Обзор игры Batman: Arkham City. Шире во всех смыслах. Искрящийся ад Аркхема

Старые враги вновь сцепились в бою – на этот раз, в огромном огороженном от посторонних, районе Готем-сити. Как такая концепция игры изменила геймплей, а также графику и сюжет, читайте в обзоре!

Так почему же задержка?

Rocksteady провела очень большую работу над Batman: Arkham City . Создан новый, полностью бесшовный мир, при этом картинка в игре улучшена. Немного изменено управление, способности и гаджеты главного героя. Исчезли раздражающие сложностью потасовки с противниками и особенно с боссами. Существенно пересмотрена постановка сюжета и это главный плюс: по кинематографичности Batman: Arkham City запросто обходит Call of Duty . По сути, перед нами новый фильм о Бэтмене! На фоне таких больших подвижек, можно простить выход игры на месяц позже заявленного срока.

Раз удар, два удар, разворот, критический удар

Гемплей в новой игре про Бэтмена практически не изменился: он по прежнему представляет собой сумашедшие по скорости бои с толпами врагов. Однако, благодаря некоторым изменениям в управлении и системе боя, играть на клавиатуре гораздо удобнее и легче, чем это было в Asylum . Наконец-то можно не заморачиваться над заучиванием новых комбинаций – методичное левой-правой левой-правой тоже эффективно. Прекрасно вписываются в систему боя и быстрые действия – удобно раскидывать врагов бэтарангами или, если больше нравится, использовать заморозку, шокер и даже тросомет.

Изменений нет лишь в стелс-режиме, хотя здесь и не нужно ничего менять – мы по прежнему можем незаметно убирать врагов по одному, используя все доступные способы. Хотя, кулачный режим боя теперь конкурирует со стелсом: если раньше было смертельно опасно подставляться под пули автоматчиков, то теперь пара новых, эффективных кулачных приемов, даст перед врагами несколько секунд форы, за которые можно сократить их число.

Конечно, сюжетные сцены разбавлены потасовками бандитами, некоторые из которых вооружены автоматами, шокерами и щитами. Каждый такой враг требует особого подхода. Отказавшись от унылых боев с мощными мутантами, разработчики заменили их на специализированных боссов. Отличный ход, в Asylum , все эти перекачанные титаном мутанты раздражали.

Графика и визуальное оформление

Не поскупились и на разработку мира Arkham City – он достаточно большой и на изучение каждой его части можно потратить не мало времени. Учитывая то, что в игре нет места, которого бы не коснулась рука дизайнера и декоратора, Arkham City запросто спорит с Deus Ex: Human Revolution по уровню визуального оформления.

Поскольку действие игры проходит зимой, то и антураж города соответствующий: кое-где лежит снег, иногда можно встретить праздничные гирлянды (особенно их любит Джокер), а сами враги тепло одеты и иногда вспоминают про погоду: «Я готов убить за бутылку самогона«, «Это что, опять мистер Фриз колдует?» . Конечно мелочь, но все таки приятно.

Радует и фирменная фишка игры – физика объектов с применением технологии Nvidia PhysX. Можно только посочувствовать пользователям видеокарт AMD – полного погружения в игру у них не будет. Заявленный DirectX 11 тут смахивает на пятое колесо в телеге, да и качество некоторых текстур могло бы быть повыше. Не смотря на это, игра соответствует высочайшим графическим стандартам!

Сюжет

Кто стоит за созданием тюрьмы Акрхем Сити внутри Готэма? Что затевают опаснейшие суперзлодеи? Как живут обычные бандиты? По ходу игры мы узнаем ответы на многие вопросы и встретим не мало крутых сюжетных поворотов. Согласно сценарию, мы увидим нескольких наших «старых знакомых», однако не думайте что это будут стандартные «прилетел-поговорил-победил». Каждая такая встреча имеет соответствующий духу антураж и противников. Ни одна сцена в игре не повторяется, это очень большой плюс.

Интерес представляет не только главная кампания, но и побочные квесты, коих, на удивление достаточно много. Как и другие элементы игры, они выполнены что называется, «вручную» – здесь Вы не встретите «сходи туда, принеси то». Каждый квест детально продуман (чего стоят только поимка маньяка Зассы или освобождение заложников Загадочника!) и достаточно длителен.

Отдельной похвалы заслуживает идея со сменой игрового персонажа на женщину-кошку и (в DLC) на Робина. Фишка в том, что при смене персонажа существенно меняется геймлпей. Для примера, женщина-кошка, не обладает силой Бэтмена, да и враги сильнее ее. Поэтому она использует совершенно другие тактические приемы и арсенал ля борьбы. Привыкнув к Бэтмену, об этом не сразу вспоминаешь.

Общее впечатление

Batman: Arkham City – одна из самых ожидаемых игр года. Игра выполнена на отлично: Вы встретите не только отличную графику, но и занимательный сюжет, а также угарный геймплей. Не поленились разработчики и на своеобразную «прокачку» героя – по мере накопления опыта, мы получаем новые возможности для улучшения костюма, гаджетов и приемов боя. Основная сюжетная линия хорошо структурирована и после прохождения игры, ее события будут разложены в памяти по полочкам.

Сделав чудесный Batman: Arkham Asylum пару лет назад, незаметные до этого Rocksteady Studios сами вырыли себе яму. Если не произойдет какого-то чуда, игры про Бэтмена и спин-оффы про его друзей/врагов — это все, чем им теперь предстоит заниматься до конца жизни. Хотя если все они будут хотя бы наполовину так же хороши, как Batman: Arkham City, — никто, в принципе, не будет против. Вселенную, в которой целых два центральных персонажа носят обтягивающий черный костюм садомазо, а главный злодей — Джокер — кокетливо красит губы и волосы, не любить просто невозможно.

Все говорят, что я люблю тебя

В Arkham City взаимоотношения Бэтмена и Джокера выведены на принципиально новый уровень — пока Бэтмен сосредоточенно глядит на Луну с крыш Аркхем Сити, Джокер шлет ему на PDA задушевные голосовые е-мейлы: «Ты еще не думал о том, что будешь делать, когда я умру?! Не будет ли тебе слегка одиноко? » Ответить почему-то нельзя, но хочется — этим двоим и правда есть о чем поговорить.

Мелкий снег, падающий при лунном свете на кожаный плащ Бэтмена, — одна из самых красивых сцен года.

Джокер, заразивший свою кровь мутагеном в Arkham Asylum, потихоньку умирает на руках у Харли Куинн, но при первой же возможности заражает и самого Бэтмена (внешние симптомы заражения слишком уж похожи на ВИЧ-инфекцию, поэтому от грязных аналогий удержаться все сложнее и сложнее). Противоядие можно извлечь из ДНК вечноживущего злодея Ра"са аль Гула, а изготовить его может только другой злодей — мистер Фриз. В общем, бегать по различным адресам Бэтмену придется не меньше, чем драться или чесать репу.

Вторая причина возросшего количества беготни — открытый город, совсем непохожий на клаустрофобическую психбольницу из первой части. Комендант Аркхема, Квинси Шарп, успел за прошедшее время стать мэром Готэма и переселить всех буйных сумасшедших в строго охраняемый район города — тот самый Аркхем Сити. Никаких случайных прохожих, никаких машин (в том числе и вожделенного бэтмобиля), только банды отморозков, работающих на всех основных врагов Бэтмена. Управляет этой готической версией Южного Бутово профессор Хьюго Стрейндж, который занимается разведением преступников не просто так — на город у него есть свои планы.

Прежде чем ломиться в бой, всегда нужно включить режим детектива и осмотреться. Если вовремя не убрать этого снайпера — дальнейшая битва была бы проиграна.

Но даже без бэтмобиля передвигаться по Аркхем Сити все равно удобнее, чем в любом inFamous или Prototype : у Бэтмена появился усовершенствованный гарпун, который позволяет цепляться за макушку любого небоскреба или башни чуть ли не с километрового расстояния. Ходить пешком нет никакой нужды — при желании можно пересечь весь город, раскачиваясь на домах, как Спайдермен. А еще лучше — забраться куда-нибудь повыше, расправить плащ и полетать, периодически резко пикируя вниз, чтобы набрать скорость. В крайнем случае можно всегда незаметно уцепиться за один из вертолетов, патрулирующих Аркхем Сити, и летать над городом вообще без усилий. Уверяем, там есть на что посмотреть: гигантская Башня чудес (чтобы забраться на ее верхушку в одной из миссий, нужно потратить примерно полчаса), готические церкви, мрачный полицейский участок, заросшее грязью метро и секретные подземелья братства ассасинов — все эти локации потрясающе красивы и не надоедают даже при пятом посещении.

Единственное, что по-настоящему раздражает, — это отсутствие нормальной мини-карты, поэтому, если цель вдруг находится наверху или под вами (например, в канализации), понять это практически невозможно. В итоге большая часть времени, проведенного в городе, уходит на то, чтобы додуматься, куда же идти. Самые мерзкие в этом плане, наверное, миссии по поиску какой-нибудь неочевидной ерунды посреди нагромождения построек — источника радиосигнала Джокера, места, куда ведут следы крови убийцы, крыш, где спрятаны глушилки и т.д. Выручает, как всегда, режим детектива, в котором важные для прохождения или просто интерактивные объекты (рубильники, генераторы) ярко подсвечивают.

Тени и туман

Но стоит только зайти в помещение, как игра сразу обретает знакомый по Arkham Asylum темп: Бэтмен крадется по вентиляционным шахтам, сбивает в полете сразу двух охранников, цепляется за горгулий, прячется, сворачивает шеи и бьет морды. Врагов на экране теперь стало почти как зомби в Dead Rising — целая толпа, но количество рукопашных приемов и комбо тоже увеличилось чуть ли не вдвое. Все по-прежнему работает на трех кнопках (удар, альтернативный удар, блок), но выглядит так, будто у нас тут сложнейший файтинг.

Однако против вооруженных врагов Бэтмен по-прежнему бессилен — они срезают его с двух пуль. Тут-то на сцену и выходит стелс. Чтобы вырубить двух автоматчиков, Бэтмен бесшумно планирует к ним за спину с потолка, еще одного достает через стекло, а третьего мягко хватает за шею из-за угла, не дав даже пискнуть. Стелс больше не сводится к одному-единственному приему «сигани вниз с горгульи»: уровни часто многоэтажные, и вас заметят — если не с балкона, так с галерки.

Женщину-кошку явно рисовали с Холли Берри, а не с Мишель Пфайфер. Так или иначе, но она — лучшее, что есть в игре.

Тут можно, конечно, взорвать дымовую шашку и, махнув плащом, удалиться в темноту, но враги запоминают ваше последнее местоположение и начинают истерично расстреливать каменных горгулий, после чего на них уже не отсидишься. Где-то с середины игры вооруженные враги начинают носить щиты, бронежилеты, электрические дубинки и даже радиоглушилки, которые не позволяют включать режим детектива, что практически равносильно слепоте. Таких мерзавцев нужно уметь вычислять и устранять в первую голову.

По современным меркам игра довольно сложная и часто оставляет вас один на один с задачей, просто указав цель и давая подумать над решением. Арсенал гаджетов увеличился, и каждый из них — будь то радиолокатор, взломщик, взрывчатый гель, натяжной трос, управляемые бетаранги, электрические и замораживающие пушки — обязательно пригодится. При этом Arkham City абсолютно линеен (часто, чтобы пройти уровень, нужно просто вырубить всех врагов на нем) и лишь однажды позволяет сделать сюжетный выбор. А сложность прохождения (кроме топографического кретинизма) частенько нагоняется за счет какого-нибудь едва заметного на фоне богатых узоров люка в полу, который маскирует собой единственный выход с уровня. Видно, что главнее в команде были все-таки художники, а не левелдизайнеры.

Что нового, кошечка?

Но даже без блуждания в трех соснах сюжетная кампания Arkham City занимает не меньше 15-16 часов — не считая сторонних заданий, которых тоже достаточно. К счастью, искать все это время вход в канализацию, где скрывается Джокер, или в десятый раз возвращаться назад за костюмом для Мистера Фриза не приходится.

Можно, конечно, вырубить этих отморозков с шумом и битыми витринами. Но тогда кто-нибудь из безоружных негодяев наверняка прибежит и поднимет с земли оставленный автомат.

В игре полно гениальных моментов, но по-настоящему все меняет появление Женщины-кошки, которая (с такой-то харизмой!) достойна отдельной игры. Достаточно один раз увидеть, как она сигает с небоскреба в пустоту или с какой пластикой и изяществом сворачивает охраннику шею ногами, и желание снова играть за танкообразного Бэтмена пропадет надолго. Кошка умеет ползать по потолку, а магнитный крюк ей заменяет не менее эффективный кнут, которым, конечно, можно наказывать и врагов. Жалеешь только об одном — ее слишком мало, но еще до релиза Rocksteady анонсировали выход четырех DLC-эпизодов, посвященных только ей.

Кроме Кошки, представлена вся основная злодейская сборная сериала — начиная от экс-прокурора Двуликого, Хьюго Стрейнджа, Пингвина, Ра"са аль Гула, его дочери Талии (которая неровно дышит к Бэтмену и поэтому частенько ему помогает), Соломона Гранди и других, рангом пониже. Есть даже Робин — вечный сайдкик Бэтмена, который доступен только в режиме схваток на арене, а в сюжете появляется лишь на десять секунд, видимо, чтобы не раздражать. Все-таки Arkham City — совсем не про него.

Rocksteady снова выложились как в последний раз. Игра просто кишит какими-то неочевидными секретами, необязательными испытаниями и бонусными костюмами. Обычно с такой фанатичной дотошностью блокбастеры делают только в Японии, для Запада — это почти уже забытый подход. Arkham City — игра, которую не пройдешь за пару вечеров. Это игра, которая заставит полюбить своих героев, даже если вы на дух не переносите комиксы и Нолана. Будь она чьим-то платформенным эксклюзивом — продавала бы консоли не хуже Uncharted и Gears of War . Но, к счастью, доступна абсолютно всем.

Реиграбельность:

Классный сюжет:

Оригинальность:

Легко освоить:

Геймплей:

Звук и музыка:

Интерфейс и управление:

Дождались?

Вообще-тоБэтмен никого не убивает: даже сброшенные с небоскреба злодеи у него превращаются в стайку летучих мышей. Но на этот раз все действительно умерли — от счастья.

«Великолепно»

Ты для меня — как открытая книга

Комикс-гики любят рассуждать о том, что сюжетная линия Batman: Arkham City очень похожа на серию комиксов No Man’s Land, где Готэм тоже оказывается во власти конкурирующих банд беглых преступников и психопатов. Мы взяли на себя труд прочитать оригинальный сериал и убедились, что сеттинги у игры и комикса действительно сходные. Зато сюжет у Arkham City более чем самостоятельный.

No Man’s Land — постапокалиптический эксперимент уровня S.T.A.L.K.E.R. или «Метро 2033» , проведенный во вселенной комиксов издательства DC с марта по ноябрь 1999 года.

Землетрясение магнитудой 7,6 балла по шкале Рихтера разрушило большую часть Готэма. За землетрясением последовали цунами, массовый побег заключенных из тюрьмы «Блэкгейт» и Аркхемской лечебницы, эвакуация мирных жителей. Все мосты уничтожены, населенные бандитами и отказавшимися уходить из города честными готэмцами руины объявлены нейтральной территорией, где не действуют американские законы. Вход и выход строго регулируются, черные вертолеты парят над обломками небоскребов.

Итак, мы имеем Готэм вместо Зоны. Киллер Крок, Ядовитый Плющ и Пингвин тут — вместо атомных мутантов, мистер Фриз в роли обязательной в таких проектах техногенной фракции, Двуликий и комиссар Гордон объединились на правах человеческого альянса, Пугало возглавляет туземный религиозный культ. Газовые ловушки Джокера заменяют смертельно опасные аномалии, ну а разгуливающие по улицам многочисленные бэтгерлши, найтвинги и робины — это местные костюмированные сталкеры.

Серия расползлась аж на 80 выпусков основных и второстепенных комиксов про Бэтмена и его друзей, позднее изданных увесистым пятитомником.

90% страниц посвящены потасовкам супергероев и сверхзлодеев в декорациях разоренного мегаполиса, — но случаются и ответвления в безрадостные жизни простых граждан (лазающих за банками тушенки в обиталище Джокера), и даже необычный до 9/11 и урагана «Катрина» социально-политический комментарий про неэффективность действий правительства (выпуски про гуманитарные визиты Супермена и Лекса Лютера из благополучного Метрополиса).

В начале сериала Бэтмен загадочно отсутствует. Но скоро стены разрушенных зданий начинают украшать граффити летучей мыши — к концу первого тома Темный рыцарь выигрывает устроенный Пингвином турнир по боям без правил, а в третьем начинает район за районом отвоевывать Готэм у бандитов, сектантов и мутантов.

Четвертый и пятый тома посвящены войне между фракциями Бэтмена и Джокера за контроль над городом, ну а завершается все кровавой битвой под Рождество, в которой Джокер похищает всех родившихся за время действия No Man’s Land младенцев, убивает жену комиссара Гордона и получает пулю в коленную чашечку.

В целом «Ничья земля» — не шедевр уровня «Долгого Хэллоуина» Джефа Лоэба или «Возвращения Темного рыцаря» Фрэнка Миллера (как и всем кроссовер-проектам, шизофреническому сериалу не хватает цельности авторского видения), но пятитомник все равно красуется на полке у любого серьезного поклонника Бэтмена.

Это уникальная в истории DC возможность посмотреть на любимого героя в постапокалиптическом сеттинге, превосходная работа художников (см. картинки!), а общая идея у комикса ясная и гуманистическая: даже при самом полном распаде цивилизации человек должен оставаться человеком, а Бэтмен — Бэтменом.

Бэтману в последние годы везет: и тебе удачный перезапуск комиксовой вселенной Justice League, и собирающая огромную кассу кинотрилогия, и безоговорочно отличная видеоигра Arkham Asylum. Чтобы идеально завершить семилетку, Летучей мыши осталось только пройти очередное компьютерное испытание и не уронить планку с последним фильмом. И если последнее задание Бэтману на пару с Бейном еще только предстоит выполнить, то с продолжением замечательной игры 2009 года мы можем ознакомиться уже сейчас.

Летучую мышь опять угораздило попасть в закрытую банку с пауками. На этот рад под игры психически нездоровых героев и злодеев Готема отвели целый район города. Очевидно, чтобы выказать свое уважение к тонкому душевному миру разноцветной компании, в качестве площадки для разборок выступил самый что ни на есть городской центр. Ну, по крайней мере так нам сказали, не гляди, что на самом деле это какой-то край, граничащий не иначе как с Северным ледовитым океаном. Зачем вообще вся эта веселуха, поначалу понятно плохо. Не просто же так масляный доктор Масло странный доктор Стрендж — ахтунг: он знает, кто скрывается под маской! — собрал себе такую богатую коллекцию пациентов - Джокера, Двуликого, Мистера Фриза, Пингвина и всех-всех-всех (многих наши геймеры могут даже и не знать: например, кто такой Дэдшот и чем он знаменит?), чтобы их там всех тупо переубивать. Но тогда - и правда, зачем?

Вообще, многие моменты в Batman: Arkham City ориентированы на заядлых поклонников комикса, и потому скорее всего полетят мимо основной массы игроков из бывшего СНГ. Что по иронии будет неприятно прежде всего как раз знатокам. Как же это так, Вася понятия не имеет, кто это там вообще названивает по телефонным будкам, но все равно получает удовольствие от прохождения? Что же это за наглость такая? Нам же в свою очередь остается только радоваться, что для увлекательной игры в B:AC совершенно необязательно знать всю о-очень богатую бэтмановскую мифологию.

Как бы то ни было, заварившуюся кашу нужно расхлебывать, да и в образе Бэтмана на улицах Аркхем Сити выжить легче, чем в образе плейбоя Уэйна, а потом - звоним дворецкому Альфреду и просим отправить эксперсс-почтой посылочку с рабочим костюмчиком. Ну и всеми полагающимися рабочими инструментами.

Мастер на все руки

Арсенал у нашего летучего сыщика внушительный, особенно учитывая экстренные условия доставки и экипировки бэт-побрякушек. Кое-что ожидаемо откроется не сразу, но и стартовый джентльменский набор очень даже неплох. Геймера сразу же знакомят с крюком для городских путешествий, хитрым компьютером для взлома и прослушивания всего, что можно и нельзя взломать и прослушать, а также традиционными гранатами-взрывчаткой-бэтарангами. Невольно удивляешься, как с таким убойным набором Брюс Уэйн умудряется неукоснительно следовать заповеди «не убий».

Да, Бэтман принципиально не убивает людей, потому что поклялся, дал обет или что-то в этом роде. Это, конечно же, известно всем поклонникам комиксов от DC, но сколько их в СНГ, этих хардкорных фанатов? Даже в перезагрузочных фильмах Нолана единственный персонаж, которого Бэтман так или иначе, но все-таки убивает, все равно де-факто бессмертен, просто очень раздражителен после каждого визита на тот свет. Поэтому, когда Бэт будет просто связывать очередного злодея вместо того, чтобы искупать его в кислоте, знайте - он верен своему слову, а не стесняется, потому что дети смотрят. Это уже авторы включили в Уэйне гуманиста, потому что дети смотрят. Бездна разницы.

С таким крутым боекомплектом Бэтман сможет поиграть и в вот этого величайшего детектива всея вселенной DC Comics, и в скрытного ночного охотника, и в непрошибаемого промилу. Первый пункт, впрочем, присутствует больше для атмосферы - все злодейские головоломки элементарны, а редкие улики находятся разве что не сами собой. Никакого вызова, зато общая картина игры от таких коротких, простых но при этом занятных, тихих-спокойных (особенно по сравнению с остальной суматохой) эпизодов становится только ярче. Не все же Бэтману морды бить, в самом деле.

Но уж когда дело доходит до драки, наш подопечный рубится самозабвенно — разрекламированные кулачные свалки и правда хороши. На первых порах, правда, чересчур уж суматошны, плюс по чисто тактильным ощущениям напоминают скорее какую-нибудь ритмическую игру типа Dance Dance Revolution или даже Guitar Hero, чем предвкушаемый Berserk (странно, но этот короткий мини-шедевр с Dreamcast – вообще единственный beat-em up кроме не подходящих под ситуацию Streets of Rage, который мне удалось вспомнить), но как только вы адаптируетесь к правилам местных кулачных разборок, все станет просто замечательно. Бэтман научился драться красиво. Дал два раза первому уголовнику в лицо, увернулся от удара сзади и тут же отвесил с ноги нападавшему, перепрыгнул через третьего, притянул к себе крюком четвертого и мощно приложил его в полете, а потом еще, а потом еще… Что еще лучше, все эти драки не приедаются даже после десятков набитых в Акрхэм-сити часов.

Большую часть благодарности за это стоит, правда, отдать многообразию супергеройского досуга. Закрытый городок Аркхэм не так уж велик по размерам, зато просто нашпигован контентом. Большие и малые развлечения попадаются под крылья буквально через каждые пару метров. Битвы с боссами, побочные задания, копилки достопримечательностей в стиле «сдуй сотню развешанных Джокером черт знает где воздушных шаров», четыре с лишним сотни заданьиц различной степени зубодробительности на открытие ларцов с конфетами от Риддлера (ээ, Загадочника), отдельные сюжетные ветки, и так далее, и так далее - представьте, что Skyrim попытались сжать до размеров той самой паучьей банки, и вы получите примерную картину.

Про консольность и приспособленность управления под эргономичные-наше-все геймпады. Новости часа: геймпады не спасают. Никакие. Игры все сильнее начинают утыкаться в стенку ограниченности геймпадного функционала. Бэтмен может делать тысячу разных вещей одновременно, но вот управляющие им геймеры, увы, смогут «раскрыть потенциал» той же боевки только после пары месяцев усердной пальцевой акробатики и десятка-другого перепрохождений сюжетной кампании. Чего не произойдет. Увы и ах, добрая половина боевой хореографии уйдет в никуда. С тучей же детективных технологичных штучек все проще - в нужный момент можно спокойно остановиться, вспомнить, какие пять кнопок на паде нужно одновременно нажать, чтобы выбрать вот тот сканер или вон ту взрывчатку, и спокойно так разобраться с насущными проблемами лучшего в мира детектива из комиксов. Лучший из опробованных вариантов - клавиатура плюс мышь с шестью функциональными клавишами и перенастроенное управление. Стоило ли оно того, правда, вопрос.

Между тем, наш герой вовсе даже не неуязвим. Особенно когда в него стреляют в упор из обреза. Соваться напролом танком «Тигр» будет получаться далеко не всегда - в отличие от нашего праведного героя, пятеро бугаев с автоматами не постесняются быстро-быстро нашу летучую мышь изрешетить и быстро дотащить труп до босса, чтобы тот успел сказать пару добрых слов перед геймовером и загрузкой последнего сейва. Плохие боевые танцоры, к слову, рискуют огрести тумаков и в простых кулачных боях, особенно на высоком уровне сложности. Так что кое-какой вызов игра все-таки бросает, что на фоне Rage и прочих Battlefield 3 (речь, конечно, о сингле новой «батлы») не может не радовать.

Пока одни прокачивают импланты, а вторые - веру в (артефакты) Императора, Бэтман прокачивает свой костюм. Если честно, от этой повсеместной прокачки уже начинаешь уставать, но в данном случае все пристойно: рюшечки с левел-апа не научат Уэйна метать бэтаранги с закрытыми глазами и валить по восемь врагов за один удар, но дадут возможность при желании рубиться еще более зрелищно и, при должном уровне владения контроллерами, эффективно. Есть в запасниках Уэйнтек и облегчайзеры, но их не особо много, что не может не радовать любящих содержательную игру геймеров.

Цирк в городе

С атмосферой все сложнее. С одной стороны, у нас есть крутой Бэтман, мрачный Готэм и сумасшедшие злодеи - все как надо, а с другой - ну уж слишком много психов собрались на нашем небольшом пятачке. Прямо какой-то парад пополам с звездопадом. Для вообще всех иногда и целого города бывает мало, а тут они еще зачем-то скучковались в одном пятачке, не иначе как хотят покрасоваться перед камерой. Если же не заострять свое внимание на этом всеобщем построении (что, правда, сложновато с таким-то калейдоскопом), то клаустробофичный мир Бэтмана во второй раз подряд получился просто на «отлично». Закупоренный криминальный район живет бурной жизнью - озлобленные рядовые бандиты рыщут по улицам, стараясь найти, чем поживиться (насущный вопрос, за чем охотиться в первую очередь - богатеньким Брюсом Уэйном или все-таки едой?) и болтая о тяжелых мрачных буднях, гангстеры рангов повыше проворачивают свои дела, надо всем этим невеселым цирком нависло око наблюдающих со стороны жандармов.

Ну и да, кругом красивая трехмерная урбанистическая готика, беспробудная ночь и холод. И тревожная-тревожная музыка, для задания верного настроения уже даже не особо нужна, но все равно мило дополняющая общую мрачно-пафосную картину.

Про Женщину-кошку. Стоит отдать разработчикам должное: они вплели DLC-персонажа в игру практически безболезненно для решивших ограничиться одним главным героем геймеров. Не забывая, впрочем, их постоянно дразнить. К приключениям летучего детектива попрыгушки воровки Селины по стенам и потолкам не имеют практически никакого отношения, отчего смотрятся порой глуповато. Вот Женщина-кошка под нашим чутким руководством продралась через орду отравленных Ядовитым Плющом бандитов, чтобы… вот сцапанной ею лично в ролике на движке. Отличный эпизод. Содержательный.

Свалившееся на нас в ноябре геймерское раздолье - это… а ладно, у меня на самом деле нет подходящих слов. Такой ковровой бомбардировки отменными проектами не случалось давно. Просто отличная игра (см. Saints Row the Third) запросто могла бы потеряться в плеяде таких звезд, как Battlefield 3, Skyrim, Call of Duty и - нашего замечательно Arkham City. У игры практически нет недостатков, с какой стороны не посмотри. У нас есть все - и графика, и геймплей, и история, и море контента, и подарки для фанатов, и доступность для новичков в мире Бэтмана, и все-все-все, чего может желать душа любителя компьютерных игр. Единственная состоятельная отговорка для не сыгравших в B:AC – банальная нехватка времени при общей холодности к культовому персонажу DC. Тогда мы благодушно позволим отложить игру до новогодних каникул.

Дата выхода: 18 октября 2011 Издатель: Warner Bros. Interactive Entertainment Разработчик: Rocksteady Studios Жанры: Action / Adventure Платформы: PC / PS3 / Xbox 360 В : 382 место Оценка редакции: 90 %

Стоит играть? (на основе оценок читателей)

Как вам игра? + 1 (все положительные)

Делать игры про супергероев всегда сложно, поскольку у тех миллионы фанатов по всему миру, с особым трепетом покупающих новый комикс или ставящих на полку коллекционную фигурку. Поклонники готовы в один миг смешать неудачный проект про любимого персонажа с грязью, если им не понравится костюм или характер последнего. Но сотрудникам Rocksteady Studios, представившим Batman: Arkham City, удалось избежать народного гнева.

«Я не видел тебя с тех пор… Как давно это было?»

Задача разработчиков была вдвойне сложной и оттого, что от них требовалось выпустить сиквел, не уступающий по качеству первой части. И даже превосходящий, поскольку нынешней публике недостаточно продолжения, в котором логично продолжается история, но отсутствует множество новшеств. «Совсем зажрались, господа», — как говорили классики. Удалось ли Rocksteady удивить геймеров? Отчасти, но это не помешало игре претендовать на звание «Лучшей» в 2011 году.

События сиквела напрямую связаны с первой частью, поэтому, по-хорошему, сначала нужно пройти Arkham Asylum, и лишь затем приниматься за Arkham City. Да, первая игра заметно меньше продолжения, но, во-первых, никто не говорит, что она хуже, а во-вторых, вы ведь хотите быть тру фанатом, не так ли? К примеру, чтобы понять, почему Темный рыцарь неожиданно стал сотрудничать с Бэйном для уничтожения «Титана», нужно знать сюжетную линию первой игры.

В ней разработчикам удалось создать уникальную формулу успеха, которая не продемонстрировала себя в полной красе из-за ограниченности. Бэтмена заперли в «четырех стенах», и нам приходилось бегать вперед-назад, по пути задействую свои недюжинные детективные способности и крепкие кулаки. В сиквеле формулу увеличили в разы и сдобрили большим открытым миром, правда, ограничив его территорией недавно созданного района для преступников, убийц и психически больных.

Инициатором выступил новоизбранный мэр Готэма, а руководить этой утопией назначили доктора Хьюго Стрейнджа — «величайшего организатора преступлей», как в одном из комиксом говорит сам Брюс Уэйн. Злодей даже и не думает наводить порядок на вверенной ему территории, вместо этого вынашивая загадочный план «Протокол 10». Именно это и привлекает внимание Бэтмена, не по своей воле оказавшегося в Аркхем-Сити, уже в начале игры.

«Без страха жизнь не имеет смысла»

По-настоящему титаническую работу проделали художники и дизайнеры из Rocksteady Studios. Мрачный мир, постоянно падающие с неба хлопья снега, тьма и освещаемые лишь фонарями и неоновым светом улочки позволяют проникнуть той особой атмосферой, что всегда окружала Темного рыцаря. Он не сладковато-приторный герой в синих треко, не быстроногий весельчак и даже не асоциальный хохотун в красно-черном костюме. Жизнь Брюса Уэйна полна боли и потерь с раннего детства. Постепенно разум ребенка, взирающего на беззаконие и гнев из огромного особняка, деформировался, все больше отдаваясь мраку.

Бэтмен стал был идеальным антагонистом, но человечеству нужен именно такой супергерой — временами злой, предпочитающий скрываться под покровом ночи и не гнушающийся далеко не положительных поступков. И разработчики смогли идеально передать характер протагониста, окружить его подходящем местом, благодаря чему — создать уникальную атмосферу с элементами нуара.

Но игра не получилась бы такой классной, не появись в ней столько героев из комиксов. Достаточно просто перечислить имена, чтобы тру фанаты (это же вы, помните?) начали бросать в монитор деньги: Джокер, Двуликий, Женщина-Кошка, Пингвин, Робин, Харли Квинн, Глиноликий, Загадочник, Ядовитый плющ, Найтвинг, Бэйн, Мистер Фриз, Ра’с аль Гул, Пугало, Дэлшот, Зсазс и многие другие. В какой еще игре можно встретить столько героев и антигероев, у каждого из которых уникальный характер, свои помысли и цели?

Особенно стоит выделить возможно побегать за Селину Кайл — ее грация, плавные движения даже во время боя, прыжки по стенам, которым позавидовал бы и Человек-Паук, харизма влюбляют в себя буквально с первых минут. После Женщины-Кошки уже не хочется возвращаться к Темному рыцарю, но, увы, ей отвели всего несколько часов в дополнении.

«Как ты мог угадать больше половины моих загадок?»

Сценарий сюжетной кампании не получился таким, что тебе не хочется отрываться от Batman: Arkham City даже на пару минут. Не получилось у Rocksteady и создать не занудную боевую систему, как бы странно это ни звучало. По сути, прохождение строится на нескольких компонентах: пикирование на головы противников, по возможности стелс, разгадывание не самых сложных загадок и драки против одновременно десятка-другого врагов. Со временем это начинает утомлять, что портит впечатление от игры. Даже драки с боссами, увы, не запоминаются надолго.

Но на помощь приходят излюбленные сейчас разработчиками дополнительные задания — благодаря ним вносится жизненно-важное разнообразие. Будете вы собирать вопросы от Загадочника, отвечать на звонки психопата-убийцы или спасать редкого прохожего от манька — не важно. Главное, что благодаря всему этому игра притягивает к себе, буквально заставляя проходить все больше миссий и разбираться с очередной толпой противников.

Интересно и решение Rocksteady добавить элементы RPG, а именно — прокачку протагониста, что достигается открытием новых способностей, облегчающих прохождение. Также нельзя не отметить и появление новых гаджетов, включая замораживатель и электрошокер, с помощью которых можно как разбираться с противниками, так и открывать заклинившие двери, перемещаться по воде и так далее.

Сиквел не стал откровением, многое мы уже видели в Arkham Asylum, чья основная проблема заключалась в ограниченности, которую с лихвой решили в продолжении. Увы, сценаристам не удалось передать тот же накал, но это проблема всех больших и долгих игр, которую решают введением большого количества второстепенных персонажей и дополнительных сюжетных линий. То же сделали и разработчики из Rocksteady Studios, но разве игра из-за этого получилась плохой? Наоборот. В итоге Batman: Arkham City получает заслуженные 9 баллов из 10 .

Главная прелесть вселенной Бэтмена заключается в том, что ее довольно трудно испортить. Возможно, дело в персонаже — хмуром миллиардере, который по ночам переодевается в латекс и разделывается со злодеями не лучами смерти из глаз, а кулаками и гаджетами гаражного производства. Возможно, дело еще и в Готэме — пожалуй, самом болезненном из выдуманных городов Америки, где каждый первый — жертва, а каждый второй — преступник или маньяк. Как бы то ни было, такую задумку в принципе сложно испоганить: даже у Джоэля Шумахера, в мерзком «Бэтмене и Робине» были эпатажные персонажи, вроде синего и лысого Арнольда Шварценеггера. И даже у самых нелепых Бэт-игр (у Бэтмена, как и у большинства супергероев, хватает нелепых поделок в этом разделе портфолио) был этот небьющийся козырь: сильные личности на главных ролях и сеттинг, по атмосфере безысходности похожий на заблеванный советский полустанок декабрьским вечером. Настоящая, взрослая история. Супермэну, который, в отличие от Бэтмена, так и не смог вырасти из надетого поверх штанов исподнего, такое и не снилось.

Я — черная моль

Талантливые же люди, прикасаясь к волшебным резиновым ушам Брюса Уэйна, становятся великими: это произошло с Тимом Бертоном, снявшим в 1989 году лучшую на свете Бэт-экранизаию. Это произошло с Джеком Николсоном, который после «Сияния» и до гениальной роли Джокера девять лет снимался в различной ерунде. И сейчас это происходит с вылезшими буквально из ниоткуда Rocksteady Studios .

После оглушительного успеха Batman: Arkham Asylum 2009 года они ведут себя, как стадионные рок-звезды, выходящие на запланированный бис: в Arkham City дают побить почти всех более-менее значимых злодеев (включая Пингвина и мистера Фриза), поиграть за невероятно пластичную, но уязвимую Женщину-кошку, а также свободно исследовать целый район Готэма. Даже если не тратить время на побочные задания и бежать только вперед, прохождение займет никак не меньше 15-16 часов: серьезный результат для современного блокбастера и сложная задача для геймдизайнеров, которым нужно идеально выдержать темп, чтобы никто не заскучал.

Но спешить или скучать здесь хочется меньше всего на свете. Впервые вырвавшись на волю, занимаешься вовсе не разгадкой очередной интриги Джокера, а заворожено осмотришь на то, как мелкий снег падает на развевающийся в лунном свете кожаный плащ Бэтмэна. Или, расправив руки, резко прыгаешь вниз с высоченной крыши собора для того, чтобы свободно облететь полрайона. Как вариант — можно просто прыгать от здания к зданию, цепляясь за них при помощи гарпуна. Или, свесившись с патрульного вертолета, хозяйским взглядом осматривать окрестности. Главное — без крайней надобности не спускаться вниз, на улицы. Ведь Аркхем Сити — это ни что иное, как готическая версия Марьино: отгороженный стенами и патрулируемый вертолетами район-тюрьма для известных преступников, в котором не существует чистых подворотен, а последняя лампочка в туалете была разбита еще при царе Горохе.

Впрочем, основная часть истории разворачивается все-таки в довольно камерных декорациях соборов, заброшенных полицейских участков, больниц, лабораторий, разрушенном метро, канализаций и секретных подземельях старого города. Там все вопросы «куда идти» отпадают сами собой, остаются только вопросы «как». В такие моменты понимаешь, что Arkham City позволяет не просто примерить знаменитый кожаный костюм, она дает почувствовать себя Бэтменом.

Бэтмен не ломится сквозь локации, словно кабацкий бугай — он тяжелой поступью входит в комнату, и это значит, что кроме него оттуда уже никто не выйдет

Я — летучая мышь

В такие моменты все то, что казалось недоработками (вроде неудобной навигации, когда нужно битый час бродить вокруг очередного здания в поисках входа) внезапно обретает смысл, становится понятно, чем Бэтмен отличается от других ряженых дурачков, именуемых супергероями. Бэтмен не тычется носом в стены дома — он проводит расследование, ищет секретный лаз. Бэтмен не шкерится в вентиляции, он, включив рентгеновское зрение, изучает обстановку. Бэтмен не ломится сквозь локации, словно кабацкий бугай — он тяжелый поступью входит в комнату, и это значит, что кроме него оттуда уже никто не выйдет. Но это не значит, что он неуязвим. Герой силен и может раскидать голыми руками любое количество шпаны с битами и арматурой, но он не выдержит даже пары пуль из автомата. Поэтому он действует скрытно, смертоносной тенью пикирует на врагов сзади и не стесняется нечестных приемов — вырубает урок ударом о кирпичную кладку. Будучи лучшим в мире детективом (или играя роль пресыщенного жизнью богатея) Уэйн-Бэтмен остается человеком, который думает, чувствует и не собирается умирать ради геройской бравады. Как Буратино из детской песни, «он не игрушка, он живой»

И это, в первую очередь, заслуга Rocksteady. В недавнем эти люди сравнивали себя с Бэтменом от игровой индустрии, и небезосновательно. Проблема большинства студий в том, что почти у всех есть талантливые программисты, дизайнеры, художники и продюсеры, но мало у кого есть режиссеры. В Rocksteady кто-то явно обладает соответствующим талантом. Игра не только разнообразна, красива и т.д., она идеально выверена во всем, от необязательных внесюжетных встреч до уровня сложности. Едва вы приучите себя включать рентгеновское зрение перед каждой стычкой (очень помогает в бою), как на сцене появятся враги с портативными глушилками, убивающими любую электронику. Только научитесь осознано чередовать две кнопки удара, наблюдая, как Бэтмэн в ритме танца раскидывает врагов — получите противников с мечами, щитами и электродубинакми, против которых старые приемы окажутся уже недействительны.

Как и Джокер, Arkham City знает, когда и где позлить игрока головоломным заданием, а когда — заманить очередным роликом или телефонным звонком. Она откровенно манипулирует игроком, но делает это настолько профессионально, что правила игры принимаешь сразу и безоговорочно. Будь Arkham City чуть проще — безумная магия бы вмиг улетучилась, превратив игру в интерактивную экскурсию по местам боевой славы. Стоит только добавить в нее Бэтмобиль — сразу пропадет все очарование путешествий по крышам города.

Для того, чтобы уничтожить очередную игру с открытым миром, журналисты держат наготове ровно одну претензию, напоминающую лозунг демонстрантов с Триумфальной — «Нет свободы, все линейно». Arkham City действует тоньше — несмотря на ощущение вседозволенности (Пойти на сюжетную миссию или заняться поисками Риддлера? Придушить этих снайперов, или прокрасться мимо них по вентиляции?), все уже и так решено за нас визгливым клоуном. Но знает об этом только сам Джокер.

Arkham City — это Джокер от игровой индустрии, тонкий кукловод и гениальный постановщик

Многие современные игры, даже те, кто получает у прессы «восьмерки» и «девятки», хороши частями, но в целом похожи на неудачные генетические эксперименты по клонированию из четвертой части «Чужих»: вроде бы основные части тела присутствуют, но вместо левого плеча почему-то оказывается зубастый рот, позвоночник имеет форму знака «&», а из-под ребер вылезают грыжи. У Arkham City — все на месте: ни один гаджет не пылится без дела, ни одна возможность не оказывается лишней, а любой побочный квест стоит того, чтобы если не пройти его, так хотя бы обратить внимание. Поэтому, продолжая метафору самих Rocksteady, Arkham City — это Джокер от игровой индустрии, тонкий кукловод и гениальный постановщик, чьи представления заслуживают только высших похвал.

Как работает Batman: Arkham City?

1 — Все бандиты в игре работают на разных злодеев — эти, судя по наряду, состоят на зарплате у Двуликого.
2 — Каждое помещение и подворотня оформлены с каким-то неземным тщанием — повсюду необязательные плакаты, узоры и секреты.
3 — Все уровни в игре, как правило, многоэтажные и нелинейные: везде есть обходные пути, где можно прокрасться по-тихому.
4 — Четыре врага для Arkham City — это скорее исключение: в некоторых сценах приходится сражаться с толпой из нескольких десятков бандитов.
5 — Бэтмэн по ходу игры может разучивать новые комбо и открывать более сложные гаджеты. Но игра не утомляет прокачкой — участие игрока в этом процессе минимально.

1 — Отсидеться на каменной горгулье — по-прежнему универсальное спасение почти в любом бою. Но со временем враги это поймут и начнут расстреливать горгулий из автоматов.
2 — За летающие над городом патрульные вертолеты можно незаметно уцепиться — получится бесплатное, хотя и неуправляемое такси.
3 — Гарпун цепляется за любое здание и бьет чуть ли не с километровой дистанции — Спайдермэн удавился бы.
4 — Бэтмобиля в игре, к сожалению, нет. По словам Rocksteady, они просто не хотели превращать игру в еще одну GTA.

Статьи по теме: