Интерактивная карта звездного неба для windows. Карты и атласы — Подвижная карта звездного неба. Сравнение бесплатной карты звёздного неба Celestia с платным аналогом Pocket Stars

Существует много различных шрифтов. Для чего они нужны и как с ними работать, мы и попытаемся разобраться.

Каждый человек уникален! У каждого, например, своя внешность, своя манера говорить и... писать. По почерку можно не только идентифицировать личность автора, но даже рассказать о его характере, привычках и предпочтениях. Ведь буквы, которые он пишет, имеют общий стиль и характерные особенности, присущие тем или иным типам личности (изучением всего этого занимается наука графология).

В давние времена все книги были фактически рукописями и каждая из них была уникальной, передавая в себе частичку автора-переписчика. Однако, с появлением книгопечатания необходимость в ручном переписывании исчезла и вместе с ней исчезла уникальность изданий. Книги стали тиражироваться сотнями и тысячами, выглядя при этом абсолютно одинаково.

Но, разные издатели всё же хотели хоть чем-либо отличаться от своих (тогда ещё немногочисленных) конкурентов. Поэтому каждый при формировании набора печатных символов привносил в них свои индивидуальные особенности. Так появились первые шрифты ...

С глобальной компьютеризацией всё многообразие современных шрифтов перекочевало на ПК и в Интернет. Поэтому, на мой взгляд, каждому современному человеку нужно хотя бы немного ориентироваться в том, где, зачем и как пользоваться теми или иными видами шрифтов.

Основные характеристики шрифтов

Начнём с того, что характеристик шрифтов существует довольно много и всё зависит от того, в каком контексте мы хотим классифицировать тот или иной набор печатных символов. Однако, большинство из нас сталкивается со шрифтами при работе в текстовых процессорах. Настройки шрифта задаются там при помощи кнопок на панели инструментов:

Основных инструментов (а, соответственно, и характеристик) - три:

  1. Гарнитура шрифта - название одного из установленных в системе шрифтов.
  2. - размер литер выбранного шрифта в типографских пунктах (1 пункт равен 0,376 мм по системе Дидо или 0,3528 мм по системе от компании Adobe).
  3. Начертание шрифта (при наличии) - вариации внешнего вида литер шрифта со сменой их толщины и/или наклона.

Кроме основных существует ещё и ряд дополнительных инструментов, позволяющих, например, настроить междустрочный (интерлиньяж) и межбуквенный интервалы. Однако, первые три характеристики являются всё же наиболее востребованными, поэтому разберёмся с ними более детально.

Начнём немного не по порядку, поскольку о гарнитурах нужно будет поговорить отдельно. мы обычно называем его размером. Стандартом при работе с официальными документами считаются кегли 12 и 14 pt (пункты). В книгопечатании и газетном издательстве разброс кеглей может быть значительно больше. Например, для заголовков иногда используют размеры 20 и более, а для незначительного текста различных сносок вплоть до 8 pt:

Что касается начертания , то всего в наборе конкретной гарнитуры шрифта может существовать до 9 его типов. Начертание принято обозначать либо цифрами (от 100 - самое тонкое, до 900 - самое жирное), либо словесно (ultra-light (100), light (200), thin (300), normal (400), medium (500), semi-bold (600), bold (700), black (800), heavy (900)).

Гарнитура шрифта может также включать в себя дополнительный курсивный набор литер различного стиля начертания. Таким образом, наиболее полные шрифты имеют до 18 вариантов каждого символа. Однако, в большинстве компьютерных шрифтов вариации ограничиваются всего четырьмя: нормальный, нормальный курсив, полужирный и полужирный курсив.

Виды шрифтов

А теперь пришло время поговорить как раз о гарнитурах шрифтов. В типографике гарнитурой называют шрифт или группу шрифтов, имеющую единый стиль с различными вариантами начертания и размерами символов. Фактически, то, что мы привыкли называть видом шрифта, является его гарнитурой.

Существует довольно много различных классификаций гарнитур, однако, мы рассмотрим лишь некоторые из них, которые больше касаются именно компьютерных шрифтов. Итак, во-первых, шрифты можно разделить на две большие группы в зависимости от оформления краёв их символов : с засечками или без засечек:

Засечками (англ. "serif") называют небольшие декоративные штрихи, которые добавляются к выступающим краям символов шрифта. Шрифты с засечками имеют более "книжный" вид и используются в основном в печатной продукции (книги, журналы, газеты и т.п.). Считается, что такие шрифты больше подходят для восприятия длинных текстов без каких-либо рисунков.

Шрифты же без засечек (англ. "sans serif" или просто "sans" от фр. "без") с ровными концами символов традиционно являются основными в Интернете. Наиболее вероятно это связано с тем. что изначально мониторы компьютеров имели не очень высокое разрешение и засечки на буквах смотрелись не очень эстетично. Сегодня даже дисплеи мобильных устройств могут отображать изображения высокой чёткости, но большинство веб-мастеров и дизайнеров всё же использует онлайн именно шрифты без засечек, позволяя себе, разве что, заголовки оформлять serif-гарнитурами.

Вторым показателем, по которому шрифты можно также разделить на две группы, является ширина символов . По данному критерию принято выделять пропорциональные и моноширинные шрифты:

Пропорциональные шрифты являются более естественными, поскольку разные буквы и символы в них имеют разную ширину. Такие шрифты используются как в большей части печатных изданий, так и в Интернете для подачи основного текста. Они хорошо воспринимаются визуально и имеют очень много вариаций.

Моноширинные же шрифты получили своё название из-за того, что ширина символов (в том числе пробелов и даже знаков препинания) в них примерно одинаковы (при несовпадениях разница обычно компенсируется за счёт небольших пустых областей вокруг литеры).

Изначально моноширинные шрифты широко употреблялись в печатных машинках (поэтому их иногда по-английски называют "typewriter" или сокращённо "tt") для упрощения форматирования текстов. С появлением компьютеров такие шрифты стали использоваться для вывода текста на дисплеи, которые в то время имели кластерную структуру и физически не могли отображать символы разной ширины. С развитием техники такое ограничение пропало, однако, за моноширинными шрифтами закрепилась роль консольных, поэтому большинство интерфейсов командной строки и Блокнотов для программирования по умолчанию используют именно их:

Наконец, шрифты можно классифицировать по их внешнему виду и стилю . Таких классификаций существует несколько, но, если обобщить, то можно выделить следующие их типы:

  • антиква - гарнитуры с засечками, имитирующие староевропейские или античные шрифты (Times New Roman, Antiqua, Bodoni);
  • готические - контрастные часто острые шрифты с неярко выраженными засечками (или вообще без них), имитирующие средневековые рукописные почерки с характерным утончением в местах сочленений и утолщением основного штриха (Textur, Rotunda, Schwabacher);
  • брусковые - шрифты с крупными ровными (или слегка закругленными) засечками, которые слабо контрастируют с толщиной основных штрихов (Courier, Memphis, Century);
  • гротески или рублённые - большинство шрифтов без засечек (Arial, Tahoma, Verdana);
  • рукописные (англ. "script") - шрифты, имитирующие символы, написанные от руки или даже почерком реальных людей (Monotype Corsiva, Alexandra Script, Anastasia Script);
  • акцидентные - шрифты, которые имитируют какие-либо древние или ныне существующие национальные алфавиты (исторические, славянские, восточные), несут в себе дополнительные декоративные элементы (вензеля, иконки, пиктограммы и т.п.) или представляющие собой определённые стилизации (граффити, перфорированные шрифты, контурные шрифты и т.п.);
  • символьные или иконочные - шрифты, которые вместо обычных букв алфавита содержат набор определённых символов или иконок (Wingdings, Font Awesome, Glyphicons).

Как видим, выбирать есть из чего, но, прежде чем приступить к работе, нужно ещё определиться с таким важным понятием как форматы компьютерных шрифтов.

Форматы шрифтов

Компьютерный шрифт - это единый файл, в котором хранится набор символов той или иной гарнитуры. Но, разные программы на ПК могут использовать разные типы таких файлов, поэтому существует несколько десятков их различных форматов. Однако, среди них можно выделить несколько наиболее часто используемых.

Фактически все шрифты могут быть в векторном или растеризированном формате. Векторные шрифты обычно используются в интерфейсах программ, на страницах сайтов и при работе с текстовыми документами. Они отличаются тем, что могут свободно масштабироваться до нужных пользователю размеров, поскольку состоят не из привычных точек растра, а из так называемых кривых Безье, которые при помощи специальных команд описывают каждый символ шрифта как совокупность отрезков и дуг:

Вся эта совокупность составляет замкнутый контур, который настраивается при помощи узловых точек и специальных манипуляторов кривизны отрезков между ними. Удлиняя манипулятор перетаскиванием маркера касательной, мы можем увеличить изгиб, а отклоняя маркер в сторону, угол искривления отрезка между двумя узлами. Делается это в специальных программах для редактирования шрифтов, например, в бесплатной :

Говоря о форматах векторных шрифтов, стоит в первую очередь выделить две технологии: PostScript и TrueType. PostScript изначально был творением компании Adobe и разрабатывался в качестве платформонезависимого языка описания для издательских систем. Это довольно сложный язык, ориентированный на хранение информации не только о шрифте, но и обо всём печатном издании. Конкретно со шрифтами связаны реализации Type 1-3 (форматы файлов: .pfa, .pfb, .pt3 и.cff).

Фактически ни один из PostScript-шрифтов (кроме OTF, в основе которого лежат команды PS) не поддерживается в Windows без установки дополнительного софта и драйверов. Поэтому такие шрифты используются в основном профессиональными издателями и верстальщиками. Для более широкой публики существует технология TrueType , созданная ещё в 80-х годах компанией Apple. Эта технология изначально была ориентирована именно на компактное хранение шрифтов, поэтому сегодня именно она поддерживается большинством операционных систем.

Основным форматом шрифтов TrueType является .ttf , который может хранить в себе от 256 до 4 294 967 296 символов (зависит от версии формата). Также, в зависимости от версии, файл шрифта может хранить в себе как одно, так и сразу несколько типов начертания (обычно 4: нормальное, курсивное, полужирное и полужирный курсив). Кроме TTF, шрифты TrueType могут также иметь расширения.tte или.dfont (шрифты для MacOS).

Однако, с форматом TTF, увы, не всё так однозначно. Дело в том, что такой же формат могут иметь шрифты, основанные на технологии OpenType . Эта технология изначально была нацелена на хранение расширенной таблицы символов с поддержкой Юникода с более эффективным, нежели у TrueType, сжатием. Данный контейнер шрифтов может содержать в себе описание символов как в формате TrueType (.ttf или.ttc), так и PostScript (.otf или.otc). Благо, что Windows поддерживает все форматы OpenType, поэтому Вам необязательно слишком глубоко вникать в технические нюансы.

Формат TTF является наиболее распространённым. Его даже поддерживает большинство браузеров. Однако, для применения в веб-разработке у отдельных TTF-шрифтов может быть очень большой недостаток - размер, который может составлять несколько мегабайт! Поэтому для применения на Интернет-страничках были придуманы специальные технологии сжатия шрифтов. На сегодняшний день самыми распространёнными являются.eot (Embedded OpenType), .woff и.woff2 (Web Open Font Format).

Всё, что мы рассматривали выше, касалось векторных шрифтов. У них имеется очень хорошая способность к масштабированию, но иногда им не хватает красочности. Например, при разработке надписей на логотипах или оформлении каких-либо поздравительных открыток требуется добавить к тексту оригинальное раскрашивание или определённые художественные элементы. Векторные шрифты, как контуры, могут быть залиты лишь одним цветом, поэтому, если есть особенные требования к эстетической стороне надписи, то иногда прибегают к различным растеризированным декоративным шрифтам .

Наиболее яркими (во всех смыслах) представителями данного типа шрифтов являются шрифты для Фотошопа. Они могут поставляться в виде PNG -изображения с набором букв на прозрачном фоне, либо в формате .PSD (стандартный формат Photoshop) с буквами-картинками на разных слоях. Набирать текст в привычном понимании при помощи данных шрифтов у Вас, конечно, не выйдет. Но Вы вполне сможете составить нужные надписи, копируя фрагменты алфавита и размещая их в нужной последовательности:

Думаю, с форматами теперь тоже более или менее ясно. И теперь мы перейдём к вопросу об их установке и использовании (речь, естественно, пойдёт о векторных шрифтах TTF и OTF).

Установка и работа со шрифтами

Для установки шрифтов в Windows существует специальная папка "Fonts" (или "Шрифты"). Получить к ней доступ можно из Панели инструментов (одноимённый раздел), либо через строку "Выполнить" (WIN+R) командой "%windir%\fonts" (без кавычек). Чтобы новый шрифт был добавлен в систему его достаточно просто перетащить в эту папку. Аналогично, для удаления нужно удалить файл шрифта из общей директории:

Обратите внимание, что некоторые шрифты в папке отображаются в виде иконки с одним листом на фоне, а некоторые со стопкой. Этим способом обозначается количество начертаний данного шрифта (одно или несколько, соответственно). Если Вы дважды кликните по любому из шрифтов, откроется окошко с тестовой фразой и набором цифр, оформленных выбранным шрифтом с различными размерами символов.

Кстати, для установки шрифта не обязательно копировать в папку сам его файл. Достаточно поместить туда ярлык, который ссылается на нужный шрифт. Это позволяет, во-первых, удобно хранить шрифты (особенно, если их много) в папках по категориям, а, во-вторых, избавляет от проблем бэкапа при переустановке системы, поскольку файлы шрифтов можно хранить на несистемных разделах жёсткого диска.

Наконец, для более удобного и профессионального управления шрифтами Вы можете использовать специальные программы-менеджеры. Одним из наиболее удачных из бесплатных, на мой взгляд, является :

Данный менеджер шрифтов поддерживает русский язык, позволяет как угодно сортировать и просматривать шрифты на Вашем компьютере (даже не установленные). При этом очень полезной особенностью является то, что все шрифты в выборках без необходимости их установки можно использовать в любых программах, и они будут доступны пока запущен NexusFont. Это может быть очень удобно, если Вам приходится подбирать шрифты, но нет желания их все устанавливать.

Заключение

После того как мы со всем разобрались (надеюсь:)), у нас остался ещё один вопрос, который, возможно, возник у Вас в процессе чтения: а где скачать шрифты для Windows? Тут однозначного ответа, увы, нет. Дело в том, что многие качественные русскоязычные шрифты могут быть платными и, качая их с многочисленных сайтов со шрифтами, Вы рискуете нарушить авторское право. Если же брать широкодоступные шрифты, то не факт, что они будут иметь хорошее качество исполнения всех символов (нередки случаи неправильной отрисовки больших и маленьких букв или отсутствия альтернативных начертаний шрифта).

В принципе, для личного использования всего, что есть в Интернете, будет достаточно, но, если Вы задумались о профессии, например, веб-разработчика и дизайнера, всегда проверяйте лицензию облюбованного Вами шрифта, дабы не нарушить закон!

P.S. Разрешается свободно копировать и цитировать данную статью при условии указания открытой активной ссылки на источник и сохранения авторства Руслана Тертышного.

Оговурюсь сразу, эта статья не для профессионалов. Она предназначена для тех, кто только начинает делать первые шаги в астрономии, и для кого вопрос: "С чего начать?" - самый что ни на есть актуальный. Вопрос этот не простой, и каждый любитель решает его для себя по-своему. Как правило, для многих он выливается в знакомство со звездным небом, его жителями и обитателями. Конечно, можно любоваться звездами и не ведая, как они называются. Но когда знаешь о них хоть немного, это во сто крат приятнее.

Для того чтобы сориентироваться на местности или в городе мы пользуемся картами и атласами. Со звездным небом ситуация аналогична. Изобретать велосипед не стоит, достаточно лишь только взять карту... и в путь. "О какой карте идет речь?" - спросите вы. Подвижная карта звездного неба - вот тот путеводитель, с которым начинали знакомиться со звездным небом практически все любители.

Как найти на небе ту или иную звезду, созвездие? Как узнать, что за звезды будут светить над нашей головой сегодня вечером или завтра утром? С помощью подвижной карты вы без особого труда сможете найти ответы на эти вопросы. Более того, с ее помощью вы также сможете решить ряд практических задач по определению условий видимости различных небесных светил. Но сначала посмотрим как она устроена.

Подвижная карта состоит из двух частей - собственно самой карты звездного неба и специального накладного круга. На карте звездного неба показаны наиболее яркие звезды. Именно они и формируют привычные нам фигуры созвездий. Размеры черных кружков, которыми изображены звезды, соответствуют их блеску: чем звезда ярче, тем он больше. Полоса в виде точек, проходящая через всю карту - это наш Млечный Путь (стоит, однако, заметить, что увидеть его в городе с сильной засветкой не так-то просто). Также на карте отображены наиболее яркие и заметные звездные скопления (группами тесно расположенных точек) и туманности (штриховкой).

Теперь пару слов о линиях. Пунктирные линии указывают на карте границы созвездий, а непрерывные, в виде концентрических колец и прямых, - сетку экваториальных координат. Напомню, что эта система координат аналогична той, что используется на Земле: то, что мы называем долготой, на небе - прямое восхождение, а то, что у нас широта - там склонение.

В самом центре карты изображен Северный полюс мира. Рядом с ним - Полярная звезда. Расположенные вокруг Северного полюса окружности - круги склонений. Третий из них, если считать от полюса, - небесный экватор. Он делит нашу небесную сферу на два полушария: северное и южное. Стоит заметить, что в используемой в подвижной карте проекции вид созвездий южного звездного неба довольно сильно искажен.

Овал, несколько смещенный относительно центра карты, - эклиптика. Эта линия построена на небесной сфере движением Солнца, перемещающимся по ней в течение года. На эклиптике легко выделить четыре точки. Первые две, на пересечении с небесным экватором - точки весеннего и осеннего равноденствия. Они обозначаются Т и О соответственно. Две другие - точки летнего и зимнего солнцестояния. В самой близкой их них к Северному полюсу мира Солнце бывает 20-22 июня, а в самой далекой - 20-22 декабря.

По краям карты нанесены даты и названия месяцев. Они нам потребуются в дальнейшем для определения вида звездного неба.

Теперь кратко о накладном круге. По его краям нанесен часовой лимб (циферблат), а в центре находится система пересекающихся овалов. Эти овалы показывают расположение линии горизонта на различных географических широтах. Буквами С, В, Ю и 3 обозначены стороны горизонта.

Итак, мы познакомились с тем, как устроена подвижная карта. Теперь приступим к ее сборке и работе с ней. Сперва саму карту, а также накладной круг наклейте на картон. Затем аккуратно в накладном круге сделайте вырез по линии, соответствующей широте, близкой к той, на которой вы проживаете. Также советую вам между точками Ю и С натянуть темную нить. Она будет обозначать небесный меридиан.

Первое, для чего в основном используют подвижную карту - для определения вида звездного неба. Для этого выберите на карте дату наблюдений, а на накладном круге - время. Затем концентрично совместите накладной круг с картой так, чтобы эти риски оказались рядом. В отверстие накладного круга вы увидите картину звездного неба на выбранные вами день и час. Вращая же накладной круг по часовой стрелке вы сможете посмотреть, как в течение времени изменяется вид звездного неба.

Во время наблюдений для того, чтобы отождествить звезды на карте с теми, что мы видим на небе, поднимите карту над головой. При этом учтите, что она должна быть ориентирована по сторонам горизонта.

При работе с картой необходимо учесть одну важную деталь: часовой лимб, нанесенный по краю накладного круга, изображает часы суток по так называемому среднему солнечному времени (Т сред ). И оно несколько не соответствует тому, что показывают наши часы. Поэтому, для того, чтобы получить картину звездного неба, соответствующую тому, что указывают ваши часы (Т реал ), необходимо поставить карту на время равное: Т сред =Т реал -ΔТ , где ΔT=n-λ+1 h или ΔT=n-λ+2 h (для зимнего или летнего времени соответственно); здесь n - номер вашего часового пояса, а λ - долгота вашего пункта наблюдения. Например: вы хотите узнать вид звездного неба в Москве 20 августа в 20 часов. В этом случае по карте надо смотреть вид звездного неба на Т сред =20 h -ΔT , где ΔT=2 h -2 h 30 m +2 h =1 h 30 m , то есть на Т сред =18 h 30 m (долгота Москвы - 2 h 30 m , номер часового пояса - 2). Я советую вам учитываемые поправки вычислить заранее и записать на обратной стороне карты - тогда они будут всегда под рукой.

Но показать вид звездного неба на данный день и час - это далеко не все, что может подвижная карта. С помощью нее также легко определить время кульминации, восхода или захода небесных светил над горизонтом. Для этого достаточно их подвести на нужную линию и у необходимой даты определить искомое время. Однако и здесь нужно учесть поправку, о которой было сказано чуть выше. Конечно, не стоит считать, что таким образом вы сможете определить момент кульминации, восхода или захода с точностью до минуты, но, если карта сделана добросовестно, то точность ±10-15 минут вам гарантирована.

Аналогичные задачи по расчету условий видимости можно решать также для Солнца и планет. Однако, если положение Солнца на карте определить достаточно просто (для этого проведите от нужной даты к северному полюсу мира отрезок, тогда точка пересечения между ним и эклиптикой и укажет положение Солнца), то положения планет придется отмечать на карте по координатам. Делайте это мягким карандашом, чтобы потом легко было стереть ненужные точки. А вот для Луны проделывать такие процедуры бессмысленно, так как в течение дня она смещается на значительное расстояние, и это не позволяет надежно определить время ее восхода или захода.

Еще несколько деталей, касающихся Солнца: вычитая из времени его захода время восхода, вы легко узнаете продолжительность дня. Также обратите внимание, через какие созвездия проходит эклиптика. Вы увидите, что в разных созвездиях Солнце пребывает разное количество дней, а всего таких созвездий тринадцать.

Теперь самый главный вопрос: где же взять подвижную карту. Во-первых, она ежегодно печатается в "Школьном астрономическом календаре", во-вторых, прилагается к каждому учебнику по астрономии и, кроме того, она опубликована в некоторых книгах, как, например, "Наблюдение звездного неба в телескоп" О. А. Ивлева ("Космоинформ", 1994 г.). А если широта места вашего наблюдения близка к 55 градусам, я бы посоветовал вам приобрести пластиковую подвижную карту, распространяемую нашим журналом. Эта карта примечательна, во первых, тем, что в отличие от бумажных она практически вечна, а во-вторых, ее накладной круг прозрачный, что позволяет наблюдать за движением светил под горизонтом. Кроме того, у нее по кра-ям"горизонта нанесены азимуты - они помогут вам более точно сориентироваться на местности.

Статьи по теме: