Игры инсценировки детей 3 4 лет. Дедка репку посадил. Дети прощаются со сказочными персонажами, а воспитатель

Марина Гусева
Музыкальная игра-драматизация для детей 3–4 лет «Кто сказал «Мяу?»

2018. «Кто сказал «мяу?»

Музыкальная игра-драматизация для детей 3-4 лет .

Цель : Формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях под музыку ; развивать умение выражать эмоции в мимике и пантомимике.

Щенок :

«Я на коврике лежу,

И в окошечко гляжу,

Все лежу и лежу,

Щенок :

«Кто же это здесь такой?

Кто нарушает мой покой?

Никого вокруг не видно,

Песню не допел – обидно!»

Идет петушок. Исполняется песня.

«Петушок» муз. Витлина

Щенок :

«Ой, как страшно он кричит,

Даже хвостик мой дрожит,

Но кто же «мяу» говорит?»

Бежит мышонок :

«Пи! Ужасней слова нету?

Вы давно слыхали это?»

Щенок :

«Да вот только что слышал…»

Мышонок :

«Пи-пи-пи! Я побежал» .

Исполняется танец.

«Кузнечик» муз. В. Шаинского

Задачи : Развитие координации движений, чувства ритма, образного восприятия музыки /А . И. Буренина «Ритмическая мозаика» /.

Щенок :

«Кузнечик, это ты сказал «Мяу»

Кузнечик :

«Я умею стрекотать,

Да на скрипочке играть .

Ну а ты, видать, ленился,

Да чуть-чуть не доучился».

Щенок :

«Я тебе сейчас задам!»

(прогоняет кузнечика) .

Идет курица с цыплятами.

«Цыплята»

/азербайджанская народная песня/

Задачи : Развитие музыкальности , умения координировать движения с музыкой /А . И. Буренина «Ритмическая мозаика» /.

Щенок :

«Цыплята, это вы сказали «Мяу» ?

1-й цыпленок :

«Пи-пи-пи! Мы наготове…

Ужас спрятан в этом слове».

2-й цыпленок :

«Если звук такой раздался –

К маме надо нам бежать».

Скачет лягушка :

«Ай, умора, вот потеха!

Лопну я сейчас от смеха.

Глупых видела не мало,

Но такого – не встречала».

Щенок :

«Так это ты сказала «Мяу» ?

Лягушка :

«Перестань болтать, болтушка.

Я – болотная лягушка.

Нам мяукать неприлично;

Все мы квакаем отлично :

«Квак-квак-квак-квак» .

Ты запомнил? Только так!»

«Три поросенка» песня Н. Ефремова «Ни кола и ни двора»

Задачи : Развитие координации, выразительности движений, внимания, умения быстро переключаться от одного движения к другому, способность к импровизации, А. И. Буренина «Ритмическая мозаика» /.

Выбегает волк, поросята убегают.

Волк :

«Я злой и страшный серый волк,

Я в поросятах знаю толк, р-р-р!»

Щенок (испуганно) :

«Простите, пожалуйста, это не вы сказали «Мяу» ?

Волк :

«Что? Да как ты посмел, щенок?

Я тебя сейчас в клочья разорву»

(гонится за щенком и, не догнав, убегает) .

Божья коровка :

«Я божья коровка

И ползаю я ловко.

С Цветочка на цветок –

Пью душистый сладкий сок».

Щенок (набрасываясь) :

«Так это ты сказала «Мяу» ?

Летит пчела :

«Ж-ж-повежливее пес!»

(жалит) .

Щенок :

«Ай-ай-ай! Мой бедный нос!»

Пчела :

«Ж-ж-не будешь зря соваться

И На всех вокруг бросаться!»

Щенок :

«Ай, как носик мой болит!

Весь до кончика болит».

К щенку подходит кошка.

Щенок :

«А-а-а! Так вот кто здесь орал,

Песню петь мне не давал.

Ну, погоди, тебе задам!»

(Дерутся, убегают) .

Музыкальный руководитель :

«Так знакомство состоялось.

И опять щенку досталось.

Но, хоть он и пострадал,

Да зато умнее стал.

Хоть дрались они вначале,

Но потом друзьями стали;

Их водой не разольешь –

Погляди, и сам поймешь!»

«Мяукалка» муз. А. Киселева

Задачи : Развитие координации, выразительности движений, внимания, умения быстро переключаться от одного движения к другому.

Подготовила Гусева М. А. 2018

Публикации по теме:

Стихи «Музыкальные занятия», «Кто сказал мне громко «мяу»?», «Космонавтом стану я» Если хочешь научиться петь и танцевать Музыкальные занятия должен посещать. Там тебе откроют двери в мир волшебных звуков. Там не строят,.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в первой младшей группе. Чтение сказки В. Сутеева «Кто сказал «Мяу»?» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №4» Конспект непосредственной образовательной.

Конспект открытого занятия-драматизации сказки И. Сутеева «Кто сказал «Мяу»?» (средняя группа) Цель:Способствовать формированию навыков социального взаимодействия детей средствами игровой деятельности. Задачи: 1. Обогащать духовный.

План образовательной деятельности «Кто сказал «Мяу»?», или с котом по Петербургу» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 29 Красносельского района Санкт.

Сценарий НОД по речевому развитию «Кто сказал «Мяу»?» Тема: Сказка «КТО СКАЗАЛ "МЯУ"?» Цель: продолжать развивать речь детей, посредством включения их в творческую деятельность. Задачи:.

Сценарий новогоднего праздника для детей 2–3 лет с кукольным спектаклем «Кто сказал мяу» НОВОГОДНИЙ СЦЕНАРИЙ С КУКОЛЬНЫМ СПЕКТАКЛЕМ «КТО СКАЗАЛ МЯУ?» ВЕД: Посмотрите-ка, из леса елка в гости к нам пришла, Как украшена чудесно,.

В развитие личности дошкольника важнейшей задачей для педагогов является развитие речи ребенка.

Овладение родным языком, развитие речи – является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С.Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Одним из методических принципов развития речи дошкольников является принцип коммуникативно — деятельностного подхода. Чтобы целенаправленно содействовать усвоению детьми форм речи, важно вовлечь их в деятельность, полноценную в речевом и социально-нравственном отношении, в деятельность, которая поставит ребенка в позицию активного субъекта речевого общения. Такой деятельностью для дошкольников является театрализованная игровая деятельность. Театрализованные игры являются разновидностью игр, которые чаще всего строятся на основе прочитанных детям произведений фольклора и художественной литературы, которая служит для них источником заимствования «наилучших форм языка» (К.Д. Ушинский).

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. О роли театрального искусства в воспитании детей известно давно. Л. Макаренко назвал театр одним из самых любимых зрелищ дошкольников, привлекающим своей яркостью, красочностью, доставляющим большое удовольствие и много радости.

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем - в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

Основная трудность в работе с детьми 3-4 лет, это слабое развитие речи детей, нарушение звукопроизношения. Есть дети в группе, которые плохо говорят, не проговариваю слова, звуки. Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений, чувств, эмоций, воображения, фантазии, памяти, речи.

Поэтому, целью своей проектной деятельности я выбрала: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности».
Задачи проекта:
Обогащать словарь детей, активизировать его;
Совершенствовать грамматический строй речи ребенка, его звуковую культуру, монологическую, диалогическую формы речи, обучение эффективному общению и речевой выразительности;
Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.
В число участников образовательного процесса были включены: дети, воспитатели, родители.
На основе рабочего плана проекта (приложение 1) применялись различные формы, методы и приемы работы.

Формы работы с детьми: театрализованные игры (игры-инсценировки, как импровизация по мотивам литературного произведения) и режиссерские игры, как разновидность театрализованных игр. Для театрализация дошкольников использовали фольклорные произведения, стихотворения и короткие рассказы, с близкими детям темами: «Этот пальчик - дедушка», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок» и др.

Создание предметно-развивающей игровой среды предполагало оформление театрализованного уголка в группе, уголка ряженья, наличие различных видов настольного театра, масок, элементов костюмов и т.д.

Личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка предполагало: совместные театрализованные игры воспитателя с детьми; этюды и имитационные игры; самостоятельные театрализованные игры детей.

Методы приобщения детей к театрализованной деятельности: показ настольного театра и беседы после показа; просмотры спектаклей в детском саду; совместные ролевые диалоги; разыгрывание литературных текстов, упражнения в грамматической и орфоэпической грамотности и интонационной выразительности и т.д.

Приемы развития речи средствами театрализованных игр определялись в соответствии с логикой развития речи (от восприятия - к заимствованию речевых форм - и затем к самостоятельному их использованию). Они предусматривали постепенный переход: от просмотра театрализованной постановки к самостоятельным театрализациям; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из 3-5 детей; от имитации действий персонажей к передаче их речевых реплик.

Совместный показ настольного театра воспитателя с ребенком, игры-инсценировки, совместные игровые диалоги с использованием игрушки. Для этого использовали знакомые сказки, стихи, потешки и этюды. В совместных показах настольного театра и в играх-инсценировках, требующих от детей более сложных реплик, воспитатели побуждали детей произносить реплики, используя прием отраженной речи.

Совместные показы проводились в индивидуальной деятельности с детьми, а также небольшими группками.

Все произведения подбирали в соответствии с возрастными возможностями детей и программными требованиями: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок» («Зимовье зверей»), «Волк и семеро козлят», «Теремок» («Рукавичка», Сутеев В. «Под грибом»,) «Заюшкина избушка» («Кот, петух и лиса»), «Три медведя» («Маша и медведь»).

Ожидаемые результаты:

Дети.
Знакомясь с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.
Родители.
Поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности. По мере возможности стараться присутствовать на детских спектаклях. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования. Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками.В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

С помощью театрализованных занятий наряду с основными методами и приемами речевого развития детей, использовался богатейший материал словесного творчества народа. Развитие речи детей 3-4 лет средствами театрализованных игр показала достижение детьми более высоких уровней развития их речи и игровой деятельности, а также повышение качества педагогического процесса, направленного на развитие речи детей и развитие игровой деятельности, повышение уровней профессиональной компетенции педагогов и улучшение предметно-развивающей среды.

Достигнутые результаты доказали эффективность развития речи у детей младшего дошкольного возраста по средствам театральной деятельности

Элементы театрализованной деятельности можно широко использовать в разных видах деятельности педагогического процесса: в адаптационный период куклы отвлекают детей, помогают им расслабиться, снять напряжение, вызывают у детей положительные эмоции;в режимных моментах;в сюрпризных моментах во время различных занятий;для организации сюжетно-ролевых, подвижных игр.

Литература:

1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
2. Борякова Н.Ю, Касицына М.А Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития. (Организационный аспект).-М: В.Секачёв, ИОИ, 2004.
3. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет.- М.: «Просвещение», 2005.
4. Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера,2004.
5. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. — М: АРКТИ.1999.
6. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М.: Школьная Пресса. Приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск
7. Гнедова О.Л, Майданюк Л.Е. Театрализация сказок в коррекционном детском саду: Пособие для воспитателей. СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2007.
8. О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи»

Здравствуйте, уважаемые читатели, гости, друзья. Сегодня я хочу представить вам очень талантливую маму, профессионала своего дела, актрису, режиссера — Белоусову Юлию

Играем в театр – зачем?

А и правда – зачем? У нас ведь нет задачи сделать из ребёнка артиста, да и с фантазией у абсолютного большинства детей всё в порядке от природы, и в ролевые игры они играют с большим успехом без нашей взрослой помощи.

Всё верно. Но актёрский тренинг, (а мы будем говорить именно о нём, только в чуть-чуть адаптированном виде) – занятие удивительное и уникальное тем, что знания, навыки, информацию, пищу для размышлений и впечатления получаешь не извне, от учителя или из книжки, а в основном черпаешь из себя самого. И – в равной степени – от своих «коллег», если таковые имеются (в идеале актёрский тренинг – это коллективное дело, но вполне можно заниматься и вдвоём с мамой). То есть, это отличный способ познакомиться с самим собой – разным, контрастным, непривычным, осознать свою творческую смелость, попробовать быть режиссёром своих же придумок, и, конечно же, воплотить их в жизнь здесь и сейчас.

С какого возраста можно играть в такие игры?

С любого. Такие занятия могут быть интересны и полезны как малышам, так и взрослым. Любую игру или упражнение можно при желании адаптировать для крохи и наоборот – сделать сложнее и разнообразнее, стоит только включить свою фантазию. Поэтому возрастной диапазон наших занятий будет примерно таков: от 2-3 лет до бесконечности. Я намеренно не буду говорить о том, что именно развивает то или иное задание – мы с вами прекрасно понимаем, что любая игра развивает у ребёнка абсолютно всё, что бы там ни писали в методичках и на коробках с играми и игрушками.

Договоримся на берегу!

Прежде чем мы с вами отчалим от берега и поплывём по театрально-творческим волнам, хочу обратить ваше внимание на одну вещь, дабы потом избежать разочарований. То, что мы привыкли считать театральной деятельностью наших малышей – утренники в детском саду, например – на самом деле не имеют ничего общего с театром в любом его проявлении и форме. Не хочу никого обижать: утренники – это по-своему отличное, интересное и полезное дело, но… бесконечно далёкое от театра. Поэтому в этой статье вы не встретите советов, «как научить ребёнка выступать на публике и не стесняться», «что делать, чтобы малыш читал стихи громко и чётко» и т.д. Мы не будем сегодня «учить роли», гримироваться и шить костюмы. Зато мы будем играть всякие истории, придумывать настоящие этюды и даже осваивать азы пантомимы. Ну, раз обо всём договорились – вперёд!

Королева Фантазия и Король Воображение

Это наши друзья и помощники, без них просто никуда. Поэтому им будет посвящён целый блок тренинга.

Превращалки . А сейчас мы все – волшебники. Игра чем-то похожа на «море волнуется». Я хлопну в ладоши и скажу, во что будем превращаться, и мы все тут же становимся… мячиком, карандашом, цветком, зубной щёткой … А теперь чуть сложнее: бутон белой розы, увядшая ромашка в вазе, осенний грустный дождик, горячий песок на пляже…. А теперь ещё сложнее: радуга, сомнение, Новый Год, буква «А», весёлое настроение, мамина улыбка.

А теперь скажите, пожалуйста, можно ли сыграть дождь? Нет, не показать, а именно сыграть его (или «в него» – это как хотите)? Конечно, можно! Но только сыграть-то можно историю, а её нужно узнать или сочинить. А что дождь делает? Идёт… Отлично! А ещё? Льёт как из ведра, моросит… Замечательно! А ещё он может играть на крышах, как на барабанах, или рисовать каплями на асфальте, или играть с прохожим, норовя капнуть прямо за шиворот, или пускать пузыри в луже, или… И вот нам уже есть чем заняться, и вопрос «как сыграть дождь» просто не стоит! А дождь – он какой? Какой у него характер? Походка? Настроение сегодня? Может быть, он не выспался или сердится на кого-то? А на кого и за что?… Или наоборот – он очень рад, потому что к нему приехала бабушка! Кстати, а может ли у дождя быть бабушка? И если да, то как же она выглядит?… И вот наш дождик становится живым. И у нас получился маленький этюд, почти спектакль!

Этюд . А теперь попробуем сыграть историю, которую придумал кто-то другой. Я предлагаю обратиться к известной многим книжке А.Усачёва «Жили-были ёжики». Выбор пал именно на это произведение, во-первых, потому что эту сказку читали, наверное, почти все, во-вторых, события этой истории достаточно подробны, на них легко можно посмотреть через «увеличительное стекло» и превратить в полноценный этюд-историю.

Ребята любят «рисовать широкими мазками», поэтому они готовы в двух-трёх жестах показать-рассказать целый мультфильм или сказку. И это здорово! А наша задача – направить их внимание на мелочи, не менее интересные и «вкусные», чем лихие повороты сюжета.

Ежика Вероника попала в банку из-под варенья. Это же целая история! Нужно только чуть-чуть помочь ребёнку её прожить подробно. Для этого можно прямо во время нашего «спектакля» подсказывать малышу то, что ускользнуло от его внимания, можно даже придумывать мелочи, которых не было в книжке, очень важно в этом «суфлировании» магическое слово «вдруг».

Вероника ела малиновое варенье. Запретное – это важно! Значит, ела так, чтобы никто не заметил. Вкусное-е-е-е! Сначала она одним пальчиком брала варенье, а потом увлеклась и стала есть целой лапкой. И вдруг… капнула на платье. Расстроилась? Нет? Ну и правильно – варенье важнее. Ела-ела и наелась! Живот такой большой стал и лапы липкие! Ещё хочет или нет? А это уже не важно: варенье ведь всё равно кончилось, вот на донышке последняя капелька осталась. Вдруг Вероника поняла, что она внутри банки… Это весело: можно нос к стеклу прижать, можно крикнуть наверх – и получится смешное эхо. Сколько игр можно придумать! Ой-ой-ой… А как теперь выбираться-то? Подпрыгнуть? Нет, не достать до горлышка… Может быть, вскарабкаться? Но лапки соскальзывают… А если банку разбить? Силёнок не хватает. Как-то уже не по себе… И к маме так хочется… Что же дальше будет делать Вероника? Звать на помощь? Или придумает какой-то свой выход из сложившейся ситуации?

С подсказками нужно быть как можно деликатнее: если малыш хорошо сам придумывает варианты, то не стоит его мысль перебивать, если только предложить какое-то очень неожиданное обстоятельство – пусть попробует выкрутиться. А если ребёнок стремится «перепрыгнуть» сразу к результату, то чем подробнее будет мамин монолог, тем лучше.

А вот ещё идеи для подобных этюдов из этой же книжки: Вероника прилипла к маслёнку, Вовка играет в футбол и каждый раз прокалывает иголками мяч, Вероника подглядывает в коробку с бронзовиками, Вероника вместо компота выпивает папины чернила и т.д.

Музыка, давай дружить!

Без музыки, пожалуй, нет театра. Она – мощнейшее выразительное средство, действующее лицо, создатель атмосферы спектакля и выразитель чувств и эмоций героев. Давайте послушаем её. Лучше, если музыка будет классической, инструментальной (без слов). Хорошо, если это будет маленькое и простое для восприятия произведение или отрывок на 1.5-2 минуты. И.С. Бах, Д.Кабалевский, С.Прокофьев, П.Чайковский, Р.Шуман писали музыку для детей, в их творческом наследии много таких произведений, которые нам нужны: маленькие, яркие и выразительные, событийные. Можно без труда подобрать что-то интересное именно для вас с малышом. есть небольшой список подходящих для таких игр музыкальных произведений.

А теперь давайте представим, про кого эта музыка? Про то, как кот пил молоко и точил коготки? Здорово! А показать этого кота сможешь? А вот интересно, что произошло с нашим котом во время этого «бум» – а ведь явно что-то произошло, ведь так сильно музыка вскрикнула?!

Чем больше вопросов будет задано ребёнку, тем лучше. Обращайте своё и детское внимание на музыкальные акценты и всевозможные изменения: вдруг музыка стала тихой-тихой, а теперь появилась пауза – тоже ведь неспроста, а теперь изменился темп и тональность – отчего это? и т.д.

А какой характер у этой музыки? Она добрая или воинствующая, задумчивая или игривая? Не обязательно слушать музыку сидя, можно двигаться, только одно условие: слушаться музыку, куда она поведёт и позовёт. А, может быть, у нас получится её нарисовать или слепить? Давай попробуем! Или сочинить сказку (вместе с мамой, конечно), а потом под музыку её сыграть, как этюд?

Озвучание. А вот ещё интересная командная игра. Правда, она не с музыкой, но со звуками. Придумываем вместе цепочку несложных действий. Например, я беру со стола стакан с чаем, кладу туда два кусочка сахара, размешиваю ложкой и выпиваю. Всё это, конечно, не настоящее, а воображаемое. Теперь давайте подумаем, какие звуки мы слышим во время этих действий? Шаги, стук кусочков сахара, звяканье ложки, шум выпиваемой воды… Возможно, что-то ещё? Теперь давайте найдём вокруг себя подходящие предметы, чтобы можно было издать эти звуки – самые неподходящие на первый взгляд предметы, могут стать отличными помощниками. Всё готово? Теперь, если играющих больше, чем двое, нужно распределить звуки между собой. Один из игроков выполняет все действия с воображаемым чаем, а все остальные озвучивают этот процесс. Игра требует пристального внимания от каждого, ведь задача не подловить друг друга, а напротив – максимально точно озвучить фрагмент!

Живое слово

Как же его нам не хватает, как только жизнь ставит нас в ситуацию какого-то «показа»! Слова заученного стихотворения неловко падают куда-то вниз, да ещё норовят и забыться по дороге! Ужас! И до чего же легко мы рассказываем о том, как отдыхали на море, о маленьком котёнке, который со вчерашнего дня живёт у нас дома, о празднике по случаю нашего дня рождения. Всё так и есть: слово может стать живым и выразительным, а значит, интересным слушателю, только в том случае, если оно рождается «картинкой» внутри. То есть, сначала мы представляем в своём воображении то, о чём рассказываем – не сам текст, а очень интересную историю! – а потом уже превращаем нашу картинку в слова. Вот и главный секретик «говорильных» игр: рождение живого слова.

Сказка про… Да про что угодно! У меня в кармане есть автобусный билетик, давайте про него сказку сочинять. Говорить начнёт тот, в чьих руках находится билет. По моей просьбе, билетик передаётся дальше, и повествование продолжает другой рассказчик. Интересно, куда же вырулит сюжет к концу сказки? Передача «эстафеты» происходит на границе событий: «и вдруг…», «а однажды…», «и вот…»

Скажи как будто… Вот ещё игра со словом. Я предложу короткую, но не очень легко произносимую фразу: «слишком солёный суп», например. Для ребят постарше и фразы будут позамысловатее и подлиннее, а для малышей, наоборот – попроще, можно даже ограничиться одним-двумя словами. Главное, чтобы её было можно быстро и легко запомнить. А теперь произнесите её, как будто вы не хотите есть этот противный суп, а теперь как будто солёный суп – ваше любимое лакомство, чем он солёнее, тем лучше. А теперь как будто этот суп сварили вы, и теперь извиняетесь за то, что он вышел пересоленным. А теперь это и не про суп вовсе – это зашифрованное послание, его нужно сказать по секрету, чтобы никто посторонний не услышал. А теперь «слишком солёный суп» — это ваше имя. Представьтесь, пожалуйста! А теперь вы – ведущий концерта и объявляете следующий номер программы. Продолжать можно долго.

«Мама» Какое замечательное слово! Мы его произносим очень часто. А по какому поводу? Давайте вспомним, в каких ситуациях сегодня мы обращались к маме. С утра нарисовали красивый рисунок и пригласили маму полюбоваться. А потом увидели, как на улице гуляют дети и стали уговаривать маму идти гулять. Потом попросили помочь завязать шнурки. А потом позвонил телефон, и мы позвали маму. А на прогулке встретился большой и страшный паук, и от страха мы закричали: «мама!». А после обеда мама прилегла отдохнуть, а нам так нужно было что-то спросить у неё, поэтому тихо, шёпотом, чтобы не разбудить и очень ласково: «мама!». Вот сколько историй приключилось за сегодняшний день, и как по-разному звучало одно и то же слово! А давайте теперь сыграем их как этюд, как маленький спектакль, в котором будет звучать только одно слово.

Две руки – две волшебницы

Руки – это, пожалуй, одно из самых выразительных средств. Как часто, рассказывая что-то или объясняя, мы непроизвольно жестикулируем руками, помогая своему рассказу. Их жесты порой могут сказать даже больше, чем слова.

Муха. Она будто бы летает вокруг нас и жужжит. А мы её – раз! – и поймали в кулачок. Послушаем, как она там, жужжит? А теперь посмотрим на неё, только осторожно – улетит! Открываем по одному пальчику – раз, два, три, четыре, пять, — улетела! Теперь снова найдём её глазками и снова поймаем, только теперь уже другой рукой.

Клей. Мы сегодня клеили (кстати, а какую именно поделку мы делали? Это подарок или просто так, для себя? Красиво получилось?), и на ладошке остался клей. Нужно его счистить каждым пальчиком этой же руки по очереди. Получилось? Теперь на другой ладошке.

Лепка. Можно лепить из пластилина, можно из глины, можно из теста. А можно из своей собственной руки. Сначала нужно ручки размять, разогреть. А теперь можно лепить. Всё что угодно! Стол, гриб, лодочку, домик, кресло. А теперь давайте слепим какое-нибудь существо. Оно может быть самым невероятным и фантастическим. Готово? А как оно передвигается? А погладить его можно, не укусит? А что оно ест на завтрак и где живёт? А что это у него – усики или лапки? У него есть друзья? И самое главное: какое у него имя, ведь имя – это судьба в некотором роде?

Пантомима. Это театр без слов, но они в данном случае и не нужны, всё и так понятно. Давайте слепим воображаемый шарик. Лепим тщательно, он должен быть совсем-совсем круглым, гладким. Вот он становится всё больше и больше, а теперь давайте сделаем его более плотным и маленьким, для этого нужно приложить больше усилий. Ой, он стал тяжёлым и почти коснулся земли, и держать его тяжело – рука сама к земле тянется. А теперь он вдруг стал лёгким. И теперь уже его нужно удержать, чтобы не улетел, даже на цыпочки придётся встать. Давайте теперь его отпустим в небо, пусть летит! И проводим взглядом, вот он, уже совсем в точку превратился.

Может быть, теперь мы «слепим» кубик и построим из наших воображаемых кирпичиков целый дом? Решать вам. Можно продолжать бесконечно. Тем, кто захочет поиграть в такие игры, хочу пожелать не увлекаться «ролями», а искать и примечать живое и настоящее во всём вокруг: в себе и друг в друге, в своих и чужих реакциях и эмоциях, в словах, поступках, впечатлениях, в окружающем мире. Хоть и говорят, что актёры «играют роль», игра в данном случае — процесс максимально честный, сродни детской игре: всерьёз, до конца, по-настоящему. В этом парадокс актёрского тренинга: играя не играть. Не кривляться и прикидываться, а проживать и чувствовать.

Попробуйте поиграть с малышом в любую из предложенных игр, и своё собственное чутьё обязательно подскажет то направление, куда захочется отправиться дальше.

На этом мы закончим наше занятие. С огромным удовольствием я отвечу на любые ваши вопросы. Творческих успехов всем!

Белоусова Юлия

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с письменного согласия автора. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены.

Особенности педагогического руководства театрализованной игрой во второй младшей группе согласно ФГОС

Особенность игровой деятельности детей 3-4 лет состоит в том, что в ней выделяется роль и игровые действия, которые наполняются предметным содержанием. Ребенок использует предметы-заместители, речь его становится более развитой, он с удовольствием повторяет новые слова, услышанные от взрослых. Для детей второй младшей группы характерно принятие действий взрослых в качестве образца. Именно через роль в театрализованной игре ребенок усваивает нормы поведения, принятые в мире взрослых. Для того чтобы ролевое поведение детей обогащалось, надо давать примеры ролевой игры. Это достигается как при проигрывании ролей детьми, так и при выступлении театра взрослых. Основу для пополнения художественных впечатлений составляет также чтение детской литературы.
Малыши в этом возрасте любят, когда им читают сказки. Несмешное выразительное чтение сказки взрослым доставляет дошкольникам массу удовольствий, заставляет работать воображение. Дети представляют себе героев, их действия, способны понять взаимоотношения персонажей. Необходимо читать сказки по несколько раз для того, чтобы дети постепенно усваивали сначала общую канву сюжета, потом более ясно им виделись детали эпизодов, затем четче обозначились особенности характера героев. В ходе основательного знакомства со сказкой выразительное чтение нужно сочетать с обыгрыванием отдельных эпизодов. Реплики, отдельные диалоги, импровизированные движения - все это может стать хорошей тренировочной базой для развития игровых умений.
Дети второй младшей группы способны показать в настольном театре небольшой сюжет. Это могут быть знакомые потешки, песенки, прибаутки. Для развития театрально-игровой деятельности взрослый должен предоставить довольно обширный материал, чтобы дети могли использовать в своих играх все новые и новые | сюжеты. В самостоятельной игре дети часто с интересом играют в концерт. Они берут своих любимых кукол, сажают на стульчики зрителей-игрушек и начинают выступать: читают за кукол стихи, поют песенки, управляют пляшущими куклами. Это развивает творческие качества детей, способствует развитию воображения, образного мышления. В 3-4 года дети могут сами обустроить место для игры и оснастить ее необходимыми атрибутами. Взрослый помогает детям советом, подсказывает, где найти необходимый материал. Малыши охотно используют в игре элементы костюмов, имеющиеся в игровой комнате.
Накоплению театральных впечатлений способствуют инсценировки, показанные взрослыми или старшими детьми. Большое значение для старших дошкольников имеет участие в спектаклях для малышей. Старшие дети начинают относиться к предстоящему показу более ответственно: внимательно осматривают костюмы, примеряют их, старательно репетируют. После просмотра спектакля проводится беседа, в которой в общих чертах воспитатель узнает мнение малышей: понравилось ли выступление, о чем был сюжет и т. д. После некоторого времени (через 2-3 дня) воспитатель в свободном общении с детьми может повторить беседу по просмотренному сюжету, где более подробно расспросит ребят, 1 предложит им самим сыграть.
Уже в этом возрасте дети получают элементарные сведения, которые помогут разобраться в волшебном мире театра. Малыши узнают о том, что в театре есть сцена, на ней выступают артисты, в зрительном зале места для зрителей, которые должны вести себя по правилам.
Воспитателю надо помнить о том, что внимание детей в основном непроизвольно в этом возрасте, они могут сосредоточенно заниматься даже самым интересным делом не более 15 минут, поэтому следует правильно рассчитывать возможности детей в управлении собственной активностью.
Театрализованные игры способствуют речевому развитию малышей. Во время совместных игр со взрослым ребенок слышит много новых слов, ему становятся понятными более сложные фразы, выражения, игровые ситуации. Играя с игрушкой, ребенок придумывает и проговаривает ситуацию игры, употребляет новые слова. Взрослому необходимо вызывать в ребенке желание отражать впечатления, полученные во время совместных со взрослым игр, в самостоятельной игре. Надо знать, что, чем ярче показанное представление, тем больше вероятности того, что ребенок будет отображать его в своих играх.

Особенности педагогического руководства театрализованной игрой в средней группе

В 4-5 лет сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в жизни детей. Ребенок среднего дошкольного возраста при грамотном педагогическом руководстве вполне овладевает умениями строить замысел, воплощать свои планы в игре, при помощи взрослого и самостоятельно распределять роли, выполнять игровые правила. В этом возрасте детям интересны выступления театра взрослых. Спектакли в исполнении педагогов дарят детям мир волшебных превращений, яркий и незабываемый, так как только взрослые могут достичь подлинно художественного исполнения, а значит, взволновать детские души, донести до каждого зрителя нравственную идею постановки. Дети очень живо реагируют на сюжетные повороты событий, на игру педагогов-актеров, им становятся понятными особенности характеров героев, они любят театр, им доставляет удовольствие смотреть сказку.
В этом возрасте расширяются рамки знаний о театре как культурном учреждении. Дети знают, что такое внешний вид театра, каково назначение театральных помещений, осведомлены об основных театральных профессиях. Дети с удовольствием участвуют в подготовке к предстоящему спектаклю: старательно рисуют приглашения, участвуют в коллективном оформлении афиши, посильно готовят все необходимое для театрализованной игры (атрибуты, элементы декораций, костюмы) под руководством чуткого взрослого.
Для полноценного развития театрально-игровой деятельности детей необходимо обогащать их представления: обсуждать прочитанные книги, проводить интересные беседы по просмотренным спектаклям, насыщать свободную деятельность детей художественными впечатлениями. Беря в работу какой-либо сюжет, воспитатель должен заинтересовать им ребенка, дать ему возможность путем свободного следования по тексту раскрыть уровень его понимания. Затем, постепенно углубляя представления, вовлекать в игру по ролевому обозначению присущих данному персонажу свойств характера, особенностей поведения, манер, жестов, интонации голоса. При условии систематических занятий театрализованной игрой у детей средней группы появляется возрастающий устойчивый интерес к перевоплощению. Этому способствуют приобретенные |ребенком навыки и умения: воспринимать художественный образ, видеть его развитие, взаимодействовать с другими детьми. Дети в этом возрасте любят играть главные роли. Для того чтобы не возникало споров, следует определенным образом выстраивать работу мил сюжетом. Можно выбрать несколько исполнителей одной роли, которые будут играть по ходу сказки. Так, может быть два колобка, две мышки - этот прием очень удобен для длинных сказок. Короткие сюжеты могут обыгрываться по несколько раз для того, чтобы все дети переиграли его, причем в разных ролях. Разумеется, это делается на протяжении определенного времени.
Большое место в театрализованной игре детей среднего дошкольного возраста имеет музыка. Музыкальные образы несут в себе определенный ритм, ладовую окраску, что воздействует на ребенка, направляет его чувства, мысли, побуждает к соответствующим движениям. Педагог должен в своей работе идти не только от драматического образа, но и от музыкального: снежинки могут двигаться стремительно или плавно, колобок бежать, подпрыгивая или катиться ровно - все это подскажет музыка. Кроме того, это поможет развивать музыкальные способности детей. Музыкальность - это качество, которое необходимо ребенку, так как оно дает малышу возможность правильно слышать высоту звучания интонации, чувствовать ее ритмические особенности, понимать общее настроение игровой ситуации. Все это необходимо ребенку для освоения художественного образа.
В начале года педагог берет для совместных игр с детьми более простые игры и сюжеты, к концу года они усложняются. Но, главное, усложняется ролевое поведение ребенка в игре, оно становится более продолжительным, выразительным, осознанным. Дети сознательно пользуются атрибутами, уделяют достаточное время для их обдумывания и создания. Педагог должен отслеживать количество и качество проигрываемых ролей ребенком, поощрять каждое выступление в роли, анализировать игру. Следует привле¬кать к игре детей, которые пока пассивно участвуют в игровой ситуации, использовать малейшее их желание, стремление к общему действию. Для раскрепощения детей чаще применять общие игры, в которых нет индивидуальных ролей или они очень малы. Это даст ребенку возможность, с одной стороны, ощутить себя в роли и с другой - не находиться в стрессовой ситуации. В работе следует использовать достаточное количество игр-импровизаций для того, чтобы не шаблонизировать сознание детей, а стимулировать, развивать творческие проявления дошкольников. Творчество в игре; у детей проявляется и в оформлении места для игры, и в придумы¬вании и воплощении ролей, и в общем участии в игровой ситуации, где каждый ребенок мыслит и действует по-своему.

картотека

театрализованных игр

для детей 3 – 4 лет

Театрализованная игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи театрализованных игр: Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-этические качества.

Театр в жизни ребенка-это праздник, всплеск эмоций, сказка; ребенок сопереживает, сочувствует, мысленно «проживает» с героем весь его путь. В процессе игры развиваются и тренируются память, мышление, воображение, фантазия, выразительность речи и движений. Все эти качества нужны для хорошей игры на сцене. Упражняя, например, освобождение мышцы, нельзя забывать другие элементы: внимание, воображение, действие и т.д.

С первых дней занятий дети должны знать, что основой театрального творчества является «действие», что слова «актер», «акт», «активность» произошли от латинского слова «асио» - «действие», а слово «драма» на древнегреческом языке означает «совершающее действие», то есть актер должен действовать на ссцене, что-то делать.

Разыгрывание ситуации «Не хочу манной каши!»

Цель : учить интонационно выразительно проговаривать фразы.

Дети делятся на пары. Одним из них будут мамами или папами, другие - детьми. Мама или папа должны настаивать на том, чтобы ребенок ел манную кашу (геркулес, гречку...), приводя различные доводы. А ребенок это блюдо терпеть не может. Пусть дети попробуют разыграть два варианта разговора. В одном случае ребенок капризничает, чем раздражает родителей. В другом случае ребенок говорит настолько вежливо и мягко, что родители ему уступают. Эту же ситуацию можно разыграть с другими персонажами, например: воробьиха и воробышек, но с условием, что общаться они должны только чириканьем; кошка и котенок - мяуканьем; лягушка и лягушонок - кваканьем.

Пантомима «Утренний туалет»

Цель: развивать воображение, выразительность жестов.

Воспитатель говорит, дети выполняют

Представьте себе, что вы лежите в постели. Но нужно вставать, потянулись, зевнули, почесали затылок. Как не хочется вставать! Но - подъем!

Идемте в ванну. Чистите зубы, умываетесь, причесываетесь, надеваете одежду. Идите завтракать. Фу, опять каша! Но есть надо. Едите

без удовольствия, но вам дают конфету. Ура! Вы разворачиваете ее и кладете за щеку. Да, а фантик где? Правильно, бросаете его в ведро. И бегом на улицу!

Игры–стихи.

Цель: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.

Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту:

Кот играет на баяне,

Киска - та на барабане,

Ну, а Зайка на трубе

Поиграть спешит тебе.

Если станешь помогать,

Будем вместе мы играть. (Л.П.Савина.)

Туча.

Туча по небу плывет,

И грозу с собой несет.

Ба-ба-бах! Гроза идет!

Ба-ба-бах! Слышны удары!

Ба-ба-бах! Грохочет гром!

Ба-ба-бах! Нам страшно стало!

Мы скорей все в дом идем

И грозу мы переждем.

Показался солнца лучик,

Солнце вышло из-за тучи.

Можно прыгать и смеяться

Тучи черной не бояться!

Мотылек.

Летел мотылек, порхал мотылек!

Присел отдохнуть на грустный цветок.

(Задумчивый, веселый, увядший, сердитый …)

Дружный круг.

Если вместе соберемся,

Если за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся,

Хлоп-хлоп!

Прыг-прыг!

Шлеп-шлеп!

Прогуляемся, пройдемся,

Как лисички…(мышки, солдаты, старушки)

Мое настроение.

Настроение мое каждый день меняется,

Потому что каждый день что-нибудь случается!

То я злюсь, то улыбаюсь,

То грущу, то удивляюсь,

То, бывает, испугаюсь!

То бывает посижу,

помечтаю, помолчу!

Умываемся.

Кран откройся,

Нос умойся,

Воды не бойся!

Лобик помоем,

Щечки помоем,

Подбородочек,

Височки помоем,

Одно ухо, второе ухо -

Вытрем сухо!

Ой, какие мы чистенькие стали!

А теперь пора гулять,

В лес пойдем мы играть,

Кошки-мышки.

Эта ручка - Мышка,

Эта ручка - Кошка,

В кошки-мышки поиграть

Можем мы немножко.

Мышка лапками скребет,

Мышка корочку грызет.

Кошка это слышит

И крадется к Мыши.

Мышка, цапнув Кошку,

Убегает в норку.

Кошка все сидит и ждет:

«Что же Мышка не идет?»

Игра с воображаемым объектом

Цель: формировать навыки работы с воображаемыми предметами;

Воспитывать гуманное отношение к животным.

Дети в кругу. Воспитатель складывает ладони перед собой: Ребята, посмотрите, у меня в руках маленький котенок. Он совсем слабый и беспомощный. Я каждому из вас дам его подержать, а вы его погладьте, приласкайте, только осторожно и скажите ему добрые слова.

Воспитатель передает воображаемого котенка. Наводящими вопросами помогает детям найти нужные слова и движения.

Крылья самолета и мягкая подушка

Поднять руки в стороны, до предела выпрямив все суставы, напрячь все мышцы от плеча до концов пальцев (изображая крылья самолета). Затем, не опуская рук, ослабить напряжение, давая плечам слегка опуститься, а локтям, кистям и пальцам - пассивно согнуться. Руки как бы ложатся на мягкую подушку.

Кошка выпускает когти.

Постепенное выпрямление и сгибание пальцев и кистей рук. Руки согнуть в локтях, ладони вниз, кисти сжать в кулачки и отогнуть вверх. Постепенно с усилием выпрямлять все пальцы вверх и разводить их до предела в стороны («кошка выпускает когти»). Затем без остановки согнуть кисти вниз, одновременно сжимая пальцы в кулачок («кошка спрятала когти»), и, наконец, вернуться в исходное положение. Движение повторяется несколько раз безостановочно и плавно, но с большим напряжением. Позднее в упражнение следует включить движение всей руки - то сгибая ее в локтях и приводя кисть к плечам, то выпрямляя всю руку («кошка загребает лапками»).

Статьи по теме: