Игра путешествие на воздушном шаре психология. Психологические игры «Воздушный шар», «Молва» (1 группа-семья). деловые игры, упражнения

Правила ведения дискуссии:
  • Соблюдайте очередность, не перебивайте говорящего.
  • Воздержитесь от критики.
  • Контролируйте эмоции, не переходите на личности.
  • Четко аргументируйте свои утверждения.
  • Сохраняйте доброжелательную, открытую атмосферу в группе.
  • Фиксируйте каждый момент, по которому удалось договориться.

Инструкция участникам

Тренер выдает каждому участнику тренинга индивидуальную карточку и просит всех до его специального сигнала не смотреть на нее. На карточке перечислен ряд предметов:
Я Группа
1 Компас
2 Фляга со спиртом (5 л)
3 Плащ-палатка (1 шт.)
4 Упаковка шоколада
5 Боеприпасы
6 Собака
7 Рюкзак с сухим пайком (1 шт.)
8 Аптечка
9 Зеркало
10 Прибор ночного видения
11 Оружие
12 Вода (10 л.)
13 Библия
14 Рыболовная снасть
15 Сундук с вещами из дома
16 Коробка сигарет

Далее тренер дает вводную инструкцию: «Представьте, что вы летите на воздушном шаре. Шар получил повреждение и стал падать. Впереди вы видите необитаемый остров. Вам надо долететь до него и выжить. Неизвестно, придет ли когда-нибудь помощь и сколько вам придется прожить на этом острове. Единственный способ – выбрасывать из воздушного шара вещи, чтобы долететь. Вы не можете знать, сколько вам придется выбросить, чтобы долететь, возможно, все, возможно, будет достаточно 2-3 вещей. Сейчас вы перевернете свои карточки и увидите то, что взяла ваша команда с собой. Ваша задача – отметить в этом списке очередность вещей, как вы их будете выбрасывать (1 – то, что вы выбросите первым, 2 – вторым и т.д.).

Тренер определяет время для индивидуальной работы (5-10 минут обычно хватает для любой группы). В случае если участники тренинга начинают переговариваться друг с другом, тренер пресекает переговоры и запрещает обсуждать список вещей. Тренер контролирует, что все участники заполнили свои индивидуальные списки, просит участников дождаться остальных, если кто-то задерживается, и запрещает переговариваться друг с другом.

Когда все участники проделали индивидуальную работу, тренер объявляет начало групповой дискуссии: «А сейчас вам надо будет договориться между собой, в каком порядке вы будете выбрасывать вещи. Ведь вы же все летите на одном шаре, и ваша задача долететь и выжить. После того, как вы будете готовы, вы должны будете объявить мне порядок, в котором вы будете выбрасывать вещи».

Тренер хранит полное молчание во время групповой дискуссии и не вмешивается в нее. Во время групповой дискуссии тренер фиксирует все свои наблюдения за участниками, записывает их фразы, фиксирует ход дискуссии, чтобы иметь материал для дальнейшего анализа.

После того, как группа договорилась о порядке очередности, тренер выслушивает и фиксирует этот порядок. Затем тренер организует обсуждение этой игры и подводит группу к намеченным выводам и целям, ради которых она проводилась.

Необходимые материалы

  • Бланк с перечнем предметов.
  • Видеокамера.

Вопросы для обсуждения

  • Что помешало вам договориться быстрее?
  • У кого были стратегии поведения, отличающиеся от общего мнения?
  • О каких вещах спор был особенно острым?

(командная) игра, способствующая проявлению групповой сплоченности, лидерства, способности лидера поддерживать эффективность работы его команды. Студенты учатся распределять роли и функциональные обязанности внутри своей группы, вырабатывать групповые нормы, стремиться к групповому единомыслию. В игре происходит формирование осознания важности групповой сплоченности, умения эффективно преодолевать спорные и конфликтные ситуации. На примере данной игры можно проследить стадии становления команды.


Порядок проведения игры
В данную игру можно играть без разбивки на команды, но если количество игроков больше 20, следует разделиться на команды. Разбивка обычно произвольная, но можно формировать группы по определенным признакам: группа «Мудрецов», «Гуманистов». «Трудяг-работяг», «Диких варваров» и т. д. Возможен вариант, когда лидеры выбираются отдельно среди юношей и среди девушек. Тогда команда будет формироваться вокруг них. Затем оба лидера формируют свои команды.
Введение в игровую ситуацию
Ведущий произносит: «Как хорошо быть в кругу друзей! Каждая команда сейчас находится в корзине воздушного шара. Вы поднимаетесь над землей, уже не разглядеть лиц внизу, дома становятся похожими на детские кубики, дороги превращаются в ниточки – и вы летите под облаками. Вы летите над городами и лесами, ветер силен, и вот вы уже над океаном. Океан неспокоен, вам сверху видны белые барашки волн, но какое вам до этого дело, ваш воздушный шар уверенно несет вас вдаль. Но что это? На горизонте появляется небольшая точка, и эта точка приближается! Это гигантский орел, он смотрит на вас недобрыми глазами! Он кружит над вами, взмывает над шаром, исчезает из поля вашего зрения – и вдруг вы слышите клекот, царапанье по обшивке шара, удары и шипение. У вас есть винтовка, кто-то из вас стреляет наудачу – и раненый орел медленно скользит в сторону и вниз. Но и ваш шар тоже начинает терять высоту. Корзина воздушного шара может держаться на воде, но если начнется шторм, шар перевернется. Вдалеке, по направлению ветра, несколько островов, по всей видимости, необитаемых. Есть шанс спастись, если освободиться от не самых нужных вещей, и долететь до островов. Но что выбросить? Ведь какие-то вещи могут пригодиться, чтобы жить на этих необитаемых островах, а сколько там придется жить, не знает никто. О климате в этих широтах ничего не известно: сейчас тепло, но какова зима?

Все открыли глаза – и оказались в своей группе. Все сейчас подучат список вещей, находящихся в корзине шара, и последовательно будут «выкидывать» вещи, чтобы долететь до острова. Первым номером отмечается то, что вы решаете выкинуть в первую очередь, второй номер – во вторую, пятнадцатым номером – то, что вы будете выкидывать в последнюю очередь. Работа абсолютно самостоятельная. С соседями ничего обсуждать нельзя. В корзине должны остаться вещи, общий вес которых составляет не более 100 кг. На всю работу у вас 10 минут».


Список вещей, находящихся в корзине шара:

1) миски, кружки, ложки (9 кг);

2) ракетница с сигнальными ракетами (6 кг);

3) географические карты и компас (2 кг);

4) консервы мясные (20 кг);

5) топоры, ножи, лопаты (12 кг);

6) канистра с питьевой водой (20 л);

7) бинты, вата, перекись водорода, зеленка (7 кг);

8) винтовка с запасом патронов (30 кг);

9) шоколад (10 кг);

10) золото, бриллианты (25 кг);

11) большая собака (55 кг);

12) рыболовные снасти (1 кг);

13) туалетное зеркало, шило, мыло и шампунь (3 кг);

14) соль, сахар, набор витаминов (9 кг);

15) медицинский спирт (10 л).

После того как каждый сделал свой выбор, дается следующее задание для всей команды.

Ведущий: «Вам грозит смерть, единственная надежда – долететь до острова и выжить на нем. Не выкинете ничего – упадете и утонете в море. Сделаете ошибку, выкинув нужную вещь или сразу все, – погибнете. Свой выбор сделал каждый, теперь каждая команда должна выработать общее решение, но не голосованием, а единодушным согласием. Если хоть один человек будет «против», решение не принимается. При этом не тяните время: можете погибнуть, у вас 15–20 мин. Закончив работу, подведите итоги, в частности выясните, чье индивидуальное решение оказалось ближе к групповому. Тогда мы выясним, чье индивидуальное решение было самым мудрым или кто лучше всех умеет убеждать других».

Командная работа в течение 20 минут. Те группы, что приняли решение за меньшее количество минут, составляют список победителей обсуждения. Делается это так. У каждого есть свой список и список общегрупповой. По каждому пункту надо подсчитать модуль разности, т. е. если по п. 1 (кружки и др.) у Васи 3-й ранг (он решает выкидывать это третьим по очереди), а группа поставила это на 5-е место, то по этому пункту разница равна 2; если бы у Васи этот пункт был на 5-м месте, а у группы на 2-м, разница была бы 3. Сложив эту разность между индивидуальным и общим решением по каждому пункту, легко определить, насколько в целом решение Васи оказалось далеко от группового, и сравнить, чье решение к групповому оказалось ближе. Если группа не сумела справиться с заданием досрочно, определение победителей можно пропустить, но этот момент очень интересен для игроков. Если есть возможность, стоит обсудить с группой, что, на их взгляд, важнее – умение доказать свою правоту или работать в целом на спасение группы?

На самом деле важно обсудить ход прошедшей дискуссии и вклад в нее каждого. Какова общая стратегия, кто какой вклад внес, кто спасал группу, а кто наоборот? На это обязательно надо отвести 10 минут. Если же этот момент пропустить, то для студентов все происшедшее окажется только увлекательной игрой в приключение, но не уроком жизни.


Деловая игра «Необитаемый остров»

Данная игра позволяет диагностировать взаимоотношения, симпатии и антипатии, выявить лидеров между членами команды; дать возможность проявить личностные качества игроков (мужество, мудрость, жестокость, безответственность, творческие способности, упрямство, бодрость духа, заурядность и т. д.); показать, как строятся законы человеческого общества, что в них случайно, а что рождено требованиями самой жизни. Обычно играют параллельно четыре команды по 6–8 человек («Мудрены». «Гуманисты». «Трудяги-работяги». «Дикие варвары»). Порядок проведения игры.

Игра продолжается в течение 60–90 минут, пока одна или две команды не доведут ее до конца. Во время игры каждые 15 минут проводятся обсуждения (для этого каждая команда получает вопросы). Например:

Культура – понятие, отражающее символические, небиологические, то есть приобретаемые аспекты жизни человеческого общества. К. включает язык, обычаи и согласованные традиции (конвенции). Предметом культурной антропологии (в отличие от антропологии физической) является анализ культуры человеческих обществ.

Международные организации (international organizations) – это наднациональные институты, целью деятельности которых является регулирование и мониторинг важнейших процессов международной экономики. В настоящее время насчитывается уже более ста М. о., различных по составу, размерам, функциям и влиянию на международную экономику.

Менеджмент – 1. Область управленческой и хозяйственной деятельности, обеспечивающей рациональное управление экономическими процессами, организацию систем управления и ее совершенствование в соответствии с задачами социально-экономического развития.

2. Процесс оптимизации деятельности человека путем разработки решений по управлению материальными и финансовыми ресурсами; искусство, которое требует постоянного творческого подхода.

Менеджер – это специалист, которого нанимают для организации и управления каким-то участком для осуществления управленческой деятельности.

Методология социологического исследования – составная часть и особая область социологического познания, содержащая совокупность принципов и способов организации, развития и оценки теоретического и эмпирического социологического знания, систему норм и регулятивов проведения социологических исследований.

Методы социального управления – комплекс методов целенаправленного воздействия на: 1) отдельных работников; 2) отдельную группу; 3) целый коллектив. На каждом из этих трех уровней управление сталкивается со специфическими проблемами, а значит, и вырабатывает соответствующие методы; часть их применима в каждом из трех случаев, применение другого ограничено каким-либо одним из них.

Метод групповой дискуссии – метод групповой работы по решению проблем, который, обеспечивая глубокую проработку имеющейся информации, разных точек зрения по данной проблеме, тем самым способствует выработке адекватного в данной ситуации решения. М. г. д. увеличивает вовлеченность участников в процесс этого решения, что повышает вероятность его реализации.

Начинающая организация (learning organizatio n ) – течение в организационном поведении 90-х годов XX века, основанное на признании ценности знаний для роста конкурентных преимуществ. Организационные знания содержатся в продуктах человеческой деятельности (оборудовании, базах данных, оформлении), в организационных структурах (ролях, системах поощрения, процедурах) и людях (умениях, ценностях, верованиях, практиках).

Образование – система организаций и лиц, осуществляющих образовательную деятельность. Получение образования предстает как участие в образовательной деятельности в качестве реципиента передаваемых знаний.

Образовательная политика – составная часть политики государства, совокупность теоретических идей, целей и задач, практических мероприятий развития образования. О. п. – это система экономических, организационных, социальных и других мер с прямыми и обратными связями между составляющими ее элементами.

Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются общеобразовательные и профессиональные образовательные программы. О. п. направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, а также на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных О. п.

Образовательное учреждение – организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, финансируемая им полностью или частично. Учреждение считается образовательным при условии осуществления им образовательного процесса, т. е. реализации одной или нескольких образовательных программ и (или) обеспечения содержания и воспитания обучающихся.

Общественные блага – блага, обладающие свойствами несоперничества и неисключаемости в потреблении. Несоперничество означает, что прибавление дополнительного потребителя не снижает полезности остальных.

Общественное мнение – совокупность суждений и оценок, характеризующих консолидированное отношение массового сознания к наиболее значимым и актуализированным проблемам, событиям и фактам экономики, политики, культуры, общественной жизни, оказывающих влияние на содержание и характер политического процесса.

Организационное поведение . Появление понятия обычно связывают с докладом Р. Гордона и Д. Хауэла (1959), в котором авторы на основе анализа результатов опросов студентов и преподавателей бизнес-школ пришли к выводу, что будущим менеджерам-практикам недостаточно изучения психологии и что необходимо создание такой учебной дисциплины, которая охватывала бы широкий спектр вопросов, касающихся поведения людей и групп в организациях.

Ориентация членов группы на задачу или на себя (task oriented behavior or self oriented behavior). Американский психолог Эдгар Шайн (1998) описал виды поведения, ориентированные на задачу и производительность, и виды поведения, ориентированные на себя как у индивидов, так и у подгрупп. С помощью указанных видов поведения работники демонстрируют механизмы распределения и перераспределения ролей в группе.

Показатели социальные – количественные и качественные характеристики состояния, тенденций и направлений социального развития, применяемые в управлении и планировании для оценки соответствия реально сложившегося положения дел в обществе научно обоснованным требованиям.

Политика организации – система правил, в соответствии с которыми ведет себя система в целом и по которым действуют люди, входящие в эту систему. В контексте управления человеческими ресурсами необходимо рассматривать кадровую политику. Однако П. о. тесно связана с финансовой и внешнеэкономической политикой. Такой подход характерен для крупных частных западных компаний и системы государственной службы.

Политические ориентации – представления людей о соответствующих их потребностям целях политической деятельности и приемлемых для них средствах достижения этих целей. П. о. формируются как результат процессов, протекающих в сфере социально-политической психологии и определяющих направленность общественно-политического поведения людей. П. о. отличаются от идейно-политических концепций, программ партий и течений, изучаемых политологией, историей общественной и политической мысли.

Программа социологического исследования – изложение теоретико-методологических предпосылок, общей концепции в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотезами исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для проверки гипотез. Разработка П. с. и. начинается с формулировки проблемной ситуации как некоторого противоречия между осознанием научно-познавательной или практической потребности и незнанием способов ее удовлетворения.

Призвание – синтетическая характеристика, выражающая степень удовлетворенности своим делом. Макс Вебер определял П. как такой строй мышления, при котором труд становится абсолютной самоцелью. Такое отношение к труду не является, однако, свойством человеческой природы; подобная направленность может сложиться лишь в результате длительного процесса воспитания.

Профессия – (лат. «объявляю своим делом») означает, что для каждого человека труд выступает в виде ограниченной сферы деятельности, требующей определенной подготовки. Из ряда факторов, определяющих выбор П.: наличие способностей и индивидуальная склонность к определенному виду деятельности, высокая оплата, престиж П., семейные традиции, социальная среда, – любой может стать решающим.

Стиль управления – это совокупность приемов, манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая заставить их делать то, что в данный момент необходимо в целях достижения определенного результата.

Теория человеческого капитала . Человеческий капитал – это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации.

Хотя основной вклад в популяризацию идеи человеческого капитала был внесен Т. Шульцем, классикой современной экономической мысли стал одноименный трактат Г. Беккера.

Тестирование интеллекта – измерение индивидуальных интеллектуальных способностей к решению теоретических и практических задач. В психологии существует множество моделей интеллекта, подразумевающих разные подходы к его тестированию.

Большинство ранних концепций и тестов интеллекта разрабатывались в конце XIX – начале XX вв.

Тесты – одна из наиболее распространенных и практически эффективных методик психологической диагностики. Выполнение тестов требует актуализации некоторых обобщенных умений, имеющих значение в деятельности человека (учебной, профессиональной, спортивной и др.).

Трудовой договор – соглашение между работодателем и нанимаемым, касающееся предстоящей работы данного сотрудника на предприятии. В качестве работодателя может выступать физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать Т. д.

Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь цели организации. У. представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды, общества, техники и живой природы. У. должно быть направленно на успех и выживание. В У. всегда есть субъект – тот, кто осуществляет управление, и объект – тот, кем управляют действия субъекта управления, т. о. основная задача У. – организовать работу других людей. Различают У. техническими системами, экономическое, а также социальное У., в ходе которого регулируются различные отношения между людьми.

Управление образованием – процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для формулировки и достижения целей, поставленных обществом в сфере образования. Структура отраслевой вертикали У. о. включает федеральное министерство образования (Министерство образования и науки Российской Федерации), региональные министерства и департаменты, районные отделы.

Устойчивое конкурентное преимущество (sustainable competitive advantage ) – долгосрочная выгода от осуществления уникальной стратегии, направленной на создание ценности, которая в данное время не применяется ни существующими, ни потенциальными конкурентами и которая не может быть скопирована.

Факт социальный – единичное общественно значимое событие или некоторая совокупность однородных событий, типичных для той или иной сферы вещественной жизни или характерных для определенных социальных процессов.

Шкалы оценок – наборы оценок, которые даются конкретным актам поведения. Распределяясь по соответствующему континууму, такие оценки (отражая воплощенные в подобной шкале критерии) могут быть либо резко отрицательными, либо социально нейтральными (норма), либо максимально положительными. Социальная оценка индивидуальных действий предопределяется объективно существующим набором их стереотипов, включенных в систему норм, ценностей, идеалов и т. д.

Эксперимент – форма познания объективной действительности в науке, при которой явления изучают при помощи целесообразно выбранных или искусственно созданных контролируемых условий, обеспечивающих протекание в чистом виде и точное измерение тех процессов, наблюдение за которыми необходимо для установления закономерных связей между явлениями.

Эксперимент естественный – разновидность эксперимента, в котором вмешательство исследователя в естественный ход событий сведено к минимуму. Исследователь разыскивает подходящую ситуацию, где экспериментальный фактор находился бы в максимальной изоляции от других факторов, и наблюдает за развитием событий, фиксируя (насколько это возможно) их основные характеристики до и после вступления в действие изучаемого фактора.

Эксперимент инновационный – диагностика новшества пробным нововведением. В широком социальном плане Э. и. выступает как механизм перехода организационных, социально-экономических систем от одного состояния к другому: снижает порог риска, ослабляет эффект вторичных последствий, обосновывает будущие нововведения, определяет направление развития. Диагностическая функция Э. и. выступает как выявление проблем осуществления нововведения, как оценка реализуемости новшества и его результативности.

Эксперимент хоторнский – ряд знаменитых исследований, проведенных в США в течение 1924–1932 гг. на Хоторнских предприятиях (Чикаго) и оказавших огромное влияние на все последующее развитие индустриальной социологии. Руководил исследованиями профессор Э. Мэйо, возглавивший затем отдел исследований индустриальных отношений в Высшей школе деловой администрации при Гарвардском университете.

Этика деловых отношений – система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в одной из сфер: общественно-профессиональной жизни, профессиональной деятельности. Э. д. о. базируется на общечеловеческих нормах и правилах поведения, но имеет некоторые отличительные особенности. Профессиональная роль любого сотрудника организации неотъемлемо связана с выполнением им этических норм взаимоотношений со своим внешним окружением (коллегами, подчиненными, клиентами и партнерами). Соблюдение Э. д. о. – один из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и организации в целом.

Этика руководителя – система норм нравственного поведения руководителя, основанная как на понимании и учете психологии работников, так и на воспитании личности, культуре управления и умении управлять своими чувствами, эмоциями в процессе личностных взаимоотношений руководителя с подчиненными, вышестоящими руководителями и коллегами.

Этикет – совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к людям. Эти правила во многом определяются конкретными условиями, в которых происходит межличностное общение.

Этикет речевой – правила речевого поведения на службе. Выделяют Э. р. проведения деловых бесед, совещаний, публичных выступлений и написания деловых писем. Э. р. включает в себя устойчивые формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации с учетом сложившейся ситуации и т. п.

Этикет служебный – система личностных взаимоотношений руководителя с подчиненными, вышестоящими руководителями и коллегами. Определяющий принцип Э. с. – сотрудничество и взаимопонимание. Э. с. обеспечивает установление личных контактов, содействует решению деловых вопросов, формирует благоприятную социальную и психологическую атмосферу в коллективе.

Использованная литература

1. Резник С. Д., Игошина И. А., Шестернина О. И. Организационное поведение (практикум: деловые игры, тесты, конкретные ситуации): учебное пособие / М.: ИНФРА-М, 2012. 320 с.

2. Зайцев Л. Г., Соколова М. И. Организационное поведение: учебник / М.: Экономистъ, 2006. 665 с.

3. Ситуационный анализ, или Анатомия Кейс-метода / Под ред. д-ра социологических наук, профессора Ю. П. Сурмина Киев: Центр инноваций и развития, 2002. 286 с.

4. Багиев Г. Л., Наумов В. Н. Организация практических занятий по маркетингу. Кейсовый метод. СПб., 1997. 89 с.

5. Резник С. Д. Организационное поведение: учебник. М.: ИНФРА-М, 2011. 460 с.


Рекомендуемая литература
Основная

  1. Ричард Л., Дафт. Теория организации: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации». М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2009. 736 с.

  2. Карташева Л. В. Организационное поведение: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М. 157 с.

  3. Лютенс Ф. Организационное поведение: пер. с англ. 7-е изд. М.: ИНФРА-М, 2008. 692 с.

  4. Спивак В. А. Корпоративная культура. СПб.: Питер, 2009. 352 с.

  5. Организационное поведение: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. Г. Р. Латфуллина, О. Н. Громовой. СПб.: Питер, 2010. 464 с.

Дополнительная


  1. Брукс Я. Организационное поведение: индивидуумы, группы и организация: учебник / Пер с. англ. В. Л. Доблаев. 3-е изд. М.: Дело и сервис, 2008. 464 с.

  2. Веснин В. Р. Теория организации: учебник. М.: ТК Велби; Проспект, 2008. 272 с.

  3. Виханский О. С. Стратегическое управление: учебник. 2-е изд. М.: Экономистъ, 2008. 296 с.

  4. Лапыгин Ю. Н. Теория организаций: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2010. 311 с.

  5. Мильнер Б. З. Теория организации: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2008. 797 с.

  6. Резник С. Д. Организационное поведение: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2009. 430 с.

  7. Васильев Г. А., Деева Е. М. Организационное поведение: Учеб. пособие для вузов. М., 2005.

  8. Красовский Ю. Д. Организационное поведение: Учеб. пособие для вузов. М., 2004.

  9. Арсеньев Ю. Н., Шелобаев С. И., Давыдова Т. Ю. Организационное поведение: Учеб. пособие для вузов. 2005.

  10. Резник С. Д. Организационное поведение (практикум: деловые игры, тесты, конкретные ситуации): Учеб. пособие для вузов. М., 2006.

  11. Оксинойд К. Э. Организационное поведение: учеб. для вузов. М., 2009.

  12. Алиев В. Г., Дохолян С. В. Организационное поведение: Учеб. для вузов. М., 2004. 310 с.

УПРАЖНЕНИЕ «ВОЗДУШНЫЙ ШАР»

Цель. Выявление особенностей взаимодействия в группе. Инструкция. Перед началом игры ведущий просит всех участников сесть в большой круг, и обращается к ним со следующими словами: "Представьте себе, что вы экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воз-душном шаре после выполнения научных изысканий. Вы осуществляли аэрофотосъемку необитаемых островов. Вся работа выполнена успешно. И вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими. Вы летите над океаном и до ближайшей земли 500-550 км. Но произошло непредвиденное - в оболочке воздушного шара по не-известным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ. Шар начал снижаться. Вы сразу же выбросили за борт все мешки с бал-ластом (песком), которые были припасены на этот случай в гондоле воз-душного шара. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. Через 5 мин шар стал падать с прежней, очень большой скоростью. Весь экипаж собрался в центре гондолы для того, чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выб-расывать за борт. Перечень предметов и вещей, которые остались в гондоле: 1. Канат - 50 м. 2. Аптечка с медикаментами - 5 кг. 3. Компас гид-равлический - 6 кг. 4. Консервы мясные и рыбные - 20 кг. 5. Секстант (прибор для определения местонахождения по звездам) - 5 кг. 6. Винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов - 25 кг. 7. Конфеты разные -20 кг. 8. Спальные мешки (по одному на каждого члена экипажа). 9. Ракетница с комплектом сигнальных ракет - 8 кг. 10. Палатка 10-местная - 20 кг. 11. Баллон с кислородом - 50 кг. 12. Комплект геог-рафических карт - 25 кг. 13. Канистра с питьевой водой - 20 л. 14. Транзисторный приемник - 3 кг. 15. Лодка резиновая надувная - 25 кг. Ваша задача решить, что и в какой последовательности вы должны выбросить. Но сначала вы примите это важное решение самостоятельно. Для этого нужно взять чистый лист бумаги, переписать список предметов и вещей, а затем, рассудив, примерно, так: "На первое место я поставлю комплект карт, на второе - баллон с кислородом, на третье - конфеты и т.д.", с правой стороны, рядом с каждым наименованием, поставить порядковый номер, соответствующий значимости предмета. При определении значимости предметов и вещей, т.е. очередности с какой вы их будете выкидывать, нужно иметь в виду, что выбрасывается все, а не часть, т.е. все конфеты, а не половина. Когда вы примите индивидуальное решение, нужно собраться в центр (в круг) и приступить к выработке группового решения, руководст-вуясь следующими правилами :

    Высказать свое мнение может любой член экипажа;

    Количество высказываний одного человека не ограничивается;

    Если хотя бы один член экипажа возражает против принятия данного решения, оно не принимается, и группа должна искать иной выход;

    Решения должны быть приняты в отношении всего перечня предметов и вещей.

Время, которое есть в распоряжении экипажа, неизвестно. Сколько еще будет продолжаться падение? Во многом это зависит от того, как быстро вы будете принимать решения. Если экипаж единогласно проголосует за то, чтобы выбросить какой-то предмет, он считается выб-рошенным и это может замедлить падение шара. Итак, я желаю вам успешной работы. И главное - остаться в живых. Если вы не сможете договориться, вы разобьетесь. Помните об этом!" К омментарий Ведущий должен очень подробно описать ситуацию, в которой оказался экипаж, объяснить правила. Нужно ответить на все вопросы, но не подсказ ывать выход из создавшейся ситуации. Его должны найти сами участники. Во время работы группы ведущий не вмешивается в процесс обсуждения и уже не отвечает на вопросы ребят. Он только следит за выполнением правил, особенно - за голосованием без исключения. Время на игру 20-25 мин. Но можно и увеличить время, если группа очень вяло включается в обсуждение, особенно на начальном этапе. Можно и сокр атить время до 17 - 18 мин, если группа сразу очень активно вк-лючилась в работу. Если группа сумела принять все 15 решений при 100%-ном голосовании, ведущий должен поздравить участников и попросить их подумать над причинами успешного выхода из столь критической ситуации. Если ребята не смогли принять за отведенное время все 15 решений, то ведущий объявляет, что они разбились, и просит подумать над причинами, к оторые привели к этой трагедии. Анализ результатов и хода игры можно провести сразу после ее оконч ания, но можно это сделать и на следующем занятии, дав ребятам возможность более глубоко разобраться в причинах удачи или неудачи.

УПРАЖНЕНИЕ «МЕТАФОРА»

Цель. Упражнение дает участникам возможность составить представление о команде как о едином целом, об особенностях и основных спо-собах ее работы, о царящей в ней атмосфере. На основе предложенных в ходе упражнения метафор можно будет выделить сильные и слабые стороны взаимодействия конкретной группы. Инструкция: Мне бы хотелось, чтобы сейчас каждый из вас выра-зил свое личное видение команды как единого целого, придумав ка-кой-либо образ, сравнение или символ. Например, можно сказать: "Она похожа на клетку со львами, где прекрасные могучие звери втиснуты в очень маленькое пространство, и поэтому мешают друг другу. Прутья мешают им двигаться, теснота делает их агрессивными, и, помимо всего этого, их еще недостаточно кормят". Другую команду можно бы-ло бы описать так: "Мерседес без мотора, который пассажиры должны приводить в движение, крутя педали. Внешне он великолепен, но ему не хватает мощного двигателя, позволяющего мчаться вперед". Подумайте немного о том, какая метафора подошла бы к вашей кома нде... Каждый участник предлагает свою метафору, после чего группа мо-жет обсудить следующие вопросы:

    Есть ли во всех этих образах что-то общее?

    Все ли образы вам понравились?

    Почему возникли те или иные образы?

    Какие вопросы мы должны себе задать, чтобы понять, что приве-ло команду к нынешнему состоянию?

Во второй части упражнения участники создают метафоры, характе-ризующие идеальную команду, то есть такую, в которой они могли бы общаться с радостью и увлечением. Выслушав каждого, снова попытайтесь найти общее во всех метафорах и сформулируйте цели, к достижению ко-торых стремятся члены команды.

УПРАЖНЕНИЕ «ПРИЗНАНИЕ ЗАСЛУГ»

(Клаус В. Ф опель)

Цель. Упражнение помогает членам команды детально проанализировать такую важную проблему, как признание их заслуг в достижение командой какого-то результата. При этом каждый получит, по крайней мере, часть причитающегося ему признания и, с другой стороны, не-много попрактикуется в трудном деле признания заслуг другого. Инструкция: Мне хотелось бы предложить вам церемонию, в которой речь пойдет о заслугах, которых у каждого члена команды наверняка накопилось немало. Сначала подумайте о том, каковы ваши заслуги на сегодняшний день. Что вы сделали очень хорошо? Какие трудности вы преодолели? Кому помогли? Чему вы при этом научились? Каков ваш личный вклад е достигнутые командой успехи? Напишите на карточке краткое итого-вое резюме, в котором перечислите ваши собственные заслуги... (15 ми-нут) А теперь каждый из вас вытянет по жребию чью-либо карточку. Вам надо будет подготовить хвалебную речь в честь того человека, чью карточку вы вытянули. В своей речи вы должны упомянуть все его заслуги, содержащиеся в резюме. Кроме того, нужно подчеркнуть его вклад в достигнутые командой успехи, отметить оказанную им другим членам команды помощь и поддержку, раскрыть его потенциальные воз-можности. Для того чтобы ваша хвалебная речь была не только всеобъемлю-щей, но и реалистичной, вам надо коротко с глазу на глаз обсудить с другими ребятами, в чем, по их мнению, состоят заслуги данного члена команды. Запишите наиболее важные моменты и будьте как мо-жно более объективны. Старайтесь действовать тактично, чтобы тот, о ком вы будете говорить, не догадался, кто именно готовит хвалебную речь о нем (40 - 60 минут). Теперь я бы хотел, чтобы каждый нарисовал плакат, на котором в словах и образах прославлялись бы заслуги героя вашей речи... (50 минут) Теперь соберитесь все вместе, предварительно свернув свои плакаты, и мы начнем саму церемонию. По очереди вручите свой плакат адресату и произносите в его честь, подготовленную речь. В заключение - короткий обмен впечатлениями.

УПРАЖНЕНИЕ «СОВМЕСТНЫЙ СЧЕТ»

Цель . Оценка развития групповой сплоченности и умения координировать совместные действия. Описание упражнения . Задание очень простое: следует всего лишь до-считать до десяти. Хитрость состоит в том, что считать надо коллективно: кто-то говорит «один», кто-то другой - «два» и т. д., договариваться же о порядке счета нельзя. Если очередное число произносят одновременно два человека, счет начинается сначала. В простейшем варианте упражне-ние выполняется с открытыми глазами, в более сложном - с закрытыми (открывать их можно только между попытками). Разговаривать походу выполнения упражнения запрещается. Ведущий фиксирует, до скольки удалось довести счет в каждую из попыток. Это упражнение проходит интереснее, когда участники располагаются не по кругу, а врассыпную. Если участники сами установят определенный порядок произнесе-ния чисел (по кругу, через одного, по алфавиту и т. п.), следует похва-лить их за находчивость, но попросить попытаться решить эту задачу без предварительной договоренности. Обсуждение. В чем причина того, что такое на первый взгляд про-стое задание не очень-то легко выполнить? А что можно сделать, чтобы выполнить его было легче? Интересно также обсудить динамику успешности выполнения этого упражнения по попыткам.

УПРА ЖНЕНИЕ «ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА»

Цель. Это упражнение можно применять, прежде всего, для диагности-ки особенностей взаимодействия членов команды в необычной ситуа-ции. В первую очередь оно помогает, не угрожая психологической без-опасности участников, прояснить границы личного пространства каж-дого и его притязания на власть. Каждый человек претендует на определенное пространство, кото-рое бы его защищало и давало возможность чувствовать себя свободно. Когда мы без приглашения переступаем через эти границы, то, как пра-вило, задеваем этим человека, и он отступает назад или готовится, в свою очередь, атаковать нас. Часто нам бывает не вполне ясно, где про-легают те невидимые границы, которые проводят вокруг себя наши друзья и товарищи. В этом может быть наша собственная вина, если мы не умеем достаточно хорошо распознавать чужие границы. Но могут быть виноваты и другие, если они проводят неясную или непоследова-тельную политику границ. Лишь тот, кто ясно ощущает границы своего личного пространства, может чувствовать себя взрослым и сильным. Эффективное функционирование команды как всякой социальной системы зависит от того, насколько ясны и определенны границы меж-ду ее членами, и насколько они считаются с этими гра-ницами. С другой стороны, работоспособность команды зависит еще и от того, насколько сбалансированы притязания на власть ее участников. Равновесие возникает в том случае, когда участники претендуют на власть отличными друг от друга способами, в разных ситуациях и в раз-ное время. Инструкция: Мне хочется предложить вам упражнение, в котором речь пойдет о невидимых границах внутри команды, являющихся регуля-торами наших межличностных взаимоотношений. Они, аналогично указателям в уличном движении, дают нам сигналы о том, как далеко мы можем зайти, когда нам надо остановиться и т.д. В качестве подготовки к упражнению я прошу вас склеить вместе несколько листов бумаги, чтобы получилась поверхность, символизирующая групповую территорию (из расчета примерно 8 листов на 16 членов команды). Сейчас вы должны будете все одновременно, не произнося ни сло во очертить в подходящем для вас месте этой территории то пространство, на которое вы в этой команде претендуете, чтобы у вас полу чилась своего рода топографическая карта команды. Используйте цвет, который вам больше всего подходит. После того, как последний член команды закончит свою работу, мы сможем оценить и обсудить, что у нас получилось. Обсуждение. Сначала предложите участникам высказать свои впечатления об упражнении в целом, а после этого дайте каждому возможность сообщить группе, где он обозначил свою территорию, и что он хотел этим выразить. Особое внимание стоит обратить на неясные границы, пересечение границ друг с другом, полное включение одной территории в другую, образование колоний, центральное и периферическое положение, близость к лидеру команды, большие размеры и т.д.

3. ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ, ВЛИЯЮЩИХ НА ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ГРУППЕ

ДИАГНОСТИКА ПРИНЯТИЯ ДРУГИХ

(по шкале Фейя)

Инструкция. Внимательно прочитайте (прослушайте) суждения опросника. Варианты ответов по всем суждениям даны на специальном бланке. Если вы считаете, что суждение верно и соответствует вашему представлению о себе и других людях, то в бланке ответов напротив номера суждения отметьте степень вашего согласия с ним, используя предложенную шкалу: 5 - практически всегда; 4 - часто; 3 - иногда; 2 - случайно; 1 - очень редко.

Опросник

1. Людей достаточно легко ввести в заблуждение. 2. Мне нравятся люди, с которыми я знаком(а). 3. В наше время люди имеют очень низкие моральные принципы. 4. Большинство людей думают о себе только положительно, редко обращаясь к своим отри-цательным качеством. 5. Я чувствую себя комфортно практически с любым человеком*. 6. Все, о чем люди говорят в наше время, сводится к разговорам о фильмах, телевидении и других глупых вещах подобного рода. 7. Если кто-либо начал делать одолжение другим людям, то они сразу же перестают уважать его. 8. Люди думают только о себе. 9. Люди всегда чем-то недовольны и ищут что-нибудь новое. 10. Причуды большинства людей очень трудно вытерпеть. 11. Людям определенно необходим сильный и умный лидер. 12. Мне нравится быть в одиночестве, вдали от людей. 13. Люди не всегда честно ведут себя с другими людьми. 14. Мне нравится быть с другими людьми*. 15. Большинство людей глупы и непоследовательны. 16. Мне нравится быть с людьми, чьи взгляды отличаются от моих*, 17. Каждый хочет быть приятным для другого*. 18. Чаще всего люди недовольны собой.

Обработка и интерпретация результатов

Подсчитывается сумма баллов, набранная испытуемым. По суждениям отмеченным звездочкой (*) баллы подсчитываются в обратном порядке, т.е. 5 соответствует 1; 4 – 2; 3 – 3; 2 – 2 и 1 – 5. 60 баллов и больше - высокий показатель принятия других; 45-60 баллов - средний показатель принятия других с тенденцией к высокому 30-45 баллов - средний показатель принятия других с тенденцией к низкому; 30 баллов и меньше - низкий показатель принятия других.

ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА

УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ

(Д. Рассел и М. Фергюссон)

Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каж-дое и оцените с точки зрения частоты их проявления в вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто» - 3 балла «иногда» - 2 балла «редко» - 1 балл «никогда» - 0 бал-лов Выбранный вариант отметьте соответствующей цифрой.

Опросник

    Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку.

    Мне не с кем поговорить.

    Для меня невыносимо быть таким одиноким.

    Мне не хватает общения.

    Я чувствую, что никто действительно не понимает меня.

    Я часто ловлю себя на ожидании, что люди позвонят или напишут мне.

    Нет никого, к кому я мог бы обратиться.

    Я сейчас больше ни с кем не близок.

    Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи.

    Я чувствую себя покинутым.

    Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает.

    Я чувствую себя совершенно одиноким.

    Мои социальные отношения и связи поверхностны.

    Я умираю от тоски по компании.

    В действительности никто как следует, не знает меня.

    Я чувствую себя изолированным от других.

    Я несчастен оттого, что всеми отвергнут.

    Мне трудно заводить друзей.

    Я чувствую себя исключенным и изолированным другими.

    Люди вокруг меня, но не со мной.

Обработка результатов

Подсчитывается набранная за все ответы сумма баллов. Максимально возможный пока-затель социальной изолированности - 60 баллов.

Интерпретация

Высокой степени социальной изолированности соответствуют 41 – 60 баллов, средний – от 21 до 40 баллов, низкой – от 0 до 20 баллов.

ТЕСТ ТОМАСА

(поведение в конфликтной ситуации)

Цель: определить стиль поведения в конфликтной ситуации испытуемого. Инструкция: Из каждой пары предложенных суждений А) и Б) выбрать то, которое является для Вас более типичным для Вашего поведения, то из них, которое в большей степени соответствует тому, как вы обычно поступаете и действуете. Букву данного суждения обвести кружком (или написать) возле соответствующего номера задания. 1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обра-тить внимание на то, с чем мы оба не согласны. 2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение. Б. Я пытаюсь уладить дело, учитывая интересы другого и мои. 3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения. 4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение. Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека. 5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого. Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности. 6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя. Б. Я стараюсь добиться своего. 7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, что-бы со временем решить его окончательно. Б. Я считаю возможным уступить, чтобы добиться другого. 8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем со-стоят все затронутые интересы и вопросы. 9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то воз-никающих разногласий. Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего. 10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего. Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение. 11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем со-стоят все затронутые интересы и вопросы. Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохра-нить наши отношения. 12. А. Зачастую, я избегаю занимать позицию, которая может выз-вать споры. Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу. 13. А. Я предлагаю среднюю позицию. Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему. 14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов. 15. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохра-нить наши отношения. Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать на-пряженности. 16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого. Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей пози-ции. 17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего. Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной на-пряженности. 18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возмож-ность настоять на своем. Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу. 19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем со-стоят все затронутые интересы и спорные вопросы Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, что-бы со временем решить его окончательно. 20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. Б. Я стремлюсь к лучшему сочетанию выгод и потерь для всех. 21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к жела-ниям другого. Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы. 22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека. Б. Я отстаиваю свои желания. 23. А. Я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого. Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. 24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я поста-раюсь пойти навстречу его желаниям. Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу. 25. А. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов. Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к жела-ниям другого. 26. А. Я предлагаю среднюю позицию. Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить жела-ния каждого из нас. 27. А. Я избегаю позиции, которая может вызвать споры. Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возмож-ность настоять на своем. 28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б. Улаживая ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого. 29. А. Я предлагаю среднюю позицию. Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то воз-никающих разногласий. 30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого. Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, что-бы мы с другим заинтересованным человеком могли добить-ся успеха.

Цель игры : дать возможность наблюдать в группе процессы, происходящие при обсуждении и принятии коллективного решения.

    Предложите участникам игры выбрать себе профессию:(врач, инженер, учитель, художник, и т.д. Одного участника попросите быть наблюдателем).

    Всем участникам игры предлагается представить, что они оказались членами одного экипажа на воздушном шаре. Шар начинает падать и остается совсем немного времени до того момента, когда он упадет в море. Чтобы этого не произошло, кто – то должен выпрыгнуть из корзины.

    Группа должна принять общее решение о том, кто прыгнет из корзины, исходя из того, кто из них будет менее полезен, если воздушный шар приземлится на необитаемом острове.

    После завершения дискуссии происходит оценка работы группы.

Эксперт докладывает свои наблюдения о ходе дискуссии: использование веских доводов, аргументов в защиту «своей» профессии, умение выслушивать друг друга, «авторитарные манеры» и т.д.

Деловая игра «Золотые орехи»

Методические указания по проведению : Деловая игра направлена на развитие навыков вербальной и невербальной форм деловых коммуникаций у ее участников.

Для проведения игры группа разделяется на две команды с равным числом участников. Эти команды должны разойтись по разным помещениям и не иметь возможности общения друг с другом до начала игры. Членам команд запрещается обмениваться письменными описаниями ролей.

Членам каждой команды раздается описание одной из двух ролей. Время для ознакомления с ролью ограничивается преподавателем и устанавливается в пределах до 20 минут. Это время должно быть использовано для прочтения материала и обсуждения общей линии проведения переговоров с другой командой.

Для проведения переговоров каждая из команд должна выдвинуть по одному переговорщику. Эти переговорщики будут вести прямые устные переговоры друг с другом.

Команды также предупреждаются, что во время переговоров их представителей, члены команд не могут допускать никаких устных комментариев, давать переговорщикам устные указания или подсказывать.

При этом, однако, разрешается писать и передавать переговорщикам записки, которые они могут использовать при переговорах.

Любая из команд может обратиться к преподавателю с просьбой прервать переговоры и назначить нового переговорщика.

Переговоры проводятся в общей аудитории, куда собираются обе команды. Переговорщикам должен быть предоставлен стол для переговоров, установленный таким образом, чтобы он был виден всем участникам. Команды должны быть рассажены таким образом, чтобы исключить возможность устного общения во время переговоров (желательно за спинами своих переговорщиков). Обмен записками между командами также запрещается.

Время переговоров обычно не превышает 20 минут. Таким образом, игра занимает по длительности один академический час (45 мин.).

Роль №1 Золотые орехи Фирма «Пилл» История

Вы работаете в новой фармацевтической фирме «Пилл», возникшей несколько лет назад на «пустом месте». Все сотрудники Вашей фирмы до этого составляли костяк одной из второстепенных лабораторий ВНИИ «Химзащита» – крупного НИИ, принадлежавшего Министерству обороны.

Ваша бывшая лаборатория занималась во ВНИИ «Химзащита» сугубо гражданскими разработками, которым дирекция не придавала особого значения, т.к. бюджет финансировал работу лишь «основных» лабораторий, а Вы работали по договорам с фармацевтическими предприятиями. Часть Ваших перспективных разработок пылилась на полках – Вы не могли доказать руководству, что делаете нужное дело…

Трансформация экономики создала условия для частной предпринимательской деятельности. Вся «команда» ушла из ВНИИ и создала частную фирму ООО «Пилл». Самому «старому» сотруднику, Вашему директору, всего 35 лет.

Личных сбережений сотрудников ООО хватило на уставный фонд, получение соответствующей лицензии и аренду помещения. Старые наработки удалось успешно внедрить на крупном фармацевтическом предприятии, а на вырученные средства приобрести специальное оборудование, необходимое для новых исследований и разработок.

Не так давно Ваша фирма разработала новый уникальный препарат Х для лечения болезни Дипса. Эта коварная болезнь возникает в период беременности и приводит к смерти новорожденного через 2 недели после родов. Своевременное (24 часа после родов) введение препарата Х обеспечивает полное излечение новорожденных. Более того, вакцинация беременных надежно защищает плод от возможности приобретения болезни Дипса. Это пионерское изобретение – ни в одной другой стране мира нет ничего подобного препарату Х.

психологические упражнения для тренингов

деловые игры, упражнения:

Игра «Путешествие на воздушном шаре»

Цель игры : дать возможность наблюдать в группе процессы, происходящие при обсуждении и принятии коллективного решения.

  1. Предложите участникам игры выбрать себе профессию:(врач, инженер, учитель, художник, и т.д. Одного участника попросите быть наблюдателем).
  2. Всем участникам игры предлагается представить, что они оказались членами одного экипажа на воздушном шаре. Шар начинает падать и остается совсем немного времени до того момента, когда он упадет в море. Чтобы этого не произошло, кто – то должен выпрыгнуть из корзины.
  3. Группа должна принять общее решение о том, кто прыгнет из корзины, исходя из того, кто из них будет менее полезен, если воздушный шар приземлится на необитаемом острове.
  4. После завершения дискуссии происходит оценка работы группы.

Эксперт докладывает свои наблюдения о ходе дискуссии: использование веских доводов, аргументов в защиту «своей» профессии, умение выслушивать друг друга, «авторитарные манеры» и т.д.


18.07.2007
Руслан
неплохое упражненьице, все процессы в группе можно продиагностировать)))
06.09.2007
Мария
я проводила это упражнение с подростками от 14 до 15 с половиной лет. вместо дебатов мы всё время скатывались на тему скорой смерти и её неизбежности. к тому же если коллектив уже сформирован велика вероятность выбора основанного на личных симпатиях и антипатиях.:(
31.10.2007
Константин
Совершенно неэкологичное упражнение. Без ассоциации с конкретными участниками группы еще куда ни шло.
Сам проводил безотносительный вариант. Довольно жестоко, но сносно.
Мое мнение, что цель обозначена не совсем точно.
В данном виде похоже на программу подготовки молодых нацистов.
Прошу автора не обижаться, просто моя собственная практика показала неприменимость данного упражнения в молодежной аудитории при успешной проекции должностей на участников.

03.11.2007
Анна
Для Константина. Есть более гуманный вариант этог упражнения и он полностью соответствует дрстижению вышеуказанной цели. Если интересно, могу напечатать.
03.11.2007
Виктория
Анна, буду Вам очень благодарна, если напечатаете!
03.12.2007
Ольга
интересная игра!проводила на учительском коллективе на МО, но немного в другой интерпретации
01.03.2008
ССС
Игра неплохо идет со взрослыми.
25.03.2008
дима
блин,игра очень классная.
здесь важно как тренер работает с динамикой группы.

05.07.2008
Татьяна Дмитриевна
На одном из семинаров я принимала участие в данной игре, только условие было другое: группе из 8-12 человек объявляют, что они в реальном времени летят на воздушном шаре (ситуация максимально приближается к реальности). Шар начинает падать и один ДОБРОВОЛЕЦ должен выпрыгнуть за борт, чтобы спасти остальных. Ведущий нагнетает обстановку пока кто-то не решиться, а потом этому человеку задает вопросы:
1. Что в своей жизни ты теряешь прыгнув сейчас?
2. От чего избавляешься?
3. Что хотел бы сказать оставшимся?
3. Что тебя толкает на этот шаг?
Человек выходит из круга и ситуация повторяется, пока кто-то из членов группы не скажет стоп или пока не останется 1 человек.
Упражнение на осознание ценности своей жизни, своего предназначения.Очень сильное!

24.08.2008
Рустам
психологи рекомендуют с осторожностью проводить такого рода упражнения
23.10.2008
Саша
Интересное конечно упражнение, но для очень сильного тренера. Особенно вариант с добровольцем.
17.03.2009
Мур
интересно а эта игра пойдет для подростков, состоящих на учете в КДН?
06.11.2009
Елена
думаю,упражнение надо адаптировать под ту или иную группу. оно очень сильно. и с ним надо осторожно.
18.03.2010
Юля
ну че посмотрим на эту игру в действии завтра,потом отпишусь
01.05.2010
Юрий
Юлия, как прошла игра?)
14.02.2011
СГ
Юлю выбросили из воздушного шара
лол

15.02.2011
Виктор
СГ, ну зачем ты так про Юлю?
11.10.2011
Романа
Я проводила такую же игру со студентами.Только повернула на умение аргументировать,доказывать.. и Дети выбирали роли из детских мультфильмов. Очень всем понравилось и никто никакого страха и ужаса не испытывал.Наоборот, шутили и старались,как можно больше привести аргументов,почему именно он должен остаться на этом шаре.
06.12.2011
Ася
У меня со студентами тоже на ура шло.
А сейчас в дет.доме с подростками решила провести, но почитала комменты и как-то опасаюсь теперь.

20.06.2013
Елена
У нас проводили в университете. Всем понравилось, оставило массу впечатлений, а также мыслей! Да, определенно надо подстраиваться под группу, не всем подойдет.
14.11.2013
дарина
на аргументацию вполне не плохо идет, но я меняла на "шар должен отправиться для создания новой цивилизации, вас 6 а мест 4"
04.12.2013
тамара
Я участвовала в чём-то похожем. На тренинге для психологов нас разделили на тройки, которые должны были бороться за место в лодке (одно!) в океане. Наблюдая вторую тройку, я ясно поняла, что утоплюсь сама и уговорю утопиться соседку. И это будет чистой воды самоубийство и убийство. Вся психосоматика у меня была налицо. Попросила остановить упражнение, т.к. всё ясно: для бизнеса оно подходит(острая конкуренция), для нас простых педагогов-психологов...После такой встряски инструкцию даю типа "Вы ангел, летящий где-то над чем-то. Вы видите терпящих бедствие...Вы ангелы жизни и делаете маленькое чудо...На помощь вы посылаете шлюпку (плот, лодка, спасательное судно. Она может успеть подобрать 5(6) человек, остальных просто не успеет собрать, т.к. силы у вас ещё небольшие,а несчастные слишком уж разбросаны. Кто окажется ближе к вашей лодочке, кому вы сможете помочь, отчаянно махая пусть детскими, но могущими помощь крыльями. И в конце обязательно проговариваем право на жизнь аутсайдеров. Однажды у меня были в списке священник и психолог. Молодняк сразу сказал, что всё психолог поймёт, а священик сам откажется от места. Быть ангелом как-то легче.
24.04.2017
Анна
У меня сейчас группа из 25 человек. Готовлю их как специализированных волонтеров. Через неделю мероприятие, в котором могут принять участие только 5 из них. Они об этом знают, но все хотят побороться за эти места. Возраст 15-17 лет. Проведу для них игру в ключе реальной сложившийся ситуации. У каждого будет задача убедить остальных в том, что они достойны этого, при этом они же сами должны определить, кто окажется в этой пятерке. Думаю, что группа определит, какими качествами должены обладать эти люди и чего личнр им нехватает, чтобы оказаться в пятерке.

Проведу - отпишусь о результате:)


24.04.2017
Марина
Есть похожая игра "Необитаемый остров". А еще снят интересный фильм про студентов, как они принимали участие в похожей игре, очень познавательно. Только не помню название.
04.07.2018
ThurmanUniom
Производствосветодиодных табло для спорта, бегущих строк, табло для АЗС
Статьи по теме: