Король артур 2 обзор игры

У многих слово «Венгрия» до недавних пор вызывало лишь две ассоциации: с автобусами «Икарус» и строчкой питерского поэта «Вешайте лапшу мне на уши, вешайте, но лучшее порно - в Будапеште». Да еще эрудированные поклонники футбола должны помнить Ференца Пушкаша и счет 6:0, с которым сборная СССР разгромила венгров на чемпионате мира 86-го. Но мы, игроки, хоть разбуди нас посреди ночи и крикни в лицо «Венгрия!», даже во сне ответим: «King Arthur: The Role-playing Wargame».

Эта игра, вышедшая в 2009 году, стала локальной сенсацией: венгры из Neocore Games предложили уникальную смесь стратегии и ролевой игры, где экономика на глобальной карте и тактические сражения непосредственно на поле битвы сочетались со сказочным сюжетом, текстовыми квестами, подробной ролевой системой, магией и эльфами восьмисотого уровня. И когда состоялся неизбежный анонс сиквела, мы тут же связались с авторами и получили первые подробности о King Arthur 2

Она превратила меня в тритона
На этот параграф советуем обратить особое внимание. Пафос фэнтезийных конфликтов всегда зашкаливает, но в King Arthur 2 героям пришлось что-то совсем уж туго. Итак, легендарный король Артур победил удельных лордов и мифические племена сидов. закрыл портал, через который в его земли проникали армии призраков, и объединил под своей властью Британию. С помощью энергии Святого Грааля Артур из Камелота поддерживал мир и процветание в стране. Но как это обычно бывает, идиллия продолжалась недолго. Давняя оппонентка Артура и его единоутробная сестра, королева Моргауза, решила завоевать Британию. Для этого она нашла способ выпустить из пустоты племена древних чудовищ - фоморов. Эти демоны, подобно титанам, предшествовали богам, но потом были изгнаны и пленены. Все это время они ждали того, кто выпустит их, и таки дождались. Теперь фоморы разрушают все на своем пути, расчищая дорогу своему королю, одноглазому Балору, который вот-вот выползет из мрака.
Беда не приходит одна: странное волшебство разрушило Святой Грааль. И тут же слег с неизвестной болезнью сам Артур! Мистическая связь короля с Британией так сильна, что его боль и страдания передались окружающим землям. Все вокруг начало медленно разрушаться: леса превратились в пустоши, истерзанную землю заполонили монстры, Камелот - в руинах, рыцари Круглого стола начали сражаться друг против друга, в одиночку борясь за выживание и за отдельные области Британии. теперь называющейся Ненужной землей. Именно в этот трудный момент мы и вступим в игру, снова взяв на себя роль Артура. Несмотря на свой недуг, он отправляется в поход, чтобы спасти королевство.


Рыцари, которые говорят
Выполнять свою миссию Артур будет тем же способом, что и в первой части: нас вновь ждет коктейль из глобальной стратегии, тактики и ролевой игры. Но венгры зальют в него новые ингредиенты, точечно вырезав все недоработки оригинала.
На глобальной карте мы все так же будем пошагово (один ход - один сезон) отстраивать столицы, изучать технологии, вести переговоры (дипломатия переедет из дополнения King Arthur: Saxon) и переманивать на свою сторону рыцарей, объединяя их за
Круглым столом. Именно эти герои смогут водить за собой огромные армии, использовать магию, сражаться и захватывать новые территории. В свою очередь, им нужно дарить провинции и подбирать жен - иначе могут плюнуть и уйти. Но теперь наряду с «обычными» рыцарями появятся новые особенно мощные герои. Они прямо связаны с главной историей, олицетворяя основные сюжетные линии. Именно эти супермены, объединенные под властью Артура, должны спасти Британию. У каждого такого рыцаря по-прежнему будет масса прокачиваемых умений и параметров, а также полноценная «кукла» персонажа, на которую можно будет вешать найденные артефакты. Новые уровни и способности будут получать и обычные войска.


Репа!
Более того, в King Arthur 2 вся эта RPG-кухня вырастет в размерах. «Мы несколько изменили баланс между стратегией и ролевой частью. Менеджмент и прокачка армий на глобальной карте станут еще более продуманными. У героев и отдельных юнитов будет больше навыков и умений, изменится и сама система развития. Так, рыцарей мы плотнее привязали к классам: в сиквеле уже не получится создать воина, одной рукой размахивающего секирой, а другой метающего фаерболы. Зато теперь вы сможете сплавлять несколько старых артефактов в один, более сильный, чтобы не таскать лишнее», - поясняют авторы. В целом на глобальной карте акцент опять же сместится в сторону ролевой игры. В сиквеле не просто вернутся вырезанные из дополнений текстовые квесты (за них мы особенно полюбили оригинальную игру): их будет больше, они станут разнообразнее а последствия - значительнее.
А для супергероев даже заготовят специальные боевые приключения, справиться с которыми обычному рыцарю не под силу. Большинство непростых решений придется принимать как раз во время таких уникальных заданий, где на исход повлияют навыки конкретного персонажа. Выбор (казнить или миловать, подавить восстание или провести переговоры) отразится на морали и вере как самого Артура, так и каждого рыцаря. От того, тиран игрок или праведник, христианин или язычник, зависит не только настроение подданных, но и доступность тех или иных юнитов. заклинаний и экономических возможностей.


Это не обычный кролик
Происходящее на глобальной карте отныне будет чем-то походить на «Героев меча и магии». Так, здесь появятся логова. где мы сможем нанимать в свою армию могущественных существ, например драконов. Подобные локации тоже можно будет прокачивать и модернизировать. Сражения, которые переносят действие с глобальной карты на ратное поле, преобразятся: появление драконов и дру гих летающих существ, способных игнорировать любые препятствия. откроет новые грани для тактического командования. Ну и вообще роль всяких чудовищ и монстров вырастет. Помимо огромных фоморов и драконов, в драках будут участвовать, например, горгульи (в том числе - на стороне игрока). Появятся даже обязательные для каждой RPG боссы.

Храбрый сэр Робин сбежал
Тут, конечно, сразу возникают сомнения - а останется ли что-нибудь в боях от тактической стратегии (особенно если учесть магию и супергероев)? Ведь и в первой части были проблемы с балансом. С одной стороны, все было очень свежо и интересно: типичное для RPG жонглирование умениями и магией сочеталось с использованием рельефа и грамотно выбранной формацией отрядов, совсем как в Total War. Тактический арсенал в чем-то был даже любопытнее, чем у Creative Assembly: так, погода и время суток играли более значительную роль. С другой - ближе к финалу, используя мощную магию, доступную сразу нескольким героям, мы могли без особых потерь раскидывать самых сильных врагов. Авторы прекрасно знают об этом, потому пообещали нам начинать каждое сражение со скрупулезного подсчета уровня магии у воюющих сторон и автоматической доводки баланса. Ну а четкое деление на классы больше не позволит держать в каждой армии по четыре мага.
Кроме того, использование особенно мощных заклятий потребует времени. Когда вражеский чернокнижник нараспев начнет сплетать слова в заклинания, игра специально даст вам об этом знать, как Starcraft - о запуске атомной бомбы. «Соберите самые быстрые отряды и убейте мерзавца, прежде чем он закончит свое грязное дело, обрушьте на него мощь своей магии или спешно увеличьте защиту от волшебства - выбор за вами!» - надрываются разработчики. Другая проблема была связана с контрольными точками: их захват давал не только бонусы в зоне действия (например возможность метать молнии), но и увеличивал общий уровень морали ваших войск. одновременно снижая его у врага. А чем он ниже - тем ближе поражение. И зачастую на первое место выходило не тактическое мастерство, а наличие стада юнитов, которое можно было мгновенно закатить в нужное место на краю карты. В сиквеле с этим тоже будет покончено. Систему морали полностью переделают: возможно, акцент будет сделан на каждую боевую единицу в отдельности, а не на все войско. Количество контрольных точек сократят (останутся только действительно важные), бонусы же от них разрешат использовать везде, а не только в зоне действия.


Наконец, сражения в оригинале очень часто повторялись и по условиям, и по тактическому рисунку. «Да, это был недостаток первой части. Поэтому в King Arthur 2 у всех вражеских героев будет своя уникальная тактика. Кроме того, во многих квестах вам придется воевать не своей армией, а новой, которая достанется по условиям приключения. и это тоже заставит игрока пробовать новые тактические схемы». Если помните, недавно мы снисходительно помахали Neoсоге ручкой: дескать, в этом году им ловить нечего. Но тогда мы еще ничего не знали про King Arthur 2 , и теперь, пожалуй, возьмем свои слова назад. Вместо типичной болтовни про «больше и лучше» венгры выкатывают гигантский список тонких исправлений: новый менеджмент, новые правила управления героями, новый (воздушный) уровень сражений и до блеска отшлифованная сердцевина игры - тактические битвы. Каждый недочет учтен, каждая ошибка исправлена. Что тут скажешь, вот так надо готовиться к лобовому столкновению с Total War: Shogun 2.

P.S. Для большей убедительности все заголовки позаимствованы из фильма «Монти Пайтон и Святой Грааль» - пожалуй, лучшей альтернативной версии легенды о короле Артуре в кинематографе.

Спешка хороша при ловле блох, а не при выпуске потенциальных шедевров. Перенеси «Парадоксы» релиз не на пару недель, а на полтора месяца, и большинство недочетов успели бы устранить. Но... Но поторопились, недотестировали и получили заслуженный результат. Нет, это не провал, но минус балл к оценке Neocore заслужила. Одна история с курсором чего стоила - он куда-то пропадал, и исправить это получилось не у всех. Нужна была «заплатка», вместо этого же разработчики предложили перекачать игру заново! А ведь отнюдь не у каждого получится утянуть 15 гигабайт из Интернета за пару часов. Представьте, как стало обидно тем, кто планировал провести за King Arthur II вечер выходного дня, а вместо этого получил от создателей кукиш?

Впрочем, это была лишь первая ласточка. Даже решив проблему, не все выдержали беспощадную борьбу с коварной программой. Невозможно предсказать, в какой момент игра вылетит на рабочий стол - когда вы решите посмотреть характеристики только что присоединившегося героя или после победоносной битвы. Порой она работает без перебоев час-полтора, а потом за десять минут закапризничает трижды. Добавьте к этому частично непроходимые квесты, отсутствие текстов на ряде экранов, мелковатый шрифт.

Но довольно хаять отличную игру. King Arthur II - высококачественный сплав самых разных жанров, от стратегии до приключения. При этом если первая часть основывалась на легендах артурианского цикла, вторая ринулась в вольное плаванье. Король Былого и Грядущего получил почти несовместимую с жизнью травму в результате загадочных событий, и на арене появился его сын Вильям. Какой Мордред, о чем вы? Мы же сказали: «вольное плаванье». Британия расколота, Камелот потерян, от великой державы осталась одна-единственная провинция. Самое время кинуть клич, собрать остатки дружин под свою могучую руку и отправиться исправлять ситуацию.

Делаем мы это на протяжении пяти глав, каждая из которых расскажет свою часть истории. В процессе главный герой и его подручные путешествуют по острову, потихоньку подчиняя своей власти земли сепаратистов. И вовсе не обязательно делать это силой, в конце концов, есть и другие рычаги давления - дипломатия, например, или... квесты! Да, дамы и господа, вы не ослышались - «Role-Playing» в названии написано не для красного словца. В King Arthur II тьма-тьмущая интереснейших текстовых миссий. Пожалуй, по их количеству (а то и по качеству) игра переплюнула сериал «Космические рейнджеры». А вместе с ним и любых других конкурентов.

Причем текстовые квесты здесь самой разной длительности и разветвленности. Есть те, где все решается одним кликом мышки, а есть такие, где прохождение займет пять-семь минут. Мы исследуем лабиринты, решаем логические задачки, ведем активные переговоры с другими правителями, пробуем себя в роли детектива и т.д. и т.п. Часто нас ставят перед моральным выбором, и от этого зависит, куда пойдет страна - к тирании или правовому государству, к старой вере или торящему себе дорогу христианству. Кстати, когда столкнетесь с особо тяжелыми заданиями, загляните в энциклопедию. Собранные в ней мифы и легенды помогут дойти к цели.

Что интересно, часть миссий выполняется лишь строго определенными героями, и это не вызывает чувства противоречия. В конце концов, наследника Артура Пендрагона вряд ли примут за своего древние существа сидхи, ведь он для них никто. С другой стороны, благородные лорды не станут разговаривать с леди Морганой, им подавай истинного короля. Это усложняет планирование, приходится заранее обдумывать, куда и какого персонажа отправить. Тем более что водить армии по Британии умеют единицы, все прочие вынуждены играть роль свиты.

Но свита эта небесполезна. У каждого героя есть перки, так или иначе влияющие на владения-феоды. Не стоит выдавать какому-нибудь сэру, на дух не переносящему копейщиков, деревню пикинеров - только ухудшите их характеристики. Внимательно читайте, кто и что любит/ненавидит, и будет вам счастье. Вдобавок и сами деревни, замки, города меняют характеристики владельцев. Идеальный набор поместий (не больше трех в одни руки) просто обязан максимально усилить те навыки, которые вам кажутся наиболее важными у персонажа. И тогда даже в сложнейшей ситуации он не спасует перед трудностями и вырвет для армии победу.

Само собой, не последнее место в достижении виктории принадлежит и прокачке. У нас ведь немножко ролевая игра, а значит, чем выше характеристики и чем больше навыков, тем лучше. Приятно, что для каждого героя прописали не только общую, но и отдельную ветку умений. Каждый силен по-своему, остается лишь решить, что развить в первую очередь, а что - оставить на потом. Благо с потолком уровней проблем нет - максимального 99-го не достигнет и знатный манчкин. Единственное, что расстраивает, - проклятая любовь венгров к числу «три»: именно таков максимум персонажей в одной армии. Маловато как-то...

Еще один компонент, помогающий превратить персонажей в супероружие, - предметы. Всяческие мечи, флаги, кольца, доспехи и прочее встречаются в King Arthur II на каждом шагу. Большинство из них яйца выеденного не стоят, но попадаются и по-настоящему редкие, и сетовые вещички. Причем у некоторых изначально открыто лишь одно свойство, прочие становятся доступны после пяти (десяти, двадцати - нужное подчеркнуть) побед над войсками или полководцами противника. Если же девать сна- ч ™ ряжение некуда, всегда можно обратиться в магическую кузницу и перековать его в более мощный артефакт. А при наличии рецепта и ингредиентов - и вовсе сотворить нечто, существующее в единственном экземпляре.

Проверить, насколько мощным вышло сочетание войск и персонажей, можно лишь в битвах, коих в игре предостаточно. Ленивые радостно потянутся к кнопке авторасчета, но по-настоящему проект раскроется только при ручном управлении. Тут-то вы с удивлением и обнаружите, что такой классный искусственный интеллект в стратегиях не встречался давненько. Наш «железный» соперник виртуозно управляет войсками, не просто моментально принимая решения, но и делая это правильно! Не думайте, что вам дадут спокойно прорваться к лучникам и вытоптать их кавалериеи. Или что компьютер будет спокойно стоять под обстрелом, а потом побежит в страхе. Нет, он активно действует, посылая свои отряды захватывать стратегические точки, наступая в нужный момент, заходя в тыл и умело используя особенности рельефа.

Само собой, противодействие найти можно. Например, некоторые юниты испытывают дикую ненависть к летающим существам, этим стоит пользоваться, заманивая врага под обстрел. Только не мечтайте победить, используя один и тот же трюк. Лишь комплекс мер позволит одолеть неприятеля. Захватывайте ключевые точки, дающие доступ к заклинаниям и прочим бонусам, не гнушайтесь использовать магию и спецспособности, отступайте в критические моменты, умело выбирайте формации, в общем, представьте себя Александром Македонским и действуйте так, как это делал бы он. И помните, что способ победы, в отличие от первой части, лишь один - перебить все войско противника. Именно перебить, бегут здесь неприятели крайне редко, что неудивительно - сражаемся мы по большей части не с людьми, а с волшебными существами, призраками и прочими монстрами.

Монстров этих, кстати, дозволено нанимать, что еще больше отдаляет проект от классических легенд о короле Артуре. По сути, Neocore Games строит собственный мирок, имеющий с Британией Круглого стола все меньше общего. Даже провинции (а их около 60) обзавелись собственными неплохо проработанными легендами. Как-то, когда до сдачи статьи оставалось всего ничего, я поймал себя на чтении взахлеб разделов о римлянах на островах и о попытке воссоздания новой Империи. К слову, предысторию этого расскажет DLC Dead Legions - уж точно не самый короткий мини-аддон за последние годы. И явно не последний, прямо не терпится узнать, что же еще придумают венгры.

Помните, как печально начинался наш рассказ? Забудьте о неприятностях, ведь King Arthur II - захватывающее приключение, познакомиться с которым должен каждый, кому хоть немного интересен жанр RPG. Эпопея о возрождении Британии, рассказанная Вильямом Пендрагоном и его соратниками, вполне могла бы выйти в качестве отдельной книги. Но получилось еще лучше - интерактивная повесть, где от наших действий зависит, какой станет страна, когда мы перевернем последний лист. Браво, Neocore, браво и бис!
Смотрите

«Лишь немногие предпочитают свободу — большинство ищет только хорошего господина», — писал древнеримский историк Гай Саллюстий Крисп . То, что верно для реального мира, сгодится и для виртуального. Обязана ли игра быть нелинейной? Конечно, нет. Но если в шутере «коридорный» геймплей с минимальным количеством развилок как-то можно стерпеть, то стратегия, которая навязывает единственный путь, вызывает недоумение.

Дорога на север

Истинного фаната King Arthur такое положение вещей не должно удивлять. Серия никогда не стремилась к прямой конкуренции с Total War . Сюжету и атмосфере разработчики отводят более важную роль, чем свободе, упорно отказываясь понимать, что одно другому не помеха.

Итак, Артур сумел объединить Британию, но безмятежное существование было недолгим. Судьба уже приготовила новые испытания. Грааль, защищавший людей от безжалостных демонов-форморов, разбит, король ранен и прикован к постели. Оставшись без «первого среди равных», рыцари Круглого стола разбрелись кто куда. Страна распалась на части, получившие автономию князьки отгородились щитами и копьями, а тут еще эта проклятая чума! Неведомая болезнь не просто убивает — в считанные дни она порабощает душу и меняет тело, «вербуя» зараженного в армию чудовищ.

Совпадений не бывает — недуг Артура и чума неразрывно связаны друг с другом. Поиском лекарства вынужден заниматься сын легендарного правителя Вильям Пендрагон. От своего отца он унаследовал неуемную тягу к приключениям и лидерские качества… Или способности к изучению магии? Интерактивная заставка позволяет определить специализацию и мировоззрение. От взглядов монарха зависит доступность продвинутых юнитов и заклинаний. Насколько уместна столь грубая система в игре, которая пытается быть RPG, — отдельный вопрос. Борьба со злом требует жесткости и даже жестокости, но слишком часто нас буквально заставляют принимать то или иное решение (захотел стать тираном — иди до конца). За «нейтральность» бонусов не положено.

Впрочем, все это — проблемы дня завтрашнего. Мы же, наоборот, заглянем в прошлое. Те, кто выложил 249 рублей за DLC Dead Legions (оформившим предзаказ довесок достался бесплатно), узнают предысторию конфликта. Пока Артур крушил злодеев на юге, на севере в Эборакуме доселе неизвестные герои тоже творили историю. Далекая римская колония на протяжении столетий сдерживала натиск диких пиктов. Теперь, похоже, пора дать генеральное сражение. Высокая стена защищала потомков Ромула от варваров, но древние заклятья ослабли, а где-то в лесных чащах собирается могучая орда, грозящая навсегда покончить с чужаками.

Аддон оказался на удивление увлекательным. Выбор юнитов небогат, зато ничего лишнего. И самое приятное — взаимоотношения между фракциями. Угодить всем невозможно, к тому же игра обожает подкидывать дилеммы. Вот отличный пример: лазутчики доложили, что старший сын Ливиуса Мессалы надумал зарезать отца и возглавить семью. Подсобить амбициозному юноше? Разоблачить его? Либо… пусть третий вариант будет неожиданностью. Придет время, и спрятанные в рукаве козыри превратят поражение в победу.

Одноколейка

После столь мощной разминки «основа» впечатляет чуть меньше. King Arthur 2 берет размером — прежде чем в Британию вернется покой и процветание, нам предстоит совершить не один десяток подвигов. Экономика больше не отвлекает — «ИО короля» не вправе издавать указы и собирать налоги. Деньги на содержание государства солдаты добывают в бою. Львиная доля средств уходит на модернизацию провинций (обычно в них уже есть постройки: деревни ремесленников, церкви, замки и т. д.). Немало съедает и наука — когда общий уровень знаний переваливает через определенную отметку, в «магазине» появляются новые апгрейды. Дипломатии тоже отведена чисто утилитарная роль. При желании соседей можно завоевать, только зачем? Мирное сосуществование выгоднее. Союзник с радостью одолжит отряд, продаст партию оружия или организует учения.

С Гильдией воров (легализованные бандиты промышляют шпионажем и убийствами), церковниками и Ши особые отношения. В Тир на Ног назревает финансовый кризис — за скромное вознаграждение пришельцы из другого измерения готовы применить свои сверхспособности против наших врагов. Дипломатия не приемлет скупости. У каждого действия есть некий «порог вхождения», так что не упускайте случая улучшить репутацию. Некоторые локации предлагают редкие возможности. Поиск сокровищ принесет в казну золото, а спецкурс в университете поможет героям быстрее «прокачаться».

Да, чемпион в сверкающих латах заменит сотню рядовых бойцов. Воины стремятся к физическому совершенству, маги — к духовному, генералы лавируют между двумя крайностями. Тратить очки развития на лидерство глупо. Количество «суперменов» в армии больше не привязано к талантам командира, а минимум, необходимый для найма уникальных отрядов, нетрудно набрать артефактами (игра учитывает суммарные характеристики группы). Дополнительные умения гораздо важнее. Традиционные молнии и огненные шары — вовсе не панацея. Например, тем, кто сделал ставку на лучников, стоит освоить управление погодой. Даже Робин Гуд не попал бы в цель под проливным дождем.

Как и предшественницы, King Arthur 2 умело совмещает походовый режим и реальное время. Хотя на глобальном уровне ее вообще сложно назвать стратегией. Пока мы не активируем очередную миссию, ровным счетом ничего не происходит. Вдоль границ прохаживаются хмурые мужики с дубинами; схватка с ними неминуемо приведет к поражению (о чем услужливо сообщают всплывающие подсказки), но отчего-то враги не спешат нападать. Фанатов Total War огорчит ограничение на количество армий. Самостоятельно разделить войско или подогнать подкрепления нельзя — лишь ближе к финалу нам выделят пару заместителей. Так и живем — подрались, отступили, подогнали рекрутов (теперь для этого не надо ждать зимы) и снова в путь.

Утешение приходится искать на стороне. Текстовые квесты (фирменная особенность King Arthur ) очень хороши. Сегодня ищем украденную реликвию, завтра участвуем в магической дуэли, вскрываем замки или ведем задушевные беседы с призраками и ожившими статуями — и везде сюрпризы и развилки. А вот обязательные для жанра «переодевания» не вызывают никаких эмоций. Беда в том, что барахла чересчур много. Излишки мы переплавляем в волшебной кузнице: на три старые вещи — одна новая. Можно кашеварить по наитию, но правильнее использовать готовые рецепты. Другой вопрос: кому все это нужно? Игра и без того простая.

Магией и мечом

Винить следует боевую систему. Разработчики почти полностью отказались от симуляции морально-психологического состояния (командные точки открывают еще порцию заклинаний и мелкие бонусы), и в результате тактика деградировала до уровня второсортной RTS — обвел всех рамкой и отправил подальше.

Смотрится нелепо, ведь под началом юного Пендрагона служат лучшие из лучших. Почесывают шлемы пешие рыцари, свирепо фыркают красноглазые кони, элитные стражники лениво ковыряют грязь древками копий. Экзотики хоть отбавляй. Оборотни и драконы, ангелы и демоны, «сили» и «ансили» … Мало? Обратите внимание на колоссов. Когда-то многометровые каменные изваяния украшали дворцы и площади Эборакума, нынче же от них зависит судьба Британии.

По ту сторону баррикад окопались такие же акселераты. Лысые великаны с рогами, лысые великаны с топорами, лысые великаны со щупальцами… Лучников не напугать ни прической, ни размерами — под ливнем из отравленных стрел никто не уцелеет (честный «friendly fire» внушает уважение). В паре с ними обычно работают колдуны. «Боеприпасов» хватит — уже к середине кампании в карманах оседает достаточно артефактов, восстанавливающих ману. Однако произнесение заклинания требует времени, перезарядка — не менее длительный процесс. А еще нужно пробить магический щит!

Если же воевать по старинке, нельзя пренебрегать построениями, как и раньше, напрямую влияющими на ТТХ. В остальном все привычно. Конница сильна на «чардже», тяжелая пехота прекрасно держит удар, копейщики противостоят большинству звероподобных монстров и гигантов. Правда, драконы с уходящей далеко за горизонт полоской здоровья безраздельно правят полем брани. В качестве юнита поддержки они незаменимы — крылья и смертоносное дыхание позволяют им избегать непосредственного контакта с мечами и пиками. Жаль, графика не передает тонкости. Модели отличные, эффекты тоже ничего, зато анимация ужасна. Сбившиеся в кучу солдатики навевают тоску.

Прямо и направо

В сравнении с первой частью King Arthur 2 выглядит стильно и аккуратно, но в одну реку дважды не войдешь. Ощущение новизны утеряно, а качественного развития серия не получила (в эпоху Shogun 2 и высокоскоростного Интернета отсутствие мультиплеера ничем не оправдать). Увлекшись сюжетом и атмосферой, авторы напрочь забыли о том, что делает игру интересной. Формально здесь есть все для хорошей стратегической «песочницы»: десятки юнитов, огромная карта, дипломатия. Нет лишь самой «песочницы». Мечты о Fantasy: Total War в очередной раз остались мечтами.

ФОРМУЛА ИГРЫ

Кажется, мы уже смирились с тем, что жанр масштабных стратегий монополизировала серия Total War. А нечастые попытки смахнуть творение Creative Assembly с Олимпа приводили к тому, что и , и , и отечественная , выйдя на ринг против «тотального» чемпиона, уже в первом раунде отправлялись в нокдаун.

Венгерская Neocore Games, дебютировав с игрой , поначалу тоже не выделялась перед коллегами по мидкарду. Но вскоре, ударив крепким , эдакой фэнтезийной вариацией Total War, а затем устроив марш-бросок по Ближнему Востоку в исторической , студия заявила о своей конкурентоспособности в полный голос.

Все могут короли!

В King Arthur 2 мы снова перевоплощаемся в мифического британского вождя. Хоть Артур в первой части и расправился с выходцами из преисподней, насладиться идиллией ему и жителям Британии не удалось. Королева Моргауза, единоутробная сестрица короля бриттов, положила глаз на владения своего брата и выпустила из заточения древних демонических монстров. Те благодарно принялись стирать с лица земли все, за что бился Артур, и превратили города в развалины, а леса — в пустоши.

За такие земли не стыдно побороться!

Начинаются наши странствия со знакомой картины: в распоряжении главного героя есть замок, который можно улучшать и нанимать в нем солдат. Вокруг - чужая территория. Цель игры сводится к захвату сторонних провинций с попутным привлечением на службу новых рыцарей. С ними нужно нянчиться, развивать навыки, отправлять на выполнение заданий, а между делом налаживать личную жизнь, подыскивая жен. Путешествия на глобальной карте, как и в «Героях меча и магии », происходят в пошаговом режиме - один ход равен одному сезону, причем зимой, как и прежде, герой передвигаться не может.

Макростратегический режим со времен первой части почти не изменился. Мы все так же изучаем технологии, помогающие, например, получать доступ к новым видам войск или принимать новые законы и налаживаем жизнь в подконтрольных нам провинциях, уменьшая налоги и обеспечивая жителям пищу и безопасность. Зато игра эволюционировала масштабно. Заэкранные территории расползлись примерно раза в три и органично сплелись с нелишней обновкой - логовами (снова привет «Героям»!), позволяющими нанимать всевозможное зверье. Ну и, конечно, вернулись полюбившиеся поклонникам и незаслуженно забытые в дополнениях текстовые квесты - визитная карточка серии. Нечто подобное вы могли видеть в тех же .

Лучник бьет издалека, но всегда наверняка!

Простой набор реплик вполне достоин хорошей RPG от BioWare - позволяет хитрить, решать проблему грубой силой или идти на уступки. Почти любой выбор влияет не только на итог самого квеста, но и на отношение к вам «соседей». А сохранять «чистую» репутацию весьма полезно. Союзная провинция будет не только заключать с вами торговые сделки и предлагать различные бонусы - она может и согласиться на объединение земель.

Надо удивить противника - пойдем в бой трезвыми... И голодными.

Королевская битва

Как ни странно, сражения в King Arthur 2 - далеко не главный элемент. Путешествия по глобальной карте настолько увлекают, что баталии начинают восприниматься как приятный довесок, а не как основа геймплея - недаром в игре предусмотрен автобой.

В тактических сражениях появился новый род войск - летающие отряды, вносящие в игровой процесс свою изюминку. Порядком доработан баланс: теперь лучники не смогут в одиночку перебить всю вражескую армию. Да и с магией разобрались - если раньше оппонент атаковал магией внезапно и вероломно, то теперь игра заранее предупреждает о том, что противник приступил к чароплетству, и дает вам время как-то от него защититься. Скажем, поставить магический барьер или наградить «иммунитетом» самых важных бойцов.

Они улетели, но обещали вернуться.

Как правило, искусственный оппонент работает весьма грамотно. Прикрывает лучников, ослабляет армию игрока заклинаниями, добивает кавалерией потрепанные отряды. Но в определенные моменты ИИ проявляет «чудеса сообразительности». Представьте ситуацию: ваша армия стоит на пригорке, лучники осыпают стрелами приближающуюся вражескую пехоту. И тут герой противника расслабленной походкой заходит с фланга и буквально в двух метрах от вас... неспешно принимается колдовать - хотя ничто не мешало ему заняться тем же на другом конце карты. В итоге бедняга, утыканный сотней стрел, принимает «контрольный удар» от руки рядового мечника.

В остальном к King Arthur 2 трудно придраться. Игра затягивает, что называется, по самую макушку: вы захватываете и отстраиваете города, следите за своими рыцарями, развивая их, как в полноценной RPG, участвуете в детально проработанных квестах, влияющих на дальнейшее прохождение и на финал всей игры. Но если на глобальной карте Neocore нет равных, то по части сражений «Артуру» еще есть куда расти.

Мнение

Александр Трифонов, руководитель онлайновых проектов

Создатели отечественной стратегии «XIII век» и ее продолжений прекрасно понимали, что немалую часть аудитории проекта составят поклонники Total War, и оттого сделали управление в сражениях точно таким же - благо The Creative Assembly за долгие годы отшлифовала его до блеска. Венгры из Neocore не осознали этого даже ко второй части своего детища, поэтому, если вы впервые знакомитесь с King Arthur, готовьтесь к массе неудобств.

Привычные комбинации для выбора всех лучников или всей пехоты не работают; выделить все отряды одного типа двойным щелчком нельзя; построение войск после перемещения работает просто отвратительно; задать боевую формацию всей армии сразу перед сражением невозможно; кнопки в интерфейсе ужасно мелкие и совершенно неинтуитивные... Словом, раздражающих мелочей хватает, к тому же битвы сильно тормозят даже на компьютере, без малейших проблем переварившем Shogun 2!

При всем при этом играть интересно - текстовые квесты и ролевая система разнообразят глобальный режим, а почти в каждом бою найдется непростая задачка. Например, враг укрепился за рекой, захватил обелиск, дающий заклинание «молнии», и обстреливает ею ваши отряды. Придется разделять армию на две части и устраивать фланговый обход через дальнюю переправу, а остальными силами атаковать в лоб, чтобы отвлечь огонь. Но все это выполнено настолько на любительском бюджетном уровне, что постоянно жалеешь про себя, что эту же идею не реализовала какая-нибудь студия поопытнее.

Кривоватый баланс первой части был успешно залатан, а игровой процесс получил логическое развитие - жанр «ролевого варгейма» продолжает существовать и шириться. Только упрощение искусственного интеллекта оставляет неприятное послевкусие - очень хочется, чтобы этот промах исправили в ближайшем патче.

ОЦЕНКА САЙТА: 8,0

Статьи по теме: