Что значит vf. От чего зависит цена на монету

Сегодня, при оплате товаров и услуг мы используем монеты, выпущенные начиная с 1997 года и новее. При этом стоимость монеты соответствует ее номиналу. Но мало кто задумывается, что каждая монета имеет свою историю и цену. Да, цену, ведь некоторые монеты могут стоить гораздо больше своей номинальной стоимости. Например, 1 рубль 2002 года может стоить от 5 000 до 9 000 рублей, а 50 копеек 2007 года от 50 копеек (номинальная стоимость) до 61 000 рублей.

Дело в том, что две на первый взгляд абсолютно одинаковые монеты, могут иметь множество различий, которые не всем известны. Именно эти отличия и влияют на такой большой разброс в цене. Однако, не стоит ошибочно полагать, что монета большего номинала всегда будет стоить дороже монеты меньшего номинала. Приведем пример: цена 1 копейки 2007 года может доходить до 4 500 рублей, в то время как монета 2 рубля 2007 года стоит всего 9 рублей. Казалось бы, 1 копейка, монета, которую мало кто любит получать на сдачу, стоит в 500 раз дороже 2 рублевой монеты. Парадокс?

Давайте разберемся, от чего зависит цена на монету, и как определить ее состояние с помощью международной классификации.

От чего зависит цена на монету

Цена монеты зависит от нескольких факторов:

  • Металл Большое значение имеет металл, из которого изготовлена монета. Это может быть никель, медь, цинк, серебро, золото, платина и т. д. Чем дороже металл, тем дороже может стоить монета.
  • Ценность для коллекций Важна ценность монеты для коллекций. Она зависит от тиража, монетного двора, особенностей чеканки и количества существующих на сегодняшний день экземпляров. Чем уникальнее монета, тем она дороже.
  • Состояние монеты Цена монеты будет зависеть от ее текущего состояния. Сохранность монеты очень важна, поскольку цена одной и той же монеты в разном состоянии может отличаться в разы. Чем лучше сохранилась монета, тем выше ее цена.

Однако если вам в руки попала монета с налетом (патиной), не спешите его самостоятельно удалять, с целью улучшить состояние монеты: вы можете испортить ее при чистке. Кроме этого, любой эксперт определит, что монета была подвергнута обработке, что снизит ее стоимость. Наличие налета на старой монете подтверждает ее подлинность.

Как определить состояние монеты

Для оценки состояния монет существуют различные обозначения и классификации. Рассмотрим международную классификацию состояния монет, поскольку она используется чаще всего.

Международная классификация предусматривает 6 основных состояний монет: G, VG, F, VF, XF, UNC . Все остальные степени сохранности (PR, FA, AG, AU ) являются промежуточными и введены для удобства.

Стоит отметить, что большинство монет, которые могут заинтересовать коллекционеров, имеют состояние VF или выше. Монета с большой степенью износа может заинтересовать коллекционера только по причине ее особой ценности.

  • PR или Poor – самая низкая степень сохранности монеты. Такую монету невозможно идентифицировать, поскольку ее рельеф почти полностью стерт.
  • FA или Fair означает, что монету практически невозможно идентифицировать. По ней лишь можно приблизительно определить, к какому периоду времени она относится.
  • AG или About Good – почти удовлетворительное состояние монеты. Монета является сильно изношенной, рисунок практически отсутствует, однако по ней с трудом можно определить номинал, год выпуска и монетный двор.
  • G или Good означает, что монета имеет удовлетворительную сохранность. На ней видны лишь контуры рисунка, не различимы детали, надписи распознаются с трудом.
  • VG или Very Good – обозначение очень удовлетворительной сохранности. На монете так много потертостей, что детали стерты почти полностью, различим лишь основной рисунок. Кроме того, могут присутствовать значительные царапины и повреждения.
  • F или Fine означает хорошую степень сохранности. Заметны потертости по всей монете, из-за чего рисунок виден лишь частично, хорошо различимы надписи, могут присутствовать мелкие царапины и повреждения.
  • VF или Very Fine – очень хорошее состояние монеты. На ней видны все основные элементы рельефа, но заметны значительные потертости, могут присутствовать мелкие царапины, а также отсутствует металлический блеск.
  • XF или Extremely Fine означает превосходное качество. Такие монеты были в обращении в течение некоторого времени, но замечательно сохранились. На монете могут быть неразличимы мелкие детали, поскольку имеются небольшие потертости, и почти отсутствует чеканный блеск.
  • AU или About Uncirculated означает, что монета практически не была в обращении, то есть она имеет минимальный износ. Отличительные особенности такой монеты: наличие чеканного блеска и небольших потертостей рельефа, возможны незначительные дефекты чеканки (царапины, непрочеканы, т.е. на монету при ее производстве по каким-либо причинам рисунок был нанесен не полностью и другое).
  • UNC или Uncirculated – самая высокая степень сохранности монеты. Такую монету невозможно встретить в обращении. Для нее характерны четкие детали, отсутствие механических повреждений и металлический блеск. Главная отличительная особенность от других состояний – отсутствие потертостей. Монета может иметь повреждения, полученные только при ее производстве.

PROOF состоянием монеты не является. Обозначение говорит о том, что при изготовлении монеты использовались улучшенные технологии чеканки. За счет этого на экземпляре различимы все детали, и виден зеркальный блеск. Стоимость такой монеты может отличаться в сотни раз от цены таких же монет в любом другом состоянии. Монету качества PROOF можно купить, например, в банке.

Нет повести печальнее на свете,
Чем повесть о Фикбуке и людях, не разбирающихся в
жанрах.

Многие знают, как тяжело юным авторам подобрать характеристики к своей работе. Они путают жанры и предупреждения. В итоге, многие читатели могут увидеть вместо фантастики - фэнтези, вместо юмора - стёб и так далее.
«Ну, новички, что с них взять?» - можете сказать Вы. Однако, бывает, что такие глупые ошибки допускают и некоторые топовые авторы. Сегодня я помогу разобраться всем, что такое ООС и AU, в чём разница между ними и рассмотрю некоторые вопросы, возникающие у авторов насчет этих предупреждений.

Часть 1. Что такое ООС и AU?
Уж сколько раз твердили миру:
Пора сменить жанров описанье,
Но только всё не впрок…

Итак, не зря я начала с этого гениального стихотворения без рифмы. Давно уже пользователи жалуются на то, что объяснение для жанров составлены так, что больше половины новичков не может понять, что к чему.

На сегодняшний день определение AU на Книге фанфиков звучит так:

«AU – рассказ, в котором герои из мира канона попадают в другой мир или в другие обстоятельства, никак с каноном не связанные. Также это может быть другая развилка канонных событий»

« ООС – Out of Character , « Не в характере» - ситуация, в которой персонаж фика ведёт себя не так, как можно было бы ожидать, исходя из его описания в каноне»

Как говорится, без пол-литра не разобраться. Одни новички перечитают, разберут каждое слово, посмотрят в интернете, что к чему. Другие же напьются, бросят всё и понауказывают жанров. Потом пить будут читатели, читающие сей шЫдевр. А почему так происходит? Ответ очевиден - всё слишком нагружено и воспринять такую информацию достаточно сложно. Сейчас я попытаюсь дать короткое и понятное определение, которое поддерживается человеческим мозгом.

AU – в фанфике изменяется канон (значительно или незначительно).

ООС – характер хоть одного персонажа отличается от характера персонажа канона.

Допустим, в каноне говорится о неком Васе, который живёт в мире ИИИ. Он супергерой. Смелый, отважный, как и положено герою. Вечно спасает мир от злобного Коли.

AU:
- Ты будешь жить в аду!- прошептал Коля.
Его глаза горели от ненависти, злости. Он видел, в каких муках погибал его вечный соперник. Видел всё, что так долго мечтал увидеть.
- Теперь я захвачу всю Землю! – вскричал Николай, разразясь в смехе.

Что мы имеем? По канону в этой битве должен был победить Вася. Но автор решил отдать предпочтение Коле. Итого: Любое изменение канона – это AU.

ООС:
- Вася, Вася, Коля уничтожит город, если ты сейчас же не придёшь нам на помощь,- в панике сказала Анна.
- Не могу, мне лень,- промямлил Вася, продолжая переключать каналы.

То есть, по канону Вася должен был полететь спасать мир, так как он храбрый и смелый герой. Но автор решил сделать его апатичным, пассивным и ленивым. Итого: Изменение характера персонажей и есть ООС.

Часть 2.
Люблю Фикбук всё я, но странною любовью,
Его не победит рассудок мой…

Вы знакомитесь со второй частью этой статьи. Здесь мы узнаем, что думают насчёт ООС и AU обитатели Фикбука. Для того, чтобы создать эту часть, мне пришлось опросить девять человек: из них – три ЙАшки, три беты и три автора. Они отвечали на одни и те же вопросы. И сейчас я представлю вашему вниманию результаты исследования.

1 вопрос: В чём разница между ООС и AU?
Стартовый вопрос штандарт , который завалили многие ЙАшки (в количестве две штуки). Авторы и беты справились с этим заданием. Но хочется обратить внимание на то, что некоторые беты допускали грамматические ошибки в своих ответах, причём настолько элементарные, что элементарнее некуда.

А теперь рассмотрим ответы наших любимых ЙАшек.

Цитата: «Ну, даже не знаю. Я здесь вообще не давно и думаю ООС это когда канон не в характере. То есть ведёт себя по другому, а AU это когда канон попадает в другой мир или ну не знаю...=.=(если не правильно поправь плиз)» (прим. беты: *нервно пьёт валерьянку, предполагая возраст автора цитаты*)

Прочитав данную цитату, читатели нажали на крестик в правом верхнем углу экрана и начали молится Христу, Аллаху, Будде, Яриле, на всякий случай.

Во-первых, обилие ошибок поражает. Во-вторых, хочется всех спросить кое-что у моего любезного читателя, который ещё не закрыл эту статью. Вы что-то поняли? И ещё один вопрос: что происходит с каноном? Куда он попадает?

На этом мы забываем данную ЙА, как страшный сон, и начинаем рассматривать вопросы, связанные с ООС и AU.

Первый вопрос, который мы рассмотрим: « Стоит ли указывать жанр AU, если фанфик относится к временному промежутку, не освещённому в каноне?»

Думаю, не всем понятно, что имеется в виду. Для этого вспомним некоторые американские фильмы. Нам показывают события из детства героев, а затем переносят на несколько лет в будущее (например, спустя пятнадцать лет). Вот эти пятнадцать лет и не являются освещенными в каноне. И если Вы решили написать про это время в жизни героев, то, наверняка, задумаетесь: а стоит ли ставить AU? С одной стороны вы не изменяете канон, но с другой стороны вы можете добавить новых персонажей или добавить какие-то события, которые никак не повлияют на канон.

Мнения опрашиваемых очень сильно разнились. Одни утверждали, что жанр AU здесь должен быть обязательно, другие категорически были против того, чтобы указывать данный жанр. Но большинство всё же сомневалось.

Из всего многообразия ответов на эту тему стало понятно, что абсолютное множество считает – если вы не нарушаете при создании такого фанфика канонные события, то можно и не указывать данный жанр.

Второй вопрос звучал так: В каких случаях можно ставить в ориджиналах жанр AU?

Лишь некоторые не смогли сформулировать чёткой позиции по данному вопросу. Почти каждый, кто был опрошен, ответил однозначно. Многие считают, что нужно ставить жанр AU, если герой попадает в другой мир, созданный фикрайтером. Так же утверждают, что обязательно должны присутствовать нереальные события (имеется в виду "Мир меча и магии"). Но при таком объяснении возникает вопрос: какой канон ломается? Ведь ориджиналы – это канон, придуманный автором. Почему бы не отметить жанр фэнтези, мифические существа и так далее? Это мнение оставляет за собой множество вопросов. Но был один ответ, который меня полностью удовлетворил.

Цитата: «По-моему, в Ориджиналах можно поставить AU, если действие происходит именно в НАШЕМ мире (не Фэнтези) и, например, не свершилось/свершилось какое-либо событие. Например, во Второй Отечественной Войне победа оказалась не за нами (не дай Бог, конечно)…»

Согласитесь, объяснение более рациональное, чем фэнтези. У нас имеется своеобразный канон – определённые исторические события, которые мы переиначиваем. Здесь без AU уже никак не обойтись.
На этом мы заканчиваем с AU и переходим к «самому любимому» предупреждению всех читателей – к ООС.

Следующий рассматриваемый вопрос таков: Необычные пейринги – всегда ООС?

И касаемо этого вопроса мнения разошлись.

Почему необычные пейринги – это всегда ООС?

Многие читатели уверены в том, что необычный пейринг – это всегда ООС. Из-за этого даже достаточно хорошие работы, написанные неплохо и сто тысяч раз перепроверенные бетой, могут иметь рейтинг намного ниже, чем работы, по сути являющиеся «бессюжетной порнухой», но по популярным канонным пейрингам.

Какие же доводы приводят в свою пользу те, кто считает, что необычные пейринги и ООС – брат и сестра?

Цитата: «… необычный пейринг это всегда ООС, потому что, исходя из определения "ООС", могу сказать, что герой ведет себя не так, как описано в каноне. Согласитесь, если Люциус влюбится в грязнокровку Грейнджер, это будет ООС, так как в каноне сказано, что Малфои ненавидят и презирают маглов и их обладающих магией детей…»

Весомый аргумент – ничего не скажешь. Но теперь дадим слово тем, кто считает, что необычные пейринги – это не всегда ООС.

Цитата: « Нельзя утверждать, что необычный пейринг – это всегда ООС. Можно сочитать несочитаемое даже не используя данное предупреждение. Например, найти обоснуй. Это может быть и какая-то общая черта у героев (например, любовь к животным), на основе которой они будут строить свои взаимоотношения…» (прим. беты: не стала исправлять в контексте, но всё же, сочЕтать несочЕтаемое)

Ещё один весомый аргумент, как Вы видите.

На самом деле и та, и другая сторона правы. Если мы возьмём за пример случай, описанный в первой цитате, то непременно поймём, что без ООС нельзя обойтись. Но если допустить, что мы пейрингуем людей близких по духу, интересам, то можно обойтись и без данного предупреждения. Таким образом всё зависит от того, насколько сильно персонажи разные.

И последний вопрос, который я рассмотрела в своей статье - Как сделать ООС привлекательным для читателя?

Ни для кого не секрет, что ООС у нас мягко говоря недолюбливают. Ведь все знают те самые слащавые фанфики ЙАшек с Мэри Сью, которые могут спокойно попирать наших любимых героев, в которых девушка с ангельским характером превращается в стерву и тд. Но ООС, как известно, бывает совершенно разный.

«… можно сделать ООС привлекательным лишь тогда, когда он в меру, когда ООС придает особое очарование фанфику" - говорит бета. Но сильный ООС не нравится никому. Не думаю, что кому-то понравится, когда из любимого брутального персонажа получается в руках «умелого мастера» какая-то размазня. Но тем не менее ООС не заслужил того, чтобы от него так шугались авторы и читатели.

«Вот это уже, думаю, зависит от самой аудитории. Некоторым нравятся OOC"ные канонные персонажи, другая часть не переносит, когда их любимого героя изменяют хотя бы на капельку. Я, лично, пытаюсь придерживаться канона характеров персонажей, ибо большинство из моей аудитории одобряет это…» - рассказывает автор.
На самом деле так поступают многие на Книге Фанфиков. Ведь потеря аудитории для любого автора смерти подобно. Есть, конечно, храбрецы на нашем ресурсе. Но обычно их травят и, в итоге, они уходят с Книги Фанфиков.

Хотелось бы завершить обсуждение цитатой в защиту ООС:

«У всех разные интересы, и некоторым нравится, когда у героя противоположенный канону характер. Думаю, если кому-то не нравятся такие отступления, ООС не будет для него привлекательным, как ни старайся».

Вывод: ООС и AU, по сути, стали изгоями среди жанров и предупреждений на книге фанфиков, что достаточно прискорбно. Но даже эти жанры найдут своего читателя.

Для определения коллекционной стоимости монет существенное значение имеет сохранность монеты и ее редкость. В этой статье мы будем говорить об определении степени сохранности монет.

На нашем аукционе действует следующая система классификации сохранности старинных монет:

  • Poor - не идентифицируется, монета не поддается определению;
  • Fair - почти не идентифицируется;
  • AG (almost good) - почти хорошее;
  • G (good) - хорошее (G-4, 6);
  • VG (very good) - очень хорошее;
  • F (fine) - отличное;
  • VF (very fine) - совсем отличное;
  • XF (extremely fine) - превосходное;
  • AU (almost uncirculated) - почти необращавшиеся;
  • UNC (uncirculated или mint state) - необращавшиеся;

Монеты высшей степени сохранности, не имеющие механических повреждений и дефектов чеканки.

Монеты необращавшиеся (англ.: "uncirculated"; нем.: "praegefrisch" и "bankfrisch"). Это монеты, которые не находились в свободном обращении и поэтому не имеют повреждений, связанных с обращением. Они могут иметь технологические повреждения (видимые невооруженным глазом очень мелкие царапины, заусеницы, насечки), образованные от ударов монет друг о друга при выбросе в автоматические накопители станков, при пропускании через скоростные автоматические машины пересчета, при насыпании в мешки навалом и при внутрицеховых и складских перемещениях в этих мешках как на монетных дворах, так и в хранилищах при подготовке их к выпуску в обращение. Монеты этого качества, как правило, имеют свежий матовый металлический блеск по всей поверхности.

Монеты не бывшие в обращении, допускаются небольшие дефекты чеканки (непрочеканы, отслоения, смещения штемпеля, небольшие царапины и т. п.)

Англ.: About Uncirculated, иногда используют Almost Uncirculated. Монеты практически не имеют износа, а лишь незначительные потертости самых высоких частей рельефа. Большая часть чеканного блеска присутствует, в том числе и на открытых поверхностях. Дефекты монетного кружка (заготовки) а так-же приобретённые дефекты соответствуют этой оценке.

Исключительно хорошая сохранность (англ.: "extremly fine"; нем.: "vorzueglich erhalten"). Относятся к монетам, находившимся в обращении очень короткое время. Помимо обычных технологических повреждений, упомянутых выше, эти монеты имеют различимые невооруженным глазом легкие потертости незначительных по площади самых высоких участков рельефа. Контуры рисунков контрастны, все мельчайшие детали рельефа сохранены. Свежий металлический блеск на большей части поверхности монеты отсутствует. Глубоких царапин и других серьезных дефектов нет.

Очень хорошая сохранность (англ.: "very fine"; нем.: "sehr schon erhalten"). В отличие от предыдущих степеней качества, монеты этой категории находились в обращении более продолжительное время. Монеты имеют заметные потертости всех выступающих участков рельефа, самые мелкие детали рельефа уже повреждены, но еще отличимы, контуры рисунков еще довольно резкие, общий вид монеты хороший. Свежего металлического блеска нет даже на отдельных участках. Как и в предыдущих категориях, допустимы мелкие царапины, насечки и заусеницы.

Хорошая сохранность (англ.: "fine"; нем.: " schen erhalten"). Относится к монетам, находящимся в обращении значительное время и имеющим заметные потертости по всей поверхности. Отдельные мелкие детали рельефа стерты полностью, однако рельеф и надписи легко различимы. Контуры рельефа уже потеряли резкость. Допускаются легкие царапины и другие повреждения, несколько серьезнее обычных технологических повреждений.

Весьма удовлетворительная сохранность (англ.: "Very good"; нем.: "sehr gut erhalten"). Относится к монетам со значительными потертостями всей поверхности. Остались различимыми лишь крупные детали рисунков, мелкие фрагменты декоративной орнаментовки: колосья, листья растений, точки, звездочки и проч. - стерлись почти полностью. Возможны значительные царапины, насечки, зазубрины.

Удовлетворительная сохранность (англ.: " good"; нем.: "gut erhalten"). Относится к монетам, на которых остались различимы только основные контуры рисунков. Надпись и дата выпуска трудно различимы.

Монеты улучшенного качества чеканки и пруф (Proof), если они находились в обращении без защитной капсулы или другой упаковки и приобрели потертости и иные повреждения, также оцениваются по степени сохранности как обычные монеты.

При определении сохрана монеты используются промежуточные значения данных категрий, как то: XF+, F+VF-, aUnc (почти унц). Монеты коллекционного качества, как правило, принято считать от сохрана XF-VF. Градация данная достаточно условна, и разные источники могут по разному оценивать одну и ту же монету.

Третьим фактором, кроме износа и качества изготовления, являющихся основой всех стандартных градаций, необходимо также учитывать химическое или механическое воздействие, которому подвергалась монета в процессе обращения. По большей части, нижеприведенные примеры описывают недостатки монет, которые образовались от пребывания в земле или соприкосновения с руками коллекционеров, кладоискателей, археологов, реставраторов, таможенников и т.д.

Осторожная очистка может улучшить состояние, но всегда при этом существует опасность полностью погубить монету. В аукционных каталогах после описания монеты очень часто встречается именно характеристика состояния поверхности монеты и патины на этой поверхности. Экземпляры медно-бронзовых номиналов без патины оцениваются существенно ниже аналогичных монет, имеющих патину. Особенно красивая патина может существенно увеличить цену монеты, являясь помимо прочего и дополнительным подтверждением подлинности данного экземпляра.

Рассмотрим на примерах наиболее часто встречающиеся в каталогах характеристики состояния монет, которые испытали на себе различные воздействия окружающей среды, зачастую крайне враждебные.

  1. Потемневшая серебряная монета.
    Серебряная монета может иметь темный тон, который многие коллекционеры склонны предпочитать более яркому серебру. Этот тон либо натуральный, образовавшийся под воздействием времени.
  2. Радужный окрас.
    Серебряные монеты также могут иметь многоцветные оттенки, которые вызваны химическим воздействием различных веществ. Если радужная патина имеет естественное происхождение, то монета ценится выше (может стоить в несколько раз дороже белой монеты аналогичного сохрана.
  3. Абсолютно очищенная монета.
    Многие недавно найденные монеты имеют совершенно чистые поверхности. Некоторые монеты при чистке повреждаются, некоторые очищены вполне профессионально. Особенно это касается серебряных монет, которые травят слабыми растворами кислот. Недостатком подобных действий, помимо вероятности испортить монету, является и то, что при травлении с поверхности монеты наряду с грязью сходят и так называемые "признаки подлинности", например соединения сернистого серебра. Поэтому опытные реставраторы предпочитают оставлять на свободном месте монетного поля или гурте небольшой кусок неочищенной поверхности для подтверждения подлинности данного экземпляра.
  4. Зеленая патина.
    Патина на этой монете ровная и плотная, она бывает самых разных цветов, но зеленая самая распространенная среди них.
  5. Оливковая патина.
    Зеленая патина через ряд оттенков может переходить из светло-оливкого в почти черный цвет.
  6. Черная патина.
    Черная патина очень широко распространена и выглядит на монете гораздо лучше, чем на фотографии.
  7. Красная патина.
    Красная патина обычно встречается в виде пятен на монетах с патиной других цветов. Но иногда она покрывает достаточно большую площадь, чтобы классифицироваться отдельно.
  8. Голубая патина.
    Голубой, в хорошем смысле этого слова, или синий - цвет для патины более редкий, однако, встречающийся. Возможно, что определенный тип почвы имеет тенденцию создавать свой же определенный цвет патины. В результате этого в одной местности обычно находят монеты с одним цветом патины, но редко с разными.
  9. Землистая патина.
    Патина может комбинироваться с плотным земляным отложением, что создает привлекательный контраст. Это похоже на эффект, создаваемый полным стиранием патины с верхних точек монеты. Такая патина характерна для монет южных провинций Римской империи.
  10. Контрастная поверхность.
    Этот тон, контрастирующий с патиной, появился в результате износа патины в верхних точках поверхности так, что даже затронут металл. Монета на примере имеет утерянные выступающие точки на портрете.
  11. Плотная патина.
    Плотная патина ценится нумизматами, но когда ее слишком много, под толстым слоем теряются мелкие детали.
  12. Выщербленная патина.
    Плотная патина может быть разрушена по краям сколами или потертостями. Коллекционеры предпочитают патину твердую и устойчивую, потому что через такие сколы на поверхности монеты может начаться процесс коррозии, и монета быстро погибнет.
  13. Патина пятнами.
    Если патина покрывает монету не равномерно, а кусками, то это может выглядеть хуже, чем отсутствие патины вообще. Такие монеты необходимо стараться дочистить полностью, соблюдая известную аккуратность.
  14. Вторичная патина.
    Монеты, лишенные патины, со временем, при правильном хранении, начинают покрываться вторичной патиной коричневого цвета, так называемой "шоколадной". Некоторые экземпляры, благодаря такой патине, очень красиво выглядят.
  15. Остатки серебрения.
    Монеты, которые изначально были покрыты лишь тонким слоем серебра, находясь в обращении, быстро теряют часть серебряного слоя. Поверхность монеты при этом выглядит пестро и не аккуратно, поэтому многие коллекционеры предпочитают полностью тонировать такие монеты до черного цвета при помощи соединений серы.
  16. Пористая поверхность.
    Монеты без патины на поверхности могут иметь плотную или пористую поверхность. Пористая поверхность обычна для монет, найденных в реках, или является результатом грубой химической очистки. Некоторые поздние эллинистические монеты или монеты римских провинций уже изначально чеканились в таком плохом состоянии, которое являлось следствием неправильного содержания лигатуры в сплаве.
  17. Частично изрытая поверхность.
    Пористая поверхность может быть не на всей монете, а только на какой-то ее части. Замечательно, когда остаются не затронутыми самые важные части монеты, например портрет. Так на изображенной монете утеряно большая часть второстепенных деталей на монетном поле в нижней части левой половины монеты.
  18. Шероховатая и пятнистая поверхность.
    Неровные, пятнистые и безобразные поверхности, испортившие внешний вид многих монет, получаются нередко от неправильной чистки монет.
  19. Сильно изрытая кавернами поверхность.
    Коррозия сильно изрыла и тяжело изуродовала большую часть поверхности. Такая безобразная коррозия характерна для монет первого века, изготовленных из латуни и аурихалка.
  20. Механически обработанная поверхность.
    На этой монете демонстрируется удаление "больного" металла механическими инструментами, скорее всего резцом. В результате получилась очень плохая монета с глубокими кавернами.
  21. Неестественно блестящая поверхность.
    Ясно, что представленная монета была полирована, возможно, даже "отреставрирована" с восстановлением утраченных деталей, скорее всего резцом по металлу. Если монета чистится и реставрируется, то детали должны относиться именно к этой монете. Юлия Домна, переделанная в Манлию Скантиллу, представляет собой подделку, даже если результат работы хороший. Особенно отмечу, что серьезные коллекционеры никогда не берут "дорезанные" монеты, какими бы красивыми они после этого не были.
  22. Фальшивая реставрация.
    Это не просто подделка, это плохая подделка, потому что рассчитана на коллекционера, еще не читавшего ни одного каталога.
  23. Треснувшая монета.
    Трещины способны окончательно погубить монету.
  24. Обломанный край.
    У большинства античных монет несколько неровные края, обусловленные низким качеством монетных заготовок, но обламывание может случиться из-за трещин, сразу же после того, как монета покинула монетный двор. Это повреждение может быть как античным, так и результатом современной плохой очистки или небрежного хранения.
  25. Царапанная поверхность.
    Монеты, находящиеся в обращении, покрываются тонкими царапинами, которые обычно незаметны, если их не так много.
  26. Проверочный удар.
    Иногда монеты проверяли из сплошного ли они металла или нет.
  27. Обрезанная монета.
    Тонкий фланец серебряных монет Древнего Рима часто обрезался по краям личностями, создававшими личный запас драгоценного металла. Несмотря на незаконность, эта практика была очень обширна, так что многие монеты дошли до нас с полностью утраченной легендой. Ясно, что это снижает ценность монеты для коллекционера и отрицательно сказывается на продажной стоимости.
  28. Бывшее ювелирное украшение.
    Многие золотые монеты использовались в качестве ювелирных украшений и на них видны отметины от удаленных выступов или отверстия.

Цена на любую монету складывается из:

  1. Цены металла, из которого изготовлена монета (платина, палладий, золото, серебро, медь, никель, цинк, железо и др.);
  2. Коллекционной ценности монеты (тираж монеты, разновидность, сохранность, особенности чеканки, количество сохранившихся экземпляров).

Важнейшим фактором, определяющим стоимость монеты, является сохранность (оно же состояние). В зависимости от сохранности монеты, её стоимость может изменяться в десятки раз. Чем больше деталей различимо на монете и чем лучше сохранился её первозданный вид, тем она дороже.

Что такое , , , , , , ,

Для определения состояния монеты используются специальные обозначения. Самые ценные экземпляры имеют состояние UNC (Uncirculated) или MS60-70 (для монет в слабах). Такие монеты можно легко определить по характерному блеску, почти отсутствующим повреждениям и четкости рельефа рисунка. При этом надо иметь в виду, что монеты, которые подвергались какой-либо обработке, например, чистке или полировке значительно проигрывают в цене монетам, покрытым натуральным многолетним налетом - патиной .

Следующими по градации сохранности следуют монеты в состоянии aUNC (About uncirculated) или AU50-58 (для монет в слабах) - эти монеты отличаются большей потертостью, но при этом частично сохранился первозданный блеск.


1 рубль, в память 300-летия дома Романовых, 1913 г., буквы "ВС", выпуклый чекан, состояние aUNC. Ориентировочная стоимость на день написания статьи: от 7000 до 9000 рублей.

Монеты, побывавшие в обращении достаточно длительное время, принято обозначать буквами XF (Extremely fine) или XF40-45 (для монет в слабах) - для них характерно почти полное отсутствие блеска, потертость рельефа монеты, при которой уже трудно различимы мелкие детали, но, в целом, без увеличения, монета выглядит отлично.



1 рубль, в память 300-летия дома Романовых, 1913 г., буквы "ВС", выпуклый чекан, состояние XF. Ориентировочная стоимость на день написания статьи: от 5000 до 6000 рублей.

Монеты в состоянии VF (Very fine) или VF20-45 (для монет в слабах) гораздо более потертые, но остаются различимы основные детали рисунка.



1 рубль, в память 300-летия дома Романовых, 1913 г., буквы "ВС", выпуклый чекан, состояние VF. Несмотря на заметно более хорошую сохранность реверса (оборотной стороны), сохранность монеты - VF, т.к. аверс (лицевая сторона) находится именно в таком состоянии.
Ориентировочная стоимость на день написания статьи: от 2500 до 4000 рублей.

Градации F (Fine) или F12-15 (для монет в слабах) присваивается монетам в довольно печальном состоянии, но таком, что остаются видны контуры рисунка, год чеканки.



1 рубль, в память 300-летия дома Романовых, 1913 г., буквы "ВС", состояние F.
Ориентировочная стоимость на день написания статьи: от 1500 до 2500 рублей.

Еще более изношенные монеты относят к категории VG (Very good) или VG8, 10 (для монет в слабах). Эти монеты настолько потерты, что остаются различимы не более 25% деталей первоначального рисунка.


1 рубль, в память 300-летия дома Романовых, 1913 г., буквы "ВС", состояние VG.
Ориентировочная стоимость на день написания статьи: от 1000 до 1500 рублей.

Состояние G (Good) или G4-6 (для монет в слабах) подходит для монет, которые находились в обращение настолько долго, что на них трудно отличить какие-либо детали, год чеканки едва различим. Такие монеты не представляют большого интереса для коллекционеров, даже если они являются очень редкими. В таких случаях, чаще всего, основной составляющей цены является металл, из которого сделана монета.

Отдельную категорию составляют монеты качества Proof или PF60-70 (для монет в слабах), что не является степенью сохранности монеты, а указывает на использование специальных улучшенных технологий чеканки при производстве данного экземпляра. Для таких монет характерна полированная, зеркальная поверхность поля и четкое исполнение мелких деталей рельефа. Часто монеты в состоянии Proof могут стоить в десятки и даже сотни раз дороже аналогичных монет регулярного чекана, поскольку данный вид монет выпускается ограниченным тиражом и предназначен в первую очередь для коллекционеров.

Последние цены по аукционам на монеты в российских рублях

Фото Описание монеты G VG F VF XF AU UNC Proof
1 рубль 1913 ВС 300-летие дома Романовых
в память 300-летия дома Романовых

от 953 до 14 273 руб.

953 - 2 019 5 110 7 799 9 912 14 273 -
Статьи по теме: