покажите малышу, как группировать их парами: красный и синий, снова красный и синий… Для кубиков какого цвета не хватило пары - тех, значит, и больше. Возможно, с первого раза ребёнок не усвоит смысла этих действий - повторяйте их ещё и ещё раз, включая в разные игровые ситуации: мы ставим кубики в пары для танца, мы делаем пирожные из двух видов теста и т.д.

Если взять кубики, одинаковые по форме и размеру, то это будет практически идеальный материал для обучения цветам, так как малыш не сможет спутать понятие «цвет» с чем-то другим. Можно придумать массу заданий разной степени сложности: выбрать из кучи кубики определённого цвета, найти кубик такого же цвета, как тот, что у вас в руках, построить для жёлтой машинки жёлтый гараж, а для красной - красный.

Для развития внимания и памяти можно использовать забавные и несложные упражнения. Положите один кубик в коробку и потрясите её. Пусть малыш вслушается. Теперь положите два кубика и сделайте то же самое. Он услышал разницу? А теперь пусть по звуку попробует догадаться, сколько кубиков вы положили - один или два? Так же можно развлекаться, используя не звук, а ощущение веса. Сначала дайте в руки малышу коробку с одним кубиком внутри, а потом - с двумя. Сможет ли он в следующий раз понять, сколько кубиков в ней лежат? Задания можно усложнять, если брать не один-два кубика, а один-два-три и больше. Заодно и тренировка счета!

Из кубиков можно выкладывать разные узоры. Пусть сначала это будет импровизация, потом попробуйте ввести понятие последовательности: «Давай чередовать красные и синие кубики? Сейчас ты положил красный, значит, теперь кладём какой?» Вы можете придумать и выложить свою дорожку кубиков, а малыша попросить сделать такую же. Такое воспроизведение образца очень полезно для развития внимания.

Для детей постарше, 4-5 лет, конечно, уже интереснее конструкторы. Но и в этом возрасте кубики могут пригодиться, только используйте их по-другому: поставьте их на большой лист бумаги и попросите малыша их обвести. Это хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Что потом делать с этим изображением? Можно раскрасить в разные цвета. Можно дорисовать что-нибудь, чтобы получился определённый предмет или, к примеру, животное. Можно обвести сначала один кубик, а потом другой поверх этого контура - получится интересный узор. Придумайте картинку позапутаннее, а потом предложите ребёнку попробовать её воспроизвести - так же, как и вы, с помощью обводки кубиков. Таким образом развивается не только моторика, но ещё и наблюдательность, а также пространственное воображение,

Сейчас в продаже множество самых разных развивающих наборов с кубиками. Но увлекаться ими не стоит, ведь, как вы уже убедились, лучший материал для развития вашего малыша - это обычные, самые простые кубики без всяких излишеств.

Игра «Разноцветные кубики».

Задачи:

Материалы и оборудование:

  • Сюжетная картинка;

Для игры: по 5 кубиков черного, желтого цвета, наборы кубиков других цветов.

Ход занятия.

1 часть . Дети сидят за столами.

В-ль: Ребята, вы хотите играть в кубики? (Ответы детей). Сначала мы будем учиться строить фигурки из кубиков, а когда вы вырастите вы сможете строить дома.

2 часть. На моем столе лежат строительные формы: кубы, кирпичи, ворота (арка), длинные и короткие дощечки и палочки.

Вызываю к себе ребенка, прошу найти короткую (длинную) дощечку, короткую (длинную) палочку, предлагаю назвать предмет и его качество: короткая палочка, длинная дощечка. Прошу ребенка взять со стола любой предмет и сказать, каков он по ширине (несколько ответов), показываю детям, как можно сравнивать предметы: приставить их друг к другу, приложить один к другому и т.п.; потом убираю дощечки и палочки, отодвигаю стол.

3 часть.
Закончив рассказ, приглашаю детей подойти к картине и рассмотреть ее. Поощряю попытки построить такие же башню и ворота, как на картине.

4 часть.


Два - нагнулся. текстом
Руки в стороны развёл,


Нужно на носочки встать. Руки вверх, подъём на носки.

5 часть. "Разноцветные кубики."

Показываю детям 3 кубика черного и 3 кубика жёлтого цвета, произвольно их перемешиваю. При этом говорю, что кубики разных цветов. Затем предлагаю положить кубики одного цвета в одну сторону, другого цвета в другую сторону. Сначала выполняю эти действия сама, спрашиваю детей, куда положить кубики того или иного цвета. Показываю детям жёлтый кубик, спрашиваю у детей, где лежит кубик такого же цвета, куда его надо положить. Затем прикладываю жёлтый кубик вплотную к черному и говорю, что они разные, после этого прикладываю жёлтый кубик к жёлтому и говорю, что они одинаковые. Так я раскладываю первые две пары кубиков. При сортировке третьей пары предлагаю кому-либо из детей подойти к моему столу, показать, куда надо положить кубик одного, потом другого цвета. Затем дети поочередно выполняют задание, раскладывают по одной паре кубиков. Для того, чтобы все были обеспечены достаточным количеством материала, можно взять другие цветовые сочетания кубиков. Используются следующие сочетания цветов: красный-синий, жёлтый- фиолетовый, оранжевый- зелёный, синий- белый, черный- жёлтый. После этого каждому ребенку раздаю индивидуальный материал для группировки (по 5 кубиков одного и 5 кубиков другого цвета, перемешанных произвольно.) Чтобы исключить подражание друг другу при выполнении задания, детям, сидящим рядом, даю кубики разных цветов.

6 часть. Итог занятия.


С занятия дети уходят, сложив свои кубики в коробки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассматривание картины «Дети играют в кубики».

Игра «Разноцветные кубики».

Задачи:

  • Учимся внимательно слушать и наблюдать, понимать сюжет картины, отвечать на вопросы словом и предложениями, состоящими из 3-4 слов;
  • Расширение словаря прилагательными длинный, короткий; побуждение детей использовать эти слова в речи;
  • Активировать в речи детей слова - названия геометрических форм;
  • Формируем способность детей к диалогической речи.

Материалы и оборудование:

  • Сюжетная картинка;
  • Строительные формы: кубы, кирпичи, ворота (арка), длинные и короткие дощечки и палочки.

Для игры: по 5 кубиков черного, желтого цвета, наборы кубиков других цветов.

Ход занятия.

1 часть . Дети сидят за столами.

В-ль: Ребята, вы хотите играть в кубики? (Ответы детей). Сначала мы будем учиться строить фигурки из кубиков, а когда вы вырастите вы сможете строить дома.

2 часть. На моем столе лежат строительные формы: кубы, кирпичи, ворота (арка), длинные и короткие дощечки и палочки.

Вызываю к себе ребенка, прошу найти короткую (длинную) дощечку, короткую (длинную) палочку, предлагаю назвать предмет и его качество: короткая палочка, длинная дощечка. Прошу ребенка взять со стола любой предмет и сказать, каков он по ширине (несколько ответов), показываю детям, как можно сравнивать предметы: приставить их друг к другу, приложить один к другому и т.п.; потом убираю дощечки и палочки, отодвигаю стол.

3 часть. Показываю детям картину "Дети играют в кубики". Девочка сделала большие ворота. (Дети, покажите ворота, которые сделала девочка. Нравятся ли вам ворота? Вызываю ребенка построить такие же на столе, предлагаю сравнить ворота, сделанные ребенком с теми, что на картине, и даю образец высказывания.) Сверху ворота красные, а внизу жёлтые. Мальчик построил красные ворота. Что построил мальчик? (Хоровой и индивидуальные ответы) Мальчик в полосатой рубашке везёт кубики. Зачем мальчик в полосатой рубашке везёт кубики? (Будет строить дом, отдаст ребятам и т.д.) Что ещё вы видите на картине? (Ответы детей) Хорошо играть в кубики, интересно! Мальчик в черных штанишках построил высокую башню. Красивая получилась башня! Снизу жёлтая, а вершина - острая, красная. Девочка помогает ему. Она сделала ворота. Мальчик в полосатой рубашке- шофер. "Бип-бип!"- сигналит он детям. - "Я вам ещё кубиков привёз."
Закончив рассказ, приглашаю детей подойти к картине и рассмотреть ее. Поощряю попытки построить такие же башню и ворота, как на картине.

4 часть. А сейчас, ребята, давайте мы с вами немного поиграем. Физкультминутка.
Буратино потянулся, Выполняют движения
Раз - нагнулся, в соответствии с
Два - нагнулся. текстом
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашел. Жест сожаления
Чтобы ключик нам достать, Повороты вправо-влево.
Нужно на носочки встать. Руки вверх, подъём на носки.

5 часть. "Разноцветные кубики."
Цели: Учить детей фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов, формировать у них простейшие приёмы установления тождества и различия цветов однородных предметов; учить различать и называть цвета: жёлтый, черный; понимать слова: "цвет", "такой же", "разные"; формировать способность детей повторить простые и более сложные фразы.


Показываю детям 3 кубика черного и 3 кубика жёлтого цвета, произвольно их перемешиваю. При этом говорю, что кубики разных цветов. Затем предлагаю положить кубики одного цвета в одну сторону, другого цвета в другую сторону. Сначала выполняю эти действия сама, спрашиваю детей, куда положить кубики того или иного цвета. Показываю детям жёлтый кубик, спрашиваю у детей, где лежит кубик такого же цвета, куда его надо положить. Затем прикладываю жёлтый кубик вплотную к черному и говорю, что они разные, после этого прикладываю жёлтый кубик к жёлтому и говорю, что они одинаковые. Так я раскладываю первые две пары кубиков. При сортировке третьей пары предлагаю кому-либо из детей подойти к моему столу, показать, куда надо положить кубик одного, потом другого цвета. Затем дети поочередно выполняют задание, раскладывают по одной паре кубиков. Для того, чтобы все были обеспечены достаточным количеством материала, можно взять другие цветовые сочетания кубиков. Используются следующие сочетания цветов: красный-синий, жёлтый- фиолетовый, оранжевый- зелёный, синий- белый, черный- жёлтый. После этого каждому ребенку раздаю индивидуальный материал для группировки (по 5 кубиков одного и 5 кубиков другого цвета, перемешанных произвольно.) Чтобы исключить подражание друг другу при выполнении задания, детям, сидящим рядом, даю кубики разных цветов.

6 часть. Итог занятия.

Дети, хотите поиграть, возьмите кубики, воротики, кирпичики,- постройте башню, ворота.
С занятия дети уходят, сложив свои кубики в коробки.


Считается, что первые кубики для детей появились в продаже во второй половине XIX века. Но сколько столетий дети строят башенки и домики из кусочков спиленного дерева, сложно подсчитать. Кубики "развивают ручную ловкость и мелкую моторику, целенаправленность собственных действий, образное мышление и воображение" (psytoys.ru).

Сейчас они часто уступают место в детской различным конструкторам типа "Лего". Однако у кубиков есть целый ряд преимуществ:

  • они не сцепляются между собой и требуют от ручек ребенка большей ловкости и аккуратности;
  • по этой же причине они дают больше представлений о физических понятиях — равновесии, силе притяжения, весе, форме. Да-да, простые кубики;
  • они не навязывают ребенку готовых решений, дают ему максимальную возможность создавать самому, а не "потреблять".

Существуют наборы кубиков из неокрашенного дерева и неправильной формы. А игра и экспериментирование с простыми природными материалами, которые на вес и на ощупь такие же, как и на вид (в отличие от пластмассовых, которые могут изображать что-то, на самом деле этим не являясь — например, каменные стены замка), очень важны для гармоничного развития ребенка и формирования правильного представления о мире.

С хорошими кубиками ребенок может играть c раннего возраста до школы (и дальше, знаем из своего родительского опыта). "Первые игры с кубиками начинаются с экспериментирования (бросания, перекатывания, ощупывания), позже они становятся материалом для конструирования, а с развитием режиссерской игры кубики зачастую превращаются в предметы-заместители или строительный материал для сюжетных игр" (psytoys.ru) .

Какие выбрать кубики

Конечно, кубиков сейчас великое множество — пластиковые и тряпичные, звенящие, обклеенные зеркальцами и аппликациями, с буквами и пазлами. Несомненно, можно извлечь определенную пользу из этого пестрого многообразия, но мы считаем, что у маленького ребенка обязательно должны быть простые деревянные неокрашенные кубики.

Почему деревянные

"Предметы, окружающие маленького ребенка, должны быть понятными и простыми" . (К.Нойштюц "Кукла своими руками")

Кубик выглядит достаточно тяжелым. И если он не пластиковый и полый внутри, а деревянный, то, когда ребенок берет его в руку, он чувствует его вес. На ощупь он такой же, как и на вид, он не обманывает ребенка.

Ребенку интересно и важно знать, как сделаны игрушки. Вы можете просто объяснить ребенку, как изготовили такие кубики, показать дерево, деревянные заготовки, столярные инструменты.

Почему неокрашенные

"Все мы хоть раз в жизни лежали, глядя на пятно на обоях и воображая Бог весть что или обнаруживая в прожилках древесины черты лица либо формы животных". (К.Нойштюц "Кукла своими руками")

У дерева уникальная фактура, у каждой породы своя. Внешний вид и ощущение фактуры настоящего дерева обогащают опыт ребенка, давая пищу воображению.

Выбирая малышу кубики, обратите внимание на деревянные кубики неправильной формы (так называемые вальдорфские). Вот цитата из книги К.Нойштюц, которая живо описывает игру ребенка с такими кубиками: "А теперь понаблюдаем за Малышкой, когда она "строит" из столярных обрезков. Кусочки дерева не похожи один на другой, и прежде чем использовать их для постройки стены, нужно каждый взвесить на ладони, рассмотреть, свести вместе то, что говорят глаз и рука, и на уровне подсознания вынести решение, куда положить этот кусочек, чтобы он не потерял равновесия и не упал. Затем Анна должна осторожно положить его на выбранное место и удостовериться, что он не соскользнет. Разные по величине и форме обрезки дерева обогатят опыт Анны много больше, чем детали "Лего". Деревяшки можно и видоизменить: покрасить, соединить гвоздями, — а если они наскучат, то и просто сжечь!".

Участие взрослого крайне важно для развития детской игры, особенно сейчас, когда малыши раннего возраста часто лишены общества детей постарше. "Дети копируют нас, потому что любят, потому что хотят на нас походить" (К.Нойштюц) .

Подарить малышу первые кубики имеет смысл, когда ему уже исполнилось 9 месяцев или даже 1 год . Начинать игру с кубиками хорошо с пряток... Кубики можно спрятать под платочек или в мешок из ткани и слегка их потрясти. Звук привлечет внимание малыша и вызовет его любопытство. Дайте ему возможность самому обнаружить источник и хорошенько изучить новую игрушку. Когда интерес начнет иссякать, покажите ему, как построить башенку из кубиков, и дайте возможность разрушить ее. Эта игра, наверняка, надолго станет любимой.

С 1,5 лет из кубиков (для начала будет достаточно 6 штук) можно строить не только башенку, но и домики с окошками: поставьте два кубика на небольшом расстоянии друг от друга, а сверху накройте третьим. Если у малыша получается, то попробуйте строить домик из большего количества кубиков. Из плоских "кирпичиков" можно выкладывать дорожку или строить заборчик. Покажите малышу, как можно использовать готовые постройки — по дороге может проехать паровоз, а в окошко выглядывать и махать лапой любимая плюшевая игрушка.

В это же время можно начинать экспериментировать с набором кубиков и шариком или небольшим мячом. Малышу интересно будет скатывать мячик с горки, катить по дорожке, закатывать в ворота. Чтобы вызвать еще больший интерес к игре, в нее можно вводить сюжет (например, про Колобка).

В 2 года стенку из кубиков можно использовать для игры "в прятки" с маленькими фигурками. За этой стенкой могут прятаться поросята или козлята от волка.

Дошкольник младший (3-4 года)

В этом возрасте малышу нужно уже довольно много кубиков. Попробуйте предложить соревнование — кто сможет построить самую высокую башню, ребенку уже вполне по силам посоревноваться с вами. Предлагайте сюжетные игры — постройте несколько домиков, поселите в них маленькие игрушки, пусть зверята ходят друг к другу в гости. Кубики уже могут выполнять роль не только строительного материала, но и предметов-заместителей: мебели, машины, овощей или даже праздничного торта.

Дошкольник старший (5-6 лет)

"В этом возрасте ребенок, играя, черпает вдохновение в собственных своих представлениях... В пяти-шестилетнем возрасте сознание ребенка расширяется настолько, что он начинает постигать более общие взаимосвязи. Так, он интересуется смыслом того, что мы делаем, и его действия обретают новую целеустремленность. Все, с чем он сталкивается в жизни, перерабатывается в игру. Возникают целые миры — ребенок играет в школу, больницу, семью, театр". (К.Нойштюц, "Кукла своими руками")

Чем старше ребенок становится, тем больше он играет сам. Малыш 5-6 лет уже может строить города, замки, космические корабли, рассказывая целые истории. Поинтересуйтесь сюжетами игры — и вы многое узнаете о внутреннем мире вашего малыша. Не спешите ругать ребенка за то, что комната завалена кубиками, не требуйте убирать постройки на ночь. Пусть зоопарк или сказочный замок постоят в комнате несколько дней, "обрастая" новыми конструкциями и пристройками.

Дурнова Светлана
«Игры с кубиками»

Кубики являются замечательной игрушкой для ребенка любого возраста. Это и строительный материал для организации совместной деятельности детей, и предмет для обучения ребенка счету, и предмет для воссоздания целого из частей. Разнообразие функций кубиков в игровых ситуациях позволяет взрослым использовать их в игротерапии при необходимости, когда надо активизировать слишком пассивных детей или "усмирить" гиперактивных, стимулировать гуманные чувства ребенка по отношению к сверстникам и взрослым и их положительные эмоции.

БАШНЮ ИЗ КУБИКОВ ВМЕСТЕ НЕСЕМ И НЕ РОНЯЕМ.

Цель игры - стимуляция потребности в сотрудничестве у конфликтных, обидчивых, эмоционально отгороженных, гиперактивных и других детей.

1. Играют двое, трое детей. Предложить нести им башню из кубиков двум и более детям НА ладонях, которые положены одна на другую.

2. кубики можно нести , удерживая их МЕЖДУ ладонями, своей и партнера по игре.

3. можно нести башню из кубиков , расположив ее на дощечке, в тазике, а если кубики падают , то их быстро собирают и продолжают игру. а дощечку, тазик несут вместе.

КУБИК НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ НЕСЕМ И НЕ РОНЯЕМ.

Цель игры - стимулировать потребность и умение сотрудничать у конфликтных, расторможенных, медлительных и других детей.

1. кубик несем на указательных пальцах, удерживая его втроем.

2. можно попытаться нести небольшую башенку из кубиков , но снова на указательных пальцах.

3. по сигналу "Раз, два, три, кубик , вверх лети!" - легко все вместе подбрасываем кубик и пытаемся его поймать.

КУБИК ПОД ПОДМЫШКАМИ НЕСУ - ВСЕХ СМЕШУ.

Цель игры - стимулировать положительные эмоции и произвольные усилия у детей, сдерживать движения рук и туловища у гиперактивных детей.

Сюжет игры таков . Взрослый предлагает превратиться в богатыря Илью Муромца. И под мышками перенося кубики , по одному, по два, по три, попытаться поднять любой предмет с пола.

ПО КУБИКАМ ИДИ И НЕ УПАДИ .

Цель игры - коррекция расторможенности через сохранение равновесия при передвижении.

1. Осторожно пройдись по кубикам .

2. Перешагивай через кубики и не урони кубик , который несешь на голове

Я СЧИТАЮ ДО ПЯТИ, А ТЫ С КУБИКОВ НЕ СХОДИ ,ДРУГУ ХОРОШЕЕ СКАЖИ.

Цель игры - стимулировать гуманные чувства и позитивные контакты между детьми.

1. Трое детей стоят на кубиках и сказав добрые слова, комплименты и т. д. детям (троим) которые стоят рядом, без кубиков меняются местами .

Игра проходит весело. Дети просят повторить ее еще не раз.

Статьи по теме: