Мафия 2 обзор. Обзор игры Mafia II. На посылках у мафии

Первые слухи о выходе Мафии 2 появились 2004 году. Изначально разработчики первой мафии не собирались делать из игры сиквел. Но это у них не удалось. Видя, как фанаты первой серии легенды, проходят игру по 35 раз, разработчики из Illusion Softworks не выдержали. Их сердца дрогнули, и они вплотную занялись разработкой второй части. Вот уже на GC’07 в Лейпциге был представлен первый ролик. Это был впечатлительный ролик, который, к сожалению, был обделён должным вниманием, так как в то время геймеры ожидали другие шедевры игровой индустрии, а Mafia 2 была, как снег на голову. Прослеживается интересная тенденция, вторая Мафия так же, как и первая явилась общественности без обширного пиара и рекламы, можно даже сказать, скромно. Как оказалось позже этих промо-акций хватило, чтобы игроки заметили хорошую игру. Итак, начнём.

Основа любой хорошей игры это сюжет. Mafia 2 нравиться большинству игроков именно из-за него. Лихой, непредсказуемый бандитский сюжет, погружает вас во времена сороковых-пятидесятых годов прошлого века. Несомненно, интересное время, в мире бушует вторая мировая, а в Америке, наряду с бумом промышленного роста, также быстро развивается преступность и бандитизм. Действия игры происходят в вымышленном городе Лост Хэвена. По заверениям разработчиков его размер будет в два раза больше чем площадь города из первой части. Представьте себе атмосферу середины прошлого века, огромные небоскрёбы, шикарные машины, красивые девушки. Разработчики как следует, постарались чтобы приблизить игру к реальности того времени. И, скажу вам честно, им это удалось. Игровой мир получился очень реалистичным, на улице гуляют люди, они читают газеты, курят, общаются. Полиция гоняется не только за вами, но и за другими “хулиганами”. Одним словом, город живёт своей жизнью.


Главный герой Вито Скалетта (Vito Scaletta) его семья в прошлом иммигрировала из Сицилии. Детство проходило в бедности, такое неблагополучие побудило Вито на совершение преступления. Он всегда хотел всем заявить о себе, но сразу у него это не получилось. После первого дела, его арестовали. Ограбить банк не удалось, после этого события ему пришлось пройти армию в Европе. После чего вернувшись обратно в Америку он связался с мафией. По приезду выяснилось, что город Лост Хэвена поделён на три сферы влияния – это семья Фалькони, Винчи и Клементо. Все они очень влиятельные картели. Между ними происходит постоянные трения и бойни за территорию. В этих боях придётся поучаствовать и вам. Изначально придётся выбрать, на какую семью будет работать Вито. От этого выбора зависит концовка игры. Все три ветки сюжет очень интересные, для пущего эффекта придумано большое количество побочных квестов, которые очень хорошо маскируют основную сюжетную линию.


Говоря о Мафии 2 , невозможно не заметить улучшения графики. Помимо воссоздания быта того времени обратим внимание на машины. В игре их будет около 50 штук. Физика движения автомобилей и их разрушение поражает своей детальностью. Можно смело утверждать, что по физике Мафия 2 превзошла даже Flatout 2. Игровые скриншоты удивляют своей детализацией, даже, создаётся впечатление, что это дело рук профессионального фотошопера.

Так ли это всё или нет, остается только гадать. Все заявленные возможности игры, тянут на новый шедевр, оправдает ли Mafia 2 себя, станет известно лишь к концу 2009 года. Остаётся только ждать!

Мафия 2 относится к тем играм, выхода которых мы с большим нетерпением ждали. Купив эту долгожданную игру, мы про всё забываем и садимся в неё играть. После небольшого ознакомления, хочется прыгать от восхищения, кажется что разработчики опять выпустили изумительную игру. Взять самое начало игры, мы едем по зимнему городу, который напичкан различными событиями. Пешеходная прогулка от такси до дома так же чередуется случайными событиями, а придя домой увидев теплый прием мамы и сестры, настраивает нас на дальнейшую драму в лучших традициях криминального кино Мартина Скорсезе.
После первых часов игры я зашёл в Google , чтобы узнать, как долго будет длиться мое удовольствие, 15 часов меня обрадовали, и я сел проходить дальше. Но спустя 2-3 часа ознакомления сюжета, возникает синдром завышенных ожиданий, Мафия 2 , прямо скажу, полностью проигрывает первой части кроме графики. Наш новый главный герой, Вито, реагируя на все одинаковым глупым взглядом, поддакивает своему глупому другу Джо, дружба с которым регулярно ставит под угрозу пятую точку. "Конечно – Джо: пошли, перестреляем вдвоем целую банду, да ладно Джо у меня вторая почка есть и уши пришьют, да брось, какие обиды за шесть лет тюрьмы мы же друганы и хорошо, что ты не помогал моей маме, пока я был на войне и шесть лет тюрьмы из за дружбы с тобой, так ей и надо, пусть что и по уши в долгах". Вито полный идиот, ставить себя в наших фантазиях на его место совсем не хочется. Он не принимает никаких решений, не думает о последствиях, он не видит подставу под носом, он просто делает, что ему говорят и всё.

Когда Томми Анджело садится вечером на койку, обдумывая свои дальнейшие действия, и задумывается о возможных последствиях, то Вито просто ложится спать, а утром выполняет без раздумий приказы по телефону, как верная собачонка. Звонят почти каждое утро разные люди с определенными приказами, личной заинтересованности в происходящем у Вито нет ни какой, ему лишь интересно проводить время с Джо и шлюхами, а что будет дальше, ему совсем не интересно, живёт сегодняшним днем. Вито просто едет по рельсам своей рваной судьбы. Сценаристы убрали всю нелинейность и нарушили все мыслимые законы драматургии, ведут героев по заброшенным зданиям, дают прокатиться на машинах, расстреливая врагов, приближают их к совершенно никчемному финалу. Наблюдая за сюжетом и нелепыми женскими персонажами от начала игры, с которыми внезапно стало совсем нечего делать, хочется запустить диском в головы разработчиков, которые ничему не научились у таких режиссеров как Мартин Скорсезе.

Я знаю, что многие из вас обвинят меня в том, что я присосался к сюжету, кому то он понравился, а кто-то считает, что перестрелки вечерок другой главнее сюжета. Для таких людей скажу, как стрелялка Мафия 2 просто изумительна, динамика держится на достойном уровне, сочные взрывы, перестрелки из укрытий и физика делают из Мафии 2 потрясающий десерт от экшен-повара. Как я сказал в начале обзора, к графике просто никаких претензий, выглядит все изумительно правдоподобно, а виртуальный мир визуально очень реальный как ночью, так и при изменениях погодных условий. Сокращая время на сюжет, разработчики все время угрохали на красивую графику и хороший экшен, а на сюжет просто не осталось времени и сил. Но попытка починить старый добрый механизм, который и так неплохо работал, разработчикам непростительно. В итоге поломали все, стрельбу за рулем, загородные миссии и систему взаимодействия с какими-либо персонажами, поломали все. Все, что было идеальным в первой части, сбросили в сторону, как ненужный груз, тем самым не оставив совершенно ничего хорошего. Даже дополнительные задания как в первой части отыскать невозможно, приезжая на метку на карте часто нам говорят, извини, сегодня ничего не получится, ступай и приезжай в другой раз. Важная фишка игры свобода, вы скажете? А ехать тут просто некуда, город хоть и не маленький, но он лишь для красоты и служит декорацией, кроме газетных киосков и закусочных взаимодействовать с остальным миром просто нельзя, здания просто мертвы, попасть в них ради интереса невозможно. Вспоминая свое прохождение GTA 4, я помню, что город там намного живее, при прохождении я замечал такие случайные события как перестрелки полицейских с преступниками, видел, как в переулках грабили бандиты людей и много других случайностей. И это происходило не тогда, когда я проходил миссию, чтоб вы подумали что это задумано режиссером, так нет просто при ходьбе и езде на машине в различных районах города. В Мафии 2 город не такой, там просто ходят люди и ездят машины, могли бы взять пример у GTA 4 – она вышла намного раньше. Кажется, что в Мафии 2 преступники только игроки, город абсолютно спокойный – ни перестрелок, ни погонь на машинах, а как только вы выстрелите из оружия, сразу появляются копы, будто вы единственный преступник в городе.
Мафия 2 замаскировалась за хорошей графикой и экшеном, словно то восковое яблоко со следами зубов на кухне у моей бабушки, как я был обманут сочным на вид яблоком, также и обманут этим проектом.

Мафию 2 не за что помнить и не хочется проходить второй раз, она не предлагает идей к обсуждению или мира, в котором хочется найти свое место, она лишь предлагает другим разработчикам брать её на пример и дает им знать, как не нужно делать игры. Тут можно смеяться или огрызаться, но оригинальности авторов хватило лишь на мытьё туалетов в игре, да уж такого точно нигде не было. Мафию 2 спасает только графика, юмор и экшен с добротной физикой, да ещё плюс уважение к первой части. Это мое мнение об этой игре, поэтому не обижайтесь те, кому она понравилась, у каждого разные вкусы на такие проекты, ну на этом, пожалуй, закончу.
Мои оценки: Графика – 9 Геймплей – 8 Сюжет – 5 Звук – 7
Итого – 7.5

«Я мечтал о деньгах, машинах, женщинах, уважении, свободе. Думаю, что я получил все это… более или менее » — эти слова Вито Скалетты, главного героя Mafia 2 , лучше всего выражают суть игры. Пускай тут не так уж и много (а точнее, совсем нет) свободы, зато женщин, денег, хорошей музыки, врагов и особенно машин - хоть вагонами грузи.

Пора привыкать

Наверное, вот так раскладывать Mafia 2 на составные части - это самое недостойное, что можно сделать с сиквелом самой кинематографичной игры на PC. Но правда такова - после прохождения в душе не остается ровным счетом ничего, что позволило бы еще семь лет с придыханием ждать следующей части. Я вряд ли через месяц вспомню, как там звали сестру главного героя, или захочу внезапно собрать все фотографии из журнала Playboy, раскиданные по игре. Как ни странно, но Mafia 2 проваливается именно в том, что ждали от нее больше всего, - она не трогает; там некому сопереживать, некого провожать до дома под луной и совершенно некого оплакивать. Человек, досмотревший до конца «Однажды в Америке», «Славных парней» и «Крестного отца», едва ли откроет здесь для себя что-то новое. Кроме неутешительного, но само собой напрашивающегося вывода, что жизнь коротка, нелепа и слишком уж многое в ней никак не зависит от нас.

В жизни Вито Скалетты главной направляющей силой всегда был лучший друг Джо, вместе с которым они били витрины в юности. Он же встретил его на вокзале после возвращения с войны (куда Вито был отправлен вместо тюремного срока за кражу), и вдвоем они прошли весь короткий путь по кривой криминальной дорожке. У героев не так уж много времени (все пятнадцать глав проходятся максимум часов за 10), поэтому и на моральные терзания его просто не остается. В отличие от таксиста Томми Анджело с его честными-пречестными голубыми глазами, Вито - настоящая шпана и не гнушается выполнять грязные поручения толстого, словно навозный жук, председателя рабочего профсоюза, а в какой-то момент легко соглашается поучаствовать в торговле героином. Все это, конечно, очень расходится с образом непутевого сына из религиозной семьи, который может возникнуть у нас после нескольких первых глав игры. Но в Mafia 2 не только на заправках и в магазинах работают абсолютно одинаковые персонажи - здесь даже главные герои выписаны из рук вон плохо. Вито всю игру с каменным лицом делает только то, что ему говорят (один раз, правда, срывается спасти жизнь старому мафиози, которому был многим обязан), Джо ни разу не выходит за рамки простоватого плейбоя, любителя ярких рубашек и борделей, а остальные персонажи умирают или исчезают даже раньше, чем успеваешь запомнить их имена.

Мамбо итальяно

При этом первая и вторая половина игры поразительно контрастируют друг с другом по уровню проработки и погружения. В самом начале Mafia 2 выглядит словно лучшая игра на свете - ее любишь уже заранее, несмотря на простенький и топорный военный эпизод в стиле Call of Duty, который хочется промотать как можно быстрее. Зимний Эмпайр-Бэй в рождественских гирляндах, снег, медленно падающий под музыку Дина Мартина, и Вито в военной шинели, возвращающийся в родной итальянский квартал, - эту сцену хочется растянуть настолько, что невольно сбавляешь шаг и охотно заговариваешь со случайными прохожими. В забегаловке около дома окликает старая подруга, которая на вопрос «как дела?» отвечает, что собирается готовить ужин для мужа и двух детей. Слушая ее глупое щебетание в духе «естественно, я вышла замуж, ведь мне уже 21 год! », особенно остро чувствуешь, что Вито, со своими военными наградами и шинелью, чужой на этом празднике жизни.

Второй раз просветление наступает лишь примерно посередине игры, когда, загремев в тюрьму за одну неудачную операцию с госсобственностью, Вито проводит там шесть лет. Он - даже не член мафии, а всего лишь мелкий гангстер, который одним боком успел поучаствовать в делах больших людей. Никто не знает его имени, не наймет ему всесильного адвоката и не устроит побег из тюрьмы. Выйдя на свободу, Вито обнаруживает, что за время его отсутствия в мире успели изобрести рок-н-ролл, выросшая в мирное время молодежь ходит в ярких жилетках и с набриолиненными волосами и обнимается в стремительных хромированных кабриолетах, пришедших на смену медленным лупоглазым предвоенным машинам. Если в первой части годы текли незаметно, а вокруг нас менялись только автомобили (да и то как-то постепенно), то здесь мгновенный переход от хмурых, заснеженных 40-х в кричаще яркие 50-е просто ослепляет своей неожиданностью. Вдобавок этому предшествует невыносимо длинный эпизод, проведенный в окрашенных гадко-зеленой краской коридорах тюрьмы (кто бывал в российских военкоматах и больницах, поймет, о чем я), что лишь усиливает эффект. В этот момент просто физически хочется вздохнуть полной грудью, включить радио, сесть за руль и гнать, гнать на полную катушку навстречу новой жизни.

Просто рутина

Тем более что вездесущий Джо как раз обещает ее устроить - он везет друга в бордель, знакомит с капорегиме одной из влиятельных семей, благодаря которому их обоих принимают в мафию. Вито обзаводится новым домом и машиной, сорит деньгами, а мы в счастливом неведении полагаем, что все предшествующие события были лишь большим-большим прологом, а вот сейчас начнется настоящая игра. С интересными персонажами, необычными поворотами сюжета и разнообразными миссиями. Но когда в десятый раз просыпаешься от треска телефона в прихожей, одеваешься, хватаешь машину и после долгого-долгого перегона и пары статичных кат-сцен получаешь очередной заказ на устранение неугодного семье человека с итальянской фамилией (как его там - Чиполлино, Челентано, Берлускони?), потихоньку понимаешь, что это и есть вся игра. В отличие от первой части, которая постоянно выдавала что-то неожиданное, предлагая то поучаствовать в настоящих гонках, то проводить до дома симпатичную дочку бармена, Mafia 2 почти не умеет удивлять.

Семьдесят процентов игры занимают простые перегоны из точки А в точку Б (погони случаются пару раз за игру, полиция особо не досаждает), иногда сопровождающиеся тиканьем таймера. Ну а оставшиеся тридцать - довольно простой, даже примитивный по сегодняшним меркам экшен от третьего лица с укрытиями и полным отсутствием удовольствия от стрельбы (врагам не помешала бы реалистичная физика тел, а оружию - нормальная отдача). От сравнения с каким-нибудь Kane & Lynch 2: Dog Days спасает только то, что в важных для сюжета местах перестрелки все-таки очень здорово срежиссированы: подстреленные враги падают через перила (все анимации заранее просчитаны), колонны разлетаются на куски, а машины взлетают на воздух от одного попадания в бензобак.

Заводи мотор, Вито

Такой расклад объясняется очень просто - машины в игре сделаны чуть ли не лучше всего остального. Кроме того, что к этому располагает сама эпоха (обязательно посмотрите наш материал со сравнением игровых моделей и их реальных прототипов), так еще и управлять ими - одно удовольствие. Езда по скользкой дороге на медленных и тяжелых машинах чем-то напоминает балансирование на канате: стоить чуть ошибиться - и неуправляемый чемодан уже оказался на встречной полосе. Разумеется, для того, чтобы не лишать себя этого удовольствия, необходимо включить в настройках игры «симуляторную» физику. Моделей машин на этот раз не так много - всего 37, но каждая проработана с маниакальным вниманием к деталям (не хватает только вида из кабины) и узнается даже по звуку. Словом, если рассматривать Mafia 2 как симулятор машин эпохи 40-50-х годов, то равных ей в этом нет.

Как, впрочем, и во внимании к деталям. Некоторые почему-то ставят игре в вину полное отсутствие активности и побочных заданий в городе, но кому нужно заниматься перегоном угнанных машин и грабежом магазинов, если каждая подворотня, каждый фасад в Эмпайр-Бэй вылеплены вручную? Во время миссий то и дело оглядываешься по сторонам, поражаясь детализации интерьеров, а спускаясь по лестнице, можно встретить подслушивающую под дверью уборщицу, которая тут же смущается от нашего появления. Понятно, что все эти мизансцены заранее просчитаны и происходят почти исключительно на нашем пути, но дотошности 2K Czech не перестаешь удивляться даже во второй и третий раз.

* * *

Выдает чехов только типичный восточноевропейский подход к полировке игры - в этом плане Mafia 2 отличается от GTA 4 примерно как «Шкода» от «Фольксвагена». Камера в помещениях вместо спины героя частенько показывает лишь кусок потолка, чекпойнты расставлены так, что одну и ту же миссию приходится проходить по несколько раз из-за дурацкой дизайнерской ошибки, а убивают в игре быстро и неожиданно (врагов часто не видно из-за укрытий). Жаль, что огромные бюджеты Take-Two Interactive были потрачены только на создание красивейшего мира, изумительных машин и лицензирование всех лучших музыкальных композиций 50-х. Мы бы предпочли нормального сценариста и режиссера.

Оценка: 7,5

Альтернативное мнение - журнал «Игромания»

«…В Mafia 2 нет того размаха, за которым гонятся создатели игр-конкурентов. Но ее покупают не за этим. В мире этой игры хочется жить, причем слово «жить» здесь следует понимать не в том смысле, который обычно вкладывают в него игры типа Gothic или Oblivion. Здесь не задержишься надолго, зато те несколько дней, которые мы проводим вместе с Вито и Джо, стоят многих месяцев блужданий по фэнтезийным лесам и охоты на эльфов восьмидесятого уровня. Здесь не получится мирно существовать, здесь предлагают прожить целую жизнь - насыщенную, бурную, порой трагически-кровавую, но неизменно интересную…»

Напомнила мне ситуацию c Far Cry 2. У обеих игр были самые технологичные на момент их выхода, хардкорные до жестокости и эксклюзивные для персональных компьютеров предшественницы. В обоих случаях, фанаты первых частей считали дни до выхода мультиплатформенных продолжений. Разработчики продолжений «кормили» фанатов обещаниями и показывали видеоролики, которые, казалось, подтверждали обещания разработчиков и ожидания фанатов. После релиза же и Mafia 2 , и Far Cry 2 нравятся кому угодно, только не поклонникам оригинальной игры.

Попробуем понять, почему так вышло с Mafia 2.

Ожидания и обещания.

Но сперва, приведу вам примерный список ожиданий фанатов первой Mafia и обещаний разработчиков обеих частей «Мафии».

Сильный, хватающий игрока «за живое» и не отпускающий его до самого конца игры, сюжет с интересными побочными миссиями.
. Персонажей, которые должны были заставлять игрока сопереживать им.
. Хардкорный, т.е. ненадуманно сложный и интересный, игровой процесс.
. Реализм.
. В принципе игроки не ждали, но разработчики Mafia 2 обещали, что у игры, на момент её выхода, будет самая шикарная графика и поддержка PhysX-технологии. Хотя, трейлеры игры утверждение про графику не подтверждали.

Остаётся только добавить, что степень доверия разработчикам игры была такой высокой, что некоторые игровые сайты и журналы, ещё до выхода игры, авансом возводили Mafia 2 в культовый статус.

Теперь, когда вы знаете, чего ожидали поклонники первой Mafia от Mafia 2 , можно приступить к обзору самой игры.

Графика, музыка, PhysX и их техническая реализация.

Начнём, пожалуй, с конца списка ожиданий/обещаний.

Пишу сразу - трейлеры не врали. Игра выглядит, по крайней мере, неровно. При довольно больших системных требованиях, которые сопоставимы с системными требованиями Crysis, игра могла бы выглядеть и лучше. Особенно это становится заметно, если визуально «летнюю» половину Mafia 2 сравнить с визуальным видом Far Cry 2. При том, что графически «лето» в Mafia 2 выглядит не лучше, а иногда и хуже, тропических пейзажей в Far Cry 2, она умудряется, с разрешением экрана 800х600 и на минимальных настройках, зверски тормозить на тех же системах, на которых тот же Far Cry 2 уверенно идёт с разрешением экрана 1024х768 и на средних настройках.

Про лица персонажей игры - отдельный разговор. Лица первостепенных персонажей прорисованы хорошо. Однако, в любой ситуации, каждое лицо изображает только одну гримасу. Это значит, что если в начале игры друг главного героя ходит с веселым лицом, то, что бы с ним ни происходило, он всю игру проходит с таким лицом. Но куда хуже дела обстоят с лицами остальных персонажей. Они, вообще, нарисованы как куклы «Барби».

Зато, автомобили в игре прорисованы настолько хорошо и детально, что скриншоты с их изображениями можно в музеях показывать. Все машины лицензированы, а их реальные прототипы колесили дороги Америки в 40 - 50 годы 20 века. Все их особенности, вплоть до узора шин, были тщательно и бережно перенесены в игру.

Озвучена Mafia 2 неплохо. По одному лишь звуку, можно легко отличить один автомобиль от другого. В русской версии, каждый, мало-мальски значимый для сюжета, персонаж говорит своим голосом (и на этом спасибо). А вот местное радио репертуаром не блещет. Слушать ту же музыку, которую я успел 40 раз прослушать ещё в Fallout 3, - та ещё пытка.

Тут надо упомянуть одну деталь, касательно русской локализации. Дело в том, что на полках наших магазинов лежат диски с игрой… на чешском языке. И чтобы поиграть на русском, вам придётся качать локализацию через Steam. Нет слов (цензурных).

Про PhysX разработчики игры не врали - он действительно присутствует в игре. Да вот, на игровой процесс он никак не влияет. Умудрились, по дороге к торговцу краденых авто, разбить машину «в хлам»? Ничего страшного, торговец всё равно вам заплатит за неё, как за целую и невредимую. Главное - доехать до него. Враг спрятался за бумажным контейнером, и вы бросаете «коктейль Молотова», в надежде спалить эти бумажки вместе с врагом? Ха. Оставь надежду, всяк в игру входящий. Это вам не Far Cry 2, где одна бутылочка «коктейля Молотова» способна спалить половину саванны. По версии же Mafia 2 , в 40-е - 50-е годы бумага была антипригарной. И если не попали во врага - значит бутылочку потратили зря. И не дай Бог, враг удумает спрятаться за деревянной решёткой! Такую защиту даже автоматом(!) не пробить. Вот и получается, что местный физикс годится только для того, чтобы просчитывать движения снежинок, одежды и травы. Всё остальное, только если по сюжету будет нужно.

Чтобы игра меньше тормозила, на форумах советуют удалять некоторые файлы из папки PhysX. В этом есть смысл, т.к. у меня игра действительно пошла быстрее, после того как антивирусный сканер, из лицензионной версии игры, удалил некоторые файлы PhysX. Наводит на нехорошие мысли. Не правда ли?

Для комфортной игры, потребуется как минимум:

Процессор Pentium D 3 ГГц/Athlon 64 X2 3600+.
. 1.5 Гб оперативной памяти.
. Видеокарта GeForce 8600/HD2600 Pro.
. 8 Гб свободного места на жёстком диске.

Визуально, Mafia 2 делится на 2 части. На «зимнюю» (чуть менее требовательную к железу) и «летнюю» (очень требовательную к железу). Есть ещё, совсем нетребовательная к системе, «тюремная» глава. Но она быстро проходится.

Реализм.

Видно сразу, при разработке игры, очень много внимания уделялось машинам. Каждая из них уникальна, не только своим внешним видом, но и своим поведением на дороге. Например, в игре очень сложно управлять грузовиком, сказываются его большие размеры и неповоротливость. Ещё, по городу лучше ехать с включённым ограничителем скорости, иначе привлечёте внимание полиции. Другое дело, что от этого ни холодно, ни жарко. Но, об этом чуть позже.

Однако, вся эта детальная проработка меркнет, перед очевидными ляпами. Надеюсь, вы помните про несгораемую бумагу и пуленепробиваемые доски? А как вам полицейские-экстрасенсы? Нет, автор статьи не курит (чего и вам желает). Просто, если в Mafia 2 игрок совершает что-то, хоть мало-мальски, противозаконное и это увидит хотя бы один полицейский, то, даже если его убить, за вами будет гоняться вся полиция в городе, до тех пор, пока вы не смените… одежду. А ещё, местные полицейские, без радара Доплера, умеют определять точную скорость вашего автомобиля. И если вы превысили допустимую скорость, хотя бы на 1км/ч., - за вашей машиной будет гнаться вся полиция города. Только простой перечень всех таких ляпов, займёт половину страницы. Поэтому, идём дальше.

Игровой процесс

Для начала расскажу вам об игровом процессе оригинальной Mafia . Хоть я и поиграл в неё всего минут 30-40, за это время столько произошло. После короткого и забавного обучения, игрока заставляют удирать на машине от парней с автоматами. После чего, в баре он становится «приближённым» мафии. Выйдя из бара, справляет нужду около машины одного из авторитетов, из-за чего снова приходится удирать, уже на своих двоих. И, судя по отзывам на форумах, такой темп, вкупе с зашкаливающей сложностью, игра выдерживает вплоть до финальных субтитров.

Первая Mafia вышла где-то в 2001-2002 году. Все последующие годы, разработчики, по их собственным словам, без устали делали Mafia 2 .

В главном меню игры, среди пунктов «История», «Настройки» и т.д., есть пункт «Загружаемый контент». Попрошу вас, обратить на это внимание, т.к. дальнейшие странности можно объяснить только тем, что уже готовую игру порезали на части, и за вырезанный материал собираются требовать отдельную плату. Конечно, при условии, что Mafia 2 действительно создавалась в течение 8 лет.

Mafia 2 , встречает игрока двумя, вплетёнными в сюжет, главами обучения. Первая, называется «Историческая Родина», учит нас бегать, стрелять, прятаться и проходится как заправский Call of Duty, только без езды на танках. Во второй же главе, под названием «Дом, милый дом», нашего протагониста учат водить автомобили, воровать и «отмывать» их. Пока играешь в эти главы, Mafia 2 производит впечатление отличного, продуманного до мелочей, приключения. В первой главе, благодаря слаженной работе искусственного интеллекта, действительно ощущаешь себя в центре сицилийского восстания против Муссолини. В начале второй главы, буквально чувствуешь радость главного героя, что он живым вернулся домой. Почти с каждым встречным можно поговорить, узнать как жизнь, что изменилось за время его отсутствия. Некоторые из них, с ним знакомы и радуются его возвращению. Другие же, просто поддерживают приятельский разговор. Войдя домой, наблюдаем ролик о трогательной встрече с родными. После чего, отправляем нашего протагониста спать. Как только он проснётся, отправляемся к его другу. А от него - на своё первое «дело». Успешно завершив «дело», отправляем героя к другу домой и, полные уверенности, что всё только начинается, укладываем его спать (не бойтесь, они спят в разных кроватях).

Да, игра только начинается. Впереди ещё 13 коротких глав. И если в начале игры эта короткость кажется минусом, то уже к главе 7-8 задаёшься вопросом - «Когда всё это кончится?». Виновато, в таком вопросе, отсутствие разнообразия. Объясняю суть проблемы. Несмотря на то, что в каждой главе есть только одна сюжетная миссия, механика выполнения миссий, со второй главы и до конца игры, остаётся неизменной. В начале каждой главы смотрим ролик, 10-20 минут едем к месту встречи с другом, потом 20-40 минут к месту «дела», делаем его, возвращаемся домой и ложимся спать. И если во второй и третьей главах ко всему этому добавляется детальная проработка сюжета и окружения, то дальше остаются только «голые» миссии. И ты начинаешь искать развлечения «на стороне».

В Mafia 2 , предусмотрено только одно несюжетное развлечение - стычки с полицией. Благодаря экстрасенсорным способностям местных полицейских, вы не будете испытывать недостатка в живых мишенях. Да вот только удовольствие это сомнительное. Очень скоро, вам станет противно с ними связываться, т.к. от них, как от каких-то комаров, их много, но вреда от них почти никакого. И это ужасно нервирует. Да и стрельба, в игре, реализована не лучшим образом.

Вот и получается, что, кроме сюжетных миссий, в игре нечем заняться.

Сюжет и персонажи.

Вы, наверное, уже заметили, что я ни разу не назвал имён персонажей игры. Всё очень просто. Персонажи получились неинтересными, т.к. их характеры, буквально, написаны у них на лицах. И их поведение, независимо от обстоятельств, всегда одинаковое. Приведу несколько примеров:

Вито Скалетта - главный герой игры, за которого нам и придётся играть. В первых двух главах, воспринимается как нормальный человек. Но, потом, прямо каким-то мачо-терминатором становится.
Джо Барбара - лучший друг Вито и, по совместительству, источник всех его неприятностей. Постоянно весёлый и жизнерадостный.
Генри - сначала босс, а потом напарник Вито и Джо. Хладнокровен и импозантен.
Сестра Вито (имени не помню) - постоянно ноет и просит денег.

Главная беда Mafia 2 в том, что сюжет никак не старается раскрыть персонажей. Там, где, по идее, Вито должен хотя бы подумать, тот громко чеканит - «Есть, сэр». Там, где должен быть разговор (особенно во время езды) - тишина.

К слову, сюжет можно изложить так:

Вито, во время восстания сицилийцев против Муссолини, был тяжело ранен, из-за чего его отправили домой, на некоторое время, пока не подлечится. По приезду домой, его встречает Джо, который отмазывает Вито от армии и вводит его в криминал. С этого момента, наш протагонист начинает своё криминальное восхождение на вершину, попутно умудряется посидеть в тюрьме и отомстить убийцам своего отца. Всё!

Вам описание сюжета в Mafia 2 кажется маленьким? Так вот, первые 2 предложения - это описание сюжета первых двух глав. Третье предложение описывает сюжет остальных (!) 13 глав.

Побочных миссий в игре нет.

Вердикт.

Mafia 2 , неплохая игра. Но, не такую игру ждали поклонники первой Mafia . Да, и вышла она, явно, недоделанной.

Оценка: малобюджетный (?) боевик.


Нью-Йорк когда-то держали пять мафиозных «семей»: Бонанно, Гамбино, Дженовезе, Коломбо и Луккезе. Каждая из них имела свою территорию влияния, занималась несколькими ключевыми видами бизнеса и состояла из сотни-двух членов и нескольких тысяч так называемых «приближенных». Главы семей регулярно собирались вместе и обсуждали текущие проблемы: нового шефа полиции, который мешает развозить по «мусорным» маршрутам кокаин, мэра, пытающегося прикрыть бордели и казино, главу профсоюза, запретившему своим служащим связываться с криминалом.

Как показывает история, проблемой у мафиози всегда был именно человек, а не организация. И тому есть логичное объяснение: уничтожить городской муниципалитет или полицейской управление невозможно, а вот поставить на место зарвавшихся чиновников – дело пяти минут. Так семьи и поступали, в итоге медленно, но верно подчиняя себе все властные структуры города. Шеф полиции устроил облаву и забрал нескольких важных членов организации? На него тут же спускали лучших адвокатов, которые грозились привлечь город к многомиллионной ответственности. Если полицейское управление это не пугало, то проводилась индивидуальная работа с самим человеком. На него искался компромат, сыпались угрозы в адрес близких ему людей. Иногда применялась сила, но только в том случае, если все вербальные способы воздействия были исчерпаны.

В итоге уже к 50-м годам мафия стала второй властью в Нью-Йорке. У простого человека всегда был выбор, к кому обратиться за помощью – к банкиру или ростовщику, к полицейскому или «солдату», к работодателю или купленному профсоюзному лидеру. И общество действительно поделилось на две практически равные части: одна решала все проблемы законным путем, часто натыкаясь на огромные бюрократические препятствия, другая шла путем наименьшего сопротивления и перепоручала все свои проблемы мафиозным структурам. Те решали проблемы человека за небольшой процент от сделки и навсегда привязывали его к себе. Так работала мафия Нью-Йорка: аккуратно, с минимальными жертвами, не привлекая лишнего внимания к себе. И в какой-то момент пять семей практически вышли из тени и начали активно работать по обелению своего бизнеса. И до сих пор никто не знает, какое здание на Уолл-Стрит построено на наркоденьги.

Все начинается с того, что Вито Скалетта (Vito Scaletta) и его дружок Джо (Joe) решили подзаработать. Времена были трудные – война шла – и ребята решили, что заниматься полезным для общества трудом – пустая трата времени. И, в общем-то, были правы: за разгрузку машин с продовольствием платили рисом, за работу в госпитале – тифом, за попытку открыть свой бизнес сажали в тюрьму. Как говорится, не лучшее время для спекуляции и начала своего дела. Да и зачем что-то производить, когда можно что-то украсть? На том и порешили.

Только вот незадача: полиция по случаю войны с улиц не только никуда не делась, но и усилила свои позиции, денно и нощно патрулируя места, на которые могли положить свой хитрющий глаз такие парни, как Вито и Джо. Вот на таких праведных служак разбойники и наткнулись однажды ночью. Джо повезло, и он смог сбежать, а вот Вито оказался не таким счастливчиком. Впрочем, это как посмотреть. В суде ему предложили отправиться на фронт и смыть свое преступление кровью. Своей или фашисткой, это уж как повезет.

Именно поэтому мы начинаем путешествие по мафиозному миру не с обзорной экскурсии по Эмпайер Бею, а с захвата здания, в котором обосновались не совсем хорошо настроенные по отношению к евреям и всему человечеству итальянцы. Динамичная перестрелка плавно переходит в душераздирающий ролик, главной темой которого становит «Ура! Мы победили! Мы надрали задницы этим ненавистникам всего живого!». И на этом фоне – трупы, трупы, трупы...

«Никогда не смотрите на жён друзей»

А потом Вито возвращается домой, и с Mafia 2 начинают происходить какие-то странные изменения. Точнее, с героем и людьми, окружающими его. Из дерзкого, напористого, жадного до жизни юноши он медленно превращается в ручного щеночка, готового за кость выполнить любую просьбу своего «начальства». Так, Вито не видит, что его якобы лучший друг Джо – тупая овца, вечно что-то жрущая и блеющая несмешными шутками. Его мать ноет про то, что ему надо найти приличную работу, как когда-то поступил его отец. Но не задает вопросы, где он через пару дней после возвращения из армии взял несколько тысяч долларов, чтобы вернуть долги «святого папаши».

Сестра его сообщает, что выходит замуж, и говорит, как она близка с Вито, но при этом все, что ей от него нужно – так это деньги, ну и поплакаться на плече, если делать нечего. А вот просто так заехать к ней и узнать, как дела – этого сценаристы нам не позволяют, потому что мир открыт здесь ровно настолько, насколько они потрудились написать героям реплики.

Крупные мафиози оказываются содранными как один с «Крестного отца» , как будто других произведений про Коза Ностра создано не было. Все они говорят – сделай, а Вито согласно кивает. И даже развозит – вы только подумайте! – по городу всякие запрещенные товары, от реализации которых получает ничтожные двадцать-тридцать баксов. А потом садится за это в тюрьму. Причем вместо того, чтобы использовать заключение Вито как эдакий толчок в развитии сюжетной кампании, сценаристы, видимо, лишь исполняли прихоть гейм-дизайнеров. Ведь они придумали кулачные бои, а пользователи, имея в кармане пистолет или дробовик, не хотят драться на кулаках. Потому иди ты Вито в тюрьму и хорошенько там помаши кулаками. Чтобы оправдать средства, вложенные в тебя.

И это катастрофическим образом сказывается на восприятии игры. Ведь добавь авторы чуть больше эмоций, раскрась персонажей в разные цвета, а не в стандартно-унылый черный, жизнь в Эмпайер Бей сразу стала бы реальнее и интереснее. А за отсутствием какой-либо моральной работы, душевного смятения, хотя бы мыслей о жизни, Вито превращается в картонного персонажа из дешевого провинциального театра. Который постоянно повторяет одни и те же фразы, одни и те же шутки, потому что импровизации здесь нет места. А ведь для того, чтобы история заиграла мириадами подробностей, достаточно было пригласить еще парочку талантливых сценаристов. Которые написали бы чуть больше реплик, добавили бы кучу второстепенных персонажей, каждого со своими проблемами и нравственными воззрениями. И появился бы . И открылись бы двери театра Станиславского. И кричали бы мы «Браво!». Но в ответ – тишина.

«Не допускайте, чтобы вас видели в обществе полицейских»

Но если допустить, что сюжетная кампания – не самое важное для проекта, позиционирующего себя как open world (хотя это и странное утверждение), то давайте посмотрим на Эмпайер Бей как на город, в котором мы живем и идем по мафиозной лестнице. Здесь, как и в Нью-Йорке или другом крупном мегаполисе, есть четкое разделение на районы. Вот портовые доки, населенные чумазыми чернорабочими, получающими копейки за практически рабский труд. Совсем недалеко расположился фешенебельный пригород, в котором обитают богачи. В центре города есть итальянский квартал, есть китайский. В общем, местная топография будет понятна тем, кто хоть раз бывал в большом городе.

Полицейские прогуливаются по улицам и следят за порядком. Местные «гаишники» патрулируют дороги и следят за соблюдением правил: превысил скорость – тебя тут же остановят. Вообще, по городу можно ездить на скорости сорок миль в час, по трассам – не больше семидесяти. Не хотите проблем на дороге – включите автоматический ограничитель, который не позволит вам превысить допустимый лимит и не попасть в неприятности.

А встреча с полицией – всегда неприятность. Допустим, вы выполняете очередную бездумную миссию по развозу новой партии запрещенных товаров. Вам нужно посетить четыре-пять «точек». Если делать все спокойно и медленно, то задание выполните быстро и без проблем. А если начать гнать, то тут же попадете во все сводки полицейской информации, и на вас объявят охоту. Отвязаться от служивых можно, вот только это потребует или водительского таланта, или приличной суммы, чтобы дать взятку.

Можно поступить и умнее – оторваться от преследования, бросить на обочине засветившийся автомобиль и угнать новый. По странному стечению обстоятельств, в Эмпайер Бей не принято заявлять об угонах. Ну, сперли твою машину прямо перед носом, ну и кукуй себе дальше, неудачник. Причем проезжающий мимо полицейский автомобиль, как правило, не остановится, даже если вы будете прямо перед ним разбивать окно и вскрывать двери чужого транспортного средства.

Впрочем, не сильно волнует полицейских и нарушение правил ПДД. Проехали на красный свет – так все ездят на красный, царапнули кого-то или даже слегка «бортанули» – и такое бывает. Внимание представителей закона может привлечь только серьезная авария, на все остальное они реагируют неохотно. Разве что описание вашей внешности передали по радио, тогда уж от вас точно не отвяжутся. Но и тут есть простое решение проблемы – забегите в первый попавшийся магазин одежды и прикупите себе новый наряд. И вновь станете незаметным и никому ненужным членом мафии.

«Ваш долг – всегда находиться в распоряжении «Коза Ностра», даже если ваша жена вот-вот родит»

Впрочем, к невнимательности людей в погонах привыкаешь быстро. Куда сложнее понять, чем здесь еще заниматься. Дело в том, что Эмпайер Бей, несмотря на кажущееся сходство с мегаполисами, является городком провинциальным. Здесь есть несколько магазинов, оружейных лавок, ресторанчиков. Но в остальном – город пуст. Да, люди гуляют по тротуарам, полиция несет свою вахту, но жизнь не ключом бьет, а тоненькой струйкой.

Во многом это обусловлено вяло текущим игровым процессом. Мы получаем очередное задание – к примеру, убить гадкого дядьку, который коротает свои дни на заводе, производящем виски. Приезжаем к месту назначения, устраиваем засаду, ждем. Время коротаем за глупыми разговорами с напарниками. Объект появляется, расстреливаем его автомобиль и кортеж сопровождения из окна. Бежим к зданию, в котором скрылся объект. Продвигаемся медленно внутрь, убивая одного противника за другим. Из стратегии – возможность скрыться за столом или стеной.

Вот и вся тактическая мудрость, доступная нам. Убиваем всех, смотрим ролик, в котором наши отправляют гада к праотцам. Садимся в автомобиль, который числится в угоне. После того, как оторвались от полицейского преследования, меняем его на что-нибудь новое или отвозим в гараж, где перебиваем номера и меняем цвет – вот и все, машина вновь как новенькая и не вызывает никаких подозрений. Сами тем временем бежим в магазин за обновками, и снова становимся невидимыми. Счастливый конец.

Кроме сюжетных миссий, есть, конечно, и второстепенные задания, но в большинстве своем они унылы до безобразия. То есть если вам вдруг резко захотелось что-то сделать, ради того, чтобы занять чем-то руки и голову, то придется здорово поломать эту самую голову, изобретая себе занятие. И это то, что в итоге убивает интерес к путешествию по мафиозному миру. Потому что когда пролетят пятнадцать сюжетных глав – а пролетят они настолько быстро, что вы и глазом моргнуть не успеете – оставаться в городе не за чем.

В оригинале, если вы помните, все было совсем по-другому. По-другому было и в GTA 4 , с которой принято сравнивать сериал . И там, и там хотелось задержаться еще хотя бы на несколько часов, выполнить все второстепенные задания, просто поездить по городу. А здесь – пробежали быстренько сюжетную кампанию, и из сердца вон. Потому что, к сожалению, Эмпайер Бей оказался мертворожденным. Конечно, у разработчиков есть интересные задумки (чего хотя бы стоит начальная миссия и отправка главного героя в тюрьму), игра порой удивляет (в основном неожиданными поворотами сюжета и самым отвратным финалом года), но... всего этого недостаточно, чтобы выстрелить, чтобы стать хитом. И, кажется, в 2K Czech это прекрасно понимали, стараясь раздавать пресс-версии игры только тем изданиям, в которых они были уверены.

В какую же версию играть?

На этот вопрос есть один здравый ответ – в PC-версию. На персональных компьютерах из Mafia 2 выжаты все графические соки. Здесь лучшая картинка, лучшая анимация, лучшая оптимизация, лучшие эффекты. Поэтому если у вас есть возможность приобрести PC-версию, то смело это делайте.

Чуть меньше повезло владельцам Xbox 360. Картинка здесь заметно хуже, часто попадаются «размытые» текстуры. Но в целом играть можно. А вот во что точно играть нельзя, так это в версию Mafia 2 на PS3. Это караул, ах!, ужас, кошмар и просто какое-то недоразумение. Потому что на самой мощной на сегодня консоли графика настолько убога, оптимизация как таковая отсутствует, а от вида анимации начинаешь креститься, что не совсем понятно, как «такое» мог пропустить отдел контроля качества Sony . Но, видимо, уж очень денег хотелось.

Мафия бессмертна

Mafia 2 получилась такой, какой получилась. Ни хорошей, ни плохой. Она застряла где-то посередине. Кого-то игра радует, а кого-то дико раздражает и приносит одни разочарования. И тут наметилась четкая тенденция: те, кто не играл в оригинал, благосклонны ко второй части. Именно они говорят, что это «интересно», «свежо», «ново».

А вот тот, кто видел ту самую первую Mafia , скажет только одно: стало хуже. Значительно хуже. Потому что – а это уже совсем нонсенс – игра стала только технически лучше (речь идет о графике и звуке), а вот игровой процесс подвергся жесткой процедуре обрезания. И, знаете, когда это делают в младенчестве, то не так уж и больно. А вот в таком преклонном возрасте – серьезная проблема и путевка на несколько недель в ад. Поэтому советовать покупать или не покупать в этот раз мы не будем. И однозначного вывода делать тоже. Нам, адекватным любителям (не ополоумевшим фанатам, а именно любителям) оригинала, Mafia 2 показалась унылой и вторичной. Но, возможно, для вас эта игра откроет двери в совершенно . Мир дорогой выпивки, угловатых женщин и удалых приключений. Так может, ну его, критику эту?

«Десять заповедей Коза Ностра»

Геймплей: 5.5
Графика: 8.0
Звук и музыка: 7.5
Интерфейс и управление: 8.0
Оценка автора: 6.0

Геймплей: 5.5
Графика: 7.0
Звук и музыка: 7.5
Интерфейс и управление: 8.0
Оценка автора: 5.0

Геймплей: 5.5
Графика: 5.0
Звук и музыка: 7.5
Интерфейс и управление: 8.0
Оценка автора: 4.0

Статьи по теме: