Игры астрономия играть. Астрономия: игры и пособия для ребенка. Планетарий культурного центра Вооруженных Сил РФ

Астрономия - наука о космических объектах и разнообразных небесных явлениях. Это изучение Вселенной и мира, в котором мы живем. Несмотря на кажущуюся сложность, астрономия может запросто стать самым настоящим увлекательным хобби на всю жизнь.

Специально ко Дню астрономии (29 апреля), сайт подготовил обзор 9 бесплатных игр и приложений для смартфонов и планшетов, при помощи которых дети узнают много нового о Солнечной системе, галактике и Вселенной.

Космос для детей бесплатно

Солнечная система

Любознательный Панда приглашает юных астронавтов в познавательное путешествие по Солнечной системе. Дети смогут не только познакомиться поближе с каждой планетой, но и сыграть с ними в простые игры. Например, помочь Сатурну превратиться в юлу, а с Нептуном приготовить красивое и вкусное мороженое.
Google play

Астрономия для детей: StarWalk

При помощи этого приложения дети познакомятся с разными космическими объектами, узнают интересные факты о каждом из них и даже посмотрят познавательные мультфильмы. Путешествие начнется с Солнца и постепенно уведет юных исследователей за границы нашей Солнечной системы.
Google play /App Store

Гиппо в космосе

Любознательный Гиппо отправляется в настоящее космическое путешествие, в котором его ждет много интересного. Игра разделяется на два режима. Во время перелета между планетами необходимо управлять ракетой движением пальца, чтобы она не столкнулась с планетами и метеоритами, а также собирать золотые монетки. А каждый раз после посадки юных космонавтов будут ждать простые логические игры, типа «Собери пазл», «Соедини точки» и прочие головоломки.
Google play

Солнечная система для детей

Простое и красочное приложение, которое поможет узнать названия планет, цифр и цветов, как на русском, так и на английском языках.
Google play

Белка и Стрелка: Лунные приключения. Эпизод 1


Вместе с героями популярного мультфильма ваших детей ждут настоящие лунные приключения. Им предстоит пройти курсы по управлению луноходом, прочувствовать на себе, что такое космическая известность, выяснить, как и почему летающая тарелка фрисби может повлиять на международные отношения, узнать, что чувствует крыса-дайвер, а также в свое удовольствие попрыгать за монетками.
App Store

RoverCraft - построй луноход

Астрономия - это не только скучные расчеты и непрерывное смотрение в телескоп. Зачастую это еще и полевые испытания новых моделей луноходов, марсоходов и прочих… ходов. Вот и сейчас юным испытателям предстоит сесть за руль пока еще сырой модели самодвижущейся повозки, чтобы довести ее до совершенства. Для этого нужно будет аккуратно преодолевать разнообразные участки пересеченной местности на других планетах, собирать золотые монетки и за счет этого улучшать характеристики своего космического внедорожника.
Google play

Фиксики в космосе!

Отличная физическая игра, которая просто необходима каждому настоящему юному покорителю космоса! Симке и Нолику - героям мультсериала - предстоит освоить невесомость! Передвигаясь в трехмерном пространстве при помощи небольших двигателей, им нужно выполнять все более сложные задания. Для начала это будет просто сбор батареек, затем на их пути встанут метеориты, ракеты, мины и прочие неприятные неприятности. И как во всем этом сориентироваться, чтобы голова не закружилась, сумеет ответить далеко не каждый взрослый! Без колебаний ставим 5+!
Google play

Открытый космос

Это приложение будет особенно интересно юным любителям астрономии старшего возраста. Оно представляет из себя обновляющуюся ленту новостей о космосе, исследовании Земли, Солнечной системы и Вселенной, развитие космической отрасли, а также о новых технологиях. Помимо статей здесь представлены разделы: Видео, Лекции и Фильмы, посвященные всему самому интересному, что касается космической тематики.
Google play

Цель и задачи игр по астрономии: создавать благоприятные условия для обогащения и развития игровой деятельности по формированию знаний в области астрономии; учить развивать сюжет игры и побуждать к использованию приобретенных знаний и умений, полученных при восприятии окружающего мира, литературных произведений, просмотра познавательных телепередач; содействовать развитию творческой игры как самостоятельной деятельности, применяя разнообразные приемы руководства, способствующие формированию игрового интереса, развитию игровой деятельности; развивать у детей игровые умения, умения вести игровой диалог, социальные навыки, коммуникативные способности; стимулировать и совместно осуществлять творческий поиск в игровой деятельности (педагог, родители, дети); воспитывать эмоционально-положительное отношение к играм, стремление играть дружно.

Игры-экспериментирования по астрономии

« Что такое звук? »

Цель: развивать интерес к исследовательской деятельности.

Проблемная ситуация:

В. Ребята, одной сороке приснился сон, будто летит она среди облаков и звезд, а Луна зовет ее к себе в гости. Сорока прилетела в дом к Луне и стала ей рассказывать, как красиво на Земле. Да не тут то было. Что бы ни говорила, ни тараторила сорока, ее слов Луна будто не слышала. Разозлилась сорока, да как закричит! Но Луна лишь загадочно улыбалась и ничего не слышала.

Ребята, почему Луна не слышала сороку?

Давайте поэкспериментируем: у меня есть гитара, если дотронуться до струны, то она начнет двигаться, мы услышим звук. Струна колеблется, и мы слышим звук. Значит, чтобы появился звук, нужны колебания, (далее воспитатель предлагает детям легко прикоснуться ложками к чашке, стакану - появляются звуки). Значит - звук это дрожание или колебание воздуха. На нашей планете есть воздух, но во всей Вселенной есть планеты, где воздуха нет. Будут ли там рождаться звуки? Где нет воздуха, звук не может появиться. На Луне нет воздуха, и чем там не стучи, как ни кричи, звука вообще не получится. Значит, Луна совсем не притворялась, а действительно не слышала, что говорила ей сорока.

« Что тяжелее? »

Цель: развивать детскую любознательность, обогащать жизненный опыт детей действиями и средствами поисковой деятельности.

В. Ребята, однажды воздушный шар полетел в путешествие, к нему присоединились мячик и бочонок с водой. Они летели очень долго, и воздушный шар сказал: «Тяжело мне лететь по небу. Кто-то из вас должен меня покинуть, иначе мы упадем». Мячик и бочонок долго спорили, но так ничего и не решили.

Ребята, как вы думаете, как им нужно было поступить?

(Детям предлагается опустить мячи в тазик с водой, уточнить, что получилось, и почему мячи плавают - они сделаны из резины, внутри находится воздух).

В. Дети, как узнать, что тяжелее: пакет с воздухом или с водой? (Дети взвешивают их на своих руках, делают выводы: воздух легче воды).

Игры-моделирования по астрономии

« Что такое солнце? »

Цель: развивать перспективное видение основ построения объектов, учить создавать модель Солнца.

В. Ребята, к нам прилетел воздушный шарик, он очень боится Солнца. Давайте нарисуем Солнце и расскажем о нем.

Проблемная ситуация:

Что такое Солнце? (рассуждения и ответы детей).

Солнце - это звезда среднего размера, которая ближе всего к Земле, это раскаленный газовый шар.

А могли бы мы жить без Солнца?

(Воспитатель предлагает детям построить модель Солнца. Дети коллективно моделируют звезду на ковре, используя веревки, ленты, нити, бумагу и т.д. Далее воспитатель предлагает каждому ребенку под звучание тихой музыки нарисовать свое солнышко. Затем дети объясняют воздушному шарику, что такое Солнце).

« Как устроена солнечная система? »

Цель: формировать умение с помощью взрослого создавать модель Солнечной системы.

В. Ребята, давайте представим, что мы космонавты и летим на корабле. Мы двигаемся от Солнца и залетаем на каждую планету, (воспитатель предлагает смоделировать Солнечную систему, расположив в центре Солнце (рисунок) и вокруг него все планеты (пластмассовые круги), находящиеся на траекториях (нитях).

« Из чего сделана земля? »

Цель: создать модель маленького участка земной поверхности.

Проблемно-поисковая ситуация: Что такое Земля? Какая она? (воспитатель рассказывает о планете Земля, далее дети самостоятельно создают модель земли из пластилина (шар), а затем моделируют маленький, участок земной поверхности с горами, равнинами, углублениями с помощью бумаги, обклеивая и раскрашивая разные формочки - в группе, а также используя песок, воду, камни - на улице. Далее дети обобщают результаты своей работы).

Дидактические игры по астрономии

« Тысяча звезд »

Цель: формировать умение координировать совместные действия, развивать образное мышление дошкольников.

Дети делятся на две группы: одна - звезды, другая - небо. Дети второй группы образуют круг, берутся за руки, медленно двигаются по кругу. Дети-звезды собраны в мешок. Воспитатель отпускает звезды из мешка на небо со словами «Тысяча звезд на небе». При этих словах дети, изображающие небо, образуют вращающийся круг. Звезды рассыпаются и начинается их мерцание внутри круга-неба, (дети могут далее меняться ролями).

« Будем космонавтами »

Цель: формировать умение внимательно слушать музыку, менять движение в соответствии с ее характером, развивать у детей творческое воображение.

Игроки становятся в 2-3 круга (команды). Каждая команда получает по три ленточки. Под одну музыку они изображают строителей звездолета и готовность ракеты к полету, под вторую - занимают места в ракетах и имитируют полет, под третью - маршевую - изображают торжественный парад после приземления. Команда, неправильно определившая содержание музыки теряет ленточку. Игра повторяется 4-5 раз.

« В космосе »

Цель: формировать умение выразительно передавать движения, характер образа. (Перед игрой дети рассматривают набор фотоиллюстраций «Наши космонавты»).

Дети распределяются на две рабочие группы. Воспитатель объявляет задание: создать скульптурную группу «В космосе». В работе используется строительный материал, конструкторы и вспомогательный материал: пенопласт, кусочки коры, камешки, небольшие доски. Воспитатель дает оценку качеству скульптуры и скорости ее выполнения.

Словесные игры по астрономии

« Придумай сказку »

Цель: формировать умение детей сочинять сказку по опорным словам астрономического содержания, обогащать словарный запас детей.

Дети делятся на две группы по 3-4 человека каждая.

1. Воспитатель выставляет на наборном полотне мини-макет Солнца, космического корабля, планет, комет. Детям дается некоторое время на составление сказки и далее они по очереди рассказывают свои сказки.

2. Воспитатель называет опорные слова: космос, земля, Солнце, спутник. Дети составляют небольшие сказки по опорным словам.

« Что лишнее »

Цель: развивать внимание, память.

Ход игры :

Детям предлагается ряд слов, им необходимо назвать лишнее:

Марс, Венера, Уран, роза

Солнце, Луна, звезды, грибы

Комета, астероид, Млечный путь, снег

Инопланетяне, козерог, метеориты, шляпа

Космический корабль, ракета, гвоздь, спутник

« Звездный путь »

Цель: добраться до звезды Бетельгейзе (самая яркая звезда в созвездии Ориона), выделенной на игровом поле голубым цветом, развивать взаимопонимание и взаимовыручку.

Игроки по очереди бросают кубик и делают ходы соответственно выпавшему количеству очков. Если фишка попадает на голубую звезду, то игрок получает одно резервное очко, которое может пригодиться в дальнейшей игре. Если фишка попадает на красную звезду, то это означает, что корабль сломан и пропускается один ход, необходимый для ремонта. Избежать пропуска хода игроку помогает резервное очко, если такого нет, то он может попросить у товарища по игре. Если фишка попадает на черную звездочку, то корабль оказывается в ловушке «черной дыре», игроку нужны 3 резервные очка. Кто первым доберется до точки отлета, тот и выиграл.

Игра-дизайн

Цель: воспитывать способность эстетически воспринимать действительность, обогащать опыт детей средствами и способами художественного преобразования объектов окружающей среды.

Детям предлагается рассмотреть предметы, окружающие их, предлагается дополнить их элементами дизайна, (например, придумаем одежду для игрушки, воды, создадим фоновое окружение предметов и явлений в пространстве (земля, вода, космос, атмосфера).

Игра-имитация

Цель: развивать звуковую культуру речи, воображение.

Детям предлагается имитировать в речи на разные слоги, звуки, звукоподражания, создаваемые в живой и неживой природе (образы животных, шорох дождя, веток, пение птиц).

Игра-диалог

Цель: осваивать коммуникативные способности.

Детям передают в общении друг с другом (в парах, тройках) интонации разных персонажей, диалоги, (например инопланетян с землянами).

Игра-аранжировка

Цель: развивать интонационную выразительность речи, обогащать эмоциональный мир детей.

Дети аранжируют сюжетные ситуации из сказок, рассказов с помощью звукоподражаний.

« Фантастические гипотезы »

Цель: развивать творческое воображение, теоретическое абстрактное мышление.

« Конструирование фраз »

Цель: развивать навыки творческого конструирования образов фантазии при корректирующей (критической) функции мышления.

« Неоконченный рассказ »

Цель: развивать образное и воссоздающее воображение.

« Изобретатель »

Цель: активизировать фантазию и мышление.

« Космопортрет »

Цель: формировать умение с помощью воображения освоить новый опыт, прогнозировать жизнь «жителей» других планет.

« Космический город »

Цель: стимулировать воображение, развивать фантазию, создать положительные эмоции.

Игры, способствующие формированию математических способностей

« Звезды »

Цель: развивать умение сравнивать множества практическим путем и опосредованно (через счет).

« Где зажглась звездочка? »

Цель: развивать ориентировку в пространстве, зрительное восприятие.

« Что планета рассказывает о себе ? »

Цель: учить детей различать в предмете форму, цвет, величину.

« В какое время суток работают небесные светила? »

Цель: расширять представления о частях суток.

« Солнечные лучи »

Цель: формировать представления о прямой линии.

« Выбираем космический маршрут »

Цель: формировать представления о соизмерении предметов по длине с помощью третьего.

« Билет в космос »

Цель: закреплять знания геометрических фигур, основных цветов.

Игры по астрономии, способствующие решению задач по развитию речи

« Космическая азбука »

Цель: включать детей в деятельность, связанную с построением космической азбуки, обогащать словарный запас.

«Что общего?»

Цель: формировать умение подбирать сравнение на основе внешних признаков Солнца с другими объектами окружающего мира.

«Звук потерялся»

Цель: развивать внимание, фонематический слух.

Астрономия

Естествознание

Окружающий мир

Занимательная астрономия для школьников: игры по карточкам

Любая информация запоминается детьми наилучшим образом, если преподносится как игра или в формате соревнования. Психологи и педагоги уверяют: если школьник добывает информацию сам, а не включает пассивный навык зазубривания, то процесс учебы воспринимается легче, а знания - надолго откладываются в памяти.

Ко Дню космонавтики мы подготовили для вас набор игровых карточек «Космические факты». Внутри архива вы найдете 20 цветных иллюстраций в большом формате, которые можно использовать для презентации, а можно распечатать, не боясь потерять качество. Что с ними делать - вы, уверены, придумаете и сами! Фантазия учителя безгранична. Мы же решили предложить вам три игры, которые можно провести на тематическом уроке по физике, на классном часе или обращаться к ним время от времени на астрономии, чтобы разрядить атмосферу.

Игра 1. Скажи мне, кто твой друг

Разделите класс на 3 или 4 команды и раздайте каждой команде одинаковое количество карточек. Задача участников - выстроить между ними связь: например, это планеты, идущие друг за другом; или планеты, обладающие спутниками; или планеты определенного цвета; или интересный факт про Землю, который придется как-то сопоставить с карточкой о Галактике. Ассоциации могут быть любыми, главное - научными! Участники из разных команд могут меняться карточками, главное условие - делать это без шума и с максимальной выгодой для обеих сторон.




Игра 2. А вы знали?

Желающие ученики приглашаются к колоде карточек и тянут одну на выбор. Полученную информацию необходимо дополнить, задействовав собственную память или учебник (по желанию учителя). Например, ученик, получивший карточку № 16 - Астероиды, может вспомнить случаи с падением метеоритов, а счастливый обладатель карточки № 9 - Юпитер, пусть попробует вспомнить имена самых известных его спутников.





Игра 3. Свой путь к звездам

Мы выбрали 20 довольно своеобразных фактов о планетах, явлениях или космических объектах. Наверняка у ваших учеников появятся и свои предложения по дополнению колоды. Раздайте заполненные и пустые карточки на каждый ряд и предложите командам составить описания своих любимых явлений или планет. Главное условие - краткость и научная достоверность. Специально для этого в колоде вы найдете пустую 21-ю карточку. Пользоваться головой и учебником категорически можно!

Вопросы данной викторины можно использовать при составлении внеклассных мероприятий для школьников по теме «Астрономия», «Тайны звёздного неба», «Загадки солнечной системы», «День космонавтики» и других мероприятий

Викторина для школьников «Загадки звёздного неба»

1. В какой момент, по мнению большинства астрономов, появились ВРЕМЯ, МАТЕРИЯ и ЭНЕРГИЯ? (Примерно 13,7 миллиардов лет назад в результате Большого взрыва возникла вселенная. В этот момент появились время, материя и энергия. Через одну секунду после взрыва температура достигла 10 ООО миллионов градусов — в шестьсот раз выше температуры Солнца)

2. Какая планета Солнечной системы весит больше прочих планет и лун вместе взятых? (Юпитер)

3. Назовите самую яркую туманность звездного неба. (Туманность Ориона — ярчайшая туманность на небе, ее видимая величина — четыре. Невооруженным глазом видна только самая яркая центральная часть этого облака газа и небесной пыли. Она расположена в «мече» созвездия Орион)

4. А какой самый удаленный от Земли объект во вселенной виден невооруженным глазом? (Спиральная галактика Андромеды, удаленная от нас на 2,2 миллиона световых лет)

5. На какой планете Солнечной системы наблюдается самый крупный циклон? (Красное пятно на Юпитере — крупнейший циклон Солнечной системы. Его длина может достигать 40 ООО, а ширина — 14 ООО километров)

6. На какой планете Солнечной системы дуют самые быстрые ветры? (Скорость ветра на планете Нептун, измеренная в 1989 году космическим аппаратом НАСА «Вояджер-2», достигала 2 400 километров в час)

7. Назовите самое жаркое место Солнечной системы. (Это центр Солнца. Последние исследования говорят, что температура там составляет 15,6 миллионов градусов по Цельсию)

8. Какой спутник в Солнечной системе ближе всего расположен к своей планете? (Спутник Фобос («страх») удален от центра Марса на 9 3 78 километров и на 5 981 километр от его поверхности. Он в шестьдесят раз ближе к Марсу, чем Луна к Земле)

9. На какой единственной планете Солнечной системы астрономы наблюдают короны — округлые образования с многочисленными выступами? (На Венере. Диаметр Артемиды — самой большой короны — составлял 2 100 километров. Пока точно неизвестно, откуда берутся короны, но, похоже, они являются результатом выброса горячей магмы из мантии планеты)

10. На какой планете Солнечной системы находится крупнейший каньон? (Долина Маринера на Марсе — это каньон длиной 4 500 километров, шириной 600 километров и глубиной семь километров)

11. Какая планета Солнечной системы имеет спутник с самой плотной атмосферой? (Самый большой спутник Сатурна — Титан. Давление на его поверхности составляет 1,44 бар. Состоящая в основном из паров азота, атмосфера Титана наиболее близка по своему составу к атмосфере Земли)

12. На спутнике какой планеты Солнечной системы

6 августа 2001 года космический корабль НАСА «Галилео» зафиксировал мощнейшее извержение вулкана? (На спутнике Юпитера Ио. «Галилео» прошел сквозь верхние слои выбросов вулкана, взлетевшие на 500 километров от поверхности спутника)

13. Какая бывшая планета Солнечной системы имеет самый большой по размерам спутник? (Спутник Плутона — Харон — имеет диаметр 1 270 километров, в то время как диаметр самого Плутона — 2 324 километра. Некоторые ученые считают систему Плутон—Харон двойной планетой)

14. На поверхности какой планеты Солнечной системы самая высокая температура? (На Венере. Средняя температура там составляет 480 градусов по Цельсию, чего достаточно, чтобы расплавить свинец)

15. На какой из планет Солнечной системы находится самая высокая гора? (На Марсе. Это вулкан Олимп. Его высота — двадцать пять километров, что почти втрое выше Эвереста. Олимп имеет покатые склоны, его ширина в двадцать раз превышает высоту)

16. Какая планета, кроме Венеры, вращается вокруг Солнца в сторону, противоположную вращению всех других планет? (Уран)

17. Назовите планету Солнечной системы с самым коротким днем. (Юпитер делает полный оборот вокруг своей оси за девять часов, 55 минут и 29,69 секунд)

18. Назовите самое холодное место Млечного Пути. (Температура туманности Бумеранг, удаленной от нас на 5 ООО световых лет, — минус 272 градуса по Цельсию)

19. На какой из планет Солнечной системы астрономы наблюдают ярчайшие полярные сияния? (На Юпитере. Они в тысячу раз ярче, чем на Земле)

20. Как называются очень маленькие и очень плотные звезды, которые представляют собой конечную стадию эволюции звезд? (Белые карлики. Радиус их, в среднем, равен земному, а масса соответствует массе Солнца. Средняя их плотность примерно в один миллион раз превышает плотность воды)

21. Какие две планеты Солнечной системы не имеют естественных спутников? (Меркурий и Венера)

22. Какая планета Солнечной системы имеет самое большое количество спутников? (Сатурн имеет 62 естественных спутника)

23. Чем звезды отличаются от планет? (Каждая звезда — это массивный газовый шар, излучающий собственный свет. Планеты же светят отраженным солнечным светом)

24. Какое общее название имеют особенно большие звезды? (Красны.е гиганты. Если бы некоторые из таких звезд оказались на месте Солнца, орбита Марса, а то и Юпитера, очутились бы внутри них!)

25. Почти во всех звездах девяносто восемь процентов массы приходится на два самых легких элемента. Каких? (Водород и гелий. Причем водорода примерно в 2,7 раза больше по массе, чем гелия. На долю всех остальных элементов приходится два процента массы - вещества)

26. Какая из планет Солнечной системы не просто наклонена по отношению к орбите Солнца, но буквально лежит на боку? (Уран. Этим и объясняются многолетние, в сорок два земных года, дни и ночи на Уране)

27. Какая планета Солнечной системы, носящая имя греческого бога времени, в 760 раз больше Земли по объему, не способна утонуть даже в керосине? (Сатурн. Его плотность в 7,5 раз меньше, чем земная)

28. Какая планета Солнечной системы названа именем дедушки верховного бога римлян? (Уран)

29. На поверхности какого небесного тела встречаются такие названия: море Спокойствия, океан Бурь, болото Сна, озеро Смерти? (Луна)

30. Чем отличается метеор от метеорита? (Метеорит — это небесное тело, упавшее на поверхность Земли. Метеоры сгорают, не долетая до Земли, в плотных слоях атмосферы)

31. Как по-научному называется звездопад? (Метеоритный дождь)

32. Как называется явление, при котором Земля попадает в тень, отбрасываемую Луной? (Солнечное затмение)

33. Согласно воззрениям астролога Берроуза, раз в триста тысяч лет планеты собираются поочередно то в знаке Козерога, то в знаке Рака. В такие моменты миру грозит гибель. Когда планеты собираются в созвездии Рака, то миру грозит пожар. А что грозит миру, когда планеты соберутся в созвездии Козерога? (Потоп. Наводнения)

34. Вавилоняне называли его «Лесная птица», арабы — «Курица». А как называем это созвездие мы? (Созвездие Лебедя)

35. Что мы называем «Парадом планет»? (Видимым Парадом планет называется планетная конфигурация, при которой пять ярких планет Солнечной системы (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн) в своем движении по небосводу подходят друг к другу на близкое расстояние, и становятся видны в одно время в небольшом секторе неба — 10—40 градусов)

36. Назовите самое вулканически активное тело Солнечной системы. (Ио — спутник Юпитера)

37. Какое название носит самый большой естественный спутник из всех планет Солнечной системы? (Ганимед)

Как меняются день и ночь (возраст - от 3 лет)

Любознательный малыш рано или поздно задастся глобальным вопросом: почему бывает день и ночь? И чтобы не объяснять устройство мира на пальцах, попробуем создать модель вращения Земли вокруг своей оси и Солнца.

Для этой игры лучше всего подойдет глобус. Но можно использовать и обычный мячик.
На двух противоположных сторонах пластилином или скотчем (можно использовать бумажный скотч) закрепите маленькие игрушки или фигурки человечков из картона. Возьмите фонарик и идите в ванну.

В полной темноте включите фонарик - «Солнце» и осветите им мяч или глобус - «Землю».

Крутите мяч или глобус так, чтобы то один человечек, то другой оказывались освещенными. Лучше, если внешне человечки будут заметно отличаться друг от друга.
Объясните малышу, что вот так же крутится и Земля, на которой мы живем. И когда с одной стороны ночь и все спят, с другой стороны день и все заняты делом.

Именно поэтому существует полярный день и полярная ночь. Пусть ребенок сам убедится, что как бы он не вращал глобус, один из полюсов все время будет освещен, а другой, напротив, затемнен.
Расскажите малышу про особенности полярного дня и ночи и о том, как живут люди за полярным кругом.

Земля, Луна и Солнце (возраст 3-4 года )

Конечно, дети постоянно видят и Луну, и Солнце. И многие из них, как и наши предки, уверены, что и Луна, и Солнце - это примерно одно и тоже. Только Луна поднимается на небо ночью, а Солнце - днем.

Расскажите им, что Солнце - это звезда, а Луна - планета, что Солнце светит, а Луна, как зеркало, отражает свет, что Солнце огромное, а Луна маленькая.
Предложите поиграть в Луну, Землю, Солнце.

Пусть Солнцем станет кто-то большой (например, папа), мама будет Землей, а малыш - Луной.
«Солнце» встает посреди комнаты, взяв в руку фонарик. «Земля» начинает ходить вокруг «Солнца» и кружиться вокруг себя (смотрите, чтобы голова не закружилась). А малыш - «Луна» бегает вокруг мамы - «Земли». В руках у «Луны» может быть зеркало. В идеальном варианте «Луна» старается быть все время лицом к «Земле».

Живые планеты (возраст 4-5 лет)

Эта игра - для группы детей (8-9 человек). Взрослый будет изображать Солнце, а ребята - планеты солнечной системы. Кто-то может изобразить Луну. Лучшее место для игры - детская площадка или полянка.
Чтобы игра удалась, хорошо провести несколько подготовительных игр.

Запоминаем названия

По очереди подзывайте к себе детей и называйте им новые имена (можно сделать бейджики с именами): Меркурий, Марс и др. А дальше - игры на внимание.

1-й вариант. Взрослый громко называет планету и считает до трех. Кто не отозвался - выходит из игры
2-й вариант. Дети бросают по очереди друг другу мяч («космический корабль») со словами: «Корабль летит с Марса на Юпитер».

Кто за кем стоит.

Итак, дети запомнили, в каком порядке расположены планеты. Нарисуйте на асфальте линии (или положите веревочку на траве). Расскажите, что «Солнце» отпускает своих деток - планеты - полетать там, где они хотят. Но время от времени планеты должны прилетать домой, чтобы «Солнце» не волновалось.

Взрослый будет выкрикивать имена деток - планет в том порядке, в котором они должны бежать домой и становиться вдоль линии, то есть: «Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон». Если в игре принимает участие «Луна», она бежит вместе с «Землей», и они встают в ряд, держась за руки.

Через несколько игр можно просто кричать: «Дети! Домой!» А потом проверять, правильно ли расположились планеты.

Можно прокричать порядок расположения планет неверно, тем самым проверив детей.

Солнечная система (возраст от 5 лет).

Когда ребенок уже хорошо знает названия планет и не путает их порядок, можно попробовать изобразить макет солнечной системы.
Расскажите, что планеты не стоят, выстроившись в ряд, а летают вокруг Солнца,каждая по своей дорожке («орбите»).

Если несколько детей, можно поиграть в такую игру: нарисовать каждому ребенку его орбиту мелом на асфальте. Продумайте расстояние так, чтобы дети не задевали друг друга при движении.
Когда схема движения будет нарисована, каждая планета должна занять свое место, и все начинают кружиться вокруг Солнца (лучше не бегать, а ходить).

Можно предложить детям сосчитать, сколько кругов им удалось сделать до условного сигнала. А потом пусть сравнят, кто сделал больше кругов - Меркурий или Марс, Юпитер или Уран, - и сделают вывод: чем дальше планета от Солнца, тем больше времени у нее занимает один полный оборот вокруг Солнца.

Планеты Солнечной системы.

Обязательно попросите малыша помочь вам в подготовке материала. Для игры понадобятся:

  • планеты (круги разных размеров из картона - одинакового или разных цветов);
  • игровое поле (большой лист бумаги или кусок старых обоев с нарисованным Солнцем и орбитами планет);
  • карточки с названиями небесных тел (всех планет и Солнца);
  • карточки с символами планет и Солнца.

Расскажите детям о планетах солнечной системе, о происхождении их названий. Можно вместе с детьми прочесть книги из серии тонких книг Левитана «Астрономия для умненьких детей»

Разложите планеты по орбитам, вместе с ребенком каждой планете подберите карточку с названием и символ. Предложите ребенку самому расположить планеты на орбитах и подобрать карточки к ним.
Попросите ребенка по памяти назвать подряд все планеты солнечной системы - от ближайшей к Солнцу или наоборот.

Выложите на поле все планеты с подписями, допустив ошибку, пусть ребенок попробует ее найти.

Используя схему солнечной системы, составленную ребенком на поле или по памяти, предложите ему ответить на вопросы:

  1. Какая планета солнечной системы расположена ближе всего к Солнцу, какая наиболее удалена от него;
  2. Какие планеты находятся ближе всего к Земле;
  3. Какая планета расположена между Землей и Юпитером, между Нептуном и Сатурном, между Марсом и Сатурном и так далее;
  4. Какая планета находится дальше Земли, но ближе Юпитера и так далее
  5. .

Созвездия.

Возьмите детскую энциклопедию и рассмотрите с ребенком карту звездного неба. Прочитайте о звездах и созвездиях, о происхождении их названий. Возьмите лист черной бумаги и несколько пуговиц желтого цвета или кружков, звездочек из желтого картона.

Попытайтесь сами изобразить одно из созвездий. Предложите сделать то же самое детям. После многократного повторения детьми таких игр предложите им угадать по памяти, какое из созвездий вы изобразили. Попросите детей по памяти изобразить то или иное созвездие.
Попросите детей, глядя на картинку или по памяти, исправить ошибки, допущенные вами при изображении того или иного созвездия.

Астрономическое лото и домино - от 6 лет.

Чтобы дети лучше запомнили названия планет, их символы, внешний вид созвездий, сделайте из картона такие традиционные игры, как лото и домино.
Если детям 6-7 лет, они обязательно захотят помочь вам, смело привлекайте их к работе, поручив найти картинки, приклеить и т.п.
Вместе с детьми вы можете изготовить самодельные книжки или плакаты о планетах и созвездиях.

Купить книги для детей о космосе вы можете в интернет-магазине Ученый Кот в разделе

Статьи по теме: