Источники информации для политических карт. Конспект урока по Географии на тему "Введение. Источники географической информации" (1 курс СПО). От чего зависит выбор картографической проекции

Географическая карта -- это уменьшенное обобщённое изображение земной поверхности, показывающая размещение, состояние и связи различных природных и общественных явлений, их изменения во времени, развитие и перемещение в соответствии с назначением данной карты.

Географические карты закономерно рассматривать как наглядные образно-знаковые модели. Им присущи основные черты моделей вообще: отвлечение от целого для исследования части - конкретной территории, конкретных явлений и процессов; упрощение, состоящее в отказе от учёта множества характеристик и связей и в сохранении некоторых, наиболее существенных; обобщение, имеющее в виду выделение общих признаков и свойств, и др. Эти абстракции способствуют более глубокому познанию явлений, изображаемых на картах.

Первая особенность географических карт - построение при помощи картографических проекций, позволяющих получать по картам правильные данные о положении, плановых размерах и форме изображаемых земных объектов.

Вторая особенность географических карт - использование картографических знаков как особого языка карты - даёт возможность:

а) изображать земную поверхность с желательным уменьшением (т. е. в желательном масштабе), чтобы охватить единым взглядом необходимую часть или даже всю земную поверхность, воспроизводя при этом на карте те объекты, которые вследствие уменьшения не выражаются в масштабе карты, но по своему значению должны быть показаны;

б) показывать на карте рельеф земной поверхности (например, при помощи горизонталей), т. е. передавать неровности местности в плоском изображении;

в) не ограничиваться отображением на географической карте поверхности предметов, а указывать их внутренние свойства (например, на карте моря можно показать физико-химические свойства воды, течения, рельеф и грунты морского дна и многое др.);

г) показывать распространение явлений, не воспринимаемых непосредственно нашими органами чувств (например, магнитное склонение, аномалии силы тяжести и т. п.), и делать наглядными недоступные непосредственному восприятию связи и отношения (например, между источниками сырья и предприятиями по его переработке);

д) исключать менее значимые стороны, частности и детали, свойственные единичным объектам, и выделять их общие и существенные признаки (например, характеризовать населённые пункты по численности населения и административному значению, отказываясь от передачи их планировки), т. е. прибегать к абстракции.

Особенно важна третья особенность географических карт - отбор и обобщение изображаемых явлений, т. е. картографическая генерализация.

Географические карты были и остаются главным источником географической информации. Карты допускают единовременный обзор пространства в любых пределах - от небольшого участка местности до поверхности Земли в целом. Они создают зрительный обзор формы, величины и взаимного положения объектов, позволяют находить их пространственные размеры: координаты, длины, площади, высоты и объемы. Карты содержат необходимые количественные и качественные характеристики этих объектов и, наконец, показывают существующие между ними связи: пространственные и некоторые другие. Эти свойства объясняют значение и ценность карт для практики.

Географические карты, фиксируя положение, состояние и пространственные связи конкретных объектов (явлений), позволяют не только экономно и выразительно излагать знания о размещении явлений, но также находить закономерности этого размещения. В некоторых отраслях знаний карты используются как основное средство исследования.

Карты служат надежным путеводителем на суше и в океане, при движении войск и в туристических походах, для полета на воздушном корабле и для пешеходного маршрута.

В военном деле они являются основным источником информации о местности и обязательным пособием для управления войсками и организации их взаимодействия.

В промышленном, энергетическом и транспортном строительстве карты используются как основа для изысканий, проектирования и переноса в натуру инженерного проекта. Теперь наивыгоднейшие трассы железных дорог, автомагистралей и трубопроводов изыскиваются не в поле, а намечаются по топографическим картам в кабинетах проектных организаций.

Карты широко применяются в сельском хозяйстве при землеустройстве, мелиорации, мероприятиях по повышению плодородия почв, по борьбе с эрозией и вообще для учета и наиболее правильного, эффективного использования всех земельных фондов.

Карты составляют незаменимое пособие для школьного и внешкольного обучения. Они не только хранилище накопленных географических знаний, но и действенное средство для их распространения, подъема общей культуры. Без преувеличения модно сказать, что карты в той или иной степени используются во всех сферах человеческой деятельности.

Большое значение карты приобрели как средство научных исследований, особенно географических. Каждое географическое исследование так или иначе исходит из существующих карт, дает материалы для их исполнения и совершенствования. Сфера использования карт как средства научного исследования быстро расширяется по мере общего нарастания темпов научного прогресса. В частности, этому расширению содействуют успехи в становлении информатики и в разработке теории моделирования.

Исследование информатикой общих проблем сбора, хранения и передачи знаний позволяет еще полнее оценить достоинства географических карт как особой формы обработки, представления и анализа пространственной информации. Как отмечалось эти достоинства заключаются в возможности единовременного, целостного восприятия картографических изображений, в наглядности территориальных различий и удобстве анализа пространственных сочетаний, взаимосвязей и закономерностей.

Метод моделирования в географии, геоинформационные и дистанционные методы опираются на картографический метод. Энергичное внедрение в современную науку методов моделирования открыло в применении к картографии действительную силу карт как обобщенных и упрощенных пространственных образов реального мира, то есть его моделей, отражающих те стороны, свойства и процессы действительности, которые важны для целей конкретных исследований. Карты позволяют получать новые знания, изучать процессы развития и прогнозировать многие явления. Разработка методов использования карт как средства исследования составляет одну из главных задач современной картографии.

Несмотря на внедрение в географию новых методов, картографический метод является одним из основных при проведении исследований. И хотя сейчас карты часто хранятся в памяти ЭВМ и являются частями геоинформационных систем, получающих информацию со спутников и с многочисленных метеостанций, включающих банки данных, содержащие отчеты о результатах труда многих исследовательских коллективов, карта остается наиболее совершенным способом передачи пространственной информации.

Географические информационные системы. Географическая информация постоянно используется в управлении, планировании, прогнозировании и социально-экономического развития, повседневном быту. На основе географических баз данных (БД) формируются географические информационные системы (ЛС) - созданные с помощью ЭВМ "хранилища" географических знаний о территориальной организации и взаимодействие общества и природы. ПС является автоматизированной системой хранения, анализа, представления пространственных данных в виде текста, таблиц, графиков, карт (рис. 2). В состав ПС включаются: ЭВМ, программное обеспечение, пространственная информация в виде картографических данных о природные компоненты, хозяйство, угодья, дороги и др. Они являются автоматизированными системами, которые оперируют пространственно координированной информации. Функционирование ПС осуществляется в такой последовательности: сбор и автоматизированную обработку географической информации, ее пространственная привязка и представление в виде электронной карты на экране дисплея, перевод этой карты в бумажную форму в случае необходимости (например, создание атласов).

По размерам охватываемых территорий ПС делятся на глобальные, национальные, региональные, местные, локальные. Они используются для составления географических карт, кадастров природных ресурсов, инженерных изысканий и проектирования, формирования управленческих решений, их также различают по отдельным объектам и направлениям исследований: географические, экологические, земельные, имущественные, лесопользования, водо ресурсные, рекреационные, туризма и др.

В Институте географии НАНУ разрабатывается многоцелевая Национальная ПС Украины, целью которой является создание географо-кибернетической модели региона. В Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко исследуются автоматизированные картографические системы на базе цифровых карт, объемные компьютерные модели современных городских ландшафтов Киева.

Важной составляющей ВС является аэрокосмическая информация, данные аэровизуальных наблюдений, наземных датчиков и др. Такие ПС называют интегрированными. В их базах данных картографические данные сочетаются с дистанционными изображениями поверхности Земли, они имеют блоки для приема и программы по обработки аэрокосмических материалов. Базы данных ПС формируются из многих источников географической информации. К ним относят учебники, учебные пособия, карты и атласы, научные отчеты по результатам географических исследований, статистические справочники данным о развитии хозяйства страны, энциклопедии, словари, результаты географических исследований, публикуемых в книгах, научных журналах, данные наблюдений, проводимых учреждениями государственных служб: геологической и гидрометеорологической, геодезии, картографии и кадастра, других учреждений и ведомств.

Географические исследования. Важным источником географической информации является экспедиционные исследования, путешествия, краеведческие экскурсии, занятия туризмом, альпинизмом. Полевые экспедиционные исследования бывают экспедиционными и стационарными. Экспедиционными является изучение отдельных природных компонентов, отраслей хозяйства (геоморфологические, гидрологические, геоботанические, океанические), которыми охватываются большие по площади территории и акватории). Природные и хозяйственные комплексы и регионы познаются в процессе комплексных географических исследований (природно-географических, ландшафтоведческой, экономико-географических, природно-ресурсных, природоохранных). Экспедиционные исследования выполняются отрядами ученых по специально разработанным программам и методикам и делятся на три периода: подготовительный, полевой экспедиционный и камеральный (обработка собранных материалов, написание отчета, составление карт). При экспедиционных исследованиях используются аэрокосмические снимки земной поверхности, выполненные из летательных воздушных и космических аппаратов. Аэрокосмические снимки дешифруют - распознают отражены на них объекты по их форме, цвету, тону изображения. Взгляд на Землю из Космоса охватывает ее

большие тектонические структуры, пустыни, речные бассейны, районы, труднодоступные для наземных экспедиций. Спутники обеспечивают возможность исследовать динамику и периодичность природных процессов, уникальные явления и объекты (извержение вулканов, пожары, сход снежных лавин, оползни, разломы земной коры, загрязнение атмосферы и др.). С космических высот открывается новый, доселе неизвестный нам мир, новые закономерности природных условий, особенности урбанизации, температурные неоднородности в морях и океанах, лесных массивах.

Рис. 2. Общая схема функционирования ПС

В 1995 г. Запущен первый украинский спутник "Сич-1", оснащенный приборами для дистанционного зондирования Земли, инвентаризации и оценки земель, поисков полезных ископаемых, метеорологического прогнозирования, контроля состояния окружающей среды. Украина сотрудничает с космическими агентствами Европейского Сообщества, России, Германии, Франции, Латинской Америки по космическим исследованиям природных ресурсов и охраны природы. В Украине функционируют Центр аэрокосмических исследований Земли, Центр радиофизического зондирования Земли, Морской гидрофизический институт.

Ими получается географическая информация о природных и техногенных процессах, изменения природной среды, геохимические аномалии, города и пригородные территории, загрязнение атмосферы, подтопления, карьеры, абразии, состояние растительного покрова, участки радиоактивного загрязнения, выбросы очистных сооружений и др.

Стационарные географические исследования проводятся регулярно на протяжении многих лет на специально оборудованных географических стационарах. На них подробно изучаются изменения природных комплексов во времени. В Украине такие научные комплексные физико-географические исследования были начаты академиком Г. Высоцким на Великоанадольском стационаре для изучения влияния гидроклиматичних и грунтовых условий на лесоразведения в степной зоне Украины. Стационарные географические исследования проводятся на базах Института географии НАН Украины, Киевского, Львовского, Одесского, Харьковского, Таврического университетов.

Наблюдение за состоянием атмосферы и гидросферы проводятся на гидрометеорологических станциях и постах, на которых работают молодые специалисты по метеорологии и климатологии, гидрологии и гидроэкологии, океанологии. В учреждениях Гидрометеорологической службы Украины работает более 5000 сотрудников. В Украине около двухсот гидрометеорологических, авиа-, аэро- и агрометеорологических станций. По состоянию рек, озер, водохранилищ, морских лиманов проводятся наблюдения на 400 гидрологических постах. Наряду с ними агрометеорологические показатели фиксируются на 150 пунктах, осуществляются озонометрические, радиолокационные исследования формирования облаков, осадков, загрязнение атмосферы, вод, почв.

Наше государство имеет членство во Всемирной службе погоды, Всемирной метеорологической организации. Гидрометеорологические условия являются важными экономическими и социальными факторами: от них зависят социальное и экономическое состояние государства, экологическая ситуация, АГРОПРОИЗВОДСТВЕННОЕ комплекс, энергетика, транспорт, коммунальное хозяйство, военная безопасность, рекреация. Источниками географической информации является краеведческие исследования и описания родного края, городов, других населенных пунктов. Ими служат также описания путешествий, туристических и альпинистских маршрутов, экскурсий.

Существенными составляющими географической информации есть карты и атласы. Карты является вторым языком картографии. Картографические изображения передают, воспроизводят размеры и свойства географических объектов с помощью географических средств и знаков (линий, точек, фигур) и цветного фона. Комбинации графических знаков и фона являются средствами картографического моделирования, создания картографических образов (геозображень). Для понимания отображенных на карте природных и хозяйственных объектов, компонентов природных условий, процессов, закономерностей их распространения к картам прилагаются легенды. Текст легенды, географические названия, термины и понятия позволяют "читать" карту, пользоваться ею, находить на ней новые факты.

Карты являются важнейшими составляющими информационных структурных блоков географических атласов. Географы и картографы имеют значительный опыт составления комплексных и отраслевых, научно-справочных и учебных атласов. Исключительное значение приобретают национальные атласы. По Указу Президента Украины Л.Д. Кучмы от 01.08.2000 года "О национальном атлас Украины" создается новый картографический произведение - Национальный атлас Украины. В нем будет отражена пространственная характеристика природных условий и ресурсов, населения, хозяйства, экологических условий, науки и культуры Украины. Национальные атласы являются интегральными картографическими моделями государств как природно-ресурсных и социально-экономических территориальных систем. Национальный атлас Украины должно обеспечивать географической информации государство, ее регионы и их органы управления, научные, образовательные, проектные, производственные и общественные учреждения, помогать распространения географических знаний о нашем государстве, способствовать ее сотрудничеству с другими странами мира.

Географическую информацию продуцируют Институт географии, Институт геологических наук, Институт ботаники, Институт зоологии, Совет по изучению производительных сил Украины, региональные естественнонаучные и общественно-экономические подразделения Национальной академии наук Украины. Разнообразную географическую информацию хранят Национальный естественный музей Украины, областные и районные, городские краеведческие музеи. Географические исследования проводятся научными лабораториями вузов, научными подразделениями природных и природно-исторических заповедников, национальных природных парков, биосферных заповедников. Разнообразная географическая информация есть в статистических справочниках, словарях, энциклопедиях, научных журналах, периодических изданиях. Результаты научных исследований, описания путешествий, районов Украины и мира приводятся в "Украинском географическом журнале" (основан в 1992 p.), Журнале "География и основы экономики в школе" (издается с 1995 p.), Еженедельнике "Краеведение. География. Туризм "(издается с J996 p.), научных вестниках и сборниках, которые издаются научными учреждениями, вузами, заповедниками, печатаются как материалы научных конференций, географических съездов и др.

Географической информации наполнены средства массовой информации: газеты, передачи радио и телевидения. Создаются географические научно-популярные, документальные, учебные фильмы. Большие возможности для получения и использования актуальной географической информации предоставляет Интернет. Географические по содержанию описания и картины находим в научно-популярной и художественной литературе, произведениях живописи, ландшафтной архитектуре и др.

Тематические карты

Карты растительности, например, изображают распространение и состав растительности разных территорий. Есть также карты полезных ископаемых, карты лесов, карты рельефа, синоптические карты, карты промышленности, на которых показаны крупные города - промышленные центры и их специализация. Все эти карты характеризуют географические объекты и явления на определенную тему: растительность, рельеф, промышленность. Именно поэтому их называют тематическими. Например, политическая карта даст в первую очередь представление о размещении стран, их границах.

Общегеографические карты

Карты общегеографические отображают разнообразные элементы земной поверхности - рельеф, растительность, реки, населенные пункты, транспортную сеть и др. Например, физическая карта России.

По охвату территории различают карты мира, отдельных материков, стран и их частей (регионов).

Политическая карта мира

Политическая карта мира - один из самых важных картографических источников в курсе географии мира, так как на этой карге показаны разные страны, их столицы, пути сообщения и другая полезная информация.

Посмотрим на политическую карту. Кроме границ государств на политической карте вы видите крупнейшие города и столицы стран, пути сообщения и морские порты, наиболее крупные гидрографические объекты (моря, реки, озера, заливы, проливы). Могут быть показаны и некоторые другие географические объекты, например рельеф.

На политической карге мира вы найдете более 230 стран и территорий.

Границы государства формируются довольно долго. Они могут изменяться по разным причинам: историческим, политическим, экономическим, культурным, природным.

Для того чтобы знать политическую карту мира или отдельных материков и их частей, необходимо постоянно обращаться к ней, тренироваться в определении географического положения тех или других стран или регионов, следить за изменениями, происходящими в мире.

Наиболее сложной является политическая карта Западной Европы. Давайте вместе с вами определим географическое положение стран этого региона (табл. 1).

Таблица 1. Страны Западной Европы

Страна Площадь Население (2007 г.) Столица(ы)
Австрия 84 тыс. км2 8, 3 млн чел. Вена
Андорра 465 км2 70 тыс. чел. Андорра-ла-Вьеха
Бельгия 30, 5 тыс. км2 10, 6 млн чел. Брюссель
Ватикан 0, 44 км2 1 тыс. чел. Ватикан
Великобритания 244 тыс. км2 61 млн чел. Лондон
Германия 356 тыс. км2 82, 3 млн чел. Бонн, Берлин
Греция 132, 0 тыс. км2 11, 2 млн чел. Афины
Дания 43 тыс. км2 5, 5 млн чел. Копенгаген
Ирландия 70 тыс. км2 4, 4 млн чел. Дублин
Исландия 103 тыс. км2 290 тыс. чел. Рейкьявик
Испания 504 тыс. км2 45, 3 млн чел. Мадрид
Италия 301 тыс. км2 59, 3 млн чел. Рим
Лихтенштейн (Княжество Лихтенштейн) 157 км2 34 тыс. чел. Вадуц
Люксембург (Великое Герцогство Люксембург) 2, 6 тыс. км2 463 тыс. чел. Люксембург
Мальта 316 км2 397 тыс. чел. Валлетта
Монако 2 км2 33 тыс. чел. Монако
Нидерланды 41 тыс. км2 16, 4 млн чел. Амстердам
Норвегия 324 тыс. км2 4, 7 млн чел. Осло
Португалия 92 тыс. км2 10, 7 млн чел. Лиссабон

Карта часовых поясов - интересная, а главное, полезная карта (рис. I).

Для удобства отсчета времени всю поверхность Земли разделили на 24 часовых пояса. Время каждого часового пояса отличается от последующего на один час. Нумерация поясов от 0 до 23 ведется с запада на восток от Гринвичского меридиана. Во всех пунктах, находящихся в пределах одного пояса, считается одно и то же поясное время. Москва, например, находится во втором часовом поясе.

Однако мы в Москве живем не по поясному, а по декретному времени (от лат. decretum - указ, постановление). Кроме того, вы знаете, что в России стрелки часов переводят вперед (летнее время) или назад(зимнее время) на один час с целью наиболее рационального использования светлой части суток и экономии электроэнергии. Поэтому Москва, находясь во 2-м часовом поясе, практически живет по времени 3-го часового пояса. Другими словами, когда в Москве 13 часов (Московское время), то в Париже - 11 часов (Среднеевропейское время), в Лондоне - 10 часов (Гринвичское время).

Рис. 1. Карта часовых поясов мира

Посмотрите на каргу часовых поясов. Границы часовых поясов проведены не точно по меридианам. Для удобства учтены границы государств, районов, штатов и других административно-территориальных образований в пределах одной страны. В России, например, 11-й и 12-й часовые пояса объединены в один.

Железнодорожный и воздушный транспорт, телефонная и телеграфная связь на территории страны работает, как правило, по единому времени. В России, например, - по московскому времени.

Если вы внимательно посмотрите на карту часовых поясов, то заметите, чем примечателен 180-й меридиан. По нему проходит условная линия перемены дат. Ее зигзаг в районе Чукотского полуострова не случаен. Дело в том, что по обе стороны от этой линии часы и минуты совпадают, а календарные даты отличаются на одни сутки. Если бы линия перемены дат пересекала Чукотку, ее жителям пришлось бы вести свой собственный календарь, опережающий общероссийский на один день.

Если вы когда-нибудь решите совершить кругосветное путешествие и отправитесь от мыса Дежнева на восток, пересекая линию перемены дат, не забудьте один и тот же день посчитать дважды. И наоборот, двигаясь с востока на запад, - пропустить один день.

Статистические материалы - один из основных источников географической информации

Статистика - это наука, изучающая совокупность массовых явлений с целью учета и выявления закономерностей их развития при помощи количественных (статистических) показателей. Население - это как раз такое массовое явление. К статистическим показателям относятся абсолютные и относительные величины, а также различные коэффициенты.

Абсолютные величины имеют осведомительное значение и показывают размеры географических явлений. Например, Россия располагает самой большой территорией в мире - более 17 млн км2, что почти вдвое превышает территорию таких стран, как Китай, США или Канада. Однако по численности населения Россия уступает многим странам. В 2007 г. се население составляло 142 млн чел. - восьмое место в мире.

Таблица 2. Численность населения крупнейших стран мира (млн чел.)

Относительная величина выражает результат сопоставления (сравнения) статистических показателей друг с другом. Они позволяют обнаружить определенные изменения географических явлений, их тенденцию.

Коэффициенты - показатели, отражающие характерные особенности отдельных явлений, например коэффициент специализации или естественного прироста населения.

Для того чтобы научиться работать со статистическими материалами, надо в первую очередь представлять, как они организованы и построены (упорядочены).

Статистическая таблица представляет собой систему вертикальных и горизонтальных граф (столбцов и строк), снабженных заголовками и заполненных в определенном порядке цифровыми данными. В ней располагаются статистические данные, необходимые для характеристики изучаемого географического явления и его составных частей. Заголовки горизонтальных строк статистической таблицы соответствуют статистическому «подлежащему», а верхние заголовки ее вертикальных столбцов - статистическому «сказуемому».

Посмотрим, например, на статистическую табл. 3 «Изменение доли экономических районов в населении России по данным переписей 1926-2002 гг.».

Таблица 3. Изменение доли экономических районов в населении России поданным переписей 1926-2002 п., %

Районы 1926 1939 1959 1970 1979 1989 1998 2002
Российская Федорация, в том числе районы: 100, 0 100, 0 100, 0 100, 0 100, 0 100, 0 100, 0 100, 0
Северный 3, 3 3, 5 3, 9 4.0 4.1 4, 2 3, 9 3, 6
Северо-Западный 5, 9 6, 8 5, 3 5.4 5, 6 5, 6 5, 4 5, 3
Центральный 24, 2 24, 5 21, 9 21, 3 21, 0 20, 6 20, 2 20, 9
Волго-Вятский 8, 2 8, 0 7, 0 6.4 6.1 5, 7 5, 7 5, 4
Центрально-Черноземный 10, 3 8, 5 6, 6 6.1 5, 7 5, 2 5, 3 5, 2
Поволжский 13, 3 11, 4 10, 8 11, 2 п, з 11, 1 11, 5 11, 4
Северо-Кавказский 9, 8 9, 5 9, 9 11, 0 11, 2 11, 4 12, 0 13
Уральский 11, 7 12, 4 14, 9 14, 6 14.1 13, 8 13, 9 13, 8
Западно-Сибирский 8, 0 8, 2 9.6 9.3 9.4 10, 2 10, 3 11.6
Восточно-Сибирский 3, 6 4, 4 5, 5 5, 7 5, 9 6, 2 6, 2 4, 3
Дальневосточный 1, 7 2, 8 4, 1 4.4 5, 0 5, 4 5, 0 4, 6
Калининградская область - - 0, 5 0, 6 0, 6 0, 6 0, 6 0, 7

В статистическом подлежащем дается перечисление тех частей и групп изучаемого явления, которые количественно характеризуются в сказуемом. В данном случае - это экономические районы России. В сказуемом таблицы приводятся величины изучаемого явления - доля населения, проживавшего в экономических районах РФ за ряд лет.

План-конспект урока

Тема урока: Географическая карта - особый источник информации урок

ФИО (полностью)

Хабарова Надежда Васильевна

Место работы

МБОУ СОШ «3» г.Бийск

Должность

учитель географии

Предмет

География

Класс

Тема и номер урока в теме: Географическая карта - особый источник информации урок №12 в теме 3. План и карта

Базовый учебник .

География: 5-6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ под ред. А.И.Алексеева М.: Просвещение «Полярная звезда», 2014.- 208 с.

Цель урока: Формирование представлений об изображениях земной поверхности через совместную деятельность, умения самостоятельно находить нужную информацию.

Задачи урока

(планируемые результаты)

    развитие умения выявлять причинно-следственные связи, работать в команде, формировать умение анализировать факты при работе с учебником, дополнительным материалом (метапредметный результат);

    развивать логическое мышление; формирование умения управлять своей учебной деятельностью, отбирать необходимый материал по теме урока, строить сообщение в устной и письменной форме (личностный результат).

Методы обучения Технология проблемного обучения, ИКТ, обучение в сотрудничестве.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся Коллективная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения Глобусы. Физическая карта Мира. Физическая карта полушарий. Учебник, карточки рефлексии, дидактический материал, компьютер, проектор

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Структура и ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1 Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Проверяет готовность к уроку и организует внимание учеников

Создает благоприятный эмоциональный настрой

Готовятся к уроку,

Приветствуют учителя

Личностные: Полная готовность к уроку

Регулятивные: Включение в ритм работы

Коммуникативные:

Контроль, коррекция.

Познавательные: Рефлексия способов и условий действия.

2. Актуализация знаний

Создаёт для учеников проблемную ситуацию, направленную на формулирование темы урока.

Внимательно смотрим видеофрагмент.(Приложение1)

Определите, о чём в нём идёт речь? Ответ на этот вопрос и будет темой нашего сегодняшнего урока.

Смотрят видеофрагмент, определяют, о чём в нём идёт речь, и формулируют тему урока

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.

3. Целеполагание

Предоставляет спорное утверждение, создаёт готовность к предстоящей деятельности.

Я утверждаю, что, отправляясь путешествовать, каждый человек должен взять с собой глобус

Вы согласны с этим утверждением? Обоснуйте своё мнение.

Назовите положительные черты изображения поверхности Земли на глобусе.

Где мы можем еще увидеть изображение Земли полностью

Есть ли в вашем учебнике такие карты?

Какова, на ваш взгляд, цель нашего урока?

Откройте учебник на с.40 п.12.

На какие вопросы нам предстоит ответить на уроке?

Какие источники информации нам понадобятся?

Проявляют познавательную инициативу.

Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий.

Осмысливают вопросы и формулируют ответы на них.

Осознание формулирование цели предстоящей деятельности.

Обобщение результатов анализа материалов учебника выбор источников информации, необходимых для открытия «нового» знания.

Познавательные.

Поиск информации

Регулятивные:

Коммуникативные:

Регулятивные: Общеучебные

4.Процессуально-содержательный

Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.

Предлагает ответить на вопросы задания, тем самым учащиеся формулируют

понятия «Географическая карта».(Приложение №2)

    Отличается ли наша формулировка от формулировки, представленной в учебнике?

Когда появились первые глобусы и карты?

Обращает внимание на «мобиль»(Приложение №3)

Отличается ли изображение

На этой карте от современной?

Предлагает выбор тем проектов (Приложение №4)

В мире существует огромное разнообразие карт. В основном это карты на бумаге, но в последнее время появилось много электронных карт.

(демонстрация диска)

Все многообразие карт можно разделить на несколько групп

(Приложение №5)

Электронный учебник (Виды географических карт), презентация (Слайды 1,2,3)

Работают над схемой, заполняют, комментируют, дают определение «Географическая карта»

Работают с текстом учебника

Смотрят, переключая ближнее зрение на дальнее

Смотрят презентацию, электронный учебник заполняют таблицу «Различие географических карт»

Познавательные.

Поиск информации

Регулятивные:

Контроль за выполнением заданий

Коммуникативные:

Умение выражать мысли строить высказывания

Познавательные: Умение осознанно и произвольно строить высказывание.

Регулятивные: Общеучебные

Динамическая пауза

Повернись на Север, повернись на Юг

Зимний день увидишь вдруг

Наклонись на Запад и Восток

Повернись как глобус

Ты вокруг своей оси, дружок!

4. Первичное закрепление.

Предлагает задания на «новое» знание, поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. Создает условия для сотрудничества – работы в группах. в парах. Создание ситуации успеха для каждого. Поощряет за хорошую работу.

1 задание . Используя заполненную таблицу (Приложение №5) дать устную характеристику карты учебника. (Задание по рядам)

2 задание . Заполните пропущенные слова в тексте (Приложение №6)

Взаимопроверка по ключу(презентация слайд 6)

Читает отрывок из романа Стивенсона «Остров сокровищ»

Сможем ли мы прочесть карту полушарий на китайском языке?

Сможет ли немец найти на карте самые высокие горы или самый мелкий океан?

Сможем ли мы это сделать?

Выполняют предложенное задание, работают с картами учебника

Заполняют пропущенные слова в тексте, проверяют по ключу

Отвечают на вопросы, работают с картами атласа и со стенной картой

Регулятивные: Осознание уровня и качества усвоения знания

Рефлексия деятельности(итог )

Предлагает вспомнить тему и цель урока, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

Какова тема нашего урока?

Какие цели мы наметили в начале урока?

Удалось ли их выполнить?

Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

Нарисовать улыбающегося смайлика или грустного смайлика.

Смайлик улыбается:

Сегодня на уроке я все понял, активно работал

Сегодня я научился

Смайлик грустный:

Сегодня на уроке

мне было сложно, я мало работал

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и цели урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Отмечают успешные ответы одноклассников, участников группы. Отмечают самую активную группы.

Личностные.

Оценивание усваиваемого материала

Регулятивные: Осознание уровня и качества усвоения знания Познавательные: Универсальные логические действия

Домашнее задание:

§12, ответить на вопросы после § 12,проекты

Основные понятия и термины по теме: экономическая и социальная география мира, географическая информационная система, географическая карта картографическая генерализация, статистика, GPS (Global Positional System).

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):

1. География как наука.

2. Традиционные и новые методы географических исследований.

3. Географическая карта - особый источник географической информации.

4. Статистические материалы, как источник географической информации.

5. Другие способы и формы получения географической информации.

Геоинформационные системы

Краткое изложение теоретических вопросов:

1. География - пространственная дисциплина. Это означает, что географы интересуются не только самими объектами, но также и тем, как, где, и почему эти объекты размещены в пространстве. Экономическая и социальная география мира - это общественная географическая наука, которая изучает территориальную организацию человеческого общества.

2. Получение географической информации имеет реальное практическое значение. Окружающий мир сегодня пронизан огромным количеством информационных, транспортных, социальных и экономических связей, незнание которых неизбежно приводит к вашей собственной изоляции. Современные молодые специалисты, попадая в глобальную политическую или экономическую среду, должны обладать набором знаний о странах мира, их культуре и образе жизни. География использует разные методы исследования: традиционные - картографический, социологический, статистический, математический исторический, сравнительный, современные − аэрокосмические, геоинформационные, географический прогноз и т.п.

3. Карты - это основной инструментарий географа. Карты существуют для каждого типа информации, касающейся нашей планеты (и не только). Географическая карта (первая г.к. была создана в Древней Греции примерно 2500 лет назад ученым Анаксимандром) - уменьшенное математически определенное, обобщенное, образно-знаковое изображение поверхности Земли на плоскости, показывающее размещение, состояние и взаимосвязи природных и общественных явлений. При уменьшении масштаба происходит обобщение наносимых на карту объектов, их качественных и количественных характеристик.

Тут помогает картографическая генерализация - отбор и обобщение изображаемых на карте объектов и явлений соответственно назначению и масштабу карты. Для изображения различных объектов на карте применяются самые разнообразные способы картографического изображения: способы качественного фона, ареалов, знаков движения, изолиний, локализованных диаграмм, значков, точечный. По содержанию карты делятся на: общегеографические и тематические .


К первым относятся топографические карты (М 1:200 000 и крупнее), обзорно-топографические (М от 1:200000 до 1:1 000 000), обзорные (М мельче 1:1 000 000). На общегеографических картах показываются все элементы топографического содержания (населенные пункты, отдельные строения, дороги, промышленные, сельскохозяйственные и социально-культурные объекты, гидрография, рельеф, растительность, и т.п .), т.е. все то, что «лежит» на местности и может служить ориентиром.

В отличие от общегеографических карт на тематических картах обычно раскрывается один сюжет (почва, геологическое строение население, растительность и т.п.). Все тематические карты подразделяются на два раздела - карты природы (физико-географические, геологические, климатические и т.п.) и карты общественных явлений (политические, населения, исторические, экономические ит.п.).

4. Статистические материалы - один из основных источников географической информации. Статистика - это наука, изучающая разнообразные явления и процессы с целью учета и выявления закономерностей их развития при помощи статистических показателей. В ходе географических исследований статистика решает следующие научные задачи: сбор статистических данных, обработка собранной информации, анализ и интерпретация данных, представление статистической информации в текстовой, табличной, графической или картографической форме. К статистической информации относятся абсолютные и относительные величины, а также различные коэффициенты.

5. К современным источникам географической информации относятся также аэрокосмические и геоинформационные источники: аэрофотосъемка, космическая съемка, дистанционное зондирование, спутниковый мониторинг. Cовременная спутниковая система для высокоточного определения координат статичных и движущихся объектов носит название GPS (Global Positional System).

Она разработана Министерством обороны США. Проект запущен в 1978 году, а окончательный ввод GPS в эксплуатацию состоялся в 1995 году. Принципиально новый подход в работе с пространственными данными связан с возникновением Географических Информационных Систем 10 (ГИС) - это система аппаратных средств сбора, хранения и обработки пространственных данных. Можно сказать, что ГИС - это сложная компьютерная программа. Возможности ГИС: быстрый поиск необходимых сведений, картографическая способность ГИС, способность моделирования явлений на земной поверхности.

Статьи по теме: