Игра делай наоборот для детей. Антонимы в стихах

Мой веселый, звонкий мяч!

Давыдова Светлана Сергеевна, воспитатель коррекционной подготовительной группы ГБОУ Школы №1191, здание №4 ДО "Журавушка" г.Москвы
Описание: данный материал будет интересен и полезен родителям, воспитателям детских садов.

Цель: Повышение оздоровительного и общеукрепляющего воздействия специальных упражнений с мячами на организм детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: Развитие потребности в новых знаниях о возможностях использования мяча,как предмета для игр и упражнений.
Развитие и укрепление основных мышечных групп.
Продолжаем развивать физические качества: координации движений, силы, выносливости, гибкости, скоростных качеств.
Продолжаем приобщать детей и родителей к здоровому образу жизни.
Побуждать использовать игры с мячом в самостоятельной деятельности.


Известно, чтобы помочь физическому развитию ребенка, надо с помощью физических упражнений задавать нагрузку его мышцам. Но, чтобы мышцы работали слаженно, ими управляет мозг. Не случайно говорят, что движение - это работа мозга.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих ученых.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Формирование сложных движений происходит при участии речи. И, наоборот, точное, динамичное выполнение упражнений для ног, рук, туловища, головы подготавливает совершенствование движений артикуляторных органов - губ, языка, нижней челюсти. В подготовительной к школе группе у детей продолжают формироваться такие навыки, как: бросание мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками (не менее 20 раз подряд); одной рукой (не менее 4-6 раз подряд); бросание мяча вверх и ловля его с хлопками; перебрасывание мяча друг другу различными способами (снизу, из-за головы, от груди, с отскоком от земли); отбивание мяча о землю одной рукой (не менее 7 раз подряд); отбивание мяча о землю поочередно правой и левой рукой.
Игры направленны на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, развитие умения слышать звуки речи. В эти игры могут играть члены семьи (мама, папа, бабушка, дедушка) со своим ребенком, можно предложить эти игры на детском празднике (дне рождении), когда собираются гости-дошкольники. Познакомившись с этими играми, дети могут играть и самостоятельно со своими друзьями.


Игра «Назови, какую знаешь посуду (фрукты, домашних животных и т.д.)»
Вариант 1: Подбрасывая мяч вверх, взрослый и ребенок по очереди называют группу предметов (сковородка, кастрюля, тарелка, ложка и т.д.)
Вариант 2: Дети стоят в ряд, взрослый предлагает по очереди подбрасывать мяч вверх, называя предметы посуды.
Игра «Назови одним словом»
Взрослый называет несколько предметов и предлагает назвать их одним словом. Например: «Сорока, ворона, синица, воробей, грач». Ребенок отвечает на вопрос («Птицы») и подбрасывает мяч вверх с хлопком.
Игра «Скажи наоборот»
Взрослый бросает мяч ребенку, называя слово, ребенок ловит мяч, называет антоним и бросает мяч взрослому (короткий - длинный, большой - маленький, высокий - низкий, толстый - тонкий, весело - грустно, день - ночь, далеко - близко, быстро - медленно и т.д.) 4. Игра «Скажи ласково»
Взрослый бросает мяч ребенку, называя слово. Ребенок ловит мяч, называет слово, образованное с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса, и бросает мяч взрослому (стул - стульчик, нож - ножик, паук - паучок, флаг - флажок, дерево - деревце и т.д.)
Игра «Детёныши»
Взрослый называет животное, бросая ребенку мяч с отскоком о пол, Ребенок возвращает мяч тем же способом и называет его детёныша (кошка - котенок, собака - щенок, коза - козленок, корова - теленок, лошадь - жеребенок и т. д.)
Игра «Кто как голос подает?»
Взрослый называет животное, бросая ребенку мяч с отскоком о пол. Ребенок возвращает мяч тем же способом и называет способ подачи голоса. Корова (мычит), змея (шипит), волк (воет), лошадь (ржет) и т.д.

Игра «Что умеет делать животное?»
Ребенок, отбивая мяч о пол одной рукой, называет действие животного. Например, кошка: сидит, лежит, спит, ест, бегает, играет.

Игра «Кто умеет летать (плавать, ползать и т. д.)?»
Взрослый спрашивает: «Кто летает?». Ребенок, подбрасывая мяч вверх на каждое слово, называет животных, которые летают (птицы, стрекозы, жуки). Взрослый спрашивает: «Кто плавает?» Ребенок, подбрасывая мяч вверх на каждое слово, называет животных, которые плавают (утки, гуси, рыбы, киты) и т.д.

Игра «Услышь звук»
Взрослый называет слова. Если заданный звук есть в слове, то ребенок мяч подбрасывает, если нет, то отбивает от пола. Например, на звук [ж] можно предложить такие слова: жук, змея, кожа, важный, кофта, бумага, бумажный.

Игра «Найди словечко»
Называть слова на заданный звук (или все слова с заданным звуком: где звук стоит не только в начале, но и в середине и конце слова), по очереди со взрослым, подбрасывая мяч вверх с хлопком. Примерные слова на звук [м]: морковь, мыло, мука, майка, компот, замок, комар, дом, сом.

Игра «Отстучи слово»
Отбить мяч о пол двумя руками или одной рукой столько раз, сколько слогов в слове. Примерные слова: лапа, дорога, телевизор, аквариум.

Игра «Я знаю»
Взрослый предлагает ребенку назвать пять (семь) предметов к обобщающему понятию, отбивая при этом мяч о пол двумя руками или одной рукой Например: Я знаю пять (семь) животных: собака - раз, кролик - два и т.д.

Игра «Где мяч?»
Вариант 1: Ребенок выполняет задание с мячом: «Подними мяч над головой, положи мяч около правой ноги, положи мяч перед собой, сзади от себя» и т. д.
Вариант 2: Ребенок отвечает на вопрос: «Где лежит мяч? » (на столе, на полу, в углу, около стола, под столом, за шкафом)

Игра «Чего нет?»
Взрослый, отбивая мяч поочередно правой и левой рукой на каждое слово, говорит «Есть деревья». Ребенок, отбивая мяч поочередно правой и левой рукой на каждое слово, отвечает «Нет деревьев». Предлагаются существительные единственного и множественного числа: есть забор - нет забора, есть окно - нет окна, есть столы - нет столов и т.д.


Теперь Вы знаете, как весело и увлекательно можно с помощью мяча помочь ребенку подготовиться к обучению в школе.

Воспитатель выбирает одного ребенка, который отходит от всех играющих на 8-10 шагов и поворачивается к ним спиной. Он должен отгадать, что делают играющие.

Дети договариваются о том, какое действие они будут изображать. По слову воспитателя: "Пора!" водящий поворачивается, подходит к играющим и говорит:

Здравствуйте, дети!
Где вы бывали?
Что вы видали?

Дети отвечают:

Что мы видели – не скажем,
А что делали – покажем.

Если водящий угадывает, он выбирает вместо себя другого ребенка. Если он отвечает неправильно, игра повторяется с тем же водящим.

"Хлопки" (игра для детей 5–7 лет)

Дети свободно двигаются по залу (площадке).

На один хлопок водящего они должны подпрыгнуть, на два хлопка – присесть, на три хлопка – встать с поднятыми вверх руками (или любые другие варианты движений).

Все дети изображают какое-нибудь действие, например, играют на гармошке, скачут на лошадках и т. д. Водящий отгадывает изображаемое действие. Если водящий не отгадал, то он проигрывает. Дети говорят ему, что они делали, и придумывают новое действие. Водящий отгадывает снова.

Затем выбирается другой водящий, игра повторяется.

"Чистюли" (игра для детей 5–7 лет)

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Моем шею, моем уши, (Ладонями трут шею, уши.)
Вытираем их посуше. (Имитируют растирание полотенцем.)
Чистота всего дороже. (Грозят пальцем.)
Мы и зубы чистим тоже. (Имитируют чистку зубов.)
Раз-два-три, раз-два-три, (Хлопают в ладоши.)
Зубы щеткой чище три! (Имитируют чистку зубов.)

"Все наоборот" (игра для детей 6–7 лет)

Дети стоят лицом к взрослому. Воспитатель ритмично меняет положение рук, а дети выполняют те же движения, только наоборот. Например, воспитатель поднимает руки, а дети опускают руки; воспитатель отводит руки назад – дети протягивают руки вперед. Предлагаем такие варианты движений (взрослый – дети):

Поднять руки вверх – опустить вдоль туловища;

Вытянуть вперед – отвести назад, за спину;

Опустить вдоль тела – поднять вверх;

Отвести назад – вытянуть вперед;

Правая рука вверху, левая рука внизу – правая рука внизу, левая рука вверху.

"Делай наоборот" (игра для детей 6–7 лет)

Дети стоят врассыпную по залу.

Воспитатель показывает упражнение, а дети выполняют его в противоположную сторону.

Например, воспитатель выполняет наклон вправо, а дети – наклон влево; воспитатель делает шаг вперед, а дети – шаг назад и т. д.

"Если нравится тебе…" (игра для детей 6–7 лет)

Дети стоят в кругу.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения и текст.

(Два хлопка в ладоши.)
Если нравится тебе, то делай так. (Два хлопка в ладоши.)
Если нравится тебе, то и другому покажи,
Если нравится тебе, то делай так. (Два хлопка в ладоши.)

Затем слова повторяются, но с другими движениями: дети хлопают по коленям, прижимая руки к щекам, говорят: "Ай-ай", прикасаются пальцем к носу со словами: "Би-би". Можно придумать и другие забавные движения.

В заключение после каждой строчки дети последовательно повторяют все движения, показанные ранее.

Важно не ошибиться в последовательности и выполнять движения в быстром темпе.

"Запрещенное движение" (игра для детей 6–7 лет)

Играющие образуют круг.

Воспитатель заранее условливается с детьми о том, какое движение нельзя совершать, например: приседать, хлопать в ладоши, махать руками.

Затем под музыку педагог показывает различные движения, которые играющие должны повторять за ним. Чем более разнообразны и забавны эти движения, тем интереснее игра.

Неожиданно воспитатель показывает какое-либо запрещенное движение.

Тот из играющих, кто по невнимательности повторит запрещенное движение, должен будет потом сплясать, спеть, прочесть стихотворение (по выбору ребенка).

Можно усложнить игру: договориться о том, что есть два движения, которые нельзя повторять, а вместо них надо делать другие. Например, когда педагог кладет руку на затылок, играющие приседают, скрестив ноги, а когда педагог наклоняется вперед, они два раза хлопают в ладоши.

"Колпак мой треугольный" (игра для детей 6–7 лет)

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель объясняет правила игры. Слова в тексте стихотворения заменяются движениями. А текст такой:

Колпак мой треугольный.
Треугольный мой колпак.
А если не треугольный,
То это не мой колпак.

Сначала заменяем слово "колпак" (показываем место колпака на голове), все остальные слова в тексте произносим; затем – слово "мой" (показываем рукой на грудь), а остальные слова, кроме "колпак" и "мой", произносим; а потом – слово "треугольный" (показываем руками треугольник).

Теперь, произнося текст, заменяем три слова: "колпак", "мой", "треугольный".

Игру можно повторить несколько раз, ускоряя темп.

"Лево – право!" (игра для детей 6–7 лет)

Дети сидят на стульях кружком.

В центре – водящий с мячом.

Водящий бросает мяч одному из ребят. Если водящий при этом кричит: "Бери!", то, поймав мяч, ребенок должен назвать имя своего соседа слева. Если же при броске прозвучало: "Отдай!", нужно назвать имя соседа справа.

Тот, кто ошибется, сменяет ведущего.

"Людоед" (игра для детей 6–7 лет)

Выбирают водящего-"людоеда".

Людоеду завязывают глаза, и он садится на стул. Остальные игроки становятся в цепочку и, по очереди проходя перед людоедом, касаются его колена.

Людоед пытается поймать за руку игрока. Тот, кого он поймал, становится людоедом.

"Найди мяч" (игра для детей 6–7 лет)

Дети становятся в круг вплотную, лицом к центру.

Один ребенок по назначению воспитателя становится в середину круга, это водящий. Играющие держат руки за спиной.

Одному из играющих воспитатель дает в руки мяч.

С этого момента мяч начинают передавать друг другу за спиной. Водящий, стоя внутри круга, старается угадать, у кого мяч. Для этого он может попросить любого ребенка показать ему руки, сказав: "Руки!". По этому требованию играющий мгновенно протягивает обе руки вперед, ладонями вверх.

Тот, у кого оказался мяч, или тот, кто уронил мяч, становится в середину, а на его место встает водящий.

Игра повторяется.

"Отдай честь!" (игра для детей 6–7 лет)

Отдать честь правой рукой, а левую руку одновременно вытянуть вперед с оттопыренным большим пальцем, сказав при этом: "Во!".

Затем хлопнуть в ладоши и проделать то же самое, но быстро сменив руки.

"Рожки да ножки" (игра для детей 6–7 лет)

Средний и безымянный пальцы согнуты, придерживаются сверху большим пальцем, указательный и мизинец вытянуты; рука поднята вверх – это рожки.

Указательный и средний пальцы вытянуты, безымянный и мизинец прижаты к ладони и придерживаются большим пальцем; рука опущена вниз – это ножки.

Одна рука показывает рожки, вторая – ножки. Затем руки одновременно меняются ролями.

"Сосед, подними руку" (игра для детей 6–7 лет)

Играющие стоят или сидят (в зависимости от уговора) в кругу.

По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из играющих и громко произносит: "Руки!". Тот игрок, к кому обратился водящий, продолжает сидеть (стоять), не меняя положения. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа – левую, сосед слева – правую, т. е. ту руку, которая находится ближе к игроку, стоящему (сидящему) между ними. Если кто-то из ребят ошибся – поднял не ту руку или вообще забыл ее поднять, то он меняется с водящим ролями.

Игра продолжается установленное время.

Выигрывает тот ребенок, который ни разу не был водящим.

Игрок считается проигравшим, даже если он только пытался поднять не ту руку.

Водящий должен останавливаться точно напротив игрока, к которому он обращается. В противном случае его команда ребенком не выполняется.

"Стоп!" (игра для детей 6–7 лет)

Все играющие становятся на линии, проведенной вдоль одной стороны площадки (зала). На противоположной стороне кружком (диаметр 2–3 шага) обозначается дом водящего. Водящий, выбранный по жребию (считалке), стоит спиной к детям и произносит: "Быстро шагай, смотри, не зевай! Стоп!"

На каждое слово водящего все шагают вперед.

Как только водящий произнесет: "Стоп!" – дети останавливаются, а водящий оглядывается и смотрит, кто из ребят не успел замереть на месте и шевельнулся.

Он называет этих детей, и они возвращаются на исходную линию.

Затем водящий снова поворачивается спиной к играющим и произносит: "Быстро шагай, смотри, не зевай! Стоп!" Все останавливаются на том месте, где их застал сигнал "стоп". Вернувшиеся на исходную линию дети двигаются оттуда.

Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из детей не подойдет близко к водящему и не встанет в его дом раньше, чем он скажет: "Стоп!"

Как приятно видеть и слушать интересно рассказывающего человека. Я всегда восхищаюсь людьми, владеющими словом. Надеюсь, вы разделяете моё мнение. Сейчас в окружающей наших детей среде очень мало источников качественного языка. Просто крайне мало.

Какой выход? Эту среду надо создать. Я уже говорила об этом в статье о театрализованной деятельности детей. Хороший результат для ума и речи дают словесные игры , например, когда ищем антонимы к слову.

Антоним – это слово, противоположное данному по смыслу.

Для дошкольников более понятно выражение "слова-неприятели". Но можно ввести и понятие "антонимы к слову". Я обычно говорю ребенку: "Сейчас будем искать "слова-неприятели". Их еще называют "антонимы". Ты будешь учить это слово в школе. Так что запомни, оно тебе ещё пригодится".

Поверьте опыту, ребенок обязательно постарается запомнить и пощеголять перед товарищами и родителями. Иногда так можно пояснить и школьникам, если поиск антонимов к слову для них новость. Причем это школьники не только первого класса.

Антонимы к слову для дошкольников

Игра. Закончи предложение и назови "слова-неприятели"

Инструкция. "Мы с тобой будем придумывать предложения: я придумаю начало, а ты - конец".

  1. комар маленький, а слон...;
  2. пушинка легкая, а камень...;
  3. горчица горькая, а сахар...;
  4. куст низкий, а дерево...;
  5. компот холодный, а суп...;
  6. сметана густая, а молоко...;
  7. ручеек узкий, река...;
  8. ночью темно, а днем...;
  9. сахар сладкий, а лимон…;
  10. ходят ногами, а бросают…;
  11. детский сад близко, а школа…;
  12. лента узкая, а пояс…;
  13. ручей мелкий, а озеро…;
  14. жаворонок поет, а ворона…;
  15. самолет летает высоко, а вертолет…;
  16. черепаха ползает медленно, заяц скачет...;
  17. в кастрюле воды много, а в стакане…;
  18. покупатель покупает, а продавец...;
  19. летом жарко, а зимой …;
  20. утром завтракают, а в полдень …;
  21. соль солят, а сахаром …;
  22. дети отвечают, а воспитатель...;
  23. вечером дети уходят из детского сада, а утром...;
  24. на дереве растут фрукты, а на грядке…;
  25. весной на деревьях появляются цветы, а осенью …;
  26. утром встают с кровати, а вечером...;
  27. небоскреб высокий, а избушка…;
  28. птицы летают, а змеи…;
  29. в полдень обедают, а вечером …;
  30. кино смотрит зритель, а книгу читает …;
  31. на улице грязь, а в доме…;
  32. ствол у дерева толстый, а веточка….
  33. карандаш рисует, а резинка...

Игра. Скажи наоборот

Инструкция. "Я скажу тебе слово, а ты скажи наоборот" (привести пример)

ночь -...;

завтрак -…;

вечер -...;

враг -...;

чистота -...;

холод -...;

война -...;

трава - …;

земля - …;

движение - …;

говорун - …;

здоровье - ….;

ум - ...

войти -...;

молчать -...;

отдал -...;

вставать -...;

раздеться -...;

поднимать -...;

смеяться - …;

включать-...;

закрывать -...;

приходить - …;

появляться -…;

есть - ….

большой - ...;

черный - ...;

низкий -...;

плохой - …;

больной -...;

старый -...;

молодой - …;

широкий -...;

толстый -...;

узкий - …;

сложный - …;

сухой-….;

горький - ...

Отсутствуют в словаре даже старшеклассников. Обучение поиску антонимов к слову и дошкольников, и школьников надо начинать с простого. Школьники могут возмутиться простоте. Объясните, что надо разогреться. Как правило, ребята с ограниченным словарем, уже имеют комплекс неудачника . Если дать сразу сложные (например, абстрактные) слова, можно получить полный отказ от занятий.

Антонимы в стихах

Нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово
Высоко,
А ты ответишь:
Низко.

Скажу я слово
Далеко,
А ты ответишь:
… (близко).

Скажу я слово
Потолок,
А ты ответишь:
… (пол).

Скажу я слово
Потерял.
И скажешь ты:
… (нашёл).

Скажу тебе я слово
Трус,
Ответишь ты:
… (храбрец).

Теперь
Начало
Я скажу, -
Ну, отвечай:
… (конец) (Д. Чиарди)

Загадки с антонимами

Я антоним к слову «зной»,
Я в реке, втени густой
И в бутылках лимонада,
А зовут меня?
(Прохлада)

Я антоним к слову «смех».
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
И от счастья, и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? – Это…<
(Плач)

Я антоним к слову «лето».
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама!
Потому, что я – …?
(Зима)

Я антоним шумы, стука.
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха,
Для сна,
Да и в школе я нужна,
Называюсь? –
(Тишина)

Не бываю без начала,
Близкий родственник причала,
Делу всякому венец,
Называюсь я – …?
(Конец) (Автор А. О. Белобрыкина)

Антонимы к слову для школьников

  1. Источники "слов-неприятелей", конечно же, словари. Поиск антонимов к слову начинаем с поиска Словаря антонимов русского языка (автор М. Р. Львов). Есть также отличный информационно-справочный ресурс _http://www.bravica.ws/ru/antonims.htm. Если вы загрузите эту ссылку в поисковую строку (без черточки вначале ссылки), то попадете прямо на страницу с антонимами. С каждой страницей работайте не один день. Каждый раз берите 10-20 пар слов (в зависимости от возраста и развития речи).
  2. Прочитайте сами внимательно все словарные пары "слово – антоним".
  3. Предложите подростку тоже прочитать.
  4. Пусть он назовет слово, а вы – антоним к слову.
  5. Меняетесь ролями.
  6. Следующее занятие начните с повторения: вы называете слово, он – антоним.
  7. Затем следующие 10-20 пар слов (по пунктам 2-5).
  8. Выбрать антоним к слову поможет Word. Наведите курсор на слово и нажмите правую клавишу мышки. В нижней части выпавшего меню будет пункт "Синонимы". От него перейдите по стрелке вправо и в новом меню вниз до пункта "Антонимы".
  9. Некоторые слова русского языка не имеют антонимов. Если вы не можете подобрать антоним к слову, на ресурсе грамота.ру это можно сделать в режиме реального времени.

Дети любят учить родителей в любом возрасте, поэтому изредка "ошибитесь" где-нибудь. Похвалите подростка, но не "в лоб", потому что это может быть воспринято как заискивание, а как бы между делом. Похвалите его кому-нибудь третьему, например, в телефонном разговоре с бабушкой, пришедшему с работы отцу и т. д., но так, чтобы подросток это слышал.

Упражняя дошкольника или школьника в поиске антонимов, вы значительно расширяете его словарный запас и уже только этим ускоряете мышление. Это как минимум. Не жалейте времени на полезное дело. Возможно, сначала будет трудно. Но дорогу осилит идущий! Сайт Нестандартные дети желает успехов своим читателям.

Академия развивающих игр. Для детей от года до 7 лет Новиковская Ольга Андреевна

Скажи наоборот

Скажи наоборот

Проведите с ребенком игру с мячом. До начала игры объясните малышу ее правила: вы будете бросать друг другу мяч и называть слова с противоположным значением.

Бросьте мяч ребенку и скажите: «Большой!» Малыш ловит мяч и бросает его обратно, одновременно говоря: «Маленький!» Вновь бросьте мяч и скажите: «Добрый!», ребенок ответит «Злой!» и т. д.

Возможные варианты пар слов для игры «Скажи наоборот»: смелый – трусливый, сытый – голодный, легкий – тяжелый, умный – глупый, сильный – слабый, холодный – горячий, новый – старый, грязный – чистый, широкий – узкий, мелкий – глубокий, высокий – низкий, толстый – тонкий.

Подобным образом можно называть не только прилагательные, но и наречия: быстро – медленно, мелко – глубоко, рано – поздно, трудно – легко, светло – темно, близко – далеко, низко – высоко и т. п.; а так же глаголы с противоположным действием: бросил – поймал, одел – раздел, поднял – опустил, нашел – потерял, плывет – тонет, дал – взял, налил – вылил, ушел – пришел, влетел – вылетел.

Игра учит ребенка обращаться с мячом, развивает его внимание и мышление.

Из книги Воспитание свободной личности в тоталитарную эпоху [Педагогика нового времени] автора Ермолин Анатолий

Лидерство наоборот, или Растворение в силе Думающие люди России, особенно если они уже стали родителями, должны отдавать себе отчет в том, что политтехнологи, обслуживающие действующее российское государство, давно занялись амбициозным проектом – выведением особой,

Из книги Игры, очень полезные для развития ребенка! 185 простых игр, в которые должен сыграть каждый умный ребенок автора Шульман Татьяна

Почемучка наоборот Станьте на время тем самым почемучкой, которым совсем недавно еще был ваш ребенок.Задавайте ему вопросы на засыпку:Почему на деревьях листья?Почему вода в лужах грязная, а с неба идет чистая?Почему нельзя идти гулять босиком?Почему люди не летают?А

Из книги Десять родительских ошибок автора Лепешова Евгения

Все наоборот На земле проводится черта длиной в десять шагов. Задача игроков пройти по ней, используя бинокль, повернутый к глазам широкой стороной.Если вдруг всем это легко удается – усложните задачу, идите задом

Из книги Для вас, девчонки автора Иевлева А. С.

Ребенок-посредник между взрослыми: «Иди и скажи своему отцу…» Ребенок, который передает сообщения рассерженных друг на друга членов семейства - это почти анекдот. Мама просит сбегать в другую комнату передать папе, чтобы он вынес мусор, - что тут такого? А потом папа

Из книги Самая важная книга для родителей (сборник) автора Гиппенрейтер Юлия Борисовна

Скажи мне, как ты смеешься Узнать характер человека можно не только, предложив ему ответить на вопросы теста, но и более простым способом – наблюдая за ним. Характер проявляется и в том, как человек ходит, и в том, как он ест, и в том, как говорит, и в его манерах и позах, и в

Из книги Как вести себя в детском саду автора Шалаева Галина Петровна

Из книги Академия развивающих игр. Для детей от года до 7 лет автора Новиковская Ольга Андреевна

Из книги 111 баек для педагогов автора Защиринская Оксана Владимировна

Если что-то болит, скажи воспитателю Утёнок очень грустным был, Но ничего не говорил, А лишь сидел, молчал, вздыхал, Друзей не слушал, не играл. Тут тётя Утка подошла, Она спросила: – Как дела? А почему унылый вид? Наверно, что-нибудь болит? Друзья, когда вы

Из книги автора

Сделай наоборот Предложите ребенку сначала закончить начатую вами фразу, подобрав к ней слово с противоположным значением, а потом выполнить артикуляционные или дыхательные упражнения.Например, скажите малышу: «Язык может быть широким, а может быть и … (ребенок

Из книги автора

№ 51. Байка «Свет мой, зеркальце, скажи…» Ира учится в 7-м классе. Она отличается от ровесниц тем, что постоянно демонстрирует свое превосходство над ними. Реально она ничем не выделяется среди одноклассников – ни учебой, ни увлечениями, ни талантами. Манера общаться

Известно, что занятия, включающие в себя элементы технологии ТРИЗ, так или иначе развивают умение думать (как ни странно)). Существует достаточное количество видов мышления, на которые воздействует ТРИЗ. Сегодня расскажу про игры, которые стимулируют диалектическое мышление.

Диалектическое мышление - это умение воспринимать и находить противоположности, противоречия в объектах и явлениях. Такой навык работы головой помогает видеть мир объемнее, формирует «выпуклый» взгляд на мир.

Игры «Наоборот»

Чтобы детям (или взрослым) постепенно учиться видеть противоречия, полезно играть в игры серии «Наоборот» , двигаясь от простого к сложному. Знакомить с простыми играми можно с 4-х лет.

1 ступень

Подбери слово наоборот (антоним)

Зачем: удостовериться, что ребенок знает и понимает, как подбирать слова с противоположным значением.

Реквизит : мяч, картинки с противоположными признаками.

Играем!

Ведущий катает мяч и называет слово, ребенок ловит мяч и называет антоним. Важно, что употреблять слова с частицей НЕ нельзя

(то есть говорить: «холодный - нехолодный» запрещено).

Примеры пар антонимов:

узкий – широкий,

громкий – тихий,

шершавый – гладкий,

сухой — мокрый,

высоко – низко,

далеко — близко,

тьма – свет,

лед – огонь,

стоит – идет,

улетает — прилетает.

И в картинках

2 ступень

Веселый диалог

Зачем: учим подбирать слова-противоположности в более динамичном варианте.

Игра по сути – это диалог, где в ответах слова из вопроса заменяются на противоположные. Логика между вопросами и ответами отсутствует немного более, чем полностью Дети, конечно, это прекрасно чувствуют, поэтому вести абсурдные диалоги очень и очень весело.

Пример диалога:

Почему мне грустно ?
- Потому, что нам весело !

Почему он прыгает высоко ?

Потому что она приседает низко !
- Почему на улице мокро ?
- Потому, что в доме сухо !
и т.д.

Шифровка

Зачем: Еще одна веселая игра для активизации диалектического мышления.

Реквизит: картинки с изображением сказочных героев.

Играем!

Нелегки будни разведчика: ему все время нужно передавать зашифрованные послания. Давайте поможем разведчику в нелегком труде. Будем шифровать способом «наоборот».

Дед Мороз.

Шифровка – Бабушка Жара.

Буратино – веселый мальчик с длинным носом.

Шифровка – грустная девочка с коротеньким носом.

Красная шапочка – маленькая девочка, которая приносит бабушке пирожки.

Шифровка — Синие носки (это не я, это дети так придумали) – большой мальчик, который уносит от дедушки бублики.

3 ступень

Подбираем предметы с противоположным назначением

Предлагаем подобрать предметы, которые противоположны по назначению (функции). Игра подойдет детям от 5,5 лет, знакомым с основами ТРИЗ.

Зачем: развиваем функциональное и диалектическое мышление

Реквизит: можно собрать картинки или сами предметы, чтоб выбирать функциональные пары.

Например:

Карандаш пачкает бумагу – резинка чистит бумагу,

Ножницы разделяют бумагу – клей соединяет бумагу,

Клей соединяет листы – рука разделяет листы,

Скалка разглаживает тесто – рука деформирует тесто.

4 ступень

Ищем противоположное в одном предмете.

Реквизит: предметные картинки или можно рисовать схемы.

Что делаем: находим, где внутри одного предмета спрятались противоположные свойства.

Утюг. Горячая подошва, холодная ручка.

Статьи по теме: