Настольная игра Синоби: Война кланов. Имена, оставшиеся в истории. Все в коробке

Во-первых, всё-таки синоби , а не ниндзя, потому что первое слово не несет в себе налета сверхестественных чудес и фантастики, то есть точнее описывает профессию - вопреки, опять же, байкосказкам, это шпионаж обыкновенный , а убийства - как "сопутствующие товары по прейскуранту".
Во-вторых, шпион, о котором стало известно - это провалившийся шпион, то есть сочетание "легендарный ниндзя" сильно потягивает оксюмороном. Но откуда же знать о тех, кто не провалился? Других шпионов у меня для вас нет...

Топ-10 знаменитых синоби

1. Като Дандзо . Этот синоби прославился своей "неповторимой фишкой" - фокусами. Задолго до Эдгара По (в эпоху Сэнгоку Дзёдай) он "познал дао" - незаметнее тех, кто прячется, только тот, кто изо всех сил сам лезет вам в глаза. И потому Като на заданиях "работал под" ямабито - странствующего буддийского монаха-фокусника, развлекавшего почтеннейшую публику "китайскими трюками". И так насобачился, что некоторые из его "номеров" смогли бы украсить репертуар любого Акопяна или Копперфильда. Например, "абсолютно загадоШный" трюк с уходом под воду и абсолютным под нею же исчезновением...

2. Мотидзуки Тиёмэ . Ремесло синоби тем и отличалось от самурайства, что им вполне себе могли заниматься и женщины. Нет, они не скакали по стенам, не убивали отравленными кинжалами и не сносили десять голов одним ударом - зачем? Женщина, обученная изящным искусствам, этикету и прочим способам обольщения, без труда подберется к самым охраняемым тайнам. Именно этому учила своих подопечных куноити (женщин-синоби) Тиёмэ, основавшая первую (и единственно известную) чисто женскую школу при дворе даймёТакэда.

3. Исикава Гоэмон . Сей представитель профессии синоби первым открыл тайну - что можно плюнуть на хозяев и, обладая таким-то искусством (он был учеником самого Хаттори Хандзо!), неплохо жить банальным воровством. Любая дерзкая кража при дворе кампаку Тоётоми Хидэёси объявлялась проделкой Гоэмона. Как и многие другие "робингуды", Исикава крал у богатых и не раздавал бедным, но народные легенды всё равно сделали это за него. Впрочем, ниппонцы - народ с особым "мент-али-тетом", и когда Гоэмона поймали и казнили, сварив в чане с кипящим маслом, они тут же стали называть ванну с подогревом "гоэмон-буро"...

4. Хаттори Хандзо . Если бы у синоби были свои короли, Хандзо бы был самым великим. И не потому, что дальше всех прыгал, быстрее всех бегал или метче всех стрелял (хотя и умел всё это делать вельми неплохо). Нет, инструментом у него была голова, а сферой деятельности - организаторская работа. Хандзо возглавил секретную службу у даймё Токугавы Иэясу, ставшего сёгуном и завершившего период Сэнгоку Дзёдай, и до самой смерти рассылал своих подопечных в саморазные места для сбора всякоинтересной информации. В итоге он сам стал знатным даймё и основал целую династию "ниндзя-генералов".

5. Санада Юкимура . Санада (при жизни носивший имя Нобусигэ - имя Юкимура ему "присвоили" авторы романов XIX века) был вассалом дома Такэда и считался самым ловким, хитрым и умелым тактиком и стратегом во всем Ниппоне своего времени. А еще он сам был неплохим воином, собравшим первый в истории Ниппона элитный отряд спецназа - "10 храбрецов Санады", в числе которых были и знаменитые воины-синоби Сарутоби Сасукэ и Киригакурэ Сайдзо. Правда, в отличие от Хандзо, он служил "не тому" дому, потому и погиб во время обороны замка Осака от полчищ Токугава.

6. Сарутоби Сасукэ . Самый известный из "10 храбрецов Санада", воин-синоби, ставший любимым персонажем фольклора и разнообразной "палп-фикшн-литературы про ниндзей, скрывающихся во мраке ночи". В каковом качестве до сих пор с успехом скачет по всяким анимэ и дорамам (в том числе и в "Наруто"), изображая "призрак на крыльях" и прочие сказки про ниндзя. Собственно, его прозвище "Сарутоби" и означает "Прыгающая Обезьяна".

7. Киригакурэ Сайдзо . Воин-синоби, помещенный "народными песнями" в тот же топ-отряд "10 храбрецов Санада". Его образ возник в популярной приключенческой литературе из фразы в летописях, что некий синоби Киригакурэ Сайдзо пытался убить самого Тоётоми Хидэёси. Чего и стало достаточно для сочинителей манга, дорам и анимэ - Сайдзо прыгает по ним иногда вмсте с Сасукэ, иногда против него, это уж как у автора сценария с утра фантазия заработает...

8. Фума Котаро . Специальностью этого синоби были налеты, саботаж и бандитизм, а возглавляемый им отряд получил название "раппа" ("саботажники"). Состояло это спецподразделение из бывших пиратов (вако) и разбойников и служило даймё Го-Ходзё. Прославились раппа ночным налетом на войска Такэда, когда, переодетые самураями этого клана, сорвали своим нападением крупную военную операцию. А когда клан Го-Ходзё покорился Тоётоми Хидэёси, то Фума Котаро вернулся к "старому ремеслу" - пиратству, и так достал своими подвигами правительство, что на его поимку был выслан сам Хаттори Хандзо. Схваченный охочими до награды "соратниками", командир раппа закончил свою жизнь на плахе.

9. Натори Масатакэ, ака Фудзибаяси Масатакэ . Этот человек "сдал" все секреты профессиональных синоби, написав в 1681 (или 1682) году учебное пособие "Сёнин-ки" - "Книгу молодого ниндзя", обучающую секретам этого нелегкого ремесла. Собственно, в основно именно из этого сочинения черпают благодарные, но не в меру фантазирующие потомки всю информацию о способах, какими именно синоби (а чаще всего - ниндзя) крались во мраке ночи...

10. Нэдзуми Кодзо . "Самородок из народа", нигде и никогда не учившийся "искусству быть невидимым" (буквальный перевод с ниппонского слова "ниндзюцу"), доказал, что до всего в жизни можно дойти собственным умом. Настоящее имя его было Накамура Дзирокити (а Нэдзуми Кодзо - прозвище, дословно "Посыльная крыса"), и прославился он 32 кражами из усадеб самых уважаемых самураев в Эдо. Когда его поймали, то денег при нем нашли всего ничего, и народ тут же сочинил истории о том, как "благородный жулик" раздавал награбленное бедным. Посему камень с его могилы был разбит и растащен на суверниры, так что пришлось класить на могилу новую плиту.

«Я ситяс новая игра пла самулаев дэс!»

«Правильные игры» — компания-загадка. В том смысле, что игры у неё выходят неожиданно. «Дорогой, я беременна» в случае «ПИ» может звучать как «Господа настольщики, на следующей неделе у нас выходит новая игра». Вот так и узнали поклонники настольных игр о новинке – игре СИНОБИ . Большое спасибо Ивану Туловскому за предоставленную копию игры для меня и нашего клуба «51 Цент» .

Итак, сегодня у меня в обзоре новая игра «Правильных игр» Синоби . Как по названию, так и по коробке можно понять, что тематика настолки японская. Самураи, ниндзи, гейши, сакэ. Последних двух, правда, всё-таки нету, а вот самураев с ниндзями полным-полно. «ПИ» узнаваемы по своим коробкам-пеналам. Синоби не стал исключением. Вы видели игру Зомби. Спасайся кто может ? Если да, то значит вы видели и Синоби тоже.

В коробке в зиплоке лежат 63 карты (58 карт войск и 5 карт кланов), правила и рекламка. Всё это мне очень напомнило Зомби . И коробка та же, и карты по качеству такие же, и правила на один лист. А чего тут удивляться – автор тот же – Д. Горюнов.

Внешним видом игра понравится любому японофилу, такому как я. Я очень рад за ПИ , что у них в последнее время выходят красивые настолки, художник хороший (Зомби , Ундервуд , Синоби – все имеют отличный арт). В обозреваемой настолке арт посвящён Японии – на картах самураи, ниндзи, на рубашках сакура и иероглифы. У меня тут закралась одна мысль, которая помогла бы продажам игры у нас. Выдумать японское имя автора и написать его на коробке – японская народная игра=) Сколько анимешников клюнет на такую настолку!=)

Карты различаются по цветам. Их всего 5 – желтый, красный, синий, фиолетовый и зеленый. Вообще-то это 5 кланов, на каждом клане отличные друг от друга самураи, и еще есть моны каждого клана в уголке. Но, поверьте, всё, что вам понадобится в игре знать – это цвет. У кланов нету имён, моны вы и так запоминать не будете, а вот знать, что вы играете за жёлтых, к примеру, это самое главное.

«Участники тактической игры «Синоби» выступают в роли тайных агентов сильнейших кланов средневековой Японии. Каждый из пяти кланов сражается за господство над страной и желает объединения Японии под своими знамёнами» — так написано в начале правил игры.

Заглянем в правила поглубже. Написано очень много, а на деле правила объясняются за минуту. До начала игры каждому игроку раздается по карточке с красной рубашкой. Эта карточка определит, за какой клан вы будете играть. Далее из общей колоды все получают по 4 карты. Это карты с самураями (или даже ниндзей, если повезет). В свой ход по старой доброй традиции вы должны сыграть одну карту с руки кому-то на стол, вторым действием из руки положить себе карту на стол ЛИБО переместить самурая из чьего-нибудь отряда другому игроку (или себе). Ну а третьим действием кого-то атаковать. Атакуют отрядом, состоящим из самураев одного цвета. Атаковать можно только другой цвет и только отряд, который по численности меньше вашего. Атакованный отряд теряет одного бойца. Добираем руку до 4 и передаём ход другому игроку.

Рубашки разные, а рисунки одинаковые

Что делает ниндзя. Вместо первого действия вы играете ниндзю и просто убиваете любую карту чужого отряда.

Когда колода закончится, объявляется последний круг, после чего все открывают свои секретные карты кланов, за которые они играли. Далее идет подсчёт самураев вашего цвета, которые лежат на столе (не в руке!). Чьих самураев на столе больше, тот и победил.

Все возможные самураи и ниндзя

Как видите, игра простейшая, практически еще одни Зомби – подкинь другому, положи себе. Ну и кому-нибудь дай пинка. В чём основной прикол игры можно узнать прямо сейчас=)

Первое и главное – это игра на скрытые роли и блеф. Никто не знает, какой у кого клан. Все знают только про свой цвет, каждый игрок его оберегает, не атакует его, всячески поддерживает и старается усилить армию со своим цветом (неважно, под чьим руководством). В процессе игры можно выпытывать, подмигивать, корчить рожи, симулировать, обманывать.

— Ах ты за желтых?

— Я за желтых? Да ты что

— Да ты у Лёши развиваешь отряд жёлтых!

— Ну сейчас возьму и разнесу эту армию.

Берет и атакует. И это тоже может быть блеф, чтобы никто не догадался, что ты и правда жёлтый. Как запутать игроков – дело ваше, но это делать нужно, чтобы ваших самураев осталось больше всех.

Но, честно говоря, по большей части за столом царит хаос. Не очень хорошие игроки не умеют скрывать свою принадлежность к какому-нибудь клану, их атакуют чаще, а другие кричат, что ни о чём не догадываются и лупят всех подряд.

Ниндзи в игре особо ничего сверхъестественного не делают. Ну подумаешь, снесли кому-то самурая. Всё равно этих ниндзей в колоде только 3 штуки.

И ты ничего не можешь сделать с тем, что против твоих самураев устроили геноцид. Вот начали все лупить синих, а это твои самураи, а тебе и ответить на это нечем.

Но это если играть оптимальным количеством – в пять человек. Всё-таки интереснее играть в составе 3-4 человек. Тогда на столе появляется 1-2 нейтральных клана. Это немного другой уровень игры, левел ап=) При игре впятером, какого бы самурая ты не уничтожил, всё равно он принадлежит клану какого-либо игрока. При игре с меньшим количеством игроков можно уничтожать нейтральные кланы, которые не дадут тебе преимущества в игре. Ведь лучше уничтожать активные кланы, поэтому нужно определить, какие кланы ничьи.

В самой первой партии я еще не очень разобрался с игрой, да, впрочем, как и все остальные. Кому подкидывать самурая? Что это даст? Какого себе оставить? Фактически в Синоби игроки сами себе строят игровое поле. Карты – это только орудие, а вот как карты будут лежать в середине игры, зависит только от игроков. Правил ведь никаких нету. Ты можешь подкинуть любую карту любому игроку. И себе оставить любую карту. У тебя может и родится в голове какой-нибудь коварный план, но один в поле не воин, и твой план может не реализоваться ни за какие коврижки. Ты качаешь какой-нибудь цвет, а кто-то его методично атакует.

Опытные настольщики после первой же игры сказали, что играть больше не будут. «А смысл? В этой игре один сплошной хаос, никакой стратегии построить невозможно!». Но мне удалось убедить их сыграть еще несколько партий.

Я разобрался, я понял, в чём фишка, и как можно получить удовольствие от игры. Да, Синоби – это простая игра (я на языке оскомину уже набил, говоря, что не нужно ждать от Правильных игр головоломных настолок для гиков). Но фишка в ней – это скрыть свой цвет, угадать кто за кого играет и попытаться оставить на столе больше своих самураев. Порою это кажется невозможным из-за хаоса. Но если играешь в компании друзей, которые шутят за столом, играют ради фана, то всё будет хорошо. А ведь есть такие, которые ищут то, чего нету.

Ну не вложили в Синоби головоломку. А можно было. Я потом понял, что это хорошая задумка для неплохой карточной стратегической игры. Всё, чего не хватает картам в Синоби – это текст/модификаторы/свойства. Мы имеем обычные карточки, у которых смысловая нагрузка только заключается в цвете/клане. А ведь как было бы здорово, если бы сами самураи могли что-то делать. Например:

— самурай-здоровяк, который стоит двух самураев. Когда такой самурай находится в отряде, то он добавляют силу отряду +1;

— самурай-балласт – в конце игры он очко принесет, но в отряде он полный ноль, -1 к силе;

— самурай с двойным гражданством – имеет 2 цвета и приносит очки обоим кланам;

— самурай-лежебока – его нельзя передвигать другим игрокам, но можно убить при атаке;

— самурай-трус – прячется в битве за остальными бойцами в отряде и поэтому убивается самым последним. Зато даёт штраф атаковавшему игроку – он следующий раз пропустит фазу атаки;

— сюгендзя – поднимает самураев из мёртвых и позволяют вернуть бойца из сброса.

Я могу придумать могу еще кучу таких разных карточек. Как это привязать к кланам? Можно каждому клану дать одинаковый набор карт разных цветов, а можно сделать разные кланы, вот только с балансом придется помучаться немного, чтобы не оказалось уберкрутых кланов в игре.

Мне кажется, что такая игра могла бы быть интересной и не только начинающим настольщикам. В неё можно было бы играть по простым правилам (без текстов, символом и классов), а можно было и по продвинутым.

Так что вполне прогнозируемо, что более опытные игроки воротят нос от Синоби . Но зато дети в моём клубе играют с большим удовольствием. А также новички, которые впервые садятся за стол. Они могут сыграть легко 3-4 партии подряд и им нравится. Например, у нас есть одна фанатка игры Олеся. Она работает в библиотеке, в которой находится наш клуб, ни разу не играла в настолки и решила с нами поиграть. И первой игрой её была Синоби , которая ей очень понравилась. А потом я уговорил её поиграть с нами Инновацию , что стало для неё сущим кошмаром. Она сказала, что не знает, как можно вообще играть в такие игры, как Инновация , вот Синоби – это классная игра (вместе с Зомби. Спасайся кто может ). Вот какие люди получают удовольствие от игры.

Олеся со своей любимой игрой

Лично мне Синоби больше нравится, чем Зомби . Потому что Синоби заставляет немного думать (основной упор на «немного»). Красивый арт и много хаоса в партиях. Часто я в неё играть вряд ли буду (обычно, только с детьми в клубе и играю в неё). Через какое-то время можно и вообще о ней забыть. Это отличный подарок ненастольщикам, детям и тем, кто только-только начал играть. Но гики могут ругать игру и очень сильно.

Эх, как жаль, что на картах нету свойств. Была бы конфетка, а не игра.

Тактическая настольная игра «Синоби. Война кланов» посвящена одному из самых ярких периодов японской истории - эпохе воюющих провинций. В это время Страна восходящего солнца была расколота на десятки княжеств, которыми правили даймё - главы благородных самурайских родов. Больше ста лет между ними продолжалась борьба за власть и земли, в которой кланы применяли все доступные им средства - от прямой военной агрессии до тайных диверсий.

В настольной игре «Синоби» участники становятся тайными агентами могущественных японских родов: Го-Ходзё, Мори, Оба, Такэда и Уэсуги. Чтобы победить, игрок должен сделать так, чтобы к концу партии войска его клана оказались в большинстве. С этой целью участники размещают отряды в провинциях, отправляют армии в бой и пользуются услугами ниндзя.

В начале партии определяется, кто за какой род будет выступать. Игроки хранят свою клановую принадлежность в тайне до самого завершения игры. Если в партии участвует меньше пяти человек, один или два клана станут «ничейными» - но какие именно, тоже останется в секрете. Затем каждый игрок берёт на руку 4 карты из колоды. Игроки ходят по очереди, пока карты в колоде не закончатся.

Большинство карт представляют собой самурайские отряды, каждый из которых относится к одному из пяти кланов. В ходе партии игрок может распоряжаться картами любых кланов, в том числе вражеских - ведь пока никому не известно, на кого он работает. Зато имеет значение, где находятся эти отряды: в провинции игрока (на столе перед ним) или в чужих владениях (на столе перед соперниками). В каждой провинции карты группируются по кланам, образуя армии.

В свой ход игрок должен отдать три приказа. Первый приказ - разместить отряд в чужой провинции, то есть выложить одну карту с руки перед другим игроком. Второй - либо аналогичным образом сыграть карту перед собой, либо переместить отряд из чужой провинции в любую другую. Третий приказ - повести армию из своей провинции в атаку на армию в чужой провинции. Это можно сделать только соблюдая следующие условия: во-первых, нападающая армия должна быть сильнее атакованной хотя бы на одну карту, во-вторых, эти армии должны принадлежать к разным кланам, а в-третьих, нельзя напасть на армию, чья численность в этом ходу уже была изменена. Атакованная армия теряет один отряд - «убитая» карта отправляется в сброс. Конечно, в игре имеются и ниндзя - таких карт всего три на всю колоду. Если на руке у игрока есть карта ниндзя, он может использовать её вместо первого приказа. Ниндзя нападает на армию в чужой провинции, уничтожает один её отряд, а потом сам уходит в сброс. В конце хода игрок добирает карты из колоды.

В конце партии, когда в колоде не остаётся карт, и каждый участник сделал по последнему ходу, игроки подсчитывают, сколько отрядов каждого клана осталось в провинциях. Клан, которому удалось сохранить больше всего сил, объявляется победителем. Нейтральные кланы при этом не учитываются, а если за первенство спорят несколько игроков, выигрывает тот из них, в чьей провинции больше «своих» отрядов.

«Синоби» - это несложная и быстрая настольная игра для тех, кто любит вводить соперников в заблуждение и раскрывать чужой блеф. Партия на троих участников бросает вызов дедуктивным способностям игроков: при таком раскладе важнее всего понять, какие кланы остались ничейными, и умело ими воспользоваться. Играя вчетвером и особенно впятером, нужно внимательно следить за ситуацией на столе и считать сыгранные карты - тут уже не получится оказаться в лидерах по недосмотру соперников. И разумеется, при любом раскладе следует до последнего держать в тайне, за какой клан вы на самом деле играете.

Если у Вас есть любые вопросы по правилам нашей игры, будем рады ответить на специальном форуме о ней на международном портале BoardGameGeek на русском языке.

Немного о японских кланах

Такэда - род великих воинов, полководцев и мастеров боевых искусств. Происходит от древнего клана Минамото. В эпоху воюющих провинций прославился глава рода Такэда Сингэн, один из самых выдающихся военачальников в японской истории.

Мори - древний, но небогатый род, которому удалось выдвинуться в эпоху воюющих провинций. После объединения Японии потерял почти все владения, но снова набрал влияние во время реставрации Мэйдзи. И сегодня многие из японских политиков принадлежат к этому роду.

Ода - род, восходящий к древнему клану Тайра. В начале эпохи воюющих провинций разделился на две враждующих группировки. Ода Нобунага сумел сначала объединить род, а потом начал объединение Японии. Однако после его смерти род пришёл в упадок.

Уэсуги - род, исторически владевший областью Канто (современный столичный регион Японии), и в том числе основавший замок Эдо, нынешний Токио. Самый проставленный полководец рода, Уэсуги Кэнсин, был заклятым и достойным противником Такэды Сингэна.

Го-Ходзё - один из родов, наиболее активно участвовавших в эпохе воюющих провинций. С падением твердыни этого рода, замка Одавара - величайшей цитадели тогдашней Японии, - фактически завершилось объединение страны. На этом пресёкся и род Го-Ходзё.

Описание игры

Видеообзор настольной игры Синоби. Война кланов от Игроведа!

Отзывы и комментарии (6 )

    Отзыв | Сергей | 10.04.2016

    Я вот что-то пропустил... Подскажите, игроки ходят по очереди, выполняя сразу 3 действия или сначала первое действие все игроки выполняют, потом второе, потом третье?

    Ответ от магазина Игровед: Сергей, здравствуйте. Игрок выполняет все 3 действия, затем ход переходит к следующему игроку.

    Отзыв | walman, Москва | 19.01.2015

    1. Ужасная коробка. Это типичная карточная колода, которую облачили в коробку в 3 раза большее нее, видимо, чтобы выгоднее смотрелась на полке. Но создатели забыли, что этот мусор мне еще нужно где-то хранить.
    2. Правила читал раз 5 - не понял. Пойду к друзьям, у них опыт в настолках больше.

    Ответ от магазина Игровед: Нам жаль, что первые впечатления от знакомства с игрой оказались негативными! Надеемся, сам игровой процесс сможет вас порадовать!

    Отзыв | Денис, Москва | 29.12.2014

    Спасибо! Очень хорошая игра.Всем советую!

Мы расскажем в нашей статье о японских ниндзя. Нет, речь пойдет не о знаменитых мультяшных черепашках и не о шустрых героях, летающих в черных одеждах по воздуху и махающих сверкающими мечами направо и налево. Наш рассказ - о реально существовавших когда-то людях.

Ниндзя - это кто?

В существовали огромные секретные кланы воинов-наемников, основной функцией которых был шпионаж. Их называли синоби, или ниндзя. Эти слова имеют несколько значений:

  • тот, кто скрывается, прячется;
  • терпеть, переносить;
  • убийца;
  • разведчик, шпион;
  • лесной демон;
  • тройной человек.

Из многочисленных легенд известно, что ниндзя еще с детства обучались мастерскому и тактике рукопашного боя. Но перво-наперво они постигали искусство добывать и выведывать военную информацию. Эти люди были жестоки, хитры, бесстрашны и обладали поистине сверхъестественной ловкостью и выносливостью.

Лесные демоны, наемные убийцы должны были уметь появляться внезапно и так же внезапно исчезать, владеть медицинскими познаниями, тайнами иглоукалывания и траволечения. Они были способны долгие часы находиться под водой, вдыхая воздух через соломинку; умели взбираться по отвесным скалам и прекрасно ориентироваться в любой местности; обладали тонким обонянием, чутким звериным слухом и острым зрением, позволяющим им видеть даже в темноте. Они не были сверхлюдьми, нет, все перечисленные умения достигались путем тяжелых длительных тренировок.

Абсолютное большинство синоби были выходцами из крестьянских семей. К первым общинам ниндзя могли примкнуть посторонние люди: воины, охотники и даже бандиты. Впоследствии для того чтобы стать ниндзя, нужно было родиться в том или ином клане. Общинные поселения синоби располагались в труднодоступных районах, часто в горной местности, и тщательно маскировались. Эти люди могли появляться в любых селениях и городах под видом обычных жителей, и никто не мог заподозрить в них жестоких убийц.

В современном кинематографе синоби часто романтизируют. Но следует помнить, что ниндзя - это наемники, которые предлагали свои услуги - убийц, террористов, диверсантов и шпионов - правителям многочисленных феодальных кланов, воюющих между собой. Они исполняли приказы тех, кто им больше платит. Кстати, вопреки расхожему мнению, летать они все-таки не умели, что, конечно же, не умаляет их остальных многочисленных талантов.

Тактика ведения боя

Боевые искусства ниндзя не являются их оригинальным изобретением. Для боев с применением оружия эти воины использовали стили будо:

  • со-дзюцу;
  • бо-дзюцу;
  • кэн-дзюцу;
  • сюрикэн-дзюцу и пр.

В рукопашном бою предпочитали пользоваться приемами дзю-дзюцу. Эти воины адаптировали под себя различные стили боя, имевшиеся на то время в Японии.

Однако они внесли ряд характерных дополнений и изменений в классические самурайские боевые искусства:

  • Ниндзя делали упор на внезапность, ошеломление противника.
  • Всегда практиковали нападения из засады, ночью, сзади и т. д.
  • Делали упор на приемы удушения, как на более бесшумные.
  • Предпочитали вести бой в условиях ограниченного пространства (в небольших комнатах, узких коридорах, среди кустарника или бамбука).
  • Применяли больше ударов, чем в классическом самурайском дзю-дзюцу.

Кланы и школы ниндзя

Абсолютно все шпионы ниндзя были непревзойденными воинами, обладающими навыками, позволяющими им скрытно попасть в любое помещение, уничтожить врага и столь же незаметно исчезнуть. Однако каждый воин принадлежал к какому-либо клану или школе ниндзя, коих было множество:

  • Ига. Этот клан был наиболее известным и обладал большим влиянием. Прославился в том числе и своими оружейными изобретениями. В это сообщество входили школы: Момоти, Хаттори и Фудзибаяси.
  • Кога. Был вторым по влиянию кланом после Ига. Его члены специализировались на использовании различных взрывчатых веществ.
  • Клан Кисю.
  • Сада.
  • Нэгоро. Клан воинов-монахов из монастыря Нэгоро-дзи.
  • Синто.
  • Сайга или Сайка. Представители клана специализировались на оружейной стрельбе.
  • Сирай.
  • Синто.
  • Попис.
  • Хакуун. Основателем школы был отшельник Хакуун Доси. Позже из этой школы выделились еще несколько: и Готон дзюхо-рю.

Одежда ниндзя

В представлении современного человека японский ниндзя - это воин в обтягивающем черном костюме. Именно такой образ растиражирован в популярных фильмах и в беллетристике.

С действительностью это не имеет ничего общего. Костюмы ночных шпионов и убийц были в темно-серой, а также коричневой гамме желтоватых или красноватых оттенков. Именно такие цвета помогали надежно раствориться во мгле ночи, в то время как абсолютно черная одежда не давала подобной маскировки.

Костюмы воинов были достаточно свободными и имели мешковатые очертания. В светлое время суток ниндзя носили обычную одежду - это позволяло не выделяться в толпе.

Воинские доспехи

Особым преимуществом синоби были мобильность и быстрота, возможно, поэтому они никогда не облачались в доспехи полностью. Во время кровавых сражений бойцы защищали свое тело при помощи легкой кольчуги. В редких случаях использовался защитный комплект, в который входили следующие доспехи ниндзя:

  • Кольчужная рубаха.
  • Ручные нарукавники (от локтя до кистей рук).
  • Шлем, защищавший не только голову, но также область шеи с подбородком.
  • Поверх кольчуги обычно надевалась верхняя куртка уваппари.

Бойцы самого нижнего ранга были оснащены легкими доспехами татами-гусоку, состоящими из кусков кожи, на которую были нашиты железные пластины. Подобное обмундирование защищало ниндзя только спереди.

Очень интересно то, как воины использовали щиты тэцу-но камэ. Их держали не только на руке, но и закидывали за спину, продевая руки под перевязи. При отступлении ниндзя могли спокойно подставлять врагу спину, которую надежно прикрывал такой щит. Толщина тэцу-но камэ была такова, что его не могли пробить ни пули, ни стрелы.

Еще одно достоинство щита ниндзя - его сферическая форма. Воин мог лечь на землю и, закинув щит на спину, подползать к позициям врага. Пули рикошетили от железной сферы, как от танковой брони. Забравшись в ямку или сгруппировавшись, поджав под себя ноги, боец мог превратиться в подобие неуязвимого живого дота.

Снаряжение воинов-шпионов

Обязательное снаряжение ниндзя состояло из шести следующих предметов:

  • Кагинава (длинная веревка с крюком). При помощи этого приспособления синоби могли взбираться на высокую стену либо без труда преодолеть забор. В случае необходимости этот предмет мог использоваться и в качестве эффективного оружия.
  • Амигаса (крестьянская плетеная шляпа). Ниндзя - это невидимки. Такой головной убор давал возможность видеть все, что происходит вокруг, и в то же время надежно закрывал лицо от чужих глаз.
  • Сэкихицу (мелок, грифель, карандаш) и ядатэ (пенал с тушью и кистью). При помощи сэкихицу ниндзя мог сделать какую-либо отметку или что-то записать. Для этих же целей использовались кисть и тушь. Кроме того, в пенале шпиона могло быть спрятано оружие в виде небольшого острого клинка.
  • Кусури (дорожная аптечка воина или набор снадобий). Все помещалось в маленькую сумочку, которую ниндзя привязывал к поясу.
  • Сандзяку тэнугуи (метровое полотенце). Этот предмет использовался по-разному в различных ситуациях: в едком дыму - как защитная маска, в стане врага - как маска маскировочная, как веревка для связывания недруга, как жгут при кровотечении и т. д.
  • Утидакэ (трубочка-контейнер из бамбука). Ниндзя носили в ней тлеющие угли, чтобы в случае необходимости можно было быстро добыть огонь. Это можно назвать аналогом современной зажигалки.

Брали с собой бойцы и другие предметы. Какие именно - зависело от задания или ситуации. Это мог быть набор отмычек для замков, лестницы, плавсредства и прочее.

Специальное холодное оружие

Воины-невидимки разработали целый арсенал различных средств для убийства.

Холодное оружие ниндзя:

  • Сюрикэн. Эти небольшие металлические звезды с шипами или острыми лезвиями вместо лучей всегда присутствовали в карманах ниндзя. Их использовали в качестве метательного оружия.
  • Кусаригама. Приделанная к рукоятке цепь, на конце которой закреплены коса или серп. Грозное и достаточно массивное оружие, которое было очень легко замаскировать под сельскохозяйственный инструмент.
  • Макибиси. Специальные шипы, с помощью которых можно было остановить пеший или конный отряд.

Использование ядов

Для достижения своих целей безжалостные убийцы не брезговали ничем. Например, ими широко применялись различные ядовитые вещества для умерщвления противника.

Яды ниндзя делились на 3 категории:

  • Мгновенного действия.
  • Действующие через какой-то небольшой временной промежуток (ликорис, мышьяк).
  • С отстроченным действием или медленнодействующие. Эти яды обычно изготовлялись из зеленого чая особого сорта или внутренностей животных.

Интересен один из способов отравления, который часто использовали наемные убийцы: капли яда скатывались в ухо или рот спящей жертвы по свешенной сверху нити. Каждый клан обладал собственными секретами приготовления отравы.

Владение огнестрельным оружием

В Японии огнестрельное оружие появилось лишь с прибытием туда европейцев. Долгое время оно было слишком редким и очень дорогим - это особенности средневековой Японии. Владеть подобной роскошью могли только богатые вельможи. Тем не менее у ниндзя не было недостатка в таком виде вооружения.

Они были чрезвычайно искусны во владении мушкетами и ружьями и преуспели в снайперской стрельбе, попадая точно в цель даже с расстояния в 600 м.

Благодаря своей изобретательности синоби начали использовать оружейный порох весьма интересным образом: сюрикэн, снабженный пороховым зарядом, забрасывался на соломенную крышу, начинался пожар, что заставляло охранников переключиться с преследования ниндзя на тушение огня.

Женщины-ниндзя

Бытует легенда, что женщины не могли быть ниндзя. Это не так. Слабому полу тоже нашлось место в рядах воинов-шпионов. Девушки-ниндзя назывались куноити. Их обучение проводилось по другой программе, нежели подготовка мужчин.

Деятельность дам была больше связана с применением ядов, а также с использованием мужских слабостей врагов. Хотя при невозможности уйти от ближнего боя куноити тоже могли сражаться. Женщины-ниндзя - это всегда прекрасные актрисы, умевшие долгие годы играть определенные роли: гейш, проституток или служанок.

В Средневековье гейши в Японии пользовались почетом и уважением. Они были вхожи в дома большинства знатных вельмож. Девушки-ниндзя, притворявшиеся гейшами, иногда использовали в качестве орудия убийства спицу из своей прически или кольцо с потайным ядовитым шипом.

Имена, оставшиеся в истории

Японские ниндзя не старались стать известными, их задача была прямо противоположной: скрыться и остаться неузнанными. Однако история сохранила имена некоторых из них. Вот они:

  1. Отомо-но Сайдзин - этот человек считается одним из первых ниндзя. Он служил соглядатаем для своего хозяина - принца Сетоку Тайси.
  2. Такоя. Жил в 7 веке. Его главной специализацией были теракты.
  3. Унифунэ Дзиннай. Этот ниндзя, отличавшийся очень маленьким ростом, однажды проник во двор врага через канализацию и ждал противника, сидя в выгребной яме, несколько дней. Как только кто-либо заходил, он с головой прятался в нечистоты. Когда хозяин дворца вернулся, Унифунэ Диннай проткнул его копьем и ушел от преследования через тот же канализационный канал.

Современная культура и ниндзя

Истории о бесшумных отважных воинах-шпионах стали одним из излюбленных сюжетов современного кинематографа. Первый фильм о синоби был снят в Японии еще в 1915 году. Это было немое кино, носившее название "Легенда о чудовищной мыши", затем на экраны вышел фильм, посвященный одному из самых знаменитых бойцов, чье имя сохранилось в истории: "Призрачный герой Ниндзюцу-Горо". С тех пор кинорежиссеры и сценаристы постоянно возвращаются к этой теме.

Современным людям невозможно забыть о ниндзя. В нынешней культуре их образы прижились и мелькают не только в кино, но и в мультфильмах ("Черепашки-ниндзя"), компьютерных играх, повестях и романах. Кроме того, молодежь играет в ролевые игры, примеряя на себя роли бойцов, а маленькие дети с удовольствием надевают костюмы ниндзя, которые продаются в магазинах.

Заключение

В наши дни существует настоящая мода на ниндзя-тематику. Остается порадоваться, что главным аспектом такого увлечения является восхищение ловкостью, силой и смелостью синоби, а не их беспредельной жестокостью и умение убивать.

Статьи по теме: