Победа и поражение. Основы игры в Civilization V. Уникальные свойства цивилизаций в Civilization V Civilization 5 советы
Условия: от 2-6 наций, средние или большие карты, с большей земной территорией и ГГМесяц назад появилась статья «Азбука сетевой игры» от Дмитрия (Diman000), в которой он кратко описывал правильные моменты при развитии на крошечной/дуэльной карте. Описанные моменты в той статье очень важны, при игре проходящей на быстрой скорости и дуэльной/крошечной карте, НО при средней скорости игры и картах большего размера, многое по другому…
Про fast -игры.
Первое, что хотелось бы отметить, разработчики делали игру для средней скорости и поэтому игра на других скоростях - менее сбалансирована (там лишь пропорционально изменена стоимость науки/пр-ва и т.д.). На быстрой скорости уникальные юниты различных наций - очень быстро устаревают и просто даже не строятся (не говоря уж о том, что часто они зачастую не оказывают никакого влияния на игру). Поэтому, когда у наций вместо уникального юнита – есть свойство или здание – то это зачастую является более предпочтительным, так как оказывает на нацию более продолжительное влияние. Кроме того, часто на быстрой скорости бывает так, что строить в городе просто нечего (все перестроено, а наука на новые здания еще не открыта), что тоже говорит о некой несогласованности баланса fast-игры, на средней скорости такое бывает крайне редко. Также важно отметить, что по умолчанию время на ход при быстрой игре меньше, чем при средней (что часто просто не оставляет времени планировать стратегию игры, а иногда и просто закончить самому ход); а это с учетом огромного производства городов (и соотв-но юнитов) сильное влияние оказывает хороший фаст-клик (объем производства за ход городом – одинаковый, как при средней, так и при быстрой игре; при этом стоимость объектов/юнитов на быстрой скорости значительно снижена - именно поэтому часто просто нечего строить в городе при игре на быстрой скорости).Единственная важная причина, по которой проводятся fast-игры - это возможность сыграть игру без доигрывания «за один присед», в то время как игра на средней скорости почти всегда требуется доигрывание.
Сам сыграл уже более 50 сетевых игр на средней скорости (большая часть это дуэль, но часто с добавлением от 1 до 4 компьютерных игроков), и некоторые игры (при размерах карты стандарт и более) продолжались неделю и требовали до 3-5 доигрываний вечером (по 3-5 часов). Но в случае, если игра была равная (а она часто бывает равной, так как существует способ определения самому величины бонуса сопернику на игру), то финальные развязки получались особенно интересными (таких концовок на быстрой скорости не видел, так как там игра идет, как правило, в лоб и выигрывается просто за счет большего объема производства/науки, а также хорошего фаст-клика).
Кроме того, в практически половине сыгранных мною игр, начинали стартовать не с древности, а более поздней эры. Странно, что начало игры не с древности игроками мало используется. При игре в G&K это сильно ограничивало выбор лишь одним из трех культурных института (а фактически воля или традиция).Принципы грамотной игры на средней скорости:
1. Выбор столицы:
Так как игра на средних по размеру картах, довольно часто предполагает игру до атомных бомб и бомбардировщиков, то к выбору столицы следует подойти крайне основательно.Главные критерии при выборе столицы (примерно равная степень важности):
- река (столица обязана хорошо расти, так как именно как правило, дает больше всех науки и денег)
- наличие чуда (естественно, если есть возможность построить в 3х клетках от чуда природы, то это надо делать)
- на открытом море (сейчас, когда есть торговые суда – это крайне важно, + доп. возможные чудеса света)
Совет для начинающих: Если ставите город на берегу океана, то обеспечите ему или минимальный обстрел его с вражеских судов или контролируйте море (и второй город также ставьте недалеко и у океана как для завоевания океана, так и для морских торговых путей между своими городами)
- у горы (прирост науки от обсерватории очень большой + доп. возможные чудеса света от соседства с горой)В меньшей степени важны, те факторы, которые крайне важны на дуэльных картах при фаст-игре:
- город на холме (при этом согласен с тем, что на быстрой скорости и малой карте – это возможно один из главных критериев)
- наличие редких или стратегических ресурсов (столица и на 5 клеток может увеличить территорию и дотянуться до важного ресурса, а счастье и ресурсы от ГГ можно взять)Также отдельно хотелось бы отметить чудо «Петра». Иногда стоит под нее строить город/столицу, но в этом случае вы должны быть практически уверены, что Вы первые ее построите (не рекомендую ее строить при наличии меньше 3-4 петрохолмов). Клетки с пустыней с Петрой дают производство как с равниной, поэтому, если не уверены, отведите от пустыни столицу, чтобы потом не сожалеть о том, что Петру раньше Вас кто-то построил (и у столицы оказалось много потерянных пустынных клеток). Более надежный вариант – это строить Петру во втором городе, который максимально заточен под производство (Петро-холмы), уже после изучения территории противника за счет караванов или великого человека.
2. Разведка
Если на быстрых играх разведкой можно пренебречь, так как война начинается (а часто и заканчивается) до нового времени (шпионы роли не играют), то для игр на средней скорости/картах это более важный фактор.
Во-первых, так как часто столицы далеко друг от друга (от 15 до 25 клеток, а то и дальше), нередко засветив столицу (территорию) врага:
а) можно и нужно защищать свою от ее просветки врагом (а это огромное преимущество и экономия науки за счет сворованных технологий:)
б) знать, что он строит в столице, и какие на его/рядом территории в потенциале будут/есть ресурсы
в) планировать военные операции по захвату/контролю/удержанию территории или ресурсов и торговых путей3. Торговые пути
После появления торговых путей между своими городами нужно постараться сделать их безопасными (от варваров и противников) и по максимуму их построить. При этом, если играете через традицию (хотя воля на средних/больших картах обычно в целом предпочтительней), то все равно стройте как можно раньше 2ой город, дополнительная пища, а позже производство значительно лучше, чем если пускать караваны к соседям за деньгами. Лишь на поздних этапах (не раньше индустриализации) их можно переводить на накопление денег.4. Взаимодействие с ГГ
Роль ГГ в BNW значительно возросла, особенно для борьбы за голоса в конгрессе. При равной демографии – этот фактор и выявляет, как правило, победителя игры. Поэтому старайтесь до средневековья определить для себя те ГГ, которые вы собираетесь сделать союзниками на постоянной основе (еще можно выделить 2 категории ГГ: для захвата, для сбора дани).5. Взаимодействие с компьютерными игроками (рекомендуемый уровень игры с ПК: «бессмертный»)
Торговля и война с компьютерными государствами.
По торговле все просто - ресурсов себе оставляете по минимуму (счастье не более 4-8), все остальное на торговлю с компьютерным игроком.
По войне: Как правило, за счет стартового бонуса в юнитах, до средневековья комп. противник опасен тем, что может пойти войной приличными силами, при этом, несмотря на то, что его войска хороший игрок легко отобьет, время (в т.ч. на починку разрушенной территории) и возможно производство (стены/лучник) это потребует. Поэтому идеальный и безболезненный вариант это вынести противника фрегатами (которые Вы предусмотрительно получите после улучшения их из галеасов). Но если города противника не имеют выхода в океан, то можно дождаться артиллерии (выйти первым). Часто, момент войны определяется желанием компьютерного игрока торговать не справедливо или наличием у Вас спец. юнита (играя за Зулусы, Сонгай, Гуннов и т.д.). В начале комп. игрок готов отдавать 5-6 монет в ход за редкий ресурс и этим нужно пользоваться, как только он за редкий ресурс предлагает 3, то отношения уже с компом не очень... и следует подумать о его захвате/уничтожении.
Захват компьютерного игрока: имея преимущество в войсках перед компьютером, и после захвата его города предложите ему за мир на 10 ходов отдать свой другой город. В этом случае вы не только сэкономите деньги/время на захват этого города, но и получите уже немного отстроенный противником город с рядом зданий. Тем не менее, некоторые города после захвата лучше сразу уничтожить, ведь счастье не резиновое, а ваши города и захваченная столица компьютера еще будет расти. И главное при выносе компьютерного игрока не спешите и тогда соперника вынесете без потерь, а на средней скорости юнитов не так легко быстро построить снова, как на быстрой.6. Культурные институты.
В большинстве случаев правильно закрывать как можно скорее культурный институт и не распыляться, так как итоговый бонус, который дается с закрытием, лучше, чем любое открытие другого культурного института. Также в BNW институты более сбалансированы. При больших картах (с большим количеством ГГ) можно не только открыть институт «покровительство», но и закрыть его (ведь контролировать голоса на конгрессе мы хотим, да и получение нескольких великих людей очень поможет). Также на карте континенты и подобным (если почти все города у океана) очень желательно взять путешествия/морская_инфраструктура, ибо при размножении городов начальный бонус +3 это очень сильная заявка на контроль океана и всех морских торговых путей (+общее производство). Единственно, мне кажется, набожность не смотрится в сравнении с другими и даже не знаю в каких случаях ее можно порекомендовать, да и брать/закрывать эстетику надо лишь играя за Венецию или Индию.
Если что-то еще вспомню, то добавлю, но основные принципы игры на средней скорости и немаленькой карте вроде бы обозначил.Послесловие. Предоставление форы (денежных бонусов) менее продвинутому игроку.
Да, еще хотелось бы добавить: уровень игры у всех разный кто-то играет сильнее, кто-то слабее. Но существует способ, при котором любой игрок, начиная игру с более сильным соперником, считал бы свои шансы на победу в ней приличными, а игра получилась бы равная и интересная. Это можно сделать за счет изменения файла с уровнем сложности (в папке с игрой, файл называется CIV5HandicapInfos). Я рекомендую давать фору не в счастье, а в деньгах более слабому игроку, при этом уровень развития ГГ и наций управляемых ПК оставлять на уровне, которым играет хост. Кстати, последних 20 игр со своим постоянным оппонентом - я так и играю, при этом очень многие игры в этом случае доходят до настоящих стратегических противостояний, где фаст-клик на результат совершенно не влияет, а правильное и своевременное направление атаки или контроля ключевой точки позволяет добиться итоговой победы.
Поясню механизм предоставления денежной форы для тех, у кого есть постоянный партнер, но он играет слабее (и поэтому настоящих запоминающихся противостояний не получается), а при этом хочется равной и интересной игры.
При самостоятельном изменении уровня сложности мы задаем для всех уровней одни и те же параметры игры/развития компов. Обычно это уровень сложности, на котором играет хост (напр. бессмертный), а для других сложностей (на которых будут играть менее продвинутые игроки) делаем только одно изменение - добавляем денежный стартовый бонус (все остальное остается как на уровне бессмертный). И тогда в начале игры после основания столицы у более слабых игроков начавших игру на сложности король или ниже начальный капитал составит определенное кол-во монет, которые они могут потратить на покупку рабочих/поселенца или задний. Я считаю оптимальным следующее получение/распределение начальных денег для разных сложностей: 300 монет при игре на уровне сложности император, 500 на короле, 800 на принце, 1200 на полководце, у вождя 1600, и играя поселенцем новичок получит 2000 монет сразу после основания столицы.
Дети мои! Мы были унижены, сломлены тяжкими невзгодами! Но я знал, что придет время, и мой народ воспрянет и жестоко поквитается с врагами. Сейчас мы едины и сильны как никогда. У меня есть мечта, и мечта эта в ваших руках! Я поведу вас к величию. Вместе мы победим!
Так, диктаторские полномочия получил. Теперь осталась самая малость — покорить мир.
Бронепоезд для мирных людей
Большое государство при прочих равных эффективнее маленького.
Если хотите мира — готовьтесь к войне. Хотите войны — готовьтесь к войне. В общем, хотите вы или нет, а война будет! Искусственный интеллект в «Цивилизации» постоянно норовит напасть, его даже более сильная армия у «жертвы» не отпугнет. Замешкаетесь, и противник, возможно, лучше подготовится к войне, поэтому своевременный превентивный удар может быть оправдан.
Война здесь — не самоцель, а средство усиления своей страны. Большое государство при прочих равных эффективнее маленького. Почему? Расскажу об этом подробно.
Моя империя приобрела множество поставщиков науки, культуры и золота.
Плюсы большой империи очевидны:
Много городов — много денег, очков науки и культуры.
Высокие производственные мощности.
Большая территория, на которой можно разместить торговые посты и прочие улучшения.
А в чем же тогда минусы?
Возрастает недовольство плотностью населения и количеством городов.
Количество культуры, необходимое для учреждения новой политики, увеличено на 30% за каждый новый город.
Что ж, «противопоказания» весомые, но все же не смертельные. Во-первых, в каждом новом городе есть место для строительства «осчастливливающих» зданий. Чтобы нейтрализовать недовольство, вызванное постройкой, Колизея хватит с головой. Доступен он практически сразу и строится быстро. Получив «хлеб и зрелища», плебс будет меньше беспокоиться о росте цен и налогах, а вы сможете строить увеселительные заведения быстрее, чем растет в городах население, а с ним и недовольство. Главное — поспешать медленно. Если жители империи недовольны, не расширяйте территорию, пока не построите пару колизеев или цирков.
На заметку: часто населению для счастья и роста городов требуются предметы роскоши (как ресурс, в смысле). Отнимите их у противника вместе с территорией.
Во-вторых, даже если вы не стремитесь к культурной победе, не стоит уподобляться варварам и сморкаться в гобелены. Некоторые покупаемые за культуру плюсы дадут весьма ощутимое преимущество, какую бы стратегию победы вы ни избрали.
Быстрее стройся, быстрее! Не успеем же! Французских гас-
тарбайтеров, что ли, позвать...
Поэтому сателлиты обычно предпочтительнее аннексиро- ванных вражеских городов.
А секрет в том, что штраф за культуру получают только те города, что полностью под вашим управлением, но не сателлиты. Конечно, последние не производят чудеса и войска, зато исправно снабжают деньгами, вносят вклад в науку и культуру и сами строят всякие «народоувеселители». Поэтому сателлиты обычно предпочтительнее аннексированных вражеских городов. Особенно это актуально, если вы рассчитываете на победу через строительство утопии. Пусть правительства-марионетки рассказывают своим гражданам сказки о свободе и независимости, мы-то знаем и потираем руки. А если какой-нибудь сателлит ухитрится вырасти до мегаполиса с населением 20+, аннексируйте его.
После третьего города начните готовиться к обороне, плавно переходящей в наступление. К тому времени у вас должны быть изучены обработка бронзы (для копьеносцев) и колесо (для колесниц, которые, кстати, выгоднее лучников). Лучше нападать на противника, заручившись помощью союзника, который отвлечет часть вражеского войска на себя. Идеальный вариант — союз с более слабым игроком против более сильного.
В игре против живых игроков опасайтесь удара в спину, пока основные ваши силы проливают кровь на чужбине. Не стесняйтесь и сами наносить такие удары, это делает игру значительно интереснее. А если вы в данный момент не вовлечены в войну, есть смысл дарить отряды слабейшей стороне. Противостоять нескольким слабым игрокам проще, чем одному сильному.
Теперь настало время поговорить непосредственно о боевых действиях, благо в пятой «Цивилизации» они стали куда интереснее. Вот ряд правил, которыми следует руководствоваться полководцу:
Корабль может разведать расположение противника для артиллерии и, не вступая в бой, отойти.
Если отряд пострадал легко, его лучше не бросать в бой, а поставить лагерем для лечения. Если тяжело — отвести на безопасное расстояние. Для этого сделайте «рокировку» — если оба отряда могут ходить, их можно поменять местами. Здоровые бойцы прикроют раненых.
Стрелки и артиллерия весьма уязвимы в ближнем бою. Особенно хорошо с ними справляется кавалерия, которая способна ходить на много клеток. Не забывайте, что конница может ходить после атаки. Тактика «hit-and-run» в действии.
В лесу, джунглях или на холме отряды лучше обороняются, чем посреди поля.
Два отряда рядом сильнее, чем три разрозненных. Концентрируйте силы в нужном месте. Силы собраны в кулак и вместе выступают — в этом преимущество атаки над обороной.
Преимущество же обороны в том, что вы можете занять возвышенности и приказать солдатам укрепиться; можете держать оборону возле города, а из города обстреливать врага; заранее удачно расположить артиллерию.
Не бойтесь подставлять бойцов под огонь из вражеского города. Стоя на месте, отряд залечивает раны почти так же быстро, как получает урон, но при этом зарабатывает опыт. Порой есть даже смысл не спешить со штурмом, тренируя бойцов. В сетевой игре постоянное стояние под огнем из города многими игроками рассматривается как нечестный прием.
Для успешного взятия города нужно три-четыре отряда, если рядом с этим городом нет вражеских солдат. Иначе больше.
Здесь, в отличие от предыдущих частей игры, у более совершенных технически отрядов шансы на победу выше. Военные исследования — среди приоритетных.
От Теночтитлана до Медины мы проложим магистраль
Все имеет свою цену, и немалую. Содержание армий, строений и даже дорог тяжким бременем ложится на казну. И это значит, что перед каждым приказом вам следует спросить себя, действительно ли он приближает вашу страну к мировому господству. Мы еще не раз будем обсуждать те или иные строения в контексте «окупится или не окупится».
Бесполезных построек нет, но учитывайте ситуацию. Вот несколько правил:
Амбары и подобные им здания, дающие еду, однозначно окупаются.
Здания со специалистами нужны в любом случае, решите только, какие специалисты важнее в данный момент и в данном городе. Однако если в поселении не хватает жителей и/или еды для специалистов, то здания, требующие спецов, будут только обузой. Специалисты ценны еще и тем, что увеличивают вероятность рождения великого человека.
Увеселительные здания стройте постоянно; чем их больше, тем большую часть карты мира можно перекрасить в любимый цвет, не дразня гусей, то бишь народ. Прибыль от нового города и золотые века за народное счастье с лихвой окупят траты на содержание. Посмотрев захватывающую мясорубку на арене, гражданин воодушевится и вместо антивоенного митинга пойдет в ближайший вербовочный пункт.
Укрепления нужны только на границе. Казармы и военные здания в каждом городе — дорого. Пусть солдат на фронт поставляют лишь несколько городов, зато быстро и эффективно. Большая армия в мирное время обходится чрезвычайно дорого, но если мирное время затянулось — что-то не так, много денег и людей пропадают зря, работая не на вас.
Торговый путь приносит по 1,25 единицы золота на каждого жителя в городе, соединенном этим путем со столицей. Содержание участка дороги обходится в золотой. То есть если, например, расстояние от столицы пять, а в городе население более четырех, дорога окупается.
Нет, этот золотой век когда-нибудь кончится?!
Впрочем, при правильной экономической политике и внушительных завоеваниях проблема нехватки денег актуальна лишь на ранних этапах. Позже с расширением территории появится много площади под застройку. Тратьте большую ее часть на торговые посты, и проблем с деньгами быть не должно.
Даже если финансовый баланс получился отрицательным, не страшно. Главный заработок приходит во время золотого века и с лихвой покрывает любой дефицит. Конечно, если таковой век наступает часто. Чтобы он длился вечно, нужны счастливые граждане (чему, как уже сказано, способствуют колизеи да театры) и комбинация из соответствующих чудес света и политик. Как можно раньше исследуйте технологию «государственная служба», которая откроет доступ к чуду света Чичен Итза, удлиняющему золотой век. Из числа политик наиболее полезными будут «организованная религия» (-25% требования к счастью для начала золотого века) и «теократия» (-20% несчастья) в категории «набожность». Перерывы между «счастливыми» золотыми веками можно «затыкать» великими личностями.
Но главный дефицит в игре — дефицит людей — золотым веком не устраняется. Многие нужные вам строения требуют для своей работы городских жителей, что отвлекает тех от производства пищи или строительства. А производственные мощности нужны чем дальше, тем больше. Куда направить горожан? На поле, чтобы росло население? На фабрику, чтобы ускорить производство? Или же корпеть над книгами в университете во имя науки? Автор статьи решает эту проблему так: города имеют свою специализацию.
Вот так хорошо располагать города — на солидном расстоянии и возле ресурсов.
Есть города — промышленные гиганты: перенаселенные, с серым задымленным небом. Обычно это старые города, основанные в начале игры и успевшие вырасти до нужных размеров. Жители таких мегаполисов по минимуму отвлекаются на храмы и библиотеки, а из зданий, требующих специалистов, присутствуют в основном мастерские, заводы и т.д. Город окружен лесопилками, шахтами и полями. Последние нужны, чтобы население очень быстро росло. В начале игры основывайте города на солидном расстоянии друг от друга, чтобы эффективно кормить разросшиеся мегаполисы. Крайне желательно основывать города возле залежей ресурсов и на берегу реки.
Если вы играете за Францию, то уже в самом начале границы города будут активно расширяться, и вы получите огромные площади под застройку. Эффективность города, окруженного множеством полей, лесопилок и шахт, ощутимо возрастает.
Города-кузницы занимаются производством, в первую очередь строительством чудес света, и делают это весьма эффективно. Чудеса особенно важно строить как можно быстрее, ведь внушительный плюс достанется только первому. И не пренебрегайте собственноручным регулированием занятости населения. Если вы строите чудо или что-либо не менее важное, направляйте максимум жителей из сельского хозяйства в производство. В долгосрочной же перспективе много занятых в сельском хозяйстве поселенцев обеспечат городу быстрый рост. Чем больше «лишней» еды, тем быстрее растет город.
Эффективность длинного дома ирокезов поражает. И это еще небольшой город!
Чтобы окружить мегаполис полями, расширяйте границы с помощью культуры. В этом помогут обелиск, не требующий специалистов, и чудеса.
На заметку: какая нация, по-вашему, — народ лучших в мире промышленников? Американцы? Китайцы? Немцы? Нет! Ирокезы. Их уникальное здание «длинный дом» повышает эффективность лесопилок до заоблачных высот. Стройте промышленные центры посреди леса, окружайте лесопилками и направляйте в них горожан. Важно не вырубить лес до того торжественного момента, когда длинные дома и лесопилки станут доступны. К сожалению, не распространяется на джунгли.
За науку, культуру и деньги в моей империи отвечают более молодые города, часто сателлиты. Им не настолько важен рост, малое население одного города компенсируется их количеством. Грубо говоря, пару городов с библиотеками получить проще, чем один с университетом, а эффект сопоставим. При этом города специалистов тоже растут, хоть и не до таких размеров, как промышленные центры. Вокруг научных, финансовых и культурных поселений можно строить много торговых постов, а не полей.
Куплю победу, о цене договоримся!
И напоследок поговорим об особенностях стратегии при разных типах победы. Для славных побед нужна армия, оснащенная по последнему слову техники, для быстрого развития науки — большая империя; от союза с городами-государствами можно получать рост культуры, а успешному дипломату помогут «покупаемые» за культуру политики раздела «патронаж». И все-таки некоторая специфика у разных стратегий имеется.
Правильно развитые египтяне могут похвастаться множест-
вом чудес в крупных городах.
Для достижения культурной победы надо накопить достаточно культуры, чтобы принять все политики из пяти веток. Каждый новый город обеспечивает вам штрафы к культуре, поэтому не основывайте больше трех поселений и старайтесь не аннексировать чужие. Но не забывайте, что сателлиты негативного влияния не оказывают, их можно приобретать в количествах, ограниченных лишь силой армии и счастьем граждан.
Как ни удивительно, в начале игры упор должен делаться не столько на культуру, сколько на науку. Нужно как можно раньше изучить технологии, открывающие доступ к культурным чудесам света и ветви политик «свобода». Сикстинская капелла, благодаря которой политики принимаются дешевле, обязательно должна быть построена именно вами. Полезным будет Оракул — он дает дополнительную политику, а стоимость следующей при этом не повышается.
Именно для достижения культурной победы чудеса света особенно актуальны. Поэтому сперва выбирайте из политик «традиции» + «аристократия» (+33% скорость строительства чудес). Чтобы иметь большую фору в строительстве чудес, нужные для них технологии изучайте в первую очередь.
Есть интересная стратегия получения раннего доступа к чудесам средневековья и Возрождения, особенно эффективная в исполнении египтян, с их «чудесным» плюсом. Изучите гончарное дело и письменность и начните строить Александрийскую библиотеку в столице. В это время изучите календарь и философию. Второй город, который к тому времени обязательно должен быть основан, пусть нацелится на Оракула или Стоунхендж. К моменту, когда библиотека построится, у вас будет открыт доступ к технологии «богословие». Наука эта средневековая, а на дворе у нас античность, изучать теологию еще чрезвычайно долго. Но с помощью чудо-библиотеки вы можете изучить одну технологию (любую) мгновенно.
Целенаправленно продвигайтесь к технологиям, открывающим нужные вам чудеса света.
Так у вас появляется возможность с большим отрывом от других игроков начать строить собор св. Софии и Анкгор-Ват. Дальше изобретите образование и проделайте тот же фокус с Фарфоровой башней или Оксфордским университетом вместо библиотеки. Изобретите таким образом акустику, и драгоценная Сикстинская капелла ваша. Более того, вы быстро прыгнете в Ренессанс, что позволит принимать незаменимые для культурной победы политики из ветки «свобода»: «гражданское общество», уменьшающее потребности специалистов в пище, «конституция», удваивающая культуру в городах с чудом света, и «свобода слова», уменьшающая цену политик.
Научная победа заключается в запуске космического корабля. Для нее требуется не только много городов с учеными, но и несколько промышленных мегаполисов, которые способны собрать детали корабля. Как можно скорее доберитесь до Нового времени, чтобы получить доступ к политикам из ветки «рационализм». «Секуляризм» дает +2 очка науки за каждого специалиста в городе (то есть не только ученого, но и торговца или артиста). «Свободомыслие» добавляет единицу науки за каждый торговый пост. Под вашим управлением уже огромная территория, большая часть которой застроена торговыми постами. Нет? Срочно исправлять! С получением доступа к рационализму срочно займитесь заброшенной до того времени культурой. Пусть высоколобые сотрудники НИИ хоть немного проветрятся и сходят в театр.
Ядерный взрыв. Красота требует жертв.
Для дипломатической победы нужно построить ООН или хотя бы дожить до его постройки и заключить союз с девятью городами-государствами. Такая победа доступна лишь очень богатой и сильной стране. Богатой, потому что самый простой способ наладить отношения с городами-государствами — банальная взятка. В правом деле заработка денег помогут много городов и торговых постов, а также частый золотой век.
Сила же нужна рассчитывающей на дипломатию империи еще больше. Иначе как защитить своих союзников от аннексии или, если та уже случилась, освободить их? К тому же множество заданий, за выполнение которых мелкие страны проникаются к вам расположением, решаются с помощью военной силы. Типичные миссии — защита от варваров или другой империи. Да, хотите мира — готовьтесь к войне! Помните? Так говорили римляне, а уж они в этих вопросах знали толк. Также города-государства часто просят уничтожить город-конкурент, а этого делать ни в коем случае не стоит.
Целесообразность расчета на военную победу сильно зависит от карты мира. Маленький мир из одного материка идеален для завоевания. А огромный мир с россыпью островов, наоборот, подталкивает игрока к более мирной стратегии. Холодный ветер с моря как ничто иное остудит завоевательский пыл, ведь армия, посаженная в транспорт, бессильна против боевых кораблей. Высокая скорость на море позволит быстро сконцентрировать флот в нужном месте и даже при значительном численном превосходстве наступающих уничтожить десант, а затем отступить под прикрытие береговых батарей в городах.
«Ирокезы не сдаются!» — ответил я этому коротышке.
С другой стороны, не забываем, что для победы путем завоевания нужно захватить лишь столицы всех оставшихся игроков, и, если стольный град находится на берегу моря, вам не нужно пробиваться к нему через все земли противника. Автор статьи один раз так выиграл не очень удачно складывавшуюся для него партию. Ведь захват столицы засчитывается, даже если ее тут же отбили обратно. Кроме того, вражескую столицу легко уничтожить с помощью двух ядерных ракет, подряд запущенных с корабля-носителя.
Это интересно: даже если противник захватил все столицы, кроме вашей, для победы вам достаточно захватить лишь его столицу.
Наиболее выгодное положение — когда с трех сторон вода, не придется воевать на несколько фронтов. Старайтесь, чтобы так до конца партии и оставалось, — не оставляйте в тылу живого игрока, даже если в его столице уже гордо реет ваш флаг и с какой-то там парой городов он вам вроде не опасен.
Из чудес приоритетны снижающие уровень несчастья, ведь вашей стране нужно «переварить» много захваченной территории. Пораньше изучите банковское дело для чуда «сокрытый дворец». Из политик в начале игры стоит выбирать «честь». Хоть завоевателям и предлагают ветку «автократия», это не лучший вариант. Тот же рационализм полезнее.
В комментариях часто встречаются просьбы сделать видео по игре против компьютера на максимальном уровне сложности, поэтому я подумал, что читателям будут интересны советы, как победить на «божестве». Отмечу, что это не какой-то пошаговый гайд или всеобъемлющий «научный» разбор стратегий, а просто набор небольших советов, основанных на моем личном опыте игры. Мне нравится играть на огромной карте на 12 игроков и на самой медленной скорости, но большинство этих советов подойдут и к более стандартному варианту — 6-8 игроков, быстрая или средняя скорость. Я решил ограничиться рассмотрением мирных вариантов победы, отчасти потому, что не люблю воевать (игра мне тем и нравится, что можно побеждать, практически не воюя), отчасти потому, что, как надо и не надо воевать, вы и так можете узнать очень много из большого количества видео с сетевыми играми. Дипломатическую и научную победы мне удавалось одержать не единожды, по культурной также напишу некоторые соображения, хотя формально я не выигрывал этим способом на «божестве» и считаю, что это самая сложная победа (не будем называть победой по культуре вынос всех соперников и формальную победу против одного соперника с одним городом). Итак, приступим.
Дипломатическая победа
Научный прогресс
Я считаю дипломатическую победу самой легкой в игре, потому что она меньше всего зависит от научного прогресса. Не так уж важно, на каком этапе развития вы будете находиться во время голосования за мирового лидера в ООН. Технология «Глобализация», которая по идее нужна для дипломатической победы, совсем не важна.
Великие люди
Я обычно делаю упор на торговцев, хотя это может оказаться не так уж критично. Торговцев лучше хранить до конца игры и потом рассылать по городам-государствам — во-первых, вы получите 30 очков влияния, т.е. сэкономите некоторое количество денег, во-вторых, количество золота от торговой сделки зависит от текущей эпохи, поэтому ближе к концу игры вы просто получите больше золота.
Общественные институты
Откройте коммерцию ради 25% золота в столице, а также примите институт «Предпринимательство», который увеличит прирост торговцев, а главное — удвоит количество золота от сделок с городами-государствами. Покупка торговцев за веру может помочь, однако слишком много в коммерции не очень полезных институтов, а культуры много не бывает и лучше потратить ее на развитие. Также нужно открыть меценатство, где принять институты «Консульства» и «Благотворительность». Я предпочитаю делать это в самом конце, поскольку основная часть золота передается городам-государствам за ход до голосования.
Что касается идеологии, то не так уж важно, что брать — выбирайте, исходя из конкретных условий и того, что взяли соперники, поскольку идеологии ощутимо влияют на отношения с компьютером и лучше ссориться с как можно меньшим числом соперников.
Деньги
Главное при игре на дипломатическую победу — накопить как можно больше денег для покупки городов-государств за ход до голосования. Поэтому старайтесь по максимуму золото получать и по минимуму — тратить. В большинстве случаев мне удавалось накопить достаточно денег для покупки всех городов-государств.
Караваны
Большинство караванов лучше посылать в свои города, иначе развитие будет слишком медленным. Во второй половине игры посылайте несколько караванов по тем направлениям, которые приносят особенно много золота.
Шпионы
Ближе к концу игры отправляйте дипломатов к хорошо относящимся к вам державам. Компьютер удивительно дешево продает свои голоса в конгрессе, и вы сможете набрать таким образом недостающие голоса, если вам не хватает денег на все города-государства или слишком много городов-государств было захвачено. В процессе игры можете красть технологии или поддерживать отношения с городами-государствами. Можно при условии нехватки денег в конце игры попробовать устроить перевороты в некоторых городах-государствах, но, по моему мнению, лучше их покупать, а шпионов в роли дипломатов отправить за голосами соперников.
Прочее
Не обязательно во что бы то ни стало стремиться быть союзником как можно большего количества городов-государств на протяжении всей игры. Понятно, что бонусы от этого никогда не помешают, но тратить слишком много денег не стоит. Выполняйте несложные квесты, но чересчур усердствовать не нужно. Не обещайте защиту городам-государствам, иначе вам постоянно придется портить отношения либо с ними, либо с державами, которые требуют с них дань.
Научная победа
Научный прогресс
В науке вы всю игру будете догоняющим, поэтому необходимо как можно быстрее открывать технологии, позволяющие строить научные здания. Не тяните с национальным колледжем — 2-3 города в начале игры и лучше уже его построить. Попробуйте подгадать так, чтобы к открытию философии вы уже были готовы начинать строить национальный колледж.
Великие люди
Разумеется, необходимо как можно больше ученых. Обычно я пару первых ученых сажаю в академии, но дальше лучше оставлять их до конца игры. Произведем небольшие расчеты: академия приносит 8 науки, 10 после открытия ядерной физики, еще 4 можно получить, если принять в свободе догмат «Новый курс». Хорошо, если за всю игру это в среднем даст 10 науки в ход. С учетом научных зданий в городе и прочих бонусов можно получить максимум +175% науки. Но поскольку эти модификаторы набираются постепенно, то можно допустить, что где-то 20 науки в ход в среднем даст академия. Первую академию на средней скорости вы получите ходу на 100-м, где-то на 300-м ходу игра будет подходить к концу. Таким образом, академия принесет 4000 науки за игру. При «сжигании» в конце игры ученый даст количество науки за последние 8 ходов. Количество науки в ход на тот момент будет в районе 1000, т.е. «сжигание» принесет 8000 науки. Здесь, конечно, стоит учесть, что, во-первых, академия внесет свой вклад в количество науки при «сжигании», кроме того, дополнительная наука в середине игры приблизит вас к открытию технологий, открывающих научные здания. Но все же, как мне кажется, проведенный расчет показывает, что подавляющее большинство ученых стоит приберечь до конца игры.
Общественные институты
Рационализм — наше все при игре на научную победу, закрывайте его как можно скорее. Здесь и прирост науки (старайтесь не уходить в минус по счастью), и ускорение генерации ученых, и увеличение получаемой науки от соглашений об исследованиях, и, наконец, бесплатная технология и возможность покупать ученых за веру в конце. Я не думаю, что стоит задерживать закрытие рационализма, чтобы получить более дорогую технологию бесплатно, поскольку невозможно оставить незакрытым относительно бесполезный институт.
Идеологию нужно выбирать из свободы и порядка, сложно однозначно сказать, что лучше, главное — и там, и там принять догмат, увеличивающий скорость генерации великих людей. В порядке также очень неплохо принять «Рабочие факультеты», дающие прирост науки от фабрик. До покупки частей космического корабля или строительства их с помощью инженеров дойти будет непросто, а даже если удастся, нет гарантии, что у вас будут деньги или инженеры. Я не исключаю, что можно выстроить свою стратегию вокруг одного из этих догматов, но я обычно их не использую. В автократии есть отличный догмат «Промышленный шпионаж», который вдвое ускоряет кражу технологий шпионами, но слишком мало там других полезных догматов и, мне кажется, один он не перевешивает плюсы свободы или порядка в целом.
Чудеса
Важнейшие чудеса при игре на научную победу — фарфоровая пагода и телескоп «Хаббл». Первая увеличит количество получаемой науки от соглашений об исследованиях, а второй, мало того что даст двух ученых, еще и дает бесплатный завод космических кораблей и 25% ускорения постройки частей космического корабля.
Шпионы
Всех шпионов — на кражу технологий, это очень сильно помогает догонять по науке соперников. Не крадите технологии у лидера — наверняка, он держит своих шпионов у себя. По количеству очков за технологии можно узнать, какие державы существенно опережают вас по науке. Сажайте шпионов к ним в столицы или крупные города.
Деньги
Обязательно заключайте как можно больше научных соглашений, я считаю, что это главное, для чего стоит использовать золото при игре на научную победу. Многие соперники будут постоянно тратить свои деньги, поэтому нужно пользоваться таким приемом: дайте компьютеру золото за золото в ход (вы на этом немного потеряете, поскольку он вряд ли согласится на равноценный обмен — придется дать больше золота, чем вы суммарно получите на протяжении действия договора), а затем сразу же заключайте научное соглашение. Компьютер крайне редко отказывается от соглашения, если у него есть на это деньги. Конечно, скорее всего не стоит заключать договор с лидером, но со всеми остальными старайтесь это делать постоянно.
Караваны
Лучше всего отправлять караваны с едой. Нам нужно как можно больше науки, а базовую науку дает население. В конце игры, разумеется, по максимуму отправляйте караваны с производством в города, где будете строить части космического корабля.
Прочее
Старайтесь накопить как можно больше веры, т.е. как минимум святилища и храмы во всех городах построить необходимо. Чем больше ученых вы сможете купить в конце за веру, тем лучше. Гнаться за основанием религии, конечно, необязательно, тем более не так уж часто на «божестве» это удается сделать. Религию вам все равно принесут, а для покупки ученых большего и не нужно.
Культурная победа
Научный прогресс
Компьютерные соперники будут генерировать очень много культуры. К сожалению, очень важная технология «Интернет» находится на последнем уровне дерева технологий. Вовремя открыть ее, при этом делая упор в игре на культуру и туризм, довольно сложно, что делает культурную победу тяжело достижимой. Кроме этого, чем раньше вы откроете технологии, позволяющие строить отели и аэропорты, тем лучше. Эти здания существенно увеличивают количество очков туризма. В остальном же нужно идти по технологиям так же, как в случае научной победы, т.е. стараться как можно быстрее открывать технологии, позволяющие строить научные здания.
Великие люди
Чем больше «культурных» великих людей у вас будет, тем лучше. Писателей и художников лучше сразу использовать для создания шедевров. Что касается музыкантов, то я считаю, что большинство музыкантов, которые будут сгенерированы вашей гильдией, следует также использовать для создания шедевров, поскольку, в отличие от ученых и торговцев, сила музыканта фиксируется на момент его появления. Может быть, последнего или двух стоит придержать, но все зависит от того, сколько у вас очков туризма в тот момент, когда они появляются. Поскольку гильдии писателей, художников и музыкантов будут у вас в единственном экземпляре, важно построить их все в одном городе на реке (чтобы можно было построить сад) и разместить в этом городе национальный эпос.
Среди “некультурных” великих людей, я думаю, стоит выбирать ученых. Инженеры могут помочь построить некоторые из многочисленных полезных чудес, однако научный прогресс важнее — ни одно чудо не даст вам столько туризма, сколько технология “Интернет”.
Общественные институты
Для культурной победы закрыть эстетику просто необходимо. Вообще ключевой аспект культурной победы — купить как можно больше музыкантов за веру в конце игры. Поэтому и генерацию очков веры тоже очень важно максимизировать. Будет очень хорошо, если вам удастся пойти по набожности, набрать как можно больше религиозных зданий (пагод, мечетей, монастырей, соборов) и принять верование реформации, дающее от этих зданий очки туризма. Хотя закрыть эстетику все-таки важнее, а на все культуры скорее всего не хватит.
В качестве идеологии лучше выбрать свободу, поскольку там есть догмат «Медиакультура», который увеличивает очки туризма на 34% в городе с радиовышкой. Похожий догмат в порядке — «Культурная революция» — увеличивает очки туризма на 34% по отношению к державам, также принявшим порядок, а вряд ли все ваши соперники будут так единодушны. Стратегия с «Футуризмом» из автократии, по моему мнению, в игре на «божестве» бесполезна.
Чудеса
Пожалуй, самое нужное чудо при игре на культурную победу — пизанская башня, строить ее следует в городе с гильдиями. Очень хорошо будет, если вы сможете построить Эйфелеву башню, которая дает 12 очков туризма в ход без всяких шедевров. Весьма полезно будет построить любое чудо, дающее «культурного» великого человека: это театр «Глобус», галерея Уффици, Лувр, Бродвей. Также хороши чудеса, в которых есть несколько ячеек для шедевров, а соответственно — возможность получить тематический бонус. Сюда входят, помимо вышеперечисленных, сикстинская капелла и сиднейская опера. Вряд ли на «божестве» вы построите многие из них, но если будет возможность, воспользуйтесь ею. Не забудьте также про национальные чудеса — эрмитаж и инфоцентр. А вот александрийскую библиотеку и Парфенон строить не стоит — слишком большое отставание от компьютера в ранние эпохи практически сводит к нулю шансы завершить их раньше соперников.
Деньги и караваны
Обязательно купите у всех соперников открытые границы — это относительно дешево и ощутимо увеличивает количество очков туризма. Также желательно, чтобы как можно с большим количеством держав были установлены торговые караваны. При этом неважно, кто именно является владельцем каравана, поэтому следите, кто из соперников отправляет караваны к вам, чтобы вы могли отправить свои к кому-то другому.
Шпионы
Шпионов используйте так же, как и в случае научной победы. Постарайтесь украсть максимальное число технологий, поскольку научный прогресс здесь очень важен. После принятия идеологии назначайте дипломатов в державы с отличной от вашей идеологией — это позволит нивелировать штраф к очкам туризма от идеологических различий. На всех шпионов не хватит, поэтому выбирайте наиболее культурно развитые державы.
Прочее
Желательно добыть как можно больше артефактов с помощью археологов. Начните с наиболее дальних мест раскопок, так как контролировать те, что ближе к вам, проще. Занимайте своими юнитами места раскопок, чтобы археологи соперников не смогли вас опередить. На территории соперников можно откопать один артефакт, это немного ухудшит отношения, но не критично. Следите за тем, чтобы у вас были готовы здания, в которых можно разместить артефакты: если вы проведете раскопки вне своей территории и вам некуда будет размещать артефакт, зря потеряете археолога. Места раскопок, находящиеся на клетках, которые могут обрабатывать ваши города, лучше превращать в памятники, поскольку отель и аэропорт в сумме дадут столько туризма, сколько культуры приносит памятник, кроме того, вы получите еще и культуру, которой нужно очень много.
- Держите небольшую, но конкурентоспособную армию. Это не убережет вас от нападения, но позволит отбиться. Как известно, тактически компьютер действует очень плохо, поэтому даже от превосходящих численно сил вполне реально защититься. В случае нападения на вас ближайшего соседа можно воспользоваться этим и захватить что-нибудь, это не будет расценено, как сильная агрессия и не испортит отношения с остальными соперниками. Не расстраивайтесь, если потеряли город или два, шансы отыграться все еще остаются достаточно высокими.
- Старайтесь продавать все лишние ресурсы — как стратегические, так и ресурсы роскоши. Компьютер все равно не использует их с толком. Конечно, желательно продавать их не лидеру и не ближайшим соседям. Приблизительные цены, по которым компьютер покупает ресурсы: стратегические — 1.5 золотых в ход за 1 единицу, ресурсы роскоши — 7 золотых в ход. Цена может варьироваться в зависимости от ваших отношений с покупающей стороной. Друзьям продавайте ресурсы за единовременно выплачиваемую сумму — мало ли что произойдет с ресурсом на протяжении действия соглашения
- Не проявляйте агрессии. В каждом варианте победы крайне полезно дружить с как можно большим количеством соперников, а агрессивное поведение может заставить многих из них относиться к вам отрицательно.
- Если на вас напали или вы чувствуете, что кто-то собирается это сделать, договоритесь с парой других держав, чтобы они объявили войну нападающему. Воинственные лидеры согласятся на это буквально за несколько золотых в ход. Это может отвлечь часть войск вашего противника на другой фронт либо заставить его заключить с вами мир. Вообще этот прием можно использовать всегда — чем больше ваши соперники тратят ресурсов на войны друг с другом, тем выгоднее вам.
На этом, пожалуй, мои советы заканчиваются. Я не утверждаю, что таким образом вы выиграете любую игру, ведь всегда что-то может пойти не так, но, руководствуясь данными советами, вполне реально часто побеждать на уровне сложности «божество». Удачных вам партий!
Уникальное умение «Явное предначертание» : повышает обзор юнитов и дает скидку при покупке клеток.
Уникальные юниты : минитмен (заменяет мушкетера), бомбардировщик В-17 (заменяет бомбардировщик).
Соединенные Штаты Америки - мировая супердержава, это означает, что при желании США способны уничтожить всю планету. Это относительно молодое государство: оно было создано в конце XVIII века, практически самоуничтожилось в середине XIX века и стало самой могущественной военной, экономической, технологической и культурной силой в XX столетии. Кто знает, что ждет США в веке двадцать первом?
Лидер : Джордж Вашингтон (1732–1799 гг. н.э.)
Джордж Вашингтон был одним из выдающихся людей, живших в американских колониях в конце XVIII века. Он был менее воинственным, чем Джон Адамс, у него было не столь богатое воображение, как у Бенджамина Франклина, и не настолько блистательный ум, как у Томаса Джефферсона. Тем не менее Вашингтон был настоящим лидером и в военное и в мирное время. Под его началом континентальная армия победила в борьбе с чрезвычайно сильным соперником, и этот триумф принес США независимость и свободу. Вашингтон с большой твердостью и мужеством встречал невзгоды, и ради него люди были готовы идти на смерть.
Интересный факт : Американский астронавт Нил Армстронг стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны. Это произошло 20 июля 1969 года.
Особенности
Уникальное умение «Над империей не заходит солнце» : +2 ОП для всех морских юнитов, способных перемещаться по океану.
Уникальные юниты : английский лучник (заменяет арбалетчика), линейный корабль (заменяет фрегат).
Англия расположена в Великобритании, на «зеленом и приятном» острове у западных берегов Европы. Это самая крупная часть политического объединения, известного под названием Объединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии. Будучи нацией мореплавателей, англичане на протяжении последних 500 лет распространяли свою власть не только в Европе, но и по всему миру.
Хотя островное государство растеряло большую часть колоний после Первой и Второй мировых войн, его жители не теряют гордости. И сегодня, в начале XXI века Великобритания остается одной из ведущих держав в Европе и в мире.
Лидер : королева Елизавета I (1533–1603гг.)
Елизавета I была удивительной женщиной, жившей в удивительное время. Ее безошибочный инстинкт выживания, умение «идти по головам», личное обаяние и жестокость поставили ее в один ряд с самыми сильными правителями в истории. Ни одни слова не могут описать ее лучше, чем ее собственные: «Я знаю, у меня есть тело, и это тело слабой и беспомощной женщины, но у меня сердце и желудок короля».
Интересный факт : До изобретения в XIV веке механических часов самым совершенным и сложным устройством в Европе, а возможно и во всем мире, был орган в кафедральном соборе Винчестера в Англии. Он был создан около 950 года н.э. и состоял из 400 труб. Нагнетался воздух с помощью 26 мехов, для управления которыми требовалось 70 человек.
Особенности
Уникальное умение «Торговый караван» : золото +2 от каждого торгового пути.
Уникальный юнит : лучник на верблюде (заменяет рыцаря).
Уникальное здание : базар (заменяет рынок).
Халифат (Арабское царство) возник после смерти пророка Мухаммеда в 632 году н.э. Его основали ученики Мухаммеда, развившие заложенные им политические основы. За время своего существования халифат сильно разросся, поглотив Испанию, Северную Африку, Ближний Восток, Анатолию, Балканы и Персию. Арабские владения были сопоставимы с землями Римской империи в зените ее могущества, а возможно, и превосходили их.
Лидер : Гарун аль-Рашид (763–809 гг. н.э.)
Гарун аль–Рашид, или Гарун Справедливый (правил в 785–809 годах) был пятым халифом из династии Аббасидов. В это время халифат простирался от Испании на западе до Анатолии на севере и Индии на востоке - это была самая крупная и могущественная политическая сила в мире. Гарун был прекрасным правителем, а его царствование стало эпохой научного и культурного подъема страны и процветания его подданных.
Особенности
Уникальное умение «Жертвоприношение пленных» : за каждого убитого вражеского юнита империя получает очки культуры.
Уникальный юнит : ягуар (заменяет воина).
Уникальное здание : плавучие сады (заменяет водяную мельницу).
Империя ацтеков - могущественная цивилизация, существовавшая в Центральной Мексике примерно сто лет (в XV–XVI столетиях). Ацтеки достигли невероятных высот в культурном развитии. В наши дни ацтеки нередко упоминаются в связи с их кровавыми религиозными ритуалами. Невероятно скоропостижная гибель их цивилизации в результате столкновения с внешней угрозой до сих пор вызывает множество споров.
Лидер : Монтесума (1397–1469 гг. н.э.)
Могучий воин и лидер, Монтесума I вознес державу ацтеков на вершины славы и величия. Не следует путать его с его несчастным внуком Монтесумой II, который беспомощно наблюдал за уничтожением его империи испанскими конкистадорами. Монтесума расширил границы своей империи, лично ведя свои войска от победы к победе. Он много работал, чтобы улучшить жизнь своих подданных. Под властью Монтесумы империя ацтеков воистину процветала.
Интересный факт : Календарь ацтеков состоял из двух циклов, которые отсчитывались параллельно: шиупоуалли - гражданский цикл из 365 дней, и тональпоуалли - священный календарь, включающий 260 дней. Каждые 52 года завершение этих циклов совпадало, что ознаменовало собой окончание одного века и начало следующего.
Особенности
Уникальное умение «Тевтонская ярость» : при уничтожении лагеря варваров, есть 50%-я вероятность получить 25 ед. золота и юнит варваров, который присоединится к вам.
Уникальные юниты : ландскнехт (заменяет пикинера), «Панцер» (заменяет танк).
Различные германские племена обитали на севере Центральной Европы на протяжении нескольких тысячелетий, но современное политическое образование под названием Германия довольно молодо: оно было сформировано блестящим прусским канцлером Отто фон Бисмарком около140 лет назад. За недолгий период своего существования Германия оказала большое влияние на историю человечества. После Первой и Второй мировых войн, ставших для страны катастрофой, Германия установила прочный союз со своим прежним соперником - Францией, и сконцентрировала силы на восстановлении промышленного и научно-технического потенциала страны. Благодаря этим усилиям Германия вновь стала одной из ведущих европейских держав.
Лидер : Отто фон Бисмарк (1815–1898 гг.)Отто фон Бисмарк, получивший прозвище Железный Канцлер, был, вероятно, наиболее значимой фигурой в немецкой истории. За время своей долгой политической карьеры Бисмарк объединил Германию и заложил основы империи. В результате из слабой и рыхлой конфедерации государств Германия превратилась в мощную страну, занявшую доминирующее положение в континентальной Европе.
Интересный факт : Германия недаром известна как «пивная страна». На ее территории располагается почти 1 300 пивоварен, в которых варится почти 5 000 сортов пива. Немцы потребляют в среднем 140 литров пива в год на человека и уступают по этому показателю лишь ирландцам и чехам.
Особенности
Уникальное умение «Эллинская лига» : влияние на полисы снижается в два раза медленнее, а восстанавливается в два раза быстрее.
Уникальные юниты : гетайр (заменяет всадника), гоплит (заменяет копейщика).
Эта страна оказала на западную культуру и историю поистине громадное влияние. Классическая Греция подарила миру множество величайших художников, философов, ученых, историков, драматургов и полководцев. Воины и колонисты этого государства распространили свою культуру по всему Средиземноморью и Ближнему Востоку, откуда она начала победное шествие по всему миру.
Грекам приписывают невероятное количество открытий и культурных достижений. Они первыми стали проводить спортивные соревнования, писать поэмы и строить здания специально для театральных постановок. Что касается политики, то греки дали миру понятие демократии и республики. Влияние этой страны до сих пор чувствуется повсюду: современные доктора дают клятву Гиппократа, а архитекторы руководствуются классическими древнегреческими пропорциями. Западную цивилизацию можно в большой степени назвать продолжением цивилизации классической Греции.
Лидер : Александр Македонский (356–323 гг. до н.э.)
Александр Македонский, безусловно, является одним из величайших военачальников всех времен и народов. За какие-то 13 лет он победоносно провел свою армию через Европу, Азию, Африку и Ближний Восток, покорив все оказавшиеся на этом пути цивилизации. Его завоевания позволили культуре эллинов распространиться по всему известному миру, греческий стал языком культуры, науки и искусства на несколько следующих столетий во многих государствах.
Интересный факт : Национальный гимн Греции состоит из 158 куплетов. В настоящее время ни один из греков не знает их все.
Особенности
Уникальное умение «Строители монументов» : скорость создания чудес +20%.
Уникальный юнит : боевая колесница (заменяет лучника на колеснице).
Уникальное здание : гробница (заменяет монастырь).
Немногие цивилизации оставили столь глубокий след в истории человечества, как египетская, зародившаяся на берегах Нила около 5000 лет назад. Недаром она считается одной из самых древних на нашей планете. Именно в Египте была изобретена письменность. Это произошло около 3000 года до н.э. Кроме того, с помощью сложных математических формул египетские жрецы с большой точностью рассчитывали передвижение планет по небу. И, конечно же, египтяне были величайшими архитекторами древности. Они создали величественные монументы и храмы, на которые мы по сей день взираем с благоговением.
Лидер : Рамсес Великий (1303–1203 гг. до н.э.)
Рамсес II считается самым великим и могущественным фараоном Египта. Взойдя на трон двадцатилетним, он правил страной более шестидесяти лет. Рамсеса помнят за его военные таланты, равно как и за реализованную им обширную строительную программу. Он также возвел новую столицу - Пер-Рамсес.
Интересный факт : Существует множество версий того, как знаменитый Большой Сфинкс потерял свой нос. Самая популярная приписывает порчу скульптуры французскому пушечному ядру, которое поразило Сфинкса в 1798 году. Однако согласно запискам датского путешественника Нордена, в 1737 году статуя уже была повреждена. Средневековый каирский историк аль-Макризи обвиняет в преступлении против культуры исламского фанатика Саим аль-Дахру, который в 1378 году был линчеван за вандализм.
Особенности
Уникальное умение «Рост населения» : недовольство народа от числа городов увеличивается вдвое, а недовольство от общей численности населения снижается вдвое. (Стройте меньше городов, но пусть их население растет!).
Уникальный юнит : боевой слон (заменяет лучника на колеснице).
Уникальное здание : Красный форт (заменяет замок).
Республика Индия - второе по численности населения и крупнейшее демократическое государство. Индия - страна контрастов, страна поразительного богатства и ужасающей бедности. Развитые современные города соседствуют здесь с отсталыми деревнями, красота с уродством, надежда с отчаянием. Это колыбель одной из древнейших цивилизаций планеты. В наши дни Индия вновь стремится занять законное место среди величайших мировых держав.
Лидер : Ганди (1869–1948 гг.)
Мохандас Ганди был индийским патриотом, который в середине XX века привел к победе ненасильственное движение за независимость Индии от британского имперского правления. Он стал основоположником «сатьяграхи», или сопротивления тирании с помощью массового гражданского неповиновения, которое оказало огромное влияние на борьбу за суверенитет Индии.
Интересный факт : Индийская киноиндустрия получила название Болливуд. Ежегодно там снимается больше фильмов, чем в США, Франции, Италии и Китае вместе взятых.
Особенности
Уникальное умение «Тропа войны» : юниты могут передвигаться по лесу и тропическому лесу так, словно это дороги на дружественной территории.
Уникальный юнит : воин-могавк (заменяет мечника).
Уникальное здание : длинный дом (заменяет мастерскую).
Ирокезская лига образовалась примерно в 1579 году н.э. Она представляла собой союз пяти (позже шести) племен американских индейцев. Ирокезы - удивительный народ: его численность, вероятно, никогда не превышала 20 тысяч человек, у него не было письменности и никакой промышленной базы, и всё же на протяжении двух столетий он сдерживал натиск французов, англичан, голландцев и позже американских колонистов.
Лидер : Гайавата (родился около 1450 г.)
Гайавата (или Айонвента) - легендарный вождь индейцев племени Онондага, вместе с не менее легендарным Деганавидой создавший союз ирокезских племен. Мало что известно о Гайавате. Он научил свой народ сельскому хозяйству, навигации, медицине и искусству. Гайавата также считался талантливым оратором: именно он сумел уговорить пять племен - кайюга, онондага, онейда, сенека и мохоки - сформировать Лигу Ходеноши, то есть союз племен.
Интересный факт : В 1772 году неподалеку от поселения Элизабеттон была принята первая конституция, написанная европейцами на территории Америки. В ее основу лег свод законов Лиги ирокезов, или «Великий закон мира», сформированный союзом индейских племен почти за 200 лет до этого.
Особенности
Уникальное умение «Искусство войны» : эффективность и скорость появления великих полководцев увеличивается.
Уникальный юнит : чжугэ ну (заменяет арбалетчика).
Уникальное здание : бумажная мастерская (заменяет библиотеку).
История Китая насчитывает около шести тысяч лет. Современный человек населяет этот регион по меньшей мере 18 000 лет. Китайцы всегда отличались трудолюбием и пытливым умом. Они подарили человечеству множество изобретений, включая бумагу, порох, компас и наборную печать. Китай пережил целые века колониальных захватов и империализма, и сегодня вновь стал могущественной, независимой промышленной державой.
Лидер : У Цзэтянь (625–705 гг. н.э.)
Как и в большинстве цивилизаций, в Китае на протяжении всей его истории доминировали преимущественно мужчины. До самого последнего времени у женщин практически не было прав, и прямой путь к власти для них был полностью закрыт. Женщина практически не могла добиться титула императора и стать самым могущественным человеком в Китае. Такое за всю историю Поднебесной произошло лишь раз. Исключением из правил стала У Цзэтянь - одна из самых выдающихся властительниц, которую когда-либо видел мир.
Интересный факт : Почти четыре тысячи лет назад, во втором тысячелетии до н.э., в Китае изобрели экзотический десерт, впоследствии названный мороженым. Рецепт лакомства, состоящего из снега, льда и кусочков фруктов, в Европу привез путешественник Марко Поло лишь в начале XIV века.
Особенности
Уникальное умение «Варвары–корсары» : при уничтожении варварского морского юнита есть 50%-я вероятность, что он перейдет на вашу сторону и передаст вам 25 ед. золота.
Уникальные юниты : янычар (заменяет мушкетера), сипах (заменяет улана).
Османская империя образовалась в Анатолии, на территории современной Турции, в начале XIII века и просуществовала шесть столетий. Разросшись, она распространила свою власть на три континента. На вершине могущества она бросила вызов всей Европе и победила. Османская империя завоевала Ближний Восток, Египет и Северную Африку, не говоря уже о Балканах. Она смела с лица земли Византийскую империю. Без сомнения, ее можно поставить в один ряд с Великобританией, Арабским халифатом и Римской империей.
Лидер : Сулейман Великолепный (1494–1566 гг.)
Сулейман I, известный под прозвищами Великолепный, Законодатель и Великий Турок, был исламским халифом и султаном Османской империи. Он взошел на престол в 1520 году и правил до своей смерти в 1566 году. За это время Сулейман существенно расширил территорию Блистательной Порты на страх и зависть лидерам государств Европы, Африки, Азии и Ближнего Востока. К моменту ухода из жизни он был известен во всем мире. В Европе все завидовали его невероятному богатству, а в его великолепной сокровищнице хранилось столько невиданных ценностей, сколько не было ни у кого в истории. Он вызывал восхищение своими военными умениями, его уважали за справедливое обращение с немусульманами. Все - и мусульмане и христиане - были согласны с тем, что Сулейман достоин титула «Великолепный».
Интересный факт : Даже в современной Турции очень сильны традиции гостеприимства. Любой незнакомец, встреченный на пороге дома, как минимум три дня считается «гостем от бога».
Особенности
Уникальное умение «Наследие Ахеменидов» : золотые века длятся на 50% дольше. Юниты получают бонус к перемещению и +10% к атаке и обороне во время золотого века.
Уникальный юнит : бессмертный (заменяет копейщика).
Уникальное здание : двор сатрапа (заменяет банк).
Образовавшаяся в 559 г. до н.э. после успешного восстания против мидян, при Ахеменидах Персидская империя просуществовала около двухсот лет, и все это время она почти со всех сторон была окружена врагами. На вершине своего могущества Персия владела землями от Индии до Египта и Балкан. Ее территории раскинулись на трех континентах, а подданные говорили на десятках языков. В лучшем случае, цари Ахеменидской династии были законодателями, которые милостиво и справедливо обращались с подвластными им народами и старались не вмешиваться во внутренние дела провинций, если те не доставляли им хлопот. К несчастью, им было суждено столкнуться с Александром Великим.
Лидер : Дарий I (550–486 гг. до н.э.)
Сын сатрапа (правителя) Парфии, Дарий I пришел к власти в результате заговора после смерти Камбиса II в 522 году до н.э. Административный гений, в период своего правления Дарий реорганизовал обширную Персидскую империю, существенно увеличив ее мощь и богатство. Кроме того, он возвел в Персии множество великих сооружений. Он строил дороги, изменял систему управления империей, защищал границы своей державы и в целом относился к подданным гораздо лучше, чем другие правители его времени. Дарий не был выдающимся военачальником, однако провел множество успешных кампаний против внутренних и внешних врагов.
Интересный факт : Каспийская лошадь – одна из древнейших пород миниатюрных лошадей в мире, возможно, была выведена персами.
Особенности
Уникальное умение «Слава Рима» : бонус +25% к производству при строительстве зданий (в другом городе), которое уже было построено в столице.
Уникальные юниты : баллиста (заменяет катапульту), легионер (заменяет мечника).
Римская империя - самое выдающееся и дольше всего просуществовавшее государственное образование на Западе. Рим был основан в VIII веке до н.э., а части распавшейся империи продержались до XIV века н.э. Его жители были воинственным народом. На вершине могущества Римская империя покорила большую часть Англии, всю Западную Европу, Северную Африку, Египет, Грецию, Ближний Восток. Именно Рим заложил основы западной культуры, законодательства, искусства, архитектуры, религии, языка и военного дела.
Лидер : Октавиан Август (63 г. до н.э. - 14 г. н.э.)
Получивший при рождении имя Гай Октавий, Август стал первым римским императором. Он завершил столетнюю гражданскую войну в Риме и положил начало двухсотлетнему Pax Romana («Римскому миру») - золотому веку римской литературы и культуры. В период долгого правления Августа Рим процветал как никогда раньше, империя превратилась в мощнейшую силу Средиземноморья. Проведенные Августом реформы позволили Риму в течение почти двух сотен лет править всем известным миром без крупных войн и конфликтов. Мало кто из лидеров в истории может похвастаться таким успехом.
Интересный факт : Древний Рим славился своими поварами. Именно они впервые изобрели блюдо, напоминающее современные гамбургеры. Кстати, после званых обедов в Риме было принято уносить с собой остатки еды в специальных сумках.
Особенности
Уникальное умение «Родина-мать» : ресурсы дают +1 к производству, а запасы лошадей, железа и урана удваиваются.
Уникальный юнит : казак (заменяет кавалериста).
Уникальное здание : острог (заменяет казармы).
Уинстон Черчилль однажды сказал: «Россия - окутанная тайной загадка внутри головоломки». Она расположена частично в Азии, частично в Европе, но не отождествляет себя полностью ни с той, ни с другой. Россия сказочно богата природными ресурсами, но сами русские с незапамятных времен живут в вопиющей бедности. Россия пережила нашествия готов, гуннов, татаро-монголов, французов и немцев, не утратив при этом национального характера. Россия успела побывать в зените славы и на грани краха; монархия сменилась коммунистической диктатурой, уступившей место демократии - и все за какие-то сто лет! Несомненно, Россия - одна из самых загадочных и удивительных держав в истории.
Лидер : Екатерина Великая (1729–1796 гг. н.э.)
Екатерина Великая правила в России во второй половине XVIII столетия. За время ее властвования произошло значительное расширение Российской империи: в ее состав были включены, как мирным путем, так и силой оружия, десятки тысяч квадратных километров. Красивая и умная женщина, Екатерина сделала свой двор одним из центров европейского Просвещения. Немка по рождению, она стала одним из величайших правителей в истории России.
Интересный факт : Во времена правления Петра Великого каждый российский дворянин, который желал носить бороду, должен был платить специальный налог.
Особенности
Уникальное умение «Отец народов» : +50% к продовольствию и культуре, которые дарят дружественные полисы.
Уникальные юниты : боевой слон Наресуана (заменяет рыцаря).
Уникальное здание : ват (заменяет университет).
Сиам, который теперь называется Таиландом, расположен в Юго-Восточной Азии. Он граничит с Бирмой (Мьянмой), Лаосом, Камбоджей и Малайзией. За свою богатую историю этот загадочный край темных лесов и древних гор повидал оккупацию и революцию, потоп и голод, рождение и распад империй. На Западе о Сиаме существует довольно идеализированное представление, основанное преимущественно на занимательном, но крайне неточном фильме «Анна и король». Впрочем, реальность интереснее милых фантазий английской гувернантки. На самом деле уникальным достижением сиамского правительства можно считать тот факт, что Сиам - единственное во всей Юго-Восточной Азии государство, ни разу не попавшее под власть западных держав.
Лидер : Рамкамхенг (1240–1298 гг.)
В 1279 году принц по имени Рамкамхенг взошел на трон маленького королевства Сукотай. За следующие двадцать лет военный гений и тонкое дипломатическое чутье позволили ему расширить государственные границы, сделав Сиам влиятельнейшей державой в Юго-Восточной Азии.
Интересный факт : За всю историю прекрасные представительницы Таиланда дважды удостаивались титула «Мисс Вселенная». В 1965 году в конкурсе победила Апасра Хонгсакула, а в 1988 - Портнип Накирунканок.
Особенности
Уникальное умение «Лидер речных пиратов»: получайте в два раза больше золота за уничтожение лагерей варваров и при разграблении городов. Юниты на борту могут защищаться.
Уникальный юнит : конник мандекалу (заменяет рыцаря).
Уникальное здание : глиняная мечеть (заменяет храм).
Империя Сонгай, располагавшаяся в Западной Африке, достигла расцвета в конце XV–XVI веке н.э. Родина сонгаев - область Гао, находившаяся под властью Малийской империи. В начале XIV века Сонгай вернул независимость от Мали, на протяжении двух веков расширял сферу влияния и в итоге превратился в самую могущественную империю в истории Африки. Подобно Ацтекской империи, Сонгай пал перед сравнительно малочисленными захватчиками с гораздо более совершенным вооружением. Это важный урок для всех игроков в Civilization: «Не выходи с ножом против пулеметчиков. Найди автомат и бомбардировщик».
Лидер : Аския (1440–1538 гг. н.э.)
Мухамммед ибн Аби Бакр Туре, также известный под именем Мухаммед I Аския (правил в 1493–1528 годах) превратил центральный регион Западного Судана в единую империю Сонгай, самую большую в африканской истории. И хотя он провел множество военных кампаний, помнят его, в первую очередь, благодаря преобразованиям, обеспечившим Сонгаю стабильность и процветание. Его правление стало золотым веком религии и науки в Западной Африке.
Интересный факт : Согласно легенде народ сонгаи долгие годы жил под властью Духа вод, до тех пор пока чужеземец, пришедший из Йемена, не победил чудовище. Он стал первым правителем империи и основателем династии Дья.
Особенности
Уникальное умение «Старый порядок» : культура +1 в каждом городе до изобретения парового двигателя.
Уникальные юниты : легионер иностранного легиона (заменяет пехотинца), французский мушкетер (заменяет мушкетера).
Франция граничит с шестью (или семью, смотря как считать) странами, с Атлантическим океаном, проливом Ла-Манш и Средиземным морем и издавна играет важную политическую, военную и культурную роль в Западном мире.
Зенита военной мощи страна достигла при Наполеоне Бонапарте, после катаклизмов Великой французской революции. В течение десяти лет Франция в одиночку сражалась со всеми государствами Европы, и ее армии одержали множество великих побед. Хотя в итоге она потерпела поражение, Наполеоновские войны по-прежнему дают множество примеров блестящей тактики и стратегии.
Сегодня Франция - одна из ведущих стран Евросоюза. Она остается одним из важных культурных центров мира. Французское вино, кулинария и искусство покорили весь мир, чего так и не смог добиться Наполеон.
Лидер : Наполеон Бонапарт (1769–1821 гг.)
Невозможно переоценить военный гений Наполеона Бонапарта. Он перемещал свои армии с поразительной быстротой, и всегда знал, где именно нанести удар, чтобы причинить наибольший урон вражеской армии. Во внутренних делах он был прекрасным и одаренным правителем, при котором Франция процветала, достигнув пика своего влияния в мире (пока постоянные войны не истощили силы народа и его волю к борьбе). Всегда ориентировавшийся на армию, Наполеон не смог создать боеспособный флот, что не позволило ему оспорить господство Англии на море - в итоге это и погубило его. Если бы Европа и Англия были бы соединены сушей, на Пикадилли, возможно, говорили бы по-французски.
Интересный факт : Каждое лето больше сотни лучших велогонщиков мира собираются во Франции для участия в самой престижной мировой гонке Тур де Франс. Полная длина трассы составляет от 3–4 тысячи километров, а продолжительность гонки – 21 день.
Особенности
Уникальное умение «Бусидо» : исходные показатели атаки и обороны сохраняются даже у раненого юнита.
Уникальные юниты : самурай (заменяет мечника с длинным мечом), «Зеро» (заменяет истребитель).
Большую часть своей истории Япония представляла собой множество мелких княжеств, которые тратили все силы на борьбу друг с другом. Предательство, обман, удары в спину и убийства были обычными методами достижения цели для политики тех времен. Насилие привело к появлению самураев - класса профессиональных бойцов. Войны прекратились лишь после того, как Ода Нобунага и его наследники объединили страну в XVI–XVII веках.
В XX веке Япония пережила катастрофические последствия Второй мировой войны, атомные бомбардировки и оккупацию западными державами. Сегодня эта страна - один из экономических и культурных центров мира.
Лидер : Ода Нобунага (1534–1582 гг.)
Ода Нобунага, японский феодал XVI века, был прекрасным полководцем и хитрым политиком, равно как и приверженцем новых технологий. Нобунага сумел добиться власти над почти половиной территории феодальной Японии. Два его соратника - Тоётоми Хидэёси и Токугава Изясу - завершили начатое Нобунагой дело и объединили всю Японию. Живя в жестокое время, Нобунага был беспощадным человеком. Но помогая объединить Японию, он положил конец войнам, которые опустошали страну больше столетия.
Интересный факт : В Японии находится самый длинный подвесной мост в мире Акаси-Кайкё, соединяющий города Кобе и Авадзи. Он был открыт в 1998 году, его длина составляет 3911 метров. Акаси-Кайкё в полтора раза длиннее знаменитого моста «Золотые ворота» в Сан-Франциско и в четыре раза - Бруклинского.