Игра лепешка в практике психолога опыт применения. Игра «Лепешка»: корректируем негативные детско-родительские отношения. — Чем это полезно для семьи? Проговорить это


ИГРА «ЛЕПЁШКА» Автор – Гюнтер Хорн. Психоаналитик, ведущий в Германии детский психотерапевт, доцент Института Кататимно-имагинативной психотерапии (Германия), создатель символ драмы для детей и подростков. Автор книг, руководитель обучающих программ подготовки детских и подростковых психотерапевтов в Германии, Австрии, Швейцарии и Чехии.


ОПИСАНИЕ ИГРЫ Игровое поле можно изготовить самому. В зависимости от количества играющих Вам потребуется: Одна покрытая пластиковым покрытием игровая доска или белое оргстекло любой толщины, размером 54 на 54 см.(можно лист ватмана). Семь или меньше, различных самоклеящихся цветных плёнок. Тех цветов, какие Вы выберете для играющих, например для пяти игроков: красного, синего, зелёного, желтого, лилового цветов.


Пять кусочков пластилина аналогичных же цветов (красного, синего, зелёного, желтого, лилового цвета) или просто разных по цвету. Один кубик (можно изготовить кубик из пластилина). Квадратными или прямоугольными кусочками плёнки указанных цветов наклеивается «дорожка» от «Старта» до «Финиша», по типу игрового поля любой игры с фишками (зигзагом, змейкой, по кругу).




Правила игры: 1. Перед началом игры каждый участник лепит из пластилина свою фигурку животного, которое служит им потом в качестве фишки. Старт игры начинается на поле «Старт». 2. Каждый игрок является одновременно владельцем всех полей того же цвета, что и его фигурка, это его дома. 3. Игроки по очереди кидают кубик и переставляют свою фигурку-фишку через соответствующее количество полей – домиков. Начинает игру самый младший из игроков. Он кидает кубик, делает ход и попадает, как правило, на поле-домик другого цвета.


4. Игрок, который по ходу игры попал на поле другого цвета, должен упросить хозяина домика впустить его в свой домик, иногда хозяин домика ставит некоторые условия, например не мусорить, не прыгать на кровати и т.д. 5. Если владелец домика удовлетворён поведением гостя, то гость остаётся в домике хозяина безнаказанно, если же гость нарушил установленные хозяином правила, то хозяин может наказать гостя, он может наказать попавшую к нему фигуру, щелкнув по ней, смяв её или как угодно изменив её форму. Он может также одним ударом смять её в «лепёшку».




АКТУАЛЬНОСТЬ: 1. 25% семей в ДОУ, обратившихся за помощью к психологу имеют проблемы в детско-родительских отношениях. 2. Недостаточно методик совместного, одномоментного диагностирования ребенка и родителя. 3. Существует проблема диагностики детско- родительских отношений в рамках психологического консультирования.




ЗАДАЧИ: 1. Адаптация игры «Лепёшка» с целью диагностического обследования семей. 2. Консультирование родителей по вопросам проблемы детско-родительских отношений, выявленных диагностикой, выработка стратегий и форм дальнейшей деятельности. 3. Коррекция детско-родительских отношений на специально организованных занятиях с использованием игры «Лепёшка».




РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ: В ходе проведённого диагностического обследования с помощью игры «Лепёшка» было выявлено: В воспитании детей преобладает директивный стиль общения, преобладающий метод – указание. Отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми. Дети эмоционально «зажаты» и скрытны, неуверенны в себе, самооценка занижена.


II ЭТАП. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЙ Этапы проведения коррекционно- развивающей работы с помощью игры: Выбор и изготовление фишек-героев из пластилина своими руками (родитель и ребёнок). Объяснение правил Игра (первые несколько занятий педагог- психолог принимает участие, играем втроём: родитель-ребёнок-психолог)


III ЭТАП. ИТОГОВО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ: В ходе проведённой коррекционно-развивающей работы, по результатам заключительного итогового занятия, после проведённой беседы и анкетирования родителей, можно сделать выводы: Родители изменили свой стиль общения и воспитания. Появилось взаимопонимание между членами семьи. Дети стали более раскрепощенными, стала появляться уверенность в себе.




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ «ЛЕПЁШКА» ПОЗВОЛЯЕТ: Психологу Ребенку Семье - диагностировать и корригировать детско- родительские отношения - увидеть специфику проблем данной семьи воочию - развивать социальную, эмоциональную и коммуникативную компетентность - развивать воображение - развивать произвольность поведения - родителю и ребёнку получить шанс на формирование новых взаимоотношений - обучать членов семьи общаться друг с другом - способствует улучшению отношений в семье




Играя вместе с родителями и психологом, ребёнок, с одной стороны, усваивает родительские нормы, а с другой стороны, в случае отказа взрослыми от общепринятых норм, ребёнок видит относительность этих норм, что важно для разрушения идеализации чрезмерно сильного родительского авторитета и явно завышенных норм. В результате устанавливается «золотая середина» – какие-то нормы ребёнок принимает, а от каких-то отказывается.



Участники выставки -конкурса:

Васильева Дарья Сергеевна ,

педагог-психолог

МАУДО «Детский сад №9», г.Ялуторовск

«Психотерапия для ребенка –

это таблетка, а игра – это хлеб»

Гюнтер Хорн

Пояснительная записка

Я представляю модификацию известной социально-психологической игры детского психотерапевта из Германии Гюнтера Хорна«Лепёшка» («Эмоции»). Играть с детьми может как воспитатель и психолог, так и родители.

Игра «Лепешка» предназначена для взрослых и детей старше 5 лет.

В нее может играть от трех и более человек. Взрос­лый, играющий с детьми, может и сам быть одним из игроков, или сопровождать процесс игры, наблюдать за игрой, помогать детям. Игра может прово­диться неоднократно с одними и теми же участниками. Игру можно проводить несколько раз, изменяя героев, меняясь ими, устанавливая дополнительные правила.Участников игры выбирает ведущий или предостав­ляет право выбрать для себя «соседей по полю» одному из детей, или участники могут быть выбраны посредством лоте­реи, жребия или любого другого способа.

Каждый участник делает фишку для себя из пластилина и ходит ей по игровому полю. Эту фишку он ассоциирует с образом «Я» и переживает, если игроки в ходе игры лепят из неё новую фигурку или лепешку.

В оригинальном варианте игры одним из условий является формули­ровка обвинения и объяснения своего поступка, а также обращение к рефлек­сии собственных чувств и переживаний в различных ситуациях, способствуют развитию самосознания. В игре происходит сравнение «образа Я» с не­которым эталоном. При этом вся группа принимает участие в обсуждении. Это дает участнику возможность сравнить еще и свое представление о себе с мнением других, с «образом Я глазами других». А сам процесс выбора качеств помогает формированию «Я идеального». В данном случае игра провоцирует про­явление у игроков агрессии (игроки могут превратить фишку партнера в лепешку или изменить по своему усмотрению). В конце игры проводится общая рефлексия, а с некоторыми игроками необходимо провести психологическое консультирование и коррекцию.

Процесс игры часто затягивает настолько, что забывается формальная цель, а подлинной целью игры становятся живые отношения участников друг с другом,

Данный вариант игры имеет как психологическую составляющую, так и педагогическую.

В ходе игры выявляется эмоциональное состояние игроков и его причины. Игра может стать инструментом для диагностики эмоционального состояния участников и его коррекции. Игра может показать родителям переживания детей, их эмоциональное состояние в той или иной жизненной ситуации и стать источником для коррекции родительских установок в общении со своим ребенком.Такая форма работы педагога-психолога с семьейорганично вписывается в детскую жизнь, не оставляя следа от специально организованной психолого-коррекционной работы с ребенком.

Игра обладает большим развивающим потенциалом: развивает воображение, коммуникативные навыки, произвольность, способствует наработке социальных навыков и становлению личности ребенка.

Изучив эту игру, я адаптировала её для детей старшего дошкольного возраста и разработала новые пра­вила, не требующие от игрока обвинения по отношению к гостю. В основе игры «Лепешка» («Эмоции») - понимание детьми своих эмоциональных состояний.

Цель игры для детей - как можно быстрее прийти в домик и пригласить в гости остальных игроков, придумать повод для приглашения в гости. Попасть туда можно только пройдя все клеточки-дома на игровом поле.

В ходе игры педагог-психолог или родитель может проследить, какие вопросы вызывали затруднение. В ответах ребёнка может содержаться важная информация, которая раскроет, почему ребёнок часто плачет в детском саду «Мне грустно, потому что я скучаю по маме». Ответы ребёнка могут указать на возможные проблемы, связанные с внутрисемейными отношениями или материальными трудности. Ответы ребёнка могут дать неадекватную реакцию на вопрос «Мне весело, когда кто-то упал». Исходя из всего выше сказанного, можно утверждать, что данная игра поможет ребёнку научиться не только различать свои эмоции, но и соотносить их с определёнными жизненными ситуациями, т.е. будет эффективна в работе педагога-психолога. Также сами родители, используя данную игру, смогут понять, на что в отношениях с ребёнком стоит обратить внимание.

Вариантом усложнения данной игры может стать игра с приемами диагностики «Социометрия», когда участник приглашают (или не приглашает) к себе игроков в гости и объясняет свой выбор. При этом количество игроков можно увеличить.

Еще один вариант - коррекция детско родительских отношений. В данном случае ребенок вместе с родителями и психологом играют в игру, и в качестве одной темы выбирается какая-либо жизненная ситуация, в которой находятся родители и ребенок.

Как вариант - игра с агрессивными (или тревожными) детьми. Здесь предлагается изменять фигуры и объяснять причину, выяснять эмоциональное состояние игроков.

Данная игра может применяться и в работе с педагогическим коллективом как способ показать эмоциональное состояние детей и помочь педагогам принять и понять своих воспитанников.

Конспект социально-психологической игры «Лепёшка» («Эмоции»)

Цель: понимание детьми своих эмоциональных состояний с помощью соотношения с определёнными событиями, происходящими в их жизни.

Задачи :

  1. Познакомить детей с пятью эмоциональными состояниями «Радость», «Грусть», «Гнев», «Удивление» и «Страх».
  2. Помочь детям осознать посредством игры, в каких случаях они выражают данные эмоции.
  3. Научить детей различать эмоции.

Правила игры:

  1. Каждый игрок ходит по игровому полю «фишкой» своего цвета, которую он вылепил из пластилина (она может представлять собой что угодно).
  2. Игроки бросают игральный кубик по очереди, в зависимости какая цифра выпала на столько клеток они перемещаются вперёд.
  3. Если игрок встал в клетку своего цвета, то он отдыхает и может как-то видоизменить свою «фишку».
  4. Если игрок попал на клетку другого игрока, т.е. с отличным цветом от своей «фишки», то в этом случае он выполняет задание хозяина клетки. Хозяин клетки задаёт вопрос, связанный с однимиз пяти эмоциональным состояние, например, радость, грусть, злость, удивление или страх. Вопрос звучит следующим образом«Когда тебе было грустно (ты грустил)?», «Когда ты радовался (был рад)?», «Когда ты удивлялся?», «Когда ты злился (сердился)?», «Когда тебе было страшно?».
  5. Если игрок не отвечает на вопрос хозяина, то последний, т.е. хозяин, вправе превратить «фишку» игрока в лепёшку, или видоизменить её (приклеить к ней часть из пластилина своего цвета).
  6. Тот,кто приходит к домику-финишу, становится его хозяином, оставшиеся игроки – гостями. Хозяин приглашает остальных игроков в домик говоря «Я приглашаю тебя в гости, потому что…». Гость отвечает «Я приду в гости, потому что…».

Ход игры

Педагог-психолог: сегодня я вам предлагаю поиграть в интересную игру, у которой смешное название «Лепешка». На игровом поле квадраты 4 цветов, поэтому в игре могут принимать участие не более четырех игроков. Выберите себе кусочек пластилина, из которого вы вылепите свою фишку. Пластилин соответствует цвету квадратов.

Дети выбирают пластилин соответствующего цвета по желанию и лепят фигурку фишки, которой они будут ходить по игровому полю.

Педагог-психолог: С помощью жребия (или другим способом) выберем, кто из вас будет ходить первым, вторым, третьим и четвертым.

Дети с помощью жребия определяют очередность ходов

Педагог-психолог: поставьте фигурки на старт. Ход делает первый игрок.

Дети ставят фигурки на старт, первый участник бросает кубик. Сколько точек выпало на кубике, на столько клеток он перемещается вперед.

Педагог-психолог: (Обращаясь к «хозяину» клетки) Задай вопрос игроку, который пришел на твою клетку, связанный с однимиз пяти эмоциональных состояний: грусть, радость, страх, удивление, злость.

Педагог-психолог показывает детям карточки-символы пяти эмоциональных состояний человека и помогает сформулировать вопрос в случае затруднений у ребенка.Игра продолжается до тех пор, пока один из игроков не придет к финишу-домику.

Педагог-психолог: (обращаясь к игроку в домике) Пригласи ребят к себе в домик.

Пример приглашение хозяина может звучать так «Варя, я приглашаю тебя в гости, потому что мне очень хочется, чтобы ты пришла поиграть со мной».

Ответ гостя может быть таким «Таня, я приду в гости, потому что мне тоже хочется поиграть с тобой, и я обязательно возьму свою новую игру».

Педагог-психолог: наша игра закончилась. Что в игре для вас было трудным? Что понравилось больше всего?

Педагог-психолог спрашивает каждого игрока о впечатлениях от игры, для себя делает выводы об эмоциональном состоянии детей

Литература:

видеоролик организации игры


В игре «Лепешка» участники сами лепят из пластилина свои игровые фишки. Тем самым они дают понять как они относятся к другим игрокам, какие у них желания и намерения. В ходе игры между ее участниками возникают самые разные отношения, иногда и такие, когда кого-то превращают в «лепешку». В игре отрабатывается опыт взаимных обвинений, вежливых извинений, высказываний благодарности и просьбы о помощи. Игроки учатся справляться с агрессией социально приемлемым способом, а неприемлемое поведение наказывается. Также игра помогает участникам осознать и проработать тему границ. Цель игры – первым придти к конечному пункту (на голубое облачко). Гюнтер Хорн, автор этой игры, назвал это поле «Небо людей». Попасть туда можно только пройдя все клеточки-дома на игровом поле. Сам же процесс игры часто затягивает настолько, что забывается формальная цель, а подлинной целью игры становятся живые отношения участников друг с другом, появляется понятие ценности своего дома. Игра проводится по следующим правилам: сначала каждый участник лепит из пластилина свою фигурку животного, это
его игровая фишка. Старт игры начинается на поле «Хлев» в нижнем левом углу поля. Игрок является одновременно владельцем всех полей того же цвета, что и его фигурка, это его «дома». Игроки по очереди кидают кубик и переставляют свои фигурки-фишки через соответствующее количество полей-домиков. В игре «Лепешка», как и во всех социальных играх Гюнтера Хорна, первым ходит самый младший из игроков. Он кидает кубик, делает ход и попадает, как правило, в чужой домик. Хозяин поля обвиняет попавшую к нему фигурку в каком-то проступке, например, «ты вел себя слишком шумно», или «что-то у меня дома разрушил». После этого обвинения владелец животного должен соответствующим образом извиниться за свое животное или предложить исправить содеянное. Также есть вариация правил, когда пришедший в домик гость должен упросить хозяина впустить его в свой домик. При этом хозяин домика может поставить некоторые условия, например, не мусорить, не прыгать на кровати и т.д. Если владелец домика удовлетворен поведением гостя, его извинением за проступок или возмещением ущерба, то гость остается в домике безнаказанно. Если же гость нарушил установленные хозяином правила, то хозяин может наказать его, щелкнув по попавшей в его дом фигурке, смяв ее или как угодно изменив ее форму. Он может также одним ударом смять ее в «лепешку». Если целая, неповрежденная фигурка попала на свое поле, она может приукрасить себя, изменить себя, отдохнуть. Поврежденная, раненая фигурка не имеет права проходить мимо своего домика, она обязана там остановиться и залечить раны. Игру можно проводить несколько раз, изменяя героев, меняя их характеры, устанавливая дополнительные правила (придумывая правила поведения на пустых незанятых домиках).

    “Карты хорошие, но к сожалению мне достался набор из бракованной партии - рубашки нескольких карт другого цвета. Все зеленоватые, а несколько малиновых. В закрытую этот набор использовать уже нельзя. Я была бы рада, если бы мне заменили эти несколько карт на стандартный цвет.”

    все отзывы

    “Просмотрела темы кандидатских диссертаций авторов, они очень далеки от практики дошкольного образования. Создается впечатление, что вся работа строится на умозаключениях, а не на результатах научных исследований. Вся информация давно известна ученым, занимающимся этой проблемой. Авторы-филологи совсем не знают психолого-педагогических исследований в этой области, а их достаточно много. Содержание работы напоминает ВКР бакалавра или магистра по Педагогическому образованию, филологическое образование проявляется местами. Вот и все. Авторам спасибо за реферативный труд.”

    все отзывы

    “Замечательная программа по развитию эмоционального интеллекта детей. Я - педагог-психолог, проработала в детских садах 14 лет. Занималась с детьми по разным хорошим программам. Последние 2 года занималась со старшей и подготовительной группами по программе "Жизненные навыки". Она отличается от других программ тем, что очень хорошо прописана теоретическая база, все практические задания привязаны к теории, и дано много пояснений к тому, что, зачем и как делать. Там есть и простые, а есть и очень сложные задания. Кажется, что дети с ними не справятся. Ан нет, справляются. И детям очень нравится.”

    все отзывы

    “Отличные метафорические карты! Структура необычная: колода состоит из 31 набора фотографий (в каждом наборе по 3 карты). Можно работать как с наборами (на помощь придет инструкция), так и с отдельными картами (по стандартному принципу). Возможностей использования колоды - масса! Качество самих карт тоже очень хорошее. Спасибо издательству, что продолжаете искать нечто новое в мире метафорических карт!”

    все отзывы

    “Наборы так себе. Старого образца, кое где с рисунками каледнаря 2007 года, а плакат с эмоциями вцелом полезен и есть ценные цитаты. Например биль о правах личности. Но проще их самим найти в интернете, заказать печать в типографии чем переплачивать за доставку.”

    все отзывы

    “Я - детский психолог, проработала в детском саду 12 лет. За это время я вела групповые занятия по различным программам, в том числе по этой. Я считаю, что это ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ программа. И детям она интересна, и психологу интересно работать и смотреть, что получается, как меняются дети. Очень рекомендую, несмотря на то, что сейчас много других хороших программ. Единственное, в подгруппе должно быть человек 6-7 максимум, чтобы все работало.”

    все отзывы

    “Выражаю благодарность автору за глубину рассмотрения вопроса. После знакомства с книгой исчезает суеверия на тему что одним детям дано, а другим нет. Возникает понимание процесса формирования грамотности. Фактически книга даёт: 1. Понимание как формируется грамотность у разных детей. 2. Простой пошаговый инструмент для освоения грамотности. С уважением, Михаил.”

    все отзывы

    “Книга для думающих педагогов и ответственных родителей. Помогает лучше понять истоки проблем. Написана хорошим языком, автор доступно и увлекательно излагает специфический материал. Я преподаю иностранный язык, но даже для меня книга оказалась полезной в плане методики и психологических аспектов.”

    все отзывы

    “Здравствуйте!Хочу сказать спасибо за программу "Год до школы: от А до Я". Я работаю педагогом-психологом и прошлый учебный год вела группу по психологической подготовке детей к школе. В этом году передо мной стоит аналогичная задача, но к большому сожалению в интернет-магазинах и в вашем в том числе, в наличие нет рабочих тетрадей к данной программе. Планируется ли издательство данной продукции в ближайшее время?”

    все отзывы

    “Вторая колода - и еще больший восторг:) Ожидала выхода почти год, после приобретения колоды "про тебя". И не зря!!! Это очередной шедевр Ирины Логачевой и команды психологов. Из моих 25 колод, эти две самые самые:) Очень интересные образы, сюжеты...а работа художника просто великолепна. Вчера опробовала в работе - сплошное удовольствие, и такие же позитивные отзывы клиентов о колоде. Красота и профессионализм!”

    все отзывы

    “Недавно приобрела комплект для работы с дошкольниками. Упор в этой игре делается на развитии мелкой моторики и познавательной сферы ребенка. Методичка очень подробная, с иллюстрациями. В эту игру спокойно могут играть родители с детьми в домашней обстановке. Особенно хочется похвалить карту: на ней изображено очень много персонажей, а потому без внимания деток она точно не останется.”

    все отзывы

    “Благодарю, за эти карты. Этот комплект один из самых используемых в моей деятельности с клиентами во многих направлениях начиная с первичного консультирования и заканчивая коррекционной развивающей деятельностью. Более того интересно и эффективно использовать эти карты в профилактике.”

    все отзывы

    “Шикарная книга. Огромное спасибо Инне Сергеевне за труд, которым она осветила не легкую жизнь детей в приютских стенах. Книга изменила мой взгляд не только на обездоленных детей, но и помогла найти подход к собственным. ”

    все отзывы

    Наталья,

    “Этот набор карт очень удобен в работе, подходит как для диагностической, так и для коррекционной работы. Удобно, что можно использовать и картинки и фразы, слова. Помогает быстро понять семейную ситуацию, ее восприятие разными членами семьи. Спасибо автору!”

    все отзывы

    “С огромными интересом и удовольствием дочитываю последние разделы последней 12-й главы книги. Книга порождает очень много мыслей и смыслов. Возникла важная мысль: эта книга была бы замечательным учебником для студентов всех психологических и гуманитарных факультетов, и могла бы заменить несколько учебных курсов по психологии, в частности, "Введение в психологию". Впервые при прочтении этой книги возникает последовательно развёрнутое и при этом целостное представление о современной психологии человека и его психике, в отличие от того, что существует ныне: психология, разбитая на школы, теории и подходы. Новый теоретический взгляд и подход Екатерины Юрьевны, описанный в книге, позволяет целостно и синтетически воспринимать как самого человека, так и современные психологические теории о нём. Книга написана замечательным языком, понятным любому человеку (со множеством примеров), особенно будет полезна для чтения студентам и неспециалистам, а специалистов порадует новизной подхода к человеку, и его психике, и к самой психологии. Считаю эту книгу книгой нового тысячелетия. В ней отражена идея великих учёных, философов, психологов, культурологов, этологов, социологов - создать целостную непротиворечивую научную картину человеческой психики. Екатерине Юрьевне это удалось - за что ей огромная читательская и профессиональная благодарность. Горжусь тем, что в России есть такие серьёзные мыслители мирового масштаба, как Екатерина Юрьевна Патяева.”

    все отзывы

Светлана Сенатская, методист Городского психолого-педагогического центра ДОгМ, педагог-психолог, руководитель проекта «ИГРЫ ВСЕРЬЕЗ», город Москва

Можно ли с помощью одной игры научить детей договариваться, отстаивать свои интересы, предъявлять требования? Да, с помощью психологической игры «Лепешка», которая также поможет ребенку и его родителям прожить негативные эмоции в игровой форме. Расскажем, каковы правила игры, как ее организовать и проводить.

Настольную игру «Лепешка» разработал немецкий психотерапевт Гюнтер Хорн. Это психологическая игра, которая помогает развить социальный интеллект - умение предвидеть возможные реакции другого человека в различных ситуациях общения и адекватно реагировать на них социально приемлемым способом.

Правила игры

Для игры приготовьте: игровое поле, кубик, пластилин разного цвета. Количество цветов соответствует количеству игроков. Игровое поле состоит из двух зон: «хлев» и «небо людей». Перед началом игры каждый участник лепит из пластилина фигурку животного - это игровая фишка. Игроки являются владельцами всех полей того же цвета, что и их фигурки.

Старт игры на поле «хлев». Начинает игру самый младший из участников. Он кидает кубик и переставляет свою фигурку-фишку через соответствующее количество полей. Как правило, попадает на поле другого цвета.

Игрок, на чье поле попало чужое животное, должен обвинить его за какой-то проступок, например: «ты вел себя слишком шумно», «разрушил в моем доме…», «съел мои ромашки». После этого владелец животного должен соответствующим образом извиниться за него или предложить исправить содеянное. Если владельца поля устроят извинения или возмещение ущерба - он может отказаться от наказания. Тогда кубик бросает следующий игрок. Если владелец поля не удовлетворен, он может наказать попавшую к нему фигуру - щелкнуть по ней, изменить как угодно ее форму или одним ударом смять «в лепешку».

Если участнику выпадает количество ходов, которое позволяет достичь собственного поля, он может восстановить фигуру, изменить ее («развить»).

Цель игры - стать человеком и попасть на «небо людей». Но сам игрок не может просто превратить себя в человека. Он должен выбрать кого-то из игроков и убедить его аргументированно перелепить фигурку своего животного. Это можно сделать, только если фигурка целая и неповрежденная и находится на поле своего цвета. Если фигурка животного попадает на свое поле поврежденной, владелец должен сам исправить ее - долепить до целого животного и повторить свою просьбу, когда ход в следующий раз перейдет к нему.

Игрок, чьей фигурке-животному два раза отказали в желании стать человеком, может во время своего хода вернуться назад, на ближайшее поле своего цвета, и там самостоятельно превратиться в человека. Кубик при этом кидать не надо.

«Игровое поле»

Владелец фигурки человека должен вести себя в игре «по-человечески», «гуманно» - не бить, не давить, не разрушать другие фигуры, которые попали на одно из его полей и не принесли достаточных извинений за причиненный ущерб. Но он может, не разрушая другую фигуру, так согнуть ее, чтобы ее поза выражала извинение, признание своей вины. Например, склонить голову животного, согнуть спину, поставить на колени. Если владелец фигурки человека все-таки раздавил фигурку животного или человека в лепешку, он возвращается в «хлев» и начинает игру сначала, снова в форме животного.

Как сделать игровое поле

Материалы: для поля (на выбор) - доска с пластиковым покрытием, белое оргстекло любой толщины, лист ватмана размером 54 × 54 сантиметра; квадратные и прямоугольные кусочки самоклеящейся пленки разных цветов.

Цвета выбирайте те, что будут использовать игроки для своих фишек. Количество выбранных цветов зависит от количества участников. Если участников больше, вы можете расширить поле - просто добавить другие цвета.

Выложите кусочками пленки дорожку от старта (поле «хлев») до финиша (поле «небо людей») - зигзагом, змейкой, по кругу.

В чем польза игры для детей

Игра «Лепешка» предназначена для игры в группе сверстников от 5 лет.

Если используете в коррекционной работе с детьми игру «Лепешка», вы решаете несколько задач.

Дети смогут отреагировать подавленные чувства и эмоции. Когда ребенок выражает злость, гнев, разочарование, ненависть, родители и педагоги предпочитают наказывать и запрещать, вместо того чтобы принять негативные эмоции ребенка. В результате «запретные» эмоции и чувства никуда не исчезают - он загоняет их внутрь, и позже они проявляются соматическими расстройствами и психологическими комплексами. В пространстве «Лепешки» позволено выражать любые чувства, а игровой процесс поможет ребенку научиться выражать эти чувства приемлемым способом.

Гиперактивные, медлительные, агрессивные, застенчивые и тревожные дети изменят поведение. Гиперактивные дети научатся ждать и следить за игрой. Медлительных игра растормаживает. Агрессивным детям игра поможет направить агрессию в положительное русло, например в творчество. Застенчивым - проявить себя. Тревожных научит защищать свои границы, принимать решения и отстаивать свое мнение.

Дети научаться принимать правила и нормы игры. Ребенок чувствует себя свободным и защищенным в пределах правил игры, не оказывает сопротивления к их установлению. При этом он самостоятельно принимает решения по поводу игровых взаимоотношений и несет за это ответственность.

Чтобы достичь положительного результата, проводите игру 3–5 раз. Идеальное количество участников - 7 человек.

В группу можно включить два-три ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Как играть в «Лепешку» с детьми с ОВЗ

Прежде чем включить детей с ОВЗ в группу, проведите игру индивидуально. Некоторым из них противопоказана игра по классическим правилам. Используйте в этом случае ее модификацию - игру «Сюда нельзя» Н. Емельяновой. В данном варианте из фигурок не делают лепешек. Обязательно предварительно поиграйте в «бродилку» с кубиком - некоторые дети не знают, что такое бросить кубик и бросают его в прямом смысле.

Выясните с детьми до игры, чем человек отличается от животного, что значит быть человеком

Объясните значения полей игрового поля «хлев» и «небо людей».

Пример из практики. Играет группа младших школьников. Среди них мальчик Миша, у которого непростые взаимоотношения со сверстниками: он часто проявляет по отношению к ним вербальную и невербальную агрессию.

Миша обратился к участникам игры с просьбой сделать из него человека еще в начале игры. Ему отказали и в первый, и во второй раз. По правилам игры в третий раз он мог сам сделать из себя человека. Но Миша очень хотел, чтобы это сделал кто-то из игроков. Несмотря на то что в процессе все фигурки были лепешками от рук Миши, в конце игры один из участников согласился выполнить его просьбу. При обсуждении игры Миша сказал, что самым ярким событием не только в игре, но и в жизни он считает то, что из него все-таки сделали человека.

Обсудите с детьми до игры, что значит играть по правилам

Строго следите за их соблюдением во время игры.

Перед тем как участник уйдет на второй круг, еще раз объясните ему все возможные последствия. При необходимости правила меняйте.

Пример из практики. Когда динозавр ушел на следующий круг, а все герои стали людьми, Ваня понял, что не сможет больше делать лепешки из фигурок игроков, т. к. все они уже оказались на «небе людей».

Участники игры активно проявляли свое чувство превосходства над Ваней. В результате мальчик одним движением сделал огромную лепешку из всех фигурок людей.

«На старте»

Будьте терпеливы

В начале игры дети могут долго выбирать животное, которое будут лепить, несколько раз менять его образ до начала игры и в процессе. При необходимости увеличивайте или ограничивайте количество времени для лепки, например, сказав: «У вас есть необходимое количество времени, чтобы закончить фигурку».

Пример из практики. В игру играет группа первоклассников, среди которых мальчик Саша с особенностями эмоционально-волевой сферы. Я объясняю правила игры, пока дети лепят фигурки. Саша, который быстрее всех сделал фигурку улитки, говорит задумчиво: «Улитку каждый обидеть сможет…» - и переделывает ее в ежика, потом в тигра, а затем в “инопланетное животное”, похожее на стул с огромными глазами.

«Вот тебе!»

Как играть в «Лепешку» с семьей

«В первый раз в “Лепешку” я играла со своей семьей. Пятилетний сын играл с упоением, ревниво защищал свой дом и отличился тем, что превратил папину фигурку во множество пластилиновых зернышек. Так он выразил свое напряжение из-за долгого отсутствия отца и адаптации к новым условиям с его появлением. Дочь-подросток в конце игры заявила: “Никогда в жизни не сяду играть в эту игру!”. Подростковый максимализм не выдержал позиций “взрослого” в свободном пространстве игры ».

Игра с семьей - самая сложная и ответственная из всех вариантов ее проведения. В процессе участники, как в зеркале, видят свои семейные роли, способы манипуляций друг другом, ошибки в воспитании ребенка и в супружеских отношениях. Смелость принять такую реальность есть не у всех родителей.

Задачи игры с семьей:

  • дать игрокам возможность примерить новые роли, разыграть новые модели отношений, чтобы потом перенести их в жизнь;
  • скорректировать негативные проявления в поведении ребенка;
  • дать рекомендации по конструктивному детско-родительскому взаимодействию в свободных и безопасных условиях.

Когда проводите игру с семьей, придерживайтесь рекомендаций:

  1. Проинформируйте семью о цели и задачах игры. Объясните правила, предупредите о возможных неудобных ситуациях, которые могут возникнуть.

Все члены семьи должны дать согласие на проведение игры.

  1. Введите взрослых в игровую ситуацию. Предложите им вспомнить приятные моменты из детства, например попросите рассказать о своей любимой игрушке. Можно предложить участникам договориться о едином возрасте. Это позволит взрослым выйти из директивной позиции родителя, добавит легкости и спонтанности в игру и упростит решение коррекционных задач.

«На финише»

  1. Предложите игрокам придумать имена своим фигуркам. Следите, чтобы в процессе игры они обращались друг к другу по игровым именам. Таким образом, даже в случае если младший раздавит «в лепешку» старшего, не будет нарушена семейная иерархия, и участники все равно смогут отреагировать на напряжение.
  2. Поддерживайте ребенка, помогайте ему выразить себя естественным способом. Предлагайте различные модели поведения, формы общения, конкретные высказывания, подбадривайте и выражайте сожаление в соответствии с ситуацией на поле. Принимайте проявления любых чувств и помогайте справляться с самыми сильными из них, например с агрессией.

Есть семьи, которым особенно трудно осознать результаты игрового процесса, применить их к своей жизни. Тогда используйте игру несколько раз. На разных этапах у нее могут быть разные функции: диагностическая, коррекционная, терапевтическая - в этом случае если есть специально подготовленный ведущий.

Пример из практики. На консультации у педагога-психолога - семья с мальчиком 9 лет. Мама обеспокоена взаимоотношениями отца и сына: «Ругаются и кричат. Из-за сына муж решил жить отдельно». В ходе встреч совместно выяснили: родители эмоционально не поддерживают ребенка, предъявляют к нему завышенные требования, оценивают его нежелательное поведение непоследовательно, используют в качестве наказания ремень (чаще - отец).

На очередной встрече психолог предложил поиграть в «Лепешку». Ребенок сделал фигурку котенка, папа - черепаху, мама - петуха. Формы и характеры фигурок раскрывают желания участников, их намерения и даже отношения к партнерам по игре: котенок старается быть нежным и милым, предполагает, что его приласкают или поиграют с ним. Но грозный петух победоносно идет к финишу, по пути отчитывая котенка и черепаху.

Черепаха всегда «в домике», но как только котенок попадает на ее территорию - сразу предъявляет требования и угрожает наказанием, если они не будут выполнены. Черепаха не давит фигуру котенка, а ставит в унизительную позу - что гораздо обиднее. В какой-то момент игры котенок превращается в змею и делает из черепахи лепешку.

Что в игре было самым ярким для тебя? - спросила я у мальчика.

Сделать из папы лепешку!

«Папа, мама, я - семья»

Родители отметили: в игре все было так, как происходит в их реальной жизни, им есть над чем задуматься. В конце игры папа сделал трогательную композицию из фигурок людей. Со слов мамы, после игры отец и сын стали договариваться, отношения заметно улучшились.

Когда ребенок играет вместе с родителями и психологом, он соотносит свои нормы поведения с родительскими и общепринятыми нормами. Если родители завышают нормы, они отличаются от общепринятых, ребенок может увидеть относительность этих норм и отказаться от них. Развитие социальной компетенции помогает семьям достичь единства взглядов и ценностей, не концентрироваться на удовлетворении личных потребностей, обратить внимание на потребности других членов семьи.

© Материал из Справочной системы «Образование»
vip.1obraz.ru

Статьи по теме: