Где живет маркус перссон. История Маркуса Перссона (полная версия)

От переводчика: 15 сентября появилось официальное подтверждение тому, что Microsoft покупает Mojang, разработчика игры Minecraft, за 2,5 миллиарда долларов. Основатель Mojang Маркус Перссон (более известный как Нотч) уходит из компании. Объясняя своё решение, Нотч опубликовал прощальное письмо, в котором он описал мотивы своего ухода.

Я ухожу из Mojang.

Я не вижу себя в качестве настоящего разработчика игр. Я программирую игры, потому что получаю от этого удовольствие, потому что я люблю игры и люблю программирование, но когда я делаю это, я не планирую, что мои игры станут мегахитами, и я не пытаюсь изменить мир. Именно таким хитом стал Minecraft, и люди говорят мне, что после него мир компьютерных игр никогда не станет прежним. Я никогда не стремился к этому. Конечно, такое отношение льстит мне, и мне было довольно интересно побыть знаменитостью.

Уже довольно давно я отошёл от активной разработки Minecraft. Йенс (Jens Bergensten) был идеальным кандидатом на замену мне, а я хотел заняться чем-то новым. Я потерпел неудачу, попытавшись снова создать что-то очень большое, и с тех пор я решил сосредоточиться на маленьких прототипах и интересных задачах. От этой работы я получал огромное удовольствие. Я чувстовал себя немного не в своей тарелке в Mojang, где люди делали настоящую серьёзную работу, но продолжал быть частью компании, так как мне говорили, что моё присутствие важно для корпоративной культуры.

Несколько недель назад я лежал дома с сильной простудой, когда интернет взорвался вспышкой ненависти ко мне по поводу лицензии Minecraft. Я не имел никакого отношения к этой ситуации. Я был смущён и не понимал, что происходит. В отчаянии я написал этот твит . Чуть позже мне попалось на глаза это видео с историей Фила Фиша , и я понял, что у меня нет той связи с моими фанатами, которая, как я думал, у меня была. Я превратился в символ. Но я не хотел им быть, я не хотел отвечать за что-то огромное, чего я не понимаю, над чем я не работаю, но что требует внимания снова и снова. Я не предприниматель. Я не исполнительный директор. Я фанатичный программист, «ботаник», который любит откровенно высказаться в Твиттере.

Как только эта сделка будет окончательно закрыта, я уйду из Mojang и вернусь к участию в Ludum Dare и маленьким веб-экспериментам. Если вдруг случайно я снова сделаю что-то значительное, я скорее всего немедленно откажусь от участия в этом.

Учитывая, что мой образ в глазах публики уже изрядно искажен, я не надеюсь, что мой уход поможет мне избежать негативных комментариев, но, по крайней мере, я больше не буду чувствовать себя обязанным читать их.

Я понимаю, что мой поступок идёт вразрез со многим из того, что я говорил на публике. Мне нечего возразить. Я также понимаю, что стал для многих из вас символом некой борьбы. Это не так. Я человек, а не символ, и в этой борьбе я не более чем рядовой участник.

Я люблю вас. Всех вас. Спасибо вам за то, что превратили Minecraft в то, чем он стал, но вас слишком много, и я не могу нести ответственность за что-то настолько большое. С одной стороны Minecraft теперь принадлежит Microsoft. Но с другой, гораздо более важной стороны, он уже очень долго принадлежал всем вам, и так будет всегда.

Дело не в деньгах. Дело в моей способности сохранить здравый рассудок.

В Стокгольме семь часов вечера, понедельник. Маркус Перссон сидит на балконе своего девятиэтажного офиса и смакует скоростной коктейль, где водка смешана с RedBull. Еще три часа назад он говорил, что сегодня пить не собирается, поскольку еще не отошел от алкогольного забега из 12 коктейлей в четверг и воспаления среднего уха. Но вот уже держит стакан с внушительной порцией Belvedere и внимательно смотрит, как в окнах соседних офисных зданий работники трудятся за своими клавиатурами. «У этого что-то не ладится», - говорит Перссон, показывая на мужчину в здании напротив, который трет ладонями лицо и пристально смотрит в монитор компьютера.

После еще нескольких секунд наблюдения за этим человеком Перссону, видимо, становится не по себе и он резко уходит с балкона. Последние пять лет 35-летний швед провел именно так: за монитором компьютера, в постоянном беспокойстве по поводу своего творения - Minecraft, самой популярной компьютерной игры всех времен. Хотя слово «игра» здесь звучит не слишком уместно. Minecraft, который скачали уже более 100 млн пользователей , стал настоящим новым пространством для творческого самовыражения. Игроки попадают в пустое виртуальное пространство, где с помощью кубиков и строительных блоков, похожих на Lego, могут построить все что угодно с условием, что другие могут взаимодействовать с этим творением. Большинство игроков - дети, которые строят обычные дома или поселки, а потом закатывают там вечеринки или отражают набеги зомби. Но есть и одержимые взрослые, проводящие сотни часов за строительством полномасштабных реплик Звезды смерти, небоскреба Эмпайр-стейт-билдинг или городов из сериала «Игра престолов». Слово «minecraft» по количеству запросов в Google обошло Библию, Гарри Поттера и Джастина Бибера. Эта игра за историю своего существования заработала более $700 млн - по большей части чистой прибыли.

Так что же такое Minecraft?

Играть в «режиме выживания» довольно просто: ваш персонаж (также известный как «Стив») оказывается посреди условного сгенерированного ландшафта. Ему нужно добывать ресурсы, чтобы из них делать необходимые для выживания вещи. Подойти к дереву и «стукнуть» его, чтобы добыть бруски древесины, из которых можно выточить лопату. Потом использовать ее, чтобы выкопать яму или раскопать шахту в горе. Сделать инструменты из камней, а потом из железа. Если до наступления ночи вы не успеете построить укрытие, то вам будут угрожать разные монстры. В «креативном режиме» можно строить все что угодно: Биг-Бен, диско-клуб, особняк. Единственное отличие этого современного варианта Lego в том, что вы можете взаимодействовать с другими игроками и разными существами.


«Minecraft нужно сравнивать не с другими популярными играми, а с культовыми продуктами, которые вышли за рамки одной отрасли, - говорит Ян Богост, профессор Технологического института Джорджии , специализирующийся на индустрии видеоигр. - Это как Lego для нового поколения или даже как микропроцессор нашего времени».

В этом виртуальном мире Перссон, а точнее, его острый на язык чудаковатый интернет-персонаж по имени Нотч стал практически божеством для миллионов геймеров, устанавливая правила игры с авторитетом самого Зевса. Но в реальной жизни Перссон от своего персонажа отличается разительно. В личном общении он вежлив, изъясняется простыми словами и уклоняется от вопросов о себе. Очень редко соглашается на интервью. Необходимость соответствовать ожиданиям геймеров, требовавших от Нотча постоянного внимания к развитию игры, со временем привела к тому, что Перссон стал тщательно подбирать слова в разговоре с другими людьми.

Три месяца назад Перссон решил отойти от всех дел и продал Minecraft корпорации Microsoft за $2,5 млрд наличными . Получив деньги за 71-процентную долю во владеющей игрой компании Mojang, он пополнил ряды списка миллиардеров Forbes .

Получилось, что человек, не проживший еще и половины своей жизни, успел создать целую вселенную, стать в ней настоящим божеством, а потом разгневать ее обитателей и сойти с олимпа. Теперь ему предстоит понять, кто же он на самом деле. Пока что получается не очень: его бросает из стороны в сторону. Решив обзавестись домом в Беверли-Хиллз, Перссон не глядя выложил $70 млн за огромный особняк площадью в 7000 квадратных метров - самый дорогой дом в самом дорогом районе. Потом стало известно, что Перссон зачастил в ночные клубы Лас-Вегаса, где оставлял до $180 000 за ночь. Вместе со вторым основателем Mojang Джейкобом Порсером он учредил компанию Rubberbrain, на тот случай, если им явится идея новой игры. Но пока что до идей дело не дошло.

Его беседа с Forbes - это первое интервью Перссона о продаже Minecraft и последовавшим за этим периодом в его жизни. Судя по всему, единственный вывод, к которому он пришел, так это то, что настало время для поиска себя. Перссон уверен, что уйти из Minecraft было правильным. Комментируя свое судьбоносное решение, он цитирует Леонардо да Винчи : «Произведение искусства нельзя закончить, им можно просто перестать заниматься».

Начало саге Minecraft было положено в небольшом шведском городке Эдсбине, расположенном в лесах, где-то между Стокгольмом и полярным кругом. Большинство детей там занимаются тем, что летом гоняют в футбол, а зимой в хоккей с мечом. Но Перссон, тихий и не слишком общительный, часами напролет играл в Lego. Когда Маркусу исполнилось семь, его отец, работавший на железнодорожную компанию, принес домой компьютер Commodore 128. К восьми годам сын уже написал свою первую компьютерную программу. Учился Перссон хорошо, но в школе ему было непросто, особенно когда после второго класса семья переехала в Стокгольм. Ему было сложно заводить друзей, и он еще больше времени проводил за компьютером, где были установлены такие игры, как восьмибитная головоломка Boulder Dash и ролевой экшен The Bard’s Tale. В книге «Minecraft: невероятная история Маркуса «Нотча» Перссона» его мать Ритва вспоминает, как сын притворялся, что у него болит живот, чтобы не идти в школу и провести целый день за компьютером.

Компьютерные игры стали для Перссона способом убежать от реальности, в которой его родители развелись, когда ему было 12 лет. Отец выпивал, а потом пристрастился к амфетаминам. Младшая сестра Маркуса стала экспериментировать с наркотиками и в конце концов ушла из дома.

Когда Перссон не смог окончить школу, его мать, работавшая медсестрой в ночную смену, заставила его записаться на онлайн-курсы программирования. Это оказалось отличным вложением времени и средств. Его детское увлечение переросло в профессиональный интерес к разработке игр, и в 2004 году, в возрасте 24 лет, он устроился в компанию Midasplayer, позднее ставшую известной как King.com - разработчик Candy Crush.

На работе Перссон познакомился с Джейкобом Порсером, таким же застенчивым молодым программистом. «Это было отличное место, чтобы начинать карьеру, - говорит Порсер. - Мы могли разрабатывать игры на базе Flash и делать все сами, за исключением графики». Двое разработчиков начали придумывать игры, некоторые из которых становились популярными на независимых сайтах геймеров. Но руководству это не понравилось. «На наш взгляд, неправильно, когда сотрудники одновременно с работой у нас занимаются развитием собственной компании по производству игр», - говорит сооснователь Midasplayer Ларс Маркгрен , принимавший Перссона на работу.

Как IT-корпорации могут уйти от налогообложения

Купив Minecraft, Microsoft смог распорядиться миллиардами долларов, накопленными за рубежом (вне зоны досягаемости американских налогоплательщиков). Вот обзор еще несколько компаний, подходящих для таких целей. - Р.M.

SPOTIFY
Оценка: $4 млрд
Полученные инвестиции: $540 млн
Потенциальный покупатель: Google
Google уже сделал попытку купить базирующийся в Стокгольме сервис стриминга музыки, но цена оказалась слишком высокой. Теперь Spotify планирует привлечь $500 млн, что увеличит оценочную стоимость компании до $6 млрд.

POWA
Оценка: $2,7 млрд
Инвестиции: $176,7 млн
Потенциальный покупатель: Amazon
Купив в июне 2014-го конкурирующую гонконгскую MPayMe, британское приложение для мобильных платежей выросло в цене до $2,7 млрд. В ноябре фонд Wellington Management вложил в Powa еще $80 млн, чтобы помочь выходу на американский рынок.

АDYEN
Оценка: $1,5 млрд
Полученные инвестиции: $266 млн
Потенциальный покупатель: PayPal
Через базирующуюся в Амстердаме платежную систему проходит $30 млрд в год. Среди клиентов: Groupon, Spotify, Bookings.com и Facebook.

SHAZAM
Оценка: $1 млрд
Инвестиции: более $125 млн

100 млн пользователей Shazam принесли компании более $45 млн дохода в 2013 году. Но это изобретательно сделанное приложение пока не приносит прибыль. В январе компания получила $30 млн инвестиций из источника, который не раскрывается.

TRANSFERWISE
Оценка: $1 млрд
Полученные инвестиции: $90,4 млн
Потенциальный покупатель: Facebook
Этим летом в британский стартап, который предлагает дешевые международные переводы, вложился Ричард Бренсон.

SOUNDCLOUD
Оценка: $700 млн
Полученные инвестиции: порядка $125 млн
Потенциальный покупатель: Apple
Прошлой весной к немецкому сайту, который дает пользователям возможность обмениваться музыкальными файлами, присматривался Twitter. Сейчас Soundcloud ведет переговоры о получении $150-миллионных инвестиций, которые поднимут стоимость компании до $1,2 млрд.

В 2009 Перссон ушел из Midasplayer, чтобы устроиться программистом в Jalbum, онлайн-сервис для выкладывания фотографий. Там на его вторую работу не обращали внимания. Все свободное время он отдавал своему нестандартно выглядевшему творению, где игроки добывали такие ресурсы, как дерево и камень, чтобы конструировать из них разные вещи - от топоров и лопат до домов и городов. Перссон назвал эту игру Minecraft и разместил ее незавершенную версию в интернете в мае 2009, на сайте для независимых геймеров TIG Source. Первыми пользователями игры стали опытные и технически подкованные игроки, которым пришлось тестировать все ее ошибки, даже создать целое сообщество, чтобы выяснить, как же в нее играть. Minecraft был не первой игрой в «песочницу», не был он и первой интерактивной программой, предлагавшей игрокам добывать ресурсы для выживания во враждебном мире. (В изначальной версии на игроков по ночам могли напасть взрывающиеся монстры). Но время выхода этой игры на рынок оказалось решающим: родители как раз стали дарить ноутбуки, смартфоны и планшеты детям, которые еще не доросли до Facebook и Instagram, но уже могли создавать контент в интернете.

К июню 2010 продажи игры выросли до 400 в день, по $6 за загрузку . Перссон и Порсер ушли со своих основных работ, а первый даже прихватил с собой своего босса, генерального директора Jalbum Карла Маннеха , чтобы тот занимался организацией бизнеса. Новую компанию назвали Mojang, что в переводе со шведского означает «гаджет».

Секретным орудием Minecraft стал персонаж Нотч. Это было не просто имя, для Перссона это был способ общения с миром. Через блоги, форумы и Twitter он отвечал на каждый вопрос фанатов, будь то об игре, разработке или о проблемах в реальной жизни. Каждое его появление на сервере Minecraft воспринималось пользователями как явление Элвиса Пресли перед фанатами. Нотч стал для игроков вдохновителем перемен. Его профиль в шляпе с полями стал синонимом борьбы независимых разработчиков с крупными корпорациями. У альтер эго Перссона была аудитория из более чем 2 млн пользователей Twitter, которые упоенно ловили каждое его слово о «циничных ублюдках» из Electronic Arts, выпускающих под своим брендом инди-игры, или изобретателе шлема виртуальной реальности Oculus VR, который продал права на изобретение «мерзостному» Facebook.

Перссон не потратил ни одной кроны на маркетинг - популярность Minecraft росла за счет вирусного распространения. Темпы ускорились после того, как Mojang добавил версии для Android и iOS, которые по сей день входят в тройку самых популярных платных приложений в США. В мае 2012 Mojang выпустил версию для Microsoft’s Xbox 360, которая продала свыше 1 млн копий за первую неделю (на сегодня -
15 млн ). Потом пошли лицензионные соглашения. Одежда с символикой Minecraft производства располагающейся в Сан-Диего фирмы J!NX стала бестселлером среди молодежной аудитории, как и книги о создании и правилах игры. Издательство Egmont Publishing International, выпустившее несколько таких руководств, в результате продало 7,5 млн экземпляров в более чем 60 странах . В прошлом году Warner Bros. выкупила у Mojang права на экранизацию.

В компании работают всего около 30 сотрудников, поэтому прибыли Mojang кажутся заоблачными. В 2012 она получила $230 млн от продаж, а прибыль до вычета налогов составила более чем $150 млн . $101 млн от этой суммы Перссон заплатил сам себе в обмен на права на интеллектуальную собственность. (Он тут же купил самую дорогую квартиру в Стокгольме).

Инвесторы неустанно нарезали вокруг компании круги. Маннех рассказывает, что в тот период он встречался с более чем 100 венчурными фондами, включая элитный десант из Кремниевой долины в лице Sequoia Capital и Accel Partners. Но до инвестиций дело не доходило, просто потому что Mojang они не были нужны. Потом еще приезжал миллиардер Шон Паркер , который на своем личном самолете свозил Перссона, Порсера и Маннеха в Лондон, где устроил им бурную вечеринку. Но денег у него они все равно не взяли.

«Мы в первый раз летели на частном самолете», - вспоминает Маннех. Но не в последний. Компания, не пользующаяся средствами инвесторов, приносила своим владельцам такую прибыль, что они заказали написанные маслом портреты сотрудников в стиле итальянского Возрождения. Чтобы отпраздновать 10-миллионное скачивание игры, весь штат фирмы вывезли в Монако, где они три дня распивали шампанское и катались на яхтах. И хотя акции компании принадлежат трем основателям, в 2012 Перссон отблагодарил сотрудников бонусами на общую сумму $3 млн .

Мир был у его ног, но Перссон все чаще ощущал себя так, как будто несет все бремя мира на своих плечах. После официального запуска Minecraft в конце 2011, на первом «Майнконе» в Лас-Вегасе, он заявил, что уходит с поста главного разработчика, чтобы заниматься поиском новых идей для игр и посвящать больше времени своей невесте, ставшей тем летом его женой.

Но эта передышка оказалась временной. Отец Перссона, безуспешно боровшийся с наркозависимостью и депрессией, перед Рождеством покончил жизнь самоубийством. Смерть отца стала для Маркуса ударом. Он чувствовал, что не знает, чего хочет от жизни. С женой он развелся через год после свадьбы. «С сегодняшнего дня я «не женат» #незнаючтоидумать», - написал он в Twitter. А когда после недолгого перерыва Перссон вернулся в офис, оказалось, что от него ждут идеи, по масштабам сравнимой с первым хитом.

При этом Перссон продолжал быть лицом Minecraft. Неважно, что он отошел от разработки, Нотч все равно оставался тем, кому игроки обращали все свои просьбы о доработке кода или устранении ошибок. Даже небольшие изменения правил, например связанные с отправкой сообщений на виртуальном форуме, вызывали шквал жалоб и колкостей в адрес Нотча, который к таковым не имел ни малейшего отношения. В ответах на твиты Перссона или в отзывах под любым видео на YouTube, где засветился Нотч, можно найти комментарии вроде «Нотч всегда выглядит как придурок» или «Нотч - жирный урод».

«Я не могу понять, почему люди в интернете такие злые, - говорит Перссон. - Когда видишь такие комментарии, кажется, что они даже написаны более крупным шрифтом». Человек, создавший яркий интернет-персонаж, стал ощущать себя мишенью враждебно настроенных мнений, адресованных этому персонажу. Поэтому Перссон начал задумываться о том, чтобы выйти из игры.


Все началось с самого обычного твита. 16 июня 2014 Перссон проснулся с насморком и не пошел на работу. В тот день пользователи Minecraft вышли на тропу войны, потому что компания начала требовать исполнения пунктов пользовательского соглашения, запрещавших игрокам взымать с других плату за определенные функции в игре, например повышение прочности оружия. Скорость появления негативных отзывов в Twitter уже достигла нескольких сотен в час, когда раздраженный Перссон, которого лихорадило от температуры, в сердцах написал пост из 129 букв, навсегда изменивший его жизнь.

«Никто не хочет купить мою долю в Mojang, чтобы я мог жить спокойно? - спросил он. - А то я устал выслушивать оскорбления за то, что пытаюсь сделать всё по правилам».

Генеральный директор Mojang Карл Маннех в этот день был дома с семьей. Он только закончил читать этот твит, как раздался звонок телефона. Один из ключевых сотрудников Microsoft, с которым Mojang вел переговоры и подписывал контракты, хотел узнать, действительно ли Перссон готов продать свою долю в компании. «Не знаю, давайте я перезвоню», - сказал Маннех.

Перссон написал свой твит полушутя, но идея о том, чтобы расстаться с Mojang, уже пустила корни. Человек, когда-то публично клявшийся, что никогда не продастся «корпорациям зла», теперь ощущал, что у него голова идет кругом. В течение следующей недели ему беспрестанно названивали Microsoft, Electronic Arts, Activision Blizzard и другие. Переговоры с Activision понемногу сошли на нет. Перссон сохраняет загадочное молчание по поводу EA, но упоминает, что Mojang сразу отказался рассматривать потенциальных покупателей, у которых «другой подход к играм». Microsoft, видимо, удалось пройти этот фейсконтроль. Дополнительной мотивацией для мегакорпорации стало то, что сделка позволяла избежать уплаты части налогов. Microsoft в то время не знала, что делать с накопившейся за рубежом прибылью в размере $93 млрд , которую компания не хотела ввозить в США, чтобы не платить дядюшке Сэму его долю.

Поэтому Маннеху удалось навязать свои условия сделки: все три основателя могут выйти из компании без всяких перед ней обязательств. Кроме того, памятуя о сокращениях штата после того, как Microsoft купил компанию Nokia, Маннех потребовал не увольнять никого из сотрудников. (Хотя при штате в 47 человек такой вопрос, скорее всего, и не стоял бы.)

Со стороны Microsoft переговоры вел глава X Box Фил Спенсер , который общался исключительно с Маннехом. Перссон и Порсер от переговоров устранились, хотя Спенсер и встречался с ними в старом стокгольм-ском ресторанчике, где они за рюмкой настойки спорили о будущем индустрии игр. Глава Microsoft Сатья Наделла ни разу не появился в Скандинавии, чтобы проследить за ходом заключения самой крупной сделки в истории его руководства компанией. Он лишь дважды позвонил Маннеху, чтобы ускорить решение вопросов.

15 сентября Microsoft объявил, что покупает Mojang за $2,5 млрд . В течение пары часов после объявления Перссон написал свой последний блог на сайте, объяснив, почему уходит. «Дело не в деньгах, - подчеркнул он. - Я хочу сохранить свой рассудок».

Оглядываясь на тот период, Перссон говорит, что ожидал от фанатов Minecraft худшей реакции. «В день, когда мы объявили о сделке, я собирался удалить свой аккаунт в Twitter, потому что боялся, что не смогу справиться со всем негативом, - говорит он. - Но они восприняли это довольно спокойно. Прочитали мои объяснения и написали: «Ну что ж, надеемся, что ты решишь свои проблемы». Что касается своих заявлений о том, что он никогда не продастся большой корпорации, Перссон пожимает плечами и говорит, что ему придется примириться с этим противоречием ценой в $2,5 млрд . «Конечно, за свои слова нужно отвечать, - говорит он. - Но я бы не сказал, что мне так уж сильно стыдно за то, что я передумал».

Сотрудники Mojang намного более остро восприняли драматическую смену ветра в парусах. Хотя все они получили бонусы от сделки (Порсер - более $300 млн чистыми; Маннех - более $100 млн ), многие из них, по словам пожелавшего остаться неизвестным сотрудника, ощутили «разочарование и опустошенность». Некоторые до сих пор держат дистанцию и с холодком относятся к Перссону.

«Мы их избаловали, их реакция меня очень огорчила», - говорит Перссон. Тем не менее, ему удалось с этим справиться. В ноябре, когда сделка наконец завершилась, Перссон, Порсер, Маннех и брат-близнец Маннеха полетели в Майами и Сент-Бартс, чтобы отпраздновать сделку. Перссон назвал их маленький отпуск «вояжем продавшихся».

Сейчас Перссон уделяет обидным постам в Twitter намного меньше внимания, чем обмену колкостями в Whats App, где его близкие друзья объединились в группу с вульгарным названием «Пердуны». Освободившись от Minecraft, Перссон регрессировал в подростковое состояние. Во временном офисе его новой компании Rubberbrain постоянно звучат шутки «ниже пояса» и раскатистый смех, за которым следует раздраженный стук по батареям соседей сверху. Перссон этот стук игнорирует так же, как и мнения интернет-троллей. Он говорит, что сейчас ему в Twitter больше всего нравится кнопка «игнорировать», которая позволяет блокировать сообщения пользователей, не уведомляя их об этом.

Иногда любопытство побеждает, он прочитывает их посты и не может удержаться, чтобы не ответить. Особенно злобно настроенным пользователям посылает кадр из фильма «Zомбиленд» с Вуди Харрельсоном , вытирающим слезы пачкой денег. «Я знаю, что это немного тупо, - пожимает Перссон плечами. - Но что поделать». Он столь же откровенен с людьми, которые ему нравятся. Им он посылает в Snapchat свои фотографии из отпуска и кабин частных самолетов. А что касается девушек… «Я попробовал Tinder, - говорит он, - мне не понравилось. В Швеции это бесполезно, там типа человека четыре сидят». Отсюда и счета на $180 000 от ночных клубов.

«Я немного пытаюсь наверстать упущенное. Когда мне было 20, я только и делал, что программировал, - говорит он. - Развлечения - это не самый здоровый способ тратить деньги, но зато это весело. Когда мы были молодыми, у нас не было денег, поэтому я всегда знал, что если разбогатею, то не буду одним из этих занудных людей, которые никогда ни на что не тратятся».

Сейчас его расходы включают обстановку в новом офисе: у него давние фантазии насчет бара, стойки диджея (он сам учится крутить вертушки) и секретной комнаты. И все это несмотря на то, что Rubberbrain - компания, у которой пока нет ничего, кроме названия.

То, что вдохновение не приходит, - вполне объяснимо. Перссон в своем новом офисе проводит время в Twitter и Reddit, а Порсер читает форумы фанатов хоккейной команды, за которую выступал в детстве, и играет в простейшие онлайн-игры, где нужно набирать баллы, взрывая жуков или еще какие-нибудь существа.

«У нас здесь как детский сад для взрослых, - говорит Перссон. - Иногда рождается концепция, мы пару дней ее обсуждаем, а потом снова начинаем играть в игры». Может быть, этот период закончится. Но вокруг много других Маркусов Перссонов - помоложе и поактивнее. На вопрос об этом создатель Minecraft отвечает, что его вполне устраивает роль автора одного шлягера. Огромное богатство и преждевременное истощение творческих ресурсов, по всей видимости, лучше, чем стресс, связанный с несением ответственности за виртуальную нацию, которая одновременно тебя боготворит и презирает.

«Люди начали воспринимать Нотча как какой-то идеал, - говорит он о своем персонаже. - Иногда вспоминаю, как впервые встречался с кумирами и думал: «Черт, ведь это же обычный человек». Так и здесь. Мои отношения с фанатами оказались совсем не такими, как я думал».

На выходе из офиса Rubberbrain ассистент Перссона протягивает ему написанное от руки письмо от геймера из Америки. К листу, заполненному круглыми буквами, словно выведенными рукой старательного пятиклассника, пришпилена долларовая банкнота. Автор письма просит Перссона добавить в Minecraft новую функцию. «Нам прислали взятку, - шутит Перссон, вчитывается в написанное и хмурится. Потом показывает на доллар: - Ну что, отошлем его обратно?».

Богатейшие люди индустрии компьютерных игр

Гейв Ньюелл
Valve
$1,3 млрд
Одна из самых уважаемых фигур в бизнесе. Ньюеллу принадлежит более 50% в базирующейся в штате Вашингтон компании Valve, производящей программное обеспечение. Их разработка - игровая платформа Steam - является главным в индустрии каналом интернет-продаж.
Маркус Перссон
Mojang
$1,3 млрд
Гейм-дизайнер создал ставшую хитом строительную игру Minecraft. В контролирующей ее компании Mojang ему принадлежала доля в 71%. Mircosoft купил Mojang за $2,5 млрд наличными.
Марк Пинкус
Zynga
$990 млн
Состояние сооснователя и бывшего CEO компании Zynga сейчас значительно меньше, чем в эпоху расцвета игры FarmVille, когда ее акции стоили более $14,50 за штуку. Сейчас цена упала до менее $3, но рано сделанные инвестиции в Napster, Twitter и Facebook позволяют Пинкусу комфортно себя чувствовать.
Мелвин Моррис
King Digital
$627 млн
Свое первое состояние Моррис сделал за счет сайта знакомств Udate.com, а второе заработал в качестве председателя и сооснователя базирующейся в Лондоне студии, разрабаты-вающей легкие игры. Они выпустили неизменно популярную игру Candy Crush. Моррис ушел с поста председателя King в ноябре.
Риккардо Заккони
King Digital
$548 млн
Еше один ставший миллионером автор Candy Crush. Итальянец Риккардо возглавляет компанию с первых дней, но его состояние, как и других сооснователей, уменьшилось с тех пор, как в марте 2014 года та вышла на IPO.
Палмер Лаки
Oculus VR
$500 млн
Изобретателю шлема виртуальной реальности Oculus Rift был всего 21 год, когда он продал свою компанию Facebook за $2 млрд. Лаки - первый человек в истории, так разбогатевший в подобном возрасте. Теперь он работает над первой пользовательской версией продукта, которая, как ожидается, выйдет на рынок ближе к концу года.
Илкка Паанен
Supercell
$400 млн
CEO и основатель самой популярной на рынке финской гейм-студии. Немногим компаниям удается создать такой хит, как Clashof Clans - флагманскую игру Supercell. И практически никому не удалось повторить успех, выпустив второй подряд хит, такой как Boom Beach.

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Маркус Перссон
Markus Alexej Persson
Маркус Перссон на GDC
Маркус Перссон на GDC
Имя при рождении:

Маркус Алексей Перссон

Род деятельности:

Разработчик игр, основатель и бывший владелец компании Mojang

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Гражданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отец:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Мать:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруг:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруга:

Elin Zetterstrand (2011-2012)

Дети:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды и премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Автограф:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Разное:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке

Биография

Маркус Перссон родился 1 июня 1979, в Стокгольме , Швеция . Первое время жил в Дании , а потом переехал с родителями в Швецию. Начал программировать в 8 лет на домашнем компьютере Commodore 64. Четыре с половиной года (до 2009) проработал в King.com разработчиком игр. Также участвовал в разработке jAlbum и Wurm Online. В мае 2009 года основал компанию Mojang Specifications .

14 августа 2011 женился на Элин Зеттерстранд, но 15 августа 2012 года в Твиттере Перссон сообщил, что теперь он холост. Маркус Перссон проживает в Стокгольме . Является участником организации Mensa , сочиняет электронную музыку под псевдонимом «Markus Alexei». Критикует крупные компании за их отношение к пиратству, является членом Пиратской партии Швеции .

Успех Minecraft сделал Перссона миллионером - так, за один 2012 год, он получил по лицензионным отчислениям от продаж Minecraft 640 миллионов шведских крон (около 100 миллионов долларов США) . Согласно оставленному Перссоном комментарию на интернет-форуме Reddit в начале 2013 года, он не знает, как относиться к своему богатству: он вырос в относительно бедной семье, но, как только вырос и нашел себе достойную работу, перестал в чём-либо нуждаться. Основными хобби Маркуса являются программирование и компьютерные игры, и ему не на что тратить деньги, кроме как на путешествия. Он высказывал намерение потратить большую часть своего состояния на благотворительность .

15 сентября 2014 Маркус Перссон продал Mojang корпорации Microsoft за 2.5 миллиарда долларов США. После он ушёл из команды Mojang.

Игры

Minecraft

Самая известная игра Перссона - компьютерная игра в жанре песочницы с элементами симулятора выживания и открытым миром Minecraft , которая была выпущена 18 ноября 2011 года . Перссон уволился с поста гейм-дизайнера, чтобы работать над Minecraft . В начале 2011 Mojang AB продала миллион копий игры, через несколько месяцев - второй и через ещё несколько месяцев - третий. Mojang наняла нескольких разработчиков в команду Minecraft , после того как Перссон передал пост главного разработчика Йенсу Бергенстену. Была выпущена версия для iOS и Android, названная Pocket Edition . Версия Minecraft для Xbox была выпущена 9 мая 2012 года. Версия для Xbox включает несколько обновлений, в том числе возможность обучения и нескольких паков скинов. В данный момент можно играть на одном сервере на разных устройствах благодаря версиям для Windows 10, Pocket Edition(версия 0.15.0 и позднее) и XBox One. Они соединяются с помощью XBox Live. Потом надо создать сервер на одном из устройств и начать играть. Маркус прекратил разработку Minecraft после продажи Mojang Microsoft за 2.5 миллиарда долларов.

Breaking the Tower

Игра была создана в течение двух недель. Действие игры происходит на маленьком острове, где игрок должен собирать ресурсы, строить здания, а также обучать солдат, чтобы уничтожить большую башню на острове.

Metagun

Ещё одна игра создана Нотчем, сделанная за 48 часов в рамках конкурса Ludum Dare . 2D-платформер с оригинальной идеей, в котором оружие главного героя стреляет маленькими человечками, которые стреляют уже настоящими пулями. Ещё одной особенностью игры является шляпа главного героя, которая даёт ему неуязвимость от пуль, пока она надета на него, и которая слетает при попадании одной пули. Поймав шляпу, герой снова становится неуязвимым. В некоторых игровых зонах также можно подобрать дополнительные шляпы, количество которых будет подсчитано в конце игры.

Scrolls

Маркусу и Джейкобу Порсеру пришла в голову идея игры Scrolls . Игра стремится объединить элементы из традиционных карточных игр и традиционных настольных игр в жанр стратегии. Маркус заявил, что не будет принимать активное участие в развитии игры, но Джейкоб будет разрабатывать её.

0x10c

В марте 2012, после прекращения участия в разработке Minecraft , Перссон начал предварительную разработку космической игры, действие которой разворачивается в далёком будущем. В День Дурака, Mojang запустила сатирический сайт Mars Effect (пародия на Mass Effect ), ссылаясь на Bethesda в качестве источника вдохновения. Несмотря на это, игра существовала, и 4 апреля, Mojang показала 0x10c в качестве названия игры. Перссон прекратил разработку в августе 2013, но C418, композитор игры (он также писал музыку для Minecraft), выпустил альбом с саундтреками из игры.

Uber Catacomb Snatch

Игра о шахтерах, в которой можно строить железные дороги.

Cliffhorse

Игра про лошадь, которая катит мяч по полю. Была создана за 2 часа. Будучи бесплатной, включает систему пожертвований. На странице игры размещён адрес DogeCoin кошелька.

Cobalt

Игра для одного или двух игроков, 2D-платформер

Drop

Drop - Игра, сутью которой является последовательное нажатие клавиш.

Появилась на сайте Нотча с описанием "It’s a mystery to everyone. " - "Это тайна для всех. "

Напишите отзыв о статье "Перссон, Маркус"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Перссон, Маркус

– Они могли и не погибнуть... – грустно покачал головой старец. – В этом не было необходимости.
– Как это – не было?!. – тут же возмущённо подскочила взъерошенная Стелла. – Они ведь спасали других хороших людей! У них не было выбора!
– Прости меня, малая, но ВЫБОР ЕСТЬ ВСЕГДА. Важно только уметь правильно выбрать... Вот погляди – и старец показал то, что минуту назад показывала ему Стелла.
– Твой друг-воин пытался бороться со злом здесь так же, как он боролся с ним на Земле. Но ведь это уже другая жизнь, и законы в ней совершенно другие. Так же, как другое и оружие... Только вы вдвоём делали это правильно. А ваши друзья ошиблись. Они могли бы ещё долго жить... Конечно же, у каждого человека есть право свободного выбора, и каждый имеет право решать, как ему использовать его жизнь. Но это, когда он знает, как он мог бы действовать, знает все возможные пути. А ваши друзья не знали. Поэтому – они и совершили ошибку, и заплатили самой дорогой ценой. Но у них были прекрасные и чистые души, потому – гордитесь ими. Только вот уже никто и никогда не сможет их вернуть...
Мы со Стеллой совершенно раскисли, и видимо для того, чтобы как-то нас «развеселить», Анна сказала:
– А хотите, я попробую позвать маму, чтобы вы смогли поговорить с ней? Думаю, Вам было бы интересно.
Я сразу же зажглась новой возможностью узнать желаемое!.. Видимо Анна успела полностью меня раскусить, так как это и правда было единственным средством, которое могло заставить меня на какое-то время забыть всё остальное. Моя любознательность, как правильно сказала девушка-ведьма, была моей силой, но и самой большой слабостью одновременно...
– А вы думаете она придёт?.. – с надеждой на невозможное, спросила я.
– Не узнаем, пока не попробуем, правда же? За это ведь никто наказывать не будет, – улыбаясь произведённому эффекту, ответила Анна.
Она закрыла глаза, и от её тоненькой сверкающей фигурки протянулась куда-то в неизвестность, пульсирующая золотом голубая нить. Мы ждали, затаив дыхание, боясь пошевелиться, чтобы нечаянно что-либо не спугнуть... Прошло несколько секунд – ничего не происходило. Я уже было открыла рот, чтобы сказать, что сегодня видимо ничего не получится, как вдруг увидела, медленно приближающуюся к нам по голубому каналу высокую прозрачную сущность. По мере её приближения, канал как бы «сворачивался» за её спиной, а сама сущность всё более уплотнялась, становясь похожей на всех нас. Наконец-то всё вокруг неё полностью свернулось, и теперь перед нами стояла женщина совершенно невероятной красоты!.. Она явно была когда-то земной, но в то же время, было в ней что-то такое, что делало её уже не одной из нас... уже другой – далёкой... И не потому, что я знала о том, что она после смерти «ушла» в другие миры. Она просто была другой.
– Здравствуйте, родные мои! – коснувшись правой рукой своего сердца, ласково поздоровалась красавица.
Анна сияла. А её дедушка, приблизившись к нам, впился повлажневшими глазами в лицо незнакомки, будто стараясь «впечатать» в свою память её удивительный образ, не пропуская ни одной мельчайшей детали, как если бы боялся, что видит её в последний раз... Он всё смотрел и смотрел, не отрываясь, и, казалось, даже не дышал... А красавица, не выдержав более, кинулась в его тёплые объятия, и, как малое дитя, так и застыла, вбирая чудесный покой и добро, льющиеся из его любящей, исстрадавшейся души...
– Ну, что ты, милая... Что ты, родная... – баюкая незнакомку в своих больших тёплых руках, шептал старец.
А женщина так и стояла, спрятав лицо у него на груди, по-детски ища защиты и покоя, забывши про всех остальных, и наслаждаясь мгновением, принадлежавшим только им двоим...
– Это что – твоя мама?.. – обалдело прошептала Стелла. – А почему она такая?..
– Ты имеешь в виду – такая красивая? – гордо спросила Анна.
– Красивая, конечно же, но я не об этом... Она – другая.
Сущность и правда была другой. Она была как бы соткана из мерцающего тумана, который то распылялся, делая её совершенно прозрачной, то уплотнялся, и тогда её совершенное тело становилось почти что физически плотным.
Её блестящие, чёрные, как ночь, волосы спадали мягкими волнами почти что до самых ступней и так же, как тело, то уплотнялись, то распылялись искристой дымкой. Жёлтые, как у рыси, огромные глаза незнакомки светились янтарным светом, переливаясь тысячами незнакомых золотистых оттенков и были глубокими и непроницаемыми, как вечность... На её чистом, высоком лбу горела золотом такая же жёлтая, как и её необычные глаза, пульсирующая энергетическая звезда. Воздух вокруг женщины трепетал золотыми искрами, и казалось – ещё чуть-чуть, и её лёгкое тело взлетит на недосягаемую нам высоту, как удивительная золотая птица... Она и правда была необыкновенно красива какой-то невиданной, завораживающей, неземной красотой.
– Привет вам, малые, – обернувшись к нам, спокойно поздоровалась незнакомка. И уже обращаясь к Анне, добавила: – Что заставило тебя звать меня, родная? Случилась что-то?
Анна, улыбаясь, ласково обняла мать за плечи и, показывая на нас, тихо шепнула:
– Я подумала, что им необходимо встретиться с тобою. Ты могла бы помочь им в том, чего не могу я. Мне кажется, они этого стоят. Но ты прости, если я ошиблась... – и уже обращаясь к нам, радостно добавила: – Вот, милые, и моя мама! Её зовут Изидора. Она была самой сильной Видуньей в то страшное время, о котором мы с вами только что говорили.
(У неё было удивительное имя – Из-и-до-Ра.... Вышедшая из света и знания, вечности и красоты, и всегда стремящаяся достичь большего... Но это я поняла только сейчас. А тогда меня просто потрясло его необычайное звучание – оно было свободным, радостным и гордым, золотым и огненным, как яркое восходящее Солнце.)
Задумчиво улыбаясь, Изидора очень внимательно всматривалась в наши взволнованные мордашки, и мне вдруг почему-то очень захотелось ей понравиться... Для этого не было особых причин, кроме той, что история этой дивной женщины меня дико интересовала, и мне очень хотелось во что бы то ни стало её узнать. Но я не ведала их обычаев, не знала, как давно они не виделись, поэтому сама для себя решила пока молчать. Но, видимо не желая меня долго мучить, Изидора сама начала разговор...
– Что же вы хотели знать, малые?
– Я бы хотела спросить вас про вашу Земную жизнь, если это можно, конечно же. И если это не будет слишком больно для вас вспоминать... – чуточку стесняясь, тут же спросила я.
Глубоко в золотых глазах засветилась такая жуткая тоска, что мне немедля захотелось взять свои слова обратно. Но Анна, как бы всё понимая, тут же мягко обняла меня за плечи, будто говоря, что всё в порядке, и всё хорошо...
От переводчика: 15 сентября появилось официальное подтверждение тому, что Microsoft покупает Mojang, разработчика игры Minecraft, за 2,5 миллиарда долларов. Основатель Mojang Маркус Перссон (более известный как Нотч) уходит из компании. Объясняя своё решение, Нотч опубликовал прощальное письмо, в котором он описал мотивы своего ухода.

Я ухожу из Mojang.

Я не вижу себя в качестве настоящего разработчика игр. Я программирую игры, потому что получаю от этого удовольствие, потому что я люблю игры и люблю программирование, но когда я делаю это, я не планирую, что мои игры станут мегахитами, и я не пытаюсь изменить мир. Именно таким хитом стал Minecraft, и люди говорят мне, что после него мир компьютерных игр никогда не станет прежним. Я никогда не стремился к этому. Конечно, такое отношение льстит мне, и мне было довольно интересно побыть знаменитостью.

Уже довольно давно я отошёл от активной разработки Minecraft. Йенс (Jens Bergensten) был идеальным кандидатом на замену мне, а я хотел заняться чем-то новым. Я потерпел неудачу, попытавшись снова создать что-то очень большое, и с тех пор я решил сосредоточиться на маленьких прототипах и интересных задачах. От этой работы я получал огромное удовольствие. Я чувстовал себя немного не в своей тарелке в Mojang, где люди делали настоящую серьёзную работу, но продолжал быть частью компании, так как мне говорили, что моё присутствие важно для корпоративной культуры.

Несколько недель назад я лежал дома с сильной простудой, когда интернет взорвался вспышкой ненависти ко мне по поводу лицензии Minecraft. Я не имел никакого отношения к этой ситуации. Я был смущён и не понимал, что происходит. В отчаянии я написал этот твит . Чуть позже мне попалось на глаза это видео с историей Фила Фиша , и я понял, что у меня нет той связи с моими фанатами, которая, как я думал, у меня была. Я превратился в символ. Но я не хотел им быть, я не хотел отвечать за что-то огромное, чего я не понимаю, над чем я не работаю, но что требует внимания снова и снова. Я не предприниматель. Я не исполнительный директор. Я фанатичный программист, «ботаник», который любит откровенно высказаться в Твиттере.

Как только эта сделка будет окончательно закрыта, я уйду из Mojang и вернусь к участию в Ludum Dare и маленьким веб-экспериментам. Если вдруг случайно я снова сделаю что-то значительное, я скорее всего немедленно откажусь от участия в этом.

Учитывая, что мой образ в глазах публики уже изрядно искажен, я не надеюсь, что мой уход поможет мне избежать негативных комментариев, но, по крайней мере, я больше не буду чувствовать себя обязанным читать их.

Я понимаю, что мой поступок идёт вразрез со многим из того, что я говорил на публике. Мне нечего возразить. Я также понимаю, что стал для многих из вас символом некой борьбы. Это не так. Я человек, а не символ, и в этой борьбе я не более чем рядовой участник.

Я люблю вас. Всех вас. Спасибо вам за то, что превратили Minecraft в то, чем он стал, но вас слишком много, и я не могу нести ответственность за что-то настолько большое. С одной стороны Minecraft теперь принадлежит Microsoft. Но с другой, гораздо более важной стороны, он уже очень долго принадлежал всем вам, и так будет всегда.

Дело не в деньгах. Дело в моей способности сохранить здравый рассудок.

Статьи по теме: