Почему любовь А.А. и Алехина не состоялась? Жизненная трагедия александра алехина

Ответ оставил Гость

В рассказе "О любви" Чеховым ставится вечный вопрос: что важнее для человека - личное счастье или устоявшаяся, привычная, порой бессмысленная жизнь. Выбор, сделанный героями рассказа Алехиным и Анной Алексеевной, их отказ от любви ради повседневной жизни, характеризуют взгляды всего общества того времени.
То, что Алехин и Анна Алексеевна полюбили друг друга, не вызывает удивления. Два образованных добрых человека, одинаково неудовлетворенных сложившейся жизнью, не могли не увидеть друг в друге близкого человека. Но ни у Алехина, ни у Анны Алексеевны не хватило мужества отказаться от привычного уклада, что-то изменить в себе. Алехин, человек городской, привычный к общению с образованными людьми, к умственному труду, живет в деревне, занимается сельским хозяйством работает в поле вместе с мужиками, у него не остается времени даже на чтение газет. Сначала он вынужден заниматься имением, чтобы расплатиться с долгами отца, но потом такая жизнь становится для него привычной и Алехин не хочет ее менять. Поэтому он отказывается от любви Анны Алексеевны, и в то же время оправдывает этот отказ своей рутинной жизнью: “Она пошла бы за мной, но куда? Куда бы я мог увести ее? Другое дело, если бы у меня была красивая, интересная жизнь, если б я, например, боролся за освобождение родины или был знаменитым ученым, артистом, художником, а то ведь из одной обычной будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в другую такую же или еще более будничную”. Но никаких попыток изменить свою “футлярную жизнь” Алехин не предпринимает.
Анна Алексеевна несчастна по-своему: нелюбимый, духовно неразвитый муж, серая будничная жизнь, которая не оставляет никаких впечатлений, угасающая, никем не признанная красота. В лице Алехина она находит духовно близкое, понимающее ее существо, но признаться ему в любви, а тем более быть с ним, она не может: ее так же не пускает “футляр”.
О ничтожности человека перед условностями общества Алехин говорит еще в начале рассказа, когда передает историю любви повара Никанора и Пелагеи. Пелагея любит Никанора, но не хочет выходить за него замуж, потому что он пьяница и “буйного нрава”, она предпочитает “жить так”. Но Никанор, ссылаясь на “набожность” и “религиозные убеждения”, хочет жениться на Пелагее. На самом деле он боится идти против устоев общества и “набожность” его - это страх не перед Богом, а перед людским судом.
Человек загнан обществом в “футляр”. И особенно хорошо Чехов демонстрирует это на примере Алехина, который, казалось бы, хочет изменить свою однообразную жизнь, вырваться из “футляра”, но в то же время не решается расстаться со спокойствием и удобствами устоявшейся жизни.
Анна Алексеевна тоже предпочитает “футлярное” существование и не решается на перемены. Она хочет любви, но серая, привычная жизнь с мужем и детьми ближе и понятнее ей, чем новая, в которой, скорее всего, она будет отвергнута обществом, не прощающим любых попыток разрушить существующие порядки. Анна Алексеевна злиться из-за нерешительности и на себя и на Алехина. Она становится раздражительной и, наконец, вынуждена лечиться от нервной болезни. Лишь предстоящая разлука заставляет Анну Алексеевну и Алехина признаться друг другу в любви, но делают они это, понимая, что их признания уже не смогут ничего изменить.
После отъезда Анны Алексеевны Алехин продолжает жить по-прежнему, и ему остается лишь сожалеть о несостоявшемся счастье.
Герои Чехова часто вызывают у читателей двоякое чувство: негодования и жалости. В этом раскрывается умение писателя изображать человека во всех его проявлениях. Алехина и Анну Алексеевну нельзя однозначно определить как положительных или отрицательных героев. Многие люди живут в своем “футляре” и редко пытаются что-то изменить.

24 марта 1946 года в номер гостиницы «Парк» португальского Эшторила был найден труп мужчины. Смерть настигла постояльца в странном положении - мужчина сидел в кресле у столика, на котором были расставлены шахматы.

Признаков насильственной смерти полиция не обнаружила, а эксперты, проводившие вскрытие, установили, что причиной смерти стала асфиксия - погибший задохнулся, подавившись куском мяса.

Один из величайших шахматистов в истории, первый русский чемпион мира Александр Алехин умер за шахматной доской, до конца оставаясь верным делу, которому посвятил жизнь. Но никогда его одиночество не было столь страшным, как в его последние дни. От него, вчерашнего кумира планеты, отвернулись все.

«Золотой мальчик» времен Российской империи.

Александр Алехин родился 31 октября 1892 г. в Москве, в семье предводителя Воронежского губернского дворянства. Мать Александра была дочерью фабриканта Прохорова, владельца «Трёхгорной мануфактуры», и после заключения брака тесть взял зятя в руководство фирмы.

Алехин-старший сделал превосходную карьеру, к концу жизни дослужившись до действительного статского советника. Своему третьему сыну Александру он прочил большое будущее на государственной службе, либо в бизнесе.

Игре в шахматы Сашу научила мать, которая до этого также приобщила к игре его старшего брата Алексея. Поначалу увлечение Саши не было серьезным. Но в 1902 году Алехин, к тому времени ученик одной из самых престижных гимназий, принял участие в сеансе одновременной игры с американским шахматистом Гарри Пильсбери. Американец гастролировал по России, и во время сеанса играл вслепую на 22 досках. Алехин свел свою партию вничью, но проникся восхищением к мастеру. Он тоже захотел стать шахматным маэстро.

Восходящая звезда.

В 1907 году гимназист Александр Алехин в первый раз сыграл в турнире любителей в Московском шахматном кружке. Тогда же состоялась историческая встреча - 14-летний Александр познакомился с Михаилом Чигориным, первым русским участником матча на первенстве мира.

Чигорин, дважды встречавшийся в матче за мировую корону с чемпионом мира Вильгельмом Стейницем, к тому времени был уже серьезно болен. В Москве он выиграл матч-турнир пяти мастеров, который стал для него одним из последних. Юный гимназист поразил опытного маэстро тем, что наизусть помнил лучшие партии Чигорина.

В истории отечественных шахмат эта встреча стала своеобразной передачей эстафеты - Алехину предстояло сделать то, что не сумел Чигорин. Михаил Чигорин умер в январе 1908 года, и не успел увидеть, как стремительно поднимается его «преемник» по ступеням мастерства.

В 1909 году 16-летний Александр Алехин с 13 очками из 16 занял первое место на Всероссийском турнире любителей, приуроченном к Международному шахматному конгрессу памяти Чигорина, за что получил дорогую вазу и желанное звание «маэстро».

Задача: стать чемпионом мира.

Для родных увлечение Александра шахматами было чудачеством, но сам он знал, что теперь это его профессия на всю жизнь. В 1914 году он закончил Императорское училище правоведения с чином IX класса (титулярный советник), но мысли его уже были далеко от государственной службы.

К этому времени Алехин уже являлся одним из лучших шахматных мастеров России. В 1914 году он выиграл Всероссийский турнир мастеров, и стал третьим на Санкт-Петербургском международном турнире, в котором участвовала вся мировая шахматная элита, включая чемпиона мира Эммануила Ласкера.

Друзьям Алехин объявил, что начинает готовиться к матчу за первенство мира. «С Ласкером?» - спросили его. «С Капабланкой», - ответил шахматист.

Кубинский гений Хосе-Рауль Капабланка был значительно моложе опытного Ласкера. По разным причинам матч между ними откладывался, но в 1921 году прогноз Алехина оправдался: Капабланка уверенно победил и стал чемпионом мира.

Все были уверены, что «эра Капабланки» в шахматах продлится не одно десятилетие.

Сотрудник уголовного розыска и первый советский чемпион.

Алехину, в 1914 году собиравшемуся готовиться к борьбе за мировое первенство, помешала война. Новость о ней застала его на турнире в немецком Мангейме, где он и другие русские шахматисты были интернированы как граждане вражеского государства.

Алехину удалось получить справку о болезни, с которой его освободили. Осенью 1914 года он вернулся в Россию.

О серьезных турнирах речь не шла. Он выступал с сеансами одновременной игры, а затем отправился на фронт добровольцем в качестве начальника летучего отряда Красного Креста. За спасение раненых с поля боя Алехин был награжден. После двух контузий шахматист попал в госпиталь, а затем вернулся в Москву.

Какой-то четкой политической позиции у Алехина не было, и после революции 1917 года он оказался между двух огней. Его едва не расстреляли красные, но вскоре он оказался у них на службе. Алехин работал в Московскому уголовном розыске, а также переводчиком в Коминтерне.

В 1920 году Алехин победил в первой Всероссийской шахматной Олимпиаде, которая впоследствии была признана первым чемпионатом СССР по шахматам.

В 1921 году Алехин уехал из РСФСР в Латвию. Отъезд этот был не тайным, а вполне официальным, с разрешения советских властей. Ни о каком бегстве речи не шло - шахматистам разрешались длительные командировки для участия в турнирах. Да и сам Алехин в тот момент вряд ли полагал, что уезжает навсегда. Его целью было завоевание титула чемпиона мира.

Победа над Капабланкой.

Вернувшийся на крупные турниры Алехин стал одерживать победу за победой, но этого было мало для того, чтобы замахнуться на матч с Капабланкой. Новый чемпион мира добился от претендентов подписания так называемого «Лондонского протокола» - соглашения об условиях матчей за мировую корону. Одним из главных пунктов был призовой фонд в 10 000 долларов. Для того времени сумма была очень большой, а сбор ее полностью возлагался на плечи претендента. Для многих сильных шахматистов «Лондонский протокол» стал непреодолимым барьером на пути к званию чемпионат мира.

Но Алехину повезло: после долгого поиска спонсоров он сумел договориться с правительством Аргентины, которое согласилось принять матч и полностью выполнить финансовые требования Капабланки.

Матч до шести побед прошел в Буэнос-Айресе осенью 1927 года. Эксперты были уверены: победит Капабланка. Перед матчем счет личных встреч русского и кубинца был 5:0 в пользу Капабланки.

Но случилось невероятное: Алехин, который во время матча к тому же лишился шести зубов из-за воспаления надкостницы, одержал победу со счетом 6:3, и стал чемпионом мира.

«Он наш враг»

Эту победу одинаково радостно встретили и в Советской России, и в кругах эмиграции. А дальше произошло событие, изменившее жизнь Алехина. На чествовании чемпиона в Русском клубе в Париже он якобы пожелал, чтобы «… миф о непобедимости большевиков развеялся, как развеялся миф о непобедимости Капабланки». Говорил это Алехин или нет, но его слова появились во всех эмигрантских газетах.

Реакция Москвы последовала незамедлительно. Глава шахматной федерации СССР и одновременно нарком юстиции Николай Крыленко написал в своей статье: «После речи Алехина в Русском клубе с гражданином Алехиным у нас всё покончено - он наш враг, и только как врага мы отныне должны его трактовать».

Алехин обосновался в Париже, и продолжал выигрывать один турнир за другим. Мир хотел видеть его новый матч с Капабланкой, но Алехин, готовый идти на уступки другим претендентам, в данном случае был категоричен: с кубинцем он будет играть только на условиях «Лондонского протокола».

Алехин, принужденный несколько лет искать средства для того, чтобы сыграть с Капабланкой, теперь попросту вернул ему должок. Вот только самому Капабланке выполнить условия не удалось.

Кризис и возрождение.

В 1930-х годах Алехин переживал кризис как в личной жизни, так и в шахматах. Пиком его стало поражение в 1935 году в матче за звание чемпиона мира от голландского шахматиста Макса Эйве.

В ходе матча Алехин злоупотреблял спиртным, порой будучи пьяным прямо за доской. В это время в СССР в газетах «Известия» и «64» была опубликована телеграмма: «Не только как долголетний шахматный работник, но и как человек, понявший громадное значение того, что достигнуто в СССР во всех областях культурной жизни, шлю искренний привет шахматистам СССР по случаю 18-й годовщины Октябрьской революции. Алехин».

Кто-то посчитал, что уставший на чужбине шахматный гений ищет способ вернуться на Родину. Другие сочли, что причиной всему стал тот же алкоголь. Как бы то ни было, телеграмма поссорила Алехина с эмиграцией, но не вернула доверия властей СССР.

Потеряв звание чемпиона мира, Алехин имел право на матч-реванш, которым и воспользовался. Новый матч с Эйве состоялся в 1937 году, и перед его началом прогнозы были не в пользу Алехина. Однако он разбил голландца в пух и прах, одержав досрочную победу.

Ботвинник бросает вызов...

В 1938 году нидерландская радиовещательная компания Algemene Vereniging Radio Omroep организовала «турнир мечты», в котором приняли участи восемь сильнейших шахматистов планеты, включая чемпиона мира Алехина и двух экс-чемпионов Капабланку и Эйве.

Турнир принес неожиданные результаты - победителем стал эстонец Пауль Керес, второе место занял американец Ройбен Файн, третьим оказался советский шахматист Михаил Ботвинник. Алехин финишировал шестым, Капабланка - седьмым. АВРО-турнир показал, что приходит время «новой волны» шахматистов.

После турнира начались переговоры между Алехиным и Ботвинником о проведении матча за первенство мира - чемпион был не прочь сыграть с новой звездой из Советского Союза. Но реализовать эти намерения помешало начало Второй Мировой войны. Алехин к этому моменту был гражданином Франции, и вступил добровольцем в армию, хотя не подлежал призыву по состоянию здоровья. После оккупации Франции Алехин поселился на территории, контролируемой так называемым «правительством Виши».

Сотрудничество с нацистами: что это было?

Нацисты, охотно использовавшие известных людей в свое пропаганде, не прошли мимо Алехина. Весной 1941 года в парижской немецкоязычной газете Pariser Zeitung была опубликована серия антисемитских статей под общим названием «Еврейские и арийские шахматы». Статьи обосновывали гитлеровскую расовую теорию с точки зрения шахмат. Автором статей был чемпион мира Александр Алехин.

Отмыться от этого он уже не смог, хотя и утверждал, что его просто использовали, не оставив от первоначального смысла практически ничего. В интервью Алехин объяснял, что писать статьи для немцев согласился потому, что только на таких условиях его готовы были выпустить в Португалию.

Но не только в статьях дело. В годы войны Алехин играл в соревнованиях, организованных нацистским Шахматным союзом Великой Германии, а также давал сеансы одновременной игры для офицеров вермахта. Все это впоследствии сам Алехин представлял как вынужденные поступки, которые он совершал ради сохранения безопасности близких.

Советский гроссмейстер Александр Котов впоследствии написал художественно-биографический роман «Белые и чёрные», который стал основой для фильма «Белый снег России», посвященного жизни Алехина. В романе и фильме Алехин играет вслепую с нацистскими офицерами, унижая их своим мастерством и развенчивая миф о превосходстве арийской расы.

Противники Алехина полагали, что ничего вынужденного в его действиях не было, и его собственные взгляды были близки к нацистским.

Почему Сталину не нужна был смерть Алехина.

В 1943 году Алехин уехал в Португалию. Он жил крайне скромно, ведя почти затворнический образ жизни. В 1945 году в Европе возобновилась шахматная жизнь, но чемпиону мира был объявлен бойкот. Была создана комиссия для расследования его сотрудничества с нацистами. Во Франции и вовсе хотели судить его как изменника - ведь Алехин был не просто гражданином страны, но и военнослужащим.

Руку помощи ему была готова протянуть Родина. Советский Союз был по-прежнему заинтересован в проведении матча Алехин - Ботвинник. В феврале 1946 года Алехин дал свое согласие на матч, а 23 марта 1946 года его проведение утвердила Международная федерация шахмат (ФИДЕ). Но на следующее утро Алехина нашли мертвым.


Внезапная смерть чемпиона породила версию о его убийстве, в котором обвиняли советские спецслужбы. Поводом для этого считали опасения Сталина, который не был уверен в победе Ботвинника.

Такие предположения явно надуманны. Во-первых, молодой Ботвинник еще в конце 1930-х доказал, что способен соперничать с Алехиным. За прошедшие годы ситуация могла измениться только в пользу Ботвинника, так что вероятность его победы была высока.

Кроме того, сам Алехин был готов вернуться на Родину, и матч вполне мог превратиться в соперничество двух советских гроссмейстеров. Речь не о том, что Алехин вдруг резко полюбил идеалы коммунизма. Однако после своих похождений в годы войны шахматист, заслуженно или нет, превратился в «нерукопожатную персону». А Родина-победительница готова была закрыть глаза на деяния блудного сына в обмен на лояльность. Так что желать смерть Алехину у советского руководства не было никаких причин.

Непобежденный...

Первоначально Александр Алехин был похоронен в Эшториле. Спустя десять лет встал вопрос о перезахоронении, и власти Советского Союза готовы были принять прах первого русского чемпиона мира. Но в итоге была исполнена воля последней супруги шахматиста Грейс Висхар, которая просила перезахоронить мужа в Париже. Перезахоронение состоялось 25 марта 1956 года на кладбище Монпарнас при участии президента ФИДЕ Фольке Рогарда и делегации из СССР. Надпись на надгробии гласит: «Шахматному гению России и Франции».

Александр Алехин ушел из жизни действующим чемпионом мира. Это единственный подобный случай в истории шахмат.

Рассказы А.П. Чехова рисуют жизнь людей со всеми их проблемами, переживаниями, трудностями быта и радостями.

Особую роль в жизни героев играет любовь – чувство, изменяющее их отношение к миру, возвышающее их над обыденностью, но и создающее много проблем. Такая ситуация описана в рассказе «О любви». Герой рассказа, помещик Алехин, окончил университет, но вернулся в деревню, чтобы заняться хозяйством и выплатить долг отца. Работы было так много, что герой вскоре забыл о своих культурных привычках образованного человека, даже читать ему было некогда. Его выбрали в почетные мировые судьи, и иногда приходилось выезжать в город. После спанья в людской и общения с мужиками было счастьем беседовать с образованными людьми, слушать музыку, обедать за сервированным столом. В городе Алехин познакомился с Анной Алексеевной, женой судейского чиновника, стал часто бывать в их семье. Он сразу «почувствовал в ней существо близкое», а ее «приветливые, умные глаза» напомнили герою его мать. Воспоминание об этой женщине оставалось в душе Алехина, когда он уезжал в деревню, затем он с радостью возвращался в город повидать ее снова. Герой не мог понять, что связывает Анну Алексеевну с ее мужем, и был несчастлив. Он чувствовал, что и она ждет его, но герои скрывали робко свою любовь друг от друга. Алехин страдает, пытаясь понять, «для чего это нужно было, чтобы в нашей жизни произошла такая ужасная ошибка», почему Анна Алексеевна не встретилась Алехину раньше. Нельзя было разрушить семью, принести несчастье ее мужу, детям. Герой «любил ее нежно, глубоко», но из благородства отказывается от своего счастья. Героям пришлось разлучиться, так как мужа Анны Алексеевны перевели по службе в другую губернию. Расставание было грустным. Героям удалось ненадолго остаться в поезде наедине, и только теперь они открыли свои чувства. Анна Алексеевна плакала, и «со жгучей болью в сердце» Алехин понял, «как ненужно, мелко и как обманчиво было все то, что нам мешало любить». На осознание этой ошибки у героев ушли годы, нравственные сомнения отняли у них обоих счастье. Алехин остался одинок. Рассказывая гостям о необъяснимой любви красивой Пелагеи к пьянице Никанору, он приходит к выводу, что единственная правда о любви – это то, что это тайна, неразрешимая загадка. Русских людей он считает пристрастными к вопросам, не имеющим разрешения, и эти вопросы мешают осуществлению счастья человека.

Именно из-за увлечения этими вопросами: к чему приведет их любовь? Честно ли это? – не сумел возвысить свою душу Алехин и упустил свое счастье.

Урок по литературе

8 класс

Тип урока : урок изучения нового материала

Цели : проследить мысль о том, какую роль могут сыграть сомнения в человеческой жизни; рассмотреть идейно-художественное своеобразие рассказа «О любви».

Задачи : 1) познакомить обучающихся с рассказом А.П. Чехова; 2) учить анализировать художественное произведение, следить за мыслью автора; 3) обратить внимание обучающихся на своеобразие трактовки темы любви в чеховском рассказе; 4) способствовать развитию образного мышления; 5) воспитывать чуткое отношение к любви, способность понимать переживания другого человека.

Оборудование : портрет А.П. Чехова, презентация к уроку, компьютер, экран, проектор, музыкальный центр.

Ход урока

I . Организационный момент.

Ребята, мне бы хотелось, чтобы наш сегодняшний урок начался с вашего знакомства со стихотворением Эдуарда Асадова «Друг без друга у нас получается всё» (стихотворение читает наизусть ученица, в это время звучит медленная, спокойная музыка ):

Друг без друга у нас получается все

В нашем жизненном трудном споре.

Все свое у тебя, у меня все свое,

И улыбки свои, и горе.

Мы премудры: мы выход в конфликтах нашли

И, вчерашнего дня не жалея,

Вдруг решили и новой дорогой пошли,

Ты своею пошла, я – своею.

Все привольно теперь: и дела, и житье,

И хорошие люди встречаются.

Друг без друга у нас получается все.

Только счастья не получается... (стадия вызова )

Каким настроением пронизано это стихотворение? Что отчетливо слышится за ним? Какими предстают образы героев? (Вероятно, ученики укажут на чувство печали и отчаяния. Жизненные пути героев разошлись, но они не могут жить друг без друга, потому что счастье без любви невозможно ).

Как вы думаете, зачем мы начали наш урок с этого стихотворения, ведь дома вы должны были прочитать рассказ А.П. Чехова? (Потому что сегодня мы будем говорить о любви и о счастье ).

Вы абсолютно правы.

II . Вступительное слово учителя. Постановка темы и целей урока.

Любовь – дар богов, шанс, который дается человеку, чтобы изменить себя, увидеть мир в истинном свете. Каждый из нас проходит в жизни через это непростое испытание. Вот и сегодня в центре нашего внимания рассказ А.П. Чехова «О любви», а тема урока – « Рассказ А.П. Чехова «О любви» как история об упущенном счастье » (Слайд 1) . На уроке нам предстоит проследить мысль о том, какую роль могут сыграть сомнения в человеческой жизни, а также рассмотреть идейно-художественное своеобразие этого рассказа (Слайд 2) .

Обращаю ваше внимание на эпиграф к нашему уроку. Это слова Л.Н. Толстого, к чьему творчеству мы обращались с вами совсем недавно: « » (Слайд 3) . Как вы понимаете слова Толстого? (ответы учащихся ). Вернемся к ним в конце урока.

Рассказ напечатан в 1898 г. в № 8 «Русской мысли». Этот рассказ имеет биографическую основу. Детская писательница Лидия Алексеевна Авилова утверждала, что в рассказе «О любви» отражены ее взаимоотношения с Чеховым – «роман, о котором никогда никто не знал, хотя он длился целых десять лет» (Слайд 4) . Опубликованные воспоминания писательницы «А.П. Чехов в моей жизни» переиздавались неоднократно. В них Авилова пишет о том, что после прочтения рассказа «О любви» написала Чехову письмо, в котором благодарила за честь «фигурировать героиней хотя бы маленького рассказа». Авилова нашла в рассказе свои фразы («Когда я ронял что-нибудь, она говорила холодно: "Поздравляю вас"». Под конец Алехин вообще стал раздражать своей нерешительностью Анну Алексеевну). Лидия Алексеевна Авилова пишет уже прямо о Чехове: «Я помню, как я «поздравила» его, когда он один раз уронил свою шляпу в грязь». Воспоминания Авиловой вызвали разноречивые отклики. И.А. Бунин, хорошо знавший Авилову и ценивший в ней «правдивость, ум, талантливость», полагает, что с воспоминаниями Авиловой «биографам Чехова придется считаться».

Однако нужно понимать: несмотря на связь рассказа с жизнью писателя, мы должны видеть в произведении художественные образы, в которых отражаются чувства, свойственные разным людям, может быть, всем людям, жившим в определенную историческую эпоху.

В этом году мы с вами обращаемся лишь к одному небольшому рассказу А.П. Чехова, однако вам необходимо знать, что он составляет часть так называемой «маленькой трилогии», о чем нам расскажет ученица (индивидуальное сообщение ученицы ).

III . Работа по теме урока.

Итак, мы говорим сегодня о любви. Каждый писатель раскрывает это чувство по-своему. Что такое любовь? Как она зарождается? На какие жертвы идут мужчина и женщина ради этого чувства? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Дома вы должны были подготовить рассказ о судьбе и характере Алехина и Анны Алексеевны Луганович, опираясь на следующий план: 1) биографические сведения, 2) история знакомства и описание отношений, 3) реплики героев, 4) внутренний анализ Алехина (Слайд 5) . ( стадия осмысления материала ).

1. Вопросы для работы с текстом :

1) - Что мы узнаем об Алёхине из его рассказа о жизни в Софьино? (Он закончил университет. Судя по рассказу героя, ему очень хотелось заняться науками. Алёхин говорит о себе: «По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный работник». То есть Алёхину чуждо занятие сельским хозяйством. Однако он вынужден заниматься имением, чтобы расплатиться с долгами отца. Для героя рассказа это вопрос чести, но решает он работать «не без некоторого отвращения», «скучал и брезгливо морщился», «спал на ходу». «Я мало-помалу перебрался вниз…» Эти слова Алёхина говорят не только об отказе от культурных привычек, но и о его духовном падении. В первые же годы его избирают в почетные мировые судьи, поэтому герой бывает в городе).

Почему на имении Алехина был большой долг? (Отец задолжал отчасти потому, что много тратил на образование сына. Алехин считает своим долгом выкупить имение отца ).

Но разве для того тратил отец силы и деньги, чтобы сын, получив образование, вопреки своим наклонностям, не реализовал свои знания и стал управляющим имения? (Нет. Алехин ложно понял свой долг перед умершим отцом).

Что же мешает Алехину уехать и начать жизнь, более соответствующую его склонностям и способностям? Только долг отца? (Нет, это ещё и привычка, леность души, нежелание что-то менять в своей жизни ).

2) Что мы узнаем об Анне Алексеевне? (Ей около 22 лет на момент первой встречи с Алехиным, она замужем за Дмитрием Лугановичем, членом окружного суда, человеком вдвое старше нее. На протяжении рассказа мы узнаем, что у них с мужем появляется двое детей ).

3) - О чем говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной Алексеевной? (Он сразу почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери» ).

Как развивались отношения между героями? (Во время второй встречи, почти через полгода, у Алёхина опять возникает то же чувство близости. Анна Алексеевна признаётся, что думала о нём, предчувствовала их встречу. Каждая встреча с Анной Алексеевной производила впечатление «чего-то нового, необыкновенного и важного» для героя рассказа ).

- Подведем итоги первого этапа рассуждений. Были ли готовы персонажи к тому, чтобы полюбить друг друга? (Да). Чем похожи герои? (Они похожи в своем одиночестве и неудовлетворенности жизнью).

2. - Какие вопросы мучают Алёхина и Анну Алексеевну? (Герой задаёт себе бесчисленное множество вопросов, которые, как он считает, оправдывают его: «К чему может повести наша любовь?», «Честно ли это?», «Куда бы я мог вести её?», «Как бы долго продолжалось наше счастье ?» Подобными вопросами задавалась и героиня ).

Словарная работа .

А что же такое счастье ? Дома я просила вас выписать в тетради определение этого слова, которое дается в разных словарях:

В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова дано следующее определение счастья: «Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения».

В «Словаре русского языка» под ред. А.П. Евгеньевой (МАС): « Счастье – 1. Состояние высшей удовлетворенности жизнью, чувство глубокого довольства и радости, испытываемое кем-л. Семейное счастье. Народное счастье. 2. Успех, удача. Счастье в игре. Военное счастье » (Слайд 6) .

Перед учащимися ставится проблемный вопрос :

Почему герои рассказа не могут быть счастливы? Почему они не говорили друг другу о своей любви? Почему не боролись за свое счастье? (Слайд 7) . ( Ответы могут привести к дискуссии : 1. Страх перед новыми отношениями, перед решительным разрывом со старой средой. Алёхин говорит: «Во мне все видели благородное существо». Эта фраза подразумевает, что благородство было внешним. Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные сомнения, неверие в себя и любимого человека привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим. Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни». Примерно то же испытывает и Алёхин. Он понимает, но поздно, «как ненужно, мелко и обманчиво было всё то, что…мешало любить». 2. Герои осознавали свою ответственность перед семьей, детьми, домом, которые мыслились в российском обществе как высшие ценности ) ( стадия рефлексии ).

Когда же Алехин понял свою ошибку? (В вагоне поезда, когда он, скорее всего, навсегда прощается с Анной Алексеевной: «Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе» ).

Заставило ли осознание Алехина изменить свою жизнь? (К сожалению, нет ).

3. - А теперь еще раз ответим на вопрос: что мешает счастью героев, кто виноват; почему мы не слышим назиданий, поучений, оценок автора? К ответу на этот вопрос нас приблизит определение роли основных идейно-художественных особенностей рассказа.

Какую роль играет вставной рассказ о любви Пелагеи к повару Никанору? (Рассказ пронизан мыслью о дисгармоничности жизни. Дисгармонична жизнь Алёхина, упустившего личное счастье, и жизнь семьи Лугановичей, и красивой, деликатной Пелагеи, любившей пьяницу повара, «не подходящего к ней по её душевным и внешним качествам» ).

Какое значение имеют картины природы в рассказе? ( «Серое небо и деревья, мокрые от дождя» – пейзаж подчёркивает скуку, безнадёжность жизни героя. В конце рассказа пейзаж преображается: «…дождь перестал и выглянуло солнце…прекрасный вид на сад и плёс, который теперь на солнце блестел, как зеркало». Природа оставляет впечатление простора, гармонии, свободы, в противоположность той жизни, которую ведут герои ).

Ребята, а как вы понимаете значение слова «футляр»? (ответы учащихся ). Как вы думаете, кто живет «футлярной жизнью» в рассказе? (ответы учащихся ). Мы сегодня только коснулись важной проблемы, которой Чехов посвятил не одно свое произведение. К более подробному ее анализу мы с вами вернемся в старших классах.

IV . Итог урока, выставление оценок.

Решение основной проблемы урока : что мешает счастью героев ?

Давайте еще раз вернемся к нашему эпиграфу: « Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье » (Слайд 8) . От чего же зависит счастье человека? (Счастье человека зависит от него самого, от его отношения к окружающему миру, от способности строить гармоничные связи…Любовь, особенно если это чувство взаимно, даёт человеку возможность быть счастливым ).

Как вы понимаете авторское отношение к поставленным перед читателями вопросам (обратить внимание на то, что А.П. Чехов не дает ответов, не диктует правила, он воспитывает в читателе способность рассуждать, мыслить, сочувствовать людям)? (Писатель видел в любви могучую силу, способную всколыхнуть душу человека, побудить его заново посмотреть на свою порой скучную и неприглядную до встречи со своей любовью судьбу и открыть более широкие, чем прежде, горизонты жизни ).

Учитель высказывает своё мнение об уроке: кем доволен, кому нужно работать активнее, выставляет оценки за урок.

V . Домашнее задание.

На следующем уроке мы продолжим говорить о любви. Вы должны прочитать рассказ И.А. Бунина «Кавказ», устно сопоставить сюжеты и героев рассказов Чехова и Бунина. Дать письменный развернутый ответ на вопрос: почему не состоялось счастье героев рассказов Чехова и Бунина ?

Вопрос для сильных учеников: в чем сходство и различие позиций авторов к вопросам любви? (Слайд 9) (дифференцированный подход).

Сообщение о «маленькой трилогии» А.П. Чехова

В 1898 году появляется знаменитая трилогия А.П. Чехова, состоящая из рассказов «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

Формальной сюжетной рамкой, в которую вписаны все три истории – “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”, – стала охота, на которую отправились “высокий, худощавый старик с длинными усами” Иван Иваныч Чимша-Гималайский, служащий ветеринарным врачом, и учитель гимназии Буркин, “небольшого роста, совершенно лысый, с чёрной бородой чуть ли не по пояс”. Охотники рассказывают друг другу истории, причём не вполне охотничьего свойства; один сюжет цепляется за другой, так и возникает цикл рассказов. В центре каждого из них стоит любовная история.

Важную роль в композиции всех трех произведений играет прием «рассказа в рассказе». Истории помещены в обрамление: их не только рассказывают, но и комментируют герои, т.е. автор дает героям возможность самим сделать выводы.

Двух охотников, учителя гимназии Буркина и ветеринарного врача Ивана Ивановича Чимши-Гималайского, застигла ночь, и они, расположившись в сарае деревенского старосты, коротают время за разговорами. Учитель вспоминает историю своего бывшего сослуживца – Беликова. Это и составляет главное содержание рассказа «Человек в футляре».

В другой раз охотников застает в дороге проливной дождь, и они, укрывшись от него в усадьбе помещика Алехина, продолжают свои воспоминания – о том, во что превратилась мечта, рассказывает Чимша-Гималайский («Крыжовник»), а Алехин рассказывает о своей любви к Анне Алексеевне («О любви»).

Все три истории происходят в прошлом, а настоящее дает только толчок к воспоминаниям.

Серость, мелочность, мещанство – все то, что так ненавидел Чехов, непримиримым врагом чего являлся, поглотили общество конца XIX века, проникли во все стороны человеческой жизни. Именно этому посвящена трилогия, состоящая из рассказов «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». В последнем рассказе, о котором сегодня мы говорим на уроке («О любви»), Чеховым ставится вечный вопрос: что важнее для человека – личное счастье или устоявшаяся, привычная, порой бессмысленная жизнь.

Дополнительное задание (если останется время в конце урока)

Попробуйте найти внутреннюю эмоциональную связь между рассказом А.П.Чехова «О любви» и стихотворениями Э. Асадова «Любовь и трусость» / В. Тушновой «Мы шли пустынной улицей вдвоём».

(Тексты стихотворения лежат на столах у учащихся) (Приложение 1)

Э. Асадов

ЛЮБОВЬ И ТРУСОСТЬ

Почему так нередко любовь непрочна?

Несхожесть характеров? Чья-то узость?

Причин всех нельзя перечислить точно,

Но главное все же, пожалуй, трусость.

Да, да, не раздор, не отсутствие страсти,

А именно трусость – первопричина.

Она-то и есть та самая мина,

Что чаще всего подрывает счастье.

В.Тушнова

Мы шли пустынной улицей вдвоём

В рассветный час, распутицу кляня.

И, как всегда, под самым фонарём

Ты вдруг решил поцеловать меня.

А нам с тобой навстречу в этот миг

Весёлые студенты, как на грех:

Мы очень, видно, рассмешили их –

Так дружно грянул нам вдогонку смех.

Их разговор примерно был таков:

Видали вы подобных чудаков?

И впрямь чудак, ведь он не молод: - Да,

Но и она совсем не молода!

Ты сердишься за дерзкие слова?

Но что же делать – молодёжь права.

Попробуй на меня когда-нибудь

Пристрастным взглядом юности взглянуть.

Давай простим их неуместный смех:

Ну, где ж им знать, что мы счастливей всех?

Ведь им прожить придётся столько лет,

Пока поймут, что старости-то нет!

Этим летом мне удалось провести две недели в Эшториле, небольшом португальском городке, до которого от Лиссабона менее часа езды. В том самом Эшториле, где воскресным утром 24 марта 1946 года в «Hotel do Parque» скончался Александр Алехин.
Мне уже приходилось бывать в Португалии, и с помощью друзей я пытался больше узнать о связях моего великого соотечественника с этой страной, о подробностях его смерти и захоронения в Лиссабоне, где его тело покоилось в течение десяти лет, прежде чем было перевезено в Париж и перезахоронено на кладбище Монпарнас весной 1956 года.

В Шахматной федерации Португалии мне любезно перепечатали два негатива, относящиеся к самому первому визиту чемпиона мира в Португалию. Произошло это в феврале 1940 года. Алехина с женой (дама с двумя котами на руках - Грейс Уисхар) встречали представители федерации и журналисты (четвертый слева - мастер Франсишку Люпи). На фотографии мы видим Алехина в приподнятом настроении. Пожалуй, в слишком приподнятом.

Как позже вспоминал Люпи, его манеры показались португальцу чуть-чуть театральными. Мог ли Алехин тогда предполагать, что спустя шесть лет именно здесь, в Португалии, встретит он свой смертный час?

Напомню, что в сентябре 1939 года на Олимпиаде в Буэнос-Айресе, будучи капитаном французской сборной, Алехин не вывел свою команду на матч с немцами в знак протеста против нападения Германии на Польшу. И только в январе он возвратился в Европу. Через две недели после встречи в Лиссабоне Алехин прибыл в Париж, вступил добровольцем во французскую армию и летом 1940 года попал в плен к немцам. Остальное известно...

В последний раз он приехал в Португалию в 1945 году уже по окончании войны, из Испании. Напрашивается мысль, что страдающий от одиночества и болезней чемпион мира надеялся переждать там опасное время, когда повсюду в Европе искали и судили военных преступников и коллаборационистов. Можно представить эти месяцы жизни великого шахматиста: осень и зима в в чужом провинциальном Эшториле, шум бурного океана, полупустой отель, где его держат фактически из милости, никаких контактов с женой, отчаянные письма бывшим друзьям, в которых он пытается оправдываться. И все это на фоне тяжелой гипертонии (давление до 280), безденежья и алкоголя - то, что остается от редких гонораров за комментарии к партиям и сеансы одновременной игры, которые удается организовать Люпи, уходит на коньяк.

Единственным лучом надежды в этой отчаянной ситуации явился вызов на матч за мировое первенство. Алехин получил телеграмму от Ботвинника в начале февраля 1946 года, через полтора месяца его не стало...

В лиссабонском морге «Сamro Santana» мне удалось познакомиться со свидетельством о смерти Алехина. Можете представить себе мои чувства, когда я впервые держал в руках этот документ. Он составлен 27 марта 1946 года, но неясно где - в институте судебной медицины, штамп которого стоит внизу, или в самом морге, где тело оставалось до дня похорон 16 апреля.

По словам моей португальской приятельницы (между прочим, ее отец помнит умершего в конце 60-х годов Люпи), текст оригинала довольно неуклюж, что и отразилось на русском переводе:

«В 11 часов 24 марта 1946 года в «Hotel do Parque» в Эшториле в результате удушения, последовавшего после закупорки верхних дыхательных путей куском мяса, скончался Александр Алехин, мужского пола, 53 лет, по профессии адвокат и профессиональный шахматист, рожденный в Москве - Россия, натурализовавшийся во Франции, проживавший во Франции по адресу 11-бис, улица Шекшер - Париж, законный сын Александра и Агнессы Прохоровых, Покойный был женат на Грейс Алехиной. Неизвестно, остались ли после покойного потомки или кто-то с правом наследования, оставил ли он какое-либо имущество или завещание, [поэтому] тело будет захоронено на первом кладбище Лиссабона. Составил Аздрубал д"Акияр, женат, по профессии врач, проживает в Амадоре. Настоящее свидетельство составлено в этой конторе в 3 часа пополудни, прочитано, обсуждено и заверено мной, нотариусом Марией Терезой да Кошта Монтейру. Расходы - 3 эшкудо. Институт судебной медицины Лиссабона и отдел гражданских регистрации 27 марта 1946 года».

Три эшкудо стоило составить у нотариуса этот незамысловатый документ. Через 46 лет, чтобы снять с него копию, я заплатил 400!
Меня, как, наверное, и вас, читатель, поразила причина смерти - удушение в результате закупорки верхних дыхательных путей куском мяса! Инфаркт, о котором сообщали газеты, здесь даже не упоминается.

В последующие годы в португальской и испанской прессе появилось немало статей о смерти Алехина -«Тайна 43-й комнаты», «Агония гения», «Многострадальная жизнь Алехина» и т.п.

Хочу привести почти целиком статью Вашку Сантуша «Таинственная смерть» («Diario de Noticias», апрель 1986), где речь идет об известной фотографии мертвого Алехина

«Можно подумать, что шахматный волшебник спит, мечтая о предстоящей встрече за титул чемпиона мира с Ботвинником в Москве, куда бы он вернулся после 25 лет добровольного изгнания... Но нет. Алехин спит вечным сном, он мертв, с застрявшим в его горле куском мяса.

Несомненно, фотография подготовлена, специально скомпонована так, чтобы выглядеть по возможности естественной. Не отсюда ли расхождения в деталях, обстановке и многочисленные противоречия в различных алехинских биографиях? Так, испанец Пабло Моран в «Агонии гения» пишет: «Он кажется спящим в большом кресле, голова отклонена назад (скорее налево. - Д.П.), ноги покрыты одеялом, перед ним шахматная доска и комментарии к партии Медина - Рико из чемпионата Испании в Бильбао 1945 года».

На нашем снимке одеяла не видно и, что важно, выражение лица Алехина не говорит о смерти от удушения. Артур Портела, наряду с другими обозревателями, отметил перед похоронами: «Говорят, что он подавился куском мяса, но это не было основной причиной смерти, а просто совпало с инфарктом».

Описания стола перед Алехиным никогда не совпадают. Слуга отеля, который первым обнаружил труп, утверждал, что вчерашний ужин был не тронут, однако салфетка видна развернутой. Говорят также, что Алехин ел без ножа (из-за трясущихся рук алкоголика или из страха самоубийства), однако на одном из снимков можно видеть ручку ножа. Наконец, если Алехин комментировал партию, почему на доске начальная позиция? Поистине, это была необычная и таинственная смерть».

А теперь о месте первого захоронения Алехина. Это семейная усыпальница шахматиста Франсишку Эстевеша на «Alto de Joao» (по-русски - кладбище святого Иоанна) в Лиссабоне. Произошло это 16 апреля 1946 года в 11 часов 50 минут. К сожалению, книга записей кладбища оказалась так велика, что с нее не удалось снять копию (книгу невозможно было поместить на копировальную машину). Упомяну лишь, что номер могилы был 5884, на пересечении дорожек 4 и 29. Сейчас на этом месте нет ни памятника, ни обелиска, ни даже простого упоминания о временном захоронении. Ничего нет... Многострадальная судьба была уготована Алехину и после смерти.

Статьи по теме: