Правила игры в нарды. Правила игры в нарды для начинающих

Короткие нарды правила игры

В коротких нардах успех зависит от мастерства в значительно большой степени, чем в длинных нардах, именно поэтому на западе играют между собой и проводят турниры фактически только в короткие нарды. То же относятся и к сайтам для игры в нарды онлайн — все они предлагают короткие нарды, там они называются backgammon.

Как можно поиграть в эту игру:

Главные отличия игры короткие нарды, делающие ее более динамичной и захватывающей:

1. Расстановка шашек.
2. Розыгрыш битых шашек.

Чтобы начать игру короткие нарды, каждый бросает одну зару. Этими бросками определяется, кто походит первым, и какие числа для первого хода он будет использовать. Если у обоих выпали одинаковые значения, кидают зары до тех пор, пока не выпадут разные. Игрок, у которого выпало большее число, передвигает свои шашки в соответствии с числами на обоих зарах.

В игре короткие нарды после первого хода, игроки поочередно бросают обе зары. Число на каждой из них говорит, на сколько пунктов, игрок может переместить свои шашки. Шашки всегда движутся только в одном направлении — от пунктов с большими номерами к пунктам с меньшими.

Короткие нарды — начальная позиция

рис 1. Начальная расстановка шашек для игры в короткие нарды.

В игре короткие нарды пункты нумеруются для каждого игрока отдельно, начиная с дома данного игрока. Домом каждого игрока является последняя для него четверть игрового поля, начинается с пункта, в котором в начальной позиции стоит пять камней. Самый дальний пункт является 24-м пунктом, он же является 1-м пунктом для соперника. В коротких нардах у каждого игрока имеется 15 шашек. В начале шашки у каждого игрока расположены так: две шашки в 24-м пункте, пять в 13-м, три в 8-м и пять в 6-м.

Короткие нарды – цель игры

Цель игры короткие нарды та же, что и в длинных нардах — перевести все свои шашки в свой дом и затем снять их с доски. Первый игрок, который снял все свои шашки, выигрывает партию.

Короткие нарды — движение шашек в игре

рис 3. Варианты ходов шашек в коротких нардах.

1. В игре короткие нарды шашка может перемещаться только на открытый пункт — такой, что не занят двумя или более шашками противника.

2. В игре короткие нарды. числа на обеих зарах определяют отдельные ходы. К примеру, если у игрока выпало 4 и 6, он может пойти одной шашкой на четыре поля, другой — на шесть, или одной шашкой сразу на десять (четыре плюс шесть) пункта, последнее только в случае, когда промежуточный пункт (отстоящий на 4 или 6 полей от начального пункта) тоже свободен.

3. В игре короткие нарды, игрок, у которого выпал дубль, играет каждое из чисел на каждой из костей дважды. Например, если выпало 6-6, то игрок должен сделать четыре хода по шесть очков, и он может передвинуть шашки в любой комбинации, как сочтет нужным.

4. Игрок обязан ходить оба выпавших числа, если это возможно (либо все четыре, если выпал дубль). Если можно сыграть только одно число, игрок обязан сыграть это число. Если каждое из чисел по отдельности можно сыграть (но не оба вместе), игрок должен играть большее число. Если игрок не может сделать хода, то он его пропускает. Когда выпал дубль, а игрок не способен сделать все четыре хода, он должен сделать все, что возможны.

Как побить и зарядить шашку в игре короткие нарды

В игре короткие нарды пункт, занятый только одной шашкой, называется блот. Когда шашка соперника останавливается в этом пункте, блот считается побитым и шашка кладется на бар.
В коротких нардах, соответственно модно и нужно ставить в один пункт две шашки, защищая их от боя. Возможность составить сдвоенные шашки определяется броском игральных кубиков.

Соответственно, нельзя побить сдвоенные шашки, или поставить туда свою. Если зара дает возможность пойти на пункт, занятый больше чем одной шашкой соперника, то шашка "не идет". Когда шесть полей перед шашкой заняты сдвоенными шашками соперника, ваша шашка получается запертой. Пока существует заслон, двигаться она не сможет.

Уточнение: нельзя убить шашку противника и "запрятаться", то есть нельзя переместить ее тем же ходом так, чтобы она встала на пункт с другой своей шашкой и сделалась сдвоенной, и защищенной от побития.
Можно:
* побить и накрыть одну свою шашку другой;
* побить и пойти дальше на свободный пункт (не прятаться);
* побить и выбросить.

рис 4. Белым выпало 6-4 и одна из шашек на баре, они должны зарядить шашку в пункт 4 в доме, поскольку пункт 6 занят красными.

В коротких нардах, если на баре находятся его шашки, первая обязанность игрока — это зарядить их в доме противника. Шашка возвращается в игру, вступая на пункт, равный значению, выпавшему на заре. К примеру, когда в игре короткие нарды, игроку выпали 5 и 3, он имеет право зарядить шашку в пятый либо в третий пункты, если они свободны от двух или более шашек соперника. Если оба пункта, согласно выпавшим зарам, заняты, игрок пропускает свой ход. Если игрок не может ввести все шашки, согласно выпавшим очкам, они пропадают. Как только, все шашки будут сняты с бара, можно ходить как обычно, перемещая любую шашку, которая вам нравится.

Выбросить шашки в игре короткие нарды

Когда игрок привел все свои пятнадцать шашек в свой дом, он может начать выбрасывать их с доски. В коротких нардах игрок выбрасывает шашку так: бросаются зары и шашки, стоящие на пунктах, согласно выпавшим очкам, с доски убираются. К примеру — выпало 5 очков, можно снять шашку с пятого пункта. Когда на пункте, равном выпавшей кости, нет ни одной шашки, разрешается перемещать шашку с пунктов меньших, чем число, выпавшее на заре.

рис 4. Белым выпало 6-4: они выбрасывают шашки с 5-го и 4-го пунктов.

В игре короткие нарды положение, когда проигравший сумел выкинуть, хотя бы одну, шашку, называется "оин". Проигравший "оин" платит одинарную ставку. Положение, когда один игрок выбросил все свои шашки, а его противник не сумел выбросить ни одной, называется "марс". В таком случае проигравший теряет удвоенную ставку. Кроме одиночных игр можно играть и матчи — до установленного числа очков.

Короткие нарды с даве:
Каждый перед своим броском может предложить сопернику ‘даве’ — сдаться или поднять ставку. Первоначальное право сделать такое предложение имеют оба соперника. Когда предложение сделано, принято, а ставка увеличена, право сделать ‘даве’ имеет тот, кто его ранее принял. Перед началом игры соперники договариваются, как идет увеличение ставок то ли в геометрической (2, 4, 8.), то ли в арифметической (1, 2, 3, 4.) прогрессиях.
‘Марса’ при игре в короткие нарды с даве нет.

Поиграть в короткие нарды можно на сайте Bwin, читайте обзор

Нарды - очень древняя и захватывающая игра. Одним из основных и распространенных вариантов являются длинные нарды. Они признаны международным сообществом, как спортивная дисциплина, и уже несколько лет проводятся официальные турниры.

Не многие могут похвастаться даже не столько хорошей игрой в нарды, сколько просто умением играть, знанием отдельных правил. Вот основные условия, освоив которые, можно уже вполне грамотно играть в длинные нарды и впоследствии достигнуть достойного уровня.

Цель игры в этот вид нард - пройти всеми шашками (против часовой стрелки) полный круг, зайти в дом (последняя для движения четверть доски) и выбросить их раньше противника.

Она рассчитана на двоих игроков. Происходит турнир на специальной доске, которая разделена на левую и правую части, где расположено по 15 шашек, причем у каждого игрока - разного цвета. Право на первый ход определяется выкидыванием одной зары (игрального кубика), набравший больше начинает первым. Если количество очков равно, то бросают зары еще раз.

В игре "длинные нарды" правила позволяют объявить недействительным бросок зар противником, сказав во время броска слово «кестум». При броске необходимо, чтобы обе зары упали и устойчиво легли на одну грань в одной половине доски. Если это не случилось, то бросок повторяют. Выпавшее количество очков определяет на сколько «пипсов» игрок может передвинуть шашки. Не разрешено делать ход двумя шашками на число, приходящееся на один кубик. При выпадении на обоих зарах одинакового количества очков (дубль, гош, паш, куш), они удваиваются.

На одном поле разрешается ставить неограниченное количество шашек, но нельзя ставить на клетку противника. Можно запереть проход шашки противника, выстроив подряд шесть своих шашек. Запрещается блокировать все 15 шашек другого игрока - хоть одна чужая шашка должна пройти в дом.

Если у игрока нет ни одного варианта хода, то очки, выброшенные на зарах, пропадают и ход переходит к противнику. При возникновении такой ситуации, когда можно сделать один ход, игрок обязан выбирать больший.

Исходное положение шашек при игре в нарды правила называют «головой», поэтому начальный ход именуют «брать с головы», причем допускается снимать только по одной шашке за ход (исключение составляет первый ход, где совпадает 3:3, 4:4 и 6:6). В случае выпадения этих комбинаций при первом ходе разрешается снимать только две шашки. Когда второй игрок имеет больше вариантов выпадения зар, при каждом варианте можно снять с головы две шашки. Ему, кроме головы оппонента, будут мешать те шашки, которые он уже до этого снял: в том случае если противник в первом броске кинул 2:1, 6:2 или 5:5, то второй игрок снимает вторую шашку также при бросках 5:5, 6:2 и 4:4.

Существует множество стратегических и тактических приемов игры, но главным остается захват более выгодных позиций, в идеале загоняя противника в позицию, при которой у него на какое-то время нет ходов - «марс».

На завершающей стадии предусматривают выбрасывание шашек за пределы доски. Это можно делать лишь только в том случае, если все они пришли в дом. Можно использовать выпавшие очки на передвижение шашек внутри дома или выбрасывать с полей, соответствующих очкам на зарах. При их отсутствии на старших полях, игрок может выкидывать шашки с младших полей.

В нардах нет идеального варианта хода, зачастую приходится выбирать лучший, из нескольких доступных вариантов.

В игре нарды правила не позволяют быть ничьей. Игрок, выбросивший последние шашки из дома, считается победителем.

Появившись на Востоке, нарды стали игрой интернациональной. Существующие правила, нарды получили благодаря большому росту числа поклонников этой замечательной игры, многоязычному, в том числе украинскому - «правила гри в нарди», переводу принципов, тактики и стратегии.

Каково происхождение игры в нарды?

Нарды известны, как самая древняя настольная игра. Ее истоки восходят к Месопотамии, к третьему тысячелетию до нашей эры. Первые же написанные правила для этой игры датируются XIII веком, в книге игр короля Альфонсо X.

Описание и цель игры

В игру нарды играют два игрока . Игра происходит на доске, игровыми полями являются вытянутые треугольники, расположенные в четырех квадрантах доски (по шесть треугольников в каждом квадранте) так, как показано на картинке. Доска по своей длине разделена средней зоной, которая называется бар.

Каждый игрок имеет в своем распоряжении 15 шашек цвета, отличного от цвета фишек соперника. Игра начинает из расположения, показанного на картинке.

Цель игры заключается в том, чтобы каждый игрок передвинул свои 15 шашек в их дом или внутренний соответствующий квадрант, откуда он может убрать их из доски. Выигрывает тот игрок, который первым сможет вынуть все свои фишки с доски.

Для того, чтобы играть в нарды, необходимы:

  • доска для игры;
  • 15 шашек одного цвета и 15 — другого цвета;
  • 2 или 4 игральные кости.

Начальное расположение и начало игры

Каждый игрок располагает свои 15 фишек так, как показано на рисунке выше. В этом случае, синие начинают свое движение из верхней части доски справа налево, затем перемещаются вниз в левую часть доски, и оттуда вправо, во внутренний квадрант или свой дом. В итоге, перемещение синих фишек происходит против хода стрелки часов. Белые фишки перемещаются в направлении, противоположном черным, то есть по часовой стрелке, и не разрешается, чтобы они изменяли направление своего движения.

Вначале, каждый игрок бросает одну кость, чтобы определить, кто начинает игру. Игрок, у которого выпал больший номер, начинает первым. Если у обоих игроков выпало одно и то же число, необходимо повторять броски до тех пор, пока не появятся разные числа. Для первого перемещения шашек, начинающий игрок должен использовать это выпавшее число.

Игра

Броски костей

После того, как игра началась, далее игроки использует две кости , и перемещают шашки по очереди. Каждый игрок бросает кости на половину доски, которая находится справа от него. Шашки могут передвигаться на столько пиков, сколько указывает выпавшее число. Игрок может выбрать две возможности перемещения шашек:

Ограничения и незаконные перемещения

Перемещая шашку, можно занять любой пик, за исключением тех, на которых находится две и более шашки соперника .

В начале игры ни один из игроков не может провести шашки, то есть правильно перемещать всегда на числа, выпавшие на брошенных костях. В случае, когда имеется лишь возможность переместить шашку на одно из двух выпавших чисел, должно играть большее из выпавших чисел. Если же нельзя переместить ни одну шашку на какое-либо выпавшее число, тогда бросок считается нулевым и очередь переходит к другому игроку. Если один из игроков переместил шашку незаконным или неправильным способом, соперник может потребовать правильного перемещения шашки при условии, что кости не были снова брошены.

Поедание и введение в игру шашек

Если какой-либо пик занят лишь одной шашкой, то она является пищей для фишки соперника , когда перемещение последней заканчивается на этом пике, или когда она делает промежуточную остановку на этом пике. Съеденную фишку ставят на центральное поле.

Игрок, который имеет одну или больше шашек, вышедших из игры, не может перемещать ни одну из своих шашек по доске до тех пор, пока не вернет все шашки, находящиеся на середине доски, в игровое поле. Шашки, которые вышли из игры, вновь входят в нее через дом или внутренний квадрант соперника. Шашки могу снова быть введены в игру, если выпавшие числа позволяют достигнуть свободного пика дома соперника. В случае, если на пике, через который шашки входят в игру, находится единственная фишка соперника, то она будет съедена, входящей в игру с бара фишкой. Если после броска костей, игрок не смог ввести шашку или шашки из бара в игру, ход считается потерянным, и очередь переходит к его сопернику.

Двойное число

Если после броска на обеих костях выпадает одно и то же число, игрок перемещает шашки на число в два раза больше, чем выпало. Например, если после броска выпало две тройки , мы должны перемещать четыре раза по три. И таким образом, одна фишка может перемещаться четыре раза по три пика; или одна фишка может перемещаться три раза по три пика, и другая фишка перемещаться три пика; или одна фишка может перемещаться два раза по три пика, и две другие фишки могут перемещаться по три пика каждая и так далее.

Вывод с доски

Шашки лишь тогда могут быть спасены или изъяты с доски, когда все они (15 штук) находятся в собственном доме или во внутреннем квадранте. Спасать — означает вынимать фишки из игральной доски путем бросания костей. Фишка только тогда может быть спасена, если выпавшее на одной из костей число, достаточно велико, чтобы она перешла через борт игральной доски .

Весь бросок костей, или часть броска также может быть использован для перемещения фишек вдоль внутреннего квадранта вместо изъятия их из доски. Это может быть полезным, когда соперник имеет фишки, находящиеся в баре, которые, будучи введенными в игру, могут съесть шашку, которая одна находится на одном из пиков своего дома. Когда происходит такая ситуация, то есть, когда фишка была съедена в процессе вывода, то необходимо снова вернуть эту съеденную фишку во внутренний квадрант соперника и переместить ее оттуда в собственный внутренний квадрант до того, как будет продолжен вывод остальных фишек с игровой доски.

Конец партии и возможные результаты

  • Обычная победа: победителем является тот игрок, который вытащит все свои фишки с доски раньше, чем соперник вытащит свою последнюю шашку. В этом случае, соперник смог спасти одну или больше фишек (1 очко);
  • Гаммон: победитель вывел все свои шашки, а соперник еще не вывел ни одной (2 очка);
  • Бакгаммон: победитель вывел все свои шашки, а соперник еще не вывел ни одной и имеет, по крайней мере, одну фишку в баре или во внутреннем квадранте победителя (3 очка).

Двойная кость

Эта кость, которая имеет номера 2, 4, 8, 16, 32, 64 на ее сторонах. Когда играют в нарды — обычно играют партии в X очков, которые зависят от типа победы игрока. Эта кость служит для удвоения ставки и дает возможность получить больше очков, если мы считаем, что имеем преимущественную ситуацию по сравнению с нашим соперником. Последний может принять ставку, а может отказаться от нее.

Все вышеперечисленные правила игры относятся к коротким нардам. Именно этот тип игры подходит для начинающих игроков, так как короткие нарды — более быстрая и динамичная игра. Кроме того, ввиду ряда специфических правил, короткие нарды являются более интересной игрой, чем длинные нарды. Тем не менее, кратко расскажем об отличии длинных нард от коротких.

Цель длинных нард такая же, как и коротких: переместить все шашки в дом и вывести их с доски раньше соперника. Однако, существует несколько отличий в правилах игры в длинные нарды:

Нарды существуют в двух видах - длинные и короткие. в западных странах наиболее популярны короткие нарды, которые так же разыгрываются на большинстве турниров и является основой для игры в нарды онлайн. Главным отличием между игрой в короткие и длинные нарды является первоначальное расположение игровых фишек на доске и розыгрыш битых фишек. Для того, чтобы началась игра, каждый игрок по очереди бросает игральный кубик. Этот бросок определяет того, кто ходит первым и с какими числами осуществляет этот ход. Если же выпадают одинаковые значения на кубиках, их бросают до тех пор, пока не выпадут разные значения. В соответствии с тем, что выпало на кубиках игрок двигает фишки по доске. Затем, для того, чтобы осуществить ход каждый игрок бросает оба кубика. Число, выпавшее суммарно на двух кубиках определяет на сколько пунктов игрок пройдет вперед, напоминаем. что фишки двигаются от пунктов с высоким значением с пунктами с более низким значением.

Начиная с дома каждого игрока, пункты нумеруюються для каждого в отдельности. Домом называется последняя для игрока четверть, которая начинается с пункта, на котором в начале игры стоит 5 фишек. наиболее дальним пунктом есть двадцать четвертый, он же и первый для противника. В данном типе нард у каждого игрока есть ровно по 15 фишек. Когда начинается игра, они расположены в такомпорядке: две шашки в пункте 24, пять в 13 пункте, три в пункте №8 и пять в пункте №6.

Целью игры в коротких нардах, та же, что и в длинных - снять все шашки с доски, поочередно переводя их между пунктами в дом. Соответственно, партию выигрывает тот, кто первым выведет все шашки из игры. Чтобы несколько четче разграничить короткие и длинные нарды приведем основные правила игры в короткие нарды.

1. В игре шашка может заполнять только открытый пункт - тот, который не занят двумя или больше фишками соперника.

2. Числа, которые выпали на обоих кубиках обусловливают разные ходы. К примеру, если у игрокавыпадает 3 и 5, он может походить одной фишкой на три пункта, а другой - на пять, или одной фишкой сразу на восем пунктов.

3. Во время игры в короткие нарды, игрок, которому выпало два одинаковых чисела на кубиках - дубль, числа играют дважды. К примеру, если получаем 4-4, то игрок делает четыре хода по четыре очка, и фишки переставлять можна в другой комбинации - как пожелает игрок.

4. Игрок должен ходить двумя числами, выпавших или четырьмя (есливыпадает дубль). Если возникло условие, когда можно сыграть одним числом, игрок вынужден выбрать одно и сыграть им. Если каждому из чисел можно отдельно сыграть. но не двумя сразу, игрок должен сделать следующий ход. Когда у игрока нет возможности сделать ход, то он его пропускает. При условии что выпадает дубль, но не представляется возможным обыграть сразу все четыре хода - делаются все возможные.

В коротких нардах пункт, на котором есть только одна фишка называется блот. И поэтому, когда фишка противника останавливается на таком пункте, блот считаетсязакрытым, или избитым. Из этого становится понятно, что для защиты фишек необходимо ставить их вдвойне, а не одиночно, конечно, если это позволяет ситуация. возможность поставить две фишки на одном пункте определяется бросанием кубика. Противник не сможет побить сдвоенные фишки, и занять этот пункт своей. Если кубик позволяет пойти на пункт, занятый более чем одной фишкой противника, то фишка не ходит. Но когда шесть полей, идущих впереди, заняты несколькими фишками противника, ваша фишка является замкнутой и двигаться сможет только тогда, когда одно из полей освободится. Нельзя побить фишку противника и переместить ее тем же ходом так, чтобы она разместилась в пункте своей же фишкой и стала удвоенной. Но есть возможность побить и перекрыть одну свою фишку с помощью другой, побить и подвигаться на свободный пункт, побить и выбросить фишку. Когда на баре стоят фишки, важнейшая обязанность игрока, чьи это шахи - это запустить их в дом противника. Фишка становится в игру на пункт, который равный значению, выпавшему на кубике. Например, если в игре игроку выпали 6 и 4, он имеет право поставить шашку в шестой или в четвертый пункт, при условии, что на них нет фишек соперника. Если два пункта, которые соответствуют числам на кубиках, заняты - игрок вынужден пропустить свойход.

Если не возможно вернуть все шашки в игру - очки исчезают. Какт олько все шашки снова окажутся на доске, можно ходить по обычному типу, перемещая ту шашку, которую Вы считаете нужным. Выбрасывание фишек в коротких нардах. После того, как все пятнадцать фишек оказались в доме, игрок может начинать выбрасывать их из игры. Для этого необходимо бросать кубик и фишки переносятся из тех пунктов, выпавших на нем, то есть если выпадает 6 и 3 можно забрать фишки с шестого и третьего пункта соответственно. Если же на нужном пункте нет шашек, выбрасываются фишки из пунктов, число которых меньше того, что выпало на кубике.

Правила довольно простые и легко запоминающиеся. Если Вы играете дома - это будет просто развлечением для Вас и вашего противника, однако можно играть и с помощью ставок, которые будут Вам интересны и полезны..

Играют двое. Игра идет на специальной доске, разделенной на две половины (левую и правую). Количество фишек на доске - по 15 у каждого игрока, которые расставляются на своей части доски вдоль правой стороны. Наборы фишек у игроков разного цвета. Игроки по очереди выбрасывают зары (игральные кости). Количество зар - две. Первоначальная расстановка фишек показана на Рис.1. Каждый игрок имеет право передвигать только фишки своего цвета.

Чтобы начать игру, каждый игрок бросает одну кость. Этим определяется, какой из игроков ходит первым и какие числа для своего первого хода он использует. Если у обоих игроков выпали одинаковые числа, они оба кидают кости до тех пор, пока не выпадут различные значения. Реализовано на :
Игрок, у которого выпало большее число, бросает кости и начинает игру первым.
Вариант правил: Игрок, у которого выпало большее число, передвигает свои фишки в соответствии с числами на обеих костях. После первого хода, игроки поочередно бросают по две кости и выполняют ходы.Число на каждой кости показывают, на сколько пунктов, или пипсов, игрок должен передвинуть свои фишки. Ход игрока это бросок кубиков (зар), а также движение фишек после броска.

Цель игры

Игрок должен пройти всеми фишками полный круг (против часовой стрелки), зайти ими в дом и выбросить их раньше, чем это сделает противник. Домом для каждого игрока считается последняя четверть игрового поля, начинающаяся с клетки, отстоящей от головы на 18 клеток.

Термин выбрасывать означает делать фишкой такой ход, чтобы она оказывалась за пределами доски. выбрасывать фишки можно только после того, как все фишки "пришли в дом". Следовательно, чёрные идут из зоны 12-7 в зону 13-18, а белые из зоны 19-24 в зону 1-6 (Рис.2).

Рис 2.

Движение фишек

Игрок кидает одновременно два кубика. После броска игрок передвигает любую из своих фишек на число клеток, равное выпавшему числу одного из кубиков, а затем одну любую фишку - на число клеток, равное выпавшему числу другого кубика. То есть, если на одном кубике выпало "три", а на другом "пять", то, соответственно, можно передвинуть одну свою фишку на три клетки, а другую - на пять клеток. В этом случае можно передвигать одну фишку на восемь клеток. Какой ход первым делать, большее выпавшее число или меньшее, не имеет значения. При этом с головы можно брать только одну фишку (Рис. 3).

Первый бросок партии предоставляет игрокам исключение из вышеуказанного правила. Если одна фишка, которую только и можно снять с головы, не проходит, то можно снять вторую. Таких бросков для игрока всего три: шесть-шесть, четыре-четыре и три-три - при них мешают фишки противника, стоящие на голове. Если выпадает одно из таких сочетаний, то игрок может снять с головы две фишки.

Если на обоих зарах выпадает одинаковое количество очков (дубль, паш, гош, куш), тогда количество очков удваивается, т.е. игрок играет так, как будто кинул четыре зары и может сделать четыре хода на число ячеек, выпавшее на одном кубике.

До окончания своего хода игрок может передвигать свои фишки по своему усмотрению, если это не противоречит настоящим Правилам. Ход считается сделанным, когда игрок с доски забрал свои зары. Если ход при этом оказался незаконченным или противоречащим правилам, оппонент имеет возможность принять ход в том виде, как он сделан, либопотребовать от игрока сделать правильный ход.

На одно поле позволяется ставитьпроизвольное количество фишек. На клетку, занятую фишкой противника, фишку ставить нельзя. Если фишка попадает на занятую клетку, о ней говорят, что она "не идет".

Если фишки противника занимают шесть клеток перед какой-нибудь фишкой, то она оказывается запертой. Не запрещено строить блоки из 6 фишек, однако все пятнадцать фишек противника запереть нельзя. Реализовано на : Вы имеете право выстроить заграждение из шести фишек только в том случае, если хотя бы одна фишка противника находится перед этим заграждением. Встречается вариант правил:
Вы имеете право выстроить заграждение из шести фишек только в том случае, если хотя бы одна фишка противника зашла в дом.

Если игрок не может сделать ни одного хода на то количество очков, что выбросил на зарах (фишки "не идут"), то очки игрока пропадают, а фишки не двигаются вообще.

Если у игрока есть возможность сделать полный ход, он не имеет права его сократить, даже если это в его интересах. То есть, если игроку выгоднее сделать "три", а выпало "шесть" и есть возможность пойти "шесть", то следует ходить "шесть".

Если выпал такой камень, который позволяет игроку сделать только один ход, причем любой из двух, то игрок должен выбрать больший. Меньшие очки пропадают. Примечание: термином "камень" в нардах может называться игральный кубик, а также комбинация очков, выпавшая на двух зарах. Например, камень "четыре-три".

Выбрасывание

Выбрасывать фишки - это значит делать такие ходы, чтобы фишка оказывалась за пределами доски. Игрок может начать выбрасывать фишки только тогда, когда все его фишки пришли в дом.
В процессе выведения фишек из дома игрок имеет право использовать очки, которые выпали на зарах, по своему усмотрению: он может сыграть фишкой в доме или ее выбросить. Выбрасывать фишки можно только с полей, соответствующих выпавших очей на зарах. Например, если выпало 6-3, игрок может вывести с доски одну фишку с 6-го поля и одну фишку с 3-го поля (три можно сыграть с 6, 5 или 4 поля).
В процессе выведения фишек с собственного дома разрешается выводить фишки с полей низшего разряда, если в полях высшего разряда фишек нет. Например, если на зарах выпало 6-5, а на полях 6 и 5 нет фишек, то игрок может вывести из дома две фишки со следующего по порядку, четвертого поля, если и там нет фишек, то с третьего, если и там нет - со второго и т.д.

Результат игры

Ничьей в нардах нет. Если один игрок выбросил все свои фишки, второй считается проигравшим, даже если следующим броском может тоже выбросить все свои фишки. Партия заканчивается.
Статьи по теме: