Методическая разработка дидактической игры в доу. Методическая разработка дидактической игры «Познай лес. Заключения и выводы
Участники: дети первой младшей группы, воспитатель, родители детей
Вид проекта: художественно-эстетический
Продолжительность проекта: 1 неделя (краткосрочный) .
Задачи:
Дети: - воспитывать у детей интерес и любовь к устному народному творчеству;
- способствовать накоплению у детей эстетического и эмоционального опыта при чтении и обсуждении сказок
- развивать артистические способности посредствам участия в простых инсценировках сказок
- развивать речь, фантазию, обогащать словарный запас, развивать интонационную и звуковую культуру речи.
- формировать навык активного слушания музыкального произведения.
Родители:
- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду
- развитие совместного творчества родителей и детей
- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
- участие в выставке «Любимый сказочный герой»
Подготовительный этап:
- создание предметно развивающей среды совместно воспитателем и родителями
- подбор литературы для чтения и заучивания, музыкального сопровождения, песен для разучивания
- подбор видеоматериалов для работы по проекту
- подбор пальчиковых игр
- разработка методических материалов и изготовление дидактических пособий
- подготовка консультаций для родителей по данной тематике.
- костюмы для театрализации, декорации
Продуктивный этап:
- разработка планов-конспектов непосредственно образовательной деятельности
- просмотр видеоматериалов
- чтение художественной литературы
- оформление выставки работ из пластилина
- показ игры- инсценировки сказки «Репка»
- оформление выставки поделок «Любимый сказочный герой»
Заключительный этап:
- обобщение результатов работы
- развлечение, показ сказки «Репка» детям второй младшей группы Радуга.
Способы организации работы:
- родители и дети принимают участие в мероприятиях проектной деятельности на принципе добровольности
- работа с детьми проводится в режимные моменты, отведенные для самостоятельной или совместной игровой деятельности
- дети работают под руководством педагога.
Организация развивающей среды:
- Оформление и пополнение книжного уголка сказками разных жанров.
- Раскраски по теме сказочные герои, любимые сказки.
- Выставка нескольких видов театра
- Подготовить литературу для совместного чтения и самостоятельного рассматривания.
Список литературы для чтения:
- Русская народная сказка «Репка»
- Русская народная сказка «Колобок»
- Русская народная сказка «Курочка ряба»
- Русская народная сказка «Теремок»
- Агния Барто «Игрушки»
Пальчиковые игры по сюжетам сказок:
Развитие речи, подвижности и гибкости кистей рук детей.
Задачи: Способствовать освоению детьми круговых движений ладоней, запоминанию персонажей русской народной сказки «Колобок» , развитию мелкой моторики в целом.
- Репка
В огороде дедка, репку посадил
И водой из лейки, репку он полил («Колечки»
)
Расти, расти репка, и сладка, и крепка.
Расти, расти репка, и сладка, и крепка («Хлопки»
)
Выросла репка всем на удивление («Колечки» )
Большая –пребольшая, всем хватит угощения («Лучики» )
Выросла репка и, и сладка, и крепка.
Выросла репка, и сладка, и крепка. («Хлопки» )
В чистом поле теремок, был ни низок ни высок. («Веер»
)
Звери разные в нем жили, жили дружно, не тужили. («Здравствуй»
)
Там и муха, и лягушка, зайчик с лисонькой –подружкой,
Ёж колючий, серый волк – в дружбе знали они толк. («Колечки»
)
Но набрел на теремок мишка косолапый («Замок»
)
, поворачивать его вправо-влево),
Раздавил он теремок, своей огромной лапой («Лучики»
)
Звери очень испугались, поскорее разбежались («Волны)
А потом собрались снова, чтоб построить терем новый. («Здравствуй»
)
В нем живут теперь все вместе, и поют такие песни («Колечки»
)
- Стоит в поле теремок, он ни низок, ни высок.. («Веер»
)
.
Про курочку Рябу
Курочка Ряба, бабе и деду
Яйцо золотое снесла к обеду. («Колечки»
)
Били яичко и баба, и дед
Но не смогли разбить на обед. («Молоточки»
)
Мышка-норушка мимо бежала («Волны»
)
Яичко смахнула, оно и упало. («Лучики»
)
Плакали горько баба и дед («Колечки»
)
Яйцо их разбилось, пропал их обед («Лучики»
)
С тех пор уже Ряба бабе и деду («Колечки»
)
Несет лишь простые яйца к обеду. («Кулачки»
)
Кот, петух и лиса
Жили котик с петушком у лесной опушки.
НО однажды лисонька подкралась к избушке. («Колечки»
)
Утащила петушка за высоки горы,
Утащила петушка в свою лисью нору. («Кулачки»
, «Лучики»
)
Смелый котик в лес пошел и нору Лисы нашел. («Колечки»
, «Здравствуй»
)
Умный котик спас дружка Петю-Петю-Петушка. («Гребешок»
)
Живут котик с Петушком у лесной опушки («Колечки»
И теперь уже Лиса не ходит к их избушке. («Маятник»
)
Заюшкина избушка
В лубяной избушке, жил заяц на опушке («Колечки»
)
.
А в ледяной избушке – лисица на горушке. («Лучики»
)
Растаяла весной избушка на горушке («Волны»
)
,
Лисица побежала к зайцу на опушку («Колечки»
)
Выгнала зайчишку из лубяной избушки («Лучики»
)
,
Да сама жить стала в избушке на опушке. («Кулачки»
)
И ни волк и ни медведь не смогли помочь. («Колечки»
)
Петушок отважный прогнал лисицу прочь. («Гребешок»
)
Так остался петушок у заюшки в избушке («Здравствуй»
)
,
В лубяной избушке, в избушке на опушке. («Колечки»
)
.
Дождь прошел
Дождь прошел, и солнце светит, согревая все кругом («Колечки»
)
,
НА полянку вышли звери, что сидели под грибом. («Лучики»
)
Сушат крылья, сушат шерстку, сушат перья и носы… («Колечки»
)
Рады все, что зайчик спасся от прожорливой лисы. («Лучики»
)
Солнце светит, солнце греет («Веер»
)
гриб стоит как великан («Лучики»
)
,
На поляне веселиться будут звери, трам-там-там… («Хлопки»
)
.
Образовательная деятельность.
1. Развитие речи.
Игра-инсценировка по сказке «Репка»
- Побуждать детей использовать в собственной речи отрывки из сказки.
- Продолжать обогащать словарь детей прилагательными характеризующими качества предметов (большая, желтая, вкусная, сладкая) .
- Продолжать развивать звукопроизношение гласных звуков через звукоподражании («мяу-мяу» , «гав-гав» , «пи-пи-пи» ) .
- Воспитывать умение слушать внимательно, узнавать знакомое произведение, узнавать героев сказки.
Ребята проходите, садитесь на стульчики. Я принесла Вам сказку. Она у меня в сундучке, но чтоб его открыть, нужно произнести волшебные слова ТУК –ТУК, ЧОК-ЧОК ты откройся сундучок. Не открывается, давайте все вместе скажем слова ТУК-ТУК ЧОК-ЧОК ты откройся сундучок.
Ой, ребята тут не только сказка, тут ещё и подсказка, по которой мы узнаем сказку. Ребята посмотрите, что у меня в руках. Значит какая сказка в сундучке.
Ребята, а кто осадил репку (Дед)
Какая выросла репка (Большая, Сочная, Сладкая, Жёлтая)
Дед один репку тянул? А кто ему помогал? Молодцы! Правильно.
Когда позвали мышку на помощь, как она отозвалась? (ПИ-ПИ-ПИ)
Когда позвали кошку мурку, как она отозвалась? (МЯУ-МЯУ)
Когда собачку жучку? (ГАВ-ГАВ)
Физ. Минутка.
Ребята подходите ко мне давайте покажем как росла репка.
В огороде дедка репку посадил (присели) .
И водой из лейки репку он помыл (тихонько поднимаемся) . Расти расти репка и сладка и крепка (тянемся вверх на носочках) .
Выросла репка всем на удивление (подняли плечики) .
Большая-пребольшая, всем хватит угощения (разводим руки в стороны) .
А теперь мы с вами поиграем в сказку и побудем героями этой сказки.
Сценарий сказки «РЕПКА» .
Действующие лица:
Дед,Бабка,Репка,Внучка,Жучка, Кошка, Мышка. Рассказчик
На сцене декорация: изба, огород.
Рассказчик:
Жил в одной деревне Дед
Вместе с Бабкой много лет.
Захотел однажды Дед
Репки пареной в обед.
Что ж, пожалуй, я схожу
Да и репку посажу.
Рассказчик:
Пошёл в огород и посадил репку.
Расти репка сладкая,
Расти репка большая.
Рассказчик:
Репка выросла на славу
Что за чудо из чудес?
Репка- чуть не до небес!
Решил Дед выдернуть репку.
Но, не тут-то было-
Одному не хватит силы.
Что же делать? Как тут быть?
Позвать Бабку подсобить!
Дед (машет рукой) :
Бабка, Бабка. где же ты?
Репку дёргать помоги!
Бабка хватается за Дедку, пытаются вытянуть репку.
Рассказчик:
Раз –вот эдак!
Два –вот так!
Ох! Не вытянуть никак!
Знать, ослабли наши ручки.
Позовём на помощь Внучку!
Бабка:
Ну-ка, Внученька, беги,
Репку дёргать помоги!
Выбегает Внучка, хватается за Бабку. Пытаются вытянуть репку
Рассказчик:
Раз –вот эдак!
Два- вот так!
Нет! Не вытянуть никак!
Рассказчик:
Вот так репка! Ну и овощ!
Знать, придётся звать на помощь…
Внучка:
Жучка! Жученька! Беги,
Репку дергать помоги!
Выбегает, гавкая Жучка, хватается за внучку.
Рассказчик:
Вот, помочь готова Жучка,
Уцепляется за Внучку.
Раз –вот эдак!
Два- вот так!
Ох! Не вытянуть никак…
Знать, придётся кликнуть кошку,
Чтобы помогла немножко.
Жучка:
Кошка Мурка, беги,
Дёргать репку помоги!
Мягко ступая, выходит Кошка
Рассказчик:
Раз-вот эдак!
Два- вот так!
Ох! Не вытянуть никак…
Позовём, пожалуй, Мышку…
Где-то прячется, трусишка!
Кошка:
Мышка-Мышка, выходи!
Репку дёргать помоги!
Бежит Мышка
Рассказчик:
Мышка эта- очень сильна!
Сильнее медведя, сильнее слона!
Репку вытащить может одна,
Помощь ей совсем не нужна!
Ну-ка, Дед, за репку берись,
Ну-ка, Бабка, за Деда держись,
Внучка и ты не ленись:
Крепче скорее за Бабку возьмись.
Жучка за Внучку, Кошка за Жучку,
Мышка:
Пи-пи-пи!
Репку хотите? Дружно тяните!
Рассказчик:
Вот и вытянули репку,
Что в земле сидела крепко.
Репка выдёргивается, все падают.
Рассказчик (обращается к зрителям) :
Велика ль у Мышки сила?
Это дружба победила!
На здоровье кушай, Дед,
Долгожданный свой обед!
Вот и сказочки конец,
А кто слушал- молодец!
Артисты кланяются.
Примечание.
Сценарий составлен с учетом возрастных особенностей детей 2-3 лет (речевое развитие) , поэтому основная роль в представлении принадлежит рассказчику-взрослому.
2. Художественная литература.
«Загадки кота Мурлыки» .
Задачи: закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях устного народного творчества. Выделять и называть главных героев знакомых сказок. Развивать слуховое восприятие и интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Ход занятия
Раздается стук в дверь и заходит кот Мурлыка. Здоровается с детьми и приглашает их сесть поудобнее, потому что будет очень интересная игра. А называется эта игра – «Загадки кота Мурлыки!» . Кот Мурлыка объясняет, что он будет детям загадывать разные загадки, а дети должны их отгадывать.
Задание №1.
Перед детьми выставляются персонажи сказок «Курочка Ряба» , «Колобок» и «Репка» .
Посмотрите на этих героев и поселите каждого в свой домик.
Дети поочередно берут знакомого героя сказки (колобка, мышку или курочку Рябу) и помещают в свой домик-сказку. Если дети затрудняются, воспитатель помогает фразами из сказки или наводящими вопросами.
Задание №2.
Детям раздают разрезные карточки (две части) с изображением фрагмента сказки «Колобок» , «Курочка Ряба» , «Теремок» , «Репка» .
Соберите карточку и назовите героев сказки!
Дети собирают части карточки, узнают и называют имя героя сказки.
Задание №3.
Перед детьми на столе стоит колобок и волк.
Воспитатель просит детей вспомнить песенки, которые пели эти герои. Если дети затрудняются, воспитатель помогает детям наводящими вопросами.
Познание.
«Мир, в котором мы живем: знакомство с дикими животными (заяц, волк, медведь, лиса) »
Задачи: Закрепление знаний о лесных животных на основе русской народной сказки «Колобок» .
Ход занятия
Детям показывается Колобок.
Воспитатель:
Дети, кто это? (Ответы детей) .
Воспитатель:
Правильно, Колобок. Колобок ушел от бабушки, дедушки и покатился в лес. Вот катится, катится Колобок и видит елочку. А за елочкой спрятался (показывает игрушку зайца) … Кто это? (Ответы детей) .
Воспитатель:
Обращается к определенному ребенку с просьбой найти и показать детям картинку с изображением зайца.
Вызванный ребенок выполняет задание. Воспитатель оказывает помощь, если ребенок затрудняется в выполнении задания.
Зайчик (стих с движениями) :
Зайка беленький сидит и ушами шевелит.
Вот так, вот так, он ушами шевелит.
(дети сидят на корточках и двигают кистями рук возле головы)
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.
Вот так, вот так, надо лапочки погреть.
(дети сидят на корточках и хлопают в ладоши)
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.
Вот так, вот так, надо зайке поскакать.
(Дети прыгают на месте) .
Воспитатель:
Воспитатель:
Обращается к определенному ребенку с просьбой найти и показать детям картинку с изображением волка.
Вызванный ребенок выполняет задание.
Помощь, если ребенок затрудняется в выполнении задания.
Волчок (стих с движениями) :
Бежал по лесу волчок,
(бег на месте)
Завалился на бочок.
(остановились, присели на корточки, ладошки вместе под щечку)
Он поспал, полежал
И опять побежал.
(бег на месте)
Убежал Колобок от волка. А, смотрите-ка, кто это под деревцем спрятался, такой большой, косолапый. Показ игрушки медведя. (Ответы детей) .
Воспитатель обращается к определенному ребенку с просьбой найти и показать детям картинку с изображением медведя. Вызванный ребенок выполняет задание. Помощь, если ребенок затрудняется в выполнении задания. Поощрение. Ребята, а как медведь ревет? (Дети имитируют рев медведя) .
Мишка (стих с движениями) :
Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает, песенки поет.
(ходьба на месте)
Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб.
(бью ладошкой по лбу)
Мишка рассердился и ногою – топ.
(дети топают ножкой)
Воспитатель:
Ушел мишка мед собирать, а колобок покатился дальше. Ой, дети, смотрите, рыжая плутовка. Показ игрушки лисы. Кто это? (Ответы детей) .
Воспитатель обращается к определенному ребенку с просьбой найти и показать детям картинку с изображением лисы.
Вызванный ребенок выполняет задание. Помощь, если ребенок затрудняется в выполнении задания.
Лисичка (стих с движениями) :
Лисичка – сестричка по лесу бежала,
(Бег на месте)
Мышку увидала.
(Остановились, посмотрели на ножки)
Мышка испугалась
И в норку – юрк.
(Закрыли ладошками глазки)
На этот раз лиса не съела Колобка, он от нее укатился. Но, вот беда, Колобок заблудился в лесу. Кто ж ему поможет? Смотрите-ка, кто это сидит под елочкой такой колючий. Показ игрушки ежа.
Воспитатель:
Ребята – это еж, он колючий, серый, маленький, его мордочка похожа на мордочку мышки, лапки маленькие и юркие.
(Дети рассматривают игрушку ежа, изучают его) .
Воспитатель:
Обращается к определенному ребенку с просьбой найти и показать детям картинку с изображением ежа. Вызванный ребенок выполняет задание. Помощь, если ребенок затрудняется в выполнении задания.
Ёжик (стихотворение с движениями) :
Под березой на пригорке
Старый еж устроил норку,
(«роют» сидя на корточках ручками)
А под листьями лежат
Двое маленьких ежат.
(Встают, показывают какие ежата маленькие)
Ежик пожалел Колобка и проводил его домой к бабе, к деду. Вот какой добрый ежик!
Дети, кого Колобок повстречал в лесу? Демонстрация картинок или игрушек животных. (Дети называют животных) .
«Репка» .
Задачи: вызвать интерес у детей к созданию образа по мотивам знакомых сказок. Учить лепить репку: создавать основную форму способом раскатывания шара круговыми движениями ладоней, слегка сплющивать и оттягивать хвостик; моделировать листья и прикреплять к основной форме. Развивать чувство формы.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Репка» , беседа по её содержанию. Д/и «Чудесный мешочек» . Рассматривание овощей. Знакомство с репкой (форма, Цвет) .
Материалы, инструменты, оборудование: кусочки пластилина жёлтого и зелёного цвета для лепки репки, дощечки, салфетки бумажные. Муляж репки.
Ход работа.
Воспитатель приносит репку и говорит детям:
Ребята, сегодня мы с вами вспомним сказку: - Посадил Дед? (Репку)
Выросла репка большая при большая (Произносим вместе с детьми)
Посмотрите, какую я вам репку принесла
Какая она? (Ответы детей)
Ребята, у вас на столах, муляжи маленькой репки, давайте возьмем в ручки и попробуем её.
Репка это овощь или фрукт?
Потом воспитатель предлагает детям слепить репку только не большую, а маленькую, чтобы дедушка с бабушкой могли сами её вытянуть и им не пришлось звать не кого на помощь.
Затем воспитатель показывает поэтапно, как нужно лепить репку и комментирует свои действия.
Для репки я беру желтый или оранжевый пластилин, раскатываю его в ладошках (круговые движения, немного сдавливаю) . Для листочков беру зеленый пластилин сдавливаю его между ладошек чтобы листочки стали широкими. Прикрепляю листочки к репки, репка готова. Самостоятельная деятельность детей