Игры с крупой для детей 4 лет. С какого возраста и как играть крупой. Игры для развития мелкой моторики в разном возрасте. Игра «волшебное сито»

Крупа - очень полезный и приятный материал для занятий с ребёнком, кроме того способствует развитию мелкой моторики рук, развивает познавательный интерес, усидчивость, концентрацию внимания. В процессе манипуляций сыпучим материалом, дети освобождаются от негативных эмоций, внутренних зажимов, стрессов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры с крупой на развитие мелкой моторики рук

Крупа - очень полезный и приятный материал для занятий с ребёнком, кроме того способствует развитию мелкой моторики рук, развивает познавательный интерес, усидчивость, концентрацию внимания. В процессе манипуляций сыпучим материалом, дети освобождаются от негативных эмоций, внутренних зажимов, стрессов.

Для игр с крупами подойдет все, что есть в доме: гречка, просо, фасоль, семечки, горох и даже обычная соль, ну и конечно различные емкости, ложечки и сито. Все эти занятия содержат не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка. Увлекательные работы получаются с использованием манки, пшена, гречки, кукурузной и пшеничной крупы, фасоли, чечевицы, семечек. При работе с различными крупами дети узнают историю их получения, например, где выращивают гречку, пшено, как получают кукурузную крупу, манку и т.д.

Первое знакомство

Прячем ручки

Возьмите большую миску, высыпьте в неё крупу - гречку, рис или пшено, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Ребёнок непременно захочет присоединиться. Можно играть в прятки с ручками: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем?!». Можно потереть ладошкой о ладошку: «Так приятно!».

Искупаемся

Возьмите тазик или детскую ванночку, не большой, но чтобы туда мог сесть и встать ребёнок, насыпьте туда гречку или другую крупу, предложите ребенку сначала походить в тазике, а потом и присесть: «Отличный массаж!». У некоторых детишек такое купание вызывает огромный восторг, поэтому будьте готовы, что содержимое тазика окажется вне его, поэтому часто таким «купанием» в ванной комнате!

Ищем секрет

Спрятать можно не только ручки, но и игрушки, различные предметы, крупную фасоль. Предложите ребенку отыскать их. А если мисок будет больше и в каждой будет свой секрет, то без сомнения интерес возрастет еще больше!

Сортируем, перекладываем, собираем

Перемешать можно манку и фасоль, тогда разделить их можно с помощью сита, предварительно продемонстрируйте этот способ малышу!

Высыпьте крупу на поднос и предложите ребенку собрать все в банку. Сначала банку можно взять с широким горлышком, затем со временем поменять ее на банку с более узким горлышком. Такое занятие позволяет овладеть таким важным движением, как «щепотка». Предварительно покажите, как соединять три пальца и как ими брать крупу.

Пересыпаем крупу

Пересыпайте крупу при помощи стакана, ложки, совочка, а может даже ладошек из одной ёмкости в другую. Пересыпайте над миской крупу из руки в руку. Используйте разные крупы – рис, горох, манку. Обратите внимания, что звук от каждой крупы свой, уникальный: от гороха - звонкий, от риса – приглушенный, от манки – практически беззвучное шуршание.

Возьмите небольшое количество фасоли и гороха, перемешайте их в тарелочке и предложите ребенку разделить горох и фасоль и разложить их в свои тарелочки: «Смотри, горошинки и фасолинки перемешались. Давай разложим горошинки на эту тарелочку, а фасолинки - на эту».

Перемешать можно манку и фасоль, тогда разделить их можно с помощью сита, предварительно продемонстрируйте этот способ ребёнку!

Высыпьте крупу на поднос и предложите ребёнку собрать все в банку. Сначала банку можно взять с широким горлышком, затем со временем поменять ее на банку с более узким горлышком. Такое занятие позволяет овладеть таким важным движением, как «щепотка». Предварительно покажите, как соединять три пальца и как ими брать крупу.

Счет, форма, цвет

Возьмите макароны разного цвета, формы (сейчас в магазинах они представлены в изобилие), перемешайте их, а затем предложите ребёнку их разложить по тарелочкам, предварительно положите на каждую тарелку по 2-3 одинаковых макарошки, чтобы у ребёнка сработала ассоциация: «Круглая к круглой, звездочка к звездочке, бантик к бантику или красная к красной, зеленая к зеленой».

Важно знать, что если вы сортируете предметы по цветовому признаку, то все предметы должны быть одинаковой формы, и наоборот, если сортируете по форме, то предметы должны быть одного цвета.

Творчество

Рисование

Возьмите поднос и крупу, на которой будите рисовать (для рисования хорошо подойдет манка, кукурузная крупа, соль, но так, же можно взять рис и гречку), равномерным слоем рассыпьте крупу по подносу. Можно рисовать! Покажите, как действовать (проведите несколько линий), предложите то же самое сделать ребенку.

Покажите малышу, как брать крупу – тремя пальцами, щепоткой!

На подносе можно рисовать дорожки, предложите малышу пройти пальчиками по этой дорожке. Для детей постарше можно рисовать лабиринты, придумывать к ним сюжеты.

Нарисуйте основные фигуры – круг, квадрат, треугольник, овал!

Ну и конечно, все, что придет в голову. Фантазируйте!

Аппликации

Для выполнения аппликации понадобится плотный картон или дощечка, краски, карандаши, клей ПВА, крупы, семена, подходящие для раскрашивания вашего рисунка.

На картоне нарисуйте или переведите картинку. Можно приклеить вырезанное изображение из раскраски. Намажьте клей по контуру вашей картинки и засыпьте этот участок крупой, лишнее стряхните. Семена, горох приклеивают по отдельности. Чтоб работа дольше сохранилась, нанесите на нее лак для волос.

Полезные советы:

1. Выбирайте для работы плотные материалы в качестве основы. Обычная бумага размокает и деформируется, портит внешний вид будущего изделия.

2. При выполнении работы продвигайтесь в направлении сверху вниз, слева на право, чтобы случайно не смазать готовые фрагменты.

3. Клей не жалейте. Накладывайте слой потолще, чтобы все крупинки надежно приклеились.

Шаблоны для аппликации можно вырезать, тогда получатся отдельные фигурки - корзинки, фрукты, животные. Ими можно украсить уголок, сделать тематическую инсталляцию или большое панно.

Бусы из макарон

Вам понадобиться макароны с отверстиями и шнурок. Покажите ребёнку, как нанизать макароны на шнурок: «Ниточку в дырочку» и дайте ему возможность дальше самому заняться этим непростым занятием.

Пластилиновые фантазии

Крупа, бобовые, макароны, орехи – идеально подходят как дополнительные аксессуары для занятий с пластилином. Скорлупки от орехов могут стать шляпками или зонтиками, горох может заменить глазки, пуговки. Можно приготовить пиццу, раскатав пласт из пластилина и «вдавив» в него разнообразные «ингредиенты», или украсить вазочку, предварительно облепив ее пластилином. Манку можно насыпать на пластилин и получится пушистый снег, макароны необычной формы могут превратиться в цветы.

Найди такой же

Для этой игры понадобятся некоторые дополнительные приготовления.

Идея в том, чтобы найти пару предмету либо по звуку, либо по ощущениям.

Для первого варианта необходимо четное количество пластиковых контейнеров от киндер-сюрпризов, в каждые два засыпать одинаковые крупы, бобовые, макароны, аккуратно заклеить их лентой или клеем (внутри по стыку). В начале игры предложить ребенку изучить шарики - шумелки , а затем обратить внимания, что здесь имеются одинаковые по звучанию шарики, взять один шарик и предложить: «Давай найдем такой же!».

Для второго варианта необходимо сшить четное количество мешочков, но обязательно одинаковых по цвету и фактуре, в каждые два засыпать одинаковые крупы, бобовые или макароны, затем каждый мешочек закрыть (запечатать/ запаковать). Далее алгоритм тот же, что и с шариками: дать освоиться и предложить найти такой же.

После игры

Конечно же, после игры вся крупа будет перемешена. Но не выбрасывайте ее, ссыпьте ее в любую емкость, а на дно положите игрушку. В следующийраз малышу приятно будет отыскать «клад на дне крупяного бассейна».

Самое ценное и полезное, что мы можем дать нашим детям – это внимание! Поэтому играйте, занимайтесь, фантазируйте и проводите время вместе со своими детьми.


Чем больше малыш играет с предметами, различными по своей структуре на ощупь (мягкие, твердые, шероховатые, гладкие и т.д.), тем активнее и правильнее он разговаривает.

Крупу (одного вида) можно засыпать в таз . Добавить туда ложку или маленький совочек, разные баночки, бутылочки, фигурки зверей, которые можно прятать в крупе. Можно засыпать в крупу бусины и потом ручками обратно доставать и в баночку убирать. Можно их сортировать по цветам.

Игры с крупами

Насыпаем .Возьмите несколько тарелочек или других емкостей. Пусть ребенок насыпает крупу в тарелки. Он может делать это как пальчиками, так и с помощью ложки. Обратите внимание малыша на то, что в одной тарелке много крупы, в другой - мало, в третьей - ничего нет. Сравнивайте количество: больше, меньше, одинаково.

Дождик . Пересыпайте крупу из одной тарелки в другую. В процессе покажите карапузу, что можно поднимать тарелку выше и ниже. Послушайте, как она шумит. Поиграйте в игру «Дождик»: пусть ребенок наберет в горсть крупу, поднимет ручку и высыпает крупу, имитируя то, как капает дождик. Для нее лучше взять фасоль или горох, чтобы легче было убирать.

Игры с крупами помогут развить мышечную, зрительную, нервную и костную системы ребенка

Дорожки . Из фасоли, например, можно делать дорожки - короткую и длинную, выкладывать различные рисунки - геометрические фигуры, буквы, домики и т.д.

Заполняем формочки . Возьмите любые формочки (например, для пластилина или песка), поставьте их на ровную поверхность и предложите ребенку заполнить их внутри крупой. Её можно брать ручками или совочком.

Игры с пинцетом . Дайте малышу пинцет и предложите ему захватывать им фасолины. Эта игра развивает усидчивость, и, естественно, моторику.

Колодец . Возьмите любую пластиковую бутылку. Скажите ребенку, что это колодец, который совсем опустел, в нем уже нет воды. А наш мишка очень хочет пить. Помогите мишке наполнить колодец. Берите крупу и ручками насыпайте в узкое горлышко бутылки.

Также можно :
- Пересыпать ложкой крупу из одного тазика в другой.
- Попробовать сделать это вилкой. Объясните крохе, почему у него не получилось.
- Пересыпать горох стаканчиком, пластиковой бутылочкой (можно взять из под йогурта).
- Насыпать крупу в стаканчик через воронку.
- Насыпать горох в глубокую и плоскую тарелки.
- Попросить насыпать крупу котенку в миску жёлтого цвета, а цыплёнку синего и т.п.
- Пересыпать и насыпать горох в ёмкости рукой.

Хочу остановить ваше внимание на играх с крупами. Они помогают развивать чувственное восприятие, совершенствовать сенсорное познание окружающих предметов, развивают созидательность, фантазию и воображение, несут успокоительный и медитативный эффект, позволяют с пользой провести время.

Что нужно для того, чтобы провести игры с крупами?

Одна большая емкость и несколько поменьше.
Крупа (гречка, рис, манка, пшеничка, ячневая крупа и другая).

Бобовые (фасоль, горох).
Разнообразные макароны.
Орехи.
Ситечко для просеивания.
Камешки, пуговицы.
Ложки.

Лучшее место для таких игр, конечно же, кухня. В то время пока малыш будет занят, мама сможет что-то приготовить и кроха в процессе игры будет под присмотром.

Сегодня мы расскажем вам о том, какие игры с крупами можно использовать, чтобы не только увлечь малыша на некоторое время, но еще и развивать мелкую моторику.

1. Дайте ребенку две емкости: одну большую, вторую поменьше. В большую емкость насыпьте манку и немного гороха, орехов либо фасоли. Дайте ребенку небольшое сито и попросите добить «сокровища», просеивая манку. Он должен собрать фасоль (горох, орехи) и сложить в ту емкость, которая поменьше.

2. Дайте карапузу две емкости и ложку. В одну насыпьте какую-то крупу. Покажите крохе, как пересыпать крупу из одной посудины в другую с помощью ложки. Скажите, пусть он пересыпает всю крупу.

3. Рисование крупой. Лучше всего для этого занятия подходит манка. Возьмите большой поднос. Насыпьте немного манки и равномерно распределите ее по поверхности подноса тонким слоем. Покажите карапузу, как можно с помощью пальчика нарисовать различные простые фигуры.

4. Смешайте в одной посудине несколько видов круп и бобовых. Например, горох, фасоль, гречку, рис и предложите крохе разобрать их по разным тарелкам.

5. Можно совместить лепку из пластилина и игры с крупой. Пусть ребенок что-то вылепит и украсит крупой. Это может быть мячик, тортик, пицца, ежик и т. д.

6. Дайте ребенку несколько бутылочек и различные виды крупы. Пусть наполняет крупой бутылочки.

7. Дайте ребенку макароны и толстую нить. Пусть сделает из них бусы.

8. Смешайте несколько видов фасоли и предложите ребенку отделить их.

9. Игра с крупами «Найди пару». Понадобится лоток из-под яиц. В один ряд насыпаем разные крупы и бобовые. Эти же компоненты насыпаем в крышки из-под банок. Даем ребенку задание заполнить второй ряд лотка такими же компонентами, как и в первом, используя заготовки в крышках. Для этой игры можно также использовать заготовки для льда.

10. Красим рис пищевой краской. Используем несколько цветов. Затем даем ребенку прозрачную бутылку и показываем, как красиво она выглядит, если засыпать слоями разноцветный рис.

11. Если ребенок совсем маленький можно просто насыпать в большую емкость крупу, лучше всего манку, пусть он с нею поиграет: набирает в кулачки, высыпает, перемешивает, пересыпает из одной руки в другую и т. п.

12. Если ребенок постарше, можно сделать . Для этого понадобится крупа и клей.

13. Также крупу (макароны, бобовые) можно использовать в процессе обучения ребенка .

Вот в такие развивающие игры с крупами мы вам предлагаем поиграть. Такое занятие развивает не только моторику, но и усидчивость, внимание.

Только есть один важный момент: когда ваш карапуз играет с крупой, бобовыми, орехами, не оставляете его без присмотра. Он может попробовать их на вкус, сунуть в нос, ухо и т. п. Внимательно следите за крохой и будьте осторожны!

Чтобы наглядно увидеть, какие игры с крупой можно использовать для самых маленьких, смотрите видео:


Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для детей. Они оказывают еще и успокоительный эффект.

Для таких игр подойдет любая крупа, имеющаяся в доме — фасоль, горох, гречка, пшено, рис, манка, а также макароны и соль. Также пусть у вас будут под рукой орехи, пуговицы, мелкие игрушки, небольшие машинки, миски разного размера, ситечко, игрушечная посуда, пинцет, мерные ложки.

Чтобы потом крупа не валялась по всему дому, выделите для игры специальное место:

Кроме простого перебирания крупы, можно предложить ребенку и другие интересные и полезные игры. С их помощью можно не только развивать мелкую моторику, но и практические навыки, координацию движений, логическое мышление, фантазию, умение считать и даже читать.

1. Перекладывать крупу из миски в миску с помощью ложки.

2. Пересыпать крупу из миски в миску с помощью небольшой кружки.

3. Пересыпать крупу в бутылку с помощью воронки.

4. Сгребать крупу маленьким игрушечным экскаватором.

5. Перекладывать крупу с помощью пинцета.

6. Бросать крупинки в небольшое отверстие, например, в горлышко бутылки или в отверстие в коробке, баночке.

Чтобы было интереснее, можно на коробку наклеить изображение птички, которую будем кормить зернышками:

7. Искать руками в крупе клад — мелкие игрушки.

8. Искать в манке, соли или муке игрушки, макароны, орехи, фасоль, крупу с помощью ситечка.

9. Нанизать макароны с широким просветом на шнурок так, чтобы получились бусы или браслет.

10. Сортировать: смешать, например, макароны и фасоль, а затем предложить малышу разложить их по разным мискам.

11. Сортировать разную крупу по цвету, форме, размеру.

12. Заготовить один ряд различных круп в лотке для яиц и такие же крупы в отдельные миски. Задание — найти пару, сложить такой же ряд круп.

13. Муку, манку или соль насыпать на поднос ровным слоем и рисовать на ней пальчиком или палочкой образы или дорожки между игрушками.

14. Выкладывать из крупы дорожки – короткую и длинную, различные рисунки, геометрические фигуры, буквы и т.д.

15. Выкладывать из фасоли дорожки разной длины, считать и сравнивать фасоль — на сколько в одной дорожке больше, чем в другой.

16. Сыпать мелкую крупу или соль щепоткой.

17. Когда ребенок научится сыпать щепоткой, предложите ему рисовать таким образом дорожки от одного предмета к другому.

18. Провести клеем-карандашом невидимые линии или рисунок, насыпать сверху манку, а потом сдуть лишнее.

19. Нанести на бумагу клей ПВА, насыпать хаотично разные виды круп — получится абстрактная интересная .

20. Использовать крупу в аппликациях в сочетании с цветной бумагой и другими материалами.

Эту аппликацию мы делали с Сережей, когда ему было года 2.

21. Нанести клей на раскраску и заполнить каждую ее часть крупой определенного цвета.

22. Покрасить соль или рис краской или пищевыми красителями. Насыпать слоями в прозрачную банку или бутылку.

23. Делать аппликации с покрашенной солью или рисом.

24. Насыпать крупу тазик и топтаться в ней ногами.

25. Вдавливать крупу в пластилин или тесто.

26. Насыпать крупу в мешочки или носочки. Мы играем с шитыми подушечками и мячиками, которые наполнены крупой. Малышам первых трех месяцев вкладывать в кулачки.

27. Искать мешочки с одинаковым наполнителем из крупы.

28. Кидать мешочки с крупой в цель — ведерко, миску, обруч, лежащий на полу.

29. Размешивать соль, сахар в воде.

30. Макать макароны, фасоль в краску и оставлять отпечатки на бумаге.

31. Сделать погремушки из крупы и контейнеров от киндер-сюрприза или небольших пластиковых бутылок. Искать одинаково звучащие.

32. Заполнить крупой формочки для печенья или пластилина.

33. Сделать тактильное домино, наклеив на картон не картинки, а разную крупу.

34. Наклеить на бутылочки, стаканчики или спичечные коробки цифры и складывать в эти емкости нужное количество зернышек или макарон.

35. Наклеить на спичечные коробки картинки и названия злаков и складывать в них соответствующую крупу.

36. Промывать крупу.

37. Замочить и прорастить крупу.

С подростком что-то не так.

Признаками внутренней готовности к суициду могут стать изменения сна и аппетита, проблемы с успеваемостью, потеря интереса к своему внешнему виду, повышенная агрессивность. Подростки могут начать раздавать друзьям дорогие для них вещи. Без родительской поддержки подросток часто опускает руки.


Игры с макаронами развивают мелкую моторику, зрительное восприятие, творческие способности и чувство композиции.

Чтобы мир игровых приключений стал еще веселее, макароны можно покрасить. Лучше всего это делать пищевым красителем, потому что он лучше ложится, чем краска, например, гуашь. К тому же, макароны прокрашиваются сложнее крупы или соли, особенно, если это спиральки или резные колечки. Удобнее всего красить макароны в пакете или пластиковой банке. Краситель разбавляют в воде на глаз, это зависит и от количества макарон, и от насыщенности, которую хотим получить в результате. Старайтесь много воды не добавлять, так как макароны размягчаются. После того, как макароны покрасились, выкладываем их на сухую поверхность, но не на бумагу, так как иначе придется макароны отдирать, лучше всего на пакет или противень. Крашеные макароны имеют еще одну досадную привычку - они склеиваются, поэтому почаще их переворачиваем и разделяем их между собой. Для игры еще пригодятся пластиковые контейнеры, поднос, миски, ложки и мелкие игрушки.

1. Найди игрушки
Возьмите пластиковый контейнер, насыпьте в него макароны, закопайте в глубине мелкие предметы и предложите ребенку найти их.

2. Сделай бусы для любимой мамы
Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок. Можно брать макароны разного цвета или разной формы.


Ставим перед ребенком прозрачную емкость с водой, мешаем ложечкой и наблюдаем за движениями макаронин

3. Поймай змею
Когда на шнурке набралось достаточно макаронин, покажите, как шнурок может двигаться - имитируя движения змеи.

4. Накорми куклу
Куклу делаем из пластмассовой бутылочки. Под пробкой-шапочкой рисуем лицо, а вместо рта делаем отверстие диаметром 1-1,5 см (края обязательно надо обработать, чтобы ребенок не поранился). И предлагаем ребенку: «Давай покормим куклу макаронами!»

5. Выложи узор
Тонким слоем пластилина покрываем лист картона. И выкладываем узоры, вдавливая их в пластилин.

6. Макаронные картины
Макароны хорошо крепятся клеем ПВА к любой поверхности - и к бумаге, и к цветочному горшку, и к рамочке для фотографий.


Красиво смотрятся макароны-ракушки, бантики и бабочки. Готовую картину можно раскрасить.

7. Вырастим сказочное дерево
Из пластилина делаем выпуклое основание, в него вставляем спагетти, на них в разном порядке нанизываем окрашенные макароны разной формы.


Красить макароны лучше пищевым красителем, так как они прокрашиваются сложнее, чем крупа или соль

8. Вылечи букву
Выложите из макарон любую букву, а затем уберите какую-либо ее часть, но так чтобы буква осталась узнаваемой. Попросите ребенка вылечить «больную» букву.

9. Попробуй свари
Ставим перед ребенком прозрачную емкость с водой и просим сварить макароны. Дальше просто мешаем ложечкой и наблюдаем за движениями макаронин.

10. Построй дом
Из крупных макаронных изделий и клея можно строить домики, башни, гаражи, мосты. Предварительно некоторые изделия можно покрасить.

Помните, что игры с макаронами требуют постоянно присутствия родителей рядом с малышом. Это не позволит ребенку съесть их или засунуть в рот, нос, ушко.

Статьи по теме: