Grand ages medieval игромания. Как построить Римскую империю в средние века. Превью Grand Ages: Medieval

«Everybody wants to rule the world»


После прошлогоднего выпуска пятой части популярной серии экономических стратегий Tropico на PlayStation 4 немецкое издательство Kalypso Media решило не останавливаться на достигнутом и продолжить свою экспансию, подминая под себя непривычный для консолей жанр стратегий. И следующим их проектом стала Grand Ages: Medieval - амбициозная, по мнению разработчиков из Gaming Mind Studios , игра, пытающаяся совместить в себе нескольких других собратьев (Port Royale, Patrician IV, Civilization и Total War)... однако, на деле всё вышло немного не так, как хотелось бы. Почему? Попытаемся разобраться в нашем сегодняшнем обзоре.

1050 год нашей эры. Высокое Средневековье. Бешеными темпами развиваются европейские страны и империи: были исследованы новые области континента, созданы многочисленные торговые пути и заложены новые города. Вам же предстоит на себя взять роль одного из глав такого поселения, пройти через многие невзгоды и привести свой народ к величию. Как вы этого добьётесь? Зависит только от вашей смекалки, умения правильно вести дипломатию и торговать с нужными людьми. Где вы сможете реализовать этот непростой план? В трёх представленных в игре режимах: одиночной кампании, отдельных сценариях и многопользовательском режиме до 8 игроков.


Первый отлично подойдёт для тех, кто только хочет начать своё знакомство с проектом. Вы потихоньку привыкаете к игровому процессу, изучаете различные составляющие и механики, становитесь свидетелем различных интриг и заговоров на фоне реальных исторических событий, происходящих много веков назад. В отличие, от своих конкурентов команда Gaming Mind Studios постаралась придать своей одиночной кампании особый шарм и неповторимое лицо, не скатываясь при этом в банальные клише и рутину. Широкое обучение на ранних стадиях игры и длинная история становления одного императора поможет вам понять всю непростую специфику игры... точнее, осознать, что в ней жёстко доминирует одна лишь экономика, а все остальные составляющей этой бурной смеси уходят на второй план.

Авторы проекта попытались намешать в своём детище всего и понемногу, но, в конце концов, получили что-то вроде последнего «Негоцианта» с постоянно меняющимися правилами торговли. Почти с первой же секунды после вступления на глобальную карту вас в буквальном смысле заставляют заниматься одним лишь купечеством. Да, хорошо сбалансированным, но все же одним. В начале любой игры, будь то одиночная кампания, отдельные сценарии или многопользовательская составляющая, вы начинаете с маленького поселения, специализирующегося на производстве всего пяти основных продуктов из двадцати доступных (соль, драгоценности, хлеб, мясо, фрукты, вино и многое другое). Но ваш городок не сможет выжить в одиночку, поэтому нужно либо строить новые города, либо захватывать колонии, либо торговать с соседями.


Готовьтесь, ведь большую часть времени придётся провести именно за последним действием. В каждом городе можно держать лишь одного купца, поэтому последние сразу же становятся главным звеном в вашей дальнейшей стратегии развития империи. Можно, например, послать их в другой город со своими лучшими товарами или всеми правдами и неправдами выталкивать своих конкурентов из бизнеса. Главное, правильно воспользоваться моментом и вовремя начать торговать дефицитным товаром на рынке... через какое-то время противник сам придёт к вам с просьбой стать вассалом.

После нескольких крупных обновлений разработчикам наконец удалось настроить правильный баланс между ручным управлением и автоматизированным процессом: через какое-то время после начала игры вам уже не надо думать об основных путях торговли и нервничать за каждого купца, передвигающегося из одного города в другой. Все винтики работают слаженно и без каких либо нареканий, а игроку остаётся лишь настроить количество перевозимого товара и необходимых для этого расходов. С высоты птичьего полёта можно наблюдать за огромной картой (включающей в себя территории Европы, Скандинавии, Северной Африки, Средней Азии, Кавказа и даже России) и видеть, как каждый из купцов медленно достигает своей цели и возвращается довольный обратно к жене и детям (если не убьют по дороге какие-нибудь мародёры или волки).

Вроде бы система несложная, но есть у неё и свои недостатки: до сих пор в игре нет нормальной системы анализа затрат на производство каких-то продуктов, общий интерфейс завален абсолютно ненужной информацией, а местная система развития и строительства выглядит слишком куце. В одном городе можно построить лишь восемь зданий (казармы, мастерскую, таверну, склад и парочку других), большая часть проложенных ранее торговых маршрутов может спокойно потерять актуальность через полчаса их создания. Ранее настроенная логистика летит в пропасть, а вы лихорадочно пытаетесь выстроить всё заново. Создание городов-клонов проходит по одной и той же схеме, без возможности какой-либо тонкой настройки. Сначала вы нанимаете переселенцев, потом отправляете их заселять новую территорию, и планомерно увеличиваете общую численность населения нового города за счёт постоянной торговли. Уровень города определяется лишь количеством проживающих людей и торговых функций, а вся эволюция укладывается в одной небольшой схеме из нескольких основных пунктов. Ураганы, пожары, извержения вулканов, засухи, землетрясения, чума проходят чаще всего незаметно, не успеваешь даже понять, было ли это на самом деле или нет.


Пострадала и военная составляющая проекта. Если вы ждали чего-то на уровне игр серии Total War, то можете смело откинуть эти мысли. В Grand Ages: Medieval батальные сцены выглядят блекло: масштаба никакого нет, какой-то определённой тактики вырабатывать не надо, а все сражения выглядят, как странная возня игрушечных солдатиков. Отряды сталкиваются друг с другом, но вы не можете их контролировать... лишь наблюдать за непритягательным счётчиком, отмечающим, сколько осталось в вашей армии юнитов.

Более того, содержание армии тесно связано к экономической составляющей - нет денег в казне, ваши солдаты разбегутся по домам, позабыв о чести и достоинстве. За каждого новобранца нужно заплатить, а его способности зависят только от размера вашего мешочка с золотом. Чаще всего завоевание мира растягивается на долгие, долгие утомительные часы экономических войн, без возможности воспользоваться профессиональным войском. Уникальные персонажи встречаются редко, интересных фракций немного, а осада городов проходит в стандартном режиме «расставь шатры, зажги огни, жди, пока сдадутся сами». Встроенный же искусственный интеллект в основном действует агрессивно и чаще всего идёт в нападение, поэтому многие его действия легко предсказать заранее.

Что касается технической стороны вопросы и музыкального сопровождения, то тут более или менее всё в порядке, хотя и без каких либо излишеств. Графический движок без особых трудов воссоздаёт большие населённые пункты и сеть торговых путей, но сами города практически невозможно различить между собой, а местные горы, леса и рельеф не особо привлекают внимание. Саундтрек не раздражает, но и не особо запоминается (не считая эпичной главной музыкальной темы), а фоновые звуки записаны в не самом высоком качестве. Управление же с помощью консольного контроллера не доставит вам никаких хлопот, но ранее упомянутый интерфейс мешает лишней информацией, возникающей то тут, то там. К полной русской локализации, на удивление, у нас тоже не нашлось вопросов: переводчики постарались на славу, подобрав нужных актёров на озвучку и не допустив серьёзных ошибок в текстовом переводе.

После обычных Гранд стратегий (grand strategy) игроки наверняка приучились к тому, что средневековый мир значительно легче покорить при помощи острия меча или боевого слона, чем посредствам продажи отороченных мехом одеяний. Однако в реальности именно торговля, а не кровопролитная война сформировала фундамент многих крупнейших цивилизаций. Grand Ages: Medieval отдает вам роль лорда- купца, живущего в раннем Средневековье, и ставит перед вами задачу распространять свое влияние по всему миру с помощью исследования окружающего мира и экономического развития.

Вы начнёте игру с одним холдингом, и с совершенно не впечатляющим поселением, из которого может вырасти империя. Каждый город в Medieval может специализироваться на создании одного из пяти продуктов, они варьируются от таких непопулярных, но полезных товаров, как пшеница и рыба, до изящной одежды и драгоценностей. Загвоздка в том, что ни один город не может развиваться и процветать, основываясь только на товарах, которые он сам производит. Когда вам понадобится, например, еда для вашего населения, инструменты для постройки новых зданий или ресурсы необходимые для производства сложных товаров, вам придётся построить процветающие торговые отношения с близлежащими городами.

И очевидно, что для этого вам понадобятся торговцы. Вы можете получить только одного купца за каждый город, и поэтому они сразу же становятся чрезвычайно ценным ресурсом - ошибитесь с их торговым маршруте и, скажем, отправьте его продавать дерево в город с тремя сотнями лесопилок, и вы потеряете не только собственное время, но и большую часть ваших средств. Жизненно важно изучить зону торговли, выявить дефицитный товар и беспощадно использовать все доступную вам информацию в собственных интересах. В игре также можно воплощать коварные планы: например, основывать город рядом с соперником и медленно изгонять его из бизнеса, предлагая дешёвые и разнообразные товары, пока сопернику не останется иного выбора, как принять предложение присоединиться к вашей империи.

По большей части, в игре хорошо налажена обратная связь, и понятно на что тратятся ваши деньги и откуда приходят доходы. Вы сможете проверить каждый город и торговый путь, чтобы увидеть, приносят ли они доходы, и в игре вообще довольно просто выяснить, в чём именно ваша экономика слаба и принять меры, чтобы исправить эти недочёты. Но есть пара раздражающих моментов: хотелось бы, чтобы был более понятный анализ затрат на производство, так как сейчас игра всю информацию вываливает в одну кучу на экране баланса и мне кажется неудобным обновление караванов торговцев. Вам приходится создавать новые повозки в городе, посылать туда же торговцев и затем вручную добавлять телеги в их караван. Это нарушает бесперебойную торговлю, из-за того, что вы можете построить только пять телег одновременно, отнимает у вас слишком много времени на заполнение каравана.

Это относительно мелкие недочёты, и в целом в Medieval проделана хорошая работа по избавлению от потенциальной головной боли, вызываемой экономикой, игровая экономика в Medieval интуитивна и доступна. Разработчики нашли правильный баланс между автоматизацией игрового процесса и ручным управлением: вы можете позволить торговцам самим решать, что они будут приобретать и продавать, однако, если вы хотите настроить их торговлю, то есть возможность приказать им нацелится на специфические товары и населённые пункты. Улучшение ваших городов, дорог и торговых портов простое и полезное занятие, а медленное расширение на прекрасно выглядящей 3d карте Европы, приносит удовольствие от поглощения конкурентов и нейтральных поселений на своём пути. Словом, есть какое то удовольствие в создании простирающейся на весь континент меркантильной империи, с помощью шелков и солёное мясо, а не копий и мечей.

В игре присутствуют бои, но им не хватает глубины, и в целом они не очень интересны. Это не совсем минус, вместо того чтобы пытаться превзойти Total War на её собственной территории, разработчики из Gaming Minds, приняли разумное решение, упростив бои и сделав так, чтобы они не мешали игровому процессу. В игре присутствует несколько разных юнитов работающих по обычной тактической структуре камень-ножницы-бумага, RTS поклонникам она будет знакома, однако, как правило, сторона с наибольшей армией победит. Вы просто указываете вашим силам на близлежащий вражеский город или юнит, и они отправляются выполнять ваш приказ в автоматическом режиме.

Нехватка глубины в сражениях означает, что как только вы создадите приличную экономику, вам практически нечего не остается делать, кроме как в пол глазом следить за вашими городами, и для увеличения дохода временами что-то улучшая и меняя торговые маршруты купцов. В игре присутствует довольно интересная сюжетная кампания, действие которой происходит среди интриг и политики двора в Константинополе, однако она в целом является расширенным обучением, помогающим вам освоиться с основной механикой игры. Другая основная проблема заключается в том, что, не считая нескольких юнитов, которые могут быть рекрутированы только в определённых зонах, в игре очень мало отличий при каждой новой переигровке. Здесь нет фракций как таковых, а торговые ресурсы одни и те же и располагаются в одном и том же месте на карте мира. Medieval приносит удовольствие от попыток добиться экономического доминирования, однако, как только вы освоите это, вам будет нечем заняться, так как игре не хватает глубины, и игре нечем Вас вознаградить в новых дальнейших переигровках.

Выводы

Grand Ages: Medieval всегда была на любителя, но на сегодняшний день, это самая доступная игра в серии. Торговая механика достаточно понятна, чтобы избежать путаницы, оставаясь комплексной, стимулирующей микроменеджмент и обеспечить приятное вознаграждение от возни с ней. Упрощенная боевая система и отсутствие разнообразия означают, что под конец игра начинает выдыхаться. Всё же, если вы ищете игру со спокойным подходом к мировому господству, то Grand Ages: Medieval станет хорошим выбором.

После первых презентаций Grand Ages Medieval породила большие надежды у любителей . Игра была показана как нечто масштабное и увлекательное: серьезное развитие городов, высокий уровень торговли и дипломатии, зрелищная война. Остается только узнать, оправдались ли ожидания игроков? Попробуем разобраться.

Жанр глобальной стратегии не самый распространённый в игровой индустрии, поэтому поиграть в действительно качественную игру с проработанной механикой получается нечасто. Разработчики Grand Ages: Medieval обещают стратегию в реальном времени , демонстрирующую этот жанр во всей его красе. Игрокам предлагается огромная карта , где нужно будет отстраивать свою империю, возводя город за городом, развивая торговлю и военное дело. Для любителей мирной жизни есть дипломатические решения. Сильной динамики ожидать не стоит, но и сухости, присущей многим или уже поднадоевшей в своих алгоритмах , тоже не будет

Деньги и снова деньги в Grand Ages: Medieval

Много негативных отзывов Grand Ages: Medieval получила за длительное зарабатывание денег в первое время игры, нудное и утомительное. Для дальнейшей прокачки нужно заниматься торговлей , причем довольно сложной. Как показала практика, игра больше ориентирована на развитие рыночных отношений , чем на завоевания , а чтобы хоть немного повоевать, нужно проходить длительные этапы развития, на что у многих просто не хватает терпения.

Экономика непростая, залог успешной торговли – постоянное слежение за спросом и предложением на рынке – не все так просто, как в . Чтобы накапливать капитал, в Grand Ages: Medieval нужно постоянно держать во внимании рыночные отношения, так как они постоянно меняются. Все операции проводятся с участием торговцев, которые путешествуют между городами, они определяют спрос и цены на рынке. Поначалу может показаться, что достаточно настроить маршруты и получать прибыль, однако, из-за динамичности рынка, маршруты вскоре становятся неактуальными, а прибыль теряется.

Grand Ages: Medieval – градостроение и военное дело

Система постройки городов в некоторой мере похожа на . Сначала нужно укрепить в городе систему заработка , потом развиваем производство , повышать численность жителей и следить за доходом, который может падать даже при малейших ошибках. Количество разрешенных зданий для постройки ограничено . Города имеют уровни, которые определяются количеством населения, а также качеством производства и торговли.

Кроме масштабной торговой составляющей в игре можно повоевать , однако война очень тесно связана с экономикой, армия обходится империи недешево. Как только заканчивается финансирование, солдаты перестают выполнять свои обязанности. Красивых и зрелищных баталий в игре не будет, атмосферных военных орудий тоже ждать не стоит.

Внедрить свои тактические решения и провести хитрые маневры в бою не получится: битва проходит практически в автоматическом режиме, вояки сами бьются между собой, а игрокам остается только наблюдать за счетчиком оставшихся ХП. Победит тот, у кого армия больше и лучше профинансирована. Осады городов аналогично можно назвать условностью. Война в Grand Ages: Medieval обходится дорого и не приносит особого удовольствия, проще налаживать дипломатические связи .

Если хотите узнать об игре подробнее - смотрите видеоролик ниже.

Видео об игре Grand Ages: Medieval:

Итак, делаем вывод. Описанная игрушка Sid Meier"s Civilization: Beyond Earth, как говорится, подходит для любителей стратегий подобного рода. Геймерам, предпочитающим или похожие проекты, здесь вряд ли будет комфортно.

Их очень мало – по одному на город. Не будь столь надуманного барьера, была бы совсем уж примитивной. Хотя хитростей и так нет: игравшие в приметят не только знакомые иконки, но и принцип «купить дешевле, продать дороже».

Чтобы скорее приумножать капитал, стоит нанять стройотряд – эти ребята мгновенно проложат дорогу между соседними городами, а при возможности и необходимости – улучшат ее (правда, не мгновенно). Если повозки носятся по трассам как по автобанам – не забудьте поставить десятикратное ускорение, не то умрете с тоски, – можно идти ужинать или смотреть кино. Деньги сами запрыгнут в сундуки.

Последний довод торгашей

На количестве предпринимателей завязана численность населения. Император – это не тот, кто захватил соседей и уничтожил всех врагов, а тот, кому удалось построить десятки однотипных домиков. Превратите селения в средневековые мегаполисы, и тогда вместе с титулами вы будете получать научные баллы. Их можно вложить в открытие новых товаров/зданий или в развитие вооруженных сил, но без крепкого тыла наполеоновские амбиции надо усмирять, иначе от одного-единственного пехотного отряда платежный баланс ухнет в крутое пике.

Впрочем, было бы из-за чего надрываться. Лаконичное и четкое описание в Steam («Создайте армию и отправьте рыцарей, лучников и кавалерию сражаться с соперниками») наиболее полно раскрывает механику конфликтов: наклепать побольше войск да бросить их на врага. Две толпы автоматически сцепятся друг с другом, а над ними появится специальный индикатор, по которому видно, кто кого одолевает. При равенстве сил обе стороны месяцами будут посылать армии в бесконечную мясорубку. К вашим услугам целых три бестолковых приказа — по убогости бои в не уступят худшим RTS 90-х.

Осады работают по той же схеме, однако гораздо проще купить соседа, а не устраивать очередное шоу Бенни Хилла . Сначала влюбляем в себя население (сбываем на рынке самые необходимые товары), потом заваливаем правителя подарками и под конец делаем предложение, от которого невозможно отказаться. Занятие это долгое, запросы взяточников постоянно растут, но из двух зол пародия на дипломатию оказалась, пожалуй, меньшим.

Хотя вояки тоже найдут где применить мечи и топоры, ведь любит приключения: то нарисует на карте какой-нибудь объект (там бывает клад размером с половину вашего месячного бюджета), то натравит бандитов на торговые пути. Особый шик – леопарды, грабившие мои караваны и на Балканах, и даже в морозной Скандинавии. Авторы вообще очень вольно обращаются с историей — вероятно, именно поэтому ничего средневекового в их проекте не ощущается.

В «русских» городах сидит император Игорь Жуков, мэр града Минска – Владимир Лукашенко. Привычные имена для XI-XII веков, ага. После таких откровений шведский Санкт-Петербург в – пустяки. Огромные пространства поделены между кучкой пассивных царьков: если в всегда кипит жизнь, то в мало кто шевелится.

Отдельно можно было бы похвалить графику – панорамы, пейзажи, солнце, только здесь все это почти не попадает в кадр, потому что для нормальной игры за страной надо следить с высоты птичьего полета. Осло и Старая Ладога превращаются в плашки с названиями, мельтешащие юниты – в маленькие иконки. Очень удобно, крайне некрасиво, невероятно скучно. Хорошо если где-то вспыхнет пожар или произойдет извержение вулкана – на них хотя бы приятно посмотреть, но роль катастроф сильно преувеличена.

«Теплых» слов заслуживает интерфейс: с прошлого раза он стал немного лучше, но лишних телодвижений по-прежнему предостаточно. Игра, основанная на возне с табличками и меню, не должна раздражать, когда дело доходит до, собственно, табличек и меню. Неожиданный удар в спину порой наносят подданные: не удивляйтесь, если вы настроили все процессы на автоматическую работу, а подсказка все равно советует больше не продавать что-то себе в убыток. Такой уж тут ИИ.

Признаюсь, мне понравились стильные ролики между заданиями в одиночной кампании, выполняющей функцию затянутого обучения. Возможно, это из-за того, что люди в них куда симпатичнее уродливых говорящих голов в самой игре. Впрочем, достижение в любом случае сомнительное, так как похожие заставки были и в . А вот сетевой режим попробовать не удалось — желающие на вес золота. Жаль, ведь, судя по редким отзывам, мультиплеер – тот еще цирк.

* * *

Попытки разом угодить игрокам-градостроителям, игрокам-негоциантам и игрокам-полководцам привели к тому, что усыпляет их всех. Не говоря уже о любителях истории.

В этой игре на первом месте торговля, и торговля составляет большую часть геймплэя.
Про торговлю:
Если вам нравился старый негоциант, вам может понравится и эта игра. Ходим между городами и торгуем все время. Купил мясо за 360, продал за 600. Готовтесь, что по этому маршруту вам придется пройти мнооооого раз.
Несколько торговцев можно автоматизировать, но они создают незначительный приток денег.
Как минимум одного нужно все время возюкать по карте и торговать.

Про армию:
Пара отрядов по 10 чел с вилами, требуют постоянного притока денег. Если все время не торговать упешно, готовтесь уйти в минуса.
Бой и сражения до минимумма примитивны и схематичны. Два отряда сцепляются и все. Добавить третий в бой, не получается... И вы просто смотрите на кружок, на котором написанно скольок ваших и врага осталость wtf?
Пока не ощутил стратегического потенциала в боевой части этой игры.

Про строительство и города:
Строительство линейно и максимально простое. Выбираете 5 товаров которые может произодить город и все. Похже вы кликаете на + в том направлении товаров, что хотите произодить больше и все. Все строительство сводится к 6 постройкам с неочевидными преймуществами и большинство закрыты и открываются в технологиях.
Один город дает одного торговца, поселенца и строителя (он сразу ставит дорогу и может ее улучшить и все)

Технологии:
Очки в компании начисляют так медленно, что поиграв пару вечеров вы едва научитесь производить в 2 раза больше зерна и угля. Список в принципе неплохой, но скорее ближе к total war чем к цивилизации. Выбор настолько очевиден, что кроме рекомендаций сюжета качать особо нечго.

Дипломатия:
Двухнопочная и сложно этот функционал назвать дипломатией. Все взаимодействия в ней: дать 10 000, чтоб получить право прохода, потом еще 10 000 чтоб получить разрешение на торговлю с новым городом.

Сюжет:
Начинается интерено, но настолько медленно идет повествование, что за продажей куска мяса иногда забываешь ради чего ты вообще всю эту деятельность разводишь. Минимум историчности, максимум полулюбовный тинэйджерский роман в неплохом комикс-стиле.

Графика:
Эта игра не про графику. Глаз не раздражает. Не понраилось, что юниты - это квадратики 10 на 10 пикселей, которые теряются на карте, сливаются с ней и плохо идентифицируются.

Звук:
Лучше играть под свою музыку и иногда слушать болтовню королевы.

Заключение:
Не скажу, что сильно ждал эту игру, но перед покупкой повелся на видео и отзывы. Ошибочно искал за этой простой во всех смыслах игрой, которую едва стратегией назвать можно, конкурента цивилизации и тотал вара. Массовки из видео, либо постановочные, либо на позднем этапе игры, куда я еще не добрался и не знаю доберусь ли. Мультиплеер еще не пробовал, но учитывая динамику игры, полагаю на него можно не расчитывать и смело ждать эту игру на раздачах.

Статьи по теме: