Китайская игра похожая на шахматы. Китайские шахматы правила. Правила игры ЛюБо

Китайские шахматы

(Сянцы, Xiangqi)

Война — это путь обмана. Поэтому, даже если ты способен, показывай противнику свою неспособность. Когда должен ввести в бой свои силы, притворись бездеятельным. Когда цель близко, показывай, будто она далеко; когда же она действительно далеко, создавай впечатление, что она близко. (Китайское изречение)

Согласно современным исследованиям игра Сянцы появилась из древней игры ЛюБо 3500 лет назад. В первоначальном варианте ЛюБо каждый игрок имел только 6 фигур: 1 генерала и 5 пешек.

Количество ходов определялось с помощью кубика.

В последствии, игра трансформировалась. Пройдя через множество названий, лишившись кубика, но получив несколько фигур, к XII веку игра превратилась в подобие современных Сянци.

В 80-х годах прошлого века была создана Азиатская Федерация Сянци (AXF), а в 1997 году окончательно сформулированы правила этой игры. Сейчас в китайские шахматы играет не меньше 500 млн. человек. Это более, чем в любые другие разновидности шахмат.

Поэтому Сянци можно смело назвать самой распространенной игрой в мире.

Шахматная доска

Западный современный вариант доски может выглядеть так.

То есть другие нумерация и обозначение полей. Доска имеет 9 вертикалей и 10 горизонталей, т.е. образует 90 пересечений или полей. Вот по этим полям от пересечения к пересечению и передвигаются все фигуры.

Между 4 и 5 горизонталями «протекает» река. Реку могут преодолевать не все фигуры.

Шахматные фигуры

1. Король (Полководец) — военачальник, который не должен покидать пределов своего дворца. Сходство с классическим Королем незначительное. Король передвигается только на одно поле по вертикали или горизонтали в пределах крепости.

В Сянци существует очень важное правило «открытой вертикали»: оба Короля не могут одновременно стоять на одной вертикали, если между Королями нет других фигур. 2. Адъютанты (Ши) — они же военные офицеры, гвардейцы, телохранители, мудрецы и советчики.

Ши так же не могут покидать пределов крепости-дворца и ходят на соседнее поле по прочерченным диагоналям. 3. Слоны (Сян) nbsp;— у красных-важное должностное лицо, а у черных-слон. Ходят Слоны по диагонали через одно поле, но только если это поле свободно.

Слон не может перейти Реку. 4. Конь(Ма) — конь. Движение коня состоит из двух частей. Сначала он идет на соседнее поле вдоль линии, а потом перескакивает на поле, расположенное по диагонали.

Конь не может перепрыгивать через фигуры, но и Река не является ему помехой. 5. Ладья (Че) — боевая колесница. Самая сильная фигура.

Для неё не существует препятствий. Двигается по вертикалям и горизонталям. Очень близка классической шахматной ладье. 6. Пешка (У Красных это — Бин. У Черных — Цзу) — солдаты.

Ходят только вперед поле за полем. Перейдя реку, становятся маневренней: могут делать шаги вправо и влево. На одно поле. Отступать пешки не имеют права никогда.

Дойдя до крайней противоположенной линии, пешка не становиться другой фигурой. 7. Пушка (Пао) — пушка или пушечный выстрел. Двигается Пао также как и ладья.

Но поразить фигуру Пушка может лишь в том случае, если между ней и жертвой расположена любая другая фигура.

Цель игры

Нанести поражение противнику или поставить его в безвыходное положение.

Это возможно, если:

Поставлен мат;

Вы создали патовую ситуацию. Тому, кто попал в данную ситуацию, засчитывается поражение.

Правила игры

Красные ходя первыми всегда;

Нельзя давать вечный шах с повторением позиции более трех раз подряд. Дающему такой шах в четвертый раз засчитывается поражение. При этом атакуемая сторона не обязана менять ходы, более того, четвертое повторение принесет ей победу;

Нельзя неопределенно долго повторять ход преследования фигуры противника, если он не имеет никакого другого способа избежать потери этой фигуры;

Два Короля не могут находиться на одной и той же открытой вертикали;

Если ни одна из сторон не может поставить мат или пат, то партия заканчивается вничью.


В Китае проживает один наш соотечественник, Евгений Колесников. Он живет там уже более 15 лет и периодически выкладывает интересные статьи, в которых рассказывает о разных аспектах жизни в поднебесной. В конце прошлого месяца его сын занял 2-ое место среди детей в городе Гуанчжоу. Месяц спустя Евгений Колесников разместил на своей интернет-страничке интересную статью о том, как в Китае готовят будущих шахматных королей.

"...Гуанчжоу – это шестой по численности город Китая, административный центр провинции Гуандун, самой богатой провинции Китая. Чемпионат проходил в одной из младших школ города с шахматной специализацией. Представляете, китайцы, у которых первый чемпионат страны по шахматам был проведен только в 1974 году (а членом ФИДЕ страна стала в 1975 году), желая добиваться высоких результатов в шахматах, открывают специализированные школы. В данном случае нас интересуют только шахматы, но для общего развития читателей сообщаю - в Китае подобные школы по разным видам спорта встречаются повсеместно (в них учатся дети от 5 до 9 лет). Школы гимнастики, настольного тенниса, шахмат, фигурного катания, бадминтона... Поступить в такие школы можно, как везде: либо одаренным, увлеченным детям, либо блатным. Конкурс огромный. Здание школы – в 6 этажей, в ней учатся 500 учеников. Тут везде шахматы! ВЕЗДЕ! На стенах, потолках и окнах классов - цитаты великих гроссмейстеров (типа: когда вы видите хороший ход, обождите, найдите тот, что получше), китайские мудрости, фото знаменитых шахматистов, классические партии. В классах - плазменные панели ТВ для разбора шахматных партий и просмотра турниров, над классными досками - флаги Китая. На школьном дворе - шахматное поле размером 8 х 8 метров. На нем детишки, облачаясь в наряды шахматных фигур, устраивают представления, у каждого своя роль-фигура. А пара лучших учеников класса руководят игрой, глядя на всё это действие со второго этажа здания школы, грозно и звучно раздавая фигурам команды. Представления открыты для посещения родителями, в такие дни народу приходит очень и очень много. При школе есть несколько отличных баскетбольных площадок, беговая дорожка (60 метров) с песочной ямой для прыжков в длину, гимнастический уголок, разные горки, карусели, качели... Есть здесь и свой маленький пруд с золотыми рыбками – всё по фэншую. Особое внимание в школе уделяется математике и знаете ещё чему? Лепке и рисованию объёмных предметов! Лепка, по мнению китайцев, развивает пространственное мышление и мелкую моторику, что особенно важно для развития интеллекта у детей. А ещё у детей много чтения. В школе висит портрет Максима Горького, увидев его, я почувствовал гордость за Россию и классика. Оказывается, знакомство с российской шахматной школой (а её китайцы крепко уважают – заявляю ответственно!) начинается с Горького, можете себе представить такой поворот?

Школа находится под патронажем Олимпийского комитета КНР и имеет статус резерва. Общеобразовательные дисциплины преподают опытные педагоги. Раз в неделю приезжает гроссмейстер или мастер спорта для проведения мастер-классов в каждом классе школы. В школе учат не только классическим шахматам, но и шашкам, китайским шахматам и игре го. За обучение в такой школе денег с родителей не берут. У школы есть дотация от города, Федерации шахмат Китая, Олимпийского комитета КНР и спонсоров. Китайцы давно поняли: спорт – это политика. Сильная страна не может быть слабой в спорте, и китайцы пытаются развивать все виды спорта. Где-то у них получается, ну а где-то надо ещё прилагать усилия, и не малые. Возможно поэтому на школьном дворе флагшток, на котором флаг Китая и флаг школы. В дни соревнований и по торжественным датам под гимн - поднятие флагов. Руководят этим процессом лучшие ученики школы. Вот такая мера поощрения. Подобные моменты, на мой взгляд, очень стимулируют, с детства вселяя гордость и уважение к флагу твоей страны. Согласитесь?


Хотя, должен заметить, в последнее время многие родители не отдают детей в школы, нанимая тренеров для индивидуальных занятий. В частности, успех Гордея на соревнованиях, когда он обыграл в том числе и мальчишек из этой школы - тому подтверждение. Стоимость частных занятий начинается от 200 юаней (ок. 33$) за час (уровень педагога - КМС) и 500 юаней (ок. 83$) за уровень педагога-гроссмейстера.


Шахматы в Китае нынче очень модны - спорт интеллектуалов. Начиная с 1991 года, когда Се Цзюнь (Пекин) стала чемпионкой мира и держала корону 5 лет, далее взяла её снова в 1999–2001 годах, задав темп и тон будущим победам китайской женской шахматной школы. И китайские шахматистки добились выдающихся результатов. Перечислю чемпионок мира среди женщин из Китая: Чжу Чэнь (Вэньчжоу) 2001-2004, Сюй Юйхуа (Цзиньхуа) 2006-2008, Хоу Ифань (Нанкин) 2010-2012, и с 2013 года - 20 летняя спортсменка держит звание чемпионки мира. У мужчин результаты скромнее.

У китайцев интересная система награждения для маленьких любителей шахмат: на всех соревнованиях награждают первые 8 мест. Кто увлекается Китаем, знает, цифра 8 считается в Китае счастливой, наверняка, именно поэтому китайцы так и поступают. С точки зрения любви к спорту – это тоже похвально, дети радуются успехам, родители - своему чаду. Самая маленькая возрастная группа участников – 6 лет, куда без проблем допускают и совсем маленьких. На подобные турниры в обязательном порядке приходят председатели шахмат уровней провинции, города и района. Статусность соблюдают очень высокую, при этом держатся все очень просто, с улыбкой. Гроссмейстеры также не обходят вниманием соревнования. В школе, о которой я пишу, занятия ведут сразу несколько гроссмейстеров. Представляете какое внимание оказывается детским шахматам? Соревнования разного уровня проходят в школе каждый месяц. На соревнования всегда выделяются новые комплекты шахмат: доска и фигуры. После турнира они передаются в детские дома и дома инвалидов, такая принята мера социальной поддержки. Такой ход мне представляется правильным, детишек всех возрастов нужно поддерживать, таланты детей-сирот и инвалидов также нужно развивать.


И на последок... В Китае, как и в России, 4 детских разряда. Приходишь на соревнования, получаешь автоматом 11-й разряд (по-нашему IV). Далее, уровни 10-9-й (аналог российского III), 8-5-й (II разряд) и 4-1-й (I разряд). Получение разряда - момент интересный, на его сдачу приходят «и стар и млад» без деления по половому признаку. Для получения 10-го разряда достаточно набрать 3,5 балла из 7 партий, а чтобы получить 9-й, надо набрать 5 баллов. Гордей, когда шёл на III разряд, набрал 5,5 баллов и занял в общем зачёте 6 место. За одни соревнования можно подняться на 2 уровня. Условно говоря, если у тебя 11-й уровень, можешь получить максимум 9-й, и так далее. Система присвоения разрядов, на мой взгляд, стимулирует к развитию. На II и I разрядах случайных людей нет.


Закаляют китайцы своих будущих чемпионов! Но ничего страшного, мы им дадим бой!


Кстати, на одной из фотографий, маленькая беленькая девочка, справа от 8-ми и 9-летних девчонок, на восьмом месте - моя доча Милана, ей 4,5 года... Гордей учит её играть в шахматы. И неплохо ведь учит!


Всем побед и позитива! Развивайте своих маленьких чемпионов!..."

Наверное, называть эту древнюю и мудрую игру “китайскими шахматами” также нелепо, как называть нарды – персидскими шахматами. Вернее будет предположить, что сами китайцы для адаптации и популяризации в западном мире Сянци обозначают ее в англоязычном варианте как “Китайские шахматы” (Chinese Chess).

На сегодняшний день Сянци самая популярная в мире игра . В нее играют не только жители Китая, но и Тайваня, Таиланда, Сингапура, Вьетнама, Гонконга, Малайзии, Филиппин… А население этих стран, как известно, составляет более 20% от всех жителей Земли. Так что можно с уверенностью заявить, что в Сянци играет больше людей, чем в любые другие разновидности шахмат – ведь число играющих в Сянци хотя бы от случая к случаю не меньше 500 миллионов человек.

В последние годы игра Сянци становится все более популярной во всем Мире. Постоянно проводятся Азиатские (региональные) и Международные соревнования. Репортажи о этих соревнованиях во множестве можно найти в Интернете.

Сянци - неотъемлемая часть китайской жизни, в этой игре отразилась история Китая и менталитет китайцев, и потому без знакомства с сянци познание Китая будет неполным.

Существует две теории происхождения этой игры:

В пользу теорий первой группы говорит то, что у сянци есть ряд общих черт с шатранджем (арабо-персидскими шахматами), ведущим свое происхождение от чатуранги - древнеиндийской шахматной игры.

Однако известно, что еще в глубокой древности, задолго до появления чатуранги (а это произошло в V веке) в Китае были настольные логические игры (в частности, игра под названием «ЛюБо»), черты которых можно проследить в сянци. Первое надежное упоминание о сянци датируется VIII веком.

Согласно современным исследованиям игра Сянцы появилась из древней игры ЛюБо 3500 лет назад . В первоначальном варианте ЛюБо каждый игрок имел только 6 фигур: 1 генерала и 5 пешек. Количество ходов определялось с помощью кубика. В последствии, игра трансформировалась. Пройдя через множество названий, лишившись кубика, но получив несколько фигур, к XII веку игра превратилась в подобие современных Сянци.

(1134 – 256 г.г.д.н.э.) в описании игры ЛюБо уже встречаются три понятия: Чжоу (Zhuo), Ци (Qi) и Цзюй (Ju).

Чжоу (Zhuo) – это игральная кость , она сделана из бамбука (точно такие же бамбуковые кости применяются в Китае и поныне в игре в кости). Эти кости использовались для того, чтобы определить количество шагов фигуры – Ци (Qi). Сами фигуры Ци делались из слоновой кости, поэтому уже тогда встречается называние этой игры, как Xiang Qi – Сянци, что означает “фигура из слоновой кости”. В те времена среди частей Ци имелся один генерал и пять воинов (пешек). Цзюй (Ju) – это прямоугольное поле битвы или попросту доска для игры.

Правила игры ЛюБо

Согласно правилам игры ЛюБо нужно было захватить генерала противника . В современной Сянци также как и в ЛюБо есть один генерала и пять пешек, и победа обеспечивается завоеванием генерала. Отличие же от ЛюБо в том, что ходы современной Сянци не определяются бросанием кости. Сянци также содержит большее количество фигур.

В сянци, как и в европейских шахматах, доска имеет 64 квадрата, у каждого игрока 16 фигур, из которых одна является главной, и с ее гибелью партия проиграна.

Первое правило Сянцы – Цель игры состоит в том, чтобы нанести поражение противнику или поставить его в безвыходное положение. Это считается выполненным если:

А. Король противника находится под шахом так, что не имеет никакого законного хода, чтобы выйти из под этого шаха.
В. Заведение в тупик вашего противника так, чтобы он не имел никакого законного хода, то есть ни одна из оставшихся у противника фигур не может выполнить ход – и это не ничья, а ваша полная победа!

Пат в Сянци – не ничья, попавшему в пат засчитывается поражение. Целый ряд игровых окончаний в Сянци построен на выигрыше патом.

Второе правило – Красные всегда ходят первыми.

Третье правило – Нельзя давать вечный шах с повторением позиции более трех раз подряд. Дающему такой шах в четвертый раз засчитывается поражение. При этом атакуемая сторона не обязана менять ходы, более того, четвертое повторение принесет ей победу.
Нельзя давать повторяющийся шах, прерываемый ходом, подготовляющим мат на следующем ходу.

Если вы посетите Китай и решите посмотреть на жизнь простых китайцев, то вам обязательно попадется вот такая картина.

Мужчины увлеченно играют в настольную игру по внешнему виду напоминающую… шашки. Да, да именно ШАШКИ, но вы ошибаетесь, эта игра шахматного типа. Перед нами классическое противостояние двух армий из фигур разного ранга.


Многие европейские исследователи называют эту игру КИТАЙСКИЕ ШАХМАТЫ, что по моему мнению не совсем верно. Это - СЯНЦИ, китайская шахматная игра, имеющая многовековую историю и неповторимую самобытность.
Западные исследователи обычно рассматривают сянци как одну из ветвей развития класса игр, корнем которой является шатуранга (чатуранга). По данной версии считается, что шатуранга (чатуранга) - общий предок всех известных сейчас игр шахматного типа. Продвигаясь на запад, шатуранга (чатуранга) породила арабский шатрандж, ставший предком современных классических шахмат. Распространяясь на восток и попав в Китай, шатуранга (чатуранга), а возможно даже уже шатрандж, видоизменились в соответствии с китайскими традициями и превратились в сянци.
Вот как описывает возникновение и замысел игры Роберт Белл в своей книге: «Шатрандж в новой форме претерпел значительные изменения, и уже слоны, всадники, пехотинцы, пушка с боевыми колесницами вели борьбу за пленение вражеского генерала. Каждая армия располагала крепостью, сидя в которой генерал и его мандарины вынашивали свои планы. Для выигрыша партии необходимо было штурмом взять крепость неприятеля. Между двумя армиями протекала река, которую тяжелогруженные слоны не могли преодолеть. Другие легкие фигуры свободно форсировали ее».
Китайские исследователи категорически не согласны с теорией происхождения СЯНЦИ от шатуранги (чатуранги). Опираясь на документы, самые старые из которых датируются эпохой Хань, они утверждают, что игра, ставшая предком СЯНЦИ, появилась в древнем Китае около 3500 лет назад и первоначально называлась ЛЮБО. В этой игре также передвигали по доске фишки, среди которых были пешки и генерал, имеющие различные правила хода, но для определения хода пользовались игральными костями, таким образом, внося в игру элемент случайности. Точно также как и прародителем шатуранги (чатуранги) была игра ТААЯМ. Позже от костей отказались, получив игру ГЭУИЛИ САЙЧЖАН.
В эпоху Тан правила игры были видоизменены, а разнообразие фигур увеличено, что и привело к появлению правил СЯНЦИ, близких к современным. Вполне определённо доказано, что в VIII веке в Китае СЯНЦИ существовали, в них играли двое игроков, кости уже не использовались, а набор фигур соответствовал набору фигур шатуранги (чатуранги) - генерал (король), конь, слон, колесница (ладья) и солдаты (пешки).
Итак рассмотрим саму игру.
Доска для игры в СЯНЦИ состоит из двух половинок с квадратами 8 на 4, которые разделены пространством шириной в один квадрат, известным как РЕКА (или ПРУД). Каждая половина доски имеет четыре квадрата, отмеченные диагоналями, образованный таким образом квадрат из девяти точек представляет собой КРЕПОСТЬ (ЗАМОК). При игре фигуры размещаются на пересечениях линий, а не в самих квадратах. Поэтому доска рассматривается как одно большое пространство из точек в количестве 9 на 10.

В классической игре фигуры представляют собой круглые диски одного размера. На верхней стороне фигуры написано ее значение. Обычно надписи делаются красным и зеленым (иногда черным) цветом. При написании равнозначных фигур используются различные китайские иероглифы их обозначающие, так например если бы на одних фигурах надписи были на английском языке, а на других - на немецком.
На игровой доске в СЯНЦИ представлены следующие фигуры (с учетом правил их движения во время хода):
ГЕНЕРАЛ за «зеленых» («черных»)/ МАРШАЛ за красных - фигура аналогичная шахматному КОРОЛЮ, его потеря означает проигрыш игрока в партии. Может передвигаться на одну точку в вертикальном или горизонтальном направлении, но в своих перемещениях ограничен девятью точками своей крепости (замка). Генералы не могут смотреть лицом к лицу друг на друга (когда по вертикальной линии между ними нет фигур), в этом случае в ответ на ход, освободивший линию, генерал может атаковать через все поле и убить вражеского генерала своим «взглядом» (очень забавное правило с восточным колоритом, сразу на ум приходят кадры из китайских исторических фильмов с пронзительными взглядами актеров, играющих роль каких-нибудь генералов).
ГУБЕРНАТОР за «зеленых» («черных»)/ МАНДАРИН за красных - фигура может перемещаться на одну точку по диагонали, но они также ограничены в своих действиях пределами крепости, т.е. пятью точками, отмеченными жирными линиями.
СЛОН за «зеленых» («черных»)/ МИНИСТР за красных - фигура может ходить по диагонали только на одну следующую точку, кроме этого фигура не может пересекать реку (пруд) и вторгаться на территорию противника.
ВСАДНИК/ КОНЬ - фигура может передвигаться на одну точку по вертикали или горизонтали с последующим перемещением на точку по диагонали. В отличие от шахматного коня, конь в сянци является обычной линейной фигурой - при ходе он не «перепрыгивает» с исходного пункта на конечный, а перемещается в плоскости доски, сначала по горизонтали или вертикали, а затем по диагонали. Если на промежуточной точке хода коня стоит своя фигура или фигура противника, то она блокирует соответствующий ход.
КОЛЕСНИЦА/ ЛАДЬЯ - аналог шахматной ладьи, может передвигаться на любое расстояние по вертикали или горизонтали.
КАТАПУЛЬТА за «зеленых» («черных»)/ ПУШКА за красных - может ходить как шахматная ладья. Захватывает фигуры противника только в том случае, если между ней и атакуемой фигурой будет находиться какая-нибудь третья фигура, называемая экраном.
ВОИН/ ПЕШКА - на своей половине доски может ходить только вертикально на одну точку вперед, на территории противника может передвигаться на одну точку вперед или вбок. При достижении задней линии соперника, может передвигаться только по горизонтали. Способностью превращения в другие фигуры, как в шахматах, не обладает.

Цель игры - объявить МАТ вражескому генералу или добиться патовой ситуации. При этом игрок не может давать вечный шах, он должен варьировать свои ходы.
Генерал находится под шахом при следующих условиях:
- будучи атакован любой фигурой, он может быть пленен при следующем ходе, если не принять меры к отражению атаки на него;
- когда генералы противостоят друг другу на одной вертикали и между ними нет никакой фигур (тот самый пронзительный взгляд).
При объявлении шаха генералу возможно три ответа:
- атакующая генерала фигура может быть взята фигурой противника;
- генерал может уйти из-под шаха;
- шах можно отвратить, используя «специфические» правила хода фигур (например, добавить/убрать экран перед пушкой, парировать/заблокировать всадника).
К сожалению в нашей стране и в Европе СЯНЦИ не смогли добиться большой популярности, хотя это самая популярная игра в Китае (игра есть практически в каждом доме). Но этому есть объективные причины:
Во-первых, чтобы разбираться в самих фигурах необходимо хотя бы на начальном уровне разбираться в китайских иероглифах и уметь читать символы, обозначенные на них.
Во-вторых, практически отсутствует переводная профессиональная литература по данной тематике (разнородные статьи, включая эту) не дадут полного проникновения в мир этой увлекательной игры.
Сейчас много делается для популяризации этой игры, например можно приобрести вот такой набор с фигурами, близкими к шахматным.

Или вот такой сувенирный набор игры в СЯНЦИ в этническом стиле

Перед написанием этой статьи лично «перешерстил» просторы различных маркетов и нашел несколько замечательных симуляторов игры в СЯНЦИ для IOS и Android, чтобы получить представление о ней.
Ради интереса предлагаю и вам ввести в поисковике «xianqi», «xianci» или «сянци», чтобы попробовать себя в этой игре.
Надеюсь, с учетом возрастающего взаимодействия России и Китая, на русском языке начнёт появляться больше литературы не только по истории этой игры, но и с разъяснениями правил и примерами партий.

Китайские шахматы (Xiangqi)

Xiangqi или Китайские шахматы является очень популярной игрой в азиатских странах. Предполагается, что и Xiangqi и классические западные Шахматы произошли от оригинальной индийской игры Чантуранга.

Начальная позиция и цель игры

Xiangqi играется на прямоугольной доске 9x10. В отличие от западных шахмат, фигуры помещены в пересечения линий, а не в поле. Каждый игрок начинает игру со следующими фигурами: 1 король (или генерал), 2 охранника (или советники), 2 слона, 2 коня, 2 ладьи (или колесницы), 2 пушки и 5 пешек. Стартовое положение показано на следующей картинке:

Маленькие квадраты, содержащие диагональные линии называют красным и черным дворцами, а толстую горизонтальную линию в середине доски называют "рекой".
Цель игры мат или пат королю противника.

Движение фигур

Все фигуры в Xiangqi (кроме пушек) используют те же самые правила как для ходови, так и для сбития фигур соперника. Пушки имеют специальное правило, которое будет разъяснено ниже.

Король (генерал)

Король перемещается на одно место вертикально или горизонтально, это не может перемещаться по диагонали. Он никогда не оставляет своего дворца. Как в стандартных шахматах, королю не разрешают делать ход под шах. Если король подвергается нападению (находится под шахом ), соответствующий игрок должен избавиться от шаха немедленно. Если это не возможно, игрок проигрывает.

Охранник (Советник)

Охранник перемещается на одно место по диагонали и точно так же как король, он никогда не оставляет своего дворца. Другими словами, каждый охранник имеет только 5 возможных положений в пределах области дворца.

Слон

Слоны могут перемещаться точно два места по диагонали, и они не могут пересекать занятые поля. Кроме того, слонам не разрешают пересекать реку, они должны остаться на своей половине доски. Это означает, что каждый слон имеет только 7 возможных положений.

Конь

Конь перемещается на одно место вертикально или горизонтально, и потом на одно место, по диагонали наружу. Есть существенное различие между западными шахматами и Xiangqi, потому что конь не может перепрыгнуть через занятые места. На картинке показаны (в зеленых местах) все возможные ходы красного коня, так как черная пешка блокирует левую сторону. .

Ладья

Ладья перемещается как ладья в стандартных шахматах - на любое число мест вертикально или горизонтально.

Пушка

Пушка перемещается таким же образом как и ладья. Однако, если пушка захочет сбить фигуру, то это должно быть сделано перепрыгивая через другую фигуру(свою или противника). Картинка показывает позицию, где все возможные ходы или захваты (отмеченая зеленой точкй черная ладья в верхней части доски) красной пушки отмеченны зелеными точками.
Черный конь на левой стороне доски не может быть захвачен, потому что между ним и пушкой нету одной фигуры. Верхняя черная ладья может быть захвачена пушкой перепрыгивая через красную пешку. С другой стороны, вторая черная ладья (справа) не может быть захвачена, так как пушка прыгает только через одну фигуру (черная пешка и красный конь) .

Пешка

Пешки перемещаются и сбивают только на одно место вперед (они никогда не идут по диагонали). Когда пешка пересекает реку, ее возможние движения увеличиваются - она может быть продвинута на одно место горизонтально.
Пешки не превращаются в другие фигуры. Когда пешка достигает последнего ряда, она может перемещаться только боком.

Другие важные правила

Смотреть также:

Статьи по теме: