Различные типы игровых обучающих ситуаций (ИОС). Консультация для педагогов «Игровые обучающие ситуации, как одна из эффективных форм работы с дошкольниками. Смотреть что такое "Игровые ситуации" в других словарях

Игровые ситуации

Игровые ситуации - один из методов активного обучения , отличающийся тем, что при его осуществлении используются некоторые, обычно один-два, игровые принципы (из принципов активного обучения), реализация которых происходит в условиях свободной, не регламентированной формальными правилами и организационной структурой деятельности.

Наиболее типичными игровыми ситуациями являются учебные ролевые игры и дискуссионные занятия .

Учебные ролевые игры


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Игровые ситуации" в других словарях:

    Игровые приемы и процедуры (их также называют блиц играми, мини играми) относятся к методам активного обучения и включают игровые действия или отдельные, единичные элементы активизации незначительной или дискретной продолжительности, не имеющие… … Википедия

    - (их также называют блиц играми, мини играми) относятся к методам активного обучения и включают игровые действия или отдельные, единичные элементы активизации незначительной или дискретной продолжительности, не имеющие правил, не предусматривающих … Википедия

    МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ - – основной объект исследования математических теорий конфликтных процессов как раздела математической теории игр. Самая элементарная конфликтная ситуация может наблюдаться на примере салонных игр. А с т. зр. наибольшей приближенности к реальности … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    МЕТОДЫ ИГРОВЫЕ (ИГРОТЕХНИКА) В СОЦИОЛОГИИ - игровые методы в социологии прикладной (см.) были созданы в ответ на затруднения, с к рыми столкнулись социологи, работающие на предприятиях народного хозяйства: как проводить исследования при часто меняющихся требованиях заказчика, как учитыть… … Российская социологическая энциклопедия

    Активные методы обучения - (АМО) методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. Задачей АМО является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и… … Российская энциклопедия по охране труда

    - (МАО) совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Мафия (значения). Это статья о салонной ролевой игре 1986 года. Статья о компьютерной видеоигре 2002 года здесь М А Ф И Я Разработчик(и) Дмитрий Давыдов … Википедия

    F.E.A.R. 2: Reborn … Википедия

    Игра в снукер ведётся ударами битка по шарам на столе двумя (или более) игроками, которые, по очереди выполняя удары, пытаются набрать больше очков, чем противник в рамках правил игры. Игра пр … Википедия

    Современная пластиковая коробка доска для игры в тогыз кумалак Тогыз кумалак (каз. Тоғыз құмалақ девять камешков) казахская народная … Википедия

Книги

  • , Михайлова З., Полякова М., Чеплашкина И.. Парциальная программа и ее методическая реализация в условиях ДОО представлена с учетом современных требований к организации познавательного развития детей. Особое внимание уделено способам…

Решетникова Оксана Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровска "Детский сад № 13"
Населённый пункт: г. Хабаровск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "Игровые обучающие ситуации как одна из игровых форм работы с дошкольниками"
Дата публикации: 21.03.2016
Раздел: дошкольное образование

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
«
Игровые обучающие ситуации

как одна из игровых форм работы

с дошкольниками»

Форма проведения
: беседа с элементами практикума.
Цель
: Раскрыть значение совместных игр детей и воспитателей для развития ребенка; упражняться в решении педагогических ситуаций, ознакомить с современными игровыми технологиями и использования игровых обучающих ситуации в работе с дошкольниками.
Предварительная работа
:  Мониторинг детей по методике «Незаконченное предложение» Цель: провести исследование игровых интересов детей. Детям предлагается завершить следующие предложения: Моя любимая игра - это... В детском саду я люблю играть…... С (Имя отчество воспитателя) мы играем в... С ребятами мы играем...  На мольберте оформлен девиз метод.объединения: «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять» (М. Горький), в котором выделены цветом ключевые понятия совместной игровой деятельности: «интерес», «удовольствие», «развитие».  Оформлена выставка книг «Играем с детьми вместе», выставка игр и игрушек.
План проведения
: 1. Открытие методического объединения (игра «Разброс мнений») 2.Анализ результатов социологического исследования «Незаконченное предложение». 3. Беседа «Игра дело серьезное. Ее значение» 4. Решение педагогических ситуаций (Работа в микрогруппах) 5. Игровые обучающие технологии 6. Практическая часть: определить вид ИОС; фрагмент НОД с использование ИОС. 7.Подведение итогов встречи. Рекомендации по теме метод. объединения. Сегодня мы поговорим о том, во что играют наши дети. Зачем нужна игра ребенку? Что дает игровая деятельность детей? Умеют ли дети сорадоваться, состра дать во время игры? Почему об этом мы предлагаем вам поговорить? Условия сегодняшней школы, дошкольного образования, требуют от нас педагогов внедрение современных образовательных технологий. Разнообразие их велико. Учитывая особенности детской деятельности, а основным видом деятельности детей дошкольного возраста, является игра, особое внимание уделяется применению
игровых технологий.
Развивающий потенциал игры заложен в самой ее природе. В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и коллективная ответственность.
Игра представляет собой проигрывание отношений, существующих в человеческой жизни. В дошкольном возрасте дети начинают ориентироваться на мир взрослых и стремятся воссоздать его в игре, чтобы ощутить себя социально значимым лицом или «преобразовать» какую-либо ситуацию и тем самым приблизить ее к себе. Средством для воспроизведения социальной действительности является игровое действие, предполагающее определенную степень условности. Учитывая особенности игровой деятельности дошкольников, можно выделить задачи социального и нравственного развития ребенка, а также развития его творчества, воображения, познания. Игра «Разброс мнений» Ведущий раздает карточки с первыми словами предложения, а участники его продолжают: Дети моей группы любят играть….. Мы с детьми играем в игры... Эти игры могут научить ребенка...
Анализ результатов социологического исследования
В е д у щ и й. О результатах анализа «Незаконченное предложение» нам сообщит психолог... (Ф.И.О.)
Беседа «Игра дело серьезное. Ее значение»
Ведущий: Обратите внимание на мольберт, на котом помещен девиз нашей встречи. Вы видите следующие слова: «интерес», «удовольствие», «развитие». Это ключевые понятия игровой деятельности. Ни к какой деятельности ребенок не проявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходит легко, с удовольствием. Вот в чем секрет воспитательных возможностей игры. - Как вы думаете, для чего нужна игра ребенку? (Высказывание воспитателей) Игра - путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих «пределов». Самопроверка всегда побуждает к совершенствованию. Уже поэтому детские игры - важное средство самовоспитания. Для детей игра - это труд, требующий настоящих усилий, настоящих человеческих качеств, свойств, а не воображаемых «понарошку». Ребята преодолевают в игре иногда серьезные трудности, тренируя свои силы и ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. Дети учатся понимать друг друга, сострадать и сорадоваться. Поэтому и ребенок, вволю наигравшись в детстве, вступает во взрослую жизнь не обремененный детскими страхами и проблемами. Игра - это школа произвольного поведения. Заставьте ребенка стоять смирно, он не простоит и 2 минут, но, если это игра «Море волнуется...», ребенок, даже самый непоседливый, простоит неподвижно и 5 минут.
Игра - школа морали в действии. Можно сколько угодно долго объяснять ребенку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональное переживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Игры при умелой организации взрослых учат многим добродетелям: терпимости к другим, доброте, отзывчивости, взаимовыручке, честности, смирению... Психологические исследования показали: если «недругов» включить в игровое взаимодействие, в котором они вынуждены работать сообща, заботясь друг о друге, взаимная неприязнь вскоре улетучится и, наоборот, - для друзей, оказавшихся игровыми соперниками, азарт, желание выиграть часто оказываются сильнее дружбы. Ведущий: Надо помнить, что игра - ведущая деятельность в детском возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка. С помощью игры эффективнее идет обучение и воспитание ребенка. Это и средство диагностики психического состояния, и личностного развития ребенка. Это и ме- тод коррекции дефектов, недостатков, отставания в развитии. В игре у детей появляются желания помочь неумелому, проявить сопереживание удачам и неудачам каждого, предостерегают («Смотри, здесь бугор!»), успокаивают («Не бойся, мы с тобой!»). Во многом все зависит от того, как мы педагоги создадим условия, сумеем учитывать внутренние особенности детских позиций, мотивы поведений. Рассмотрим несколько ситуаций. Наша задача проанализировать поведение воспитателя в ситуации, правильность выбора его действий в соответствии с особенностями детских мотивов.
Решение педагогических ситуаций
Цель: проанализировать поведение взрослого и подвести итоги решения ситуации. В каждой из приведенных на слайде (фотография играющих детей) ситуаций показаны основные особенности внутренней позиции дошкольника. 1. Дети старшей группы детского сада играли в игру «Гараж». Саша и Андрей захотели быть начальниками. Назревал конфликт. Воспитатель пришел им на помощь: «В вашем гараже много разных машин, и одному начальнику трудно будет справиться с работой. Должны быть инженеры, механики, слесари, водители». Андрей согласился быть инженером, а Саша - начальником, в игру включились и другие дети. Задание. Определите, каково содержание мотивов поведения дошкольника в ситуации? Как влияет на развитие личности ребенка его общение со сверстниками и взрослыми? 1. Мотив поведения дошкольников в данной ситуации вызван созданием условий воспитателем для нормальных взаимоотношений детей в игре. Дети сумели договориться о своих совместных действиях, подчиняясь общему замыслу игры. . Основной мотив поведен детей в этой ситуации - проявление интереса к миру взрослых. 2Дети подготовительной группы играли в игру «Моряки». Климу надоело играть, и он захотел выйти из игры. Воспитатель предложил Климу спросить разрешение у капитана. - Товарищ капитан, - обратился Клим к Саше, товарищу в роли капитана, - разрешите мне уйти с корабля? Саша твердым голосом ответил:
-Запрещаю! Клим беспрекословно повиновался и сошел с корабля на берег вместе с другими только тогда, когда корабль вернулся из плавания. Задание. Определите, какие качества личности формируются у детей в данной игре? (В игре «Моряки» формировались такие качества личности, как коллективизм, умение согласованно действовать и при необходимости подчиняться. Действия педагога были направлены на формирование правильных ролевых отношений, развивающих общение детей.)
Игровые обучающие технологии.
Ведущий: Обратимся к нашему сегодняшнему девизу Игра - дело серьезное. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу...» Эта мысль принадлежит А. Макаренко, замечательному педагогу, который подчеркивал огромное значение детской игры. В развивающих играх заключается один из основных принципов обучения – от простого к сложному, когда ребенок может самостоятельно, по способностям, подняться до «потолка» своих возможностей. Ряд современных методик позволяют использовать в работе различные развивающие игры. На сегодняшний день педагогический процесс дошкольного образования использует разные виды мероприятий интегрированного характера в целях воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Игра была и остается основной формой работы с детьми и ведущим видом их деятельности. Если игра, организованная воспитателем для процесса обучения, имеет определенную дидактическую цель, то такую форму игры называют
игровой обучающей

ситуацией
(НОС), основными характеристиками которой являются: ■ короткий и несложный сюжет; ■ оснащение необходимыми игрушками, атрибутикой; ■ специально организованное игровое пространство; ■ наличие дидактической цели и воспитательной задачи; ■ обязательное проведение и руководство игрой взрослым. Можно выделить несколько
типов ИОС.

ИОС с игрушками-аналогами
- изображениями реально существующих предметов и объектов - могут быть использованы во всех возрастных группах. Игрушки-аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с 2-3-летнего возраста можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях, например, живых существ на основе типичных признаков, причем сопоставлять изображения можно не только с реальными объектами, но и с их изображениями на репродукциях картин, наглядных пособиях.
ИОС
с
литературными персонажами
используют куклы, изображающие персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Это герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов. Они воспринимаются детьми эмоционально, формируют воображение, становятся объектами подражания.

ИОС в виде воображаемого путешествия
зоопарка, достопримечательных мест города и др. Дети в игровой форме получают новые знания и закрепляют ранее полученные. Роль экскурсовода в игре исполняет воспитатель. Игровые образовательные
ситуации-иллюстрации
используются в работе с младшими дошкольниками. Основу содержания ситуаций-иллюстраций составляют литературные художественные произведения. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий воспитатель демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.
Игровые образовательные ситуации-упражнения
целесообразно проводить начиная со средней группы, когда ребенок является не только слушателем, но и активным участником. Включаясь в ситуацию-упражнение, дети тренируются в выполнении определенных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.
Игровые

образовательные

ситуации-проблемы

ситуации-
оценки проводятся в старшем дошкольном возрасте. В ситуациях-проблемах взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в таких ситуациях, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их, постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры и произвольно изменять свое игровое и речевое поведение. Ситуации-оценки предполагают анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого потребуется помочь ребенку проанализировать и обосновать решение, оценить его.
Практическая часть

Задание № 1. Определить,
к какому типу относятся игровые обучающие ситуации. 1. Уж ты котенька, коток, Котя - серенький лобок! Поздоровайся с детьми, Сколько деток, погляди! Как у нашего кота Шубка очень хороша! Как у котика усы Удивительной красы! Глазки смелые, Зубки белые!
{Ситуация-иллюстрация.)
2 . «Путешествие семьи» (стихотворение «Как вести себя в поезде» из книги Г. Шалаевой «Большая книга правил поведения для воспитанных детей» (М: Эксмо, 2006)). Определить, какие правила нужно соблюдать, отправляясь в путешествие на поезде. Дочка. Я смотрю, смотрю на поезд, Оказалось, длинный он. Значит, надо долго-долго Нам еще искать вагон. Мама. Вот поэтому пораньше Пришлось к поезду прийти. На билетах написали, Что вагон наш номер три. Дочка. Долго мы его искали, Сбились с ног уже совсем, Вдруг смотрю - в окошке цифра. Три! Вот, мама, посмотри!

(Ситуация-упражнение. Необходимо приходить на вокзал заранее до отправления

поезда.)
Сын. Едем мы уже давно, Поезд дальше мчится. Я устал смотреть в окно. Спать пора ложиться. Я б наверх, конечно, лег: Там ведь интересно! Отец. Не ложись там, сынок, Там довольно тесно. Детям спать вверху нельзя - Можно и свалиться, Стукнуться об пол иль стол, Больно ушибиться. С ы н. Ничего, я подрасту - Это же несложно. Вот тогда и наверху Спать мне будет можно.
{Ситуация-упражнение. Маленьким детям нельзя спать на верхней полке, потому

что они могут упасть.)
Задание № 3. Дина коллекционирует открытки. Ее друзья (всего друзей двадцать) решили подарить ей на день рождения красивые открытки. На дне рождения выяснилось, что все открытки одинаковые. Одну из них Дина приобщила к своей коллекции. Что делать с оставшимися девятнадцатью? {Подарить другому, сделать поделку, разрезать на пазлы, превратить в закладку для книги и др.)
(Проблемная ситуация.)

Деловая игра. (Поупражняемся в использовании игровых обучающих ситуации в

Занятие в старшей группе Образовательная область:
«Безопасность».
«Электроприборы и электричество» с использованием

игровой обучающей ситуации-оценки

Задачи: (прописаны на слайде)
обобщать и расширять знания о бытовых электроприборах, их назначении и правилах безопасного поведения при пользовании электроприборами в быту; развивать мыслительную активность, любознательность; развивать стремление к поисково-познавательной деятельности; способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами; формировать умение осторожного обращения с электроприборами; вызывать радость открытий, полученных посредством опытов; в о с п и т ы в а т ь у м е н и е р а б о т а т ь в к о л л е к т и в е.
На столе разложены необходимые пособия для занятия. (карточки с загадками об

электроприборах,
набор слайдов с изображениями электроприборов; экран; прозрачная пластмассовая труба с шариками внутри; подносы; пластмассовые палочки по количеству
детей; бумажные шарики; кусочки вязаных шерстяных шарфиков; аудиозапись с музыкальным сопровождением; звуковоспроизводящая аппаратура. Ход занятия Профессор (ведущий). Уважаемые друзья, приветствую вас в школе фиксов! Демонстрация мультфильма «Школа фиксиков». Звучит музыка, входят, танцуя, два ребенка: один - в костюме Симки, другой - Нолика. Профессор. Электроприборы окружают нас повсюду. Они, как добрые волшебники, помогают нам везде. Без них человеку было бы трудно. С и м к а. Вот интересно, для чего они нужны? Нолик. Говорят, что без них человеку было бы трудно. Профессор. Да, да, да! Попробуем разобраться в этом вопросе. Присаживайтесь. Для начала давайте разберемся, какими электроприборами пользуется человек? Пыль найдет и вмиг проглотит, Чистоту для нас наводит. Длинный шланг, как хобот нос, Коврик чистит... {пылесос). Профессор показывает слайд «Пылесос». Профессор. Расскажите, для чего нужен пылесос? Ответы детей. - Если кнопочку нажать, Будет музыка звучать. (Музыкальный центр.) Профессор показывает слайд «Музыкальный центр». - Расскажите, для чего нужен музыкальный центр? Ответы детей. Профессор. Гладит платья и рубашки, Отутюжит нам кармашки. Он в хозяйстве верный друг. Имя у него - ... (утюг). Профессор показывает слайд «Утюг». - Расскажите, для чего нужен утюг? Ответы детей. - (О чем еще можно еще поговорить используя данный прием ИОС на занятии?) Холодильник, миксер, настольная лампа и т.д.) Профессор. Зачем люди придумали электрические приборы? (Ответы детей.) А чтобы работали все эти приборы, куда их включают? (Ответы детей.) Для того чтобы приборы работали, их включают в розетку. (Показывает слайд «Розетка».) Розетка - это входные ворота в электрическую сеть. А что же это такое невидимое сидит в розетке и заставляет домашние машины трудиться? (Ответы детей.) Правильно. Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. Электрический ток чем- то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы - электроны. Профессор показывает модель: в прозрачной трубке двигаются шарики, изображающие движение тока по проводам.
Физкультминутка.
Детям предлагается представить, что они превратились в маленькие электроны, которые двигаются друг за другом по проводам. Профессор. Чтобы не произошли неприятности, необходимо соблюдать правила безопасности при пользовании электроприборами. Проверим, знаете ли вы их.
Вопросы:
- Можно ли включать в розетку неисправные электроприборы? (Нет.) - Можно ли прикасаться к оголенному проводу? (Пет.) - Можно ли мокрыми руками трогать электроприборы? (Пет.) - Можно ли оставлять без присмотра включенные электроприборы? (Пет.) - Можно ли вставлять в розетку предметы? (Нет.)
- М о ж н о л и г о р я щ и й э л е к т р о п р и б о р т у ш и т ь в о д о й? (Нет.) Профессор. Симка и Нолик знают одну поучительную историю, которая приключилась с маленькой девочкой, послушайте ее. Симка. В гости к нам пришла соседка, Мы резвились с ней полдня, Спицу вставили в розетку, Из розетки - столб огня! Мы с соседкой еле-еле Прыгнуть в сторону успели. Папа мой, большой знаток, Нам сказал.. Нолик. ...«В розетке - ток. Вам розетку эту я Трогать не советую. Утюги и провода Не хватайте никогда! Ток невидимый без рук Вас ударить может вдруг!» (М. Монакова «Розетки мне неинтересны!») Профессор. Ребята, чему учит нас это стихотворение? {Ответы детей.) Правильно, если не соблюдать правила безопасности при пользовании электроприборами, может случиться беда, может возникнуть пожар. А еще существует электричество, которое называется статическим. Оно живет повсюду, само по себе, и его можно поймать. Я приглашаю вас на время стать волшебниками и поймать статическое электричество.
Опыт.
Взять пластмассовую палочку и прикоснуться ею к бумажным шарикам, лежащим на столе. После прикосновения положение бумажных шариков не изменилось. Затем взять шерстяной шарф и натереть им пластмассовую палочку. Медленно поднести палочку к бумажным шарикам так, чтобы она не прикасалась к ним. Положение бумажных шариков изменится. Бумажные шарики притянутся к пластмассовой палочке. Палочки наэлектризовались и притянули к себе бумажные шарики. При трении палочки о шерстяной шарф возникает статическое электричество. Профессор. Молодцы! Я готов принять вас в школу фиксиков и вручить эмблему школы каждому, кто вспомнить правила обращения с электроприборами. Дети называют правила и получают эмблему. Профессор. Главное правило пользования электроприборами для дошкольников: «Нельзя включать электроприборы самостоятельно, без взрослого». И если вы будете соблюдать все эти правила, то электричество будет всегда вашим другом. А более подробно про электроприборы вы узнаете, если будете посещать уроки школы фиксиков Подведение итогов деловой игры: Какие Игровые образовательные ситуации использовались на нашем занятии?
Подведение итогов методического объединения
В е д у щ и й И в заключение хочется вспомнить предупреждение мудрого В. Даля о том, что игра не доведет до добра, если ее пустить на самотек. Давайте помнить, что игрушка для детей -не просто забава, времяпровождение, а культурное орудие, с по - мощью которого он осваивает огромный, сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины. В конце встречи воспитателям вручается памятка по игровым образовательным ситуациям. (Обзор выставки книг.)

Игровая обучающая ситуация - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты:

Она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий, сказочного, либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

Оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда;

В содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;

Игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

Воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

С помощью игровых обучающих ситуаций можно решить различные программные задачи по экологическому воспитанию детей.

Выделим несколько видов игровой обучающей ситуации, с помощью которых успешно решаются различные программные задачи ознакомления детей с природой и их экологического воспитания.

Виды игровой обучающей ситуации

ИОС с игрушками-аналогами

ИОС с литературными персонажами

ИОС типа путешествий

Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами

Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые). Игрушечных аналогов растений не так много - это пластиковые елочки разного размера, деревья и кустарники из плоскостного театра, грибочки, иногда пенопластовые фрукты и овощи.

Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами в своей работе мы используем во всех возрастных группах, причем сопоставляем их не только с живыми объектами, но и с их изображениями на картинах, наглядных пособиях, а также макеты природных уголков выполненных своими руками.

Игрушки-аналоги мы включаем в любые игровые обучающие ситуации, в любую форму экологического воспитания детей: наблюдения, занятия, труд в природе. Во всех случаях они помогают в формировании у ребят отчетливых реалистических представлений о природе.

Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами

Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. Для реализации целей экологического воспитания подходят такие литературные произведения, содержание которых так или иначе связано с природой, а герои имеют кукольное воплощение. В детском литературном репертуаре таких произведений много - это прежде всего народные и авторские сказки «Репка», «Курочка Ряба» «Красная Шапочка», «Доктор Айболит» . С куклами, изображающими главных героев сказок, можно построить много различных ИОС, которые помогут решить разные программные задачи ознакомления детей с природой, выработки у них необходимых навыков.

При разработке ИОС я всегда учитываю, чтобы все слова и действия куклы соответствовали ее литературной биографии; в новой ситуации она должна проявлять себя так же, как и в произведении.

Иначе говоря, использование куклы-персонажа на основе его литературной биографии - это косвенная форма обучения детей, целиком основанная на достаточно сильной игровой мотивации.

Игровые обучающие ситуации типа путешествий

Игра-путешествие мною используется в работе с детьми разных возрастных групп. Путешествие – сюжетно-ролевая игра, в которой дети посещает новые места или учреждения. В этой игре их внимание сосредотачивается на разных моментах, сюжете, ролевых действиях, воображаемых ситуации. Важная особенность игровой обучающей ситуации в путешествии - в ней всегда есть ведущей (экскурсовод, руководитель похода), роль которую берет на себя взрослый. В своей работе я широко сотрудничаю с инструктором ФК, с педагогами дополнительного образования, музыкальным руководителем. Содержание игровой обучающей ситуации не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности. Игровые действия должны проводиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе. Таким образом, наблюдая за игровыми действиями воспитателя, включаясь в сюжеты игровых обучающих ситуаций, отслеживая системность развития природных явлений на картинках, моделях, дошкольники обучаются собственной игре, и переносят приобретенные знания в свою игровую деятельность, которая осуществляется самостоятельно и в свободной деятельности.

В заключении хотелось бы сказать, что в работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию мы с коллегами используем интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной театральной деятельности, физической культуры, игры, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей. Я заметила, что при использовании игр и игровых ситуаций на занятиях по экологии дети становятся более внимательными, они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных, интересующих их вопросов.

Наиболее типичными игровыми ситуациями являются учебные ролевые игры и дискуссионные занятия. В педагогической литературе мы видим несколько разных квалификаций игровых ситуаций. Обычно основанием классификации являются целевое предназначение игровой ситуации.

Игровые ситуации подразделяются на творческие и игры с правилами. Творческие игровые ситуации, в свою очередь включают: театральные, сюжетно-ролевые и строительные.

Игровые ситуации с правилами - это дидактические, подвижные, музыкальные игры и игры-забавы. Одни игровые ситуации создаются самими детьми под руководством учителя - это творческие игры; другие созданы заранее, имеют готовое содержание и определённые правила - это игры с правилами. В свою очередь игры с правилами подразделяются на подвижные и дидактические игры.

Для развития полноценного игрового общения используется такая форма речевой работы с детьми, как игровые обучающие ситуации. Существуют четыре вида обучающих ситуаций: Ситуации-иллюстрации; Ситуации-упражнения; Ситуации партнерского взаимодействия (ситуации-проблемы) Ситуации-оценки. Ситуации-иллюстрации, чаще всего используют в обучении младших школьников. Педагог разыгрывает простые сценки из жизни детей. Рекомендуется использовать иллюстрации, кукольный театр, игрушки. Параллельно с использованием ситуаций-иллюстраций предлагаются игровые ситуации-упражнения. Дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет; учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Участие детей в ситуациях партнерского взаимодействия (ситуациях-проблемах), где дети усваивают основные социальные отношения, своего поведения в мире людей. Где ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их .

С детьми постарше можно использовать ситуации-оценки, оценки со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его.

Обучение игровому общению осуществляется в форме сценариев активизирующего общения. Сценарий общения может включать разговор педагога с детьми, дидактические, подвижные, народные игры, инсценировки, игры-драматизации, занятия изобразительной деятельностью, конструированием, имитационные упражнения, обследование предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин). В таких видах деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.

В ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. Чаще всего такие ситуации используются в работе с детьми младшего школьного возраста. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.

Наряду с ситуациями-иллюстрациями в образовательном процессе широко используются ситуации-упражнения. Теперь ребенок не только слушающий и наблюдающий, но и активно действующий. Включаясь в ситуации-упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. В таких ситуациях взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей.

Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Он постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры, произвольно изменять свое игровое и речевое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребенок находится в активной действующей позиции. В этом и состоит педагогическая ценность таких ситуаций .

Одним из эффективных способов решения проблемы является использование в обучении детей младшего школьного возраста игровых коммуникативных ситуаций. Коммуникативная игровая ситуация актуализирует ведущие мотивы ребенка, значительно повышает уровень речевой активности, улучшает качества речевых высказываний дошкольников и повышает эффективность обучения.

Все положительные качества и знания у детей формирует не сама игровая ситуация, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится в нее педагогом. Основу игровой ситуации составляет сценарий активизирующего общения, овладение детьми определенными навыками и умениями .

В целях оптимизации образовательного процесса воспитатели конкретизируют задачи игровых ситуаций, выделяя обучающие, развивающие и воспитательные. Сценарии игровых ситуаций необходимо разрабатывать таким образом, чтобы реализовать на практике "золотое правило" педагогики: "Мы должны так обучать детей, чтобы, они об этом даже не догадывались". Это дает возможность синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, взаимообогащающими развитие ребенка. Ведь в процессе игровой деятельности ребенок учится вырабатывать различные поведенческие стратегии, позволяющие ему увидеть целесообразность и значимость результатов собственной деятельности и поведения. В этом случае знания становятся не самоцелью, а условием личностного развития. Важность их заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать важные жизненные задачи.

Из всего существующего многообразия различных видов игровых ситуаций именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Дидактическая игровая ситуация (обучающая) - это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Игровая ситуация - драматизация. Для детей дошкольного возраста наиболее притягателен процесс перевоплощения в конкретный художественный или реальный образ (это стремление к перевоплощению сохраняется на всех этапах развития личности ребенка). Установка на игровую ситуацию - драматизацию активирует мышление детей в направлении поиска ответов на возникающие вопросы, на решение способа имитации, разыгрывание роли и тому подобное. Вхождение в роль и действие внутри ее согласно сюжету требует от ребенка усиленной игры воображения.

Игровая ситуация - соревнование. Под методом соревнования понимают введения дополнительного стимула, направленного на усиления мотивов и активизацию коллективной деятельности дошкольников. В ходе правильно организованного соревнования дети всегда оживлены, увлечены, внутренне подтянуты. Изменение внешнего поведения и отношения к выполнению требуемых действий объясняется тем, что в соревновании ребенок выступает в позиции человека, от которого зависит успех коллектива. Именно в силу своей привлекательности эта позиция может изменить сложившееся у ребенка безразличное или отрицательное отношение к воспитываемым формам поведения. Гораздо эффективнее длительное соревнование, рассчитанное на определенный срок - неделю, месяц. Оно побуждает детей относительно долго следить за своим поведением - соблюдать правила вежливости, быть опрятным, прилежным .

Среди игровых ситуаций, которые могут применяться воспитателями на практике помимо игр-драматизаций и соревнований, можно выделить: творческие игровые ситуации и их разновидности в виде сюжетно-ролевых и деловых игр, дидактические, среди них развивающие и познавательные игры, различные игровые приемы поощрения и контроля, ритмические игровые ситуации и длительные тематические комплексные игровые ситуации. Творческая игровая ситуация предполагает преобразующую деятельность дошкольника, когда он строит игровой сюжет действия, в который включает участников-детей. Между участниками вырабатываются правила, обязательные для всех. Ребенок, став автором, режиссером и артистом, добровольно и динамично перевоплощался в своих героев, стремясь через них выразить то, что его больше всего волновало и тревожило. Творческая игровая ситуация может быть использована педагогом для формирования коллективистских отношений между детьми.

Под ролевой игровой ситуацией понимается ограниченное по месту и времени соревнование в решении задач участников, исполняющих строго заданные роли в условиях четко определенной ситуации. Достижение успеха участника в ролевой игре зависит от сознательности участия (анализ и рефлексия собственного поведения). Отсюда возникают педагогические ресурсы стимулирования самопознания и самосовершенствования дошкольников .

Деловая игровая ситуация - метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных, хозяйственных ситуациях путем организации коллективной деятельности по заданным правилам и нормам. Дидактические игровые ситуации обеспечивают смену видов деятельности. Дидактическая игровая ситуация представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Игровая ситуация является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. Существенный признак дидактической игровой ситуации - устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Дидактическая игровая ситуация имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Все структурные элементы дидактической игровой ситуации взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает процесс.

В познавательных игровых ситуациях на первый план выступает наличие знаний, навыков. Игровая ситуация должна соответствовать знаниям, которыми располагают дошкольники. Развивающие игровые ситуации требуют особой осторожности. Трудные, непосильные задачи могут ребенка отпугнуть. Здесь необходимо соблюдать принцип от простого к сложному. Но зато, когда ребенку удается осилить задание, преодолеть первые трудности, он испытывает большую радость и готов перейти к более сложной игровой ситуации. У него появляется вера в свои силы, развивается "умственный аппетит", а это значит, что цель таких игровых ситуаций достигнута.

Большинство психологов и педагогов рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования.

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Игровые технологии в образовательном процессе воспитатели нашего ДОУ с начала используются как отдельные игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Начиная с двух - трех лет их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама), интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Это игры типа “Хоровод”, “Догонялки” и “Выдувание мыльных пузырей”.

В дальнейшем важной особенностью игровых технологий, которые используют воспитатели-педагоги в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

Игровые технологии, направленные на развитие восприятия .
Для детей З-х лет возможна организация игровой ситуации типа “Что катится?” - воспитанники при этом организованы в веселую игру – соревнование: “Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот?” Такими фигурками может быть шарик и кубик, квадратик и круг. Педагог вместе с ребенком делает вывод, что острые углы мешают катиться кубику и квадратику: “Шарик катится, а кубик - нет”. Затем воспитатель учит малыша рисовать квадрат и круг (закрепляются знания).

Игровые технологии могут быть направлены и на развитие внимания .
В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, снова используя игровые приемы.
К примеру, игровая ситуация на внимание: “Найди такой же” - воспитатель может предложить малышу выбрать из 4-6 шариков, кубиков, фигурок (по цвету, величине), игрушек “такой же”, как у него. Или игра “Найди ошибку”, где взрослый специально допускает ошибку в своих действиях (к примеру, рисует на заснеженном дереве листья), а ребенок должен ее заметить.

Игровые технологии помогают в развитии памяти , которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогут игры типа “Магазин”, “Запомни узор” и “Нарисуй, как было” и другие.

Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Как мы знаем, развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим.

Наглядно-действенное - это мышление в действии. Оно развивается в процессе использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий, игр с предметами и игрушками.

Образное мышление - когда ребенок научился сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления.

На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.

С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры- придумки, игры – фантазирования.

Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка “школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Однако существует аспект их использования, который направлен на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду: они могут быть использованы для нивелирования отрицательных факторов, влияющих на снижение его эффективности. Если с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, более “пристойно” выражают гнев, избавляются от страха. В их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений людей. В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств используются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками.
Используя в педагогическом процессе народные игры, воспитатели не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они одновременно приобщают воспитанников к народной культуре. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада.

Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Статьи по теме: