Российские монеты года. Ценные монеты современной россии

Нововведения увеличат налоговую нагрузку на продавцов недвижимости и сделают менее привлекательным инвестирование в квадратные метры.

Одним из новогодних «подарков», преподнесенных государством гражданам, стало изменение правил взимания налогов со сделок по продаже квартир. С 1 января вступила в действие новая статья Налогового кодекса, которая одновременно расширяет круг налогоплательщиков и отменяет ряд ранее установленных налоговых преференций.

По мнению Ярослава Гафурова, управляющего партнера и адвоката юридической группы «Double Pro», нововведения способствуют повышению налоговой нагрузки на продавцов и снизят привлекательность инвестиций в недвижимость. При этом некоторые использованные законодателями формулировки неоднозначны, что может спровоцировать волну судебных споров между продавцами квартир и налоговыми инспекторами.

Кто платит?

– Обновленные правила налогообложения сделок с недвижимостью изложены в дополнительной статье 217.1 Налогового кодекса. Согласно новой норме, подоходный налог (13%) обязаны платить продавцы, владеющие жильем менее 5 лет.

Закон содержит оговорку о том, что новый алгоритм налогообложения касается объектов недвижимости, которые были приобретены гражданами в собственность начиная с 01.01.2016.

В порядке исключения минимальный порог, освобождающий от налога, снижен с 5 до 3 лет только для собственников квартир, получивших квадратные метры в дар или по наследству от родных и близких, приватизировавших жилье либо ставших владельцами имущества по договору пожизненного содержания с иждивением.

Кадастровый «камертон»

– Раньше граждане активно применяли следующую схему уклонения от налога. При продаже стоимость квартиры искусственно занижалась до одного миллиона рублей, что соответствовало сумме предоставляемого в соответствии со ст. 220 НК РФ налогового вычета. Таким образом, налогооблагаемая база «обнулялась». После нововведений у продавцов сохранилось право на получение вычета, однако кардинально изменилась методика определения налоговой базы. У мытарей появился «камертон» в виде кадастровой стоимости недвижимости.

Если заявленная налогоплательщиком сумма сделки окажется меньше кадастровой оценки проданной недвижимости, умноженной на коэффициент 0.7, то налог при продаже будет начисляться исходя из данных кадастра. То есть, налоговая база будет равна 70% от кадастровой стоимости объекта. При этом доход от реализации жилья может быть скорректирован на сумму приобретения недвижимости – при условии предоставления документов, подтверждающих цену покупки.

Трудности толкования

– Закон содержит оговорку о том, что новый алгоритм налогообложения касается объектов недвижимости, которые были приобретены гражданами в собственность начиная с 01.01.2016. Казалось бы, гражданам, которые купили квартиру в 2015-ом и планируют продать ее спустя 3 года, можно будет, как и раньше, не думать о налоге.

Однако весьма расплывчатая формулировка уже вызывает определенные разночтения в профессиональной среде и может быть использована налоговиками как основание для налогообложения доходов от операций с любой недвижимостью, зарегистрированной после 1 января 2016 года. Участники рынка недвижимости рассчитывают на то, что в ближайшее время последуют официальные разъяснения Минфина или налоговой службы.

Как заплатить налог?

– Если проданная квартира находилась в вашей собственности менее 5 лет, необходимо после совершения сделки до конца апреля следующего года подать налоговую декларацию, указав в ней полученный доход. На основании этой информации налоговая инспекция подготовит и направит налогоплательщику квитанцию с указанием суммы налога.

Что будет, если не платить?

– Если продавец квартиры, которая перепродается менее чем через 5 лет с момента последней смены собственника, уклонится от уплаты налога, задолженность будет взыскана через суд. При этом за каждый день просрочки будут начислены пени. За отказ от декларирования дохода, полученного от продажи квартиры, а также за умышленное занижение налоговой базы на нарушителей может быть наложен штраф.

Последствия нововведений для рынка

– По мнению многих экспертов, новые правила налогообложения сделок с недвижимостью будут иметь не только социально-экономические, но и конъюнктурные последствия для квартирного рынка. Например, следует ожидать сокращение объема предложения жилья, поскольку многие собственники будут вынуждены повременить с реализацией квадратных метров со сроком владения менее 3-5 лет. Кроме того, нововведения могут привести к увеличению количества споров вокруг справедливости кадастровой оценки.

В условиях падения цен на квартиры из-за кризиса большинство налогоплательщиков столкнутся с искусственным завышением налоговой базы. Дело в том, что рассчитанная государством кадастровая стоимость недвижимости нередко превышает реальную стоимость жилья на 10-30%. Такая несправедливость спровоцирует волну судебных исков об оспаривании завышенной кадастровой стоимости. Возможно, продавцы станут активно придумывать способы оптимизации налоговой нагрузки – например, через продажу квартир с неопределенной кадастровой стоимостью по долям в праве.

Под конец года наши законотворцы приняли новые изменения, касающиеся налога с продажи недвижимости. Вводится минимальный размер налога с продажи, который уже не получится обойти как раньше. Но есть и кое-какие исключения из правил. Итак, подробнее о новом налоге.

Осенью этого года уже был принят закон о налоге на недвижимость для собственников, об этом подробно сообщалось . Сегодня к этому закону добавился еще один о налоге с продажи любой недвижимости. В Налоговый кодекс России внесена новая статья 217.1, вот ее полный текст:

«Статья 217.1. Особенности освобождения от налогообложения доходов от продажи объектов недвижимого имущества

1. Освобождение от налогообложения доходов, указанных в абзаце втором пункта 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, получаемых физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период, а также определение налоговой базы при продаже недвижимого имущества осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

2. Если иное не установлено настоящей статьей, доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.

3. В целях настоящей статьи минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет три года для объектов недвижимого имущества, в отношении которых соблюдается хотя бы одно из следующих условий:

1) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в порядке наследования или по договору дарения от физического лица, признаваемого членом семьи и (или) близким родственником этого налогоплательщика в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации;

Смотрите также: Брать ли ипотеку в 2019 году

2) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в результате приватизации;

3) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком — плательщиком ренты в результате передачи имущества по договору пожизненного содержания с иждивением.

4. В случаях, не указанных в пункте 3 настоящей статьи, минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет.

5. В случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.

В случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в настоящем пункте, не определена по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на указанный объект, положения настоящего пункта не применяются.

6. Законом субъекта Российской Федерации вплоть до нуля для всех или отдельных категорий налогоплательщиков и (или) объектов недвижимого имущества может быть уменьшен:

1) минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества, указанный в пункте 4 настоящей статьи;

2) размер понижающего коэффициента, указанного в пункте 5 настоящей статьи.»

Разберем для ясности, что же нового нам уготовано.

Что ожидает продавцов недвижимости

Раньше сумма полученная от продажи недвижимости освобождалась от налогообложения, если объект недвижимости (квартира, дом, нежилое помещение и т.п.) находился в собственности более 3-х лет. Теперь этот срок увеличен до 5 лет… за исключением случаев, когда недвижимость была получена вами в порядке наследства, подарена членом вашей семьи или была приватизирована, в этом случае срок в 3 года остается.


В 2015 году в Россию «вернется» налог с продаж. Судя по новостям, власти долго делали выбор между повышением ставки НДС и возвращением старого-нового налога с продаж. Мы решили выяснить, как будет возвращаться налог.

Долгое время экспертное сообщество темпераментно обсуждало вопрос, что лучше: НДС или налог с продаж. Споры спорами, а точку в вопросе поста-вили власти: НДС остается неизменным, а налог с продаж возвращается.

Уклонение и собираемость

Минфин уже разработал проект закона с поправками в НК РФ. Платить новый налог будут компании и ИП. Максимальная ставка составит 3 процента от цены. Регионы по своему усмотрению смогут ее уменьшать. Некоторые виды продукции и отдельные услуги будут освобождены от налога: например, продажа лекарств, хлеба, транспортные услуги. Чиновники не раз заявляли, что возвращение налога «пополнит» региональные бюджеты. По оценке главы Минфина Антона Силуанова, это принесет в бюджет порядка 200 млрд. руб. Министр финансов в эфире телеканала «Россия-24» отметил: «Мы рассматривали ставку по налогу в 3 процента и рассматривали это как право субъекта вводить налог с продаж. Отсюда и получилась сумма в 200 млрд. рублей регионов».

Однако мало установить налог, важно его собрать. «Правительство считает, что введение налога с продаж пополнит региональные бюджеты на 200 млрд. рублей. Но это – не бесспорные данные. В 90-е годы, когда такой налог уже взимался, из-за массового уклонения от его уплаты собираемость составляла порядка 30 процентов. В Минфине заявляют, что сегодня, когда доля крупных сетей в товарообороте выросла, соответственно, повысится и собираемость. Но в любом случае она, по моему мнению, не превысит 50 процентов», – отмечает Евгений Сивков, генеральный директор аудиторской компании «ФБКА».

Налог с продаж может быть крепким, стабильным и не зависящим ни от внешней , ни от складывающейся экономической ситуации источником доходов для регионов.

«Прибавку к бюджету могут почувствовать те регионы, где крупные сети представлены шире. Вообще специалисты, сравнивая возможное увеличение НДС и введение налога с продаж, утверждали, что повышение НДС на 2 процента может принести федеральному бюджету порядка 500 млрд. рублей. Отдайте регионам половину этой суммы в виде дотаций – вот и реальное пополнение их бюджетов в 250 млрд.

Плюс столько же – в », – размышляет г-н Сивков.

Однако, насколько известно, чиновники отказались от идеи повышения НДС. Ставка сделана на возвращение налога с продаж.

Государства возвращение налога с продаж имеет положительное значение. Так как вопрос дефицита бюджета сегодня стоит особо остро, данная мера позволит быстро восполнить его. Эксперт акцентирует внимание на том, что налог с продаж пополнит именно региональные бюджеты и его средства могут быть направлены на социальные программы на местах. Эксперт отмечает и такой момент: данный налог намного проще для администрирования, нежели НДС, поскольку не предполагает налоговых вычетов и преференций. И еще: налог с продаж уплачивается с выручки, поэтому многие продавцы, чтобы сохранить конкурентоспособность на рынке, будут вынуждены избавиться от посреднических компаний, участвующих в товарообороте.

Плюсы и минусы

Максим Гладких-Родионов, генеральный директор аудиторской компании «Уверенность», скептически относится к ожиданиям чиновников по поводу поступлений в региональные бюджеты. Он отмечает: «Для того, чтобы налог стал приносить деньги, необходимо значительное число успешно работающих предприятий, осуществляющих розничные продажи, причем не только и не столько сетевых супермаркетов, сколько субъектов малого и среднего предпринимательства. Увы, этим регионы пока похвастать не могут. Прогнозировать здесь можно одно – в первый год налог принесет более или менее значительную сумму, затем его поступления начнут снижаться, а еще через несколько лет (думаю, года через три) налог с продаж будет признан неэффективным и глава 30.1 НК РФ отправится в архив до лучших (хотя правильнее – до худших) времен».

Эксперты Сбербанка признали, что от его введения выиграют те регионы, которые имеют высокие показатели по доле розничного товарооборота, а также низкий дефицит бюджета. Однако таких субъектов немного. Это – Алтайский край, республики Адыгея и Татарстан.

Глава столичного департамента по и развитию Максим Решетников заявил, что считает перспективным предоставление регионам права введения налога с продаж. Об этом было сказано в сообщении пресс-службы департамента. По мнению руководителя Департамента, налог с продаж может быть крепким, стабильным и не зависящим ни от внешней конъюнктуры, ни от складывающейся экономической ситуации источником доходов для регионов.

«Безусловно, мы будем самым серьезным образом рассматривать законопроект, дающий регионам возможность использования налога с продаж. Для Москвы он может стать существенным источником пополнения городского бюджета, учитывая большой, довольно стабильный потребительский рынок города. Готовящийся законопроект необходимо тщательным образом проработать, чтобы избежать ошибок прошлых лет, упростить администрирование налога, исключить возможные схемы уклонения от уплаты и максимально четко определить полномочия регионов», – резюмировал г-н Решетников.

Налог и цены

Многие представители бизнеса против возвращения налога с продаж. Максим Гладких-Родионов придерживается мнения, что искать какие-либо положительные последствия повышения налоговой нагрузки в нашей стране бесполезно: «Бизнес не может больше быть «донором», ему самому требуется срочное «переливание крови». Конечно, можно «выдоить» еще что-нибудь, но велик риск «летального исхода». Да и гражданам, вряд ли, понравится платить все больше и больше, получая за свои деньги все меньше и меньше».

Антон Силуанов в интервью телеканалу «Россия-24» признал, что товары неизбежно подорожают, хотя, по его словам, и незначительно...

Одно из опасений связано с тем, что возвращение налога «ударит по карманам» не только компаний и предпринимателей, но и обычных граждан: товары подорожают. Антон Силуанов в интервью телеканалу «Россия-24» признал, что товары неизбежно подорожают, хотя, по его словам, и незначительно. Налог с продаж является косвенным налогом и включается в цену на товары. При этом какие-то регионы могут его ввести, а какие-то этого делать не будут. Министр считает, что конкуренция на едином экономическом пространстве одна, потому там, где налог с продаж не будет введен, цены должны остаться прежними, а в тех регионах, где он будет введен, цены подрастут. Насколько именно – это вопрос уже рыночного регулирования. В Минфине полагают, что эта норма – примерно 3 процента – серьезно повлияет на темпы роста инфляции, он составит не более 1 процента.

Еще одна опасность связана с ускорением темпов инфляции из-за возвращения налога с продаж. Центр макроэкономических исследований Сбербанка опубликовал доклад «Повышение налогов: сравнение альтернатив». В этом документе эксперты прогнозируют, что введение налога с продаж всеми российскими субъектами ускорит инфляцию на 2,1 процента. Однако эксперты Сбербанка признали, что от его введения выиграют те регионы, которые имеют высокие показатели по доле розничного товарооборота, а также низкий дефицит бюджета. Однако таких субъектов немного. Это – Алтайский край, республики Адыгея и Татарстан.

Региональные бюджеты могут получить до 635 млрд рублей от введения налога с продаж в 2015-2017 гг.

Регионы могут получить возможность вводить налог с продаж уже в 2015 г., его поступления в бюджеты субъектов РФ будут ежегодно увеличиваться примерно на 10%. Такие расчеты приводятся в проекте основных направлений бюджетной политики на 2015-2017 гг. (документ имеется в распоряжении агентства «Интерфакс-АФИ»).

Так, от введения налога в следующем году бюджеты российских субъектов, по расчетам Минфина, получат 194,8 млрд руб., в 2016 г. объем поступлений возрастет до 210,7 млрд руб., в 2017 г. - до 230 млрд руб.

По итогам заседания правительства 3 июля министр финансов Антон Силуанов заявил, что решение о предоставлении регионам права устанавливать на своих территориях налог с продаж еще окончательно не принято. При этом министр отметил, что рассматривается возможность установления ставки налога до 3%. Хотя ряд источников в финансово-экономическом блоке правительства сообщали, что рассматривается предельный возможный уровень ставок налога 5%.

По оценке замруководителя Минэкономразвития Андрея Клепача введение налога с продаж может привести к увеличению инфляции чуть более чем на 1 процентный пункт. По его мнению, введут налог половина или две трети регионов. Как отмечал Силуанов, появление нового регионального налога, по мнению министерства, позволит укрепить доходную базу бюджета регионов.

Дефицит российских субъектов в 2014 г. ожидается на 33,5% выше, чем в предыдущий год, - на уровне 857 млрд руб. Однако, по новым проектировкам бюджета на 2015-2017 гг., дефицит сократится в 2015 г. до 631,4 млрд руб., в 2016 г. - до 578,3 млрд руб., в 2017 г. - до 455,5 млрд руб.

Минфин ожидает, что доходы регионов будут расти на 8% в 2015 г. (до 9,122 трлн руб.), на 5,8% в 2016 г. (9,652 трлн руб.), на 7,4% в 2017 г. (10,365 трлн руб.). Собственные доходы регионов будут расти в пределах 10% ежегодно до 7,717 трлн руб., 8,327 трлн руб., 8,990 трлн руб. соответственно.

В 2015 году в России повысят существующие налоги и введут новый налог с продаж

Для выхода из экономического кризиса правительство решило использовать непопулярные методы, которые широко применялись в 90-х годах. К примеру, уже с 2015 года Минфин возвращает отмененный в 2004 году налог с продаж. Причем право выбора Минфин оставляет за губернаторами – только от их решения зависит, будет ли введен налог и в каком размере. Подобные операции уже практиковались в 1988 году. Тогда губернаторам разрешили самостоятельно определять – нужно ли вводить налог с продаж в их регионах. В итоге почти во всех субъектах России этот налог ввели по максимальной ставке.

Объясняя необходимость введения налога с продаж в 2015 году, чиновники ссылаются на успешную практику США. В Америке действительно продажи в каждом штате дополнительно облагаются налогом в размере от 3% до 5%. Однако инициаторы проекта не упоминают о том, что в США не действует налог на добавленную стоимость (НДС). В России же с введением этого налога НДС не отменят, а наоборот – повысят с 18% до 20%. Кроме того, также планируется повышение налога на доходы физических лиц. Интересно, что такая же налоговая программа была отменена в 2004 году. Таким образом, власти практически в точности возвращают методы 90-х годов.

По мнению экономистов, повышение налогов «по всем фронтам» увеличит базу для НДС, что в свою очередь увеличит нагрузку этого налога. Однако Минфин уверяет, что НДС и НДФЛ будет повышаться постепенно и достигнет своего максимального значения только лишь к 2018 году. Однако экономисты считают, что значительные трудности с наполнением бюджета возникнут уже в первой половине будущего года, что станет причиной незамедлительного увеличения НДС и НДФЛ.

Также в будущем году увеличивается акциз на сигареты и налог на

Статьи по теме: